Органчик: сочинение

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Пересказ с цитатами из текста, комментарий. Органчик.

Органчик.

Начало правления Дементия Варламовича Брудастого- Органчика- 1762 год.

Летописец отмечает, как глуповцы с радостью ждали нового правителя. («…Поздравляли друг друга с радостью, целовались, проливали слезы). Некоторые надеялись, что при нём расцветёт торговля, что «под наблюдением квартальных надзирателей, возникнут науки и искусства». Далее автор с иронией пишет, что в этом «вполне выразились: и обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие».

Но градоначальник «оказался молчалив и угрюм». Очень скоро они поняли, «что такое упорное начальстволюбие».

Но больше всех поразило то, что начальник во время приёма чиновников произнёс всего лишь: «Не потерпю!». Все «остолбенели», так как любили, «чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка, чтобы из уст его, по временам, исходили любезные прибаутки».

Начальники могут даже ничего не делать или сечь и взыскивать недоимки, но при этом чтобы «приговаривали что-нибудь любезное» ( «…ты пригрозить-то пригрози, да потом и помилуй!)

«Новый градоначальник заперся в своем кабинете, не ел, не пил и все что-то скреб пером». Он изредка выбегал в зал, кидал кипу листов, произносил «Не потерплю!» и исчезал в кабинете.

Но что удивительно! В городе закипела деятельность чиновников! «Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают…»

Глупов приуныл. «Улицы запустели, на площадях показались хищные звери». Все люди были «испуганными и изнурёнными».

По городу поползли слухи, что градоначальник- оборотень.

Вдруг стало известно, что «градоначальника секретно посещает часовых и органных дел мастер Байбаков». Никак не могли глуповцы выведать у того тайну.

Но однажды путеводитель, войдя в кабинет к градоначальнику увидел, что тот сидел без головы, а голова его лежала на столе, «совершенно пустая».

Путеводитель выбежал, испугавшись. Пригласили надзирателя, а затем врача, стали допытываться, может ли быть тело без головы.

Помощник градоначальника » наказал хранить по этому предмету глубочайшую тайну, дабы не волновать народ и не поселить в нем несбыточных мечтаний».

Новость всё же дошла до глуповцев. По-разному они её восприняли: кто-то почувствовал себя сиротами и плакал, кто-то боялся ответственности за то, что подчинялся градоначальнику без головы.

Наконец настройщик Байбаков сознался, что не раз чинил голову градоначальнику, в которой было всего только две «пьесы» — «не потреплю! и «разорю». На данный момент механизм находится в Санкт-Петербурге, у часовых дел мастера Винтергальтера, и, видимо, ещё не привезён в город.

Однако шли дни, а механизм не доставлялся. В городе начались беспорядки. «Присутственные места запустели; недоимок накопилось множество,… начались убийства».

Оказывается, голову по дороге выбросил с телеги мальчик, который её доставлял. Он испугался, так как голова кричала: «Не потерплю!»

Между тем возмущения в народе продолжались. «Противообщественные элементы всплывали наверх с ужасающею быстротой». Но вдруг в город въехал градоначальник с перепачканной головой, кричащей: «Разорю!»

Оказалось, что это был самозванец. Через некоторое время приехал другой.

Заканчивается глава так: «Самозванцы встретились и смерили друг друга глазами. Толпа медленно и в молчании разошлась».

В следующей главе читатель узнаёт, что из губернии тут же прибыл рассыльный и забрал обоих самозванцев. А глуповцы, оставшись без градоначальника, немедленно впали в анархию.

КОММЕНТАРИЙ.

Каким изобразил Органчика автор?

С одной стороны, градоначальник постоянно работает, что -то пишет, чем-то распоряжается, усиленно занимается сбором накопившихся недоимок. При нём кипит деятельность всех чиновников.

Однако это жестокий, суровый человек, мрачный, неразговорчивый, с которым нередко случаются приступы ярости. Он вообще ни с кем не говорит, только приказывает. Ему двух фраз хватает, чтобы руководить целым гордом: «Не потерплю!» и «Разорю!»

Главное – народу не стало лучше от его правления! Глуповцы перестали радоваться, веселиться, общаться. В их душах поселился страх.

Автор сатирически описывает и правителя с его жесткими методами, с его недалёкостью ума и в то же время безнравственностью, и народ, который всё ещё надеется , что правитель может быть справедливым (вспомним, с какой радостью он ждал нового градоначальника). Это критика всей системы, существовавшей в царской России, и в то же время огромная боль автора за бесправное положение народа.

Читайте также:
История одного города М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие: сочинение

Пересказала и прокомментировала: Мельникова Вера Александровна.

Сочинение на тему «Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы органчика и Угрюм-Бурчеева в повести «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство «государственной машины», исследовал психологию начальников всех рангов, русского чиновничества.

Для того чтобы показать пороки общественного управления во всей полноте и глубине, писатель использовал прием гротеска, который считал самым эффективным средством отображения действительности. Гротескный образ всегда выходит за рамки правдоподобия. С помощью гротеска можно так выделить, увеличить какую-либо черту характера, что станут понятны причины того или другого явления. Гипербола и фантастика, по мнению писателя, не искажают действительность, это особые формы образного повествования, позволяющие выявить настоящую природу происходящего.

Салтыков-Щедрин считал, что «миром управляют призраки». Начальники, правители, чиновники – это не живые люди, это функции. Они не видят и не слышат людей, всячески отгораживаются от них, им надоели вечные просьбы. Задача российского чиновника или градоправителя состоит в том, чтобы «гнать» и «не пущать». Думать при этом не нужно и даже вредно.

Служение призраку государства нашло свое отражение в «Истории одного города». В этом произведении Салтыков-Щедрин нарисовал целую галерею правителей, представителей самодержавной власти. Как предмет исследования писатель берет историю города Глупова за сто лет и прослеживает деятельность всех его градоначальников в хронологическом порядке. Цель писателя – показать полную историческую несостоятельность самодержавия.

В книге «Летописец» содержится история города Глупова, состоящая из биографий градоначальников и описания их замечательнейших действий, а именно: быстрой езды на почтовых, взыскания недоимок, походов против обывателей, устройства мостовых и обложения данями торговцев. Главная черта всех правителей – это их однообразие. Отличия наблюдались только в применении наказаний. Все правители секли горожан, только некоторые объясняли за что, а другие – нет.

Градоначальник Бородавкин, приехав в Глупов, первым делом изучил деяния своих предшественников, но только ахнул, поскольку определить, чем занимались все эти люди до него, не представлялось возможным. Перед Бородавкиным было какое-то «сонное мечтание», мелькали образы без лиц. Так писатель показывает обезличенность градоначальников, которые могли только кричать «Разорю!», «Не потерплю!», а о чем шла речь – непонятно. Автор замечает, что его герои – это тени, выходящие из мрака.

Все градоначальники невежественны, умственно ограниченны, тупы. Вот как характеризуются они в «Летописце»: «При не весьма обширном уме был косноязычен»;

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

«Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество»; «Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ».

Двух градоначальников Салтыков-Щедрин описывает подробнее. Это Брудастый и Угрюм-Бурчеев. Брудастый имел в голове вместо мозга органчик, который мог воспроизводить только две фразы: «Разорю!», «Не потерплю!». Этого ему хватало, чтобы править городом и даже «привести в порядок недоимки». В образе Брудастого писатель обыгрывает безмозглость начальников.

В последнем градоначальнике, Угрюм-Бурчееве, не осталось ничего человеческого, у него отсутствуют чувства и эмоции, автор сравнивает его с механизмом. Бесчувственность Угрюм-Бурчеева наводит ужас на посетителей. «Он не топал ногами, не жестикулировал, не повышал голоса, не скрежетал зубами, не гоготал, не заливался начальственно-язвительным смехом… Совершенно беззвучным голосом выражал он свои требования». Затем он устремлял пристальный, мертвенный взгляд на посетителя. Этого застывшего взгляда вынести никто не мог. Взгляд его был «светлый, как сталь» и «совершенно свободный от мысли». Писатель замечает: «Разума он не признавал вовсе и даже считал его злейшим врагом, опутывающим человека сетью обольщений». Угрюм-Бурчеев был лишен даже чувства гнева, раздражения, ненависти, что делало общение с ним еще страшнее. Автор прямо говорит, что перед нами – идиот. Далее в тексте он не раз называет так градоначальника. Приняв какое-то безумное решение, Угрюм-Бурчеев шел напролом, считая себя правым во всем. Он решил регламентировать всю жизнь глуповцев, более того, подчинить себе весь мир, «и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни назад, ни вперед, ни направо, ни налево». Так в произведении возникает образ пустыни, в которую превращают все вокруг себя тупые, ограниченные начальники. Символически выглядит портрет Угрюм-Бурчеева. На картине он одет в военного покроя сюртук, в руке «Устав», кругом пейзаж пустыни, в середине которой стоит тюрьма, а вместо неба надо всем нависла серая солдатская шинель. Пустыня символизирует рай – в ней нет никого, никто не беспокоит.

Читайте также:
Своеобразие жанра сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Салтыков-Щедрин создал монументальный образ, сочетающий в себе самые отвратительные, враждебные человеку качества. Градоначальник победил в себе «всякое естество», у него «деревянное лицо», окаменевшая фигура. Он «со всех сторон наглухо закупоренное существо», действует, как бездушный механизм: ни жалости, ни сочувствия, ни понимания. Писатель-сатирик добился необычайного эффекта обобщения, показав в образе «всевластного идиота» самую суть тирании.

Брудастый – характеристика и образ героя из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Истории одного города»

Общая характеристика

Выглядел Дементий Варламович Брудастый ничем ни примечательно. Внешность его была обычная, малозапоминающаяся. Он никогда не улыбался, большую часть времени был мрачен и время от времени был подвержен приступам ярости.

Кратко характер градоначальника можно описать следующими словами:

  • жестокий;
  • властный;
  • непримиримый;
  • деятельный.

Он издавал всего несколько различимых звуков: «Разорю» или «Не потерплю». Иногда внутри градоначальника что-то жужжало или скрипело. Однажды кто-то из его помощников заметил, что вместо головы у Брудастого какое-то механическое устройство, похожее на органчик.

В городе началось тайное расследование, во время которого стало известно, что многие еще раньше видели механическую голову градоначальника, отделенную от тела, но не придавали этому значение.

Из допроса мастера Байбакова, вскрылось, что голова у Брудастова пустая. Внутри нее нет ничего, кроме маленького органчика, который время от времени требует починки. Благодаря этой особенности градоначальника так и прозвали — «Органчик».

Деятельность Брудастого

Городом Глупов Дементий Варламович правил около года. На пост этот он попал благодаря какой-то неразберихе. Поначалу жители даже обрадовались Брудастому, но уже вскоре были напуганы его зловещей нелюдимостью.

Сразу же по приезду в город новоиспеченный градоначальник пересек розгами много ямщиков. Он заперся в кабинете и безостановочно писал различные приказы. Время от времени он выбегал из своего кабинета, бросал письмоводителю пачки исписанных листов и с криком «Не потерплю!» скрывался у себя за дверью.

Результат правления Дементия Варламовича:

  • террор;
  • хаос;
  • ужас.

В «Истории одного города» Брудастый развил в Глупове бурную деятельность, от которой жителей города охватили страх и уныние. Люди стараются не выходить из домов. На улицах не слышен смех. Прекратились оживленные сходки и игры.

По приказу «Органчика» у жителей отбирают имущество за долги. Самих людей хватают, секут и порют. В Глупове царит паника и неразбериха. Испуганные люди вынуждены прятаться в своих убежищах.

Поступки Брудастого хорошо узнаваемы читателем — столетия не одно поколение испытывало на себе подобное правление.

Значение образа

Цель писателя — показать на примере «Органчика», историческую несостоятельность самодержавия. В образе Брудастого сатирик обыгрывает глупость начальников. В Дементии Варламовиче олицетворены главные черты правительственного деспотизма — тупость и ограниченность.

В разговорах между собой жители города называют его главу «прохвостом». Здесь Щедрин проводит аналогию с латинским словом «профос»: так в немецкой армии именовали палачей. В России же, вплоть до середины XIX века, так называли работников тюрьмы, которые убирали нечистоты в камерах.

Неслучайно выбрана автором и фамилия героя. Брудастые — гончая порода собак с густой растительностью, нависшими бровями и козлиной бородкой. Псы эти отличаются злобным норовом, упрямством и неутомимостью.

Таким образом, характеристика «Органчика», по мнению автора, включает в себя все эти признаки. Брудастый, символизирующий собой самодержавную власть, назван экзекутором и злобной собакой. В период его правления жизнь народа превратилась в страшный и совершенно бессмысленный террор.

Примечателен и конец Дементия Варламовича. У Брудастого ломается органчик в голове и ему заказывают новый в Петербурге. А тем временем местный умелец чинит старую его голову. На месте одного градоначальника каким-то непостижимым образом оказываются 2 — и оба с органчиками в голове.

Их объявляют самозванцами и увозят из города на экспертизу. После чего в Глупове начинается анархия и междоусобица, которая длится в течение семи дней.

На примере образа Брудастого автор показал, что правители, в своем большинстве, злые и глупые люди. А русский народ до такой степени нуждается в руководителе, что согласен терпеть насилие, рабство и нищету.

Читайте также:
Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина: сочинение

Образ и характеристика Брудастого в Истории одного города (Органчик) сочинение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ и характеристика Брудастого в Истории одного города

Одним основных героев творения «История одного города» считается градоначальник Глупово Дементий Варламович Брудастый. Дементий был восьмым градоначальником Глупово. Дементий Брудастый был мрачным и неразговорчивым человеком, одновременно герой был бессердечным и строгим.

Только став градоначальником, герой начал проявлять свою жестокость и избивать ямщиков. Иногда у градоначальника случались приступы ярости. Дементий любил приказывать и распоряжаться. Попав в Глупово, он начал давать указания. Он не выходил из кабинета, лишний раз не пил, и не ел. Градоначальник начал истово заниматься скопившимися делами, касаемо неуплаченных налогов. Брудастый занимался бумажными делами и почти не разговаривал с глуповцами. При правлении Дементия работа полиции и бюрократов активно развилась. По требованию градоначальника, полицейские и чиновники нападают и избивают жителей, отнимая у них имущество в счет неуплаченных налогов.

Люди начали испытывать страх и ужас перед Брудастым. Жители города перестали смеяться, играть и веселиться. Улицы запустели, люди выходили из дома только о сильной нужде. Суровый градоначальник произносил только «Не потерплю!» и «Разорю!». Чиновники заметили, что у главы города вместо головы есть орган. Дементия Брудастого начали обзывать органчиком. Брудастый вместо настоящей головы имел орган. Как – то раз его голова сломалась, и чиновникам пришлось заказать новый орган. Орган чиновники приобрели у мастера в Петербурге. Голову градоначальника нужно было наполнять особой жидкостью. Иначе орган был простой оболочкой с отсутствием мозгов.

В это время мастер из Глупово начал исправлять старую голову. В итоге в городке начали работать 2 градоначальника под фамилией Брудастый. Чуть позже обманщиков отстраняют от должности и вывозят из Глупово. Главной правдой является только то, что градоначальники были обманщиками. За ними в Глупово приезжал рассыльный. Они были помещены в емкости со спиртом.

Подобным образом, за счет градоначальника писатель показал, что правители городка являются только пешками, над которыми властвуют подобные отрицательные качества как глупость, предубеждения, косность, злая проницательность. По словам автора, русский народ тоже смог бы жить без подобных руководителей. После того как градоначальник заболел, лишившись головы, в городке настали беспорядки и безвластие. Включив в произведение 2 градоначальников, автор написал, что все правители городка одинаково безличны и ничтожны, также ужасны.

Внешность героя

О внешнем виде героя известно немного. Он совершенно типичен, как и все предыдущие правители новит мундир. Он зол, подвержен вспышкам гнева, улыбка никогда не посещает его лицо. Автор повествует о том, как однажды помощник градоначальника заметил, что у Брудастого вместо головы – особое устройство, напоминающее органчик. Он издаёт лишь несколько примитивных мелодий: “Не потерплю” и “Разорю”. За время своего правления других слов от градоначальника никогда никто не слышал. Ужасную, но аллегорически потрясающую картину рисует автор, описывая, как однажды у градоначальника сломалась голова, он снял её с плеч и отдал на ремонт. Её отправили какому-то мастеру в Петербург, а в это время глуповцы “впали в анархию”.

Общая характеристика

Выглядел Дементий Варламович Брудастый ничем ни примечательно. Внешность его была обычная, малозапоминающаяся. Он никогда не улыбался, большую часть времени был мрачен и время от времени был подвержен приступам ярости.

Кратко характер градоначальника можно описать следующими словами:

  • жестокий;
  • властный;
  • непримиримый;
  • деятельный.

Он издавал всего несколько различимых звуков: «Разорю» или «Не потерплю». Иногда внутри градоначальника что-то жужжало или скрипело. Однажды кто-то из его помощников заметил, что вместо головы у Брудастого какое-то механическое устройство, похожее на органчик.

В городе началось тайное расследование, во время которого стало известно, что многие еще раньше видели механическую голову градоначальника, отделенную от тела, но не придавали этому значение.

Из допроса мастера Байбакова, вскрылось, что голова у Брудастова пустая. Внутри нее нет ничего, кроме маленького органчика, который время от времени требует починки. Благодаря этой особенности градоначальника так и прозвали — «Органчик».

Читайте также:
Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина: сочинение

Приход к власти

Дементий Варламович каким-то непонятным образом оказался у власти, ему довелось править около года. Попал на должность восьмого градоначальника Глупова Брудастый как-то случайно, в неразберихе. Как ни странно, он продержался около года, доблестно взимая с граждан не только текущие долги и недоимки, но и то, что остались должны глуповцы предыдущему начальнику. Брудастый – своеобразный человек-механизм: деятельный, властный, непримиримый. В нём нет человеческих качеств, потому что он скорее машина-исполнитель, этакая марионетка, чем живое существо.

Время правления Брудастого – тяжёлое для всех глуповцев без исключения:”Глупов, беспечный, добродушно‑веселый Глупов, приуныл. Нет более оживленных сходок за воротами домов, умолкло щелканье подсолнухов, нет игры в бабки!

Улицы запустели, на площадях показались хищные звери. “Люди только по нужде оставляли дома свои и, на мгновение показавши испуганные и изнуренные лица, тотчас же хоронились”. Жестокость, неразбериха, паника, всеобщий страх – это то, что овладело глуповцами с приходом к власти Дементия Варламовича.

Деятельность Брудастого

Городом Глупов Дементий Варламович правил около года. На пост этот он попал благодаря какой-то неразберихе. Поначалу жители даже обрадовались Брудастому, но уже вскоре были напуганы его зловещей нелюдимостью.

Сразу же по приезду в город новоиспеченный градоначальник пересек розгами много ямщиков. Он заперся в кабинете и безостановочно писал различные приказы. Время от времени он выбегал из своего кабинета, бросал письмоводителю пачки исписанных листов и с криком «Не потерплю!» скрывался у себя за дверью.

Результат правления Дементия Варламовича:

  • террор;
  • хаос;
  • ужас.

В «Истории одного города» Брудастый развил в Глупове бурную деятельность, от которой жителей города охватили страх и уныние. Люди стараются не выходить из домов. На улицах не слышен смех. Прекратились оживленные сходки и игры.

По приказу «Органчика» у жителей отбирают имущество за долги. Самих людей хватают, секут и порют. В Глупове царит паника и неразбериха. Испуганные люди вынуждены прятаться в своих убежищах.

Поступки Брудастого хорошо узнаваемы читателем — столетия не одно поколение испытывало на себе подобное правление.

Что символизирует образ Брудастого в произведении

Сухой бюрократизм, бездумная исполнительность, жестокость, самодурство, глупость – вот те вехи, на которых держится власть в царской России. Это,. пожалуй, самый яркий образ самодержавия в русской литературе: человек без головы, без сердца, пустой механизм, подобный марионетке. Ещё страшнее, что народ без вышедшего из строя (из-за поломки органчика) градоначальника, стал паниковать, начались восстания, непорядки – люди нуждались в любом, пусть даже таком, как Брудастый, управителе. Народ готов терпеть нищету, избиения, несправедливость, чем отсутствие власти. Рабская психология, незрелое самосознание – вот то, что показывает нам автор через призму художественных образов.

В нашей статье вы найдёте характеристику Брудастого Дементия Варламовича, восьмого градоначальника города Глупова из романа М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”.

Вариант 2

Произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» в наивысшей форме иронии и сарказма высмеивает чиновничьи пороки в образах градоначальников. Одним из таких персонажей является фигура Дементия Варламовича Брудастого, правившего глуповцами около года.

Внешне ничем не примечательный, восьмой по счету начальник города одет в мундир. На его лице никто никогда не видел и намека на улыбку, а злое, угрюмое и расчетливое лицо никогда не бывает довольно. Градоначальник, вместо заботы о местных жителях, наводит на окружающих ужас и страх, запугивая наказаниями в виде телесных наказаний и прилюдных унижений. Даже само правление в городе начинается с порки розгами ямщиков.

Из-за того, что один из чиновников обратил внимание на странный механизм в голове Брудастого, который внешне напоминает небольшой орган, градоначальник получил прозвище «органчик». Подтверждая своё неофициальное обозначение, Брудастый выдавал одни и те же заранее заготовленные фразы: «Не потерплю!», «Разорю!» Салтыков-Щедрин усугубляет образ чиновника, повествуя о ситуации, в которой голова «выходит из строя». Брудастый сдает её в ремонт и отправляет в Петербург мастеру по ремонту механизмов. Кроме того, «говорящая» фамилия чиновника также характеризует его образ, ведь известно, что брудастые – это порода собак, отличающаяся особой жестокостью.

Читайте также:
Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина 2: сочинение

В образе Брудастого Салтыков-Щедрин воплотил образ механического руководства властью чиновником, не обладающего никакими человеческими качествами. Мало того, что он не выполнял никакой государственной роли. Брудастый обирал народ, безбожно взимал налоги, бездушно наказывал за непослушание или провинность и был при этом полностью удовлетворен своей государственной службой. Период его правления обрек город на страх, измождение, панику и жестокость, так как машине-исполнителю чуждо все человеческое. Только полиция и чиновничий аппарат всегда были у дела: полиция – исполняя наказания, а чиновники – вторя за градоначальником нелепости.

Именно такие ключевые черты чиновничьего произвола отметил автор во времена Царской России, когда самодурство, чинопочитание, исполнительность без здравого смысла, жестокость и бесконечный бюрократизм были теми «китами», на которых строился государственный аппарат. Салтыков-Щедрин, будучи сам частью этого устройства, как никто другой, мог изобразить её подлинно и с размахом настоящего мастера слова.

Другие сочинения: ← Алексей Мересьев (Повесть о настоящем человеке)↑ ДругиеСравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина →

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «История одного города»
  • для самых компанейских — Главные герои «История одного города»
  • для самых занятых — Читательский дневник «История одного города»
  • для самых любопытных — Анализ «История одного города» Салтыков-Щедрин
  • для самых крутых — Читать «История одного города» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Органчик (Дементий Брудастый): характеристика персонажа («История одного города»)

Галерея монстров-управителей в произведении начинается образом Органчика — Дементия Варламовича Брудастого, хотя в описи он значится восьмым. Прозрачный намек — он появился в Глупове в 1762 году. Ясно, что нетерпеливое ожидание этого деятеля жителями города было связано с переменами — крестьянской реформой, провозглашенной, как вы помните, в феврале 1861 года. Тем разительней контраст ожидаемого и происшедшего в реальности.

Реформа подавалась русскими правителями как величайшее завоевание, и глуповцы в высшей мере оптимистично ждут прибытия нового начальника — новый, в их представлении, обязательно лучший. «В порыве восторга вспоминались и старинные глуповские вольности. Лучшие граждане собрались перед соборной колокольней и, образовав всенародное вече, потрясали воздух восклицаниями: «батюшка-то наш! красавчик-то наш! умница-то наш!»

Так соединились здесь начальстволюбие как таковое и либерализм. Знаменитое щедринское слово «начальстволюбие» означает рабскую привычку путать истину с убеждением, что тот, кто наверху, — всегда прав и мудр. Прочтите с этой точки зрения весь роман «История одного города» и увидите, что через множество эпизодов и характеристик проходит печальная история существования и кризиса глуповского начальстволюбия. Самая первая и одна из самых впечатляющих глав в этом отношении как раз «Органчик». На ее примере лучше всего проследить, как именно рождается, обогащается, развертывается образ-понятие.

Всем, конечно, знакомы выражения «пустой малый», «пустая голова». Но никто, разумеется, не понимает их буквально. А вот М. Е. Салтыков-Щедрин силой образного воображения писателя и читателя буквализирует расхожие выражения. Автор вкладывает в пустую голову механизм говорящей куклы, произносящей лишь два слова. Но не «папа» и «мама», а… «не потерплю!» и «разорю!». Разве мало было в щедринские, да и позднейшие времена градоначальников и просто начальников, которые управляли только угрозами и взысканиями. Перед нами не просто реализация метафоры, а реализация действенная. Затем происходит событийное приращение: если на плечах у человека механизм, то он может ведь и сломаться? Что и происходит в главе «Органчик».

В один прекрасный весенний день Дементий Варламович Брудастый «сломался». Но сломанные вещи чинят, и… градоначальническая голова тайно уносится к часовых дел мастеру. Но тайна просачивается в город. И вот уже взволнованные обыватели (один из них увидел в окне часовщика Байбакова градоначальническую голову, окруженную слесарным инструментом) задают ученому человеку — смотрителю народных училищ вопрос: «Бывали ли в истории примеры, чтобы люди распоряжались, вели войны и заключали трактаты, имея на плечах порожний сосуд?». Фантастика здесь переходит в иронию: нет, конечно, не было в истории человечества правителей с механическими головами, но вот похожие на них — были, имели «хотя и не порожний, но все равно как бы порожний сосуд». Такие переходы от фантастики к иронии постоянны в системе щедринского текста, и заинтересованный читатель легко их выделяет. В них своя особая художественная прелесть сатиры, одновременно разящей, беспощадной и тонкой, много акцентной, рассчитанной на умного читателя.

Читайте также:
Особенности жанра сказки у М. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Итак, текст «Истории одного города» динамичен вдвойне: развивается сатирическая мысль писателя и развивается, развертывается сама материя образа. Так будет во всех главах романа. «История одного города» состоит из глав, вполне законченных. Они могут быть восприняты вами и как самостоятельные произведения малой сатирической формы, где все завершено по мысли и по форме, поставлено на свои места.

Источник: Комина Р.В. Над страницами русской классики. — М.: Просвещение, 1991

Несколько интересных сочинений

Родители – это самые близкие и родные люди, которые на протяжении всей жизни всегда заботятся о своих детях и поучают их. Пока они маленькие, они могут этого не замечать. Во время подросткового возраста дети в силу того

В этом рассказе Михаил Шолохов показывает, как бы сложно не было, нужно оставаться человеком. Автор дает понять что не плен не потеря близких людей не сломала человека.

Произведение «Бывшие люди» появилось в свет в 1897 году. Основой для написания данного очерка была жизненная ситуация, которая заставила молодого Горького жить в ночлежке. Автор передает читателю жизнь людей «бывших людей»

В начале рассказа И.А. Бунин рисует любовную идиллию: пара молодых людей приятно проводит время вместе, наслаждается друг другом, посещает театры, рестораны и курсы. Они молоды и красивы, и часто ловят на себе восхищенные взгляды

Повесть Распутина можно отнести к деревенской прозе, в которой изображена жизнь простых людей. Название произведения много о чем говорит. «Матеру» можно сравнить с матерью землей, с которой трудно прощаться, ибо это малая родина родившихся здесь людей.

Образы градоначальников в романе История одного города сочинение Салтыков-Щедрин

Салтыков-Щедрин – гениальный сатирик своего времени, который помимо обличающих сказок писал ещё и большие произведения, в которых также высмеивал какие-то устои общества, характеры людей. Одним из таких его творений является «История одного города», в котором рассказывается о глуповцах и их правителях градоначальниках, каждый из которых внёс свой вклад в развитие города. Каким был этот вклад – отдельная тема.

Первый градоначальник Брудастый был ограниченным человеком, который то и дело произносил фразу «Разорю!». Прозвали его так в честь злой и свирепой породы собак, брудастых. В голове его было что-то вроде органчика, иногда он даже снимал её. Органчик сломался – Брудастого увезли.

Двоекуров по сравнению с Брудастым куда более положительный персонаж. Он хотел построить академию, но вместо неё вышла тюрьма. Он заставил всех жителей есть лавровый лист и горчицу, что, конечно, является самодурством. Умер он от возраста.

Фердыщенко – глупый и очень ленивый градоначальник. Он совсем не занимается государственными делами, вместо этого только гуляет и пьянствует. В конце концов влюбляется в одну девушку и сходит с ума. Умирает от переедания.

Негодяев – это бывший крестьянин. Он был дурным правителем, за годы его властвования люди перестали хоть как-то развиваться, совсем опустились, а внешне начали походить на зверей.

Прыщ – градоначальник, приехавший не с целью уладить дела города, а с целью отдохнуть. Что иронично, во время его правления жители стали богаче, но это только вследствие отсутствия сбора налогов. Умер от того, что его голову съел какой-то дворянин, и было это не от дикости последнего, здесь всё гораздо проще (или, наоборот, сложнее) – голова Прыща была фаршированной.

Грустилов, соответствуя своей фамилии, был меланхоликом, и умер он, о чём не сложно догадаться, от грусти. Годы его правления – это полнейшая анархия. Грустилов был любвеобилен, у него не было моральных принципов. Многие критики видят в этом образе черты Александра I.

Угрюм-Бурчеев – жёсткий градоначальник, спавший на камне. Он очень любил военную тему и постоянно внедрял эту дисциплину, требуя от всех военной подготовки.

Читайте также:
Социально-политические мотивы сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Градоначальники в этом произведении – лучшее подтверждение таланта Салтыкова-Щедрина. Образы существующих людей, которые в те времена стояли «у руля» легко угадываются в характерах героев. Автор даёт градоначальникам говорящие фамилии, что характерно сатире. Гипербола, сарказм и гротеск – то, что помогает Михаилу Евграфовичу рассказать о исторических лицах так, чтоб это поняли только люди умные и хоть немного думающие.

2 вариант

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был талантливым сатириком, которые высмеивал начальников и правительство. В романе «История одного города» Салтыков-Щедрин пишет о городе Глупове, который за сто лет своего существования поменял многочисленное количество градоначальников. Михаил Евграфович любил пользоваться в описании своих героев гротеска, таким образом, он считал, что в полной мере описывал характер и образ начальников, чиновников.

Салтыков-Щедрин считал, что даже преувеличение не может испортить образа, который писатель пытался передать читателю. Михаил Евграфович относился к начальникам не как к людям, он больше считал их не за людей, а за функции. Каждый из чиновников выполнял свои функции, но никто никогда не обращал внимания на людей и их потребности. Чиновники и начальники никогда не слышали людей, потому что им было все равно на них, каждый из них беспокоился лишь о своем благосостоянии. Каждому градоначальнику и чиновнику не нравится, что народ приходит к ним с многочисленными жалобами, поэтому они стараются от них как можно быстрее откреститься. При этом каждый из них считает, что думать не обязательно, а скорее всего даже вредно для них.

Салтыков-Щедрин в своем романе «История одного города» описал огромное количество градоначальников, которые пытались управлять городом Глупов. Писатель пытался осветить всю несостоятельность самодержавия. Каждый из градоначальников пытался править по своему, но все точно знали, что не должны идти на поводу у народа. Салтыков-Щедрин написал о полной несостоятельности власти и высмеял градоначальников.

В романе пишется о многочисленных градоначальниках сменяющих один одного и об их нелепом руководстве городом. Михаил Евграфович создал образ многих начальников и описал в одном романе. Начальники все отличались, но лишь в одном они были все одинаковы, они секли своих горожан. Некоторые из них объяснили, за что наказывали их, а другие даже не считали нужным объяснять.

Градоначальник Дементий Варламович Брудастый был очень глуп и своеобразен. Его словами всегда были «Не потерплю» и «Разорю» народ не понимал начальника. В один из дней они нашли градоначальника сидящим за своим столом, но без головы она спокойно лежала рядом. Здесь писатель решил выделить такой момент, что голова градоначальника была абсолютна пуста. Мастер часов подсказал народу Глупова, что голова была неисправна, в углу стоял органчик и кричал лишь две фразы: «Не потерплю» и «Разорю». Тогда он решил оповестить в Петербург, чтобы прислали новую исправную голову, но она так и не пришла. Салтыков-Щедрин высмеивает Брудастого, что он начальник с пустой головой.

Затем в Глупове появились самозванцы, а потом и вовсе город некоторое время был предоставлен сам себе. Затем Глуповом пытались руководить градоначальницы, но тоже ничего не вышло.

После многочисленных смен начальников в Глупов приехал Петр Петрович Фердыщенко, при котором город расцвел на шесть лет. Затем Фердыщенко совершил ошибку и влюбился в замужнюю девушку, и в город пришла засуха. Когда народ разобрался с Аленкой, Фердыщенко увлекся другой женщиной и пришли пожары. Тогда Петр Петрович решил бросить женщину и закончить свою службу городу путешествием. На третий день путешествий по городу он умер от объедения. Таким образом, писатель решил сделать акцент на том, что градоначальник очень любил себя и умер от чревоугодия, коим являлся его грехом.

За Фердыщенко последовали другие начальники, которые разоряли город и не знали вообще, как им управлять. Подавляли народное восстание войнами и пытались привить свою религию. Один устраивал каждодневные баллы, что привело к голоду, потому что люди обленились и перестали засеивать огороды. Некоторые из градоначальников, то и дело занимались лишь своей личной жизнью и больше их ничего не волновало.

Когда в Глупове появился последний градоначальник, город был беден и растаскан предшественниками. Угрюм-Бурчеев оказался не совсем умным человеком и Салтыков-Щедрин пишет о нем, что он идиот. Бурчеев решает снести город и построить на его месте новый идеальный, с идеальными улицами и людьми. Но начальнику так и не удалось возвести идеальный город с ровными уличками, ведь ему помешала река. Как ни старался Бурчеев, река не поддавалась и осталась на своем месте, тогда Угрюм-Бурчеев увидел что-то, что автор называет «оно» и убежал из города навсегда. Так и закончилась жизнь города Глупов и его горожан глуповцев. Они все шли за своими начальниками и делали то, что им навязывали и приказывали. Таким образом, они вместе с начальниками загубили свой родной город.

Читайте также:
Игрушечные люди: сочинение

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, написав свой роман «История одного города» хотел показать читателю, что стоит отстаивать свои права и всячески их защищать. Не стоит подстраиваться под каждого начальника и губить свой город. Салтыков-Щедрин использовал много смешных моментов, но и с ними читателю понятно о том, что власти не хотят делать ничего для народа, а лишь пускают пыль в глаза, а люди им верят. Хоть в этом романе и много моментов, которые вызывают улыбку, на самом деле в романе пишется о том, как не совсем умные начальники загубили жизнь целого города и его горожан. Свои романом Салтыков-Щедрин призывает каждого человека не доверять слепо каждому кто приходит к власти, а самим что-то делать для своей страны и города.

Сочинение Образы градоначальников в романе История одного города

Роман «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина был опубликован в 1870 году. Пользуясь литературным приемом гротеск, автор высмеивает самодержавие. В произведении, признанном сатирическим, нашли отображение образы, созданные по подобию некоторых российских самодержцев и политических деятелей. Повествование идёт от имени вымышленного летописца.

На примере истории города Глупова и его градоначальников, писатель образно показывает все изъяны исторической несостоятельности самодержавного строя. При всей кажущейся неправдоподобности, Щедрин описывает реальные события. При самовластии управлять государством порой назначались самые случайные люди. Достаточно было произвести положительное впечатление на монарха или его приближённых. Тому в истории немало примеров.

Рисуя портреты градоначальников, Щедрин создаёт образы бездарных временщиков, пригревшихся у власти. Весь их интерес заключается в том, чтобы наворовать побольше. Им неинтересна судьба государства, из казны которого они воруют. Народ, живущий в этом государстве, и вовсе никому не нужен.

Градоначальников в городе Глупове перебывало великое множество. Их было ни много, ни мало, а целых 22 человека, согласно «описи градоначальников». Каждый из них выделялся среди других чем-то особенным. Так, например, Дементий Брудастый, которому выпала честь быть первым градоначальником города Глупова. Он был назначен на эту должность впопыхах. Возможно, поэтому никто не обратил внимания на то, что вместо головы у него был маленький органчик.

Некто Угрюм-Бурчеев, человек недалёкий по складу своего ума. Это один из самых отрицательных образов среди градоначальников Глупова. Неспособный учиться, думать и созидать, этот человек мечтал о всеобщей муштре и беспрекословном исполнении своих глупых указов.

Недаром у всех градоначальников такие характерные фамилии. Иногда они указывают на прототип, с которого писался образ героя произведения. Так, например, образ Бородавкина, который стремился к осуществлению реформ, можно отождествить с Петром I. Градоначальник Пфейфер напоминает Петра III, Негодяев – Павла I, Грустилов – Александра I, Перехват-Залихватский указывает на Николая I. А под Угрюм-Бурчеевым подразумевался граф Аракчеев.

Все деяния и «заслуги» управителей города Глупова не выдерживают никакой критики. Чем бы каждый из ни занимался, пользы городу и людям, живущим в нём, не было никакой. Городом правили разные люди. Но всех их объединяло одно: человеконенавистническое начало. Все их действия были направлены на личное обогащение, разворовывание государственной казны, безоговорочное подчинение народа.

С такими правителями народу жилось всё хуже и хуже. Посредством созданных образов, автор показывает всю суть единовластия и истинное лицо тирании. Что бы ни происходило в городе Глупове, кто бы ни был у власти, произвол и насилие над населением оставалось постоянным. Какими бы «благими» намерениями ни руководствовались градоначальники, людям они не сулили ничего, кроме новых бед и репрессий.

Читайте также:
М. Е. Салтыков-Щедрин Художественные особенности: сочинение

Сочинение на тему: Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 05.04.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Хорошие русские сказки, прочитанные нам бабушками перед сном, всегда рассказывают о добрых делах и учат хорошему поведению на примерах героев. Эти примеры достаточно просты, чтобы их мог понять любой читатель, особенно молодой. Кажется, что сказки пишутся для детей, потому что дети быстрее усваивают информацию, но взрослые также заинтересованы в том, чтобы читать сказки и искать новые значения или ответы на свои вопросы.

Аллегорический сюжет сказок, в котором человеческие пороки высмеиваются при изображении животных. Когда вы читаете сказку, вы невольно думаете о людях со схожим поведением. Сказка – это нечто волшебное; только в сказке оживают предметы быта, а животные начинают говорить человеческим голосом. Но ложь в сказке становится правдой, которая несет в себе поучительный характер: будь благодарен, ненавидь своих врагов, истребляй зло, радуйся добру, будь добрым и честным человеком.

Такие дидактические действия содержатся в баснях, сказках, мифах и легендах, песнях. Не обязательно ни в авторе, ни в народе. Например, русская народная сказка “Репка”. Она не очень длинная и имеет простой сюжет, но содержит в себе сокровищницу ценностей и философских тем.

Сказка “Репка” показывает читателю, что вместе мы можем справиться с большой задачей и как важно, чтобы каждый был участником общего процесса. Обратитесь за помощью к другому человеку и вместе вы добьетесь успеха!

Взаимопомощь также является важной частью философии этого повествования. Если бы дедушка или жук отказались помогать, репку бы не вытащили. Как важно быть вовремя, чтобы помочь. Не откладывай обещания на потом, выполняй их сейчас. Что если кому-то уже нужна твоя помощь? Это важная мировая мудрость, которая есть в сказке.

А.С. Пушкин – мастер пера, умело воспроизводящий смысл этой пословицы в рассказе о рыбе и рыбаке. В этой истории старик и пожилая женщина жили в нищете, и однажды старику посчастливилось поймать золотую рыбку. Жена старика отругала его со своим отвратительным нравом, когда он вернулся домой, и послала его к рыбам за его капризами. Сначала она попросила новое корыто, но после того, как она его получила, поняла, что может попросить большего, и ее желания росли с каждым пришествием деда. Но когда старуха захотела, чтобы рыба подчинилась ей, рыба вернула все, как было раньше, и старуха осталась с разбитым корытом рядом с землянкой.

Мораль истории такова: жадность и эгоизм не ведут к процветанию – они только все ухудшают, все возвращается дважды.

А.С. Пушкин заканчивает “Сказку о золотом петушке” пословицей: “Сказка – это ложь, но подсказка в сказке; урок для хороших людей”.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Салтыков-Щедрин M. E. Сказка – ложь, да в ней намек! (А. С. Пушкин)

Салтыков-Щедрин M. E.

Сочинение по произведению на тему: Сказка – ложь, да в ней намек! (А. С. Пушкин)

(по русской литературной сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Читайте также:
Социально-политические мотивы сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для

воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония.

Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло” (В. Маяковский).

Объектом сатиры в литературе могут быть самые разные явления. Политическая сатира

встречается чаще всего. Ярким доказательством является “Сказки” М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Сказка — один из видов устного народного творчества, произведение волшебного, бытового или авантюрного характера. Фантастичность сказочных сюжетов позволила Салтыкову-Щедрину продолжать критику общественного строя, обходя цензуру даже в условиях политической реакции в России, то есть сатира была оружием для автора.

“Сказки” Салтыкова-Щедрина индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Они содержат в себе проблемы всего творчества сатирика. Щедринские сказки рисуют не просто злых или добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века.

Теперь постараемся рассмотреть особенности жанра сказок писателя на примере некоторых из них.

В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и эксплуататоры. В “Диком помещике”, а также в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Щедрин показывает образ труженика-кормильца. Он может достать пищу, сшить одежду, покорить стихийные силы природы. В сказке “Дикий помещик” автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшись без слуг. Этот помещик, как и генералы из

предыдущей сказки, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное, становится лесным

хищником. И жизнь эта, в сущности, продолжение его предыдущего хищного

существования. Достойный внешний облик дикий помещик, как и генералы, приобретает

снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. В этой сказке Щедрин показывает взаимоотношения эксплуататоров и крестьян в пореформенное время.

В сказке же “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” читатель видит

безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам.

Он даже сам привязывает себя на веревку, что лишний раз указывает на покорность,

забитость русского мужика. Автор призывает народ к борьбе, протесту, призывает

проснуться, обдумать свое положение, перестать безропотно подчиняться.

В “Премудром пескаре” мы видим жизнь обывателя, боящегося всего на свете. Премудрый пескарь постоянно сидит взаперти, боясь лишний раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить. Он ведет замкнутую, скучную жизнь. Своими жизненными принципами он напоминает героя рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре” Беликова. Когда пескарь задумывается о прожитой жизни, то он задает себе вопросы: “Какие

были у него радости? Кого он утешил? Кого приютил, обогрел, защитил?” И на все эти

вопросы ему пришлось отвечать: “Никому, никто. Он жил и дрожал — только и всего”. И

только перед самой смертью он осознает, что никому он не нужен, никто его не знает, никто о нем не вспомнит. Огромную обывательскую отчужденность, замкнутость показывает писатель в “Премудром пескаре”.

Но все же почему и для чего автор прибегает к аллегории и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть

цензуру, или это литературный прием, с помощью которого автор острее вскрывает

сущность изображаемого явления? Ведь среди сказок Щедрина есть и такие, где действуют люди: “Либерал”, “Дурак”, “Соседи” и другие. Зачем же ему понадобилось

обратиться к миру рыб, животных, птиц?

Затем, что образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Писатель приписывает рыбе человеческие свойства и, вместе с тем, показывает, что человеку присущи рыбьи черты. Таким образом, “пескарь” — это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая породу людей-обывателей, трусливых и жалких.

Крылатое выражение “сказка ложь, да в ней намек!”, несомненно, имеет отношение к творчеству Салтыкова-Щедрина — итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего

творческого пути писателя. Эти “Сказки” — самая настоящая сатира.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: