Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Сочинение: Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова

Народ, стону­щий «у подъездов судов и палат» («Размышления у парадно­го подъезда»); строители железной дороги, устилающие своими костями, как шпалами, путь из Москвы в Петербург («Железная дорога»); бурлаки, чей «мерный похоронный крик» разносится по великой русской реке («На Волге»); за­бытая своими владельцами нищая деревня («Забытая дерев­ня»); странник, поющий заунывную песню с постоянным рефреном: «Холодно, странничек, холодно, / Холодно, роди­менький, холодно! / Голодно, странничек, голодно, / Голод­но, родименький, голодно!» («Коробейники»); Понуканье измученных кляч, Чуть живых, окровавленных, грязных, И детей раздирающий плач На руках у старух безобразных — Все сливается, стонет, гудет, Как-то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ, Словно город обрушиться хочет. — («О погоде») эти и многие другие подобные картинки возникают на стра­ницах произведений Некрасова.

С полным правом он мог сказать о своей поэзии:

У Некрасова сон перестает быть просто условным мотивом. Сон в некрасов­ском стихотворении — поразительное явление, в котором смело и необычно совмещены реалистические образы со свое­образным поэтическим импрессионизмом. Что-то все время повествует рассказчик, что-то видит растревоженное детское воображение, и то, что Ваня увидел, гораздо больше того, что ему рассказывалось. Собеседник говорил о косточках, о тя­желой жизни людей, а они ожили, как в страшной романти­ческой сказке, и пропели Ване свою страшную песню. И где был сон, где была явь — рассказ, не может понять разбужен­ный, опомнившийся мальчик:

«Видел, папаша, я сон удивительный, —
Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,
Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители. »

Сон разворачивается как баллада. Луна, мертвецы со скрежетом зубовным, их странная песня — характерные ак­сессуары балладной поэтики сгущены в первых строфах и усиливают ощущение сна. Наиболее явственно возмущение поэта их рабской пассивностью. Оно отчетливо слышится в его стихах о железной дороге, пафос которых заключается именно в этом возмущении. Смиренно и кротко поют заму­ченные непосильным трудом люди:

Все претерпели мы, божий ратники,
Мирные дети труда!

Но Некрасов отнюдь не умиляется их покорностью, стра­дальчеством: самые мрачные картины его «Железной доро­ги» вовсе не те, где изображаются бедствия этих людей, а те, где поэт демонстрирует их терпеливость, их всегдашнюю го­товность смиренно прощать своих врагов.

В первой части стихотворения была явь, во второй был сон, но было то, что их объединило. Была поэзия народного страдания и подвига, достойная высокой патетики: строите­ли дороги — божий ратники, мирные дети труда, воззвавшие к жизни бесплодные дебри и обретшие гроб.

В третьей части снова явь. Свисток разрушил сон, гене­ральский хохот разрушил поэзию. Четырехстопный дактиль теряет целую стопу, а последняя из оставшихся усечена. Ко­ротенькая эта строчка оказалась выделенной даже графиче­ски. Нарушилось, споткнулось само течение стиха.

После деликатного замечания: «Я говорю не для вас, а для Вани» — рассказчик отступает перед генеральским напо­ром, и генерал бушует в одиночестве. Коварный автор дает ему полную свободу действий и не спешит вступить в спор. Генерал сам опровергает себя. Он обороняется и наступает в роли защитника эстетических ценностей. Тема, которая была намечена в начале стихотворения, потом как будто бы ушла и вдруг неожиданно и точно возникла вновь, уже обога­щенная. Вообще все стихотворение основано на таких внут­ренних соответствиях, перекличках, соотнесениях, которые в гармонии и определяют подлинную музыка льность произ­ведения.

У генерала, конечно, есть положительная программа, сводящаяся к требованию воспеть жизнь, показать ее свет­лую сторону. Поэт идет навстречу пожеланию с готовностью. Стих последней строки генеральской речи в третьей части:

Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону. —

заканчивается уже в первой строке четвертой части, в автор­ской речи:

Читайте также:
Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

Рад показать!

Предложение подхвачено буквально на лету.

Следует рассказ об ужасном труде людей. Явной иронии нет. Она лишь в начальном определении новой картины как светлой. Есть опять подчеркнуто объективный, почти сухой рассказ о том, что скрыто за занавесом конечного итога:

. труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках.

Внешний пафос рассказа растет, появляется бочка вина, звучат крики и, наконец, наступает апофеоз:

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал.

Самая светлая картина оказалась в произведении самой безобразной.

Тяжелые переживания, связанные с нищетой и бесправи­ем народа рождают у поэта глубоко прочувствованное обра­щение к божеству:

Господь! Твори добро народу!
Благослови наградой труд,
Упрочь народную свободу,
Упрочь народу правый суд!
Чтобы благие начинанья
Могли свободно возрасти,
Разлей в народе жажду знанья
И к знанью укажи пути!
И от ярма порабощенья
Твоих избранников спаси,
Которым знамя просвещенья,
Господь! ты вверишь на Руси.

(«Песни. Гимн»)

Возлагая надежды на «избранников», призванных сеять «разумное, доброе, вечное», Некрасов одновременно про­славлял непокорность народа, звал его покончить с рабским терпением и даже временами воспевал

Необузданную, дикую
К угнетателям вражду
И доверенность великую
К бескорыстному труду.

(«Песня Еремушке»)

Правда, на этом пути Некрасов испытывал колебания, разочарования, сомнения. Он казнил себя как поэта за свои действительные и мнимые недостатки и ошибки. В 1855 го­ду, в тяжелом настроении, вызванном болезнью, он написал стихотворение «Замолкни, Муза мести и печали!»

Всему конец. Ненастьем и грозою
Мой темный путь недаром омрача,
Не просветлеет небо надо мною,
Не бросит в душу теплого луча.

Уставший от страданий, он отказывал своей поэзии в гра­жданском значении, полагая, что он так и не научится лю­бить:

То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.

Но, вопреки субъективному предсказанию Некрасова, по­следние две фразы стали поэтической формулой граждан­ской поэзии, выражающей ее общественные устремления. Да и сам Некрасов в 1856 году писал Л.Н. Толстому: «. когда мы начнем больше злиться, тогда будем лучше, — т. е. боль­ше будем любить — любить не себя, свою родину».

«С отвращением» кидая взор на разоряющееся родное по­мещичье гнездо, поэт вспоминал о жизни, в которой

. рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.

Чувство злобы и ненависти, а не умиленья прошлым вы­зывают у поэта встающие в памяти картины:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет.

(«Родина»)

Недаром свою музу Некрасов называл музой «мести и пе­чали». И задачу поэзии он видел не в том, чтобы «ласкать ухо» толпе «миролюбивой лирой», а в том, чтобы обличать страсти и заблуждения толпы, чтобы, «питая ненавистью грудь, уста вооружив сатирой», проповедовать любовь «вра­ждебным словом отрицанья».[/sms]

Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

“Народный поэт”, “певец страданий”, “поэт-демократ” – по-разному называют Н. А. Некрасова. “То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. ” – эту мысль поэт повторяет в своих стихах, критических статьях, письмах. Он любил родину, желал ей счастья и ненавидел все, что ее позорило.

Умение проникать в мир других людей определило новое изображение характера простого человека – такого в лирике до Некрасова не было.

В некрасовской поэзии большое место занимает город. Поэт “мести и печали” очень рано узнал жизнь обитателей “петербургских углов”, видел всю безотрадную наготу жизни городской бедноты. Поэт понял, что богатства и красоты города захвачены сильными и сытыми хозяевами земли, отнявшими все радости жизни у тех, кто создавал эти богатства. В городе, смрадном и закопченном, покрытом пеленой гнилого тумана:

Читайте также:
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н. А. Некрасова: сочинение

Все сливается, стонет, гудет,

Кто-то глухо и грозно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ.

Некрасов глубоко чувствует и тонко подмечает красоту городского пейзажа. Прекрасен город зимой, когда:

Улицы, зданья, мосты

При волшебном сиянии газа

Получают печать красоты.

Но бедняку, замерзающему в суровую стужу, не приходится любоваться красотой зимы, когда

Мрут, как мухи, извозчики, прачки,

Мерзнут дети на ложе своем.

Поэтому чаще Некрасов рисует унылый пейзаж:

Грязны улицы, лавки, мосты,

Каждый дом золотухой страдает;

Штукатурка валится – и бьет

Тротуаром идущий народ.

Тяжело живется городской голытьбе. Каждый день для нее – “день безобразный – мутный, ветреный, темный и грязный”.

Зорким глазом поэт видит солдата, несущего детский гробик и сурово плачущего, голодного, босого, оборванного бедняка, укравшего калач:

Закушенный калач дрожал в его руке;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга.

Нищие, ремесленники, голодные дети, писатели, умирающие в больницах для бедных, нескончаемой вереницей проходят перед нами в “городских” стихах Некрасова. “Мерещится мне всюду драма!” – восклицает поэт.

В одном из ранних стихотворений “Еду ли ночью по улице темной” (1847) Некрасов суровыми словами рассказывает об одной из таких драм: в семье голодного бедняка умер ребенок, и мать, чтобы накормить мужа и купить гробик ребенку, пошла на улицу.

Город с его социальными контрастами Некрасов назвал “роковым” и забыть о нем никогда не мог.

Н. А. Некрасов впервые ввел в русскую поэзию образ народа. Женщина-крестьянка, бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги – все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: “Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды”.

Страшную тяжесть подневольного труда Некрасов изобразил в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Крестьянин Яким Нагой гневно отвечает барину, упрекнувшему мужиков в пьянстве:

Нет меры хмелю русскому!

А горе наше меряли?

Работе мера есть?

Как из болота волоком

Крестьяне сено мокрое,

Спасаясь от голода, крестьяне уходят из деревень на заработки, но их положение от этого не улучшается. Вчерашний пахарь становится бурлаком, который “шагает под ярмом не краше узника в цепях”; или рабочим, и тогда его грабит и сечет “начальство”, и по-прежнему “давит нужда”.

Жизнь и труд бурлаков Некрасов видел с детства, ребенком он слышал их песни-стоны. В автобиографической поэме “На Волге” он описал то, что потом всю жизнь “забыть не мог”:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки.

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалось желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы еще.

Еще мучительнее труд и жизнь крестьянки. О ее горькой доле Некрасов рассказал в таких произведениях, как “В полном разгаре страда деревенская”, “В дороге”, поэмах “Мороз, Красный Нос”, “Кому на Руси жить хорошо”.

Мне кажется, что это лучшие стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки, говорящие о ее горькой и многострадальной судьбе:

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Все выносящего русского племени,

Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом он написал в поэме “Мороз Красный нос”:

Три тяжкие доли имела судьба.

И первая доля: с рабом повенчаться.

Вторая – быть матерью сына-раба,

А третья – до гроба рабу подчиняться.

В стихотворении “В дороге” Некрасов показал историю жизни простой крестьянки, воспитанной в барской семье и по прихоти барина отданной за мужика, на горе мужу и на свою погибель.
Однако, еще тяжелей судьба детей, замученных в фабричной неволе. Из дома детей гнали забота и нужда, на фабрике их ждал изнурительный непосильный труд. Этим маленьким каторжникам Некрасов посвятил стихотворение “Плач детей”. Жалобы детей остаются без ответа:

Читайте также:
Образы крестьянок в поэмах Мороз, красный нос и Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит,

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит-гудит-гудит!

Сегодня перечитывают Некрасова редко. Но загадка его в том, что о нем думают! Поводы слишком разнообразны и разновременны. Он рассказал о слезах солдатской матери (“Орина, мать солдатская”), опередив поэтов на целое столетие. Что делать, кто виноват, кому на Руси жить хорошо, как жить и как умирать. Это не вопросы – это состояние души. Это Некрасов и другие страдальческие тени – спутники каждого из нас.

Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова

Ф.М.Достоевский говорил о Некрасове, что его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный поэт изведал голод и другие лишения из-за того, что хотел идти своей дорогой, а не той, что желал отец. И эти мытарства отразились на всем творчестве Николая Алексеевича. Но мы знаем также, что еще раньше, в детстве, в его сердце укрепилась боль за страдания своего народа. Об этом можно судить по всем известному стихотворению «На Волге». Лирический герой вспоминает, как увидел оборванных бурлаков, один из которых говорил, что «кабы к утру умереть — так лучше было бы еще. ». Мальчик не мог понять этих слов, вызванных отчаянием и безысходностью, но в сердце его навсегда остался образ этого человека, «угрюмого, тихого и больного». Вероятно, с тех пор и начался путь Некрасова как народного поэта и защитника.

Никто из русских писателей не создавал столько произведений о простых людях, крестьянах, фабричных, тех, кого на стройках собрал «царь» по имени «голод». Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос», великое «Кому на Руси жить хорошо» — это все произведения, на которых можно изучать жизнь и быт крестьянства, народный язык, его верования и обычаи, это вещи, которые сильно и ярко рассказывают о трагической судьбе многих лучших крестьян. А разве не «надрывается сердце от муки», когда читаешь его стихи: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Плач детей» и многие, многие другие? И везде у поэта глубокое уважение к простому человеку.

«Деревенские русские люди» — так любовно называет Некрасов крестьян в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» в противовес в нем же изображенному вельможе, который не захотел выслушать просителей, пришедших так издалека, что ноги разбили в кровь. И негодуя, с едкой иронией Некрасов спрашивает, зачем такую особу беспокоить для «мелких людей», «не беда, что потерпит мужик», ему это привычно! Неудивительно, что многих честных людей стихи Некрасова делали непримиримыми борцами с несправедливостью!

О чем бы ни писал поэт, почти всегда он возвращается к теме страданий, тяжелой доли русского народа. В «Рыцаре на час» он просит увести его «в страну погибающих за великое дело любви». В знаменитом стихотворении «Элегия» он просит молодежь не верить, «что тема старая — страдания парода» и что «поэзия забыть ее должна», нет, «не стареет она».

Среди огромного многообразия того, что создано Николаем Алексеевичем на тему о жизни русского народа, неизменно борются две темы, две мысли, два на строения поэта. Он постоянно думает о том, предопределено ли русскому народу всегда быть таким забитым, бесправным и темным, каким он его видел, или же тот воспрянет? Он сокрушается темноте русских людей, которые покупают на ярмарках портреты генералов и милордов, и надеется, что когда-нибудь народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». В «Железной дороге» есть известное место, где рассказчик говорит Ване, что не надо робеть за русский народ, который «вынесет все, что господь ни пошлет», который в то же время

Читайте также:
Своеобразие изображения народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»: сочинение

Вынесет все — и широкую, ясную,
Грудью дорогу проложит себе.

Но тут же добавляет грустную ноту:

Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.

В уже упоминавшемся «Размышлении. » также есть очень известное место, где автор обращается к народу с вопросом: «Ты проснешься ль, исполненный сил?», и вновь трагическая нота:
Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил.

Этими вопросами, теми же словами Некрасова задавались еще долгие десятилетия после поэта и задаются до сих пор. Но сегодня, кажется, становятся все более верными слова поэта о том, что русский народ собирается с силами и учится быть гражданином. Тот, кто познакомился с творчеством Некрасова, вряд ли забудет словно вылепленные образы русских людей. Женщин, способных «коня на скаку» остановить, «в горящую избу» войти; мастеровых, что молотом играют от зари до зари; купцов-коробейников, которые приносят вместе с товаром радость девушкам и молодицам. Но, конечно, не забудет и строителя-белоруса, у которого «ямою грудь» и «колтун в волосах», и насмерть забитого солдата, сына крестьянки Орины, и крестьян из «забытой деревни».

Вчитываясь в отточенные, рельефные строки поэта, невольно думаешь, до чего же удивительно русский это писатель, до чего народный. А еще понимаешь, как много похожего и общего в жизни народа тогда и теперь. Но веришь, что непременно скажется на нашей судьбе «разумное, доброе, вечное», посеянное Некрасовым и многим и другими.

Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия — это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. Поэзия Некрасова связана с выступлениями народа против своих угнетателей. У Николая Алексеевича главным героем стал мужик — простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению Некрасова, его Муза — родная сестра крестьянки:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Некрасов сострадает народу, сочувствует ему, жалеет. Сколько боли слышится в стихотворении «В дороге», когда мужик рассказывает поэту о своей жене:

Самому мне невесело, барин:

Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля — с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына-раба,

А третья — до гроба рабу покоряться.

И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и рассказал о гордом типе «величавой славянки». Он горевал о ее судьбе, но и гордился ее красотой и силой:

В игре ее конный не словит,

В беде не сробеет — спасет.

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Недаром на похоронах Некрасова две женщины-крестьянки шли впереди всей процессии с венком «От русских женщин».

Тяжелые и мрачные картины народной жизни рисует Некрасов в своих стихотворениях «В дороге», «Забытая деревня» и т.п.:

Умерла Ненила; на чужой землице

Читайте также:
Какие новые стороны поэзии Некрасова я увидела в десятом классе?: сочинение

У соседа-плута — урожай сторицей…

Некрасов ненавидел самодержавие и любил простой люд. Эти мотивы прозвучали в его стихотворении «Размышления у парадного подъезда», которое не допускали в печать пять лет. Первым напечатал его Герцен в своем журнале «Колокол». В этом стихотворении Некрасов зовет народ «проснуться»:

Где народ, там и стон…

Что же значит твой стон бесконечный:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил,

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?

Некрасов в своих произведениях не только опирался на русское народное творчество, но и продолжил традиции Радищева, Гоголя, изображая народ реалистически. Использует он и достижения Тургенева, который в своих «Записках охотника» показал яркие крестьянские портреты. «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и другие стихотворения раскрывают духовный облик крестьянина. Поэт поклоняется трудолюбию народа, ценит его смекалку, ум, широту души, но он выделяет и другую сторону — темноту, необразованность, привычку к рабству, холопство отдельных крестьян. Свое стихотворение «Железная дорога» Некрасов посвящает труду крестьян. По мнению генерала, народ — это ничего не стоящие и не значащие создания, животные. Но Некрасов считает по-другому. По его мнению, народ — это создатель, создатель и духовных, и материальных ценностей. Некрасов зовет крестьянство к действию:

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

«Кому на Руси жить хорошо» — это поэма Некрасова о народе. В глазах автора крестьяне — богатыри. В этой поэме Некрасов рассказал о всех сторонах жизни крестьянства: рождении ребенка, крестинах, свадьбе, похоронах, труде, голоде, порке и т.д. Жизнь крестьян бедна и безрадостна. Об этом говорит один из героев, Яким Нагой:

А горе наше мерили?

Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит?

Причина нищеты в том, что за спиной крестьянина стоят три дольщика: Бог, царь и господин. Поэт показывает и слабые стороны народа: смирение, стремление залить свое горе в кабаке.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Некрасов осуждает и холопство. Он дает этому очень точную характеристику:

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Но все-таки не все крестьяне убогие и забитые. Есть и такие, которым надоело так жить. Эти люди составляют силу народа. Поэт верил именно в таких крестьян.

Многие современники Некрасова писали о народе. Их произведения научили уважать мужиков. Но Некрасов впервые создает произведения не только о народе, но и для народа. Поэт призывает народ к революции, к свержению помещиков. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.

Изображение народа в поэме Кому на Руси жить хорошо

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является самым известным произведением Николая Некрасова. Поэт написал поэму в зрелом возрасте, когда накопил достаточно знаний о крестьянском быте, традициях, трудностях, культуре и обычаях.

Произведение было создано после отмены крепостного права. Автор хотел в поэме показать, что глобально и принципиально это не изменило жизнь людей. Крестьяне продолжали жить тяжело, непросто. Они обрели свободу, но должны были выкупать землю. А денег у крестьян не было, поэтому им приходилось брать кредиты в крестьянском банке, чтобы выплатить выкупные платежи и обрести землю. Это было дорогое удовольствие, поэтому крестьяне продолжали страдать от голода и бедности. Это подтверждается названиями деревень. Например, Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово.

Есть в поэме и яркие персонажи. Савелий — крестьянин, который жаждет и физического, и духовного освобождения. Это рослый и сильный мужчина, который не боится трудностей. Он не сдался под гнетом, а только стал сильнее.

Читайте также:
Ирония — действенное средство художественной литературы: сочинение

Идеал помещика воплощен в образе Ермилы Гирина — это ответственный хозяин, который заботится о мужике, хочет сделать его жизнь проще и легче. Знаменателен его спор с купцом Алтынниковым («алтын» в переводе означает «золотой», в смысле золотая монета). Вокруг Ширина собираются мужики, которые восстают против купца. Больше подобных эпизодов в книге нет. Возможно, это есть какоето предсказание последующих революционных событий XX века и изменений, которые произошли в России.

Выходец из народа, Гриша Добросклонов, осознал, что цель его существования — помощь людям, улучшение жизни крестьян, а также их освобождение. Ему не нужно было ничего материального. Он хотел, чтобы люди жили свободно, могли сами распоряжаться результатом своего труда, пользоваться орудиями.

Существование таких людей подчеркивает, что русский народ имеет огромную силу и потенциал, что он обречен на рост и развитие, только если гнет помещиков исчезнет.

Вся поэма пропитана определенным народным духом. Это выражено не только в стили изложения, но и в народных песнях, сказаниях, легендах и прибаутках, которые многократно используются в тексте. Это создаёт определенное настроение.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» посвящена народу Руси, которому пришлось многое испытать, но он не сломался, а вырос, возродился из трудностей, нашел новые силы.

Сочинение 2

“Кому на Руси жить хорошо” – произведение-эпос. В центре внимания – отображение живущей после реформ Российской империи. Некрасов творил произведение на протяжении двадцати лет, получая информацию для него “по крупицам”. Произведение необыкновенно размашисто показывает народную действительность того времени. Некрасов желал отобразить в ней все общественные сословия: от деревенского мужика до правителя. Однако, к великому сожалению, произведение так и не было завершено – не дала кончина писателя. Важная тема, основная проблема литературной работы отлично заметна в названии “Кому на Руси жить хорошо” – это вопрос успеха.

Литературная работа Некрасова берет свое начало с описания:

“В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай”. Однако не сложно разобраться, о каком времени высказывается Некрасов. Писатель подразумевает законодательные преобразования 1861 года, по которым “дали свободу” деревенским жителям, а те, без своих участков земли, оказались в еще большей зависимости. Сквозь всё произведение следует идея о недопустимости так существовать дальше, о нелегкой бедняцкой участи, о деревенском обнищании. Данная тема голодающей действительности крестьян, которых “тоска-беда измучила” доносится со специальным усилием в песне, прозванной автором “Голодная”. Писатель не сглаживает углы, демонстрируя бедность, скотство, верующие суеверия и нетрезвость в народной жизни. Жизнь людей с максимальной точностью передается обозначением тех мест, откуда появились люди-правдорубы. В произведении достаточно выразительно написана неутешительная, беззащитная, недоедающая жизнь людей.

С откровенной жалостью относится писатель к некоторым беднякам, которые не хотят мириться со своей голодающей унизительной жизнью. В противовес жизни рабовладельцев и нелюдей, подхалимов наподобие Якова, Глеба, Сидора, Ипата избранные из крестьянства в произведении сберегли настоящий гуманизм, дарование к самоотверженности, сердечное великодушие. Это Матрена Тимофеевна, силач Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, руководитель Влас, семь правдорубов и остальные. У любого из них своя цель в этом мире, свой повод “искать правду”, однако все они вкупе говорят о том, что простой народ теперь очнулся, поднялся.

Правдорубам представляется такая счастливая жизнь для крестьянского мира: В Якиме Нагом показан неповторимый нрав крестьянского правдоискателя, народного “праведника”. Яким проживает той же трудной бедной жизнью, как и все крестьяне, работая с утра до ночи. Однако он выделяется упрямым характером. Яким добросовестный трудяга с огромным чувством личного достоинства. Яким и мудр, он потрясающе осознает, отчего крестьяне так бедно, так дрянно живут. Достоин внимания и Ермил Гирин. Обученный грамоте мужчина, он был писарем, стал известен своей честностью, интеллектом и безвозмездной любовью к людям.

Читайте также:
Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Деревенская сюжет в произведении неиссякаем, всесторонен, каждая показанная часть произведения адресована вопросу познания народного счастья. Вместе с тем можно припомнить и беднячку Корчагину, называемую за свое удачливость “губернаторшею”, и лиц рабского призвания, к примеру, “холопа примерного Якова верного”, он смог поквитаться с помещиком-недругом, и трудящихся селян из описания “Последыш”, которые обязаны лицемерить перед пожилым аристократом Утятиным, притворствуя, что не было отмены крепостного права, и остальные лица в произведении.

Показанные описания, даже одномоментные, формируют смешанную, ясную картину произведения, находят отражение и связь между собой. Этот способ был назван литературоведами полифонизмом. На самом деле, произведение, созданное на народном материале, порождает ощущение родной крестьянской песни, исполняемой многими голосами.

Изображение народа в поэме Кому на Руси жить хорошо

Несколько интересных сочинений

Детство – прекрасная пора! У каждого оно своё, такое тёплое, беззаботное и счастливое, как лучик солнца. В детстве малыш познаёт окружающий мир, учит первые буквы в книге, знакомится со своими сверстниками

Митрофан Простаков – герой пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», юноша, единственный сын дворян Простаковых. Недорослями в XIX веке называли юношей из дворянских семей

Этот великий роман во всех смыслах. Он принадлежит к группе самых больших романов, и не только Тургенева, но всей русской литературы девятнадцатого века

Еще с раннего детства людей учат тому, как правильно поступать в той или иной ситуации. Учат понятию добра и зла, морали и нравственности. В разных странах и даже слоях общества эти понятия могут сильно отличаться.

Несколько дней назад я прочитала чудеснейшую книгу под названием «Алые паруса», что произвела на меня сильное впечатление и потрясла до мозга костей. Это подтолкнуло меня к подробному изучению биографии данного творца слова

Образ народа в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

Некрасов Николай Алексеевич – истинно народный поэт, который всегда переживал за судьбу русского человека, жалел его и изучал нравы и быт простых крестьян. Многие произведения его творчества строятся на теме крепостничества, ссылок и эксплуатации рабочих людей.

Идею написать поэму «Кому на Руси жить хорошо» автор долго прокручивал в своей голове, он ездил по разным местам, читал различные источники о крестьянах в посткрепостнический период, чтобы наконец приступить к написанию. К сожалению, ему так и не удалось дописать поэму до конца, он умер.

Когда отменили крепостное право, народ по идее должен был ликовать, однако на деле всё получилось совсем иначе – у крестьян не было земли, и им приходилось уходить под управление волостных, которые не меньше, чем барин использовал их труд. В начале поэмы семь мужиков отправляются в путешествие по Руси с целью отыскать ответ на вопрос, который является названием произведения, они хотят найти крестьян, которые живут весело и беззаботно после отмены крепостного права. Эти мужики едут из своих деревень с говорящими названиями, например, Дырявино и Неелово, что сразу даёт читателю понимание того, как живут крестьянские люди.

По разному вёл себя народ в это непонятное время, так, например, во второй части произведения крестьяне продолжали лебезить перед барином, потому что его семья решила скрыть от него новость об отмене крепостного права, пообещав за это им землю. Крестьяне старались угодить им, ведь они свято верили в то, что барская семья исполнит своё обещание, они готовы были до его смерти ещё побыть невольными, а после обрести волю и независимость. На деле же, когда барин умер, его семья забыла об уговоре, и крестьяне остались ни с чем. Это пример верующих в справедливость простых людей. Сколько бы лет барин и его семья не издевались над ними, они всё равно верят в то, что их не обманут.

Читайте также:
Поэма Некрасова Княгиня Трубецкая: сочинение

В произведении, как и на Руси в то время, есть холопы без своего мнения и желаний, они не готовы были восстать против своих эксплуататоров, их рабство заключалось не столько во внешнем труде и подчинении, сколько во внутреннем, они не могут освободиться от этого, потому что привыкли так жить. Но в противовес им в поэме выступают образованные и умные бывшие крепостные, который и сами размышляют над вопросом «Кому же всё-таки хорошо живётся на земле русской?» Ответ семи мужикам даёт Матрёна Тимофеевна, она говорит, что счастья нет ни у кого: ни у неё, ни у других людей нашей Родины.

Несмотря на все тяготы жизни, крестьяне объединяются в группы, держатся вместе. Правда, не всегда эти объединения направлены на достижение благой цели. В одном из эпизодов мужики видят, как бьют ни человека, которого осудили все, однако, большая часть и не знает, за что его нужно бить, но они продолжают это делать, потому как «мир сказал», а он всегда прав.

Яким Нагой – отличный пример крестьянина, который не готов мириться с действительностью, он считает, что проблема плохой жизни русского народа в том, что он не может весь свой гнев направить на восстание против системы, а вместо этого просто пьянствует. Во время бунта он был одним из первых людей, которые пытались учинить расправу, бунтовщики убили помещика. В те времена так и было: восстания происходили вспышками и наплывами, но это вело к верной цели.

В поэме образы крестьян не так статичны, к примеру, холоп Яков всё-таки мстит своему обидчику, то есть он не до конца мирится со своим положением. Много различных характеров в произведении, на Руси, и все они рисуют чёткую картину, на которой виден и мрак, происходящий сейчас в связи с неясной, новой жизнью, и светлое, но пока размытое будущее, которое рано или поздно должно настигнут русский народ. И все в это, хоть и в глубине души, но, конечно же, верят.

2 вариант

Поэма под названием «Кому на Руси жить хорошо» написана известным русским писателем и поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым.

Творчество Николая Алексеевича Некрасова всегда отличалось тем, что оно было насыщенно высказываниями в защиту крестьянства. Некрасов, будучи маленьким мальчиком, не мог спокойно смотреть на жестокое обращение отца с прислугой, за что не редко получал по голове. Вообще, отец был у будущего писателя самым настоящим деспотом и тираном. Он бил свою жену, мать Коли. Но зато Николай очень любил свою мать. Она повлияла на его становление как личности.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» является одним из самых известных и успешных творений. Все знают, что русскому народу во все времена жилось тяжело. Тем более, когда речь идет о временах крепостного права. Крестьянство постоянно находилось под гнетом богачей: бояр, купцов, дворянства, баринов – всех, кто находился у власти. Им приходилось находиться в зависимости от своих хозяев, и они мечтали о свободе. О положении крестьянства можно узнать, обретясь к истории России.

В данной поэме главными героями являются несколько мужиков крестьянского происхождения разных возрастов и родов занятий, которые задались вопросом: кому хорошо живется на русской земле.

На протяжении поэмы они ходят к разным людям разных сословий и узнают, как же тем живется. Эти несколько мужиком являются собирательным образом народа. Это и поп, и кузнец, и многие другие собрались на рассуждение и спор о счастливой жизни.

Некрасов показывает в этом произведении, что крестьяне, много походив решают, что счастье заключено в свободе.

Читайте также:
Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова: сочинение

Русский народ показан в поэме как набожный, суеверный, работящий. Люди то и делали, что работали на поле.

Также особое место уделено тяжелой доле крестьянских женщин, которые должны были работать, как проклятые и ухаживать за детьми, воспитывать их. Но они не плакались, а молча принимали свою участь и так волочили свое существование. Примером отличным служит Матрена Тимофеевна.

Многим крестьянам, которые были бедны (большой части) казалось, что счастье содержится в богатстве. Они стремились к этому. Но потом, много исходив дорог, крестьяне поняли, что оно в воле. Вольному человеку хорошо жить не только на русской земле, но и во всем мире. Свобода во все времена ассоциировалась со счастьем.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ народа в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

Одним из ярких произведений, в которых подчеркнута линия преданности и верности, является рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы». Как же можно благодарить зайца, трусливейшего лесного зверя?

Андрей Болконский – красивый молодой парень. Очень устал от светского общества и их бессмысленных разговоров. Постоянно грезил о славе и признании. У него был кумир

Произведение является сказкой для маленьких читателей, написанной в стихотворной форме, и повествует в легкой, доступной манере об истории, произошедшей с маленьким, неразумным животным.

Жанровая направленность произведения представляет собой сатирическую комедию-фарс, завершающуюся финалом в виде трагифарса, с точки зрения автора, являющимся трагической буффонадой.

Вся образная система рассказа Бориса Васильева строится вокруг главной героини Анны Федотовны. Ее материнскими глазами читатель видит уходящего на войну сына Игоря, вместе с ней читает

Сочинение: Некрасов н. а. Своеобразие изображения народа в поэме н. а. некрасова «кому на руси жить хорошо

Главный герой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – русский народ. Это собирательный образ в котором прорисованы персонажи и в тоже время воссоздается коллективный образ народа.

На страницах произведения перед нами проходит целая галерея самых разнообразных представителей крестьянского мира. Среди них и семь странствующих мужиков, и мастеровые, и солдаты, и ямщики, и лапотники. Здесь и мужик с серьгой, мужик со скалкой, мужик с ободьями, бабы, девки, беременная женщина с ребенком, каменотес, крестьянин-белорус, охотник на медведей, жнецы, корежницы, старообрядка злющая, странники и богомольцы. Это шумное, пестрое, воистину «народное море». По своему социальному положению и роду занятий представители народа в поэме относятся к нескольким группам: крестьяне-землепашцы, рабочие, ремесленники, дворовые, солдаты, ямщики.

В зависимости от отношения представителей простого народа к крепостной зависимости, тоже можно выделить несколько групп. Например, некоторые крестьяне считают свое рабское положение оправданным и холопствуют перед своими барами. Это мужики-предатели, такие как староста Глеб и Егорка Шутов, и «люди холопского звания»: Сидор, Яков верный, Ипат, раб Переметьева. В прозвищах этих людей уже чувствуется их отношение к жизни. Для крестьян самый страшный грех – предательство по отношению к народу. Такое предательство совершил «злодей» староста Глеб, которому умирающий адмирал доверил золотой ларец, содержащий волю для восьми тысяч крестьян, а он сжег завещание. Нет народного прощения этому Иуде. Предательство другого рода осуществляет Егорка Шутов. Он шпион и доноситель, ему тоже нет прощения, и потому крестьяне четырнадцати деревень прогоняют его через селения, ругая «гнусь-человеком» и избивая. Есть и такие крестьяне, которые в своей привычке к рабству доходят до абсурда. Например, мужик Сидор, даже попав в острог, продолжает исправно высылать оттуда барину оброк. А о Якове верном, холопе примерном, народ даже сложил притчу. Этот мужик духовно предан своему барину-паралитику до такой степени, что «в отместку» за нанесенные обиды завез барина в густой лес и на его глазах повесился. К сожалению, такие примеры взяты из жизни. Духовное холопство было распространенным явлением в те годы, и многие гордились тем, что были у своих бар любимыми рабами, а их жены любимыми рабынями. Так, и лакей Ипат даже после объявления крестьянской свободы по-прежнему дорожит тем, что «у князей У тятиных холоп».

Читайте также:
Я лиру посвятил народу своему: сочинение

Были в общей массе и такие, которые не принимали своего рабского положения. Например, Агап Петров кипит лютой ненавистью к помещикам, он отказывается от уготованной ему роли комедианта в вотчине князя Утятина, укоряет других мужиков, принимающих участие в потехе. Но бунт Агапа был сломлен, стоило только бурмистру напоить его до бесчувствия. Или Игнатий Прохоров, крестьянин, занимавшийся извозом, клеймит старосту Глеба за предательство, но и только. Староста Влас убежден, что барина следует хвалить лишь в гробу, но он полон отчаяния и лишен веры в добро. Клим Лавин тоже не идет дальше обличения бар, чиновников и солдатчины, а Калинушка, упомянутый в песне «Барщинная», никогда не забудет своего голода, барских плетей, «вспоротой шкуры», но самое большее, на что он отважится, – это потопить свое горе в вине.

Странники-правдоискатели неудовлетворены своим положением, и эта неудовлетворенность крепнет по ходу сюжета, но и они еще не готовы участвовать в активном выступлении.

Яким Нагой натерпелся за свою жизнь и нищеты, и непосильного труда. У него непокорный нрав, он верит в народ, защищает интересы крестьян, становясь своеобразным трибуном. В нем уже пробуждается сознание человеческого достоинства, но он «до полусмерти пьет», и вспышки гнева так же быстро угасают.

Еще одна группа персонажей – те, кто восстает против притеснения и становится борцом за народные права. Это старообрядец Кропильников, гневно обличающий угнетателей и призывающий народ не подчиняться им. Жизнь его проходит в острогах. Ермил Гирин честный, бескорыстный правдолюбец, он является хранителем народных обычаев. Он открыто вступает в схватку

купцом Алтынниковым, активно отстаивает интересы народа, участвуя в бунте крестьян деревни Столбняки. На совести разбойника Кудеяра много преступлений, но он замаливает свои грехи, а потом совершает отмщение за издевательства над крестьянами, убивая пана Глуховского.

Наиболее ярко и подробно обрисован образ Савелия Корчагина. Этот «святорусский богатырь» наделен чертами былинного богатыря. Мы видим его мощь и удаль, он вступает в единоборство с медведем, не пугают его и розги Шалашникова, он мужественно переносит каторгу и поселение. Савелий презирает рабскую покорность односельчан, а его образ становится символом возможностей крестьянства. К. И. Чуковский считал, что образ Савелия Корчагина «принадлежит к числу наиболее монументальных» из всех образов, созданных Некрасовым.

Народные черты воплощены в образе Матрены Тимофеевны. Это крестьянка узнала и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни, но не согнулась, а сохранила свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость.

Обобщенное изображение народа в эпопее Некрасова – это нищета и бедность крестьян, их голодная жизнь. Вспомним хотя бы названия «смежных деревень», откуда родом семеро правдоискателей: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Не-елово. Целыми деревнями мужики выходят осенью «на попро-шайство», «как на доходный промысел». Мы видим изнурительный труд крестьян, их бесправие и угнетение, рекрутчину. Но мы видим также и отзывчивость простого народа к чужим страданиям, просыпающееся в нем чувство собственного достоинства, душевное благородство, трудолюбие, тягу к прекрасному и стремление к новой, свободной жизни. И если готова «такая почва добрая», то игом рабства долгого «еще народу русскому пределы не поставлены, пред ним широкий путь».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: