Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — сочинение-рассуждение

Перед вами отличное сочинение для 10 класса по поэме великого русского поэта, писателя и публициста Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Эта эпическая поэма-симфония стала главной работой в последние годы Некрасова. В основу поэмы легла мысль, преследовавшая поэта в годы после реформы 1861 года:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?

Поэма стала итогом долгих размышлений Некрасова о положении и судьбах крестьянства и вобрала в себя весь духовный и поэтический опыт автора как тонкого знатока народной жизни и народной речи.

Сочинение-рассуждение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» — народная поэма-эпопея. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Необычайно широкий охват жизни народа, изображение всех социальных слоев — от крестьянина до царя – поставило поэму в ряд эпохальных произведший. К сожалению, поэма так и не была закончена — помешала смерть поэта.

Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: «Кому на Руси жить хорошо» — проблема всеобщего счастья.

Поэма начинается с вопроса: «В каком году — рассчитывай, в какой земле угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов — имея в виду реформы 1861 года, «освободившую» крестьян, но не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу.

Лейтмотив произведения – мысль о невозможности так жить, о тяжести крестьянской доли, о разорении крестьянства. Мотив голодной жизни, «тоска-беда измучила» звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

У Некрасова названия местности также красноречивы, как фамилии персонажей у Гоголя, положение народа с предельной отчетливостью характеризуется названием мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. «Мужицкое счастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!» Крестьяне — люди «досыта не спавшие, несолоно хлебавшие», изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

Сочувствие автора к крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием, явно читается в каждой строке поэмы. В отличие от моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельство того, что Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Яким Нагой — представляет своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Он отличается непокорным нравом. Яким – честный человек, с чувством собственного достоинства, он умен и прекрасно понимает, почему крестьянин так убого так плохо живет.

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин — грамотный мужик, служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Он стал примерным старостой, когда народ выбрал его на эту должность. Однако он ни идеал праведника — пожалев своего младшего брата, он назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не к кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается тюрьмой, куда он посажен за свое выступление во время бунта, что свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

Читайте также:
Характеристика художественного мира Н. А. Некрасова: сочинение

В главе «Савелий — богатырь святорусский» крестьянский протест перерастает в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Расправа над немцем-управляющим несет характер стихийности, в как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имении.

Поэту близки непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью, он сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, смотрел вперед с надеждой и верой:

Сила в ней скажется

Крестьянская тема неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.

Сочинение: Народ в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Автор: Некрасов Н.А.

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.

Некрасов начал работу над поэмой вскоре после “освобождения” крестьян от крепостного гнета. Часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. Свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.

Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” — не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом — Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка.

Крестьяне — люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Мужицкое счастье — “дырявое с заплатками, горбатое с мозолями”. Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их “Барщинная”, “Солдатская”, “Соленая”, “Голодная”.

“Тоска-беда замучила”, “тошен свет, правды нет”, “верченый, крученый, сеченый, мученый. ” — эти строки из песен говорят сами за себя.

Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой “нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой”, Агапа Петрова, Ермилы Гирина, старосты Власа. У каждого из них свое горе, и поэтому:

Читайте также:
Счастье в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна — и надо бы,

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Действительно, многие крестьяне, ощущая полную безысходность, топят горе и тоску в вине. Многие, но не все! Никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто не сломился от невыносимой жизни, а сохранил силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий — “богатырь святорусский”. Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа, “Клейменый, да не раб!” — говорит он о себе. История Савелия и его сподвижников повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда.

Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. Тяжба Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы привела к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне Столбняки. Это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие исторические события в России.

Особняком стоит в поэме образ “народного заступника” Гриши Добросклонова. Гриша — выходец из народа, его особенность в том, что он осознал свое предназначение:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

На всей святой Руси.

Гриша одним из первых почувствовал, что “над Русью оживающей иная песня слышится”, которая “души сильные зовет на честный путь”.

Существование таких людей, как Савелий, Ермила, Григорий, вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее.

Несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма “Кому на Руси жить хорошо” не вызывает ощущения безысходности. Этому способствует мастерское изображение Некрасовым духовной красоты и величия русского народа.

Важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. Некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа. Вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне Большие Вахлаки: “. проснулась, разгорелася привычка позабытая к труду!”. И таких светлых эпизодов в тексте немало.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь — все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

Сочинение на тему: Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Сочинение.
Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

«Кому на Руси жить хорошо» — поэма-эпопея, написанная Некрасовым в середине 70-х годов девятнадцатого века. В центре ее изображение пореформенной России, стоящей на пороге революции. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии «Кому на Руси жить хорошо» — это проблема счастья. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса: «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила» звучит в песне, названной Некрасовым «Голодная». Поэт показывает нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа раскрывается в названиях тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» – сочувствует автор. Как и прежде, крестьяне — люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что «теперь их вместо барина драть будет волостной». С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси! В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Ему принадлежат такие слова: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства. Но лишь в главе «Савелий — богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим – это лишь капля в море, но она выразила истинное отношение крестьян к эксплуататорам. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений. Не «лояльные» и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой, сочувствием и верой: Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая. Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, все образы поэмы посвящены теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Матрену Тимофеевну Корчагину, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.
Я считаю, что эта поэма является наиболее патриотичным и глубокомысленным произведением Некрасова.
.

Читайте также:
Подвиг любви бескорыстной по поэме Некрасова Русские женщины, стихотворению Некрасова В больнице и Еду ли ночью по улице темной: сочинение

Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

В поэме-эпопее “Кому на Руси жить хорошо” (1863—1877) Н. А. Некрасов изобразил жизнь русского крестьянства в пореформенную эпоху. В произведении поставлена проблема народного счастья. В стихотворении “Элегия” вопрос о народном счастье звучал риторически:

но счастлив ли народ.

Действительно, реформа 1861 года стала новой формой экономической кабалы. На бедственное положение “освобожденных” обращает внимание уже начало поэмы “Кому на Руси жить хорошо” красноречивыми названиями губерний, уездов, деревень. Лишь в 1881 году было ликвидировано “временнообязанное состояние”.

Некрасовская поэма народна, его сочувствие тяжелой доле русского крестьянства искренне, отсюда и пафос произведения — тема пробуждения сознания народа, тема неизбежности крестьянской революции.

Сама композиция отражает авторскую веру в победу справедливости. Наиболее революционно звучащая часть “Пир — на весь мир” завершает поэму-эпопею.

В “Кому на Руси жить хорошо” показаны многочисленные представители крестьянства. Некрасов отнюдь не идеализирует народ. Развращающая сила крепостного рабства повлияла на какую-то часть крестьян. Обобщающая характеристика “людей холопского звания” (дворовый человек, гордящийся “барской болезнью” подагрой; холоп князя Утятина Ипат, Яков и др.) дана в словах:

Люди холопского звания — Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.

Однако и в среде “холопов по убеждению” появляются ростки пассивного сопротивления. Даже верный Яков осмеливается протестовать против барского самодурства. Свое несогласие с решением помещика отдать Гришу в солдаты герой выражает так:

Яков на сосну высокую прянул,

Вожжи в вершине ее укрепил.

Перекрестился, на солнышко глянул,

Голову в петлю — и ноги спустил.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” показаны и рядовые представители бедности, и правдолюбцы, и активные борцы за народное счастье. Постоянный, каждодневный труд — вот экономическая и нравственная основа крестьянской жизни. Некрасов с уважением и любовью рисует портрет вечного труженика Якима Нагого:

И сам на землю-матушку

Похож от шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

Тяжелая жизнь не истребила в душе крестьянина стремления к красоте. О духовном богатстве Якима Нагого говорит его попытка спасти во время пожара “картиночки”:

Читайте также:
Стихотворение Н. А. Некрасова Я не люблю иронии твоей (восприятие, истолкование, оценка).: сочинение

Скорей бы взять целковые,

А он сперва картиночки

Стал со стены срывать.

В условиях социальной несправедливости крестьянская среда закономерно выдвигала правдолюбцев, борцов за человеческое достоинство рядового труженика. К числу таких правдолюбцев относится и Ермила Гирин (глава “Счастливые”). Выбранный бурмистром, он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил.

Гирина отличают повышенная совестливость, чуткость к чужому горю. Он не прощает себе того, что “из рекрутчины меньшого брата Митрия повыгородил”:

Как ни просила вотчина,

От должности уволился,

В аренду снял ту мельницу,

И стал он пуще прежнего

Всему народу люб:

Брал за помол по совести.

Из рассказа седовласого попа мы узнаем о новом повороте судьбы Ермилы Гирина: “В остроге он сидит”. Некрасов рисует картину крестьянского бунта. Роль Ермилы Гирина в нем не совсем ясна, но нет сомнений, что герой вступился за крестьян, не побоялся отстаивать их интересы.

Савелий и Матрена Тимофеевна — активные борцы с несправедливостью. Они воплощают в себе лучшие черты русского крестьянства (трудолюбие, душевную отзывчивость, совестливость, духовное богатство). В Клину семь странников встречают поющую толпу женщин и жниц. Среди этой толпы — Матрена Тимофеевна:

На ней рубаха белая.

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Рассказ Корчагиной о собственной жизни свидетельствует о несломленном характере русской женщины, о ее мужественном сопротивлении тяжелым обстоятельствам. Жизнь в родительском доме — единственное светлое воспоминание героини. Неуютно чувствует себя Матрена Тимофеевна в доме Филиппа Корчагина. И все же крестьянка сохраняет верность мужу, отклоняет домогательства господского управляющего Ситникова.

Трагична судьба детей Матрены Тимофеевны (гибель Демушки, беззащитность Федотушки), трагична и судьба Филиппа. Всеми силами пытается крестьянка спасти семью: сама идет под розги вместо Федотушки, вызволяет мужа из солдатчины. Она активно борется за справедливость, проявляет в этой борьбе мужество и твердость.

Другим активным борцом за справедливость является в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Савелий — богатырь святорусский. За долготерпением русского мужика видится ему богатырство русское:

Читайте также:
Я лиру посвятил народу своему: сочинение

А потому терпели мы,

Что мы — богатыри.

И все же смирение не беспредельно. Мудро и лаконично звучат слова Савелия:

Жестока неизбежная расправа с управляющим — разорителем Фогелем. Двадцать лет строгой каторги и долгие годы поселения не сломили богатырский дух Савелия: “Клейменый, да не раб!”

В финале поэмы “Кому на Руси жить хорошо” автор вводит образ интеллигента-разночинца Григория Добросклонова:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Чахотку и Сибирь.

Песни, написанные Григорием Добросклоновым, оптимистичны, устремлены в будущее. В них чувствуется огромная вера в русский народ, который “учится быть гражданином”, “собирается с силами”:

Сила в ней скажется

Некрасов был убежден не только в праве народа на бунт, но и в обязанности подневольного человека сбросить иго рабства. Радикальный философский подтекст поэмы легко прочитывается в легенде “О двух великих грешниках”. Отпущение своих тяжких грехов разбойник Кудеяр получает лишь после того, как убивает пана Глуховского.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” и в наши дни остается важным литературным памятником, который позволяет судить о том, как относились к проблеме пробуждения активного народного самосознания писатели-демократы. Вероятно, не со всеми мыслями Некрасова можно сейчас согласиться (допустимо ли оправдывать убийство одного человека другими какими-либо высокими соображениями?!), но искреннее желание поэта как-то облегчить жизнь народа сомнений не вызывает.

Тема любви в лирике Некрасова 10 класс сочинение

Н.А. Некрасов был одним из тех поэтов, которые писали на разные темы, но особое значение уделяли любовной лирике. Во многих произведениях известный всеми поэт показывал свои особые глубокие чувства к своей любимой гражданской жене. Он всегда старался с точностью до глубины души передать и донести до читателей свои душевные переживания.

В «панаевском цикле» он показывает отношения своего лирического героя, в роли которого выступает сам Некрасов и образ его безумно любимой женщины. В этой лирике можно наблюдать происходивший диалог на равноправных правах между ними. Они были оба душевно ранимыми людьми, но тем самым независимыми друг от друга.

Таким образом, поэт впервые показывает непростой женский характер, судьба которого будет дальше описываться и в других романах. Героиня эта, безусловно, с добрым сердцем, но по истечению жизненных обстоятельств, становиться обозлённая на весь мир. Тем самым такое душевное ее состояние является причиной для необдуманных поступков и действий.

Так получилось, что поэт в своих произведениях создает сам такой характер своей героини с одной стороны любящей и желанной возлюбленной, а с другой самоотверженной и жестокой. Тем самым, заставляя ее страдать.

Сюжетом этого цикла является постоянная драматическая борьба сильных любовных отношений с похотливой ежедневной жизнью. Некрасов своими лирическими произведениями пытается погрузить читателя в мир ревности, страстей и самоутверждений.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

У Некрасова буквально все его стихотворения начинаются с некой ссоры, а заканчиваются интимной лирикой. Но, несмотря на неудачный и печальный финал «панаевского цикла» – это расставание лирических героев произведении. Автор в нем старается показать свою любовь к любимой женщине, ведь она для него являлась надеждой и опорой и образом для вдохновения.

Можно сказать, что Н.А. Некрасов писал о реальной жизни и реальных людях. В своих произведениях пытается открыть тему всех волнуемую – это роль и значение любви в жизни человека.

Вариант 2

Николай Алексеевич Некрасов – поэт с говорящей фамилией. В творчестве он посвящает себя народу, описывая нелегкую русскую бытность.

В своей поэме “Русские женщины”, получившей всемирную известность, поэт рассказывает о судьбе жен декабристов. Судьба закинула дворян, защищающих народ в далекую Сибирь, на Север. Трагедия и боль от разрушенных жизней льется через строки произведения. Эти великие женщины пожертвовали всем – знатностью, деньгами, комфортом, здоровьем – чтобы провести остаток жизни рука об руку с любимыми мужьями. Ярко и четко Николай Алексеевич показывает их внутренние трения и страдания, а также решимость и своенравие героинь. Милые, изнеженные барышни, как они это выдержали? И выдержали бы мы? Возникает огромная гордость за своих соотечественниц.

Стиль изложения Николая Некрасова прост и достаточно лаконичен. Нет в нем метафор и образных вырражений, порой затрудняющих восприятие. Много чувств, трагичных и прекрасных. У Некрасова не встречаются длинных любовных стихотворений. Удивительно: но нигде в его творчестве не встречается четкого описания внешности девушки. Все произведения автора читатель может примерять на себя.

Вся любовная лирика данного автора наполнена грустью и печалью. Авдотья Панаева, француженка Селина, Фекла Анисимовна. Такие разные женщины, казалось бы, не имеющие ничего общего, кроме одного – Николая Некрасова. Всех он их любил и не любил одновременно, был со многими, но не отдавался ни одной. Злой рок преследовал автора в делах любовных. Пессимистичный по своей натуре, он имел множество друзей и поклонниц, но отказывался принимать их, считая себя одиночкой. Несколько раз Николая Алексеевича спасали от попыки самоубийства.

Более всего из его творчества мне запомнилось стихотворение “Обет”. Удрученный, Николай Некрасов не верит более в возможность счастья:

“Я боюсь палящих взоров
Огнедышащих очей,
Я боюсь, как злых укоров,
Милых ласковых речей.”

Кому посвящались эти строки доподлинно неизвестно. Человек, постоянно сталкивающийся с неудачами и предательством, боится ранить себя снова. Некрасов предостерегает читателя и свою возлюбленную от излишней доверчивости и дружелюбия, считая, что много лучше быть одному.

Погубила великого поэта тяжелая болезнь, с которой не смог справиться ни один лекарь. На похорон Николая Некрасова собралось несколько тысяч человек, что наглядно демонстрирует признание в обществе.

Сочинение Любовная лирика Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов – классик русской литературы, поэт, публицист. Большинство его произведений были посвящены социальным проблемам общества, но также он писал глубокие и философские стихотворения о любви. Из биографии Некрасова известно, что он был влюблён в замужнюю даму Авдотью Панаеву. В те времена многие мужчины восхищались её красотой. Изначально Авдотья отвергла ухаживания Некрасова, но ему всё же удалось привлечь её внимание и между ними вспыхнули настоящие чувства. Все эмоции, которые поэт испытал в этих отношениях, он отразил в стихотворениях, посвящённых его любимой женщине. “Панаевский цикл” – это своего рода личный дневник, в котором запечатлены все оттенки чувств лирического героя. Особенностью данных стихов является стремление автора невероятно искренне передать свои переживания и состояние души.

Читайте также:
Ермил Гирин: сочинение

Некрасов был первым поэтом, который помимо прекрасных мгновений любви, описывал также суровую реальность и повседневность в жизни. Благодаря выразительности поэтической речи, в своих произведениях он смог интересным образом рассказать о противостоянии характеров двух любящих людей, показать их ссоры и выяснения отношений.

Поэта вдохновляло всё в его любимой женщине, он с восхищением описывал различные проявления её характера. В стихотворениях она предстаёт перед читателями: ревнивой, вспыльчивой и даже жестокой, но всё же любящей. Чувствуется, что у главной героини добрый нрав, но ее сердце со временем ожесточилось, от постоянных жизненных невзгод. Основным сюжетом “Панаевкого цикла” является борьба сильных чувств с пошлостью повседневности. Некрасов не побоялся показать отношения без романтического ореола, то как бывает на самом деле в жизни, особенно когда встречаются два человека с сильным характером.

Известно, что гражданский брак Николая Алексеевича и Авдотьи продлился 16 лет. Через некоторое время Некрасов женился на простой и необразованной девушке по имени Фёкла. Поэт водил свою избранницу на различные выставки и в театры, помогал восполнить пробелы в воспитании, заботился о ней, но все же не мог забыть Панаеву. Он продолжать безумно ее любить и часто думал о том, испытывает ли какие-то чувства к нему Авдотья и счастлива ли она. Например:

Скажи! я должен знать. Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки.

В своих стихотворениях о любви Некрасов постарался максимально достоверно раскрыть специфику взаимоотношений мужчины и женщины, чтобы каждый читатель понимал насколько важно сохранить настоящие чувства и не потерять близкого человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в лирике Некрасова

Популярные сегодня темы

Один из лучших романов «золотого» века является роман «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина. Главный герой Владимир Дубровский занимает место героя второстепенного плана – Дефоржа

Произведение, представленное в жанре повести, повествует об исторических событиях второй половины XVII века в период борьбы запорожских казаков против иноземных захватчиков.

Николай Васильевич Гоголь написал огромное количество замечательных произведений, которые не теряют своей большой популярности даже сегодня. Они учат нравственности и морали.

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году. На его создание потребовалось всего четыре дня. Любопытно, что первоначально произведение называлось «Смерть на Капри»

Перед каждым человеком, хотя бы раз в жизни возникал вопрос, а что же такое «красота»? Понятно, что у каждого из нас, это слово ассоциируется с чем-то хорошим, радующим глаз, вызывающим положительные эмоции

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Читайте также:
В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных. Н. А. Некрасов.: сочинение

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Читайте также:
Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Лирика Н. А. Некрасова: сочинение

Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ!

Имя Некрасова занимает особое место в русской литературе второй половины 19 века. Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс, но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи.

Некрасов стал создателем своей «литературной школы», поддерживающей натуралистические и реалистические тенденции в искусстве. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи, которые до него считались непоэтическими: уличное воровство, проституцию, пьянство, самоубийства, семейные раздоры и так далее.

Лирика Некрасова чрезвычайно богата тематически. Поэт писал о тяжелой судьбе русского народа («Несжатая полоса», «Забытая деревня»), о доле русской женщины («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская»), о «лишнем» и «новом» человеке («Саша», «Памяти Добролюбову», «Тургеневу»). Кроме того, в своем творчестве Некрасов затрагивал России («Родина», «Сеятелям», «Пророк»), тему поэта и назначения поэзии («Поэт и гражданин», «Муза»), урбанистическую тему («На улице», «О погоде»), тему любви («Панаевский цикл»).

Но главной темой, по признанию самого поэта, была для Некрасова тема русского народа. Именно ей он посвятил большинство своих произведений, в которых эта тема рассматривается в духе революционного движения. Так, в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858) Некрасов изображает два мира, противопоставленных друг другу. Один из них – мир богатства и власти, другой – мир нищеты и горя. Эти миры почти не соприкасаются друг с другом, единственное исключение – парадный подъезд знатного лица, от которого зависят судьбы «маленьких людей».

Читайте также:
Своеобразие лирики Н.А.Некрасова.: сочинение

Во второй части стихотворения, представляющей собой размышления лирического героя, поэт акцентирует внимание на этом противопоставлении. Сначала он описывает жизнь «владельца роскошных палат». Большое внимание уделяет Некрасов описанию смерти богатого и знатного вельможи. Этот «герой» умрет, возвеличенный громкой хвалой, но проклятый отчизной.

Затем поэт размышляет о стонущей мужицкой России. Это размышление заканчивается обращением: «Ты проснешься ль, исполненный сил…» Мы понимаем, что все надежды на освобождение и улучшение народной жизни Некрасов возлагает на сам народ, он решает эти задачи в духе революционной демократии.

Стихотворение «Железная дорога» (1864) развивает тему тяжелой народной доли, но уже в пореформенную эпоху. Здесь тема народа становится шире и богаче, вбирает в себя разнообразные мотивы. Ведущим становится мотив народа – творца, народа-созидателя.

В этом произведении поэт показывает, кто и как на самом деле стоил железную дорогу. Голод и «царь беспощадный» согнал сюда народ. И очень многие, «к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе».

Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» рисует судьбу несчастной женщины, чья жизнь – одна большая мука. Она ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».

Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, – это только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг – она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок можно назвать подвигом. Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.

Необычна в поэзии Некрасова тема Родины. В стихотворении «Родина» (1846) изображается дворянская усадьба, где прошла жизнь предков поэта, где он сам появился на свет. Но в этих воспоминаниях нет ни капли лирического чувства, теплоты или ностальгии. Этого происходит оттого, что иное вспоминается поэту: «как рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов».

Роль поэта и предназначения поэзии – отдельная тема в творчестве Некрасова. Она проникнута гражданскими мотивами. Так, в стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов выразил свой идеал поэта и свое отношение к проблеме предназначения искусства. В диалоге поэта и гражданина у Некрасова побеждает гражданин, который требует от поэта служения отчизне, действия и борьбы за освобождение народа. По мнению Некрасова, служение Родине – это, прежде всего, служение ее народу.

Лирика Н.А. Некрасова продолжила и развила традиции русской гражданской поэзии. Под пером Некрасова эти традиции получили демократическо-революционную направленность. Но, кроме того, поэт «вывел на сцену» принципиально других героев: людей улицы, обитателей городских и социальных окраин.

В литературе имя Некрасова прочно связано с демократизацией искусства и с натуралистической школой, которая призывала видеть прекрасное в обыденном, каждодневном и, от этого, очень дорогом и ценном.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: