Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского): сочинение

Люди с горячими сердцами в пьесах Островского Гроза и Бесприданница

  • Островский
  • Две пьесы, венчающие творчество величайшего русского драматурга А.Н. Островского, — «Бесприданницу» и «Грозу», — можно сопоставить между собой и обнаружить множество композиционных и идейных сходств. Например, единство образов и мыслей главных действующих лиц этих произведений.

    Ключевыми персонажами данных пьес выступают молодые девушки, Катерина (в «Грозе») и Лариса (в «Бесприданнице»), обладающие чуткой и нежной душевной конституцией. Но волею судьбы им суждено противостоять людям иного мира, где правят эгоизм, деньги, корысть и подхалимство. Горячие сердца этих несчастных девушек медленно сгорают в чуждой им обстановке и в конце концов происходит трагедия.

    Тема женского типа «горячих сердец» открывается А.Н. Островским мастерски и многогранно.

    Его героини считают главными аспектами в жизни любовь к другому человеку и любовь в самом человеке. Их сердца жаждут этой любви. Но, к их несчастью, с ними происходит обратное. Катерину против воли выдают замуж за нелюбимого человека, который значительно старше нее. Ларису же собираются выдать, унижая её открытыми поисками жениха побогаче и «посолиднее», но стечение обстоятельств приводит к помолвке со служащим Карандышевым.

    Важно отметить, что обе девушки действительно искренне пытаются полюбить выбранных им супругов, но это их к счастью не приводит. В обеих пьесах разворачивается драма «горячего сердца».

    И Катерина, и Лариса отдаются бушующим в их сердцах и мыслях страстям, толкая себя на погибель.

    В финальной сцене пьесы «Бесприданница» юная Огудалова в отчаянии изливает свою догорающую душу Карандышеву:«Я любви искала и не нашла… Ни от кого я не видела сочувствия, не услышала теплого, сердечного слова…» Это последний крик её «горячего сердца».

    В пьесе «Гроза» Катерина всей своей душой искала понимания и любви, но в обществе свекрови это было невозможно. И героиня решается на самоубийство. Лариса Огудалова из «Бесприданницы», оскорблённая всеми: Паратовым, Кнуровым, Карандышевым и другими представителями своего окружения, также не видит смысла в прежнем существовании и с отчаяния готова броситься в омут пошлой жизни с Кнуровым за деньги. Но Островский не хочет видеть свою героиню опустившейся женщиной и убивает её пулей ревнивца.

    Поднятая драматургом драма «горячего сердца» по-прежнему актуальна и сегодня. Люди с искренним и открытым устройством души будут всегда.

    Краткое сочинение

    В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать. Все те персонажи, которых автор наделил самыми мужественными и решительными чертами характера как бы мотивируют читателя на такой образ жизни. Эти персонажи, с горячими сердцами и невиданной смелостью, описаны во многих произведениях Островского, однако наиболее точным примером послужат произведения “Гроза” и “Бесприданница”.

    В этих произведениях автор описывает судьбы людей, которые не по своей воле попали в ту или иную обстановку, которая зачастую им не нравится, и описывает их борьбу с ней, описывает то, что они чувствуют, находясь там. Так, например, Катерина, персонаж произведения “Гроза” с самых первых страниц привлекает читателя, и автор специально заостряет внимание на её характере и образе. Катерина – довольно милая, добрая девушка, которой присущи самые хорошие черты человеческой личности. Она имеет устоявшиеся понятия о чести и достоинстве, и потому ведёт себя по чести. Однако по ходу повествования она попадает в достаточно неприятное ей место. В нём отсутствуют какие-либо понятия о чести и достоинстве, там скорее превозносится корысть и алчность. Однако Катерина совсем не собирается мириться с данным положением вещей. Она начинает активно бороться за своё право остаться при своих идеалах, с жаром отстаивая свои убеждения.

    Следующим прекрасным примером горячего сердца и пыла послужит Лариса Огудалова, главный персонаж произведения “Бесприданница”. В произведении автор представляет Ларису образом почти как у Катерины, но с одним отличием. Если Катерина борется с людским бесчестием и злобой по отношению к другим людям, то Лариса противостоит материальной составляющей человеческой жизни, противостоит людям, которые вместо личного духовного счастья выбрали материальное положение. Она попадает в общество, где на первом месте стоят не человеческие добродетели, а количество монет в твоём кошельке, и неважно как они были заработаны. Поэтому Лариса начинает неравный бой, который она ведет, смело и самоотверженно, ведь она также как и Катерина не собирается мириться с этой ситуацией. Потому их двоих и можно назвать горячими сердцами, которых так ясно описал Островский в своих пьесах.

    Другие темы: ← Женские образы в пьесе Бесприданница↑ ОстровскийКритика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза →

    Сочинение на тему горячее сердце в пьесах островского

    Сочинение на тему горячее сердце в пьесах островского

    Читая пьесы Островского, невольно погружаешься в мир, созданный автором; чувствуешь то, что чувствуют герои, следишь за каждым их движением и словом. Герои словно оживают на страницах произведения. Оживают, чтобы наставить, научить своего читателя, чтобы дать ему духовную пищу для размышлений, заставить задуматься и, если это будет необходимо, призвать к действию. Так говорит с нами Катерина в пьесе «Гроза»; так взывает к нам Лариса со страниц «Бесприданницы». Когда берешься за чтение того или иного произведения, неосознанно начинаешь искать в нём героя, наиболее близкого твоему сердцу. Начинаешь искать того, кто, быть может, отличается от всех других. Если в чёрном ночном небе зажжется одна-единственная звезда, неужели мы устремим свой взор в мрак? Нет. Свет, исходящий от звезды, непременно заставит нас обратиться к нему. Именно такой звездой, вдруг вспыхнувшей белоснежным, чистым огнем среди темноты, стала Катерина, главная героиня пьесы Островского «Гроза». Что привлекает нас в Катерине еще с самых первых страниц? Она – обыкновенная девушка с обыкновенной, ничем не примечательной судьбой. Выйдя замуж, Катерина навсегда оставляет дом, где прошло всё её детство, и попадает в мир, чуждый ей – в «тёмное царство». Здесь нет понятия любви и чести, доброты и понимания; всё это заменяют собой деньги; а где есть деньги, там есть власть, унижение, ложь, корысть. «…честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Там, куда по неизбежности судьбы попала Катерина, живут люди такие же тёмные, как и само царство. Это и Кабаниха, притворяющаяся благочестивой и набожной, а притом унижающая всякого, кого посчитает ниже самой себя; это Дикой, который, осознав полную свою власть и безнаказанность, «нападает» на слабых, оскорбляя и гнобя их: «Ты – червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». А между тем, никто из жителей города не решается противостоять им, не осмеливается дать отпор «самодурству». Тихон, сын Кабанихи, прогибается под матерью, как колос под ветром. Он – яркий пример слабости, малодушия и ничтожества, неспособности постоять за себя, а тем более – за окружающих: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! Где уж мне своей волей жить!». Не уступает в безволии Тихону и Борис, возлюбленный Катерины, испугавшийся назревающей «грозы» и бросивший девушку в полном одиночестве, без поддержки и опоры. Единственный человек, помимо Катерины, которому удается вырваться из рук Кабановой – её дочь Варвара. Тем не менее, ошибочно утверждать, что Варвара пошла против устоев «тёмного царства» – она двинулась в обход. Ей чужды муки совести и стыда за содеянные грехи. Девиз Варвары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Можно ли сказать тоже самое о Катерине? Отнюдь. Катерина – образ чистый и светлый. В отличие от людей, окружающих её, девушка не чувствует себя счастливой в мире, где нет ни любви, ни свободы. Её душа жаждет света, потому что сама преисполнена им. Катерина искренняя и честная, в ее благочестивом сердце нет и не может быть никакого обмана: «Обманывать-то я не умею… Скрыть-то ничего не могу…» Катерина умеет мечтать. Легко ли сохранить это бесценное умение, будучи запертой в «тёмном царстве» . «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…» Катерина не видит другого выхода из темноты, кроме как посредством смерти. Смерть в ее понимании – освобождение. Она не способна, подобно Варваре, всю жизнь лгать и притворяться. Обман не приносит ей счастья – он гнетет её. И Катерина решается. Не смотря на свою искреннюю веру в Бога, она не боится и того, что ждёт ее после смерти. Катерина знает, что идет на тяжкий грех, но это не пугает её. «Грех? Молиться не будут? Кто любит, тот и будет молиться». В её сознательном решении расстаться с жизнью нет проявления слабости и малодушия. Напротив, сделав этот нелегкий шаг, Катерина предстает перед нами как личность сильная, решительная и, самое главное, способная бороться. Бороться против того, что не принимает её чистая душа. Еще одним ярким примером живой человеческой души, попавшей в мир бездушия, является Лариса Огудалова, главная героиня драмы Островского «Бесприданница», которая сталкивается уже не с «тёмным царством», как было в «Грозе», а с холодным, жестоким миром буржуазных отношений. На смену грубому, даже дикому Дикою, которого не интересует ровным счетом ничего, кроме денег, приходит образованный, интеллигентный Кнуров, планирующий «в Париж прокатиться на выставку». Вместо Кабанихи, топчущей и уничтожающей всё на своем пути – Харита Игнатьевна, хитрая, «проворная», как выразился Вожеватов, стремящаяся извлечь выгоду из всего, над чем имеет власть: «Без хитрости на свете не прожи­вешь». Не исчез из душ человеческих и обман. Ярким примером тому является Паратов, который, вдоволь «наигравшись» с влюбленной в него девушкой, просто-напросто бросает её. Не лучше Паратова и Карандышев. Пускай последний и не оставил Ларису, твёрдо решившись жениться на ней, но и в нём нет истинной и подлинной любви, какой требует сердце девушки. Любовь Карандышева – лицемерие, удовлетворение собственного чувства достоинства и эгоизма; Лариса же для него – дорогая вещь, которая, как он думает, превозносит его над другими, дает право гордиться собой. В его чувствах нет чистоты, возвышенности, искренности – всё в нем низко и недостойно. Лариса вынуждена жить в мире, где всё можно купить и продать. В мире, где нет ничего высокого, бесценного – всему назначена своя цена; имея деньги, можно получить всё, что угодно. Всё, что угодно, можно и продать. Кнуров и Вожеватов, не в силах решить спор, разыгрывают Ларису в орлянку, как обыкновенную вещь. «За удовольствия платить надо…» – произносит Вожеватов в разговоре с Мокием Порменычем. Сложно, не зная контекста, даже подумать, что речь здесь ведется о настоящем, живом человеке, а не о каком-то предмете роскоши. В мире, изображенном Островским в «Бесприданнице», обесценивается, уничтожается человеческая личность. То, что действительно имеет ценность, невозможно купить или продать; однако ни Кнуров, ни Вожеватов, ни Паратов, ни Харита Огудалова так не считают. Не такая Лариса. Она, в отличие от других, сохранила то человеческое, что должно быть в каждой живой душе. Лариса умеет любить, и любить по-настоящему, до конца. Поэтическая натура девушки как бы поднимается над порочным миром. Недаром ее имя в переводе с греческого обозначает «Чайка». Лариса без устали твердит матери, что желает выбраться в село, где сможет отдохнуть душой. Временное успокоение Лариса находит в пении, звуки подхватывают ее и уносят прочь от всех неприятностей. В ее тонкой, чуткой и музыкальной душе звучит и русский романс, и цыганская песня, стихотворения Лермонтова и Баратынского. Ларисын внутренний мир бесконечно богат, в отличие от Кнуровых и Вожеватовых. Лариса, как и Катерина, находит освобождение в смерти. Она не осмелилась убить себя собственными руками – слишком любит она жизнь, слишком дорог ей этот мир, пускай бесчувственный и серый. Выстрел Карандышева подарил свободу душе, в которой еще теплилось настоящее чувство. Кто знает, быть может, оставшись в живых, Лариса стала бы точно такой же, как и люди, окружающие ее. Быть может, она потеряла бы то, что забрала с собой в вечность сейчас. В смерти Ларисы нет трагедии – настоящей трагедией можно назвать ее жизнь. «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…» Так же, как наполненная светом душа Катерины не смогла вынести постоянно мрака, так и горячее сердце Ларисы не нашло счастья в мире цинизма и холодного расчета. Лариса и Катерина – два светлых, чистых образа, представленные в пьесах Островского «Бесприданница» и «Гроза». Именно к ним, как к двум ярким звёздам, тянется наше сознание с первых до последних страниц произведений. Помыслы, наполненные светом, но заключенные во мрак; души, полные жаждой свободы, но принужденные к заточению; горячие сердца, кострами вспыхнувшие в холодном мире и на недолгое время озарившие собой окружающую их тьму. И если костры эти навсегда погасли на страницах пьес, то в сердцах читателей, в наших сердцах, они будут сиять вовеки, не позволяя смиряться, падать перед низостью и пороком, побуждая бороться, бороться за свободу, чего бы она не стоила. Автор: Маша Иванова

    Читайте также:
    Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства: сочинение

    Краткое сочинение

    В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать. Все те персонажи, которых автор наделил самыми мужественными и решительными чертами характера как бы мотивируют читателя на такой образ жизни. Эти персонажи, с горячими сердцами и невиданной смелостью, описаны во многих произведениях Островского, однако наиболее точным примером послужат произведения “Гроза” и “Бесприданница”.

    Популярные сочинения

    Мне очень нравится тема сочинения, потому что мне очень-очень нравятся цветы. Всякие – и покупные, и дикие, и те, которые цветут на подоконнике. И я люблю их рисовать!

    Картина Ирины Васильевны Шевандроновой «В сельской библиотеке», написанная для дипломной работы во время учебы в Московском художественном институте, считается образцом одного

    Произведение создается автором в период его крымской ссылки, при этом первоначальное название рассказа изменяется писателем по причине возможной цензуры.

    Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского)

    Скачать сочинение

    Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы “Волки и овцы”. Драматург не проявляет к ним никакой симпатии. Они привыкли к паразитическому образу жизни, их моральная гибель предрешена.
    Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает против деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого достоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пьесы “Гроза” Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в первую очередь Лариса Огудалова из драмы “Бесприданница”. Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оценивает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за “широту души”, Лариса безраздельно отдается своему чувству. Она говорит, что “Сергей Сергеевич. Это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной”. Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать “героем ее романа”.
    Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.
    Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не понимают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из “Доходного места”, учитель Иванов из “В чужом пиру похмелье”.
    Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает: “Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?” Он не хочет жить среди всей этой “грязи”, процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно. “Мы с вами начнем жить честно, по-новому. — говорит он своей невесте,— вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом”. Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,— его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться: “Я не герой, я обыкновенный, слабый человек”. Мелузов из пьесы “Таланты и поклонники” — человек новой формации, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу: “Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу”.
    Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой и искренней человеческой души, резко протестующими против пошлости и лжи, являются артисты Несчастливцев из пьесы “Лес”, Наров из “Талантов и поклонников”, Кручинина и Незнамов из “Без вины виноватых”.
    Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.

    Читайте также:
    Театр Островского: сочинение

    3351 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Островский А.Н. / Разное / Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского)

    Смотрите также по разным произведениям Островского:

    Люди с горячими сердцами в пьесах Островского Гроза и Бесприданница

  • Островский
  • Две пьесы, венчающие творчество величайшего русского драматурга А.Н. Островского, — «Бесприданницу» и «Грозу», — можно сопоставить между собой и обнаружить множество композиционных и идейных сходств. Например, единство образов и мыслей главных действующих лиц этих произведений.

    Ключевыми персонажами данных пьес выступают молодые девушки, Катерина (в «Грозе») и Лариса (в «Бесприданнице»), обладающие чуткой и нежной душевной конституцией. Но волею судьбы им суждено противостоять людям иного мира, где правят эгоизм, деньги, корысть и подхалимство. Горячие сердца этих несчастных девушек медленно сгорают в чуждой им обстановке и в конце концов происходит трагедия.

    Тема женского типа «горячих сердец» открывается А.Н. Островским мастерски и многогранно.

    Его героини считают главными аспектами в жизни любовь к другому человеку и любовь в самом человеке. Их сердца жаждут этой любви. Но, к их несчастью, с ними происходит обратное. Катерину против воли выдают замуж за нелюбимого человека, который значительно старше нее. Ларису же собираются выдать, унижая её открытыми поисками жениха побогаче и «посолиднее», но стечение обстоятельств приводит к помолвке со служащим Карандышевым.

    Важно отметить, что обе девушки действительно искренне пытаются полюбить выбранных им супругов, но это их к счастью не приводит. В обеих пьесах разворачивается драма «горячего сердца».

    И Катерина, и Лариса отдаются бушующим в их сердцах и мыслях страстям, толкая себя на погибель.

    В финальной сцене пьесы «Бесприданница» юная Огудалова в отчаянии изливает свою догорающую душу Карандышеву:«Я любви искала и не нашла… Ни от кого я не видела сочувствия, не услышала теплого, сердечного слова…» Это последний крик её «горячего сердца».

    В пьесе «Гроза» Катерина всей своей душой искала понимания и любви, но в обществе свекрови это было невозможно. И героиня решается на самоубийство. Лариса Огудалова из «Бесприданницы», оскорблённая всеми: Паратовым, Кнуровым, Карандышевым и другими представителями своего окружения, также не видит смысла в прежнем существовании и с отчаяния готова броситься в омут пошлой жизни с Кнуровым за деньги. Но Островский не хочет видеть свою героиню опустившейся женщиной и убивает её пулей ревнивца.

    Читайте также:
    Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы Гроза А.Н.Островского) по статье Н. А. Добролюбова Луч света в темном царстве: сочинение

    Поднятая драматургом драма «горячего сердца» по-прежнему актуальна и сегодня. Люди с искренним и открытым устройством души будут всегда.

    Краткое сочинение

    В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать. Все те персонажи, которых автор наделил самыми мужественными и решительными чертами характера как бы мотивируют читателя на такой образ жизни. Эти персонажи, с горячими сердцами и невиданной смелостью, описаны во многих произведениях Островского, однако наиболее точным примером послужат произведения “Гроза” и “Бесприданница”.

    В этих произведениях автор описывает судьбы людей, которые не по своей воле попали в ту или иную обстановку, которая зачастую им не нравится, и описывает их борьбу с ней, описывает то, что они чувствуют, находясь там. Так, например, Катерина, персонаж произведения “Гроза” с самых первых страниц привлекает читателя, и автор специально заостряет внимание на её характере и образе. Катерина – довольно милая, добрая девушка, которой присущи самые хорошие черты человеческой личности. Она имеет устоявшиеся понятия о чести и достоинстве, и потому ведёт себя по чести. Однако по ходу повествования она попадает в достаточно неприятное ей место. В нём отсутствуют какие-либо понятия о чести и достоинстве, там скорее превозносится корысть и алчность. Однако Катерина совсем не собирается мириться с данным положением вещей. Она начинает активно бороться за своё право остаться при своих идеалах, с жаром отстаивая свои убеждения.

    Следующим прекрасным примером горячего сердца и пыла послужит Лариса Огудалова, главный персонаж произведения “Бесприданница”. В произведении автор представляет Ларису образом почти как у Катерины, но с одним отличием. Если Катерина борется с людским бесчестием и злобой по отношению к другим людям, то Лариса противостоит материальной составляющей человеческой жизни, противостоит людям, которые вместо личного духовного счастья выбрали материальное положение. Она попадает в общество, где на первом месте стоят не человеческие добродетели, а количество монет в твоём кошельке, и неважно как они были заработаны. Поэтому Лариса начинает неравный бой, который она ведет, смело и самоотверженно, ведь она также как и Катерина не собирается мириться с этой ситуацией. Потому их двоих и можно назвать горячими сердцами, которых так ясно описал Островский в своих пьесах.

    Другие темы: ← Женские образы в пьесе Бесприданница↑ ОстровскийКритика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза →

    Драма «Горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» — вариант 2

    Островский пишет свою драму «Бесприданница» в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесу «Гроза» и многие другие произведения, среди которых и «Горячее сердце». Эти три произведения писателя объединены одной темой — темой «горячего сердца». Катерина в «Грозе», Параша в «Горячем сердце», Лариса в «Бесприданнице», а затем и Купава в «Снегурочке» — все они относятся к одному типу женщин, женщин с «горячим сердцем». Но, несмотря на то, что все они переживают из-за любви, то есть ее недостатка, у каждой из них своя драма. Раньше Островским образ женщины пылкого и чистого сердца, не принимающей и не желающей принять ужасный мир, ищущей и не могущей найти человека, достойного большой любви, противопоставлялась галерея страшных фигур «темного царства». Теперь драматург сталкивает Ларису Огудалову с жестоким миром буржуазных отношений. Главная тема пьесы — драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. Чья же это драма? И в чем она заключается? Лариса Дмитриевна — очень хорошо воспитанная и добрая девушка. Отсюда — ее хорошее отношение к людям, ее уважение к матери. Но нам становится жаль девушку, уже когда мы видим ее мать. Огудалова во всем ищет выгоду, хочет найти своей дочери богатого жениха. Для этого она учит Ларису хитростям, которые та должна применять в жизни. Мать Ларисы — более приземленная натура, чем дочь, довольно практичная. Это непонимание между дочерью и матерью, это разительное отличие их характеров сразу бросается в глаза. Безусловно, Ларисе от этого только тяжелее. Мало того, что она уже однажды разочаровалась в любви, оказалась покинутой, так теперь должна унижаться поиском богатых женихов, который ведет ей мать. Таким образом, уже сама жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена царившим вокруг нее непониманием и постоянным унижением. Мать Ларисы говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески». Самая главная же драма Ларисы — это ее душевная, сердечная драма. Разочарование в любви и предательство уже познала эта бедная девушка, когда «Сергей Сергеевич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда». И теперь героине ничего не остается, как выйти замуж за Карандышева. Конечно, в ее представлении он не идет ни в какое сравнение с Паратовым. Лариса верит в идеальность, в достоинства Сергея Сергеича даже после его исчезновения. Она, несомненно, любила и любит только его, любит по-настоящему. Забыть его девушка надеется в заботах семейной жизни с Карандышевым. Но она видит всю ничтожность Юлия Капитоныча, даже стыдится его «высокомерия», ведь он ничто для всех окружающих От всех бед, от стыда она ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет вырваться в деревню: «Я, по крайней мере, душой отдохну», Душа Ларисы отдыхает и когда она поет, полностью отдается во власть чарующих звуков. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Этот мир не такой, как мир Кнуровых и Вожеватовых. Поэтическая натура Ларисы (ее имя в переводе с греческого означает «чайка») летит над миром на крыльях музыки, прекрасного. И когда Паратов возвращается, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов, а принадлежит к миру музыки, любви и поэзии. Еще до его приезда из слов самой Ларисы мы видим всю власть Паратова над нею. И он пользуется этим, увозя героиню на Волгу, снова очаровывая ее. Но нужно ли ему это? Да, Сергей Сергеич хочет весело провести время, свои последние холостые денечки. Конечно, он очарован Ларисой искренне, но, в конце концов, почти обманывает ее. А девушка совсем не такая, как он. Она ничего от него не скрывает от «богатого барина», эта правдивость ее замечается всеми персонажами пьесы. Но главное в отношениях Ларисы и Паратова — это то, что тут-то и проявляется ее «горячее сердце». Она открыта с Сергеем Сергеевичем. В их первый разговор после разлуки на его вопрос, любит ли она его, Лариса отвечает утвердительно. Она рассказывает Паратову о причинах своего замужества. Его самолюбию льстит, что кто-то его до сих пор любит. И с его стороны, я думаю, довольно жестоко было говорить Ларисе, что «в любви равенства нет», что «в любви приходится иногда и поплакать» женщине. Все это находит подтверждение и в их истории. Лариса любит, плачет, страдает, а Сергей Сергеевич спокойно принимает неравную любовь. Самое главное для Ларисы — любовь к человеку и любовь в человеке. Она говорит Паратову об одном достоинстве Карандышева — он любит ее. Ее сердце жаждет любви, ее сердце может и хочет любить и быть любимым. Но не любого: не такого, как Карандышев или Кнуров, а такого, каким она видела Паратова. Думая, что Паратов в ее жизни больше не появится, Лариса говорит Карандышеву, что не любит и не полюбит никого. Но тут появляется он, ее повелитель. Он видит ее красоту и прелесть, обещает ей: «Я брошу все расчеты, и уже никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью», и зовет девушку на Волгу. Лариса же видит решительность ПАратова, видит любовь в этих словах и отдается своему счастью, а главное, она верит ему. Однако Кнуров и Вожеватов знают этого барина лучше. Они догадываются, что «тут не без обмана, что он опять словами поманил ее», что, «должно быть, обещания был и определенные и серьезные». Но знают они и то, что Паратов не променяет на бесприданницу миллионершу. Полна драматизма сцена разговора Паратова с Ларисой после поездки по Волге. Лариса ждет, чтоб ее герой вот-вот сделает ей предложение, иначе для чего все эти прекрасные слова, все время, проведенное с нею. Она даже не может дождаться этого и сама просит, чтобы Паратов признал ее невестой. Но герой обвиняет ее в необоснованной, неправомерной требовательности, даже трусит и хочет отложить разговор. И, наконец, говорит ей страшные слова: «Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны». И буквально добивает Ларису признанием, что обручен. Разве это не драма? Что может быть хуже? Что теперь Ларисе ждать от жизни? Даже брак с Карандышевым не может спасти ее. Хотя Карандышев все-таки спасает героиню: выстрелив, он совершает «благодеяние». Лариса всю жизнь ждала своего единственного — честного, любящего ее. Она ждала, да не того. И ждать-то ей больше некого. А тот еще слова Карандышева, бросившего ей, что она «вещь». А тут еще и Кнуров с Вожеватовым, разыгрывающие ее, действительно, как вещь. Это ли не драма «горячего сердца»? Лариса всю жизнь искала настоящей любви, а дождалась лишь предложения Кнурова поехать в Париж. Все ее чувства оказались попранными, отвергнутыми и обманутыми В «Грозе» горячее сердце Катерины искало любви, но в мире Кабанихи живые чувства запретны. И героиня входит в противоречие с мрачными условиями подневольного существования. В комедии «Горячее сердце» жаждущая любви Параша находит лишь человека с отшибленными чувствами. В «Бесприданнице» Лариса никого уже найти не может, тщетны порывы ее горячего сердца в мире торжества денег. Она сама становится вещью, принадлежностью. Смертью своей бросает Катерина вызов миру лабазников. Блаженными причитаниями завершаются поиски Параши. А Лариса? «Я не нашла любви, так буду искать золота» — говорит она. Золото — то же омут, и в него кинулась Лариса. Так жестокая власть торгашеского мира обесчестила и горячее сердце женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств. Так и самая оптимистическая вера великого драматурга, вера в «горячее сердце», оказалась поруганной.

    Читайте также:
    ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА.: сочинение

    Популярные сочинения

    • Сочинение на тему Мой любимый учитель (2, 4, 5, 6, 8, 9, 11)
      Учитель – это великая профессия, которая заслуживает большого уважения. Ведь учитель, на протяжении многих лет, идет с нами нога в ногу и вкладывает свои знания.
    • Сочинение-описание по картине Письмо с фронта Лактионова
      Александр Иванович изобразил на картине ожидание положительных вестей с фронта. Данная тема относится ко времени жестокой и страшной войны между советской державой и нацистами
    • Любовь к Родине — сочинение-рассуждение
      Родину, как и родителей, не выбирают. Она просто есть и ее нужно ценить и уважать. Если человек не будет любить свой родной дом, то как он сможет любить тех, кто с ним рядом?

    «Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»»

    В творчестве А. Н. Островского тема «горячего сердца» занимает очень важное место. Постоянно разоблачая «темное царство», писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа — добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью. И самым значительным из произведений великого драматурга, в котором, по словам Добролюбова, «русская жизнь и русская сила вызваны… на решительное дело. », является пьеса «Гроза». Сатирическое обличение представителей «темного царства» естественным образом слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, решительно поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Этот яркий протест против удушливого господства произвола, насилия, вседозволенности автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой, которую Н. А. Добролюбов назвал «светлым лучом в темном царстве». В образе своей героини Островский изобразил новый тип — умной, самоотверженной девушки, рискнувшей восстать против ненавистного ей света. В окружающем «мертвом царстве» Катерина живая. Ей необходима вся полнота человеческих чувств, она сознает свое право на любовь и счастье. Любовь для нее — мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Именно любовь пробуждает в ее душе новые чувства и мысли: «Точно я снова жить начинаю», — говорит девушка. Сердце Катерины рвется к свету, к людям; она не желает покоряться, для нее неприемлемы компромиссы. Ее вольнолюбивая натура не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Ей, ни на минуту не забывающей о моральном долге, чужды принципы и советы других персонажей пьесы. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», — убеждает Катерину Варвара. Тихон советует не обращать внимания на слова Кабанихи: «Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Борису также, как и Кате, противны господствующие устои общества, но он лишь в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» Катерина же покоряться не может, скрывать ничего не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления мимо ушей не согласна. У нее есть сила, потому она может вырваться из темного царства, стать лучом света.

    Читайте также:
    Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60—80-х гг. XIX века): сочинение

    В пьесе Катерина противопоставлена прежде всего Кабанихе и Дикому как типичным представителям «темного царства». Благодаря богатству они держат в своих руках всю власть. И делают все, что им заблагорассудится. Островский ярко показал, какой грозной и губительной становится власть таких людей. Хитрая и злая Кабанова, блюстительница патриархальных устоев, старинных домостроевских порядков, — непререкаемый авторитет для своей семьи, соседей, да и для всего города. Деспот и самодур Дикой держит в страхе и своих близких, и своих знакомых. В этом мире «все как будто из-под неволи». И темным, запуганным обывателям приходится покоряться. Да и может ли быть иначе в мире, где газет и журналов не читают, в городе, где даже часов нет, и где верят, что Литва «на нас с неба упала»? Движение, которое происходит вокруг, «шум, беготня, езда непрестанная» противно таким как Кабанова, Дикой и все их окружение. И потому все, что не похоже на калиновский быт, объявляется ими неверным, греховным. Хотя на самом деле, именно этот быт, это отсутствие действий, мысли, движения вперед и является ненормальным, противоестественным, противостоящим всем живым человеческим потребностям. Этот мир успел наложить свой отпечаток и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный человек, он настолько порабощен мыслью о завещанных деньгах, что никогда не задумывался о реальной возможности жить своим трудом, самому зарабатывать на свое существование. И хотя в нем иногда прослеживаются проблески чувства, способность к глубоким переживаниям, но он не в состоянии устоять перед испытаниями. Он сидит в тесной клетке, из которой ему никогда не вырваться. Не вырваться из нее и Кулигину, несмотря на все его просветительские идеи и мечты. Столкнувшись с грубостью и угрозами, он отступает перед «количеством старой силы»: «Нечего делать, надо покориться!»

    «Темное царство» замкнуто в самом себе, оно застыло в неподвижности, существует вне времени и пространства. Однако все это означает не жизнь, а смерть, потому этот мир диких и кабановых обречен. И это осознают сами его представители. Забеспокоилась Кабаниха, испуганная предчувствием наступления новых времен, которые, по ее мнению, необходимо во что бы то ни стало задержать. И Феклуша уверена, что «по всем приметам» приходят последние времена. Каким бы крепким и прочным ни выглядел этот мир, основанный на, казалось бы, незыблемых старорежимных устоях, гроза собирается над ним. Эта гроза была необходима, чтобы все могло ожить и распрямиться, чтобы дышать стало легче. И эта гроза разразилась — ею стал решительный протест Катерины и ее трагическая гибель.

    По словам русского критика Н. А. Добролюбова, «… характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Протест, вырывающийся из груди «самых слабых и терпеливых», был для критика прямым доказательством обреченности «темного царства».

    Читайте также:
    Сказка Островского Снегурочка: сочинение

    «Судьба бесприданницы (по пьесе Островского “Бесприданница”)»

    Драма А. Н. Островского “Бесприданница” является замечательной пьесой позднего периода творчества писателя. Она была задумана в 1874 году, а завершена в 1878-м и в этом же году поставлена в Москве и Петербурге. М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская — лучшие актеры столичных театров — брались за исполнение роли Ларисы Огудаловой. Чем же их пленила так эта замечательная героиня?

    Лариса Огудалова отличается правдивостью, искренностью, прямотой характера, напоминая тем самым Катерину из “Грозы”. По мнению Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне “хитрости нет”. С героиней “Грозы” сближает ее высокая поэтичность. Ларису влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама красавица — Волга с ее простором. “Земного, этого житейского нет” — замечает Кнуров. И в самом деле: она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, на которую похожа она сама, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни, В переводе с греческого Лариса означает “чайка”, и это не случайно.

    Не предпочесть ли стиль жизни матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный “цыганский табор”, чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит дочери улыбаться, а той плакать хочется. И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее “базара”, где немало “всякого сброду”, чтобы увез подальше, за Волгу.

    Однако, Лариса — бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим мириться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску. Лариса лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлость и цинизм окружающих ее людей она не только не хочет видеть и — довольно долго — не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жизни матери, она существует среди пошлых поклонников.

    Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня “Грозы”. Но при кажущейся схожести, Лариса Огудалова — обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование, она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей.

    Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но “любезничать надо было: маменька приказывает”. Потом “набегал” разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, но в доме и его принимают: “положение ее незавидное”. Затем “появился” некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Этот отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.

    Лариса Огудалова влюбляется в “блестящего барина” Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека. они смотрят на вас, как на вещь”.

    Она сама соглашается с этим: “Вещь. да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек. “.

    Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна. Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

    Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

    Единственный выход, который находит Лариса — уход из этого мира. Лариса сначала хотела сама покончить с жизнью. Она подошла к обрыву и посмотрела вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил совершить задуманное. Тем не менее, гибель Ларисы предрешена и подготовлена всей пьесой. Вдруг раздается выстрел с пристани (его-то и пугается Лариса). Потом упоминается топор в руках Карандышева. Верной смертью называет он падение с обрыва. Лариса рассказывает о “равнодушном выстреле” Паратова в монету, которую она держала в руках. Сама же думает о том, что здесь на любом сучке “удавиться можно”, а на Волге “везде утопиться легко”. Робинзон предчувствует возможное убийство. Наконец, Лариса мечтает: “Кабы теперь меня убил кто-нибудь?”

    Неизбежной становится гибель героини, и она настает. В безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние, Карандышев убивает ее. Это последний и невольный выбор бесприданницы. Так завершается трагедия главной героини пьесы Островского.

    “Бесприданница” — драма о катастрофе личности в бесчеловечном мире. Это произведение о трагедии обычной русской женщины, бесприданницы с горячим любящим сердцем.

    Сочинение для 10 класса по драме Островского «Бесприданница»

    Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.

    Островский показывает крушение прежнего, устоявшегося веками, жизненного уклада. Вместе с бытом уходят в прошлое и идеалы прежней жизни. Происходит рождение нового делового мира, не сдерживаемого уздой традиций.

    Читайте также:
    Радость жизни Катерины в пьесе Гроза: сочинение

    С целью более ярко показать рождающееся общество и его новые идеалы, основа которых деньги и успех, он делает главной героиней бедную женщину, которая не смирилась со своим прозябанием на обочине жизни. На корень всех бед в новом мире намекает название пьесы – «Бесприданница».

    Драматург показывает две противоположные натуры, стремящиеся добиться успеха в жизни. Карандышев лишь стремится подражать сильным и богатым, поэтому он производит жалкое впечатление и является объектом насмешек для всех. Однако Островский показывает, что не только Лариса является вещью в этом мире. Самый сильный из героев произведения – Паратов тоже оказывается в положении, близком к тому, что предлагал Кнуров Ларисе. Он вынужден жениться ради денег и его новые родственники не дадут ему больше прежней воли. Вожеватов тоже уступает Ларису более богатому Кнурову, а тот же не смеет мешать Паратову поиграть с ней в последний раз.

    Напротив, Лариса Огудалова не стремиться жить по правилам, хотя она тоже не относится к сильных мира сего, как и Карандышев. Проиграв, поставив на Паратова, она гордо отбрасывает мещанское счастье и сохранение репутации в браке с человеком, которого она презирает. Смертельно раненая своим несостоявшимся мужем, Лариса чувствует себя освобожденной и счастливой. Ее душа просит праздника, цыганской песни.

    Согласие главной героини стать содержанкой Вожеватова и кровь в конце пьесы показывает силу нового мира и его грядущую победу. Лариса признает, что она вещь. Гибель Ларисы позволяет Островскому показать контраст двух мировоззрений. Драматурга, несомненно, ближе образ главной героини, которую он наделил живым восприятием реальности, артистичной натурой (для контраста поставив рядом ее прагматичную мать).

    Смерть Ларисы, давшая ей свободу, знаменует торжество новой жизни, которая больше похожа на бездушный механизм, равнодушно перемалывающий винтики с их чувствами и стремлениями. Однако в этом произведении Островский не только хотел отразить социальные моменты и трагедию «маленького человека», он показывает не опереточных героев, а образы живых людей с их вневременным эгоизмом, амбициями и разочарованиями.

    Сочинение 3

    Пьеса «Бесприданница» является одним из лучших произведений А.Н. Островского. В нем он описывает буржуазное время с модой на искусство, театры и выставки. Однако если заглянуть в глубь самой человеческой личности того времени, то там можно увидеть присутствие все той же подлости и жадности, описанных и в других произведениях автора. За мнимым спокойствием скрываются корыстные денежные расчеты и небывалый цинизм. Люди готовы покупать то, что не имеет цены. Они сами являются распространителями продажности и лжи.

    Основной сюжет пьесы закручен на трагедии человеческой души. Главной героиней произведения «Бесприданница» является Лариса Огудалова – девушка ранимая и добрая. Она талантлива и умна, но главная ее проблема в том, что она – бесприданница. Бесприданницами называли девушек, не имеющих денег и приданного. У таких девушек есть только одна возможность добиться успеха в жизни – это выйти замуж за богатого ухажера. Лариса с самого рождения была малообеспеченной девушкой. И ее женихи просто использовали ее чистую душу.

    Ларисе не комфортно в этом мире продажных людей, готовых променять настоящие жизненные ценности на материальные блага. Мать девушки заботиться лишь о том, как бы выгоднее отдать замуж дочерей. Но Лариса не хочет себе такой судьбы. Будучи наивной и искренней девушкой, она верит во взаимность Сергея Паратова, уважаемого и богатого человека в городе. Однако все его чувство было наполнено ложью и корыстными расчетами.

    А.Н. Островский в «Бесприданнице» подробно описывает обесценивание человеческой души и то время, когда за деньги можно купить практически все. Перед читателем разворачивается настоящая драма, оканчивающаяся гибелью человека. Лариса Огудалова сама идет на эту гибель от безысходности, от постоянного ощущения того, что она просто марионетка в руках общества. Девушка погибает, не найдя понимания и искренности.

    В своем произведении «Бесприданница» автор пытается донести убеждение в том, что за деньги можно купить многое, в том числе любовь и друзей, но это все будет не искренним и настоящим. И если сделать хоть один неверный шаг, то эти самые друзья, любовь, власть, купленные за деньги перейдут к тому, у кого полнее кошелек.

    Сочинение: Женские образы в пьесе «Бесприданница» (А.Н. Островский)

    (558 слов) Говоря о женских образах произведения «Бесприданница», необходимо, в первую очередь отметить, что их здесь всего два: Харита Игнатьевна и Лариса Дмитриева Огудаловы — мать и дочь. Потому рассуждение будет не столько разноплановым, сколько фрагментарным, потому как созданные Островским женские образы могут в синергии служить обозначением современной ему женской сути: страдание и праздность, любовь и ненависть, целомудрие и беспринципность.

    Описанные внутрисемейные взаимоотношения характеризуются, в первую очередь, сильнейшим эмоциональным давлением Хариты Игнатьевны на Ларису. Из-за болезненно зафиксированного желания обогатиться за счет жениха, в котором она реализует собственную несостоятельность и которое она проецирует на поведение дочери, Огудалова вынуждает Ларису жить исходя из запросов окружающих её кавалеров, с которыми она вынуждена вести себя не на равных, а в качестве экспоната, выставленного на тщеславный аукцион, постоянно происходящий в доме Огудаловых. Да, факт того, что женщина — не приложение к капиталу мужчины, не был столь очевиден для традиционного общества, описанного Островским. Однако Огудалова могла питать хотя бы чувство женской солидарности и брать в расчет, что девичье сердце — хрупкий механизм, направление действия которого невозможно задать; нельзя заставить полюбить, иначе говоря.

    Сравнение дома Огудаловой с “цыганским табором”, приведенное Карандышевым, весьма точно описывает суть жизни, которую ведет хозяйка. В этом доме нет ничего постоянного, у него нет собственного шарма, потому как даже его хозяева из своей бедности вынуждены растворяться в чужой праздности, которую предлагают его нескончаемые посетители. Ведь именно предоставляя простор и собственное общество для этой праздности, Огудалова зарабатывает на жизнь. По сути, дом Огудаловых — китайский чайный домик, посетители которого находят отдушину в общении с девушками, иллюзию их заинтересованности в личных проблемах они готовы купить за какие угодно деньги.

    Дом Огудаловых можно, без всякого сомнения, сравнить еще и с ярмаркой тщеславия. Часто употребляемое по отношению к кавалерам Ларисы словосочетание “разогнал женихов” говорит нам о том, что в доме Огудаловых молодые люди могли не только приятно проводить время, но и кичиться своим богатством, которое высоко ценила хозяйка — от него зависело то, может претендент иметь будущее с Ларисой, или нет. Истерически стараясь обеспечить для своей дочери возможность создания семьи, Огудалова, как ни парадоксально, попирает семейные ценности. Она впустила в дом — место, где семья находит уединение и смирение своих желаний и страстей, уличный разврат и примитивное торгашество.

    Читайте также:
    Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского: сочинение

    Огудалова пренебрегает расположенностью дочери к простым человеческим чувствам, полагая “уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”. Безусловно, Харита Ивановна обладает поверхностным желанием лучшего для дочери, однако это “лучшее” — деньги. Но за них не купить ни любви, ни уважения к себе, ни правильной вертикали ценностей — вещей, абсолютно точно потерянных в погоне за обогащением. Харита Ивановна калечит душу Ларисы, пресекает ее попытки обращения к чистым чувствам, стараясь реализовать собственные корыстные цели, не понимая при этом, что подысканный Карандышев — бедный и бесхребетный человек, не сделает счастливыми ни ее, ни дочь. Огудалова уже даже не хочет думать о выгоде — она просто следует навязанной бедностью абсолютно бестолковой установке. Результатом описанного эмоционального давления (насилия) стало то, что Лариса смирилась с тем, что она — не более, чем товар на рынке тщеславия окружающих ее людей. Она боится доверяться своим чувствам, боится взглядов и мнения счастливых людей, окружающих ее, боится потерять свое существование, в котором она обделена способностью безнаказанно любить и ненавидеть.

    Таким образом, находясь в вынужденном тандеме, два индивидуально сильных женских персонажа попадают в обоюдно губительную созависимость: жизнь Огудаловой превращается в фанатичное подобострастие и торгашество, в то время как Лариса вынуждена мириться с предоставляемыми ей благами, нисколько ее не превозносящими, но заработанными усилиями хлопотливой матушки и потому должными быть для нее релевантными.

    Автор: Иван Шарков

    Популярные сочинения

    • Характеристика героев комедии Ревизор Гоголя
      Одним из главных героев мелкий чиновник, молодой мужчина из дворянских слоев. Он глуповатый и любит хвастаться. Он предпочитает жить только в свое удовольствие
    • Сочинение по картине В лесу осенью Левитана 5, 7, 8 класс
      Картина замечательного русского художника Исаака Левитана «В лесу осенью», написанная им в 1894 году, является одной из самых интересных и знаменитых картин автора.
    • Сочинение Фенечка в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)
      Автор подробно описывает внешность Фенечки. Это молодая женщина примерно 23 лет.

    «Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3»

    А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах. Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса «Бесприданница», сюжет которой во многом напоминает сюжет «Грозы», но гораздо сложнее, шире и современнее. На смену невежественным диким и кабановым приходят промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами. Бурлацкие песни на Волге сменяются пронзительными гудками пароходов. В мире наступило « торжество буржуазии », где в моде театр, выставки, романсы. «… Теперь искусство на вес золота». Более «цивилизованными», «европеизированными», степенными стали герои. Но это только внешне. На самом же деле, если проникнуть в глубину этого «блистающего» мира, можно увидеть ту же пошлость, низость, подлость, что и раньше. За показным спокойствием таятся грубые денежные расчеты, корыстные стремления, нешуточные страсти. Откровенный, бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в абсолютной и непререкаемой власти банкнот и чековых книжек, определяют психологию героев «Бесприданницы».

    В этой удушливой обстановке эгоизма, отсутствия истинных чувств, в этом мире, в котором кипят борьба самолюбий и мелкие желания, оказывается главная героиня пьесы, Лариса Огудалова — девушка чуткая и впечатлительная, наделенная неповторимым характером, «горячим сердцем» и стремлением к настоящей жизни и любви: «Я вас всех люблю…», «Когда же меня любить будут?» Лариса чувствует себя неуютно в этом продажном мире, где ее окружают люди, постоянно готовые или покупать, или продаваться. Ее собственная мать, озабоченная лишь тем, как бы выгоднее пристроить дочерей, не задумываясь, берет деньги у купцов. Девушка не хочет повторить судьбу своих сестер, «проданных» родной матерью.

    Она устала от «цыганского табора» в доме. И потому, стремясь хоть каким-то образом сохранить человеческое достоинство, соглашается выйти замуж за Карандышева и уговаривает его уехать в деревню, не рисковать своим хрупким счастьем. Однако ее жених отравлен тем же цинизмом, что и остальные герои. Его любовь оказывается на деле лишь жаждой самоутверждения. Потому и затевает он званый вечер, на котором собирает бывших поклонников Ларисы. Устремленная к высокому романтическому идеалу, мечтающая о достойной человеческой жизни и стремящаяся вырваться из давящей на нее пошлой повседневности, героиня Островского рвется «за Волгу», «на ту сторону», «в лес» или «в деревню», где она сможет найти душевное спокойствие. Но все ее попытки порвать с окружающим миром: сватовство Карандышева, «дружба» с Вожеватовым, «любовь» Паратова или «содержание» у Кнурова приводят ее к тупику. Все эти «прорывы» замкнутого вокруг Ларисы круга не могут дать ей счастья и не могут изменить ее судьбу.

    Героиня пьесы, человек с богатой душой, цельная натура, наполненная музыкой и лиризмом, даже в этой невыносимой «рыночной» обстановке, в этом прозаическом мире все же сохраняет способность любить, одухотворенность, искренность. Она свято верит в свой идеал мужчины — мужественного человека широкого размаха и сильных страстей. Таким идеалом для нее становится Паратов. Лариса слепо доверяет ему и, спрашивая: «Я — жена ваша?», ничуть не сомневается в его честности.

    Когда же она понимает, как жестоко ошиблась, когда ей открывается истинное отношение к ней ее избранника, подлинная натура Паратова, живущего по принципу «Другие дела, другие расчеты…» или «Найду выгоду, так все продам», — рушится вера героини в высокий идеал, ее жизнь теряет смысл. Для нее наступает момент трагического прозрения: она разыграна в орлянку и вынуждена признать правоту жестоких слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Лариса окончательно теряет почву под ногами. И все-таки она не принимает правил этого эгоистичного мира.

    Читайте также:
    Роль природы в переживаниях действующих лиц: сочинение

    Отправляясь на заведомо скандальную прогулку на катере с Паратовым, она говорит матери: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Смерть для героини — единственный достойный выход из сложившейся ситуации, единственная возможность освободиться и сохранить душу чистой и незапятнанной. А восклицание Ларисы: «Если быть вещью, то очень дорогой», — это лишь крик отчаяния. Она ни за что не согласится быть вещью, даже дорогой, она никогда не продаст свою душу. Именно потому выстрел Карандышева не случаен. Он дает героине эту единственную возможность сохранить себя. И за это Лариса благодарит убийцу. Теперь она смягчена и успокоена, она всех прощает и счастлива, потому что вырвалась из тисков удушливого, пошлого мира. А еще потому, что наконец-то вызвала вспышку настоящего чувства — безрассудный, лишенный какого-либо расчета поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.

    В пьесе «Бесприданница» перед нами раскрывается драма незаурядной женской натуры, отвергнувшей законы несправедливого мира и нашедшей в смерти свое освобождение от неволи. Финал произведения Островского трагичен. Но иначе и не могло быть. Нет иного выхода для человека, жаждущего любви в « безлюбовном мире», который несет в душе музыку, живя в прозаичном окружении, который стремится сохранить живую, пылкую душу, находясь в среде, где человек воспринимается как вещь, в лучшем случае дорогая, подобная ценному бриллианту, заслуживающему соответствующей оправы. Создавая образы таких людей, как Катерина из «Грозы», Лариса из «Бесприданницы», героиня сказки «Снегурочка» и многие другие, А. Н. Островский стремился вскрыть перед нами все язвы жестокого общества, основанного на жажде наживы и власти, лишенного света, тепла, чистоты, правды; общества, где люди забыли, что такое любовь, дружба, достоинство, настоящая яркая жизнь.

    Автор показал, насколько губительным оказывается такой мир для любого, кто несет в себе хоть маленькую частичку того, что называют справедливостью, для любого, в чьем сердце горит огонь добра и света, для любого, кто стремится жить и быть счастливым. Поднятые писателем вопросы и проблемы остаются актуальными во все времена и поэтому сохраняют свое огромное художественное значение для нашей современности.

    Персонажи

    Лариса Огудалова славится не только редкой утончённой красотой, но и творческой одарённостью: она «играет на разных инструментах, поёт», любит романсы (хотя в этом мы не можем не заметить дурного вкуса, некой ограниченности, но не будем её осуждать). Героиня всей душой стремится прочь из мира обывателей, тоскует по настоящему чувству, по подлинности. «…в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет. Ну, понимаете, тривиального… Ведь это эфир», — признаёт даже циничный Кнуров. Но у этой отрешённости от обыденного есть и обратная сторона: Лариса порой оказывается слепа в оценке других людей, она видит в Паратове только создаваемую им иллюзию — вольную, красивую, иную жизнь, не замечая душевного убожества самого Паратова. Героиня способна на отчаянные поступки, она смело следует за Паратовым, теряя всё. Страшный поступок Карандышева освобождает героиню и от самоубийства, и от судьбы содержанки. Перед смертью так и не нашедшая любви Лариса говорит, что всех прощает и всех любит.

    Карандышев: -ещё один «маленький человек» со своими комплексами, злобой и тщеславием. Искренне влюблённый в Ларису, он гораздо больше, нежели её спокойствия, хочет для себя своеобразной выгоды: торжества, публичной компенсации за прошлые унижения. На словах презирая мир, где правят деньги, Карандышев полностью подчиняется его законам. Убийство Ларисы для Карандышева не проявление ревности: он не ревнует, потому что и так знает, что нелюбим. Карандышев хочет присвоить красивую, недоступную, внутренне далёкую от него Ларису. Властвовать ей, подчинить её он может только в смерти.

    Паратов:«У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно», — так характеризует себя сам персонаж. «Промотавшийся кутила, развратный человек», — эти слова, сказанные Карандышевым, также оказываются точной характеристикой Паратова. Финансово «проигравший», Паратов совершает очередную выгодную сделку: продаёт не только свой пароход, но и себя самого богатой невесте в обмен на золотые прииски. При этом свои низменные действия Паратов пытается прикрыть в глазах окружающих высокими причинами, создать вокруг себя ореол тайны.

    Кнуров: — циничный человек, влюблённый в Ларису, но не желающий разрушать свою семью. Относится к Ларисе как к драгоценной изящной вещице, предлагает ей роль содержанки.

    Вожеватов: — странный персонаж с непонятными мотивами. Он друг детства Ларисы, интересуется ей, может себе позволить женитьбу. В чём же дело? Ищет богатую невесту? Или не хочет жениться на той, кто влюблена в другого? Или, скорее всего, этот прагматичный человек не хочет ни хлопот, ни расходов, ни экстремальных чувств. Как бы там ни было, он предаёт Ларису в конце, разыгрывая её, как вещь, в орлянку с Кнуровым, отказывая Ларисе даже в слове утешения.

    Харита Огудалова: — «бойкая женщина», озадаченная деньгами. Эта небогатая вдова успешно выдала замуж двух старших дочерей (причём богатые женихи, как выяснилось позже, сломали жизнь девушкам, одна из них даже погибла от руки ревнивого супруга), но автор не показывает никаких переживаний Хариты Игнатьевны по этому поводу. Зато мы наблюдаем, как она старается хитростью, лицемерием, интригами не «продешевить», сбывая с рук красавицу-дочь.

    Трагедия Ларисы Огудаловой в романе Бесприданница Островского сочинение

    Главным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом. У нее чистая и открытая душа, она верит в бескорыстие и справедливость. Единственным ее недостатком является то, что Лариса – бесприданница, не имеющая достаточных средств к существованию. Конечно, это не личный недостаток девушки, а порок того времени, и того общества, в котором живет героиня.

    Читайте также:
    Народные истоки характера Катерины: сочинение

    Мать Ларисы сама считает свою дочь товаром, который можно выгодно продать, и улучшить свое материальное благополучие. Расчетливая и хладнокровная женщина старается подать свою дочь потенциальным женихам в самом выгодном свете, она заставляет ее прислуживать им и унижаться. Но Лариса, чистая, доверчивая душа, противится матери. Она ждет чистой и возвышенной любви. Их дом часто посещает богатый и импозантный судовладелец Сергей Сергеевич Паратов. Со всей пылкостью юного сердца, Лариса влюбляется в красивого и умного мужчину. Она надеется на взаимные чувства, она пока еще не знает, что миром правят деньги. Но Паратов уже не слишком молод, и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда не женится на девушке, у которой за душой ни гроша. Паратов не прочь поразвлечься с молодой девушкой, которая красива и образованна, ее можно пригласить в компанию, где она будет играть роль дорогой изящной вещи.

    Разочаровавшись в любви, Лариса собирается стать женой Карандышева, мелкого чиновника. Тщеславный Юлий Капитонович ничем не лучше богатого судовладельца, ему льстит сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему.

    Пригласив гостей, Карандышев делает потуги сравниться со своими богатыми соперниками, не понимая, как глупо и жалко он выглядит даже для Ларисы. В конце концов, счастливый жених напивается, а Паратов, пользуясь чувствами девушки, увлекает ее на пароход. На пароходе собралось высшее общество, а Ларисе опять отводится незавидная роль куклы, нужной для развлечения публики.

    Воспользовавшись невинностью девушки, Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов признается ей, что женится на другой девушке, и отправляет Ларису домой. Несчастная девушка раздавлена, она ищет сочувствия у своих давних друзей, Кнурова и Вожеватова, не подозревая о том, что они уже кинули жребий, кто будет владеть ей в дальнейшем.

    Карандышев стреляет в невесту, и эта смерть становится избавлением Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества.

    2 вариант

    “Бесприданница” – знаменитый роман Островского. В нем автором описывается тяжёлая участь небогатых девушек того времени, порочность и продажность общества.

    Лариса – главная героиня произведения – молодая девушка, прекрасно образованная, умная, красивая, правда, пожалуй слишком наивная для своего времени. Один недостаток, который и портит героине жизнь – это бедность её семьи. Быть может, с этим ещё можно было и справиться, если бы не мать Ларисы – Харита Игнатьевна. Она, женщина алчная и беспринципная, для меня является самым негативным персонажем в романе. Харита Игнатьевна не злой человек по-своему она даже желает дочери счастья. Ведь для неё оно заключается в размере кошелька. Даже удивительно, как у такой расчетливой матери могла вырасти такая милая и наивная дочь.

    Лариса мечтает о любви, чистой и светлой, мать же ищет дочери жениха побогаче. Потенциальные претенденты на руку девушки смотрят на неё как на вещь, предмет интерьера, прекрасное дополнение к своему состоянию. Никто не видит в ней душу, человека. Роль будущей содержанки противна героине, и она всем сердцем старается избежать такой участи.

    Идеал мужчины она находит в Сергее Паратове. Он, один из всех, кажется ей благородным и искренним. Однако, это лишь маска, под которой прячется лицемерный и подлый мужчина. Все его положительные качества были лишь показухой и имитацией. Сергей Сергеевич использует Ларису, чтобы самоутвердиться в собственных глазах.

    Она, полагая что нашла родственную душу, доверяет ему абсолютно. Забыв обо всем, Лариса отдаёт Сергею свою невинность, что в то время было огромным позором для любой девушки. После сообщения Паратова о помолвке с другой, героиня чувствует себя совсем подавленной и растоптанной.

    Смерть от шальной пули не кажется случайностью, скорее закономерным завершением истории её жизни. Ей не было места в этом жестоком мире. Умирая, она впервые за долгое время ощущает себя спокойно и счастливо.

    Я думаю, трагедия “Бесприданницы” в том, что она родилась не в том месте, и не в то время. Лариса слишком хороша для общества, частью которого невольно являлась. Будь она дочерью богатых родителей, ее судьба сложилась бы счастливо. Будь она похожей на свою мать, то не страдала бы от участи стать женой богатого мужчины.

    Роман Островского был актуален для того времени. Он изобличал людей, которые не видели в человеке никаких достоинств, кроме денег и положения в обществе. Родителей, которые использовали собственных детей как товар. Книга учит, что любовь, искренность и честность – самое дорогое, что есть у человека. И этого не купить, даже за все богатства мира.

    Читая “Бесприданницу” мы, современные читатели, ужасаемся пошлости и испорченности нравов общества того времени. Важно помнить об этих трагедиях, рушащих жизни, дабы в будущем не повторить их.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Трагедия Ларисы в романе Бесприданница

    Популярные сегодня темы

    В великолепном произведении, написанным замечательным писателем Лесковым под названием «Левша», рассказывается о жизни главного персонажа, который представляет собирательный образ всего русского народа.

    К.Г.Паустовский написал очень много поучительных рассказов, но один из них наиболее интересный и запоминающийся который называется телеграмма, он четко дает понять, как мы относимся к своим родственникам

    Мне нравится заниматься домашними делами. Особенно я люблю помогать бабушке готовить большой пирог. Он называется «курник», хотя никакой курицы в нем нет.

    «Возвращение» – рассказ, написанный Андреем Платоновым, в котором отражены проблемы советских семей в послевоенный период.

    Главный герой одного из самых известных произведений Антона Чехова, рассказа Человек в футляре, – учитель греческого языка Беликов. Его неизменный атрибут – плащ, застегнутый на все пуговицы, в котором он ходит даже летом

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: