Кулигин: сочинение

Кулигин — образ и характеристика героя драмы А. Н. Островского «Гроза»

Главное в персонаже

Фамилия героя явно намекает на известного механика-изобретателя Кулибина. Это сопоставление легко объясняется: Кулигин увлечён созданием механизмов и приспособлений, помогающих в быту, старается держаться в курсе технических новинок и научных тенденций. Механик не ограничивается практическими, насущными задачами, вроде ремонта часов, которым он зарабатывает на жизнь. Скромный часовщик мечтает о создании вечного двигателя в расчёте на огромную награду. Здесь нет материального интереса: деньги должны быть употреблены «для общества», чтобы «дать работу мещанству». От безделья, считает Кулигин, в городе расцветают пьянство, сутяжничество, склоки.

Кулигин — натура творческая. Пьеса начинается с эпизода, где он, сидя на высоком берегу Волги, напевает популярную народную песню «Среди долины ровныя» От переизбытка чувств он делится со случайными собеседниками впечатлениями от красоты Волги: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». «Восторг. какая красота в природе разлита». Шапкин и Кудряш не разделяют его восхищения. Сентиментальный мещанин кажется им чудаковатым. Но тот независим в своих пристрастиях и убеждениях, не боится выделиться из общей массы. Рассказывает Борису о любви к Ломоносову, Державину, о собственных попытках стихотворчества. В речи персонажа множество эмоционально окрашенной лексики, много устаревших слов, она украшена поэтическими цитатами. Круг его чтения составляют книги, устаревшие к тому времени. (Действие происходит во II половинеXIX века). Старославянизмы придают его высказываниям торжественность, значительность и не делают персонажа смешным.

Значительный кругозор, начитанность, развитость позволяют ему глубже понимать происходящее, точнее судить о людях и мотивах их поступков. В диалоге с Борисом скромный мещанин удивляется, почему свободный, здоровый, молодой человек терпит ежедневные унижения ради обещанного наследства. Ведь получить что-то от Дикого нет никакой надежды. Кулигин советует Тихону «жить своим умом», старается утихомирить Дикого, горожан упрекает за дремучее невежество. В отличие от других обывателей, он не равнодушен к тому, что происходит вокруг.

Общение

Хорошо осознавая самодурную силу Диких и Кабаних в обществе, «маленький человек» часовщик-самоучка не пытается вступать с «тёмным царством» в открытый конфликт. Его поведение диктуется разумностью, возможной пользой. Так герой пытается договориться с Диким об установке на бульваре солнечных часов. Вряд ли беседа с самодуром доставляет Кулигину удовольствие, но ради общественной пользы энтузиаст просвещения готов терпеть грубость наглого купца.

Провинциальный мещанин умеет сдерживать чувства, избегать конфликтов, игнорировать обидные слова, понимая, что речами привычку к своеволию не искоренишь. Души, глухие к прекрасному, не воспринимают ни отвлечённых понятий (красота, нравственность, добродетель), ни слов, из которых не извлечь выгоды. Но Кулигин вовсе не приспособленец: не изменяет своим убеждениям и готов отстаивать их, вопреки нападкам и даже угрозам местных богачей. Характерен и комичен эпизод, где в ответ на цитату из Державина Дикой грозит отправить любителя поэзии к городничему. Но читатель понимает, что такая реакция не заставит Кулигина перестать уснащать свою речь поэтическими строками.

Кулигин очень корректен, деликатен в общении. Собеседника называет на «вы» и по имени-отчеству, вопросы ставит осторожно, чтобы не задеть ничьих чувств. Однако и тут есть свои пределы. Он горячится, не увидев в равнодушных, чёрствых людях отклика на окружающую красоту. Суеверный страх горожан во время грозы провоцирует страстный монолог героя. Ведь именно суеверный ужас перед неизвестным не даёт человеку любоваться такими вдохновляющими явлениями, как гроза, северное сияние, звёзды.

Катерина и Кулигин

В драме А. Н. Островского «Гроза» образ Кулигина, как и образ Катерины, доказательство того, что в «тёмном царстве» ещё не всё мертво и обезличено. Эти тихие, на первый взгляд, покорные судьбе люди — залог непременной победы добра над злом, каким бы оно ни казалось непобедимым.

Читайте также:
Женские образы в пьесах А. Н. Островского Гроза и Лес: сочинение

Характеристика образа Кулигина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ и характеристика Кулигина в пьесе Гроза

Самый первый человек, с которым мы знакомимся в пьесе «Гроза» – Кулигин, человек пятидесяти лет, относящийся к сословию мещан. По профессии он механик, также самостоятельно выучился на часовщика. Но в душе он романтик и поэт.

Кулигин – это человек, с которым можно разговаривать буквально на разные темы. Он умный, начитанный, отзывчивый, готовый всегда помочь или поделиться советом. Любит читать, размышлять о жизни, цитирует великих писателей.

Он – настоящий неисправимый мечтатель. Кулигин любит природу, относиться к ней бережливо. Так мы можем наблюдать, с какой нежностью он рассказывает о Волге, о том, что в течение многих лет любуется её красотой, неповторимостью и все не может налюбоваться. Он готов на многое ради благополучия окружающих людей. Страстно желает прожить жизнь не просто так, а оставить после себя какой-то след. Так, по ходу пьесы мы узнаем, что он хочет изобрести вечный двигатель и получить за него миллион. Но как бы странно это не звучало, то потратить этот миллион он желает на благо общества, на нужды людей, а не на свои собственные. Он стремиться познавать что-то новое, покорять новые горизонты. Хочет внести в свой город что-то нужное, например, установить громоотвод или солнечные часы.

Кулигин ценит и любит свободу и не любит несправедливость. Всегда излагает свои мысли прямо, не позволяя себе говорить неправду и всячески изворачиваться от ответа, что говорит об его внутреннем стрежне. Он любит поговорить, чего сам и не скрывает.

Герой отличается от всех остальных жителей Калиново. Окружающие снисходительно к нему относятся, считают его человеком, отличным от них самих. Ведь его окружение не стремится к новизне, все погрязли в своей собственной жестокости и лицемерии. Жители города – это лживые, подлые и завистливые люди, поэтому Кулигин сразу выделяется на фоне остальных, привлекая к себе внимание. Но в то же время, они не делают Кулигина изгоем, не враждуют против него. Связано это с тем, что по природе своей Кулигин очень гибкий человек, что позволяет ему найти общий язык буквально с каждым человеком. Он ведет себя очень тактично, тем самым поступает довольно мудро. Не держит ни на кого обиду, не судит всех по себе. Понимает, что у каждого есть свои как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому каждый человек уникален и неповторим. Таким образом, он не навязывает свое мнение другим, но и не отказывается от него.

Характеристика 2

Пьеса А. Н. Островского” Гроза” — величайшее произведение русской литературы, в котором поднимаются важные вопросы, волнующие каждого неравнодушного жителя России в то время.

Кулигин — один из второстепенный героев произведения. Это мужчина пятидесяти лет, бедный мещанин, механик-самоучка. Он увлекается наукой и поэзией, любит читать и узнавать что-то новое. Кулигин нравится делиться полученными знаниями с окружающими.

Кулигин — это образ деятеля, он стремится к знаниям, к самопознанию и культуре. Он не относится к “тёмному царству”, которое придерживается нутурализма и полностью отрицает любое развитие. Например, Дикой, яркий представитель тёмного царства, очень сильно боится грозы, но предложение о строительстве громоотвода сразу отвергает. Дело в том, что Дикой верил, что Гроза — это гнев Божий, поэтому строительство громоотвода принимал за страшный грех.

Кулигин же придерживается ломоносовской точки зрения, которая гласит, что изучение и развитие естественных наук доказывает Божье величие. Такое отношение человека к природе было абсолютно новым и в большинстве случаев не воспринималось обществом. Кулигин трезво смотрит на реальный мир и борется с ним во благо общества. Герой уверен в себе, он считает, что может изобрести вечный двигатель, но на самом же деле он был не в силах изобрести эту чудо-машину. Также одна из его целей — установление солнечных часов в городе.

Читайте также:
Судьба бесприданницы (по пьесе Островского Бесприданница): сочинение

Кулигин испытывает рвение и жажду к образованию и культуре, что и отличает его от “тёмного царства”. Он любит науку и поэзию, понимает, что есть другая жизнь и стремится к ней. Он не хочет входить в число представителей “тёмного царства”, поэтому борется с ним, выступает против него. Герой готов трудиться на благо общества и стремится к улучшению жизни, но вот только найти поддержку среди жителей города Калинова он не может.

Таким образом, Кулигин — это образ нового человека того времени, он является олицетворением той силы, которая долгое время зреет в сердце русского народа, но обнаружиться и раскрыться она сможет только после падения “тёмного царства”.

Кулигин представляет новые взгляды в пьесе, которые абсолютно разнятся с взглядами жителей Калинова. Героя смело выражает протест “тёмному царству”. Хотя он один способен смело выражать свои мысли, он представляет собою силу, которая способна противостоять Кабанихе, Дикому и им подобным, ведь Кулигин полностью отдаётся той идее, которая его поглощает.

Образ и характеристика Кулигина в пьесе Гроза

Популярные сочинения

Жестокость сопровождает человечество на протяжении всего существования. Конечно, литература не могла пройти мимо этого фактора. И в России и за рубежом писатели часто описывали жестокость в своих произведениях

Каждый день мы занимаемся разными делами. Идем в школу, занимаемся в разных секциях, делаем уроки, общаемся с друзьями, гуляем. Все это кажется совершенно обычным, и, как говорят родители, повседневным.

Я очень люблю футбол и не зря. Футбол – один из самых популярных видов спорта. В него многие играют не только на профессиональном уровне, но и на любительском

Образ Кулигина в пьесе Островского «Гроза»

Город Калинов в пьесе Островского «Гроза» — это город, отрицающий вмешательство в его жизнь нововведений, прогресса, любого, что противно размеренному неспешному течению времени в нем. Там все по-старому: младшее поколение боится старшего, жены покорны мужьям, главные развлечения — походы в церковь и на рынок с кем-то из сопровождающих старших. Здесь никогда не было машин, все или ругаются, либо боятся, здесь поют только ночами, потому что старшие этот признак воли не одобрят. И уж тем более, здесь никогда не захотят помочь человеку, который хочет изменить это.

Перемены неприемлемы, они вмешиваются в жизнь, которую дал благословенному городу Калинову сам Господь Бог. Большие города уже давно держит под контролем нечистый, ввергая в грех и предлагая свои дьявольские новшества. Именно такое отношение у всех жителей Калинова к науке и технике. Все, что непонятно — от дьявола, все, что бросает вызов спокойному существованию — нужно уничтожить или просто не дать ходу.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Кулигину не повезло родиться здесь. Он даровитый изобретатель, как говорят, «от Бога», причём не корыстен, готов работать задаром, лишь бы людям было хорошо, лишь бы показать, что можно жить лучше. Недаром его фамилия созвучна фамилии знаменитого русского механика — Кулибина, кстати, который тоже до конца не был понят, и многие его проекты так и не оказались реализованными, опередив время. Кулибин, по большей части, был вынужден создавать то, что тогда востребовано: автоматы, игрушки с секретом, фейерверки для больших приёмов. Кстати, Кулибин писал стихи, как и его литературный двойник.

Читайте также:
Тема «горячего сердца» в произведениях Островского: сочинение

Кулигин так же опередил время, что никак не сдвинется с места в этом маленьком волжском городке. Его желание помочь калиновцам натыкается на препятствие — он беден и вынужден просить на свои проекты финансовой помощи у богатых купцов, но к кому ни обратится — все прогоняют его. Зачем кому-то облегчать жизнь, платить за всеобщее благо? Дикой жалеет даже десяти рублей на громотводы, хотя он эти же десять рублей просто кому-то обманом не доплатил.

Кулигин хочет найти перпетуум мобиле, вечный двигатель, и продать изобретение за десять миллионов, чтобы стать независимым и помогать родному городу. Он желает быть нужным, желает помочь, изменить жизнь калиновцев к лучшему, но его творения не нужны, как и сам он. Кто такие калиновцы в своей основной массе? Верующие, живущие по домостроевским правилам люди, жизнь которых состоит из обмана в торговле, третирования домашних, походов в церковь и на рынок. Никто не изъявляет желания изменить существующий порядок вещей.

Кулигин, учёный-самоучка — единственный человек в городе Калинове, который хочет перемен. Он все видит и все понимает. Каким-то образом он не вписывается в общее течение жизни Калинова — он поёт песни днём, глядя на любимую Волгу, и его душа полностью осознает красоту природы, живописного места, в котором он живёт. Но, однако, его судьба в том, чтобы бороться с хорошо отлаженным механизмом купеческой калиновской жизни — и постоянно быть осмеянным и отвергнутым. Он давно смирился с упрёками и руганью, но изо дня в день, встретив возможного мецената, терпеливо объясняет ценность предлагаемых новшеств.

Он — вечный проситель, и его терпение — это своего рода протест против нынешней жизни. Видимо, он придерживается мнения, что «капля камень долбит», и изо дня в день, не разочаровываясь от очередной неудачи, обращается к купцам, опять и опять объясняя достоинства нового изобретения.

Он оптимист, и верит, что когда-нибудь наступит час; Дикой, может быть, встанет с той самой ноги, его первое изобретение увидит свет, и все пойдёт, как по накатанной.

Он очень умён, все замечает и все понимает. Возможно, он один, кто полностью понял и оправдал поступок Катерины. Он уверен, что судить её может только Бог, никак не Кабаниха, Дикой и прочие. Кулигин советовал Тихону простить Катерину, но Катерина решила все сама — и покончила с собой.

Катерина не знает, его хочет, поиски этого привели её к Борису, а потом и толкнули с обрыва. Кулигин, в отличие от нее, знает, что выхода нет. Только одно редкостное терпение, везение и удача. Однако, он патриот. Он мог бы найти благодетеля в большом городе, и там бы точно был востребован — и понимает это. Но он не уезжает. Отдушиной для него является любование родными местами, он дышит свежим воздухом с Волги и ждёт перемен, которые чувствует с приближением грозы.

Может быть, на его веку в Калинове и произойдут перемены. Он ждёт. И он единственный имеет моральное право осудить тех, кто порицает Катерину. Эта драма — не одна лишь драма изменницы, порешившей себя со стыда. Это драма всех думающих людей того времени, желание которых изменить мир вокруг себя привело их к печальным последствиям.

Может быть, Кулигин и дождётся своего счастливого дня и сумеет изменить жизнь калиновцев к лучшему. Но пьеса заканчивается смертью Катерины, попытавшейся изменить свою жизнь. Возможно, Островский даёт понять, что нужно много терпения — прогресс придёт даже в Калинов. И тогда Кулигин победит. Он слишком долгое время безуспешно сражался с невежеством и жадностью, чтобы упустить свой шанс. Но Островский даёт только намёк на это. И нам остаётся только предполагать.

Читайте также:
Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии XIX века (А.Н.Островский Гроза): сочинение

Автор нам показывает: самоубийство — выход только для Катерины. А он для каждого должен быть свой. И для Кулигина выход — терпеть и ждать.

Какую роль играет образ Кулигина в пьесе?

Тип работы: Сочинение
Язык: Русский
Дата добавления: 29.02.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Кулигин играет одну из ключевых ролей в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Это бедный торговец, часовщик-самоучка, который ищет вечный двигатель и живет в городе Калинов около пятидесяти лет. Чем этот второстепенный персонаж отличается от других?

Не случайно, что первым, кого мы встречаем в спектакле, является Кулигин, который восхищается природой и восхваляет вид на Волгу. «Какая красота в природе пролита», – говорит он Кудряшу. Герой считает, что местные жители не видят ничего, кроме своих мелких бытовых проблем. Эти слова раскрывают его как умного, философски настроенного и возвышенного человека. Кулигин, в отличие от подавляющего большинства калиновцев, не чужд чувствам поддержки и сострадания.

Он охотно начинает диалог с Борисом и советует ему попытаться ужиться с дядей-тираном? Дикий. Это говорит о том, что торговец не только умен, но и дипломатичен. «Жестокие нравы в нашем городе», – утверждает герой. Племянник Вильда искренне считает механика хорошим человеком: «Он мечтает о себе и счастлив». Но герой не только мечтательный, но и целеустремленный. Он хочет выйти за пределы и порядки, которые установлены в Калинове. Кулигин стремится найти вечный двигатель – вечный двигатель, который противоречит всем законам физики. Герой искренне верит в науку и в силу человеческого разума, но его увлечения не ограничиваются точными науками. Кулигин с удовольствием пишет стихи, читает Лермонтов и Державин. Это единственный персонаж в пьесе, который разумно мыслит и хочет изменить жизнь Калинова к лучшему с помощью последних изобретений.

Александр Николаевич Островский преднамеренно дал герою фамилию, созвучную с фамилией великого русского механика-самоучки Кулибина. Как и герой пьесы, его прототип хотел помочь обществу своими открытиями. Кулигина, как и Катерина, главный герой «Грозы», не удовлетворена положением людей в городе, атмосферой обмана и подавления личности. Но если Катерина, пытаясь сохранить свою индивидуальность и свободу, совершает самоубийство, то Кулигин ведет себя более благоразумно и спокойно ». Я и так, сэр, я получу свою разговорчивость », – говорит он Борису. С другой стороны, он способен проявить инициативу и готов встретить влиятельных людей: он высмеивает приказы в доме Кабанихи, пытается вдохновить Wild подумать о пользе солнечных часов и молнии.

Кулыгин появляется в ключевых моментах пьесы. Островский вкладывает свои мысли и убеждения в свои монологи. В конце спектакля именно он вытащил Катерину из бассейна и понес ее тело в сопровождении местных жителей. Этим актом автор дает понять, что люди, которые неохотно признавали, что он был прав в прошлом, теперь полностью поддерживают механика-самоучку. Последние слова героя – это «приговор» Кабанихи: «Ее тело здесь . и ее душа теперь не твоя, теперь она перед судьей, который более милостив, чем ты!»

Читайте также:
Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад»: сочинение

Несомненно, Кулигин, хотя он и второстепенный персонаж, играет большую роль в спектакле «Гроза». Он становится моральным судьей всех жителей Калинова. Кулигин – один из немногих позитивных персонажей, которые выражают открытый протест тирании «темного королевства».

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница»)

Драма «Бесприданница» стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта её сравнивают с «Грозой». Такое сопоставление даёт возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм «Бесприданницы» — это психологизм великого мастера. Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Эту пьесу писал драматург, мудро отвергавший чьи бы то ни было схемы и догмы, веривший в правоту своего понимания жизни, в обоснованность своих идейно-художественных принципов.

Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые расположены в соответствии с логикой положений и ситуаций. В очередной раз Островский в центр пьесы ставит судьбу женщины, показывая жизнь с наиболее эмоциональной стороны. Автор противопоставляет холодному, бездушному расчёту и эгоизму искренность, доверчивость “горячего сердца”. Ларису Огудалову, как и Катерину в пьесе «Гроза», окружает «тёмное царство». Представителями его являются Паратов, Кнуров, Вожеватов, Карандышев. Они опутывают героиню плотным кольцом, противопоставляя свои лицемерные представления о жизни чистым стремлениям «белой чайки», так переводится с греческого языка имя Лариса.

Первыми из представителей «тёмного царства» на сцене появляются Кнуров и Вожеватов. Включая Кнурова и других персонажей в орбиту нашего внимания, Островский использует распространённый в драматургии приём предварительных характеристик. Они, разумеется, субьективны и выражают не столько точку зрения драматурга, сколько высказывающего их персонажа. Так, Гаврила характеризует Кнурова через его сравнение с Вожеватовым. Всё различие между ними заключается лишь в том, что Вожеватов «малодушеством занимается; ещё мало себя понимает; а в лета войдёт, такой же идол будет».

В списке действующих лиц читаем, что «Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием». Теперь о его имени. По словарю Даля, “кнур” – боров, кабан, хряк, свиной самец. Вот, оказывается, какой человеческой породы этот Кнуров. Это цивилизованный «идол», миллионер, презирающий всех малосостоятельных людей, замкнут, неразговорчив, пренебрежителен к людям не его круга, например, к небогатому чиновнику Карандышеву. Объясняя свои редкие посещения Огудаловых, он говорит: «Да неловко; много у них всякого сброда бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут. Вот, например, Карандышев,– ну что за знакомство для меня!».

У Кнурова и имя, и отчество необычны, подобранные к определённому интонационному звучанию и символическому значению. А имя, Василий Данилович, – обиходное и распространённое. “Вожеватый”, по Далю, обозначает — обходительный и приветливый человек, занимательный собеседник. Но таков ли он, этот обходительный и приветливый купец? По ходу пьесы мы видим, что Вожеватов холодный и здравомыслящий человек. Ему неизвестна потребность в том, что «любовью-то называют». Чувство, названное Стендалем «безумием, доставляющим человеку величайшее наслаждение», вовсе ему незнакомо, и он по этому поводу нисколько не сокрушается. Кстати, слово «любовь» Кнуров употребляет в пьесе единственный раз, когда подозревает Вожеватова в способности её испытывать. Видимо, взгляд на любовь у этих героев совпадает.

Читайте также:
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Кнуров женат, Вожеватова мысль о женитьбе не привлекает, Лариса для них недостижима. Они вынуждены признать: «Хорош виноград, да зелен». Но вскоре выясняется, что они оба хотели бы «прокатиться на выставку» в Париж с Ларисой. Кнуров с завистью говорит о молодости Вожеватова, о его молодой горячности и способности к порывам, однако, Вожеватов решительно отвергает такое о себе представление: «Всякому товару цена есть… Я хоть молод, а не зарвусь, лишнего не передам». Здесь в пьесе появляется тема купли-продажи человека, как товара. Эта тема получает свое логическое развитие в четвёртом действии, в одной из самых жестоких сцен пьесы, когда Кнуров и Вожеватов разыгрывают жребий, кому ехать в Париж с Ларисой. Это счастье достаётся Кнурову. В согласии Ларисы никто не сомневается. Кнуров имеет возможность предложить Ларисе содержание – столь громадное, что заставит замолчать самых злых критиков чужой нравственности. Виновником такого положения Ларисы является Паратов.

Этот персонаж характеризуется так: «Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30». Не правда ли, тут всё благозвучно и даже изысканно? Фамилия, однако, тоже не только звучит красиво, но и ещё кое что значит. На языке охотников, паратый – сильный, быстрый зверь. Перед нами – барин из судохозяев, несущий в себе нечто звериное, а может быть, и хищное.

Какие разные они люди – Паратов и Вожеватов! Один – дворянин и барин – пленителен, обаятелен, смельчак. Для него, согласно его словам, «ничего заветного нет». Другой – молодой купчик – осмотрителен, ни на какие порывы не способен. Однако, при всём различии, обнаруживается в них нечто общее. Ведь фразу-то свою, что «ничего заветного нет», Паратов кончает словами: «Найду выгоду, так всё продам, что угодно». Начинает свою фразу Паратов как человек широкой души, по-барски, по-молодецки, а кончает по-вожеватовски, по-деловому. Таким образом, Паратов в пьесе — фигура драматическая. Добро и зло всё ещё борятся в его душе. И Островский показывает читателю, как дух делячества полностью овладевает героем. Отказываясь от Ларисы, Паратов становится неотделим от Кнурова и Вожеватова. В финале Паратов и Вожеватов – родственные натуры: каждый из них думает о выгоде. И каждый из них нуждается в шуте. Им нужен шут без имени, без отчества, обезличенный и приниженный.

На эту роль идеально подходит Юлий Капитоныч Карандышев, «молодой человек, небогатый чиновник». Тут имя римского императора нарочито сочетается с очень бытовым, прозаическим отчеством. А фамилия? У Даля “карандыш” – коротышка, недоросток. В фамилии явно содержится нечто уничижительное. Юлий Капитоныч ставит себя в положение шута поневоле. Он унижает себя, намереваясь возвеличиться. Карандышев болезненно обидчив и вместе с тем не чувствует наносимых ему обид. Этот образ по ходу действия из-за своей серости не обращает на себя особого внимания. Лишь в конце третьего действия из-под шутовской маски, надетой Карандышеву Паратовым с Вожеватовым, проглядывает человеческое лицо. В финале Карандышев становится убийцей Ларисы.

Карандышевскую тему самолюбия, тему уязвлённого и болезненного ощущения своей неполноценности подхватывает и развивает, как это не странно, Паратов. Они совсем разные по общественному положению, по воспитанию и уму. Но в ходе сложной борьбы друг с другом выявляется нечто для нас неожиданное. Победитель женских сердец и мелкий неказистый чиновник – оба хотят предстать перед людьми не такими, каковы они есть, а какими хотели бы казаться. Лёгким намёком здесь выявляется одна из главнейших ситуаций в пьесе.Она связывает воедино барина и его шута: личность, претендующую на значительность, с призванной потешать её безличностью.

Читайте также:
Дикой и Кабаниха: сочинение

Развитие галереи образов жестокого мира в пьесе «Бесприданница» даётся автором не опосредовано, а через главную героиню Ларису Огудалову. Все четверо мужчин стремились превратить Ларису в вещь. В свою вещь. Хотел этого и Карандышев, несмотря на всю кажущуюся комичность этого героя. Но он был и остался единственным из всех четырёх, кто не хотел и не мог позволить Ларисе стать чужой вещью. Таково логическое развитие этого образа.

В четвёртом действии Паратов тоже раскрывается для читателя с неожиданной стороны. Ларисе приходится взглянуть правде в глаза и понять, что он тоже – всего только вещь, уже купленная богатой невестой.

Действующие лица Островского, данные в глубоко реалистичной обусловленности, возникают перед нами как живые, покоряя и огромной степенью типизации, и неповторимой индивидуальностью.

Всевластие денег, с которыми можно вершить любые дела, и не только в области коммерции и промышленности, но и в других сферах жизни, становилось в пореформенной эпоху (особенно в 70-х годах) одной из главных тем художественной литературы. И «Бесприданница» проникнута протестом против этого всевластия. Но всё же, мотив купли-продажи, бессилия бедности и всевластия денежного мешка тут трансформируется, сливается с другими. Главным для Островского было показать не столько социальную подоплёку сложившейся ситуации, а её нравственно-духовный аспект. Таким образом, к созданной ситуации автор обратился для того, чтобы увидеть её не как бытовую, а как социально-психологическую, связанную с жизненными противоречиями, порождёнными новой, пореформенной эпохой. Так образно преломляется у Островского весьма характерный для буржуазного общества тип отношений, который вынуждает человека быть либо палачом, либо жертвой.

Образ « жестокого мира» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» (ЕГЭ по литературе)

Прошло двадцать лет после грозы, разразившейся над городом Калиновом, и А. Н. Островский вновь переносит действие пьесы на берега Волги в город Бряхимов. Такой город существовал когда-то в древности, но во времена Островского такого географического места уже не было. Вымышленным названием автор хочет подчеркнуть, что события, разворачивающиеся в пьесе «Бесприданница», могли произойти в любом городе России.

Он стремится придать своему произведению размах эпичности и указать на типичность протекающих в Бряхимове общественных явлений.

И снова, как и в пьесе «Гроза» ведущей является тема красоты в «жестоком мире», той самой красоты, что «ведёт в омут». Из первой ремарки мы узнаём, что ещё выше берег Волги, чем в Калинове: «так высоко, что умрёшь прежде, чем долетишь». А это значит, что идеал ещё более недосягаем, а судьба героини более трагична, чем судьба Катерины. Мир более жесток.

В описании места действия появляется новая деталь – «чугунная решётка», за которой открывается вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла. Эта чугунная решётка символична. Она указывает на то, что ещё более утрачено людьми чувство истинной красоты, ещё более усилено чувство несвободы, если на Волгу можно смотреть только через решётку.

Появляется кофейня – новое веяние времени. Но из диалога хозяина кофейни буфетчика Гаврилы и его слуги Ивана мы узнаём, что бульвар пуст даже по праздникам. Как тут не вспомнить слова Кулигина из «Грозы»: «Бульвар сделали, а не гуляют». За 20 лет быт бряхимовцев не изменился, они продолжают жить по старинке: поздняя обедня, обед с пирогами и щами, трёх-четырёхчасовой послеобеденный сон, а затем чай из самовара «до третьей тоски».

А что же купечество? Изменилось ли оно за 20 лет? Попробуем сравнить купеческий мир Калинова и Бряхимова.

Вот на бульваре в гордом одиночестве «проминает» себя Мокий Пармёныч Кнуров. Как всегда, Островский наделяет своего героя «говорящим» именем. Оно многое может рассказать о герое и его характере. Имя «Мокий» в переводе с греческого означает «осмеивающий» и подчёркивает высокомерие и чувство превосходства богатого купца над другими. Отчество «Пармёныч» переводится как «твёрдо стоящий» и указывает на уверенность героя в своей силе и могуществе. «Для меня невозможного нет», «Хорошо тем, у кого деньги есть» – эти высказывания «миллионщика» показывают, что его уверенность и сила проистекают от капитала. Фамилия «Кнуров» образована от слова «кнур», которое в словаре Даля истолковывается как «боров, хряк» и указывает на животное начало в герое, его бездуховность, безнравственность.

Читайте также:
Изображение мира московского купечества в комедии Свои люди сочтемся!: сочинение

От своего неграмотного и невежественного собрата Кнурова отличает европейская образованность, например, он читает французскую газету. Ограниченному существованию Савёла Прокофьевича противопоставлен широкий кругозор Кнурова, имеющего широкие международные связи, совершающего поездки за границу и собирающегося на выставку в Париж. Дикой собирает своё состояние по копейкам, обсчитывая мужиков. Из-за нежелания расставаться с деньгами скупой и алчный Дикой раздражителен и вспыльчив. «Миллионщика» Кнурова отличает спокойствие и невозмутимость. Он уверен, что за деньги можно купить всё, даже любовь и красоту. Самодурство Дикого проявляется в его своеволии и самоуправстве. Его жизненное кредо заключено в двух фразах: «Кто мне запретит??» и «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». В отличие от «значительного лица» Калинова Мокий Пармёныч боится людского осуждения, соблюдая лишь внешние приличия: например, он пьёт шампанское из чайника. Но в то же время, предлагая Ларисе стать его содержанкой, он говорит ей, чтобы она не боялась людского осуждения. он обещает ей такое содержание, которое заставит замолчать любого ревнителя нравственности. В душе Дикого ещё живёт тусклый свет нравственности. Во время поста, обидев мужика, пришедшего за расчётом, Савёл Прокофьевич просит у него прощения, кланяясь в ноги. Для Кнурова же характерна полная бездуховность.

Ещё один достойный преемник «миллионщика» – молодой купец Василий Данилович Вожеватов. Фамилия этого героя образована от слова «вожеватый» – то есть тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приятный в общении. «Пожилой человек с громадным состоянием» Кнуров – представитель «крупных дельцов последнего времени. Он ни с кем не разговаривает в Бряхимове, «разговаривать» ездит в столицу. Вожеватов – очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, одетый, как европеец. Разговорчивость его объясняется молодостью. «…малодушеством занимается, ещё мало себя понимает; а в лета войдёт, такой же идол будет», – говорит слуга Иван.

Жестокость и безнравственность этих купцов проявляется в отношении к бесприданнице Ларисе. Узнав о том, что Паратов обманул девушку, они разыгрывают её в решку.

Мы видим, что мир патриархальных купцов сменяется царством хищных, цепких и умных дельцов, обладающих большей жестокостью и безнравственностью. Положение красоты в мире золота и чистогана становится ещё более трагичным. Гибель талантливой, чувствительной Ларисы в этом жестоком мире предопределена.

Ещё один представитель «жестокого мира» – блестящий барин Паратов. В фамилии этого героя скрестились значения двух слов: «парад» и «барат». Барат – обмен товара на товар, «баратерия» – обман по счетам торговли. Промотавшийся барин продаёт своё судно «Ласточку» дёшево и заявляет покупателю Вожеватому: «Что такое жаль, я не знаю». Судохозяин продаёт свою свободу за золотые прииски невесты. Вновь увлечённый Ларисой, он даёт ей обещание и обманывает вверившуюся ему девушку, расчёт и стремление к выгоде побеждают. Этот герой любит «парадировать», то есть «щеголять, франтить напоказ». Он едет на полном ходу на «Ласточке», стремясь обогнать пароход «Самолёт». Разгорячившись, подбрасывает в топку дрова. Но машинист останавливает барина, опасаясь, что котёл взорвётся. Встречая блестящего барина, бряхимовцы в честь него палят пушки. За ним едет коляска с четырьмя иноходцами в ряд. В городе царит ажиотаж: «Барин приехал!» Привыкший жить на широкую ногу, Сергей Сергеевич Паратов не жалеет денег, живёт на широкую ногу.

Читайте также:
Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского): сочинение

Стремление к материальным благам характерно и для Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери Ларисы. «Любит и сама пожить весело». А средства у неё невелики», – говорит о ней Вожеватов. Средством для добывания денег становятся её дочери. Её дом, по выражению Карандышева, похож на цыганский табор, она держит его открытым, надеясь привлечь богатых женихов. Эта вдова средних лет одета изящно, но смело и не по летам, что оправдывает её имя. Харита – значит «любезная, прелестная», но этим именем чаще всего называли цыганок в хоре, а Игнатами каждого из цыган. Фамилия этой бойкой женщины произведена от глагола «огудать» – «обольстить, обмануть, надуть, провести». она и добывает деньги обманом. Вожеватов дарит Ларисе на день рождения подарок за 500 рублей. Огудалова говорит Кнурову, что хочет сделать дочери подарок, и тот даёт ей за подарок Вожеватого тысячу рублей. Такую уловку она проделывает и с Паратовым. Но тот знает о хитрости этой женщины и говорит ей: «Тётенька, тётенька! Ведь уж человек с трёх взяла. Я тактику-то вашу помню». Он обещает привезти подарок «получше».

Используя красоту своей дочери, Огудалова вымогает деньги у богатых женихов. Она не останавливает Ларису, когда та убегает от своего небогатого жениха Карандышева к Паратову, не возражает Кнурову, когда тот собирается сделать Ларису своей содержанкой.

В этом мире красота и любовь покупаются, и никто не способен пожалеть бедную девушку, в ней видят только красивую игрушку или вещь. Поэтому гибель Ларисы неизбежна.

Мир, изображённый в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница», жесток, потому что он основан на власти денег, в нём отсутствуют тёплые человеческие взаимоотношения. Героиня искала в этом мире настоящую любовь и не нашла.

Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского (по пьесе “Бесприданница”)

“жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского (по пьесе “Бесприданница”)

происходит постепенное стирание границ между миром дворянства и миром купечества – мало связанных и не понятных друг для друга до этого исторического момента. Традиционные роли купца и дворянина начинают меняться: дворянство беднеет, забывает о благородстве и стремится к улучшению материального благополу чия, тогда как состоятельное купечество, стремясь походить на дворянство, перенимает не благородство и образованность, а лишь внешние стороны господского быта. И те и другие, претерпевая изменения, становятся “хищниками”. Именно такую Россию и запечатлевает Островский в своих пьесах: новые “хищники” становятся героями, воплотившими в себе “жестокий мир” произведений драматурга. В этом сочинении мы обратимся к рассмотрению “жестокого мира” одной из самых ярких и трагических пьес А. Н. Островского – “Бесприданница”.

“Бесприданница” – об обреченности богато одаренной, талантливой и артистичной девушки, ставшей объектом торга для остальных героев в разворачивающихся событиях. Какова Лариса и почему вызывает именно такое к себе отношение? Каковы же те люди, олицетворяющие “жестокий мир” у Островского, – так в ней заинтересованные – люди, интерес которых приводит к гибели героини? Лариса становится невестой бедного чиновника Карандышева, который глубоко и искренне в нее влюблен. Но, внимательно читая пьесу, мы обнаруживаем, что его чувство отнюдь не бескорыстно, хотя, в отличие от других героев, он предлагает Ларисе руку и, как утверждает, сердце. Да, Карандышев влюблен в Ларису, но через брак с известной в городе красавицей он прежде всего стремится стать “своим” в здешнем высшем обществе, улучшить собственное социальное положение, повысить свой статус. Лариса просит жениха уехать с ней в деревню, предварительно поскорее обвенчавшись, боясь того, что вновь вспыхнувшее чувство к Паратову возобладает над ее желаниями, но Карандышев отказывается. Почему? Потому что, выполнив ее просьбу и уехав в деревню, тщеславный чиновник не сможет покрасоваться перед всеми тем, что первая красавица выбрала именно его, потешить собственное самолюбие, устроив пышную свадьбу. Карандышева в действительности не интересуют страхи и печали Ларисы – он просто не слышит ее за муками собственного уязвленного самолюбия. Так, именно решение Карандышева устроить пышный обед предрешает развязку драмы. В недавнем прошлом Лариса пережила страстное увлечение к Паратову – “блестящему барину и судовладельцу”, который настойчиво ухаживал, “женихов всех распугал” и внезапно уехал из города, так и не сделав предложения. И вот он возвращается. Паратова считают широкой натурой, бесстрашным человеком. Лариса восторженно рассказывает Карандышеву о том, как Паратов стрелял в монету, которую она держала, на что Карандышев замечает: “Сердца нет, оттого он так и смел”. Резонно ли его замечание? Как оказывается, оно совершенно справедливо. Паратов уже собирается жениться на богатой наследнице, чтобы поправить свое материальное положение (Лариса же об этом не догадывается).

Читайте также:
Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства: сочинение

скоро придет конец, и он хочет с шиком провести последние дни своей холостяцкой свободы.

Паратов едет с Ларисой на “Ласточку”, компрометируя девушку и подавая безосновательные надежды, которые потом жестоко разрушает. Паратова очень ясно характеризуют его же слова: “Что такое “жалость”, этого я не знаю. У меня. ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Карандышевский обед с претензией на рос кошь – не что иное, как пародия на стиль и образ жизни самого Паратова. Вопрос оказывается лишь в сумме, которую каждый из них может потратить. Паратов приятно проводит время с Ларисой, которая вызывает у него мимолетные нежные чувства-особенно когда поет романс-но он и не задумывается о ней по-настоящему. Лариса – лишь “компонент ” его приятной жизни.

“новой формации” Кнуров, почтенный отец семейства, и молодой, но также состоятельный купец Вожеватов. Лариса нравится Кнурову, и он откровенно сообщает о своих намерениях: сделать ее своей содержанкой и обеспечить соответствующей “брильянту” “оправой”. Кнуров соглашается со словами Вожеватова о том, что “недурно с такой барышней на выставку в Париж прокатиться” и, таким образом, также принимает участие в торге претендентов на внимание и благосклонность Ларисы. Вожеватов – старинный друг детства Ларисы, и вроде бы должен относиться к ней с сочувствием и пониманием, но и он также равнодушен к ее бедам и, будучи человеком расчетливым, не собирается жениться на бесприданнице. После ночного пикника на Волге, когда Паратов откровенно сообщает Ларисе, что не собирается на ней жениться и не женится никогда, поскольку уже обручен, Кнуров и Вожеватов разыгрывают судьбу Ларисы, бросая монету, чтобы решить, кто же будет делать свое “лестное” предложение. Это разыгрывание на монете – также одно из проявлений деловой и практической натуры обоих купцов, но при этом натуры холодной и безразличной к человеку. Выигрывает Кнуров и предлагает Ларисе стать содержанкой. И лишь смерть от руки доведенного до потери рассудка пренебрежением невесты Карандышева спасает Ларису от такой участи: ведь она уже посылает за Кнуровым, чтобы ответить согласием на его предложение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: