Я лиру посвятил народу своему: сочинение

Я лиру посвятил Народу своему.

Великий русский поэт Н.А. Некрасов родился 10-го декабря 1821-го года. Первые его стихотворения были напечатаны в разных журналах, ещё в 1839-м году. В 1840-м году Некрасов с помощью друзей напечатал сборник своих юношеских стихов, под заголовком «Мечты и звуки». Книжка не имела успеха, стихотворения носили подражательный характер. Неуспех книги не обескуражил Некрасова. В результате упорного труда, сформировался своеобразный некрасовский стих и особое направление в поэзии. Поэзии Некрасова свойственна высокая гражданственность.

В 1874-м году из-под пера зрелого поэта вышло стихотворение «Элегия». В нём Некрасов излагает своё поэтическое и политическое кредо. Главная тема это творчества – «страдания народа», которые поэт изобразил в своих многочисленных стихотворениях и поэмах. Эта тема не подвержена влияниям изменчивой моды, она продиктована самой жизнью, и она не утратит свою злободневность,

«. пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза. »

Поэт обязан своим творчеством напоминать всему миру, в том числе сильным мира сего, о бедствиях народа.

Нет никакого преувеличения в словах Некрасова, характеризующих своё поэтическое творчество:

«Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.
Я видел красный день: в России нет раба!»

В 1861-м году Россия пережила отмену Крепостного права. Некрасову было тридцать девять лет, он был уже автором многочисленных стихотворений, и он не мог пройти мимо этого важнейшего события в жизни страны. В результате появилось стихотворение «Свобода», в котором Некрасов выразил своё отношение к Крестьянской реформе 1861-го года. Некрасов указал, что само по себе от крепостного рабства не обеспечит крестьянам зажиточную свободную жизнь:

«в этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумают много иных. »

И всё же Поэт не теряет надежды на то, что народу легче будет разорвать эти новые сети.

В 1861-м году было опубликовано стихотворение «Плач детей», в котором внимание поэта привлекло изображение фабрики, где работают малолетние дети. Жестокая эксплуатация малолетних детей на заводах и фабриках, была в ту пору обычным явлением. И после Крестьянской реформы мало что изменилось. Лишь спустя десятилетия был положен конец этой бесчеловечной эксплуатации детей. Образно и красочно поэт обрисовал картину нравов, царящих на фабрике, где работают лишённые радостей детства под присмотром красноносой безжалостной старухи крестьянские дети. Их труд утомителен и монотонен. Огромное чугунное колесо, которое дети вынуждены с утра до вечера вертеть, приобретает в глазах детей, образ безжалостного чудовища, дети, впадая в исступление, начинают громко кричать: «Погоди, ужасное круженье! Дай нам память слабую собрать. » Но чудовище не обращает никакого внимания на плач и молитвы:

«Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит-гудит-гудит. »

Дети мечтают только об одном: «Если б нас теперь пустили в поле, мы в траву попадали бы – спать». Но и дома, куда они спешат воротиться, их встретят забота и нужда. Эти дети с малых лет обречены на тяжкий монотонный труд, они забав и радости ликующего детства, что особенно сильно прозвучало в строках стихотворения:

Читайте также:
Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: сочинение

«Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабрике колёса
Мы вертим-вертим-вертим!»

Прошло около четырёх лет, в 1864-м году было опубликовано стихотворение «Железная дорога». В основу этого стихотворения положено реальное историческое событие – постройка железнодорожного пути из Петербурга в Москву в царствование Николая I. Строили его, не щадя ни здоровья, ни жизней рабочих, которые гибли тысячами в сырых и холодных землянках. За каторжный труд им платили три рубля в месяц; у них не было ни одежды, ни обуви, приспособленных к тяжёлой, грязной работе. Десятники обсчитывали их на каждом шагу, а недовольных наказывали плетьми. Но Некрасов не был бы поэтом, если бы просто изобразил процессы строительства дороги. Некрасов не может пройти мимо своей старой темы – «страданий народа». Поэтому в стихотворении слово «дорога» приобретает обобщающее значение. Железная дорога – не только «насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты». А дорога – это исторический путь для России, ведущий её в будущее, который тяжким трудом, с огромными жертвами сооружает простой народ:

«А по бокам-то всё косточки русские.
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»

Мороз пробегает по коже, когда читаешь строки стихотворения, где упоминаются толпы мертвецов, их топот и скрежет их зубов. И эти мертвецы начинают говорить: они рассказывают нам правду о своих жизнях, которыми оплачено строительство дороги. И всё же железная дорога – памятник народному труду, поэт восхищён трудолюбием народа:

«Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать».

Исторический оптимизм поэта, его уверенность в лучшем будущем для России, для русского народа основан на его уверенности в неисчерпаемости силы народа, его жизнестойкости, его способности преодолевать трудности:

«Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь ни пошлёт!»

В отношении себя и своего поколения поэт гораздо менее оптимистичен: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне ни тебе».

Почти каждое стихотворение Некрасова посвящено народу, его отдельным представителям. Страданиям народа, показу его беспомощности перед лицом всесильной власти одного помещика или чиновника или всей государственной власти в целом. События, ставшие поводом для стихотворения «Размышления у парадного подъезда», произошли на глазах Некрасова в 1858-м году: однажды глубокой осенью, к парадному подъезду одного из министерств робко приблизилась группа крестьян, пришедших в столицу, чтобы обратиться к министру с прошением – очевидно, с жалобой на притеснения помещика или чиновника. Но швейцар прогнал их от министерского дома. Некрасова возмутила не только жестокость чиновников, но и бесправная покорность крестьян. С горечью описывает поэт как кротко и смиренно крестьяне подчиняются грубому окрику из прихожей министра и даже шапок не посмели надеть. Взаимная отчуждённость власти и народа не исчезла после Крестьянской реформы 1861-го года, хотя она и принимала порой замаскированную форму. В строках «Размышлений. » мы видим грозное предостережение, адресованное власть имущим:

«Пробудись! Есть ещё наслажденье:
Вороти их! В тебе их спасенье!
Но счастливые глухи к добру.
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах».

Некрасов отмечает привычку мужика к угнетению и унижению, которая выражается стонанием:

«. Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал».

Читайте также:
Стихотворение Н. А. Некрасова Я не люблю иронии твоей (восприятие, истолкование, оценка).: сочинение

Но любому долготерпению приходит конец, и чем дольше терпение, тем кровавей развязка. Увы, власть имущие остались глухи к предостережениям поэта, а призывы Некрасова к их благоразумию остались гласом вопиющего в пустыне.

П.С. В первоначальном замысле это эссе – школьное сочинение по литературе по мотивам творчества великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником 11-го класса средней школы. В нём заменено только два слова и внесены минимальные орфографические изменения!

26 марта 2021 г.

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

Читайте также:
Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо: сочинение

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Читайте также:
Поэма Некрасова Княгиня Трубецкая: сочинение

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Сочинение на тему: Я лиру посвятил народу своему

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 02.01.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Стихи Некрасова полны изображений трагической судьбы народа. Поэт мечтает о светлом будущем для крестьян и понимает, что одних только мечтаний недостаточно. Все его произведения пронизаны призывом к сопротивлению и борьбе за свободу.

Он обличает нищету, бесполезное существование, потому что оно создает бессмысленность человека. Некрасов рассматривает бездействие человека как причину бедности. Описывая свое творчество, поэт убеждена, что смирение перед бедностью недопустимо.

По мнению автора, тема человеческих страданий всегда будет актуальной. Он хорошо сделал это в своей поэме “Элегия”. Некрасов осознает, что проблема восстановления социальной справедливости не раз будет возникать перед будущими поколениями. Когда люди живут в нищете, муза является для них большой поддержкой и вдохновением. В своих произведениях поэт культивирует идею о том, что народ может победить только в том случае, если все поднимутся на борьбу.

До 1861 года свобода крестьян стала устоявшимся вопросом. Отмена крепостного права дает основания полагать, что крестьянская жизнь встала на путь свободы и процветания. Однако Некрасов увидел другую сторону этих изменений: “Люди свободны, но счастливы ли они? Этим предложением поэт ставит вопрос о том, получил ли народ подлинную свободу.

Поэма “Элегия”, написанная в конце жизни Некрасова, в какой-то степени обобщает исследования о целях поэзии вообще и поэта в частности:

“Я посвятил лиру своему народу.
Я могу умереть, как тот, кого он не знает,
Но я служил ему, и своим сердцем я спокоен. “

Целью Некрасова было стать информатором для толпы. Ради своей миссии как поэта, он готов преодолеть трудный и тернистый путь. Автор считает, что поэт не может в любое время, даже самое трудное, игнорировать то, что является самым захватывающим для общества.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. Некрасова Размышления у парадного подъезда.: сочинение

Литература языковедение : Сочинение: “Я лиру посвятил народу своему” ( по поэзии Н.А.Некрасова)

“Я лиру посвятил народу своему” ( по поэзии Н.А.Некрасова)

Благослови же работу народную И научись мужика уважать.

Ф.М.Достоевский говорил о Некрасове, что его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Мы знаем, что с шестнадцати лет юный поэт изведал голод и другие лишения из-за того, что хотел идти своей дорогой, а не той, что желал отец. И эти мытарства отразились на всем творчестве Николая Алексеевича. Но мы знаем также, что еще раньше, в детстве, в его сердце укрепилась боль за страдания своего народа. Об этом можно судить по всем известному стихотворению “На Волге”, отрывок из которого мы учили не то в пятом, не то в шестом классе. Лирический герой вспоминает, как увидел оборванных бурлаков, один из которых говорил, что “кабы к утру умеретьтак лучше было бы еще. “. Мальчик не мог понять этих слов, вызванных отчаянием и безысходностью, но в сердце его навсегда остался образ этого человека, “угрюмого, тихого и больного”. Вероятно, с тех пор и начался путь Некрасова как народного поэта и защитника.

Никто из русских писателей не создавал столько произведений о простых людях, крестьянах, фабричных, тех, кого на стройках собрал “царь” по имени “голод”. Поэмы “Коробейники”, “Мороз, Красный нос”, великое “Кому на Руси жить хорошо”это все произведения, на которых можно изучать жизнь и быт крестьянства, народный язык, его верования и обычаи, это вещи, которые сильно и ярко рассказывают о трагической судьбе многих лучших крестьян. А разве не “надрывается сердце от муки”, когда читаешь его стихи: “Размышления у парадного подъезда”, “Железная дорога”, “Плач детей” и многие, многие другие? И везде у поэта глубокое уважение к простому человеку. “Деревенские русские люди”так любовно называет Некрасов крестьян в стихотворении “Размышления у парадного подъезда” в противовес в нем же изображенному вельможе, который не захотел выслушать просителей, пришедших так издалека, что ноги разбили в кровь.

И негодуя, с едкой иронией Некрасов спрашивает, зачем такую особу беспокоить для “мелких людей”, “не беда, что потерпит мужик”, ему это привычно! Неудивительно, что многих честных людей стихи Некрасова делали непримиримыми борцами с несправедливостью! О чем бы ни писал поэт, почти всегда он возвращается к теме страданий, тяжелой доли русского народа. В “Рыцаре на час” он просит увести его “в страну погибающих за великое дело любви”. В знаменитом стихотворении “Элегия” он просит молодежь не верить, “что тема стараястрадания народа” и что “поэзия забыть ее должна”, нет, “не стареет она”.

Среди огромного многообразия того, что создано Николаем Алексеевичем на тему о жизни русского народа, неизменно борются две темы, две мысли, два настроения поэта. Он постоянно думает о том, предопределено ли русскому народу всегда быть таким забитым, бесправным и темным, каким он его видел, или же тот воспрянет? Он сокрушается темноте русских людей, которые покупают на ярмарках портреты генералов и милордов, и надеется, что когда-нибудь народ “Белинского и Гоголя с базара понесет”. В “Железной дороге” есть известное место, где рассказчик говорит Ване, что не надо робеть за русский народ, который “вынесет все, что господь ни пошлет”, который в то же время Вынесет всеи широкую, ясную, Грудью дорогу проложит себе.

Читайте также:
Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»: сочинение

Но тут же добавляет грустную ноту: Жаль толькожить в эту пору прекрасную Уж не придется ни мне, ни тебе.

В уже упоминавшемся “Размышлении. ” также есть очень известное место, где автор обращается к народу с вопросом: “Ты проснешься ль, исполненный сил?”, и вновь трагическая нота: Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил.

Этими вопросами, теми же словами Некрасова задавались еще долгие десятилетия после поэта и задаются до сих пор. Но сегодня, кажется, становятся все более верными слова поэта о том, что русский народ собирается с силами и учится быть гражданином. Тот, кто познакомился с творчеством Некрасова, вряд ли забудет словно вылепленные образы русских людей. Женщин, способных “коня на скаку” остановить, “в горящую избу” войти; мастеровых, что молотом играют от зари до зари; купцов-коробейников, которые приносят вместе с товаром радость девушкам и молодицам. Но, конечно, не забудет и строителя-белоруса, у которого “ямою грудь” и “колтун в волосах”, и насмерть забитого солдата, сына крестьянки Орины, и крестьян из “забытой деревни”.

Вчитываясь в отточенные, рельефные строки поэта, невольно думаешь, до чего же удивительно русский это писатель, до чего народный. А еще понимаешь, как много похожего и общего в жизни народа тогда и теперь. Но веришь, что непременно скажется на нашей судьбе “разумное, доброе, вечное”, посеянное Некрасовым и многими другими.

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ” (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: “Я лиру посвятил народу своему. ” В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: “Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что “поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе”. Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых “Деловой разговор” (1851), “Памяти Белинского” (1853), поэма “Несчастные” (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме “В. Г. Белинский”, написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был “родником” “богатых сил природных” — “источником” благородных мыслей и “честных, бескорыстных дел!”. Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

Читайте также:
Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова: сочинение

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда “все глухо и мертво в литературе нашей было”, Белинский сумел великолепно выразить потребность “в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла”. Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные “друзья отчизны”. Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении “Памяти Добролюбова”, написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой ” ударил час “. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: “И вещее перо из рук упало”. Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: “свобода”, “слава”, “русская земля”, “гордость”, “душевная красота”; используется стилистически окрашенная лексика: “мирские наслаждения”, “года минули”, “благодатно совмещены”, “высоко вознесся” и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: “светлый рай”, “сокровища душевной красоты”, метонимические конструкции: “Какой светильник разума угас”, “Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно”.

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как “Муза” (1852), “Блажен незлобивый поэт. ” (1852), “Поэту (Памяти Шиллера)” (1874), “Элегия” (1874) и др.

Читайте также:
Образ Ермила Гирина (по поэме «Кому на руси жить хорошо»): сочинение

Прославленное стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего “идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. “. Строки, “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: “Я не поэт, а гражданин”. Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии “Музе” (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — “сестра народа — и моя!”:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая “. любить народ, родину, служить им сердцем и душой”.

Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» Некрасова

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 31.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 31.

Стихотворение “Я не люблю иронии твоей” является частью “панаевского цикла”. Это любовное послание Некрасова к любимой женщине, с которой он в какой-то момент сильно поссорился. Краткий анализ “Я не люблю иронии твоей” по плану может стать частью урока литературы в 9 классе и помочь школьникам лучше понять поэта как личность.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я не люблю иронии твоей.

История создания – стихотворение “Я не люблю иронии твоей” создано в 1850 году (предположительно), а напечатано только пять лет спустя, в 1855-м в “Современнике”. Еще через год (в 1856-м) Некрасов включил его в поэтический сборник.

Тема стихотворения – угасание и охлаждение чувств как закономерный этап развития отношений между влюбленными.

Композиция – каждая строфа является частью описания печальной ситуации в отношениях, действие развивается последовательно.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – ямб, в каждой строфе используется своя рифмовка.

Метафоры – ““кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.

Эпитеты“ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.

Сравнение – чувства перед расставанием подобны осенней реке: самые бурные воды текут перед тем, как река замерзнет.

История создания

Отношения Некрасова с Авдотьей Панаевой никогда не были легкими. Фактически пара жила гражданским браком с согласия мужа женщины, легкомысленного ловеласа Ивана Панаева. Роман между ними начался в 1846 году, а стихотворение “Я не люблю иронии твоей” написано в 1850 году – они будут вместе еще шестнадцать лет, но предчувствие конца уже тогда охватило Некрасова.

Впервые это стихотворение увидело свет в 1855 году – оно вышло в журнале “Современник”, которым поэт владел совместно с Иваном Панаевым. В 1856 году Некрасов выпустил поэтический сборник, в который было включено и это произведение.

Оно полностью отражает сущность неровных отношений влюбленных: несмотря на взаимное чувство, связь вне брака сильно тяготила их, а непростой характер Авдотьи становился катализатором для частых ссор. Одну из таких ситуаций Некрасов и описывает в стихотворной форме – отношения они всегда выясняли бурно, да и временные охлаждения отношений случались, но именно этот момент показал поэту, что их любовь когда-то закончится.

Читайте также:
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной (1847).: сочинение

Главная тема стихотворения – ссора между влюбленными, когда их отношения развились до той стадии, что чувства постепенно начинают угасать, наступает охлаждение некогда кипящей страсти.

При этом Некрасов высказывает мысль о том, что только любовь может подарить человеку настоящий вкус к жизни, поэтому ее необходимо беречь и делать это особенно тщательно, когда появляются первые признаки угасания. Лирический герой высказывает эту мысль, обращаясь к своей возлюбленной, которая, очевидно, высказала в его адрес какое-то обидное замечание.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых высказывается своя мысль, но все они являются частью последовательно раскрывающейся идеи.

Так, в первой строфе лирический герой признает, что во взаимном чувстве уже нет прежнего огня, но он считает, что это не повод иронизировать, ведь любовь еще жива, а значит, ее можно сохранить.

Во второй строфе эта мысль развивается: и лирический герой, и его возлюбленная хотят быть вместе, однако оба уже понимают, что неизбежной развязкой их истории станет угасание отношений.

Третья строфа показывает, что лирический герой перестал считать, что отношения все же могут быть продлены, он понимает, что конфликты и скандалы – это неизбежные знаки того, что холод разрыва уже совсем близко.
Некрасов применяет необычный и новаторский для своего времени прием в ритмическом рисунке стиха. Произведение написано пятистопным ямбом. Поэт использует разные виды рифмовки: кольцевая сменяется перекрестной, а в последней строфе перекрестная смешана с парной. Такая неупорядоченность полностью отражает внутренний мятеж лирического героя.

Это произведение относится к жанру любовное послание. Оно входит в то, что литературоведы называют “панаевским циклом”, в котором Некрасов обращается к теме чувств.

Средства выразительности

Для того чтобы передать чувства лирического героя, поэт использует разнообразные выразительные средства:

  • Метафоры – “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.
  • Эпитеты – “ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.
  • Сравнение – чувства перед расставанием подобны осенней реке: самые бурные воды текут перед тем, как она замерзнет.

«Я не люблю иронии твоей» – анализ стихотворения Н.А. Некрасова

История создания произведения

Встреча писателя с замужней красавицей Авдотьей Панаевой перевернула всю его жизнь. Влюбившись в девушку с первого взгляда, юноша готов был ради нее на все, и даже законный супруг не стал помехой их отношениям. Как ни странно, но Некрасов жил со своей возлюбленной в гражданском браке в одной квартире с ее мужем. Троица вызывала массу негодования у окружающих, однако любовь была сильнее.

Результатом пылкой любви стало рождение сына Авдотьи и Некрасова, однако ребенок умер вскоре после появления на свет. С того момента между влюбленными начались частые ссоры и разногласия, постепенно жаркие чувства стихали. После расставания автор так и не смог больше полюбить так же сильно и искренне. После смерти официального мужа Панаевой писатель надеялся вернуть былую страсть и даже намеревался жениться на ней. Однако вдова отвергла его предложение, несмотря на то, что любовь между ними все еще сохранилась.

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» он посвятил любимой женщине в 1850 году, но только в 1855 его разрешили опубликовать в «Современнике» по причине слишком интимного характера. В тексте можно найти не только подтверждение большой любви и самых страстных чувств, но и описание часто случавшихся ссор и бурных выяснений отношений.

Читайте также:
Образы крестьянок в поэмах Мороз, красный нос и Кому на Руси жить хорошо: сочинение

Основной темой произведения является развитие романа между двумя любящими людьми, вспышка чувств и периодическое охлаждение друг к другу. Главная мысль, которую Некрасов пытался донести в стихотворении, заключается в том, что любовь в жизни — это самое главное. Всегда нужно за нее бороться, пытаться спасти и сохранить.

В произведении выделяется 3 строфы:

  • в первой содержится признание героя, что чувства начинают угасать и ослабевать, но все еще в душе теплится любовь и надежда на ее возрождение;
  • вторая повествует о нынешнем развитии отношений между влюбленными, в пока еще случающихся свиданиях присутствует и нежность, и романтика, однако есть предчувствие неизбежного угасания чувств;
  • третья строфа отчетливо демонстрирует отсутствие у автора всяческих иллюзий и надежд, скандалы и выяснения отношений привели к тому, что в сердце влюбленных поселились тоска, грусть и необъяснимый холод по отношению друг к другу.

Некрасов сравнивает свой роман с рекой, которая бурлит сильно, но при этом к осени уже становится холодной. Так и в чувствах автора постоянно присутствовали и страсть, и тепло, и холодок.

Тропы, образы и рифмовка

Стих Некрасова основан на постоянном противопоставлении бушующей страсти и охлаждения, холодного и горячего. При написании автор использовал яркие метафоры: «кипят ревнивые тревоги», «горячо любившие», «тайный холод». Произведение имеет незаконченную мысль даже без двух завершающих строк, перед которыми автор употребил многоточие. Сравнивая чувства с бурлящей рекой, он в последний раз надеется на понимание и взаимность возлюбленной.

Стихотворение написано в жанре послания, относится к интимной лирике. Писатель использует не совсем естественный и привычный для него ритм и нестандартную рифмовку.

роведя синтаксический разбор послания, можно сделать вывод, что автор выбрал пятистопный ямб, а также пиррихий. Его выражения в сбивчивом ритме намеренно подчеркивают затрудненное дыхание волнующегося влюбленного.

В разных строфах отличается рифмовка:

  • в первой — кольцевая;
  • во второй — перекрестная;
  • в третьей — перекрестная совместно со смежной.

Натура лирического героя очень трепетная. Автор выражает волнение и за свою избранницу, ведь он знает, что она также тяжело переживает расставание. При этом в иронию Некрасов вкладывает сильнейшее разочарование, и это выражается в смелых насмешках над тем, что было раньше святым и трепетным. В то же время он призывает любимую не прятать свою любовь под леденящей улыбкой и маской равнодушия.

После анализа стихотворения влюбленного автора можно сказать, что, кроме темы любви, затронуты также ревность и непреодолимая тоска. По мнению писателя, именно в ревности выражается истинная мужская страсть, и без нее отношения невозможны. Что касается тоски и скуки, они неизбежно поселяются в когда-то любившем сердце после расставания.

Критики отмечают «осеннее» настроение произведения, ведь в нем описываются угасающие чувства. Читателю хорошо заметны и легкая усталость от бурного романа и постоянных ссор, и приятная ностальгия, и жгучая тоска. Но главная мысль автора заключается в его призвании уходить от отжившей страсти достойно, без негативных эмоций в память о нежной любви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: