Дикой и Кабаниха: сочинение

Сочинение на тему: Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Сочинение.
Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Марфа Игнатьевна Кабанова появляется на сцене в пятом явлении, но прежде мы слышим рассказ Кулигина о правах калиновцев, где в купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются слезы, творятся темные дела. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит Кулигин Борису. Действительно, Кабаниха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины, обычаи и порядки которой она строго соблюдает. Кабаниха требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла», и чтобы не обнимала его, а кланялась мужу в ноги. Новые порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Кабаниха хочет заставить всех жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления «своей воли», своей инициативы: «Молодость-то что значит?… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Как истинная блюстительница старины, Марфа Игнатьевна суеверна, но у нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц, но ее деспотизм в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Этот «жестокий ругатель», «пронзительный мужик» внешне очень грозен. Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!». Но Савел Прокофьевич и сам не знает, в какое расположение он может прийти через минуту. Однако Дикой покричит, поругается, сгоряча даже побьет, да и остынет. А Кабаниха издевается над своими жертвами систематически, изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо, подтачивая, «как ржа железо». Своим бездушием она доводит семью до полного развала: Катерина погибает, Варвара уходит из дома, а Тихон, в сущности добрый, хотя и безвольный человек, теряет всякую способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась». Кабаниха так же консервативна, как и Дикой. Если Дикой не может понять, что нет никакого греха в громоотводе, то Кабаниха не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» — паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не пойду», -решительно заявляет она в ответ на сообщение Феклуши о «машине». Неумолимый враг всего нового, Кабаниха, впрочем, уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжелые для нее времена. «Нам бы только не дожить до этого», — говорит Феклуша боязливо, указывая, что «за грехи» людей уже и дни делаются все короче и короче. «Можжет, и доживем», — с мрачным озлоблением заявляет Марфа Игнатьевна. Кабаниха типична как представительница деспотического уклада «темного царства». И в то же время она не во всем похожа на Дикого. Это более сложная натура. Прежде всего, она умнее Дикого. В то время как Савел Прокофьевич действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова. Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой. Он не смеет ругать Кабаниху, так как с первых же слов получает отпор и быстро сдается: Дикой: Ты еще что ту? Какого еще тут черта водяного? Кабанова: Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шея!… Дикой: Постой кума, постой! Не сердись!… Оказывается, «прекратить» Дикого не так уж трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении. Вся беда в том, что сопротивления он почти не встречает. Также язык Кабанихи богаче и сложнее, чем язык Дикого. В нем тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для ее речи. Властность Марфы Игнатьевны сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи: «В ноги, в ноги!». Заметный отпечаток на ее речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, какую она поддерживает в своем доме. Странницы и нищие устанавливают постоянную связь Кабанихи с народным говором, поэтому в ее речи встречаются и пословицы, и образные обороты народной речи. Все это делает язык Марфы Игнатьевны своеобразно колоритным, хотя и не смягчает общий облик этой властной, суровой, непреклонной блюстительницы устоев «темного царства».
Выше уже было сказано, что Кабаниха отличается от Дикого. Однако у них есть общие черты, позволяющие говорить о их самодурстве. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость, ханжество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика Кабанихи и Дикого, которые характеризуют этих персонажей как типичных представителей «темного царства».

Сочинение-рассуждение Кто более неприятен автору: Дикой или Кабаниха? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Однако интерес к ней не снижается и в наши дни. Что же делает это небольшое произведение таким актуальным? Какие проблемы поднимает в произведении драматург?

В центре повествования социальный конфликт, отражающий противостояние старых и новых сил. Ярким олицетворением старого мира являются Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова. Это типичные представители общества, которое критик Добролюбов справедливо и метко назвал «тёмным царством». Деспотизм этих людей не знает предела. Они, словно спрут, раскинувший свои щупальца, стремятся распространить свою власть на окружающих.

Не может не вызывать гневного неприятия зажиточный купец Дикой. Он имеет достаточное влияние в Калинове. Горожанам он известен как скандалист и скупердяй. Ругань стала его неотъемлемой частью. Савел Прокофьевич и дня не может прожить без нравоучительных речей. Он всегда найдёт объект нападок, будь то родные, племянник или работники. Очень строг ко всем домочадцам, не даёт никому свободно дышать.

Читайте также:
Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии Островского: сочинение

В его тоне всегда можно распознать грозные ноты поучительности.

Дикой до неприличия жаден. Родных племянников ставит в унизительное положение, не желая отдавать им наследство, завещанное бабушкой. Стремясь извлечь собственную выгоду, оговаривает условия. Так, Борису, чтобы не разгневать дядю, следует вести себя почтительно, выполнять все его поручения, терпеть его тиранию. Дикой всегда найдёт, к чему придраться. Удручённый Борис не очень верит в то, что дядя выполнит бабушкину волю.

Не уступает Дикому в невежестве, грубости и Марфа Игнатьевна Кабанова. От неё стонут все в доме.

Кабаниха всех держит в полном подчинении.

Повиновение стало нормой жизни для её сына. Контроль матери превращает Тихона в бессловесную тень, не имеющую ничего общего с понятием «мужчина». Он даже жену не может защитить от деспотизма матери.

Дочь Варвару Кабаниха довела до того, что та вынуждена ей всё время лгать, так как не желает жить по законам, установленным матерью.

Настоящей жертвой деспотизма Кабанихи становится Катерина.

Свекровь считает, что невестка должна во всём беспрекословно подчиняться своему мужу. Проявление собственной воли недопустимо. Более того это наказуемо! Её дикость, невежество и деспотизм настойчиво формировали в её сознании мысль о том, что муж должен «воспитывать» жену побоями. Никаких тёплых, человеческих отношений между ними не должно быть. Доброта к жене – это, по мнению Марфы Игнатьевны, проявление слабости. Невестка обязана раболепствовать перед супругом, прислуживать ему и его матери.

Таким образом, «жестокие нравы» города Калинова имеют своих вдохновителей, которые и представлены образами Дикого и Кабанихи.

Вариант 2

А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.

Действия пьесы разворачиваются в волжском городе Калинове. Название взято вымышленное. То, что описывается в прозе было действительностью всех российских городов того времени. А населенный пункт, отгороженный от внешнего мира крупной рекой, ещё более закрыт и консервативен. Поэтому жители узнают обо всем от юродивых странниц. И верят в то, что где-то живут правители с песьими головами, народ еще больше угнетен. А значит им самим хорошо еще живется. И надо молиться за местных «благодетелей».

«Темное царство» Калинова держится на двух людях: Диком и Кабанихе. Своеволие, эгоизм, неограниченная грубость, жесткость, любовь к власти – общие черты этих двух личностей. Это глупые и деспотичные люди. Они – сила и власть в этом городе. Им не перечит даже городничий. Савел Прокофьевич – зажиточный купец, «вся жизнь которого основана на ругательстве». Каждый день он кого-то тиранит, унижает, бранит. И если попадается человек, над которым нет у Дикого власти и ему отвечают такой же бранью, то всю злость он вымещает на домашних. Они не ответят, семья беззащитна перед ним. Страдает и боится жена купца, его дети и племянник Борис, которому достается больше всех.

Деспотичен герой и в отношении своих работников. Дикой очень жадный. Не терпит вообще, когда с ним заговаривают о деньгах. Даже, если понимает сам, что должен человеку заплатить или вернуть долг. Редко барин платит причитающиеся мужикам. И этим доволен. Даже городничему разъясняет какую прибыль имеет, если каждому работнику не доплачивает. И племяннику наказывает, чтобы тот работал. А жалованье будет через год, сколько дядя захочет дать. Корыстолюбие – его главная отличительная черта. Этот человек уважает только богатых. Всех, кто ниже его в материальном плане, он жестоко унижает.

Кабаниху же, наоборот, жадной нельзя назвать. Марфа Игнатьева на людях щедра и даже в какой-то степени добра. Привечает у себя дома странниц и богомолок. Кормит их, подает милостыню. Все для того, чтобы эти старики хвалили ее прилюдно, это тешит ее самолюбие. Мать Тихона не менее своенравна и эгоистична, чем Дикой. И также любит самоутвердиться за счет принижения чужого достоинства. Своеволие и бесчинства она проявляет только в семье. К чужим добра, а домашних «заела поедом». Тогда как Савел Прокофьевич не делает исключения не для кого. Вот только эмоциональные пытки Кабановой куда изощреннее. Даже собственного сына она превратила в безвольное существо. И самое страшное то, что она уверена в своей правоте. Она ведь старше, мудрее и все знает лучше. Кто молодежь еще научит? У них своего ума нет, они должны жить умом родителей. А значит то, что она делает, это не тирания и самодурство. А проявление материнской любви и заботы.

Различаются Дикой и Кабаниха лишь в своем подходе к унижению окружающих. Понимают, что они, на самом деле, слабы и могут лишиться власти. Поэтому зажимают людей в тиски. Чтобы ни у кого и мысли не возникло им противостоять.

Дикой и Кабаниха в рассказе Гроза Островского

В пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского показаны главные герои и столкновение между ними, связанное с их различными взглядами на мир, несхожими идеями и ценностями. Произведение доказывает, что с ходом времени постоянно меняются жизненные устои. Представители «тёмного царства», купец Дикой и Кабаниха, живут по домостроевскому порядку, который диктует патриархальные нормы, старые традиции новому поколению, что ведёт к зарождению межличностного конфликта в произведении.

Кабаниха, купеческая вдова Марфа Кабанова, предстаёт перед читателем тираном и ханжой. Являясь консерватором в силу своей неграмотности, не знает и даже не думает, что можно жить как-то по-другому, активно проповедует свои идеалы, так как считает, что старший в семье — главный (исходя из норм патриархата). Кабанова понимает, что рушится патриархальный уклад, поэтом насаждает ещё жёстче, это служит в дальнейшем причиной развала семьи.

Читайте также:
Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60—80-х гг. XIX века): сочинение

Кабаниха старается удержать старое, из-за чего абсолютно не видит настоящих чувств и не испытывает их, подавляет в других. Стыдится того, что Катерина, проявляет чувства к её сыну открыто, так как считает неприемлемым «виснуть» на шее мужа, заставляет кланяться ему в ноги. Говорит в повелительном тоне с грубыми выражениями, считая, что вправе указывать ведь она старшая, главная в доме. Максималистка, никогда не идёт на уступки, не терпит воли, веруя обычаям старины.

Купец Дикой также является представителем «тёмного царства», сторонником Кабанихи. Но его образ имеет несколько отличий от образа Кабанихи. Самодурство Дикого заключено в поклонении деньгам. Скупой эгоист, ищущий во всём выгоду, когда претерпевает убытки, то выходит из себя, раздражается, воспринимает это как наказание.

Необразованность Дикого А. Н. Островский показывает в сцене диалога с Кулигиным, самоучкой-механиком, который предлагает установить громоотвод, но Дикой, считающий, что гроза посылается в наказание, начинает кричать на Кулигина. Брань этого героя является его своеобразной защитой. Дикой привык всех запугивать, подавлять других, чувство власти над другими приносит ему уверенность, наслаждение.

Следует обратить внимание на то, что А. Н. Островский наделил героев «говорящими» фамилиями, которые позволяют выявить суть их грубых, вздорных характеров.

Таким образом, проблема существования представителей «тёмного царства», которые стараются удержать окаменевшие формы жизни, находит место в русской классической литературе, затрагивает в произведении не только быт, а охватывает другие сферы жизни, перерастает в более масштабный конфликт.

Кто страшнее: Кабаниха или Дикой? «Гроза» (Островский А. Н.)

В произведении Островского «Гроза» события вертятся вокруг семей двух помещиков: Дикого и Кабанихи. Оба данных помещика весьма не добродушны, что, впрочем, типично для помещиков того времени, но между ними существует большая разница. Проявляется она хотя бы в отношении к людям. Если Дикой (такой себе «воин») конфликтует со всеми, кто ниже его по положению. Кабаниха, в свою очередь, лицемерна, то есть, она относится к своим плохо, а к посторонним людям, напротив, хорошо.

И тот, и другая, относятся к родным плохо, но если Дикой относится ко всем относительно одинаково, то поведение Кабанихи выглядит неправильным и противоестественным, так как, по моему мнению, нельзя к родным людям относиться хуже, чем ко всем остальным, и это выставляет её в куда более худшем свете, чем Дикого.

Однако хуже всего Кабаниха проявляет себя по отношению к детям. Она постоянно «точила» свою дочь Варвару и Тихона. Катерине постоянно приходится терпеть «напраслину» от своей свекрови (Кабанихи), а когда Катя призналась Тихону, что он влюблена в Бориса, то Тихон рассердился, а Борис её не поддержал. В результате этого она бросилась в Волгу, а Кабаниха не дала Тихону её (Катерину) спасти: «Вытащат – взглянешь».

Как по мне, вышеописанного описания отношения к людям, а в особенности эпизода с Волгой, достаточно, чтобы судить, что Кабаниха страшнее Дикого. Такое бесчувственное отношение к детям за Дикого. В особенности с учётом того, что крестьян она то «оделяет». Кабаниха абсолютно бестактный человек с которым невозможно жить, от таких как она нужно бежать без оглядки. Никогда не нужно вступать в ссоры и беседы с таким человеком, как Кабаниха. При спорах часто говорят, тот кто первый перестанет спорить тот и умнее, я считаю что в данном случае так же работает данное правило. Спорить с таким человеком себе дороже, потратишь свои нервы и силы и ничего не собьёшься. Для более глубокого понимания написанного мною сочинения советую ознакомиться с данным произведение, хотя бы в кратком формате.

Образец 4

Провинциальный город Калинов, в котором происходит действие пьесы «Гроза», расположен на высоком берегу Волги. Казалось бы, жизнь обитателей города на фоне красивого пейзажа должна была протекать спокойно и ровно. Но это не так. За внешним спокойствием кроются жестокие нравы. Кулигин, механик-самоучка, рассказывая Борису о тяжелом положении простых жителей города, говорит: «А богатые-то что делают. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. »

Изображая быт и нравы города, А.Н. Островский обличает хозяев жизни в лице купцов Дикого и Кабанихи.

Савёл Профьич Дикой – деспот, невежа, грубиян. Он требует от всех беспрекословного повиновения. Страдают его домашние: от гнева Дикого они прячутся, чтобы не попасться ему на глаза. Тяжелее всех приходится Борису, племяннику Дикого, который зависит от него материально. Дикой держит в руках весь город, издевается над людьми. Унижает Кулигина, когда тот просит у него деньги на солнечные часы для города. Деньги для Дикого – всё, он не может с ними расстаться. Ради денег готов пойти на обман и мошенничество. Своим работникам он недоплачивает. Жаловаться на Дикого бесполезно, он в приятельских отношениях с самим городничим. За грубость и ругательства приказчик Кудряш называет Дикого «пронзительный мужик».

Марфа Игнатьевна Кабанова – глава дома Кабановых, тиран и деспот. В доме всё всегда происходит только по её воле. Она полностью контролирует семью и держит в страхе весь дом. Кабаниха – ярая сторонница старых основ жизни, обычаев и обрядов. Говорит, что следует соблюдать «Домострой», но сама берет оттуда лишь наиболее жестокие нормы, оправдывающие ее деспотизм. Кабаниха суеверна, посещает все церковные богослужения, подает деньги нищим, принимает в доме странниц. Но это показное благочестие. А самое ужасное в том, что Кабаниха не сомневается в своей правоте.

Свои жертвы Кабаниха мучит и преследует изо дня в день, подтачивая, «как ржа железо». Ее сын Тихон вырос безвольным и бесхарактерным человеком. Он любит свою жену и пытается ее успокоить после нападок матери, но изменить что-либо не в силах и советует Катерине не обращать на мать внимание. При любой возможности Тихон старается вырваться из дома и напиться. Кабаниха свела в могилу Катерину. Варвара, сестра Тихона, приспособилась к такой жизни, она научилась скрывать от матери правду. Но и Варвара не выдерживает, уходит из дома после гибели Катерины. Нравы этого дома способны погубить каждого человека, попавшего туда.

Читайте также:
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Патриархальный мир, представителями которого являются Дикой и Кабаниха, силен и беспощаден, но он уже на грани распада.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Любима Торцова в комедии Бедность не порок↑ ОстровскийЛюбовь в пьесе Бедность не порок →

Ответ

Проверено экспертом

Всех героев пьесы Островского “Гроза” можно разделить на представителей “темного царства ” и остальных героев .Деление условное .Но смысл здесь в том ,что есть общие черты ,присущие всем героям ,олицетворяющим это “царство”К нему отнесём Кабаниху ,Дикого ,Феклушу и других странниц .И главная их черта – невежество и дикость нравов .Кабаниха Марфа Игнатьевна – купчиха , мать Тихона и Варвары,свекровь Катерины.Старается вести себя благообразно ,в церковь ходит ,”а домашних совсем заела” -говорит о ней Кулигин . Недаром автор дал ей говорящую,зверопо добную фамилию Она – главная в доме .Является хранительницей старых устоев,где жена “да убоится мужа своего” По таким законам Домостроя она и действует .Сын её боится ,дочь обманывает и хитрит ,научившись этому у матери ,которую считают ханжой Кабаниха прикидывается слабой и немощной :”Мать стара ,мать глупа “.Требует заботы и внимания .но на самом деле всех в доме держит в ежовых рукавицах .Добра она к страннице Феклуше ,которая ,находившись по свету ,рассказывает всякие ер еси о “людях с песьими головами “,об огненной земле и т.д. Кабаниха верит байкам ,потому что необразованна и невежественна.Она очень боится потрясений ,которые сметут установленный порядок жизни ,где ей комфортно и спокойно .Но времена меняются .Вот она чувствует ,что Катерина – вроде и смиренно себя ведёт ,но горда и самолюбива .Как бы чего не случилось ? Кабанихе трудно перенести само убийство Катерины ,даже собственный безответный сын обвиняет её .Но она справится .Новые времена ещё не наступили .Другим представителем “Тёмного царства” является купец Савёл Прокофьевич Дикой .Фамилия тоже говорящая .Дикий нрав его всем известен и дома ,и в городе .Жена каждое утро просит домашних “Голубчики ,не рассердите ” .Ведь Дикой ведёт себя как разъярённый зверь ,никого не щадит .Он скуп до дикости .За работу не хочет платит ,а если и платит ,то обманывая .Рабочим говорит ,чтобы ушли ,не просили денег ,не злили его .Его философия до бес стыдства проста “Не доплачу я вам по копеечке ,а у меня рублик накопится .Я свечку поставлю и грехи отмолю .Бог меня и простит “.Его племянник Борис работает на Дикого бесплатно ,надеясь ,что тот отдаст ему наследство ,которым по завещанию отца Бориса распоряжается Дикой .Он должен отдать наследство ,если Борис будет себя хорошо вести .Но мы понимаем .что юноша никогда не угодит злому дяде и наследства не увидит .Но Дикой только “молодец на овец ,а на молодца он и сам овца”.Он побаивается своего молодого и смелого приказчика Кудряша ,потому что тот даёт ему отпор .А более всего он уважает свою куму Кабаниху .Кабаниха не кричит и не звер ствует открыто ,но купец знает ,что пощады от неё не будет .Вот и не задирает её .Кабаниха видит его насквозь .Дикой – невежественен .Когда Кулигин просит его дать денег на сооружение громоотвода ,чтобы гроза не спалила город ,Дикой отвечает ,что колами да рожнами от грозы не спасёшься .она “нам в наказание насылается”.Таков ещё один представитель “тёмного царства” ,душащего всё светлое и передовое . Этих героев можно с полным правом назвать само дурами русской жизни ,потому что в своем поведении они руководствуются не только личной выгодой ,но и своими мракобесными представлениями о жизни и её устройстве .Они живут по своим невежественным законам ,которые безумны и бесчеловечны . План: Вступление

Главная часть .( повторяет тему)

1.Основные черты Кабанихи : а)лицемерие ; б)жестокость ; в)невежество 2.Основные черты Дикого : а)дикий нрав ; б) нечестность ,непорядочность ; в) трусость перед более сильными ; г) мракобесие .

Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого — героев драмы А. Н. Островского «Гроза»

Действие драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» происходит в середине 19 века в придуманном автором городе Калинове, расположенном на берегу Волги. К величавой реке и прекрасной природе большинство жителей Калинова равнодушны, потому что их души огрубели, ожесточились. В городке процветает настоящее «тёмное царство», и нравы в нём очень жестокие. Яркие представители «тёмного царства» — Дикой и Кабаниха, чёрствые, властолюбивые люди. Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого поможет понять сходство и различие двух социально-психологических типов самодуров.

Социальное, материальное и семейное положение

Савёл Прокофьевич Дикой — богатый купец, «значительное лиц в городе». У него есть жена и дочери-подростки, запуганные своим грозным владыкой. К семейству купца можно отнести и его племянника Бориса, который живёт у него в услужении в надежде, что дядя даст ему с сестрой причитающееся им бабушкино наследство.

Марфа Игнатьевна Кабанова — купчиха. Она богатая вдова. С нею проживают сын Тихон с молодой женой Катериной и дочь Варвара. Своих великовозрастных детей и невестку Марфа Игнатьевна постоянно учит уму-разуму.

И Дикой, и Кабанова считаются главными людьми в городе, так как оба очень богаты.

Значение имён и фамилий

Фамилии этих двух персонажей говорят сами за себя. От них будто веет грубой силой. Имя Савёл похоже на имя евангельского персонажа Савла, который был гонителем христиан. Отчество Дикого — Прокофьевич, Прокофий в переводе с греческого значит «преуспевающий», «успешный».

Читайте также:
Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Имя Марфа является русской формой имени Марта и означает в переводе с древнееврейского языка «наставница», «хозяйка», «владычица». Это имя часто встречалось в купеческой среде. От жителей города Калинова купчиха получила прозвище «Кабаниха», от которого веет чем-то недобрым, грубым.

Сопоставление характеров

Характеры Кабанихи и Дикого во многом сходны, но есть в них и существенные различия.

Сходство

У Дикого и Кабанихи главная черта характера — властолюбие, стремление подчинять себе других людей. Эти персонажи считают себя в городе и в семье главными и самыми разумными людьми, так как они богаты и имеют большой жизненный опыт. На самом деле, ума у них не очень много, они не понимают, что руганью, постоянным ворчанием и требованием безоговорочного подчинения вредят своим же детям, унижая их.

Властолюбивая Кабаниха, стремясь пресекать в своих детях самостоятельность в суждениях и действиях, вырастила слабовольного, бесхарактерного сына и дочь, которая научилась её обманывать и жить по принципу «делай что хочешь, только бы шито да крыто было» (действие 2, явление 2).

Различие

Самодурство Дикого и Кабанихи проявляется по-разному. Марфа Игнатьевна деспотично относится только к своим детям, невестке и слугам. В обществе она старается выглядеть добропорядочной матерью и хозяйкой. Дикой же грубо относится не только к своей семье, но и к жителям города. Он считает себя вправе ругать людей, бить своих домочадцев. «Пронзительный мужик!» — говорит о нём его конторщик Кудряш (действие 1, явление 1). Ваня Кудряш молод, смел, силён, не боится своего хозяина, отвечает на его ругань, а других людей купец совсем запугал. Дикой очень жаден, старается не платить своим работникам за труд, запугивая их своей злобностью и агрессией. Такая патологическая жадность, наверно, не позволяет ему помогать нищим.

В отличие от Дикого, который не признаёт никаких правил, Кабаниха — строгая и фанатичная блюстительница домостроевских правил и ритуалов, нетерпимая ко всему новому. «…Кабаниха создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев, за которые стоит со всем тупоумием самодурства», — писал Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве».

Марфа Игнатьевна набожна, ведь верить в бога и ходить в церковь — это одно из правил Домостроя. Она помогает нищим, а своих домашних совсем замучила своим постоянным недовольством и ворчанием. За это Кулигин отзывается о ней, как о ханже, с виду благочестивой, но угнетающей своих близких. Кабаниха — противница искренних проявлений чувств, все должны вести себя согласно патриархальным традициям и ритуалам. Например, она отругала Катерину, когда та при прощании кинулась мужу на шею, и заставила молодую женщину кланяться ему в ноги.

Если в доме Дикого царит атмосфера страха, то Кабаниха создала у себя атмосферу лицемерия и обмана. Её дочь Варвара говорит Катерине, что весь их дом держится на обмане.

Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого (таблица)

Параметры сравнения Кабаниха Дикой
Социальное, материальное и семейное положение Богатая купчиха, вдова. Семья: сын, дочь, невестка. Зажиточный купец, значительное лицо в Калинове. Семья: жена, дочери-подростки. В его доме также живёт племянник Борис.
Значение имён Марфа — с греческого «хозяйка», «владычица», «наставница». Имя Савёл напоминает имя «Савл», которое носил евангельский персонаж, гонитель христиан.
Сходные черты характера Властолюбие, эгоизм, наклонность к деспотизму.
Различные черты характера Хладнокровность, ворчливость, показная набожность, ханжество, лицемерность. Строго соблюдает старинные ритуалы и требует этого же от других, нетерпима ко всему новому. Горячий нрав, агрессивность, злость, жадность, грубость, не признаёт никаких нравственных правил.
Атмосфера в доме Всё в её доме построено на лицемерии, держится на обмане. Создал в своём доме атмосферу страха, все боятся злобного хозяина.
Отношение к домочадцам, работникам, нищим, странникам Донимает всех своих домашних ворчанием, замечаниями, укорами. Своих взрослых детей и невестку постоянно учит жить, наставляет, угрожает. Помогает нищим и странницам. Держит себя со всеми агрессивно. Постоянно расстраивается, что нужно платить работникам, поэтому начинает злиться и ругаться, и работники уходят от него часто без денег. Он очень жаден, подаёт ли нищим — неизвестно.
Вывод Кабаниха, пожалуй, страшнее Дикого. Все действия Дикого открыты, он для всех такой, каким и является: самодур и ругатель. А Кабаниха лицемерна: прикрываясь набожностью и заботой о других, подавляет их волю.

Вывод

В драме «Гроза» А. Н. Островский показал два типа самодуров, причём «не он сочинил эти типы, так точно как не он выдумал и слово „самодур“. То и другое взял он в самой жизни» (Н. А. Добролюбов). Власть деспотичных хозяев города Калинова основывается на беззащитности, бесправии их жертв. Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого показывает, что отношение ханжи Кабанихи к домочадцам не менее жестоко, чем драчуна и ругателя Дикого, так как она, постоянными упрёками и наставлениями хочет подавить волю другого человека, сделать его послушным и слабовольным.

Дикой и Кабаниха (по пьесе А. Островского «Гроза»)

По оценке И. А. Гончарова, А. Н. Островский «ли­тературе принес в дар целую библиотеку художест­венных произведений, для сцены создавал свой осо­бый мир». Удивителен мир произведений Островско­го. Он создал характеры крупные и цельные, умел подчеркнуть в них комические или драматические свойства, обратить внимание читателя на достоинства или пороки своих героев.

Особого внимания заслуживают герои пьесы «Гро­за» — Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе Калинове. Красноречивые характери­стики дают ему герои пьесы. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!» — говорит о нем Кудряш. Дикой, на самом деле, ничего, кроме собственной воли, не признает. Ему нет дела до мыслей и чувств других лю­дей. Обругать, унизить, оскорбить для Савела Прокофьевича ничего не стоит. С окружающими он ведет себя так, будто «с цепи сорвался», и без этого он «ды­шать не может». «. Ты червяк,— говорит он Кулиги-ну. — Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Читайте также:
Проблема народного характера в драме Гроза Островского: сочинение

Власть Дикого тем сильнее, чем слабее, безвольнее человек. Так Кудряш, например, умеет противосто­ять Дикому. «. Он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,— говорит Кудряш о своих взаимоотношениях с куп­цом. Иной человек племянник Дикого, Борис. «Дос­тался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит»,— замечают окружающие. Дикого не смущает то, что Борис — сирота и что ближе дяди у него нет ни­кого. Купец осознает, что судьба племянника в его ру­ках, и пользуется этим. «Загнан, забит. »,— с горе­чью говорит Борис. Не менее жесток купец и к своим работникам: «У нас никто и пикнуть не смей о жало­ванье, изругает на чем свет стоит». На чужом рабском труде и обмане делает бессовестный Дикой свое со­стояние: «. недоплачу я им по какой-нибудь копей­ке. а у меня из этого тысячи составляются. ». Впро­чем, иногда на Дикого находит прозрение, и он осоз­нает, что перегибает палку: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу».

Дикой — деспот и тиран в своей семье, на него «свои-то никак угодить не могут», «когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!».

Не уступает Дикому и Кабаниха, богатая калиновская купчиха. Кабаниха — ханжа, она все делает «под видом благочестия». Внешне она очень набожна. Од­нако, как замечает Кулигин, Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Главный объект ее тирании — собственный сын Тихон. Будучи взрос­лым, женатым человеком, он полностью находится во власти матери, не имеет собственного мнения, боится перечить ей. Кабаниха «выстраивает» его отношения с женой, она руководит каждым его поступком, каж­дым словом. Полное повиновение — все, что хочет она видеть в своем сыне. Властолюбивая Кабаниха не за­мечает того, что под ее гнетом вырос человек трусли­вый, жалкий, безвольный, безответственный. Вы­рвавшись на некоторое время из-под надзора матери, он захлебывается свободой и пьет, потому что по-дру­гому свободу он использовать не умеет. «. Из вашей воли ни на шаг»,— твердит он матери, а «сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».

Кабаниха ревнует сына к снохе, постоянно попре­кает его Катериной, «поедом ест». «Уж я вижу, что я вам помеха»,— пилит она Тихона. Кабаниха считает, что жена мужа должна бояться, именно бояться, а не любить и не уважать. По ее мнению, правильные от­ношения строятся именно на подавлении одного чело­века другим, на унижении, на несвободе. Показатель­на в этом отношении сцена прощания Катерины с му­жем, когда все слова Тихона, обращенные к жене,— лишь повтор наущений Кабанихи.

Если страдает от Кабанихи с детства задавленный ею Тихон, то жизнь такой мечтательной, поэтичной и цельной натуры, как Катерина, в доме купчихи и во­все становится невыносимой. «Здесь что вышла за­муж, что схоронили — все равно»,— рассуждает об этом Борис.

Постоянное давление заставляет приспосабливать­ся дочь Кабанихи, Варвару. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,— рассуждает она.

Давая оценку образам «хозяев жизни», Н. Добро­любов показывает Дикого и Кабаниху самодурами, с их «постоянной подозрительностью, щипетильностью и придирчивостью». По мнению критика, «Гро­за» — самое решительное произведение Островско­го» в этой пьесе «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены. до самых трагических по­следствий. ».

Сочинение на тему Русский характер Катерины (“Гроза”)

Русский характер Катерины (“Гроза”) Драма Островского “Гроза” выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В дра­матургии очень редко случается “живой” положитель­ный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть мо­жет, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина – главный персонаж драмы Остро­вского – единственное, что есть хорошего в том тем­ном мире, “темном царстве” мещанства, что окружает ее.

Стремление летать – вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, выход из ло­вушки для нее был только один.

Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отроче­стве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было ра­достным, безоблачным.

Мать в ней “души не чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя сво­бодно: вставала рано, умывалась родниковой водой, по­ливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом сади­лась за какую-нибудь работу и слушала странниц и бо­гомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под об­лаками.

И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. Мы видим, что Катерина росла счастливой, роман­тичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей.

Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обо­собленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее на­туре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помеч­тать. Но если она встречала на своем пути то, что проти­воречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того посто­роннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.

Читайте также:
Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в кото­ром она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обречен­ности. Дело даже не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не лю­била и ей было все равно за кого выходить.

Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может занимать­ся привычными ей делами. Грустные, тревожные мыс­ли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате ос­тается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить.

Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние прояв­ления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником про­щаешься”.

В Катерине сильно чувство внешней покор­ности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства сво­ей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, Покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине ста­новится совсем одиноко. Почему Катерина полюбила Бориса?

Ведь он не вы­ставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной ат­мосфере дома Кабанихи.

И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Бо­рисом потому, что почувствовала себя человеком, име­ющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что даль­ше жить по-прежнему нельзя.

Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет.

На первом свидании Кате­рина сказала Борису: “Ты меня загубил”.

Борис – причина опорочивания ее души, а для Кати это равно­значно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким кам­нем. Катерина очень боится надвигающейся грозы; считая ее наказанием за совершенное.

Катерина боя­лась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к посторонне­му человеку – грех.

Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него изба­виться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время ка­жется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” – такова Катерина.

Тихон простил жену, но простила ли она сама себя?

Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог – ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выхо­дом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу – все равно…

Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо”. Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов опреде­лял характер Катерины как “решительный, цельный, русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позо­ра и угрызений совести.

Цельный, потому что в харак­тере Кати все гармонично, едино, ничто не противоре­чит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лише­ния, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Твір на тему: Сочинение на тему Русский характер Катерины (“Гроза”)

Related posts:

Кто такая Катерина – “решительный русский характер” или слабовольная женщина? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Пьесу А. Н. Островского “Гроза” (1869) критики называют народной трагедией, а ее главную героиню Катерину считают народным и героическим характером. Так ли это на самом деле? Или Катерина Кабанова просто.

Сочинение на тему Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе Н. Островского “Гроза”) Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) В основу пьесы А. Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представ­ленного автором в образе Катерины.

Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины “cильным русским” характером? Пьеса “Гроза”, написанная А. Н. Островским в 1859 году, стала объектом полемики многих критиков, чьи мнения были как положительные, так и отрицательные. Но классической трактовкой этого произведения принято считать критическую.

Сравнение героини пьесы “Гроза” Катерины Кабановой и героини очерка “Леди Макбет Мценского уезда” Катерины Измайловой “Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда” два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини.

“Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”) Катерина – русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого – в детстве.

Срочнооо нужен сочинение характеристика катерины в грозе и за одно и план! В пьесе А. Н. Островского “Гроза” Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. “Встану я, бывало, рано утром.

Читайте также:
Кулигин: сочинение

Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А. Н. Островского “Гроза”) Последнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы “Гроза”. Эта сцена имеет важнейшее значение для раскрытия образов Катерины и Бориса. А также именно она является переломной.

В чем причина драмы Катерины в пьесе А. Н. Островского “Гроза”? Пьеса А. Н. Островского “Гроза” (1859 г.) считается одной из лучших пьес в русской драматургии. И. С. Тургенев охарактеризовал ее как “удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта”. Героев этого произведения.

Протест Катерины в драме А. Островского “Гроза” А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом.

Анализ монологов Катерины по пьесе А. Н. Островского “Гроза” А. Н. Островский – великий русский драматург, автор множества пьес. Но только пьеса “Гроза” является вершиной его творчества. Критик Добролюбов, анализируя образ Катерины, главной героини этого произведения, назвал ее “лучом.

Прощание Катерины с Тихоном. (Анализ сцены из II действия драмы А. Н. Островского “Гроза”.) Русские писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать!” – восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой.

Трагический конфликт Катерины с “темным царством” (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) А уже коли очень мне здесь опостынет, Так не удержат меня никакой силой. А. Островский На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал самобытный, цельный, сильный, самоотверженный.

Разговор Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы “Гроза”) Пьеса А. Н. Островского “Гроза” по праву считается одной из лучших пьес в русской драматургии. Она затрагивает важные человеческие проблемы, актуальные во все времена: проблему свободы, любви, счастья, совести, нравственного.

Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой (по пьесе “Гроза” А. Н. Островского) В драме “Гроза” Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет.

Сила характера Катерины (по драме Островского “Гроза”) Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Островского. Она входит в цикл пьес о “темном царстве” самодуров. В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: “Кто бросит.

Кто Катерина – “решительный русский характер” или слабовольная женщина? А. Н. Островского можно назвать драматургом-новатором. До его появления в отечественной драматургии было всего три имени: Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Островский не только в совершенстве овладел этим сложным литературным жанром.

Был ли выход у Катерины Кабановой? (по пьесе А. Островского “Гроза”) Пьеса Александра Николаевича Островстого “Гроза” была написана в 1860 году, в период общественного подъема в России. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу.

Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского “Гроза” В Катерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца. Н. А. Добролюбов Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс.

Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы “Гроза” А. Н. Островского) по статье Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы “Гроза” А. Н. Островского) по статье Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” Критическая статья Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве”.

Душевная драма Катерины (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. В этих произведениях.

Помогите написать сочинение на тему,2катерины-2судьбы (гроза, и леди магмет,,)пожалуйстааа) Две судьбы, две трагедии…. Про кого же эти грустные слова? Эти слова о двух героинях: Екатерины Кабоновой и Екатерины Измайловой, из произведений “Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда”. Так в.

Образ Катерины в драме А. Н. Островского “Гроза” 1. Образ Катерины в конфликте с “темным царством”. 2. Детство главной героини. 3. Замужество и любовь. 4. Разрешение противоречий. Образ Катерины является главным образом известной драмы Островского ” Гроза “.

Две Катерины в русской литературе (по произведениям А. Н. Островского “Гроза” и Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”) А. Н. Островский и Н. С. Лесков – писатели, которые “ввели” в русскую литературу героев из купеческой среды. До них на страницах произведений существовали лишь дворяне. Читатели наблюдали за их.

Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского “Гроза” Островский в своем творчестве не раз обращался к теме патриархального купечества. Самым ярким его произведением, посвященным этой теме, является драма “Гроза”, написанная в 1859 году. “”Гроза” – без сомнения, самое.

Катерина как народный характер в произведении Островского “Гроза” Драма А. Н. Островского, написанная в 1859 году, имела важное значение как для современников, так и для будущих поколений. В эти годы, за несколько лет до отмены крепостного права, люди.

Красота души Катерины (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Солнце в небе высоко, тропинка бежит далеко, бредет по ней красная девица. Истомилась она, измучилась: за долгий свой путь три пары башмаков железных истоптала, три чугунных посоха изломала да три.

Читайте также:
Смысл названия драмы А.Н. Островского Гроза: сочинение

Русский характер в очерке Н. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” Николай Семенович Лесков вошел в литературу как создатель сильных человеческих натур. “Леди Макбет Мценского уезда” – история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. Выступив соперником автора “Грозы”, Лесков сумел нарисовать.

Образы Кулигина и Катерины по пьесе А. Н. Островского “Гроза” Пьеса “Гроза” стала вершиной творчества великого русского драматурга А. Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в.

Сочинение на тему “Гроза” Н. Островского – драма или трагедия? “Гроза” А. Н. Островского – драма или трагедия? “… Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби” изобра­жает драматург, воплощая его события и характеры в об­разах персонажей драмы “Гроза”, и очевидно, что слова.

Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского “Гроза” А. Н. Островский являлся преемником и продолжателем реалистических традиций в русской литературе. В своих произведениях драматург отразил современную ему действительность, характерные для того времени типы, образы, показал существовавшие порядки, их.

Сочинение на тему Русский характер Катерины (“Гроза”)

Образ и характеристика Катерины в пьесе Островского Гроза сочинение 10 класс

Катерина – главная героиня драмы Островского. Чтобы узнать черты характера героини, надо заглянуть в ее душу, увидеть прошлое.

Детство Кати протекало счастливо и безоблачно. Образование Катя не получила: знания черпала из рассказов странниц и богомолок. Всему рассказанному верила и восхищалась, как много интересного происходит на свете. Работой ее не обременяли: поливала цветы, немного работала по хозяйству.

Очень любила ходить в церковь. Церковь ей казалась большим светлым храмом, где она видела летающих ангелов. По ночам девочке являлись волшебные сны, и тогда она просыпалась счастливой.

Катерина была доброй и наивной девушкой, религиозной и покорной, так как не видела злобы в мире, в котором жила.

Вся жизнь изменилась, когда Катерина вышла замуж. Она попала в семью, где царила ненависть ко всем окружающим людям. Природа, посещение церкви, разговоры со странницами уже не радуют девушку, ангелы перестали прилетать. Катерина вышла замуж за Тихона без любви, просто еще не успела никого полюбить. Катерина думает, если полюбить Тихона, то мир изменится. Но ее одергивает Кабаниха, злая свекровь. Ни одного доброго слова не заслужила Катерина от этой женщины. Тихон, забитый своей матерью, может быть и полюбил бы Катерину, но он не знает этого чувства. В доме Кабанихи нет положительных персонажей.

Черная, давящая атмосфера дома толкает Катерину на бунт. Невыносимо больше обходиться без солнца, добра, любви. Любовь к Борису – вот что не дает ей окончательно погибнуть, зачахнуть. Зная, что поступает неправильно, она все же идет на греховное свидание с Борисом. Этот грех висит в ее душе тяжелым камнем. Она верит в бога, совесть – вот ее бог. Религиозность Катерины не позволяет ей спокойно жить с грехом. Она рассказывает все мужу и свекрови о своей измене.

Тихон прощает жену, но она сама не может простить себя. Признание не дает облегчения. Возможность вернуться домой, к мужу, для нее равносильно смерти. Катерина выбирает смерть как свою собственную свободу. Самоубийство тоже грех по учению церкви, но это не пугает молодую женщину. И церковный и людской суд она смогла преодолеть.

Даже Тихон, забитый матерью, обвиняет Кабаниху в смерти жены. Катерина показала всем, что можно бороться, пусть даже ценой собственной жизни.

Драма Островского, написанная в 1860 году, накануне отмены крепостного права, стала символом обновления российского общества. Гроза – природное явление, своей силой и мощью смывает всю грязь. «Гроза» – пьеса, олицетворение нового в купеческой жизни России.

Катерина – это образ русской женщины, способной любить, оставаться свободной.

Вариант 2

«Гроза» – драма А.Н.Овстровского, действие которой происходит на берегу Волги. По замыслу автора события разворачиваются в Калинове. В этой пьесе довольно мало героев. Но без понимания мира каждого из них, невозможно узнать всю суть произведения. Поэтому рассмотрим каждого героя в отдельности.

Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость. Сколько не пыталась Катерина полюбить его, но никак не могла. Но она никогда, ни в чём не упрекала Тихона, всегда хотела ему помочь и поддержать. Катерина является самым выразительным персонажем пьесы, но при этом и очень скромной.

Внешне её характер, его сила, никак не проявляется. Сначала читателю может показаться, что Катя молчалива и слаба. Но впоследствии мы видим, что это совсем не так. Катерина единственная, кто хоть как-то может противостоять Кабанихе и её нападкам. Она им противодействует, а ни просто игнорирует, как другие члены её семьи. Здесь конфликт между героями имеет внутренний характер. Потому что Кабаниха боится влияния Катерины на Тихона, после чего он перестаёт подчиняться своей матери.

Катя часто сравнивает себя с птицей и рвётся в полёт. Она не может больше жить и находиться в Калинове. Она, влюбившись в молодого человека, который только недавно приехал в Калинов, представляет себе отличную возможность уезда из Калинова, и рисует образ настоящей любви. Но её представлениям не суждено сбыться. Жизнь Кати закончилась очень трагично. К сожалению, гибель её была неминуема. Хотя будучи очень религиозной девушкой с совестной душой, она всё же не может больше выносить таких терзаний со стороны Кабанихи и всей её семьи. Бездушным отношением к ней людей, окружавших её, и муками совести Катерина была доведена до отчаяния и мысли о самоубийстве.

В образе этой героини Островский отчётливо показал читателю новый тип цельной, религиозной, самоотверженной и самобытной русской девушки. Она бросила настоящий вызов царству Диких и Кабановых. Добролюбов со всей справедливостью называл Катерину «лучом в тёмном царстве».

Читайте также:
Кабаниха: сочинение

Сочинение Образ и характеристика Катерины

Отношение критиков и читателей к главной героине пьесы А.Н. Островского «Гроза» сложилось весьма неоднозначное. Для одних этот образ олицетворяет решительность, сильную личность, «луч света в темном царстве». Для других, наоборот, Катерина предстает слабой женщиной, не умеющей себя защитить, и от собственного бессилия выбравшей самоубийство как выход из ситуации.

Можно с уверенностью утверждать, что обе точки зрения имеют право на существование, и каждая из них будет в определенной степени верна. Сказать же более конкретно, кто есть Катерина на самом деле – слабовольная женщина или героиня с решительным твердым характером, представляется непростой задачей.

На долю Катерина выпала несчастная судьба. Жизнь в семье мужа не приносила радости, несмотря на то, что героиня отдавала всю себя, чтобы наладить отношения с Тихоном, полюбить его, сделать их совместную жизнь хоть чуточку счастливее. Но как бы ни стремилась к этому Катерина, у нее ничего не получалось. Муж безоговорочно подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Это была суровая женщина, которая держала окружающих ее людей в страхе.

Она яро отстаивает принципы патриархального уклада жизни, считая их единственно верными и правильными. Кроме того, для нее очень важным является мнение других людей о ее семье и о ней самой. Она боится выглядеть в глазах окружающих как-то неправильно (с ее точки зрения), а потому печется обо всем внешнем и напускном. Сохраняя патриархальные традиции, Марфа Игнатьевна заставляет своего сына бить супругу за ту или иную провинность, велит Катерине «выть», когда та провожает мужа в дорогу и т.д.

Катерина не может принять такое бессмысленное и притворное поведение, которое абсолютно противоречит ее искренней натуре, тем убеждениям, которых она придерживается в отношении семьи, ее представлениям о счастливой жизни. Для нее важнее всего было внутреннее, настоящее, нежели внешнее, наносное.

Катерина, воспитывалась в купеческой семье, где росла в любви и тепле. Также особое место в ее жизни занимала религия. Их семья часто давала приют многим странникам, в сердцах которых жила искренняя вера в Бога.

Катерина сама рассказывает о своей жизни, и в этом рассказе читатель как нельзя лучше видит ту самую светлую, добрую и свободная душу девушки.

Мечтам Катерины о любящей и крепкой семье, детях, счастливой жизни не суждено было сбыться. Та жизнь, которая ожидала девушку в будущем, стала полной противоположностью этим мечтаниям. Катерина понимала, что не выдержит условий такой жизни, и ей ничего не оставалось, как решиться на отчаянный поступок. Возможно, это было проявлением душевной слабости, и все же имеем ли мы право судить несчастную женщину? Думается, что нет.

Остается говорить о том, что поступок Катерины является противоречивым и неоднозначным. И все же с уверенностью можно утверждать, что героиня есть образец светлого и доброго человека, достойного лучшей судьбы.

Эссе про Катерину

Катерина является главной героиней пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза», женой Тихона и невесткой Кабанихи. С помощью молодой девушки автор поднимает проблему судьбы неординарной и выделяющейся личности среди патриархального города.

Катерина была девятнадцатилетней девушкой, которая вышла замуж в раннем возрасте. В самом начале девушка вспоминает о своем детстве, хороших воспоминаниях с тоской в глазах. Она была ребенком, ради которого родители были готовы на все. Они проводили вместе очень много времени, посещали церковь и изучали новые вещи. Уже в детстве Катерине заложили те убеждения, которых она придерживалась и в более старшем возрасте. Теперь, когда она была замужем за Тихоном и жила с его матерью, все стало иначе. Она перестала дышать полной грудью, чувствовать свободу и ощущение жизни. Хоть события и действия в повседневной жизни остались прежними, изменилось её отношение ко всему. Теперь все делалось не по доброй воле, а по принуждению. Несмотря на эти обстоятельства, её сердце было полно любви.

Так как девушка с детства регулярно посещала церковь, её религиозность не была чем-то странным. Поэтому, влюбившись в абсолютно ей чужого и постороннего человека, она чувствует себя грешной. Этим человеком был Борис. Встречи с ним придавали ей сил и приносили огромное счастье. Все попытки заглушить эти эмоции с помощью религии или любви к Тихону становятся бесполезными. Она была не в силах бороться со своими желаниями, которые были ей совсем несвойственны. Она не в силах избавиться от встреч с Борисом и поэтому изменяет мужу. Скорее всего, этого могло не произойти, если бы девушка чувствовала от Тихона поддержку и внимание. После этого её религиозность увеличивается, она открыто признается в содеянном. Не получив понимания и надежды на создание дальнейшего счастья, Катерина идет на еще более грешный поступок – самоубийство.

Таким образом, Катерина была «белой вороной» в своем окружении и постоянно пыталась бороться с ним и своими желаниями, которые не соответствовали её мировоззрению. Ее смерть многим показалась неким протестом, который зашел слишком далеко, лишив девушку жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Рассказы о потустороннем, у ночного костра пятью подростками завораживает и несколько настораживает. Ведь такие истории всегда наводят дрожь и трепет.

Фраза из заголовка отображает столкновение личности со своими душевными убеждениями. Внутренние противоречия могут быть опасными.

Теодор Драйзер великий американский писатель. Пожалуй, самым известным и значимым его произведением является роман Американская трагедия. Роман был опубликован в 1925 году

Мой друг Андрей – спортсмен. Точнее, он мог бы им уже и не быть, если бы не его сила духа. Все дело в том, что однажды у него диагностировали такую страшную болезнь, как миастения.

Читайте также:
Тема «горячего сердца» в произведениях Островского: сочинение

Большинство литературных произведений писателей-классиков направлены на глубокий психологический анализ человека. В 19 веке обострилась актуальность раскрытия человеческой души, когда А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой

Сочинение Характер Катерины в пьесе Островского Гроза

«Луч света». Именно так Добролюбов называет главную героиню произведения Островского. С ним спорит ещё один литературный критик Писарев. Он считает Катерину слабым, глупым человеком, да и вообще «трутнем». Любители этого произведения анализируют обе статьи и либо находят своё мнение в одной из них, либо выдвигают своё отношение к героине.

В центре произведения стоит Катерина, которая вышла замуж и попала из родительского дома в дом свекрови. Свекровь её звали Кабанова, и она терроризировала бедную невестку. Однажды Катерина изменила мужу и впоследствии во всём ему созналась. Мучаясь мыслями о совершённом грехе и страдая от нападок свекрови, девушка решается покончить жизнь самоубийством.

Всё своё детство Катерина провела с родителями, которые её любили и разрешали ей гулять, не наказывали за малейшие провинности. Росла девушка романтичной натурой, она любила природу и свободу. Катерина нуждалась в понимании и заботе, которой, к сожалению, в семье Кабановой не получила. Родители отдали её замуж, но она так и не стала счастливой. Всю свою жизнь она не принимала серьёзных решений, но встретив Бориса, решилась на такой отважный шаг. Ей кажется, что вот-вот начнётся новая светлая жизнь, но, увы, девушку настигли муки совести, а поддержать её не попытался никто, даже Борис. Девушка, будучи утончённой натурой, просто не может не переживать и не думать о том, что она совершила. К тому же, Кабанова после её признания стала ещё строже. Катерина мечется между желанием любить Бориса и своим религиозным чувством, которое не позволяет ей полностью открыться. Девушка не может выпустить свои чувства, потому что считает это грехом.

Катерина – одна из немногих, кто не стал таким же человеком, как Кабанова. Она до конца своих дней оставалась доброй, понимающей и ни от кого ничего, кроме любви не ждущей. Катерина – вольная личность, она стремилась к свободе и независимости, она хотела вырваться из этого царства тьмы, но её слабость и неумение всё организовать как можно лучше в силу неопытности сделали своё дело – помешали девушке что-то изменить. Она была зависима от обстоятельств и, несмотря на свою силу духа и непокорность, всё-таки сдалась, будучи слишком религиозной и «правильной». Такое бывает и в реальной жизни, люди под гнётом обстоятельств и общественным неодобрением лезут в петлю, либо также, как Катерина, бросаются в реку.

Сочинение 2

В пьесе «Гроза» Катерине, жене Тихона Кабанова отводится отнюдь не только роль супруги, живущей в тени своего мужа. Совсем наоборот, Катерина очень сильный духом человек. Её оказалось не так просто сломить. Живя с таким маменькиным сынком, как Тихон, который заглядывает маменьке в рот, она отказывается играть по их правилам, несмотря на уговоры мужа потерпеть.

Со свекровью Катерина общается на равных, намекая на то, что не признает иерархии в семье. Говорит всю правду в глаза и подчеркивает, что на людях она такая же, как и дома, в отличии от Кабанихи, которая при посторонних выставляет себя прямо ангелом во плоти, а в тесном кругу семьи превращается в сущего дьявола и тирана. Несмотря на сопротивление Кати установленным порядкам в доме, свекровь всё равно не сдается и всячески пытается её унизить, хотя бы опустив девушку на колени перед мужем.

Катерина нередко возвращается в мыслях к своей жизни до брака с Тихоном. Походы с матушкой в церковь, пение, прогулки… Беззаботная юность, она занималась тем, чем хотела. Девушка часто сравнивает себя с птицей, которая раньше летала, была свободной, а сейчас заперта в клетке с крепкими прутьями и нет из неё выхода.

Катерине, свободолюбивой натуре, просто нечем дышать в этом царстве, где хозяйничают лицемерие и ханжество. Казалось бы все как раньше: те же совместные посещения церкви, песни тоже такие же, но всё это наигранно, как в каком-то театральном спектакле, а они в этом театре марионетки, управляемые властной рукой Кабанихи.

Поддавшись своим чувствам к Борису, она только лишний раз доказала свою смелость. Катерина решила сама отвечать за свою жизнь и поступки. То, что она покаялась перед Тихоном, ещё раз показывает, что несмотря на такой грех, как измена, девушка хотела быть честной до конца, а не уподобиться тем лгунам, среди которых она существовала.

Создаётся впечатление, что Катя чувствовала свой близкий конец. С момента её объяснения с мужем прошло достаточно времени, чтобы всё для себя решить. Достаточно только представить, что ей пришлось выслушивать от свекрови, сколько грязи и оскорблений. Немудрено, что она приняла решение покончить с жизнью, чем терпеть это рабство своей чистой и свободной души.

Характер Катерины в пьесе Гроза

Популярные сочинения

По моему мнению, работа телеведущего очень интересная, разнообразная и веселая, но в тоже время сложная, требующая много человеческих качеств, и подходит такая работа не всем.

Многие люди считают зиму самым загадочным и красивым временем года. И это не случайно. Ведь когда еще можно увидеть великолепные снежные равнины, прозрачные льдины, искрящиеся под лучами холодного солнечного света

Стоит сказать о том, что на сегодняшний день киноиндустрия набрала небывалые обороты, и именно поэтому выбор любимой актрисы является весьма непростым. В современном кино требования к актерам являются повышенными

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: