Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Сочинение Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин на завершении своего творчества писал в большое количество сказок, в сюжете которых был скрыт смысл трактовки сложных политических и нравственных проблем. Несмотря на то, что его творения были довольно-таки короткими, он смог передать в них всю суть своей сатиры. Благодаря разнообразию художественных приемов и социальной значимости, они помогают развеять иллюзии разных возрастов. Людей, которые привыкли смотреть на мир через розовые очки.

Поэт объединил разные жанры, тем самым читатель может разглядеть в героях его трудов маски, скрывающие реальные лица. Салтыков-Щедрин замаскировал в своих героях разные типы. Присущие характерные черты, были обрисованы в животном мире персонажей писателя.

Каждое творение писателя очень интересно. Здесь добро противостоит злу каждое произведение наделено особенной маралью, которая воспитывает народ. Не зря М.С.Щедрин употребляет пословицы и поговорки, которые уже заложены в голове каждого, с давних времен.

Образы, созданные.Салтыковом-Щедриным, актуальны и в наше время. Всегда можно встретить человека с его недостатками, которые он, почему-то считает достоинством. Автор хотел донести, что не нужно забывать о моральных ценностях. Ведь иногда человеку гораздо проще быть зайцем, медведем или лисицей. Тем самым люди выбирают для себя более удобные качества.

Чтобы продемонстрировать связь с народным фольклором писатель употребляет сказочные выражения. С помощью употребления сказочных зачинов, автор демонстрирует связь с фольклором. Народную речь изучившую во время службы, писатель часто употреблял в своих произведениях

С помощью фантастики употребляемой в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»Михаил С.Щ показывает, что труд, является источником благополучия. Привыкшие жить в комфорте с прислугой генералы, насмотревшись на поведение зверей, готовы были буквально сожрать друг друга. С появлением мужика дело наладилось, он смог их и накормить и напоить. Так же как и в сказке «дикий помещик» хозяин, озверел после того как выгнал со своего имения всех прислуг, он начал ходить как собака на четвереньках, стал запинаться в речи, не мог связать слова в правильное предложение, весь оброс с головы до ног.

Михаил Евграфович создал новый политический жанр, которым были написаны его произведения, создавая противостояние общественному строю. Итог многолетних наблюдений был воплощён в каждом созданным писателем произведении.

2 вариант

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович – великий писатель 19 века. Один из немногих, чьё творчество действительно можно назвать сатирическим. В своих произведениях он обличает человеческие и общественные пороки. Но самое главное отличие этого автора от других – это то, что он писал сказки. Именно в своих «сказках для детей изрядного возраста», как писатель называл их, Салтыков-Щедрин изображает различных персонажей, так похожих на настоящих людей.

В произведениях Михаила Евграфовича воедино сплетены реальность и фантастика. Так, например, в его работе «История одного города» можно увидеть и вполне возможные в нашем мире вещи, и, например, одного из градоначальников Прыща, как оказалось, у которого была фаршированная голова. Это смешно. Это смех сквозь слёзы, поскольку в совокупности все эти персонажи составляют историю России. Салтыков-Щедрин умело маскировал своё и общее недовольство правительством так, что не каждый цензор мог понять истинную идею с виду безобидных сказок.

В произведениях Михаила Евграфовича встречаются типичные для него персонажи: глупые, безответственные и жестокие «верхушки» общества, правящие, и великий, трудолюбивый и сильный духом народ. Автор освещает проблемы, характерные для целого общества. Он обращается к фольклору, чем ещё больше обогащает свой художественный язык. Салтыков-Щедрин понимает, что сказки любят и понимаю все, поэтому в них он скрыто, но весьма доступно призывает народ встать на защиту своих прав и начать бороться с режимом.

Основная тема в произведениях Щедрина – это тема противостояния эксплуататоров и эксплуатируемых. Причём первые в его сказках настолько глупы и не образованы, что диву даёшься – как такой человек стал высокопоставленным. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» двух генералов забросило на необитаемый остров. Как оказалось, они не умели ничего – ни добывать еду, ни готовить её. Генералы никогда ничего не делали и всегда думали, что всё очень просто достаётся. Появился добрый молодец – простой мужик, какие в Российском государстве было очень много, и помог мужикам. Помимо того, что он накормил их, он ещё и показал им как вернуться обратно домой. Однако Салтыков-Щедрин в своих сказках не только восхваляет народ, но и высмеивает его тоже. Мужик из «Повести…» покорно свил себе верёвку, когда генералы сказали ему сделать это для того, чтобы он не убежал. Щедрин говорит о том, что в людях крепко сидит рабское мышление, он призывает разорвать его и стать людьми с большой буквы.

Читайте также:
Особенности жанра сказки у М. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Сказки Щедрина – это квинтэссенция проблем, существовавших и существующих в обществе. Он верит в то, что когда-нибудь люди поймут его посыл и посылы других творцов и смогут встать на защиту справедливости.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Одним из основных персонажей произведения является Пирогов, представленный писателем в образе дружелюбного и отзывчивого доктора, прототип известного хирурга Пирогова Николая Ивановича.

Произведение « После бала » написанное Алексеем Николаевичем Толстым описывает жизненную ситуацию того времени.

В жизни каждого из нас школа играет очень важную роль. О ней всегда вспоминают с теплотой даже спустя долгие годы. Я могу утверждать это, так как нередко становлюсь свидетелем того, как папины друзья, собравшись у нас дома

Галерею помещиков писатель продолжает Ноздрев, чей образ писатель обрисовал не менее ярко, чем другие персонажи. Мы встречаем этого помещика на обеде у прокурора.

С чего начинается Родина? Родина начинается с первого вздоха, с первого слова человека. С первой улыбки матери, с семьи, с уютного дома, с друзей. У каждого есть своя маленькая Родина, место, в которое всегда хочется вернуться

Сочинение на тему «Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 году, а затем после 1881 года, когда исторические условия (убийство царя) привели к ужесточению цензуры.

Подобно многим писателям, Салтыков-Щедрин использует жанр сказки для выявления пороков человека и общества. Написанные для “детей изрядного возраста”, сказки являют собой резкую критику существующего строя и, по существу, служат оружием, обличающим российской самодержавие.

Тематика сказок очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия (“Медведь на воеводстве”, “Богатырь”), но и обличает дворянский деспотизм (“Дикий помещик”). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов (“Карась-идеалист”), а также равнодушие чиновников (“Праздный разговор”) и обывательская трусость (“Премудрый пескарь”).

Однако есть тема, которая, можно сказать, присутствует во многих сказках — это тема угнетенного народа. В сказках “Как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга” она звучит особенно ярко.

Тематика и проблематика определяют разнообразие персонажей, действующих в этих остросатирических произведениях. Это глупые правители, поражающие своим невежеством и помещики-самодуры, чиновники и обыватели, купцы и мужики. Иногда персонажи достаточно достоверны, и мы находим в них черты конкретных исторических лиц, а иногда образы аллегоричны и иносказательны.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Используя фольклорно-сказочную форму, сатирик освещает самые злободневные вопросы русской жизни, выступает как защитник народных интересов и передовых идей.

Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” выделяется из всех особой динамичностью, изменчивостью сюжета. Писатель использует фантастический прием — генералы, словно “по щучьему велению”, переносятся на необитаемый остров, и здесь писатель со свойственной ему иронией демонстрирует нам полную беспомощность чиновников и их неспособность действовать.

“Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. По причине своей глупости и ограниченности они чуть не умерли с голоду. Но им на помощь приходит мужик, который на все руки мастер: он может и охотиться, и готовить пищу. Образ “здоровенного мужичины” олицетворяет в этой сказке и силу, и слабость русского народа. Мастерство, его необыкновенные способности сочетаются в этом образе с покорностью, классовой пассивностью (мужик сам вьет веревку, чтобы его привязывали к дереву на ночь). Насобирав спелых яблок для генералов, он берет себе кислое, незрелое, да еще он рад был тому, что генералы “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались”.

Читайте также:
Череда градоначальников в Истории одного города М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Сказка о двух генералах говорит о том, что народ, по представлению Салтыкова-Щедрина, — опора государства, он создатель материальных и духовных ценностей.

Подобно заносчивым генералам, отплатившим мужику за спасение рюмкой водки да пятаком серебра, помещик (“Дикий помещик”) считает себя выше народа. Не способный дольше выносить “холопьего духу”, он просит Бога избавить его от крестьян, не понимая, что тем самым останется без кормильцев. Притесняя и эксплуатируя народ, помещик превратился в паразита, ничего не умеющего и ни к чему не приспособленного, он может лишь “нежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”. Исчезновение крестьян привело не только к одичанию помещика, но и прекратился привоз продуктов в город, а затем, следовательно, государству никто не заплатил подати. Автор призывает уважать народ, без которого “господам” просто не выжить.

Тема народа разрабатывается еще в одной сказке Салтыкова-Щедрина — “Коняга”, которая была создана в 1885 году. По стилю она отличается от других отсутствием действия.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Эту сказку называют сильнейшим произведением в ряду посвященных тяжелому положению русского крестьянства. Образ коняги-работяги собирательный. Он олицетворяет весь подневольный народ-труженик, в нем отразилась трагедия миллионов мужиков, этой громадной силы, закабаленной и бесправной.

В этой сказке также звучит тема покорности народа, его бессловесность и отсутствие желания бороться. Коняга, “замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами” — такой портрет создается автором, который скорбит о незавидной доле бесправного народа. Раздумья о будущем, судьбе народа мучительны, но исполнены беззаветной любви.

В сказках Салтыкова-Щедрина с помощью эзопова языка, элементов фантастики, фольклорных традиций и сатирических приемов звучат различные темы, разрабатываются политические проблемы, решаются актуальные вопросы. Защищая передовые идеалы своего времени, автор выступал в своих произведениях как защитник народных интересов. Обогатив фольклорные сюжеты новым содержанием, Салтыков-Щедрин направил жанр сказки на воспитание гражданских чувств и особого уважения к народу.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – особенности, своеобразие и черты жанра

Общая характеристика

При подготовке доклада или сообщения по теме необходимо начать с основных черт, которые присущи сатире русского писателя. Кратко проблематику сказок Салтыкова-Щедрина можно обозначить следующими моментами:

  1. Тема власти, неуважения человеческой личности.
  2. Глупость, не знающая границ, но в высшей степени самоуверенности.
  3. Недостатки просветительской деятельности наделенных властью.
  4. Раболепие и страх, воплощением которого является премудрый пескарь, герой одноименного произведения.

В цикл входит 32 небольших по объему текста, в каждом из которых человеческие пороки высмеиваются емко, остроумно, но очень выразительно.

Своеобразие произведений сатирика состоит в том, что герои, типичные представители своего времени, изображены в облике животных. Но за медведем, орлом-меценатом, подводными жителями без труда угадываются черты современников Михаила Евграфовича. Народ, обездоленный, униженный, но работящий и добродушный, выведен им на страницах в облике коняги из одноименной сказки.

Автор не может не восхищаться уникальным потенциалом русского крестьянства, но осуждает его покорность и страх перед теми, кто находится выше по сословной лестнице. Особенно наглядно эта тематика звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Остроумие и оригинальные находки

Сказки Салтыкова-Щедрина стали апогеем его сатирического прошлого, его итогом. Эти тексты представляют собой особый пласт юмористической литературы, отличный от произведений европейской и русской сатирических традиций. Можно выделить следующие уникальные черты, настоящие новшества классика:

  1. Гармоничное переплетение реальности и фантастических мотивов.
  2. Активное использование таких литературных приемов, как гипербола, гротеск, ирония на фоне фольклорных традиций.
  3. Герои лишены индивидуальных черт, это своеобразные маски, символы. Конечно, обобщенные образы были присущи и другим писателям, но только Щедрин замаскировал человеческие пороки в образах животных, следуя за традициями Эзопа и Крылова, великих баснописцев.

Раскрывая важнейшие темы, писатель отказывается от традиционного морализаторства, он дает читателю возможность самостоятельно сделать выводы. Задача автора — лишь в гротескной форме представить каждый порок, высмеять его, показать абсурдность ситуации. А отнюдь не читать проповеди.

Злободневные вопросы

Чтобы написать хорошее сочинение «Салтыков-Щедрин и его творчество», важно рассмотреть, какие же важнейшие вопросы были освещены в сказках. Так, «Медведь на воеводстве» — это емкая аллегория самодержавия, которое падает в результате бунта. Под образами медведей, пришедших к власти, автор показывает русских монархов. Каждый из Топтыгиных стремился к обогащению, не думал о вверенных им подданных, не стремился улучшить жизнь в лесу.

Читайте также:
Своеобразие жанра сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

«Дикий помещик» — произведение, посвященное взаимоотношениям народа и барина. Помещик, привыкший, что все за него делают крестьяне, стал совершенно беззащитным и неприспособленным к жизни. Со временем он настолько отупел, что, возненавидев «крестьянский запах», возжелал, чтобы все мужики исчезли. Этому герою и в голову не пришло, что он полностью зависим от своих крепостных. В гротескной жестокой форме писатели выводит перед читателем образ глупого, ленивого, но очень избалованного барина.

Аналогичная тематика оживает на страницах «Повести» о генералах и мужике. Но здесь автор смеется не только над генералами — напыщенными, важными, но совершенно бесполезными. Со слезами на глазах Щедрин рисует и образ русского крестьянина, находчивого, сообразительного, работящего. Но вынужденного терпеть унижения, готового подчиняться, неспособного сбросить с себя узы рабства.

Таковы основные вопросы, которые важно отразить в сочинении на тему «Салтыков-Щедрин и его сказочное творчество».

Тематическая специфика

Еще более детально разобраться в том, какие именно темы поднимал сатирик, поможет таблица. В ней указаны основные тексты и рассмотренные в них аспекты.

Примеры сказок Основные вопросы Кратко о художественных особенностях
Медведь на воеводстве, Орел-меценат Высмеивание царской власти, невежества и откровенной глупости министров, дворянства и прочих лиц, приближенных к трону. Активно используется едкая сатира, сарказм. Писатель не скрывает свой гнев.
Орел-меценат Осмеяние деятельности монарха на почве просвещения Используются образы птиц, каждая из которых воплощает определенные черты, при этом вполне реалистичны. Например, сороки любят все блестящее.
Дикий помещик, Повесть про то… Угнетенность крестьянства. Глупость и наглость помещиков. Гротескная ситуация помогла показать абсурдность того, что происходит в реальности. Крестьяне, сильные и умелые, вынуждены кормить бестолковых и бесполезных генералов и помещиков.
Самоотверженный заяц Тематика взаимоотношений сильного и слабого, наделенного властью и лишенного ее. Самоунижение, внутренняя слабость. Классические герои — злобный волк и трусливый заяц в своих обычных амплуа выражают человеческие пороки.

Таковы основные моменты, которые волнуют писателя и рассматриваются им в сатирических текстах. При подготовке сообщения, посвященного смыслу и художественным особенностям произведений Щедрина, нужно указать, что автор использует традиционные черты животных (заяц труслив, волк — хищник, медведь — неуклюжий увалень), но наделяет своих героев социально значимыми чертами.

Значение в творчестве сатирика

В сочинении на тему сказок Салтыкова-Щедрина важно отразить и значение этого тематического пласта в творческом пути автора. Здесь писатель отказывается от традиционной морали, не стремится чему-либо учить своих читателей. Он берет обычных героев-животных, даже не меняет их традиционный фольклорный облик, но наделяет человеческими чертами, которые и высмеивает в комичной гротескной форме.

Таким образом, каждый герой призван обобщать специфические черты, присущие определенному сословию. Орел воплощает собой царя и его приближенных, заяц и премудрый пескарь — представителей простого народа, коняга — крестьянство. Такое описание помогало автору в сказочной форме передать волнующие его мысли, зашифровать за героями-животными пороки современности. Конечно, Михаил Евграфович понимал, что цензуру обойти ему не удастся, слишком откровенна его сатира, многие политические деятели того времени узнавали в героях себя.

Таковы основные особенности сказок великого русского классика, произведений уникальных, самобытных, необычных.

1998. Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Русский язык

Сочинение — Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Русский язык

Сказки у Щедрина всегда были в фольклорном стиле, но все равно они являются литературными произведениями. Больше всего они похожи на произведения Пушкина, потому что у обоих писателей в сказках присутствует юмор и глубокие размышления о смысле жизни.

У Салтыкова-Щедрина почти все сказки могут делиться на разные группы. Например, он написал много произведений о животных и окружающем мире. Часто он писал сказки, где присутствовало волшебство и мистика. Обычные бытовые сказки тоже присутствовали в сборниках этого автора.

Эти произведения вроде похожи на фольклорные, но и совсем отличаются от них. Первое отличие это то, что в русско-народных сказках нет никаких признаков времени, а в произведения Щедрина упоминаются разные газеты или события подчеркивающие историю. Второе отличие, что в фольклорных сказках все верили в волшебство и ждали его, а автор относится к этому с иронией и недоверием. И самое важное отличие это то, что в народных произведениях всегда был счастливый конец и никак иначе. А в Салтыкова-Щедрина иногда конец может быть и плохим. Иногда в его произведениях даже звучит отчаяние и грусть.

Читайте также:
Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина: сочинение

Можно сделать вывод, что Щедрин взял фольклорный жанр и внес туда философские и грустные мысли. Каждое его произведение пропитано психологическими идеями. Часто он говорит на социальные темы и даже затрагивает царя. Поэтому многие говорят, что у писателя есть жанровое своеобразие в его сказках. Автор всегда проходил ценуру даже когда в произведениях высмеивался царь. Но он открыто писал обо всех социальных проблемах, которые волновали не только его, но и все остальное общество.

В сказках Щедрина смешивались басни и сказки. Из басен он взял образы животных, которые наделены определенным характером. То есть за каждым животным стоял какой-то образ человека, которого Салтыков-Щедрин хотел передать и высмеять.

Автор писал сказки в основном для детей уже подросшего возраста. ТО есть те, которые уже выросли, но все равно у них много желаний и они всегда верят в волшебство. Но Щедрин специально высмеивал таких людей и пытался показать им, что жизнь на самом деле совсем другая и вообще не волшебная. Он показывал жестокую реальность.

Салтыков-Щедрин часто пользовался различными приемами. Например, он часто говорил не открыто, а только намекал на что-то. Конечно, практически каждое произведение автора пропитано иронией и сарказмом. Часто он преувеличивает черты характера людей, чтобы показать их в более плохом свете. Щедрин всегда изображал людей именно в образах животных и пользовался разными стереотипами.

Сказки посвящены темам, которые очень волнуют людей. Например, Щедрин писал про ужасное рабство, когда русский человек делает все чтобы удовлетворить богатого хозяина. Так же автору не нравилась интеллигенция, которая постоянно пыталась выглядеть лучше, чем является на самом деле. Так же Щедрину не нравилось, что богатая власть часто хамила и грубила простым крестьянам.

Своей сатирой автор хотел призвать власть к тому, чтобы было уничтожено рабство и угнетение. Он был одним из борцов за настоящую справедливость.

Вариант 2

В сказках Салтылкова-Щедрина мы чётко видим сатиру, а где-то даже и гротеск.

Возьмём, к примеру, сказку «Как один мужик двух генералов прокормил». Генералы попадают на необитаемый остров, до ужаса хотят есть, но не могут ни зайца поймать, ни плоды достать. Есть ещё там такой момент, когда они решают разойтись по разным сторонам света и найти еду, но оба понятия не имеют, где север, где восток.

Тогда они начинают развлекать себя разговорами, но всё сводится к одной теме — к еде. Бедолаги уже настолько оголодали, что вцепляются друг в друга, пытаясь съесть, но вовремя одумываются. Вот тут-то и появляется мужик, который помогает им вдоволь поесть.

Весь смысл сказки в том, что генералы — изнеженные баловни судьбы, им не под силу даже то, что с лёгкостью смогли бы сделать маленькие дети.

Рассмотрим другую сказку «Премудрый пекарь.

Пескарь-отец, умирая, Пескаря сына учил «Удочки берегись». У сынка ума была палата, вот он и решил буквально от всего беречься, тогда своей смертью помрёт, от старости, то есть.

Берегся вот так всю жизнь, дрожал от каждой мелочи, а пожить-то толком не успел. Сразу понятно — трусость человеческая высмеевается. Бережённого Бог бережёт, но и дышать бояться тоже не надо.

Сказка «Пропала совесть»

История повествует о том, как люди заметили, что что-то пропало, и как-то сразу без этого «чего-то» стало легче. Льстивым стало совсем легко говорить сладкие речи, а умные поняли, что избавились от последнего ига.

Совесть же тем временем превратилась в грязную тряпку и лежала на дороге, истрепанная и оплеванная. Подобрал ту тряпку пьяница, чтобы обменять на бутылку, да стало ему не по себе: понял, что попусту жизнь проживает. Сбыл ту тряпицу хозяину заведения за бутылку и ушёл. А трактирщику тоже неуютно — начинает он понимать, что губит людские жизни. Так вот и переходит эта тряпочка от одного к другому, и всем от неё хочется избавиться, потому что совесть не чистая.

Так вот она и попадает в руки к мальчику маленькому с чистым сердцем. И растёт теперь дитенок с совестью.

Читайте также:
Органчик: сочинение

Порой кажется, что люди эту самую тряпочку-совесть где-то потеряли безвозвратно, ну да их дело…

Ещё одна сказка, «Дурак» называется.

Жил-поживал себе дурак. Каждому помочь старался: на пожар — в самый огонь бежит, с тяжёлыми больными сидел. Люди эту самую жертвенность в нём не понимали, за прихоть его дурацкого ума считали, и только один человек не блажь разглядел в поступках дурака, а чистые помыслы. Так и в нашей жизни — за нашими жертвами людям дурость видится, и только некоторые правду увидят.

Во всех сказках Салтылкова-Щедрина мы, так или иначе, себя видим. Пороки свои, или плюсы — всё с людей списано. Наблюдательный был писатель, ко всему присматривался. Сказки его в любом возрасте полезны: мудростью от них веет. А мудрость лишней не бывает.

Тест. «Очерк жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина».

Тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Сказка ложь, да в ней намек…», намек на ост­рые проблемы, важные, животрепещущие вопросы. Это урок, которым мудрый человек обязательно вос­пользуется.

Сказки Щедрина — явление особенное, яркое и значительное в литературе. Это синтез комического с трагическим, праздник гротеска и аллегории, торже­ство гиперболы, искусный образец использования эзопова языка. На что же направляет автор свои уси­лия, используя все эти художественные приемы? На освещение всех тех сторон современной ему действи­тельности, к которым он до самой смерти оставался непримиримым.

В сказках Щедрина сосуществуют глупые, свире­пые, невежественные правители народа и простые му­жики, находчивые, сильные, трудолюбивые, талант­ливые и вместе с тем рабски покорные своим господам и холопски им преданные. Пример тому мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов про­кормил», «Коняге», «Диком помещике». В этих про­изведениях писатель выступает не только как защит­ник народных интересов. Он пытается внушить про­стому человеку веру в его уникальность, значимость, вдохновить его на защиту собственного достоинства и пожурить за долготерпение.

Герой «Дикого помещика» — глупец, ненавидев­ший народ и неожиданно для самого себя без него оди­чавший. Помещик долгое время жил за счет чужого труда, нежил «свое тело, белое, рыхлое, рассыпча­тое», не выносил «холопьего духу». Жалко смотреть на него в финале сказки. «…Вцепится в свою добычу, разорвет… ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест», — пишет о нем автор. Нет жизни господам без народа: именно народ — поилец и кормилец, созидатель ценностей, и не только матери­альных, но и духовных.

В сказках Щедрина оживают и герои народных сказок о животных: здесь читатель найдет и хитрую лису, и неуклюжего медведя, и трусливого зайца, и злого волка. Аллегоричные образы помогают сатири­ку иносказательно говорить о многих пороках обще­ства. Показательна в этом плане сказка «Медведь на воеводстве». Топтыгины совершают в своем лесу «мелкие, срамные» злодеяния и даже «крупные кро­вопролития», и режим их не менее жесток, чем суще­ствовавший в то время в России деспотический строй.

Сказка «Премудрый пискарь» рисует «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хле­ба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Беспощадно бичует Щедрин такого обывателя. «Какие были у него радости? кого он уте­шил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слы­шал об нем? кто об его существовании вспомнит?» — вопрошает автор. Но не только это подчеркивает Щед­рин. Сатирик заставляет читателя задуматься о его гражданской позиции. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, си­дят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по мень­шей мере бесполезные пискари», — пишет он.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и сегодня не пе­рестали быть нужными и полезными. Из них по-прежнему можно извлекать уроки мудрости, спра­ведливости, уважения к народу, доброты, нравствен­ности, гражданственности.

Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Сказки – итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Пропала совесть”), остальные в 80-е гг. XIX века.

Основными темами сказок являются:

А) Обличение самодержавия (“Медведь на воеводстве”),

Б) Обличение господствующего класса (“Дикий помещик”),

В) Обличение либерализма (“Премудрый пискарь”, “Либерал”, “Карась-идеалист”),

Читайте также:
Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина: сочинение

Г) Проблема народа

(” Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”).

1. В сказках отчетливо прослеживаются фольклорные традиции (зачин, сюжеты, традиционное амплуа). Пример зачина: “Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленные, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове” (“Повесть о том, как один мужик…”). Пример традиционных амплуа (по сказке “Медведь на воеводстве”: Медведь-воевода – майор; Осел – советник; Попу

Гаи – скоморохи; Кукушка – гадалка; Сорока-воровка – ключница; Дятел – ученый-летописец; Соловей

2. Басенная традиция.

Сказки Салтыкова-Щедрина называют басцями в прозе, так как в сказках отчетливо прослеживается басенная традиция изображения человеческих пороков в образах зверей (смотри, например, сказку “Премудрый пискарь”).

3. Продолжение русской сатирической литературной традиции.

Например, в ряде сказок прослеживаются гоголевские мотивы и полемика с ними (например, гоголевская “Шинель” и “Премудрый пискарь”). Новаторство Салтыкова-Щедрина состояло в том, что он ввел в сказки политическую сатиру, имеющую как злободневное, так и общечеловеческое звучание. Поэтика многих его сказок ориентирована на конкретные исторические реалии.

4. Соединение планов реального и фантастического.

В сказках Салтыкова-Щедрина это отчетливо прослеживается и является важным источником комического эффекта. Данный прием (соединение несоединимого) называется гротеском. Например, генералы находят на необитаемом острове номер “Московских ведомостей” (“Повесть о том, как один мужик…”).

5. Авторская ирония.

Ирония прослеживается во всех образах, присутствующих в сказках. Например, учитель каллиграфии, который не может различить сторон света (“Повесть о том, как один мужик…”).

6. Афористичность языка.

Например, “Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности”, “Собственно, не был зол, атак, скотина” и т. д.

Тематика и художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Известно, что Салтыков-Щедрин начал писать свои политические сказки еще в шестидесятые годы и что именно эти небольшие по объему произведения стали вершиной его творчества, итоговым произведением. В “Сказках для детей изрядного возраста” Салтыков отразил все проблемы, волновавшие его как гражданина. Читая их, можно встретить типичные для того времени образы: тупое и самодовольное правительство, забитое я голодное крестьянство, мелкие, трусливые обыватели.

Как я в обычных волшебных сказках, Салтыков-Щедрин применяет для более яркого и объемного изображения прием фантастики. Одной из самых известных сказок Салтыкова-Щедрина является “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. В ней противопоставлен добрый, умный, сильный, сметливый мужик наглым, самодовольным, ничего не умеющим делать генералам-паразитам. Очутившись на необитаемом острове, они становятся беспомощными. Генералы не могут даже добыть себе пищи, когда природа изобилует ею. Без прислуги они открывают свое истинное лицо — лицо хищных, кровожадных зверей; они готовы растерзать друг друга. Но их спасает мужик, случайно найденный ими, “нахально уклоняющийся от работы”. “Спишь, лежебок”, — приговаривают генералы. В этой повести Салтыков-Щедрин раскрывает не только тему сатирического обличения классов, власть предержащих, но и затрагивает больную для него тему рабской покорности народа. Писатель с I горечью рассказывает о том, как мужик самоотверженно трудится. Он дает генералам по десятку яблок, а себе оставляет только одно, да и то кислое. Он сам добровольно свил себе веревку, чтобы привязать себя к дереву. Спасенные и разбогатевшие генералы проявляют свою “благодарность” — высылают ему пятак серебром да рюмку водки — “веселись, мужичина!” Во многих других сказках Салтыкова можно встретить применение зоологизма, то есть писатель отождествляет людей с животными, наделяя качествами животных людей и наоборот. Примером такой сказки может служить “Медведь на воеводстве”. В ней правительство изображено в образе глупого, кровожадного зверя — майора Топтыгина, поддерживаемого таким же глупым ослом. Цель правления Топтыгина — совершать как можно больше кровопролитий. В этой сказке параллельно с темой народа и власти проходит тема “маленького человека”. “Маленький человек” в этой сказке воплощен в образе безвредной, всеми любимой птички Чижика.

Его съедает, убивает кровожадная машина власти. Правление второго и третьего Топтыгиных приходит к закономерному концу — их убивают, сдирают шкуру мужики, доведенные бесчеловечным правлением до крайности. Такую участь предрекает писатель всем самодурам. Народ взбунтуется и свергнет их. В сказке “Медведь на воеводстве” остро поставлена проблема народа и власти.

В своих произведениях Салтыков-Щедрин затрагивает и тему обличения обывателей, приспособленцев. Так, в сказке “Премудрый пискарь” под маской пискаря скрывается обыватель, не способный к решительным действиям. Этот пискарь, “просвещенный, умеренно-либеральный” всю жизнь сидит в своей воре и трясется от страха, что его съедят. Нужны ли обществу такие люди? “Нет”, — отвечает нам Салтыков. Пискарь умирает один, никому не нужный, даже никто не знает, куда он исчез. Эту же тему продолжает сказка “Самоотверженный заяц”. Герой этой сказки -опять обыватель, только теперь он предстает перед читателем в образе зайца (существа трусливого). Заяц -беспрекословно подчиняется волку (власти), надеясь на его милосердие. Страх перед правящими кругами сильнее здравого смысла. Но будет ли милосерден волк? На этот вопрос отвечает сказка “Бедный волк”. Ее смысл в том, что это животное — хищник, и ничто не может исправить его натуру. Волку чуждо милосердие. (Невольно вспоминаются строки из басни Крылова “Волк и ягненок”: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, — сказал и в темный лес ягненка поволок”.) Другая тема, изображение народа, раскрывается в сказке “Дикий помещик”. В ней аллегорически рассказывается о жизни народа после “освобождения”, после реформы 1861 года. “Скотина на водопой выйдет, помещик кричит: “Моя вода!” Курица за ворота выбежит, помещик кричит: “Моя земля!” Все у помещика стало его. И не было жизни от него мужикам”. Но когда не стало мужиков, помещик превратился в дикое животное: весь оброс волосами, даже стал ходить на четвереньках, “утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем”.

Читайте также:
Есть ли в комедии М.Е. Салтыкова-Щедрина Смерть Пазухина хоть один положительный герой?: сочинение

Все сказки Салтыкова-Щедрина являются сатирическими произведениями, высмеивающими русскую действительность, о которой автор знал не понаслышке (ведь сам был долгое время на государственной службе, пытался претворять реформы Александра II в жизнь). Сама сказочная форма выбрана не случайно: это наиболее доступный, демократический жанр. В сказке также легче скрыть политические идеи. Все же сказки Салтыкова отличаются от русских народных. Действующие в них люди и животные отражают взаимоотношения людей в обществе. Герои сказок социально детерминированы. Так, медведь, волк, орел — маски людей, стоящих у власти; заяц, вороны, пискарь — народ, обыватели. Герои сказок Салтыкова статичны, они так и не развиваются по ходу сюжета. Мужик так и не понял, что он может вполне обходиться без генералов, самоотверженный до глупости заяц был съеден волком, так и не поняв всей своей глупости. В сказках Салтыкова торжествует порок, в отличие от русских народных сказок. Удивителен и язык этих произведений: это необыкновенный сплав литературного, разговорного и канцелярского языков. Но писатель использует и некоторые приемы русских народных сказок. Так, часто можно встретить типичные для сказок зачины: “жили-были”, “по щучьему велению”, “в некотором царстве, в некотором государстве” и Другие. Главная особенность его сказок — это дидактичность, назидательность. В каждом произведении есть скрытая мораль, поучение, что роднит сказки Салтыкова с баснями.

Сказки Салтыкова-Щедрина, написанные на злобу дня в XIX веке, до сих пор не потеряли своей актуальности. Ведь все проблемы, поднятые автором, существуют и в наше время. И, к сожалению, взаимоотношения народа и власти не стали лучше.

Идейно-художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

В творчестве Салтыкова-Щедрина в ПОЛНОЙ мере выразились его гражданский темперамент, вера в возможность нравственно исцелить и политически преобразовать русскую жизнь. С наибольшей полнотой и силой сатирический дар Салтыкова-Щедрина раскрылся в его сказках «для детей изрядного возраста». Для Салтыкова-Щедрина первичен политический смысл художественного произведения. В этом его позиция совладает со взглядами Некрасова о назначении писателя и целях творчества. Сатирические сказки Салтыкова-Шедрина посвящены обличению социального» зла (носителями которою являются прежде всего «господа» — помещики, чиновники, купцы и прочие). Автор прибегает к сказочной фантастике, но насыщает ее «духом времени», вследствие чего традиционные сказочные персонажи предстают в новом, художественно переосмысленном облике. Заяц становится «здравомыслящим» и даже «самоотверженным, волк — «бедным», баран — «непомнящим», орел — «меценатом». Социальные типажи современной Салтыкову-Шедрину эпохи воплощены в образах премудрого пескаря, карася-идеалиста, вяленой воблы. У Салтыкова-Шедрина звери, птицы и рыбы вершат суд и расправу, ведут «научные» дискуссии, проповедуют, дрожат… Салтыков-Щедрин сталкивает представителей антагонистических сил, строит повествование на резких социальных контрастах. Так, в «Повести о том, как один мужи двух генералов прокормил» Писатель изображает двух крупных чиновников, всю жизнь прослуживших в регистратуре, которую потом устранили «за ненадобностью». Генералы ни на что не способны, совершенно не приспособлены к жизни — они воображают, что «булки в том виде родятся, как их утром к кофею подают», и были бы обречены па голодную смерть, если бы рядом не оказалось мужика. Автор использует традиционное сказочное начало («Жили да были…»), фольклор («…но щучьему велению, по моему хотению»), сочетает простонародный язык («пенсии ихние», «зачал… действовать») с канцеляризмами («Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»). Действие начинается благодаря сказочной фантастике: генералы переносятся на необитаемый остров, где и обнаруживается их никчемность. Мужик рисуется как фольклорный добрый молодец, наделенный не только привлекательными человеческими чертами (трудолюбием, находчивостью, беззлобностью), но и чудесными способностями (он варит в пригоршне суп). Предметом сатирического обличения в «Повести…» являются, как и в большинстве других сказок, «господа». Высмеивая генералов, автор гиперболизирует их отрицательные черты — тупость, незнание жизни, неблагодарность, склонность к пустой болтовне о «высоких» предметах (находясь па необитаемом острове, генералы важно размышляют о том, что есть Вавилонское столпотворение — исторический факт или иносказание?). В изображении героев присутствует и гротесковое начало. Оно обнаруживается в той сцене, где генералы, отчаявшись найти себе пропитание (хотя кругом полно плодов, рыбы, дичи), едва не сожрали друг друга. Едкая ирония явственно слышна уже в начале «Повести…»: «Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали». В сказках писателя народ всегда представлен в облике страдающего от несправедливости, но в то же время единственно жизнеспособного и жизнедеятельного героя, не понимающего своих подлинных возможностей. К мужику из «Повести…» автор относится с нескрываемой симпатией, в конце сказки выражает свое сочувствие герою, рассказав о том, как генералы, вернувшись в Петербург, «денег загребли» (во время их отсутствия генералам начислялась пенсия), а мужику, спасшему их от голодной смерти, выслали «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Однако в том, что мужик унижен и обманут, есть и его вина: он добровольно стал прислуживать генералам и даже согласился, но их требованию, совершить абсурдное действие — свить веревку для самого себя. Автор осуждает героя, но осуждение в этом случае значительно мягче и высказано с долей сочувствующей и горькой иронии. На примере мужика, согласившегося в силу привычки на добровольное рабство (в ситуации, когда никто не мог принудить его к этому), сатирик убеждает читателя в бессмысленности и недопустимости компромисса с миром «господ». Смех Салтыкова-Щедрина неотделим от его понимания страданий человека, обреченного «уставиться лбом в стену и в этом положении замереть». Судьбой своих сказочных персонажей он говорит современникам, что пассивное приспособление к существующему порядку вещей ведет к нравственной деградации общества, которое нуждается в том, чтобы изменить «исстари заведенный» порядок, когда «волки с зайцев шкуру дерут, а коршуны и совы ворон ощипывают».

Читайте также:
Язык произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина: сочинение

“История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие

Многие считают М. Е. Салтыкова-Щедрина сложным писателем, читают его мало и неохотно. Однако на сегодняшний день он необыкновенно актуален, точен и нужен. Ибо писатель подвергал едкой сатире современную ему действительность (бюрократический механизм, деятельность государственной администрации, экономическую жизнь страны), а в сегодняшней жизни мало что изменилось. Но обо всем этом он не мог писать открыто, дабы избежать царской цензуры. Поэтому естественны трудности в прочтении Салтыкова-Щедрина. Но чем сложнее писатель, тем интереснее его открывать.
Одно из самых сложных произведений Салтыкова-Щедрина – “История одного города”. Содержание этой, по отзыву Толстого, “странной и поразительной книги” не сразу поддается полному и глубокому уяснению. Но после каждого вдумчивого прочтения становится ясно, что оно прикрыто исторической формой, – гротеском, эзоповскими иносказаниями, Историческая форма рассказа была удобна писателю потому, что позволяла ему свободнее обращаться к известным явлениям жизни.
“Те же самые основы жизни, которые существовали в 18 веке, – существуют и теперь”, – писал Салтыков-Щедрин. Лишь под покровом исторической формы, а также поэтики гротеска и эзопова языка автор смог высказать предельно смелые суждения о существующем в стране абсолютистском строе. Ни русская, ни мировая художественная литература не знают другого произведения, в котором российское самодержавие подвергалось бы столь же яростному обличению и беспощадному суду, как в “Истории. “

Уже первые строки “Истории. ” являются пародией на памятники древнерусской письменности (“Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет”). Высмеиваются здесь, естественно, не памятники, а установившееся мнение, согласно которому история творится не народными массами, а отдельными личностями. Салтыков-Щедрин указывает на воззрения глуповских архивариусов, видевших в истории лишь жизнеописания следовавших друг за другом градоначальников с описанием их “замечательных” деяний.

Связь сатирических иносказаний глуповской летописи с историческими прототипами очевиднее всего в главе “Сказание о шести градоначальниках”. Картина “глуповского междоусобия” – пародия на знаменитые дворцовые перевороты после смерти Петра I. Салтыков-Щедрин создал гротескные фигуры российских императриц, их сподвижников и любовников. При всем этом, ни об одной из этих фигур нельзя определенно сказать, что это Екатерина I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна или Екатерина II. Это обобщенный образ всех русских цариц.

Читайте также:
Что такое элегия в творчестве Пушкина: сочинение

В “Истории. ” читатель встречается, прежде всего, с образами градоначальников (Фердыщенко, Двоекуров, Бородавкин, Негодяев, Прыщ, Угрюм-Бурчеев). Все они являются своего рода элементами одного собирательного образа – глуповской власти. И образ этот ужасает.
Образы всех персонажей строятся по принципу сатирических аналогий и парадоксализма. Во времена правления просветителя Фердыщенко город охватил пожар и голод. Двоекуров занимался пивоварением, разведением горчицы, лаврового листа. В конце правления Негодяева Глупов представлял собой скопище почерневших изб.

Сюжеты и сатирические образы “Истории. ” содержат элементы сходства с реальными событиями прошлого. Например, в рассказе о фантастических путешествиях градоначальника Фердыщенко по выгодным землям Глупова осведомленный читатель уловит намеки на пышные церемониальные путешествия особ царственного дома по вверенным им краям и весям Российской державы. Достаточно вспомнить хотя бы устроенное Потемкиным путешествие Екатерины II в Крым.

Вереница градоначальников завершается Угрюм-Бурчеевым. Он превзошел всех своим идиотизмом. В лице Угрюм-Бурчеева все узнали зловещий облик Аракчеева и портретное сходство с Николаем I. Угрюм-Бурчеев задумал фантастический проект переустройства города Глупова, стремился прекратить течение реки. Река здесь символизирует жизнь, неистребимую силу народа. Сколько не измывался Угрюм-Бурчеев над народом, народ был жив.

Постепенно страх перед градоначальниками начал исчезать. Однажды глуповцы поняли, что перед ними просто бездушный идиот. Прошло полное гнева Оно, символизирующее собой революцию, стихийный бунт, проявление народной вилы. Великая сатира на “порядок вещей” глуповской жизни заканчивается словом о гибели этого ненавистного порядка и его последнего правителя Угрюм-Бурчеева. “Оно прошло. История прекратила течение свое”. Вся атмосфера, вся стилистика этого отрывка недвусмысленно свидетельствует о наступлении чего-то жуткого.

Салтыкову-Щедрину были совершенно чужды народнические идеи. Он не верил в способность подняться всем народом на революцию. Темнота и бледность народной жизни могли, по его мнению, привести лишь к стихийной, страшной “революции брюха”. Писатель страшился ее неимоверно.

Таким образом, “История одного города” – это двусторонняя сатира: на самодержавие и на политическую пассивность народных масс. Если по отношению к самодержавию сатира носила характер беспощадного и полного отрицания, то по отношению к народу целью ее было исправление нравов, политическое просветление.

Народ и власть в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

Произведение повествует о жизни города Глупова, раскрывая на примере взаимоотношений его правителей и городских жителей противоречия между народом и властью.

Используя сатирические приемы, писатель рассказывает фрагменты из истории города, начиная с древних времен и заканчивая современностью, в которых постоянно меняются градоначальники, являющиеся глупыми, самовлюбленными чиновниками, а народная масса изображается в виде тупого стада, послушно бредущего за своим пастухом-правителем, подстраиваясь под его желания.

Городские жители не желают противостоять властям, разрушающим и разоряющим город, поскольку являются умственно и духовно скудными людьми, бессловесно принимающими любую позицию градоначальника.

Глуповцы на протяжении всей истории своего города находятся в круговороте ленивых, лицемерных, тупых деспотов и самодуров, которые всегда заканчивают свое правление в Глупове весьма необычно, нелепо и бессмысленно.

Один из начальников погибает от укусов клопов, второй умирает от безмерного переедания, третьего загрызла собачья стая, а у еще один умирает от попыток понять приказ вышестоящего руководства, сильно напрягая свой головной инструмент. Один из градоначальников, усердно трудясь на благо горожан, так перерабатывается, что погибает непосредственно на работе. Самым невероятным становится правление градоначальника по имени Прыщ, фаршированную голову употребляет при приеме пищи предводитель дворянского общества. При этом Прыщ, являясь уже безголовым, продолжает некоторое время осуществлять функции управления городской жизнью.

Жители Глупова не задумываются о лучшей жизни, так как не понимают, что она из себя представляет, и слепо выполняют приказы любого градоначальника, перенося издевательства властей терпеливо и без возражений.

Читайте также:
Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина 2: сочинение

Писатель, применяя неприкрытую сатиру и фарс, призывает своим произведением к диалогу властей и народных масс, в котором начальники научатся слышать мнения горожан, а жители смогут перестать ощущать себя в качестве рабов.

Пересказывая летопись жизни глуповцев, автор делает вывод о том, что народная глупость сама порождает недалекое и бессмысленное правление ею и является народным несовершенством, отсутствием нравственного самосознания.

2 вариант

“История одного города” – знаменитый сатирический роман М.Е.Салтыкова-Щедрина, действие которого разворачивается в вымышленном городе Глупов. На примере отношений глуповцев и власти автор отобразил действительность России 19 столетия. Вера в доброго царя, политическая наивность становятся причиной бедствий глуповцев и разрушения их города. Салтыков-Щедрин подчеркивает политическую незрелость народа, безропотно уповающего на “справедливость” деятельности градоначальников.

В главе “О корени происхождения глуповцев” писатель рассказывает о племени, которое добровольно променяло свободу на право “платить дани многие”. В решении головотяпов, а ныне глуповцев, уже видится нездоровое отношение к власти со стороны народа. Гловотяпы беспрекословно соглашаются со всеми требованиями правителя, захотевшего ими “володеть”. Они выказывают смирение и начальниколюбие и в дальнейшем. Терпеливый народ никак не борется с несправедливостью со стороны силы имущих. Выказывая небывалую стойкость, он возлагает все свои упования на будущее, никак не противодействуя настоящему. Глуповцы искренне верят, что новый градоначальник будет лучше своего предшественника и приведет город к процветанию, а глуповцы при нем заживут счастливо и безбедно. Но этого не происходит. Пассивный народ никак не учувствует в жизни собственного города.

В гротеско-насмешливой форме представлены в романе образы градоначальников. Они наделены фантастическими, нереальными чертами. Так градоначальник Брудастый по прозвищу “Органнчик” вместо головы имел устройство, способное исполнять всего лишь две несложные музыкальные пьесы: “разорю” и “не потерплю”. Майор Прыщ прославился фаршированной головой, а виконт Дю Шарио любил рядится в женскую одежду и ел лягушек. Зачем автор наделяет своих героев едкими саркастическими качествами? При помощи острой сатиры Салтыков-Щедрин показывает всю несостоятельность монархического строя. Власть назначает на пост градоначальника Глупова людей глупых, жестоких, деспотичных. Их не заботит жизнь и судьба простого народа, интересы которого они обязались защищать. Между градоначальниками нет единогласия. Одни преследуют личные интересы, другие следует фанатичной цели, которая должна, по их мнению, привести Глупов к процветанию, деятельность третьих направлена на наведение порядка с недоимками. Но никто из них не думает, как отразится их деятельность или бездеятельность на глуповцах. Равнодушное отношение власти к народу – одна из проблем действительности совремнной писателю России.

Но как же относится к власти народ? И здесь картина, описанная Салтыковым-Щедриным мрачна и неутешительна. Народ слепо верит в счастливое будущее, при этом пассивно перенося тяготы и лишения. Монархический строй породил идеологию рабства: народные массы находятся в состоянии глубокой бессознательности. Глуповцы привыкли подчиняться, жизнь под постоянным гнетом. Они даже не подозревают о том, что может быть и другая, более справедливая и небезучастная к простым людям форма управления городом.

Также читают:

Картинка к сочинению Народ и власть в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Творчество русского писателя Чехова в основном это сочетание некоего доброго, грустного юмора и человеческой глупости, а порой и легкой ноты трагизма. Все произведения олицетворяют проблемы человечества, обыкновенных людей в повседневной жизни.

В повествовании «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь описывает происходящие на Украине в период Запорожской Сечи. Этот его интерес, к Украине, закономерно вытекающий из того

Осень – великолепная пора, которая потрясает до глубины души. В ней есть что-то волшебное и загадочное, что можно понять лишь полюбив её. Осенью можно вечно любоваться.

Тушин – мужчина довольно молодого вида, который служит в российской армии капитаном артиллеристской батареи, что уже даёт понять, что Тушин весьма непростой человек, внешность которого может быть весьма обманчивой

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин на завершении своего творчества писал в большое количество сказок, в сюжете которых был скрыт смысл трактовки сложных политических и нравственных проблем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: