Счастье в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Счастье в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов)

В чем заключается счастье? Кто из живущих на Руси счастлив? Об этом говорится в сочинении по литературе на тему «Счастье в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» считается вершиной творчества Н. А. Некрасова. Она затрагивает вечную проблему человеческой мечты о счастье. Автор рассказывает о том, что люди понимают под словом счастье, какого человека можно назвать счастливым.

Некрасов писал поэму не один год, постепенно собирая материал, добавляя новые главы, новых героев. Он признавался, что собирал ее по словечку. Он хотел, чтобы произведение было понятно всем людям. Произведение написано в соавторстве с народом, так как в нем используются фольклорные традиции, образы, элементы сюжет и композиции.

Начинается поэма с пролога, который напоминает присказку. В прологе обозначается идея произведения: есть ли счастливые люди на Руси и кто они. Поэт использует художественные приемы, чтобы картина им созданная приобрела большой размах. Названия деревень указывают на их типичность, в любой деревне люди живут одинаково. Все они находятся в стране под названием Русь, что расширяет хронологические рамки до Древней Руси. Таким образом, мужики ищут счастливого независимо от места и времени. в современной автору действительности произошли серьезные социальные перемены. Отменили крепостное право, освободили крестьян, общество пошло по пути прогресса, теперь все должны быть счастливы. Мы вместе с мужиками отправляемся в путешествие по пореформенной России, чтобы понять насколько лучше стали жить люди.

Понимание счастья каждым из мужиков Некрасов обозначает в кандидатурах, выдвинутых на роль счастливого. Среди них оказались поп, чиновник, помещик, купец, министр и сам царь. Счастье, по мнению мужиков, составляют такие ценности, как «покой, богатство, честь». Атрибутами величия они считают крупную фигуру, награды, звания. Покупая картинки с изображением генералов, они выбирают осанистых, толстых, грозных, с наградами. Такой полководец, как Суворов, всего скорее не заслужил бы их внимания.

Лука жил у попа в работниках и рассказал, что живет он в тереме, богато, по-княжески. Ест его семья кашу с маслом, пироги с начинкой. Встретили мужики попа, который поведал о своем счастье. Оказалось, что нет ему ни покоя, ни чести. В любое время дня и ночи его зовут к больным, умирающим. Попы тоже не без сердца, тяжело видеть мучения умирающих, горе потерявших близких людей. Богатства большого он тоже сколотить не смог. Рассказывал поп о своей жизни, а крестьяне соглашались с ним. Чужая жизнь кажется лучше и легче, потому что никто не думает о трудностях, с которыми встречаются в жизни другие люди.

Одна из глав называется «Счастливые». Кажется, что сейчас мы узнаем, кто же счастливо живет на Руси. Странники стали на ярмарке счастливых кликать. Они пошли на хитрость: счастливым обещали они налить чарку. Желающих выпить нашлось немало. Каждый рассказывал, в чем его счастье. Дьячок пришел, счастье которого в «благодушестве». Старуха рассказала о богатом урожае репы. Солдат счастлив, что прошел войну, наказания барские, а до сих пор жив. Делились люди своим счастьем «с заплатами», «с мозолями», и странники поняли, «что даром водку тратили». О счастье рассказывают несчастные.

Более подробно останавливается автор на судьбе нескольких персонажей, которых окружающие считают счастливыми. Один из героев Ермил Гирин. Он выходец из мужиков. По характеру честный, трудолюбивый. Окружающие его очень уважают, доверяют ему. Об этом говорит такой случай. Однажды срочно потребовались Ермилу деньги. Он вышел на базарную площадь и попросил у людей взаймы. Ему дали, кто сколько мог. Он всех записал, кто ему занимал, и потом вернул все честно. Только сидит теперь в остроге Ермил, можно ли говорить тут о счастиье?

Решили мужики поискать счастливую среди женщин. Об этом рассказывает глава «Крестьянка». Героиней ее является Матрена Тимофеевна, но образ ее собирательный. Судьба женщины похожа на судьбы многих крестьянок. Это отражает и название главы, в котором автор не использует имя собственное.

Матрена Тимофеевна – женщина красивая, работящая. Дома ее мать жалела, знала, что в чужой семье этого не будет. Выдали ее замуж, увез муж молодую жену в другую деревню. Приходилось ей работать много. Даже, когда она родила ребенка, приходилось на поле трудиться. Из-за этого погиб у нее маленький сын. Оставила она его с дедушкой, а тот проспал, съели Демушку свиньи. Матрена Тимофеевна не боится ни горя, ни трудностей. В народе ее уважают, зовут Губернаторшей. Она добивается своих целей, не сдается. И все же она не считает себя счастливой. «Не дело – между бабами счастливую искать», — говорит она странникам.

Дедушка из новой семьи Матрены Тимофеевны также человек особенный. Она с иронией о нем говорит: «… счастливец тоже был». Их жизни взаимосвязаны. И не только смерть Демушки объединила их. Савелий олицетворяет собой русский бунт. Матрена Тимофеевна научилась у него стойкости, выдержке, умению постоять за себя и своих близких. Некрасов называет Савелия богатырем святорусским. Автор не осуждает каторжанина, скорее он восхищается его поступком, его свободолюбием. Герой стоит на страже земли русской, ее свободы и независимости. Ради своей свободы он готов на все. Он сильный, гордый человек. «Клеймленый, да не раб», — с гордостью говорит он о себе.

По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу Добросклонова, в котором современники Некрасова отмечали сходство с Н. А. Добролюбовым. Он беден, но честен, справедлив. Гриша мечтает о счастье для всех, а не только для себя. Его песня помогает понять, в чем смысл его жизни.

Читайте также:
Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Герой помнит песни матери. С любви к матери началась его любовь к родине, за которую он готов отдать жизнь. Некрасов дает понять, что далек народ от счастья, но всегда будут люди, которые будут стремиться к нему. Образ Гриши рождает надежду, что у России есть счастливое будущее. Счастье героя заключается в духовном благополучии, богатстве. Оно противопоставлено счастью материальному.

Произведение Некрасова заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что составляет счастье человека. Если говорить о России второй половины 19 века, то народ не понял, как пользоваться своей свободой, поэтому не стал счастливее. Автор мечтает о том, чтобы народ стал более сознательным, поднялся с колен. Счастье народа заключается в свободном созидательном труде и общем благе.

Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Писатель желал, чтобы люди смогли найти для себя счастье и жить без постоянных страданий. Особенно ярко отражена тема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо», проблематика которой практически прямым текстом обсуждается автором с читателем.

В чем заключается народное счастье

На страницах Некрасовского сочинения главным связующим звеном между различными историями и персонажами выступают семеро мужиков, решивших отыскать счастливца, которому «вольготно живётся на Руси». Изначально каждый герой настроен по-своему, каждый видит благополучие в самых разных вещах: кто-то считает, что «весело живётся» помещику, кто-то — чиновнику, попу или боярину, кто-то считает, что царю. В течение всего повествования мужики сталкиваются со своими «счастливцами» и меняют своё мнение.

Кто вообще встретился на пути странствующим мужикам? Среди основных встреченных главными героями «счастливцев» следует выделить:

  • Поп.
  • Помещик.
  • Ермила Гирин.
  • Матрёна Корчагина.
  • Гриша Добросклонов.

Но все они, за исключением Гриши, не были по-настоящему счастливы ввиду самых разных причин.

Взгляды на жизнь героев

Первый же встретившийся героям, поп, чьи слова «Покой, богатство, честь…» внушают героям, что именно это и есть та самая радость жизни, на самом деле положил начало разрушению убеждений как главных героев, так и самих читателей.

Сталкиваясь на своём пути с разными персонажами и разными ситуациями, герои меняют свои взгляды касательно человеческого счастья. Так, например, они разубеждаются, что поп является хранителем неподдельной радости в своей жизни; сам он, утверждает, что для него полный покой в окружении богатства и чести — есть настоящая благодать. Несмотря на то что поп и мужики, возможно, и сходятся в выборе жизненного блаженства, все они так и не могут найти его в своей жизни.

Встречаемый героями помещик, например, считает, что счастье может иметь только «чистый» человек, такой, к примеру, как он. Помещик крайне недоволен отменой крепостного права, которая позволяет быть крестьянам свободными (на деле, не даёт), а помещикам вроде него мешает сладко влачить всё своё существование. Он строго убеждён, что эти люди (крестьяне) — настоящие рабы, обязанные повиноваться таким, как он, служить и не иметь в принципе в распоряжении своего личного тела.

Этот и некоторые другие примеры показывают, что люди относятся к жизни абсолютно по-разному и, следовательно, находят радость в самый различных вещах. Часть людей считают богатство вышей степенью удовольствия от жизни, другая — кучам денег больше предпочитает выгодное и влиятельное место в обществе, обширные полезные связи. Но, так или иначе, всех их объединяет одна вещь — вера в то, что счастье находится в материальном состоянии.

Все они верят, что истинное наслаждение можно получить от жизни, обретя что-то ценное в неком денежном эквиваленте, в чем-то материальном, то что, вроде бы, ценят другие.

Всем им нет дела до духовного счастья, они убеждены, что счастье может быть исключительно материальным, таким, чтобы другие люди видели, что «этот человек точно счастлив, ведь у него есть то, чего нет у меня», но это, к сожалению для некоторых, в корни неверно.

Отношение к проблеме автора

Проблема народного счастья действительно волновала Некрасова. Поэт был убеждён, что счастье это то, что находится внутри человека, то, чего не видят другие, что имеет значение только для самого носителя лично. Писатель видел счастье в свободе. В полной свободе: свободе от труда, от денег, от чинов.

Эту мысль поэт стремился донести до читателей, он видел то положение, в котором находился народ в его время и хотел исправить его, освободив людей.

Отмена крепостного права не принесла страстно желаемого освобождения, это понимали все — кроме самих крестьян (и, возможно, туповатых помещиков, по типу Оболта-Оболдуева), которым реформой просто затуманили глаза, пустили пыль, вроде «вы свободны», но, на деле, ничем таким в близко не пахло.

Некрасов видел и чувствовал эту несправедливость, он видел, что народ жестоко обманут и желал изменить сложившуюся ситуацию с помощью литературы — поэмы, в которой основным вопросом был бы поиск того самого счастья, той самой свободы, которую подсознательно желает многомиллионное русское крестьянство.

Единственный весёлый

На лоне несчастливых всех особенно выделяется некий Гриша Добросклонов — он, будучи ещё совсем молодым, уже нашёл своё призвание в жизни, которому готов посвятить её всю; он находит счастье в службе народу, бескорыстной, альтруистической службе на благо простых людей. Счастье других занимает в жизни героя большое место, и, как ни парадоксально, из-за этого он сам и является счастливым.

Образ Гриши является воплощением всего того, что Некрасов хотел бы видеть не только в крестьянах, но и, вообще, во всех людях. Этот человек знает свою цель, готов к ней идти, несмотря ни на что, и самое главное — эта цель благая и она несёт благодать не только ему самому, но и окружающим, а это по мнению поэта очень важно, ведь и он сам в своей жизни отдавал многое, чтобы сделать мир вокруг лучше, чем он есть на деле.

Читайте также:
Смысл счастья в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Главным аргументов подобного видения счастья автор преподносит читателю всю картину происходящего, где люди считают настоящей и, возможно, единственной радостью лишь удовлетворение личных потребностей.

Человек, увидевший всю картину, способен осознать, что материальные блага дарят радость ненадолго, другое дело, духовные, которые, на самом деле, необходимы настоящему человеку.

Актуальность поэмы сегодня

К большому сожалению, в целом вопрос о настоящем счастье сегодня, спустя много лет после выхода поэмы, достаточно актуальный. И главная проблема по-прежнему заключается в неполном понимании людьми настоящей радости жизни. Люди, как и две сотни лет назад, не осознают, почему они всё-таки недовольны жизнью, почему они так и не находят удачи и своего предназначения, несмотря на то, что уже есть своего рода реферат на тему счастья в виде поэмы XIX века.

Что, по мнению современного человека, имеет реальную ценность и способно дать то самое заветное «счастьице»? Можно составить примерный список:

  • Деньги (сегодня это, к сожалению, практически полностью определяет судьбу человека).
  • Влияние, связи, место в обществе.
  • Престижная работа.
  • Возможность влиять на других людей или управлять ими.
  • Мнение других.

Заметно, кстати, что всё вертится вокруг денег. И место в обществе, и работа, и влияние, и чужое мнение — всё это так или иначе связано с деньгами. Изменилось ли что-нибудь спустя двести лет? Явно нет.

В целом можно сделать вывод, что поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» нисколько не потеряла своей актуальности, люди по-прежнему не знают, где искать счастье и в чём оно вообще заключается.

Эта ситуация вызывает смешанные чувства: с одной стороны, можно выразить восхищение поэтом, который так далеко всё видел, с другой — понятно, что люди не меняются, и раз они не изменились за столько лет, разве они смогут измениться сейчас?

Кому на руси жить хорошо — Проблема счастья

Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Одним из центральных произведений Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней отразилось большинство мотивов и идей, прослеживающихся в произведениях Некрасова на протяжении всего его творческого пути: проблемы крепостного права, черты русского национального характера, мотивы народного страдания и народного счастья — все это можно увидеть на страницах поэмы. Своеобразная глубина создается и «незавершенностью» поэмы, ведь масштабность повествования и отсутствие четкой концовки заставляет читателей взглянуть на вопросы, поставленные Некрасовым, как на общеисторические. Благодаря этому узкие временные рамки, описанные в поэме, расширяются, охватывая несколько веков истории русского народа, отображая все стороны жизни крестьянского сословия. И особенно глубокого и серьезного рассмотрения требует определение народного счастья.

Согласно сюжету, «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков:

Сошлися — и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

За спором они не заметили, как «село солнце красное» и наступил вечер. Поняв, что они от дома «верст тридцать отошли», мужики решают переночевать «под лесом при дороженьке». С утра спор продолжился с новой силой, и мужики решают, что они не вернутся домой, «покуда не доведают», что же действительно счастлив на Руси.

Они отправляются на поиски счастливого человека. Здесь имеет смысл отметить, что критерии счастья у них достаточно размыты, ведь «счастье» — довольно многоплановое понятие. Вполне возможно, что мужики не замечают счастливого человека просто потому, что у них с этим человеком разнятся понятия о счастье. Именно этим и объясняется то, что странники не видят счастливого человека ни в ком из тех, кого они встречают. Хотя, например, дьячок говорит:

…счастие не в пажитях,

Не в соболях, не в золоте,

Не в дорогих камнях.

«А в чем же?»- «В благодушестве. »

Счастье солдата заключается в том, что он побывал во многих битвах, но остался цел, что не умер с голоду и не забит до смерти палками:

Что в двадцати сражениях Я быт, а не убит!

А во-вторых важней того,

Я и во время мирное Ходил ни сыт ни голоден,

А смерти не дался!

А в-третьих — за провинности,

Великие и малые,

Нещадно бит я палками,

А хоть пощупай — жив!

В свою очередь, у помещика Гаврилы Афанасьича Оболта-Оболдуева совсем другие ценности:

…Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Пойдешь ли деревенькою — Крестьяне в ноги валятся,

Пойдешь лесными дачами — Столетними деревьями Преклонятся леса.

Слишком разные представления о счастье встречаются в поэме. Читатель может встретить в произведении размышления о мужицком счастье, о

помещичьем счастье, а вот женского счастья в «Кому на Руси жить хорошо» нет. И это исчерпывающе объясняет нам Матрёна Тимофеевна:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!

Знакомя читателей с различными понятиями о счастье, Некрасов не только показывает неоднозначность проблемы, но и объясняет наличие громадной пропасти между сословиями, сохранявшейся в России на протяжении многих столетий. Вопрос об источнике народных страданий тут также неоднозначен. Казалось бы, ответ очевиден: во всем виноват существующий царский режим, народная бедность и угнетенность и, конечно, крепостное право, отмена которого никак не изменила и не упростила тягостное существование крестьян:

Читайте также:
Своеобразие лирики Н.А.Некрасова.: сочинение

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Однако позиция автора здесь несколько иная. Некрасов не отрицает ужасной тяжести крестьянского труда, но и самих мужиков изображает могучими, несгибаемыми, способными выдержать любую работу. Он показывает, что все несчастья происходят с мужиками случайно, как бы независимо от гнета помещиков: Яким Нагой страдает от пожара, а Савелий, нечаянно задремав, теряет Демушку.

Этим Некрасов хочет показать, что истинные причины народных страданий лежат гораздо глубже и что русский мужик счастья в обретении свободы не найдет. С точки зрения автора, истинное счастье требует совсем другого.

Это совсем другое, истинное счастье читатель может разглядеть в образе Григория Добросклонова — персонажа, в котором Некрасов соединил черты передовых людей того времени, черты людей, которые были особенно близки автору (в их числе был Н. Г. Чернышевский):

Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое

Чахотку и Сибирь.

Григорий Добросклонов, будучи народным заступником, является по- настоящему счастливым человеком, считает Некрасов. Несмотря на тяжелую судьбу, он не становится рабом обстоятельств, а продолжает свой нелегкий путь. Любовь к родине для него самое естественное чувство, сопоставимое с любовью к матери:

И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась…

Настоящее счастье героя заключалось в этой безграничной любви и борьбе за счастье народа:

«Не надо мне ни серебра Ни золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!»

Добросклонов понимает, что обществу требуются коренные перемены, что русский человек должен уничтожить в себе рабскую покорность судьбе и бороться за улучшение жизни и своей, и окружающих:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.

Вот так многопланово видит автор проблему народного счастья. Кроме неоднозначности самого понятия «счастье», читатель видит и разные способы его достижения. Помимо этого, в поэме можно увидеть красивейшую идею счастья, сопряженную здесь с достижением общенародного блага. Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», но указал верную дорогу к достижению гражданских идеалов, а также свободы и личного счастья людей.

Сочинение: Счастье в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. Некрасов)

Составляющие счастья

Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.

Интересно мнение отдельных исследований.

Они предлагают считать счастливыми мужиков, ищущих ответ на вопрос. Странники – представители крестьянства. Они из разных деревень, но с «говорящими» названиями, характеризующими быт населения страны. Разутые, голодные, в дырявой одежде, после неурожайных лет, пережившие болезни, пожары, ходоки получают в дар скатерть-самобранку. Ее образ расширен в поэме. Здесь она не только кормит и поит. Скатерть сохраняет обувь, одежду. Гуляй мужик по стране, все проблемы быта остаются в стороне. Странники знакомятся с разными людьми, слушают рассказы, сочувствуют и сопереживают. Такое путешествие во время жатвы и привычных трудовых дел – это настоящее счастье. Оказаться вдали от бедствующей семьи, нищей деревни. Понятно, что не все они осознают, как были счастливы в своем поиске. Мужик стал свободен, но это не принесло ему достатка и возможностей жить по своим желаниям. Счастье стоит напротив крепостного права. Рабство становится антонимом искомому понятию. Собрать в единое целое все составляющие народного счастья невозможно.

У каждого сословия свои цели:

  • Мужики – хороший урожай;
  • Священники – богатый и большой приход;
  • Солдат – сохранение здоровья;
  • Женщины – добрая родня и здоровые дети;
  • Помещики – большое количество слуг.

Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.

Введение

Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».

И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.

Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.

Составляющие истинного счастья

В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, восприятие окружающего у всех разное. То, что не радует одних, для других – высшее наслаждение. Красота русских пейзажей покоряет читателя. Остались на Руси люди с чувствами благородства. Их не меняет нищета, грубость, болезни и невзгоды судьбы. Их в поэме немного, но они есть в каждой деревне.

Читайте также:
Поэма Некрасова Княгиня Трубецкая: сочинение

Голод и тяжелая жизнь крестьянина не убила в душе стремления к красоте. Во время пожара он спасает картины. Жена Якима спасает иконы. Значит, в душе женщины живет вера в духовное преображение людей. Деньги остаются на втором плане. А ведь их они копили долгие годы. Сумма поражает – 35 целковых. Настолько нищая наша Родина в прошлом! Любовь к красивому выделяет мужчину, вселяет веру: вино не зальет «кровавый дождь» души крестьянина.

Ермил Гирин.

Бескорыстный мужик сумел выиграть тяжбу против купца с помощью народа. Они одолжили ему последние гроши, не боясь обмана. Честность не нашла своего счастливого конца в судьбе героя. Он попадает в острог. Душевные мучения переживает Ермил, когда подменяет брата на рекрутчине. Автор верит в крестьянина, но понимает, что чувство справедливости не всегда приводит к нужному результату.

Григорий Добросклонов.

Заступник народа является прототипом революционно настроенной части жителей, нового зарождающегося движения на Руси. Они пытаются изменить родной уголок, отказываются от собственного благополучия, не ищут покоя для себя. Поэт предупреждает, что герой станет известным и славным на Руси, видит автор их идущих впереди и поющих гимны.

Некрасов верит: борцы будут счастливы. Но кто узнает и поверит в их счастье? История рассказывает обратное: каторги, ссылки, чахотки, смерти, — это еще не все, что ожидает их в будущем. Не все смогут донести свои идеи до народа, многие останутся изгоями, непризнанными гениями.

Ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» можно не найти. Сомнения проникают в души читателей. Счастье – странная категория. Оно может прийти на минуту от радости обычного бытия, приводит в состояние блаженства от вина, еле уловимо в минуты любви и ласки. Что нужно сделать, чтобы все были счастливы в понимании простого человека? Перемены должны затронуть строй и уклад страны. Кто способен провести такие реформы? Даст ли воля это чувство человеку? Вопросов появляется еще больше, чем в начале чтения поэмы. В этом и есть задача литературы: заставить думать, оценивать, планировать поступки.

Сочинение: Счастье в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. Некрасов)

(405 слов) Проблема счастья является основной в эпической поэме Н. Некрасова. С самого начала пути странники задаются вопросом: кто же счастлив на Руси? В путешествии они находят множество людей, которые готовы назвать себя баловнями судьбы за глоток водки, но единственно верный ответ мужики проглядели. Почему? Видимо, начать поиски нужно было с другого вопроса: Что такое счастье?

На этот вопрос отвечают многие герои поэмы. Например, поп говорил, что счастье – это покой, богатство и почет. Это подтвердил и помещик. Но не нашли мужики того человека, кто сказал бы, что есть у него все это. Простой люд был поскромнее: радовался только большому урожаю репы и тому, что ест досыта. Но это состояние сами путники не захотели прировнять хотя бы даже к довольству. Значит, герои шли «туда не знаю, куда» и искали «то не знаю, что». Они, едва освобожденные рабы, не могли понять, в чем заключается то, что дает силы и радость. Поэтому они и прошли мимо Гриши Добросклонова, который жил впроголодь с пьяницей-отцом, а все же был счастлив. Он исполнился восторгом и упоением, когда написал «Русь» и сказал, что теперь односельчане сменят свою «Голодную» песню на этот веселый и свободный гимн новому времени. Его благодатью и высшей целью было процветание всего народа, и эту мысль он вложил в свои строки, чтобы все люди узнали, как и, главное, чем дальше жить: во что верить, к чему стремиться.

Почему же автор не раскрыл странникам формулу счастья? Видимо, это было частью его концепции. Изображая пьянство, нужду и уныние народа, он обращал внимание читателя на то, что мужик пока не знает, что делать со своей свободой. Раньше он жил бессознательно, как Матрена Корчагина, которая годами жила одним днем, полным унижения, труда и горя. Теперь же он очнулся, но никто не объяснил ему, куда двигаться дальше? Поэтому мужики двинулись в кабак, а бабы и вовсе продолжили нести рабское ярмо в семье. Не понимая природы и сущности счастья, они искали его в наслаждении, но не находили, и в этом была причина их тоски в финальной главе, когда пришел Гриша и начал просвещать неразумную толпу. Только от него они узнали, что счастье уже здесь, надо только понять его суть.

Таким образом, автор изобразил тяжелое время после реформы, когда народ получил свободу, но не счастье. Сам поэт видел его суть в пробуждении национального самосознания, в народном единстве, в совместном и осознанном труде во благо всеобщего процветания. Из всех его героев только Гриша понял это и стал сеятелем, который найдет в согражданах благодатную почву для благих идей и намерений.

«Народный заступник»

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Родина: сочинение

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 17

В чем заключается народное счастье

На страницах Некрасовского сочинения главным связующим звеном между различными историями и персонажами выступают семеро мужиков, решивших отыскать счастливца, которому «вольготно живётся на Руси». Изначально каждый герой настроен по-своему, каждый видит благополучие в самых разных вещах: кто-то считает, что «весело живётся» помещику, кто-то — чиновнику, попу или боярину, кто-то считает, что царю. В течение всего повествования мужики сталкиваются со своими «счастливцами» и меняют своё мнение.

Кто вообще встретился на пути странствующим мужикам? Среди основных встреченных главными героями «счастливцев» следует выделить:

  • Поп.
  • Помещик.
  • Ермила Гирин.
  • Матрёна Корчагина.
  • Гриша Добросклонов.

Но все они, за исключением Гриши, не были по-настоящему счастливы ввиду самых разных причин.

Взгляды на жизнь героев

Первый же встретившийся героям, поп, чьи слова «Покой, богатство, честь…» внушают героям, что именно это и есть та самая радость жизни, на самом деле положил начало разрушению убеждений как главных героев, так и самих читателей.

Сталкиваясь на своём пути с разными персонажами и разными ситуациями, герои меняют свои взгляды касательно человеческого счастья. Так, например, они разубеждаются, что поп является хранителем неподдельной радости в своей жизни; сам он, утверждает, что для него полный покой в окружении богатства и чести — есть настоящая благодать. Несмотря на то что поп и мужики, возможно, и сходятся в выборе жизненного блаженства, все они так и не могут найти его в своей жизни.

Встречаемый героями помещик, например, считает, что счастье может иметь только «чистый» человек, такой, к примеру, как он. Помещик крайне недоволен отменой крепостного права, которая позволяет быть крестьянам свободными (на деле, не даёт), а помещикам вроде него мешает сладко влачить всё своё существование. Он строго убеждён, что эти люди (крестьяне) — настоящие рабы, обязанные повиноваться таким, как он, служить и не иметь в принципе в распоряжении своего личного тела.

Этот и некоторые другие примеры показывают, что люди относятся к жизни абсолютно по-разному и, следовательно, находят радость в самый различных вещах. Часть людей считают богатство вышей степенью удовольствия от жизни, другая — кучам денег больше предпочитает выгодное и влиятельное место в обществе, обширные полезные связи. Но, так или иначе, всех их объединяет одна вещь — вера в то, что счастье находится в материальном состоянии.

Все они верят, что истинное наслаждение можно получить от жизни, обретя что-то ценное в неком денежном эквиваленте, в чем-то материальном, то что, вроде бы, ценят другие.

Всем им нет дела до духовного счастья, они убеждены, что счастье может быть исключительно материальным, таким, чтобы другие люди видели, что «этот человек точно счастлив, ведь у него есть то, чего нет у меня», но это, к сожалению для некоторых, в корни неверно.

Отношение к проблеме автора

Проблема народного счастья действительно волновала Некрасова. Поэт был убеждён, что счастье это то, что находится внутри человека, то, чего не видят другие, что имеет значение только для самого носителя лично. Писатель видел счастье в свободе. В полной свободе: свободе от труда, от денег, от чинов.

Эту мысль поэт стремился донести до читателей, он видел то положение, в котором находился народ в его время и хотел исправить его, освободив людей.

Отмена крепостного права не принесла страстно желаемого освобождения, это понимали все — кроме самих крестьян (и, возможно, туповатых помещиков, по типу Оболта-Оболдуева), которым реформой просто затуманили глаза, пустили пыль, вроде «вы свободны», но, на деле, ничем таким в близко не пахло.

Некрасов видел и чувствовал эту несправедливость, он видел, что народ жестоко обманут и желал изменить сложившуюся ситуацию с помощью литературы — поэмы, в которой основным вопросом был бы поиск того самого счастья, той самой свободы, которую подсознательно желает многомиллионное русское крестьянство.

Единственный весёлый

На лоне несчастливых всех особенно выделяется некий Гриша Добросклонов — он, будучи ещё совсем молодым, уже нашёл своё призвание в жизни, которому готов посвятить её всю; он находит счастье в службе народу, бескорыстной, альтруистической службе на благо простых людей. Счастье других занимает в жизни героя большое место, и, как ни парадоксально, из-за этого он сам и является счастливым.

Образ Гриши является воплощением всего того, что Некрасов хотел бы видеть не только в крестьянах, но и, вообще, во всех людях. Этот человек знает свою цель, готов к ней идти, несмотря ни на что, и самое главное — эта цель благая и она несёт благодать не только ему самому, но и окружающим, а это по мнению поэта очень важно, ведь и он сам в своей жизни отдавал многое, чтобы сделать мир вокруг лучше, чем он есть на деле.

Читайте также:
Характеристика художественного мира Н. А. Некрасова: сочинение

Главным аргументов подобного видения счастья автор преподносит читателю всю картину происходящего, где люди считают настоящей и, возможно, единственной радостью лишь удовлетворение личных потребностей.

Человек, увидевший всю картину, способен осознать, что материальные блага дарят радость ненадолго, другое дело, духовные, которые, на самом деле, необходимы настоящему человеку.

Я лиру посвятил народу своему – сочинение Некрасов

В сегодняшнем сочинении мы поговорим об народном поэте Николае Алексеевиче Некрасове в его произведении хорошо по добрана, и совместима и как ярко он изобразил народ и жизнь в своих произведениях.

В его творчестве показано не только сочувствие, а и отождествлял себя лично с Российскими крестьянами. Его поэзия в основном посвящена трагической жизни русского народа. Если посмотреть с разных сторон, то он мечтает и желает чтобы жизнь крестьян была прекрасной, но с другой позиции его пожеланий и мечтаний недостаточно.

Большую часть в произведениях Некрасов посвящает страдания русского народа. Эту тему он хорошо раскрыл в стихотворении « Элегия » в этом стихе он поднимает вопрос об восстановлении справедливости. Данное стихотворение он написал в последние годы своей творческой деятельности, этим произведением он как бы подвел итоги своего творческого пути. В основном в его все усилия были направлены и посвящено народу. Поэт сумел создать свой необыкновенный стиль в поэзии в одно время душевный яркий мелодичный подходящий всем. На его произведениях воспитывалось много поколений и надеюсь, новое молодое люди тоже будет прислушиваться. Николай Алексеевич постоянно описывает нелегкую судьбу в жизни народа. Некрасова тревожит жить людей, и он ставит перед собой цель стать одним из толпы перенести все страдания и заблуждения. Ради этого готов на многое даже пройти сложный жизненный путь и подвить свою жизнь этому, но достойно выполнить миссию великого писателя.

Некрасов описывает не только о русском народе, и о любви, хотя и она у него была своеобразной, но он уделил и ей внимание. В его творческой деятельности также проскакивала тема – посвященная гражданской тематике отлично раскрыта тема в стихотворении под названием « Поэт и гражданин ». По его мнению, что автор не волен обходить проблемы, касающиеся и волнующие свой народ. Этого поэта всегда вспоминают, и не забудут, так как он оставил определенный след в своей поэзии для нашего русского народа.

Вариант №2

Николай Алексеевич Некрасов заслуженно получил звание народного поэта. В своих произведениях он всегда ставит серьезные социально-политические проблемы, которые так сильно волнуют крестьянство: жестокая власть, крепостное право, горькая доля русской женщины, голод и несправедливость. Творчество Некрасова – это поистине благородный отклик поэта на нелегкую жизнь своего горячо любимого народа.

Ярким примером патриотизма Николая Алексеевича является его знаменитая поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ее сюжет достаточно прост: семь странников решили отправиться на поиски счастливого русского человека. Поэма Некрасова – это большой путь через все просторы России, встреча с представителями самых разных сословий. Так, странники послушали историю попа о его трудной работе, требующей невероятной самоотдачи. Поп должен всегда помогать нуждающимся в помощи, в любое время суток и в любой календарный день. На поисках счастливого странники встречаются и с богатым купцом, который также не мог назвать себя счастливым: сытая и обеспеченная жизнь развратила его душу, ничего не научила, кроме как командовать своими крепостными. Отдельная часть в поэме посвящается судьбе русской женщины. Странники знакомятся с Матреной Корчагиной, за плечами которой находится множество горя и бед: она рано вышла замуж, свекровь ее нагружала тяжелой физической работой и бесконечно бранила, первый ребенок умер, второго собирались жестоко высечь и после всего этого мужа забрали в рекруты. Несчастная, горькая долюшка русской женщины! В поэме Некрасова развернулась вся нелегкая, полная испытаний жизнь на Руси. Но в строках произведения прослеживается невероятная любовь, преданность и сочувствие к своему народу.

Также Николай Алексеевич посвящает народу большинство своих стихотворений. Так, в «Тройке» лирический герой обращается к русской красавице и ее мечтам о счастливой семейной жизни. Но герой сразу же рушит надежды девушки: он утверждает, что судьба русских женщин всегда складывается трагично и печально (муж-пьяница, злая свекровь). В стихотворении «Железная дорога» Некрасов поднимает тему непосильного труда крестьян. Лирический герой призывает уважать строителей за их терпение и выносливость и утверждает, что подлинный труженик – это и есть народ.

Таким образом, Некрасов посвятил все свое творчество любимому народу, сочувствуя ему и уважая его.

Сочинение на тему Я лиру посвятил народу своему

Невозможно переоценить новаторство Некрасова, потому что он впервые ввел образ русского мужика как главного героя в мир поэтический. Цветаева отмечала, что поэт искренне «пишет народом». Некрасов сам говорил, что его призвание в том, чтобы воспеть «терпеньем изумляющий народ», его страдания. Чувство социальности – главное в творчестве. Преобладающая тема – гражданственность. Он сам определил свое предназначение – «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Строки взяты из стихотворения Некрасова «Элегия», написанном в 1874 году. Названо оно так не случайно, потому что автор, как свидетель событий, с грустью пишет о своих переживаниях, которые пропустил через собственное сердце. С сожалением он говорит об прошедшей моде на скучную тему страданий народа. Но может ли пройти мода на правду той стороны жизни, которую не хотят замечать сильные мира. Его лира не перестанет напоминать о бедственном положении народа.

Читайте также:
Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Некрасов был свидетелем крушения рабства в России, отмены крепостного права в 1961 году. После всеобщего умиления и ликования приходит осознание недееспособности реформы, которая не облегчила участь народа. Она стала всего лишь полумерой, была плохо продуманной. Нельзя сразу сломать устоявшееся вековое мировоззрение крепостных крестьян, привыкших к барину, хозяину, привить им новый образ жизни. Очень много вопросов у поэта, на которые он не может получить ответ. Острое социальное звучание в главном вопросе: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Истинную ли свободу он получил? Произошли ли перемены к лучшему? Поэт внемлет к народу и не получает ответа. Привыкший влачиться «в нищете, покорствуя бичам», народ по-прежнему обездолен и угнетен. Он не может изменить своей доли, лишь «создал песню подобную стону и навеки духовно почил». Некрасов не принимает такой покорности, безропотности крестьян. А эти качества имеют в основе вековое христианское смирение перед уготованной судьбой. Своей лирой поэт служит тому, кто достоин лучшей участи – своему народу.

Я лиру посвятил народу своему Некрасов

Ежедневно человек взаимодействует с природой. Кто-то наслаждается ею, стремится не навредить и даже помочь, а кто-то, наоборот, видит в ней источник дохода и относится к ней равнодушно.

В произведении будто воспевается широкая добрая душа, заключённая в могучем богатырском теле Герасима, обладающего недюжинной силой. Даже несмотря на свою болезнь, на свою отгороженность и отчужденность от других людей он никогда не падает духом

Художник Григорьев основное внимание в своем творчестве уделял школьникам. Его картина « Вратарь», посвящена любви к футболу и ее с интересом смотрят все поколения. Картина получилась настолько удачной и имела успех, что в 1949 г

Главным женским образом в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Анна Сергеевна Одинцова. И хотя это не единственный образ, представительниц прекрасного поля, в произведении, есть еще Фенечка, мать Базарова, Катя Одинцова, но автор

Григорий Александрович Печорин – главный герой произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В романе описаны разные жизненные ситуации Печорина, его отношения с другими героями.

Сочинение: Некрасов н. а. – я лиру посвятил народу своему. ..

Стихи Николая Алексеевича Некрасова знакомы каждому из нас. Он сумел создать неповторимый и своеобразный язык поэзии, яркий, задушевный, мелодичный и доступный буквально всем. Поражает то, с какой любовью, с каким сочувствием и пониманием, с каким глубоким проникновением в самую суть
жизни рисует поэт простого человека в своих произведениях. Он видит в нем живой ум, талант, человеческое достоинство. Высокая художественность его стихов, глубокое проникновение в жизнь народа, знание его надежд поставили Некрасова в ряд гениальных русских писателей девятнадцатого века.
Некрасов – тонкий проникновенный лирик, прозаик и драматург, сатирик и критик. На произведениях Некрасова воспитывалось не одно поколение революционеров. Поэт как бы заговорил от имени народа, раскрывая его облик с позиции крестьянского демократа – революционера.
Но в творчестве Некрасова присутствует и другое направление. Примером может послужить стихотворение “Тройка”, написанное в 1846 году. В сороковых – пятидесятых годах строки его стихов были пронизаны любовью, которая была одновременно полна драматизма.
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки, –
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой.
В стихотворении “Тройка” Некрасов раскрывает будущее, которое ожидает простую крестьянку и которое она не в силах изменить. Но тем не менее, он не может не описать красоту русской женщины, которая остается женщиной, несмотря на “завязанный под мышки передник”, который “перетягивает уродливо грудь”. Некрасов пишет даже с каким-то сочувствием к крестьянской девушке: “. и тоску в сердце, тревогу поскорей навсегда заглуши!”. Этими строками он хочет оградить от тех страданий, которые ожидают ее, если она вовремя не поймет и не осознает свое положение в обществе, положение крестьянки.
Народная жизнь в лирике Некрасова семидесятых годов изображается по-новому. Если ранее поэт схватывал своеобразие неповторимых народных характеров, то теперь крестьянский мир в его лирике представлен в обобщенном виде. В “Элегии” Некрасов обращается к молодежи, будя ее сознание, призывает к действию:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна, –
Не верьте, юноши! не стареет она.
Эти строки – в какой-то мере протест Некрасова официальным воззрениям, распространявшимся в семидесятые годы, утверждениям, что реформа 1861 года “направила народную жизнь по пути процветания и свободы”. В этом стихотворении Некрасов поднимает вечную тему, тему народного горя и нищеты:
. Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза.
Критики даже сравнивают пушкинскую “Деревню” и “Элегию” Некрасова. И главный, на мой взгляд, вопрос некрасовской “Элегии” заключен в фразе “народ освобожден, но счастлив ли народ?”. Поэт также призывает юношей идти вперед, бороться:
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.
Некрасов показывает, что главное в его жизни – служить народу, ради которого он готов умереть:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
И, как сказал Чернышевский, зная о его неизлечимой болезни, “. его слово будет бессмертно, и вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов”.

Читайте также:
Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова: сочинение

Во всех произведениях Н.А.Некрасова четко выражена его гражданская позиция. Посвятим свою лиру народу, поэт стал продолжателем традиций Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Но некрасовская поэзия создает лирического героя, отличного от героев Пушкина и Лермонтова. Поэт Некрасов своим творчеством открыл новый этап в развитии русской поэзии, связанный со значительными переменами в общественной жизни конца 50-70-х годов XIX века.
Народная тема была основной в его творчестве. Стихотворения 40-х годов “В дороге”, “Огородник”, “Тройка”, “Еду ли ночью по улице темной” посвящены тяжелой доле простого люда, крестьянства и разночинства.
В 1849 году Некрасов создает стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом. ”, ставшее итогом первого этапа поэтической деятельности. В этом произведении появляется образ Музы, “родной сестры” страдающего народа.

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: “Гляди,
Сестра твоя родная!”

Муза у Некрасова ассоциируется с образом истязаемой публично женщины, она – родная всем несчастным и угнетенным.
“В крови. иссеченная Муза” вдохновляла поэта на создание величайших произведений, в которых тема народных страданий – главная.
К середине 50-х годов окончательно формируется эстетическая позиция Некрасова и его творческая программа. Некрасов твердо стоит на позициях гражданственности и поэзии, общественной направленности и активного вмешательства в жизнь. Некрасов считал, что нельзя безнаказанно “закрывать глаза на совершающееся вокруг”, и эта позиция находит отражение в его критических статьях того периода. Выражение активной гражданской позиции мы находим и в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии -“Муза” (1852), “Блажен незлобливый поэт. ” (1852), “Поэт и гражданин” (1856).
В стихотворении “Муза” Некрасов развивает принципы пушкинского реализма, но заостряет внимание на неприкрашенности изображения жизни. Музе Пушкина он противопоставлял свою, “печальную спутницу” “печальных бедняков”. Она не только тоскует, но и призывает к мести, протесту. Стихотворение “Блажен незлобливый поэт. ” рассказывает о поэте чистого искусства, далекого от жизненных проблем. И ему противостоит поэт-сатирик, обличитель.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
Своей карающею лирой.

Некрасов уверен, что дело настоящего поэта останется в памяти народа.

Как много сделал он, поймут,
И как любил он – ненавидя.

В 1856 году Некрасов создает поэтический манифест- стихотворение “Поэт и гражданин”. Используя форму спора на общественно-литературные темы, Некрасов не скрывает отличий своей поэзии от творчества Пушкина, Лермонтова, поэтов-декабристов.
Собеседник поэта в некрасовском стихотворении – гражданин. Выбор героя-гражданина не случаен. Позиция К.Рылеева – “Я не поэт, а гражданин. – совпадает с позицией Некрасова, с его желанием посвятить все свои силы защите прав народа.
Гражданин выступает против чистого искусства, он призывает “подчинить свой гений” чувству “всеобнимающей любви” – любви к народу.
Почти в конце своей жизни, в 1874 году, Некрасов словно подводит итог своей поэтической деятельности в стихотворении “Элегия”. Две центральные темы его творчества, тема народа и тема поэзии, становятся здесь по-родственному близкими.
Автор приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не забывать о предназначении поэта – звать народ к пробуждению.

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди!

В лице Некрасова мы видим величайшего поэта России, посвятившего все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью. Он сохранял верность своим идеалам, своей гражданской позиции до последних минут жизни.

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая-«страдания народа», И что поэзия забыть ее должна,- Не верьте, юноши! Не стареет она. Н. А. Некрасов Лирика Николая Алексеевича Некрасова многоголосая, разнотемпная и многоликая, но, о чем бы ни писал поэт, это всегда было о России и ее народе, унижаемом и оскорбляемом ежечасно; однако поэт верил, что настанут лучшие времена. Вся деятельность и творчество Некрасова были направлены на то, чтобы приблизить это мгновение, сделать его реальным. В каждом отдельном человеке поэт видел личность, достойную уважения, сочувствия и, если надо, помощи. Своими стихотворениями Николай Алексеевич откликался на все значительные события современной ему действительности, борясь с основным «врагом» России – крепостным правом. А после его отмены – за облегчение участи народа, так и не получившего должной свободы. В «Элегии» поэт правдиво и с тайной горечью говорит о своих заблуждениях, но все же о верном служении России, ее народу. В этом он видел задачу каждого честного гражданина, радеющего о народе не только на словах. Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен. Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба. Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленьи. «Довольно ликовать в наивном увлеченьи»,- Шепнула Муза мне: – Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ. » Этот вопрос звучит в подтексте каждого произведения поэта. Что нужно сделать, чтобы народ обрел свободу и независимость, а значит, и счастье?! Народ не безлик, он состоит из конкретных людей, мечтающих о покое и счастье, о сытном куске, теплом жилье – и это не мелочи. Это жизнь, которой довольствуется большинство. Только избранным дано высокое право сказать свое слово в искусстве, судьбе народа, но с них и особо должно спрашиваться. Некрасов твердо в это верил. Толпа гласит: «Певцы не нужны – веку!» И нет певцов. Замолкло божество. О, кто ж теперь напомнит человеку Высокое призвание его. Поэт понимал свою ответственность перед людьми, когда принял «эстафету» от великих предшественников: Пушкина, Лермонтова, Гоголя. И вслед за ними нес своему народу свет правды, добра и справедливости. Это неравная борьба, в ней можно погибнуть. Некрасов это прекрасно понимал, но он выполнял свою высокую миссию в меру своих сил. Стихотворение «Пророк» – прямой отклик на стихи «великих предшественников», клятва народу в верности, желание идти в этой борьбе до конца. Не говори: «Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной. » Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских. «Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других!» Некрасов не возвеличивает себя, не переоценивает собственного вклада в общую борьбу. Он смертный человек, а значит, совершал ошибки, испытывал страх, боль, не всегда хотел «сжигать себя на костре» во имя людей, поэтому он кается в простых человеческих слабостях. Стихи Н. А. Некрасова, кроме огромного гражданского смысла, несут еще и эстетическое наслаждение. Они напевны, сближают читателя с тем прекрасным русским языком, который мы утрачиваем в современном суетном мире. Это и своеобразный лирический дневник, открывающий душу поэта, его необыкновенную совестливость, гражданское самосознание и великую ответственность за дар Божий. И песнь моя бесследно пролетела, И до народа не дошла она, Одна любовь сказаться в ней успела К тебе, моя родная сторона! За то, что я, черствея с каждым годом, Ее умел в душе моей спасти, За каплю крови, общую с народом, Мои вины, о родина! Прости. Но поэт ошибался, песнь его не «бесследно пролетела». Она будила лучшие чувства в душах людей, звала их на борьбу за народное счастье. Не будь в России Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Салтыкова-Щедрина и А. Н. Островского, великой русской литературы, музыки, живописи, неизвестно, как развивалось бы общество.

Читайте также:
Какие новые стороны поэзии Некрасова я увидела в десятом классе?: сочинение

Поэзия Некрасова полна описаний трагической жизни народа. С одной стороны, он мечтает о прекрасном будущем крестьян, с другой – понимает, что одних мечтаний недостаточно. Поэтому вся его лирика проникнута призывом к борьбе за счастье, свободу народа. Он презирает бесполезное существование, нищету, которая порождает в человеке ничтожность. Причину же нищеты он видит в бездействии народа. Показывая его труд, он считает недопустимым смирение с тяжелой судьбой, нищенским существованием.
Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа. Эта тема, как утверждает автор в стихотворении “Элегия”, будет всегда актуальна. Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что, пока народ “влачится в нищете”, единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье.
Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье. Но к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы об отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути процветания и свободы. Некрасов же видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”. Это заставляет нас задуматься, настоящую ли свободу обрел народ?
В стихотворении “Элегия”, написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Он пишет:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Но все-таки автора угнетает мысль о том, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его призывам:
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, –
Увы! не внемлет он – и не дает ответа.
Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать “обличителем толпы”, “ее страстей и заблуждений”. Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении “Блажен незлобивый поэт. ”. В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых “больных”, самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства. Он высмеивает их отрешенность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены просить милостыню, женщины брать на себя непосильную ношу кормильца семьи и работать от зари до зари.
Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по мнению Некрасова:
. Уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он.
Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой. Все его творчество – это попытка “разбудить” дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.

Читайте также:
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Сочинение на тему: Я лиру посвятил народу своему

Сочинение.
Я лиру посвятил народу своему

Ф. М. Достоевский говорил о Некрасове, что его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный поэт изведал голод и другие лишения из-за того, что хотел идти своей дорогой, а не той, что желал отец. И эти мытарства отразились на всем творчестве Николая Алексеевича. Но мы знаем также, что еще раньше, в детстве, в его сердце укрепилась боль за страдания своего народа. Об этом можно судить по всем известному стихотворению «На Волге», отрывок из которого мы учили не то в пятом, не то в шестом классе. Лирический герой вспоминает, как увидел оборванных бурлаков, один из которых говорил, что «кабы к утру умереть—так лучше было бы еще…. » Мальчик не мог понять этих слов, вызванных отчаянием и безысходностью, но в сердце его навсегда остался образ этого человека, «угрюмого, тихого и больного». Вероятно, с тех пор и начался путь Некрасова как народного поэта и защитника.
Никто из русских писателей не создавал столько произведений о простых людях, крестьянах, фабричных, тех, кого на стройках собрал «царь» по имени «голод». Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос», великая «Кому на Руси жить хорошо» — это все произведения, на которых можно изучать жизнь и быт крестьянства, народный язык, его верования и обычаи, это вещи, которые сильно и ярко рассказывают о трагической судьбе многих лучших крестьян. А разве не «надрывается сердце от муки», когда читаешь его стихи: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Плач детей» и многие, многие другие? И везде у поэта глубокое уважение к простому человеку. «Деревенские русские люди» —так любовно называет Некрасов крестьян в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» в противовес в нем же изображенному вельможе, который не захотел выслушать просителей, пришедших так издалека, что ноги разбили в кровь. И негодуя, с едкой иронией Некрасов спрашивает, зачем такую особу беспокоить для «мелких людей», «не беда, что потерпит мужик», ему это привычно! Неудивительно, что многих честных людей стихи Некрасова делали непримиримыми борцами с несправедливостью! О чем бы ни писал поэт, почти всегда он возвращался к теме страданий, тяжелой доли русского народа. В «Рыцаре на час» он просит увести его «в стан погибающих за великое дело любви». В знаменитом стихотворении «Элегия» он просит молодежь не верить, «что тема старая — страдания народа» и что «поэзия забыть ее должна», нет, «не стареет она». Среди огромного многообразия того, что создано Николаем Алексеевичем на тему о жизни русского народа, неизменно борются две темы, две мысли, два настроения поэта. Он постоянно думает о том, предопределено ли русскому народу всегда быть таким забитым, бесправным и темным, каким он его видел, или же тот воспрянет? Он сокрушается о «темноте» русских людей, которые покупают на ярмарках портреты генералов и милордов, и надеется, что когда-нибудь народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». В «Железной дороге» есть известное место, где рассказчик говорит Ване, что не надо «робеть» за русский народ, который «вынесет все, что господь ни пошлет», который в то же время
Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Но тут же добавляет грустную ноту: Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.
В уже упоминавшемся «Размышлении…. » также есть очень известное место, где автор обращается к народу с вопросом: «Ты проснешься ль, исполненный сил? », и вновь трагическая нота:
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил….
Этими вопросами задавались еще долгие десятилетия после поэта и задаются до сих пор…. Но сегодня, кажется, становятся все более верными слова поэта о том, что русский народ собирается с силами и учится быть гражданином. Тот, кто познакомился с творчеством Некрасова, вряд ли забудет словно вылепленные образы русских людей. Женщин, способных «коня на скаку» остановить, «в горящую избу» войти мастеровых, что молотом играют от зари до зари; купцов-коробейников, которые приносят вместе с товаром радость девушкам и молодицам. Но, конечно, не забудет и строителя-белоруса, у которого «ямою грудь» и «колтун в волосах», и насмерть забитого солдата, сына крестьянки Орины, и крестьян из «забытой деревни».
Вчитываясь в отточенные, рельефные строки поэта, невольно думаешь, до чего же удивительно русский это писатель, до чего народный. А еще понимаешь, как много похожего и общего в жизни народа тогда и теперь. Но веришь, что непременно скажется на нашей судьбе «разумное, доброе, вечное», посеянное Некрасовым и многими другими….
.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: