Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Сочинение Катерина — Луч света в темном царстве 10 класс

  • Островский
  • «Луч света в тёмном царстве», — именно такие слова о Катерине из драмы Алексея Николаевича Островского «Гроза» говорит известный отечественный публицист-демократ Николай Александрович Добролюбов в одноименной статье. Это потому, что Катерина — практически единственный полностью положительный персонаж всей пьесы. Автор пьесы подобрал ей именно такое имя потому, что оно означает «непорочная, чистая». Соответственно, можно сказать, что у главной героини драмы «Гроза» говорящее имя.

    Что касается остальных персонажей, то они имеют весьма скверный характер. Они проявляют себя как лицемерные, лживые и, в целом, подлые люди. Именно группа таких людей и есть то самое «темное царство», на фоне которого выделяется главная героиня.

    Из пьесы известно, что в юношеские годы Катерина не знала, что её ждёт дальше. Росла она благовоспитанной девочкой в хорошей семье. Когда она вышла замуж (не по своей воле) за Тихона, её жизнь кардинально изменилась. Она стала жить практически в неволе. Муж её, как человек слабохарактерный, беспрекословной выполняющий все, что ему прикажет мать, не заступается перед ней за Катерину. Его мать — злая неприятная женщина, которая ни во что не ставит Катерину и издевается над ней как только может. Лишь чувство верности перед мужем не позволяет ей сбежать из этого самого «темного царства», что она, в прочем-то, очень хочет сделать.

    Девушке не доставляет удовольствия жизнь с такими людьми, как и порядки, установленные свекровью. Свекровь даже доводит её до мыслей о том, чтобы покончить с жизнью путём самоубийства.

    Когда Катерина влюбляется по-настоящему, ей становится безразлично, что о ней подумают окружающие, увидев её рядом с другим мужчиной. После десяти тайных встреч с действительно любимым человеком она не хочет возвращаться к жизни среди людей, которых она не любит и которые не проявляют к ней никакой заботы (а скорее наоборот, ненависть и злость).

    В конечном итоге, Катерина идёт на следующий способ сбежать из «темного царства» совсем: прыгает в реку Волгу, где и гибнет. После смерти жены Тихон словно прозревает: он понял, кого на самом деле потерял и больше не может пресмыкаться перед Кабанихой. Катерина именно после смерти обрела настоящую свободу. Алексей Николаевич Островский на протяжении всей пьесы доносит до читателя, что Катерина не заслужила того, что получила. Она достойна лучшего: семьи, в которой люди имеют характер, соответствующий ей и заботливое окружение.

    Сочинение на тему Катерина — Луч света в темном царстве

    Островский в пьесе изображает город Калинов, где преобладают «жестокие нравы». Жители города живут по своим законам. Читатель узнает эти подробности из диалога Бориса и Кулигина в первом действие. В первом явлении этого же действия Островский дает характеристику Кабанихи и Дикого. Автор показывает, что в городе Калинове прожить честным трудом нельзя, « а у кого деньги, тот старается бедного закабалить». Дикой «пронзительный мужик» ругается на всех подряд. Автор дает ему говорящую фамилию от слова «дикий». А Марфа Игнатьевна Кабанова все делает « под видом благочестия», то есть делает по закону, на показ. Эти люди имеют деньги и чувствуют вседозволенность. Кабаниха и Дикой показаны, как хранители традиций и устоев города.

    Поэтому Островский создает свою главную героиню Катеринну, которая не может смириться с законами Калинова. Она единственная живет правильно, поэтому все что происходит вокруг ее угнетает. Из диалога Катерины и Варвары, читатель может узнать, что героиня до замужества была свободна «точно птичка на воле». Она выросла в семье, где, где никто никого не заставлял делать, все было естественно. Жизнь Катерины в родительском доме автор сопоставить с устоями Кабанихи. Героиня не может с этим смириться. Настоящая вера Катерины сравнивается с верой Кабанихи, которая делает, все по закону, что бы о ней не сказали ничего дурного.

    Кульминацией произведения — признание Катерины. Островский описывает как, женщина произносит «исповедь» и кается в своем грехопадении. Но место прощения, получает укор и издевательства со стороны свекрови. Не в силах существовать в этом мире, брошенная любимым Борисом, автор находить находит для героини один верный путь. «Жить нельзя» — произносит Катерина, перед совершением самоубийства.

    В заключении можно сказать, что Катерина единственный положительный персонаж пьесы, поэтому ее можно назвать «лучем света в темном царстве»

    Гроза эссе по пьесе Островского Гроза — Катерина Кабанова луч света в темном царстве

    Популярные сочинения

    • Сочинение про День рождения мамы
      Это один из моих любимых праздников! Не общий день какой-то, не мой собственный день рождения… Очень люблю мамин праздник, так как она всегда придумывает что-то интересное, у нас всегда вкусная еда, очень люблю ей делать подарки.
    • Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? — сочинение
      Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? Очень трудно найти правильный ответ на данный вопрос. Давайте попробуем разобраться в значении непонятных слов в этом предложение. Начнём
    • Сочинение Какую мечту называют благородной
      Все мы ждёт чего-то от этой жизни, о чём-то мечтаем. И эти мечты бывают очень разнообразными, маленькими и большими, такими же разными, какими бывают все люди.

    Вариант 3

    Островский как автор всегда в своих произведениях задевал темы человеческой души, её уникальной приспособляемости, и также тем человеческих пороков и проступков. В своих произведениях он любил показывать своему читателю персонажей, которые так или иначе обладали плохими чертами характера, дабы создать некий отрицательный образ, который контрастировал бы с остальными образами, и показывал бы читателю всю неприятность, или же привлекательность этих самых образов. Он настолько ясно и чётко показывал эмоциональную и личностную составляющую души, что не оставалось никакого сомнения в их достоверности и реальности. Хорошим примером подобного образа послужит Катерина из произведения “Гроза”.

    Читайте также:
    Становление русского национального театра и русской драматургии: сочинение

    Произведение “Гроза” получило своё название, конечно же, не просто так. В произведении бушуют сильные эмоциональные переживания героев, которые подчеркиваются сильными и сложными для восприятия темами, которые автор поместил в своё произведение. В данном произведении автор заостряет внимание на интересных для обсуждения с читателем темах, которые, так или иначе, близки каждому человек, если только он не отшельник затворник. Он поднимает темы человеческих взаимоотношений, человеческого характера, характера всего общества и человечества в целом. Он также очень сильно заостряет внимание на человеческих проступках, говоря о том, что даже если человек совершил невероятную глупость, он всё равно может исправиться. Однако также в его произведениях присутствуют образы, которые автор специально идеализировал. Примером подобного образа послужит образ Катерины.

    Катерина – без сомнения самый светлый образ из всех персонажей произведения. Оно и не удивительно, само по себе произведение наполнено достаточно мрачной атмосферой, которая угнетает читателя заставляя его окунуться в сурова реальной литературных произведений Островского. Однако же Катерина, даже несмотря на недружелюбную обстановку вокруг, всё равно остаётся верной своим принципам, верной чести человеческой, и остаётся верна всем человеческим идеалам. На контрасте с остальными персонажами произведения Катерина просто настоящий ангел, посланный в очень жесткий и тёмный мир, который сразу отторгает человека от себя своей злостностью и тёмной, даже мистической атмосферой. Автор наверняка создавал образ Катерины как некий светлый островок добра и позитива в это тёмном неприглядном мире, дабы сказать своему читателю, что даже в таких тёмных местах есть добро, хоть и небольшая толика, но есть.

    Катерина – луч света в темном царстве.

    1. Освобождение женщины от семейного рабства – один из злободневных вопросов конца 50-х годов 19 века.
    2. Катерина – «луч света в темном царстве». Место образа Катерины среди образов драмы.
    3. Жизнь Катерины в родительском доме, ее мечтательность.
    4. Условия жизни Катерины после замужества. Катерина в доме Кабановых.
    5. Желание любви и преданности.
    6. Сила любви Катерины.
    7. Честность и решительность
    8. Добролюбов о характере Катерины.
    9. Самоубийство – протест против темного царства
  • Добролюбов об идейном смысле образа Катерины

    Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».

    Эпиграф: «Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», — составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и всей нашей литературы» . Н.А.Добролюбов.

    В своих произведениях Островский раскрывает темы освобождения женщины от семейного рабства – это один из злободневных вопросов 50-х годов 19 века. Женщина 50-х годов, вследствие векового угнетения, бессильна перед самодурством и является жертвой «темного царства».

    Образ Катерины – это образ вольной птицы – символа свободы. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает свою жизнь у матери: «Отчего люди не летают, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». В драме Катерина есть воплощение «русской живой натуры». Она предпочитает умереть, чем жить в неволе. «В ней виден протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный под пыткой домашних и над бездной, в которую бросилась Катерина. Ее сильная натура терпит только до поры до времени. «А уж коли мне очень здесь опостынет, – говорит она, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» В образе Катерины воплотилась «великая народная идея» — идея освобождения.

    Выделение Катерины среди образов «темного царства» составляется в ее открытом характере, смелости, прямоте. «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу», — говорит она Варваре, которая пытается ей внушить, что без обману в их доме не прожить. Характер Катерины проявляется в ее простодушном рассказе о своей детском возрасте и о жизни в родительском доме.

    Катерина рассказывает Варваре, как они ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, гуляли по саду, как опять беседовали с богомолками и сами молились. «И до смерти я люблю в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду, и не вижу никого и время не помню, и не слышу, когда служба кончается». Живя вольной птицей у матери, Катерина любила мечтать. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

    В доме Кабановых жизнь Катерины проходила также, как и у матери, разница была в том, что у Кабановых все это делалось как будто из-под неволи.

    Чувство любви Катерины сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей человеческой жизни. Катерина любит не так, как жалкие жертвы «темного царства». На слова своего возлюбленного: «Никто и не узнает про нашу любовь», — она отвечает: «Пусть знают все, все видят, что я делаю» И она во имя своей любви вступает в неравный бой с «темным царством».

    Читайте также:
    Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии XIX века (А.Н.Островский Гроза): сочинение

    Религиозность Катерины – это не гнет Кабанихи, а скорее всего детская вера в волшебные сказки. Катерине свойственны религиозные предрассудки, заставляющие молодую женщину воспринимать любовь как смертный грех. «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная. Плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это не хорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю!»

    Характер Катерины «сосредоточенно-решителен, неуклонно верен естественной правде, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». В этой-то целостности и внутренней гармонии, способности всегда быть самой собою, ни в чем и никогда самой себе не изменяя, и состоит неодолимая сила характера Катерины.

    Убивая себя, совершая с точки зрения церкви великий грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» — это последние слова Катерины. Самоубийство может быть в самых исключительных случаях, когда никакие формы борьбы невозможны. Ее решимость умереть, лишь бы не быть рабой выражает, по словам Добролюбова, «Потребность возникшего движения русской жизни».

    Добролюбов об идейном смысле образа Катерины сказал: «Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».

    Образец 4

    А.Н. Островский написал множество интересных и поучительных пьес о купечестве. Одной из лучших стала пьеса «гроза», написанная в 1860 году. Автор частенько говорил, что пишет свои произведения исключительно на основе реальных событий и фактов, и что любая из них способна научить человека чему-то и показать плохие стороны общества для его дальнейшего исправления. Именно поэтому он написал данную пьесу и представил её общественности. Сразу после премьеры на автора полилась грязь из уст неосведомлённых граждан так как многие увидели себя в образах героев пьесы. Но не следует забывать, что подобная пьеса может задеть не просто плохих людей, но ещё и не совсем умных.

    В данном произведении описано «Тёмное царство», где все жители совсем не наделены даром мысли. Они не понимают, что живут совсем неправильно. И не понимает этого никто: «ни самодуры, ни их жертвы». В центре внимания в произведении оказалась некая Катерина. Она попала в сложную жизненную ситуацию после замужества. До того, как выйти замуж, она жила в семье купца, который очень хорошо её обеспечивал, и она ни в чём не нуждалась. Но после замужества она попала под влияние свекрови и стала жертвой её самодурства. Будучи замкнутой как будто в клетке, она не могла контактировать ни с кем кроме членов своей семьи. Свекровь сделала её глубоко верующим человеком, от чего она не могла допустить признания своей любви к Борису, из-за чего очень страдала. Общая обстановка в доме, где было множество богомолок и странниц, рассказывающих разного рода истории, замкнутость образа жизни Катерины сделали своё дело и она стала очень замкнутым в себе человеком и не общалась почти ни с кем. Кроме того она стала очень чувствительной ко всему. Именно поэтому, когда пришла страшная гроза, она начала искреннее молиться, а когда увидела на стене страшную картину, её нервы совсем не выдержали, и она призналась в своей любви к Борису своему мужу. Ключевым в этой истории является тот факт, что в «Тёмном царстве» никто из жителей не знает свободы, а, следовательно, не знает и счастья. Откровение Катерины в данном случае показало, что житель тёмного царства может открыться и сделать себя свободным от лишних мыслей и страхов человеком.

    Своим поступком Катерина пошла против системы «Тёмного царства» и дала повод для плохого отношения к себе. Да что там, в «тёмном царстве» любое проявление независимости и свободы выбора считалось смертным грехом. Именно поэтому история заканчивается смертью главной героини, так как она становится не только одинокой, но и страдает от мук совести, так как все те поучения и дурные рассказы не прошли мимо её ушей. Она постоянно мучит себя и не может найти покоя нигде и никогда, так как от своих мыслей ей не убежать.

    Можно до бесконечности осуждать Катерину за её поступок, но при этом следует отдать должное её смелости. Ведь не каждый сможет поступить подобным образом в «Тёмном царстве» Её смерть настолько потрясла всех, что даже муж Тихон начал обвинять свою мать в смерти жены. Своим поступком Катерина доказала, что даже в «тёмном царстве» могут рождаться светлые натуры, делающие его немного более светлым.

    Сочинение на тему: «Луч света в темном царстве» в пьесе «Гроза»

    Сочинение.
    «Луч света в темном царстве» в пьесе «Гроза»

    Драма А.Н. Островского «Гроза» была опубликована в 1960 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в «Грозе». Все свои наблюдения над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни. Жанр драмы характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В «Грозе» эта личность — Катерина Кабанова. Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она «не убила в себе человеческую природу». Катерина — русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет. В речи Катерины, связанной с простым на родом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Читатель чувствует музыкальность и напевность, говор Кати напоминает народные песни. Для языка островской героини характерны повторы («на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»), обилие ласкательных и уменьшительных слов («солнышко», «водица», «могилушка»), сравнение («ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует»). Тоскуя по Борису, в момент наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии, восклицая: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!» Поражает естественность, искренность, простота островской героини. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. Взглянем на религиозность Катерины. Это не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением («И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду…»), любит рассказывать о странницах («У нас полон дом был странниц и богомолок»), сны Катерины о «храмах золотых». Любовь островской героини небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием «маменьки» показывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И, наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» — вот последние слова Катерины. Еще одна характерная черта островской героини — это «возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни», стремление к свободе, духовному раскрепощению. На слова Варвары: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена» — Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы — символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. «… Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе. Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму. Итак, главное действующее лицо драмы «Гроза» вступает в конфликт с окружающей средой. В четвертом действии, в сцене покаяния, как будто наступает развязка. Все против Катерины в этой сцене: и «гроза господня», и проклинающая полусумасшедшая «барыня с двумя лакеями», и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную». Бедную девушку все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису, что «в себе не вольна была», «себя не помнила». Если бы этой сценой заканчивалась драма «Гроза», то в ней была бы показана непобедимость «темного царства»: ведь в конце четвертого действия Кабаниха торжествует: «Что сынок! Куда воля-то ведет!» Но драма завершается нравственной победой и над внешними силами, сковывавшими свободу Катерины, и над темными представлениями, сковывавшими ее волю и разум. И ее решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает, по Добролюбову, «потребность возникшего движения русской жизни». Критик назвал Катерину характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенное выражение в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, Добролюбов писал, что он представляет «художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи».
    Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных ему условий «темного царства». Именно поэтому Добролюбов и выделил «Грозу» из всей прогрессивной предреформенной литературы и подчеркнул ее объективно революционное значение.

    Читайте также:
    Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2: сочинение

    Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

    Катерина – луч света в темном царстве.

    План.

    1. Освобождение женщины от семейного рабства – один из злободневных вопросов конца 50-х годов 19 века.
    2. Катерина – «луч света в темном царстве».
      1. Место образа Катерины среди образов драмы.
      2. Жизнь Катерины в родительском доме, ее мечтательность.
      3. Условия жизни Катерины после замужества. Катерина в доме Кабановых.
      4. Желание любви и преданности.
      5. Сила любви Катерины.
      6. Честность и решительность
      7. Добролюбов о характере Катерины.
      8. Самоубийство – протест против темного царства
    3. Добролюбов об идейном смысле образа Катерины

    Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».

    Эпиграф: «Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», – составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и всей нашей литературы» . Н.А.Добролюбов.

    В своих произведениях Островский раскрывает темы освобождения женщины от семейного рабства – это один из злободневных вопросов 50-х годов 19 века. Женщина 50-х годов, вследствие векового угнетения, бессильна перед самодурством и является жертвой «темного царства».

    Образ Катерины – это образ вольной птицы – символа свободы. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», – вспоминает свою жизнь у матери: «Отчего люди не летают, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». В драме Катерина есть воплощение «русской живой натуры». Она предпочитает умереть, чем жить в неволе. «В ней виден протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный под пыткой домашних и над бездной, в которую бросилась Катерина. Ее сильная натура терпит только до поры до времени. «А уж коли мне очень здесь опостынет, – говорит она, – так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» В образе Катерины воплотилась «великая народная идея» – идея освобождения.

    Читайте также:
    Проблема народного характера в драме Гроза Островского: сочинение

    Выделение Катерины среди образов «темного царства» составляется в ее открытом характере, смелости, прямоте. «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу», – говорит она Варваре, которая пытается ей внушить, что без обману в их доме не прожить. Характер Катерины проявляется в ее простодушном рассказе о своей детском возрасте и о жизни в родительском доме.

    Катерина рассказывает Варваре, как они ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, гуляли по саду, как опять беседовали с богомолками и сами молились. «И до смерти я люблю в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду, и не вижу никого и время не помню, и не слышу, когда служба кончается». Живя вольной птицей у матери, Катерина любила мечтать. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

    В доме Кабановых жизнь Катерины проходила также, как и у матери, разница была в том, что у Кабановых все это делалось как будто из-под неволи.

    Чувство любви Катерины сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей человеческой жизни. Катерина любит не так, как жалкие жертвы «темного царства». На слова своего возлюбленного: «Никто и не узнает про нашу любовь», – она отвечает: «Пусть знают все, все видят, что я делаю» И она во имя своей любви вступает в неравный бой с «темным царством».

    Религиозность Катерины – это не гнет Кабанихи, а скорее всего детская вера в волшебные сказки. Катерине свойственны религиозные предрассудки, заставляющие молодую женщину воспринимать любовь как смертный грех. «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная. Плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это не хорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю!»

    Характер Катерины «сосредоточенно-решителен, неуклонно верен естественной правде, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». В этой-то целостности и внутренней гармонии, способности всегда быть самой собою, ни в чем и никогда самой себе не изменяя, и состоит неодолимая сила характера Катерины.

    Убивая себя, совершая с точки зрения церкви великий грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» – это последние слова Катерины. Самоубийство может быть в самых исключительных случаях, когда никакие формы борьбы невозможны. Ее решимость умереть, лишь бы не быть рабой выражает, по словам Добролюбова, «Потребность возникшего движения русской жизни».

    Добролюбов об идейном смысле образа Катерины сказал: «Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».

    • Назад
    • Вперед

    Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев – войдите на сайт или зарегистрируйтесь.

    Читайте также:
    Образы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»: сочинение

    Сочинение: Катерина луч света в темном царстве по драме Островского Гроза

    А. Н. Островский, великий русский драматург, являлся «Колумбом Замоскворечья». Он впервые в русской литературе приоткрыл завесу над страшным бытом купечества, показал бесправность женщины в этой среде. Жена, по господствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться мужу. Женщина должна была позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н.А.Добролюбов писал, что самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых. Таким слабым существом в то время и являлась женщина. Ее бесправие и героический протест ценой собственной гибели Островский показывал во многих своих пьесах. Так возникает тема «горячего сердца» — того положительного героя, которого не испортила среда самодуров, у которого достало сил ей сопротивляться. Особенно ярко эта тема раскрывается в пьесах «Бесприданница» и «Гроза».

    Добролюбов считает Катерину «решительным, цельным русским характером». Это натура героическая, протестующая против произвола и устоев «темного царства». Детство и юность Катерины прошли в такой же купеческой среде, но там ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в атмосфере жестокости, унижения, подозрительности, ханжества. Она пытается отстаивать свое право на уважение, она не хочет никому угождать, она хочет любить и быть любимой. Но Тихон отталкивает ее, а свекровь упрекает за то, что в порыве нежности Катерина бросается на шею мужу: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница. В ноги кланяйся!». И вот проснувшееся чувство любви к Борису сливается героини с мечтой о воле, о настоящей человеческой жизни. Образ птицы, неоднократно встречающийся на страницах пьесы, помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица — это символ свободы. Выросшая на волжских берегах, Катерина как бы вобрала в себя весь могучий простор этой реки, и в доме Кабановых ей казалось тесно, мрачно, она тосковала по воле. «…Отчего люди не летают как птицы?» — говорит она.

    С детства Катерина была религиозной, и в доме Кабановых это было единственным ее утешением. Но религиозность Катерины отличалась от набожности свекрови, для которой религия была средством держать в повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, песнопения как встречу с прекрасным, уносящим ее далеко из мрачного мира Кабановых. Душа ее очищалась, она забывала реальную жизнь со всеми ее невзгодами.

    Характер Катерины, ее нравственная чистота противопоставляется морали «темного царства». Она не может, как Варвара, бороться с «темным царством» его же способами: ложью, лицемерием, лестью. И потому так мучительна борьба Катерины с собой. Поневоле возникает вопрос: сила или слабость Катерины видна в сцене покаяния перед народом? Кто пред нами — жертва или сильный характер? Нежелание принять мораль «темного царства», ее способность сохранить чистоту своей души — свидетельство силы и цельности характера Катерины. Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь»; Проявлением силы ее характера является протест, брошенный «темному царству», выразившийся в самоубийстве. Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и унижений, «грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет». Смерь Катерины — это начало крушения «темного царства». Даже такие рабские души, как Кулагин и Тихон, воодушевленные примером, начинают роптать.

    «Гроза», как говорил Добролюбов, «самое решительное произведение Островского, потому что оно знаменует собой наступающий конец «самодурной силы». Главный конфликт пьесы — столкновение героини, ощутившей свои человеческие права, с миром «темного царства» — выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. Критик считает образ Катерины близким к положению и сердцу каждого порядочного человека в подобном обществе. Именно поэтому драма «Гроза» считается истинно народным произведением.

    Образ и характеристика Кулигина в пьесе Гроза Островского сочинение

    Среди героев пьесы А.Островского «Гроза» Кулигин является одной из ключевых фигур, хотя и не главной.

    Механик-самоучка, он реально смотрит на происходящие в городке процессы. Кулигин понимает, что нужны изменения в жизни, что устои городка устарели и их нужно менять, что старый мир рушится на глазах. Но, в отличие от Катерины, его протест проявляется только на словах. Возмущаясь жестокостью богатых людей, враждою, ненавистью, царящими вокруг, он все же советует примириться и как-то существовать.

    Нерешительность способствует его боязливости и на предложение Бориса открыто разоблачить происходящую в Калинове несправедливость, он отвечает: “Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается”.

    Вместе с тем, он неисправимый романтик и мечтатель. Его поэтическая натура проявляется в любви к природе, красота которой навевает на него поэтические строки. О тонкости его души говорит тот факт, что он читает стихи, поет песни, восхищается окружающей красотой. Его слова “Восторг! Чудеса, красота! Душа радуется!” могут принадлежать только духовно красивому человеку. О внешности его мы не знаем, но внутренняя красота и понимание того, что происходит вокруг, делает этот образ положительным.

    В начале произведения Кулигин сидит на берегу и любуется красавицей Волгой. Он любит свой городок, его жителей и хочет многое сделать для их процветания. Переживает, что в городе нет громоотводов, и частые грозы могут ему навредить, мечтает в парке сделать солнечные часы, а также изобрести вечный двигатель и вырученные за изобретение деньги направить на то, чтобы улучшить жизнь города. Но благородные порывы Кулигина не могут осуществиться по той простой причине, что он беден, у него нет на все это денег, и никто в этом не хочет ему помочь. Над его идеями просто насмехаются, считая его странным человеком.

    Читайте также:
    Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым: сочинение

    Кулигин не в силах изменить жизнь города к лучшему, ибо не имеет единомышленников и боится открыто бороться со старым миром. Но положительность этого образа в том, что он не относится к темной части жителей городка, понимая, что грядет новое время.

    Сочинение про Кулигина

    Пьеса «Гроза» написанная Александром Николаевичем Островским повествует о жителях небольшого городка Калиново, в котором вседозволенность дворян переходит границы. Никто не следит за этими помещиками, и они вольны делать все что захотят. Многие крестьяне это просто терпят, но другие в открытую возмущаются их поведением, а есть и те которые говорят это и самим дворянином в лицо.

    Первый персонаж в пьесе это – Кулигин, механик-самоучка, которому больше 50 лет, инициативный, но одновременно мечтательный. Он сидит и восхищается русской бескрайней природой, о чем и говорит Кудряшу и Шапкину. Они не понимают его радости, так как погружены в обычные бытовые проблемы и местные сплетни. Товарищи восхищаются им, так как он не говорит по пустякам и может дать отпор, без силы, а просто словами. Кулигин любит творить и создавать новое, он хочет улучшить жизнь города и подарить что-то великое, но чаще всего такие мечты приводят к проигрышу и разочарованию.

    Если же критик Добролюбов писал в своей критической статье что Катерина, луч света в этом темном царстве, то Кулигин можно сказать делает это «Темное царство» не таким мрачным. Но одновременно, несмотря на его яркий луч, механику, как и всем приходиться, терпеть всех городских помещиков и их жестокие выходки. Если вспомнить Кудряша, который только на словах противился Дикому и не желал подчиняться ему, то Кулигин не хочет брать его пример, он просто молчит, терпя все нападки. Он редко когда спорит с другими людьми, выше его по классу, даже не пытается высказать свое личное мнение. Он понимает, что если полезет в драку, все станет только хуже, а если будет просто оскорблять спорщика, его могут и взять и покалечить. Но чаще всего, когда Кулигин старается решить спор миром, просто на словах между взрослыми и детьми, его попытки остаются провальным.

    Важно заметить, что именно он предает, главные мысли автора и свое мнение по поводу определенный вещей. Именно он говорит: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие. “. Он полностью осуждает лож и лицемерие, эгоистичность. Он не понимает, почему дворяне так к ним всем жестоки и не хотят помочь ближним даже помочь по мелочам. Они все делают для себя и своих близких, но для своих подчинённых они и монету не отдадут. Кулигин, не является главным героем произведения, героем – резонером драмы, но можно считать его одним из главных персонажей во всей пьесе и драме. Так же как и Катерина – главная героиня драмы, он борется за честь и правосудие, за право обычных крестьян. Он оба сражаются за любовь и правосудие и готовы потерять многое ради этого, а сам Кулигин предает все мысли автора.

    3 вариант

    В пьесе «Гроза» А. Островского есть один интересный герой Кулигин. Он не является главным персонажем. Но, несмотря на это его образ интересен.

    Мужчина работает механиком. Своему ремеслу он научился самостоятельно. Он реалист и понимает, что происходит у них в городе. Кулигин хочет поменять свою жизнь и жизнь городка в целом. Он считает, что необходимо идти дальше, а не стоять на месте. По его мнения прежние устои, по которым жили жители города, давно уже устарели и необходимо придумать, что-то новое. Он протестует против сложившейся системы. Он был возмущен жестокостью людей и ненавистью, которая царит вокруг. Но, все его протесты заканчивались лишь словами.

    Он нерешительный мужчина. О его трусости свидетельствует, его отказ Борису. Мужчина предложил Кулигину разоблачить ту несправедливость, которая творится в городе. Но, Кулигин сказал ему, что и так слишком много говорил и за это ему уже не раз доставалось. Все это подтверждает его трусливую натуру.

    Мужчина был достаточно романтичным. Он любил мечтать. В душе он был поэтом. Кулигин очень любил природу. Она для него была музой и вдохновением. Он писал стихи о красоте природы. У него тонкая душевная организация. Он восхищается всем, что его окружает. У него добрая и красивая душа. Автор решил не описывать внешность Кулигина. В рассказе большое внимание уделяется раскрытию внутреннего мира героя. В целом образ можно считать положительным.

    Он любит мечтать глядя на текущую Волгу. Он хочет, что б его город развивался и становился лучше. Кулигин переживает из-за того, что в городке отсутствует громоотвод. Он боится, что постоянные грозы могут сильно навредить городу. Он мечтает сделать какое-то открытие, а полученные в награду деньги потратить на нужды городка. Но это только его желания, которым не суждено сбыться. Он беден. Когда он рассказывает про свои идеи другим людям, то они просто с него смеются. У мужчины голова забита только чистыми и добрыми мыслями.

    Кулигин в одиночестве не может поменять устоявшуюся жизнь в городе к лучшему. У него не хватает сил и денег это сделать. По сути, он бедный человек, но у него очень богатый внутренний мир. У него нет людей, которые были бы с ним заодно. Кулигин хочет найти единомышленников и бороться с ними против устоявшейся системы. Это положительный персонаж. Он не делает плохих поступков и не причиняет никому зла. Кулигин мечтает о светлом бедующем и ценит красоту природы.

    Читайте также:
    Дикой и Кабаниха: сочинение

    Характеристика героя

    Данное великолепное произведение, написанное замечательным автором Александром Островским, повествует о городе Калинове, в котором городской произвол местных чиновников, достиг небывалых высот. Это касалось и помещиков, которые вели свою деятельность в те времена. Не считая помещиков, остальным жителям города жилось крайне тяжело и непросто. Многие горожане желали бороться с данной несправедливой системой, и поэтому высказывали свое мнение по отношению к данной ситуации.

    Первый персонаж, который появляется в произведении, предстает в образе пятидесятилетнего трудолюбивого человека по фамилии Кулигин, который является весьма простым и мечтательным человеком. Для него красоты природы и Волги являются очень важными в жизни, и благодаря им, он может почувствовать себя счастливым человеком, отвлекающимся от бренных забот.

    В отличии от Кудряша и Шапкина, которые не ценят природные прикрасы, герой является романтическим персонажем, и любит, когда слова перерастают в какие-либо дела. Например, когда его знакомые рассказывают герою о том, что в мире царит несправедливость, и помещичий беспредел, персонаж сразу же говорит о том, что не нужно рассуждать об этом, а следует незамедлительно приступать к действиям. Когда приходит Дикой, Шапкин вместе с Кудряшом, отходят в сторону, а Кулигин остается сидеть на скамейке. Далее, читатель может увидеть диалог главного героя с племянником одного из помещиков, который живет в крайне непростых условиях. Кулигин интересуется у персонажа, по какой причине тот терпит всю несправедливость, которую высказывает дядя по отношению к нему. Племянник помещика отвечает ему, что он чувствует себя лишним и обездоленным, и поэтому, считает, что должен терпеть все издевки со стороны своего родного человека.

    Тогда, главный персонаж данного произведения дает совет молодому человеку, что следует адаптироваться под данный сложный мир, и постараться угождать своему дяде. Он не просит любить помещика, он говорит лишь о том, что если юноша будет «показывать свой характер», то тем самым он ничего не сможет добиться.

    Кулигин показан в образе очень общительного и разностороннего человека, который может находить точки соприкосновения с многими людьми. Благодаря тому, что его мысли чисты и полны надежд, ему не приходится играть роль хорошего человека, ведь он таким и является. Окружающие люди это замечают, и им приятно вести беседу со столь мудрым и понимающим человеком. Писатель очень тонко отмечает тот факт, что герой является также и выдающимся механиком, который трудится во благо своей страны. Он хочет сделать все, чтобы ее вид только улучшался, и она становилась краше.

    Образ Кулигина в пьесе Гроза

    Несколько интересных сочинений

    Пушкин писал не только стихи и романы, он писал и поэмы. Одной из очень известных и является поэма «Цыгане». Главный герой этой поэмы — молодой человек, выросший в богатой европейской стране

    Трагическое сочинение М. Лермонтова «Мцыри» является по сути исповедью главного героя, маленького кавказского мальчика.

    Живет этот сказочный персонаж на всем готовом, гордясь собой и потакая собственным прихотям. Только ему и невдомек из чего складывается блаженное существование. Крестьян, которым на самом деле всем обязан

    Григорий Иванович Муромский — это зажиточный помещик, жена которого умерла. Он бездарно и необдуманно тратит деньги, сыпет ими налево и направо.

    Ответ простой, потому что это очень важная профессия. Мой папа – служит на заставе, а мама работает в санчасти.

    Сочинение Кулигин в пьесе Гроза Островского (образ и характеристика)

    Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин. По своей натуре он мечтатель и смог даже освоить профессию механика. Правда не сильно углубляясь в детали. Говорить что-либо про его внешность не получиться. Автор полностью скрывает даже черты лица или общий образ этого человека.

    Хоть находится он в возрасте, проявление инициативы от него явление частое. Деятельность в основном направляет на благо общества, но это мало кто ценит. В начале пьесы он сидя на скамейке смотрит на реку Волга. Когда к нему подходят Шапкин с Кудряшом первые слова, вылетевшие из него, были: «Восторг». Он очень любит природу и находит в ней успокоение. Житейские проблемы, касающиеся этих двоих, беспокоят и его, но он умеет отвлекаться и отдыхать.

    Когда начинается крайне бессмысленный разговор, поддерживать он его не собирается. Тем более, что тема «Темного Царства» крайне неинтересна. А когда он еще негативно отзывается о ругательствах, можно сказать несколько основных вещей. А именно:

    1. Кулигин человек образованный, воспитанный.
    2. Он имеет очень острый ум. Это подтверждается по ходу пьесы неоднократно.
    3. Но больше всего он не любит несправедливости, а свободу ценит превыше всего. Это утверждение можно сделать на основе разговора с Борисом Григорьевичем. Тот, являясь родственником Дикого, постоянно подчиняется ему и старается угодить во всем.

    Персонаж отлично понимает время и государственные устои. Город Калинов не является островком или Оазисом для чего-либо. А умение проводить анализ позволяет оценить полностью обстановку и не давать управлять собой. Но, возраст тоже берет свою и Кулигин не хочет менять свою жизнь. Тем более, что возраст уже не позволительный!

    Читайте также:
    Город Калинов и его обитатели: сочинение

    Умение находить общий язык не в угоду личным интересам позволяет разговаривать абсолютно со всеми и на разные темы. Причем иногда даже с властью он может позволить себе вольности, но делает это очень аккуратно! А его мудрость является для многих тем самым камнем преткновения, который так ищут многие. Вообще человек он честный и даже надежный. Но поскольку это никому уже не нужно и не цениться, Кулигин выпадает из общества автоматически.

    2 вариант

    Кулигин — один из второстепенных героев пьесы Островского «Гроза». Он живет в городе Калинов уже пятьдесят лет. Он принадлежит к мещанству.

    Кулигин — техник-самоучка. Он любит создавать новые механизмы, которые могут принести пользу обществу и его городу. В его голове создано много планов по улучшению жизни калиновцев. Например, он мечтает создать громоотвод и установить солнечные часы.

    Кулигин очень добрый, отзывчивый и справедливый человек. Есть в его душе некая возвышенность и романтичность. Это находит отражение в его поступках и поведении. Он мечтает создать вечный двигатель, который является неосуществимой задумкой из-за законов физики. Он — мечтатель. Это и выделяет его от других жителей Калинова, которые являются злыми, завистливыми, подлыми, жестокими людьми. В городе царят лицемерие и ханжество. Однако, Кулигин не поддерживает городские тенденции и ярко выделяется на фоне всех жителей.

    Все остальное население относится к Кулигину снисходительно. Они считают его эдаким городским сумасшедшим из-за отличия его от остальных жителей.

    Кулигин отличается также и страстностью своей натуры. Под этой страстностью воспринимается всецелое увлечение какой-либо идее, цели, задаче. В случае Кулигина — это желание помогать людям, быть полезным, прожить свою жизнь не зря. Он хочет сделать что-то очень важное, значимое, что будет реально нужно потомкам.

    Позиция Кулигина не находит поддержки среди местных жителей. Однако, они и не ополчаются против него, не выживают. С чем это связано? Все просто! Кулигин сохраняет в себе толерантность, чуткость, учтивость, тактичность. Он ведет себя мудро, поэтому понимает, что не может судить всех по себе. Люди разные. Каждый со своими целями и желаниями, слабостями и силами. По этой причине люди не могут быть одинаковыми, поэтому Кулигин не навязывает свою точку зрения, не считает ее самой главной и важной, дает возможность сосуществования нескольких разных точек зрений.

    Кулигин, несмотря на то, что является второстепенным персонажем, заключает в себе огромный смысл и авторский посыл. Он, единственный, является белым пятном в этом темном городе. Кулигин стремится сделать город лучше, чище, светлее, удобнее. Техник делает всё для улучшения условий жизни, для общества. При этом, он считает это самим разумеющимся, поэтому не навязывает свою точку зрения и ведет себя тактично.

    Образ и характеристика Кулигина

    Одним из многочисленных второстепенных персонажей произведения является Кулигин, представленный писателем в образе местного жителя провинциального российского городка Калиново.

    Герой описывается в пьесе в качестве мужчины пятидесяти лет, имеющего мещанского происхождения, работающего простым механиком и часовщиком-самоучкой.

    Отличительными особенностями Кулигина драматург изображает его высокую эрудированность, любовь к чтению, восхищение известными учеными, особенно Ломоносовым, дословное знание цитат известных людей.

    Давая характеристику Кулигину, автор подчеркивает его романтичную, мечтательную натуру, а также трепетное отношение к окружающей природе, вызывающей в душе героя трепетное благоговение своей очаровательной неповторимостью и прелестью, тем самым подчеркивая собственную поэтическую душу и внутреннюю красоту неисправимого мечтателя.

    Кулигин является честным человеком, не признающим лжи и предпочитающим излагать собственное мнение о людях и их поступках исключительно правдиво и прямо в глаза. Кроме того, Кулигину свойственна и человеческая смелость, поскольку в отличие от других людей не страшится ни природных явлений, ни иных людских поступков. При этом Кулигин отличается излишней разговорчивостью, которую и сам признает излишней болтовней, но не может отказаться от удовольствия лишний раз поболтать с встретившимися горожанами.

    Жители города характеризуют Кулигина как доброго, хорошего, скромного человека, не позволяющего высказываться в адрес окружающих людей плохими словами и выражениями.

    Ключевой характерной чертой героя является его искреннее желание стать полезным для родного города, улучшив жизнь калиновцев путем осуществления новаторских идей в виде установки солнечных часов, громоотвода, а также мечты о создании вечного двигателя. При этом Кулигин не стремится к собственному обогащению, выражая стремление трудиться на общую пользу без вознаграждения, честно исполняя свое земное предназначение в форме служения людям. Однако со стороны городского общества изобретатель не находит понимания и поддержки, поскольку местные жители не нуждаются в усовершенствовании своей размеренной жизни путем внедрения странных научных идей, непонятных им.

    В образе Кулигина писатель представляет благородного представителя провинциальной интеллигенции, мечтающего внести собственную лепту в общественные улучшения, понимающего необходимость назревших перемен в темном царстве, но не имеющего среди окружения единомышленников и неспособного в одиночку противостоять старому миру.

    Сочинение 4

    Одним из второстепенных персонажей пьесы А.Н. Островского Гроза является Кулигин, механик-самоучка. Его фамилия созвучна с фамилией известного механика-изобретателя Кулибина, который был талантливым человеком: помимо своих изобретений он писал стихи. Кулигин тоже пишет стихи.

    В начале пьесы мы видим Кулигина, любующегося видом Волги. Он восхищается красотой природы и напевает песню. В разговоре с Кудряшом он признается, что уже пятьдесят лет каждый день любуется этим пейзажем и все не может наглядеться. Кулигин – поэтичная и мечтательная натура, восторженно относится к природе. Но он одинок в этом городе с таким отношением к природе. Дикие и Кабановы равнодушны к прекрасному. В этом городе бедных и богатых все решает власть денег

    Читайте также:
    Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере Бесприданницы: сочинение

    Кулигин мечтает об изобретении вечного двигателя. При этом он думает о благоустройстве родного города, а не о личной выгоде. За вечный двигатель он получил бы миллион и употребил бы на нужды жителей города. Кулигин заботится о безопасности и пытается поставить в городе громоотвод. В городском парке хочет сделать солнечные часы. Но простые люди невежественны и не понимают Кулигина, а богатые не воспринимают и считают его «разбойником», да им и жаль расстаться со своими деньгами. Он просит денег у Дикого, но получает отказ.

    Ученый-самоучка как будто застрял в прошлом. В поэзии он предпочитает «старинных поэтов» Ломоносова и Державина, сам пишет стихи, подражая им, будто не было еще ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Грибоедова… Его язык старомоден, в нем чувствуется влияние книжных, старославянских оборотов. Вечный двигатель изобрести невозможно (это уже было доказано), громоотвод давно изобретен. Идеи Кулигина утопичны. А в городе Калинове его идеи кажутся новшествами. Им нет места в патриархальном мире, что представляет собой Калинов.

    В своих монологах Кулигин дает меткие характеристики другим героям пьесы, высказывает смелые мысли о жестоких нравах, царящих в городе, выступает в защиту бедняков, но он не вступает с ними в борьбу, действует больше обличениями. Он, к сожалению, не может изменить жизнь в городе, потому что сила не на его стороне. По складу своего характера Кулигин не борец, а прекраснодушный мечтатель.

    Кулигин в пьесе противопоставлен автором жителям Калинова. Он разоблачает жестокие нравы, царящие в городе, и является носителем авторской позиции в отношении социальных и общественных проблем того времени.

    5 вариант

    Произведение Островского “Гроза” рассказывает историю жизни богатых помещиков, которые переходят все границы. Таких людей здесь прозвали общество “темного царства”. Жители небольшого городка Калиново не одобряют всю происходящую ситуацию и всячески пытаются все изменить, но мало у кого выходит с этим бороться.

    В самом начале рассказа автор знакомит нас с Кулигиным. Он не главный герой, но о нем мы часто будем слышать. Парень очень любит романтику и мечтать, сам обучается механике. Первый раз автор нам описывает героя, сидящего возле реки Волга. И он восторгается природой. Какая она красивая! Какой пейзаж и краски! И своим друзьям делится радостью, но они совсем не понимают, от чего такая радость, ведь вокруг так много проблем. Кудряш и Шапкин заняты совсем другими делами и им обоим совсем не до радости.

    Во всей этой темной атмосфере города автор описал Кулигина, как хорошего человека. Но ему не нравится то, что происходит внутри города и самое главное, что не молчит, а говорит все это в открытую.

    Но с другой стороны писатель пытается раскрыть его как романтика и мечтателя. Он красиво описывает природу, умеет захватывающее читать стихи, он мастер своего дела. В его мечтах создать что-то невероятное и дорогое. Получить за это вознаграждение. А после дать работу всем нуждающимся. Но это только мечты и в реальности парень ничем не может помочь обществу.

    В его голове давно есть план, в котором он решает построить солнечные часы в местном парке. Но для этого ему нужно не меньше десяти рублей. Он решает попросить эти деньги у Дикого, но и здесь все пошло не так как он думал. Только Кулигин думает о благосостоянии города. В его голове достаточно много идей, которые пригодились бы всему городу. Но к сожалению никто помогать ему не хочет. Да и идеи его считают ненормальными.

    Кулигин смог высказать все, что думает всем плохим участникам из “темного царства”. В этом рассказе писатель сделал Кулигина добрым, мечтательным и романтичным. Этот герой с первых страниц нравится нам, потому что он отвечает за свои слова и то что он делает после них. Он также смог продолжить протест против “темного царства ” после смерти Катерины.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Кулигин в пьесе Гроза

    Популярные сегодня темы

    Главный герой произведения является отражением человека, который действительно существовал. Этот человек герой, летчик, имя которого Алексей Маресьев. Эта история описывает невероятные возможности

    Роман Александра Пушкина «Евгений Онегин» сталкивает вместе двух совершенно разных личностей. Евгений Онегин и Владимир Ленский полные противоположности друг друга, как огонь и лед. Но, невзирая на разные взгляды на мир, они дружат долгие годы.

    В произведении «Слово о полку Игореве», написанном примерно в двенадцатом веке, отображаются события тех времен. Поэма рассказывает о сражении войска князей Игоря и Всеволода с армией половцев.

    Отец Васи — второстепенный герой произведения Короленко «В дурном обществе». Образ героя интересен и необычен. Его можно назвать грубым и жестоким, но в глубине души он добрый.

    В детстве мальчики поголовно мечтали стать космонавтами, а девочки принцессами. Но к сожалению, мы растём и проблемы растут. Этот вопрос у многих до сих пор открыт. Какая она – профессия твоей мечты?

    Образ и характеристика Кулигина в пьесе Гроза

    Самый первый человек, с которым мы знакомимся в пьесе «Гроза» – Кулигин, человек пятидесяти лет, относящийся к сословию мещан. По профессии он механик, также самостоятельно выучился на часовщика. Но в душе он романтик и поэт.

    Читайте также:
    Сказка Островского Снегурочка: сочинение

    Кулигин – это человек, с которым можно разговаривать буквально на разные темы. Он умный, начитанный, отзывчивый, готовый всегда помочь или поделиться советом. Любит читать, размышлять о жизни, цитирует великих писателей.

    Он – настоящий неисправимый мечтатель. Кулигин любит природу, относиться к ней бережливо. Так мы можем наблюдать, с какой нежностью он рассказывает о Волге, о том, что в течение многих лет любуется её красотой, неповторимостью и все не может налюбоваться. Он готов на многое ради благополучия окружающих людей. Страстно желает прожить жизнь не просто так, а оставить после себя какой-то след. Так, по ходу пьесы мы узнаем, что он хочет изобрести вечный двигатель и получить за него миллион. Но как бы странно это не звучало, то потратить этот миллион он желает на благо общества, на нужды людей, а не на свои собственные. Он стремиться познавать что-то новое, покорять новые горизонты. Хочет внести в свой город что-то нужное, например, установить громоотвод или солнечные часы.

    Кулигин ценит и любит свободу и не любит несправедливость. Всегда излагает свои мысли прямо, не позволяя себе говорить неправду и всячески изворачиваться от ответа, что говорит об его внутреннем стрежне. Он любит поговорить, чего сам и не скрывает.

    Герой отличается от всех остальных жителей Калиново. Окружающие снисходительно к нему относятся, считают его человеком, отличным от них самих. Ведь его окружение не стремится к новизне, все погрязли в своей собственной жестокости и лицемерии. Жители города – это лживые, подлые и завистливые люди, поэтому Кулигин сразу выделяется на фоне остальных, привлекая к себе внимание. Но в то же время, они не делают Кулигина изгоем, не враждуют против него. Связано это с тем, что по природе своей Кулигин очень гибкий человек, что позволяет ему найти общий язык буквально с каждым человеком. Он ведет себя очень тактично, тем самым поступает довольно мудро. Не держит ни на кого обиду, не судит всех по себе. Понимает, что у каждого есть свои как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому каждый человек уникален и неповторим. Таким образом, он не навязывает свое мнение другим, но и не отказывается от него.

    Характеристика 2

    Пьеса А. Н. Островского” Гроза” — величайшее произведение русской литературы, в котором поднимаются важные вопросы, волнующие каждого неравнодушного жителя России в то время.

    Кулигин — один из второстепенный героев произведения. Это мужчина пятидесяти лет, бедный мещанин, механик-самоучка. Он увлекается наукой и поэзией, любит читать и узнавать что-то новое. Кулигин нравится делиться полученными знаниями с окружающими.

    Кулигин — это образ деятеля, он стремится к знаниям, к самопознанию и культуре. Он не относится к “тёмному царству”, которое придерживается нутурализма и полностью отрицает любое развитие. Например, Дикой, яркий представитель тёмного царства, очень сильно боится грозы, но предложение о строительстве громоотвода сразу отвергает. Дело в том, что Дикой верил, что Гроза — это гнев Божий, поэтому строительство громоотвода принимал за страшный грех.

    Кулигин же придерживается ломоносовской точки зрения, которая гласит, что изучение и развитие естественных наук доказывает Божье величие. Такое отношение человека к природе было абсолютно новым и в большинстве случаев не воспринималось обществом. Кулигин трезво смотрит на реальный мир и борется с ним во благо общества. Герой уверен в себе, он считает, что может изобрести вечный двигатель, но на самом же деле он был не в силах изобрести эту чудо-машину. Также одна из его целей — установление солнечных часов в городе.

    Кулигин испытывает рвение и жажду к образованию и культуре, что и отличает его от “тёмного царства”. Он любит науку и поэзию, понимает, что есть другая жизнь и стремится к ней. Он не хочет входить в число представителей “тёмного царства”, поэтому борется с ним, выступает против него. Герой готов трудиться на благо общества и стремится к улучшению жизни, но вот только найти поддержку среди жителей города Калинова он не может.

    Таким образом, Кулигин — это образ нового человека того времени, он является олицетворением той силы, которая долгое время зреет в сердце русского народа, но обнаружиться и раскрыться она сможет только после падения “тёмного царства”.

    Кулигин представляет новые взгляды в пьесе, которые абсолютно разнятся с взглядами жителей Калинова. Героя смело выражает протест “тёмному царству”. Хотя он один способен смело выражать свои мысли, он представляет собою силу, которая способна противостоять Кабанихе, Дикому и им подобным, ведь Кулигин полностью отдаётся той идее, которая его поглощает.

    Образ и характеристика Кулигина в пьесе Гроза

    Популярные сочинения

    Жестокость сопровождает человечество на протяжении всего существования. Конечно, литература не могла пройти мимо этого фактора. И в России и за рубежом писатели часто описывали жестокость в своих произведениях

    Каждый день мы занимаемся разными делами. Идем в школу, занимаемся в разных секциях, делаем уроки, общаемся с друзьями, гуляем. Все это кажется совершенно обычным, и, как говорят родители, повседневным.

    Я очень люблю футбол и не зря. Футбол – один из самых популярных видов спорта. В него многие играют не только на профессиональном уровне, но и на любительском

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: