Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства: сочинение

Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

Сочинение Дикой и Кабаниха в пьесе Островского Гроза

Одними из основных персонажей произведения являются представители темного царства Дикой и Кабаниха, создатели и хозяева мира самодурства.
Савел Прокофьевич Дикой, немолодой зажиточный купец, держащий в страхе весь город, занимается выдачей денег под грабительские проценты и обманом простых обывателей. Характерными чертами Дикого являются грубость, жестокость и бесцеремонность, о которых среди местных жителей ходят легенды. Жизненный принцип Дикого – самоутверждение за счет унижения и оскорбления простых обывателей, которые боятся купца и не могут ему ответить тем же. Ощущая свою безнаказанность Дикой лишь повышает степень жестокого отношения к окружающим. Однако глумится купец только перед знакомыми людьми, не способными дать ему достойный отпор, а при встрече более сильного по духу человека дикой сразу же отступает.

Речь купца-самодура наполнена грубыми словами и бранными выражениями, иллюстрирующими его превосходство над другими людьми и ощущение полной безнаказанности.

Кабанова Марфа Игнатьевна представляет собой сильную и властную натуру, являясь богатой купчихой, выразителем принципиальных идей темного мира самодурства, заключающихся в полной покорности всех неимущих. Убивая волю своих домочадцев, она, используя иезуитскую изощренность, унижает их человеческое достоинство, пресекая любую возможность к сопротивлению и непокорности.

Оба героя выражают негативное отношение к любым переменам в их жизни и ратуют за сохранение старых домостроевских традиций. Дикой и Кабаниха являются набожными и религиозными людьми, однако забывают о том, что вера должна быть в сердце человека, а не в ежедневных посещениях церковных храмов и проявлении языческого суеверия, когда природное явление в виде грозы Дикой воспринимает как небесную кару, возмездие.

Между собой Кабаниха и Дикой ведут себя как хорошие и добрые приятели, находящиеся в дружеских отношениях, грубить и хамить Кабанихе Дикой опасается, поскольку понимает силу характера кумы. Поэтому в ее присутствии ведет себя спокойно и миролюбиво.

Характеризующие героев поступки выражают основные черты самодурства купцов. Дикой проявляется в агрессивной грубости и прямолинейности, способный на неоправданное буйство к окружающим, тогда как Кабаниха, слепо поклоняясь давним традициям и суевериям, заставляет домашних выполнять ее прихоти и глупые приказы. Решив, что именно они являются наставниками в городе, Дикой и Кабаниха устанавливают свои негласные порядки, которые невыносимы окружающим и следствием которых становится самоубийство людей либо беспробудное пьянство. Но самодуры уверены в своей правоте и считают себя истиной в последней инстанции.

Раскрывая образы деспотичных представителей самодурства, писатель развенчивает пошлость и низость человеческих поступков, не желающих видеть вокруг себя никого и ничего, кроме себя любимых. Этим людям неизвестны понятия любви, чести, сострадания, взаимоуважения, они погрязли в своей невежественности и не желают менять свою жизнь, но в обществе уже зреет протест против существующих порядков Дикого и Кабанихи в виде лучика в темном царстве.

Суть произведения

Современное поколение автор описывает как общество, желающее найти лучик света и надежды на счастливое будущее. Старое же стремится к сохранению традиций, которые держатся на грубости и строгости. Катерина, жена Тихона, является главным символом прогрессивного общества, ей чужды оковы патриархального устоя Кабанихи, матери мужа. Светлый образ девушки противоречит самодурству, лицемерию и унижениям сложившегося исторически устоя. Она желала освобождения, прекрасного и счастливого будущего, однако ее надежда была обречена на провал.

С помощью взаимоотношений Катерины и семьи Кабановых Островский старается перенести ту социальную обстановку, которая оказалась на границе нравственных переломов и разрушений. Суть произведения кроется в стойкости по отношению к интересам — отстаивании правды, надежды на независимость, поиска смысла жизни.

Если будет хоть намек на проявление слабости, и человек сдастся раньше времени в таком обществе, то он окончательно может опустить руки и подвергнуться разрушительной силе старого порядка, где отклонения от принятых правил уже граничат со смертью.

Говоря кратко, деспотичные купцы Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьева Кабанова давно захватили власть в небольшом городке Калинов, где все пропитано денежными сделками и страхом. Тихон, сын Кабанихи, всегда идет на поводу у собственной матери, выполняет все, что потребуется. Катерина чувствует себя в этой семье, будто в клетке, из которой невозможно выбраться. Она не любит мужа и постоянно вспоминает о том, как была счастлива и свободна раньше.

Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, однако тот уже давно решил уехать подальше от матери и жены, чтобы побыть одному. У девушки есть симпатия к Борису, племяннику Дикого. Не в силах скрывать измену от мужа, Катерина рассказывает ему все. Тот готов ее простить, но деспотичная свекровь начинает сильно давить на героиню. Вот почему все приводит к тому, что Катерина больше не видит смысла жить и бросается с обрыва.

Необразованность и ханжество людей, которые не готовы принять новые правила общества, сильно влияют на контраст пьесы. Светлые и искренние люди не способны мириться с обстановкой, поэтому Катерина совершает отчаянный поступок.

«Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза»

«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят».

Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» — мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства».

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» — так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города — безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».

Читайте также:
Героиня пьес А. Островского Гроза, Бесприданница, Снегурочка: сочинение

Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

Провинциальные нравы

В русской классической драматургии творчество Островского занимает особое место. Все его произведения повествуют о человеческих взаимоотношениях, о несправедливом укладе жизни, о вседозволенности и бесправии.

«Гроза» была написана в 1859 г. Действие пьесы разворачивается в небольшом городе Калинове на берегу Волги. Это спокойное, живописное место, с красивой природой. Таких городов по всей России бесчисленное множество. Жители Калинова в основном приверженцы старообрядчества, суеверные и забитые. Все новости приносят к ним лишь странники богомолы.

Потому великий русский критик Добролюбов метко окрестил этот город и все подобные ему «тёмным царством». Но они привыкли жить так, и не задумываются о том, что можно всё изменить и относиться друг к другу иначе. Им чуждо всё, отличающееся от их представлений о том, что правильно, а что нет. В осуждении такого уклада жизни заключается основная мысль произведения.

Как и везде, бедняки здесь вынуждены работать от зари до зари, а богачи и не думают затруднять себя какими-то обязанностями. Материальное положение человека определяет отношение к нему окружающих. Зажиточные люди Калинова:

  • упиваются собственной властью;
  • смотрят на бедных свысока;
  • не скрывают своего пренебрежения к тем, кто беднее.

Они делают всё что хотят, не считаясь ни с кем. Их деспотизм по отношению к беднякам представляется им самим вполне нормальным. Можно кратко охарактеризовать поведение калиновских «денежных мешков»: кто богаче тот и прав. Купцы нередко конфликтуют по вопросам торговли, не стесняясь вставлять друг другу палки в колёса, даже если это требует расходов.

Образец 4

Провинциальный город Калинов, в котором происходит действие пьесы «Гроза», расположен на высоком берегу Волги. Казалось бы, жизнь обитателей города на фоне красивого пейзажа должна была протекать спокойно и ровно. Но это не так. За внешним спокойствием кроются жестокие нравы. Кулигин, механик-самоучка, рассказывая Борису о тяжелом положении простых жителей города, говорит: «А богатые-то что делают. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. »

Изображая быт и нравы города, А.Н. Островский обличает хозяев жизни в лице купцов Дикого и Кабанихи.

Савёл Профьич Дикой – деспот, невежа, грубиян. Он требует от всех беспрекословного повиновения. Страдают его домашние: от гнева Дикого они прячутся, чтобы не попасться ему на глаза. Тяжелее всех приходится Борису, племяннику Дикого, который зависит от него материально. Дикой держит в руках весь город, издевается над людьми. Унижает Кулигина, когда тот просит у него деньги на солнечные часы для города. Деньги для Дикого – всё, он не может с ними расстаться. Ради денег готов пойти на обман и мошенничество. Своим работникам он недоплачивает. Жаловаться на Дикого бесполезно, он в приятельских отношениях с самим городничим. За грубость и ругательства приказчик Кудряш называет Дикого «пронзительный мужик».

Марфа Игнатьевна Кабанова – глава дома Кабановых, тиран и деспот. В доме всё всегда происходит только по её воле. Она полностью контролирует семью и держит в страхе весь дом. Кабаниха – ярая сторонница старых основ жизни, обычаев и обрядов. Говорит, что следует соблюдать «Домострой», но сама берет оттуда лишь наиболее жестокие нормы, оправдывающие ее деспотизм. Кабаниха суеверна, посещает все церковные богослужения, подает деньги нищим, принимает в доме странниц. Но это показное благочестие. А самое ужасное в том, что Кабаниха не сомневается в своей правоте.

Свои жертвы Кабаниха мучит и преследует изо дня в день, подтачивая, «как ржа железо». Ее сын Тихон вырос безвольным и бесхарактерным человеком. Он любит свою жену и пытается ее успокоить после нападок матери, но изменить что-либо не в силах и советует Катерине не обращать на мать внимание. При любой возможности Тихон старается вырваться из дома и напиться. Кабаниха свела в могилу Катерину. Варвара, сестра Тихона, приспособилась к такой жизни, она научилась скрывать от матери правду. Но и Варвара не выдерживает, уходит из дома после гибели Катерины. Нравы этого дома способны погубить каждого человека, попавшего туда.

Патриархальный мир, представителями которого являются Дикой и Кабаниха, силен и беспощаден, но он уже на грани распада.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Любима Торцова в комедии Бедность не порок↑ ОстровскийЛюбовь в пьесе Бедность не порок →

Читайте также:
Радость жизни Катерины в пьесе Гроза: сочинение

А) дикой и кабаниха. Основные черты самодурства

Сочинения по литературе: А) дикой и кабаниха. Основные черты самодурства. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофъич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия — безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха.

Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах. Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,— говорит она Тихону,— кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то!

Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят». Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом — в Волгу. Дикой дее просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «…мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили».

Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и ^одавляет всех. За ним капитал — это основа его бесчинств, юэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон — деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. 1и за что человека оборвет». Кабаниха и Дикой— «столпы общества», духовные наставники в городе Калинове.

Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются. Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знаеа истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-тс вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочет ся.

А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, ка! старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, д< уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них oi видит основу своей безграничной власти над людьми. Причег для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитыва ет горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недопла ченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойн присваивает себе наследство племянников. Дикой не щепетиле в выборе средств. Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их дс машние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает пере ними неограниченную возможность произвола и самодурств «Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон логика этой жизни»,— пишет Добролюбов о быте города К; линова, а следовательно, и любого другого города царско России. В пьесе «Гроза» Островский дает правдивую картину зат: лой атмосферы губернского города.

Ужасающее впечатлеш складывается у читателя и зрителя, но почему же драма акт альна и спустя 140 лет после создания? Мало что изменилось психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожал нию, и поныне.

Сила и слабость самодуров нарисованных в грозе. Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни

Сочинение Дикой и Кабаниха в пьесе Островского Гроза

Одними из основных персонажей произведения являются представители темного царства Дикой и Кабаниха, создатели и хозяева мира самодурства.
Савел Прокофьевич Дикой, немолодой зажиточный купец, держащий в страхе весь город, занимается выдачей денег под грабительские проценты и обманом простых обывателей. Характерными чертами Дикого являются грубость, жестокость и бесцеремонность, о которых среди местных жителей ходят легенды. Жизненный принцип Дикого – самоутверждение за счет унижения и оскорбления простых обывателей, которые боятся купца и не могут ему ответить тем же. Ощущая свою безнаказанность Дикой лишь повышает степень жестокого отношения к окружающим. Однако глумится купец только перед знакомыми людьми, не способными дать ему достойный отпор, а при встрече более сильного по духу человека дикой сразу же отступает.

Речь купца-самодура наполнена грубыми словами и бранными выражениями, иллюстрирующими его превосходство над другими людьми и ощущение полной безнаказанности.

Кабанова Марфа Игнатьевна представляет собой сильную и властную натуру, являясь богатой купчихой, выразителем принципиальных идей темного мира самодурства, заключающихся в полной покорности всех неимущих. Убивая волю своих домочадцев, она, используя иезуитскую изощренность, унижает их человеческое достоинство, пресекая любую возможность к сопротивлению и непокорности.

Оба героя выражают негативное отношение к любым переменам в их жизни и ратуют за сохранение старых домостроевских традиций. Дикой и Кабаниха являются набожными и религиозными людьми, однако забывают о том, что вера должна быть в сердце человека, а не в ежедневных посещениях церковных храмов и проявлении языческого суеверия, когда природное явление в виде грозы Дикой воспринимает как небесную кару, возмездие.

Между собой Кабаниха и Дикой ведут себя как хорошие и добрые приятели, находящиеся в дружеских отношениях, грубить и хамить Кабанихе Дикой опасается, поскольку понимает силу характера кумы. Поэтому в ее присутствии ведет себя спокойно и миролюбиво.

Характеризующие героев поступки выражают основные черты самодурства купцов. Дикой проявляется в агрессивной грубости и прямолинейности, способный на неоправданное буйство к окружающим, тогда как Кабаниха, слепо поклоняясь давним традициям и суевериям, заставляет домашних выполнять ее прихоти и глупые приказы. Решив, что именно они являются наставниками в городе, Дикой и Кабаниха устанавливают свои негласные порядки, которые невыносимы окружающим и следствием которых становится самоубийство людей либо беспробудное пьянство. Но самодуры уверены в своей правоте и считают себя истиной в последней инстанции.

Раскрывая образы деспотичных представителей самодурства, писатель развенчивает пошлость и низость человеческих поступков, не желающих видеть вокруг себя никого и ничего, кроме себя любимых. Этим людям неизвестны понятия любви, чести, сострадания, взаимоуважения, они погрязли в своей невежественности и не желают менять свою жизнь, но в обществе уже зреет протест против существующих порядков Дикого и Кабанихи в виде лучика в темном царстве.

Читайте также:
Второстепенные персонажи в драме Гроза: сочинение

Самодурство и Невежество в драме А. Н. Островского «Гроза»

Самодурство и Невежество в драме А. Н. Островского «Гроза»

1. Реализм драмы «Гроза».

2. Портрет Савела Прокофьевича Дикого.

3. Кабаниха — глава «темного царства».

4. Завершение власти Самодурства и невежества в драме А. Н. Островского «Гроза»

Идея создания драмы «Гроза» появилась у Александра Николаевича Островского в 1859 году после длительного путешествия по волжским городам. Принято считать, что прототипом главной героини этой пьесы — Катерины Кабановой — стала реально существовавшая женщина, Александра Клыкова. История ее жизни была очень похожа на судьбу Катерины. Интерес вызывает тот факт, что Островский завершил свое произведение примерно за месяц до того, как Клыкова утопилась в Волге, не выдержав издевательств своих родственников. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что автор очень ярко и реалистично показал в драме «Гроза» жесткий конфликт, происходящий между разными поколениями в одном купеческом семействе.

Самодурство и невежество в драме А. Н. Островского «Гроза» показаны автором при помощи двух очень ярких образов — Савела Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой («Кабанихи»), свекрови главной героини.

Дикой — один из типичных представителей провинциального богатого купечества. Это человек, имеющий определенные права в городе и считающий, что ему дозволено если не все, то многое. О данном обстоятельстве свидетельствует следующее его высказывание:

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю…

Далее Островский указывает на то, что самодурство, недостойное поведение Дикого — вовсе не порочное качество, а природное свойство его «горячего своевольного сердца». Беда Савела Прокофьевича в том, что он не предпринимает никаких попыток обуздать свой неукротимый нрав, и поэтому он безнаказанно творит все, что хочет.

Окружающие люди воспринимают Савела Прокофьевича неоднозначно. Например, Кулигин утверждает, что Дикому следует во всем уступать, чтобы не нарваться на грубость, но Кудряш вполне резонно возражает ему: «…кто ж ему угодит, если у него вся жизнь на ругательстве построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится…».

Но никакой капитал, никакие средства не могут споспешествовать обогащению духовной жизни Дикого. Несмотря на непоколебимую убежденность в собственной правоте, он быстро поджимает хвост, сталкиваясь по воле случая с более значительной персоной. При этом ему вовсе не чужда самокритика: например, накричав во время великого поста на ни в чем не повинного крестьянина, который привез ему дрова, он публично извинился перед обиженным, чтобы не брать на душу греха. Но этот «добрый» поступок — лишь очередная причуда богатого самодура, а не искреннее покаяние.

Жизнь Савела Прокофьевича построена вокруг денег, капитала — по его мнению, все хорошее можно купить, а отдавать деньги «просто так» следует только в исключительных случаях. Сам он прямо говорит об этом: «Я отдать отдам, а обругаю».

В отличие от Дикого Марфа Игнатьевна Кабанова, которую окружающие именуют «Кабанихой», придерживается устоявшихся норм старой морали, точнее, ее худшей стороны. Соблюдая правила и законы «Домостроя», она скрупулезно отбирает только те, которые выгодны ей, не обращая внимания на остальные. К сожалению, она не соблюдает самый главный, ключевой закон — нельзя осуждать людей, случайно согрешивших, следует прежде всего подумать о собственных прегрешениях и позаботиться об этом. Кабаниха же находит негативные стороны во всем — даже в момент прощания Катерины с мужем, уезжающим по делам на дне недели, недобрая свекровь находит повод для ехидного иысказывания: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! 11е с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» При этом к сыну Марфа Игнатьевна относится слишком сурово, навязывая свои м. чгляды, не давая ему жить самостоятельно.

Возможно, подобный деспотизм, стремление к безграничной власти над домочадцами и не были основной чертой характера Кабановой. Она пыталась всеми силами поддерживать строгий порядок в доме, руководить не только хозяйством, но и человеческими взаимоотношениями. К сожалению, в силу своего невежества она не в состоянии деликатно разрешать возникающие конфликты, своей диктатурой еще более усугубляя накалившуюся обстановку. Мне-ние чужих людей для нее безразлично, на собственных ошибках учиться она не умеет.

Трагическая развязка драмы «Гроза» — самоубийство Катерины, уставшей от постоянного гнета свекрови, эмоционального напряжения, постоянных оправданий из-за выдуманных прегрешений и «неправильных» поступков. Это не просто уход из опостылевшей жизни, но прежде всего неосознанный вызов той силе Самодурство и невежество, которая правит окружающим миром, протест против навязываемой фальшивой «нравственности». И даже забитый, подавленный матерью муж Катерины — Тихон — понимает это. Склонившись над телом утонувшей супруги, он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я — то зачем остался жить на свете да мучиться!» Он начинает понимать порочность и неискренность отношений, царящих в его семье, но его мягкий, безвольный характер не позволяет ему решиться па серьезный поступок, воспротивиться психологическому давлению.

Слова Тихона дают нам понять, что жизнь в «темном царстве», где правят самодурство и невежество, хуже, чем смерть. Иначе, разве могут живые люди завидовать ушедшим, тем более самоубийцам (ведь по законам православной церкви, добровольное «бегство» из жизни — один из самых тяжких грехов)? И само существование этого порочного круга близится к завершению. Нормальный человек не может существовать в атмосфере гнета, обид, невежества и фальшивой морали, значит, близится освобождение от власти Кабанихи и ей подобных.

«Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза»

«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят».

Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» — мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства».

Читайте также:
Варвара: сочинение

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» — так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города — безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».

Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

Деньги правят миром

Характеристика Дикого становится понятной после прочтения фамилии помещика, которая говорит сама за себя. Савел Прокофьич является богатым купцом и очень уважаемым человеком в городе Калинове. Это один из самых отрицательных персонажей в пьесе. Грубый, агрессивный, невежественный, упрямый — вот такая краткая характеристика Дикого. Этот человек чувствует свою безнаказанность, поэтому им руководит необузданный произвол. Помещик позволяет себе обращаться с людьми как с ничтожеством, грубить, обзывать, обижать — все это доставляет ему несказанное удовольствие.

Дикого можно охарактеризовать одним словом — самодур. Савел Прокофьич запугал всех вокруг, от него нет покоя ни окружающим людям, ни родным. Характеристика Дикого у читателей вызывает отвращение. Каждый день его жена со слезами на глазах умоляет всех не гневить барина, но его невозможно не рассердить: он и сам не знает, каким у него будет настроение через минуту. Домашние от ярости Савела Прокофьича прячутся по чуланам и чердакам.

Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства

Дикой и Кабаниха
основные черты самодурства
Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа (“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”), а с другой черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и так далее.

Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Про-кофьевичем, а Кабаниху Марфой Игнатьевной.

И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно (“Уж лучше терпеть”), другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах (“Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили”). И именно поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им.

Главная черта, объединяющая этих купцов, любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. (“Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!”) Еще одна черта, которая объединяет их, это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать.

Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой жадный и очень грубый человек. Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за каждую копейку. (“…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить обругаю”.) Дикой делает все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. (“Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”.) Но главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. (“Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко?”) Дикой очень расчетливый. Он никогда -не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его (“…воюешь-то ты всю жизнь с бабами”). Об этом же свидетельствует история с гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил).

Читайте также:
События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза»: сочинение

Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина “Хороша тоже и Кабаниха” он отвечает: “Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия”… Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой, искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки возрастом: “Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать”. Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может представить себе, что будет со всем миром после ее смерти.

В своем произведении Островский показал город, жители которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. (“Я потрачусь, да уж и ему станет в копейку”.)’ Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т. е. ее самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь.

И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была единственным “лучом света в темном царстве”.

Дикой и Кабаниха в пьесе Гроза сочинение-характеристика

Драма произведения Островского «Гроза» соткана исключительно на чертах личностей и тиранского произвола Дикого и Кабанихи. Не будь их, такими, как их описал автор или не будь они вовсе – драмы бы не случилось. Все события сплетены вокруг дикого невежества, грубости и самодурства этих ключевых героев. Все их поступки, убеждения, решения и слова приводят к необратимым для окружающих последствиям.

Дикой – богатый купец, самый влиятельный и вспыльчивый человек в Калинове – маленьком городке, стоящем на берегу Волги. Вся жизнь Савела Прокофьича – скупость, ссоры, беспросветная глупость и агрессивная необузданность характера. Савел грубит всем окружающим его людям, откровенно издевается над всеми без разумных на то причин и даже не отрицает собственного скупердяйства. Ярким примером необразованности Дикого является момент, в котором он заявил, что гроза посылается в наказание. Вместо того, чтобы выделить денег на громоотвод, он посчитал это явление промыслом божьим. Больше всего от склочной натуры и невоздержанности Дикого страдают его домашние, в особенности племянник Борис. Савел Прокофьевич развеял все надежды приехавшего племянника на наследство, фактически вынудив Бориса к жизни в кабале. Купец все время унижает парня, оскорбляя, и щедро награждая того бранью и упреками в лени вместо заслуженного жалованья.

Тем не менее, образ Кабанихи является еще более сложным, невообразимым в своей вопиющей невежественности. Марфа Игнатьевна Кабанова – купчиха, богатая и ворчливая вдова, фанатично почитающая уклад Домостроя. Она недовольна всем и вся, религиозна, властна и так же, как Дикой, невыносима для домашних. Кабаниха не даёт жизни собственному сыну, которому ничего не оставалось, как вырасти безвольным и простодушным, при ежедневном давлении и тотальном контроле со стороны матери. Инфантильный, безынициативный Тихон даже не видит необходимости понять состояние своей жены Катерины, еще больше страдающей от деспотичного характера свекрови. Поэтичная и экзальтированная Катерина не вынесла гнета установленных порядков свирепой Кабанихи, в отчаянии кинувшись сначала в объятия Бориса, а затем – в Волгу. Не смирится с материнским самодурством и Варвара, так ловко подстроившаяся под правила Кабанихи, научившаяся изворотливости и лжи. Все столпы религиозных и жизненных убеждений Кабанихи ее домашние попрали в один момент, Катерина посягнула на святое, опозорив честь и сведя счеты с жизнью, Варвара сбежала из дому с Куряшом, а Тихон посмел в открытую упрекнуть мать в гибели жены.

Образ жизни обоих самодуров схож, их объединяет чувство власти, безнаказанности и страсть к деньгам. Дурные характеры обоих вкупе с богатством развязывают им руки, дает ничем не ограниченную возможность творить произвол, устанавливать жестокие порядки и быть законодателями ужасающих нравов. Нравов беззаконных и безобразных, как и сами личности Кабанихи и Дикого.

Сочинение 2

Драма А.Н.Островского «Гроза» – уникальное произведение, показавшее на одном небольшом городишке Калинове провинциальное общество того времени, его быт и нравы. Подробно описав характеристики двух ярких городских самодуров, автор показал множество проблем морального аспекта, выявил пороки и характерные тому времени недостатки людей власть имущих.

Первое впечатление от городка – тишина, покой, умиротворение. Но заправляющие в нем самодуры превратили его в «темное царство», полное грубости, лжи, невежества. Обществом, построенным на подавление человечности, свободолюбия, подчинении и несопротивлении, заправляют два «ярких» представителя – Дикой и Кабаниха. Прозвища героев говорят сами за себя.

Дикой – человек, для которого нет большего закона, чем деньги. Они у него есть, поэтому он считает, что может бесчинствовать, устанавливать свои порядки в городе. Деньги – это власть, чтобы их добыть, все средства хороши. Дикой может обсчитать, недоплатить, присвоить, и считает себя правым в своих бесчинствах и грабежах. Для жителей Савел Прокофьевич – «ругатель», «пронзительный мужик», «воин». Обидеть человека для него проще простого. Грубость, невоспитанность, бескультурье и глупость персонажа сквозит в каждой бранной фразе. От его жестокого обращения страдает и его семья, на которой он тоже вымещает злобу, никто не смеет дать ему отпор.

Ничем не лучше и Марфа Игнатьевна Кабанова. Подлая и деспотичная, гневная и злобная Кабаниха пытается скрыть свое лицо за маской добропорядочности и отзывчивости. На людях она показывает себя с исключительно хорошей стороны, а то, что творится у нее дома – об этом стены молчат. Домашний деспот без материнских добрых чувств превращает жизнь домочадцев в ад. Контролируя и унижая сына, вырастила безвольного, всему покорного юношу, который в свою очередь становится мучителем для жены. Ханжество и лицемерие Кабанихи ужасно. Члены семьи находятся под постоянным деспотичным контролем купчихи, она «домашних заела совсем». Недовольство сыном, упреки в отсутствии мужественности приводят Тихона к выпивкам и гулянкам, Варвара, усвоив правила Кабанихи, научилась врать и изворачиваться. Суровое и злобное отношение к невестке Катерине показывает недовольство Кабанихи ее попытками отстоять свои желания, ограничить контроль между их с Тихоном взаимоотношениями.

Читайте также:
Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины cильным русским характером?: сочинение

Два отрицательных героя господствуют в городе, один страшнее другого. Драма «Гроза» – драма людских взаимоотношений, где открываются страшные проблемы общества. Богатство открывает путь к произволу, отсутствию законности и правды, унижению людей, что является актуальной темой и в наше время.

Сочинение «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме Гроза

В пьесе А. Н. Островского” Гроза” все герои словно разделены на две группы: представители” тёмного царства” и их жертвы. Главными представителями” тёмного царства” несомненно являются помещик Дикой и госпожа Кабанова, считающие себя хозяевами жителей города Калинов. Рассмотрим обоих героев подробнее.

Савелий Прокофьевич Дикой — старый богатый помещик. Он держит в страхе не только своих домочадцев, но и весь Калинов. Сам герой — процентщик, то есть он выдаёт людям деньги под огромные проценты, на чем и наживается. Помещик унижает и оскорбляет других жителей, за счёт чего и самоутверждается. В Калинове нет человека, который мог бы его усмирить, поэтому Дикой спокойно совершает бесчинства. Его речь очень груба, наполнена различными ругательствами. Речь помещика также характеризует ощущение его превосходства над другими людьми.

Второй представительницей тёмного царства является Марфа Игнатьевна Кабанова — зажиточная купчиха, выражающая идеи тёмного царства. Она считает, что все неимущие должны подчиняться таким сильным натурам, как она сама. Кабаниха держит под своей властью всех своих домочадцев, унижает их достоинство, исключая возможность непокорности.

Интересно, что между собой оба помещика общаются очень вежливо и миролюбиво. Это можно объяснить тем, что герои чувствуют силу друг друга, поэтому и стараются вести себя спокойно.

Оба героя — воплощение людей консервативных, устаревших взглядов, негативно реагирующих на любые изменения, прогресс. Они пытаются сохранить старинные традиции и обычаи, чтобы удержать свою власть над жителями Калинова. Дикой и Кабаниха решают, что именно они являются представителями власти и создают в городе негласный устав, которому должны подчиняться все окружающие. Оба помещика совершенно уверены в том, что, совершая подобные бесчинства, они поступают абсолютно правильно. Это показывает их самодурство и деспотизм.

Таким образом, автор вводит Кабаниху и Дикого в сюжет пьесы “Гроза” для того, чтобы продемонстрировать безнравственность, пошлость, эгоизм человеческих поступков. Дикой и Кабаниха очень эгоистичны и ничтожны, они погрязли в тёмном царстве, поэтому не знают, что такое любовь, добро, честь, уважение сострадание. Герои не желают что-то менять, развиваться. Однако, в скором времени грянет “Гроза”, которая в конце концов разрушит существующие устои.

Дикой и Кабаниха в пьесе Гроза

Популярные сочинения

Милосердием называется одна из основных добродетелей, которая включает в себя любовь к ближним, и проявляется в конкретных делах. Милосердие движет миром, все совершающиеся в нем добрые дела – это есть проявления этой добродетели.

Как мне кажется, учёба в школе довольно сложна и изнурительна в определённых моментах. Тем не менее, она зачастую познавательна, не лишена общения с твоими друзьями, которые способны в тех или иных случаях защитить и постоять за тебя, рискуя собой.

Как говорил Декарт: «Здоровье – это первое добро и основа всего другого добра в жизни». Это самая ценная вещь, потому что без нее все остальное не имеет смысла, и не случайно первое, что люди хотят для своих родственников, это много здоровья.

Сочинение на тему: Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Сочинение.
Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Марфа Игнатьевна Кабанова появляется на сцене в пятом явлении, но прежде мы слышим рассказ Кулигина о правах калиновцев, где в купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются слезы, творятся темные дела. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит Кулигин Борису. Действительно, Кабаниха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины, обычаи и порядки которой она строго соблюдает. Кабаниха требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла», и чтобы не обнимала его, а кланялась мужу в ноги. Новые порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Кабаниха хочет заставить всех жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления «своей воли», своей инициативы: «Молодость-то что значит?… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Как истинная блюстительница старины, Марфа Игнатьевна суеверна, но у нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц, но ее деспотизм в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Этот «жестокий ругатель», «пронзительный мужик» внешне очень грозен. Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!». Но Савел Прокофьевич и сам не знает, в какое расположение он может прийти через минуту. Однако Дикой покричит, поругается, сгоряча даже побьет, да и остынет. А Кабаниха издевается над своими жертвами систематически, изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо, подтачивая, «как ржа железо». Своим бездушием она доводит семью до полного развала: Катерина погибает, Варвара уходит из дома, а Тихон, в сущности добрый, хотя и безвольный человек, теряет всякую способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась». Кабаниха так же консервативна, как и Дикой. Если Дикой не может понять, что нет никакого греха в громоотводе, то Кабаниха не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» — паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не пойду», -решительно заявляет она в ответ на сообщение Феклуши о «машине». Неумолимый враг всего нового, Кабаниха, впрочем, уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжелые для нее времена. «Нам бы только не дожить до этого», — говорит Феклуша боязливо, указывая, что «за грехи» людей уже и дни делаются все короче и короче. «Можжет, и доживем», — с мрачным озлоблением заявляет Марфа Игнатьевна. Кабаниха типична как представительница деспотического уклада «темного царства». И в то же время она не во всем похожа на Дикого. Это более сложная натура. Прежде всего, она умнее Дикого. В то время как Савел Прокофьевич действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова. Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой. Он не смеет ругать Кабаниху, так как с первых же слов получает отпор и быстро сдается: Дикой: Ты еще что ту? Какого еще тут черта водяного? Кабанова: Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шея!… Дикой: Постой кума, постой! Не сердись!… Оказывается, «прекратить» Дикого не так уж трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении. Вся беда в том, что сопротивления он почти не встречает. Также язык Кабанихи богаче и сложнее, чем язык Дикого. В нем тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для ее речи. Властность Марфы Игнатьевны сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи: «В ноги, в ноги!». Заметный отпечаток на ее речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, какую она поддерживает в своем доме. Странницы и нищие устанавливают постоянную связь Кабанихи с народным говором, поэтому в ее речи встречаются и пословицы, и образные обороты народной речи. Все это делает язык Марфы Игнатьевны своеобразно колоритным, хотя и не смягчает общий облик этой властной, суровой, непреклонной блюстительницы устоев «темного царства».
Выше уже было сказано, что Кабаниха отличается от Дикого. Однако у них есть общие черты, позволяющие говорить о их самодурстве. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость, ханжество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика Кабанихи и Дикого, которые характеризуют этих персонажей как типичных представителей «темного царства».

Читайте также:
Судьба бесприданницы (по пьесе Островского Бесприданница): сочинение

Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)

«Бесприданница» А.Н. Островского, прежде всего, драма о любви. Именно любовь стала основой сюжета этого произведения и источником внутренних противоречий главной героини – Ларисы Огудаловой.
На мой взгляд, любовь в «Бесприданнице» – символическое, многозначное понятие. «Я любви искала и не нашла» – такой горький вывод делает Лариса в финале пьесы. Я думаю, она имеет в виду любовь-сочувствие, любовь-понимание, любовь-жалость. В жизни Ларисы такую, настоящую, любовь вытеснила «любовь», выставленная на продажу, любовь-товар.
Важно, что торг в пьесе идет именно из-за Огудаловой. Купить такую «любовь» может только тот, у кого больше денег. Для «европеизированных» купцов Кнурова и Вожеватова любовь Ларисы – предмет роскоши, который покупается для того, чтобы с «европейским» шиком обставить свою жизнь. Мелочность и расчетливость этих «просвещенных» людей проявляется не в самозабвенной ругани из-за копейки, а именно в безобразном любовном торге.
«Облезлый барин» Сергей Сергеевич Паратов, самый экстравагантный и бесшабашный герой, – фигура пародийная. Это «купеческий Печорин», сердцеед со склонностью к мелодраматическим эффектам. Свои отношения с Ларисой Огудаловой он считает любовным экспериментом. «Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц», – откровенничает Паратов. Любовь, по его мнению, годится только «для домашнего обихода».
Собственная паратовская «езда в остров любви» с бесприданницей Ларисой была недолгой. Ее сменили шумные кутежи с цыганами и женитьба на богатой невесте, точнее, на ее приданом – золотых приисках. «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно», – таков жизненный принцип Паратова, нового «героя нашего времени».
Жених Ларисы, жалкий «чудак» Карандышев, ставший ее убийцей, – личность комичная и в то же время зловещая. В нем перемешаны, казалось бы, несовместимые черты. Это и окарикатуренный Отелло, пародийный «благородный» разбойник (на костюмированном вечере «оделся разбойником, взял топор в руки и бросал на всех зверские взгляды, особенно на Сергея Сёргеича») и одновременно «мещанин во дворянстве».
Его идеал – «экипаж с музыкой», роскошная квартира и обеды. Это амбициозный чиновник, попавший на разгульный купеческий пир, где ему достался незаслуженный приз – красавица Лариса. Любовь Карандышева, «запасного» жениха, -это любовь-тщеславие, любовь-покровительство. Для него Лариса тоже «вещь», которой он кичится, предъявляя всему городу. Сама героиня пьесы воспринимает любовь Карандышева как унижение, оскорбление: «Как вы мне противны, кабы вы знали. Для меня самое тяжкое оскорбление – это ваше покровительство; ни от кого никаких других оскорблений мне не было».
Главная черта, проступающая в облике и поведении Карандышева, вполне «чеховская». Это пошлость. Именно она придает фигуре чиновника мрачный, зловещий колорит, несмотря на его заурядность по сравнению с другими участниками любовного торга. Ларису убивает не провинциальный «Отелло», жалкий комедиант, а воплощенная в нем пошлость, которая стала для героини единственной альтернативой любви.
А какова же сама Огудалова? На мой взгляд, ни одна психологическая черта в ней не достигла завершенности. Ее душа наполнена темными, смутными, не до конца понятными ей самой порывами и страстями. Лариса не способна сделать выбор, принять или проклясть тот мир, в котором живет. Думая о самоубийстве, Огудалова так и не смогла броситься в Волгу, как Катерина.
Однако и жить так, как она жила, героиня больше не могла. Именно поэтому она благодарит презираемого ею Карандышева за то, что тот совершил: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали. Это я сама. сама. Ах, какое благодеяние. » Кажется, что только теперь, как это ни парадоксально и ни ужасно, Лариса почувствовала к Юлию Капитонычу какую-то нежность. Героиня осознала себя свободной от того мира пошлости и бездушности, избавиться от которого у нее не было сил и смелости.
Интересно, что именно пошлость, убившая Ларису, сделала ее в последние мгновения жизни героиней трагической, возвысившейся над всеми персонажами. Ее никто не полюбил так, как ей хотелось бы, она же умирает со словами прощения и любви тем людям, которые чуть было не заставили ее отречься от самого главного в ее жизни – от любви: «Вам надо жить, а мне надо. умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь. вы все хорошие люди. я вас всех. всех. люблю».
Таким образом, Лариса, тонкая ранимая душа, волею судеб попавшая в губящий ее мир пошлости и обыденности, умирает. Она погибает от рук своего жениха и благодарит его за это – за избавление от той жизни, перенести которую она была не в состоянии.

Читайте также:
Город Калинов и его обитатели: сочинение

Островский “Бесприданница”. Спас или погубил Ларису выстрел Карандышева?

Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел?

Лариса оказалась белкой в колесе, она мчится, но ничего не меняется и даже напротив становиться только хуже, потому что она не понимает, что она белка и из этого колеса вырваться невозможно. Благодаря этому выстрелу она перестала быть белкой, за это и благодарила.

Это зависит от точки зрения. Если смотреть с точки зрения тела – погубил, ведь ее лишили жизни. Если же смотреть с точки зрения души – спас от безнравственности, развращения. По сути, она от безысходности уже была готова продать себя за большие деньги.

Мне кажется, что А.Н.Островский, описывая свою героиню Ларису в пьесе “Бесприданница”, её чувства, желания и страдания, вложил в её судьбу собственное видение деградации того слоя общества, в котором его героиня жила.

Отношение к живому человеку, как к вещи, как к предмету торга и соперничества кошельков, как к способу вытянуть деньги (мать), как к способу через этого человека войти в более авторитетный круг (жених) – это проблема вневременная, она характерна и для сегодняшнего дня.

Но во все времена бывали ситуации, когда и в таком окружении, находился человек, близкий по духу, понимающий и способный оценить душу героини.

В случае с бесприданницей Ларисой, такой встречи не произошло. В этом её трагедия, что среди большого количества людей не нашлось ни одного, кто бы увидел в ней человека с душой.

Поэтому обижаться и презирать своё окружение, она имела полное моральное право, мне кажется.

Злободневность или актуальность “Бесприданницы” будет сохраняться вечно, пока между людьми есть материальное или социальное неравенство. Конечно, положение женщины со времён, описанных Островским, сильно изменилось, но бедной девушке без связей в нынешнем мире не намного легче, чем в позапрошлом столетии, другое дело, что в её жизни есть и другие возможности, кроме замужества. Ларисе Огудаловой не дано было ни получить образования, ни овладеть профессией и сделать карьеру. У неё был лишь один путь – в содержанки богатому “папику”.

Такие девушки есть и в наше время, но в отличие от героини драмы современный мир предоставляет им гораздо больше возможности, а в содержанки они идут сознательно и по собственному почину. Лариса хотела любви, замужества – простых женских радостей. Быть утехой денежному мешку героиня как раз принципиально не желала и верила, что любовь спаст её от этой участи. Нынешние содержанки прежде всего хотят много лёгких денег сразу. Поэтому проводить параллели между описанными Островским нравами и нашим временем следует очень осторожно.

Бесприданница. Это действительно основательное произведение русского драматурга Александра Николаевича Островского, в котором подняты многие социальные человеческие проблемы русского общества 19-го века.

Сюжет разворачивается таким образом, что Лариса едет с Паратовым на пикник, пробуждает в нём чувства и расчитывает на ответные эмоции. Паратов даёт понять Ларисе Огудаловой, что между ними ничего быть не может. Лариса в печали.

Богач Кнуров предлагает Ларисе содержание. Лариса чувствует себя вещью и заявляет пришедшему Карандышеву, что ненавидит его.

Карандышев стреляет в Ларису и смертельно ранит её. Лариса благодарит Карандышева, берёт его пистолет и заявляет подошедшим людям, что сама в себя стреляла.

Бесприданница. После прочтения этой пьесы гениального русского драматурга Александра Николаевича Островского возникают определённые размышления о прочитанном произведении.

Лично мне думается о том, что времена ничуть не изменились, а изменились только интерьеры и пейзажи вокруг. Всегда будут такие вот безвольные и бесхарактерные девушки как Лариса Огудалова, управляемые матерью, всегда будут такие как Паратов, сибариты и сжигатели женских сердец, всегда будут с комплексами внутри такие мужчины как Карандышев и, конечно же, всегда будут такие люди как Кнуров или Вожеватов, которые абслютно уверены в том, что всё продаётся и всё покупается (хотя лично я не совсем уверен, что это не так).

И увы, наверное, всегда женская красота, молодость и свежесть будут своеобразным товаром, который стремятся выгодно продать (Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой).

И всё это, такой подход к жизни и такое отношение к жизни, обречено в конце концов на душевные страдания, несовпадения, а иногда и на такие вот трагические финалы.

Так, увы, устроен мир. Только моё мнение.

В телевизионной викторине “Поле чудес” сегодня был вопрос: В основу какой пьесы Островского легло стихотворение Киплинга.

Я знала, что в фильме “Жестокий романс” с Ларисой Гузеевой в главной роли звучит романс на стихи Киплинга “За цыганской звездой”. Сейчас посмотрела полный текст этого стихотворения, он, конечно, очень сильно отличается от текста романса в фильме. Несмотря на цыганскую тематику стихотворения, смысл его гораздо глубже, и выходит за рамки этой тематики. Но мне все же довольно сложно представить себе, как именно это стихотворение вдохновило Александра Николаевича на написание его драматической пьесы “Бесприданница”. Безусловно, стихотворение Киплинга и пьеса Островского это произведения разного уровня глубины и драматизма.

Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» )

Лариса Огудалова и Юлий Капитоныч Карандышев (по пьесе А. Островского « Бесприданница »)

Драма А. Н. Островского «Бесприданница» стала вершиной творчества великого драматурга. Пьеса раскрывает многогранные и психологически слож­ные человеческие характеры.

Главная героиня пьесы — молодая девушка из не­богатой семьи, Лариса Дмитриевна Огудалова. Она довольно хороша собой, образованна, художественно одарена. «…Барышня хорошенькая, играет на раз­ных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет…»,— говорит о ней Вожеватов. Лариса просто­душна, открыта сердцем, искренна, не умеет хитрить и притворяться, не умеет скрывать свои чувства от ок­ружающих. Лариса девушка хрупкая, незащищен­ная.

При всех своих достоинствах Огудалова имеет один «недостаток», определяющий, тем не менее, ее судь­бу: она бесприданница. Дом Ларисы, во многом благо­даря ее матери, всегда полон гостей. Однако ни один из «достойных» его посетителей еще не предложил Ларисе руки и сердца. «…Жениться-то надо подумавши»,— замечает, к примеру, Вожеватов. Хотя все по­сетители огудаловского дома и признают героиню прелестной во всех отношениях. Кнуров говорит ей: «Велико наслаждение видеть вас, а еще больше насла­ждение слушать вас».

Читайте также:
Можно ли считать Кулигина положительным персонажем? (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Ларису окружает мир дельцов, где все, в том числе и красота, продается и покупается. Осознавая это и устав от прежней жизни, Огудалова «наотрез матери объявила: «Довольно… с нас сраму-то: за первого пой­ду, кто посватается, богат ли беден ли — разбирать не буду». Этим первым оказывается Юлий Капитоныч Карандышев, ему сгоряча Лариса дает свое согласие. В доме Огудаловых он давно « вертелся », но ему « поче­ту большого не было». Когда отсутствовали богатые женихи, мать Ларисы, Харита Игнатьевна, и Карандышеву место находила, «чтоб не совсем пусто было». Когда же собирался круг «поинтереснее», на Юлия Капитоныча было жалко смотреть. Никто с ним не го­ворил и даже не смотрел на него.

Карандышев — небогатый чиновник. Однако ам­биции его и тщеславие велики, что и делает его смеш­ным в глазах того окружения, в которое он хочет впи­саться. Писатель награждает героя говорящим име­нем: Юлий — имя знаменитого римского императора Цезаря, Карандышев — от слова «карандыш» — не­доросток, коротышка; человек с непомерными и ни­чем не обоснованными претензиями. «Человек само­любивый, завистливый»,— замечает о нем Вожева­тов. Его потуги казаться важным и «достойным» смешны. Делая ремонт, он вешает на стену ковер, но такой, что лучше бы никакого не было; он решая блес­нуть собственным экипажем, приобретает не лошадь, а «клячу», кучер у него маленький, а «кафтан на нем с большого». Восседает на своем экипаже Карандышев гордо, кучера подзывает во весь голос и выглядит при этом комично.

В душе Ларисы — тяжкий груз разочарования. Она переживает драму несостоявшейся любви с Парато­вым. Ей хочется тишины и покоя, теплого семейного очага, сердечной ласки и участия. «Мне так хочется бежать отсюда»,— говорит она. Но Карандышеву не до того, он ослеплен своим счастьем. Самодовольству его нет предела. Ведь он почти взял в жены саму Лари­су Огудалову, имеющую «спрос» в кругу «блестя­щих» господ. Личность Ларисы его интересует мало, а вот сам факт обладания ею — для него истинное удо­вольствие. «…Я хочу погордиться и повеличаться»,— говорит он, руководствуясь только собственным само­любием. Он «таскает Ларису на бульвар, ходит с ней под руку, голову так высоко поднял», возит ее на сво­ем «верблюде», «сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет». Все это, конечно, унизительно для ге­роини. «Жаль бедную Ларису Дмитриевну! Жаль… В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится»,— замечает Кнуров.

Карандышев пытается набиться в друзья к Вожева­тову и Кнурову. Он не замечает их ироничного отно­шения к себе. Эти господа видят в нем клоуна, шута и только. Словами «Да-с, Мокий Парменыч, я рискнул. Я и вообще был выше предрассудков»,— он предает Ларису.

первый разговор Ларисы с Карандышевым на­глядно обнажает их разность, глухую стену непони­мания между ними и даже отсутствие желания по­нять друг друга. «Уедемте, уедемте отсюда!» — взыва­ет вновь Лариса, но Карандышев глух к ее мольбе.

В конце концов Лариса теряет самообладание и не щадит больную тщеславием душу «маленького чело­века». Она открыто высказывает Карандышеву все, что о нем думает, напрямую говорит о его ничтожест­ве. В итоге вместо сближения между ними растет и множится взаимная обида. Со стороны Юлия Капитоныча сыплются упреки относительно прошлой жизни Ларисы. «Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нрави­лась?» — спрашивает она. Лариса призывает будуще­го мужа к состраданию: «Вы видите, я стою на распу­тье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувст­вие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской. Ловите эти минуты, не пропустите их!» Но и эти слова не доходят до сердца Карандышева. Он мало чем отличается от матери Ларисы, которая вопреки просьбам дочери о тишине и скромности предстоящей свадьбы, произно­сит с тщеславием: «Ты у меня заблестишь так, что здесь и не видывали».

Дальнейшее поведение Ларисы по отношению к Карандышеву может показаться жестоким. Она не щадит его самолюбие, потому что воспринимает его как человека слабого, жалкого и непонятного окру­жающим.

Особенно ярким является эпизод обеда у Каранды­шева, на который он собирает именитых господ. Юлий Капитоныч хочет зарекомендовать себя как равного им, но вызывает только всеобщую насмешку. «Приглашают обедать известных людей, а есть нече­го…»,— уходя, замечает Кнуров. Паратов добавляет: «Надо ему отдать справедливость: он действительно глуп». Далее новоявленные друзья Карандышева просто глумятся над ним, превращая в посмешище ради собственной потехи. Все это происходит на гла­зах Ларисы. Ей больно. «Я мужа своего если уж не лю­бить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» — восклицает она. Карандышев же до конца этого мучительного для герои­ни обеда не чувствует, что его разыгрывают. Упоен­ный собственным тщеславием, он теряет способность объективно оценивать происходящее. Прозрение его полно горечи: «Да, это смешно… Я смешной чело­век… Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! При­ходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить. И ведь это не разбойники, это почетные люди ».

За столом Карандышев произносит тост в честь Ла­рисы, прославляя ее умение выбирать людей, пони­мать и оценивать их по достоинству. А Огудалова на тот момент уже сказала не ему, а Паратову: «Вы — мой повелитель». В ответ на тост Паратов иронично воскликнул: «Браво! браво!», а Лариса ни слова не произнесла, тем самым молчаливо одобрив происхо­дящее. «Самолюбие! — упрекает Лариса Карандыше­ва. — Вы только о себе. Все себя любят! Когда же ме­ня-то будет любить кто-нибудь?». Но ведь положение Юлия Капитоныча не менее драматично, чего не хо­чет понять героиня. Его также унижали, выставляли посмешищем на глазах у всего «блестящего общест­ва» , он тоже нуждается в ее поддержке и участии.

Читайте также:
Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского): сочинение

В финале Карандышев бросает в лицо Ларисе обид­ные, но справедливые слова: «Уж вы слишком невзы­скательны. Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорб­ление? Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека,— человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». В то же время герой сам говорит о Ларисе, как о вещи: «Я беру вас, я ваш хозяин!». Лариса презрительно отталкивает его: «О, нет! Каждой вещи своя цена есть… Ха, ха, ха… я слиш­ком, слишком дорога для вас». На слова Карандыше­ва о любви она отвечает: «Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала тепло­го, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на све­те… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду ис­кать золота. Подите, я вашей быть не могу».

Жизнь Ларисы обрывает выстрел Карандышева, которому невыносимо дальше слушать уничтожаю­щие его слова. Его поступок приносит измученной ге­роине великое облегчение, и умирает она со словами прощения. Участь обоих героев, не понявших друг друга, трагична. Несмотря на всю их разность, в их судьбах есть нечто общее.

Паратов и Карандышев

0 Май Драма «Бесприданница» была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реорганизации 1861 года. Изменилось «темное царство»- быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних, знакомых нам по «Грозе» дикости и невежества. В новом положении оказались и дворяне: «блестящий барин из судохозяев» Сергей Сергеич Паратов и «небогатый чиновник» Юлий Капитоныч Карандышев. Им сложно приспособиться к новой жизни: Юлий Капитоныч ушел служить и живет на жалованье.

Он сохранил свое скромное

«именьишко» и где-то там «в захолустье» собирается баллотироваться в мировые судьи. Его материальное положение более чем скромно, и попытки отделать квартиру для молодой жены или вручить званый обед лучшим людям города смешны и претенциозны. Гости с насмешкой говорят о том, что впервой их пригласили обедать, «а есть нечего».

Не то Сергей Сергеич Паратов. Он живет «с шиком», не считая, тратит денежки и постепенно разоряется.

Сначала уехал из города в связи с тем, что его имение управляющие «довели было до аукционной продажи», потом продает пароход «Ласточку», баржи. Но и в будущем

его не ожидает безденежье — он нашел невесту, за которой в приданое даются золотые прииски. Расчетливый делец, он так и признается в этом Кнурову: «У меня: ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Харите Игнатьевне о предстоящей женитьбе опубликовывает, что хочет «продать свою волюшку», которую ценит в полмиллиона.

Тратить денежки он умеет как никто в городе: цыгане, кутежи, «четыре иноходца в ряд» для выезда. Но главное не в этом. Паратов и Карандышев — соперники в любви, причем если Паратова Лариса любила и продолжает любить, то за Карандышева она согласилась вылезти замуж. Почему согласилась? От отчаяния, от позора после громкого скандала в городе с арестом одного из «женихов».

Сергей Сергеич оскорбил ее, не написав ни строчки, после того как за несколько месяцев «женихов всех отбил» да и исчез неизвестно куда.

Карандышев оказался «первым встречным», кто посватался к Ларисе после всей этой истории. Однако оба они не понимают и не хотят понимать страдающей души Ларисы, оба недостойны незаурядной девушки, способной на глубокое, искреннее чувство. Карандышев упоен своим тщеславием, желанием обосновать всем, что отбор Ларисы не случаен, что она оценила его по достоинству и предпочла всем другим. Он бестактно упрекает Ларису «цыганским табором» в ее доме, допрашивает ее, чем он хуже Паратова, напоминает ей о том, как нехорошо поступил Паратов.

Для Ларисы не может быть никакого сравнения — она убеждена, что Сергей Сергеич — «идеал мужчины», ослеплена его блестящими манерами, дерзкой смелостью. «Сердца нет, оттого он так и смел»,- замечает Карандышев, и он не так уж не прав. Узнав о предстоящем замужества Ларисы, он ломает комедию, обвиняя всех женщин в коварстве и добиваясь от нее признания в прежних чувствах.

Он намеренно унижает Карандышева, выставляя его шутом в глазах Ларисы. Подав ей надежду на взаимное счастье, он добивается того, что она согласна бросить жениха и уехать с холостой компанией на пикник за Волгу. Ему важно почувствовать политическая элита над сердцем девушки, беззаветно ему доверяющей.

И лишь когда они вернулись из-за Волги, он высокопарно говорит Ларисе, что ее надежды были напрасны — он скован «золотыми цепями» на всю жизнь. Только теперь осознает Лариса его предательство и подлинное его лицо — расчетливого бездушного эгоиста. Не с лучшей стороны проявляет себя и Карандышев. Он оскорблен в лучших чувствах, он готов мстить за оскорбление Ларисы, но больше всего его заботит не ее душевное состояние, а собственная ревность и чувство обманутого собственника: «она сама виновата», «сама имела час подметить разницу между мной и ими».

И хотя он уверяет Ларису в своей любви, она не верит ему: «Я любви искала и не нашла».

Выстрел Карандышева продиктован мелочным самолюбием: «Так не доставайся же ты никому!» Оба героя сыграли роковую роль в судьбе Ларисы Огудаловой. Ни один из них не нашел в себе сил и желания понять девушку, оценить по достоинству ее внутренний мир, предотвратить трагедию обманутой души. Несмотря на различный образ жизни и занимаемое место в обществе, оба героя недостойны Ларисы: один виновен в ее гибели нравственной, другой — в гибели физической, и оба не сумели и не захотели помочь бедной девушке в этом жестоком мире.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: