Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Сочинение Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза Островского

В пьесе Островского «Гроза» выделяют двух ярких героинь – Катерину и Варвару. Несмотря на общие черты, эти героини несут разные представления о жизни, любви и честности. Поэтому девушек можно назвать разными и выделить особенности каждой.

К общим чертам мы можем отнести тот факт, что обе героини живут в одной семье. Варвара является дочерью Кабанихи, достаточно строгой и властной женщины, а Катерина замужем за ее сыном – Тихоном. Обе девушки молоды и красивы, требуют настоящей любви. Обе страдают от деспотичной Кабанихи, которая постоянно тиранит девушек. Героини хорошо дружат, готовы поделиться своими секретами друг с другом и дать советы. Но сколько бы не было общего между Катериной и Варварой, различий все равно будет больше.

Девушки росли и воспитывались в разных условиях. Катерина росла в любви и заботе, мама души не чаяла в ней, баловала и одевала дочь как куклу. Варвара же выросла в семье Кабановых, где, казалось, всегда царил домострой. Чтобы выжить в такой семье, Варваре пришлось научиться врать и с лёгкостью находить выход из-под контроля матери.

Хоть обе героини влюблены, они по-разному проживают эту любовь. Для Катерины встречи с Борисом означали измену мужу, вранье, которое скоро вскроется, и сильный грех. Несмотря на то, что Катерина свободолюбивая, не любит Тихона, а от этого и не хочет с ним жить, она все же пытается сохранить брак и всё-таки проявить какие-либо чувств к мужу, но ничего не выходит. Что же касается Варвары, то это девушка, которая готова обманывать и при этом всегда выходит сухой из воды. Она скрывает свои отношения с Кудряшом. Для нее все просто, она гуляет с тем парнем, который нравится.

Смотря на ситуацию Катерины, как она мучается, живя с нелюбимым, Варвара уговаривает подругу встретиться с Борисом, советует не терзать себя и быть с тем, кого любит. После долгих уговоров Катерина соглашается на встречу. Но после этого Катерину терзают мысли о том, что она совершила грех и на нее все косо смотрят. Для Варвары такие скрытые встречи – это обычное дело, для которого она готова пойти на любую хитрость. Свои интересы и желания она ставит превыше всего.

В итоге Катерина понимает, что не может так жить. Она не может все время изменять мужу, но и быть с ним сравнимо с тюрьмой. Жить без любви и воли она не видит смысла, поэтому Катерина бросается в Волгу. А Варвара сбегает из дома с Кудряшом. И этот поступок был совершен не ради любви, а скорее чтобы доказать, что она это может сделать.

Сочинение 2

Александр Островский, является автором такого знаменитого произведения, под названием Гроза. Действия данного произведения происходит в вымышленном городе Калинов, находящегося на берегу реки Волги. К главной героине данного произведения, является жена Тихона, Катерина. Детство Катерины проходит в родительском доме, в котором она никогда не знала плохого слова, всегда была свободная и не знала что такое злость, и обида.

Однако, судьба решила иначе, девушка в раннем возрасте становится невесткой в доме Кабановых. Её муж Тихон, является добрым, тихим и абсолютно не уверенным в своих силах человеком. Вся власть в данном доме принадлежит её свекрови. За схожесть с её фамилией и за её скверный характер, ей дали прозвище, Кабаниха. В семье также проживает и дочь свекрови, по имени Варвара. Это девушка является похожей на мать, она изворотлива, хитра и лжёт матери глядя в глаза. Складывается впечатление что обе девушки являются пострадавшими, а также судьбы их являются очень похожими.

Но между девушками всё же есть свои определенные различия, в первую очередь в обстановке в которой они выросли. Катерина, выросла в объятиях матери, та её всегда холила и лелеяла, девушка росла свободной. Но при этом, она была очень эмоциональной, очень чувствительной. Девушка росла с единственной мечтой, создать крепкую и надежную, любящую семью. Прошли года, теперь она не могла просто так сбежать, сесть в лодку и уплыть подальше.

Варвара, выросла в семье, которая имела власть и должна была, соответствовать своей семье, за это она несла определенную ответственность. Девушка выросла под началом строгой, жестокой матери, любви и ласки ей всегда не хватало. Именно поэтому, она выросла и стала изворотливой и умела искусно лгать.

Перед этими девушками всегда вставала один и тот же вопрос, стоит ли начинать, прогибаться под законы темного царства, или же нужно начать думать о себе, и жить так как им того хочется. Данные героиня является похожими друг на друга, однако если присмотреться поближе, они являются совершенно разными. Когда наступает момент и Катерина больше не может сдерживать тяжесть груза, греха, которая она возложила на свои плечи, а именно, она больше не может скрывать, о том что изменила своему мужу, она покинула этот мир утопившись.

Когда выбор встал перед Варварой, девушка предпочла выбрать жизнь и сбежала со своим возлюбленным, вместо того чтобы следовать законам темного царства в котором она проживала всю свою жизнь.

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза

Популярные сочинения

Сочинения по произведениям Карамзина

Пожалуй, ответов на этот вопрос будет столько же, сколько есть людей. Ведь прощение измены – это действие очень личное, связанное с характером, ценностями, убеждениями того, кому нужно принимать решение о прощении

Читайте также:
Изображение мира московского купечества в комедии Свои люди сочтемся!: сочинение

Казалось бы, весна – одно из самых романтичных времен года. Однако картина Ромадина показывает нам обратное. Весна (особенно ранняя) также может быть и опасной – реки выходят из берегов

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в «Грозе»

В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в «Грозе». По ряду причин этих двух героинь лучше рассматривать в неразрывной связи. Поступки одного героя красочнее иллюстрируют характер другого, как бы оттеняя его, и наоборот. Эти персонажи интересны сами по себе, но при анализе и детальной сравнительной характеристики Катерины и Варвары из «Грозы» Островского открываются новые грани каждого образа. Благодаря сравнению героинь «Грозы» можно намного лучше понять особенности характера каждого персонажа.

Что может сказать читатель о Варваре и Катерине, когда впервые видит героинь в наиболее привычной обстановке: Тихон покорно соглашается с матерью, а Кабаниха винит во всём Катерину, попутно жалуясь на жизнь? Девушки ведут себя по-разному. Можно заметить, что все реплики Варвары сопровождаются ремаркой «про себя». То есть девушка высказывает своё мнение и недовольство сложившейся ситуацией, но предпочитает, чтобы о её мыслях никто не знал: «Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!», «Варвара (про себя). Нашла место наставления читать». Катерина не боится сказать о своих чувствах открыто. Катя чувствует обиду от безосновательных обвинений в том, чего не совершала: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Хотя логичнее предположить, что именно дочь, то есть Варвара, будет высказывать матери претензии. Тем не менее, когда Кабаниха уходит, Варвара, в отличие от Катерины, набрасывается на Тихона: что же это за муж, который не может защитить жену от тирании свекрови. Варваре противно смотреть на Тихона, она понимает, насколько он жалкий и безынициативный человек. Ей жаль Катю, которая вынуждена жить с Тихоном. Ошибочно полагать, что Катя не замечает недостатков Тихона, но она выше жалости к себе. И со стороны Варвары ей нужна вовсе не жалость.

Здесь открывается другая сторона персонажей, по-новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность — широта души. Варвара отличается от калиновцев, но всё же говорить о таком же глубоком понимании мира нельзя. Катя невероятно тонко чувствует мир, каждое дыхание, каждый луч солнца. Она религиозна, поэтому в её миропонимании большое значение имеют христианские образы-символы (например, ангелята и пение). Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку. Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип — чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал. Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей. Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.

Катерине свойственно больше рефлексировать на тему отношений и чувств. Любовь к Борису изначально страшит Катю, поэтому девушка старается отказаться от возникших переживаний. Для Варвары такая ситуация в принципе невозможна, потому что если ей нравится молодой человек, она гуляет с ним, а если понравится другой, то, соответственно, пойдёт гулять с тем. Она научилась скрывать это, поэтому предлагает такой вариант Кате. Но Катерина отказывается. Она понимает ответственность, которую влечёт за собой измена и ложь. Варваре тяжело видеть страдания девушки, поэтому она договаривается с Борисом о встрече от имени Кати.

Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.

Варвара до последнего старалась уговорить Катю не рассказывать о тайных свиданиях с Борисом, но Катя была полна решимости признаться в содеянном. На эту ситуацию девушки смотрят с разных точек зрения. Для Варвары главным было собственное счастье, которое могло бы оборваться. А смолчав тайные встречи можно было бы продолжать. Катя Кабанова считала иначе. Для неё это были не просто ночные прогулки с тем, кто был ей симпатичен. Кате пришлось сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний разлад героини. Девушка не могла жить в гармонии с собой, зная, что обманывает всех, в том числе и себя.

Читайте также:
«Гроза» – это отражение жизни русской провинции: сочинение

Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь. Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом. Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары — героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» — выдающееся произведение писателя, в котором показан протест против засилья самодурства и ханжества, царивших в купеческой среде в середине 19 века. На этот протест решаются главная героиня пьесы Катерина и сестра её мужа Варвара. Сравнительная характеристика Катерины и Варвары поможет лучше понять особенности их образов и причину их неприятия устоев и правил «тёмного царства».

Происхождение, детство, юность

Обе героини, Катерина и Варвара, — купеческие дочери. Воспитание получили в доме своих родителей. Катерина, вспоминая свою жизнь в родительском доме, говорит Варваре: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле» (действие 1, явление 7).

Не знала она печали в родной семье, всего у неё было довольно, мать в дочери души не чаяла, наряжала, как куклу. К работе Катерину не принуждали, и она делала, что хотела: разводила в доме цветы, гуляла по саду, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы странниц, ходила в церковь.

Варвара росла в доме своей матери в похожей обстановке: и сад у Кабанихи есть, и странниц всегда привечает набожная Марфа Игнатьевна. К дочери Кабанова относилась хорошо, отпускала её со двора погулять, ласково приговаривая: «Гуляй, пока твоя пора не придёт. Ещё насидишься!» (действие 2, явление 9).

Отношение к порядкам в доме Кабанихи

Варвара, выслушав рассказ Катерины о детстве в родном доме, с удивлением заметила: «Да ведь и у нас то же самое». Но Катерина говорит: «Да здесь всё как будто из-под неволи». Она чувствует, что набожность Кабанихи неискренняя, ведь та нищим помогает, а на всех в доме постоянно ворчит. Атмосфера в доме Кабанихи тяжела для вольнолюбивой, искренней Катерины. Властная свекровь хочет, чтобы сноха была покорна по отношению к ней, а мужа своего боялась. «Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел…» — говорит Катерина (действие 2, явление 10). В доме Кабанихи, в котором постоянно останавливаются странницы, всё время слышно ворчание хозяйки: она учит своих детей и сноху уму-разуму, учит соблюдать старые семейные традиции и домостроевский уклад.

Не по нраву порядки в доме матери и Варваре. Но эта непокорная, своевольная девушка нашла выход — стала лгать матери, чтобы та не надоедала своим ворчанием. Лжёт не только Варвара. Она увидела, что всё в их доме держится на обмане, и приспособилась к этому. «А по-моему — делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», — говорит Варвара Катерине.

Любовь

Раньше в патриархальных семьях девушек замуж выдавали не по любви, а по сговору. Многие люди так и жили, без любви к мужу или жене, зная только любовь к своим родителям и детям. А Катерина захотела романтической любви и полюбила Бориса, так непохожего на окружающих и обхождением, и одеждой, и манерой поведения. Она полюбила его, ни разу не поговорив с ним, не узнав, что это за человек, поэтому и не поняла, что он ничем не лучше её мужа Тихона и отличается от него только тем, что образованный.

Сначала Катерина противится своему влечению к Борису, но потом бросается в любовь к нему, как в омут. Борьба в этой молодой женщине между чувством долга супружеской верности и страсти к Борису и является предметом драмы «Гроза».

У Варвары есть любимый парень — конторщик купца Дикого Ваня Кудряш. Ей по нраву его весёлый нрав, смелость, бесшабашность. И Варвара, и Кудряш — жизнерадостные, неунывающие молодые люди, они осознают свои права на счастье.

Отношение героинь друг к другу

Катерина относится к сестре мужа хорошо, доверчиво рассказывает ей о своём детстве, раскрывает свою душу и даже признаётся, что полюбила другого человека.

Варвара защищает Катерину от упрёков мужа, заявившего жене: «…всегда мне за тебя достаётся от маменьки!» (действие 1, явление 6). Узнав, что Катерина мучается, считая за грех свою любовь к Борису, Варвара жалеет её и говорит, что, когда Тихон уедет, тогда можно встречаться с Борисом. Катерина в страхе отказывается от этого, на что Варвара говорит: «Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» (действие 1, явление 7).

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось ещё», — сочувствует Варвара Катерине (действие 2, явление 2).

Читайте также:
Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины cильным русским характером?: сочинение

Отношение к Кабанихе и Тихону

Свободолюбивой и жизнелюбивой Варваре не по нраву постоянное ворчание матери, хотя Кабаниха к ней меньше придирается, чем к сыну и снохе. Брата девушка не уважает за рабский характер, она говорит Катерине, что его не за что любить.

«А ещё говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя» — заявляет сестра брату, услышав, как он упрекает Катерину, что из-за неё мать его «поедом ест, проходу не даёт» (действие 1, явление 6).

Катерина говорит Кабанихе, стараясь её задобрить: «Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Но всё же, вероятно, это не так: уж очень сурова Кабаниха, не то что любящая родная мать.

Катерине жалко робкого, приниженного властной матерью, Тихона. Чувствуя, что без мужа с ней может случиться беда, она просит его взять её с собой в поездку и слышит в ответ: «…с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!»

«Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» — сокрушается Катерина (действие 2, явление 4). Она долго старалась уверить себя, что любит Тихона, но слова и поведение мужа не внушали ей даже уважение к нему.

Черты характера и поступки, в которых они проявляются

Характеры Катерины и Варвары абсолютно разные. Автор подчёркивает это, дав им значимые имена: Катерина в переводе с греческого означает «чистая», а Варвара — «дикарка», «иноземка» («иноземность» Варвары в том, что она ведёт себя, как язычница, а не как христианка).

У Катерины чувствительная, мечтательная натура. Мечтает она о романтичной любви, признаётся Варваре, что хотела бы кататься «на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей» с любимым человеком. Она говорит Варваре, что предчувствует свою скорую смерть.

Катерина набожна, религиозна, но это не остановило её совершить грех прелюбодеяния. Это свидетельствует не о силе её характера, как считают некоторые, а о слабости. У неё не хватило силы воли противиться своему влечению к Борису.

Катерина боязлива, боится пророчества полусумасшедшей барыни, боится грозы, так как ей страшно явиться перед богом, не раскаявшись в своих помыслах лукавых.

У Катерины горячий нрав, который её и погубил. Она говорит Варваре, что, если уже не сможет терпеть жизнь в доме Кабанихи, то ничто её не удержит: «…не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь» (действие 2, явление 2).

Боязнь перед Божьим судом за грех стала причиной прилюдного раскаяния Катерины в неверности мужу. Далее у неё не хватило христианского терпения выносить упрёки свекрови за свой грех, и она бросилась в Волгу. Всё это свидетельствует, скорее всего, не о силе, а о слабости характера Катерины, не нашедшей в себе силы пострадать здесь, в этом мире, за свой грех.

Сходство характеров Катерины и Варвары состоит в свободолюбии этих героинь. Но, в отличие от Катерины, Варвара практична, расчётлива, реально смотрит на жизнь, наблюдательна и находчива, хитра. Она скрытна, научилась обманывать, знает, как обойти запреты своей суровой матери.

Жалея свою сноху за то, что она мучается, полюбив Бориса, Варвара взялась помочь им встретиться. Она попросила у матери позволения спать в саду вместе с Катериной, своровала у матери ключ от садовой калитки, заменив его другим, и помогла Катерине встретиться с Борисом у этой калитки. Но характер Варвары неоднозначен. Возможно, в этом случае, она действовала эгоистически, ведь это ей нужен ключ от калитки, чтобы по ночам встречаться с Кудряшом, а спать в саду ей одной, без Катерины, мать бы не разрешила.

Практичная девушка всё предусмотрела: направляясь гулять, оставила в саду прислугу Глашу, чтобы она подала сигнал, если Кабаниха направится ночью в сад. Но Варвара не могла предположить, что Катерина признается свекрови и мужу в измене. Кабаниха, узнав, что и Варвара ходила ночью на свидание, «стала её тиранить и на замок запирать» (действие 5, явление 1).Смелая и свободолюбивая девушка не стала терпеть такого угнетения со стороны матери и убежала из дому с Кудряшом.

Протест героинь против «тёмного царства»

Безотрадна жизнь Катерины в доме Кабанихи. В монологе молодая женщина сокрушается: «…горька неволя, ох как горька! Живу, молюсь, просвету себе не вижу!» (действие 2, явление 9).

Тяжело Катерине жить под властью деспотичной ханжи Кабанихи, а когда полюбила Бориса, стало ещё тяжелее. Старалась она делать всё, чтобы не нарушить мира в семье, старалась найти любовь и понимание у мужа, а когда не нашла, не пощадила себя и мужа, и безрассудно вступила в связь с Борисом, надеясь найти в его сердце родственный отзыв.

После возвращения мужа Катерина со всей ясностью осознала свой грех супружеской неверности, казнила себя и, под влиянием страха перед грозой (в её понимании, карой небесной), прилюдно призналась в своей неверности. Неволя в доме Кабанихи стала для Катерины ещё тяжелее, и она предпочла утопиться, чем мучиться упрёками свекрови. Примечательно, что Катерина поступила вопреки своим словам: «Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься» (действие 3, сцена 2, явление 3). Не смогла она вытерпеть «людского суда», не захотела быть жертвой властной свекрови, не захотела страдать и бросилась в Волгу.

Читайте также:
Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

Варвара, исповедующая полную внутреннюю свободу («делай, что хочешь»), тоже выразила свой протест против устоев «тёмного царства», требующих, чтобы было «шито да крыто». Совершив побег с Кудряшом, она уже будет жить так, как ей хочется, а не так, как требует ханжа Кабаниха.

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (таблица)

Общее между героинями

Различие между героинями

Вывод

В драме А. Н. Островского «Гроза», по словам Н. А. Добролюбова, есть «что-то освежающее и ободряющее», обнаруживающее «шаткость и близкий конец самодурства».

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары показывает причину различия протеста этих свободолюбивых героинь против гнёта «тёмного царства», и каждый сам может определить, какой из этих протестов более решителен.

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе Островского сочинение

Катерина и Варвара яркие образы произведения «Гроза» написанное А.И Островским. Девушки не смотря на некоторые схожие черты характера по своему образу различны.

Катерина и Варвара главные героини произведения. Объединяет их то, что обе девушки из одной семьи. Варвара дочь Кабанихи, властной, деспотичной женщины. А Катерина замужем за сыном Кабанихи, Тихоном, который является братом Варвары. Несмотря на то, что девушки являются друг другу родственницами, они еще и близкие подруги. Они близки в своих разговорах, доверяют друг другу свои тайны и секреты. Варвара очень трепетно относится к Катерине, любит, жалеет ее. А Катерина отвечает ей взаимностью. Обе девушки молоды, красивы, статны. Объединяет девушек тот факт, что обе они являются жертвами Кабанихи, властной богатой купчихи. Но помимо схожих черт, много в их образах различий.

Главной героиней пьесы является девушка Катерина Кабанова. Не зря автор выделяет ее от всех других персонажей, называя ее «лучом света в темном царстве». Она сильно отличается от других персонажей в произведении. Своей чистотой, скромностью, правильностью, она притягивает читателя. Девушка не стремится быть похожей на свою деспотичную свекровь, не хочет подчинять других своей воле, а хочет жить открыто, свободно и честно. Презирает унижение и вранье. И именно честность перед самой собой губит её жизнь. Своего мужа она не любила. Но потом встретился ей человек, к которому у нее проявились чувства. Это и приводит к трагичному концу произведения. Терзая себя тем, что она предала мужа, она бросается в воду.

Несмотря на то, что Варвара подруга Катерины они различаются чертами характера. Чтобы выжить в своей семье Варвара научилась обманывать и притворять, чего не умеет Катерина. Но, не смотря на это, Варвара сохранила в себе прямоту по отношению к другим. Катерина мечтательница по жизни, но её подруга не может понять ее в этом. Варвара считает, что нужно добиваться своего счастья и не терзать себя в этом, тем более, когда с твоим мнением не считаются. Она как и все в их доме терпит обиды ее матери, но учиться жить с этим. Варвара не страшится свою деспотичную мать, с легкостью находит выход над ее управой, она сбегает с женихом из дома.

Таким образом, в пьесе А. И Островского «Гроза» показаны яркие, но противоречивые друг другу образы. Характер каждой из девушек оттеняет друг друга. В сравнении нам раскрываются разные грани каждого образа.

Сочинение Катерина и Варвара

Пьесу А. Н. Островского «Гроза» можно отнести к неувядающим творениям, способным оставаться востребованными на протяжении столетий. В чем же секрет актуальности этого произведения?

Написанная в 1859 году, пьеса до сих пор продолжает волновать сердца читателей своей искренностью, проблематикой и системой разноплановых образов.

Пожалуй, очень весомыми фигурами в пьесе являются образы Катерины и ее золовки Варвары.

Катерина – жена Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Это очень мечтательная натура. С ностальгией вспоминает она о том, как хорошо, свободно жилось ей в родительском доме, где все ее любили и лелеяли.

Замужество не принесло ей ожидаемого счастья. Напротив, оно стало для нее наказанием. Правда, непонятно за какие грехи. Дом Кабановых для нее — это все равно что клетка для птицы с закрытой дверцей. Отношение матери к Катерине несопоставимо с тем, как относится к ней свекровь, привыкшая властвовать над всеми. Для невестки она становится настоящим палачом. Кабаниха и шагу не дает невестке ступить без поучений да упреков. И сына своего она пытается настроить против жены, указывая ему на недостатки и промахи Катерины.

Кабаниха и дочь свою Варвару поучает, да только та ее и не воспринимает. Варя слушает, что говорит мать, но не придает значения ее нравоучительным речам. Эта девушка нашла способ противостоять материнскому деспотизму и произволу через молчаливое противостояние. У нее своя тактика: делай, что и как хочешь, только чтобы никто не узнал об этом. Она и невестке старательно прививает те же мысли.

Однако Катерина не похожа на Варю, вставшую на путь обмана. Изменив Тихону, Катерина не в силах держать в себе эту тайну. Тяжелым камнем лежит она на сердце молодой женщины.

Почему же такая скромная, богобоязненная женщина, как Катерина, смогла предать мужа, найти ему замену, лишь только тот успел уехать из дома? Как решилась на такое?

Читая пьесу, читатель становится свидетелем душевных мук Катерины, оказавшейся перед нелегким нравственным выбором – быть с Борисом, которого она полюбила, или жить с безвольным мужем и терпеть издевательства свекрови. Подталкиваемая Варей, Катерина все же выбирает тайные встречи с любимым человеком.

Читайте также:
Образ Кулигина в пьесе А. Н. Островского Гроза: сочинение

Стало ли ей легче от того, что она сблизилась с Борисом? Очевидно, нет. Кроме того, ей теперь несравнимо хуже и тяжелее. К боли от унижений, которые ей приходилось терпеть от Кабановой, добавилось теперь и чувство стыда, несмываемого позора. Да и является ли Борис тем человеком, ради которого можно принять подобный грех на душу? Наверное, нет. Борис такой же безвольный и запуганный, как ее муж Тихон. Так стоило ли пачкаться?

Чистая душа Катерины не может принять такого позора. Она признается в содеянном во время грозы. Раскаты грома пугают бедную Катерину. Она считает, что это кара небесная, которая непременно ее поглотит.

В сцене признания Катерина проявляет решимость и смелость. Этими же качествами наделена Варвара. Однако у нее они подмешаны с хитростью. Варя всегда действует в своих интересах. Личная выгода для нее на первом месте. Под маской добропорядочности она проворачивает свои дела.

Катерина совсем другая. Отчаяние, нерешительность мужа, отсутствие в нем силы воли, тирания Кабанихи и, наконец, безвыходность ситуации подталкивают Катерину к греху, а затем толкают ее к волнам Волги.

«Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)»

А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное. Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А. Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, а. Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом. В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина — сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга. Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. Поэтому важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой. В ее голове прочно сложился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье. Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Их семья — одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. Поэтому героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать. Таким образом, обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, потому что они соответствуют ее внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех. Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни. Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей. Так, героиня потакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро. У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к ее несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого. В этом плане очень важен эпизод с ключом. В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары — делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» — одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о ее измене, ее некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством. Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины. В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в а, но каждую ждет свой путь в жизни, потому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

Читайте также:
События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза»: сочинение

Какая она — Варвара?

Варя является человеком реалистичным, она прекрасно понимает, что ее судьба зависит только от нее самой. Этим образ Варвары в пьесе «Гроза» существенно отличается от образа мечтательной Екатерины. Варвара понимает, что жизнь, которой живут люди в ее городе, уже не актуальна, поэтому она не боится критиковать слова своей матери. Это подчеркивает ее ум и характер.

Далее в пьесе перед читателем еще ярче раскрываются такие черты характера Вари, как мышление и проницательность. Она с легкостью догадывается, что замужняя Катерина тоскует по чужому мужчине. И пока та еще не до конца разобралась со своими желаниями, как Варя уже все поняла и начала строить планы.

Варвара достаточно прагматичная девушка. Она понимает, что не нужно ждать от окружающих ни жалости, ни сострадания и уж тем более беспрекословно выполнять чужие распоряжения. Но при этом ей удается не вступать в открытый конфликт с окружающими, создавая видимость приличия.

Сравнение 3

Катерина является главным персонажем пьесы. Варвара – один из основных героев, который помогает автору раскрыть образ Катерины. Их положение очень похоже. Обе героини молоды и являются членами одной семьи: Катерина замужем за Тихоном, а Варвара – его сестра. Обе испытывают на себе всю тяжесть характера Кабанихи – матери Тихона и Варвары. Они живут в одном городе Калинове и принадлежат к одной социальной среде мещанства. Героини одарены живым умом и характером, небезучастно воспринимая все происходящее. Они подруги и много общаются, делясь своими мыслями и впечатлениями. Обобщая сказанное, подчеркнем, что сходство образов в основном внешнее, связанное с обстоятельствами их жизни.

Глубокий анализ характеров героинь показывает, что у них больше различий. Взаимное сопоставление их мыслей, поступков, мировоззрения помогают лучше понять как образ Катерины, так и основной конфликт пьесы. Обе девушки тяготятся положением, в которое они поставлены, но по-разному к нему относятся. Катерина хочет быть верной женой, для немыслимы бесчестные способы изменения своей жизни. Она стремится быть честной, правдивой и искренней с собой, со своими близкими и во всех своих поступках. Именно поэтому тайные свидания с Борисом заставляют ее переживать, испытывать угрызения совести. В

арвара же не стесняется обманывать, хитростью добиваясь своих целей. Она спокойно относится в своим тайным встречам с Ваней, хотя знает, что мать этого не позволила бы ей. Когда возникает необходимость, она не останавливает перед побегом из семьи. Разговоры героинь также выявляют различие их натур. Катерина мечтательная, возвышенная, а Варвара мыслит практически, более конкретно. Таким образом, по своему духовному складу это непохожие личности. Однако трудно утверждать, что они прямо противоположны. Например, обе героини добрые, отзывчивые и чуткие, прекрасно понимающие в какой обстановке и с какими людьми они живут. Традиционно считается, что Катерина – положительный персонаж, а Варвара – если не отрицательный, то спорный. Однако с этой точки зрения некоторые важные поступки Катерины неоднозначны. Более верно сказать, что они разные и по-своему решает те задачи, с которыми сталкиваются. Читатель, таким образом, должен сам размышлять об особенностях характера героинь и определять свое отношение к ним.

Другие сочинения: ← Анализ пьесы Свои люди — сочтемся↑ ОстровскийОбраз и характеристика Большова в пьесе Свои люди — сочтемся →

Сходства и различия

Девушки выступают в пьесе как антиподы друг друга. Но есть в них и общие черты, например:

  • молодость;
  • приятная внешность;
  • стремление к свободе;
  • сильные личности;
  • чувство любви превыше всего.

Несмотря на то что героини относятся к одному слою населения, воспитание их сильно отличается. Отсюда и разные взгляды на окружающий мир и отношения к людям.

Чтобы лучше проанализировать образы, их жизненные позиции собраны в одной таблице:

Катерина Варвара
важное место в жизни занимает религия: близка к природе, восторгается каждому лучу солнца и распустившемуся цветку. деспотическое воспитание привело к приземлённым чувствам. Неважно, что происходит в природном мире
в диалогах с Кабанихой высказывает своё отношение, пытается показать свою личность чаще отмалчивается перед матерью, но высказывает всё за её спиной
не жалеет себя при непонимающем отношении к ней Тихона ругает брата за его слабохарактерность и несмелость перед матерью
стремление к радости в жизни стремление добиться желаемого любой ценой
честность и открытость ложь во спасение себя самой
множественные терзания нет места переживаниям и отчаяниям (что и помогло ей сбежать из дома)
Читайте также:
Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

Каковы взаимоотношения между главной героиней и городским окружением? Екатерина для жителей города Калинова ведёт себя странно: ей присуще широкая душа, а у них заложена мелочность. Поэтому калиновцы не могут разделить горе и реагировать иначе на откровенные излияния героини.

Варвара же, наоборот, «своя», «понятная» жительница. Ей легко находится и общаться со своим окружением. Интересно, почему Варвара не поняла Катерину. Ответ прост: разные условия жизни, и взгляды на окружающий мир.

Отношение к любви

По мнению дочери Кабанихи, нет ничего страшного в том, чтобы тайно встречаться любимым мужчиной. Ведь главное, чтобы о свиданиях не узнали окружающие. Живя в обстановке двуличия и лицемерия, дочка Кабанихи не ощущает себя запертой в клетке. Она не знает другого мира, и тот, где пребывает, кажется ей логичным и правильным. Наиболее яркие черты личности Варвары, через призму которых она относится к любви:

  • прагматичность;
  • цинизм;
  • лёгкость;
  • ветреность;
  • способность лгать;
  • умение скрывать свои чувства.

Катерина нежная и хрупкая, и к своим чувствам она относится трепетно, хотя и страшится их. Девушка раздумывает над своими переживаниями, пытается разобраться в себе, понимая, что измена и обман ей неприятны. У Вари другое мнение: ветреная особа идёт гулять с тем, кто ей нравится, и ничего, что сегодня это может быть один человек, а через несколько дней — другой.

Реалистичная Варвара

Образ Варвары в пьесе «Гроза» привлекает внимание своей реалистичностью. Варя не берет близко к сердцу чужие слова, замечая в них ханжество и обман. Это хорошо проявляется в момент, когда перед Варей и Катериной появляется некая сумасшедшая барыня, которая пророчит девушкам божью кару за все их грехи. В то время как Катерину одолевает испуг и непонятная тревога после услышанного, Варвара вовсе не переживает по этому поводу. Может быть, именно по этому ей намного легче живется в мире.

Но помимо всего, о Варе нельзя сказать, что она человек «с каменным сердцем». Варя способна на жалость, сострадание и понимание. Девушка искренне заботится о своей золовке Катерине, желая ей только добра и понимая ее чувства.

Можно сказать, что Варя хорошо разбирается в происходящем и в окружающих ее людях. Не может она понять только мечтательную Катерину, которая, на ее взгляд, так отличается от остальных.

Две противоположности

Варвара полна решительности, в отличие от своей золовки Катерины. Она реально оценивает недостойный характер своего брата и не видит ничего плохого в том, что Катерина ему изменяет. Будь Варя на ее месте, она бы так никому и не призналась в этой измене, но Катерина не способна молчать, она все рассказывает мужу. Можно ли считать Варю подлой или циничной? Нельзя ничего утверждать, ведь именно такой характер помогал ей справиться с условиями, в которых она росла.

В этом и заключается сравнительная характеристика образов. Катерина и Варвара в драме «Гроза» являются как бы противоположными мирами, которые пересекаются между собой. С помощью этих двух девушек автор пытался показать разные типажи людей, их поведение, сильные и слабые стороны.

Драматичны или комичны герои «Вишневого сада»? (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”)

А.П. Чехов называл «Вишневый сад» комедией. Значит, и герои этой пьесы должны были быть комичны. Но все не так просто, поскольку за «комедией» Чехова скрыта глубокая философская драма. Персонажи пьесы вызывают не только смех: в «Вишневом саде» ситуация из жизни отдельных людей внутренне связана с ситуацией из жизни страны.

Все герои в пьесе объединены, связаны одним общим признаком. Критики называют этот признак «принципом скрытой общности». Это значит, что все персонажи произведения не знают, как помочь исчезающему вишневому саду, не хотят или не могут сохранить этот символ уходящей России. Но, тем не менее, каждый из персонажей вносит свой вклад в его конечную судьбу.

Но это не значит, что все персонажи «Вишневого сада» похожи. Многие из героев все-таки противостоят друг другу. Среди них даже можно выделить контрастные пары: «Я ниже любви» Раневской и «мы выше любви» Пети Трофимова. У Фирса – все лучшее в прошлом, Аня – безоглядно устремлена в будущее. У Вари – старушечий отказ от себя ради родных, «имение ею держится», у Гаева – чисто детский эгоизм, он «проел имение». Комплекс неудачника у Епиходова и претензии наглого завоевателя – у Яши.

Но все же, при всех отличиях, персонажи пьесы имеют и сходства. Каждый из них – энтузиаст своей философии, своей правды. Каждый пролагает свой индивидуальный путь или тропинку. В финале же пьесы эти правды и пути сталкиваются друг с другом.

Очень характерно, что Аня во многом повторяет свою мать, Любовь Раневскую. И разве Петя Трофимов часто не напоминает недотепу Епиходова, а растерянность Лопахина не перекликается с недоумением Шарлотты?

Читайте также:
Главные действующие лица пьесы А.Н.Островского Свои люди — сочтемся!: сочинение

Принцип повторения в пьесе имеет всеохватывающий характер, который носит комическое значение. Важно, что комизм сходства, комизм повторения – основа комического в «Вишневом саде». Все герои по-своему смешны, и все участвуют в печальном событии продажи сада, ускоряют его наступление.

Смешное в пьесе Чехова имеет особую функцию: ситуации здесь не вызывают смех, а заставляют задуматься над происходящем. В этом состоит драматичность произведения Чехова. Гибнущий сад и несостоявшаяся любовь – две сквозные, внутренне связанные темы – придают пьесе грустно-поэтический характер. Однако Чехов настаивал на том, что создал «не драму, а комедию, местами даже фарс». И комичны не отдельные персонажи, такие, как Шарлотта, Епиходов, Варя. Отношения между персонажами, диалоги всех героев обнаруживают их полное непонимание друг друга. Мы наблюдаем разнобой мнений, реплики и ответы невпопад, комические повторы и повороты сюжета.

Но, вместе с этим, пьеса обладает лирическим, символическим подтекстом. После напряженных, взволнованных монологов, которые есть у всех персонажей – от Раневской, Лопахина, Трофимова до Пищика, Дуняши, Фирса – сразу следует комическая сцена или реплика, снижающая напряженность произведения. А через минуту вновь возникает лирический тон.

Сочетание лирического и комического, серьезного и смешного ведет к пониманию того, что у Чехова в «Вишневом саде» комедия в драме и драма в комедии. То же можно сказать и о героях пьесы: за внешним комизмом некоторых из них скрыта личная драма, как за внешним комизмом пьесы скрыта драма русского народа.

Интересно, что в «Вишневом саде» явно прослеживается пародийный мотив, который развивается в образах некоторых героев. Так, горничная Дуняша говорит своему возлюбленному, лакею Яше: «Я стала тревожная, все беспокоюсь. Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь». Дуняша – пародия на благородных барышень с хрупкими нервами, на те фигуры, которые давно отжили свое время. Она бредит тем же, чем когда-то бредили эти барышни: свиданиями при луне, нежными романами.

В пародийном свете представлены и фигуры фокусницы Шарлотты, конторщика Епиходова, лакея Яши. Именно в этих образах-карикатурах на «господ» с совершенной ясностью отражается полная призрачность, шутовская несерьезность всей жизни Гаевых и Раневских.

В одинокой, нелепой, ненужной судьбе Шарлотты Ивановны есть сходство с нелепой, ненужной судьбой Раневской. Обе они относятся к себе как к чему-то непонятному, ненужному, странному. Другая жизнь им представляется туманной, неясной, призрачной. Вот что говорит по этому поводу Шарлотта: «У меня нет паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне кажется, что я молоденькая». И ведь это не вызывает улыбок, а представляется печальным.
Раневская тоже не понимает своей жизни, она жалуется Пете: «Вы видите, где правда и где неправда, а я точно потеряла зрение». Галерея карикатурно-призрачных персонажей не несет красоты, и постоянно чувствуется чеховская грусть о пропадающей красоте. Поэтому, на мой взгляд, персонажей пьесы «Вишневый сад» нельзя назвать комичными. А если признаки комического в их образах и присутствуют, то они перекликаются с глубоким драматизмом.

«Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад»»

Пьесы различны и по проблематике и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова вишневый сад является одним из главных персонажей. В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким, по сравнению с великой русской рекой, вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством, по сравнению с необъятной, сильной рекой. Вишневый сад это укромный, спокойный уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив, красив той тихой, милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому.

Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек, всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем реку, которая была ей и другом, и защитником в детстве. Отношение к природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности.

Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные темного царства, равнодушны к красоте природы, в глубине души боятся ее. Так, для Дикого гроза это кара божия за грехи. Герои “Вишневого сада” Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое время была связана с вишневым садом, любят его: нежная, тонкая красота цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все действие пьесы происходит на фоне этого сада. Вишневый сад все время незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят, философствуют, о нем мечтают, его вспоминают. У Островского также пейзаж дополняет действие.

Так, объяснение Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, покаяние Катерины происходит во время грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада. Для Раневской и Гаева вишневый сад родовое гнездо, малая родина, где прошли их детство и юность, здесь родились и угасли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни горькие воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными душевными качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сохранить свой вишневый сад, лучшую часть своей жизни. Аня тоже выросла в вишневом саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии, поэтому она покидает вишневый сад с легкостью, с радостью, для нее это освобождение, шаг в новую жизнь.

Читайте также:
Варвара: сочинение

Она стремится навстречу новым жизненным испытаниям, мечтая посадить новый сад, лучше прежнего. Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый старый Фирс. Вишневый сад не отпускает никого просто так, как не дает человеку покоя его старое прошлое. Вишневый сад это символ жизни, символ прошлого и будущего. Он бессмертен, как бессмертна сама жизнь. Да, его вырубят, да, на его месте построят дачи, но новые люди посадят новые вишневые сады, и все начнется заново. В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий, смывающий все грехи. Но люди не столь милосердны: “темное царство” затравило героиню, которая осмелилась преступить его законы. Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекратила муки и страдания. Дала покой. Смерть в Волге стала выходом из того тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость.

Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кроме всего прочего, несовершенство, мелочность человеческих отношений перед лицом холодной и прекрасной природы.

А.Н.Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как “Бесприданница”,”Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди сочтемся”, “Гроза” и многие другие. А.Н.Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… В “Грозе” есть что-то освежающее и ободряющее.

Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы”. Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи. Так, постоянной спутницей Катерины главной героини пьесы является Варвара, сестра мужа Тихона Кабанова. Она оппонент Катерины. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Ложь для нее норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: Катерина Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу. Варвара Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать.

Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает. Дружок Варвары, Кудряш Иван, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. “Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…”, говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием “купеческого заведения”.

Кудряш второй Дикой, только он еще пока молод. В конце концов Варвара и Кудряш покидают “темное царство”, но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Теперь, очутившись на свободе, они скорее всего будут сами пытаться стать хозяевами жизни. Давайте теперь обратимся к истинным жертвам “темного царства”. Так, муж Катерины Кабановой Тихон безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относится к своей жене.

Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и, тем самым, становился еще более безвольным и тихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина по меткому выражению Добролюбова “на безлюдье”, ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что, чуть-чуть пообразованнее Тихона. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства ( а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь. В темном царстве большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша.

Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире. Но не все так мрачно, встречаются в “темном царстве” и живые, сочувствующие души. Это механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества.

Читайте также:
Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.): сочинение

Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы, он получает яростный отпор Дикого: “Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”. Кулигин является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение “темного царства”: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…” Но Кулигин так же как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш приспособился к “темному царству”, смирился с такой жизнью, он всего лишь прижившееся тело в “темном царстве”.

Второстепенные персонажи, как уже было сказано, это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшийся женщины. Каждое лицо в пьесе, каждый образ был ступенькой в той лестнице, которая привела Катерину на берег Волги, к собственной смерти.

Ответы на вопросы по фрагментам Вишневый сад (ЕГЭ по литературе)

В каких произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение разных эпох и в чем эти произведения можно сопоставить с «Вишневым садом»?

Столкновение разных эпох составляет основу сюжета в таких произведениях как драма А. Н. Островского «Гроза» и роман И. А. Тургенева «Отцы и дети».

В пьесе Островского происходит конфликт между хранительницей патриархальных порядков Кабанихой и ее свободолюбивой невесткой Катериной. Подобно «Вишневому саду», в конце пьесы «новое» одерживает победу над «старым»: предприниматель Лопахин рубит сад, символизирующий прошлое, а Катерина своей смертью пробивает трещину на установленном Кабанихой в доме деспотичном режиме, предвещая его конец.

Столкновение между представителем «века нынешнего» Базаровым и представителем «века минувшего» Павлом Петровичем вызвано недопонимаем между ними. Если Базаров отрицает популярные общественные взгляды (на искусство, аристократию, природу), то Павел Петрович придерживается и защищает их, отказываясь понимать и принимать новые для него идеи. Как и Лопахин-предприниматель, Базаров – новый тип человека, нигилист, пока еще малознакомый современным обществам авторов.

Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?

Лопахин, желая помочь хозяевам спасти вишневый сад, предлагает вырубить его и разбить под дачи. Негативная реакция Гаева на данное предложение объясняется тем, что сад этот, украшение города, занесен в «Энциклопедический словарь». Раневская же не хочет расставаться с садом по причине того, что он – напоминание о ее счастливом прошлом, за которое она упорно цепляется.

Тем не менее, ни Гаев, ни Раневская не могут предложить лучшей альтернативы проекту Лопахина.

Что мешает считать Лопахина героем, близким автору?

В данном эпизоде Лопахин сообщает новость о том, что он только что купил на торгах вишневый сад. Чехов хоть и понимает, что будущее России за такими капиталистами и предпринимателями, как Лопахин, но в то же время такие люди пугают его. Лопахиным движут не благородные чувства, а стремление самоутвердиться: дед и отец его были обычными крепостными в этом имении, и для него сейчас приобрести его – это честь, способ изжить комплекс. Он практически игнорирует страдания Раневской и приказывает оркестру играть, в то время как женщина плачет.

Почему, по-вашему, сад достался именно Ермолаю Лопахину?

Ермолай Лопахин – деятельный предприниматель, предки которого были крепостными в имении Раневской и Гаева. Этот человек невероятно амбициозен и прагматичен, в отличие от прежних хозяев имения, которые, не сумев придумать план по спасению сада, потеряли его. Лопахин же не только придумывает этот план, но и успешно реализовывает его в жизни, не пустословя, а действуя, идя в ногу со временем, требующим перемен. Говоря точнее, в пьесе Чехов изображает уходящую эпоху, представителями которой являются Раневский и Гаев, и демонстрирует приход нового поколения капиталистов, к коим относится Лопахин. Таким образом, сад достался Лопахину в силу его деловой хватки и изменениям в общественной жизни России.

В каких произведениях русской литературы показаны герои неспособные к труду и в чем их можно сопоставить с Гаевым Леонидом Андреевичем?

Неспособные к труду герои изображены в таких произведениях, как поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» и роман И.А. Гончарова «Обломов».

Герой Гоголя помещик Манилов, как и Гаев, не умеет прикладывать усилия к достижению своих целей. Оба героя бездейственны, они умеют лишь строить призрачные мечты: если Манилов мечтает о чудо-мосте и подземном ходе вокруг дома, но ничего, конечно, не предпринимает для их строительства, то Гаев, думая о путях спасения сада, мечтает об оставленном им наследстве, присланных тетушкой деньгах или женитьбе богача с Анной.

Гончаровского Обломова же объединяет с Гаевым склонность к лени и неспособность что-либо сделать собственноручно, нужда в постоянной опеке. Так, Обломов ни шагу не может ступить без Захара, а Гаев не способен даже одеться без своего слуги.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: