Кабаниха безнравственный человек, и я могу это доказать (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Дикой и Кабаниха (по пьесе А. Островского «Гроза»)

По оценке И. А. Гончарова, А. Н. Островский «ли­тературе принес в дар целую библиотеку художест­венных произведений, для сцены создавал свой осо­бый мир». Удивителен мир произведений Островско­го. Он создал характеры крупные и цельные, умел подчеркнуть в них комические или драматические свойства, обратить внимание читателя на достоинства или пороки своих героев.

Особого внимания заслуживают герои пьесы «Гро­за» — Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе Калинове. Красноречивые характери­стики дают ему герои пьесы. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!» — говорит о нем Кудряш. Дикой, на самом деле, ничего, кроме собственной воли, не признает. Ему нет дела до мыслей и чувств других лю­дей. Обругать, унизить, оскорбить для Савела Прокофьевича ничего не стоит. С окружающими он ведет себя так, будто «с цепи сорвался», и без этого он «ды­шать не может». «. Ты червяк,— говорит он Кулиги-ну. — Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Власть Дикого тем сильнее, чем слабее, безвольнее человек. Так Кудряш, например, умеет противосто­ять Дикому. «. Он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,— говорит Кудряш о своих взаимоотношениях с куп­цом. Иной человек племянник Дикого, Борис. «Дос­тался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит»,— замечают окружающие. Дикого не смущает то, что Борис — сирота и что ближе дяди у него нет ни­кого. Купец осознает, что судьба племянника в его ру­ках, и пользуется этим. «Загнан, забит. »,— с горе­чью говорит Борис. Не менее жесток купец и к своим работникам: «У нас никто и пикнуть не смей о жало­ванье, изругает на чем свет стоит». На чужом рабском труде и обмане делает бессовестный Дикой свое со­стояние: «. недоплачу я им по какой-нибудь копей­ке. а у меня из этого тысячи составляются. ». Впро­чем, иногда на Дикого находит прозрение, и он осоз­нает, что перегибает палку: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу».

Дикой — деспот и тиран в своей семье, на него «свои-то никак угодить не могут», «когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!».

Не уступает Дикому и Кабаниха, богатая калиновская купчиха. Кабаниха — ханжа, она все делает «под видом благочестия». Внешне она очень набожна. Од­нако, как замечает Кулигин, Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Главный объект ее тирании — собственный сын Тихон. Будучи взрос­лым, женатым человеком, он полностью находится во власти матери, не имеет собственного мнения, боится перечить ей. Кабаниха «выстраивает» его отношения с женой, она руководит каждым его поступком, каж­дым словом. Полное повиновение — все, что хочет она видеть в своем сыне. Властолюбивая Кабаниха не за­мечает того, что под ее гнетом вырос человек трусли­вый, жалкий, безвольный, безответственный. Вы­рвавшись на некоторое время из-под надзора матери, он захлебывается свободой и пьет, потому что по-дру­гому свободу он использовать не умеет. «. Из вашей воли ни на шаг»,— твердит он матери, а «сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».

Кабаниха ревнует сына к снохе, постоянно попре­кает его Катериной, «поедом ест». «Уж я вижу, что я вам помеха»,— пилит она Тихона. Кабаниха считает, что жена мужа должна бояться, именно бояться, а не любить и не уважать. По ее мнению, правильные от­ношения строятся именно на подавлении одного чело­века другим, на унижении, на несвободе. Показатель­на в этом отношении сцена прощания Катерины с му­жем, когда все слова Тихона, обращенные к жене,— лишь повтор наущений Кабанихи.

Если страдает от Кабанихи с детства задавленный ею Тихон, то жизнь такой мечтательной, поэтичной и цельной натуры, как Катерина, в доме купчихи и во­все становится невыносимой. «Здесь что вышла за­муж, что схоронили — все равно»,— рассуждает об этом Борис.

Постоянное давление заставляет приспосабливать­ся дочь Кабанихи, Варвару. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,— рассуждает она.

Давая оценку образам «хозяев жизни», Н. Добро­любов показывает Дикого и Кабаниху самодурами, с их «постоянной подозрительностью, щипетильностью и придирчивостью». По мнению критика, «Гро­за» — самое решительное произведение Островско­го» в этой пьесе «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены. до самых трагических по­следствий. ».

Сочинение по пьесе Гроза Островского (10 класс рассуждение)

Пьесу Александар Николаевча Островского «Гроза» можно считать не только литературным, но и историческим произведением. Пьеса несет в себе нотки революционных настроений, о чем говорит и символичное название. Она отражает быт и нравы городских жителей имперской России во второй половине позапрошлого века.

Читайте также:
Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций: сочинение

Главная идея произведения — возникший и разразившийся между двумя поколениями конфликт. Кабаниха и ее семья — типичный собирательный образ купечества, которое консервативно, оно старается придерживаться старых нравов и традиций, не желая понимать интересы и порывы молодежи. Гроза бушует не только в окружающей природе, но и душе каждого из героев пьесы.

Социальные противоречия, описываемые Александром Николаевичем Островским, остаются актуальными и в наши дни. Например, родители и сейчас не всегда прислушиваются мнения детей в вопросах, где должны учитываться интересы каждого члена семьи.

Островский невероятно точно смог показать читателям человеческие образы той эпохи. Кабаниха — весьма харизматичная и злая женщина, главным пороком которой является лицемерие. На людях она весьма набожна, готова протянуть руку помощи, а в бытовых условиях Кабаниха предстает настоящим тираном. Она эмоционально уничтожает своего сына Тихона, показывая его беспомощным, жалким героем.

С другой стороны, роль Екатерины тоже незавидна. Добрая, сентиментальная женщина, воспитанная, отнюдь, не в духе традиций города Калинова. Она оказывается в печальной и незавидной ситуации. Автор противопоставляет ее обществу и традициям, которые устоялись здесь за долгие десятилетия. У Екатерины не самый лучший супруг. Между ними нет любви.

Пьеса Островского показала обострившийся кризис общества, сквозь который начинают пробиваться побеги просвещенного сознания. Старые принципы и нравы все еще царствуют над описываемым автором обществом, однако, век их скоротечен и недолог.

«Гроза» является символом безудержной стихии, которая смоет весь негатив прошлой эпохи. Мир изменится, но, к сожалению, Екатерине этого не увидеть. Ее душа не вынесла проявившихся противоречий, заставивших бедную женщину совершить страшный грех.

2 вариант

Пьеса “Гроза” была написана Островским в 1859 году. Перед её написанием Островский путешествовал по Волге, с целью узнать быт и нравы местных жителей. Интересно, что уже в 1861 году крепостное право было отменено. Очевидно, писатель видел жалкое положение крестьян, а конфликт между ними и барином был показан, как борьба застоя общества и свободы.

Для выражения свободных идей Островскому нужен был сильный персонаж, отличающийся от остальных. В его пьесе им становится Катерина. Она как бы несёт свет, стараясь следовать не обязанностям, раболепного поклонения перед старшими, а рассуждает здраво, по -христиански. Она религиозна, что видно из её монологов, когда она восхищается куполом церкви и говорит о том, что видит ангелов. Она хочет помогать бедным и растить детей.

Для Марфы Игнатьевны Катерина, это не просто, невестка, это угроза. Она боится, что та может повлиять на её сына и вывезти его из состояния подчинения матери. Она говорит своему сыну Тихону, что женившись, он перестал любить её (свою мать), но что она, и только она, знает, как должна вести себя молодая жена.

Поэтому она требует от Кати, встать на колени, когда Тихон уезжает, и укоряет её, когда та не льёт слёзы от разлуки с мужем.

Казалось бы, Катерина должны была покориться такому авторитету и остаться безропотным существом, но всё происходит иначе. Она указывает Тихону, на то, что мать его неправа, но делает это мягко и деликатно. Так может разговаривать только действительно сильный и ответственный человек.

Весь сюжет пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове. Автор как бы намекает, что такие события могут произойти в любом русском городе, а такие персонажи, как Дикой и Марфа Игнатьевна, весьма типичны. О порядках этого города мы узнаём в самом начале пьесы. Кулигин заводит о природе и ему хочется петь, в тоже время, его друга ничего не радует, он словно отгородился от остального мира забором. Далее Кулигин, с друзьями, рассуждает о купечестве, о его ярких представителях Диком и Марфе Кабанове.

Дикой предстаёт перед нами в образе самодура, который груб и невоспитан, да, к тому же, нажил свой капитал обманным путём. Марфа Кабанова так же груба и невежественна. Она привыкла унижать всех кто её окружает, полагаясь в этом только на своё богатство. Даже её сын, рад уехать из — под её гнёта.

Таким предстаёт перед нами город Калинов в пьесе “Гроза”.

Вариант 3

Пьеса под названием «Гроза» написана Константином Островским. Его считают основателем театральной жизни в России. В своем произведении «Гроза» Константин Островский поднимает насущные проблемы, которые актуальны и сегодня. Это касается вопросов семейной жизни, любовных отношений, крепостного права и других моральных и этических отношений.

Читайте также:
Становление русского национального театра и русской драматургии: сочинение

Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.

Самой главной героиней является Катерина. Она замужем за слабохарактерным Тихоном, которого вдобавок можно назвать «маменькиным сынком». Он не может постоять за свою жену перед матерью, которая травит ее постоянно. Она унижает ее женское достоинство, напускает клевету и вообще считает пустым местом. Потому главная героиня – это несчастная женщина, которая страдает от извечной нехватки любви и угнетений. Неудивительно, что такая при любой возможности ответит взаимности каждому встречному, с кем почувствует себя счастливой.

Скоро муж Тихон уезжает в какую-то рабочую командировку и Катерина, если можно тау выразиться, бросается «во все тяжкие». она, являясь достаточно набожной и религиозной женщиной, она начинает ходить на свидания с Борисом. Борис – это приехавший в деревню наследник умирающего дяди. Тут он начинает встречаться с бедной несчастной женщиной Катериной. С подачки Варвары, которая поощряет эти встречи и живет по принципу: «если никто не узнает, то будет хорошо».

Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.

Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.

Сочинение рассуждение по драме Гроза

В 1859 году А.Н. Островский создал пьесу «Гроза» в 5-ти действиях. Островского ещё при жизни начали называть «Колумб Замоскворечья». Он описывал своё окружение, что видел и как жил. Одной из главных заслуг стало создание Национального театра. Он создал 47 пьес, был режиссёром постановок в Александрийском и Малом театрах, расширил их репертуар. Автор открыл для читателя завесу патриархального мира купечества со своими обычаями и устоями, нравственными нормами и моралью. Большинство произведений драматурга посвящены этой теме. Одной из таких пьес была «Гроза».

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. «Тёмным царством» являются Кабановы, Кулигин, Дикой. Катерина же является «лучиком света в тёмном царстве» по определению Добролюбова. Она является жертвой царства самодуров и не может ему противостоять. Внутренний конфликт старых нравов и желанием изменить мир в Катерине также мешает ей действовать. Ей чужда жизнь и брак ради выгоды, она хочет дарить любовь и быть любимой. Но в то же время она требует власти над собой, чтоб муж взял с неё клятву перед поездкой. В этом они с Кабановой похожи, обе верят в Домострой. Катерина не может жить в мире, где её окружают лицемеры и самодуры. Она видит выход только в самоубийстве.

Ещё одной проблемой произведения является жестокость патриархального мира. Брак зачастую был не по любви, счастливых семей было мало. Общение главы семейства с супругой напоминало дрессировку, при непослушании позволялось даже поднять на неё руку. Во всём произведении женщина играет роль прислуги, которая может только любить и пресмыкаться. Кабанова, как представительница этого самого царства считает, что во всём нужно слушаться мужчину: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?»

Сам город Калинов — забытый, с жестокими нравами. Отношения между людьми больше похожи на вражду: люди строят кляузы на ближних, судятся без конца, завидуют. Помещики недоплачивают рабочим, наживаются на этом. Все отношения держатся на корысти. Внутри семей обыденны побои, унижение, угнетение женщин и детей. Жители города привыкли верить сочинённым рассказам странников, это единственный источник новостей.

Из-за этого жители города воспринимают грозу по-разному: Тихон называет «грозой» властную мать, Дикой считает, что это кара божья за все грехи, Кулигин же, как единственный образованный человек, понимает, что гроза — обычное явление природы и бояться нечего.

Читайте также:
Дикой и Кабаниха: сочинение

Таким образом, можно сделать вывод, что пьеса Островского «Гроза» раскрывает важные проблемы 60-х годов.

Сочинение: Конфликт поколений в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

(594 слова) Работу над своим известным произведением «Гроза» Александр Николаевич начал в 1859 году. Над своей пьесой выдающийся писатель работал на протяжении нескольких месяцев. Затем свой труд автор отправил в Санкт-Петербург для того, чтобы его оценили критики. Вдохновение на создание книги писатель получил во время экспедиции по Волге. Автор совершил данное путешествие, чтобы узнать поподробнее, как проживали и проживают коренные народы России. Именно герои и обстановка в пьесе «Гроза» олицетворяют то, какими увидел этих людей Островский. Выдуманный город Калинов отображает патриархальность, консерватизм и косность приволжских народов. В своем известном произведении Александр Островский поднял и другие актуальные проблемы. Среди них можно отметить вечный конфликт поколений. Рассмотрим поподробнее, как раскрывается данный конфликт в знаменитом произведении Александра Островского.

Конфликт поколений в пьесе «Гроза» представлен в противостоянии «отцов» и «детей». Однако в этом произведении мы не увидим особой борьбы, ведь по патриархальным законам купеческого городка вся власть в доме принадлежит старейшему члены семьи. Хозяева жизни в образах Дикого и Марфы Кабановой подавляют инициативу молодых и не оставляют даже шанса для спора. Конфликт, представленный в произведении, имеет свои особенности. Так, представители «отцов» не желают отдавать молодежи не только власть над хозяйством и капиталом, но и право думать, чувствовать, вести себя по-своему. Тирания в стенах дома была привычным явлением для героев. У молодого поколения было всего два пути. Они были вынуждены либо смириться со своим положением, либо приспособиться к нему и обмануть систему. Вариант бунта был отсечен предрассудками, заразившими и молодые умы в том числе. Поэтому Дикой и Марфа Кабанова привыкли, что их все слушаются и им подчиняются. Например, сын Кабанихи все время потакает своей матери. Борис, племянник Дикого, привык терпеть унижения от своего дяди. Кабанову и Дикого можно считать типичными самодурами, сошедшими с ума из-за вседозволенности. Они желают добиться полного подчинения окружающих, чтобы охранять тот вековой устав заблуждений, который позволяет им терроризировать всех вокруг и паразитировать на подневольном труде, обмане, подлости.

Главная героиня пьесы Островского Катерина является представителем «нового» поколения. Девушка всячески пытается оградить собственное достоинство и добиться свободы. Катерина просто не может без нее жить. Как считает главная героиня, каждый человек должен чувствовать себя свободно. В отличие от Дикого и Кабанихи, для Катерины важно чужое мнение, она не пытается его подавить. Поэтому ее свобода — это не вседозволенность, а право личности честно выражать свое мнение, свои желания, свои взгляды на мир.

Можно заметить, что конфликт поколений в произведении «Гроза» осложняется тем, что представители «тёмного царства» ощущают приближение потери своей власти. Кабаниха и Дикой опасаются того, что окружающие больше не будут подчиняться их воле. В связи с этим персонажи совершают еще более жестокие действия. Герои желают напугать молодое поколение, показав неоспоримость собственной власти. Конфликт «отцов» и «детей» ужесточается еще и тем, что у молодого поколения не хватает сил, чтобы противостоять самодурству представителей «тёмного царства». Борис и Тихон смирились со своим безвольным положением. А в образах Кудряша и Варвары писатель показал молодых людей, которые смогли приспособиться к условиям жизни Калинова. У героев получалось обманывать своих тюремщиков, но их методы делают «темное царство» еще сильнее. Лицемерие держит этот мир на плаву уже много лет. Только Катерина была сильной личностью, однако ее сил не хватило для противостояния «жестоким нравам». Самоубийство главной героини символизирует протест против принципов, царящих в городе. И только такая его форма пробудила гордость и совесть у других представителей молодого поколения. Поступок Катерины имеет важное значение. Он обнажил конфликт поколений. Поведение главной героини заставило героев задуматься о том, куда самодуры ведут своих детей. К обрыву!

Конфликт поколений в произведении Александра Островского «Гроза» является трагичным. Ведь представители «тёмного царства» осознают свою обреченность, но готовы принести в жертву даже своих детей, чтобы удержать власть. Листая страницы известного произведения, читатель искренне надеется, что время самодуров скоро закончится.

Доброта и жестокость: Можно ли оправдать жестокость по “Гроза”, что писать?

Как написать сочинение Доброта и жестокость: Можно ли оправдать жестокость по пьесе Гроза?

Какие аргументы для сочинения Доброта и жестокость: Можно ли оправдать жестокость по пьесе Гроза?

Читайте также:
Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым: сочинение

Что такое доброта?

Что такое жестокость?

Почему люди бывают жестоки друг к другу?

Чем доброта отличается от милосердия?

Почему человек должен быть добрым?

Согласны ли вы с тем, что равнодушие наивысшая жестокость?

Может ли доброта принести человеку разочарование?

Почему доброта и жестокость встречаются вместе?

Нужно ли сдерживать в себе доброту?

Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?

Как человек может воспитывать в себе доброту?

Кого можно назвать добрым человеком?

Кого можно назвать жестоким человеком?

Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

Какими качествами обладает добрый человек?

Можно ли оправдать жестокость?

Доброта – это проявление силы или слабости?

Может ли доброта причинить вред человеку?

Кого можно назвать жестоким?

В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?

Нужно ли бороться с жестокостью?

Что может сделать человека добрее?

В произведении А.Н. Островского «Гроза» присутствует жестокость по отношению к Катерине.

Жестокость проявляется со стороны Марфы Игнатьевны Кабановой, она постоянно гнобит Катерину, унижает и попрекает ее. Даже если учесть, что Кабаниха переживает за свою семью и руководствуется любовью к своим детям, той любовью, какая ей доступна, такое отношение к Катерине невозможно оправдать.

Она своими руками загубила счастье сына.

Еще одно подтверждение того, что данную жестокость нельзя оправдать – это то, что Марфа Игнатьевна даже не раскаялась в том, что из-за ее поступков Катерина решилась на самоубийство.

Делая обобщение вышесказанного, жестокость — это состояние души Кабанихи, она осознанно причиняла боль и страдания Катерине. Поэтому мое мнение — жестокости, которое показано в пьесе “Гроза” нет оправдания.

Жестокость бывает разной, я не могу о себе сказать, что я не пойму и не оправдаю любую жестокость. Например, на войне люди просто вынуждены проявлять жестокость к врагам, иначе убьют или их, или их товарищей, или просто других, – мирных, ни в чем не повинных людей. Жалею я и людей ожесточившихся по каким-то жизненным обстоятельствам, иногда на долю человека выпадает очень много бед, и он меняется, я не осуждаю таких людей, им самим очень больно жить и больно от своей собственной жестокости тоже бывает.

Но в “Грозе” мы видим совсем другой случай – Кабаниху, про которую можно сказать, что она патологически жестока не только к Катерине, но и к собственному сыну, причем издевательство над людьми доставляет ей удовольствие, она буквально упивается своей жестокостью. Вот такую жестокость как раз оправдать никак нельзя. Ее пустое, жестокое сердце не трогает даже самоубийство Катерины, в ее сердце нет раскаяния и ужаса от случившегося.

Жестокость к людям, животным недопустима, её нельзя оправдать. Жестокость возникает в результате неправильного воспитания людей, озлобленности, вызванной различными жизненными обстоятельствами, это плохая черта в человеке, гордиться ей нельзя.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» жестоким и бессердечным человеком выступает Марта Игнатьевна Кабанова. Именно Кабаниха терроризирует своего сына и его жену Катерину. Оскорбить и унизить для Кабанихи не составит труда, поэтому её невестка не выдерживает жестокого обращения к себе, деспотизма, решившись на самоубийство. Кабаниха осознанно унижает людей,не давая им дышать, её жестокости по отношению к людям, нет оправдания, да и понять такое нельзя. Кабаниха даже не раскаивается в том, что её жестокое отношение к людям, приводит к смерти человека.

В произведении “Гроза” мне всегда было жаль Катерину, она так и не стала счастливой, хотя то многого и не хотела, просто жить счастливой семьей, но даже этим мечтам не суждено было сбыться.

Жестокость в “Грозе” олицетворяет собой Кабаниха, она не дает покоя Катерине, постоянно всячески ее унижая и оскорбляя. Злая и жестокая Кабаниха не дает молодой семье нормально жить, постоянно влазит в их отношения.

Но что поражает больше всего, что после смерти Кабаниха даже не чувствует ни капли раскаяния, она не осознает своей вины, что стала причиной смерти молодой женщины, которая больше не смогла вытерпеть такого гнета над своей личностью.

Поэтому, такую жестокость оправдать нельзя.

Кулигин очень метко охарактеризовал нравы многих жителей города Калинова, назвав их “Тёмным царством”, потому что в городе царит атмосфера грубости, лживости и домостроя.

Кабанихе он так же даёт свою очень точную оценку:

Кабанихе нужно держать своих домашних в повиновении, поэтому она прибегает к унижениям и оскорблениям, чтобы принизить человека, заставить его потерять чувство собственного достоинства и стать покорным. Если Тихон и Варвара уже привыкли к таким методам своей матери, то Катерине очень сложно пережить все эти жестокие унижения по отношению к ней, поэтому она видит только один выход из “Тёмного царства” – это самоубийство.

Читайте также:
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Поступок Катерины я не могу одобрить, потому что накладывает на себя руки слабый человек, который не хочет бороться, ведь Варвара после этого сбежала из дома и Катерина тоже могла так же сделать. Конечно, жить одной без денежной поддержки трудно, но ведь и жить в постоянном унижении тоже нельзя.

Поэтому жестокость Кабанихи я никак не могу оправдать, ведь она своей жестокостью загубила жизнь молодой женщины Катерины.

Жестокость, столь ярко представленная в образе Кабанихи, в произведении “Гроза” показана отчетливо и ярко, причем это самая настоящая жестокость, поскольку является неотъемлемой частью характера героини, а не просто порождена другими человеческими пороками – сребролюбием, ревностью или жадностью.

Жестокость ради жестокости, когда от нее получают удовольствие и совсем не раскаиваются, даже если, как и было в случае с Катериной, последствия имеют трагически необратимый характер. Что интересно, Кабанихе не было жаль даже собственного сына, ей было плевать на его чувства и интересы, она стала подобна обезумевшей от злости и сорвавшейся с цепи собаке, наносящей укусы всем подряд, ведомой лишь ослепляющей агрессией жестокости.

Как можно оправдать такую жестокость? Впрочем, любая жестокость не более, чем акт безумия, когда человек настолько порабощен страстью гнева, что просто таки не может поступать иначе, чувства его извращаются и он начинает получать удовольствие от актов жестокости, упивается ею, потакая собственной неуемной гордыне.

Образ и характеристика Феклуши в пьесе Гроза Островского сочинение

Старушка Феклуша это не такой значительный персонаж, как главные. Однако несмотря на это, она является довольно особенным образцом из так называемого «тёмного царства». Всевозможные блаженные и божьи люди были завсегдатаями в домах знатных купцов. К примеру, сама Феклуша рассказывает небылицы для Кабановых. Она повествует о странах заморских и невиданных, где у людей головы собак, а правители тех стран что ни сделают, всё выходит неправильно. А город же Калинов, в котором и живёт семья Кабановых, она во всю расхваливает и говорит, что жителям его приходится очень по нраву. Басни и враньё Феклуши только лишь ещё сильнее выделяют невежество и необразованность граждан города Калинова.

Любое обстоятельство или вещь, которую не в состоянии объяснить калиновцы, будет тотчас подвержено высмеиванию или бурному обсуждению. А Калинов всегда оценивается как лучший город, к которому не у кого никаких претензий нет. Он является как бы образцом нормальной жизни людей.

По правде говоря, как задумывал автор пьесы, Феклуша всего лишь жалкая карикатура старых странников, которые в древности разносили всевозможные легенды и россказни. Для барыни Кабановой и Глаши, которые являются необразованными и ни разу не бравшими в руки информационную вещь, будь то газета или книга, эти рассказы служат для удовлетворения любопытства. Также они способствуют увеселению серой и скучной будничной жизни этого тёмного семейства. А конкретно для самой Кабановой, данные рассказы Феклуши служат прямым аргументом того, что она ведёт абсолютно правильный образ жизни. Для неё порядок должен быть только исключительно патриархального типа и никак иначе.

Данный портрет Феклуши представляется читателям шутовским. Он служит только для высмеивания поверхностного лицемерия. Для людей такого типа излюбленным занятием приходится распространять нелепые слухи и бредни по всему белому свету. Вдобавок, ещё и перефразировать на свой лад, исходя из собственной фантазии ума. Так что в конечном итоге рассказы получаются такими бредовыми и несусветными, что им вполне охотно доверяют люди необразованные. Для них это и есть правда.

Вариант 2

Кем же является Феклуша в произведении Николая Александровича Островского? С первого, неопытного взгляда можно ответить, что Феклуша – неприметный и никак не влияющий на происходящие события персонаж. И тогда сам собой напрашивается следующий вопрос: зачем же в таком случае нужна эта героиня, какова ее роль в произведении? Но, если углубиться в сюжет и проанализировать его, то приходит понимание того, что роль Феклуши на самом деле значительна. Основное понятие, характеризующее эту героиню – «странница».

В культуре русского народа мотивы странничества распространены. Читатель может встретить образы странников у русских классиков, таких как Пушкин или Достоевский. Скорее всего, этот образ имеет связь с фольклором. Если обратиться к сказкам, то можно встретить множество героев, которые странствовали по миру. Странники были воплощением мудрости, раскрывали для людей истины. Ярким примером странников будут являться старцы, описанные в былинах об Илье Муромце.

Читайте также:
Варвара: сочинение

Но в пьесе роль странницы прямо противоположна тому, что читатель привык от них ожидать. Роль Феклуши совсем в другом. Читатель не встретит описания внешности странницы на страницах произведения. Однако совсем несложно представить как она выглядит. Обычно странники – это люди среднего возраста или, может, чуть старше. Обычно они одеты в потрепанную одежду или лохмотья за неимением лучшего варианта.

Имя персонажа – Феклуша, тоже является показательным в этом произведении. Ведь понятно, что возраст Феклуши близок к возрасту Марфы Игнатьевны, а возможно, она даже старше. Островский хочет показать этим именем инфантилизм действующего лица. Женщина не повзрослела, а осталась на уровне развития ребенка. Но никак нельзя назвать эту черту характера положительной, она скорее отрицательная.

Феклуша говорит лживые и слащавые речи. Она вовсю поддерживает ложные убеждения о правильном образе жизни купечества и силе и могуществе этого сословия. Она стопроцентно уверена в своих убеждениях, эти принципы плотно укоренились в ее сознании.

Анализируя эпизод беседы Феклуши с девкой дома Кабановых Глашей, можно сделать следующие заключения. Феклуша говорит Глашке о неправедности жизни. Странница считает другие религии мира неправильными и неправедными. В этом выражается ее лицемерие – ведь другие люди относятся к странницам с уважением и прислушиваются к их речам. Феклуша не образованна и прогресс для нее – грешный мрак.

Все реплики Феклуши сопровождаются словами «милая», «сударь» и «ваша светлость». Это показывает пресмыкающийся характер действующего лица.

Хоть Феклуша и не влияет на сюжет пьесы, в ней находит воплощение еще одна сторона «темного царства».

Первое появление в пьесе

Образ Феклуши в пьесе «Гроза» раскрывается постепенно. Сначала зрители видят её после монолога изобретателя паровой машины. Прототип механика-самоучки Кулигина — реальный учёный Иван Кулибин. Персонаж пьесы — почти антипод Феклуши. Первая — тёмная и необразованная, второй — стремящийся к знаниям и старающийся донести свет науки до закрытых умов калиновцев.

Попытки Кулигина просветить народ остаются безуспешными, и по сравнению с ним даже Феклуша предстаёт убедительным оратором. Она с таким воодушевлением рассказывает о чудесах, многие из которых существуют лишь в её воображении, что люди охотно верят каждому слову. Речь странницы изобилует церковными и просторечными выражениями, придающими ей особый колорит. Примеры:

  • «бла-алепие»;
  • «красота дивная»;
  • «в обетованной земле живёте»;
  • «благочестивый»;
  • «милая»;
  • «благодетелями многими украшенный».

Пока Кабаниха без повода распекает детей, странница рассыпается в восторгах, восхваляя нравы горожан. Она говорит, что у хозяйки дома доброе сердце, ведь та не пожалела для Феклуши подаяния и сказала несколько слов. На самом деле все восторги лживы, а странница пропитана неискренностью. Эти черты характера присущи не только ей. Так ведут себя большинство блаженных, вынужденных приспосабливаться к каждому, кто подаст кусок хлеба. Таким образом, уже во время первого появления этой героини можно отметить такие черты её личности:

  • склонность к лицемерию;
  • умение пресмыкаться перед теми, кто сильнее;
  • способность быстро оценить обстановку, чтобы сказать нужные слова.

Блаженной нищенке несложно было сделать так, что сварливая женщина прониклась к ней расположением.

Сочинение на тему Феклуша

В произведении нас знакомят с множеством персонажей, через которых автор всё так же передаёт все проблемы, которые над которыми он бы хотел поразмышлять в произведении на пару с читателем.

Однако все проблемы, объединённые в своеобразный комок он передаёт через самого незаметного, и, казалось бы, неважного для сюжета, персонажа – Феклушу.

Феклуша – женщина в возрасте, её называют странница. Одета она в лохмотья, собственно и свойственные странникам. Она одна из немногих кто решился покинуть город и путешествовать по остальному миру. С ней также путешествует техник самоучка Кулигин.

Фиклуша является человеком инфантильным, лживым, услужливым, и податливым, что мы видим в её поступках, действиях, и поведении. Она старается во всём угождать людям, от которых она могла бы получить выгоду. Также придумывая различные истории о своих путешествиях, она лжёт людям о внешнем мире, заставляя бояться его ещё сильнее.

Через её образ автор также пытается передать ту невежественность и консервативность, которыми были наполнены люди того времени. Феклуша – человек старающийся устроить себе жизнь, и больше ничего в ней не менять, из-за чего её можно назвать консерватором. Она также старается оградить жителей Калинова от внешнего мира, так как ей нравится то, каким на данный момент является город.

Казалось бы, персонаж Феклуша не так уж и важен для повествования, но всё равно, автор выделяет её как человека, важного для создания общей атмосферы произведения.

Читайте также:
Можно ли считать Кулигина положительным персонажем? (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

В своём произведении “Гроза” Островский показал все те человеческие качества, которые ему бы не хотелось видеть в окружающих его людях. Такие пороки как консервативность, невежество, самодурство, излишняя льстивость, а также излишняя лживость, все эти вещи Островский презирал, каждый раз осмеивая их в своих произведениях. Одним из таких произведений стала пьеса “Гроза”.

В этом произведении автор повествует нам о выдуманном городе Калинове, который, по задумке автора, стоит вдоль берега Волги. Через данный город автор доносит мысль о том, что большинство людей являются закрытыми консерваторами, не желающими перемен и нововведений, так как жители Калинова являются именно такими людьми. Они привыкли жить в своём ограниченном мирке, не слыша ничего о внешнем мире, и о том, что происходит за стенами города. Они привыкли жить так, как до них жили их предки, просто-напросто взаперти.

Характеристика Феклуши в Грозе

Кем является второстепенная героиня пьесы Александра Островского, Феклуша? У большинства читающих, возникает вопрос. Зачем вообще нужен этот персонаж, если он не несёт в себе никакого влияния на сюжет произведения, так может подумать человек не читавший произведение, но со временем начинаешь осознавать, что это очень важный персонаж. Героиня показывает себя в пьесе как «тёмную лошадку» или «странницу».

Именно такой образ и несёт в себе всю ту мудрость, в этом можно убедится посмотрев на некоторые поступки Феклуши. Островский никаким образом не описывает героиню, но благодаря деяниям, каждый может с помощью фантазии построить её личность у себя в голове. Феклуша человек средних лет, из-за своего социального статуса не имела средств на новую одежду, поэтому ходила в старом рванье.

В сюжете пьесы она фигурировала редко. Например, один из моментов, когда Феклуша превозносила до небес доброту и не безразличие к бедным хозяйки дома. Тем самым, нагло обманывая её. Второй момент демонстрирует её затворничество. Это происходило в дома Кабанихи, где она беседовала с Глашкой, дворовой девицей семьи Кабановых, которая ей рассказывала небылицы о других странах. Наша героиня в свою очередь из-за незнания новостей мира, только и рада слышать этакий бред сумасшедшего.

Но и сама Феклуша не отличается от Глашки, рассказывая факты о которых не имеет ни малейшего представления семье Кабановых, удовлетворяя их любознательность. Стоит задуматься и над тем, что автор дал героине именно такое имя, её все называют ласкательно-умилительно, как маленького ребёнка, а не как взрослую женщину по имени и отчеству. Этот факт нам даёт понимание, что умственное развитие героини осталось на уровне маленького ребёнка, верящего в бред и пересказывающего взрослым придуманные сказки.

Также стоит обратить внимание на разговорную речь. Её обращения такого типа как: «сударь», «ваша светлость» и «милочка», дают некую мелодичность её фразам, но также гласят о угодничающем и прилежащем характере Феклуши к ближнему.

Посмотрев на всех этих персонажей, можно сделать вывод о всех жителях города Каинова, в котором и развивается пьеса. Это люди консерванты, живущие в своём мире и не желающие что-то в нём менять. Также как и Феклуша, никто не знал новостей мира и даже то, что творятся поблизости. Так как и предки, они находятся под собственным замком внутреннего мира.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Паратов в пьесе Бесприданница↑ ОстровскийХарактеристика и образ Гордея Торцова в пьесе Бедность не порок →

Беседы с Глашей и Кабанихой

Второй раз Феклуша появляется на сцене уже в доме Кабановых. Она разговаривает с Глашей, и здесь можно заметить, что дворовая девка, хоть и не имеет образования, способна поставить странницу на место. Сначала силы собеседников примерно равны. Когда Феклуша просит, чтобы Глаша присмотрела за убогой, дворовая девушка даёт понять, что сама способна разобраться и отличить плохого человека от хорошего. По её словам, нищие любят «клепать» один на другого, хотя могли бы жить спокойно в купеческом доме, где им предоставили кров и вдоволь еды.

Феклуша не унимается и сообщает о чудесах, которые происходят в дальних странах. В результате она всё-таки заинтересовала Глашу, заставив поверить в дивные сведения. Явления, люди и мифические существа, о которых рассказывает странница:

  • существа с «пёсьими головами»;
  • «салтаны», творящие неправедный суд;
  • «враги», приставленные к нищим, чтобы те боролись со своими грехами.

Третий эпизод, в котором задействована Феклуша, разворачивается на скамейке. Странница беседует с Кабанихой. Заметно, что мать Тихона ведёт себя по-разному с детьми, невесткой и нищенкой. Когда Феклуша рассказывает о безобразиях и ужасах, творящихся в мире, хозяйка дома не спорит, не одёргивает её, а слушает и иногда поддакивает. Кабаниха не так страшна, какой кажется в сценах с участием Катерины. Характер этой женщины многогранен, и в какой-то мере она сама вынуждена подстраиваться под уклад. Женщину приучили к этому с детства, и в других обстоятельствах она могла бы быть иной.

Читайте также:
Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

В беседе с Феклушей Кабаниха не выглядит деспотом. Она больше похожа на несчастную, уставшую женщину, обессилевшую от необходимости удерживать то, что рассыпается на глазах. Старый уклад отжил своё, но хозяйка не понимает, почему молодёжь не хочет жить по правилам старших. Мириться с этим сложно и больно.

Автор неслучайно вложил рассказ о неприятных переменах в уста полоумной женщины. Островский даёт современникам время на размышления. Они пока не готовы принять, что времена стали другими, и автор благосклонно наделяет их возможностью выбирать. Прислушиваться к словам блаженной необязательно. Другое дело, если бы с таким убеждением вещал Кулигин, но он другой по натуре.

Феклуша выступает как вестник перемен, хотя отрицательно относится к новому. Сначала её слова вызывают усмешку, затем ей удаётся сделать так, что Глаша «развесила уши», а в конце к ней прислушивается сама Кабаниха.

Сочинение Феклуша в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

На первый взгляд кажется, что Феклуша является неприметной героиней в пьесе П. Н. Островского, но это не так. Несмотря на то, что Феклуша не является главной героиней, она введена в сюжет не случайно. Героиня олицетворяет обстановку в провинциальном городке, где и происходит действия произведения, а также раскрывает некоторые черты Кабанихи, одной из главной героинь пьесы.

Сказать о внешности можно очень мало, так как автор не стал застрять внимание на внешних чертах героини, поставив на первое место внутренний мир женщины. Читателю лишь известно, что героиня чуть старше среднего возраста, одета бедно, в лохмотья.

Первое знакомство с Феклушой происходит после повествования Кулибина о жизни в Калинове, о быту и нравах города. Феклуша воспевает свою хозяйку госпожу Кабанову, говоря о её доброте, ведь она подаёт милостыню бездомным и убогим. Речь Феклуши можно смело считать сумасшедшей, ведь все, что она говорит — наглая ложь. Восхваление героиней купечества можно объяснить лишь тем, что она боится Кабаниху, поэтому все, что ей остаётся — восхвалять хозяйку.

В следующий раз читатель встречается с Феклушой в доме Кабановой. Героиня разговаривает со служанкой Глашей и просит проследить её за убогой. Глаша девушка со своими взглядами, потому она отказывается от просьбы Феклуши. Однако, Феклуше все-таки удаётся переубедить Глашу с помощью своих фантастических рассказов о других странах. Далее происходит разговор героини с Кабановой. Она рассказывает хозяйке о том, что все люди куда-то спешат и торопятся, а это говорит о приближающемся конце света. Кабаниха верит каждому слову Феклуши и после разговора осознает, что её “тёмное царство” начинает разрушаться.

Роль Феклуши в пьесе такова, что она является источником информации для жителей тёмного царства, словно запертых от всего остального мира. Но героиня не только рассказывала небылицы жителям Калинова, порой она пыталась донести до них важные вещи, открыть глаза на настоящую ситуацию, но все это им было неинтересно.

Таким образом, Феклуша — это обманщица, одурачивающая жителей Калинова и пытающаяся нажиться на их подаяниях за те байки, которыми она кормила жителей. Сейчас имя Феклуша стало нарицательным. Так называют человека, который за благими речами скрывает байки и небылицы, то есть красиво врет.

Сочинение 2

Драма «Гроза» – одно из самых известных и интересных по своему сюжету произведений А.Н. Островского. Оно написано в стиле реализм, а для него характерно «изображение типических героев в типических обстоятельствах», объяснение характеров средой. Очень интересно описаны образы каждого из героев драмы. При этом обратить свое внимание стоит не только на главных участников действия.

Феклуша — та героиня, которая с первого взгляда может заинтересовать далеко не каждого читателя, так как это один из второстепенных персонажей драмы «Гроза». На первый взгляд, даже не понятно, зачем автор решил ввести её образ в своё произведение, ведь он абсолютно не привлекает внимание и кажется незначимым. Но я думаю, что автор сделал это неслучайно, так как Феклуша играет важную роль в понимании обстановки, царившей в небольшом провинциальном городке Калинове, а так же помогает дорисовать образ Кабанихи.

Читайте также:
Город Калинов и его обитатели: сочинение

На страницах пьесы читатель встречается с Феклушей только несколько раз. Впервые это происходит после рассказа Кулибина о нравах города, «темного царства» и перед встречей с Кабанихой, появившейся вместе со своими детьми. Реплики Феклуши пропитаны чувством восторга и восхищения в отношении не только хозяйки дома, но также и её порядков. Но все её слова, на мой взгляд, не несут в себе ни капли искренности, они лживы и слащавы, даже ассоциируются с бредом. Феклуша выступает за купцов «темного царства», считает их образ жизни абсолютно правильным. И благодаря этой героине сразу становится понятно, насколько сильно прижились ложные принципы. Мне кажется, что её слова нельзя назвать адекватными.

В следующий раз мы встречаемся с Феклушей в доме Кабанихи, когда она разговаривает с Глашей. Странница рассказывает о неправедности жизни, но при этом сама основывается лишь на слухах. Все её суждения — суждения ограниченного человека. Феклуша необразованна и наивна. Она, как и все жители города, верит каждому слову, которое ей приходится слышать.

После публикации пьесы имя Феклуша стало нарицательным. Так называют человека, распространяющего байки, слухи, сплетни, замаскированные под видом благочестивых рассуждений. При описании образа Феклуши нельзя не обратиться к речевой характеристике героини. Её реплики наполнены такими словами, как «милая», «сударь», «ваша светлость». И это придает её речи напевность, а также показывает её пресмыкающийся характер.

Характеристика Феклуши

Название драмы «Гроза» мало что говорило думающему зрителю или читателю. То ли речь пойдет о природных явлениях, а может, гроза назрела в обществе? Александр Николаевич Островский писал о том, что молодое поколение не хочет жить по Домострою, не хочет жить во лжи. В приволжском городке Калинов многие годы ничего не меняется: есть хозяева жизни, действующие от имени Бога и прикрывающиеся традициями, и есть их жертвы, вынужденные поступать не по своей воле, а подчиняться указам старших. Например: Кабаниха, Дикой явно хозяйничают в Калинове, а Тихон, Борис и даже образованный Кулигин и др. вынуждены жить по указке – нет у них своей воли!

Феклуша – второстепенный персонаж. Какую же роль играет она в пьесе?

Имя Фёкла в переводе с греческого значит «слава Бога». Феклуша – странница. Бродит она по городам и весям российским, поддерживая христианскую веру, как она считает. Все в ней кажется просто: и имя – Феклуша, и возраст, и одежда. Со всеми может поговорить, рассказать, что видела и слышала в других местах.

«Бла-а-лепие» – по словам Феклуши- царит в Калинове. А всё потому, что заправляют в городе такие праведные купцы, как Кабанова. Странница-противница всего нового: в поезде она видит огненного змея, на улицах городов – суета. В Калинове же все тихо и спокойно, все по старинке. Блюдут благочестие купцы.

Но так ли проста эта героиня? Вот Феклуша наблюдает, как собирают в путь Тихона , и ласковым голоском пытается посеять сомнения в честности другой убогой, которая нашла приют в доме Кабановой,призывая Глашу следить за ней, чтоб ничего не пропало. Впрочем, она не будет вступать в спор: всё должно быть благопристойно. А вот странница, собрав вокруг себя слушателей, рассказывает о других странах – где мусульманские правители и живут люди с песьими головами. Из ее слов следует: неправедная вера ведет к неправедной жизни. Христианство – единственно правильный путь развития. А потому надо верить и чтить традиции предков. И во всем подчиняться старшим. При встрече с Кабановой она кланяется купчихе: только в таких домах, как у Кабановой, и найдешь истинное благочестие – считает она. Ей необходимо заботится о себе: останавливаться в домах богатых купцов, получать хорошие подачки – вот и защищает своих покровителей. А если нет возможности найти управу на молодежь, можно и припугнуть геенной огненной, концом света. Ёе слушают и ей верят (других источников информации нет). Вот и получается, что, благодаря таким странникам, незыблема власть кабановых и диких. Феклуша зависит от богатых купцов и готова им служить. Однако она манипулирует простыми жителям Калинова: учит их, стращает, навязывает слухи. Значит, она также стремится быть одним из первых персонажей в этом городе. И считать ее второстепенным героем нельзя!

Феклуша в произведении Гроза

Популярные сочинения

Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором приблизительно в конце XII века. Историческим материалом для создания данного произведения

Читайте также:
Трагедия Катерины (по пьесе Островского Гроза): сочинение

В этом сочинении я хочу рассказать о моём друге. Это собака по имени Себастьян. Породы у него никакой нет – родился и вырос он в нашем дворе. Однажды, когда я пошёл гулять, за мной увязался щенок.

Перечитывая эпохальное произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети», я часто задаюсь вопросом, ставшим для меня в какой-то мере наболевшим и до жути парадоксальным. Что такое вообще этот Базаров?

Феклуша — образ и характеристика героини драмы А. Н. Островского «Гроза»

Жизнь странницы

Феклуша — типичная странница. Это женщина, путешествующая по Руси, посещая во время странствия монастыри и святые места. Останавливаются странники в лежащих на пути сёлах и городах, в тех домах, где не откажут в гостеприимстве. Впрочем, принимать странника всегда считалось предвестием благополучия, хорошей приметой. А сами путники передавали друг другу сведения о тех домах, где можно найти ночлег и гостеприимство. Жили странники подаянием. А за приют расплачивались рассказами об увиденном и услышанном в пути. Катерина вспоминает, что в родительском доме по вечерам все собирались послушать диковинные рассказы странниц.

Обращаться к странникам ласково, используя вариант имени, больше подходящий для ребёнка (Пелагеюшка, Иванушка у Толстого в «Войне и мире»), было в обычае. Это демонстрировало доброжелательное, покровительственное отношение к «божьим людям», желание заботиться о них, помогать тем, кто как никто близок к Всевышнему. Так что тот факт, что героиню называют Феклушей, ничего не говорит о персональном к ней отношении: это дань традиции.

Феклуша и дом Кабановых

Во время пребывания в городе Феклуша живёт у Кабановых и невольно присутствует при домашних событиях. В отъезде Тихона по делам в Москву её более всего интересует соблюдение обрядовости: будет ли его жена выть? Странница — любительница устоявшихся церемоний, как и Кабаниха, которая требует от Катерины поклона мужу в ноги и полного набора традиционных наказов жене со стороны Тихона вместо искренних объятий перед разлукой.

Как бы из-за заботы о хозяйском добре Феклуша советует присматривать за другой странницей. Впрочем, подлинные мотивы этого совета Глаша раскрывает тут же: «…все вы друг на друга клеплете». Зависимые от щедрости хозяев, «странные» люди конкурируют между собой.

Рассказы Феклуши, по её собственному признанию, опираются не на личный опыт, а большей частью на услышанные рассказы других людей. По немощи ей не по силам путешествия по дальним краям. Но говорит она бойким, живым, красочным языком, стиль её баек близок к сказочному, и занимательные небылицы про «салтанов» и неправедный суд, про людей с пёсьими головами необразованным жителям провинциальной России заменяют газеты. Без таких людей, как Феклуша, считает служанка Глаша, жители Калинова так бы «дураками и померли». Подобные странницы всерьёз воспринимаются невежественными, тёмными людьми как просветители.

Феклуша хорошо понимает, что хочет услышать от неё хозяйка дома. Вот и заводит беседу о благости неторопливой, устоявшейся на века, несуетной жизни, в противоположность «содому» больших городов. Подпитывая убеждения Кабанихи, вещает о близости конца света, о пришествии «последних времён». Женщина способна увидеть в спешащей толпе самого дьявола, в паровозе — огненного змея, на крыше дома — сатану, сыплющего плевелы на гуляющий народ. Она способна почувствовать «умаление» времени и услышать таинственный стон, звучащий в разгаре «гульбища да игрища». Скорее всего, странница сама верит в те ужасы, о которых вещает, в конец света. Но этими рассказами Феклуша не просто подпитывает суеверие и мракобесие, но укрепляет недоверие ко всему новому, прогрессивному.

Роль Феклуши в драме «Гроза»

Феклуша в пьесе противопоставлена доморощенному механику, изобретателю и любителю чтения Кулигину. Если тот ищет спасения от молнии в сооружении громоотводов, то странница, подобно сумасшедшей барыне и Дикому, видит в грозе проявление божьего гнева. Её бог — не бесконечно милосердная высшая сила, а строгий надсмотрщик, суровый и неумолимый. Она увеличивает давление страха на необразованных горожан, способствует росту ужаса перед неизбежностью наказания за грехи и за всякое проявление свободной мысли или чувства. Образ Феклуши разнообразит картину «тёмного царства» в пьесе. Кроме самодурствующих, невежественных богатеев, которые давят людей властью денег и положения, зло находит поддержку в суеверном страхе, подпитываемом такими Феклушами.

Характеристика образа Феклуши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: