Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Читайте также:
Женские образы в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню — крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа “величавой славянки”. Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, “В дороге” посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении “Тройка”, рисуя обаятельный портрет “чернобровой дикарки”, автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой “появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг”. Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение “В полном разгаре страда деревенская”. Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Читайте также:
Поиск положительного героя в творчестве Некрасова: сочинение

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую —
Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

На долю Дарьи из поэмы “Мороз, Красный нос” выпадает страшное горе — смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее — утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются на “холст гробовой”. Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества — преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как “горькая вдовица”, “молодая вдова”, ласково называет ее “Дарьюшкой”. Поэт очень неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

Я ли о нем не старалась?
Я ли жалела чего?
Я ему молвить боялась,
Как я любила его!

Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина — последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ “величавой славянки”, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”.

. Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна.
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье. Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, — это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры. Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину. Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого.

В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что “ключи” должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.

Читайте также:
Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

«Образы русских женщин в произведениях Н.А.Некрасова».

Образ русской женщины в творчестве Некрасова

(321 слово) Русский писатель Н. А. Некрасов в своих многочисленных произведениях, пристальное внимание уделял женским образам. Произведения писателя отражают силу духа, верность и красоту души россиянок.

Героини Некрасова – это сильные и храбрые женщины. Раскрывая характер дам, писатель с четкостью описывает их нелегкую жизнь, их высокие чувства. Он тонко чувствовал тяжелую судьбу женщин, которые не знали, что такое быть слабыми, свободными личностями, ведь на их плечах громоздилось обильное хозяйство.

Тяжелую участь девушек и их нравственный подвиг писатель ярко описывает в поэме «Русские женщины». Княгини Трубецкая и Волконская, представительницы высшего общества, до некоторых пор не знавшие трудностей, остаются благородными, верными женами арестантов. Несмотря на осуждения родственников, чиновников, царя, героини отправляются за своими мужьями, заранее зная, какие муки их ожидают в холодной Сибири. Некрасов в этом произведении показывает подвиг женщин во имя любви. Они готовы отстаивать свободу, не только своих близких, но и всего народа, давая понять, как великодушна и глубока натура русской красавицы.

В произведении «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов знакомит читателей с простой крестьянкой. Жизнь главной героини Матрены Тимофеевны – марафон с препятствиями за куском хлеба. Сразу же рисуется образ сильной женщины на тернистом пути, но стойкость и желание жить помогают ей пережить травлю в доме мужа, потерю ребенка, тяжелейший труд и нужду. Выдержав все испытания, она сумела освободить супруга от рекрутства, защитив свою семью ценой невероятных усилий. Несмотря на все мытарства, она была отличной хозяйкой и надежной работницей.

Стихотворение «Тройка» Некрасова тоже затрагивает тему крестьянства. Молодая девушка, мечтающая о свободе, погружается в мир грез, но реальность не оставляет ее в покое. Писатель заранее говорит о ее судьбе, что не быть ей свободной и счастливой: «За неряху пойдешь мужика», — в этом и горьком сетовании содержится вся суть действительности простого народа. Стихотворение полно драматизма и сочувствия к героине, которая достойна лучшего, но получит лишь надругательство над ее красотой и молодостью.

Женщина в произведениях Некрасова является жертвой социальной несправедливости, она всегда вынуждена преодолевать препятствия, но именно в этих усилиях видится ее добродетель, которую так воспевает поэт.

Автор: Наталия Данилкина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Замысел и создание

Однажды Николай Некрасов был представлен Михаилу Сергеевичу Волконскому, с которым в дальнейшем провел много времени. Они вместе охотились и вели долгие разговоры, из которых великий поэт узнал о непростой судьбе его родителей. Сергей Волконский, отец Михаила, как раз относился к тем декабристам, которые были сосланы в Сибирь на каторгу, а его жена, Мария, последовала вслед за мужем. Сам же Михаил родился и вырос в Забайкалье.
Николаю Некрасову была очень интересна тема декабристов, но все свои вопросы с этим человеком он строил так, чтобы не затрагивать политику, а лишь узнать о нравах того места, где долгое время этот человек жил. Поэтом все эти воспоминания он использовал в другой поэме — «Дедушка». Но интерес поэта к этой теме не исчез, а лишь только разгорелся еще больше.

Николай Некрасов стал собирать любой исторический материал, где только могли даваться хоть какие-то сведения о декабристах. Для этого он на все лето уезжает в Карабиху и уже там начинает работу над своей новой поэмой. Первая часть некрасовской поэмы первоначально имело название «Декабристки».

Некрасов не раз говорил своим друзьям, что писать эту поэму очень нелегко, так как постоянно думает о том, чтобы создать такое произведение, которое могло бы пройти любые цензурные запреты. Еще одной проблемой является то, что ему туго приходиться со сбором материалом, так как дворяне стараются совсем не касаться этой темы. Особенно мало материала было по княгине Трубецкой, где пришлось использовать художественный домысел в сцене отъезда и пути настоящей русской женщины. Все лето следующего года поэт посвятил написанию второй главы поэмы. Но из-за того, что исторического материала оказалось очень мало, то исследователи считают описанные события далёкими от того, что было в реальности.

Образ одной из героинь – графини Волконской был воссоздан из небольших записок, которые свято хранил ее сын. Все воспоминания Марии Волконской были написаны на французском языке. Однажды Николаю Некрасову удалось уговорить Сергей Волконского почитать эти записки, а потом он рассказывал в своих воспоминаниях то, как реагировал поэт на все это. Непродолжительное время поэт слушал, но потом вскакивал по несколько раз, нервно подбегал к камину и хватался руками за голову. Сергей Волконский писал:

Читайте также:
В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных. Н. А. Некрасов.: сочинение

«… плакал, как ребенок».

По некрасовскому замыслу в поэме должно было быть не две части, а три. В его черновиках даже сохранились наброски этой самой третьей части, где третьим женским образом должна была стать Александра Муравьева. О ней было известно, что в 1832 году эта женщина умерла на Петровском Заводе. Но к сожалению, поэту так и не удалось осуществить этот замысел. Поэтому на сегодняшний день читатель имеет произведение, состоящее из двух глав. Одна, первая, глава посвящена Екатерине Трубецкой. Считается, что она была создана поэтом в 1871 году. Другая часть поэмы, созданная в 1872 году, написана на основе небольших воспоминаний Марии Волконской и ей посвящена.

Поэт задумывал свое произведение как единое целое, но в котором будет несколько героинь. Поэтому вся некрасовская поэма делится на две части:

⇒ «Княгиня Трубецкая». ⇒ «Княгиня Волконская».

Первая часть поэмы начинается с момента прощания очаровательной и образованной княгини Трубецкой со своим отцом. Граф Лаваль так сильно опечален этим расставанием со своей любимой дочерью, что ему не удается даже сдержать слез. И вот уже читатель видит Екатерину Ивановну, которая находится в далеком пути.

В пути княгиня начинает немного дремать и вот перед ней проносятся балы и все праздники, потом ее воспоминания переносят в детство, в родной дом, который уютно расположился на берегу реки. В ее представлениях и живо рисуется первая встреча с ее мужем. Она, молодая и очаровательная девушка, выйдя за князя Трубецкого, становится хозяйкой в его роскошном доме и всех светских приемов, которые в нем проходят. На эти балы и прием съезжаются люди самых наивысочайших рангов: сановники, послы. А после этого они с мужем уезжают за границу, немного отдохнуть на море. Екатерина Ивановна вспоминает всплеск волн и посещение музеев и дворцов.

Так в дороге проходит время Екатерины Ивановны. И вот, спустя два месяца, она все-таки добирается до большого города, где ее ожидает сам губернатор. Он пытается уговорить её задержаться. Но Екатерина Ивановна упорно ждет новый экипаж, чтобы немедленно отправиться дальше в дорогу. Губернатор даже предлагает княгине вернуться домой, пожалеть своего отца. Пытается губернатор и испугать Трубецкую, рисуя ту жизнь, которая ждет ее впереди: каторжники, драки и разбои, короткое лето и долгая зима, которая в этом крае держится целых восемь месяцев.

И когда губернатор понимает, что уже ничего не может испугать и остановить эту женщину, он старается объяснить, что она навсегда лишиться своего дворянского титула и ее дети не будут иметь никаких прав на дворянское наследство. Но Трубецкая готова на все, чтобы лишь только быть рядом с мужем и поддерживать его всегда: и в горе и в радости. И тогда губернатор обещает княгине, что она пойдет к рудникам по этапу, как ходят преступники и присматривать за ней будут казаки. Но она готова и на это. Поражённый губернатор, видя такую силу воли и стойкость женщины, тут же велит подать экипаж Трубецкой и отправляет как можно скорее ее к месту.

Интересна и вторая глава некрасовской поэмы, которая представляет собой записки другой героини с такой же судьбой. Эти записки адресованы внукам княгини. Начинается рассказ с детства Марии Николаевны. С самых ранних лет очаровательная девушка всегда была окружена множеством поклонников. Когда же пришло время выходить замуж, то она прислушалась к совету своего отца — известного генерала Раевского. Так она стала женой Сергея Волконского, которого в ту пору едва знала.

Мария Николаевна вспоминает о том, как однажды, прямо среди ночи, Сергей Григорьевич ее разбудил и попросил о помощи. Они разожгли камин и стали жечь какие-то бумаги. Никаких вопросов женщина не задавала. После этого муж отвез ее к отцу и сам уехал. В то время она ожидала появление ребенка, но очень сильно волновалась и родные пытались всеми способами ее успокоить. Когда же родственники узнали правду о восстании декабристов не могли решиться на то, чтобы рассказать всю правду: ее муж арестован и находится на каторге.

Читайте также:
Характеристика художественного мира Н. А. Некрасова: сочинение

Когда же княгиня узнала правду, то сразу же решила ехать к мужу. И ничего не могло ее остановить. Но самое тяжелое расставание было с маленьким сыном. Она с ним провела всю ночь, пытаясь выпросить у него прощения за такую разлуку. В дороге она встретила и Пушкина, заехав к своей дальней родственнице. И потом опять долгая и тяжелая дорога, которая все-таки окончилась встречей с мужем.

Сочинение на тему: «Образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос», 5 класс

Николай Алексеевич Некрасов провёл своё детство в имении недалеко от Волги, поэтому он видел жизнь просто народа. В своих произведениях автор также нередко обращался к образу русской женщины, которую он показывает сильной и красивой. Жизнь крестьянок шла в непрерывной борьбе не за хорошую жизнь, а элементарно за выживание. Женщины были лишены всяческих прав, и при этом они были под гнетом собственного положения. Через такие сильные образы женщин Некрасов пытается подчеркнуть неподкупность и хорошие намерения обычных людей.

В поэме “Мороз, Красный нос” в отрывке “Есть женщины в русских селеньях…” он высказывает своё восхищение. Стихотворение повествует о тяжёлой жизни и судьбе женщины в селе. В этом отрывке он рассказывает о крестьянке Дарье, которой после смерти мужа приходится самой все делать: заботиться о семье, воспитывать детей и трудиться в поле. Она старается, чтобы все были сыты и одеты. Автор использует эпитеты и сравнения, чтобы мы живее и ярче смогли её представить. Взгляд сравнивает «со взглядом цариц», а лицо «величаво, как в раме». Автор пытается подчеркнуть как внешнюю красоту, так и внутреннюю. Он представляет Дарью истинной красавицей с правильным чертами лица и не скупится на комплименты. По мнению автора такая женщина способна вынести всё. Она всё может и всё успевает, иногда веселится, чтобы на время забыть о невзгодах. Она любит петь и танцевать, и в такие моменты печаль с ее лица уходит, уступая пусть и ненадолго место радости. Некрасов использует такой приём, как преувеличение, чтобы показать, что русская женщина сильна духом.

Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт.

Автор говорит о том, что самая главная особенность русского женского характера – сострадательная любовь. Несмотря на своё трудное положение, человек не думает о себе, о своём горе, а заботится о других. Автор видит в русских женщинах преданных жен и в то же время сильных матерей. Они испытывают тяжелые физические нагрузки, при этом находят силы, чтобы сохранить семейный очаг. Некрасов и восхищается стойкостью и твёрдостью характера и при этом сопереживает нелегкой судьбе героини. В каждом его четверостишии сквозит нежность и тепло. По мнению автора, русская женщина достойна лучшей жизни.

Я думаю, что автор прав. Если бы не было в России таких сильных духом женщин, то вряд ли наша страна выдержала бы столько испытаний, который на нее сваливались. Женщины наравне с мужчинами всегда защищали и любили свою родину.

Оцените, на сколько материал был вам полезен
[Всего: 1 Средний: 5/5]

Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова.

Простой русской женщине в творчестве Н. А, Некрасова принадлежит одно из центральных мест. Как поэт революционной демократии, Н.А. Некрасов не мог остаться равнодушен к судьбе русской крестьянки, потому что в тогдашней России не было человека более униженного и бесправного, чем женщина.

Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о её душевной красоте.

«В дороге» – повесть о трагической судьбе молодой крестьянки Груши. Эта женщина – жертва крепостничества. Когда Груша была ребенком, помещики для прихоти держали её в барском доме, где она обучалась дворянским манерам. Потом, также из прихоти, её выдали замуж за грубого, невежественного ямщика. Не привыкшая к тяжелому крестьянскому труду, Груша скоро гибнет. Поэт гневно разоблачает помещиков – крепостников. Он пишет о своей героине: «…погубили её господа…»

В стихотворении «Тройка» правдиво рассказано о грустной и вместе с тем типичной судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки. Красивая «чернобровая дикарка» жаждет любви и счастья. Однако её – дочь крепостного крестьянина ждет тяжелая жизнь с нелюбимым супругом. Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слёз, незаслуженных обид:

Будет бить тебя муж – привередник

Читайте также:
Авторское сочинение по поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

И свекровь в три погибели гнуть…

Немало строк посвятил поэт многострадальным матерям-крестьянкам. Вот типичная картина: бездонное, мутно-голубое, выжженное небо, палящее солнце, ни малейшего дуновения ветра; дрожащее, замирающее в вышине звенящее пение жаворонка – это вверху; солёный пот, заливающий глаза, согнутые спины, надоедливая, противная мошкара, призывный плач детей – это внизу. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое изображение нечеловеческого, тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать…

С отменой крепостного права жизнь не улучшилась. Не изменилась и судьба женщин-крестьянок. Поэма «Орина, мать солдатская» – скорбная повесть о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Осталась мать одна со своей великою печалью:

Мало слов, а горя реченька.

Горя реченька бездонная.

Простые женщины и муза Некрасова, «муза мести и печали», – родные сёстры. Гневные, протестующие стихи поэта удивительно напоминают протяжные, задушевные песни о женской доле: та же в них боль, те же слёзы, та же неизбывная тоска. И ещё гнев, тяжелый, непримиримый.

О суровой доле крестьянки говорит поэт в поэме «Мороз, Красный нос»:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына-раба,

А третья – до гроба рабу покоряться.

Рассказывая о тяжелой доле, поэт в то же время верил в могучие силы русского народа, в будущую его победу над эксплуататорами. Поэтому нередко в образе крестьянки воплощал он высокие представления о духовном могуществе, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки», стремящаяся убежать от тяжелой, бесправной судьбы, «от работы и чёрной и трудной», убежать вслед за бешеной тройкой, вихрем промчавшейся мимо. Это и Матрёна Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Образ этой героини как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова подгруппу образов женщин-крестьянок. Судьба Матрёны типична для крестьянской женщины дореволюционной России. Счастливой она была только в детстве. Но и в заботливой родительской семье ей пришлось работать уже «по пятому годку». Много труда, забот и горя выпало на долю Матрёны. Несмотря на то что родители любили её, они выдали девушку замуж, не спросив её согласия.

Жизнь в семье мужа Матрёна называет «адом». Филипп Ильич был хорошим человеком и любил свою жену, но и он бил её иногда. Филипп часто уезжал на заработки, и тогда Матрёна оставалась с его роднёй:

Со свёкром, со свекровушкой,

А есть кому журить!

Матрёна добра и справедлива. Её любовь к мужу и детям самоотверженная. Мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила женщину. В душе Матрёны зреет протест против угнетателей. «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», – говорит она. В её душе таяться неисчерпаемые сокровища любви, верности, благородства, ума. И хотя волнующая повесть о Матрёне Тимофеевне заканчивается притчей о потерянных «ключах от счастья женского», которая символизирует безысходную участь крестьянской женщины в России, поэт твёрдо верит в то, что «ключи» эти найдутся. В галерее женских образов, созданных Некрасовым, выделяется и подгруппа образов женщин из городской бедноты. Как известно, сам поэт, оставшись в Петербурге без всяких средств к существованию, узнал трудную, полуголодную жизнь окраин, трущоб, подвалов. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной. » изображаются суровые подробности драм» бедняков, типичной для столицы. Рисуется холодный! безмолвный и безлюдный темный город. Слепые окна леденящий ветер, тяжелые камни вокруг: из камня дома, камни на мостовой, скрип качающегося фонаря, пляшущий круг света на снегу и одинокая фигура женщины, пошатывающаяся от ветра. Тяжкая, мучительная судьба женщины, выданной замуж за нелюбимого; такая бедность и нищета, когда нельзя даже купить гроб для ребенка, умершего от голода и болезни. Несчастная мать, потерявшая свое дитя; несчастная жена, не знавшая любви. Она вышла на улицу продать себя первому встречному. При чтении стихотворения ясно представляешь все эти «свинцовые мерзости жизни», низводящие женщину до такого состояния. О «многокручинной, многострадальной» русской женщине пишет поэт в стихотворении «Свадьба»:

Ждет тебя много попреков жестоких,

Дней трудовых, вечеров одиноких:

Читайте также:
Поэма Некрасова Княгиня Трубецкая: сочинение

Будешь ребенка больного качать,

Буйного мужа домой поджидать,

Плакать, работать — да думать уныло,

Что тебе жизнь молодая сулила,

Чем подарила, что даст впереди.

Бедная! Лучше вперед не гляди!

Н. А. Некрасов писал и о передовых женщинах своего времени, стремящихся к прогрессивной деятельности на благо общества, народа. Героиня поэмы «Саша», дочь небогатых дворян, сближается с крестьянами: лечит их, пишет для них письма. Это уже новый тип для русской литературы, тип женщины — общественного деятеля. В поэме «Русские женщины» Некрасов создал образы пленительные и величественные, взятые из истории русского освободительного движения, — образы княгини Е. И. Трубецкой и княгини М. Н. Волконской. Этим женщинам присущи смелость, решительность, самоотверженность. Они отказались от богатства и почестей и сознательно последовали за своими мужьями, декабристами, в Сибирь. Их не пугали ни трудности, ни опасности дальнего пути, ни жизнь на каторге. Их уговаривали, им доказывали нелепость их жертвы, им угрожали. Наконец, им просто не разрешали выезд, а они, эти блестящие светские дамы, умницы, изнеженные, выхоленные, прошли через все преграды и оказались сильней многих сильных, отказавшихся от борьбы.

Нет! я не жалкая раба,

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я.

Из этих слов княгини Трубецкой понятно, что она сочувствует революционной деятельности мужа. Некрасов подчеркивает близость жен декабристов к трудовому народу. В уста княгини Волконской вложена такая речь:

Народ! я бодрее с тобою несла

Мое непосильное бремя!

Восхищаясь подвигом «декабристок», Некрасов писал:

Высок и свят их подвиг

Как ангелы-хранители, они

Явилися опорой неизменной.

Женские образы занимают большое место в интимной лирике Некрасова. Замечательны его стихи «Зине», в которых он говорит о своей жене, Зинаиде Николаевне Некрасовой, как о заботливом друге, помощнике в работе:

Помогай же мне трудиться, Зина!

Труд всегда меня животворил.

Многие лирические произведения Некрасова посвящены женщине-матери. Елена Андреевна Некрасова, человеколюбивая и культурная женщина, сыграла большую роль в воспитании будущего поэта:

О мать моя, подвигнут я тобою:

Во мне спасла живую душу ты!

С огромным сочувствием писал Некрасов о матерях-крестьянках, оплакивающих смерть своих сыновей:

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

Так как представления о матери были у Некрасова «святыми» и «великими», то естественно, что в творческом сознании поэта-патриота возник и образ Родины. Впервые этот образ появился в поэме «Саша»:

Родина-мать! я душою смирился,

Любящим сыном к тебе воротился.

Затем он повторяет эти слова в стихотворениях «Свобода», «Что ни год – уменьшаются силы. », в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Именно Некрасову принадлежит честь введения в литературную и разговорную речь величественного выражения «Родина-мать», выражения, бесконечно близкого и дорогого каждому человеку. Так сливаются в поэзии Некрасова лирик и гражданин. Предлагаем читателю образцы сочинений типа групповой характеристики по эпическим произведениям. Интересно, на наш взгляд, проследить варианты сочинений на темы, разные по своей направленности.

Сочинение: Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества.

И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике.

Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец.

Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами. Пророк осмеян еще в юношеских стихах, но и второй образ явно не соответствует некрасовским представлениям: И поэтом, баловнем свободы, Другом лени — не был никогда, — говорит о себе Н. А. Некрасов. Что же можно противопоставить традиции? Н. А. Некрасов первым начинает говорить о снижении роли литературы, представляет поэзию тяжелым и безрадостным трудом: Праздник жизни — молодости годы — Я убил под тяжестью труда.

Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать “красу долин, небес, и моря, и ласку милой”.

Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е.

Читайте также:
Ирония — действенное средство художественной литературы: сочинение

Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Еще в ранний период творчества Некрасов не сомневается: Кто у одра страдающего брата Не пролил слез, в ком состраданья нет, Кто продает себя толпе за злато, Тот не поэт! В 1852 году Н. А. Некрасов пишет стихотворение “Блажен незлобивый поэт. ”. В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, — незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем “мало желчи, много чувства”, его лира миролюбива: Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят.

Незлобивому поэту противопоставляется образ поэта мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья: Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.

Примером такого человека для Н. А. Некрасова становится Н. В. Гоголь. Так Н. А. Некрасов заявляет о противоборстве в русской поэзии эстетского и гражданского направлений и отрицает “чистое искусство”.

В стихотворении 1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и Гражданином: Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать. — призывает Гражданин — один из первых положительных героев лирики Некрасова. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов полемизирует с поэтами, пропагандирующими “чистое искусство”, и утверждает, что поэт в первую очередь должен быть гражданином: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан.

Монологи Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты глубоким патриотическим чувством, в них звучит призыв к борьбе. Как сын не может смотреть на горе и страдание матери, так и поэт не может спокойно взирать на тяжелое положение родины. И Гражданин провозглашает высокий идеал служения отечеству:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь.

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь.

У Н. А. Некрасова также новое представление и о главном поэтическом образе — Музе. Этот образ появляется еще в первом поэтическом сборнике Некрасова “Мечты и звуки”, но там он традиционен, как традиционно и представление о поэте. Зато уже в стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов пишет о том, что не видит перед собой “ласково пою-Щей и прекрасной” Музы. Его Муза другая:

Но рано надо мной отяготели узы

Другой, неласковой и нелюбимой Музы,

Печальной спутницы печальных бедняков,

Рожденных для труда, страданья и оков.

Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода она меня вела.

Так в творчестве поэта появляется образ Музы “мести и печали”. Возникает и новый аспект этой темы: Муза Н. А. Некрасова — простая русская женщина, сестра крестьянки, которую избивают на Сенной площади, сестра народа (стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом. ”, “О Муза! наша песня спета”, “О Муза! я у двери гроба!”): Не русский — взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу.

Через поэзию Некрасова проходит образ оратора, трибуна. Его поэтическое “я” — это не собирательный образ поэта, это именно сам Н. А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в постоянном конфликте с толпой, которая не понимает и не принимает его стихов, высмеивает поэта. Путь человека, решившего служить народу, тяжел — он может остаться для своих читателей безвестным, его клянет толпа, не жалуют современники, да, этот путь воистину тернист: . свой венец терновый приняла, Не дрогнув, обесславленная Муза И под кнутом без звука умерла.

Высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям — суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”, одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству: Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Читайте также:
Я лиру посвятил народу своему: сочинение

Своеобразие лирики Н. А. Некрасова

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Творчество великого русского поэта Н.А. Некрасова занимает видное место в истории русской литературы.

Для лирики главное – состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные через образ лирического героя. Некрасовский лирический герой воплощает в себе черты своего времени, передовые идеалы и нравственные принципы.

Гражданственность всегда была отличительной чертой произведений таких русских поэтов, как К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин и др. Продолжателем этих традиций стал Н. А. Некрасов. Свои взгляды на роль и назначение поэта он выразил в стихотворении “Поэт и гражданин”. Оно построено в форме диалога Поэта и Гражданина.
Герой стихотворения – Поэт, который живо откликается на события окружающей его действительности. Но когда надо было вступить в настоящую, открытую борьбу, он колеблется. За это и осуждает его Гражданин:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Гражданин произносит слова, ставшие впоследствии крылатыми:

Поэтом может ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Именно в этих словах заключается основной смысл стихотворения и всей лирики в целом.

Лирический герой стихотворений Некрасова говорит читателям о том, какой могучий революционный дух жил в самом поэте, какая муза жила в его стихах – “муза мести и печали”, какая жажда борьбы горела в поэте.

Именно лирический герой сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе. Его цель – “толпе напомнить, что бедствует народ”.

Даже в интимной лирике, в стихах о трудной, горькой, иногда трагической любви звучат гражданские мотивы.

Таким образом, лирический герой всех произведений Некрасова – это гражданин:

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Поэтому полны боли за угнетенных и обиженных многие произведения Некрасова. Это и управляющий из “Забытой деревни”, и жестокий помещик из стихотворения “Родина”, и чиновник из “Размышлений у парадного подъезда”. И повсюду слышится стон мужика: “где народ – там и стон. “. И этот народ – русские крестьяне – все терпит. Поэт негодует:

Тем был бы хуже твой удел,

Когда б ты менее терпел!

Во многих некрасовских стихотворениях воспроизводится одна и та же ситуация: встречаются, приглядываются друг к другу представители двух противоположных социальных слоев – барин и мужик, интеллигент и человек из народа.

Примером такого противопоставления служит стихотворение “В дороге”. Некрасов сам ощущал в себе это столкновение двух начал. Он чувствовал себя одновременно и выходцем из дворянского рода, и народным поэтом. На любое явление действительности поэт мог взглянуть с двух разных точек зрения – “барской” и “мужицкой”.

Но с одной стороны:

Я дворянскому нашему роду

Блеска мерой моей не стяжал…

Я настолько же чуждым народу

Умираю, как жить начинал.

Эта проблема – стать дворянином или слиться с народом – осталась для поэта неразрешенной.

Многие произведения Некрасова написаны в чисто “народном” духе. Они созданы соответствующим языком, который передает язык простых крестьян, рассказывающих о своей жизни. Это такие стихотворения, как “Знахарка”, “Катерина”, “Зеленый шум” и другие.
Есть и другие стихотворения, в которых нет ничего народного. Это произведения интимной лирики: “Демону”, “Давно отвергнутый тобой. “, “Как ты робка, как ты послушна. “

Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал:”Гляди!

Сестра твоя родная!”

Многие стихотворения Некрасова близки к песням, в которых заложена душа русского народа. Поэтому некоторые из них так и называются: “Песня Еремушке”, “Песня о свободном слове”. Разговорность и напевность часто встречаются в лирике Некрасова.
Итогом всей поэтической деятельности Некрасова стало стихотворение “Элегия”. Здесь поэт опять говорит о том, что стихи должны быть посвящены народу:

Пуская нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – “страдания народа”.

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она..

Наивысшим счастьем человека Некрасов считает борьбу за счастье народа. Эта мысль найдет свое развитие в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

И как завет звучат снова слова поэта:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте, спасибо всем скажет сердечное русский народ.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Своеобразие лирики Н. А. Некрасова

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Читайте также:
Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Своеобразие лирики Н.А.Некрасова.: сочинение

Творчество великого русского поэта Н.А. Некрасова занимает видное место в истории русской литературы.

Для лирики главное – состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные через образ лирического героя. Некрасовский лирический герой воплощает в себе черты своего времени, передовые идеалы и нравственные принципы.

Гражданственность всегда была отличительной чертой произведений таких русских поэтов, как К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин и др. Продолжателем этих традиций стал Н. А. Некрасов. Свои взгляды на роль и назначение поэта он выразил в стихотворении “Поэт и гражданин”. Оно построено в форме диалога Поэта и Гражданина.

Герой стихотворения – Поэт, который живо откликается на события окружающей его действительности. Но когда надо было вступить в настоящую, открытую борьбу, он колеблется. За это и осуждает его Гражданин:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Гражданин произносит слова, ставшие впоследствии крылатыми:

Поэтом может ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Именно в этих словах заключается основной смысл стихотворения и всей лирики в целом.

Лирический герой стихотворений Некрасова говорит читателям о том, какой могучий революционный дух жил в самом поэте, какая муза жила в его стихах – “муза мести и печали”, какая жажда борьбы горела в поэте.

Именно лирический герой сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе. Его цель – “толпе напомнить, что бедствует народ”.

Даже в интимной лирике, в стихах о трудной, горькой, иногда трагической любви звучат гражданские мотивы.

Таким образом, лирический герой всех произведений Некрасова – это гражданин:

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Поэтому полны боли за угнетенных и обиженных многие произведения Некрасова. Это и управляющий из “Забытой деревни”, и жестокий помещик из стихотворения “Родина”, и чиновник из “Размышлений у парадного подъезда”. И повсюду слышится стон мужика: “где народ – там и стон. “. И этот народ – русские крестьяне – все терпит. Поэт негодует:

Тем был бы хуже твой удел,

Когда б ты менее терпел!

Во многих некрасовских стихотворениях воспроизводится одна и та же ситуация: встречаются, приглядываются друг к другу представители двух противоположных социальных слоев – барин и мужик, интеллигент и человек из народа.

Примером такого противопоставления служит стихотворение “В дороге”. Некрасов сам ощущал в себе это столкновение двух начал. Он чувствовал себя одновременно и выходцем из дворянского рода, и народным поэтом. На любое явление действительности поэт мог взглянуть с двух разных точек зрения – “барской” и “мужицкой”.

Но с одной стороны:

Я дворянскому нашему роду

Блеска мерой моей не стяжал…

Я настолько же чуждым народу

Умираю, как жить начинал.

Эта проблема – стать дворянином или слиться с народом – осталась для поэта неразрешенной.

Многие произведения Некрасова написаны в чисто “народном” духе. Они созданы соответствующим языком, который передает язык простых крестьян, рассказывающих о своей жизни. Это такие стихотворения, как “Знахарка”, “Катерина”, “Зеленый шум” и другие.

Есть и другие стихотворения, в которых нет ничего народного. Это произведения интимной лирики: “Демону”, “Давно отвергнутый тобой. “, “Как ты робка, как ты послушна. “

Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал:”Гляди!

Сестра твоя родная!”

Многие стихотворения Некрасова близки к песням, в которых заложена душа русского народа. Поэтому некоторые из них так и называются: “Песня Еремушке”, “Песня о свободном слове”. Разговорность и напевность часто встречаются в лирике Некрасова.

Итогом всей поэтической деятельности Некрасова стало стихотворение “Элегия”. Здесь поэт опять говорит о том, что стихи должны быть посвящены народу:

Пуская нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая – “страдания народа”.

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она..

Наивысшим счастьем человека Некрасов считает борьбу за счастье народа. Эта мысль найдет свое развитие в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

И как завет звучат снова слова поэта:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте, спасибо всем скажет сердечное русский народ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: