Правда о войне в произведениях современных писателей (по повести К. Воробьева Это мы, господи!): сочинение

сочинение “Судьба военнопленных в повести К.д.Воробьёва “Это мы, господи. “

Данная работа была представлена на конкурс сочинений “Милосердие на поле брани” в номинации “Книжная полка. Размышляя о прочитанном” в 2005 году. Автор сочинения говорит о мотивах, побудивших его напиать о судьбе военнопленных и делится своими впечатлениями о прочитанном произведении.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_sudba_voennoplennyh_v_povesti_k.d.vorobyova.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Урывская муниципальная средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

Судьба военнопленных в повести К.Д.Воробьёва

(на конкурс сочинений “Милосердие на поле брани”)

Номинация “Книжная полка. Размышляя о прочитанном. “

Автор Козлова Елена ученица 10 класса

Урывской муниципальной средней

Учитель Волошина И.А.

Мотивы, которые побудили меня написать о судьбе военнопленных.

В нашем селе, на пересечении трёх дорог, стоит неприметный домик. В нём живёт Дармаев Эрик Будаевич, бывший военнопленный. О его судьбе я слышала не раз, но взволновало меня то, что в тысяча девятьсот девяносто пятом году его не наградили юбилейной медалью. Я думаю, что это несправедливо. Приближается шестидесятилетие Победы, и Эрик Будаевич может вновь оказаться без награды. Можно ли в данном случае говорить о гуманности и милосердии к человеку, у которого война отобрала родных, его родную Калмыкию, вынесшему ужасы плена и кем-то равнодушно вычеркнутому из списков ветеранов Великой Отечественной войны?! Я считаю, что все пленные, вынесшие ужасы плена и прошедшие проверку после войны, заслуживают нашего милосердного отношения и сочувствия. Мне хочется верить, что в День Победы юбилейная медаль будет прикреплена на грудь Дармаева Эрика Будаевича.

Я решила почитать о судьбе военнопленных. Книга Константина Дмитриевича Воробьёва “Это мы, господи. ” потрясла меня своим названием и содержанием и помогла понять, что русские военнопленные достойны особого внимания со стороны государства и всех нас, рядом живущих. Мне понятно, почему Константин Воробьёв так спешил рассказать правду о пленных ещё тогда, в сорок третьем, потому что он знал о массовых довоенных арестах и предвидел судьбу несчастных, многие из которых после фашистских лагерей попали в наши.

Повесть Константина Воробьёва “Это мы, господи. ” читала с большим волнением и тяжёлым камнем на душе. Некоторые сцены так пронзительно режут сердце! Ничего нет выдуманного, только одна лишь правда. Правда, но какая! Она была нужна, чтобы донести до человечества ту боль, которая запеклась в сердце пленного там, в плену, где их убивали физически и морально; и после войны, когда унизительно больно было доказывать, что ты не предатель, и потом, когда спустя много лет “наверху” начнут сомневаться в твоей честности и порядочности.

Долгое время эта тема находилась под запретом, должно быть, с той поры, когда Верховный Главнокомандующий заявил, что у врага нет наших пленников, есть лишь изменники Родины.

Описания, данные в повести, заставляют переживать за героев. Вот гонят пленных по широкому шоссе от Солнечногорска на Клин и дальше на Волоколамск: “. В эти дни немцы не били пленных. Только убивали!

Убивали за поднятый окурок на дороге.

Убивали, чтобы тут же стащить с мёртвого шапку и валенки.

Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе.

Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах. Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятёрками, а большими этапными группами, целыми сотнями – из пулемётов, пистолетов и автоматов!”

Я испытала огромное потрясение, читая эти страшные строки: “Как же так? Это же не война. У пленных нет оружия. Зачем же такие подробности? Ведь волосы встают дыбом!” Какой кровоточащей должна быть душа двадцатитрёхлетнего автора, если он написал такие строки: “. Каждый день по утрам пленные выносили умерших за ночь. Каждый день около шестидесяти человек освобождали места для других. В середине лагеря, внутри одного барака, во всю ширь и глубь вырыли пленные огромную яму. Не зарывая, сносили туда умерших, и катился в неё воин с высоты четырёх метров, стукаясь голым, обледеневшим черепом по костяшкам торчащих рук и колен братьев, умерших раньше его.

Тяжёлым, ленивым шагом катились дни. Поднимал этот шар под тысячепудовую тяжесть тоски и отчаяния людей, опустошая душу, терзая тело. “

“Это мы, господи. ” – в этом крике жуткая тоска и беспомощность воина, волею трагических обстоятельств принявшего срам и муки плена. Не случайно Воробьёв эпиграфом к повести взял слова из “Слова о полку Игореве”: “Лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонёну”. Сама мысль о плене невыносима для русского воина, а если попал – останься человеком, не дай врагу уничтожить себя. Вот и стремился остаться в живых Константин Воробьёв. Он обязан был донести всю правду об адских муках пленных всем, кто находился по другую сторону жизни: воевал на передовой, умирал от ран, бросался под вражеские танки, трудился в тылу, кто был “наверху” и может потом засомневаться в честности и патриотизме пленного. Пленному важно было остаться человеком. Ощущая себя человеком, автор стремился успеть рассказать страшную истину людям о братьях по несчастью.

Сергей Костров, когда ему угрожает ампутация ноги, упрямо твердил: “Резать не дам. Я ещё буду драться”. И мысль о побеге постоянно жила в нём: “Бежать, бежать, бежать”. Разве это не противостояние врагу? Разве это не патриотизм? Что же давало силы бороться измученным, больным, голодным людям? Прежде всего – это вера в правду, справедливость, надежда на победу. Не случайно на вопрос гестаповцев, какой он веры, Сергей отвечает:”Самой глубокой”. Огромная тяга к жизни и ненависть к врагу помогают герою выживать в нечеловеческих условиях. Он выражает протест, когда его пытаются списать из жизни, сбросив под нары, а он, очнувшись, находит силы выползти и потребовать себе места. Не соглашается Сергей и с капитаном Николаевым, когда тот говорит, ч то в нём ничего борльше нет. “Нет, не так! Ты не прав, капитан! То, что там есть, в самой глубине души можно вырвать только цепкими когтями смерти”. Что же это такое “то”? Я думаю, что это самая суть человека, которая особенно ярко проявляется в трудные минуты жизни. Это стальной стержень характера человека, который нельзя сломить ничем. У Сергея это воля к жизни, духовная стойкость, непримиримость к врагу, человеческое достоинство. Эти особенности характера главного героя имеют большое значение и для других узников. Костров тянется к людям, которые думают так же, как и он. Они видят в нём опору организатора, поэтоому везде герой находит единомышленников. Совсем юный Ванюша, седой полковник, капитан Николаев, Попов – эти сильные духом, мужественные люди, над которыми каждую минуту витает смерть. Их бьют, кидают в камеру смертников, истязают пытками и голодом, но они умеют думать о жизни и жить даже в такие моменты. Много раз Сергей бежал из тюрем и лагерей, попадал в лапы гестаповских палачей и полицаев, тонул в болоте, полз сотни километров с кровоточащими ногами. И всё-таки выжил, потому что в роковые минуты с ним были честные и смелые люди. У меня они вызывают восхищение. Я думаю, что они достойны нашего уважения и памяти.

В заглавии повести выражена мысль о безмерных страданиях, о том, что в этом страшном обличье полуживых существ, скелетов, обтянутых кожей, трудно узнать самих себя:”Это мы, господи. “

Герой, читая надписи на стене камеры, “поймал себя на мысли, что ни одну книгу, ни один самый замечательный роман не читал с таким вниманием и чувством, как этот огромный, корявый лист – стену из “книги жизни”: люди, их судьбы, оборванные смертью, последние просьбы, проклятья убийцам, стихи. Автор убеждается, что пленные жили полной надеждой до последней минуты. Константин Воробьёв изображает и других пленных, которые на какое-то время растерялись и, не выдержав пыток, покончили жизнь самоубийством. Только ведь никто не застрахован от срывов в нечеловеческих условиях.

Чуткое милосердное отношение к пленным видно в сцене разговора Сергея с умирающим солдатом. Чувствуется, что у Кострова разрывается душа, когда он утешает и подбадривает друга. Тому так хочется, чтобы пришла мама (их дом совсем не далеко) и принесла горячей картошки. Сергей же представляет, как она приходит, а её расстреливают гестаповцы.

Надо ли описывать, какое эмоциональное и психологическое состояние может испытать каждый, кто прочтёт хотя бы одну ужасную сцену? Вот старушка поплатилась жизнью за то, что бросала в толпу пленных всё, что у неё осталось в голодную зиму, – капустные листья, – да так и осталась лежать без движения. Вот в толпу пленных с нечеловеческим гиканьем врезались эсэсовцы, они убивали остро заточенными железными лопатами. Так был убит капитан Николаев, которому лопата глубоко раздробила череп. Надо же фашистам иметь такую фантазию, как убивать, уничтожать русских пленных?! А как описывает автор узников, раздирающих лошадь. Авторская боль и страдание за несчастных, к которым загнали раненую лошадь на “тринадцатые сутки умышленного мора голодом”, а потом расстреливали скопом, “красиво и экономно расходуя патроны”, передаётся и нам, читателям. Мне хочется тоже закричать:”Господи! Разве имели эти звери право отнимать жизнь?! Кто им его дал?! Разве правильно убивать безоружных людей, которые могли защититься только камнями?! Можно ли осуждать Сергея Кострова, принявшего решение сжечь хутор для спасения Ванюшки, освободив его от мук и пыток в фашистских застенках?!”

“Это мы, господи. ” – отчаянный крик тех, кто навсегда остался лежать в родной земле, кто прошёл круги ада в плену, но выжил, кто поднял Знамя Победы над рейхстагом.

В повести автор показал горькую правду о войне, без которой нельзя, потому что она даёт истинное представление о величии духа русского народа. Я думаю, что здесь будут уместны слова из песни:

Русский парень от пуль не бежит,

Русский парень от боли не стонет,

Русский парень в огне не горит,

Русский парень в воде не тонет.

Параллельно с ужасами фашистского плена Писатель рассказывает о великом мужестве советских людей, обречённых на уничтожение и предсмертные пытки. Каждая строчка поражает чудовищным развитием событий в фашистском плену, а тот факт, что автор является живым свидетелем всего происходящего, превращает произведение в исповедь живого человеческого сердца.

Заглавие повести подтверждает мысль о единстве узников. В канонической фразе “Это я, господи. ” перемена местоимения на “мы” призвана выделить мысль о непомерном страдании, общем для всех заключённых:”Это мы, господи. “

Когда читала страницы, где автор даёт описание пейзажей, невольно чувствовала холод от того, как передаётся единство человека с природой, которое отражает настроение и душевное состояние пленников: “Низко плывут над Ржевом снежные тучи-уроды. Обалдело пялятся в небо трубы сожжённых домов. Ветер выводит-вытягивает в этитрубы песню смерти. Куролесит позёмка по щебню развалин города, вылизывает пятна крови на потрескавшихся от пламени тротуарах. Чёрные стаи ожиревшего воронья со свистом в крыльях и зловещим карканьем плавают над лагерем. Глотают мутные сумерки зимнего дня залагерную даль. не видно просвета ни днём, ни ночью. Тихо. Темно. Жутко”.

Прочла повесть, будто прожила страшную чужую жизнь. Я думаю, что в концлагерях пленные каждую секунду ощущали в себе физическую и нравственную боль, обиду от беспомощности, но великая сила духа русского человека выстояла и победила. Я совершенно согласна с писателем Кондратьевым, что повесть “Это мы, господи. ” – это “написанная кровью сердца страница из той общей летописи войны, которую мы всё пишем и пишем и не можем дописать”.

Я убеждена в том, что люди, прошедшие фашистские тюрьмы и лагеря, не заслуживают подозрений, они прошли проверку сразу после войны и имеют право на честное имя сейчас.

Великая Отечественная война позади, но продолжают сотрясать мир те, кому хочется проливать безвинную человеческую кровь. Давно пора прекратить кровавый кавказский узел, отнявший у матерей сыновей, безусых ребят, которые появились на свет не для того, чтобы проливать свою кровь, а для того, чтобы любить и быть счастливыми.

«Сохранить в себе человека» (по повести К.Д. Воробьева «Это мы, Господи. »)

Светит ли ласковое солнце, шумит ли январская метель, нависают ли тяжелые грозовые тучи над Москвой, Орлом, Тюменью или Смоленском, торопятся люди на работу, снуют по улицам, толпятся у ярких витрин, ходят в театры, а потом, придя, домой, собираются всей семьей и пьют чай, обсуждая мирно прожитый день.

Тогда тоже было солнце, шли дождики гремел гром, но только вторили ему бомбы и снаряды, а люди бегали по улицам в поисках убежища. И не было витрин, театров, парков с аттракционами. Была война.

Мое поколение много знает о войне от бабушек и дедушек, но этого недостаточно, чтобы иметь полное представление о Великой Отечественной. А знать о ней просто необходимо, чтобы помнить и чтить память тех людей, которые положили свою жизнь на поле брани за нас, за наше будущее, за то, чтобы солнцу было над кем светить.

Нет ничего ценней тех произведений о войне, авторы которых сами прошли через нее. Именно они написали о войне всю правду, и, слава Богу, в русской советской литературе таких немало.

Недавно мне довелось прочитать произведение К.Д. Воробьева «Это мы, Господи. ». Эта повесть рассказывает о человеке, попавшем в плен.

К. Воробьев сам был в плену в 1943 году, и повесть эта несколько автобиографичная. Рассказывается в ней о тысячах людей, оказавшихся в плену в годы Великой Отечественной войны.

К. Воробьев описывает жизнь, или скорее существование, (потому что то, что мы привыкли называть жизнью, к пленным сложно отнести) пленных людей. Это были дни, тянувшиеся подобно векам, медленно и одинаково, и только жизни заключенных, как листья с осеннего дерева, падали с поражающей быстротой. То, действительно, было только существование, когда душа разлучалась с телом, и сделать ничего было нельзя, но это было существование еще и потому, что пленные были лишены элементарных человеческих условий для жизни. Они теряли человеческий вид. Теперь это были изнуренные голодом старики, а не пышущие молодостью, силой и отвагой солдаты. Они теряли своих товарищей, шедших вместе с ними по этапу, только из-за того, что те останавливались от дикой боли в раненой ноге. Фашисты убивали и убивали их за голодное пошатывание, убивали за поднятый окурок на дороге, убивали « ради спортивного интереса».

К. Воробьев рассказывает ужасающий случай, когда пленным было позволено остановиться в деревне: двести голосов просящих, умоляющих, голодных кинулись на корзину с капустными листьями, что принесла щедрая старуха мать, «набросились на нее не желающие умереть от голода».

Но раздалась пулеметная очередь – это конвойные открыли огонь по пленным, сбившимся в кучу. То была война, то был плен, и так заканчивалось существование многих заключенных в плен обреченных людей.

Главным героем К. Воробьев избирает молодого лейтенанта Сергея. Читатель практически ничего не знает о нем, пожалуй, лишь то, что ему двадцать три года, что есть у него любящая мать да маленькая сестренка. Сергей – это человек, которому удалось остаться человеком, даже при утрате человеческого облика, который выживал, когда, казалось, выжить было невозможно, который боролся за жизнь и держался за каждую крохотную возможность бежать.

Он пережил тиф, его голова и одежда были полны вшей, вместе с ним на одних нарах ютились трое или четверо пленных. И он, однажды оказавшись под нарами на полу, куда сослуживцы скидывали безнадежных, впервые заявил о себе, заявил о том, что будет жить, будет бороться за жизнь во что бы то ни стало.

Деля одну черствую буханку на сто маленьких кусочков, чтобы все было ровно и честно, питаясь одной пустой баландой, Сергей таил в себе надежду и мечтал о свободе. Не сдавался Сергей и тогда, когда в его желудке не было и грамма пищи, когда жестокая дизентерия мучила его.

Пронзителен тот эпизод, когда товарищ Сергея, капитан Николаев, желая помочь своему другу, очистил его желудок и сказал: «Больше в тебе нет ничего». Но Сергей, «чувствуя иронию в словах Николаева», протестовал, потому что «в нем и впрямь слишком мало чего осталось, но то, что там есть, в самой глубине души, не вырыгнул с блевотиной Сергей».

Автор объясняет, почему Сергей оставался человеком на войне: «Это самое «то» можно вырвать, но только цепкими лапами смерти. Только «то» и помогает переставлять ноги по лагерной грязи, превозмогать бешеное чувство злобы. Оно заставляет тело терпеть до израсходования последней кровинки, оно требует беречь его, не замарав и не испаскудив ничем!»

Однажды, на шестой день пребывания в очередном лагере, теперь уже в каунасском, Сергей попытался бежать, но был задержан и избит. Стал он штрафником, а значит, условия были еще бесчеловечнее, но не потерял Сергей веру в «последнюю возможность» и бежал вновь, прямо из поезда, мчавшего его и еще сотни других штрафников на издевательства, побои, пытки и, наконец, смерть. Он выпрыгнул из поезда со своим новым товарищем Ванюшкой. Прятались они в лесах Литвы, ходили по деревням, просили еду у мирных жителей и потихоньку набирали силы. Нет пределов храбрости и отваге Сергея, он рисковал жизнью на каждом шагу – встретиться с полицаями он мог в любой момент. А потом он остался один: Ванюшка попал в руки полицаев, и Сергей сжег дом, где мог находиться его товарищ. «Я избавлю его от мук и пыток! Я сам убью его»- решил он. Возможно, сделал он это, так как понимал, что потерял друга, хотел облегчить его страдания и не хотел, чтобы отнял жизнь у молодого парня фашист. Сергей был человек гордый, и чувство собственного достоинства помогало ему.

Все-таки эсэсовцы поймали беглеца, и началось самое страшное: гестапо, камера смертников. О, как же это потрясает, что Сергей продолжал думать о жизни, когда существовать оставалось несколько часов.

Может, и поэтому смерть в сотый раз отступила от него. Она отступила от него, потому что Сергей был выше смерти, потому что это «то»- духовная сила, которая не разрешала сдаваться, приказывала жить.

Расстаемся мы с Сергеем в городе Шауляе, в новом лагере.

К. Воробьев пишет строки, поверить которым сложно: «. И вновь в мучительном раздумье Сергей начал искать пути выхода на свободу. Находился Сергей в плену больше года, и неизвестно, сколько еще слова: «бежать, бежать, бежать!»- почти надоедливо, в такт шагам, чеканились в уме Сергея».

К. Воробьев не написал, выжил Сергей или нет, но, на мой взгляд, знать это читателю необязательно. Надо лишь понимать, что оставался Сергей человеком на войне и останется им до последней своей минуты, что благодаря таким людям мы победили. Ясно, что были на войне предатели и трусы, но их затмевал сильный дух настоящего человека, который боролся за свою жизнь и за жизнь других людей, помня строки, похожие на те, что Сергей прочитал на стене паневежской тюрьмы:

Тема войны в повести К. Воробьева “Это мы, Господи. “

Школьное сочинение

Предметом своей литературы К. Воробьев сделал личный, исключительно трудный, не укладывающийся в рамки обычных человеческих горестей, жизненный опыт. Этот опыт, помноженный на опыт людей, которые, как и сам Воробьев, жили под тяжестью выпавших на их долю неслыханных испытаний, осмыслил и перевел в русло литературы автор военной прозы.

Над повестью “Это мы, Господи. ” он работал еще на войне. В 1943 году его партизанская группа вынуждена была укрыться в подполье, он сидел на чердаке дома в Шяуляе и, каждую минуту ожидая смертельной встречи с врагом, неистово торопился, чтобы оставить людям свою память о пережитом в фашистских лагерях.

Жизнь на войне заставила по-иному взглянуть на людей, на свое отношение к ним. Не злоба, жестокость и подозрительность, а человечность, доверие, взаимовыручка и, если надо, жертвование собой ради таких же, как ты, — вот в чем основа отношений между людьми. Вот что дает человеку право чувствовать, быть, называть себя человеком.

К этому пришел, это понял и это принял герой Воробьева.

Главный герой повести К. Воробьева “Это мы, Господи. ” — двадцатитрехлетний лейтенант Сергей — проходит все тяжести и испытания войны. Три года тяжких мытарств — из лагеря в лагерь, из плена в плен — таковы молодые годы Сергея. В жестких, суровых, нечеловеческих условиях закаляется молодость героя. Война! Чего же можно ожидать человеческого? Но не до такой же степени: “— Сколько лет?

— Мне с тобой тут не до шуток, понял? Мальчиком прикидываешься? Поздно.

— Мне двадцать три года!

Потерян внешний человеческий облик, но душа.

После “лечебной помощи” капитана Сергей задумывается: “Теперь в нем и впрямь слишком мало чего осталось. Нет, не так! То, что там есть, в самой глубине души, не вырыгнул с блевотиной Сергей. Это самое “то” можно вырвать, но только цепкими когтями смерти. Иным путем нельзя отделить “то” от этого долговязого скелета, обтянутого сухой желтой кожей. Только “то” и помогает переставлять ноги по лагерной грязи, только оно в состоянии превозмогать бешеное чувство злобы, желание вспыхнуть на минуту и испепелить в своем пламени расплывчатое пятно, маячащее перед помутившимися глазами, завернутое в зеленое, чужое. Оно заставляет тело терпеть до израсходования последней кровинки, оно требует беречь его, не замарав и не испаскудив ничем! “Терпи и береги меня!” — приказывает оно. — Мы еще дадим себя почувствовать. “

Много пришлось пережить главному герою повести и его окружению. Был в плену у немцев, бежал, опять поймали, отвезли в концлагерь.

“Жуткой тишиной полнится барак. Редко кто обращается шепотом к товарищу с просьбой, вопросом. Лексикон обреченных состоял из десяти-двадцати слов. Только потом узнал Сергей, что это была мучительная попытка людей экономить силы. Так же строго расходовались движения. Тридцать медленных шагов в день считалось нормой полезной прогулки.

Обессиленными, ставшими как восковые свечи пальцами пробуют цепляться за жизнь люди. Тяжело переставляя колодки, идут, поддерживая друг друга, два товарища. В руках они держат по пучку травы. Существовала в лагере какая-то, только пленным ведомая, “питательная” трава “березка”. Толкли ее в котелках, пока она пустит сок, потом размеренно жевали.

. В “Долине смерти” создали немцы непревзойденную систему поддержания людей в полумертвом состоянии. Пленных можно было уже не охранять — дальше одного километра от лагеря никто бы не ушел за целый день. “

“Долина смерти” — название говорит само за себя. “Люди в полумертвом состоянии” — это уже не живые, но еще и не мертвые. Это существа, находящиеся на границе жизни и смерти, “живые мертвые”, каждый новый день которых может оказаться последним.

Но не так мечтал умереть Сергей. Не случайно эпиграфом к повести взяты строки из “Слова о полку Игореве”: “Лучше быть убиту от мечей, чем от рук поганых полонену!”

На первых страницах повести, соответственно, и книги “боевой славы”, размышляет герой о смерти: “. он думал о смерти и тогда же понял, что, в сущности, не боится ее, только. только умереть хотелось красиво!” Если смерть, то смерть, достойная человека. И не один раз позже будет размышлять Сергей о конечности бытия. Это не с надрывом и сожалением в голосе и не со слезами на глазах, ведь “хуже смерти ничего не будет. ” Мысли о сaмoyбийстве не дают ему покоя после потери друга, с которым рука об руку пришлось прошагать и испытать немало. (“Разогнаться и об острый угол барака. самому”).

И, когда, казалось бы, уже никуда не убежишь, ничего возможного для спасения собственной жизни нет, Сергей мысленно перелистывает книгу жизни. Просматривая, вспоминая все до мелочей, он понимает и успокаивает себя тем, что жизнь он прожил так, как мог. Да, спотыкался, падал, но поднимался и уверенно шагал вперед.

“Закинув руки за голову, Сергей ходил по камере. Нет, теперь уж ничего, ничего нельзя было сделать. Оставалось последний раз прошагать мысленно свои двадцать три года. Нет, в прошлом все было так, как надо. Иначе он и не мог. Только так, как было и должно быть! И только обрыв этой немноголистной повести нелепый. без подписи, без росчерка. “

Но нет, еще не обрыв. По-прежнему герой верен мысли о совершении побега. Ему это удавалось не один раз и, возможно, собрав последние силы (не волевые — воли, терпения и настойчивости у Сергея было достаточно), герой совершит очередной побег, который станет для него последним.

“Бежать, бежать, бежать!” — почти надоедливо, в такт шагам, чеканилось в уме слово. “Бе-ежа-ать!” — хотелось крикнуть на весь лагерь и позвать кого-то в сообщники. Нужен был хороший, надежный друг.

И лип Сергей к разговору кучки пленных, прислушивался к шепоту и стону, ловя в них эхо своего “бежать”.

Урок литературы по повести К.Д. Воробьева “Это мы, Господи!” “Пленные – предатели или герои?”

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством К.Д. Воробьева, раскрыть своеобразие его таланта, определить место и роль писателя в литературе о Великой Отечественной войне;
  • проанализировать произведение Воробьева К.Д. и попытаться понять, кем были пленные для своей страны; проследить все тяготы военного времени;
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к культуре и истории своего народа.

Тип урока: анализ художественного текста.

Ход урока

Весь под ногами шар земной.
Живу, дышу, пою,
Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они.

1. Актуализация темы

Около семи десятков лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас людей, которые могут, как очевидцы и участники, рассказать о том, чем была война для нашей страны.

Плакат того времени “Родина-мать зовет” стал главным символом для всех советских людей, в едином порыве добровольцы шли защищать своих детей, матерей, Родину. Шли на смерть во имя жизни.

– Очень часто мы слышим фразу: “Никто не забыт, ничто не забыто”. Нужно ли помнить о той войне?

– Будут ли эти слова услышаны нашими детьми, внуками, правнуками через десятки лет?

2. Работа по проблеме урока

– Сегодня на занятии мы будем вспоминать события Великой Отечественной войны и в этом нам поможет произведение Константина Дмитриевича Воробьева “Это мы, Господи!”.

– Мы еще многого не знаем о войне 1941-1945. Произведение Воробьева рисует такие события того времени, которые не до конца известны взрослому читателю и почти не знакомы школьнику. Я говорю о пленных. (Слайд )

– Что в вашем понимании значит слово “плен”?

– Обратимся к словарю Ожегова.

– Что вы слышали от своих близких или читали о пленных во время ВОв?

– Как вы относитесь к людям, пережившим плен?

(В плену были разные люди. Одни находили силы бороться, устраивали побеги, другие покорились и ждали своей участи. Известно огромное количество случаев, когда после гитлеровских лагерей пленные попадали в советские лагеря, где их считали дезертирами и предателями)

Отношение к пленным всегда волновало писателя Воробьёва. “Сыромуков, герой К. Воробьёва 70-х говорит, что за мучения плена надо было давать орден, а его оппонент, Яночкин, с яростью отвечает: “Да, орден – “Блудный сын”– получай и носи без права снятия”.

– И сегодня мы попытаемся ответить на вопрос:

Пленные – герои или предатели Родины?

– О чём повесть Воробьёва? Кратко перескажите.

Это произведение не оставляет равнодушным, волнует любого читателя.

– Зачитайте эпизоды из произведения, которые заставили вас переживать, произвели сильное впечатление. Объясните, почему?

– Меня больше всего поразил вот этот эпизод (с матерью. (Читает учитель)

А сейчас предлагаю прослушать отрывок из повести, в исполнении артиста Амурского молодёжного театра Юрия Бондаренко. (Отрывок с убитой лошадью в лагере)

– Я вижу, что прочитанное не оставило вас равнодушными. Как вы думаете, почему этот эпизод описывает автор так подробно?

– Слушать, представлять страшно. А каково пережить? Автор К.Д Воробьёв знал, о чём писал.

Русский писатель Константин Д. Воробьёв родился в селе Нижний Реутец Курской области. Здесь он окончил школу затем учился в Москве. Будучи кремлёвским курсантом Воробьёв осенью 1941 г. попадает на фронт, защищает Москву, осенью 1941 г. попадает в плен. Саласпилсский и Шяуляйский лагеря для военнопленных, неоднократные попытки вырваться на свободу. А когда, наконец, удалось организовать коллективный побег, он и его товарищи продолжали борьбу в литовских лесах. 24 года было Воробьёву, когда, вынужденный с другими товарищами уйти в подполье, он стал писать о том, что ещё совсем недавно пришлось пережить. Писал неистово, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть.

Под повестью “Это мы, Господи!” Должны стоять три даты: 1943-1946-1986 г. (на доску цифры) В сорок шестом предложена московскому журналу и потеряна. Единственный экземпляр был предложен случайно журналу “Наш современник” женой Воробьёва и опубликован только 1986году.

– Не выдумано ничего. Об этих страданиях, невозможных, нечеловеческих ещё никто так не писал. Он хотел, чтобы о них все узнали.

– Что скрыто в названии повести? Какую мысль несёт заглавие?

– Когда человек обращается к Богу? (в минуты наивысшей радости, и в моменты безмерного горя. В названии звучит мысль о безмерном страдании, о том, что в обличье полуживых существ трудно узнать самих себя, мы прошли все трудности, но не потеряли в себе человеческое).

– А какому Богу поклонялись немцы? (Слайд)

– Какие слова использует автор для изображения немецких солдат? (Глава 6, глава 7)

(Жестокие, нарисованы как серая масса, нет индивидуальности.)

– Но, даже находясь в таких нечеловеческих условиях, русские люди не теряли веру в победу, человечность.

Таким мы видим и главного героя повести Сергея Кострова.

Вспомните, какие мысли были у главного героя Сергея в тот момент, когда он попал в плен. Зачитайте (глава 1)

– Благодаря чему смог выстоять. Каким словом автор назвал это качество. (Глава 6)

– Какие люди окружали Сергея? Кого автор выделяет особенно? Почему?

– Какие качества присущи этим людям? Найдите слова, которые наиболее точно характеризуют героев, которые помогают нам представить, понять их.

– Скажите, что этих людей притягивает к Сергею.

– Кого люди видели в нём? (люди видят в нём опору, он находит единомышленников).

Промежуточный итог: Несмотря на то, что люди в лагерях разного возраста, разные по внутренней прочности, но у всех одна цель– выжить в нечеловеческих условиях, не сломаться духовно.

– Какие чувства испытывает человек, когда понимает, что уже ничего нельзя сделать? (отчаяние, тоска, безразличие) Сергею эти чувства присущи? Почему? (Нет, так у него всегда есть надежда!

– Итак, вернемся к вопросу, поставленному в начале занятия

Люди, находящие в плену – ГЕРОИ ИЛИ ПРЕДАТЕЛИ?

– Осуждает ли их автор? Докажите. (Нет ни одного слова, где мы могли бы услышать осуждение, только сочувствие, сострадание, понимание)

– Какое ещё очень яркое событие, описанное в повести, подчеркивает отношения литовских рабочих к военнопленным?

ЧИТАЮ ОТРЫВОК (Шел март…)

– Можем ли мы забыть, какой ценой досталось победа. Что будет, если не останется этих слов

“Никто не забыт, ничто не забыто”.

– Чистый лист, значит… всё может повториться опять.

3. Подведение итогов

– Итак, ребята подходит к концу наше занятие. Предлагаю вам в течение 2 минут записать, а потом озвучить продолжение фразы:

“Повесть Воробьёва “Это мы, господи! – это повесть о …

(Это призыв быть гражданином, об уважении к прошлому)

Писатель Кондратьев сказал о повести, следующие слова: (слайд)

“Повесть Воробьева – это написанная кровью сердца страница из той общей летописи войны, которую мы все пишем и пишем и не можем дописать”…

Наше занятие я хотела бы закончить словами маленького героя из повести Альберта Лиханова “Последние холода”

ДА, ВОЙНЫ КОНЧАЮТСЯ РАНО ИЛИ ПОЗДНО.
НО СЛЁЗЫ ДОЛГО НЕ ВЫСЫХАЮТ.
МЫ-ТО ЭТО ПОМНИМ.
НЕ ЗАБЫЛИ БЫ ВЫ, НОВЫЕ ЛЮДИ.
НЕ ЗАБУДЬТЕ! ТАК МНЕ ВЕЛЕЛА УЧИТЕЛЬНИЦА
АННА НИКОЛАЕВНА
ЭТО ВСЕ ПРАВДА. ВСЁ ЭТО БЫЛО. ПОМНИТЕ…

Готовые сочинения для варианта №2 из сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П

ПОДЕЛИТЬСЯ

5 готовых индивидуальных сочинений для варианта №2 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 вариантов, проблема стремления к победе над врагом по тексту по В. В. Быкову и другие.

Готовое сочинение №1

В чём проявляется стремление к победе? Именно над этим вопросом размышляет писатель В. В. Быков.

Чтобы привлечь внимание читателей к вопросу, автор, используя последовательную связь, рассказывает сначала в целом, как советские солдаты атаковали церковь, в которой находились немцы. Рискуя жизнью, не обращая внимания на взрывы, они исполняли свой долг. Исполняли потому, что в их сердцах жило одно: стремление к победе. Именно оно, это стремление, вело людей в бессмертие…Затем писатель повествует о конкретном героизме бойцов и офицеров. Когда пули оставляли «на асфальте россыпь свежих следов», один за другим погибли лейтенант и старшина Лемешенко. Погибли, чтобы «к победе пошли другие», такие как увалень Бабич и новичок Тарасов. Оба примера-иллюстрации, приведенные мной, доказывают, что стремление к победе во время войны проявлялось в героизме и самоотверженности солдат. В этом, считаю, и состоит позиция автора.

Я полностью согласна с точкой зрения В.Быкова: советские воины — это герои, чья устремленность к победе освободила мир от фашизма.

Таким образом, стремление к победе помогло нашим дедам и прадедам выиграть войну. Они героически отстояли Родину и победили фашизм.

Готовое сочинение №2

Легко ли быть храбрым на войне? Вот проблема, которую ставит в тексте В. В. Быков.

Рассуждая над этим вопросом, автор повествует о сержанте Лемешенко, который стал командовать взводом после смерти лейтенанта. Сначала он трусил, но потом «почувствовал, что время двигаться дальше» и, не позволив себе медлить, отдал приказ взводу. А все потому, что это храбрый человек, который забыл о своих страхах ради спасения других. Дополняя свою мысль, В. В. Быков говорит, что даже когда Лемешенко ранили, он не переставал думать о судьбе своих товарищей. Только увидев «Бабича и бежавшего впереди всех новичка Тарасова», он «облегченно вздохнул и как-то сразу успокоился и затих». А все потому, что их судьба волновала этого сильного человека больше, чем собственная жизнь.

Оба эти примеры-иллюстрации помогают нам понять, что не всегда легко быть храбрым бойцом, который не только стремится добиться победы любой ценой, но и, рискуя собственной жизнью, готов помочь товарищам. В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора. Я полностью согласна с точкой зрения В. В. Быкова. Действительно, сложно быть смелым, когда твоя жизнь под угрозой: ведь нелегко спасать других людей, рискуя собой.

Таким образом, на войне вовсе не легко оставаться храбрым.

Готовое сочинение №3

Легко ли оставаться сильным и бесстрашным, когда твоей жизни угрожает опасность? Именно стойкость духа помогла Советской армии одержать победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны. Об этом рассуждает В.В. Быков – писатель-фронтовик, защищавший страну в роковое для неё время. В его тексте поднимается проблема героизма на войне.

Автор считает, что настоящий подвиг предполагает готовность жертвовать собой. Так, например, сержант Лемешенко, только что узнавший о смерти взводного, не даёт себе права отчаиваться и медлить. Он думает о необходимости любой ценой остановить немцев и вдохновляет товарищей собственным примером (предложения 30-31). Мысль о смерти даже не приходит ему в голову. Этого человека, несомненно, можно считать героем, потому что он отказывается от личного блага ради благополучия своего народа.

Персонаж В.В. Быкова совершает ещё один, нравственный, подвиг, который заключается в самой способности думать о судьбе взвода в последние минуты жизни. Таким образом, бывают случаи, когда человека делают достойной личностью не только поступки, но и мысли. Понимание того, что сослуживцы не подведут, дарует герою желанное умиротворение (предложение 49). Действительно, совсем ещё молодой боец Тарасов, не отдавая себе отчёта в том, что рискует жизнью, продолжает достойное дело сержанта Лемешенко. «К победе пошли другие», – пишет автор, и в этих строках выражается надежда на то, что в решительный момент ни один из солдат не проявит малодушие. Конкретизируя данную мысль, В.В. Быков подчёркивает, что истинный герой – это не тот, у кого больше медалей, а тот, кто готов сделать всё возможное ради общего блага.

Итогом размышлений становится такая позиция автора: героизм человека на войне проявляется в его стремлении любыми способами добиться победы над врагом.

Нельзя не согласиться с мнением писателя. Действительно, если бы люди не были так самоотверженны в годы войны, её исход мог бы поменяться. Вспомним персонажей другой повести В.В. Быкова «Сотников». Оказавшись в плену, они ведут себя по-разному: Рыбак переходит на вражескую сторону, а Сотников считает предательство безнравственным и мужественно принимает смерть. Безтаких волевых людей на войне не обойтись.

В заключение хочется сказать, что вовсе не легко быть героем и оставаться храбрым, когда ты в любую минуту можешь умереть. Победа в Великой Отечественной войне стала возможной благодаря чувству патриотизма и решительности каждого солдата, не забывшего о своём долге перед Отечеством.

Готовое сочинение №4

Какие качества проявляли советские солдаты в годы Великой Отечественной войны, стремясь к победе над врагом? Что помогало им одолеть захватчиков? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Василя Быкова.

Раскрывая проблему стремления к победе над врагом, автор рассказывает о подвиге бойцов, которые должны были в прямой атаке выбить фашистов из церкви. Сержант Лемешенко знал, что для решения боевой задачи нужно было перебежать через обстреливаемую со всех сторон площадь. Впереди него упал лейтенант, «навсегда застыл, прильнув русоволосой головой к рыхлой земле». Но это не остановило Лемешенко, и он продолжал свой бег. Это говорит о мужестве и стойкости героя, который видит смерть командира, но продолжает выполнять свой долг. Сержант выхватил гранату и хотел призвать солдат за собой, но понял, что в таком грохоте никто не услышит его. Единственное, что он мог сделать – подать собственный пример и, бросив гранату, побежать вперёд. Получив ранение, Лемешенко беспокоился только о том, чтобы атака не захлебнулась. С облегчением он увидел, что вместо него бежит молодой боец Тарасов. Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о героизме советских солдат, не жалевших себя в борьбе за победу над захватчиками.

Авторская позиция заключается в следующем: стремление к победе над врагом проявлялось в героизме и самоотверженности советских солдат, принимавших «по эстафете» командование и решительно ведших остальных солдат за собой в атаку.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, в годы войны наш народ проявлял беспримерный героизм и поэтому победил жестокого врага.

В повести Б. Васильева пять девушек-зенитчиц под командованием старшины Федота Васкова вступили в неравный бой с шестнадцатью фашистскими диверсантами. Все девушки погибли, защищая Родину. Боевую задачу выполнил Васков, проявив стойкость и мужество.

В заключение хочу подчеркнуть, что только благодаря героизму и самопожертвованию советских солдат мир был спасён от фашизма. Нужно помнить об этом и никогда не забывать подвиги наших предков.

Готовое сочинение №5

Великой Отечественной войне посвящено много книг, фильмов, воспоминаний. В тексте, который я прочитал, поднимается проблемам всенародной борьбы с фашизмом. Автор рисует картину боя, показывая своеобразную преемственность воинов, которые, сменяя погибших, принимают на себя ответственность за группу товарищей.

В начале текста мы читаем о гибели лейтенанта: он успел только отдать приказ и фактически тот же его застрелили. К нему подбежал сержант, осознал гибель своего командира и сообщил остальным бойцам взвода. И затем солдаты стали ждать каких-то решений уже от сержанта. Автор показывает неуверенность героя и его сомнения: он пока морально не готов командовать взводом. Но необходимость толкает его на принятие командования. Вскоре сержант принимает оригинальное решение, как прорваться сквозь проволоку, и таким образом взвод под его командованием преодолевает еще некоторое расстояние да кирхи, которая является в данный момент целью наступления. Но затем смертельно ранят и сержанта, однако он сохраняет отчасти сознание до тех пор, пока не видит, что командование удалось принять одному молодому солдату. Это убеждает сержанта, что его смерть не будет означать гибель «обезглавленного» взвода. Таким образом автор показывает своеобразную эстафету — эстафету командования, которую лейтенант передаёт сержанту, а сержант — молодому солдату. Это не зависит от их воли, как не зависят от воли солдата, погибнет он или останется в живых во время боя.

Я думаю, автор хотел показать, что борьба с общим врагом — это общее дело всех людей и что каждый может оказаться в положении, когда ему придется взять всю ответственность на себя и стать, может быть, героем.

Я согласен с автором. Действительно, воины сменяют друг друга; одни из них гибнут — другие встают в строй. Если бы это было не так, нам не удалось бы победить в этой страшной и кровопролитной войне. Когда я читал этот отрывок, мне вспомнилась песня Владимира Высоцкого «Сыновья уходят в бой». Поэт рассуждает в этом произведении о том, что гибель солдата еще не означает поражение в войне: ему на смену придут другие. Как это ни ужасно звучит, жертвы на войне являются обычным делом. Но гибель защитников Родины не бессмысленна — это вклад в дело Победы! Рассказ Василя Быкова заставил меня вновь задуматься над тем, какой дорогой ценой была куплена нами победа в Великой Отечественной войне.

Сам текст из 2 варианта по которому писались сочинения начинается так:

(1) Он упал на заборонованную мякоть огородной земли, не добежав всего каких-нибудь десяти шагов до иссечённого осколками белого домика с разрушенной черепичной крышей — вчерашнего «ориентира три».

(2) Перед тем он, разорвав гимнастёрку, пробрался сквозь чащу живой изгороди, в которой с самого начала этого погожего апрельского утра гудели, летали пчёлы, и, окинув быстрым взглядом редкую цепочку людей, бежавших к окраинным домикам, замахал руками и сквозь выстрелы крикнул:

— Принять влево, на кирху!

Великая Отечественная война в литературе 20 века сочинение

Мы не должны забывать страшные минуты войны, горе и смерть миллионов советских людей. Конечно, было бы преступлением не чтить память павших и не вспоминать об этом времени. Память о войне, о геройстве наших солдат, борьба за согласие между народами на планете является основным долгом всех нас. Одной из основной тем в произведениях советских писателей является изображение страшных моментов войны 1941 года. Ведь она вошла в жизнь каждого человека, принесла тревоги и горести.

Своеобразно раскрывает военную тематику писатель В.Быков. Он исследует, используя художественные приемы, моральные основы человеческого поведения в их социальной обусловленности. Если обратиться к его повести «Сотников», то мы видим, как писатель показал нам два образа Сотникова и Рыбака, которые своим отношением к Родине, раскрыли суть истоков героизма и предательства. Ведь отчетливо видно, что Сотников, перенеся все пытки, мужественно погибает, а Рыбак, оставшись наедине с врагом, не может выдержать мучений, предает товарищей.

В повести В. Козько «Судный день» раскрывается тема детей, чье детство прервала война. Вследствие этого у них возникает огромная душевная рана. События описаны через 10 лет после войны в небольшом городке Белоруссии. Главный персонаж Колька Летечка, будучи ребенком, пребывал в концлагере, где у таких ребят, брали кровь для солдат Германии. Все страдания, которые он перенес, отбивают у него память. И когда он присутствует на одном из судов, где судят предателей родины – карателей, мальчик вспоминает все, и это прошлое его убивает.

«Судьба человека» М.Шолохова и «Василий Теркин» Твардовского до сих пор актуальны, так как в этих произведениях с особой силой изображен характер русского человека. Андрей Соколов и Василий Теркин- обобщают образ настоящего русского воина, который прошел все испытания и сохранил в себе отвагу, патриотизм и любовь к Отчизне.

Много еще можно перечислить произведения, в которых отражены страницы Великой Отечественной войны, где с особой силой воспевается героизм наших солдат. Книги о войне воспитывают в молодых людях стойкость, учат их любить Родину.

Вариант 2

Великая Отечественная война нашла широкое отражение в литературе. Он ней писали и те, кто непосредственно воевал, и послевоенное поколение. Писали не только прозу, но и стихи. Писатели и поэты уезжали на фронт военными корреспондентами и центральных, и районных газет. Многие из них пали смертью храбрых, так как не щадили себя и лезли в самое пекло, чтобы правдиво отражать события.

Мне больше всего нравится стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Это своего рода наказ солдата любимой женщине. Если он будет знать, что его ждут, ему и воевать будет легче. Есть в стихотворении такая строка «… ожиданием своим ты спасла меня…» и ещё «…просто ты умела ждать, как никто другой».

Поэма в стихах Александра Твардовского «Василий Тёркин» – это по сути собирательный образ русского солдата. Практичного, смекалистого, рукастого, храброго. Вот, например, как автор пишет про переправу через реку. Отправили Тёркина сообщить, что «взвод на левом берегу жив-здоров на зло врагу …просит огонька туда подбросить…» Поскольку дело было зимой, и чтобы Тёркин не окоченел, его стали растирать спиртом. Тёрли, тёрли, вдруг он просит выпить, «…изнутри согреться мне, чтоб не всё на кожу тратить». Выпил рюмку, согрелся и доложил обстановку. Сработала крестьянская смекалка.

Эти произведения публиковались в военных газетах, их вырезали, бережно хранили в карманах гимнастёрок и планшетах, переписывали друг у друга.

Ольга Бергольц и её «Ленинградская поэма» про осаждённый, но не покорённый Ленинград. Про «дорогу жизни», по которой вывозили из осаждённого города детей, стариков, раненных красноармейцев, а в город везли продовольствие. «…Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим, ещё не знают на земле страшней и радостней дороги…»

Про битву за Ленинград Александром Чаковским написан роман-эпопея под названием «Блокада». Про Сталинградскую битву Юрием Бондаревым был написан роман «Горячий снег». Эти оба произведения экранизированы.

Про оборону Москвы Константин Симонов написал роман «Живые и мёртвые». Вторая книга называется «Солдатами не рождаются». Третья книга – «Последнее лето».

Про Великую Отечественную войну писали Юлия Друнина и Муса Джалиль.

Борис Васильев «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты», « В списках не значится». В романе « А зори здесь тихие» рассказывается о девушках-зенитчицах, которые защищали небо в Карелии. Обычная жизнь прервалась тогда, когда одна из них случайно обнаружила в лесу двух фашистских диверсантов. Правда, потом их оказалось около двадцати. Пять девушек и старшина отправились вслед за ними, чтобы их уничтожить. Все пятеро пали смертью храбрых. Старшина всё-таки выполнил поставленную задачу. А в сводках Совинформбюро была только одна строка «… проходили бои местного значения». И ни слова про подвиг девушек.

После войны старшина и выросший сын одной из погибших девушек в этих местах на большом валуне установили памятную доску с именами девушек.

Это только малая часть произведений о Великой Отечественной войне. Их написано гораздо больше.

Сочинение Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века (Быков, Шолохов, Твардовский)

Годы войны с 1941 по 1945 стали, ужасными, страшными и не забываемыми по сей день. Ведь такое событие невозможно забыть, это событие останется в памяти не у одного поколении. Про события Великой Отечественной Войны можно найти огромное количество литературных произведений, так же множество стихов и прозы. В те годы литераторы внесли незабываемую лепту в литературу. Поэты старались рассказать народу в своих произведениях обо всех ужасах войны. Так же некоторым из всех известных по сегодняшний день литераторов приходилось принимать личное участие в боевых действиях на фронтовых участках, по освобождению родины от фашистов.

В 21 веке до сих пор помнят известных литераторов того времени. Таких, как Толстой, Василий Быков, Константин Симонов, Шолохов, Теркин, Фадеев, Андрей Платонов, безусловно, их творчество было связано с событиями Великой Отечественной Войны. Среди всех известных и незабываемых имен можно выделить некоторых. Например, Василий Быков, он в своих произведениях не писал про кровопролитные годы, он старался делать акцент на поведении и характере персонажа в экстраординарной ситуации. Так же не делал определенных оценок своим персонажам, таким образом, давая возможность читателю рассуждать о его творчестве и делать свои выводы. Примером к этому стало его известное произведение «Сотников».

Однозначно не возможно оставить без внимания стихи про боевые действия, про отважных солдат, про долгожданную победу, про слезы матерей Константина Симонова. Его стихи помогали в то тяжелое время бойцам на передовом фронте. Вдохновляя их на победу и убеждая их в отваге и мужестве. В наше время его произведения считаются шедеврами военного времени. А стихи известными такие как, например стихотворение «Жди меня» до сих пор помнят наизусть многие люди. И со слезами на глазах рассказывают.

Не забываемым остается также и творчество Теркина, в своих произведениях он писал про отважные подвиги красноармейцев, простых и смелых парней, которые вступили на защиту своей отчизны.

Несмотря на то, что от окончания Великой Отечественной Войны прошло очень много лет. Эти тяжелые времена для всего народа остаются, в памяти и по сей день. Все произведения знаменитых и всеми любимых литераторов не потеряли актуальность и уже в наступившем 21 веке. Так как в них заключается сила нашего народа, с помощью которой они смогли в то время победить фашистов. Безусловно, память о том времени сплотил многонациональный народ России, оставляя возможность смотреть позитивно в будущее. И прилагать все усилия, для того чтобы это страшное мировое событие больше не повторилось.

Ведь при одном произношении слов «Великая Отечественная война» сразу перед глазами вырисовывается бой и сражение за родину. Не смотрю на то, что прошло, много лет боль в душе осталась, у многих кто потерял своих близких и родных. Кто родился во время войны. Поэтому и читаются литературные произведения, смотрятся исторические фильмы, про подвиги наших бабушек и дедушек. А самое главное и долгожданная всеми событие это стала победа. Ведь день победы считается легендарным днем, это гордость за всех людей которые смогли, обеспечить, защиту не опасаясь за свою жизнь. А смело, отважные солдаты пошли на защиту своих жен, матерей и детей.

Также читают:

Картинка к сочинению Великая Отечественная война в литературе 20 века

Популярные сегодня темы

В знаменитой пьесе отмечены образы, которые постоянно находятся в произведении и обозначают мысли автора. Главным образом-лейтмотивом читатель может считать вишневый сад

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» содержится очень глубокий смысл, вложенный в него автором.

Воробей Воробеич дружил с Ершом Ершовичем. Летом он каждый день прилетал на речку и интересовался у Ерша, как тот поживает. Ерш говорил, что все хорошо, приглашал друга к себе в гости под воду и расхваливал угощения

Роман, посвященный тяжелому периоду Великой Отечественной войны, описывает солдат с разными характерами и судьбами, но честно и мужественно выполняющих свой долг.

Можно с уверенностью говорить о том, что у каждого писателя присутствует свой неповторимый стиль. Это может проявляться в том, какие художественные приемы и стили он применяет, а также, сюда входит манера описания персонажей

Реферат “Тема войны в творчестве В.Быкова”
творческая работа учащихся по русскому языку на тему

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов.

Скачать:

Вложение Размер
soderzhanie.docx 28.97 КБ

Предварительный просмотр:

1. Биография Василя Быкова

2. Человек и война в творчестве Василя Быкова

3.Моё мнение о творчестве писателя

МБОУ «Ямашурминская СОШ» Высокогорского района

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Тема войны в творчестве Василя Быкова

Работу выполнил: ученица 11 класса Сибгатуллина И.К

Руководитель: Гилазиева Р.С

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне – огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В.Быков, его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика. Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

1. Биография Василя Быкова

Быков Василь (Василий) Владимирович, белорусский писатель, родился 19 июня 1924 года в деревне Череновщина Ушачского района Витебской области, Белоруссия, в бедной крестьянской семье.

После окончания семилетки Быков поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, однако вскоре вынужден был вернуться в деревню — отменили стипендии.

С 1939 по 1940 годы учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища.

В 1942 году был призван в действующую армию, попал в инженерный батальон, строивший оборонные укрепления, участвовал в боях на Юго-Западном фронте, затем был направлен в пехотное училище в Саратове.

Окончил Саратовское пехотное училище

22 июня – дата, которая перевернула жизнь фронтовика и заставила его взяться за перо.

Окончив училище, воевал в должности командира стрелкового взвода, взвода автоматчиков и взвода противотанковой артиллерии на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии до победы. Дважды был ранен. После войны начал работать в газете в Гродно, однако вскоре был снова призван в армию и до конца 1955 служил в одном из дальних гарнизонов на Курилах.

Демобилизовался лишь в 1955 году.

Возвратившись после демобилизации в Гродно (затем он переехал в Минск), Быков отдается литературному творчеству.

В начале Великой Отечественной войны мобилизован на оборонительные работы. С лета 1942 года служил в Красной Армии, окончил Саратовское пехотное училище. С 1943 года находился на 2-ом и 3-ем Украинских фронтах. Дважды ранен, лежал в госпиталях.

В 1944 году родители получили извещение, что их сын погиб в боях с немецко-фашистскими захватчиками около Кировограда.

С действующей армией Василий Быков прошел по Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Старший лейтенант, командир взвода полковой, потом армейской артиллерии. Служил в Украине, в Беларуси, на Дальнем Востоке.

Демобилизовался в 1947 году, работал в Гродно в художественных мастерских, в редакции газеты «Гродненская правда».

С 1972 по 1978 год Василь Быков занимал должность секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР.

В Минске Василь Быков жил с 1978 года.

В декабре 2002 года Василий Быков переехал на постоянное жительство в Чехию. Тогда писатель сказал, что он «давно мечтал поселиться в Чехии, всегда симпатизировал этой стране и ее гражданам». В решении проблемы переезда Быкова в Чехию активное участие принимала канцелярия чешского президента и лично Вацлав Гавел. Несколько последних лет Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, народный писатель Беларуси проживал в ФРГ, а до этого в Финляндии.

В Чехии Быков перенес операцию по удалению раковой опухоли желудка. В Беларуси писатель проходил реабилитацию после перенесенной операции, однако развитие болезни остановить не удалось…

Народный писатель Беларуси Василий Быков умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском

2. Творчество Быкова

Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: «Счастье», «Ночью», «Фруза».

Впервые произведения Василия Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году. Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова. Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского лада.

Большая часть творчества Василия Быкова была посвящена событиям Великой Отечественной войны.

В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.

Известность Василию Быкову принесли такие произведения как «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Аклава», «Мертвым не больно», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды». В Минске вышли мемуары Василия Быкова «Долгая дорога домой».

Многие произведения Василия Быкова послужили сценарием к кинороманам. На творческом наследии Василия Быкова воспитывалось не одно послевоенное поколение.

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Возвратившись после демобилизации в Гродно (затем он переехал в Минск), Быков отдается литературному творчеству. Одна за другой публикуются его повести: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора в первый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду», «дегероизацию», «абстрактный гуманизм». Такого рода нападки в полной мере пришлось испытать Быкову – ему доставалось еще и за то, что большинство своих вещей он печатал в «Новом мире» А. Т. Твардовского, журнале, который был главным и постоянным объектом сокрушительных атак охранителей идеологической стерильности и ярых противников правды в литературе. «Работа с Твардовским была для меня незабываемой школой литературы. – вспоминал писатель. – Мы постигали высоту его идеалов, освобождаясь от остатков провинциального верхоглядства, учились не бояться несправедливой жестокости критических приговоров». Особенно жестоким нападкам подверглись повести Быкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянский мост» (1969) – по команде сверху в самых авторитетных органах печати были напечатаны разгромные с политическими обвинениями статьи, заушательские коллективные письма. В результате книжное издание повести «Круглянский мост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» – через 18, «Мертвым не больно» – только через 23 года.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.

После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) – посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложнена, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

Проза В. Быкова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, прозы – все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства.

Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей «второй волны», многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.

Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.

Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой – опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу – именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».

Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973), в 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

С приходом к власти в Белоруссии А.Г.Лукашенко Быков, выступивший с резкой критикой установившегося в стране режима, подвергся преследованиям властей, повторяющим направленную против него в 1960-е годы кампанию: его перестали издавать, шельмовали в средствах массовой информации.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

Он вынужден был в 1998 уехать из Минска, по приглашению пен-клуба Финляндии прожил полтора года в Хельсинки и плодотворно работал, в 2000 переехал в Германию. В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчья яма», посвященную последствиям, как всегда у Быкова прежде всего нравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 закончил повесть «Стена». Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача – фильм «Восхождение» (1977, режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников».

Василий Быков – семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести.

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении.

В. Быков увлекался в свое время толстовской теорией непротивления злу насилием. В. Быков присущ интерес ко всему запредельному и вечному. Именно поэтому он обращается к теме жизни и смерти, затронутой в повести Толстого “Смерть Ивана Ильича”. В этом произведении смерть изображается как экстремальная ситуация, перед лицом которой человек оценивает всю свою жизнь.

По мироощущению В. Быков ближе всех был А. Чехову. Это объяснимо, поскольку в творчестве последнего уже ощущаются философия и психология XX века. Чехов предвосхищает новое столетие. Быкова перенял у своего старшего современника интерес к жизни обычного человека не маленького или великого, а среднего. Следом за Чеховым писатель показывает, как засасывает людей жизнь в российской глубинке. Писатель не видит возможности что-либо изменить. Единственная ценность, способная поддержать человека, – это вспышка любви.

Обращение к творчеству В. Быкова позволяет понять, как шло развитие русской литературы в начале XX века, как известным проблемам придавалось оригинальное звучание. Ничто не возникает из пустоты, а уж тем более искусство. Оно всегда опирается на достигнутый опыт, открывая новые горизонты. Безусловным доказательством этого явились произведения В. Быкова.

Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Прочитав однажды, повести В.Быкова невозможно забыть. Они правдивы и своеобразны, показывают войну без прикрас, обнажая ее страшную суть. Его повести, как правило, не имеют «счастливых концов», героя гибнут, но такова логика войны. Невозможно быть счастливым и безмятежным, когда кругом льется кровь твоих соотечественников.

Не уронить себя, не ожесточиться, не замарать рук невинной кровью, с честью выдержать все испытания войны, совершить подвиг… Это удается на войне не всем. Их имена хранит благодарная память поколений. Когда-нибудь каждое из этих имен будет высечено на скрижалях истории… или на огромном, общем для всех Обелиске. Воины останутся в вечности, выполнив свое предназначение. Герои, прославленные в веках… Безымянные жертвы… Расстрелянные безвинно… Война несет смерть всем, какой бы ни была эта война, чем бы ни была она оправдана. И каждый ушедший из жизни оплакан теми, кому он был дорог – дороже всего на свете.

Повести В.Быкова, к сожалению, стали актуальными. Сколько новых «горячих точек» появилось на карте мира! Писатель-гуманист призывает задуматься над ценностью человеческой жизни, над невосполнимостью людских потерь.

Произведения о войне В.Быкова – предупреждение нам, что зло легче предотвратить, чем остановить, когда оно уже возникло.

Читайте также:
Русская Литература послевоенного времени: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: