Поэма Некрасова Княгиня Трубецкая: сочинение

Образ русской женщины в поэме Некрасова «Русские женщины»

Образ русской женщины в творчестве Некрасова

(321 слово) Русский писатель Н. А. Некрасов в своих многочисленных произведениях, пристальное внимание уделял женским образам. Произведения писателя отражают силу духа, верность и красоту души россиянок.

Героини Некрасова – это сильные и храбрые женщины. Раскрывая характер дам, писатель с четкостью описывает их нелегкую жизнь, их высокие чувства. Он тонко чувствовал тяжелую судьбу женщин, которые не знали, что такое быть слабыми, свободными личностями, ведь на их плечах громоздилось обильное хозяйство.

Тяжелую участь девушек и их нравственный подвиг писатель ярко описывает в поэме «Русские женщины». Княгини Трубецкая и Волконская, представительницы высшего общества, до некоторых пор не знавшие трудностей, остаются благородными, верными женами арестантов. Несмотря на осуждения родственников, чиновников, царя, героини отправляются за своими мужьями, заранее зная, какие муки их ожидают в холодной Сибири. Некрасов в этом произведении показывает подвиг женщин во имя любви. Они готовы отстаивать свободу, не только своих близких, но и всего народа, давая понять, как великодушна и глубока натура русской красавицы.

В произведении «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов знакомит читателей с простой крестьянкой. Жизнь главной героини Матрены Тимофеевны – марафон с препятствиями за куском хлеба. Сразу же рисуется образ сильной женщины на тернистом пути, но стойкость и желание жить помогают ей пережить травлю в доме мужа, потерю ребенка, тяжелейший труд и нужду. Выдержав все испытания, она сумела освободить супруга от рекрутства, защитив свою семью ценой невероятных усилий. Несмотря на все мытарства, она была отличной хозяйкой и надежной работницей.

Стихотворение «Тройка» Некрасова тоже затрагивает тему крестьянства. Молодая девушка, мечтающая о свободе, погружается в мир грез, но реальность не оставляет ее в покое. Писатель заранее говорит о ее судьбе, что не быть ей свободной и счастливой: «За неряху пойдешь мужика», — в этом и горьком сетовании содержится вся суть действительности простого народа. Стихотворение полно драматизма и сочувствия к героине, которая достойна лучшего, но получит лишь надругательство над ее красотой и молодостью.

Женщина в произведениях Некрасова является жертвой социальной несправедливости, она всегда вынуждена преодолевать препятствия, но именно в этих усилиях видится ее добродетель, которую так воспевает поэт.

Автор: Наталия Данилкина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Художественные особенности

Первая глава, посвященная Трубецкой, написана двухсложным размером, ямбом. Она логически делится на две части. В первой части с грустью и печалью рассказывается о том, как девушка прощается с отцом, а во второй ее дорога в Иркутск. Пребывания в дороге оказывается интересным по некрасовской манере изображения: она то спит и ей что-то снится такое, что невозможно отличить от яви, то она грезит просто наяву. Автор пытается показать, что девушка действует на одном порыве.

Но второй части уже нет такого надрыва, а все идет спокойно и ритмично. Теперь поэт использует трехсложный размер, амфибрахий, который необходим автору, чтобы показать разговорный уровень этой части. Меняется и интонация, и даже повествование уже ведется от первого лица. В этой части уже нет никаких отрывочных действий, а все идет плавно, как будто это семейные воспоминания: детство, гордость за отца, выход в свет и замужество. Автор старается придерживаться записок Марии Николаевны, которые сохранились. Поэтому идет такое подробное описание о том, как жили сами декабристы и их семьи в Сибири. Кстати, в первой части этого нет, а вот во второй части и Трубецкая, и Волконская встречаются в дороге и уже вместе добираются до того места, где находятся их мужья.

Свидание жен со своими мужьями – ссыльными как раз и придает всей поэме завершенность. Теперь сюжет становится, как чем-то целым и единым.

Судьба русской женщины в произведениях H. А. Некрасова

Судьба русской женщины в произведениях H. А. Некрасова

1. Судьба русской женщины в творчестве Некрасова.

2. Образы крестьянок в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос».

3. Жены декабристов в поэме «Русские женщины».

Ключи от счастья, женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У бога самого!

«Кому на Руси жить хорошо»

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в своих произведениях обращался к темам наиболее актуальным и острым для его времени: судьба простого народа, любовь к родной земле, гражданская позиция поэта. Волновала писателя и такая тема, как Судьба русской женщины; она занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героини его стихотворений и поэм принадлежат к разным социальным слоям: это и простые крестьянки, и княжны. Их обаятельные черты как бы сливаются в один неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», в котором находят воплощение народные представления о настоящей красавице: «Красавица миру на диво, / Румяна, стройна, высока, / Во всякой одежде красива, / Ко всякой работе ловка».

Русская женщина в произведениях Некрасова богато одарена высокими душевными качествами. В образе русской крестьянки поэт показывает человека, не потерявшего веру, не сломленного никакими испытаниями и горестями. Некрасов восхищается ее стойкостью перед лицом невзгод, гордостью и чувством собственного достоинства, ее неустанной заботой о семье и детях.

Ярким примером такой героини может служить Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Простая русская женщина искренне и безыскусно рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе правдиво отражены житейские невзгоды всех русских крестьянок того времени: приниженное, зависимое положение, разлука с мужем, боль матери, потерявшей сына, неизбывная нищета. Но она достойно перенесла все это:

Читайте также:
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

«Ходила с гневом на сердце, / А лишнего не молвила / Словечка никому».

Несмотря на все лишения, Матрена Тимофеевна не потеряла уважения к себе, в ее рассказе прорывается и протест: «В груди у них нет душеньки… / На шее — нет креста!» Судьба русской женщины сравнивается у неё с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!» Подтверждением этих слов является и Судьба русской женщины Дарьи, героини другой поэмы Некрасова — «Мороз, Красный нос». Непосильна доля крестьянки, которая вынуждена взять на себя не только женскую, но и всю мужскую работу, и в конце концов погибает. Ее горестная участь также воспринимается как типичное явление:

«Три тяжкие доли имела Судьба русской женщины, И первая доля : с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Постоянные тревоги о семье, воспитание детей, бесконечные изматывающие хлопоты по дому и в поле — все это лежало на Дарье. Она мужественно борется с житейскими трудностями, но мы видим, что овдовевшей женщине не под силу выполнять работу за двоих. Дарья изнемогает под двойным бременем свалившейся на нее утраты и непосильно труда. Вероятно, поэтому она и впадает в сонное оцепенение в лесу, из-за чего и замерзает.

Некрасов искренне сочувствует своей героине и восхищается ею: в образе Дарьи поэт показывает лучшие качества русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочетается с огромным нравственным богатством. Некрасов уверенно утверждает, говоря о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Простая русская женщина терпеливо «и голод, и холод выносит»; в ее душе еще остается место состраданию и пониманию. Дарья отправляется пешком за много верст от дома за чудотворной иконой, которая могла бы излечить ее мужа; а Матрена Тимофеевна простила Савелию-богатырю оплошность, приведшую к гибели ее ребенка. Некрасов воспевает женщин, способных на самопожертвование и нравственный подвиг. Образы княгинь Трубецкой и Волконской, героинь поэмы «Русские женщины», очаровывают с первых страниц поэмы. В этом произведении автор рассказывает о женах декабристов, добровольно разделивших трагическую судьбу своих мужей. Все доводы губернатора в разговоре с княгиней Трубецкой не могут поколебать решения мужественной женщины: «Вам наши кажутся права / Правами — не шутя. / Нет! ими я не дорожу, / Возьмите их скорей! / Где отреченье? Подпишу! / И живо — лошадей». Только бы быть рядом с мужем! И никакие лишения, никакие угрозы ее не остановят на избранном ею пути.

То же самое можно сказать и о княгине Волконской, жизнь которой полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму / Должна я… Так небу угодно. » — с христианским смирением говорит блистательная княгиня, оказавшаяся ныне женой государственного преступника. В этих ее словах звучит и любовь, и чувство долга, и покорность божьей воле, соединившей ее с этим человеком.

Первоначально Некрасов предполагал назвать свою поэму «Декабристки», но впоследствии сменил это название на «Русские женщины». Высокие нравственные качества, характеризующие героинь этой поэмы, — сила духа, самопожертвование, воля, христианское смирение. Вот лучшие черты русской женщины, к какому бы сословию она ни принадлежала. Поэт преклоняется перед нравственной красотой русской женщины:

И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая, мною, Живой любви прекрасные черты. О мать моя, подвигнут я тобой, Во мне спасла живую душу ты.

Популярные сочинения

  • Сочинение по произведению Дубровский 6 класс
    В произведении А.С. Пушкина «Дубровский» происходит противостояние между крестьянами и помещиками. Автор всегда выступал за справедливость и честь человека. В произведении описана история конфликта двух семей
  • Сочинение Любовь Раневская в пьесе Вишнёвый сад (образ и характеристика)
    Раневская Любовь Андреевна ─ главная героиня произведения, разорившаяся помещица, обладающая эффектной внешностью и великодушием. Она считается собирательным образом русского дворянства
  • Сочинение на тему Добро. Что такое добро?
    Что такое добро? Это то, что мы все несем в себе, наша естественная реакция защиты и заботы о ком-то. Это в нас, но мы не можем осознать это, пока мы не дадим ему возможность проявиться

«Русские женщины» — сочинение по поэме Некрасова

«Русские женщины» — сочинение

Поэма Некрасова «Русские женщины» рассказывает о женах декабристов, которые отважно последовали за своими мужьями в Сибирь. Главными героинями поэмы являются княгини Трубецкая и Волконская. Первоначально Некрасов так и планировал назвать произведение — «Декабристки», но позже изменил название. Сделано это было не случайно, ведь автор в поэме не просто рассказывает о прошлом, он еще и соотносит его с настоящим, находит общие черты в характере своих современниц и декабристок. Русские женщины — они ведь всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья. Самоотвержение — это главная черта, которая присуща русским женщинам, не правда ли? Кроме этого, можно назвать и еще несколько характерных черт: верность, чувство долга, щедрость, мужество… Нет, наши женщины действительно достойны того, чтобы им посвящали поэмы! Декабристки приняли отважное решение последовать за своими мужьями, причем сделали они это не только из любви и сострадания, но и из чувства справедливости.

Читайте также:
Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»: сочинение

Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгини Трубецкой, показывает ее романтический настрой, подчеркивает красоту ее поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, — это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращенный к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.

Поэма «Русские женщины» представляет собой воплощение женских образов, которые достойны того, чтобы ими восхищаться и ставить в пример. Произведение доказывает, что образ «русской женщины» — это образ, который принадлежит не какому-то одному социальному слою. Настоящие женщины могут родиться как в крестьянской избе, так и в дворянском особняке. По сути, образы княгинь в поэме Некрасова — это обобщенные образы, которые вобрали в себя лучшие качества женщин. Автор действительно восхищается декабристками их героическим поступком. Целеустремленность, сила духа, стойкость к жизненным невзгодам — вот те качества, которые воспеты в поэме и которые неизменно вызывают уважение у читателей произведения. Могут ли современные женщины похвастаться таким набором качеств характера? Несомненно, могут, ведь изменились только внешние обстоятельства, а внутри русские женщины так и остались — Русскими Женщинами с большой буквы!

Если вам понравилось сочинение по поэме «Русские женщины», обратите внимание на сочинения по другому творчеству Некрасова:

  • Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Русские женщины»
  • «Русские женщины», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • Образ княгини Трубецкой в поэме «Русские женщины»
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)

Автор: Guru · 17.09.2018

Многогранная женская душа всегда поражала Некрасова, и почти в каждом его произведении можно встретить этому подтверждение. Казалось бы, поэму «Русские женщины» уместнее было бы назвать «Жены декабристов» или, как задумывал автор, «Декабристки», но поэт хотел показать своему читателю больший масштаб решительности, смелости и силы наших соотечественниц в различных ситуациях.

История создания

Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.

Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).

Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.

Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.

Жанр, направление

По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.

В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.

Образы и символы

  1. Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли
  2. Княгиня Волконская. В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.
Читайте также:
Характеристика художественного мира Н. А. Некрасова: сочинение

Темы, проблемы и настроение

  1. Основная тема – преданность жены, которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».
  2. Бал. Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.
  3. Дорога. Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.
  4. Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России. В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.

Основная идея

Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все прграды.

Средства художественной выразительности

Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»), эллипс, еще называют эллипсис («Направо — Енисей»).

Читайте также:
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н. А. Некрасова: сочинение

Также мы видим метонимию («А секретарь отца (в крестах…)»), инверсию («в мир живой»; «И детство резвое шутя проносится»), оксюморон («живой мертвец»), риторический вопрос («Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак. »), метафоры («Та рука досель мне руку жжет…»; «Кипит больной, усталый ум»; «Пропали горы»), гиперболу («Изящно убран пышный зал, огнями весь горит») и олицетворение («Танцует, ест, дерется голь»; «Тоскует сердце»).

Анализ стихотворения Некрасова Русские женщины

Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины» – лучшее сочинение

Поэма “Русские женщины” Н.А. Некрасова имела первоначальное название “Декабристки”. Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, – он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

Поэма состоит из 2 частей “Княгиня Трубецкая” и “Княгиня Волконская”, в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком “Бабушкины записки” написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой – более задушевный, доверительный.

Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями.

Такое поведение жен декабристов выказывает их высокое гражданское сознание, изменяет отношение к русским женщинам, удел которых по всеобщему мнению лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.

Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни.

Однако женщина непреклонна, она уверенна, что всякая жена должна разделить участь мужа. В этом и есть подвиг жен декабристов,- в самопожертвовании во имя любви, справедливости и сострадания.

  • Роль диалога в поэме Некрасова «Русские женщины»

В начале 70-х годов XIX века Н.А. Некрасов создает поэму «Русские женщины».

Анализ поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

Тема произведения Н.А.Некрасова “Мороз, Красный нос” – это нелегкая.

Пожалуйста. нужно сочинение образ княгини трубецкой в поэме «русские женщины»

Н.А.Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей.

Сочинение. образ русской женщины в лирике н. а. некрасова

“Есть женщины в русских селеньях. “(По произведениям Н. А. Некрасова)Я.

Образ русской женщины в творчестве Некрасова

(По поэмам “Мороз, Красный нос”, “Русские женщины”)«Величавая славянка”.

Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма-эпопея создавалась несколько лет. Автор пытался изобразить.

Анализ поэмы Некрасова «Саша»

Поэма «Саша» является первой в творчестве известного русского поэта.

Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины»

Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова имела первоначальное название «Декабристки». Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, — он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

Поэма состоит из 2 частей «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская», в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком «Бабушкины записки» написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой — более задушевный, доверительный.

Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями.

Такое поведение жен декабристов выказывает их высокое гражданское сознание, изменяет отношение к русским женщинам, удел которых по всеобщему мнению лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.

Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни.

Однако женщина непреклонна, она уверенна, что всякая жена должна разделить участь мужа. В этом и есть подвиг жен декабристов,- в самопожертвовании во имя любви, справедливости и сострадания.

«Русские женщины» – сочинение по поэме Некрасова

«Русские женщины» – сочинение

Поэма Некрасова “Русские женщины” рассказывает о женах декабристов, которые отважно последовали за своими мужьями в Сибирь. Главными героинями поэмы являются княгини Трубецкая и Волконская. Первоначально Некрасов так и планировал назвать произведение – “Декабристки”, но позже изменил название. Сделано это было не случайно, ведь автор в поэме не просто рассказывает о прошлом, он еще и соотносит его с настоящим, находит общие черты в характере своих современниц и декабристок. Русские женщины – они ведь всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья. Самоотвержение – это главная черта, которая присуща русским женщинам, не правда ли? Кроме этого, можно назвать и еще несколько характерных черт: верность, чувство долга, щедрость, мужество. Нет, наши женщины действительно достойны того, чтобы им посвящали поэмы! Декабристки приняли отважное решение последовать за своими мужьями, причем сделали они это не только из любви и сострадания, но и из чувства справедливости.

Читайте также:
Счастье в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгини Трубецкой, показывает ее романтический настрой, подчеркивает красоту ее поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, – это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращенный к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.

Поэма “Русские женщины” представляет собой воплощение женских образов, которые достойны того, чтобы ими восхищаться и ставить в пример. Произведение доказывает, что образ “русской женщины” – это образ, который принадлежит не какому-то одному социальному слою. Настоящие женщины могут родиться как в крестьянской избе, так и в дворянском особняке. По сути, образы княгинь в поэме Некрасова – это обобщенные образы, которые вобрали в себя лучшие качества женщин. Автор действительно восхищается декабристками их героическим поступком. Целеустремленность, сила духа, стойкость к жизненным невзгодам – вот те качества, которые воспеты в поэме и которые неизменно вызывают уважение у читателей произведения. Могут ли современные женщины похвастаться таким набором качеств характера? Несомненно, могут, ведь изменились только внешние обстоятельства, а внутри русские женщины так и остались – Русскими Женщинами с большой буквы!

Если вам понравилось сочинение по поэме «Русские женщины», обратите внимание на сочинения по другому творчеству Некрасова:

Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова Русские женщины, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.

Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины”, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.

Поэма Некрасова «Русские женщины» была задумана автором для того, чтобы показать дух русского человека, особенно женщины. По основному содержанию произведение можно было назвать «Жены декабристов», но Некрасов хотел показать больший масштаб женской решимости, несломленности в разных обстоятельствах.

Поэт не раз в своих произведениях описывает образ женщины. В «Русских женщинах» взор обращен к представительницам дворянства, которых должна была устраивать их жизнь.

Но все меняется после того, как мужья героинь были задержаны и приговорены к каторжным работам в Сибире. Хоть Некрасов не был свидетелем происходящих событий, но, основываясь на документах, мемуарах, записках очевидцев, автор воссоздает образы героинь, объединяя в них мужество, выносливость, преданность многих женщин.

Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей, в которых описываются истории двух разных княгинь. Женщины решились на непредвиденный поступок — последовать в Сибирь, чтобы быть рядом со своими любимыми, оказать моральную поддержку. Такое событие не должно быть забыто потомками, поэтому Некрасов рисует все в реалистичных тонах.

Для Трубецкой и Волконской решение покинуть родной дом далось нелегко. Они понимали, что будут лишены всего, не смогут увидеть своих родных. Марии приходится пожертвовать даже родным сыном, который совсем мал и нуждается в маминой любви больше всех. Но мысль о том, что когда сын подрастет, он осудит ее за предательство отца, совершившего поступок, попытавшегося свергнуть режим, улучшить жизнь народу, придает ей решимости.

Повествуя в поэме о трудностях, которые возникли на пути следования героинь в Сибирь, автор противопоставляет два временных отрезка. Первый — это жизнь до ареста мужей, которая была наполнена спокойствием, яркими красками, приятными событиями. Второй — это реальная жизнь простого народа, измученного бедностью, серостью.

Несмотря на то что Трубецкую и Волконскую пытаются остановить не только родственники, но и высокопоставленные персоны (губернатор, царь) своими угрозами, все восхищены поступком русских жен, которые чтят брачные обязательства.

Создавая поэму, Некрасов хотел подчеркнуть, что русские женщины, независимо от сословной принадлежности, имеют сильный дух, твердый характер, не страшатся проблем, достигая поставленной цели. Только поддержка таких женщин дает силу мужчинам не сдаваться в любых обстоятельствах.

Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины”, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.» / Январь 2016
источник

Послушайте стихотворение Некрасова Русские женщины

Сочинение по произведению на тему: Образ русской женщины в поэзии Некрасова (по поэме «Русские женщины»)

Поэма Николая Некрасова «Русские женщины» – это гимн женской преданности, мужеству и самопожертвованию. После поражения восстания 1825 года многие декабристы были сосланы в Сибирь, а вскоре за ними последовали и их жены, добровольно отказавшиеся от своих дворянских привилегий, обрекшие себя на страдания и нищету. Многие из них расставались со своими детьми, оставляя их на попечение своих родственников и не надеясь уже вновь когда-нибудь с ними встретиться. Не все поддерживали женщин в этом решении, многие просто не понимали и даже упрекали в необдуманности их поступка.

Читайте также:
Подвиг любви бескорыстной по поэме Некрасова Русские женщины, стихотворению Некрасова В больнице и Еду ли ночью по улице темной: сочинение

Поэма «Русские женщины» поражает читателя рассказом о мужестве, благородстве и силе духа жен декабристов. Поэма написана таким языком, который вызывает в душе читателя сильнейший эмоциональный отклик. Первая часть поэмы повествует о княгине Трубецкой, вторая – о княгине Волконской. Они оставляют привычную жизнь, своих родных и друзей ради далекой и пугающей поездки в Сибирь к своим мужьям.

В пути им не раз приходится вспоминать свою счастливую молодость, проведенную в роскоши и благополучии. В дороге их поджидает множество трудностей, которые, тем не менее, не способны остановить их и заставить повернуть назад. Решившись уехать вслед за своими мужьями, знатные дамы теряли все преимущества своего положения. Они теряли право на наследство, не могли рассчитывать на благополучную жизнь. Но даже это не пугало бесстрашных женщин.

Очень интересны разговоры княгини Трубецкой с губернатором при встрече, состоявшейся в Иркутске. Губернатор всячески пытается отговорить «неразумную» молодую женщину от столь рискованного поступка. Но на нее не действуют рассказы о страшном крае, где придется жить среди каторжников. Также ее не пугает перспектива отправиться к собственному мужу пешком, как отправляют каторжников. В результате губернатор вынужден отпустить княгиню. Женщину не пугает мысль о скорой неминуемой смерти, которая подстерегает ее в чужом далеком краю. О чем свидетельствует такая решимость? О потрясающем мужестве и крепости духа. С одной стороны, этим невозможно не восхищаться. С другой стороны, жены декабристов предстают какими-то особыми существами. Они словно проводят черту между собой и окружающими людьми. Теперь им нет пути назад. Теперь они становятся такими же бесправными, как и их мужья. Подвиг этих женщин поистине велик.

Княгиня Волконская оставляет своего маленького сына. Она не в силах отказаться от мужа и жить по-прежнему. Теперь на ней словно клеймо, навсегда отделяющее от окружающих. В разговоре с губернатором Иркутска княгиня Трубецкая отрицает возможность возвращения к светской жизни. Она с гневом отвергает все предположения относительно того, что ей еще может кто-то понравиться.

Что там найду я? Ханжество,

Нахальной дряни торжество

И подленькую месть.

Княгиня говорит, что светское общество давно не привлекает ее, она не желает видеть «продажных и тупых» людей. А теперь ее муж представляется ей совершенно особым человеком, выгодно отличающимся от всех окружающих. Декабристы предстают в глазах своих жен мучениками, почти святыми. Конечно, далеко не каждый человек сможет оценить духовный подвиг жен декабристов. Ведь их можно даже осудить, сказать, что этот поступок был по меньшей мере нелепым и бессмысленным. Во имя чего была принесена такая жертва?

Ответ на этот вопрос довольно прост. Во имя любви. Жены декабристов хотели быть рядом со своими любимыми, разделить те страдания, которые выпали на их долю. Их не пугали невзгоды и лишения, они хотели своим присутствием скрасить жизнь узников. И им в какой-то степени это удалось.

В поэме рассказывается о двух женщинах, в характере которых очень много общего. Они потрясающе сильны духом, несмотря на свою хрупкую наружность и отсутствие жизненного опыта. Они еще совсем молоды, у них вся жизнь впереди. Но место свое они видят рядом с мужем. Подвиг жен декабристов – это подвиг во имя любви, чести и долга. Далеко не каждая женщина способна решиться на такой шаг, именно поэтому этими отважными и благородными женщинами восхищаются даже спустя века.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»

Автор: Guru · Опубликовано 14.10.2020 · Обновлено 17.10.2020

Одно из главных направлений лирики знаменитого русского поэта Н. А. Некрасова — это описание реальной действительности без прикрас, не скрывая ее пороки и несовершенства. Именно в некрасовской поэзии перед читателем раскрывается невеселая повседневность рядового обывателя, выраженная в стихах. Неприглядная картина жизни обычной русской женщины в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» характерна для творческого периода Некрасова тех лет, когда в своих стихах он часто обращается к описанию нелегкой доли униженных и несчастных людей.

История создания произведения

Стихотворное произведение «Еду ли ночью по улице темной…» поэт написал в 1847 году и напечатал в издании «Современник». Как описывают биографы поэта, когда Некрасов впервые прочел стихотворение перед широкой публикой, слушатели не могли сдержать слез.

Высокую оценку стихотворению дал писатель И. С. Тургенев, который в своих письмах критику Белинскому говорил, что оно буквально «свело его с ума». Восторженно отзывался о стихах и Н. Г. Чернышевский. По его мнению, «Еду ли ночью по улице темной…» одно из тех стихов, «которые долго останутся прекрасным примером русской лирики».

Однако цензура не разделяла подобных восторгов и упрекала Некрасова в безнравственности за честность и открытость, с которой поэт передал атмосферу крайней нищеты и отчаяния.

Жанр и стихотворный размер

Стихи «Еду ли ночью по улице тёмной…» во второй половине девятнадцатого века были популярны среди студентов и исполнялись как баллада, а в начале двадцатого века печатались во многих песенниках.

Направление стихов «Еду ли ночью по улице темной…», — критический реализм. Автор в своих лирических произведениях поднимает тему социального неравенства, рассказывая доступным и понятным языком трагическую судьбу несчастной женщины.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с чередованием женской и мужской рифмы. Некрасов — один из первых поэтов в России, использовавший трехсложный стихотворный размер, сближающий поэтический слог с обычным разговорным стилем.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Н. Некрасова Кому на Руси жить хорошо.: сочинение

Композиция стихотворения

По смыслу произведение можно разделить условно на четыре части.

  • В первой строфе главный персонаж предается воспоминаниям о бывшей возлюбленной и вспоминает ее историю жизни до того момента, как они встретились.
  • Во второй строфе герой ведет повествование об их совместной доле, полной нужды и лишений, а также о смерти сына.
  • В третьей части появляется тема «падшей женщины», когда несчастная «принарядившись, как будто к венцу» принесла домой гроб для мертвого сына и ужин для отца.
  • В заключительной части герой произведения размышляет о том, где сейчас его любимая, как она живет и с кем.

Главная проблема, затронутая автором — это противостояние обычного человека безразличному социуму и причины, по которым жуткие условия существования толкают человека вопреки его взглядам и убеждениям на ужасные поступки, только чтобы выжить.

Образы и символы

Главный герой произведения — добросердечный человек, который в окружающем его благополучии замечает ужасные проявления, присущие современному обществу. Он отзывчив и правдив, и призывает людей проявить гуманизм к тем, кому не посчастливилось появиться на свет в богатой семье и найти сытое место в жизни.

Грустный образ бедной и несчастной женщины, которую нищета и беспросветность вынуждают торговать собой, еще не раз встретится читателям в творчестве отечественных литераторов.

Ненастная погода, полутьма, дождь и пронизывающий холод мрачного Петербурга точно совпадают с трагичным настроением героев, их глубоким страданием.

Основная тема стихотворения

В стихах «Еду ли ночью по улице тёмной…» современники Некрасова, как в зеркале увидели суровое отражение неприглядной действительности. Вот основные темы, затронутые автором.

  • Конечно же, главная тема — это социальная несправедливость и полное равнодушие общество к тем, кого лишения и нужда довели до того, что человек готов переступить через свои моральные принципы, чтобы не умереть от голода.
  • Важная роль отведена и теме самопожертвования. Несчастной матери, у которой на руках только что умер сын, нет денег даже на гроб. Она нашла выход из положения, но не спешит с «печальным признаньем» в своем поступке. Однако герой не осуждает ее. Он понимает, что торговать собой ее заставила лишь крайняя нищета, мучительный голод и желание достойно проводить сына в последний путь.
  • Тема падшей женщины — также одна из ключевых. В этом поступке раскрывается небывалая сила духа, ведь она отрекается от самого сокровенного. Женщина, только что пережившая смерть сына, не может допустить, чтобы ее муж умер голодной смертью, а покойный сын остался без гроба.
  • И еще одна важная тема — это нищета, болезни и голод. Герой и его возлюбленная истощены, измучены болезнями и голодом. Положение их настолько безнадежно, что герой не видит будущего.

Безысходность положения крестьянского сословия пронизывает все стихотворение Некрасова. Может ли человек вырваться из нищеты и несправедливости? Как в подобных обстоятельствах ему прийти к достойной жизни, а не к жалкому существованию? Автор оставляет эти вопросы без ответа, давая читателю простор для раздумий и выводов.

Основная мысль

Главная задача произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — правдиво описать тяжелую судьбу людей, оказавшихся в силу обстоятельств на дне общества. Лирический герой рассказывает нам о несчастной девушке, с детства обреченной на нищету, которой приходилось терпеть пренебрежение и жестокое обращение даже от мужа и родителей. В довершение всего на плечи беззащитной женщины тяжким грузом ляжет еще и осуждение общества за ее падение. И хоть лирически герой и порицает несправедливые законы общества, его проклятия бессмысленны, и не способны изменить существующий порядок вещей. Они лишь промелькнут в его голове и «бесполезно замрут».

Сочинение: Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной. 1847.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “Еду ли ночью по улице темной. ” (1847).

Автор: Некрасов Н.А.

Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной. “, вызвавшее восторженный отклик современников Некрасова – Тургенева, Белинского, Чернышевского, Писарева и др., – с одной стороны, традиционно для самого поэта, но, с другой – принципиально новаторское для русской поэзии вообще. Такая его особенность, как сюжетность, и сам выбор сюжета – судьба женщины в бесчеловечных социальных условиях, приводящих ее к падению – не новы для поэзии Некрасова (вспомним хотя бы стихотворение “Когда из мрака заблужденья. “, 1845). Однако сами сюжетность и выбор сюжета – нарушение традиции, ведь сюжет, в особенности сюжет “низкий”, связанный с нищетой, голодом и вообще социальными проблемами, – явление редкое для донекрасовской русской поэзии. В этом – одно из основных проявлений творческого метода Некрасова, заключавшегося в разрушении привычных норм и канонов, в пародировании их (как во многих других его ранних стихотворениях, например, “Современная ода” и “Колыбельная песня”, 1845, “В неведомой глуши, в деревне полудикой. “, 1846, “Нравственный человек”, 1847 и т.д.), так как только так можно было завоевать себе достойное место в русской поэзии середины – начала первой половины XIX в., когда интерес к поэзии вообще и, в особенности, к традиционной поэзии (Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский и их малозначительные эпигоны), был очень невысок.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем (есть две строки трехстопного дактиля) с перекрестной рифмовкой (чередуются женские – нечетные – и мужские – четные – окончания). Выбор трехсложного размера – еще одно проявление поэтического новаторства Некрасова, ставшим одним из первых русских поэтов, активно употреблявших трехсложники, приближавшие стихотворную речь к разговорной, вместе с тем обогащая поэтический язык. Стихотворение состоит из четырех частей разного размера: первая часть – двенадцать стихов, вторая и третья части – по шестнадцать стихов и четвертая часть – восемь стихов, – что также является отличительной особенностью Некрасовской поэзии: подобное иррегулярное строфическое деление встречается во многих его стихах, например, “Да, наша жизнь текла мятежно. “, “Так это шутка? Милая моя. ” (1850), “Муза” (1851), “О письма женщины, нам милой. ” (1852) и т.д.. Такое разбиение на строфы совпадает с сюжетным членением: первая строфа – воспоминания героя о бывшей возлюбленной до встречи с ним, вторая – рассказ о смерти их ребенка, третья – рассказ о ее падении, четвертая – вновь мысль о том, “где она теперь”.

Читайте также:
Я лиру посвятил народу своему: сочинение

В стихотворении встречается приблизительные и неточные рифмы: “рукой” – “мной”, “темней” – “не лей”, “заснем” – “рядком”, “венцу” – “отцу” и т.д. – явление также редкое для русской поэзии середины XIX в. и ставшее общепринятым и широко используемым лишь в поэзии символистов и поэтов XX века: А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, В.В.Маяковского, С.А.Есенина и др..

В опровержение мнения о “слабой форме” или “безыскусности” некрасовских стихов, бывшего весьма распространенным среди критиков-современников, одной из особенностей этого стихотворения является весьма изощренная звукопись, проходящая через весь текст:

Звукопись эта выделяет несколько основных мотивов стихотворения, одновременно объединяя их: тема судьбы, смерти, гроба (звуки б, р, г, сочетания Ср и рС, С – согласный), тема любви, холода, голода, слез, плача, “мучительной думы” (звуки л и j, шипящие – вспомним традиционную семантику этой звукописи, например в “Мцыри” Лермонтова). Обилие групп согласных (“темной”, “пасмурный”, “друг”, “вдруг”, “брызги дождя”, “пронзительно звонок”, “вдоволь поплакал” и т.д.) делают течение стихотворной речи прерывистым, затрудненным, подчеркивают трагизм описываемых событий.

Другая характерная особенность этого стихотворения – обилие отрицаний: “друг беззащитный, больной и бездомный”, “с детства судьба невзлюбила тебя”, “муж тебе выпал недобрый на долю”, “не покорилась”, “да не на радость сошлась и со мной. “, “он не смолкал”, “слез безрассудных не лей”, “ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил”, “все без изъятья”, “бесполезно замрут” – также свойственна поэзии Некрасова, ср., например, стихотворение “Муза” (1851):

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной

Не помню над собой я песни сладкогласной!

Она гармонии волшебной не учила,

В пеленках у меня свирели не забыла,

Мечтой неясною не волновала ум

И не являлась вдруг восторженному взору

Эти отрицания не только подчеркивают негативное воздействие социальной среды на судьбу человека, но и свидетельство отрицания этой среды поэтом.

Все стихотворение построено на нескольких сквозных мотивах, проходящих через его текст и связывающих его воедино, подчеркивающих его трагизм. Во-первых, это мотив темноты, которым начинается стихотворение: “Еду ли ночью по улице темной, // Бури заслушаюсь в пасмурный день” – продолжающийся во второй части в несколько смягченной форме: “полусвет, полутьма”, – затем усиливающийся: “становилось темней”; эти слова непосредственно предшествуют рассказу о смерти ребенка; в третьей части этот мотив вновь возникает, причем ему вновь сопутствует его противоположность: “В комнате темной зажгли огонек”. Интересно, что эта противоположность несколько снимается звукописью: “темной” – “огонек”, что отсылает ко второй части, где “полусвет” и “полутьма” выступают как синонимы. Это промежуточное состояние между светом и тьмой – характерная особенность Петербурга в лирике Некрасова (а действие стихотворения разворачивается именно в столице, о чем свидетельствуют многие типичные “петербургские” мотивы: сырость, туман, дождь, та же темнота, безысходность душевного состояния героев, смерть от голода и нищеты. Это стихотворение относится к тем, о которых . сказал: “Какой-то город, явный с первых строк, // Растет и отдается в каждом слоге”.), равно как и других поэтов и писателей, разрабатывавших “петербургскую” тему.

К мотиву темноты примыкает важнейшая тема, также связанная с Петербургом, – тема враждебности природы по отношению к человеку. Тема эта выражается в образах “бури”, “дождя”, “холодной” комнаты, в мотиве болезни: эпитет “больной” проходит через все стихотворение: “Друг беззащитный, больной и бездомный”, “больной и голодный // Я унывал, выбивался из сил”; “была ты бледна и слаба” (болезнь, бледность и слабость связаны звукописью в единый фонетико-семантический ряд). Тут же и мотив смерти: “умер ребенок”, “завтра мы оба // Так же глубоко и сладко заснем” (ужас и безысходность жизни героев подчеркивается тем, что единственный положительный эпитет, встречающийся в этом сравнительно крупном стихотворении, – “сладкий” – относится к смерти, а героиня, отправляется на панель, “принарядившись, как будто к венцу”), “три гроба”, “гробик ребенку”, “в гроб положили”.

Во-вторых, это мотив дурного душевного состояния, злобы: “зол был отец твой угрюмый” (злость и угрюмость здесь взаимно дополняют и усиливают друг друга), “муж тебе выпал недобрый на долю: // С бешеным нравом, с тяжелой рукой”, “купит хозяин, с проклятьем, три гроба”, “в разных углах мы сидели угрюмо” (угол, узость пространства – еще один “петербургский” мотив), “угрюм и озлоблен я был” (вновь объединение и взаимное усугубление двух понятий), “злая борьба”. Все люди, весь свет озлоблены и враждебны друг к другу.

Читайте также:
Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Далее, мотив бедности, нищеты, голода: “друг бездомный”, “беден был отец твой”, “голодный”, весь образ неотапливаемой, “пустой и холодной” комнаты, в которой живут герои, такая хотя бы деталь: “пар от дыханья волнами ходил”, “с голоду завтра мы оба // заснем”, необходимость женщине торговать собой, чтобы купить “гробик ребенку и ужин отцу” (вспомним Соню Мармеладову, которая появится менее чем через двадцать лет после написания этого стихотворения: “А тут ребятишки голодные. а чтт тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят! Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают. ” (“Преступление и наказание”, ч. 1 гл. II). Ср. у Некрасова: “Ты ушла молчаливо, // Принарядившись, как будто к венцу, Ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил, // Только мы оба глядели с рыданьем”.), нищета горемычная.

Другой важный мотив – тема одиночества, беззащитности человека наедине со страшным, жестоким миром: “друг беззащитный”, “кто ж защитит тебя?” Туда же относится и мотив равнодушия людей к истинным причинам трагедии:

Все без изъятья

Именем страшным тебя назовут.

Бесчеловечность окружающего мира – основная причина страданий героев.

Важнейший мотив стихотворения – мотив судьбы, понимаемой в социальном смысле как несправедливости общественного строя, обрекающего людей на муки. Этот мотив начинает и завершает стихотворение: “с детства судьба невзлюбила тебя” (причина этого – бедность отца), “или пошла ты дорогой обычной, // И роковая свершится судьба?” “Роковая судьба” – предельное нагнетание трагизма и безысходности, неотвратимость и мучительность страданий возводятся в степень. С этим ключевым мотивом связаны два мотива: с одной стороны, мотив бессилия перед судьбой: “я унывал, выбивался из сил” (ср. “труб заунывные звуки”), образ слабого ребенка, “злая тебя сокрушила борьба”, “только во мне шевельнутся проклятья – // И бесполезно замрут. ” – и, с другой стороны, мотив борьбы с этой судьбой, борьбы с заведомо трагическим исходом: “не покорилась – ушла ты на волю”, “в сердце твоем совершалась борьба” (умереть с голоду – или утратить честь?), “злая тебя сокрушила борьба”. Необходимость бороться и осознание бессмысленности, безысходности этой борьбы повергает героев в состояние ужаса и полной опустошенности. Все это делает стихотворение Некрасова одним из наиболее мрачных трагических в русской литературе.

Анализ стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.06.2020 · Обновлено 29.06.2020

Одним из краеугольных мотивов лирики Николая Алексеевича Некрасова является социальная действительность со всеми её несовершенствами и пороками. Именно его поэзия впервые сталкивает читателя с поэтически обрисованной обыденной жизнью рядового горожанина. Период творчества, на который приходится написание стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…», отмечен частым обращением поэта к описанию жизни несчастных, обделённых, униженных людей. В настоящей статье Многомудрый Литрекон предлагает читателю ознакомиться с анализом стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» по плану, в котором Некрасов живописал тягостную судьбу простой русской женщины.

История создания

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» было создано поэтом в 1847 году и опубликовано в журнале «Современник», который Некрасов за год до этого приобрёл вместе с Иваном Ивановичем Панаевым. По свидетельству мемуариста Некрасова, когда поэт впервые прочёл произведение в кружке Белинского, восторженные слушатели бросились обнимать поэта со слезами на глазах.

Высоко оценил стихотворение Иван Сергеевич Тургенев, писавший Белинскому, что стихотворение Некрасова его «совершенно с ума свело». Не оставило произведение равнодушным и Николая Гавриловича Чернышевского, по мнению которого «Еду ли ночью по улице тёмной…» является одним из стихотворений, «которые останутся долго прекраснейшими из русских лирических пьес».

Однако цензоры были не так благосклонны к произведению, называя его «безнравственным» за предельную откровенность, с которой автор передал в стихотворении состояние бедности, несчастья, крайней нужды.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» написано в жанре баллады и с середины девятнадцатого века часто исполнялось с разными напевами в среде радикально настроенных студентов, а в двадцатом веке вошло во многие песенники.

Направление, которому принадлежит произведение «Еду ли ночью по улице тёмной…», – критический реализм. Некрасов одним из первых обращается в своей лирике к теме социальных проблем, описывая фактичным, почти газетным языком трагический сюжет о нищете и горе русской женщины.

Размер стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – четырёхстопный дактиль, рифмовка перекрёстная (abab), чередуются женская и мужская рифмы. Некрасов был одним из первых отечественных поэтов, начавших использовать трёхсложный стихотворный размер, который сближает стихотворный язык с простой разговорной речью.

Композиция

Произведение состоит из четырёх строф разного размера (первая – 12 стихов, вторая и третья – 16 стихов, четвёртая – 8 стихов) и по содержанию может быть разделено соответственно на четыре смысловые части:

  1. в первой строфе лирический герой вспоминает свою возлюбленную, которую как будто «с детства судьба невзлюбила», и историю её жизни до момента встречи с рассказчиком;
  2. вторая строфа повествует об их нелёгкой совместной жизни, полной лишений, и смерти сына;
  3. в третьей строфе герой рассказывает о том, как его любимая добывает «гробик ребёнку и ужин отцу», появляется мотив «падшей женщины»;
  4. заключительная четвёртая строфа посвящена размышлениям лирического героя о том, где и как теперь живёт когда-то любимая им женщина.
Читайте также:
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Родина: сочинение

Основной конфликт произведения состоит в противостоянии «маленького человека», простой русской женщины, с безразличным обществом. Социальная проблематика – одна из ключевых в творчестве Некрасова, и в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» читатель также может увидеть то, как нечеловеческие условия существования, социальная несправедливость вынуждают человека совершать поступки, на которые он идёт вопреки своим ценностям, чтобы выжить.

Образы и символы

Лирический герой произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — сочувствующий человек, который видит в окружающей действительности ужасные проявления, скрытые от благополучных слоев общества. Он отзывчив, честен и призывает читателя быть более гуманным по отношению к людям, которым не повезло родиться в обеспеченных семьях и устроиться в жизни.

  1. 1.Образ мрачной, слепой к человеку социальной действительности передают пронизывающие всё стихотворение мотивы тьмы и теней: «Еду ли ночью по улице тёмной», «Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!», «Становилось темней», «В комнате тёмной».
  2. 2.Женщина, которую бедность приводит к необходимости продавать себя, «Принарядившись, как будто к венцу», являет собой образ «падшей женщины». Этот образ ещё не раз встретится читателю на страницах отечественной литературы.
  3. 3.Завывания бури в непогожий день, полусвет и полутьма, дождь и холод вызывают перед глазами читателя образ Петербурга. Настроение столицы идеально совпадает с трагичным душевным состоянием героев, их горем и страданием.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» стала отражением того, что волновало всех сочувствующих современников Некрасова.

  1. Основная тема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – социальная несправедливость, равнодушие мира к человеку, который, дабы найти хоть какие-то средства к существованию, вынужден переступить через себя и собственные моральные устои.
  2. Важное место занимает и тема самопожертвования. Мать, потерявшая сына, не может наскрести денег даже на «гробик ребёнку». Она находит способ эти средства добыть, хотя и не сразу решается к нему прибегнуть, да и после не спешит с «печальным признаньем» в совершённом. Но лирический герой не осуждает поступка отчаявшейся женщины, называя её «друг беззащитный, больной и бездомный», ведь продать собственное тело её вынудила нищенская жизнь, нестерпимый голод и желание похоронить сына по-человечески.
  3. Одной из ключевых является в стихотворении тема падшей женщины. В её вынужденном падении читается огромная сила духа, ведь она продаёт самое сокровенное, буквально отрекаясь от себя. Она только что потеряла единственного ребёнка, сама была «бледна и слаба», но всё же не могла позволить мужу умереть от голода, а сына оставить без достойного последнего приюта.
  4. Ещё одна тема, находящая отражение в произведении – тема нищеты, голода, болезни. Сам лирический герой был «больной и голодный», его возлюбленная также истощена горем и нуждой, «вдоволь поплакав» умирает их сын. Безнадёжность положения достигает такой степени, что лирический герой не представляет, как жить дальше:

«С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснём»

Основная проблема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – безысходность положения крестьян. Возможно ли спасение человека из несправедливых социальных условий? Как в существующих общественных условиях ему придти к достойной жизни, а не выживанию? Автор не даёт ответа на этот вопрос, оставляя его для размышлений читателю.

Настроение произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» проникнуто безысходностью, холодом и мраком. Тяжёлая судьба героини, о которой с репортажной чёткостью повествует лирический герой-рассказчик, оставляет у читателя стихотворения горькое послевкусие, навевая тоску, вызывая жалость к «маленькому человеку».

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» состоит в описании тяжёлой доли человека, по воле судьбы оказавшегося на социальном дне. Несчастная девушка, историю которой нам повествует лирический герой, была с самого детства обречена на жизнь в нищете, постоянно сталкиваясь с жестоким и пренебрежительным отношением даже самых близких людей.

Коллекцию всевозможных бед, свалившихся на плечи девушки, пополнит и порицание общества, оставляя её совершенно одинокой, беззащитной. Лирический герой, который, судя по сюжету, также не смог остаться с любимой, понимает, что нет её вины в том, какую жизнь приходится влачить, и проклинает несправедливый общественный уклад. Таков смысл стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…». Только его проклятья бесплодны, не способны ничего решить. Они лишь «шевельнутся» в его мыслях и, в конце концов, «бесполезно замрут» .

Средства выразительности

Несмотря на то, что в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» Некрасов стремится передать сюжет максимально реалистично и ясно, в нём можно встретить немало средств художественной выразительности:

  1. 1.Эпитеты: «улице тёмной», «пасмурный день», «Друг беззащитный, больной и бездомный», «отец твой угрюмый», «муж недобрый», «С бешеным нравом, с тяжёлой рукой», «В комнате нашей, пустой и холодной», «заунывные звуки», «слёз безрассудных», «сидели угрюмо», «сокровенная дума», «голод мучительный», «печальным признаньем», «нищетой горемычной», «злая борьба», «роковая судьба», «именем страшным».
  2. 2.Метафоры: «Сердце сожмётся мучительной думой», «В сердце твоём свершалась борьба», «Зрела в тебе сокровенная дума».
  3. 3.Олицетворения: «судьба невзлюбила тебя», «Пар от дыханья волнами ходил», «шевельнутся проклятия».
  4. 4.Анафора:

«Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: