Характеристика персонажа: Варвара Кабанова: сочинение

Варвара — образ и характеристика героини пьесы А. Н. Островского «Гроза»

Варвара Кабанова — молодая девушка, сестра Тихона, мужа главной героини драмы Александра Николаевича Островского «Гроза». Характеристика образа Варвары даёт представление о положении женщины, о её возможностях в мире, который с лёгкой руки Добролюбова получил в нашей литературе название «тёмное царство».

Семейная обстановка

Варвара растёт в той же атмосфере бесконечных придирок, унизительной подозрительности, беспочвенных упрёков, что и её брат. Однако домашняя тирания Кабанихи, превратившая Тихона в забитое и безвольное существо, над девушкой, кажется, не имеет безусловной власти. Это становится ясно уже в первой сцене, где появляется семья Кабановых. Пока Кабанов, пытаясь погасить недовольство матери, льстит и демонстрирует покорность, его сестра отпускает в сторону насмешливые замечания. А после ухода матери одергивает Тихона, который начал вымещать на жене перенесённую обиду.

Впрочем, уже в первом диалоге с Катериной заметен отпечаток, который тяжёлая атмосфера семьи Кабановых оставила на жизнерадостной девушке. В ней нет откровенности, открытости, свойственной молодости. В своих чувствах она признаётся неохотно, словно привыкла прятать их.

В отличие от главной героини «Грозы», Варя никогда не знала другой обстановки. Постоянный надзор, придирки и попрёки сделали её почти нечувствительной к незаслуженным обидам. «Пусть себе ворчит!» — равнодушно замечает она о матери.

Отношение к Катерине

Тихон женат уже не один месяц, но его жена только сейчас замечает, что Варвара симпатизирует ей. На вопросы Катерины героиня отвечает, глядя в сторону, почти сердито. В их доме раскрывать душу — значит стать уязвимой, беззащитной для нападок. Сочувствие немногословная дочь Кабанихи проявляет всё же от чистого сердца. И Катерина в ответ раскрывает перед новой подругой душу, жалуясь, как невыносимо ей жить там, где «всё как будто из-под неволи». Ей была знакома иная жизнь, наполненная радостью, свободой, любовью близких.

У Варвары с невесткой складываются самые тёплые отношения, и она тщательно скрывает тайны подруги, словно берёт на себя обязательство присматривать за не приспособленной к этому миру Катериной, заботиться о ней.

Варвара лучше всех понимает одиночество женщины, привыкшей с детства к любви и заботе и попавшей в домашний ад Кабановых. Поэтому охотно помогает наладить тайные встречи с Борисом. При этом она не понимает природу нравственных мучений Кати. Ей не понятно, почему та не может утешиться, найдя отдушину в любви к Борису. Ей, сформировавшейся в атмосфере постоянной лжи, трудно представить, как непереносим обман для чистой души.

Характер

Дочь властной купчихи находит свой способ сопротивляться системе. Это ложь. Чувства вины при этом она не испытывает. Только обманом можно получить минимальную долю личной свободы. Под присмотром Марфы Игнатьевны девушка выросла сдержанной, осторожной и хитрой.

Характер Варвары наглядно демонстрирует, что, даже полностью подавляя стремление человека к воле, вырастить раба невозможно. Можно получить в результате исковерканную, изуродованную давлением личность. Не способный к открытому противостоянию человек будет лгать, как Варвара, или находить спасение в редких отлучках из дома и выпивке, как Тихон, но привыкнуть к подавлению своей воли он не сможет.

Ещё одно выгодно отличает Варю от брата. Если Тихон, спасаясь от гнева маменьки, лицемерит ей в угоду («Мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим».), угодливо льстит, выполняет даже унизительные приказы (вспомнить хотя бы прощание перед отъездом в Москву), то от дочери Кабаниха нередко слышит возражения. А своё мнение Варя выражает едкими замечаниями за спиной матери.

Конечно, в Варваре нет свойственной Катерине способности тонко чувствовать, нет потребности в красоте, чистой искренности проявляемых эмоций. Зато у героини в избытке силы, желания жить и быть счастливой.

Варвара и Ваня Кудряш

Давно замечено, что женские персонажи пьес Островского обладают более ярким, цельным характером, более сильны и душевно глубоки, чем мужские. Возлюбленный героини — приказчик купца Дикого Кудряш. Молодые люди составляют очень привлекательную пару. Оба независимы, жизнерадостны, остры на язык, находчивы. Им свойственна бесстрашная дерзость молодости, сознающей свои права на счастье. Но Варвара всё же сильнее духом, чем её любимый. С малых лет ей приходилось сопротивляться матери, желающей видеть дочь покорной, безвольной, зависимой, подчинить её душу.

Вывод

Обаяние героини складывается из неукротимого стремления к свободе, страстного нежелания подчиняться самодурству сильных. Образ Варвары — образ независимой цельной натуры. Такие, как она, рано или поздно разрушают обветшавшие стены старого мира, вырываются на волю, где можно свободно любить и верить в лучшее будущее. Побег Варвары — признак того, что «тёмному царству» скоро наступит конец. Крах неизбежен, если даже воспитанные по его законам люди восстают против него.

Характеристика образа Варвары может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика Варвары

Одним из женских персонажей пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Варвара Кабанова — младшая сестра Тихона и дочь Кабанихи. Несмотря на свою второстепенность, героиня отличается ярким, самобытным характером, который привлекает к ней внимание. Характеристика Варвары наглядно демонстрирует возможность противостояния «тёмному царству». Нравственно искалеченная, но не сломленная, Варвара отчаянно борется за личную свободу и в итоге находит в себе силы, чтобы навсегда покинуть ненавистный отчий дом.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Варвара Кабанова.

Возраст — не указан, юная девушка до 20 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — мать Марфа Игнатьевна Кабанова, старший брат Тихон.

Социальное положение — купеческая дочь.

Происхождение — родом из богатой купеческой семьи.

Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.

Образование — посредственное, малограмотная девушка.

Внешность — юная привлекательная девушка.

Характер — смелая, решительная, хитрая, изворотливая, практичная, свободолюбивая, жизнерадостная, с чувством собственного достоинства.

Читайте также:
Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы Бесприданница): сочинение

Положительные черты — добрая, жалостливая, верная подруга, рассудительная, практичная.

Отрицательные черты — хитрая, аморальная.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Варвары с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Варвара — дочь богатой купчихи марфы Кабановой, сестра Тихона.

«Варвара, сестра Тихона»

Источник: Действующие лица

Внешность

Варвара — юная красивая девушка.

«Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров. Красота-то ваша вас радует?»

Источник: Барыня Варваре и Катерине, Действие первое, явление 8

Черты характера и поступки

Варваре свойственна жалость. Она — живой человек, способный и любить, и проявлять чувство милосердия по отношению к другому.

«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то».

Источник: Действие первое, явление 7

Изначально Варвара была честной, нравственной девушкой, однако жизнь в доме с деспотичной, грубой матерью вынуждает её постоянно врать и изворачиваться.

«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…»

Источник: Действие первое, явление 2

Варваре свойственен здоровый эгоизм. Она искренне не понимает, зачем себя добровольно мучить, если эта жертва никому не принесет пользы.

«А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

Источник: Действие первое, явление 7

Всю жизнь живя среди обмана и лицемерия, Варвара считает, что можно позволить себе делать, что хочешь, главное — соблюсти внешние приличия.

«А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Источник: Действие первое, явление 2

Варвара — девушка на выданье, но она считает себя «испорченной», так как тайком от матери встречается с Кудряшом.

«Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.

Варвара (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя».

Источник: Действие первое, явление 7

«Да что ты затеяла-то, греховодница!»

Источник: Действие второе, явление 9

«У меня свои грехи есть».

Источник: Действие первое, явление 7

«Показываются Кудряш и Варвара. Целуются».

Источник: Действие третье, явление 3

Варвара тайком встречается с Кудряшом по ночам, украв у матери ключ от калитки.

«Я теперь гулять пойду… В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила».

Источник: Действие второе, явление 9

Варвара по-женски понимает Катерину и не упрекает её в том, что та полюбила другого. Она всячески пытается помочь Катерине, морально поддерживает её.

«Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!

Варвара. Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет».

Источник: Действие первое, явление 7

«На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке».

Источник: Действие второе, явление 9

Варвара — человек дела, она не любит много разговаривать.

«Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне. Мне гулять пора…»

Варвара не привыкла осуждать других людей, поскольку сама понимает, что далеко не идеальна.

«Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть».

Источник: Действие первое, явление 7

Варвара, не выдержав тяжёлой атмосферы в доме, сбегает от деспотичной матери вместе со своим возлюбленным Кудряшом.

«Кабанов …Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, — взяла да и ушла.

Кулигин. Куда ушла?

Кабанов. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».

Источник: Действие пятое, явление 1

Характеристика Варвары другими героями

Катерина

Варвара становится для Катерины единственным человеком, который искренне её жалеет. Катерина считает её милой девушкой.

«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то.

Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти».

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина, узнав о связи Варвары с Кудряшом, считает девушку греховодницей.

«Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!»

Источник: Действие второе, явление 9

Кабанов

Тихон, как никто другой знает, как сильно способна Кабаниха замучить собственных детей бесконечными упреками и нравоучениями. Он не осуждает Варвару, которая, не выдержав материнской деспотии, сбежала из дома со своим возлюбленным Кудряшом.

«Кабанов …Так, братец Кулигин, все наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, — взяла да и ушла.

Кулигин. Куда ушла?

Кабанов. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».

Источник: Действие пятое, явление 1

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Варвары вместе!

Биография

Варвара Кабанова — молодая красивая девушка, купеческая дочь. После смерти отца она вместе со старшим братом Тихоном воспитывалась властной, тираничной матерью Марфой Кабановой.

Втайне от матери Варвара встречается с Ваней Кудряшом, конторщиком купца Дикого. Похитив у матери ключ от калитки, она каждую ночь проводит со своим возлюбленным. Подобные ночные свидания могут серьёзно испортить репутацию любой незамужней девушки, однако Варвара привыкла делать то, что хочет.

Читайте также:
Героиня пьес А. Островского Гроза, Бесприданница, Снегурочка: сочинение

Варвара искренне жалеет Катерину и поддерживает её в стремлении встретиться с Борисом. Она содействует их роману, так как понимает, что её брат Тихон недостоин Катерины.

В итоге Варвара, устав от бесконечных скандалов с матерью, сбегает из отчего дома вместе со своим возлюбленным Кудряшом.

Образ Варвары

Варвара — смелая, решительная, жизнелюбивая девушка со стойким характером. Воспитываясь в равных условиях со своим братом Тихоном, она не поддаётся влиянию матери. Не в силах противостоять ей открыто, она учится обманывать и изворачиваться, чтобы таким образом подстроиться под правила, установленные Кабанихой.

Жизнь с грубой, невежественной, деспотичной матерью нравственно уродует Варвару. У неё стирается представление о морали, однако она по-прежнему остается доброй, милосердной, способной искренне пожалеть другого человека.

Варвара — не из тех, кто будет страдать и убиваться. Она любит и ценит жизнь, готова до последнего бороться за своё право быть свободной и счастливой. Варвара умеет наслаждаться каждым моментом жизни и не собирается приносить себя в жертву чьим-то прихотям.

Будучи рассудительной, трезвомыслящей девушкой, Варвара на всё имеет собственную точку зрения и способна отстаивать её. Она никогда не будет пресмыкаться перед мужчиной, перед старшими. Свободная от предрассудков, Варвара готова строить жизнь по собственному усмотрению и именно поэтому сбегает из родительского дома.

Характеристика образа Варвары Кабановой из пьесы Островского Гроза

Семья Кабановых

В семье Кабановых живут двое абсолютно разных по характеру взрослых детей. Тихон не имеет своего мнения, во всём подчиняется матери. Его жена хоть и не питает к мужу любви, но относиться к нему с уважением и чувством долга. Варя полная противоположность безынициативному Тихону, у неё есть воля, смелость, чувство собственного достоинства.

Объединяет брата и сестру ненависть к домострою, устроенному их матерью, богатой вдовой Марфой Игнатьевной, требующей беспрекословного подчинения. Тихон, не в состоянии переносить постоянные упрёки и приказы матушки, предпочитает напиваться. Варвара, не желая мириться с семейным укладом, находит способ приспособиться к такой жизни.

Популярные сочинения

  • Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)
    Аркадий Кирсанов – друг главного героя произведения Евгения Базарова. Это молодой симпатичный юноша двадцати трех лет.
  • Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? сочинение
    Пушкин в романе «Евгений Онегин» развивает тему дружбы на примере двух разных по темпераменту и характеру человека. Онегин и Ленский волею судьбы встретились в глуши родовых поместий.
  • Пейзаж в рассказе Бежин луг сочинение
    Трудно недооценить роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева Бежин луг: он является и фоном, разворачивающихся в произведении событий, и отражением душевных волнений рассказчика.

Жизненные принципы Варвары

Девушка любит жизнь, предпочитая проживать её так, как ей нравиться. Варя хочет быть счастливой вопреки всем преградам. Не решаясь на открытый протест, начинает врать, изворачиваться, её моральным качеством становятся лицемерие и безнравственные поступки.

Не желая мириться с запретами Кабанихи, ограничивающими её свободу, производит подмену ключа от калитки, получая возможность без разрешения выходить за пределы дома по своему желанию.

Будучи не замужем, Варвара не видит ничего предосудительного в тайных встречах с Кудряшом. Не переживает за свою репутацию, пренебрегая мнением общества. Обман становиться частью её жизни в семье, где все подчиняются злой и властной Кабанихе, с которой у всех сложились не очень хорошие отношения. Но надо отдать должное Марфе Игнатьевне, она по-своему любила детей, воспитывая их в строгости.

Значение имен в Грозе (в пьесе)

В литературе авторы часто используют в своих произведениях говорящие фамилии. Говорящая фамилия позволяет охарактеризовать самые яркие черты характера героя. Островский в своей пьесе “Гроза” также использовал говорящие имена и фамилии. Они помогли лучше охарактеризовать героев.

Конечно, главным отрицательным персонажем является Кабаниха. Примечательно, что эту героиню зовут Марфа Игнатьевна Кабанова. Однако именно кличка “Кабаниха” идет ей больше всего. Вероятно, Островский хотел подчеркнуть невежественный нрав купчихи, ее грязную душу.

Кабаниха была действительно “грязным” человеком. Она вела образ жизни, который никак не ассоциировался с добродетельностью и адекватностью. Так, Кабаниха бранилась, вела себя неподобающе, навязывала свое мнение и всячески пыталась испортить окружающим жизнь, даже родных детей не пощадила.

Еще одним персонажем с говорящей фамилией является Савел Прокофьевич Дикой. Он был зажиточным купцом и кумом Кабанихи. Нрав у Савела Прокофьевича был действительно диким. Характер этого человека походил на бочку с порохом. Дикой считал бедняков низшим сортом, никого не боялся и бесчинствовал так, как ему хочется.

Нужно сказать, что Дикой и Кабаниха идеально соответствовали друг другу. Это были два совершенно идентичных человека. Они думали лишь о себе и не заботились о том, что их действия или слова могут ранить чувства окружающих. Дикой и Кабаниха были способны только на зло. Их дикий нрав и чернота души отталкивали окружающих, но эти герои даже не замечали, насколько их ненавидят. Даже самые родные люди.

Сына Кабанихи не зря зовут Тихоном. Данное имя образовано от прилагательного “тихий”. Действительно, Тихон был безвольным маменькиным сынком, который слушался только свою родительницу. Нельзя сказать, что Тихону нравился крутой нрав Кабанихи. Нет, ему не был по душе тот командирский тон, которым она обращалась с окружающими. Привычка матери вмешиваться в семейную жизнь Тихону тоже не нравилась. Но он просто не мог противостоять такой грубой и невоспитанной женщине, которая мастерски манипулировала его чувствами.

Сестру Тихона звали Варварой. Это имя ассоциируется с героиней неродных сказок Варварой-красой. Действительно, Варвара была девушкой видной. А еще ей была присуща хитрость. Варвара понимала, что только при помощи этого качества можно ужиться со сварливой родительницей.

Читайте также:
Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Примечательно, что имя Катерина наделено значением чистая”, “непорочная”. Действительно, Катерина обладала светлой душой. Это была женщина с загубленной судьбой. Она не походит на грубую Кабаниху, хитрую Варвару и безвольного Тихона. Катерина бесхитростная и искренняя. Она верит в любовь и ради нее прощается с жизнью.

Еще одним носителем звучной фамилии был механик Кулигин. Он интересовался наукой и хотел создать вечный двигатель. Примечательно, что фамилия Кулигин созвучна с фамилией Кулибин. Иван Петрович Кулибин был изобретателем-самоучкой и сконструировал множество чудес технической мысли.

Отношения Варвары с Катериной

Между Варварой и Катериной не было ничего, что могло бы их объединить. Одна — авантюристка без нравственных принципов, готовая к любым приключениям, другая — нежная, мечтательная, порядочная замужняя женщина. Две противоположности, дополняющие друг друга. Катя любила сестру мужа, делилась с ней своими секретами, дорожила дружбой, ощущала с её стороны поддержку, могла обратиться за советом.

Варе нравилась жена своего безвольного, пьющего брата, которую выдали замуж не по любви. Добрая, честная Катерина познала любовь, будучи замужем. Она никогда бы самостоятельно не решилась на встречу с любимым, если бы её не уговорила Варвара, догадавшаяся о её чувствах к Борису.

Молодая, незамужняя девушка не видит ничего предосудительного во встречах двух влюбленных. Она сама тайком сбегает к своему возлюбленному, поэтому не осуждает Катю. Создав себе установку вседозволенности, Варя не обращает внимания на запреты. Главное, по её мнению, соблюдать видимость приличия, чтобы об этом не догадывалась ни маменька, ни окружающее общество.

Рассказав Борису о чувствах золовки, Варвара устраивает свидание двум влюбленным, тем самым предавая доверие родного брата. Борис оказался не тем человеком, на которого можно положиться, не способным к самоотверженной любви. Он предает свою возлюбленную, уезжая в Сибирь. Варя невольно становится причиной позора, а в дальнейшем гибели подруги.

Будучи честной, искренней, богобоязненной, прямолинейной натурой Катерина решается рассказать о своей измене мужу. И никакие отговорки подруги, не верящей в жалость и сострадание, не помешали ей это сделать. В итоге для неё существование в доме мужа превращается в ад. Замужняя женщина предпочитает самоубийство такой жизни в ненавистном доме Кабановых.

Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» А. Н. Островского

Марфа Кабанова установила в семействе диктаторские законы, которым должны повиноваться все без исключения. Такие правила не устраивали никого, но перечить помещице никто не мог. Тихону не хватало смелости, и он, дабы хоть как-то утешиться, прикладывался к алкоголю. Катерина жила в доме свекрови как птица в клетке, она поддалась соблазну и решилась на суицид после душевных мук.

Варвара — это единственный человек, который без особых жертв для своего нрава и психики научился жить в доме матери. Девушку отличает от прочих героев её практичный подход ко многим вещам.

Это интересно: Горе от ума, характеристика героев Грибоедова.

Качества, присущие характеру дочери Кабановой

  • смелость,
  • находчивость,
  • практичность,
  • жизнерадостность.

Её не назовёшь циничной, а скорее практичной особой. Зная, что мать не одобрит её связь с Ваней Кудряшом, Варя все равно бегает к нему на свидания и даже получает от этих тайных прогулок наслаждение.

Девушка отличается сильным характером, который обеспечит ей в будущем уверенность в своих силах. Жизнь в отчем доме научила врать, изворачиваться и пропускать обидные вещи мимо уха. Несклонная к истерикам, озорная девушка находит способ выбегать на вечерние свидания к своему жениху. Её хитрости можно позавидовать, ведь пришлось подменить ключ от садовой калитки, хранившийся у матери, чтобы каждый вечер сбегать через неё на «свободу».

На фоне беззаботности нетрудно разглядеть и сочувствие, которое проявляет к Катерине Варвара. Она выслушивает печали девушки, и искренне сопереживает ей. В меру своей нравственности, Варвара предлагает Катерине выход из сложившегося положения, который, по её мнению, многое разрешит. Дочь Кабановой предлагает своей невестке сходить на тайное свидание с Борисом, которое сама же и помогает организовать. Катя не привыкла жить во лжи, и робко говорит об этом своей золовке.

Протест против матери

Молодость не мешает Варе хорошо разбираться в людях. Она не стремится открыто выступать против существующих правил и традиций, создавая видимость приличия. Не в силах терпеть тиранию матери Варвара решается на побег с Кудряшом.

Никто не знает, как в дальнейшем сложится жизнь юной, неопытной девушки, ненавидящей ханжество и самодурство. Будет ли она счастлива со своим возлюбленным, попадут ли они в Москву. Хочется верить в то, что всё сложится хорошо. Чтобы изменить судьбу не обязательно прыгать в реку.

Образец 3

Пьеса Островского «Гроза» очень разносторонняя, за счет того, что в ней описаны различные типы людей и их поведение. Это были времена темного царства, как в прочем и всегда присутствовали обман, бессилие и жестокость.

Одним из главных героев является Варвара. Варвара из семьи Кабановых, мать Марфа Кабанова и брат Тихон. С самого начала произведения мы наблюдаем сильную разницу между Тихоном и Варварой. В отличие от Тихона, Варвара имела более стойкий и боевой характер. Законы, обитающие в их семье, полностью не устраивали Варвару. Ей пришлось подстраиваться и приспосабливаться к жизни со своими родными.

Ее приспособленность выражалась тем, что она научилась лицемерить, обманывать и изворачиваться в различных ситуациях. Как уже было сказано ранее Тихон и Варвара сильно отличались. Она была сильной волевой девушкой, в отличие от своего брата. Свое недовольство не считала нужным показывать остальным. Ее жизнь была важна для самой себя, и она боялась идти на какие либо риски, она дорожила своей собственной жизнью. У нее были свои различные способы, что бы справиться с запретами матери. Однажды, когда мать поставила запрет на выход дочери из дома, Варвара сменила замок и выходила на ночные прогулки в тайне от матери.

Читайте также:
Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.): сочинение

У брата Варвары, Тихона, была жена, Катерина. Варвара была единственной в доме Кабановых кто поддерживал Катерину. Сердце девушки сжалилось над Катериной, и она пытается всяческими советами помочь ей. Тихон пьяница, а Екатерина сильная женщина. Варвара считает, что Катерина сломала свою судьбу, выйдя замуж за такого безответственного мужчину. Именно по этой причине Варвара пытается скрасить жизнь Катерине. Варваре приходится добиваться своего путем лжи и вранья. Благодаря своего уму, девушка понимала не правильность и глупость законов, царствующих в доме Кабановых. Варвара с помощью своей наблюдательности замечает любовь Катерины к другому мужчины. Дабы порадовать девушку, Варвара решается утроить свидание Катерины с Борисом.

Образ Варвары раскрывается не полностью раскрыт, хотя мы можем многое узнать о ней из ее поведения и действий. Мнение о Варваре складывается разное. Она очень дорожит своей свободой, она никому не подчиняется и делает то, что хочет сама. Она жила свободно, гуляла, резвилась, пела песни, щла вопреки законам матери. Варвара не видела ничего страшного в чувствах Кати к другому человеку., и была на ее стороне. Когда Катерина хотела признаться в измене, Варвара всяческими способами пыталась отговорить ее. Она боялась гнева матери.

В конце произведения девушка сбегает из родного дома вместе с Кудряшом и решает начать новую жизнь. О побеге мать Варвары узнает от Тихона. За все прожитое время в доме Кабановых, Варвара набралась большого опыта.

Другие сочинения: ← Трагедия Катерины в драме Гроза↑ ОстровскийХарактеристика и образ Дикого в пьесе Гроза →

503. Образ и характеристика Варвары в пьесе Гроза Островского сочинение Русский язык

Сочинение — Образ и характеристика Варвары в пьесе Гроза. Русский язык

В книге Островского «Гроза» каждый герой обладает своими качествами. Автор описал все типы людей, которые могли жить во время темного царства. В те времена процветали обман, бессилие, инфантильность и жестокость.

Одним из ключевых героев произведения считается Варвара. Варвара была дочерью Марфы Кабановой и одновременно сестрой Тихона. С первых строк поэмы можно понять, что брат с сестрой сильно отличаются. Варвара обладала бойким характером. Ее не устраивали законы дома Кабановых. Девушка стала приспосабливаться к такой жизни.

Чтобы выжить героиня научилась обманывать, лицемерить и быть изворотливой. В отличие от своего брата, она была сильной, но в открытую свое недовольство не выражала. Она любила собственную жизнь, и не шла ни на какие риски. С запретами и ограничениями матери Варвара справлялась своими способами. На запрет не выходить из дома, девушка поменяла замок и частенько ночью выходила гулять.

В доме Марфы только Варвара старалась поддерживать Катерину, супругу Тихона. Девушка проявляет жалость к Кате и дает советы. Варваре жаль, что сильная Катерина вышла замуж за пьяницу Тихона. Варвара пыталась хоть как – то улучшить жизнь Катерины. При этом девушке приходилось добиваться своего путем лжи. Ее ум и проницательность помогают девушке выявлять неправильность правил и законов в доме. Варвара заметила, что Катя увлечена другим мужчиной. Чтобы порадовать Катю, Варвара устроила ей свидание с Борисом. Девушка искренне переживает за Катю и Бориса. Она решила встретиться с Борисом и рассказать о самочувствии Кати.

Автор не дал полного описания Варваре. Хотя ее образ вырисовывается из ее действий. Девушка похожа на кошку, которая любит гулять. При этом другие думают, что она подчиняется установившимся законам. Она гуляла, с кем хотела, и сильно дорожила своей свободой. Ей нравилось веселиться, гулять, распевать песни, особенно нарушать правила матери. За счет своей нравственности Варвара не осуждала Катю и пыталась отговорить ее от признания в измене. Она боялась гнева матери по отношению к Катерине.

В конце произведения Варваре удается сбежать из дома с Кудряшом. О ее побеге Марфа Кабанова узнала от Тихона. Своим побегом Варвара выразила протест жестокости и правилам матери. Несмотря на молодость Варвара в родном доме приобрела некий опыт и научилась выживать среди обманщиков, мошенников и жадных людей. Сбежав с Кудряшом, девушка решила начать новую жизнь.

Сочинение про Варвару

В пьесе Островского «Гроза» помимо главных героев, читатель знакомится с девушкой Варварой, дочерью Марфы Игнатьевны и свояченицей Катерины. Варвара – молодая девушка, которая поддавшись влиянию своей матери, становится изворотливой и хитрой.

Варвара – девушка красивая и умная, она очень любит, когда все подмечают это. Она хитра и от каждого своего продуманного дела старается получить личную выгоду. Она, никого не стесняясь, может ответить на любые вопросы и замечания. А еще она втайне встречается с Кудряшом, который служит у купца Дикого.

Варвара очень хочет изменить свою жизнь, но в открытую она не хочет конфликтовать с матерью, поэтому ходит на свидания, придумывая всякие отговорки. Она понимает, что живя в таком окружении и с такой матерью, она ничего не сможет достичь в своей жизни. Она понимает, что нарушает семейные устои, но это ее не останавливает.

Варя очень молода и желает получать от жизни удовольствие. И хотя, если бы узнали о ее похождениях, ее бы отправили в монастырь, потому что она девушка незамужняя, Варя не стыдится своих развлечений. Поэтому она втягивает в тайные свидания и Катерину, жену ее брата, прекрасно понимая, что ее слабый и безвольный брат Тихон, попавший под влияние их матери, не сможет ни в чем помогать жене. Варя думает, что их с Катериной секрет никогда не раскроется.

Варвара очень осторожна и цинична. Она прекрасно разбирается в людях и, несмотря на свой юный возраст, видит натуру окружающих ее людей и понимает, когда они лгут. Она пытается спасти от раскаяния Катерину, но у нее это не получается, поэтому, после того, как Катерина погибает, Варя сбегает из города с Кудряшом, чувствуя, что она виновата в гибели девушки и предчувствуя, что и ее может постичь такая же участь под давлением окружения, ведь она видит, что вокруг нее все только и делают, что притворяются и лгут друг другу.

Читайте также:
Народные истоки характера Катерины: сочинение

Что стало с Варварой дальше – неизвестно, но понятно, что в городе Калинове нормально жить бы она не смогла. Хотя и ее возлюбленный Кудряш для нее не лучший выбор, а встречалась она с ним скорее от безысходности. Но Варя – сильная девушка и она сможет бросить вызов окружающему ее миру.

Образец 3

Пьеса Островского «Гроза» очень разносторонняя, за счет того, что в ней описаны различные типы людей и их поведение. Это были времена темного царства, как в прочем и всегда присутствовали обман, бессилие и жестокость.

Одним из главных героев является Варвара. Варвара из семьи Кабановых, мать Марфа Кабанова и брат Тихон. С самого начала произведения мы наблюдаем сильную разницу между Тихоном и Варварой. В отличие от Тихона, Варвара имела более стойкий и боевой характер. Законы, обитающие в их семье, полностью не устраивали Варвару. Ей пришлось подстраиваться и приспосабливаться к жизни со своими родными.

Ее приспособленность выражалась тем, что она научилась лицемерить, обманывать и изворачиваться в различных ситуациях. Как уже было сказано ранее Тихон и Варвара сильно отличались. Она была сильной волевой девушкой, в отличие от своего брата. Свое недовольство не считала нужным показывать остальным. Ее жизнь была важна для самой себя, и она боялась идти на какие либо риски, она дорожила своей собственной жизнью. У нее были свои различные способы, что бы справиться с запретами матери. Однажды, когда мать поставила запрет на выход дочери из дома, Варвара сменила замок и выходила на ночные прогулки в тайне от матери.

У брата Варвары, Тихона, была жена, Катерина. Варвара была единственной в доме Кабановых кто поддерживал Катерину. Сердце девушки сжалилось над Катериной, и она пытается всяческими советами помочь ей. Тихон пьяница, а Екатерина сильная женщина. Варвара считает, что Катерина сломала свою судьбу, выйдя замуж за такого безответственного мужчину. Именно по этой причине Варвара пытается скрасить жизнь Катерине. Варваре приходится добиваться своего путем лжи и вранья. Благодаря своего уму, девушка понимала не правильность и глупость законов, царствующих в доме Кабановых. Варвара с помощью своей наблюдательности замечает любовь Катерины к другому мужчины. Дабы порадовать девушку, Варвара решается утроить свидание Катерины с Борисом.

Образ Варвары раскрывается не полностью раскрыт, хотя мы можем многое узнать о ней из ее поведения и действий. Мнение о Варваре складывается разное. Она очень дорожит своей свободой, она никому не подчиняется и делает то, что хочет сама. Она жила свободно, гуляла, резвилась, пела песни, щла вопреки законам матери. Варвара не видела ничего страшного в чувствах Кати к другому человеку., и была на ее стороне. Когда Катерина хотела признаться в измене, Варвара всяческими способами пыталась отговорить ее. Она боялась гнева матери.

В конце произведения девушка сбегает из родного дома вместе с Кудряшом и решает начать новую жизнь. О побеге мать Варвары узнает от Тихона. За все прожитое время в доме Кабановых, Варвара набралась большого опыта.

Сочинение Дикой и Кабаниха в пьесе Островского Гроза

Одними из основных персонажей произведения являются представители темного царства Дикой и Кабаниха, создатели и хозяева мира самодурства.

Савел Прокофьевич Дикой, немолодой зажиточный купец, держащий в страхе весь город, занимается выдачей денег под грабительские проценты и обманом простых обывателей. Характерными чертами Дикого являются грубость, жестокость и бесцеремонность, о которых среди местных жителей ходят легенды. Жизненный принцип Дикого – самоутверждение за счет унижения и оскорбления простых обывателей, которые боятся купца и не могут ему ответить тем же. Ощущая свою безнаказанность Дикой лишь повышает степень жестокого отношения к окружающим. Однако глумится купец только перед знакомыми людьми, не способными дать ему достойный отпор, а при встрече более сильного по духу человека дикой сразу же отступает.

Речь купца-самодура наполнена грубыми словами и бранными выражениями, иллюстрирующими его превосходство над другими людьми и ощущение полной безнаказанности.

Кабанова Марфа Игнатьевна представляет собой сильную и властную натуру, являясь богатой купчихой, выразителем принципиальных идей темного мира самодурства, заключающихся в полной покорности всех неимущих. Убивая волю своих домочадцев, она, используя иезуитскую изощренность, унижает их человеческое достоинство, пресекая любую возможность к сопротивлению и непокорности.

Оба героя выражают негативное отношение к любым переменам в их жизни и ратуют за сохранение старых домостроевских традиций. Дикой и Кабаниха являются набожными и религиозными людьми, однако забывают о том, что вера должна быть в сердце человека, а не в ежедневных посещениях церковных храмов и проявлении языческого суеверия, когда природное явление в виде грозы Дикой воспринимает как небесную кару, возмездие.

Между собой Кабаниха и Дикой ведут себя как хорошие и добрые приятели, находящиеся в дружеских отношениях, грубить и хамить Кабанихе Дикой опасается, поскольку понимает силу характера кумы. Поэтому в ее присутствии ведет себя спокойно и миролюбиво.

Характеризующие героев поступки выражают основные черты самодурства купцов. Дикой проявляется в агрессивной грубости и прямолинейности, способный на неоправданное буйство к окружающим, тогда как Кабаниха, слепо поклоняясь давним традициям и суевериям, заставляет домашних выполнять ее прихоти и глупые приказы. Решив, что именно они являются наставниками в городе, Дикой и Кабаниха устанавливают свои негласные порядки, которые невыносимы окружающим и следствием которых становится самоубийство людей либо беспробудное пьянство. Но самодуры уверены в своей правоте и считают себя истиной в последней инстанции.

Читайте также:
Кабаниха безнравственный человек, и я могу это доказать (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Раскрывая образы деспотичных представителей самодурства, писатель развенчивает пошлость и низость человеческих поступков, не желающих видеть вокруг себя никого и ничего, кроме себя любимых. Этим людям неизвестны понятия любви, чести, сострадания, взаимоуважения, они погрязли в своей невежественности и не желают менять свою жизнь, но в обществе уже зреет протест против существующих порядков Дикого и Кабанихи в виде лучика в темном царстве.

Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи

В драме А.Н. Островского «Гроза» есть два отрицательных персонажа – Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой, живущие по старому укладу жизни.

Их отношение к окружающим можно назвать деспотичным, они любят власть и это для них главное.

Дикой постоянно гневается на свою семью, а племянника Бориса принудил прислуживать, угрожая оставить без бабушкиного наследства. Тихон и Варвара – дети Кабанихи живут в постоянном страхе, боятся разгневать мать. Она также не любит свою невестку и презирает ее. Марфа и Савел не дают своим близким жить спокойно и беззаботно.

Они привыкли находиться в центре событий. Чувство власти и вседозволенности не покидают их ни дома, ни в городе. Их поступки остаются безнаказанными, ведь никто не может осмелиться сказать слово против них. Дикой видит в окружающих червяков и в любой момент может их уничтожить.

Еще одной общей чертой персонажей является страсть к материальному благу. Они не хотят расставаться с деньгами, поэтому не платят честно заработанные деньги крестьянам.

Их образ жизни схож, они оба самодуры, без каких-либо высоких нравственных принципов и уважения к людям.

Дикого не волнует мнение людей, он не пытается что-либо скрывать. Открыт для всех, даже городничий для него не авторитет. Кабаниха же прячет свое истинное лицо за маской порядочной и отзывчивой женщины. Ей очень важно, что скажут люди, поэтому пытается для всех быть хорошей, показывая себя, исключительно, с лучшей стороны. А о том, что происходит в стенах ее дома, она старается умалчивать.

Марфа Игнатьевна, как личность, не особо образованна и умна, но любит всех поучать и раздавать советы, ставя себя выше других. Считает, что права в любой ситуации. Женщина не способна признавать свои ошибки и тем более перед кем-либо извиняться.

Савел Прокофьевич же может видеть и признавать собственные ошибки. Для него не составит труда попросить прощения у родного человека или у обычного крестьянина. Он не скрывает напряженную обстановку в своем доме, никого и ничего не боится. Будучи эгоистом, Дикой живет только для себя. Верит в свою вседозволенность и чувствует себя хозяином жизни.

Грубость и невежество Савела кажутся не такими страшными на фоне подлости и деспотии Кабанихи. Она не способна держать в себе гнев и злобу, поэтому постоянно выплескивает ее на детей, материнских чувств в ней нет. В итоге ее сын вырастает бесхарактерным юношей, дочь решается на побег, а невестка сводит счеты с жизнью.

Также читают:

Картинка к сочинению Дикой и Кабаниха в пьесеГроза

Популярные сегодня темы

Сказка Царевна-лягушка является народной, поэтому определенного автора у нее нет. Предположительно, она создавалась на протяжении десятилетий и веков. Переходя из уст в уста

Все сильные чувства, пережитые творцом, зачастую отражаются в его произведениях. Ярким примером служит поэт Маяковский, в стихах которого особое место занимает любовная лирика

Один из второстепенных персонажей повести А. И. Куприна «Олеся» – полесовщик Ярмола Попружук. Он появляется в первых строках произведения как слуга начинающего писателя Ивана Тимофеевича.

Основными персонажами произведения являются пятеро деревенских мальчиков, пасших на Бежином лугу ночью лошадей и рассказывающих случайному путнику разнообразные истории.

Одним из важных действующих персонажей рассказа «Хамелеон» считается Елдырин. Елдырин занимает должность городничего. Автор сообщает о том, что герой вместе с

Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (ЕГЭ по литературе)

Словарь Ожегова сообщает, что самодур – это человек, который действует по прихоти и по личному произволу, унизительному и оскорбительному для других. Таким образом, самодурство как явление предполагает произвол одних людей, в отношении других. Персонажи пьесы А. Н. Островского «Гроза», написанной в 1859 году в период революционной ситуации в России, делятся на самодуров и их жертв. Действие происходит в придуманном городе Калинове на берегу Волги.

Отсутствие точного географического названия подчёркивает, что перед нами типичный провинциальный городок, в котором, как в зеркале, отразится вся Россия в предреформенный период, когда старое ещё обладает силой и цепко держится за власть, а новое возникает в ещё неясных стремлениях к свободе.

К самодурам в пьесе можно отнести «значительных лиц» города: богатого купца Савла Прокофьевича Дикого и купеческую вдову Марфу Игнатьевну Кабанову, в просторечии Кабаниху. Фамилии героев указывают на присутствие в них «звериного» начала и дефицит человечности: доброты, жалости, милосердия, сострадания. Имя «Савёл» ассоциируется с апостолом Павлом, который до обращения в христианство носил имя Савл и был яростным гонителем христиан. С Диким нравственного преображения не произошло, он так и остался притеснителем бедняков. Отчество «Прокофьевич» переводится как «преуспевающий», указывая на те «земные» блага, которые накопил купец, обирая по копейке мужиков. Имя «Марфа» обозначает «владычица», подчёркивая властность натуры этой хранительницы домостроевских устоев. Фамилия «Дикой» характеризует её обладателя как вспыльчивого и неуравновешенного человека, быстро приходящего в гнев. Фамилия «Кабанова» передаёт грубость и жестокость нрава Марфы Игнатьевны. Таким образом, мы убедились, что А. Н. Островский наделил своих героев яркими «говорящими» именами, которые точно и весьма многозначительно раскрывают нравственную сущность этих самодуров.

В характеристике этих состоятельных калиновцев большое значение имеет их первое появление на сцене, так называемая «визитная карточка». Дикой ещё не появился на сцене, но о нём сообщают Кулигин и Кудряш, что он «размахивает руками» и «племянника ругает». «Нашёл где место!» – с неодобрением замечает механик – самоучка Кулигин, только что восхищавшийся красотой волжского пейзажа. И действительно, поведение Дикого, резко размахивающего руками, распалившегося в гневе, на фоне привольной Волги, чудесного сельского вида, открывающегося с высокого берега реки, кажется безобразным. Красота природы и безобразие во взаимоотношениях людей – вот контраст, с которого начинается пьеса. Люди не понимают, «какая красота в природе разлита». Если бы калиновцы увидели эту красоту, почувствовали бы восторг, который пятьдесят лет испытывает «антик» Кулигин, глядя за Волгу, научились бы у природы покою, тишине и гармонии. Но в патриархальном мире городка нет «благолепия»: самодуры тиранят своих жертв, а те безропотно терпят.

Читайте также:
Женские образы в пьесах А. Н. Островского Гроза и Лес: сочинение

За что Дикой ругает Бориса? Видя племянника, он каждый раз вспоминает о неприятности: по завещанию своей матери и бабушки Бориса он должен передать молодому человеку часть наследства при условии, если те будут почтительны к нему. Денег жалко. А с другой стороны, кто запретит Дикому сказать, что Борис непочтителен, даже если это неправда? Ведь Дикой чувствует себя полноправным хозяином, и закон ему не писан. Самого городничего может запросто, по-приятельски потрепать по плечу, когда тот призовёт к порядку. На просьбу рассчитать хорошенько мужиков, Савёл Прокофьевич отвечает городничему:»Стоит ли, ваше благородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

Кабаниха появляется на сцене в окружении своего семейства: сына Тихона, снохи Катерины и дочери Варвары. Общение Марфы Игнатьевны с близкими людьми оставляет тягостное впечатление. она предчувствует, что «дети» хотят жить своей волей, боится, что они уйдут из-под её власти. «Не очень-то нынче старших уважают», – ворчит Кабаниха и упрекает Тихона в том, что ему жена милее матери.

Мы видим, что Дикой и Кабаниха представляют собой два разных социально-психологических типа. Самодурство Дикого основано на власти денег и беззакония. Стоит лишь заговорить о деньгах, как этот «ругатель» и «пронзительный мужик» становится неуправляемым, оскорбляет беззащитных людей, «как с цепи сорвался», ему ничего не стоит «ни за что человека оборвать». Его поступками управляет своеволие. «Захочу – помилую, захочу – раздавлю», – говорит он Кулигину, когда тот просит всего десять рублей для общественной пользы, чтобы установить солнечные часы на бульваре.

Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип купечества, но она требует лишь формального исполнения традиционного уклада. Например, жена обязательно должна бояться мужа. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего», – упрекает она Катерину. Она делает «всё под видом благочестия». Соблюдая «букву» домостроевского закона, выбирая из него самые суровые правила, она забывает об основном христианском законе – милосердии и прощении. В этом проявляется её ханжеская сущность. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», – говорит о Кабанихе Кулигин.

Кабанова всегда уверена в своей правоте, всегда тверда и непреклонна, свою ворчливость и строгость объясняет любовью к детям. Чувства раскаяния и жалости незнакомы этой хранительнице патриархальных устоев. В Диком ещё брезжит тусклый свет нравственной истины, иногда проявляются проблески сознания греха, и он способен попросить прощения. В Кабанихе же сознание своей греховности полностью отсутствует.

На чём же основывается власть этих хозяев города? Полная беззащитность и безответность жертв, их покорность и смирение, неспособность отстоять своё человеческое достоинство позволяют Дикому и Кабанихе безнаказанно творить бесчинства, потому что они не встречают отпора. Однажды на перевозе гусар обругал Дикого. Из-за невозможности ответить обидчику Савёл Прокофьевич выместил своё зло на домашних.

Таким образом, самодурство Дикого и Кабанихи основывается на бесправии жертв. Эти представители старшего поколения преследуют молодых, мешают им достичь своего счастья. Но они воплощают в себе два разных социально-психологических типа.

Самодурство — это плохо или очень плохо? Самодуры в литературе

Начальники-самодуры встречаются довольно часто. От них хочется плакать и спрятаться куда-нибудь подальше. Наше счастье, если есть возможность поменять работу.

Когда в семье живет самодур, то тут гораздо хуже. От него не спрятаться, не убежать и ничего не предпринять. Хотя, разобравшись, на чем основано самодурство, можно решить проблему поведения такого человека.

Вспомним Островского

Точнее его произведение под названием «Гроза». Есть там некий Савл Прокофьевич Дикой. Фамилия у него говорящая, а нрав как раз ей под стать.

Этот Дикой был самым настоящим самодуром. Зажиточный купец, имеющий столько денег, сколько на деревьях листьев. С этим человеком всерьез считались. И сей факт импонировал Савлу. Дикой решил, что деньги решают все. Отчасти так оно и было. Мало кто мог фамильярно похлопать городничего по плечу. А Савлу Прокофьевичу это не составляло труда.

К своим подчиненным купец относился жестоко. Жалование задерживал, порой платил совсем копейки. Работники возмущаться пробовали, но Дикой начинал буянить. Кричал, что они червяки, захочет и уничтожит всех враз.

Домашним еще хуже доставалось от богатея. Самодурство — это ужасная черта характера, от которой страдает все окружение человека. Вот и приходилось семье Дикого страдать. Сколько раз убегали они из дома или отсиживались на чердаке, когда дорогой муж и отец буянил.

Почему Савл Прокофьевич был самодуром? Да потому, что у него в руках были деньги. И он полагал, что имеет право на все. В глубине души Дикой — трусливый человек, который тушуется, когда ему дают отпор. Правда, делать этого никто не рисковал, кроме Кабанихи.

Читайте также:
Варвара: сочинение

«Темное царство»: характеристика Дикого и Кабанихи в драме «Гроза» – сочинение по теме

«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят».

Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» — мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства». Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать. Если с обывателями в принципе всё понятно, то как быть с указанными выше властителями?

В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» — так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города — безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».

Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: «что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю». В этом она убеждает и купца. Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признаёт негласное лидерство Кабанихи, её силу характера и ум. Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.

Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы «Гроза» тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир — на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки. Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении. Особенно чётко это прослеживается в поведении Кабановой.

Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.

СочиненияХарактеристика образа Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского

СочиненияОбраз и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» Островского

Кто такая Кабаниха?

Самодурство Дикого и Кабанихи разное. Если он — богатый трус, то она — ярая защитница старины. Марфа Игнатьевна Кабанова — это яркий образ невежества, ханжества и мракобесия. Казалось бы, эта женщина верующая. В ее речи проскальзывают такие слова, как «тяжкий грех», например. Но ничего общего с истинной верой ее понятия о жизни не имеют. А слова используются с одной целью: заставить собеседника подчиниться.

Кабанова совершенно отказывается принимать какие-либо новшества. Она живет по-старинке, и других учит этому же. Ее самодурство — это навязывание своего мировоззрения домашним. Сына Тихона загнобила до такой степени, что он слова молвить боялся. Чуть что, Кабаниха кричала на него, упрекала, ехидничала. Невестку Катерину поедом ела. И когда та погибла, своей вины Кабаниха не чувствовала.

Читайте также:
ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА.: сочинение

Если Дикой — трус и глупец, то Кабанова, при всем своем невежестве, хитра и умна. Она отличный манипулятор, умеющий подавлять волю других людей. Марфу Игнатьевну боится сам Дикой. Она способна дать ему отпор. С ней же никто не рискует тягаться, все опасаются.

Деспотизм и самодурство — это основные черты характера Кабанихи. Злобная и хитрая, живущая собственным укладом, не желающая ничего менять, она — образец темного фанатика, для которого не существует никаких точек зрения, кроме своей собственной.

Изложение: Островский а. н. — Дикой и кабаниха. основные черты самодурства

Марфа Игнатьевна Кабанова появляется на сцене в пятом явлении, но прежде мы слышим рассказ Кулигина о правах калиновцев, где в купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются слезы, творятся темные дела. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит Кулигин Борису. Действительно, Кабаниха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины, обычаи и порядки которой она строго соблюдает. Кабаниха требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла», и чтобы не обнимала его, а кланялась мужу в ноги. Новые порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Кабаниха хочет заставить всех жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления «своей воли», своей инициативы: «Молодость-то что значит?… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Как истинная блюстительница старины, Марфа Игнатьевна суеверна, но у нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц, но ее деспотизм в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Этот «жестокий ругатель», «пронзительный мужик» внешне очень грозен. Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!». Но Савел Прокофьевич и сам не знает, в какое расположение он может прийти через минуту. Однако Дикой покричит, поругается, сгоряча даже побьет, да и остынет. А Кабаниха издевается над своими жертвами систематически, изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо, подтачивая, «как ржа железо». Своим бездушием она доводит семью до полного развала: Катерина погибает, Варвара уходит из дома, а Тихон, в сущности добрый, хотя и безвольный человек, теряет всякую способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась». Кабаниха так же консервативна, как и Дикой. Если Дикой не может понять, что нет никакого греха в громоотводе, то Кабаниха не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» — паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не пойду», -решительно заявляет она в ответ на сообщение Феклуши о «машине». Неумолимый враг всего нового, Кабаниха, впрочем, уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжелые для нее времена. «Нам бы только не дожить до этого», — говорит Феклуша боязливо, указывая, что «за грехи» людей уже и дни делаются все короче и короче. «Можжет, и доживем», — с мрачным озлоблением заявляет Марфа Игнатьевна. Кабаниха типична как представительница деспотического уклада «темного царства». И в то же время она не во всем похожа на Дикого. Это более сложная натура. Прежде всего, она умнее Дикого. В то время как Савел Прокофьевич действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова. Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой. Он не смеет ругать Кабаниху, так как с первых же слов получает отпор и быстро сдается: Дикой: Ты еще что ту? Какого еще тут черта водяного? Кабанова: Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шея!… Дикой: Постой кума, постой! Не сердись!… Оказывается, «прекратить» Дикого не так уж трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении. Вся беда в том, что сопротивления он почти не встречает. Также язык Кабанихи богаче и сложнее, чем язык Дикого. В нем тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для ее речи. Властность Марфы Игнатьевны сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи: «В ноги, в ноги!». Заметный отпечаток на ее речь наложила та а и старинной обрядовости, какую она поддерживает в своем доме. Странницы и нищие устанавливают постоянную связь Кабанихи с народным говором, поэтому в ее речи встречаются и пословицы, и образные обороты народной речи. Все это делает язык Марфы Игнатьевны своеобразно колоритным, хотя и не смягчает общий облик этой властной, суровой, непреклонной блюстительницы устоев «темного царства». Выше уже было сказано, что Кабаниха отличается от Дикого. Однако у них есть общие черты, позволяющие говорить о их самодурстве. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость, ханжество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика Кабанихи и Дикого, которые характеризуют этих персонажей как типичных представителей «темного царства».

Троекуров

А теперь рассмотрим самодурство Троекурова. Это герой романа «Дубровский». Кто написал его, не стоит напоминать.

Кирилл Петрович Троекуров — типичный самодур. Он и Дикой — два сапога пара. Оба жадные до денег и считают, что капитал решает все. Страсть к деньгам и к безграничной власти, в этом заключаются основные черты обоих персонажей.

Читайте также:
Проблема любви в драме А. Н. Островского Гроза: сочинение

Но если Дикой был труслив, то Троекуров довольно решительный человек. Он отличается своей отменной жестокостью. И тот, кто беднее его, ничтожество в глаза Кирилла Петровича.

Из-за своей жестокости он лишил жизни Андрея Гавриловича Дубровского. А ведь когда-то они были товарищами. Троекурову не понравилось, что Дубровский не заискивает перед ним. Тот был слишком горд и самодостаточен. Это взбесило Кирилла Петровича. И он отобрал у Андрея Гавриловича имение.

От такой вседозволенности Дубровский слег. Да так и не оправился от болезни. Но Троекурову этого оказалось мало. Он порушил жизнь своей дочери Маши. Самодурство — это отвратительная черта, которой обладал богач. Узнав, что дочь влюблена во Владимира Дубровского — сына прежнего товарища Троекурова, отец-самодур насильно выдает ее замуж. Таким образом, сломана судьба Маши и Владимира.

Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни»

А. Н. Островский в пьесе «Гроза», написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху.

Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и

недостатки. Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае.

Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого «ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком». Кабаниха называет Дикого «воином». Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком

Кулигин называет ее «ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: «Провались ты!

Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом». Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен , так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью , что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам.

Иногда купчиха становится в позу: «Ну, ты не очень горло-то распускай!» — обращается к Дикому. Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения.

Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него. Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие. Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее.

Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.

Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

Если рядом самодур

Литература — дело хорошее. Но что делать в реальной жизни, когда приходится сталкиваться с самодурством?

Если это начальник, считающий, что все основано на деньгах, не бойтесь дать ему отпор. Поставить на место такого человека трудно, но возможно. Дайте ему понять, что не станете терпеть хамское отношение к себе. Когда становится совсем туго — увольняйтесь. Лучше потерять работу, чем нервы и здоровье.

Если самодурство — это типичная черта кого-то из близких, не поддавайтесь их давлению. Вам пытаются внушить, какой вы плохой: обижаете родственника, не прислушиваетесь к нему, считаете себе умнее. Признавайте — да, я плохой. Не позволяйте взрастить в вас чувство вины. Самодуру только это и нужно. Смело защищайте свои интересы и отстаивайте жизненную позицию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: