Изображение человека в Великую Отечественную войну (В. Быков, М. Шолохов): сочинение

Тема войны в творчестве В. Быкова

В произведениях В. Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. Характеристика сюжетной линии в военных повестях “Альпийская баллада”, “Сотников”.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 27.12.2009
Размер файла 14,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. БЫКОВА

В произведениях В.Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: “Третья ракета”, “Альпийская баллада”, “Западня”, “Мертвым не больно” и другие.

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Например, в “Альпийской балладе” Быков описывает побег русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Здесь автор увлекается описанием внешних событий: побег, погоня, любовь, смерть героя и т.д. Но уже сюжет повести “Сотников” психологически закручен так, что критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой – предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа. Он не дает читателю возможности однозначно взглянуть на того или иного своего героя.

Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание – добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от в общем-то пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается “грязной работы”. Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу”.

В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Но характеры проявляются медленно. Рыбак ,по сути парень жизнелюбивый и не лишен положительных человеческих качеств. Он, например, делится с товарищем остатками пареной репы, отдает Сотникову полотенце, чтобы тот замотал им горло. Он предлагает больному Сотникову вернуться в отряд, и, наконец, когда во время столкновения с полицаями ему почти удается убежать, он все-таки возвращается назад, сообразив, что Сотников своей стрельбой прикрывает его отход.

Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого момента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища.

Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казни людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: “Прости, брат”. Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: “Иди ты к черту!”

Читайте также:
Правда о войне в произведениях современных писателей (по повести К. Воробьева Это мы, господи!): сочинение

В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить. Папа Римский вручил В. Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, что в этом произведении усматривается общечеловеческое нравственное начало.

Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, невозможно давать оценку событиям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя В.Быкова.

1.Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М.,1975.

2.Белая Г. Художественной мир современной прозы. М.,1983.

3.Сурганов В. Человек на земле: Историко-литературный процесс. М.,1975.

4.Чалмаев В.А. На войне остаться человеком. Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов. М.,1998.

Изображение человека в Великую Отечественную войну (В. Быков, М. Шолохов)

Уже в годы Великой Отечественной войны и вскоре после ее окончания появились произведения, посвященные этой народной трагедии. Писатели свято сохраняют верность фронтовому братству воинов Великой Отечественной войны, скрепленному общими страданиями, пролитой кровью и добытой победой. Война для каждого человека оставалась ненормальным состоянием, не зависимо от того, какие цели она имела. Писатели стремятся быть предельно правдивыми во всем, в том числе понятой им правдой о человеке на войне и о самой войне со всей ее трагедийностью. В. Быков в своих военных повестях создал ряд объемных человеческих характеров, через которые глубоко и масштабно постигаются многие стороны народного подвига в годы Отечественной войны.

В одноименной повести Сотников в ходе событий представлен в качестве рядового партизана. Сотников выполняет свой солдатский долг и вызывает симпатию в будничной, негероической, обыкновенной обстановке. Он все беспокоился, чтобы его смерть не была напрасной. Он не столько думал о себе, идя на смерть, сколько был озабочен тем, чтобы что-то сделать для других.

Он стремился своим мужеством поддержать других честных людей, согнанных на место казни.

Мужество человека на войне писателями хорошо описывается в послевоенных повестях, где показана боевая непримиримость ко всему, что таит в себе угрозу человеку, угрозу жизни. Человечество должно знать, какой ценой оплачено его будущее. Человек в Великой Отечественной войне представлен писателями с очень высоким сознанием своего долга гражданина, бойца. Их герои выполняют и осознают свой солдатский долг до конца.

“Судьба человека” – рассказ М. Шолохова не о человеке вообще, а о советском человеке, человеке из народа. В образе Соколова художественно описаны размышления о русском характере, о его любви к людям. Именно Соколов передает эстафету в будущее, взяв ответственность за судьбу Вани. Жизнь неистребима, говорит писатель в рассказе “Судьба человека” и самое прекрасное в ней – человек

Писатели очень скрупулезно исследуют внутренний мир своих неярких героев, героев Великой Отечественной войны, изучая тщательно нюансы их психологического состояния. И через смерть высвечивается глубинная сущность героев, народа на войне. Сила и подлинная глубина положительных героев заключается в том, что самый рядовой, якобы “маленький” герой, в изображении писателей, имеет много настоящих достоинств – высокий духовный потенциал, огромную человечность, чувство справедливости войны с фашизмом. Все эти качества проявляются под внешней обыкновенностью и будничной непритязательностью героев войны

Похожие топики по английскому:

Андрей Соколов (Судьба человека Шолохов) Андрей Соколов Характеристика литературного героя Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, встретил случайно М.

Характеристика героя Андрей Соколов (Судьба человека Шолохов М. А.) Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – одно из вершинных произведений писателя. В центре его –.

Военная тема в современной литературе (В. Быков, К. Воробьев) Великая Отечественная война является страшным событием в истории нашего народа. Свидетелям и участникам война дала такой эмоциональный заряд, открыла им мир и человека в таких.

Краткое содержание Полюби меня, солдатик… Быков Полюби меня, солдатик… Повесть “Полюби меня, солдатик…” принадлежит знаменитому писателю Василию Быкову. В произведении четко прослеживается тема Отечественной войны, которая акцентировалась в его ранних произведениях.

Изображение борьбы народа против иноземного нашествия в казацких летописях В истории украинской литературы выдающееся место занимают летописи, главной темой которых было изображение освободительной войны 1648-1654 годов под руководством Богдана Хмельницкого против польско-шляхетских захватчиков. Распространение.

Краткое содержание Судьба человека Шолохов Судьба человека Андрей Соколов Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряженной двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно – снег начал.

Читайте также:
Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (Бондарев, Некрасов).: сочинение

О судьбе человека на войне Сочинение по роману “Они сражались за Родину” и рассказу “Судьба человека” М. А. Шолохова. М. А. Шолохов – беллетрист, в чьем творчестве отпечаталась судьба родного.

Краткая биография Быков Василий Владимирович Быков БЫКОВ, ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Василь Быков) (1924−2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д. Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По.

Нравственный подвиг человека на войне Огонь славы у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата… Символ вечности – огонь и камень… Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге… Мамаев курган… Сколько их, таких известных.

Краткое содержание Одна ночь Быков Одна ночь Главной особенностью творчества Василя Быкова является то, что он изображает войну такой, какой она была на самом деле. В произведении “Одна ночь” она.

Духовное становление человека на Великой Отечественной войне “Наверх, лейтенант, чтоб и мертвых боялись… чтоб детям, внукам и правнукам заказали в Россию соваться!” Б. Васильев Борис Львович Васильев – талантливый художник, знающий о.

Военная проза (К. Симонов, В. Быков, А. Адамов, В. Кондратьев) Я жил, я был, за все на свете Я отвечаю головой. А. Твардовский Тема человека на войне была для России главной, так как война является.

“Война – это безумие, заставляющее усомниться в разуме человека…” Война… Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди.

Изображение природы автором “Слова о полку Игореве” В привлечении русской природы как действующего лица своего повествования автор “Слова о полку Игореве” проявил себя как исключительно наблюдательный ее знаток. Вот почему в самой.

Нравственные проблемы в современной литературе (В. Быков, В. Дудинцев, В. Гроссман) Большое место в литературе 70-80-х годов XX века занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека, о.

Проза военных лет На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Русская литература стала литературой одной.

Краткое содержание Стужа Быков Стужа В мир выходит новая книга Василия Быкова “Стужа”, сюжет которой довольно прост. В основном, писатель во многих произведениях предписывал своим героям испытания. Самой известной.

Тема войны в советской литературе С момента окончания Великой Отечественной войны прошло более 50 лет, но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей.

Краткое содержание Дожить до рассвета Быков Дожить до рассвета В повести В. Быкова “Дожить до рассвета” перед читателем предстает образ героя, лейтенанта Ивановского. В произведении четко раскрывается человеческая ответственность и адекватное.

Рецензия на роман В. С. Гроссмана “Жизнь и судьба” Основной круг философской проблематики эпопеи В. Гроссмана “Жизнь и судьба” – жизнь и судьба, свобода и насилие, законы войны и жизни народа. Писатель видит в.

Изображение человека в Великую Отечественную войну (В. Быков, М. Шолохов)

Уже в годы Великой Отечественной войны и вскоре после ее окончания появились произведения, посвященные этой народной трагедии.
Писатели свято сохраняют верность фронтовому братству воинов Великой Отечественной войны, скрепленному общими страданиями, пролитой кровью и добытой победой.
Война для каждого человека оставалась ненормальным состоянием, не зависимо от того, какие цели она имела.
Писатели стремятся быть предельно правдивыми во всем, в том числе понятой им правдой о человеке на войне и о самой войне со всей ее трагедийностью.
В. Быков в своих военных повестях создал ряд объемных человеческих характеров, через которые глубоко и масштабно постигаются многие стороны народного подвига в годы Отечественной войны.
В одноименной повести Сотников в ходе событий представлен в качестве рядового партизана. Сотников выполняет свой солдатский долг и вызывает симпатию в будничной, негероической, обыкновенной обстановке. Он все беспокоился, чтобы его смерть не была напрасной. Он не столько думал о себе, идя на смерть, сколько был озабочен тем, чтобы что-то сделать для других. Он стремился своим мужеством поддержать других честных людей, согнанных на место казни.
Мужество человека на войне писателями хорошо описывается в послевоенных повестях, где показана боевая непримиримость ко всему, что таит в себе угрозу человеку, угрозу жизни. Человечество должно знать, какой ценой оплачено его будущее.
Человек в Великой Отечественной войне представлен писателями с очень высоким сознанием своего долга гражданина, бойца. Их герои выполняют и осознают свой солдатский долг до конца.
«Судьба человека» — рассказ М. Шолохова не о человеке вообще, а о советском человеке, человеке из народа. В образе Соколова художественно описаны размышления о русском характере, о его любви к людям. Именно Соколов передает эстафету в будущее, взяв ответственность за судьбу Вани. Жизнь неистребима, говорит писатель в рассказе «Судьба человека» и самое прекрасное в ней — человек
Писатели очень скрупулезно исследуют внутренний мир своих неярких героев, героев Великой Отечественной войны, изучая тщательно нюансы их психологического состояния. И через смерть высвечивается глубинная сущность героев, народа на войне.
Сила и подлинная глубина положительных героев заключается в том, что самый рядовой, якобы «маленький» герой, в изображении писателей, имеет много настоящих достоинств — высокий духовный потенциал, огромную человечность, чувство справедливости войны с фашизмом.
Все эти качества проявляются под внешней обыкновенностью и будничной непритязательностью героев войны

Читайте также:
Авторское сочинение на тему Великая Отечественная Война: сочинение

Похожие сочинения:

Что чувствовали люди, прошедшие Великую Отечественную войну? (по тексту Ю. Бондарева) Что чувствовали люди, прошедшие Великую Отечественную войну? Какие воспоминания навсегда оставили отпечаток в их сердцах? Над этими вопросами размышляет в.

Военная тема в современной литературе (В. Быков, К. Воробьев) Великая Отечественная война является страшным событием в истории нашего народа. Свидетелям и участникам война дала такой эмоциональный заряд, открыла им.

Характеристика героя Андрей Соколов (Судьба человека Шолохов М. А.) Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» — одно из вершинных произведений.

Судьба человека в русской литературе xx века (В. Быков, В. Дудинцев, Ч. Айтматов) Большое место в русской литературе XX века занимают произведения о судьбе человека. Каждый писатель по-своему старается раскрыть эту тему. Одни.

Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» На войне себя забудь, Помни честь, однако, Рвись до дела — грудь на грудь, Драка — значит, драка. А. Твардовский.

Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» — это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и.

«Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить…» (В. Быков «Сотников») В годы Великой Отечественной войны погибло очень большое количество людей. По моему мнению, жестокая правда и трагедия войны и сегодня.

Краткое содержание Судьба человека Шолохов М. А Весной рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряженной двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно — снег начал таять.

Военная проза (К. Симонов, В. Быков, А. Адамов, В. Кондратьев) Я жил, я был, за все на свете Я отвечаю головой. А. Твардовский Тема человека на войне была для России.

Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века Важнейшей чертой всей русской литературы XIX века справедливо считается особое внимание к человеческой личности. Можно сказать, главный герой «золотого века».

Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Вопрос судьбы, благополучного жизненного пути волновал людей, наверное, на протяжении всей истории человечества. Почему одни люди счастливы и спокойны, а.

Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы. — В. В. Быков. «Сотников».) Произведения от Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они.

Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека») Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный порядок вещей. Великая Отечественная война.

Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А. Чехова В пору своего высшего творческого расцвета Чехов пишет ряд рассказов об интеллигенции. Вслед за Горьким, который боролся в своих произведениях.

Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А. П. Чехова В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет несколько рассказов об интеллигенции. Он бьет тревогу, предупреждая, что люди, призванные вести.

Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Без сомнения, творчество М. Шолохова известно во всем мире. Его роль в мировой литературе огромна, ибо этот человек в своих.

Нравственные проблемы в современной литературе (В. Быков, В. Дудинцев, В. Гроссман) Большое место в литературе 70-80-х годов XX века занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла.

Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. «Ревизор».) Казалось бы, Хлестаков — человек ничтожный и мелкий — меньше всего подходит для раскрытия темы. Вроде бы надо взять более.

Взгляд на революцию и гражданскую войну в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» При написании романа «Доктор Живаго» Пастернаку, в первую очередь, хотелось передать эпоху того времени, события, свидетелем и описателем которых он.

Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» ) (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» ) Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать.

«Война — это безумие, заставляющее усомниться в разуме человека…» Война… Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война — ровесница человечеству и во.

Проза военных лет На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом.

Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» В наше время отношение к творчеству Шолохова весьма неоднозначно. Теперь, спустя десятилетия, мы знаем, что роман «Поднятая целина» был написан.

Читайте также:
Русская Литература послевоенного времени: сочинение

В. Быков «Сотников» «Сотников» — повесть о войне. Действие повести происходит в начале тысяча девятьсот сорок первого года. Главные герои повести — партизаны.

М. Шолохов. «Тихий Дон» — роман-эпопея События в «Тихом Доне» начинаются в 1912 году, перед Первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на.

Мой Шолохов Я все такой же, только чуть-чуть погнутый. М. А. Шолохов Михаил Шолохов… Каждый открывает его по-своему. Одному близок Григорий Мелехов.

Отъезд князя Андрея на войну (Анализ главы 25 из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», часть первая, том первый) Отношение Толстого к Андрею очень сложное наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя.

Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Обращаясь к рассказу «Судьба человека», в первую очередь, следует помнить о том, что М. Шолохов через судьбу конкретного героя показывает.

Изображение Великой Отечественной войны в поэме Твардовского «Василий Теркин» В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, Твардовский приступил к работе над поэмой «Василий Теркин». «Книга про бойца» была.

Отъезд князя Андрея на войну (анализ 25 главы часть 1 книги 1 романа Л. Н. Толстого «Война и мир») Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» открыл читателю галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству, мы.

Проблема обретения смысла жизни в годы войны. По В. В. Быкову

Проблема обретения смысла жизни в годы войны.
И. П. Цыбулько 2021. Вариант № 34.
(«Жизнь и смерть – вечная тема искусства…»)

В какой момент солдаты в годы войны обретали смысл жизни? Можно ли утверждать, что молодые воины только после окончания сражений и победы поняли по-настоящему смысл своего существования? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя В. Быкова.

Раскрывая проблему обретения смысла жизни в годы войны, автор опирается на собственные рассуждения, приводит яркие примеры. Он отмечает, что в годы войны молодые люди столкнулись с жизнью в форме жестокой борьбы, привыкли к ней и не замечали бесчеловечности той ситуации, в которой оказались. Из этого следует, что только после победы, избавившись от сознания неопределённости своей судьбы, молодые люди по-настоящему поняли смысл своего существования. Кроме того, автор рассказывает об одном из участников войны, которого догоняли враги, хотели убить, но промахнулись. Ветеран до сих пор вскакивает ночью в холодном поту. Этот факт говорит о том, что пережитое на войне не проходит бесследно, но и в то же время пройденные испытания позволяют яснее определить сущность своей жизни. Оба примера, дополняя друг друга, подводят к мысли о невозможности постичь смысл жизни в экстремальной ситуации, когда жизнь человека висит на волоске.

Авторская позиция заключается в следующем: молодые солдаты, познавшие жизнь в форме жестокой борьбы, только после победы над врагом обрели истинный смысл своего существования.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, только избавившись от случайного, от сознания состояния между жизнью и смертью, можно по-настоящему понять смысл жизни.

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов был на войне шофёром, подвозил боевые снаряды, но однажды попал в плен. В жестоких испытаниях он думал о том, как сохранить своё человеческое достоинство перед врагом. После войны, потеряв всех близких, он не знал, для чего ему жить. Только тогда, когда он усыновил бездомного мальчика Ванюшу, он понял, ради кого ему стоит жить.

В заключение хочу подчеркнуть, что военные испытания не проходят бесследно для человека. Важно после жестоких боёв обрести себя и понять смысл своего существования.

Жизнь и смерть — вечная тема искусства, потому очевидно, что человеческая судьба заключена именно между двумя моментами — рождением и смертью. Независимо от того, как человек к ним относится, они определяют его судьбу, его самоценность среди других ему подобных на этой земле. Когда-то в годы войны мы, молодые тогда люди, познавшие жизнь именно в форме жестокой войны, привыкнув к ней, даже не замечали её постоянно и незримо давящего на сознание пресса, мы сжились с ним и просто не могли себя ощущать иначе. И только 9 мая 1945 года, когда этот пресс вдруг исчез, мы не столько поняли, сколько неожиданно для себя почувствовали, от чего избавились.
Прежде всего от неопределённости нашей судьбы. Впервые за годы войны жизнь обрела для нас смысл и избавилась от власти случайного. Но ведь многие не дожили до этого дня, не дошли до Победы и так и не узнали об окончании этой войны. Погибли в неведении. И никогда не узнают о, может быть, самом важном из всего, что в течение ряда лет занимало на земле умы миллионов людей.
Понятно и в общем объяснимо нередко высказываемое читательское желание счастливых финалов в произведениях. Но вот что касается прозы о войне, то я, например, каждый раз теряюсь, сталкиваясь с выражением подобных желаний. В таких случаях сам по себе возникает вопрос: что же такое литература? И что такое искусство вообще?
Говорят, что культура — это память человечества. Это правильно. Всё дело, однако, в том, что следует помнить, ведь человеческая память избирательна, а искусство уже в силу своей природы избирательно тем более. Например, что касается войны, то один из её участников из всего пережитого наиболее ярко запомнил, как его догоняли, хотели убить, но промахнулись, и он до сих пор вскакивает по ночам в холодном поту. Другой — как его награждали орденом, и он спустя годы не перестаёт переживать радостные волнения по этому поводу. Третьему не даёт покоя случай, когда рассерженное начальство назвало его «дураком», но теперь это популярное слово в устах не очень разборчивого на слова начальства звучит для него как «молодец» и заставляет каждый раз умиляться. Это я говорю о ветеранах, но то же можно сказать и об авторах военных романов.
Теперь нередко можно услышать от наших читателей, в том числе и ветеранов, суждения вроде: «Ну сколько можно перелопачивать одно трудное да кровавое, ведь были же на войне и весёлые моменты, и шутка, и смех». То есть на первый план выходит желание развлечься. Но ведь во все времена жаждущие развлечений шли на торжища, в скоморошный ряд, но никогда — во храм. Боюсь, что смешение жанров и особенно забвение высоких задач литературы грозят уравнять торжище с храмом, сделать искусство товаром ширпотреба, средством, стоящим в ряду с продукцией мебельщиков — не более.
Я думаю также, что, хотя мы, допустим, и не гениальные писатели, но уж, во всяком случае, квалифицированные читатели. То есть относительно хорошо знаем жизнь, чтобы разбираться в её запутанных эмпиреях, и кое-что смыслим в литературе. И тут возникает любопытный парадокс: почему мы, люди, в силу своего воспитания и образа жизни зачастую далёкие от крестьянских низов, от жизни «неперспективных» деревень, быта древних стариков и старух, мало или вовсе неграмотных отшельников в зачастую никогда не виданной нами дремучей тайге с их размеренным, однообразным и часто примитивным укладом, почему мы частенько с куда большим интересом и участием читаем об их делах и заботах, нежели о блестящих научных или служебных успехах тех, кто гораздо ближе нам по опыту жизни, мировоззрению, мироощущению — высокообразованных жрецов науки, искусства, руководителей, генералов, начальников главков? Почему безграмотный дед на колхозной бахче куда интереснее изъездившего мир дипломата, определяющего судьбы народов, в то время как наш дед не может удовлетворительно определить судьбу единственной своей бурёнки, оставшейся на зиму без сена. О том печаль его, и она нас трогает больше, чем драматические переживания упомянутого дипломата перед уходом на вполне заслуженный отдых с солидной пенсией и статусом пенсионера союзного значения. Почему солдат в окопе для меня как читателя во многих (если не во всех) отношениях предпочтительнее своей судьбой удачливому маршалу в блеске его снаряжения, штаба и его маршальского глубокоумия? Почему так? — хочу я задать вопрос уважаемым коллегам, хотя и предвижу их скорый ответ: всё дело в таланте автора. Да, но не совсем. Истинность таланта великолепно проявляется уже в выборе героя, который и внушает нам вышеизложенные чувства. Исчерпывающий же ответ на этот вопрос мне, однако, неведом.

Читайте также:
Всем смертям назло! (История о моем прадедушке, участнике войны): сочинение

Сочинение: Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (по произведению одного из писателей)

Великая Отечественная война — одно из самых значимых событий XX века для России. Она унесла миллионы жизней, и не было, наверное, в стране ни одной семьи, которой не пришлось бы пережить утрату. И такое событие не могло не быть отражено русскими писателями и поэтами.

Некоторые произведения, посвященные теме войны, были написаны во время войны или сразу после нее («Васи­лий Теркин» А.Т. Твардовского, «В окопах. Сталинграда» В. Некрасова), некоторые — спустя какое-то время. В числе последних — повесть Б. Васильева «В списках не значился».

«В списках не значился» — это взволнованное и патетиче­ское повествование о подвиге одного из защитников Брест­ской крепости, которая первая встретила удар врага и вынуж­дена была защищаться, несмотря на полную неожиданность нападения фашистов и абсолютную неподготовленность к войне. Повесть Васильева имеет документальную основу — писатель рассказал в эпилоге, из каких реальных брестских впечатлений возник замысел книги. Но реальные впечатле­ния — лишь фундамент произведения: быль здесь тесно пе­реплетается с народной легендой о герое, имя которого — Николай, звание —лейтенант, а фамилия — неизвестна.

Этот легендарный герой в романе обретает фамилию, и вместе с ней — биографию, индивидуальную судьбу. Впро­чем, экспозиция (в которой как раз и рассказывается о жиз­ни героя до приезда в крепость) довольно краткая. Мы видим только, как молодой москвич Николай Плужников прощает­ся с матерью и любимой девушкой и уезжает служить в Брест. Николай Плужников — обыкновенный человек. Автор подчеркивает эту деталь: девятнадцатилетний выпускник командного училища в экстремальной ситуации совершает геройские поступки. Страницы повести, посвященные дово­енной жизни Плужникова, описывают юношу, который гор­дится своей новой хрустящей военной формой, которому льстит, что новички-курсанты отдают ему честь, и он наме­ренно выходит усталой походкой по вечерам, чтобы по-маль­чишески насладиться своим новым положением.
[sms]

Читатель узнает, что Плужников, как все молодые люди его возраста, мечтает о любви, о славе, он в восторге от встречи с Валей, но в то же время у лейтенанта есть свои принципы, от которых он не может отказаться ни при каких обстоятельст­вах. Так, например, герой отказывается от заманчивого предложения генерала остаться при училище командиром учебного взвода и впоследствии поступать в академию, пото­му что, по его мнению, каждый командир должен сначала послужить в войсках, научиться командовать бойцами, «по­хлебать с ними из одного котелка».

Читайте также:
Правда о войне в произведениях современных писателей (по повести К. Воробьева Это мы, господи!): сочинение

Получив назначение на службу в Брестскую крепость, Плужников все время пытается соответствовать тому, что в его представлении является воинским долгом. Например, он стремится попасть в свой полк обязательно «сегодняшним числом», то есть не позднее срока, определенного в его пред­писании.

Неожиданно начавшаяся война очень быстро заставляет Плужникова забыть тщеславные мечты. Николаю приходит­ся узнать, что командир он еще плохой, а его первые дейст­вия на войне, когда он растерялся и не знал, что нужно де- лать, по справедливости должны быть расценены как преступление, за которое полагается расстрел.

Наступает время беспощадного суда над собой. Юный лейтенант Плужников «умер» в первый же день войны, сра­зу став человеком без возраста, молодость которого сгорела без остатка в страшном и безжалостно уничтожающем иллю­зии огне. «Он сидел на полу, не шевелясь, упрямо думая, что совершил самое страшное — предал товарищей. Он не искал оправданий, не жалел себя — он стремился понять, почему это произошло».

Война оказывается переломным моментом как в жизни лейтенанта, так и в его восприятии мира. Ничем не выделяю­щийся молодой человек, скромный, немножко наивный, не­множко даже смешной, вдруг мгновенно взрослеет, становит­ся солдатом, становится человеком, для которого понятия Родина, страна, Красная Армия приобретают особый смысл и который отчетливо осознает, в чем заключается его предна­значение.

Согласно воинскому Уставу, который так четко выполнял Плужников, он не является защитником Брестской крепо­сти, потому что не успел зарегистрироваться: он не значится в списках полка. Но в том-то все и дело, что войну выигрыва­ют не значившиеся в списках военные, а те, кто сам занес себя в эти списки, не по Уставу, а по призыву совести.

Скрывшись в подземельях крепости, Николай становится бойцом невидимой армии ночных мстителей Бреста — неуло­вимых и, казалось, заговоренных от смерти. Герои Бреста «умирали, не срамя», приближая в страшные первые меся­цы войны еще далекий день победы. Они знали, что обрече­ны, но продолжали сражаться, бросая вызов смерти, у мира” ли непобежденными. «Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя», — говорит Плужников. Эти слова не красивая фраза, не патетическая декламация, а героическая формула Брестской эпопеи, а также пророческое предвидение лейтенантом ПлужниковЫ*4 собственной судьбы. «Он упал на спину навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко от-
крытые глаза. Упав свободным и после жизни, смертию смерть поправ».

Политрук, фельдшер, старшина, завещавший Плужникову знамя полка, — звенья единой, прочной и вечной цепи. Николай с отчаяньем кричит в первый день войны: «Пусти­те! Я в полк должен! В полк! Я же в списках еще не значусь!» Не суждено было ему найти свой полк и попасть в списки. В апрельские дни 1942 года, после десяти месяцев немысли­мых испытаний, великих потерь и побед он уже не думает ни о списках, ни о личной славе. Не сожалеет и о том, что его имя затеряется в бесконечном списке безымянных героев, неизвестных солдат. Единственная мысль, которая утешает его, — мысль о том, что его любимая женщина, Мирра, нося­щая под сердцем их общего ребенка, жива. К счастью, ему не суждено было узнать, что Мирру, как и ее нерожденного ре­бенка, убили в тот же день, когда она решилась выйти из кре­пости и присоединиться к женщинам, которые ежедневно работали неподалеку от крепости.

Важно то, что Б. Васильев ставит своих героев в ситуацию нравственного выбора. Денищик несколько раз спасает жизнь Плужникову и, умирая, не жалеет о сделанном выбо­ре. Степан Матвеевич, понимая,”*что умирает от заражения крови, хочет, чтобы его смерть была ненапрасной, и подры­вает себя гранатами, уничтожив^ при этом фашистов. Но главный выбор делает Плужников: он может уйти вместе с двумя уцелевшими бойцами, но при этом он должен оставить Мирру, потому что она не в состоянии идти далеко из-за больной ноги. Однако герой осознает свою ответственность за девушку, поэтому остается с ней, более того, выгоняет Небо-гатова и Климкова, потому что они допустили мысль о спасе­нии без Мирры.

Плужников использует каждую возможность, чтобы бо­роться с врагом, его ничто не может убедить, что его сопро­тивление бесполезно, что он потерпел поражение. Он жив, а значит, жива Красная Армия, в которой он даже не значит­ся. В экстремальной ситуации Николай Плужников думает ае о спасении своей жизни, не о смерти, которая, как он по- нимает, неизбежна, а о своей Родине и своем долге. В диалоге с Миррой лейтенант говорит, что русских солдат нельзя побе­дить, их можно только убить, и в этом смысле смерти не су­ществует. Человек выше смерти. Он приводит в пример Сте­пана Матвеевича, Володю Денищика, фельдшера, который выполнял свой врачебный долг, помогая безнадежно ранен­ным людям, считая, что этих людей не победили. А вот Прижнюка, который сдался в плен и всячески спасал свою шкуру, действительно убили, хотя он и остался жив.

Читайте также:
Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (Бондарев, Некрасов).: сочинение

Показательно то, что в финале повести даже фашисты оценили мужество последнего защитника Брестской крепо­сти и отдали ему высшие воинские почести, так и не узнав имя русского солдата, не значащегося ни в одном списке, кроме списка нашей памяти. Не случайно повесть заканчи­вается строчками о том, что неважно, где лежат русские сол­даты, а важно то, за что они погибли.[/sms]

Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (Бондарев, Некрасов)

Годы Великой Отечественной войны – это годы тяжелых испытаний для нашей страны. Великая Отечественная война оставила множество шрамов в душах людей, как прошедших через нее, так и родившихся после. Нет семьи, которая не потеряла бы мужа, брата, сына. Сколько было подвигов на этой войне?

Вряд ли можно это измерить, нет на свете тех слов, которыми бы можно было это оценить. Как можно описать, измерить подвиг женщины, воевавшей вместе с мужчинами, девчонок и мальчишек, умирающих во имя победы, во имя будущей жизни? И сейчас сколько ветеранов не могут уснуть по ночам, вспоминая годы войны, заново теряя своих друзей, близких, родных. В литературе тема Великой Отечественной войны – одна из самых распространенных тем.

Много писателей обращалось к ней не один раз. Бондарев, Некрасов, Васильев, Быков Симонов и многие другие писатели о Великой Отечественной войне для того, чтобы нам, ради которых совершались воистину героические подвиги, уже никогда не забыть об этой войне. В романе Ю. Бондарева “Горячий снег” показан маленький эпизод, часть Сталинградской битвы. Он описывает группу людей разных характеров, с различной жизнью до войны. И поступки этих людей, поставленных в крайние, нечеловеческие условия, столь же различны в экстремальной ситуации, сколь различны и они сами.

Но все эти люди (от комбата Дроздовского до лейтенанта Кузнецова, медсестры Зои, простого рядового) – простая боевая единица, винтик в машине, выполняющей свою маленькую, но незаменимую роль. Всем своим произведением автор утверждает, что все просчеты высшего руководства солдат закрыл на этой войне своим героизмом, свои телом. Вспомним, как люди лейтенанта Кузнецова вгрызались в мерзлую землю, не имея нужного снаряжения, а затем, усталые, измученные, героически отражали танковую атаку. Разве прочтя эти строки, можно когда-нибудь забыть о чудовищности и героизме этой войны?

Разве можно захотеть воевать снова? Та же тема затрагивается и в произведении Некрасова “В окопах Сталинграда”. Автор ведет рассказ от имени главного героя Юрия Серженцова. В повести затрагиваются такие нравственные вопросы, как вопрос о причинах того, почему многие люди становились предателями.

Главное в повести – это вопрос о том, что нашим люди порой из-за без ответственного, даже, можно сказать, преступного, отношения начальства приходилось сражаться порой без еды, без оружия и медикаментов. Я удивляюсь, как можно было не то что воевать, а даже просто выжить в таких условиях. Во всех произведениях о войне мы видим подвиги, видим смерти благороднейших, честнейших людей.

Они отдавали свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили. Какая же огромная ответственность лежит на каждом из нас перед ними. Почему он, чистый, прекрасный душой, должен был отдавать жизнь, чтобы жил негодяй, склочник, хулиган, вор, убийца? Это неправильно!

Вечная память и благодарность павшим – это не только цветы на могилах, красивые речи на праздниках в их честь, это прежде всего стремление каждого из нас стать лучше, а следовательно, и мир станет лучше и чище. Я думаю, что цель литературы, что значение произведений о Великой Отечественной войне, что итог нашей памяти о павших и живых в эти годы – это и есть стремление каждого человека быть достойным тех подвигов и не повторять таких же страшных событий, как война. Если бы наши политики хорошо изучали в школе литературу и историю, то, я убеждена, наши мальчики не гибли бы в Чечне, не было бы ни Афганистана, ни атомного оружия, не было бы никогда никаких войн.

Твір на тему: Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (Бондарев, Некрасов)

Related posts:

Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе (по произведению одного из писателей) 22 июня 1941 года теплое летнее утро было омрачено первыми взрывами. И не стихали они на территории СССР вплоть до 1945 года. 9 мая прозвучал последний, праздничный залп, возвестивший о.

Читайте также:
Авторское сочинение на тему Великая Отечественная Война: сочинение

Тема Великой Отечественной войны в прозе 40-х гг. (В. Некрасов “В окопах Сталинграда”, Э. Казакевич “Звезда”) Годы Великой Отечественной войны являются одной из главных тем нашей литературы. Одна из них – подвиг нашего народа. Отечество пересчитывало дни и месяцы смертельной опасности. Искусство, литература вышли на огневой.

Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе (по повести К. Д. Воробьева “Убиты под Москвой”) С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 г. Тех, кто суровой осенью 1941 г. защищал Москву, кто познал кровавый.

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…”) Великая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни многих миллионов, стала одним из самых трагических фактов истории XX в. Такое событие, как война, Л. Н. Толстой определял как “противное человеческому разуму.

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века на примере повести В. Быкова “Дожить до рассвета” Литература и история неотделимы друг от друга. Творческие люди в любую эпоху берут ручку с бумагой и пишут о том, что происходит в их душе на фоне глобальных перемен. Поэты.

Тема Великой Отечественной войны в повести Василя Быкова Тема Великой Отечественной войны еще долго будет тревожить умы и сердца русских людей. Слишком большую цену заплатила наша страна за свою победу. Но кто завоевал эту победу: полководцы ил простые.

Тема Великой Отечественной войны в литературе Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота.

Тема Великой Отечественной войны (по произведениям В. Кондратьева, В. Быкова) В этом году мы праздновали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Время все дальше отодвигает от нас события тех лет, но оно не властно над памятью, передающей из поколения в.

Сочинение “Ветераны Великой Отечественной Войны” Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне. О ветеранах у нас принято.

Тема Великой Отечественной Войны в русской литературе После революционной эпохи тысяча девятисот семнадцатого-1921 гг. Великая Отечественная война явилась самым крупным и значительным историческим событием, оставившим глубочайший, неизгладимый след в памяти и психологии народа, в его литературе. В.

Сочинение “Герои Великой Отечественной войны” Из года в год, изучая историю периода Великой Отечественной Войны, мы знакомимся с новыми и новыми ее героями: партизанка Зоя Космодемьянская, летчик-истребитель Александр Покрышкин, стрелок – автоматчик Александр Матросов. Они.

Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной войны (по повести “Знак беды”) Василь Быков – автор многих произведений о Великой Отечественной войне. Обратимся к повести “Знак беды”, написанной в 1983 году. Автор показывает небольшой хутор Яхимовщина, на котором и будет происходить действие.

Изображение Великой Отечественной войны в поэме Твардовского “Василий Теркин” В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, Твардовский приступил к работе над поэмой “Василий Теркин”. “Книга про бойца” была задумана как лирико-публицистический дневник, в котором на основе хронологического военного.

Моя семья в годы Великой Отечественной войны Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Говорят, что в третье, тысячелетье Изменилось все на Огромной планете: Изменились законы, изменились понятья, Увлеченья, пристрастья, виды занятий Что другая растет молодежь и.

Основные причины Великой Отечественной войны 1941-1945 Первая половина 20 века ознаменовалась двумя крупными и кровопролитными войнами. Обе они закрепились в истории под названием Мировых – Первая и Вторая. Вовлечены в военные действия были, как крупные мировые.

Итоги Великой Отечественной войны 1941-1945 Общеизвестно, что 8 мая, а Союзу – 9 мая 1945 года запомнилось окончанием Второй мировой и Великой Отечественной. Однако указ о прекращении военных действиях вышел только 1955 г. Только тогда.

Вопросы и ответы к теме “Поэты о Великой Отечественной войне” (№2) Почему песня “Священная война” стала эмблемой патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны? В песне “Священная война” В. Лебедева-Кумача выразилась вся сила ненависти к фашизму и любви к Родине.

Что я знаю и что я думаю о Великой Отечественной войне 2010 год, помимо всего прочего, ознаменован “военной” юбилейной датой – в этом году мы празднуем 65-летие победы в Великой Отечественной войне. Почти век прошел с момента тех событий, выросло не.

Тема войны в современной литературе (По произведениям В. Быкова) Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… А. Твардовский Победа в Великой Отечественной войне, жестокой и беспощадной, досталась советскому народу непомерно высокой ценой. Двадцать миллионов людей отдали.

Любимая книга о Великой Отечественной войне Моя любимая книга о Великой Отечественной войне – “Василий Теркин”. Эту “книгу про бойца” я прочитал совсем недавно и сразу полюбил. Главный герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского – обычный рядовой.

Тема русской деревни в одном из произведений современной отечественной литературы (на примере рассказа В. Шукшина “Срезал”) Как много в нашей стране есть того, что можно воспевать в гимнах, песнях, стихах и рассказах! И многие посвящали жизнь прославлению нашей страны, многие умирали за ее нетленную, завораживающую красоту.

Читайте также:
Всем смертям назло! (История о моем прадедушке, участнике войны): сочинение

Тема войны в современной литературе (по поэме А. Твардовского “Василий Теркин”) Крупнейшим поэтическим произведением о Великой Отечественной войне является поэма Александра Твардовского “Василий Теркин”. С того трагического и героического времени уже прошло много лет, но “Василия Теркина” читают все с тем.

Мое восприятие и мое отношение к Великой Отечественной войне Сейчас наше поколение живет в 21 веке. Мы радуемся жизни, получаем образование, работаем. Но благодаря кому мы способны все это делать? Благодаря кому наша страна сохранила свою независимость? Этих людей.

Конспект урока по истории “Обобщение и систематизация знаний по Великой Отечественной Войне СССР 1941-1945 гг.” 11 класс Урок мужества в 11 классе в рамках месячника патриотического воспитания учащихся. Преподаватель: учитель истории и обществознания первой квалификационной категории Каплевская С. В. Тема: “Обобщение и систематизация знаний по Великой Отечественной.

Образ фронтовика в произведениях о Великой Отечественной войне Да, сделали все, что могли, мы, Кто мог, сколько мог и как мог. И были мы солнцем палимы, И шли мы по сотням дорог. Да, каждый был ранен, контужен, А.

Тема защиты природы в современной прозе (Распутин, Айтматов) Природа – это книга, каждая страница которой полна глубокого смысла. Гете. Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Художественная литература учит нас любить природу. Человек и.

Это не должно повториться! (по роману “Они сражались за родину”и очеркам о Великой Отечественной войне) Этих лет не смолкнет слава. Песня гражданской войны В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы, утверждаемые Михаилом Александровичем Шолоховым, приобрели особое значение. В его военных корреспонденциях, очерках “На Дону”, “На.

Тема русской деревни в современной прозе (по повести В. Распутина “Прощание с Матерой”) У каждого человека есть малая родина, которая является вселенной и частью души и сердца. Именно такое место занимает Матера в сердцах героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине.

Детям о Великой Отечественной войне Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? С помощью этого рассказа вы в доступной форме расскажите своим детям о войне. В нем представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны. Победа.

Ради жизни на Земле (о Великой отечественной войне) Бой идет святой и правый, Смертельный бой не ради славы — Ради жизни на земле. А. Т. Твардовский Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали, гибли, губили.

Тема Великой Отечественной войны в современной прозе (Бондарев, Некрасов)

Сочинение на тему «Война в произведениях В. Некрасова»

ПРАВДА О ВОЙНЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

(по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)

В военной прозе неслучайно сильны исповедальные начала. Вспомним произведения Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Гроссмана, В. Кондратьева. Речь идет не только об организации повествования, скажем, от первого или от третьего лица. Военная повесть несет в себе правду чувств, мыслей и нравственного состояния народа в период жесточайшей схватки двух тоталитарных режимов. Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», опираясь на гуманистические традиции русской и зарубежной классики (Л. Толстой, В. Гаршин, М. Шолохов, Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй и другие), явилась одним из источников, пусть и не документальным, позволяющим объективно осмыслить войну.

В. П. Некрасов начал свою литературную деятельность повестью «В окопах Сталинграда», которая стала, пожалуй, самым значительным вкладом писателя в русскую литературу. Она появилась в 1946 году в журнале «Знамя». Первые годы после окончания Великой Отечественной войны были чрезвычайно сложными. Патриоти ческий подъем, который испытала нация после победы, уже стал понемногу подавляться сталинской идеологией. Писать и говорить о войне разрешалось далеко не все. Необычайно правдивая книга Некрасова воспринималась на этом фоне как дерзкий вызов. Именно после публикации «В окопах Сталинграда» появилось противопоставление «генеральской» правде правды той, которая и была единственной подлинной правдой о войне.

Повесть написана от первого лица, от имени 28-летнего лейтенанта — инженера Юрия Кереженцева, во многом автобиографического героя. Перед нами как бы дневниковые свидетельства участника боев, написанные по горячим следам войны. В. Некрасов однажды признался, что самой большой похвалой для него было, когда повесть его называли «записками офицера»: «Значит, мне удалось «обмануть» читателя, приблизить вымысел к достоверности. Это не страшный «обман», за него не краснеют…». Значит, все же не настоящий личный дневник, то есть не строго документальное свидетельство (кстати, вести дневники в действующей армии в то время было запрещено), а вымышленный, наполненный рассказами о судьбах многих людей, в которых постоянно звучит живая речь героев, свободно движется мысль повествователя, стремящегося не только объективно, как кинокамера, запе- чатлеть лица, события, разговоры, но и осмыслить происходящее, почувствовать, понять войну из глубин человеческого страдания, горя, мужества. Такова двойственная позиция лейтенанта Кереженцева: непосредственный, сиюминутный рассказ «из войны» и осмысление того, что буквально вчера пронеслось смертельным ураганом над страной.

Читайте также:
Русская Литература послевоенного времени: сочинение

Уже само начало повести было вызовом официальной «правде », которая стремилась говорить только о победах: «Приказ об отступлении приходит совершенно неожиданно…». В центре повести — Сталинград, черный полуразрушенный город, красное от пламени небо и Волга — красная, как кровь. Это книга о солдатах и их командире, лейтенанте Кереженцеве, о страшных днях, проведенных в призрачном городе, о нелепости и ужасе войны: «Мы терялись, путались, путали других, никак не могли привыкнуть к бомбежке», «А где фронт?», «А где немцы?», «Не нравится мне эта тишина», «Немцы летят прямо на нас», «Танки идут прямо на нас». Неразбериха, смятение, страх — это та правда о войне, которая была нежелательна для официальной литературы, но которая нашла свое отражение в книге Некрасова. Повесть разрушила все каноны тогдашней литературы: в ней не было ни генерала, ни маршала, только солдаты и офицеры и Сталинградский окоп, в котором сражался когда-то сам Виктор Некрасов. В ней фактически нет Сталина, а если и появляется, то только в виде полиграфического изображения: «У Валеги и Седах, в их углу, даже портрет Сталина и две открытки: Одесский оперный театр и репродукция репин ских «Запорожцев». В другой раз имя Сталина встречается в тексте листовки Гитлера о том, что Сталинград, город Сталина, должен пасть. Подобное вытеснение образа вождя и главнокомандующего на периферию книги было опасным шагом в то страшное время.

Пожалуй, В. Некрасов одним из первых среди писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности в передаче чувств и мыслей бойца. Автор создает как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких неимоверных усилий требует от человека война, какова цена победы. Изображая непрерывный шквал атак и бомбежек в Сталинграде, автор стремится контрастно противопоставить этому аду торжественное великолепие осенних дней. Но этот взгляд на происходящее — уже из послевоенного времени: «За всю свою жизнь не припомню я такой осени».

Читайте также:
Некрасов

Таким образом, пейзаж, окружающий мир даны в восприятии не только рассказчика лейтенанта Кереженцева, но и более широко — с точки зрения повествователя, дополняющего субъективные впе- чатления более полной, объемной картиной мира. Эта многогранность лейтенанта Кереженцева (непосредственные, сиюсекундные впечатления рассказчика и взвешенный послевоенный взгляд повествователя) и определяет его «страшно простое» и мудрое отношение к людям, жизни и смерти, войне и миру. Хотя В. Некрасов вовсе не превращает Кереженцева в какого-то сверхгероя, хотя лейтенант и совершает подвиги: в критический момент возглавил атаку, держал позицию насмерть, заменил погибшего комбата. Столкновение официальной и «окопной» правды ярко проявилось в следующем эпизоде: лейтенант Кереженцев разрабатывает план взятия сопки (это место имело стратегически важное значение для дальнейшего исхода боя); здесь же при нем находится и «политотдельщик », призванный «следить за идеологией». Кереженцев просит его покинуть помещение, потому что тот своим присутствием только мешает работе, но «политотдельщик» отказывается это делать, заявляя, что должен следить за его, Кереженцева, работой и намерен постоянно находиться при нем. Тогда Кереженцев спрашивает: «И сопку атаковать со мной будете?».

«Окопная» правда, правда простого солдата и офицера, испытавшего весь ужас войны, а не отсиживавшегося в штабе, — вот что становится центром изображения в книге. В ней В. Некрасов рисует образы простых солдат и офицеров. Именно их правда и интересует писателя. Насильственная смерть навсегда разлучает людей друг с другом. Но оказалось, что мирная жизнь продолжала увеличивать потери близких и друзей, изобретая духовную смерть. В 1984 году из далекого парижского одиночества Виктор Некрасов писал: «Может быть, самое большое преступление за шестьдесят семь лет, совершенное в моей стране, — это дьявольски задуманное и осуществленное разобщение людей».

В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства — проявление доброты, заботы, внимания. Мотив мужской фронтовой дружбы проходит через всю повесть, приобретая трагический характер вынужденного расставания: «Еще один человек прошел жизнь, оставил свой небольшой, запоминающийся след и скрылся, по-видимому, навсегда». Кереженцев часто вспоминает о строгом и внимательном подчиненным комполка Максимове, погибшем, очевидно, при отступлении. Расстается Кереженцев с Игорем и Седых. Новые друзья появляются во время напряженных дежурств на заминированном тракторном заводе, и, наконец, те, с кем делил Кереженцев страшные сталинградские «дни и ночи», — командир разведки Чумак, разыскавший Кереженцева комбат Ширяев, командир взвода саперов Лисагор, комбаты Фарбер и Карнаухов, старшина-минер Гаркуша, незаменимый Валега, многие другие бойцы и командиры. Запрещенная или реабилитированная, повесть Некрасова утверждала «окопный», личностный и трагичный взгляд на войну, в которой нам нужна была «одна победа», и мы действительно не стояли за ценой. Какова была эта цена, можно узнать, вчитываясь в страницы знаменитой повести.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: