Кабаниха: сочинение

Кабаниха образ и характеристика

Кабаниха образ и характеристика

1. Общая характеристика. Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – одна из главных героинь пьесы А. Н. Островского “Гроза”.

Это богатая купеческая вдова, мать Тихона и Варвары. Деспотическое отношение Кабанихи к сыну и невестке, установленный ею строгий порядок в семье становятся основными причинами трагедии Катерины.

2. Характер и поведение. Марфа Игнатьевна твердо придерживается давно устаревших правил и норм поведения. Она требует от домашних (прежде всего, сына) беспрекословного подчинения и исполнения всех ее приказаний.

Кабаниха уверена, что по праву старшинства может свободно распоряжаться судьбами членов семьи. Целыми днями Марфа Игнатьевна “точит” сына, читая ему наставления о том, как нужно жить. Вместе с Тихоном надоевшие “нотации” выслушивает Катерина.

Кабаниху очень беспокоит неправильная с ее точки зрения жизнь молодых супругов. Одно из главных убеждений Марфы Игнатьевны состоит в том, что жена должна бояться мужа. По ее мнению, настоящее уважение может быть основано только на страхе.

Себя Кабаниха считает очень мудрой женщиной. Без ее наставлений и советов Тихон с Катериной не смогли бы прожить. Один из способов Марфы Игнатьевны оказать давление на слабовольного сына и невестку – выставить себя в роли жертвы. Она любит жаловаться на то, что сын “променял” ее на молодую жену, мечтает поскорее избавиться от матери и зажить своей волей. Причитания вдова сочетает с откровенной руганью (“Что с дураком и говорить!”).

3. Образ мыслей. Взгляды Кабанихи на жизнь основаны на “Домострое” (сборник правил и норм поведения XVI века). Красноречивое представление о них дается в наставлениях, которыми сопровождается отъезд Тихона и его прощание с женой. Автор опускает длинный список приказов, который Тихон выслушивает наедине с матерью. Для него гораздо важнее вторжение деспотичной женщины в семейную жизнь сына.

Кабаниха устраивает целое “представление”, которое словно бы отбрасывает участников сцены в далекое прошлое. По требованию и подсказкам матери Тихон “для порядка” дает жене формальные и бессмысленные приказания: “Не груби!”, “Почитай. маменьку”, “Работай что-нибудь”. Комичнее всего выглядит приказ: “Не заглядывайся на парней!”. Именно он больше всего обижает Катерину и становится одной из причин ее измены мужу.

При прощании Марфа Игнатьевна заставляет Катерину по старинному обычаю поклониться Тихону в ноги. После отъезда она находит еще один повод для упрека невестки, которая, проводив мужа, не “воет” по нему. Для себя Кабаниха уже давно сделала окончательный вывод о молодых людях: “Ничего-то не знают, никакого порядку”.

Закосневшая в невежестве женщина, вероятно, даже не подозревает, что именно ее взгляды на семейные отношения являются смешными, неуместными и безнадежно устаревшими. Общие воззрения Марфы Игнатьевны изложены в ее разговоре с Феклушей. Две ограниченные женщины убеждены: жизнь становится все хуже и хуже, наступают “времена. по всем приметам последние”.

4. Кабаниха и Дикой. Марфа Игнатьевна и Савел Прокофьевич олицетворяют собой затхлую атмосферу, окутавшую провинциальный город. Между ними есть много общего: деспотическое отношение к подвластным людям, тяга всех поучать, презрение к живущим не “по порядку”, ненависть к любым новшествам. Когда Кулигин говорит Борису о “жестоких нравах”, грубости и лжи, царящих в городе, он прежде всего имеет в виду Кабаниху с Диким.

5. Значение образа. Марфа Игнатьевна приносит близким одни страдания: погибает Катерина, уходит из дома Варвара, обрекается на мучения Тихон. Она и ей подобные люди стремятся задушить все искренние человеческие порывы, заменить их строго установленным порядком. Образ Кабанихи – символ самого закоснелого консерватизма, грубости и жестокости.

Характеристика Кабанихи

Одной из главных героинь пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Марфа Кабанова, олицетворяющая собой русское купечество. Деспотичная, грубая, невежественная, она принадлежит к отрицательным персонажам пьесы, возглавляя когорту «тёмного царства». Характеристика Кабанихи имеет большое значение, поскольку наглядно демонстрирует всю лживость и лицемерие прогнивших патриархальных устоев, заглушающих в человеке всё живое, настоящее.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова.

Возраст — не указан, женщина средних лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — сын Тихон, дочь Варвара, невестка Катерина.

Социальное положение — купчиха.

Происхождение — родом из купеческого семейства.

Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.

Образование — отсутствует.

Внешность — немолодая женщина.

Характер — сварливая, деспотичная, властная, холодная, самоуверенная, жадная, религиозная, защитница патриархальных устоев.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — властная, злая, лицемерная, безжалостная, деспотичная.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Кабанихи с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Полное имя Кабанихи — Марфа Петровна Кабанова. Это богатая купчиха, вдова.

«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова».

Источник: Действующие лица

Кабанова — близкая подруга и кума купца Дикого.

«Что это ты, кум, бродишь так поздно?»

Источник: Действие третье, явление 2

Черты характера и поступки

Кабанова — лицемерная женщина, которая под видом благочестия способна на самые безнравственные поступки, особенно по отношению к членам своей семьи.

Читайте также:
Сочинение по драме Гроза или Темное царство в драме Гроза: сочинение

«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»

Источник: Действие первое, явление 1

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Источник: Действие первое, явление 3

В доме Кабанихи так устроено, что без обмана и лицемерия невозможно спокойно прожить.

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Источник: Действие второе, явление 2

Кабанова привыкла держать детей в страхе и полном подчинении. Особую власть она имеет над старшим сыном Тихоном.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Источник: Действие первое, явление 5

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Источник: Действие первое, явление 5

«Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то».

Источник: Действие второе, явление 3

«Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!

Кабанова (жестом показывая в землю). В ноги, в ноги!

Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью».

Источник: Действие второе, явление 5

«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».

Источник: Действие второе, явление 2

Кабанова держит всех домочадцев в ежовых рукавицах, делая их глубоко несчастными людьми.

«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.

Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина».

Источник: Действие пятое, явление 1

Кабанова упрекает сына в том, что тот много времени уделяет молодой жене. Она боится потерять власть над Тихоном и ловко манипулирует им.

«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

Источник: Действие первое, явление 5

Кабановой ничего не стоит обидеть человека. Она не видит в этом ничего предосудительного.

«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Источник: Действие первое, явление 5

Кабаниха демонстративно религиозна, однако её набожность никак не влияет на тяжёлый, деспотичный характер.

«Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне».

Источник: Действие второе, явление 7

Кабанова не готова отказываться от власти над детьми. Она уверена, что поступает правильно, как испокон веков поступали все предки.

«Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших».

Источник: Действие первое, явление 5

Кабанова не сомневается, что в браке жена должна бояться мужа. В противном случае в доме не будет порядка.

«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?»

Источник: Действие первое, явление 5

При виде Катерины, которая обняла Тихона перед разлукой, Кабаниху одолевает ярость. Она считает, что верная жена должна демонстрировать не любовь и нежность, а полную покорность главе дома.

«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»

Источник: Действие второе, явление 5

«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.

Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!

Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только».

Источник: Действие второе, явление 7

Силу и опору общества Кабанова видит в стариках, которые могут научить молодёжь давно заведенным порядкам. Без них, по мнению героини, быстро наступит хаос.

«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям… Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

Читайте также:
Путешествие по России Островского: сочинение

Источник: Действие второе, явление 6

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Источник: Действие четвертое, явление 5

Кабанова — безжалостная женщина. Ей совсем не жаль Катерину, которая покончила жизнь самоубийством. Всё, чем заняты её мысли, — не ударить в грязь лицом перед людьми.

«Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь!

Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!

Кабанова. Вытащат — взглянешь».

Источник: Действие пятое, явление 6

«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее!

Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало она нам страму-то наделала, еще что затеяла!»

Источник: Действие пятое, явление 6

Характеристика Кабанихи другими героями

Кабанов

Тихон привык во всём и всегда слушаться свою мать.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Источник: Действие первое, явление 5

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Источник: Действие первое, явление 5

Тихон считает, что в смерти Катерины виновата его мать, которая буквально заела невестку вечными упреками и руганью.

«Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…

Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?

Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Источник: Действие пятое, явление 7

Варвара

Варвара знает, как матери тяжело отпускать от себя Тихона, оставить полностью без своего жесткого контроля.

«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».

Источник: Действие второе, явление 2

Варвара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые установила Кабаниха в своём доме, и постоянно лгать и изворачиваться.

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Источник: Действие второе, явление 2

Варвару раздражает, что мать к месту и не к месту читает наставления.

«Варвара (про себя). Нашла место наставления читать».

Источник: Действие первое, явление 5

Катерина

Катерина подтверждает, что и она сама, и Тихон с почтением относятся к Кабановой, как она того и требует от своих детей.

«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

Источник: Действие первое, явление 5

Катерине тяжело живётся с грубой Кабановой, которой ничего не стоит обидеть, унизить человека.

«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Источник: Действие первое, явление 5

Жёсткий, властный, деспотичный норов Кабанихи становится причиной того, что Катерина морально подавлена.

«Кабы не свекровь. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны».

Источник: Действие второе, явление 10

Кулигин

Кулигин считает, что Кабанова — лицемерная женщина, которая пытается создать образ доброй, милосердной женщины, но сама при этом постоянно изводит своих близких.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Источник: Действие первое, явление 3

Кулигин прекрасно знает, какой крутой нрав у Кабанихи.

«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута».

Источник: Действие пятое, явление 1

Кудряш

Кудряш соглашается, что Кабаниха отличается тяжёлым и деспотичным характером, но совершает плохие поступки под видом благочестия.

«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»

Источник: Действие первое, явление 1

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Кабанихи вместе!

Биография

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, живущая в провинциальном городе Калинове. После смерти супруга в одиночку занималась воспитанием двух детей, старшего сына Тихона и младшей дочери Варвары.

После женитьбы Тихона в большом доме Кабановых поселилась его супруга, Катерина. Кабаниха сразу невзлюбила невестку, к которой испытывала сильную ревность и ничем не прикрытую ненависть. Старания Катерины понравиться свекрови не приносили положительных результатов.

Конфликт между Кабанихой и Катериной обострился с отъездом Тихона. По мнению Кабановой, невестка не проявляла должного почтения и уважения к мужу, а тот, в свою очередь, был слишком слабым и мягким.

После отъезда Тихона Кабаниха с удвоенным вниманием принялась следить за Катериной, и от неё не скрылось тяжёлое душевное состояние женщины. Катерина, не выдержав тяжелой атмосферы дома, призналась Тихону и его матери в совершенной измене. Эта новость стала для Кабанихи поводом для ещё большей тирании по отношению к невестке.

Читайте также:
Дикой и Кабаниха: сочинение

В итоге Катерина покончила жизнь самоубийством, но даже столь трагическая развязка не изменила Кабаниху. Она не отпустила сына на поиски супруги, а при обнаружении тела не дала сыну проститься с женой.

Образ Кабанихи

Марфа Кабанова — это абсолютно отрицательный персонаж в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в котором нет ни одного положительного качества. С первых строк женщина предстает лицемерной ханжой, привыкшей к полному подчинению и почитанию. Демонстративно помогая страждущим, она всячески измывается над своими близкими. Крутой нрав Кабанихи отмечают не только члены её семьи, но даже совершенно посторонние люди.

Кабаниха является ярой защитницей патриархальных устоев. Она не приемлет ничего нового и считает, что нужно жить по правилам, по закону, то есть во всём слушаться старших, подчиняться им, даже если их видение жизни не соответствует твоему.

Для Кабанихи очень важно впечатление, которое производит она и члены её семьи на окружающих. Именно потому в доме царит лицемерие, ложь, страх, ненависть. Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.

Марфа Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе. Она постоянно внушает сыну, что Катерина должна бояться его, всячески выказывать почтение. Кабанова не в состоянии понять, что отношения между мужем и женой могут строиться на любви и взаимном уважении и потому всячески мешает окрепнуть союзу Тихона и Катерины.

Кабаниха — религиозная женщина, однако её вера только напоказ. Она много и усердно молится, регулярно посещает церковь, раздаёт милостыню, однако в её душе нет Бога. Кабановой ничего не стоит обидеть человека, нагрубить ему, проявить жестокость и равнодушие.

Циничность и бессердечность Кабанихи особенно остро проявляется в последнем действии пьесы, когда она не пускает Тихона взглянуть на тело погибшей Катерины и не даёт попрощаться с ней, угрожая материнским проклятием.

Речевая характеристика Кабанихи

Кабанова — необразованная, невежественная женщина, которая в своем разговоре использует просторечные слова и выражения, также часто встречаются пословицы и поговорки: «Никому не закажешь говорить», «Не заступайся, матушка, не обижу небось!», «…у меня об вас сердце болит», «Чужая душа — потемки». Её речь максимально проста и понятна для восприятия.

Кабанова способна оскорблять даже самых близких людей, не особенно выбирая выражения: «Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!» , «Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж?»

Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»

Размеренный характер речи Кабанихи придают повторы просторечных слов, словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»

Образ и характеристика Кабанихи (Кабановой) в пьесе Гроза Островского сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза

Кабанова Марфа Игнатьевна – довольно крупная фигура в пьесе, мы можем смело назвать одной из главных героинь произведения. Кабанова является свекровью Катерины, помимо этого, у нее есть дети – Тихон и Варвара. Она обладает большим богатством, не нуждается в дополнительных финансовых средствах. Муж ее умер.

В произведении ее образ необходим для того, чтобы читатель проникся образом Катерины. Для того, чтобы выявить основные черты характера, идеалы Кабанихи, попробуем сделать некоторый сравнительный анализ этих двух героинь. Ведь эти две героини являются абсолютными противоположностями по отношению друг к другу.

Естественно, между ними есть и сходства, но они незначительны. Во-первых, и Кабаниха и Катерина имеют четко сформированную систему ценностей, при этом они совершенно не готовы мириться с человеческими слабостями и нерешительностью, требуя такого же отношения к жизни и к миру. Также обе героини не верят в прощение.

Итак, а какие же существенные отличия мы можем отметить между двумя этими героинями. Катерина – девушка мечтательная, витающая в облаках. Кабаниха же более приземленная женщина, ее интересуют бытовые вопросы, человеческие взаимоотношения. Она требует беспрекословного подчинения, все должно быть так, как скажет она. Для нее основными понятиями являются приказ, страх и дисциплина. Кабаниху совершенно не смущает ее поведение, она даже не задумывается о том, что, возможно, она поступает нецелесообразно, грубо.

Кабаниха придерживается консервативного уклада, она протестует против нововведений, новых взглядов. Мало того, она считает, что и другие всенепременно должны считать также. Ее умозаключения не на чем не основаны, она просто считает свою точку зрения единственно верной и правильной. Во все эти суеверия она заставляет верить и своих детей. Дети не могут проявить самостоятельность, им приходится поступать так, как велит их мать. Своему сыну она говорит о том, что жена должна бояться мужа, только тогда она будет слушать его и выполнять все его прихоти и просьбы.

Читайте также:
Изображение мира московского купечества в комедии Свои люди сочтемся!: сочинение

Даже после смерти Катерины, Кабаниха ничего не поняла и продолжила себя деспотично и недостойно себя вести, считая себя правой абсолютно во всем.

Сочинение Кабаниха в пьесе Гроза

Марфа Игнатьевна Кабанова, имеющая прозвище Кабаниха – один из образов, демонстрирующих сущность русского купечества, созданных Островским.

Кабаниха не принадлежит к положительным персонажам драматурга. Это богатая вдова, сама ведущая дела, представительница старшего поколения одной из самых влиятельных семей провинциального поволжского города Калинова. В своей семье Кабанова контролирует всех и выступает в роли домашнего тирана. Ни начисто лишенный воли ее сын Тихон, ни невестка Катерина, обладающая более сильным характером, не выходят из воли главы семейства.

Однако Кабаниха отличается от другого самодура города Калинова – Дикого, для которого характерно просто делать все что вздумается и упиваться своей безнаказанностью. Купчиха придерживается некоторых собственных принципов, считая, что подавление младших членов семьи служит их же собственному благу. Если Дикой может издеваться над человеком, а потом (пусть и в силу своего самодурства) просить у него прощения, то Кабанова, к несчастью для окружающих более цельная натура.

Островский противопоставляет Кабаниху духу времени. Рисуя темными красками ее суеверность, веру в приметы, лицемерие, невежество и ханжество, он высказывается против традиционных устоев, консерватизма, идущего из глубины веков. С сочувствием показывая страдающую Катерину и изобретателя Кулигина, Островский в лице купчихи выступает против деспотизма, прикрывающегося традициями и устоями. Деспотичная глава семьи осуждается не как представитель своего класса, не как несущая зло в силу высокого имущественного и общественного положения. Будь Кабаниха бедной крепостной крестьянкой, но, согласно вековой традиции, также державшей домашних в узде, ничего бы принципиально не изменилось. Сила Марфы Игнатьевны не в богатстве, а в сильной воле и неумолимой жестокости. Ее не трогает даже смерть Катерины, когда труп утонувшей невестки выносят, она стремится всеми силами сохранить благопристойность. Угрожая своему сыну Тихону, бросившемуся к мертвой жене, проклятием – одним из самых сильных наказаний в традиционном обществе, она думает лишь о сохранении своих порядков, удержании власти в семье.

Для контраста показана демонстративная религиозность и благотворительность Кабанихи. Купчиха любит общество странствующих нищенок, тратит на их содержание деньги. Соответственно она любит слушать их благочестивые рассказы и тщательно соблюдает церковные обряды. Однако показное православие не оставляет никакого следа в душе Кабанихи и служит лишь поддержанию имиджа.

Марфа Игнатьевна Кабанова олицетворяет косность, невежество и жестокость, имевшую место в купеческой среде.

Отношения героини с родными

Невежественная особа, грубая, суеверная, блюстительница старых законов, деспотична, любит поучать и держать всех в страхе — вот такая краткая характеристика Кабанихи. Это богатая купчиха, вдова, мать Варвары и Тихона, свекровь Катерины. Женщина является для домашних, своих родных она постоянно пилит, поучает, пытается сохранить дома старинные порядки и сердится, когда молодежь ее не слушает. Кабанова Марфа Игнатьевна свято верит в то, что порядок можно навести, только если держать всех в страхе.

Характеристика Кабанихи позволяет читателю понять отношение староверов к новому миру. Купчиха вырастила своих детей в страхе, свою власть она желает распространить и на невестку. Она постоянно поучает своего сына, заставляет его наказывать жену, держать ее на коротком поводке. Когда Тихон недоумевает, зачем нужно заставлять Катерину его бояться, ведь она любит его, мать кричит на него. Ведь если невестка мужа своего бояться не будет, то свою свекровь и подавно.

Вариант 3

В пьесе «Гроза» Островского есть героиня по имени Марфа Игнатьевна Кабанова, но все за глаза называют ее Кабанихой. Она очень богатая женщина, купчиха. Кабаниха вдова и у нее есть двое детей. Мальчика зовут Тихон, а девочку Варвара. Сын со своей супругой проживают в доме Марфы Игнатьевны.

Островский наградил Кабаниху такими качествами как зависть, злость, лицемерие. Женщина ненавидит всех людей. Единственное, что она любит делать, это выказывать недовольство и читать морали своим детям. Жена Тихона, Катерина очень утонченная, нежная и ранимая молодая девушка. Молодая особа сильно боится Кабаниху. Катя считает ее грозной, бесцеремонной и грубой женщиной.

Островский не случайно придумал для главной героини такое прозвище. Он хотел, что бы читатель сразу представлял себе ее. Кабаниха представлена как бессердечная женщина.

Из-за своего сильного и властного характера она подавила в своем сыне мужской стержень. Мальчик вырос бесхарактерным человеком. Он полностью зависит от мнения матери. Тихон ничего не решает сам. Даже когда Кабаниха донимает его жену Катю, он молчит и боится за нее заступиться. Но мать неспроста не любит невестку. Она ревнует ее к сыну.

Не смотря на то, что Кабаниха творит злые вещи, она является верующим человеком. Женщина искренне верует в Бога. Она совершает много противоречивых поступков. Например, дает милостыню бедным (поступок хорошего человека), но в тоже время обижает родных людей (поступок плохого человека). На людях она прикидывается старой и немощной старухой, но на деле она решительна, энергична и полна сил.

Читайте также:
Судьба бесприданницы (по пьесе Островского Бесприданница): сочинение

Катя и Кабаниха это две противоположности, но у них есть одно сходство. Обе женщины уважают старость, но по-разному. Кабаниха считает, что молодежь должна слушать и подчиняться старикам. Она думает, что молодое поколение должно беспрекословно и незамедлительно выполнять все приказы старших. Катерина считает, что старость заключает в себе любовь, заботу, тепло и понимание.

Кабаниха откровенно издевается над Катериной. Она ее унижает и ругает. Все это Катя принимает близко к сердцу. Варвара же наоборот только делает вид, что прислушивается к наставлениям матери. Втихаря она делает, что сама считает нужным.

Дочитав пьесу до конца можно понять. Что Кабаниха в большей степени виновата в гибели молодой Катерины. Она хотела подавить и сломить характер своей невестки, а в итоге довела е до самоубийства. В конце из-за своего скверного нрава Кабаниха остается одна. Потому, что Варвара ушла от нее, а Тихон начал спиваться.

Консерватизм

Консерватизм Марфы Игнатьевны проявляется в нежелании принять новое. Она не понимает, что по-старому уже жить нельзя, перемены грядут и они неотвратимы. Уверенность в том, что только с возрастом люди становятся мудрее, молодым такое не дано, она утверждает словами: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают». Поэтому дети всегда должны кланяться родителям в ноги, муж — отдавать приказы жене. По её мнению молодые невоспитанны, не знают ничего и становятся причиной разного рода беспорядков.

Марфа Игнатьевна играет на публику, стараясь казаться в глазах общества добродетельной и благородной. Однако эта добродетельность ограничивается подачей милостыни, которая идёт не от чистого сердца. Все знают, что её доброта и щедрость показные. Кабаниха хочет казаться набожной женщиной, но её религиозность также напускная, потому что она пренебрегает основными законами Божьими по отношению к окружающим людям.

Кабанова в пьесе Гроза

Современники А.Н. Островского о — драма народной жизни. Драматург понимал социальные реалии и создавал достоверные и узнаваемые характеры. Одним из воплощений русского народного сознания является Марфа Кабанова — зажиточная купчиха и представительница старого патриархального мира.

Привычно соотнося Кабаниху с «темным царством», сторонники Н.А. Добролюбова в ней видят героиню страшную, прячущую самодурство под видом благочестия. Марфа Игнатьевна уверена, что в опоре на устои заложена возможность ее власти в семье. Старина – то, на чем, по ее мнению, держится мир: «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы». У нее сформировалось ясное представление об устройстве патриархальной семьи, которое она готова отчаянно защищать. Кабаниха по натуре — невероятно сильная женщина. И силу ее чувствуют все: не только забитый Тихон («Забыл, с кем говоришь!»), но и Дикой («Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!»). Именно на внутренней силе характера и стоит ее несложная идеология, именно поэтому она единолично управляет всем и не терпит никаких возражений. Возникает мрачная картина быта, где мать — ненавистница всего, что связано с человеческой волей и свободой: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…» Кабаниха изо всех сил цепляется за традиции, ее наставления — отчаянная попытка сохранить собственное понимание истинного. Чувствуя, что земля уходит из-под ног, что молодое поколение, несмотря на внешнее почтение, ей сопротивляется и её позицию не принимает, Кабаниха приходит в бешенство. Все это приводит лишь к большему напряжению в семье.

В восприятии современных Островскому критиков Кабаниха была страшным злом русской жизни. Но был и другой взгляд на образ Марфы Игнатьевны, восходящий к А.А. Григорьеву. Он отмечал, что Островский не был обличителем «самодурства»; понятие «самодурства» слишком узко. Островский показывает народную жизнь во всех ее проявлениях и особенностях. Так, Кабаниха стремится «законсервировать» устои, естественные на Руси. В этом она не одна — приверженность к консерватизму свойственна людям. «Домостроевские» законы хоть и устарели, но остались законами. А возможно ли жить без правил?

Таким образом, расхождения в оценке образа Кабанихи только подтверждают талант Островского в умении изображать драму народной жизни.

Экранизации

В 1933 году на экраны вышла экранизации «Грозы», режиссером которой выступил Владимир Петров. Роль Кабанихи исполнила Варвара Массалитинова. Фильм получил награду на Венецианском международном фестивале как лучший фильм, представленный публике.

В 1977 году Феликс Глямшин и Борис Бабочкин сняли телеспектакль «Гроза» по одноименному произведению Островского. Красочная кинокартина пришлась по душе телезрителям. Деспотичную купчиху сыграла актриса Ольга Харькова.

В 2021 году режиссеры вновь обратились к творчеству писателя. Андрей Могучий поставил собственную интерпретацию «Грозы». Телеспектакль сочетает архаику и авангардизм. Образ Кабанихи на сцене воплотила народная артистка России Марина Игнатова.

  • Анализ диалогов героев «Грозы» позволяет сделать вывод, что Кабаниха воспитана в старообрядческой вере. Поэтому женщина отвергает нововведения, даже железную дорогу.
  • В театре купчиху часто изображают пожилой женщиной. Хотя писатель не указывает возраст героини, персонажу едва ли больше 40 лет.
  • Островский наградил Марфу Игнатьевну говорящим именем и фамилией. «Марфа означает «госпожа», а фамилия Кабанова распространена среди купечества. Прозвище «Кабаниха» женщина получила за упрямство, котором прославилась среди жителей города.
Читайте также:
Город Калинов и его обитатели: сочинение

Черты характера

Кабаниха — лицемерная и злая старуха, имеет признаки мании величия. В её речи никогда не было ни единого доброго слова. Больше всего ценит общепринятые обычаи. У неё есть привычка проецировать свои убеждения на всех.

Это совершенно безумная женщина, тиран и диктатор. Кабаниха просто представить себе не может, что люди могут жить не так, как она считает правильным. Доверительные отношения с ней выстроить невозможно. Постоянные ругательства и скандалы были обыденным явлением в её доме. Портрет внешности героини автор предлагает составить самостоятельно, об этом в произведении нет ни слова.

Цитаты

«Не очень-то нынче старших уважают».

«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут».

«Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор, как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

«Как зачем бояться?! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

«Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

Образ Кабанихи в пьесе Островского Гроза (характеристика Кабановой)

В творчестве А.Н. Островского пьеса “Гроза” является одним из наиболее известных произведений. Одной из главных героинь пьесы, несущей в себе отрицательные черты, является Кабаниха, а точнее – Марфа Игнатьевна Кабанова. Она выступает прообразом русского купечества.

Фамилия героини говорит сама за себя. Она довольно точно характеризует свою хозяйку, в этом можно убедиться с первых минут знакомства с ней. Кабаниха – обеспеченная вдова, лицемерная и хладнокровная особа. У нее есть сын Тихон, жена которого Катерина, проживает вместе с мужем в доме его матери. Также Кабанова имеет дочь Варвару. Обоим своим детям Кабаниха навязала свою неоспоримую волю. Но основным проступком Кабановой можно считать то, что она воспитала сына Тихона бесхарактерным и безвольным человеком, неспособным защитить свою супругу от нападок своей деспотичной матери.

Важную роль для Кабанихи играют жизненные устои, порядки и обычаи, принятые в обществе. Основные принципы для нее заключаются в приказах и дисциплине, основанной на страхе. Она – деспотичная, властная женщина. Кабаниха требует беспрекословного подчинения. Ее боится вся семья. Однако на людях она умело прикидывается больной, непонимающей и немощной старушкой. Кабаниха – натура противоречивая. Она обижает свою семью, но при этом подает милостыню нуждающимся. Она тратит на них немалые деньги. Она верит в Бога, но совершает злые поступки.

Кабанова любит читать нравоучения своим домашним, упрекать и высмеивать их. Кабаниха унижает и своих детей, и свою невестку Катерину, которая страшно боится свою родственницу, считая ее бесцеремонной и грубой женщиной. Кабаниха принуждает Катерину слепо следовать ее велению. Единственное сходство между этими двумя героинями – это уважение старины. Только понимают они ее совершенно по-разному. Кабанова считает, что молодые люди должны подчиняться указанием старых. Для Катерины же старина – это светлые чувства любви и уважения.

Кабаниха ревнует сына к его супруге, она ненавидит свою невестку, упрекает при каждом удобном случае. Именно неблагоприятное влияние и омерзительное отношение Кабановой довело Катерину до самоубийства, после которого Варвара ушла из дома, а Тихон запил. Семья Кабанихи распалась, но даже эта ужасная череда событий не изменило характер Кабанихи и ее жизненный подход. Она по-прежнему не лишена ханжеского отношения к людям.

Сочинение 2

В пьесе «Гроза» написано Островским, рассказывается об одном центральном и негативном персонаже как Кабаниха.

Кабаниха так прозвали ее простой народ, а полное имя ее было Марфа Игнатьевна Кабанова. Она очень хорошо дружит со своим кумом Диким. Такая крепкая дружба держится на том что они оба негативнее персонажи и очень похожи за характером. Сама же Кабаниха имела очень хорошее финансовое состояние. Для общества она старалась быть толерантной, но на дело ей было очень далеко до повадок дворянки. Марфа жестокая и грубая женщина, обладающая твердым характером. Кабаниха живет по старым принципам и обычаям, она не может понят что мир изменился и жить так как она привыкла уже нельзя.

Марфа всегда думала, что ум приходит с годами, молодые люди не могли бить умнее стариков. Со своими старыми привычками она уверена, что дети должны боготворить своих родителей, а жена всегда слушать мужа. В семье Марфа проявляет все силу своего характера. У ее в семье три человека это дочь, сын и невестка. Кабаниха со всеми из них не ладит.

В основном конфликты происходить из-за характера матери которая любит поскандалить. Марфа все время лезет в семью сына, не давая ему ничего делать самостоятельно, пытается контролировать каждый его шаг. Но в тоже время высказывать все свои недовольства и в адрес невестки, всегда находит повод что бы упрекнуть. Дочь что бы не быть в центре скандалов, так как поняла, что бить правой и доказать свою позицию у нее не получиться, потому она научилась лгать собственной матери. В пьесе дочь убегает с дома, как это ее последний шанс на нормальную жизнь и подальше от тирании матери. А сын с невесткой так и не думали, как поменять свое положение, они все время терпели оскорбления и унижения со стороны Кабанихи. Невестка Катерина что бы почувствовать себя счастливой изменила Тихону, но из-за своих моральных ценностей призналась мужу. А когда об этом узнала Кабаниха она так надавили и унизила невестку что та закончила жизнь самоубийством. Когда сын узнал, что его мать довела невесту до смерти, он нашел в себе силы дать отпор матери.

Читайте также:
Екатерина в драме Гроза: сочинение

Марфа Игнатьевна всегда играла на окружающий, пыталась показать себя с наилучшей стороны. Однако все люди знали какая она на самом деле и в открытую это обсуждали.

Автор так хорошо описал негативный образ Кабанихи, что читатель может увидеть этот образ, состоящий полностью из негативных качеств характера человека. Все время Марфа пытается оставить старые привычки и обычаи, но он все равно рушиться.

Характеристика Кабанихи

Пьеса «Гроза» – одно из лучших творений А. Н. Островского, писателя XIX века. Она была написана осенью 1859 года. Летом этого же года писатель отправился в экспедицию по Волге для изучения местного населения. В ходе этого путешествия А. Н. Островский часто записывал себе в дневник разные заметки, из которых позже сложились образы героев пьесы. А город Калинов стал воплощением ряда селений и городков Поволжья.

В пьесе рассказывается о взаимоотношениях между обычными людьми и теми, кто имеет большой статус в обществе, в повседневной жизни, а также автор затрагивает тему семейных отношений и ценностей. Все действия и события происходят в вымышленном городе Калинове, в котором царит атмосфера несправедливости и жестокости. Власть над этим городом фактически принадлежит двум влиятельным людям: Кабанихе и Дикому. И он, и она – представители купеческого сословия в этом городе. Но большее внимание в этой пьесе писатель уделяет Кабанихе, а не Дикому. Давайте рассмотрим её образ и роль поподробнее.

Кабаниха – богатая, властная и жестокая женщина, также вдова. Сильнее всего её власть ощущается в семейных отношениях. У неё есть сын Тихон Кабанов, который женат на Катерине. Главой же семьи считается сама Кабаниха. Тихон – это человек, который почти не заметен в этой семье. Тихон слабохарактерный, поэтому, когда его мать принимает какие-то решения, которые ему не нравятся, он не может ей возразить. Катерина – обычная и добрая девушка. До свадьбы с Тихоном она была свободной и независимой и жила вместе со своей матерью. Но после она попала в семью Кабановых, где существовало практически крепостное право. Катя любила Тихона, но свободу она любила больше, поэтому чувства к сыну Кабанихи начали постепенно ослабевать, и она влюбилась в другого. Вскоре Катерина решила признаться в измене мужу при всех, что стало для неё огромной ошибкой. Кабаниха, услышав всё это, усилила давление на девушку. Как раз это и стало последней каплей для Катерины, поэтому она совершила самоубийство в знак протеста. Во всём этом ярко показана роль и влияние Кабанихи. Она постоянно диктовала свои правила и отдавала приказы всем членам семьи, не спрашивая их мнения. И никто ничего не предпринимал, так как все её боялись.

В общем, образ Кабанихи свойственен и людям в реальной жизни, так как в каждом человеке есть частичка этих «злых» качеств, которые показал нам автор в лице Марфы Кабановой.

Образ Кабанихи в пьесе Гроза

Популярные сочинения

Произведение имеет две авторские редакции, поскольку после выхода первоначального текста повесть негативно воспринимается критикой, и писатель вносит в текст сочинения изменения в сюжете, стиле изложения

Картина И.Э. Грабаря «Зимнее утро» – самое душевное творение автора. В неё он вложил всю свою любовь к такому времени года как зима. Сам Грабарь ещё с раннего детства ожидал зиму в надежде на чудо

Мне очень нравится наш край! Я знаю, что многим приезжим тут тяжело – душно и жарко, рядом нет моря, хотя река Дон очень даже спасает. Я люблю свой город, станицы, бахчи, степи… В истории моей семьи всё это сыграло важную роль.

Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

Трагедия. Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка — Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов — денег, приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева, в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая их пением и красотой.

Читайте также:
Главные действующие лица пьесы А.Н.Островского Свои люди — сочтемся!: сочинение

Первый же диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная, беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой, подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости, цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах — идеал мужчины, Карандышев — честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов — близкий друг детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он, не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно доказывает это делом: продает “Ласточку”, отказывается от любимой девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству, выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй, единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли, оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность, порядочность. Именно поэтому она решает выйти замуж за бедного чиновника Карандышева и уехать с ним в деревню. Потеряв всякую надежду на счастье с любимым человеком, она хочет хотя бы понимания и уважения, честной, достойной жизни. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочувствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ее ответное чувство. Но многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать героиню счастливой. Это и попреки “цыганским табором”, и ревнивые придирки к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобная зависть к преуспевающим дельцам. Сама нелепая идея званого обеда — результат болезненного уязвленного самолюбия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то, и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скромной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. И Лариса произносит здесь почти пророческие слова: “Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите”. В финале драмы Карандышев найдет более точное и жестокое слово, которое ударит Ларису, как пощечина. Это слово — “вещь”. Именно оно помогает осмыслить причину трагической судьбы героини. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе красота, любовь, честь. Все это товар, имеющий своего покупателя. Ведь Кнуров и Вожеватов деловито заключают торговую сделку, разыгрывая Ларису в орлянку. Связанный “честным купеческим словом”, Василий Вожеватов, старинный друг детства, отказывает ей даже в жалости и утешении, чтобы уступить дорогу выигравшему Кнурову.

В финале драмы к потрясенной Ларисе приходит прозрение. Она осознает себя вещью, которой распоряжаются по своему усмотрению окружающие люди. Жестокость этого открытия вызывает в героине отчаянный протест, который выражается в мысли о самоубийстве. Но у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход — бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. В таком случае она станет по крайней мере дорогой вещью богатого хозяина. Такое решение означает нравственную смерть героини, от которой ее спасет выстрел Карандышева. Последние слова Ларисы — это благодарность за то, что она избавлена от унижения и окончательного падения. Для нее, как и для Катерины Кабановой, нет места в жестоком мире выгоды, наживы, обмана и предательства. Таким образом, замечательная драма Островского “Бесприданница” раскрывает конфликт чистой, честной, одухотворенной личности с обществом, где все подчинено могущественной власти денег.

Читайте также:
Жертвы темного царства в пьесе Гроза: сочинение

Сочинение: Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского “Бесприданница”)

Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского “Бесприданница”)

Трагедия. Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка — Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов — денег, приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева, в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая их пением и красотой.

Первый же диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная, беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой, подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости, цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах — идеал мужчины, Карандышев — честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов — близкий друг детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он, не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно доказывает это делом: продает “Ласточку”, отказывается от любимой девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству, выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй, единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли, оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность, порядочность. Именно поэтому она решает выйти замуж за бедного чиновника Карандышева и уехать с ним в деревню. Потеряв всякую надежду на счастье с любимым человеком, она хочет хотя бы понимания и уважения, честной, достойной жизни. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочувствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ее ответное чувство. Но многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать героиню счастливой. Это и попреки “цыганским табором”, и ревнивые придирки к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобная зависть к преуспевающим дельцам. Сама нелепая идея званого обеда — результат болезненного уязвленного самолюбия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то, и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скромной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. И Лариса произносит здесь почти пророческие слова: “Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите”. В финале драмы Карандышев найдет более точное и жестокое слово, которое ударит Ларису, как пощечина. Это слово — “вещь”. Именно оно помогает осмыслить причину трагической судьбы героини. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе красота, любовь, честь. Все это товар, имеющий своего покупателя. Ведь Кнуров и Вожеватов деловито заключают торговую сделку, разыгрывая Ларису в орлянку. Связанный “честным купеческим словом”, Василий Вожеватов, старинный друг детства, отказывает ей даже в жалости и утешении, чтобы уступить дорогу выигравшему Кнурову.

Читайте также:
Тема «горячего сердца» в произведениях Островского: сочинение

В финале драмы к потрясенной Ларисе приходит прозрение. Она осознает себя вещью, которой распоряжаются по своему усмотрению окружающие люди. Жестокость этого открытия вызывает в героине отчаянный протест, который выражается в мысли о самоубийстве. Но у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход — бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. В таком случае она станет по крайней мере дорогой вещью богатого хозяина. Такое решение означает нравственную смерть героини, от которой ее спасет выстрел Карандышева. Последние слова Ларисы — это благодарность за то, что она избавлена от унижения и окончательного падения. Для нее, как и для Катерины Кабановой, нет места в жестоком мире выгоды, наживы, обмана и предательства. Таким образом, замечательная драма Островского “Бесприданница” раскрывает конфликт чистой, честной, одухотворенной личности с обществом, где все подчинено могущественной власти денег.

Читать сочинение по литературе: “Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского “Бесприданница”)” Страница 1

Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского “Бесприданница”)

Трагедия. Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка — Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов — денег, приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева, в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая их пением и красотой.

Первый же диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная, беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой, подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости, цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах — идеал мужчины, Карандышев — честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов — близкий друг детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он, не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно доказывает это делом: продает “Ласточку”, отказывается от любимой девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству, выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй, единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли, оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность, порядочность. Именно поэтому она решает

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

“РефератКо” – электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: