Город Калинов и его обитатели: сочинение

Сочинение: Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 03.07.2020 · Обновлено 03.07.2020

(593 слова) Калинов — это вымышленный город, стоящий на берегу Волги, именно в нём происходит действие драмы «Гроза». На первый взгляд^ это обычный провинциальный город, с узкими галереями торговых рядов, с бульваром, церквями и арками, чем-то он даже красив, ведь расположен в достаточно живописной местности. Однако этот купеческий город типичен, потому что воплощает в себе все мещанские пороки, присущие консервативной купеческой среде второй половины девятнадцатого века.

Основные жители Калинова — это купцы, придерживающиеся старых патриархальных устоев, Кулигин называет их жестокими людьми с жестокими нравами. Большинство из них — жадные и скрытные люди, прячущие все свои тёмные тайны и разврат за высокими заборами, и ведущие праведный и консервативный образ жизни на людях. Кулигин, говорит о них так:

» И что, сударь, за этими замками разврату темного, да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! Ты, говорит, смотри в людях меня, да на улице, а до семьи моей тебе дела нет…».

Между собой купцы враждуют, кляузничая и подрывая торговлю друг у друга, а также мало платят своим рабочим, заставляя их работать в тяжёлых условиях, в которых они спят всего лишь по три часа в день. Все эти пороки нашли своё воплощение в двух самых ярких образах произведения — в купце Диком и в богатой купчихе Марфе Кабановой.

Дикой — это значительное лицо в городе, которое использует свою власть и авторитет для того, чтобы не доплачивать рабочим, срывать на них свою злость и оставаться при этом безнаказанным.

Все родные Дикого боятся его и стараются не попадаться ему на глаза в доме, если он в плохом настроении. По словам самого персонажа, у него дома целая война, на что Кабанова иронично замечает, что он в своём доме единственный воин, воюющий с одними бабами. Всё это характеризует Дикого как настоящего самодура, поведение которого вредит не только его родным, но и отравляет жизнь половине города.

Марфа Игнатьевна Кабанова — старая богатая вдова, самая верная её характеристика — ханжа. Она очень добра и щедра со странниками и нищими, но при этом в своём доме она не даёт жизни никому, даже своим детям. Сына Тихона она ревнует к его молодой жене Катерине, из-за чего последняя постоянная страдает, ведь становится жертвой постоянных придирок свекрови. Свой авторитет Кабаниха часто оправдывает, ссылаясь на патриархальные ценности и на домострой, сильно искаженный в её представлении. Больше всего она боится потери своей власти и прихода новых устоев, которые нарушат привычный ритм её жизни.

Есть в городе и люди, которые не обладают такой властью как Дикой и Кабанова, и страдают от «дремучести» старшего поколения. К ним можно отнести молодёжь, которая, несмотря на запреты, всё равно по ночам тайно гуляет и ходит на свидания. Так делает Варвара и Кудряш, которые не могут в открытую противостоять жестоким нравам а делают всё так, чтобы «шито да крыто было». Есть те, кто, как Тихон, забываются и уходят от реальных проблем, уезжая из Калинова и уходя в непробудное пьянство. Кто-то молча терпит и повинуется старшим, как это делает Борис и вся семья Дикого. Есть люди наподобие Кулигина — умные и образованные, понимающие, что прогресс необходим, но не имеющие возможности донести до других свои новаторские идеи. Катерина становится, возможно, единственной жительницей Калинова, которая, сама того не осознавая, совершает бунт против устаревшей системы. Её самоубийство и отказ жить в мире мещан подрывает «неприкосновенность» консервативной семейной жизни в городе, ведь именно её смерть толкает Тихона на публичное осуждение матери — немыслимый поступок в этом обществе.

То, чего так боялись «гонители» Калинова, медленно, но верно начинает происходить. Когда-нибудь жестокие патриархальные традиции уйдут в прошлое, а люди наподобие Дикого и Кабанихи навсегда исчезнут вместе со своими устаревшими взглядами. Это и является главной мыслью драмы «Гроза», которую Островский пытается донести до читателя.

“Город Калинов и его обитатели” – сочинение по пьесе А.Н. Островского “Гроза”

Краткое содержание

Развитие событий пьесы Н. Островского «Гроза» происходит на территории небольшого провинциального города Калинов. Главные герои:

  • Катерина — молодая женщина с доброй и чуткой натурой;
  • Тихон Кабанов — ее нелюбимый муж;
  • Кабаниха — глава семьи Кабановых;
  • Борис — молодой человек из Москвы.
Читайте также:
Что же дал русской драматургии Островский: сочинение

В пьесе рассказывается о судьбе несчастной Катерины, выросшей с любящими родителями, но выданной замуж в семью, где всем командует злая и властная Кабаниха, ее свекровь. Муж Катерины, Тихон, любит свою жену, но человек он бесхарактерный и во всем подчиняется матери. Однажды в Калинов приехал Борис, образованный молодой человек, которому, чтобы получить наследство, нужно во всем угождать своему дяде, купцу по фамилии Дикий.

Катерина влюбляется в него, но боится своих чувств и не хочет изменять мужу. Тихону нужно уехать на две недели, жена чувствует, что близка к грехопадению и просит взять ее с собой в Москву. Несмотря на слезные мольбы Катерины, муж отказывает ей в этом. Варвара, сестра Тихона, — девушка добрая. Она видит, как Катерина страдает, и подстраивает ей свидание с Борисом.

Молодые люди проводят вместе десять ночей. По возвращении мужа Катерина не выдерживает мук совести и прилюдно сознается в измене. Тихон готов простить любимую жену, но мать не позволяет ему это сделать. Дикий отправляет племянника по делам в Сибирь на три года. Неприкаянная Катерина бросается к Борису с просьбой взять ее с собой. Возлюбленный отказывает — ему важнее угодить дяде и получить наследство, чем защитить любимую женщину.

Катерина приходит на берег Волги и понимает — жить в доме Кабанихи для нее все равно, что умереть. Молодая женщина бросается в реку. Тихон и другие жители Калинова видят это, муж собирается спасти жену, но мать обещает проклясть сына, если он поможет изменнице. И только после гибели Катерины Тихон осмеливается обвинить Кабаниху в ее смерти.

Образ города Калинова

В пьесе «Гроза» даже окружающая среда является своеобразным действующим лицом. Город Калинов, где разворачивается действие, расположен в живописном месте на берегу Волги и окружен замечательной природой. Как и в любом другом маленьком городке, отношения между его жителями своеобразны и имеют свои сложности. Связано это с тем, что все вокруг знакомы друг с другом лично или опосредованно. Жизнь в таких городках протекает обыденно, какие-либо значительные события не нарушают покой местного населения.

В Калинове на первый план выходит личная жизнь обитателей города, а их умы занимают разные слухи и сплетни. Автор верно использует художественный язык, на котором изъясняются персонажи, чтобы передать их специфические взгляды. Особенности речи и употребляемые слова взяты из действительности, как и сами действующие лица, которых можно было увидеть в любом реальном городке того времени.

Нравы жителей

Эта тема затрагивается во многих произведениях Н. Островского, но в драме «Гроза» автор дает яркое изображение характеристик общества, которые больше всего тормозят естественный прогресс. Уездный городок на берегу Волги — вымышленное место и этим подчеркивается, что пороки, присущие его обитателям, можно встретить в любом уголке русской земли. Время в Калинове будто остановилось, местные обитатели не только не хотят прогресса, но и страшатся будущих изменений. Атмосфера в городе полностью соответствует определению, данному Н. Добролюбовым. Здесь процветают нравы темного царства:

  • обман;
  • воровство;
  • бедность;
  • грубость;
  • дремучесть;
  • патриархальные порядки;
  • жестокость;
  • деспотичность.

Жители Калинова, купцы, разночинцы и мещане, показаны в основном ограниченными людьми, строго соблюдающими старый порядок. Вечером на улицах не встретишь гуляющих, здесь принято рано запирать ворота, а что происходит за высокими заборами в богатых домах, никому не известно. Покой и имущество хозяев оберегают собаки, спущенные с цепей. Бедному же люду, которому и на сон остается всего три часа в сутки, не до прогулок.

Калинов не совсем затерянный городок, сюда приезжают из Москвы, регулярно поступают газеты и журналы, но в богатом местном обществе, у которого есть все возможности для хорошего образования, не принято читать. Информацию калиновцы привыкли получать из слухов и пересказов. О последних новостях они узнают от странницы Феклуши, которая рассказывает о дальних землях, где живут люди с песьими головами, а поезда похожи на огненных змей, выпущенных на улицы городов.

Читайте также:
Образ Кулигина в пьесе А. Н. Островского Гроза: сочинение

Из разговоров Феклуши с Глашей становится понятно, что в изменениях, происходящих в столице, они видят содом и разврат, а подчиненный домостроевским порядкам дом Кабанихи выглядит раем, где жизнь течет правильно и неизменно.

Дремучесть местных жителей выражается и в отношении к грозе. Ее воспринимают не как природное явление, а как божью кару. В этом религиозная Катерина не отличается от своих земляков. Только изобретатель Кулигин не боится грозы, а предлагает соорудить громоотвод.

Представители темного царства

Роль самых жестоких жителей Калинова в драме отводится Савелу Афанасьевичу Дикому и Марфе Игнатьевне Кабановой по прозвищу Кабаниха. Дикий — богатый купец и человек, имеющий большое влияние в Калинове. Ни дня он не может прожить без скандалов, ругает всех — домочадцев, соседей, работников. При всех своих богатствах отличается изумительной жадностью, считает, что не выплачивая своим служащим жалованье, обогатится еще больше.

Савел Афанасьевич, имея все возможности, никак не собирается улучшить свой город, а на предложения изобретателя Кулигина соорудить громоотвод или городские часы лишь ругается и обзывает его разбойником.

Купеческая вдова Кабаниха — хладнокровная старуха, которая единолично властвует в своем семействе. Превыше всего ценит домостроевские устои и постоянно читает морали домочадцам. Она лицемерна — подает нищим и считается щедрой, но своих детей и невестку постоянно попрекает. Жестокость Кабанихи настолько велика, что она не дает Тихону даже попытаться спасти жену.

Катерина и Варвара

Два самые яркие героини пьесы происходят из одного семейства Кабановых. Обе молодые женщины пытаются противостоять патриархальным устоям и жестоким нравам темного царства. Они друг для друга не только родственницы, но и подруги. Сравнение их характеров и поступков приведено в таблице.

Катерина Варвара
Характер Нежная, искренняя, но решительная. Мечтательная, честная и добрая Веселая и сочувствующая, но не разговорчивая. При необходимости легко даст отпор. Умна и расчетлива
Темперамент Страстная, порывистая и непредсказуемая Непокорная и вольнолюбивая. Бесстрашная — не боится ни людской молвы, ни кары небесной
Отношение к любви и возлюбленному Любит беззаветно, отдаваясь всей душой. Ради любимого готова на все Относится к любви как к игре, дающей наслаждение. Может быть и холодной, и задорной
Вера к Богу Набожна и суеверна В церковь ходит больше формально и не боится согрешить
Детство и воспитание Росла вольно, в любви и заботе. Мама в ней души не чаяла и баловала Несмотря на всю свою суровость, Кабаниха относилась к дочери довольно ласково
Отношение к жизни Считает главными в жизни волю и любовь Идет по жизни легко, делает все, что заблагорассудится
Отношение ко лжи Не умеет что-то скрывать и обманывать Не была обманщицей, но по необходимости научилась лгать
Отношение к неволе Готова быть хоть птицей, хоть бабочкой, лишь бы летать на воле Убегает на волю с Кудряшом, но не потому, что не может без этого жить, а вольна так поступить
Отношение к Кабанихе Пытается влиться в новую семью и относится к свекрови, как к матери, позже терпит до последнего придирки, пока не взбунтовалась Не боится мать, но и не любит. Управлять собой не позволяет
На что готова ради любимого Жертвует всем Ее любовь эгоистична, метания и терзания не для нее
Отношение к браку Пытается полюбить мужа, потом — сохранить ему верность. Не может жить во лжи Неволить себя в браке не станет, лишь бы никто ни о чем не узнал
Отношение к себе Жалеет себя и пугается своих страстей. Поддавшись им, желает искупления Понимает, что хуже Катерины, но ее не особо волнует собственная грешность
Отношение к калиновским устоям Темное царство душит ее и в итоге приводит к самоубийству Занимает приспособленческую позицию, а когда она уже не выручает — убегает

Несмотря на сходство, образы Катерины и Варвары противопоставлены друг другу во многом, выступая антиподами. Чуткая натура Катерины не выносит лжи и не может ужиться с обществом Калинова, а Варвара, не разделяя царящих в городе взглядов, сумела приспособиться к ним, хитря и изворачиваясь.

Кулигин и Кудряш

Образ механика Кулигина несет в себе черты, которых чужды другие жители Калинова. Это человек в возрасте, часовщик-самоучка и мечтатель. Кулигин любит читать, обсуждать разные темы и делиться своей мудростью с другими. Ему свойственны созерцательность и наблюдательность. Кулигин замечает не только красоту окружающих пейзажей, но и видит насквозь калиновцев и их нравы. Он готов трудится на пользу обществу, чтобы только сделать свой город лучше.

Читайте также:
Сочинение по драме Гроза или Темное царство в драме Гроза: сочинение

Ваня Кудряш — возлюбленный Варвары Кабановой, служит приказчиком у купца Дикого, тоже своего рода антипод основной массе калиновцев. Кудряш — парень бойкий, задорный и не боится противостоять самодурству Дикого. Он способен и на сочувствие Борису, узнав, что тот влюблен в замужнюю женщину.

Кудряш относится к молодому поколению калиновцев, которые уже не хотят соблюдать местные устои. Они внешне подчиняются старшим, но сами живут по правилам, которые удобны им.

Критики о калиновцах

Описание быта и нравов города Калинова может быть основано на мнениях критиков о пьесе «Гроза». Большинство литературоведов увидело в местных жителях типичных представителей купечества и мещанства. Некоторые высказывания:

  1. А. Пальховский считал, что целью Н. Островского было показать семейный деспотизм, господствующий в быту у части загрубелого купечества, и роковой мистицизм, опутавший темные неразвитые души.
  2. Н. Ф. Павлов высказывал мнение, что нравы, показанные в произведении, были где-то увидены Островским, что говорит об авторской наблюдательности. Трагичность случившегося с Катериной заключается в том, что девушку, привыкшую к катаниям на лодочках, разговорам о поэзии и мечтам о любви, выдали замуж за дурака и поместили в глупое общество.
  3. E. Н. Эдельсон усмотрел в том, что задавило Катерину, народные черты, но и порадовался живым силам, которые автор смог заметить в той же народной жизни Калинова.
  4. П. И. Мельников-Печерский заметил, что в протестах жертв самодурства хозяев Калинова больше всего заметен голос Кулигина. Критик считает его признаком просвещения, уже начинающего проникать в калиновское темное царство.
  5. М. И. Писарев увидел в «Грозе» картину общества, написанную с натуры густыми, свежими, самоцветными красками, и обладающей величайшей правдивостью. Картина быта глухого купеческого городка с его обрядностью и спесью разбавлена пробуждением настоящего чувства.

Высказывал свое впечатление об особенностях образа жизни калиновцев и Ф. М. Достоевский. Писатель заметил раскрытие Н. Островским сторон русской жизни, которые не затрагивались до него, и даже попытку их анализа. Особенно он отмечает галерею совершенно разных женских образов от Катерины до Феклуши, которые украсили пьесу своей достоверностью. Н. А. Добролюбов увидел в главной героине цельный характер, действующий в среде «диких» и «кабаних» — типичных жителей Калинова.

Образы обитателей Калинова — срез разных характеров жителей небольших городков России в середине XIX века.

Город Калинов и его обитатели в «Грозе»

Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину. Критикуя Островского, Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского. В пьесе «Гроза» город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.

Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством». Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове. Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная. Это становится понятно из разговора Кулигина.

Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей. Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит. Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят.

Читайте также:
Две Катерины в русской литературе (по произведениям А. Н. Островского Гроза и Н. С. Лескова Леди Макбет Мценского уезда): сочинение

Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура. Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.

Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына. Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына. К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным. В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.
Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.

Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно. Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому. Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя. Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.

Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина. Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы. Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке. Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города. Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи. Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.

Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.

2 сочинения по теме «Город Калинов в пьесе Островского «Гроза»

Предлагаю вашему вниманию два школьных сочинения по теме города Калинова из пьесы Островского «Гроза». Первое под названием «Город Калинов и его обитатели», а второе – описание этого провинциального города в необычной форме, в формате письма другу от лица Бориса.

1-е сочинение, «Город Калинов и его обитатели»

Перед созданием пьесы Островский совершил путешествие по городам Поволжья в составе экспедиции, изучавшей быт и нравы этой провинции. Поэтому образ города Калинова получился собирательный, основанный на наблюдениях писателя, и во многом напоминающий реальные города на Волге тех времен. Не случайно за звание прообраза Калинова спорили почти все города Поволжья (Торжок, Кострома, Нижний Новгород, Кинешма и другие).

Калинов стал обобщённым образом русского провинциального города. Важна именно идея похожести на типичный русский городок, действие пьесы могло происходить в любом из таких мест. Об это свидетельствует и тот факт, что в пьесе нет подробного описания города, судить о нём мы можем лишь из нескольких ремарок и косвенных описаний. Так, ремаркой с описанием открывается сама пьеса: «Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой — сельский вид».

Читайте также:
Роль природы в переживаниях действующих лиц: сочинение

Калинов – это город с вымышленным названием, и для читателей очень полезно понять, почему город называется именно так.

С одной стороны, интересна сама семантика слова «калина» (т.к. суффикс «ов» типичен для названия русских городов, например, Псков, Тамбов, Ростов и т.д.) — это яркая, внешне очень красивая ягода (как и сам город, бульвар на высоком берегу Волги), но внутри она горькая и невкусная. Это сходно с внутренней жизнью города, той самой, что скрыта за высокими заборами – это тяжёлая, и в чем-то даже страшная жизнь. Характеристику Калинову даёт механик-самоучка Кулигин, восхищающийся красотами местной природы: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», и одновременно признающий: «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие».

При всей внешней благоустроенности города там скучно, тоскливо, стоит душная и неприятная атмосфера. Одна из важнейших деталей города – бульвар, где никто не гуляет.

Обеспеченные же горожане предпочитают совсем иное развлечение – судиться и браниться с соседями, строить козни, да «пожирать» своих домашних. Еще одним «развлечением» становится посещение храма, куда люди приходят не для искренних молитв и общения с Богом, а для обмена сплетнями и зрелищ. Неудивительно, что город, в котором царит ханжество и лицемерие, хвалит такая же лицемерная Феклуша («Благолепный город»).

Днём Калинов полностью принадлежит чопорным людям, а по ночам гулять на бульвар выходят парочки, «ворующие» часок другой так, чтобы всё было «шито да крыто», чтобы ничто не нарушало внешнего благополучия города, жители которого живут в патриархальном укладе и читают «Домострой».

Калинов, по сути, не имеет постоянных связей с миром, он закрыт и замкнут в себе. В нём не читают газет, не узнают новостей о мире, тут с легкостью принимаются за чистую монету рассказы Феклуши о её странствиях.

Город выступает в чём-то символической силой, подпитывающей власть самодура Дикого (покидая город, он словно лишается своей силы). Бежать из города стремится Тихон, в Калинове он всегда забит и подавлен, но за его пределами пытается освободиться из оков. Даже чужак Борис ощущает давление провинциальных устоев.

Другая ассоциация, которую вызывает вымышленный город из пьесы Островского – это Калинов мост из русской сказки об Иване-крестьянском сыне и Чудо-Юде. Этот мост являлся местом, где сходились в борьбе добро и зло. Также и Калинов является сценой, где разворачивается трагедия личности Катерины, непримиримости её чистой и светлой души с порядками города, а также история её греховной любви.

Город вступает в сюжетное взаимодействие с персонажами, оттеняет их чувства и мысли. Так, в праздничный день посреди города Катерина кается в своих грехах перед всем миром, при этом фоном на стенах видны фрески страшного суда.

Ещё один элемент города – это сад, где Катерина встречается с Борисом. Он напоминает райский сад, здесь же, как и в известном библейском сюжете, совершается грехопадение Катерины.

Важную символическую роль играет и Волга, омывающая Калинов. В драме река олицетворяет собой силу, свободу, энергию, чистые чувства. Не случайно так стремится к воде Катерина (её убивает не вода, а якорь).

Город Калинов, очевидно, был нужен Островскому, чтобы показать уклад русской жизни в небольшом, провинциальном городе, которых так много в России, и любой из них, отчасти, напоминает Калинов. Калинов выступает не просто фоном, на котором разворачиваются события, он также передаёт настроение своих жителей, помогает раскрыть их характеры, в чем-то берёт на себя символическую функцию, обогащающую пьесу.

Автор сочинения – Измайлова Е. А.

Сочинение «Характеристика города Калинова в форме дружеского письма»

Любезный мой друг!

Давно я не писал писем, но сейчас душа просит. Пишу к тебе, чтобы рассказать о своей жизни в городе Калинове, где нахожусь с недавнего времени. Если ты вдруг задашься вопросом о том, как же я попал сюда, то могу уверить тебя, что это было не самым благополучным стечением обстоятельств. Не вызывает сомнений красота этого места, но люди тут — сброд. Приехал я сюда к своему дядюшке, Савелу Прокофьевичу. Дядюшка по завещанию батюшки моего должен нам с сестрой некую сумму, которую мы получим только в том случаи, если будем к нему почтительны. Милый друг, это кажется почти невозможным! Настолько он самодур, что только дай ему малейший повод для гнева — страдать будет все семейство и каждый, кого встретит он на своём пути. Рад, что сестра осталась дома и не поехала со мной, ей бы совсем худо было тут.

Читайте также:
Русский характер Катерины (Гроза): сочинение

Калинов — заурядный провинциальный город, единственное, что, возможно, заставляет здесь душу шириться, так это вид на Волгу, но не более того. В остальном очень серо, скучно. Множество купеческих домов, бульвар, да церквушка — ничего кроме, здесь, пожалуй, ты не найдёшь.

Весь город как будто никого кроме двух купцов не видит: только дядька мой, да ещё одна купчиха — Кабаниха. Они здесь словно во главе всего, все подчинено им, а они, в свою очередь, никого ни во что не ставят: каждый должен их слушать и выполнять, что велено.

Время здесь будто совсем мертвое, люди узколобые, никто и представить себе не может, что за пределами их городка есть ещё мир, живой мир, который не стоит на месте. Они даже не осознают масштаба собственной катастрофы. Стоит отдать им должное в том, что работают в большинстве своём не покладая рук, но ведь совсем замерли они в этом, увязли. Они невежды, верят во все, что сказано им, потому то так скучна и однообразна жизнь их. Единственный, с кем я могу маломальски говорить о чем-либо — Кулигин, но он здесь пропадёт, растеряет все, что есть в его голове, чужой он тут.

Так вот и проживаю дни свои в этой трущобе. Силы выносить все это уже на исходе, да и бросил бы давно, не будь сестры со мной, а так терпеть приходиться, не могу я ее подвести.

У тебя как дела, милый друг? Все ещё пишешь свои романы, или совсем со службой забросил писательство? Расскажи мне обо всем, что у тебя на душе, хочу знать все до мельчайших подробностей!

До следующего письма, крепко обнимаю тебя.

С наилучшими пожеланиями,

Ваш преданный друг Борис Григорьевич.

Октября 14, 1859 года

Сочинение предоставлено Греховой Юлией.

Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии Островского “Лес”

Ремарка от французского слова remarque означает замечание, пояснение. Это указание автора на поступки, жесты, интонации героев, на особенности их речи и многое другое. Во времена Островского, во второй половине XIX века, роль ремарок возросла, так как усилился интерес к психологии персонажей. Островский, как и многие другие русские драматурги, уделял немалое внимание ремаркам. В пьесе очень многие реплики сопровождаются ремарками.

тот или иной образ сразу встает перед глазами читателей. Причем описания внешности, как такового, нет, через обычные характеристики Островский хочет выявить внутренние черты характера, не говоря об этом прямо. Так, например, Буланов это. Этим небольшим предложением Островский совершенно уничтожает Буланова, выбрав для характеристики именно этот факт его биографии. И даже отношения героев между собой можно проследить по самым первым ремаркам в комедии. Например, отношение Гурмыжской к своей племяннице видно уже из того, что Гурмыжская, а Аксинья. Действительно, Гурмыжская очень богата, но и сама она одевается скромно. Почему же Ответ на этот вопрос мы найдем дальше, идя по страницам пьесы, в которой также немало замечаний автора. Часто ремарки в это наречия, и не случайно. Основной вопрос наречий как автору очень важно выразить, как была произнесена та или иная реплика, с какой интонацией, каким выражением, быстро ли, медленно, весело или серьезно.

и описания места действия, ведь это описание идет до того, как там появляются действующие лица. В одной из таких ремарок первое предложение состоит всего из одного слова. Это то, что является названием пьесы, и понять это можно так, что здесь подчеркивается хищническое начало обитателей, автор как раз обращает на это внимание читателей. Единственные, кого Островский подробно, до малейших деталей описывает в пояснении, это актеры Несчастливцев и Счастливцев. Зная это, можно сразу определить, что актеры играют в этой комедии основополагающие роли.

необычна. Особенно для постановки. Ведь здесь актеры должны сыграть актеров. Сыграть нужно так, чтобы зрителям было понятно, как и зачем каждый из героев разыгрывает свою пьесу, и в то же время чтобы было видно, что герои обладают неким мастерством игры. Это сложно. А ведь именно в ремарках отражается игра, отражается, как в зеркале, и ниоткуда больше нельзя проникнуть в самую суть действий и мыслей героев. Ремарки часто воспринимаются как небольшие дополнения к основному тексту. По-моему, такой подход не очень верен. Да, ремарки это небольшие дополнения, но имеющие огромное значение. Через них мы можем увидеть реальную картину происходящего и по-настоящему почувствовать, понять эту пьесу одного из величайших русских драматургов.

Читайте также:
Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского: сочинение

В произведении, отражается авторский взгляд на мир. Немаловажную роль для подобного общения между автором и читателем играют ремарки, тем более что пьесы Островского рассчитаны не только на постановку на сцене, но и на простое чтение.

Многие великие произведения, и пьеса не является исключением. По словам одного из критиков: Теперь рассмотрим конкретные ремарки в данном произведении и попробуем понять их значение и соответственно роль. В начале любой пьесы мы встретим описание действующих лиц. Здесь автор отмечает основные черты своих персонажей, то, что кажется ему в них наиболее важным. В этой комедии список действующих лиц открывает Раиса Павловна Гурмыжская. Островский отмечает ее общий траурный вид и вскользь упоминает о рабочем ящичке, который она носит с собой постоянно. Далее идет ее родственница, Аксинья Даниловна, и уже по ремаркам можно догадаться о незавидном положении этой девушки в доме. Следующая затем господ Милонова и Бодаева поразительно напоминает, несмотря на все их внешние различия между собой, другую парочку Бобчинского и Добчинского. И уже здесь в ремарках есть намек на это: они обобщены как. После этого в списке мы встречаем имя Восьмибратова. Он. А надо сказать, что в данном произведении лес играет довольно интересную роль. Являясь, с одной стороны, вместителен, с другой он символизирует все живое в поместье Гурмыжской. Таким образом, от человека, который занимается его куплей-продажей, ничего хорошего ждать не приходится.

Из этой ремарки мы практически ничего не узнаем о Петре. И действительно, подобно Борису в, он выполняет здесь функцию скорее обстановки, нежели действующего лица. И последний интересный для нас здесь персонаж это Алексей Сергеевич Буланов, . Так мало слов, а мы можем уже многое предполагать в его характеристике. Конечно, значение этих персонажей станет понятно лишь потом, по ходу развития действия, но и при первом обзоре о них уже кое-что можно сказать. Далее идет первая ремарка описательного характера. Подобные пояснения несут в себе определенную символику, создают лирический или же бытовой фон. Описывают они в пьесе в основном усадьбу Гурмыжской: дом, природу. Есть также описание перекрестка, на котором встречаются дорога, ведущая к дому Гурмыжской, и путь в город Калинов. Рассмотрим сначала ремарки, относящиеся непосредственно к усадьбе. Вначале нам дается описание внутреннего расположения дома: неплохой домик. Далее в двух местах мы встречаем описание сада: И другая часть сада: Не случайно столь подробное описание, поскольку это место нам очень важно. Именно здесь раскрываются все тайны. Например, Счастливцев сообщает Несчастливцеву о взаимоотношениях между Гурмыжской и Булановым. Интересно в этой ремарке и упоминание о луне.

Несчастливцева. И самое главное, при луне Гурмыжская открывает свои чувства Буланову. Причем конец этой встречи весьма печален для Буланова. Вот какую роль может одна маленькая ремарка в судьбах стольких персонажей. Второй разновидностью данного типа пояснения является описание перекрестка. На этом месте мы впервые встречаем Счастливцева и Несчастливцева, видим любовное свидание Аксюши и Петра. Вот как оно описывается в пьесе: . У столба низенький пень…> Описание этого перекрестка несет в себе определенную символику. Это как бы место пересечения двух жизненных путей, на котором стоит столб с указанием не просто направлений, а событий, соответствующих ему. В особенности это важно для Несчастливцева. Отправиться к Гурмыжской и жить в этом, но в роскоши, или же пойти по дороге в Калинов и жить бедно, но честно и свободно. Интересно также, что на пень садится Аксюша, а затем и Несчастливцев, о чем говорится в последующих ремарках. Это как бы указывает на их принадлежность к. В следующей ремарке идет описание Счастливцева и Несчастливцева. В последнем мы видим лишь резкие, глубокие черты, в то время как в образе второго актера заметна лишь мягкость, сочетание насмешливости и робости. По кратким характеристикам внешности мы можем многое сказать о характерах этих двух персонажей.

Читайте также:
Судьба бесприданницы (по пьесе Островского Бесприданница): сочинение

Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии Островского: сочинение

В “Лесе” Островского, как и во многих других произведениях, отражается авторский взгляд на окружающий его мир. Значительную роль для подобного обращения между автором и читателем играют ремарки. Многие великие произведения “построены на ремарках”, и пьеса “Лес” не является исключением. Теперь я хочу рассмотреть конкретные ремарки в данном произведении и попробовать понять их значение.

В начале любой пьесы мы встретим описание действующих лиц. Здесь автор отмечает основные черты своих персонажей. В комедии “Лес” список действующих лиц открывает Раиса Павловна Гурмыжская. Островский отмечает ее общий траурный вид и вскользь упоминает о рабочем ящичке, который она носит с собой постоянно. Далее идет ее родственница, Аксинья Даниловна, и уже по ремаркам можно догадаться о незавидном положении этой девушки в доме. Следующая затем “звездная пара” господ Милонова и Бодаева обобщена как “богатые соседи Гурмыжской”. После этого в списке мы встречаем имя Восьмибратова. Он — “купец, торгующий лесом”. А надо сказать, что в данном произведении лес играет довольно интересную роль. Являясь, с одной стороны, вместилищем “темных сил”, с другой — он символизирует все живое в поместье Гурмыжской. Таким образом, от человека, который занимается его куплей-продажей, ничего хорошего ждать не приходится. “Петр, его сын”. Из этой ремарки мы практически ничего не узнаем о Петре. И действительно, подобно Борису в “Грозе”, он выполняет здесь функцию скорее обстановки, нежели действующего лица. И последний персонаж — это Алексей Сергеевич Буланов, “молодой человек, не доучившийся в гимназии”. Так мало слов, а мы можем уже многое предполагать в его характеристике.

Далее идет первая ремарка описательного характера. Подобные пояснения несут в себе определенную символику, создают лирический или же бытовой фон.

Большое значение имеют ремарки, описывающие характеры героев. Здесь я остановлюсь лишь на одной героине, характеристика которой наиболее полно отражается в ремарках, — это сама Гурмыжская. Особенно интересны для ее характеристики пояснения, не относящиеся прямо к ней, а характеризующие поведение героев, с которыми она вступает в разговоры. Например, ее диалог с Аксюшей. Во всю его продолжительность девушка отвечает, “потупя глаза, тихо”. Сама Гурмыжская во время беседы говорит “со смехом”, как бы издеваясь над Аксюшей.

Это можно было бы рассматривать как простые функциональные ремарки, характеризующие взаимоотношения между бедной родственницей и ее богатой благодетельницей, если бы самих героинь мы воспринимали так же. Но разве не видим мы в Гурмыжской некую “царицу” в этом ограниченном мирке, ее поместье. Она как какаято колдунья или Баба Яга, прикрываясь маской добродетели, творит свои “темные дела”. Например, продает лес, единственное живое место, что в ее имении еще осталось. С этой точки зрения боязнь Аксюши взглянуть ей в глаза чувствуется нами совсем по-иному, возникает какое-то ощущение суеверного страха.

Продолжая эту тему, надо сказать и о разговоре Гурмыжской с Улитой, ее верной служанкой. В то время как последняя “таинственно” пересказывает ей новости, Гурмыжская “смотрит ей в глаза”, пытаясь выведать, не скрыла ли та чего. В таком аспекте эти ремарки можно уже отнести и к характеристикам, и к пояснениям, создающим определенное “настроение” произведения. На примере разговора Гурмыжской с Улитой можно показать и еще один любопытный момент, отраженный в ремарках. Как уже было сказано, Гурмыжская только притворяется добродетельной, но ведь не она одна. Все обитатели ее дома, включая Милонова и Бодаева, играют роли, и эта театральность их поведения передана в ремарках. В вышеупомянутой беседе героини постоянно делают поясняющие жесты руками, о чем указано в ремарках, говорят с “жаром”. Для того чтобы подчеркнуть ненатуральность всех этих людей, вводится в произведение и Несчастливцев. В одной из ремарок даже говорится о том, что его высказывание взято из Шиллера. И подобным образом как бы ставится под сомнение правдивость речей всех там присутствующих, тем более что никто из них не догадался о принадлежности этих слов пьесе “Разбойники”.

Читайте также:
Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»: сочинение

И последние ремарки, которые мне бы хотелось рассмотреть в своем сочинении, — это пояснения к разговору о купле-продаже леса между Гурмыжской и Восьмибратовым. В их разговоре аж два раза встречается ремарка: “молчание”. Зачем она здесь? Для усиления пафоса, для привлечения внимания. Но к чему? Обычный разговор, подумаешь, лес. И здесь опять же приходит на ум мысль о единственном в этом “мертвом царстве” живом уголке, от которого спешит избавиться его хозяйка, не умея сберечь. И опять же смысл ремарок приобретает более высокое значение. Это уже не чисто функциональные пояснения, а своеобразный “восклицательный знак”.

Можно было бы поговорить и о чисто функциональных ремарках, но в данном случае это кажется мне не столь уж необходимым.

Заканчивая свое сочинение, я думаю, мне стоит отметить, что меня не перестает удивлять многообразие и большущий словарный запас автора, который многие писатели используют в своих произведениях. Сюда же, бесспорно, относятся и ремарки.

Позиция автора в Грозе (позиция Островского, авторская позиция)

Учитывая, что в пьесе рассматривается проблема общественного перелома, оставаться в стороне драматургу очень сложно. Тем не менее, у него достаточно узок простор для изложения своей позиции – ведь ее выражение возможно лишь в ремарках, коих немного. Мало того, если они и есть, то не отличаются выразительностью.

Потому Островский пытается выразить свою позицию в именах героев. Например, фамилия Кабанова придумана неслучайно – читателю сразу же представляется женщина дородная, тяжелая, как физически, так и характером. А тот факт, что автор именует ее «Кабанихой» напрямую говорит о том, героиня глубоко антипатична.

Точно так же с Диким – это и не фамилия даже, а отображение качества. Герой довольно активный, безудержный, порывистый. А вот с Кулигиным ситуация спорная. С одной стороны, созвучно с мастером Кулибиным. С другой стороны, «кулига» – обозначает «болото». Соответственно, может обозначать верткого, скользкого человека. Либо же, учитывая его любовь к Волге, человека, преданного своему городу.

Примечательны и женские имена. Имя Катерина обозначает «чистая». Автор испытывает к ней симпатию и по порывам женщины, можно определить, что она оправдывает свое имя – стремится к душевной и телесной чистоте. Конечно же, пути порой тернисты. Но факт остается фактом – она задумывается об очищении.

Варвара, которая противопоставляется Катерине, напротив не мучается душевными порывами, не задумывается над грехами. Ее позывы звериные, низкие, приземленные. Варварские. Опять же имя говорит само за себя.

Однако автор показывает, что некоторые верят в искупление грехов чистое и правильное, а некоторые считают, что совершать прегрешения можно, если потом вовремя откупиться. Допустим, это Варвара, Дикий, Тихон. Что же касается Кабанихи, она приверженец домостроя. По домострою живет и Катерина. Да только автору и героине не вполне приятен такой образ жизни. Возможно, именно поэтому Островский делает Тихона таким жалким и ничтожным. Тем не менее, героине он предстает таким же важным, как Господь. Она считает, что изменив мужу, она изменила Богу.

Тем не менее, драматург скорее на стороне Катерины, нежели против нее. Это видно как по описаниям, так и по репликам. По крайней мере, он не осуждает героиню за эту связь, поскольку понимает, что это неподдельное, чистое стремление изменить свою жизнь, наконец обрести счастье.

Кстати, если Добролюбов считал Катерину «лучом света в темном царстве», то сам Островский называл таких людей «горячее сердце». Причем, в его творении подобное сердце находится средь ледяной среды, где каждая душа наполнена безразличием. Именно поэтому оно так мучается и страдает, не находит покоя.

Само название «Гроза» символизирует гнев небес. Как-никак, многие расценивали это природное явление как символ возможной смерти. Что же такое смерть Катерины? Освобождение или искупление грехов перед обществом, мужем и односельчанами? Автор не говорит, решать – дело читателя.

Более или менее прямо авторская позиция изложена в репликах Кулигина. И частично в конфликте Кати с Кабанихой. Можно сказать, что Островский более симпатизирует Катерине, нежели ее несправедливым односельчанам, но в то же время, он сохраняет некий нейтралитет. Его позиция – это некий фон, позиция рассказчика и критика.

Читайте также:
Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского: сочинение

2 вариант

Действия пьесы “Гроза” разворачиваются в переломный этап общественного развития пятидесятых годов девятнадцатого века, когда происходит радикальное изменение устоев общества. Сложно представить произведение без определённой позиции автора. В пьесе “Гроза” мнение автора можно узнать по небольшим ремаркам, через символику и героя-резонера.

Островский даёт своим героям говорящие имена, что выражает его отношение к некоторым действующим лицам. Например, госпожа Кабанова. Кабан — это животное, которое может смести все на своём пути, это прослеживается и в характере Кабанихи. Женщина достаточно грозная, суровая и даже жестокая и деспотичная. Пренебрежительная кличка “Кабаниха” также выражает неприязнь Островского к своей героине. То же самое можно сказать и про Дикого. Это помещик, не отличающийся умственными способностями, он не интересуется событиями, происходящим за пределами “Тёмного царства”. Помещик деспотичен и жесток. Стоит уделить внимание и Катерина, имя которой с греческого переводится как “чистая”. Действительно, эта героиня отличается от остальных, она стремится к очищению, к праведной жизни, она словно луч света в этом тёмном царстве. В имя Варвары же автор не вкладывал определённого смысла. Эта героиня, считающая, что все идёт своим чередом, она не боится грехов так, как Катерина, ибо считает, что их можно искупить.

Действительно, герои пьесы словно разделяются на две группы: те, кто старается не грешить, жить по законам божьим, и те, кто уверены, что любой грех можно искупить. К людям, верующим в искупление грехов относятся Дикой, который однажды на коленях просил прощение у простого крестьянина, Варвара и Тихон. К другой группе относится Катерина — очень религиозная и набожная девушка, старающаяся не совершать грехов. Девушка очень винила себя после измены мужу, ведь считала, что раз она помолвлена с ним, то она изменила не Тихону, а Богу. Но с другой стороны Катерина осознает, что это был порыв страсти, она молода, поэтому раздор сердца и души — вполне нормальное явление. В этом проявляется личный конфликт героини. Кабаниха вообще подчиняется лишь своей вере — Тёмному царству. Марфа Игнатьевна считает, что только жизнь по её законам можно назвать по-настоящему правильной.

Но в пьесе прослеживается её только личный конфликт, но и конфликт взаимоотношений. Катерина — это героиня с горячем сердцем, которая оказалась в ледяной среде. Это и объясняет непонимание Катерины другими героями.

Особый смысл автор вкладывает в понятие Божьего гнева. Всё представители “тёмного царства” боялись грозы, так как считали её карой Божьей. Они просто напросто боялись предстать перед Божьим судом, не искупив свои грехи. В данном эпизоде Авторская позиция передана через речь Кулигин, который говорит “Судия милосерднее вас”. Кулигина можно назвать героем-резонером, так как именно через его речь автор передаёт свои взгляды на происходящее.

Таким образом, авторскую позицию в “Грозе” можно назвать неоднозначной, так как она проявляется отрывисто, лишь в некоторых эпизодах. Однако, несмотря на эти черты, Авторская позиция создаёт определённое настроение в произведении, формирует отношение к героям.

Также читают:

Картинка к сочинению Позиция автора в Грозе (позиция Островского, авторская позиция)

Популярные сегодня темы

Интересная и поучительная сказка есть у С.Я. Маршака, называется она «Двенадцать месяцев». Писатель удачно подобрал образы для главных героев. С ними знакомимся случайно, благодаря падчерице, которая пошла за подснежниками.

Великий русский художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину Cосны, освещённые солнцем в 1886 году.

Конечно, «Алые паруса» о мечтах. Но тут правильно – не просто мечты сбываются сами по себе, чудом, а человек их создает в реальности. Ассоль могла бы сама заказать такие паруса, договориться с капитаном…

Один знаменитый и популярный писатель Чехов написал интересное произведение под названием «Счастье». Больше всего на свете многим читателям здесь нравится красивое и четкое описание природы.

Весьма любопытным является отсутствие имени в повести у панночки, которая соблазняет Андрия. Точнее, имя, вероятно, у нее все-таки есть, но автор его сознательно не упоминает. При этом панночке посвящено не так мало в тексте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: