В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных. Н. А. Некрасов.: сочинение

В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных. Н. А. Некрасов.: сочинение

ПОЭТ И ГРАЖДАНИН (1856).

Началом широчайшей известности Некрасова как поэта демократического и революционного явился его сборник 1856 года. Это был в сущности первый сборник некрасовских стихов, потому что предыдущий – Мечты и звуки (1840) -содержал стихи еще не сложившегося поэта.

В секретном донесении цензурного ведомства с тревогой сообщалось: Имя г. Некрасова, уже давно известное в нашей литературе, сделалось еще более известным, лишь только поступило в продажу собрание его стихотворений. Книгу Некрасова видишь почти в каждом образованном семействе; все ее читают, все от нее в восторге,- все торопятся приобрести ее!

Введением к сборнику послужило программное стихотворение Поэт и гражданин.

Пушкин, сравнивая поэта с пророком. Лермонтов в 30-е годы скорбел о том, что голос поэта не звучит более как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.

Служение родине и народу Некрасов, как и его предшественники, считает главной задачей поэзии. . В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности заступника за безгласных и приниженных,- писал Некрасов Толстому в 1856 году, когда было создано стихотворение Поэт и гражданин.

Стихотворение Поэт и гражданин появилось в момент обострения общественной борьбы, в канун 60-х годов. Прибегая к эзоповой речи, Некрасов говорит иносказательно о том политическом подъеме, какой переживала Россия после Крымской войны:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость.

Тому теперь не должно снать.

далее возникает традиционный образ грозы как символ приближающейся революционной бури:

Но гром ударил; буря стонет

И снасти рвет, и мачту клонит.

В стихотворении резко противопоставлены позиции двух людей: страстная гражданственность одного, равнодушие, уход от общественных интересов другого. Некрасов показывает, что поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным, ибо иссякает источник, питающий истинную поэзию. Поэт – герой стихотворения – лежит и ничего не пишет.

Между тем он прошел сложный творческий путь. Поэт вспоминает годы своей юности:

Без отвращенья, без боязни

Я шел в тюрьму и к месту казни,

В суды, в больницы я входил

Не повторю, что там я видел.

Клянусь, я честно ненавидел!

Клянусь, я искренно любил!

Перед нами реалист, который не бежал от жизни, а смело вторгался в нее, не боялся показывать ее темные стороны. Но под игом лет душа погнулась, поэт изнемог в борьбе и сложил смиренно руки. Померкли гражданские чувства, а вместе с ними и поэзия.

Второй герой стихотворения – гражданин. К поэту он обраща- ется с революционным призывом, который звучал как обращение ко всем честным людям, в ком сохранилась хоть искра патриоти- ческого чувства:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны.

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь.

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Монологи гражданина напоминали читателям 50-60-х годов поэзию декабристов, вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова. В этих монологах слышатся высокие слова революционной лирики 20-х годов: поэт – избранник неба, глашатай истин вековых, вещие струны, сердца благие, которым родина свята, благо ближнего, отечества достойный сын. Поэт и гражданин словно поменялись ролями: гражданин говорит как поэт, ибо он проповедует высокие идеалы, а поэт говорит как человек, погруженный в прозу жизни: чуть я не уснул, куда нам до таких воззрений, вишь куда метнул.

Но в последнем монологе поэта мы слышим иное. Слова собеседника коснулись еще не заглохших струн его души, ирония и безразличие исчезают, их сменяют скорбь и раскаяние. Меняется истрой речи поэта, появляются совсем иные слова и чувства: долг священный человека, рок суровый, песен дар необычайный. Это уже голос истинного поэта. Что будет с ним дальше? В стихотворении нет ответа на этот вопрос. Но можно верить, что слова гражданина пали на благодатную почву. Стихотворение Поэт и гражданин явилось манифестом гражданской поэзии. В нем наиболее четко выражены взгляды Некрасова, соратника Чернышевского, на общественную роль литературы как учебника жизни.

Некрасовский сборник 1856 года вызвал ярость и панику в лагере реакции. Секретное правительственное распоряжение предлагало принять меры, чтобы не было случаев публикации ни статей, касающихся этой книги, ни, в особенности, выписок из оной.

По этому поводу Герцен писал в Колоколе: Воры и укрыватели воров большой руки подняли крик, начали жаловаться государю. на книжку стихотворений, где ничего нет, кроме участия к бедности и ненависти к притеснению. Это сочли чуть не адской машиной и снова дали волю цензурной орде.

Читайте также:
Своеобразие лирики Н.А.Некрасова.: сочинение

Назначение поэзии и ее задачи в понимании А.А. Фета и Н.А. Некрасова

Разделы: Литература

Обучающие:

  • Знакомство со взглядами А. А. Фета и Н. А. Некрасова на поэзию, на ее роль и назначение, с поэтическим направлением «чистое искусство»,
  • Повторение ранее изученного по курсу литературы 18-19 вв.

Развивающие:

  • Развивать эстетическую культуру и литературную речь учащихся, умение обосновывать свою точку зрения, находить в тексте «ключевые слова», сопоставлять разные художественные произведения с точки зрения содержания и формы.

Воспитывающие:

  • Воспитывать умение вдумчиво читать литературное произведение, с уважением и пониманием относиться к различным точкам зрения на литературное произведение и на позицию автора.

Учитель читает стихотворение В. Соколова, написанное в 1965 году.

Вдали от всех парнасов,
От призрачных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.
Они со мной ночуют
В моем селе глухом,
Они меня врачуют
Классическим стихом.

Звучат, гоня химеры
Пустого баловства,
Прозрачные размеры,
Обычные слова.
И хорошо мне. В долах
Летит морозный пух.
Высокий лунный холод
Захватывает дух.

Рядом с именем Некрасова В. Соколов поставил имя Фета. Даже в 60-е годы 20 века это вызвало возмущение и непонимание многих. А полтора столетия назад, в 60-х г. XIX в., подобное стихотворение просто не могло быть написано. Почему?

Конец 50-х – начало 60-х гг. – это время кардинальных социальных преобразований в России, время новых идей и размежевания литературных и общественных сил.

В поэзии XIX века существовала традиция поэтических обращений к Музе и раздумий о назначении поэзии.

Давайте попробуем понять, что означает слово «муза» и чем важны для нас стихи, посвященные ей.

Один из учащихся дает определение из толкового словаря:

1. В греческой мифологии: богиня – покровительница искусств и наук.
2. перен. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (книжн.).

Итак, стихи о музе характеризуют творчество самих поэтов, дают представление о темах, идеях, своеобразии их поэзии. Познакомимся с творчеством А. А. Фета, написавшего несколько произведений о своем высоком ремесле, внимательно прочитав одно из его стихотворений, рисующих портрет музы.

Чтение стихотворения 1857 г. «Музе»

Задание учащимся:

выпишем в тетрадь ключевые слова, с помощью которых поэт рисует облик музы и дает свое представление о поэте. (Заполняется левая часть таблицы).

речь ласковая, факел вдохновенный, добрая, стихи, пропетые тобой, могучее дуновенье, девственные слова, небесная
вывод:
Муза Фета – богиня, небожительница

Обратите внимание, как перекликается это стихотворение с пушкинским «Поэтом и толпой»:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Это не случайно, так как представители «чистого искусства» в поэзии, главой которого можно считать Фета, считали это произведение программным для себя.

Задание учащимся: дайте характеристику поэзии «чистого» искусства» на основе стихотворения «Музе».

Поэзия Фета красивая, нежная, легкая, несущая успокоение, возвышенная. Неотъемлемой чертой его поэзии является музыкальность, мелодия словно растворена в самом стихотворении.

Фет не ставит перед искусством никаких политических или дидактических целей и задач. Его искусство «чистое» – оно «очищено» от тем, связанных с борьбой революционно-демократического лагеря, идей крестьянской революции. Единственным объектом искусства для Фета является красота, несущая чистую радость и уничтожающая страдание, а источником красоты в мире является природа, творчество, любовь. От проблем реальной действительности, от ее социальных пороков и противоречий Фет уходит в возвышенный мир чистой поэтической души, в мир своего воображения. Поэт – это Богом вдохновленный творец, и цель его – воплощать в стихах божественную красоту мира. (Комментарий учителя)

На протяжении всей жизни Фет оставался верен возвышенному облику своей Музы. В1882 году он пишет стихотворение «Музе», утверждая в последнем четверостишии:

Все та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

И снова перекличка с Пушкиным: вторая строфа этого произведения почти дословно повторяет гневный ответ пушкинского Поэта «непосвященной» толпе:

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Послушаем другое стихотворение А. Фета – «Одним толчком согнать ладью живую».

Вопрос учащимся: как определяет Фет назначение поэзии в этом стихотворении?

Поэзия, обладая Божественной силой, способна изменить привычный ход вещей, преобразовать жизнь. Предназначение поэта в том, чтобы «одной волной подняться в жизнь иную», «шепнуть о том, пред чем язык немеет» – почувствовать то, что недоступно другим, и суметь передать свои переживания словами, «усилив бой бестрепетных сердец». Задача поэзии, как и искусства вообще, – содействовать нравственному самосовершенствованию каждого, гармонизировать внутренний мир человека. В этом проявляется самоценность искусства. Таков взгляд на поэзию и на ее назначение представителей «чистого искусства».

Читайте также:
Авторское сочинение по поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Обратимся ко второму направлению в поэзии, главой которого был Н.А. Некрасов. В сборнике 1856 года, с которого началось противостояние Фета и Некрасова, затем перешедшее в открытый антагонизм, было опубликовано стихотворение «Муза».

Чтение стихотворения «Муза» 1852 года.

Вопрос к учащимся: на какие две части можно разбить это стихотворение?

Первая часть представляет собой «характеристику от противного» музы Некрасова. Обилие отрицаний подчеркивает противоположность некрасовской музы музе Пушкина.

Задание учащимся: сравнить это стихотворение со стихами А. С. Пушкина «Муза» – 1821 года и «Наперсница волшебной старины» – 1822 года. Почему Некрасов вступает в спор с Пушкиным? (Скорее, не с Пушкиным спорит здесь Некрасов, а с представителями «чистого искусства», видевшими в поэзии Пушкина воплощение «чистой художественности», «свободного. артистического искусства» – А. В. Дружинин).

Вторая часть начинается с союза “но” и рисует облик музы Некрасова.

Какая же она, муза Некрасова? Выпишем слова, характеризующие ее, и заполним 2-ую часть таблицы.

неласковая, нелюбимая, печальная спутница печальных бедняков, плачущая, болящая,

униженно скорбящая, согбенная трудом, полон тоской и вечной жалобой напев ее простой, суровые напевы.

Муза Некрасова – крестьянка, земная женщина (можно прочитать стихотворение «Вчерашний день часу в шестом», если ученикам будет сложно сделать вывод)

(Здесь я обычно делаю следующее: чтобы подчеркнуть различие муз Фета и Некрасова, сделать это различие явным, очевидным, наглядным, я вешаю на доску репродукции женских портретов художников XIX века, например, Брюллова, Крамского, Федотова, Перова, и прошу ребят ответить, какие из них напоминают музу Фета и чем, а какие похожи на музу Некрасова).

Так, для К. Брюллова характерно пристрастие ко всему пышному, великолепному, он изображает красивые лица, развевающиеся драпировки, бархат, атлас. Картины Брюллова создают атмосферу мечтательного уединения, рождают элегическое настроение. Это неудивительно, Брюллов был одним из лучших выпускников Академии художеств, требовавшей от художников изображать не живую действительность, а мифологические сюжеты. В противоположность Брюллову В. Перов, член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, обличал в своих жанровых картинах темные стороны русской жизни. Серо-коричневая гамма его полотен создает настроение скорби и печали, соответствующее драматическим сюжетам из жизни страдающих, обездоленных людей).

Итак, муза, как мы помним, характеризует и само поэтическое творчество.

Задание учащимся: попробуйте, исходя из текста стихотворения «Муза» и прочитанных вами ранее произведений Некрасова, сделать вывод, чему посвящена поэзия Некрасова, каковы ее идеи.

Стихи Некрасова описывают жизнь простого народа, тяжкую долю женщин и детей, замученных непосильным трудом мужиков. Осознавая свое кровное единство с народом, Некрасов с глубоким сочувствием относится к народным страданиям, считает необходимым рассказать всему миру о бедствиях народа.

Запишем в тетрадь высказывание Некрасова:

(Сравните со словами Фета: «Произведения, имеющие какую бы то ни было дидактическую тенденцию, – это дрянь»).

В стихотворении «Элегия» Некрасов ясно заявляет, чему служит его поэзия. Прослушаем отрывок из этого стихотворения и найдем ответ на этот вопрос.

«Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…»

Мало, кто так беззаветно служил народу, как Некрасов. Достоевский сказал о нем: «Это . было раненное в самом начале жизни сердце, и это-та никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».

Но не надо думать, что выбранный Некрасовым путь был легок и приятен, а сам выбор мгновенен и лишен сомнений и тревог. Для лирического героя Некрасова характерна мучительная раздвоенность, он тянется к прекрасному и возвышенному не менее, чем певцы «чистого искусства», но считает своим долгом говорить о народных страданиях. Об этом последние 10 строк стихотворения «Муза».

Задание учащимся: найдите и прочитайте их.

Об этом и одно из четверостиший стихотворения «Блажен незлобивый поэт», противопоставляющего два типа поэтов, в которых явно ощущаются черты представителей антагонистических направлений в поэзии:

«И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья…»

Какое определение мы дадим направлению в поэзии, возглавляемому Некрасовым, и его собственной поэзии, учитывая темы и идеи его творчества? (Вспомните Ломоносова, отказавшегося воспевать любовь, выбравшего тему подвига во имя сильной и могучей отчизны («Разговор с Анакреоном»); поэта-декабриста Рылеева).

Читайте также:
Подвиг любви бескорыстной по поэме Некрасова Русские женщины, стихотворению Некрасова В больнице и Еду ли ночью по улице темной: сочинение

Поэзия Некрасова – гражданская поэзия

В этом чувстве ответственности Некрасова за судьбу трудового народа, в его чуткости к чужому горю, к человеческому страданию, в этом гражданском неравнодушии и чувстве вины перед народом и заключается тот высокий дух гражданства, о котором упомянул Е.Евтушенко во вступлении к поэме «Братская ГЭС»

Поэт в России больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Тому, в ком бродит гордый дух гражданства!
Кому покоя – нет, уюта – нет!

Вернемся к противостоянию Фета и Некрасова. Вопрос учащимся: как вы думаете, кто из них прав в своем решении проблемы назначения поэзии? Можно ли считать музу Некрасова приземленной и прозаической, а чувства, с какими он защищал обиженных и униженных,- устаревшими и примитивными?

(Нам представляется, что нельзя вообще ставить вопрос о чьей-то правоте или неправоте по вопросу о назначении поэзии. Как сказал Маяковский, нам надо больше «поэтов хороших и разных»).

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

Читайте также:
Счастье в понимании Некрасова и моем: сочинение

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Сочинение на тему: Гражданственность и народность лирики Н. А. Некрасова

Сочинение.
Гражданственность и народность лирики Н. А. Некрасова

Ни один великий поэт или писатель не может пройти мимо вопроса о роли и значении поэта в поэзии. Рылеев — поэт-декабрист — первым провозгласил поэтического кредо: “Я не поэт, а гражданин”, — заявил он, закрепив мученической смертью своей девиз. Поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за лучшие, передовые идеалы своего времени. Исключительно высоко оценивал назначение поэта Пушкин. Он уподоблял поэта пророку, которому дано “глаголом жечь сердца людей”. (“Пророк”) Лермонтов в 30-е годы XIX века скорбел о том, что голос поэта не звучит более “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”.
Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох. Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Некрасова с первых шагов литературной деятельности волновали вопросы о назначении поэзии и роли поэта в обществе. Небольшое стихотворение “Тот не поэт” заканчивается словами:
…Кто продает себя толпе за злато,
Тот не поэт!
Взгляды Некрасова на назначение поэта и поэзии выкристаллизовались в процессе борьбы с реакционной теорией “искусство для искусства”. Некрасов писал Толстому в 1856 году: “… в нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных”. Свой манифест поэта революционной демократии Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении-диалоге “Поэт и гражданин”.
Спать, молчать поэту стыдно, но еще хуже, когда поэт уводит общество от больных вопросов современности в мир узко личных чувств и переживаний:
С твоим талантом стыдно спать: Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Строки эти относились к реакционным поэтам, сторонникам “чистого искусства”, отгораживающих поэзию от жизни “китайской стеной”. Некрасов обращается к поэту с призывом, который звучит как обращение ко всем современникам, в ком осталась хоть искра совести и любви к родине:
Не может сын глядеть спокойно, На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Некрасов требует, чтобы поэт был прежде всего гражданином:
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
В стихотворении “Элегия”, написанном в конце жизненного пути, в 1874 году, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в общественной жизни. Он говорит:
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — “страдания народа”, И что поэзия ее забыть должна. Не верьте, юноши!
Не стареет она.
В “Элегии” поэт, используя риторический вопрос, утверждает, что реформа не принесла народу облегчения (народ освобожден, но счастлив не народ, так как, несмотря на реформу, люди влачатся в нищете, “покорствуя бичам”). Надежду на подлинное освобождение крестьян путем реформ он называет “наглым увлечением”. В этом стихотворении Некрасов еще раз подчеркивает и народность и боевой, действенный характер своей поэзии.
Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
В своих стихах поэт добивался необычайного обобщения. Например, “Забытая деревня” вызывает мысль, что это вся Россия, похожая на забытую деревню. Или “Размышления у парадного подъезда”, где сразу ясна основная мысль: народ забит, бесправен, унижен. Чиновники и помещики бессовестно грабят его. Вскрываются ханжество, лицемерие, пошлость владельцев “роскошных палат”. Народность должна определяться степенью типизации, обобщенности, широтой охвата. Мысль о том, что народ забит и бесправен заключена в следующем:
Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Некрасов не примиряется с тяжелой жизнью народа. Он хочет, чтобы о ней узнали все, и пишет о ней снова и снова, в частности о тяжелом принудительном труде детей (“Плач детей”). Некрасов резко и обличающе показал контрасты города. В 1843 году поэтом было написано одно из его наиболее проникновенных стихотворений: “Еду ли ночью по улице темной. ”. В нем показана типичная картина нужды, горя, будничная мучительная петербургская драма. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые и чистые чувства человека. Голодное существование, смерть ребенка, самоотверженная решимость матери пожертвовать собой для того, чтобы купить гроб ребенку и ужин отцу. Основное внимание Некрасов уделяет крестьянской тяжелой жизни. Крестьянство ассоциируется у поэта с всем народом (так как в это время крестьянство составляло подавляющую часть населения). Если в ранних стихах, отражая тяжелое положение крестьянства, полное его бесправие, поэт не указывал людей, которые приведут народ к счастью, и те силы, которые будут решающими в борьбе за него, то в творениях 60—70-х годов уже ясно звучат мотивы народной революции как единственного пути освобождения. И народ уже выступает в роли той силы, которая “грудью проложит дорогу себе”.
Некрасов изображал русский народ трудолюбивым, выносливым, но в то же время униженным, зависимым. Исходя из этого, поэт в стихотворении “Железная дорога” говорит о простом мужике, его привычке работать:
Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
.

Читайте также:
Женские образы в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

Сочинение на тему: Основные мотивы поэзии Некрасова

  • Некрасов
  • Писатель и поэт Некрасов – один из самых популярных авторов, которые смогли отличиться не только в России, но и за рубежом. Его произведения очень часто читают в Европе и также на Западе, потому как данный поэт обладал поистине огромным талантом, который он к тому же постоянно развивал, что в купе и привело его к тому, каким его знает весь мир сегодня. Этот автор с самого детства обнаружил в себе талант, а потому решил развивать именно его. Он слушал лекции по данной теме, очень часто читал книги, и, конечно же, писал собственные произведения. От постоянного количества практики его творчество стало по правде уникальным.

    Похожие произведения на произведения Некрасова вряд ли можно найти. Этот автор писал своим особым языком, который запоминался читателю, и привлекал его своей необычностью и запутанностью, но в тоже время понятностью и лёгкостью. Только данный автор мог так писать, и, наверное, потому его называли литературным гением, который всего смог добиться сам. И правда, в самом начале пути у этого человека совсем не было денег, и потому он тратил практически все свои силы на написание произведений под заказ, за что получал неплохие деньги. А когда его дела наладились, он смог сделать себе имя, и отнюдь не благодаря тем деньгам, что у него были.

    Творчество Некрасова имеет особую ветвь в своём развитии – Культ души человека. Для Некрасова тема души и душевности играла по правде важнейшую роль, которой автор отводил самый первый план из всех возможных. Через свои произведения автор доносил до читателя свои простые мысли, которые были направлены на улучшение мировосприятия человека, и на формирования его жизненной философии ровно как устоявшейся ничего не ищущей личности. Однако при формировании этой личности, автор также не забывал мотивировать своего читателя на саморазвитие, так как он считал именно самообучение двигателем прогресса в формировании человеческой личности. Таким образом, автор создавал обратную связь между собой и читателем, благодаря которой он мог донести до него свои мысли, а читатель мог принять эти мысли, переработать, и позже поделиться с автором, так как Некрасов часто проводил лекции, на которых общался с юными писателями и также со своими читателями. На данных лекциях они делились своими собственными соображениями и рекомендациями по отношению к творчеству писателя.

    Читайте также:
    Образы помещиков в поэме Н. Некрасова Кому на Руси жить хорошо.: сочинение

    Другие темы: ← Народ освобожден, но счастлив ли народ↑ НекрасовЯ лиру посвятил народу своему →

    Популярные сочинения

    • Сочинение по картине Брюллова Портрет графа Толстого (описание 6 класс)
      Карл Брюллов – один из самых интересных персонажей в русском художественном мире. Именно он писал картины разного содержания. Среди портретов Брюллова множество работ известных по всему миру, порою известнее
    • Сочинение-сказка о животных (2, 3, 4, 5, 6 класс)
      Осенью лесные звери стали готовиться к зимовке. В корнях большого дерева они построили один погреб на всех. Каждый положил туда что-то своё. Белка принесла разные орешки и сушёные ягоды
    • Сочинение на тему Пословицы и поговорки
      Пословицы и поговорки отражают народную жизнь теми словами, которые были в обиходе в момент создания мудрых выражений

    Сочинения

    Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ.

    Темы и мотивы лирики Некрасова

    Поэт Некрасов предстал перед нами многогранной личностью и талантливым поэтом, чей поэтический мир был разнообразен. Некрасов был от природы трудолюбив и талантлив, и в своих стихах затрагивает разные темы и мотивы. Среди них стоит выделить тему народа и народной идеи. Не прошел Некрасов и мимо тематики любви к Родине, затрагивал проблемы поэта и поэзии. Изучая некрасовские стихотворения, можно выделить как гражданскую лирику, так и любовную. Давайте кратко остановимся на отдельных темах и мотивах в лирике Некрасова.

    Гражданская лирика Некрасова

    Рассматривая творчество поэта, мы можем с уверенностью заявить, что Некрасов был поистине гражданским писателем, который сознательно посвятил себя цели гражданского служения. Как писал Некрасов, поэтом можно и не быть, а вот гражданином должен быть каждый. И творчество писателя, словно зеркало, отображает в каждом своем стихотворении повседневную жизнь людей с ее трагизмом и весельем. Казалось бы рядовые события, будили в писателе творческое вдохновение, поэтому он тут же записывал все, прислушиваясь к боли всех обездоленных, несчастных и униженных людей. Так рождались его стихотворения гражданской лирики.

    Творчество Некрасова заняло особое место в отечественной литературе, где поэта, прежде всего, видят певцом народной жизни. А все потому, что в каждом стихотворении он раскрывал проблемы, возникающие на жизненном пути простого человека. Однако поэт создавал не только стихотворения гражданской и народной тематики. Если изучить работы автора, мы заметим в его творчестве и тему любви.

    Любовная лирика

    Любовная лирика Некрасова, прежде всего, представлена стихами панаевского цикла. Это работы, посвященные Авдотье Панаевой, которая являлась его гражданской женой. Здесь мы видим, что любовь для поэта не возвышенное романтическое чувство, а вполне земное, со своими сложностями и противоречиями. Это постоянная борьба двух людей, которые одновременно стараются воссоединиться, и одновременно отталкивают свою половинку. При этом писатель отмечает, что невозможно жить с любимыми в постоянном согласии. В жизни разногласий не избежать, и это в порядке вещей. Как пишет поэт, в любви неизбежна проза, поэтому Некрасов рекомендует взять долю счастья с быта, и после ссоры возвращать свою любовь и участие.

    Читайте также:
    Образы крестьянок в поэмах Мороз, красный нос и Кому на Руси жить хорошо: сочинение

    Любовь это не только счастье, она может принести боль и страдания. Любовь может духовно обогатить человека, и может сделать человека слабым. Такие строки Некрасова, где он просит возлюбленную забыть падения и тоску, не помнить бурь и слез, показывают, насколько сложное чувство любви, и как много преград порой приходится преодолевать на пути к счастью. Некрасов призывает помнить только лучшее, что было между возлюбленными. Пусть любовь по мнению писателя и несет муки, ссоры, обиды, но вместе с тем она дарит смысл жизни.

    Тема народа в лирике Некрасова

    Несмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа. Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей. Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться. Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников.

    Родина в лирике Некрасова

    Еще одной важной темой является мотивы Родины в лирике Некрасова. Чувство любви к Родине пронизывает все стихи автора. Вдохновение же писатель черпал из родных просторов. Как пишет автор стихов, достаточно попасть на родную сторону с ее зеленым летом, как душа поэзии полна, и только на Родине от может быть поэтом. Образ родного края проходит через все творчество Некрасова, где свою страну поэт называет матушкой Русью. Изучая тему Родины в творчестве Некрасова, мы понимаем, что она неразрывно связана и переплетается с мотивом народного страдания, где писатель не прячет свою ненависть к крепостничеству. Стихотворения о Родине — это думы поэта о судьбе страны, размышления о том, кому на Руси жить хорошо, мысли о своем предназначении, как поэта и как гражданина.

    Стихи Некрасова — это прекрасный образец любви к своей Родине и показательный пример того, как важно быть гражданином своей страны и не забывать о патриотических началах.

    Лирика Некрасова, основные темы и мотивы сочинение

    А какую оценку поставите вы?

    Сочинения по русскому языку и литературе

    Голосуйте за сочинение

    Николай Алексеевич Некрасов главной темой своего творчества считал тему народную. Вопрос о народе был актуальным для общества некрасовской эпохи. Некрасов же имел необыкновенную черту – он относился к чужим страданиям как к собственным, горячо сопереживал униженному, бесправному народу и постоянно думал о его судьбе. Родившись в дворянской семье, поэт впитал в себя народный дух. Несчастная доля крепостного крестьянина вызывала у Некрасова что-то даже похожее на чувство вины. Он размышляет о долготерпении народа, его покорности своей доле. Боль и горечь чувствуем мы в этих стихах, видим в них правду русской действительности. Некрасовской лирике свойственная совестливость, в течение всего творчества усиливается мотив покаяния перед народом за испытанные им беды. Некрасова мы считаем народным поэтом не только по теме, избранной им на всю творческую жизнь, но и по мироощущению, духу. Об этом свидетельствуют его известные слова: «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан». В стихотворении 1848 года «Вчерашний день, часу в шестом…» описана страшная картина, как по приказу барина пороли молодую крестьянку: «Вчерашний день, часу в шестом Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!». Беззащитную крестьянку Некрасов называет сестрой своей Музы. Она такая же безропотная страдалица. Образ страдающей, иссеченной Музы часто виден в стихах Некрасова. Беззвучное страдание – это, по Некрасову, достоинство народа. Муза поможет поэту описать народные страдания, его бесправие и беспомощность, забитость, униженность, тяжесть крепостного труда и зависимость от барина. Стихотворение 1845 года «В дороге» создается как разговор между барином и ямщиком. Путник, барин, просит ямщика рассказать что-нибудь, чтобы скоротать путь. Судьба ямщика его не интересует, он ищет развлечения, а слышит подлинную историю. Устами ямщика Некрасов описывает беспомощное положение девушки-компаньонки. Ямщик в ответ на просьбу попутчика рассказывает о злодейке-жене, Груше, которая выросла в господском доме, где училась с самой барышней наукам, рукоделию и хорошим манерам. Барин жалел ее и относился к компаньонке как ко второй дочери. Тут затронута важная тема того времени – замена барщины на денежный оброк, усложнившая жизнь крепостных. В поэзии Некрасова описана русская действительность, относящаяся не к определенной местности, а ко всей России, в общем. Тяжелую долю крестьянина и жизнь городской бедноты поэт, особенно чуткий к несправедливости, показал своим современникам с такой прямотой, на которую до него никто не осмеливался.

    Читайте также:
    Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

    Похожие сочинения

    • Сочинение на тему «поездка на море» Однажды я поехала на море. Мы проезжали столько красивых мест! Впервые я удивилась такой красотой природы. Деревья […]
    • Сочинение на тему «Ваза — подарок» Подруга подарила маме на день рождения вазу для цветов, которая имениннице очень понравилась. Постараюсь описать […]
    • Сочинение на тему «что же такое обособленные члены предложения?» Что же такое обособленные члены предложения Русский синтаксис – далеко не простая, но при этом очень […]
    • Сочинение на тему «В школьной библиотеке» Никогда не забуду своих юных читателей, которые постоянно приходили в нашу новую библиотеку. Она была светлая, […]
    • Сочинение на тему «Что я знаю о пожарной безопасности» Пожары на Руси всегда были одним из самых тяжёлых народных бедствий. Ежегодно на территории нашей страны в среднем […]
    • Сочинение на тему «Есть ли место милосердию в нашей жизни. (ПО РАССКАЖУ КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»)» О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый великий писатель в своем творчестве обращался […]

    sochinyai.ru

    Оцените сочинение: Рейтинг 4.14 [51 Голоса (ов)]

    Довольно долго Некрасов считался больше общественным деятелем, нежели поэтом. На него возлагали задачу воспевать революционную борьбу, однако поэтический талант этого великого человека часто не признавали.

    А Некрасов при этом стал первым поэтом, который проникся духом народа и творил исключительно для него. Его вдохновляло стремление отобразить в своих произведениях поэтичность и широту русской души, и тяготы крестьянской жизни. Некрасов был убежден, что его призвание заключается в том, чтобы явить миру страдания народа, обличить пороки общества. Он посвятил свою жизнь служению общественным идеалам, стараясь не дать людям забыть о пороках и язвах общества и вдохновить их на борьбу с несправедливостью.

    Некрасов стал новатором, ему удалось расширить тематику поэзии и ввести новые жанры. Этот автор не только создал свои неповторимые изобразительные средства, но и, посвятив свой гений простому народу, смог поднять образы крестьян на высокий художественный уровень.

    Однако творчество Некрасова не ограничено только темой народа, его произведения поднимают и тему любви. Она хорошо раскрыта в поэме «Русские женщины». В ней говорится о подвиге жён декабристов, которые привыкли жить беззаботно, но когда наступило смутное время, они оказались отважными и сильными. Любовь к мужьям заставила этих женщин разделить их судьбу, отправившись за ними в ссылку.

    В своих произведениях Некрасов часто размышляет о Музе, вдохновляющей его творчество. Она предстает совсем не в образе прекрасной женщины или богини, как у многих других писателей, а в образе страдающей, замученной крестьянки.

    Имя этого прекрасного поэта прочно вошло в историю и в анналы русской поэзии. Его произведения принадлежат к золотому фонду русской культуры и будут волновать умы еще многих поколений.

    Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

    Лирика Некрасова, основные темы и мотивы сочинение

    Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ.

    Темы и мотивы лирики Некрасова

    Поэт Некрасов предстал перед нами многогранной личностью и талантливым поэтом, чей поэтический мир был разнообразен. Некрасов был от природы трудолюбив и талантлив, и в своих стихах затрагивает разные темы и мотивы. Среди них стоит выделить тему народа и народной идеи. Не прошел Некрасов и мимо тематики любви к Родине, затрагивал проблемы поэта и поэзии. Изучая некрасовские стихотворения, можно выделить как гражданскую лирику, так и любовную. Давайте кратко остановимся на отдельных темах и мотивах в лирике Некрасова.

    Гражданская лирика Некрасова

    Рассматривая творчество поэта, мы можем с уверенностью заявить, что Некрасов был поистине гражданским писателем, который сознательно посвятил себя цели гражданского служения. Как писал Некрасов, поэтом можно и не быть, а вот гражданином должен быть каждый. И творчество писателя, словно зеркало, отображает в каждом своем стихотворении повседневную жизнь людей с ее трагизмом и весельем. Казалось бы рядовые события, будили в писателе творческое вдохновение, поэтому он тут же записывал все, прислушиваясь к боли всех обездоленных, несчастных и униженных людей. Так рождались его стихотворения гражданской лирики.

    Читайте также:
    Интеллигент-разночинец в поэзии Н. А. Некрасова: сочинение

    Творчество Некрасова заняло особое место в отечественной литературе, где поэта, прежде всего, видят певцом народной жизни. А все потому, что в каждом стихотворении он раскрывал проблемы, возникающие на жизненном пути простого человека. Однако поэт создавал не только стихотворения гражданской и народной тематики. Если изучить работы автора, мы заметим в его творчестве и тему любви.

    Любовная лирика

    Любовная лирика Некрасова, прежде всего, представлена стихами панаевского цикла. Это работы, посвященные Авдотье Панаевой, которая являлась его гражданской женой. Здесь мы видим, что любовь для поэта не возвышенное романтическое чувство, а вполне земное, со своими сложностями и противоречиями. Это постоянная борьба двух людей, которые одновременно стараются воссоединиться, и одновременно отталкивают свою половинку. При этом писатель отмечает, что невозможно жить с любимыми в постоянном согласии. В жизни разногласий не избежать, и это в порядке вещей. Как пишет поэт, в любви неизбежна проза, поэтому Некрасов рекомендует взять долю счастья с быта, и после ссоры возвращать свою любовь и участие.

    Любовь это не только счастье, она может принести боль и страдания. Любовь может духовно обогатить человека, и может сделать человека слабым. Такие строки Некрасова, где он просит возлюбленную забыть падения и тоску, не помнить бурь и слез, показывают, насколько сложное чувство любви, и как много преград порой приходится преодолевать на пути к счастью. Некрасов призывает помнить только лучшее, что было между возлюбленными. Пусть любовь по мнению писателя и несет муки, ссоры, обиды, но вместе с тем она дарит смысл жизни.

    Тема народа в лирике Некрасова

    Несмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа. Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей. Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться. Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников.

    Родина в лирике Некрасова

    Еще одной важной темой является мотивы Родины в лирике Некрасова. Чувство любви к Родине пронизывает все стихи автора. Вдохновение же писатель черпал из родных просторов. Как пишет автор стихов, достаточно попасть на родную сторону с ее зеленым летом, как душа поэзии полна, и только на Родине от может быть поэтом. Образ родного края проходит через все творчество Некрасова, где свою страну поэт называет матушкой Русью. Изучая тему Родины в творчестве Некрасова, мы понимаем, что она неразрывно связана и переплетается с мотивом народного страдания, где писатель не прячет свою ненависть к крепостничеству. Стихотворения о Родине — это думы поэта о судьбе страны, размышления о том, кому на Руси жить хорошо, мысли о своем предназначении, как поэта и как гражданина.

    Стихи Некрасова — это прекрасный образец любви к своей Родине и показательный пример того, как важно быть гражданином своей страны и не забывать о патриотических началах.

    Основные темы и мотивы лирики Некрасова сочинение

    Творчество Николая Некрасова поднимает различные темы и вопросы. Его талант к глубоким размышлениям позволял создать мощную систему философских убеждений, выраженных в произведениях.

    С самого раннего детства Некрасов проводил много времени, общаясь с крепостными, наблюдая за их жизнью. Эти подневольные люди отложили след на его жизни. Николай Некрасов много размышлял о месте крестьянина в жизни, в стране, о его роли. В 1845 году он сделал большое открытие в мире литературы. Им было написано стихотворение «Дорога», главным героем которого являлся простой крестьянин.

    В крестьянской лирике поэта резко просматривается мотив заступничества за крепостных. Николай Некрасов считал, что задача каждого человека — защищать более слабого, заступаться за него. Это касалось и крепостных. В своих стихотворениях автор показывает, что душа крепостных была намного возвышеннее, намного свободнее, чем у их помещиков.

    Читайте также:
    Анализ стихотворения Н. Некрасова Размышления у парадного подъезда.: сочинение

    Все произведения Некрасова о крестьянах описывают их нелегкий физический труд, долгую и упорную работу. Автор не противопоставляет это праздности дворян. Этот прием позволяет полностью и целостно изучить крестьянский вопрос абстрагировано от остальных проблем.

    Большое значение в творчестве поэта играет пейзажная лирика. Некрасов воспевал родную волжскую природу. Очень часто симпатичные пейзажи сопровождали размышления о крестьянском быте. Николай Некрасов считал, что крестьянство есть продолжение природы. Природа, по его мнению, была правдой, справедливостью. А значит, и крестьянство должно быть праведным и жить в справедливости, которой тогда не было.

    Конечно, нельзя не сказать и про любовную лирику. На протяжении своей жизни поэт любил Авдотью Панаеву, которая была замужней женщиной. Причем не мужем был совладельцем издательства газеты, где работал сам Некрасов. Их отношения были очень сложные. Стихотворения Некрасова посвящены межличностным отношениям между мужчиной и женщиной. Например, конфликтам, ссорам, разлуке, разговорам.

    Самый главный мотив лирики автора — гражданский. Некрасов много размышлял о государстве, о его роли, а также о роли людей, которые в нем живут. Этот мотив соединялся с темой места поэта в жизни, в творчестве. Некрасов любил размышлять о роли творческой интеллигенции в государстве. Например, его известное стихотворение «Поэт». В данном произведении изображен диалог поэта с читателем. Автор приходит к позиции, что любой человек должен быть гражданином. Как это? Любой человек должен интересоваться жизнью государства, иметь свою позицию, отстаивать ее.

    Темы лирики Некрасова разнообразны.

    2 вариант

    Удивительно завораживает разнообразие и многоликость поэзии Некрасова. Его необычайное трудолюбие и активная жизненная позиция подарили потомкам его чарующую лирику.

    Основное место в творчестве поэта занимает гражданская лирика, темой которой является нелегкая доля простого русского крестьянина. Стихотворение «На Волге» является самым ярким произведением, отражающим его глубокое сострадание к тяжелой судьбе народа:

    … Чей стон раздается

    Над великою русской рекой?

    Этот стон у нас песней зовется –

    То бурлаки идут бечевой…

    Воспевая неповторимую красоту и величие Волги, поэт одновременно посвящает читателя в несправедливость бытия того времени. На первый взгляд, стихотворение посвящено приятным детским воспоминанием, красоте родного края, беспечным прогулкам вдоль реки со своим питомцем Но, вместе с тем, поражает глубина его потрясения от увиденной картины с тянущими баржу бурлаками. Глубокая боль и переживание за судьбу народа, сменяется верой в национальный дух, его силу:

    Вынесет все – и широкую, ясную

    Грудью дорогу проложит себе…

    Особое место в творчестве поэта отведено неописуемой красоте родного края. Удивительно тонко переплетаются в его поэзии боль и горечь за судьбу России и ее граждан, с восхищением и бескрайней любовью к золотистым нивам, густым лесам и суровым зимам.

    Романтические душевные чувства автора раскрываются в стихах, посвященных его гражданской супруге Авдотье Яковлевне. В этих стихах автор раскрывается с другой стороны, как ранимый, чувственный человек: «Я мучился: я плакал и страдал…»

    В этом цикле своих произведений писатель пытается донести до нас, что любовь – это бесконечная борьба двух любящих, которые страстно пытаются быть вместе, и в то же время отталкивают друг друга. При этом писатель хочет донести до читателя, что она приносит боль и страдания, может сделать человека слабым.

    Лирика Некрасова нескончаема и неисчерпаема, как мудрость народа и величие России. Он в каждом произведении провозглашает свою веру в светлое будущее русского народа, завещая нам следующие свои строки: «Сейте разумное, доброе, вечное…»

    Основные темы и мотивы лирики Некрасова

    Несколько интересных сочинений

    Ф. Ф. Преображенский – хирург, использующий новаторские разработки по омоложению путем пересадки органов. Он живет в Москве, известен по всему миру и уважаем многими учеными

    Маленький человек – один из главных типов героя в русской литературе XIX века. К этой теме обращались выдающиеся мастера художественного слова: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин

    При упоминании слова «Родина» у меня перед глазами мгновенно появляются картинки всего самого важного для меня, красивого, дорогого и прекрасного.

    Виконт Мортемар является одним из второстепенных персонажей романа известного русского писателя Льва Николаевича Толстого под названием “Война и мир”.

    Что же такое общение? Я думаю, что общение – установление контакта с людьми. Человеку, по моему мнению, жизненно необходимо общаться с другими людьми

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: