Своеобразие изображения народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»: сочинение

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

Читайте также:
Гриша Добросклонов народный заступник (по поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо).: сочинение

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — сочинение-рассуждение

Перед вами отличное сочинение для 10 класса по поэме великого русского поэта, писателя и публициста Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Эта эпическая поэма-симфония стала главной работой в последние годы Некрасова. В основу поэмы легла мысль, преследовавшая поэта в годы после реформы 1861 года:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?

Поэма стала итогом долгих размышлений Некрасова о положении и судьбах крестьянства и вобрала в себя весь духовный и поэтический опыт автора как тонкого знатока народной жизни и народной речи.

Читайте также:
Счастье в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Сочинение-рассуждение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» — народная поэма-эпопея. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Необычайно широкий охват жизни народа, изображение всех социальных слоев — от крестьянина до царя – поставило поэму в ряд эпохальных произведший. К сожалению, поэма так и не была закончена — помешала смерть поэта.

Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: «Кому на Руси жить хорошо» — проблема всеобщего счастья.

Поэма начинается с вопроса: «В каком году — рассчитывай, в какой земле угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов — имея в виду реформы 1861 года, «освободившую» крестьян, но не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу.

Лейтмотив произведения – мысль о невозможности так жить, о тяжести крестьянской доли, о разорении крестьянства. Мотив голодной жизни, «тоска-беда измучила» звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

У Некрасова названия местности также красноречивы, как фамилии персонажей у Гоголя, положение народа с предельной отчетливостью характеризуется названием мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. «Мужицкое счастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!» Крестьяне — люди «досыта не спавшие, несолоно хлебавшие», изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

Сочувствие автора к крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием, явно читается в каждой строке поэмы. В отличие от моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельство того, что Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Яким Нагой — представляет своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Он отличается непокорным нравом. Яким – честный человек, с чувством собственного достоинства, он умен и прекрасно понимает, почему крестьянин так убого так плохо живет.

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин — грамотный мужик, служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Он стал примерным старостой, когда народ выбрал его на эту должность. Однако он ни идеал праведника — пожалев своего младшего брата, он назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не к кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается тюрьмой, куда он посажен за свое выступление во время бунта, что свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

Читайте также:
Своеобразие лирики Н.А.Некрасова.: сочинение

В главе «Савелий — богатырь святорусский» крестьянский протест перерастает в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Расправа над немцем-управляющим несет характер стихийности, в как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имении.

Поэту близки непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью, он сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, смотрел вперед с надеждой и верой:

Сила в ней скажется

Крестьянская тема неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.

Сочинение на тему: Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Сочинение.
Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

«Кому на Руси жить хорошо» — поэма-эпопея, написанная Некрасовым в середине 70-х годов девятнадцатого века. В центре ее изображение пореформенной России, стоящей на пороге революции. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии «Кому на Руси жить хорошо» — это проблема счастья. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса: «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила» звучит в песне, названной Некрасовым «Голодная». Поэт показывает нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа раскрывается в названиях тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» – сочувствует автор. Как и прежде, крестьяне — люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что «теперь их вместо барина драть будет волостной». С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси! В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Ему принадлежат такие слова: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства. Но лишь в главе «Савелий — богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим – это лишь капля в море, но она выразила истинное отношение крестьян к эксплуататорам. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений. Не «лояльные» и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой, сочувствием и верой: Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая. Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, все образы поэмы посвящены теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Матрену Тимофеевну Корчагину, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.
Я считаю, что эта поэма является наиболее патриотичным и глубокомысленным произведением Некрасова.
.

Читайте также:
Поиск положительного героя в творчестве Некрасова: сочинение

Изображение народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» погружает нас в мир русской крестьянской жизни. Автор, видевший своей главной художественной задачей изображение «горькой народной доли», дает в поэме полную и многостороннюю картину русского крестьянства. Именно поэтому в «Кому на Руси жить хорошо» мы встречаем такое многообразие крестьянских типов, узнаем о мировоззрении, образе жизни, традициях, проблемах русского народа.
Надо сказать, что изображение крестьянства самым тесным образом связано у Некрасова с проблемой счастья. Именно для поисков счастливых семеро мужиков отправляются в свое путешествие по Руси, которое дает нам возможность с эпическим размахом познакомиться со всеми сторонами русской жизни.
Важно, что ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» складывается не сразу. Автор использует в своем произведении «принцип спирали», где на каждом «витке» появляется новый персонаж со своим пониманием счастья. Именно это представление и раскрывает героя – проявляет нам его характер и сущность.
Так, самим мужикам-правдоискателям кажется, что для счастья достаточно быть просто сытым: «Кабы нам только хлебушка По полупуду в день…» Однако вскоре они начинают понимать, что не хлебом единым жив человек. На сельской ярмарке перед ними предстают «народные» герои, у каждого из которых свое представление о счастье. Так, для многих персонажей главным в жизни являются здоровье и сила – физическая и моральная. Иначе – просто не выживешь, не вытянешь свою горькую лямку.
Об этом говорит, например, тощий дьячок, потерявший свое место. Он убежден, что человек счастлив «не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», а только в «благодушестве» и вере в Бога. Только это, по мнению героя, может укрепить и дать силы для земной жизни.
В противовес этому мнению высказывается другая героиня – старуха, у которой в огороде уродилось «реп до тысячи». В этом – счастье этой женщины, которая рада, что будет сыта, что матушка- земля позаботилась о ней и не оставила ее голодной.
Затем мы встречаем солдата, который счастлив тем, что был в двадцати сражениях, а не убит, был бит палками и измучен голодом, а не умер. Еще один герой – каменотес – убежден, что счастье его заключено в большой силе, ведь благодаря ей он добывает себе пропитание, кормит свою семью.
С появлением в поэме Якима Нагого в произведение входит представление о высших, нравственных, ценностях, несоизмеримых с материальными благами (вспомним, что семья Якима из горящей избы в первую очередь выносит иконы и «картиночки»).
На следующем «витке» в произведении появляется Ермила Гирин. С его «помощью» в поэме намечается образ народного заступника и появляется еще одно условие счастья – уважение народное:
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!
Старик Савелий «дополняет» этот образ: он народный мститель и богатырь. Свободолюбивый и гордый, этот человек способен бороться за свое счастье (убийство немца управляющего). Однако его сила не приносит ни позитивных результатов (каторга, несчастливая старость в доме сына, вина в смерти правнука), ни счастья герою. В итоге, под конец своей жизни, Савелий полностью погружается в веру в Бога, в чем и находит утешение. Слишком противоречива могучая личность этого персонажа, чтобы можно было считать его счастливым.
Матрена Тимофеевна находится на следующем «витке» – она своеобразный женский вариант «счастливого» со своим толкованием проблемы: «Не дело – между бабами счастливого искать».
Эта красивая умная женщина столько пережила и перестрадала, сколько не выдержит ни один мужчина. Она терпела унижения и побои в семье мужа, от властей, которые считали крепостную женщину не человеком, а бесправной скотиной. Матрена пережила страшный голод, потерю мужа-кормильца, утрату детей. Однако, несмотря на все невзгоды, эта героиня сохранила в себе силы – физические и нравственные. Возможно, именно поэтому в народе ее считают счастливой.
В финале поэмы появляется еще один герой, который, по мнению Некрасова, является бесспорным «счастливцем». Это «крестьянский сын» Гриша Добросклонов, который «лет пятнадцать. твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка». Данный персонаж готов отдать свою жизнь во имя торжества «честного дела», чтоб «землякам его и каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси».
Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов представляет нам большой спектр крестьянских типов – он показывает мужчин и женщин разных возрастов, с разными характерами, разными взглядами на жизнь, разными проблемами. Вопрос о счастье, который задают всем им мужики-правдоискатели, раскрывает каждого из них, позволяет понять суть каждого характера.
Поэт показывает, что, несмотря на все различие и многообразие крестьянских типов, всех их объединяет одно – неустроенность жизни, забитость, нищета и бесправие.

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Родина: сочинение

Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – сочинение

В поэме Н.А.Некрасова в отличие от крестьян помещики не вызывают симпатии. Они отрицательны и неприятны. Образ помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» собирателен. Талант поэта ярко проявился в его умении увидеть в индивидуальных чертах общие характеры целого социального слоя России.

Помещики Некрасовской поэмы

Автор знакомит читателей с образами помещичьей Руси, крепостной и вольной. Их отношение к простому народу вызывает негодование. Барыня любит сечь мужиков, которые нечаянно произносят привычные для них слова, – бранные для грамотных господ. Помещица кажется немного добрее Поливанова, который купив деревню, «вольничает» и барствует в ней «по-страшному».

Судьба посмеялась над жестоким помещиком. Платит барин своему верному слуге неблагодарностью. Яков прощается с жизнью у него на глазах. Поливанов целую ночь отгоняет волков и птиц, пытаясь сохранить себе жизнь и не сойти с ума от страха. За что так наказал Поливанова верный Яков? Барин отправляет служить племянника слуги, не желая женить его на девушке, которая самому приглянулась. Больной, практически недвижимый (отказали ноги), он все еще надеется отбирать у мужиков то, что понравилось. Нет в душе у барина чувства благодарности. Научил его слуга и открыл греховность поступков, но только ценою своей жизни.

Оболт-Оболдуев

Барин Гаврила Афанасьевич уже внешне схож с образами помещиков всей Руси: круглый, усатый, пузатый, румяный. Автор использует в описание уменьшительные суффиксы с пренебрежительным ласкательным произношением – -еньк и другие. Но описание от этого не изменяется. Сигарочка, троечка, слащавость не вызывает умиления. Происходит резко противоположное отношение к персонажу. Хочется отвернуться, пройти мимо. Помещик не вызывает жалости. Барин пытается вести себя молодецки, но у него не выходит. Увидев на дороге странников, Гаврила Афанасьевич испугался. Крестьяне, получившие вольность, не отказывали себе в желании отомстить за многолетнее унижение. Он выхватывает пистолетик. Оружие в руках помещика становится игрушечным, ненастоящим.

Оболт-Оболдуев гордится происхождением, но у автора и оно вызывает сомнение. За что получил титул и власть: предок тешил царицу игрой с медведем. Другой прародитель был казнен за попытку сжечь столицу и ограбить казну. Помещик привык к комфорту. Он еще не привык к тому, что ему не прислуживают. Рассказывая о своем счастье, он просит у мужиков подушку для удобства, ковер для комфорта, рюмку хереса для настроения. Сплошной праздник помещика с множеством слуг остался в прошлом. Псовые охоты, русские потехи радовали барский дух. Оболдуева радовала власть, которой он обладал. Нравилось бить мужиков. Яркие эпитеты подбирает Некрасов «ударам» Гаврилы Афанасьевича:

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. Некрасова Размышления у парадного подъезда.: сочинение

Такие метафоры не сходятся с рассказами помещика. Он утверждал, что заботился о мужиках, любил их, угощал по праздникам. Жалко Оболдуеву прошлого: кто будет миловать мужика, если бить нельзя. Связь между барствующим слоем и мужиком разорвалась. Помещик считает, что пострадали обе стороны, но чувствуется, нет его словам поддержки ни у странников, ни у автора. Хозяйство помещика приходит к упадку. Он не представляет, как вернуть ему прежнее состояние, потому что не может трудиться. Горько звучат слова Оболта:

Помещик по прозванью Последыш

Князь с говорящей фамилией, какие любит поэт, Утятин, ставший в народе Последышем, – последний помещик описываемого строя. Во время его «царствования» отменили любимое крепостное право. Не поверил в это князь, хватил его от злости удар. Жестокий и скупой старик держал в страхе родных. Уговорили наследники крестьян притвориться и вести прежний образ жизни, когда помещик рядом. Пообещали мужикам землю. Повелись крестьяне на лживые обещания. Сыграли крестьяне свою роль, но были обмануты, чему никто не удивился: ни автор, ни странники.

Внешность помещика – второй тип барина на Руси. Тщедушный старичок, худой как заяц зимой. Есть во внешности и признаки хищников: ястребиный острой нос, длинные усы, колкий взгляд. Внешность такого скрытого под мягкой личиной опасного хозяина жизни, жестокого и скупого. Самодур, узнав, что крестьян «вернули помещикам», дурит пуще прежнего. Удивляют прихоти барина: играть на скрипке верхом на лошади, купает в проруби, женит 70-летнюю вдову на 6-летнем парнишке, заставляет коров замолчать и не мычать, вместо собаки садит сторожем убогого глухонемого.

Князь умирает счастливым, он так и не узнал об отмене права.

Можно признать в образе каждого помещика звучит авторская ирония. Но это смех сквозь слезы. Горя, которым залили богатые глупцы и невежи крестьянство, хватит не на одно столетие. Не все смогут подняться с колен и воспользоваться волей. Не все поймут, что с ней делать. Многие мужики будут сожалеть о барстве, настолько крепко в их мозг вошла философия крепостного права. Автор верит: Русь воспрянет ото сна, поднимется, и счастливые люди наполнят Россию.

Читайте также:
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Сочинение Образы помещиков в произведении Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова написана на пике его творчества, сюжет которой есть поиск счастья на Руси. Автор преследую цель рассказать обо всех моментах жизни русской деревни сразу после отмены крепостного права. Жизнь русских крестьян в поэме тесно переплетается с вольготной и счастливой жизнью помещиков.

Твердо и последовательно автор приводит читателя к выводу, что счастья крестьян не возможно, пока есть господа. Образ помещиков Николай Алексеевич описывает, таким образом, как видят их крестьяне. Шалашинков – помещик, которого читатель узнает как полного жестокости человека, грубого, самодура и угнетателя крестьян. Помещик Поливанов предстал в образе скупого человека, не обделенного жестокостью, поступающего только в своих интересах.

Героем главы «Помещик» предстает Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Встреча мужиков с ним пронизана раздражением помещика, его не понимание крестьян. Автор очень точно старался донести читателю чувства бывшего крепостного относительно свободы крестьян.

Строки из произведения:

«Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот» – дают понимание, как ведут себя помещики. А именно: бескарность, физическое и моральное насилия над крестьянами. По мнению помещиков, строгость с их стороны к крестьянам исключительно идет из-за любви, вспоминая неравнодушные моменты для крестьян с жизни последних. А именно, совместная молитва во время военной службы или благодарность крестьян в знак барской милости. Все осталось в прошлом, «…не та уж Русь» – слова Оболт-Оболдуева, с грустью произнося пустых усадьбах, повсеместной и не обдуманной вырубке садов, пьянстве. Крестьяне слушают монолог, согласны с господином, поскольку отмена крепостного права ударила «одним концом по барину, другим по мужику…». Слезы господина понятны для крестьян. Жизнь без крепостного права – беда для помещиков.

«Последыш» – глава, в которой автор раскрывает читателю, что привычка покоряться у крестьян логично в силу устоявшейся привычки помещика властвовать над ними.

Реформирование крепостного права болезненно была воспринята Утятиным. У помещика случился удар. Крестьяне разыграли комедия для Утятина, чтобы тот продолжал искренне верить в наличие крепостного права на Руси.

Читайте также:
Поэма Некрасова Княгиня Трубецкая: сочинение

«Последыш» – глава показывающая произвол помещиков, их не уважение и подавление достоинства крестьян. Постепенно автор подводит читателя к дням после реформы. Крестьяне по-прежнему полны покорности и не противоречивости, но уже не ждут потока бед от помещиков. Но, не смотря ни на что, Н.А. Некрасов верит, что Русь проснется, поднимется, и счастливых людей в России станет больше. В этом деле главное верить, так как для больших и кардинальных перемен нужно время, переоценка ценностей и смена ориентиров.

2 вариант

«Кому на Руси жить хорошо» является одним из наиболее ярких и монументальных произведений в творчестве Н.А. Некрасова. Здесь во всей полноте раскрываются главные черты российской действительности, современной писателю, для которой характерны глубокие противоречия между простым народом и поместным дворянством.

Не случайно, когда герои поэмы спорят о том, кому же «живется весело, вольготно» в России, на первый план выходит помещик. Автор противопоставляет друг другу две России – крепостную и вольную, и помещики представляют собой класс угнетателей. Их образы часто имеют сатирическую окраску, резко контрастируя с образом простого русского человека.

Оболт-Оболдуев. Первый помещик, которого мы встречаем на страницах поэмы, показан с точки зрения крестьян и выглядит карикатурно. Это некий барин «кругленький, усатенький, пузатенький». Используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, автор передает снисходительное, а порой даже презрительное, отношение крестьян к тому, кто имел право владеть крепостными. Он кажется слащавым, а совсем не грозным и страшным.

При близком знакомстве образ помещика Оболт-Оболдуева кажется еще более ироничным, особенно когда он пускается в пространные рассуждения о собственном благородном происхождении и былых временах. Поначалу он выглядит испуганным появление крестьян, но когда понимает, что ему не причинят вреда, становится напыщенным и важным. Оболдуев с печалью вспоминает о временах до отмены крепостного права, когда он жил в роскоши и безделье, предавался бесконечным празднованиям и разгулу. Он считает себя патриотом, сетует о том, что государство приходит в упадок, так как нет уже крепостных и никто не хочет работать на барских полях. Тем не менее, сам помещик ничего делать не хочет, надеясь и дальше жить за счет крестьянского труда.

Под стать Оболдуеву и помещик Утятин, которого сами крестьяне прозвали Последышем. Он стар, тяжело болен и беспомощен, но при этом имеет столько гонора, что хватило бы на сотню человек. Утятин, будучи самодуром, никогда не заботился о своих крепостных, купал в проруби, нагружал непосильной работой, а с возрастом и вовсе начал творить странные вещи. Родственники так и не смогли объяснить ему, что крепостных освободили, старика едва не хватил удар. Поэтому, боясь остаться без наследства, упросили крестьян сделать вид, что они по-прежнему несвободны.

Утятин – прекрасный образ помещика, настолько закостенелого в приверженностях старым порядкам, что он совершенно неспособен измениться.

Помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо» являются исключительно отрицательными персонажами. Помимо тех, кому посвящены отдельные главы, автор упоминает и других представителей барского сословия. Несмотря на то, что действие произведения разворачивается после отмены крепостного права, помещичья власть все еще сильна не только законодательно, но и в умах людей. Мы узнаем о барыне, которая приказывала высечь мужиков за привычные для них бранные слова. О помещике Поливанове, купившем за взятки деревеньку и отбиравшем у народа все и о племяннике верного Якова, которого забрали в солдаты лишь потому, что барину понравилась его невеста.

Читайте также:
Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Тем не менее, эти помещики – лишь остаточные образы уходящего в прошлое крепостного строя. Автор верит, что в недалеком будущем простой русский народ станет по-настоящему свободен от угнетения.

Также читают:

Картинка к сочинению Помещики в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Есть много смыслов в сказке Снежная королева, но, когда речь идет о противодействии между Гердой и Снежной королевой, то Герда одерживает Победу благодаря своей доброте, чистоте и непорочности.

Человек, который не знает истории семьи и страны не человек, а овощ. Он не живет, а существует. Он извлекает выгоду из всех преимуществ, достигнутых людьми, которые раньше жили, но не благодарен и не ценит это.

Исаак Ильич Левитан – известный русский художник конца 19 века, который работал в жанре пейзаж. В то время его работы были очень востребованы обществом.

В своих произведениях Куприн часто делает главными героями животных и описывает положительные качества наших меньших братьев. В Ю-ю описывается кошка с таким именем, которая привязалась к своему хозяину

Произведение является одним из самых лучших драматически творений писателя, обозначившим насущные и острые проблемы общества того времени.

Сочинение: Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

(769 слов) Одно из важнейших произведений в творчестве Н.А. Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней он рассказывает о тяжёлой доле русского народа и обличает угнетателей крестьянства. Рассмотрим наиболее яркие образы угнетателей, созданные Некрасовым в этом произведении.

В поэме сатирически изображаются антинародные силы. Помещики, управляющие, купцы, а также предатели народных интересов. Персонажи, противостоящие крестьянам, расположены в поэме по степени усиления их социально-психологической деградации: поп, помещики Гаврила, А. Оболт-Оболдуев, Шалашников, Поливанов, «последыш» князь Утятин, пан Глуховский и другие. Однако дворян Некрасов изобразил реалистично, без гротеска, свойственного, например, М.Е. Салтыкову-Щедрину. Рассмотрим их образы подробнее.

Интересно, что автор не только создает в своём произведении антитезу «счастливых» верхов и «несчастливых» низов. Верхи тоже в каком-то смысле несчастны в том плане, что и они пребывают в кризисе, когда старое обрушивается, а новое ещё не определилось. Поэт замечает и демонстрирует несостоятельность, жалкость и отсутствие благополучия в как будто бы благополучной на первый взгляд жизни.

Помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — типичный крепостник, не изменивший своих привычек после реформы 1861 года. Он румяный, осанистый, полный; ему шестьдесят лет; имел седые усы, длинные, что создавало ему важный, солидный вид. В его облике чувствуется и молодцеватость. Гаврила Афанасьевич именитого рода: татарин Оболт-Оболдуев потешил государыню в её именины разными зверями двести с лишним лет назад. Его прапрадед по матери, князь Щепин пытался поджечь Москву с Васькой Гусевым: их казнили триста лет назад. Помещик живет в деревне безвыездно сорок лет и характеризует барскую и помещичью жизнь в прошлом и в настоящем. И рассказ о ней очень многогранен. Он повествует о былой идиллии дворянских усадеб: о псовой охоте и роскошных пирах на праздники. В настоящем помещичье сословие переживает кризис: дворяне вроде Оболта-Оболдуева не могут приспособиться к новой жизни, потому что ничему не учились и ничего не умеют. Раньше он паразитировали на крестьянском труде и были беспечны, но теперь им приходится приводить хозяйство в порядок самим, изучать новые реалии и правила, а они совершенно не способны этого сделать. После многих лет праздности помещики потеряли саму способность к обучению. Речь героя — не просто обличение ленивого и глупого барина, который ставит себе в заслугу разумное руководство подневольными людьми. Она о всеобщей беде, обо всех захватывающем кризисе. И о том, что народ в этой ситуации, — единственная сила, полная здоровья, силы и красоты, которая является главным условием развития нашей страны и обновления жизни. Из речи родовитого помещика мы можем сделать вывод, что дворянское сословие деградирует и больше не может служить единственной опорой для государства.

Читайте также:
Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Шалашников — уже более жестокий барин, который требует со своих крестьян очень многого. В отличие от Оболт-Оболдуева, он не пытается стать для крепостных «отцом» и благодетелем, не отмечает с ними праздники и не дарует милости. Он заинтересован только в прибыли — любой ценой. Особое внимание помещик уделял телесным наказаниям, которые должны были сделать людей более сговорчивыми и трудолюбивыми.

Одним из угнетателей народа является князь Утятин. Он олицетворяет упадок, вырождение помещиков. Это существо не только полуживое, но и полуживотное. Он выглядит странным, почти сказочным энциклопедическим персонажем. И описывается-то не столько он сам, сколько его незрячее око: именно оно, мёртвое, ненавидящее, — единственное, что живёт в нём. Утятин никак не может поверить в то, что крепостное право уже отменили, и ведёт себя так, как будто ничего не произошло. Стоит отметить, что мёртвая, отжившая система отношений, уложений, «привычек» держала в своих руках живые силы страны.

Поливанов стал воплощением помещика-самодура, поступки которого сложно интерпретировать логически. Он жесток не только по отношению к крестьянам, но и к своей семье. Выдав дочь замуж, он выпорол ее мужа и прогнал наследников «нагишом». Удовольствие герой находил в связях с крепостными девушками, которые были лишены права на отказ. Даже своего верного холопа Якова, который служил ему всю жизнь, барин бесчеловечно наказал: отдал его племянника в рекруты, чтобы самому позабавиться с его молодой невестой. За свою жестокость он был наказан: Яков отвез его в лес и повесился на его глазах, а парализованный помещик всю ночь отбивался от волков возле трупа своего слуги. Его образ внушает читателю омерзение.

Пан Глуховский — садист, наделенный привилегиями дворянина. В тексте не упоминаются многочисленные преступления этого убийцы, но автор дает понять, что этот герой замучил не одну сотню человек, раз превзошел даже разбойника Кудеяра. Сравнение барина с бандитом показало, что помещик ничуть не лучше и даже хуже вора, ведь он губит людей не из-за желания заработать денег, а просто так, забавы ради. Безнаказанность, вседозволенность и праздность дворян приводят к тому, что они превращаются в убийц и насильников: их ничего не сдерживает, им ничего не мешает проявлять самые порочные стороны своей натуры.

Таким образом, Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» многопланово показывает главных угнетателей народа — его прямых владельцев. Он демонстрирует их пороки и обличает их нравственное и духовное убожество, чтобы убедить современников в правильности отмены крепостного права и в необходимости совершенствовать реформы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: