Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Сочинение: Быт и нравы города Калинова по пьесе А.Н.Островского Гроза

Быт и нравы города Калинова (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Автор: Островский А.Н.

Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире.

Драма «Гроза» А.Н.Островского – одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ жизни с его патриархальными традициями и устоями. Описывая конфликт в купеческой семье, писатель обличает духовные и нравственные проблемы России середины XIX века.

Действие пьесы происходит на берегу Волги, в небольшом городе Калинове.

В этом городе основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.

Итак, деньги в Калинове дают власть. Перед богачами робеют все, поэтому их жестокости и самодурству нет предела. Дикой и Кабаниха, самые богатые люди в городе, угнетают не только своих работников, но и родных. Беспрекословное подчинение старшим, по их мнению, является основой семейной жизни, а все, что творится внутри дома, кроме семьи не должно никого касаться.

Самодурство «хозяев жизни» проявляется по-разному. Дикой открыто груб и бесцеремонен, жить не может без ругани и брани. Человек для него – червяк: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», – хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Ханжество и лицемерие определяют поведение власть имущих. Добродетель и благочестивость Кабанихи фальшивы, религиозность выставляется напоказ. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. А Дикой не против прикрыть свою жадность маской раскаяния. Сначала он «изругал» мужика, пришедшего за деньгами, а «после прощения просил, в ноги кланялся, … при всех кланялся».

Мы видим, что Калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. Горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Жители Калинова страшатся различных нововведений, немногое знают о науке и об искусстве. Дикой не собирается ставить в городе громоотводы, считая, что гроза – Божье наказание, Кабанихе поезд кажется «огненным змием», на котором нельзя ездить, а сами горожане думают, что «Литва с неба упала». Но они охотно верят рассказам странниц, которые «по немощи своей» далеко не ходили, но «слыхать – много слыхали».

Город Калинов стоит в очень живописном месте, но его жители равнодушны к окружающей их красоте. Построенный для них бульвар остается пустым, там «гуляют только по праздникам, да и то… ходят туда наряды показывать».

Безразличны калиновцы и к окружающим их людям. Поэтому все просьбы и старания Кулигина остаются безответными. Пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки.

Любое проявление искреннего чувства в Калинове расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают…»

Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова. Это Варвара, Борис, Тихон. Каждый из них по-своему приспособился к жизни в условиях деспотизма, когда подавляется любое проявление личности. Тихон полностью подчиняется требованиям матери, шагу не может ступить без ее указаний. Материальная зависимость от Дикого делает бессильным и Бориса. Он не способен ни защитить Катерину, ни постоять за себя. Варвара же научилась лгать, изворачиваться, притворяться. Ее жизненный принцип: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Одним из немногих, кто осознает атмосферу, сложившуюся в городе, является Кулигин. Он прямо говорит о необразованности и невежестве горожан, о невозможности честным трудом заработать деньги, критикует жестокие нравы, царящие в Калинове. Но и он не способен выступить с протестом в защиту своего человеческого достоинства, считая, что лучше уж стерпеть, покориться.

Таким образом, мы видим пассивность большинства жителей Калинова, их нежелание и неспособность бороться с устоявшимися порядками, с деспотизмом и произволом «хозяев жизни».

Единственным человеком, не побоявшимся бросить вызов «темному царству», является Катерина. Она не хочет приспосабливаться к окружающей жизни, но единственный выход, который она видит для себя, – это смерть. По словам Добролюбова, гибель главной героини – это «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».

Таким образом, Островский мастерски показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, где подавляется любое стремление к свободе. Читая «Грозу», мы можем провести анализ купеческой среды того времени, увидеть ее противоречия, понять трагедию того поколения, которое больше не может и не хочет жить в рамках старой идеологии. Мы видим, что кризис деспотичного, невежественного общества неотвратим и конец «темного царства» неизбежен.

Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского

Поразительно, но иногда об истории того или иного государства можно судить лишь по литературе. Сухие хроники и документы не дают настоящего понимания происходившего, соответственно на литературе лежит большая ответственность. В XIX веке роль литературы увеличилась настолько, что тем или иным произведением можно было повлиять на настроения интеллигенции. Текст стал не только реакцией на что-то, но и поводом задуматься о том, что может случиться, если всё оставить как есть. Безусловно, наиболее удачными в этом отношении можно считать жанр драмы: во-первых, из-за небольшого объёма реакция на события была практически молниеносной, а во-вторых, впечатление усиливалось благодаря зрительному восприятию. Автору важно было показать крайнюю степень отчаяния и безысходности, перенести действие в бытовую плоскость. Так, описанные быт и нравы в пьесе «Гроза» Островского могут по-настоящему ужаснуть. Этот вопрос заслуживает особого внимания.

Читайте также:
Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина: сочинение

Действие драмы разворачивается в некоем городе Калинове на берегу Волги. Маленький провинциальный городок, в котором, как принято, все друг друга знают. С самых первых явлений пьесы подчёркивается ограниченность города. Здесь построили множество заборов, чтобы отгородиться от внешнего мира, сохранить свои секреты. О быте и нравах Калинова в «Грозе» читателям рассказывает Кулигин. Знакомство с этим персонажем происходит уже в первом действии. Из его диалогов с несколькими людьми рисуется исчерпывающая картина жизни в этом городе. Начать следует анализом разговора с Кудряшом: мужчины говорят о природе — Кулигин восхищается, а Кудряш равнодушен к пейзажу. «Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита» — глядя на Волгу, Кулигин невольно вспоминает слова песни. Казалось бы, сколько возможностей для отдыха и различных видов досуга. Но жители Калинова заперлись, забаррикадировались в своих домах, самоизолировавшись от внешнего мира. Возникает ощущение, что Калинов похож на закрытую банку: люди дышат воздухом, из которого постепенно исчезает кислород. Недовольство растёт, но энергии некуда выйти, ведь пространство ограничено стеклом. В Калинове ситуация аналогичная. Люди боятся даже безобидной грозы, спасаясь от проявления стихии. Это первобытные, языческие страхи.

Далее разговор перетекает в другое русло: Кулигин с Кудряшом говорят о Кабанихе и Диком, в чьих образах раскрываются быт и нравы купечества в драме «Гроза». Стоит отметить, что во второй половине XIX века в народном сознании и фольклоре возросло значение сатирического жанра. Сатира была направлена против купцов и мелких чиновников. Высмеивались взяточничество, жадность, корысть. Дикой предстаёт перед нами грубым и невоспитанным человеком. От него слышна только ругань: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» (мнение мещанина Шапкина о Диком). Савл Прокофьевич купец, один из самых богатых людей в городе, поэтому многие часто приходят к нему просить деньги в долг. Характер Дикого и его высказывания по поводу работы дают основание полагать, что своё состояние купец нажил нечестным трудом. Дикой пьёт и проклинает всех на чём свет стоит, как говорится. Примечательны два эпизода. Первый — разговор Дикого с городничим. Оказывается, на Дикого регулярно жалуются простые работяги, ведь купец их обманывает, забирая большую часть суммы себе. Савл Прокофьевич подтверждает обвинения, добавляя «оправдательное» предложение о том, что купцы также друг и дурга воруют, и ничего страшного в таких действиях нет. Второй — небольшой рассказ о том, как Дикого обругал гусар на переправе — «вот смеху-то было».

Большую опасность представляет Марфа Кабанова. Никто из семьи не смеет её ослушаться. Семья Кабановых представляется миниатюрной копией города. Например, очевидны параллели с замками и ограждениями: в одной из сцен Варвара подменяет замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно гулять по вечерам. Ведь Марфа Игнатьевна плотно закрывает засов и просит служанку Глашу следить за запертой дверью. Менее заметна параллель Тихона и Кулигина. Тихон говорит, что своего мнения у него нет, мыслей своих нет и быть не может. У Кулигина мысли, разумеется, есть, вот только выразить он их не может: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается».

Часто появляется мотив «съедения заживо». За запертыми дверями люди едят друг друга, то есть оскорбляют, всячески унижают и издеваются. И, если ситуация с купечеством и городничим похожа на замкнутый круг, то в этом случае люди просто не хотят менять свои привычки. Они привыкли жить в постоянной лжи, поэтому теперь считают такую жизнь нормой.

Добролюбов был прав, когда назвал город Калинов тёмным царством. Царством ограниченных самодуров и безынициативных рабов. Изображённые в «Грозе» быт и нравы тёмного царства невозможны для нового мира, где каждый человек должен быть свободен и честен перед собой.

“Город Калинов и его обитатели” – сочинение по пьесе А.Н. Островского “Гроза”

Краткое содержание

Развитие событий пьесы Н. Островского «Гроза» происходит на территории небольшого провинциального города Калинов. Главные герои:

  • Катерина — молодая женщина с доброй и чуткой натурой;
  • Тихон Кабанов — ее нелюбимый муж;
  • Кабаниха — глава семьи Кабановых;
  • Борис — молодой человек из Москвы.

В пьесе рассказывается о судьбе несчастной Катерины, выросшей с любящими родителями, но выданной замуж в семью, где всем командует злая и властная Кабаниха, ее свекровь. Муж Катерины, Тихон, любит свою жену, но человек он бесхарактерный и во всем подчиняется матери. Однажды в Калинов приехал Борис, образованный молодой человек, которому, чтобы получить наследство, нужно во всем угождать своему дяде, купцу по фамилии Дикий.

Катерина влюбляется в него, но боится своих чувств и не хочет изменять мужу. Тихону нужно уехать на две недели, жена чувствует, что близка к грехопадению и просит взять ее с собой в Москву. Несмотря на слезные мольбы Катерины, муж отказывает ей в этом. Варвара, сестра Тихона, — девушка добрая. Она видит, как Катерина страдает, и подстраивает ей свидание с Борисом.

Молодые люди проводят вместе десять ночей. По возвращении мужа Катерина не выдерживает мук совести и прилюдно сознается в измене. Тихон готов простить любимую жену, но мать не позволяет ему это сделать. Дикий отправляет племянника по делам в Сибирь на три года. Неприкаянная Катерина бросается к Борису с просьбой взять ее с собой. Возлюбленный отказывает — ему важнее угодить дяде и получить наследство, чем защитить любимую женщину.

Катерина приходит на берег Волги и понимает — жить в доме Кабанихи для нее все равно, что умереть. Молодая женщина бросается в реку. Тихон и другие жители Калинова видят это, муж собирается спасти жену, но мать обещает проклясть сына, если он поможет изменнице. И только после гибели Катерины Тихон осмеливается обвинить Кабаниху в ее смерти.

Читайте также:
Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии Островского: сочинение

Образ города Калинова

В пьесе «Гроза» даже окружающая среда является своеобразным действующим лицом. Город Калинов, где разворачивается действие, расположен в живописном месте на берегу Волги и окружен замечательной природой. Как и в любом другом маленьком городке, отношения между его жителями своеобразны и имеют свои сложности. Связано это с тем, что все вокруг знакомы друг с другом лично или опосредованно. Жизнь в таких городках протекает обыденно, какие-либо значительные события не нарушают покой местного населения.

В Калинове на первый план выходит личная жизнь обитателей города, а их умы занимают разные слухи и сплетни. Автор верно использует художественный язык, на котором изъясняются персонажи, чтобы передать их специфические взгляды. Особенности речи и употребляемые слова взяты из действительности, как и сами действующие лица, которых можно было увидеть в любом реальном городке того времени.

Нравы жителей

Эта тема затрагивается во многих произведениях Н. Островского, но в драме «Гроза» автор дает яркое изображение характеристик общества, которые больше всего тормозят естественный прогресс. Уездный городок на берегу Волги — вымышленное место и этим подчеркивается, что пороки, присущие его обитателям, можно встретить в любом уголке русской земли. Время в Калинове будто остановилось, местные обитатели не только не хотят прогресса, но и страшатся будущих изменений. Атмосфера в городе полностью соответствует определению, данному Н. Добролюбовым. Здесь процветают нравы темного царства:

  • обман;
  • воровство;
  • бедность;
  • грубость;
  • дремучесть;
  • патриархальные порядки;
  • жестокость;
  • деспотичность.

Жители Калинова, купцы, разночинцы и мещане, показаны в основном ограниченными людьми, строго соблюдающими старый порядок. Вечером на улицах не встретишь гуляющих, здесь принято рано запирать ворота, а что происходит за высокими заборами в богатых домах, никому не известно. Покой и имущество хозяев оберегают собаки, спущенные с цепей. Бедному же люду, которому и на сон остается всего три часа в сутки, не до прогулок.

Калинов не совсем затерянный городок, сюда приезжают из Москвы, регулярно поступают газеты и журналы, но в богатом местном обществе, у которого есть все возможности для хорошего образования, не принято читать. Информацию калиновцы привыкли получать из слухов и пересказов. О последних новостях они узнают от странницы Феклуши, которая рассказывает о дальних землях, где живут люди с песьими головами, а поезда похожи на огненных змей, выпущенных на улицы городов.

Из разговоров Феклуши с Глашей становится понятно, что в изменениях, происходящих в столице, они видят содом и разврат, а подчиненный домостроевским порядкам дом Кабанихи выглядит раем, где жизнь течет правильно и неизменно.

Дремучесть местных жителей выражается и в отношении к грозе. Ее воспринимают не как природное явление, а как божью кару. В этом религиозная Катерина не отличается от своих земляков. Только изобретатель Кулигин не боится грозы, а предлагает соорудить громоотвод.

Представители темного царства

Роль самых жестоких жителей Калинова в драме отводится Савелу Афанасьевичу Дикому и Марфе Игнатьевне Кабановой по прозвищу Кабаниха. Дикий — богатый купец и человек, имеющий большое влияние в Калинове. Ни дня он не может прожить без скандалов, ругает всех — домочадцев, соседей, работников. При всех своих богатствах отличается изумительной жадностью, считает, что не выплачивая своим служащим жалованье, обогатится еще больше.

Савел Афанасьевич, имея все возможности, никак не собирается улучшить свой город, а на предложения изобретателя Кулигина соорудить громоотвод или городские часы лишь ругается и обзывает его разбойником.

Купеческая вдова Кабаниха — хладнокровная старуха, которая единолично властвует в своем семействе. Превыше всего ценит домостроевские устои и постоянно читает морали домочадцам. Она лицемерна — подает нищим и считается щедрой, но своих детей и невестку постоянно попрекает. Жестокость Кабанихи настолько велика, что она не дает Тихону даже попытаться спасти жену.

Катерина и Варвара

Два самые яркие героини пьесы происходят из одного семейства Кабановых. Обе молодые женщины пытаются противостоять патриархальным устоям и жестоким нравам темного царства. Они друг для друга не только родственницы, но и подруги. Сравнение их характеров и поступков приведено в таблице.

Катерина Варвара
Характер Нежная, искренняя, но решительная. Мечтательная, честная и добрая Веселая и сочувствующая, но не разговорчивая. При необходимости легко даст отпор. Умна и расчетлива
Темперамент Страстная, порывистая и непредсказуемая Непокорная и вольнолюбивая. Бесстрашная — не боится ни людской молвы, ни кары небесной
Отношение к любви и возлюбленному Любит беззаветно, отдаваясь всей душой. Ради любимого готова на все Относится к любви как к игре, дающей наслаждение. Может быть и холодной, и задорной
Вера к Богу Набожна и суеверна В церковь ходит больше формально и не боится согрешить
Детство и воспитание Росла вольно, в любви и заботе. Мама в ней души не чаяла и баловала Несмотря на всю свою суровость, Кабаниха относилась к дочери довольно ласково
Отношение к жизни Считает главными в жизни волю и любовь Идет по жизни легко, делает все, что заблагорассудится
Отношение ко лжи Не умеет что-то скрывать и обманывать Не была обманщицей, но по необходимости научилась лгать
Отношение к неволе Готова быть хоть птицей, хоть бабочкой, лишь бы летать на воле Убегает на волю с Кудряшом, но не потому, что не может без этого жить, а вольна так поступить
Отношение к Кабанихе Пытается влиться в новую семью и относится к свекрови, как к матери, позже терпит до последнего придирки, пока не взбунтовалась Не боится мать, но и не любит. Управлять собой не позволяет
На что готова ради любимого Жертвует всем Ее любовь эгоистична, метания и терзания не для нее
Отношение к браку Пытается полюбить мужа, потом — сохранить ему верность. Не может жить во лжи Неволить себя в браке не станет, лишь бы никто ни о чем не узнал
Отношение к себе Жалеет себя и пугается своих страстей. Поддавшись им, желает искупления Понимает, что хуже Катерины, но ее не особо волнует собственная грешность
Отношение к калиновским устоям Темное царство душит ее и в итоге приводит к самоубийству Занимает приспособленческую позицию, а когда она уже не выручает — убегает

Несмотря на сходство, образы Катерины и Варвары противопоставлены друг другу во многом, выступая антиподами. Чуткая натура Катерины не выносит лжи и не может ужиться с обществом Калинова, а Варвара, не разделяя царящих в городе взглядов, сумела приспособиться к ним, хитря и изворачиваясь.

Кулигин и Кудряш

Образ механика Кулигина несет в себе черты, которых чужды другие жители Калинова. Это человек в возрасте, часовщик-самоучка и мечтатель. Кулигин любит читать, обсуждать разные темы и делиться своей мудростью с другими. Ему свойственны созерцательность и наблюдательность. Кулигин замечает не только красоту окружающих пейзажей, но и видит насквозь калиновцев и их нравы. Он готов трудится на пользу обществу, чтобы только сделать свой город лучше.

Читайте также:
Радость жизни Катерины в пьесе Гроза: сочинение

Ваня Кудряш — возлюбленный Варвары Кабановой, служит приказчиком у купца Дикого, тоже своего рода антипод основной массе калиновцев. Кудряш — парень бойкий, задорный и не боится противостоять самодурству Дикого. Он способен и на сочувствие Борису, узнав, что тот влюблен в замужнюю женщину.

Кудряш относится к молодому поколению калиновцев, которые уже не хотят соблюдать местные устои. Они внешне подчиняются старшим, но сами живут по правилам, которые удобны им.

Критики о калиновцах

Описание быта и нравов города Калинова может быть основано на мнениях критиков о пьесе «Гроза». Большинство литературоведов увидело в местных жителях типичных представителей купечества и мещанства. Некоторые высказывания:

  1. А. Пальховский считал, что целью Н. Островского было показать семейный деспотизм, господствующий в быту у части загрубелого купечества, и роковой мистицизм, опутавший темные неразвитые души.
  2. Н. Ф. Павлов высказывал мнение, что нравы, показанные в произведении, были где-то увидены Островским, что говорит об авторской наблюдательности. Трагичность случившегося с Катериной заключается в том, что девушку, привыкшую к катаниям на лодочках, разговорам о поэзии и мечтам о любви, выдали замуж за дурака и поместили в глупое общество.
  3. E. Н. Эдельсон усмотрел в том, что задавило Катерину, народные черты, но и порадовался живым силам, которые автор смог заметить в той же народной жизни Калинова.
  4. П. И. Мельников-Печерский заметил, что в протестах жертв самодурства хозяев Калинова больше всего заметен голос Кулигина. Критик считает его признаком просвещения, уже начинающего проникать в калиновское темное царство.
  5. М. И. Писарев увидел в «Грозе» картину общества, написанную с натуры густыми, свежими, самоцветными красками, и обладающей величайшей правдивостью. Картина быта глухого купеческого городка с его обрядностью и спесью разбавлена пробуждением настоящего чувства.

Высказывал свое впечатление об особенностях образа жизни калиновцев и Ф. М. Достоевский. Писатель заметил раскрытие Н. Островским сторон русской жизни, которые не затрагивались до него, и даже попытку их анализа. Особенно он отмечает галерею совершенно разных женских образов от Катерины до Феклуши, которые украсили пьесу своей достоверностью. Н. А. Добролюбов увидел в главной героине цельный характер, действующий в среде «диких» и «кабаних» — типичных жителей Калинова.

Образы обитателей Калинова — срез разных характеров жителей небольших городков России в середине XIX века.

Жестокие нравы города Калинова в пьесе Островского «Гроза»

Кулигин говорит: «Жестокие нравы. в нашем городе», рассказывая о жизни людей города Калинова. В драме «Гроза» именно он выступает носителем мыслей автора, обличающих нравы жителей, живущих в «темном царстве». И среди причин таких нравов он господствующее положение зажиточных людей: «… у кого деньги… тот старается бедного закабалить, чтобы … еще больше денег наживать”. Люди в городе озлоблены и находят радость, когда удается сделать плохо ближнему: «а между собой-то…как живут! Торговлю… подрывают… Враждуют…».

Защитницей порядков, установленных в Калинове, выступает страница Феклуша, которая восхищенно восклицает: “В обетованной земле живете! И купечество… народ благочестивый!” Так, Н.А. Островский создает контраст мнений, когда показывает читателю две разных точки зрения на происходящее. Феклуша – настоящее воплощение косности, невежества и суеверий, которая вхожа в дома влиятельных людей города Калинова. Именно с помощью ее образа драматург подчеркивает насколько происходящее в Калинове противоречит ее оценке, когда она то и дело говорит: «Благолепие, милая, благолепие. »

Воплощением самодурства, скудоумия, невежества, и жестокости в пьесе выступают зажиточные купцы Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савел Прокофьевич. Кабаниха – глава семьи, которая считает себя правой во всем, она держит всех живущих в доме в кулаке, пристально следит за соблюдением во многом устаревших обычаев и порядков, основанных на Домострое и церковных предрассудках. Причем принципы Домостроя у нее искажены, она берет из него не мудрый уклад жизни, а предрассудки и суеверия.

Кабаниха — носитель принципов “темного царства”. Она достаточно умна, чтобы понимать, что только ее деньги не дадут ей реальной власти, и именно поэтому она жаждет от окружающих покорности. И по словам Н.А. Добролюбова она за отступление от заведенных ею правил она“грызет свою жертву… неотступно”. Больше всего достается Катерине, которая должна кланяться в ноги мужу и выть при отъезде. Она старательно скрывает свое самодурство и тиранию под маской благочестия, и сама же разрушает жизни людей вокруг себя: Тихона, Варвары, Катерины. Не зря сожалеет Тихон о том, что не умер вместе с Катериной: “Хорошо тебе. А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?”

Дикого в отличии от Кабанихи трудно назвать носителем идей «темного царства», он просто недалекий и грубый самодур. Он гордится своей невежественностью и отвергает все новое. Достижения науки, культуры совершенно ничего для него не значат. Он суеверен. Доминирующая черта Дикого –стремление к наживе и жадность, он посвящает свою жизнь накоплению и преумножению своего состояния, при этом не гнушаясь никакими методами.

При всей мрачной картине жестоких нравов, царящих в Калинове, драматург подводит нас к мысли о том, что гнет «темного царства» не вечен, потому что гибель Катерины послужила началом перемен, стала символом борьбы с самодурством. Не могут жить дальше в этом мире Кудряш и Варвара и потому сбегают в дальние края.

Подводя итог, можно сказать, что Н.А. Островский в своей драме обличил нравы жизни купечества и самодержавно-крепостнического строя современной ему России, которые он не хотел бы видеть в обществе: деспотизм, самодурство, жадность и невежество.

Сочинение Жестокие нравы города Калинов

Драма «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в середине девятнадцатого века, и в наши дни остаётся произведением актуальным и понятным каждому. Человеческие драмы, трудные жизненные выборы и неоднозначные взаимоотношения между, казалось бы, близкими людьми – вот основные вопросы, которые писатель затрагивает в своём произведении, ставшим поистине культовым для русской литературы.

Читайте также:
Мотивы русской драмы: сочинение

Небольшой городок Калинов, расположенный на берегу речки Волги, поражает своими живописными местами и красивейшей природой. Однако человек, нога которого ступила на столь благодарную почву, ухитрился испортить абсолютно всё впечатление о городе. Калинов увяз в высочайших и крепчайших заборах, а все дома похожи друг на друга в своей безликости и серости. Можно сказать, что и обитатели города очень напоминают то место, где они живут, и на примере двух главных отрицательных персонажей пьесы, Марфы Кабановой и Савела Дикого, мне бы хотелось показать, почему именно.

Кабанова, или Кабаниха, является очень обеспеченной купчихой города Калинова. Она деспотична по отношению к членам своей семьи, а в особенности к Катерине, невестке, однако посторонние люди знают её как человека исключительной порядочности и душевной доброты. Нетрудно догадаться, что эта добродетельность – не более чем маска, за которой скрывается по-настоящему жестокая и злая женщина, которая никого не боится, а поэтому ощущает свою полную безнаказанность.

Второй же отрицательный персонаж пьесы, Савел Дикой, предстаёт перед читателями человеком редкой невежественности и недалёкости. Он не стремится узнавать что-то новое, совершенствоваться и развиваться, вместо этого предпочитая лишний раз с кем-нибудь поругаться. Дикой полагает, что накопление денежных средств является важнейшей целью в жизни каждого разумного человека, к каким он себя относит, поэтому он всё время занят поиском лёгкой наживы.

На мой взгляд, в своём произведении «На дне» Островский показывает читателям, как страшно невежество, ограниченность и банальная человеческая глупость. Ведь именно нравы Калинина и погубили Катерину, которая просто не смогла жить в таком окружении и в такой моральной атмосфере. Самое страшное то, что таких людей, как Кабанова и Дикой, очень и очень много, они встречаются нам практически на каждом шагу, и очень важно уметь абстрагироваться от их пагубного и разрушающего влияния и, безусловно, осознавать, как важно оставаться светлым и добрым человеком.

Другие сочинения: ← Быт и нравы города Калинова↑ ОстровскийДушевная драма Катерины пьеса Гроза →

Город Калинов и жестокие нравы его жителей в пьесе «Гроза»

Какими средствами создается общенациональный масштаб изображения в пьесе «Гроза»? Можно отметить следующие особенности:

• пейзаж в большинстве сцен открывает широкий вид, создаёт ощущение простора;

• народные песни органично вливаются в действие пьесы, придавая событиям масштабность;

• лирическая приподнятость речи уводит от бытового к бытийному смыслу происходящего;

• некоторые герои пьесы словно бы воплощают в себе черты целых этапов русской истории (Кудряш — эпоху Разина и Болотникова, Кулигин — время русского Просвещения, Кабаниха — эпоху Домостроя и т. д.).

Таким образом, уже в первых сценах Островский создает ощущение, что маленький приволжский городок — прообраз всей России. Не случайно и название города воспринимается как подчёркнуто русское, богатое образными фольклорными и мифологическими ассоциациями: тут и песенная калина-малина, обозначавшая всегда места народных гуляний, и сказочный Калинов мост с притаившимися под ним чудищами, и чудная красота белых цветов, и долгая горечь алых ягод калины. «Я понимаю, что всё это наше русское, родное…» — говорит в первом действии приезжий Борис Григорьевич, но признаётся, что не может привыкнуть к калиновским нравам и обычаям, уж очень ему «дико кажется». «Ещё бы не дико!» — подтверждает коренной калиновец Кулигин. Родное и дикое — так оценивается жизнь Калинова наиболее образованными героями пьесы. «Тёмным царством» назовёт Калинов и критик-демократ Н. А. Добролюбов.

Но не все с ними согласны. «В обетованной земле живёте!» — утверждает странница Феклуша. Так Островский создаёт полемический подтекст, настраивая читателя на активный диалог, даже спор с той или иной стороной.

Обратите внимание на различие риторических приёмов в речах Кулигина и Феклуши. Механик-самоучка «рассыпает разговор», не отступая от избранной темы, нанизывая примеры и доводы, подтверждающие исходный тезис (например, «Жестокие нравы в нашем городе»). Рациональность его суждений дополнена эмоциональностью восклицаний, оценочных слов, поэтических цитат. Речь Феклуши — текучая, напевная, порой совсем сказочная, порой приукрашенная узорами церковного красноречия («блаалепие», «добродетелями, как цветами, украшаются»). Характеристику Калинову она даёт в кратких и образных формулах, подтверждая свою мысль противопоставлением, картинами суетной, греховной жизни больших городов.

Речь каждого из идейных противников по-своему красива и убедительна. Но на чьей стороне правда? Как автор помогает нам это понять?

Работа над этими вопросами потребует от внимания к деталям, пристального вчитывания в текст, выявления специфических приёмов характеристики, свойственных драматическому произведению. Это и реплики других персонажей («Какой хороший человек», — говорит Борис о Кулигине), и саморазоблачительные высказывания самих героев («…за убогой-то присматривайте, не стянула б чего». «…Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала… Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность», — говорит Феклуша), и, конечно, поступки, их роль в действии.

Нельзя сомневаться в том, что Островскому симпатичен чудак Кулигин. Он мечтатель, изобретающий вечный двигатель, и ценитель красот природы, любитель поэзии и радетель о пользе общественной. Он не желает уподобляться ругателю Дикому, но готов поспорить с ним ради солнечных часов и громоотвода. Не случайно именно ему достаётся вынести на сцену погибшую Катерину и бросить последнее обвинение обитателям Калинова.

Феклуша нарисована с явной иронией. Насмешка автора заставляет нас так же мало верить её словам о добродетелях калиновцев, как и рассказу о людях с пёсьими головами.

Но главным аргументом в споре о нравах города Калинова, конечно же, являются события пьесы, образы калиновских обитателей, выведенные Островским. При этом не обязательно говорить обо всей пьесе, достаточно проанализировать явления 3 и 5 первого действия. Власть Диких и Кабановых и в городе, и в своей семье, их жестокость и самодурство ясно показаны Островским и не оставляют сомнений в правоте слов Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Дикость и жестокость калиновских нравов изображаются при помощи ярких штрихов, рассыпанных в тексте пьесы: вспомним рассуждения обывателей об упавшей с неба Литве, предупреждение Кудряша, что в случае чего парни сопернику ноги переломают, его готовность «уважить» Дикого или устроить ему «тёмную», зловещие пророчества старой барыни. Но глубже всего жестокость и дикость родного уклада раскрываются в трагической судьбе Катерины Кабановой.

Читайте также:
Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.): сочинение

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014

Быт Калинова

Город Калинов действительно существует в России. Но в пьесе Островского он олицетворяет образ купечества и государства в XIX веке в целом. Автор создал свое произведение на контрасте:

  • жестокость человека — красота природы;
  • убогость души — богатство пейзажей;
  • нищета бедняков — жадность купцов.

В русской литературе впервые появилось произведение, в котором настолько ярко обнажаются недостатки мещанства и консервативности. Сам город находится на берегу Волги, поэтому он окружен пышной зеленью, красивыми пейзажами. А пьеса начинается со слов Кулигина: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется» (цитата).

Но другие люди не замечают окружающего мира. Их не интересуют пейзажи и очарование природы. Точную характеристику горожанам дает Кулигин. Он говорит, что их жестокие нравы отражаются на быте жителей Калинова.

Купцы враждуют между собой, строят друг другу козни. Семьи страдают от взаимных претензий, «за высокими заборами проливаются невидимые и неслышимые слезы» (отрывок из пьесы). В монологе Кулигина первая фраза кратко отражает весь домостроевский порядок города: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите».

Нравственные законы в Калинове сменились силой денег и власти. Те, кто отличается благосостоянием, могут издеваться над бедными, подавлять их и безнаказанно оскорблять. Почему так происходит, не может ответить даже городничий. Ведь и с ним разговаривают, как с неразумным человеком. Купцы объясняют свои поступки — невыплату денег рабочим — личной выгодой.

Хотя такие, как Дикой, умеют скрывать свою жадность под ложным раскаянием. Быт Калинова основан на постоянной лжи друг другу, упреках и доминировании богатых над бедными. Жители города отрицают прогресс, они не считаются с личностью и индивидуальностью. Они стремятся следовать старым порядкам и традициям, заставляют молодое поколение соблюдать их.

СОДЕРЖАНИЕ

Поучение отца сыну.

Как христианам веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам.

Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне.

Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти.

Как детям любить и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Как жене носить разную одежду и как шить ее.

-В чём проявляются ханжество и лицемерие Кабанихи?

-Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о её жестокости и бессердечии?

Каковы особенности речи Кабанихи?

(Идёт заполнение таблицы во II части)

Как относится к Кабанихе и её поучениям Тихон? Варвара? Катерина?

Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к её поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить её в своём послушании. Обращение в форме множественного числа и постоянно повторяемое слово « маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживёшь: на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя осуждает мать («Не уважь тебя, как же!», «Нашла место наставления читать»). И только Катерина открыто заявляет о своём человеческом достоинстве.(«Да хоть и к слову, за что же ты меня обижаешь»», « Напраслину-то терпеть кому ж приятно?»).

Краткое содержание пьесы

Действие пьесы происходит в вымышленном городе Калинове в XIX веке. Жизнь в этой местности напоминает болото — она так же застоялась. Горожане считают, что менять установленный порядок не нужно. Они не интересуются тем, что происходит за пределами Калинова.

В семье Кабановых — известных купцов — после смерти главы всем начала управлять вдова. Властная женщина заставляет окружающих следовать ее указаниям. За ее сына выходит замуж девушка Катерина. Это скромная чистая натура, которую воспитывали образованной и свободолюбивой.

Катерине живется в доме мужа плохо. На нее постоянно давит свекровь, а безвольный Тихон во всем ей подчиняется. Кабаниха часто ее оскорбляет, заставляет выполнять всю работу по дому наравне со слугами.

Из-за такого отношения девушка решается на измену. Ей понравился Борис, племянник Дикого. Только с ним Катерина почувствовала себя по-настоящему счастливой. Но она довольно честная, поэтому измена тяготит ее совесть. Девушка не выдержала и призналась во всем мужу и свекрови.

Хотя Тихон понимает ее и готов простить, Кабаниха проявляет более суровое отношение. Катерина очень набожна, и от совершенного греха страдает морально. Еще и Борис уехал из города, оставив ее одну в «темном царстве», которое называют Калиновым. Во время сильной грозы девушка не выдерживает и бросается в реку. Тихон обвиняет в ее самоубийстве мать.

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

В творчестве А.Н. Островского пьеса “Гроза” является одним из наиболее известных произведений. Одной из главных героинь пьесы, несущей в себе отрицательные черты, является Кабаниха, а точнее – Марфа Игнатьевна Кабанова. Она выступает прообразом русского купечества.

Фамилия героини говорит сама за себя. Она довольно точно характеризует свою хозяйку, в этом можно убедиться с первых минут знакомства с ней. Кабаниха – обеспеченная вдова, лицемерная и хладнокровная особа. У нее есть сын Тихон, жена которого Катерина, проживает вместе с мужем в доме его матери. Также Кабанова имеет дочь Варвару. Обоим своим детям Кабаниха навязала свою неоспоримую волю. Но основным проступком Кабановой можно считать то, что она воспитала сына Тихона бесхарактерным и безвольным человеком, неспособным защитить свою супругу от нападок своей деспотичной матери.

Важную роль для Кабанихи играют жизненные устои, порядки и обычаи, принятые в обществе. Основные принципы для нее заключаются в приказах и дисциплине, основанной на страхе. Она – деспотичная, властная женщина. Кабаниха требует беспрекословного подчинения. Ее боится вся семья. Однако на людях она умело прикидывается больной, непонимающей и немощной старушкой. Кабаниха – натура противоречивая. Она обижает свою семью, но при этом подает милостыню нуждающимся. Она тратит на них немалые деньги. Она верит в Бога, но совершает злые поступки.

Читайте также:
Сказка Островского Снегурочка: сочинение

Кабанова любит читать нравоучения своим домашним, упрекать и высмеивать их. Кабаниха унижает и своих детей, и свою невестку Катерину, которая страшно боится свою родственницу, считая ее бесцеремонной и грубой женщиной. Кабаниха принуждает Катерину слепо следовать ее велению. Единственное сходство между этими двумя героинями – это уважение старины. Только понимают они ее совершенно по-разному. Кабанова считает, что молодые люди должны подчиняться указанием старых. Для Катерины же старина – это светлые чувства любви и уважения.

Кабаниха ревнует сына к его супруге, она ненавидит свою невестку, упрекает при каждом удобном случае. Именно неблагоприятное влияние и омерзительное отношение Кабановой довело Катерину до самоубийства, после которого Варвара ушла из дома, а Тихон запил. Семья Кабанихи распалась, но даже эта ужасная череда событий не изменило характер Кабанихи и ее жизненный подход. Она по-прежнему не лишена ханжеского отношения к людям.

Сочинение 2

В пьесе «Гроза» написано Островским, рассказывается об одном центральном и негативном персонаже как Кабаниха.

Кабаниха так прозвали ее простой народ, а полное имя ее было Марфа Игнатьевна Кабанова. Она очень хорошо дружит со своим кумом Диким. Такая крепкая дружба держится на том что они оба негативнее персонажи и очень похожи за характером. Сама же Кабаниха имела очень хорошее финансовое состояние. Для общества она старалась быть толерантной, но на дело ей было очень далеко до повадок дворянки. Марфа жестокая и грубая женщина, обладающая твердым характером. Кабаниха живет по старым принципам и обычаям, она не может понят что мир изменился и жить так как она привыкла уже нельзя.

Марфа всегда думала, что ум приходит с годами, молодые люди не могли бить умнее стариков. Со своими старыми привычками она уверена, что дети должны боготворить своих родителей, а жена всегда слушать мужа. В семье Марфа проявляет все силу своего характера. У ее в семье три человека это дочь, сын и невестка. Кабаниха со всеми из них не ладит.

В основном конфликты происходить из-за характера матери которая любит поскандалить. Марфа все время лезет в семью сына, не давая ему ничего делать самостоятельно, пытается контролировать каждый его шаг. Но в тоже время высказывать все свои недовольства и в адрес невестки, всегда находит повод что бы упрекнуть. Дочь что бы не быть в центре скандалов, так как поняла, что бить правой и доказать свою позицию у нее не получиться, потому она научилась лгать собственной матери. В пьесе дочь убегает с дома, как это ее последний шанс на нормальную жизнь и подальше от тирании матери. А сын с невесткой так и не думали, как поменять свое положение, они все время терпели оскорбления и унижения со стороны Кабанихи. Невестка Катерина что бы почувствовать себя счастливой изменила Тихону, но из-за своих моральных ценностей призналась мужу. А когда об этом узнала Кабаниха она так надавили и унизила невестку что та закончила жизнь самоубийством. Когда сын узнал, что его мать довела невесту до смерти, он нашел в себе силы дать отпор матери.

Марфа Игнатьевна всегда играла на окружающий, пыталась показать себя с наилучшей стороны. Однако все люди знали какая она на самом деле и в открытую это обсуждали.

Автор так хорошо описал негативный образ Кабанихи, что читатель может увидеть этот образ, состоящий полностью из негативных качеств характера человека. Все время Марфа пытается оставить старые привычки и обычаи, но он все равно рушиться.

Характеристика Кабанихи

Пьеса «Гроза» – одно из лучших творений А. Н. Островского, писателя XIX века. Она была написана осенью 1859 года. Летом этого же года писатель отправился в экспедицию по Волге для изучения местного населения. В ходе этого путешествия А. Н. Островский часто записывал себе в дневник разные заметки, из которых позже сложились образы героев пьесы. А город Калинов стал воплощением ряда селений и городков Поволжья.

В пьесе рассказывается о взаимоотношениях между обычными людьми и теми, кто имеет большой статус в обществе, в повседневной жизни, а также автор затрагивает тему семейных отношений и ценностей. Все действия и события происходят в вымышленном городе Калинове, в котором царит атмосфера несправедливости и жестокости. Власть над этим городом фактически принадлежит двум влиятельным людям: Кабанихе и Дикому. И он, и она – представители купеческого сословия в этом городе. Но большее внимание в этой пьесе писатель уделяет Кабанихе, а не Дикому. Давайте рассмотрим её образ и роль поподробнее.

Кабаниха – богатая, властная и жестокая женщина, также вдова. Сильнее всего её власть ощущается в семейных отношениях. У неё есть сын Тихон Кабанов, который женат на Катерине. Главой же семьи считается сама Кабаниха. Тихон – это человек, который почти не заметен в этой семье. Тихон слабохарактерный, поэтому, когда его мать принимает какие-то решения, которые ему не нравятся, он не может ей возразить. Катерина – обычная и добрая девушка. До свадьбы с Тихоном она была свободной и независимой и жила вместе со своей матерью. Но после она попала в семью Кабановых, где существовало практически крепостное право. Катя любила Тихона, но свободу она любила больше, поэтому чувства к сыну Кабанихи начали постепенно ослабевать, и она влюбилась в другого. Вскоре Катерина решила признаться в измене мужу при всех, что стало для неё огромной ошибкой. Кабаниха, услышав всё это, усилила давление на девушку. Как раз это и стало последней каплей для Катерины, поэтому она совершила самоубийство в знак протеста. Во всём этом ярко показана роль и влияние Кабанихи. Она постоянно диктовала свои правила и отдавала приказы всем членам семьи, не спрашивая их мнения. И никто ничего не предпринимал, так как все её боялись.

В общем, образ Кабанихи свойственен и людям в реальной жизни, так как в каждом человеке есть частичка этих «злых» качеств, которые показал нам автор в лице Марфы Кабановой.

Образ Кабанихи в пьесе Гроза

Популярные сочинения

Произведение имеет две авторские редакции, поскольку после выхода первоначального текста повесть негативно воспринимается критикой, и писатель вносит в текст сочинения изменения в сюжете, стиле изложения

Картина И.Э. Грабаря «Зимнее утро» – самое душевное творение автора. В неё он вложил всю свою любовь к такому времени года как зима. Сам Грабарь ещё с раннего детства ожидал зиму в надежде на чудо

Читайте также:
Роль Островского в истории развития русской драматургии: сочинение

Мне очень нравится наш край! Я знаю, что многим приезжим тут тяжело – душно и жарко, рядом нет моря, хотя река Дон очень даже спасает. Я люблю свой город, станицы, бахчи, степи… В истории моей семьи всё это сыграло важную роль.

Образ и характеристика Кабанихи (Кабановой) в пьесе Гроза Островского сочинение

Кабанова Марфа Игнатьевна – довольно крупная фигура в пьесе, мы можем смело назвать одной из главных героинь произведения. Кабанова является свекровью Катерины, помимо этого, у нее есть дети – Тихон и Варвара. Она обладает большим богатством, не нуждается в дополнительных финансовых средствах. Муж ее умер.

В произведении ее образ необходим для того, чтобы читатель проникся образом Катерины. Для того, чтобы выявить основные черты характера, идеалы Кабанихи, попробуем сделать некоторый сравнительный анализ этих двух героинь. Ведь эти две героини являются абсолютными противоположностями по отношению друг к другу.

Естественно, между ними есть и сходства, но они незначительны. Во-первых, и Кабаниха и Катерина имеют четко сформированную систему ценностей, при этом они совершенно не готовы мириться с человеческими слабостями и нерешительностью, требуя такого же отношения к жизни и к миру. Также обе героини не верят в прощение.

Итак, а какие же существенные отличия мы можем отметить между двумя этими героинями. Катерина – девушка мечтательная, витающая в облаках. Кабаниха же более приземленная женщина, ее интересуют бытовые вопросы, человеческие взаимоотношения. Она требует беспрекословного подчинения, все должно быть так, как скажет она. Для нее основными понятиями являются приказ, страх и дисциплина. Кабаниху совершенно не смущает ее поведение, она даже не задумывается о том, что, возможно, она поступает нецелесообразно, грубо.

Кабаниха придерживается консервативного уклада, она протестует против нововведений, новых взглядов. Мало того, она считает, что и другие всенепременно должны считать также. Ее умозаключения не на чем не основаны, она просто считает свою точку зрения единственно верной и правильной. Во все эти суеверия она заставляет верить и своих детей. Дети не могут проявить самостоятельность, им приходится поступать так, как велит их мать. Своему сыну она говорит о том, что жена должна бояться мужа, только тогда она будет слушать его и выполнять все его прихоти и просьбы.

Даже после смерти Катерины, Кабаниха ничего не поняла и продолжила себя деспотично и недостойно себя вести, считая себя правой абсолютно во всем.

Сочинение Кабаниха в пьесе Гроза

Марфа Игнатьевна Кабанова, имеющая прозвище Кабаниха – один из образов, демонстрирующих сущность русского купечества, созданных Островским.

Кабаниха не принадлежит к положительным персонажам драматурга. Это богатая вдова, сама ведущая дела, представительница старшего поколения одной из самых влиятельных семей провинциального поволжского города Калинова. В своей семье Кабанова контролирует всех и выступает в роли домашнего тирана. Ни начисто лишенный воли ее сын Тихон, ни невестка Катерина, обладающая более сильным характером, не выходят из воли главы семейства.

Однако Кабаниха отличается от другого самодура города Калинова – Дикого, для которого характерно просто делать все что вздумается и упиваться своей безнаказанностью. Купчиха придерживается некоторых собственных принципов, считая, что подавление младших членов семьи служит их же собственному благу. Если Дикой может издеваться над человеком, а потом (пусть и в силу своего самодурства) просить у него прощения, то Кабанова, к несчастью для окружающих более цельная натура.

Островский противопоставляет Кабаниху духу времени. Рисуя темными красками ее суеверность, веру в приметы, лицемерие, невежество и ханжество, он высказывается против традиционных устоев, консерватизма, идущего из глубины веков. С сочувствием показывая страдающую Катерину и изобретателя Кулигина, Островский в лице купчихи выступает против деспотизма, прикрывающегося традициями и устоями. Деспотичная глава семьи осуждается не как представитель своего класса, не как несущая зло в силу высокого имущественного и общественного положения. Будь Кабаниха бедной крепостной крестьянкой, но, согласно вековой традиции, также державшей домашних в узде, ничего бы принципиально не изменилось. Сила Марфы Игнатьевны не в богатстве, а в сильной воле и неумолимой жестокости. Ее не трогает даже смерть Катерины, когда труп утонувшей невестки выносят, она стремится всеми силами сохранить благопристойность. Угрожая своему сыну Тихону, бросившемуся к мертвой жене, проклятием – одним из самых сильных наказаний в традиционном обществе, она думает лишь о сохранении своих порядков, удержании власти в семье.

Для контраста показана демонстративная религиозность и благотворительность Кабанихи. Купчиха любит общество странствующих нищенок, тратит на их содержание деньги. Соответственно она любит слушать их благочестивые рассказы и тщательно соблюдает церковные обряды. Однако показное православие не оставляет никакого следа в душе Кабанихи и служит лишь поддержанию имиджа.

Марфа Игнатьевна Кабанова олицетворяет косность, невежество и жестокость, имевшую место в купеческой среде.

Вариант 3

В пьесе «Гроза» Островского есть героиня по имени Марфа Игнатьевна Кабанова, но все за глаза называют ее Кабанихой. Она очень богатая женщина, купчиха. Кабаниха вдова и у нее есть двое детей. Мальчика зовут Тихон, а девочку Варвара. Сын со своей супругой проживают в доме Марфы Игнатьевны.

Островский наградил Кабаниху такими качествами как зависть, злость, лицемерие. Женщина ненавидит всех людей. Единственное, что она любит делать, это выказывать недовольство и читать морали своим детям. Жена Тихона, Катерина очень утонченная, нежная и ранимая молодая девушка. Молодая особа сильно боится Кабаниху. Катя считает ее грозной, бесцеремонной и грубой женщиной.

Островский не случайно придумал для главной героини такое прозвище. Он хотел, что бы читатель сразу представлял себе ее. Кабаниха представлена как бессердечная женщина.

Из-за своего сильного и властного характера она подавила в своем сыне мужской стержень. Мальчик вырос бесхарактерным человеком. Он полностью зависит от мнения матери. Тихон ничего не решает сам. Даже когда Кабаниха донимает его жену Катю, он молчит и боится за нее заступиться. Но мать неспроста не любит невестку. Она ревнует ее к сыну.

Не смотря на то, что Кабаниха творит злые вещи, она является верующим человеком. Женщина искренне верует в Бога. Она совершает много противоречивых поступков. Например, дает милостыню бедным (поступок хорошего человека), но в тоже время обижает родных людей (поступок плохого человека). На людях она прикидывается старой и немощной старухой, но на деле она решительна, энергична и полна сил.

Читайте также:
Судьба бесприданницы (по пьесе Островского Бесприданница): сочинение

Катя и Кабаниха это две противоположности, но у них есть одно сходство. Обе женщины уважают старость, но по-разному. Кабаниха считает, что молодежь должна слушать и подчиняться старикам. Она думает, что молодое поколение должно беспрекословно и незамедлительно выполнять все приказы старших. Катерина считает, что старость заключает в себе любовь, заботу, тепло и понимание.

Кабаниха откровенно издевается над Катериной. Она ее унижает и ругает. Все это Катя принимает близко к сердцу. Варвара же наоборот только делает вид, что прислушивается к наставлениям матери. Втихаря она делает, что сама считает нужным.

Дочитав пьесу до конца можно понять. Что Кабаниха в большей степени виновата в гибели молодой Катерины. Она хотела подавить и сломить характер своей невестки, а в итоге довела е до самоубийства. В конце из-за своего скверного нрава Кабаниха остается одна. Потому, что Варвара ушла от нее, а Тихон начал спиваться.

Кабанова в пьесе Гроза

Современники А.Н. Островского отмечали, что «Гроза» — драма народной жизни. Драматург понимал социальные реалии и создавал достоверные и узнаваемые характеры. Одним из воплощений русского народного сознания является Марфа Кабанова — зажиточная купчиха и представительница старого патриархального мира.

Привычно соотнося Кабаниху с «темным царством», сторонники Н.А. Добролюбова в ней видят героиню страшную, прячущую самодурство под видом благочестия. Марфа Игнатьевна уверена, что в опоре на устои заложена возможность ее власти в семье. Старина – то, на чем, по ее мнению, держится мир: «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы». У нее сформировалось ясное представление об устройстве патриархальной семьи, которое она готова отчаянно защищать. Кабаниха по натуре — невероятно сильная женщина. И силу ее чувствуют все: не только забитый Тихон («Забыл, с кем говоришь!»), но и Дикой («Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!»). Именно на внутренней силе характера и стоит ее несложная идеология, именно поэтому она единолично управляет всем и не терпит никаких возражений. Возникает мрачная картина быта, где мать — ненавистница всего, что связано с человеческой волей и свободой: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. » Кабаниха изо всех сил цепляется за традиции, ее наставления — отчаянная попытка сохранить собственное понимание истинного. Чувствуя, что земля уходит из-под ног, что молодое поколение, несмотря на внешнее почтение, ей сопротивляется и её позицию не принимает, Кабаниха приходит в бешенство. Все это приводит лишь к большему напряжению в семье.

В восприятии современных Островскому критиков Кабаниха была страшным злом русской жизни. Но был и другой взгляд на образ Марфы Игнатьевны, восходящий к А.А. Григорьеву. Он отмечал, что Островский не был обличителем «самодурства»; понятие «самодурства» слишком узко. Островский показывает народную жизнь во всех ее проявлениях и особенностях. Так, Кабаниха стремится «законсервировать» устои, естественные на Руси. В этом она не одна — приверженность к консерватизму свойственна людям. «Домостроевские» законы хоть и устарели, но остались законами. А возможно ли жить без правил?

Таким образом, расхождения в оценке образа Кабанихи только подтверждают талант Островского в умении изображать драму народной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Старшее поколение в романе представлено в лице нескольких персонажей, но главную роль забирает себе Николай Петрович Кирсанов.

Жизнь Самсона Вырина была похожа на жизнь других станционных смотрителей. Герою приходится слушать недовольство и упреки в свою сторону, чтобы иметь возможность прокормить семью

Порой человек вынужден идти наперекор своей совести для достижения высоких целей. К несчастью, жизнь часто заставляет нас делать выбор, где нет правильных решений. Эта ситуация будет требовать выбора пути

«Бэла» – первая новелла, которая открывает роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». О главном герое рассказывает Максим Максимович, простой офицер, давно служащий на Кавказе и хорошо знающий жизнь горцев.

Василий Быков был участником Великой Отечественной Войны, поэтому много его работ было посвящено этому историческому событию.

Характеристика Кабанихи

Одной из главных героинь пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Марфа Кабанова, олицетворяющая собой русское купечество. Деспотичная, грубая, невежественная, она принадлежит к отрицательным персонажам пьесы, возглавляя когорту «тёмного царства». Характеристика Кабанихи имеет большое значение, поскольку наглядно демонстрирует всю лживость и лицемерие прогнивших патриархальных устоев, заглушающих в человеке всё живое, настоящее.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова.

Возраст — не указан, женщина средних лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — сын Тихон, дочь Варвара, невестка Катерина.

Социальное положение — купчиха.

Происхождение — родом из купеческого семейства.

Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.

Образование — отсутствует.

Внешность — немолодая женщина.

Характер — сварливая, деспотичная, властная, холодная, самоуверенная, жадная, религиозная, защитница патриархальных устоев.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — властная, злая, лицемерная, безжалостная, деспотичная.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Кабанихи с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Полное имя Кабанихи — Марфа Петровна Кабанова. Это богатая купчиха, вдова.

«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова».

Источник: Действующие лица

Кабанова — близкая подруга и кума купца Дикого.

«Что это ты, кум, бродишь так поздно?»

Источник: Действие третье, явление 2

Черты характера и поступки

Кабанова — лицемерная женщина, которая под видом благочестия способна на самые безнравственные поступки, особенно по отношению к членам своей семьи.

«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»

Источник: Действие первое, явление 1

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Источник: Действие первое, явление 3

В доме Кабанихи так устроено, что без обмана и лицемерия невозможно спокойно прожить.

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Читайте также:
Героиня пьес А. Островского Гроза, Бесприданница, Снегурочка: сочинение

Источник: Действие второе, явление 2

Кабанова привыкла держать детей в страхе и полном подчинении. Особую власть она имеет над старшим сыном Тихоном.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Источник: Действие первое, явление 5

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Источник: Действие первое, явление 5

«Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то».

Источник: Действие второе, явление 3

«Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!

Кабанова (жестом показывая в землю). В ноги, в ноги!

Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью».

Источник: Действие второе, явление 5

«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».

Источник: Действие второе, явление 2

Кабанова держит всех домочадцев в ежовых рукавицах, делая их глубоко несчастными людьми.

«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.

Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина».

Источник: Действие пятое, явление 1

Кабанова упрекает сына в том, что тот много времени уделяет молодой жене. Она боится потерять власть над Тихоном и ловко манипулирует им.

«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

Источник: Действие первое, явление 5

Кабановой ничего не стоит обидеть человека. Она не видит в этом ничего предосудительного.

«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Источник: Действие первое, явление 5

Кабаниха демонстративно религиозна, однако её набожность никак не влияет на тяжёлый, деспотичный характер.

«Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне».

Источник: Действие второе, явление 7

Кабанова не готова отказываться от власти над детьми. Она уверена, что поступает правильно, как испокон веков поступали все предки.

«Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших».

Источник: Действие первое, явление 5

Кабанова не сомневается, что в браке жена должна бояться мужа. В противном случае в доме не будет порядка.

«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?»

Источник: Действие первое, явление 5

При виде Катерины, которая обняла Тихона перед разлукой, Кабаниху одолевает ярость. Она считает, что верная жена должна демонстрировать не любовь и нежность, а полную покорность главе дома.

«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»

Источник: Действие второе, явление 5

«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.

Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!

Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только».

Источник: Действие второе, явление 7

Силу и опору общества Кабанова видит в стариках, которые могут научить молодёжь давно заведенным порядкам. Без них, по мнению героини, быстро наступит хаос.

«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям… Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

Источник: Действие второе, явление 6

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Источник: Действие четвертое, явление 5

Кабанова — безжалостная женщина. Ей совсем не жаль Катерину, которая покончила жизнь самоубийством. Всё, чем заняты её мысли, — не ударить в грязь лицом перед людьми.

«Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь!

Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!

Кабанова. Вытащат — взглянешь».

Источник: Действие пятое, явление 6

«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее!

Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало она нам страму-то наделала, еще что затеяла!»

Источник: Действие пятое, явление 6

Характеристика Кабанихи другими героями

Кабанов

Тихон привык во всём и всегда слушаться свою мать.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Источник: Действие первое, явление 5

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Источник: Действие первое, явление 5

Тихон считает, что в смерти Катерины виновата его мать, которая буквально заела невестку вечными упреками и руганью.

«Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…

Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?

Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Источник: Действие пятое, явление 7

Варвара

Варвара знает, как матери тяжело отпускать от себя Тихона, оставить полностью без своего жесткого контроля.

«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».

Читайте также:
Варвара: сочинение

Источник: Действие второе, явление 2

Варвара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые установила Кабаниха в своём доме, и постоянно лгать и изворачиваться.

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Источник: Действие второе, явление 2

Варвару раздражает, что мать к месту и не к месту читает наставления.

«Варвара (про себя). Нашла место наставления читать».

Источник: Действие первое, явление 5

Катерина

Катерина подтверждает, что и она сама, и Тихон с почтением относятся к Кабановой, как она того и требует от своих детей.

«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

Источник: Действие первое, явление 5

Катерине тяжело живётся с грубой Кабановой, которой ничего не стоит обидеть, унизить человека.

«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Источник: Действие первое, явление 5

Жёсткий, властный, деспотичный норов Кабанихи становится причиной того, что Катерина морально подавлена.

«Кабы не свекровь. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны».

Источник: Действие второе, явление 10

Кулигин

Кулигин считает, что Кабанова — лицемерная женщина, которая пытается создать образ доброй, милосердной женщины, но сама при этом постоянно изводит своих близких.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Источник: Действие первое, явление 3

Кулигин прекрасно знает, какой крутой нрав у Кабанихи.

«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута».

Источник: Действие пятое, явление 1

Кудряш

Кудряш соглашается, что Кабаниха отличается тяжёлым и деспотичным характером, но совершает плохие поступки под видом благочестия.

«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»

Источник: Действие первое, явление 1

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Кабанихи вместе!

Биография

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, живущая в провинциальном городе Калинове. После смерти супруга в одиночку занималась воспитанием двух детей, старшего сына Тихона и младшей дочери Варвары.

После женитьбы Тихона в большом доме Кабановых поселилась его супруга, Катерина. Кабаниха сразу невзлюбила невестку, к которой испытывала сильную ревность и ничем не прикрытую ненависть. Старания Катерины понравиться свекрови не приносили положительных результатов.

Конфликт между Кабанихой и Катериной обострился с отъездом Тихона. По мнению Кабановой, невестка не проявляла должного почтения и уважения к мужу, а тот, в свою очередь, был слишком слабым и мягким.

После отъезда Тихона Кабаниха с удвоенным вниманием принялась следить за Катериной, и от неё не скрылось тяжёлое душевное состояние женщины. Катерина, не выдержав тяжелой атмосферы дома, призналась Тихону и его матери в совершенной измене. Эта новость стала для Кабанихи поводом для ещё большей тирании по отношению к невестке.

В итоге Катерина покончила жизнь самоубийством, но даже столь трагическая развязка не изменила Кабаниху. Она не отпустила сына на поиски супруги, а при обнаружении тела не дала сыну проститься с женой.

Образ Кабанихи

Марфа Кабанова — это абсолютно отрицательный персонаж в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в котором нет ни одного положительного качества. С первых строк женщина предстает лицемерной ханжой, привыкшей к полному подчинению и почитанию. Демонстративно помогая страждущим, она всячески измывается над своими близкими. Крутой нрав Кабанихи отмечают не только члены её семьи, но даже совершенно посторонние люди.

Кабаниха является ярой защитницей патриархальных устоев. Она не приемлет ничего нового и считает, что нужно жить по правилам, по закону, то есть во всём слушаться старших, подчиняться им, даже если их видение жизни не соответствует твоему.

Для Кабанихи очень важно впечатление, которое производит она и члены её семьи на окружающих. Именно потому в доме царит лицемерие, ложь, страх, ненависть. Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.

Марфа Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе. Она постоянно внушает сыну, что Катерина должна бояться его, всячески выказывать почтение. Кабанова не в состоянии понять, что отношения между мужем и женой могут строиться на любви и взаимном уважении и потому всячески мешает окрепнуть союзу Тихона и Катерины.

Кабаниха — религиозная женщина, однако её вера только напоказ. Она много и усердно молится, регулярно посещает церковь, раздаёт милостыню, однако в её душе нет Бога. Кабановой ничего не стоит обидеть человека, нагрубить ему, проявить жестокость и равнодушие.

Циничность и бессердечность Кабанихи особенно остро проявляется в последнем действии пьесы, когда она не пускает Тихона взглянуть на тело погибшей Катерины и не даёт попрощаться с ней, угрожая материнским проклятием.

Речевая характеристика Кабанихи

Кабанова — необразованная, невежественная женщина, которая в своем разговоре использует просторечные слова и выражения, также часто встречаются пословицы и поговорки: «Никому не закажешь говорить», «Не заступайся, матушка, не обижу небось!», «…у меня об вас сердце болит», «Чужая душа — потемки». Её речь максимально проста и понятна для восприятия.

Кабанова способна оскорблять даже самых близких людей, не особенно выбирая выражения: «Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!» , «Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж?»

Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»

Размеренный характер речи Кабанихи придают повторы просторечных слов, словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: