Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций: сочинение

Сочинение: Почему Островский назвал свою пьесу «Гроза»?

Смысл названия пьесы Гроза — Островского

По названию читатель чаще всего уже может понять, о чем пойдёт речь в произведении. Что хотел сказать А.Н. Островский своей драмой? К чему нужно быть готовым, держа в руках книгу автора?

Гроза — яркое и опасное природное явление. Человек бессилен перед бушующей стихией. Но об этом ли думал А.Н. Островский, называя «Гроза» своё произведение? Все не так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы понять смысл названия, следует подробно рассмотреть образ драмы.

С помощью грозы автор попытался передать эмоции, чувства, мысли героев. Внутренние противоречия, социальная несправедливость, острые конфликты, которыми наполнено произведение отражаются в названии «Грозе».

В начале драмы все тихо и спокойно. Предгрозовое время. Но постепенно стихия наступает. И речь не только о природном явлении. Ситуация в обществе не стабильна. Люди делятся на открытых и честных и на лицемерных и лживых. Крайне непросто уживаться в таком обществе. Многие стремятся исключительно к обогащению. Деньги — их главная ценность. Но есть и те, которые уверены, что счастье не зависит от материальных благ.

Противоречия во взглядах нарастают. Осуждение, сплетни, слухи, пьянство, разгульный образ жизни, деньги, деньги, деньги. Когда же это закончится? Жить, существовать в лицемерном и фальшивом обществе невозможно. Да и стоит ли мириться с несправедливостью? Грядущая катастрофа, стихия неминуема. Чтобы изменить мировоззрения людей, прекратить череду противоречий, необходим толчок, встряска. Гроза, гром, молния — удары, которые жизненно важны всем вокруг.

Гроза — акцент, который А.Н. Островский делает, в момент прогулки по набережной. Сила природы восхищает, поражает, подчиняет себе. Гроза. Она приковывает к себе внимание, пугает и заставляется нервничать. Гроза усиливает действие надвигающейся катастрофы, разворачивающейся трагедии. Никто и ничто не в силах противостоять ей.

Катерина под действием этого природного явления решилась признаться мужу в неверности. С раскатом молнии героиня падает без сознания.

Гроза олицетворяет угрозу, которая нависла над обществом. Что будет дальше? «Нездоровая» атмосфера, которая царит во многих богатых семьях должна скоро выплеснуться наружу. Люди живут с внутренней грозой, не давая своим эмоциям свободы.

Ищите нас здесь

А.Н. Островский связал название не только с ярким природным явлением, но и с чувством неизбежности к переменам, которые уже дав ждёт общество. Гроза — символ решительности, стихии, действия. Противоречия между героями достигли своего апогея. Перемены необходимы всем.

Гроза для самодуров

При ответе на вопрос, почему Островский назвал пьесу «Гроза», стоит обратить внимание на то, как к ней относится Дикой. Дикой — человек, который подчиняет себе других при помощи страха. Грозу он воспринимает как наказание, ее нужно бояться. Хотя сам Дикой также является грозой для домочадцев и прислуги.

Вторая «гроза» города Калинова — Кабаниха. Тихон называет грозой ее власть, ругань и постоянный контроль.
Таким образом, становится понятно, почему Островский назвал пьесу «Гроза» и никак иначе. Гроза в произведении является созидательной разрушительной силой. Если бы Островский дал драме другое название, то, скорее всего, читатели бы не уловили основной смысл произведения.

О чем книга «Гроза»

Маленький провинциальный городок Калинов. Люди живут своей привычной размеренной жизнью. Жестокая и деспотичная купчиха, богатый купец Дикой, его племянник Борис, вынужденный подстраиваться по своего дядю. Особое значение в «Грозе» автор придает фону жизни, обстановке. «Темное царство» самодуров основано исключительно на денежном расчете и чувстве страха.

Сын Кабанихи никогда не перечит своей властной матери, он привык ей угождать и выполнять все ее прихоти. Его жена, очаровательная Катерина, томится в семье нелюбимого мужа.

Началась гроза. Катерина в девичестве была счастливой и свободной. Сейчас же каждый ее шаг контролируется внимательной Кабанихой. Ее муж уезжает, Катерина просила, чтобы он взял ее с собой. Однако Тихон решил побыть наедине, подальше от суровой матери и жены.

Катерина испытывает нежные и искренние чувства к Борису. Девушка долго хранила в себе эту тайну. Однако Варвара — сестра Кабанова — настояла, чтобы Катерина доверилась своей любви и открылась Борису. Произошла встреча влюбленных. Катерина, не в силах скрывать измену, призналась во всем мужу. Тихон готов простить оступившуюся жену, однако, деспотичная Кабаниха не позволила.

Катерина таяла на глазах. Она ушла из дома. Борис случайно встретился на ее пути. Девушка готова была уехать с возлюбленным хоть на край света, но это оказалось невозможным. Борис отправился в Сибирь. Влюбленные попрощались. У Катерины пропал смысл дальнейшего существования. Люди искали пропавшую девушку по всему городу. Катерина умерла, бросившись с обрыва. Тихон тяжело пережил это горе.

Гроза в душе Катерины

Если проанализировать композицию драмы (завязку, развитие событий, кульминацию), то становится понятным, почему Островский назвал «Грозу» грозой. Вначале, когда Катерина делится с Варварой своими чувствами к Борису, на небе «вон никак гроза заходит…» Однако самой грозы пока еще нет. Когда Катерина отправляется на свидание с Борисом, в тексте снова упоминается гроза. Но самой грозы снова нет.

Гроза входит в полную силу лишь тогда, когда Катерина не выдерживает мук совести и стыда. Муж Катерины вернулся и все так же любит ее, Кабаниха все так же злорадствует. Никто не заметил измены Катерины, ей все могло сойти с рук. Но вдруг разразилась суровая гроза, и Катерина пугается ее как Божьей кары. Катерина была правильно воспитана, и измена для нее была серьезным грехом. Так почему Островский назвал «Грозу» грозой? Потому что гроза, разразившаяся в душе Катерины, и гроза в небесах в кульминации драмы сливаются воедино, и в этот момент тайна девушки раскрыта. Катеринин грех становится известным всему Калинову.

Читайте также:
Проблема любви в драме А. Н. Островского Гроза: сочинение

Смысл произведения «Гроза»

Главный конфликт в произведении заключается в противостоянии морали самодуров, которая уже изжила себя, с новой моралью людей, обладающих чувством человеческого достоинства. А.Н. Островский показывает мир, полный жестокости и страха. Мир, в котором хозяевами являются Дикие и Кабановы. Их жизненная цель — накопить побольше денег. Они находятся в постоянной войне друг с другом, не уважая никого вокруг. В их мире нет места искренности и состраданию. Они негативно относятся к жизненным изменениям, стараясь всеми силами сохранить старые устои и обычаи. Их боятся, с ними не спорят и не конфликтуют.

Все персонажи «Грозы» — жертвы. Они вышли из «темного царства», которое исковеркало их судьбы, наложило тяжелый и непоправимый отпечаток на их души.

Гроза для Кулигина

На фоне других персонажей выделяется образ Кулигина. Механик-самоучка, своеобразный мечтатель, он становится свидетелем всех событий. Кулигин живет в Калинове и видит его темноту и пороки. Патриархальный уклад семьи разрушен, самое время переходить к новому, но Кабаниха и Дикой продолжают жить по старым правилам.

Кулигину доверяют большинство персонажей. Он не боится власти Кабанихи и Дикого и способен смело высказывать свое мнение. «Вот ваша Катерина, делайте с ней, что хотите!» — бросает он Кабанихе после смерти женщины. Он положительный герой, и мы понимаем, почему. Островский назвал произведение «Гроза», и гроза стала живительной, новой силой, которая дала Калинову луч света. Кулигин ее не боится, а, наоборот, радуется: «Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой». Кулигин предлагал Дикому поставить громоотводы в городе, и это своеобразная аллегория: как легко громоотвод отводит грозы от города, так и Кулигин мягко противостоит людским порокам.

Смысл финала

Необразованные, глупые люди не готовы к переменам. Ими движут жажда наживы, денег. Финал произведения обличает устаревшие устои и нравы «темного царства». Мира, где правят расчетливые, жестокие и деспотичные люди. Светлым, одухотворенным и искренним личностям, таким как Катерина, нет места в «темном царстве». Девушка не может простить себе своего греха, поэтому решается на отчаянный шаг.

[Всего: 0 Среднее: 0]

Ищите нас здесь

Смотрите также:

  1. Смысл названия пьесы Гроза — Островского Заглавие произведения наталкивает читателя на мысль, о чем же будет эта книга, какую суть попытается донести автор до своих поклонников. Драма «Гроза» была написана А.Н. Островским в 1859 году. Это…
  2. Очень краткое содержание пьесы Гроза Островского Действие драмы происходит в небольшом городе Калинове, в летнюю пору. Произведение начинается с разговора Кулигина, местного изобретателя-самоучки с Кудряшом. Кулигин восхищается красотой Волги, собеседник не совсем понимает его восторгов. Они…
  3. Смысл пьесы Бесприданница Островского Пьесы Александра Островского в современной России ставят не так часто – реже, чем в Советской, где их любили за «изобличение буржуазной действительности». И за границей Островский далеко не так популярен,…
  4. Смысл пьесы Свои люди — сочтёмся Островского Первый большой успех к Александру Островскому пришел именно благодаря этой пьесе, опубликованной в журнале «Московит». И публика, и критика оценили ее с восторгом. Чего не скажешь о цензуре… Смысл названия…
  5. Краткое содержание пьесы «Бедность не порок» А. Н. Островского Выдающийся русский драматург Александр Николаевич Островский вышел из купеческой среды. Жизнь и быт русского купечества была ему очень близка. Темой его произведений всегда являлись любовь и деньги. Многие его пьесы…

Популярные сочинения

  • Почему Хлестакова приняли за ревизора? 8 класс
    Комичность ситуации, описанной в произведении, усиливается глупым хвастовством главного героя. Однако подобный случай действительно мог иметь место в реальности, хотя, вероятно, и не в столь гротескной форме.
  • Сочинение по рисунку картине Войско фараона в походе (5 класс)
    Пустыня. Изматывающий, всепоглощающий зной. Войско фараона поднимает клубы песка и пыли, продолжая свое движение вперед. Эти бесстрашные, опытные, искусные воины намереваются захватить новые территории
  • Сочинение Имя существительное и его важность (3, 4, 5, 6, 7 класс)
    Для каждого человека важно, чтобы на столе у них обязательно находился хлеб. Ведь при помощи него можно окрепнуть и вести полноценный образ жизни. Вот также и имя существительное занимает огромную роль в жизни каждого человека.

Вариант 3

В пьесе «Гроза» А.Н. Островского, описывается жилой быт и нравы жителей маленького Русского городка, в давние времена. Не смотря на то, что прошло много времени, типаж людей, который описывается в драме, остается актуальным, и по сей день.

Автор четко выделил три основных типажа, которые часто встречаются в жизни: тираны – Дикой и Марфа Кабанова (Кабаниха); жертвы – Тихон, Екатерина и Дикой; независимые личности, которые прислушиваются только к себе и делают, что хотят – Варвара, Кудряш и Кулигин.

Известный городской купец Савел Дикой, каждый день и всю свою жизнь, не представляет без ругательств. Оскорбления летят в сторону слабых личностей, в материальном и духовном плане. Если человек равен ему по духу и может дать отпор, то Дикой, разговаривается с ним учтиво. Весь свой не выпущенный гнев он срывает на родных, которые прячутся от него на чердаке и в чулане, зная, что он не в духе.

Он понимает, что никчемен, не смотря на все свои отрицательные качества. Возможно, этот изъян он старается скрыть и выбрасывает весь свой гнев на других людей. Единственным человеком, который относится к Савелу хорошо и понимает его душевное состояние, является Кабаниха.

Марфу Игнатьевну Кабанову жители городка называют Кабанихой. Она относится к тиранам и манипуляторам. Воля сына полностью подчинена ей. Близкие не слышат от нее ласковых слов, только постоянные упреки и недовольства. Она ошибочно считает себя умней других и старается возвыситься над людьми.

Читайте также:
Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы Гроза А.Н.Островского) по статье Н. А. Добролюбова Луч света в темном царстве: сочинение

Кабаниха часто молится и считает себя религиозной дамой, но прощать не умеет и не хочет. По ее мнению, только она права, в ней нет жалости ни к кому. Сын полностью ей подчиняется, не смея пререкаться, дочь от нее научилась лгать, а невестка покончила с собой из-за ее упреков.

Тихон относится к категории мужчин, которых называют «маменькиными сыночками». По характеру Тихон добрый, но любил супругу и смог простить ее за измену. На него сильно влияла мать, поэтому он сбежал в другой город, не взяв с собой жену Екатерину. Этим он сам подтолкнул ее к измене. Его безразличие и безличность, спровоцировали самоубийство Кати.

Главным персонажем пьесы является Екатерина. В семье мужа ей жилось плохо, там царила тирания и постоянные упреки. Девушка выросла в атмосфере любви и свободы. Муж не показывал ей своей любви и не оказывал поддержки, поэтому Екатерина была несчастна. Она всегда мечтала о детях, мечтала летать, как птицы. Она не обучена вранью, и не приемлет лживости от других.

В своей измене она покаялась мужу, осознав, что поступила плохо. На самоубийство ее толкнул не греховный поступок, а предательство любимого Бориса. Он решился уехать из города, оставив Екатерину с деспотичной свекровью.

Родственник Дикого, Борис, был возлюбленным Екатерины. Приехав в город за наследством, он полюбил Катю. Когда настал ответственный момент он не задумываясь предал ее, уехав один не смея пререкаться с дядей.

Независимая Варвара, дочь Кабанихи научилась противостоять тиранше матери и искусно овладела враньем. К брату не испытывает уважения, из-за его мягкого характера, который подтолкнул Екатерину к измене.

Варвара хотела сделать Катю счастливой, но это привело к большой трагедии. Девушка не отчаялась и сбежала с любимым.

Гроза — анализ произведения для 10 класса

Произведение создано в драматическом жанре, повествующем о тяжелом, серьезном, бытовом сюжете, приближенным к реальной действительности.

Действие пьесы происходит в провинциальном городке под названием Калинов, явившимся собирательным образом небольших русских городов. В композиционной структуре произведения писатель рассматривает несколько сюжетных конфликтов, состоящих, в первую очередь, в противоборстве между старым и новым мировоззрениями, представленным местными самодурами Кабанихой и Диким, а также их жертвами Катериной, Тихоном, Борисом. Данное противостояние перерастает в конфликт социальной направленности в сочетании с внутренним психологическим конфликтом главной героини Катерины.

Отличительной особенностью пьесы является выстроенная писателем система героев, в которую включается образы персонажей, представленные в качестве угнетателей (Дикой, Кабаниха) и приспособившихся (Тихон, Варвара). Главная героиня пьесы изображается отдельным персонажем, поскольку отличается свободомыслием, интеллигентностью, честностью. Особенной авторской характеристикой обладает и образ Кулигина, демонстрирующего писательскую позицию в отношении необходимости развития научно-технического прогресса.

Тематическая направленность пьесы состоит в изображении национального быта и творящихся нравов жителей захолустного города Калинова, прозябающего в невежестве, бедности, однообразии и фальши. Писатель с тоской и грустью описывает суеверное, консервативное, пустое существование народа и стойкое нежелание представителей самодуров к изменению жизненного уклада.

Кроме того, пьеса поднимает проблемы воспитания в сочетании конфликтом поколений, раскрывая семейное влияние на формирование характеров героев на примере Катерины, получившей достойное образование от родителей и Тихона, ставшего под тиранией матери бесхарактерным и беспринципным человеком.

Для более яркой иллюстрации характера героини писатель использует в пьесе тему грехопадения и покаяния, рассматривая их с точки зрения философии христианства и показывая с помощью образа Катерины ее высокую нравственность, возвышение и оправдание.

Описывая трагическую судьбу героини, попавшей под деспотизм и угнетение самодуров и нашедшей выход из сложившейся ситуации в виде ухода из жизни, писатель раскрывает нравственную проблему человечества, заключающуюся в любви, преданности, верности, связывая ее с драмой совести и в то же с противоречивостью русских характеров, стремящихся к свободному независимому существованию, но не имеющих возможности преодолеть самодурство и ханжество окружающего общества.

Пьеса выражает авторскую идею о возможности русского народа, имеющего огромный жизненный потенциал и возможности, перебороть пережитки старой жизни, дикость существующих нравов и тиранию сильных мира сего, увидев в темном царстве живительный лучик светлого будущего.

Смысл названия пьесы «Гроза», трагическое и жизнеутверждающее в пьесе

Драма А.Н.Островского «Гроза» одно из самых известных произведений писателя. В нём присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через всё произведение отражена в названии пьесы.

Гроза — это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи.

С самого начала повествования, в первом действии, мы слышим разговор двух героев о нравах Калинова. Кудряш и Кулигин являются второстепенными персонажами, но несмотря на это они несут важную смысловую нагрузку. Их беседа завязана вокруг Дикого. Этот герой одарён автором говорящей фамилией, действительно, ему как будто чужды человеческие понятия. Этот герой своеобразная гроза для всех домашних, а также для дворовых людей, внезапный его гнев держит в страхе всю округу.

Ещё один эпизод, в котором присутствует Дикой и один из героев, которые первыми появляются на сцене, Кулигин. В этом эпизоде Кулигин просит денег у Дикого для постройки часов и громоотвода, герой хочет сделать что-то полезное и хорошее, хоть как-то пошевелить закостенелое общество. Но он получает отказ, оказывается глупость и недальновидность Дикого ещё более глубока, чем нам может показаться, он категорически против сооружения, ведь гроза, по его мнению, посылается людям в наказание, а часы и вовсе не нужны (отсутствием часов автор, вероятно, подчеркивает то, что развитие Калинова отстаёт, образование отсутствует и до сих пор царят грубые крепостные порядки).

Читайте также:
Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым: сочинение

Главная героиня произведения Катерина живет с мужем в доме его матери Кабанихи. Кабановы, такова их говорящая фамилия, и она не требует лишних разъяснений. Свободолюбивая Катерина томится под гнётом этой жестокой женщины, настоящей грозы для всего своего дома. Лишь благовоспитанность и мудрость Катерины позволили ей долгое время продержаться под её властью, но только внешне, внутренне же героиня всегда остаётся свободной.

Многое в жизни Катерины связано с грозой. Она боиться этого природного явления, падает в обморок, её интуиция подсказывает ей, что должно произойти что-то, что решит её судьбу. И она признается в своём поступке с Борисом, и понимает: больше жить в доме Кабановых она не может. Ведь Кабаниха стала грозой не только для неё, но и для сына. Он бежит из дома, чтобы провести на свободе несколько дней.

Что касается Катерины, то и саму её можно назвать грозой для устаревших устоев калиновцев. В финале она как будто бросает вызов рабству и угнетению, которое царит в городе. На протяжении всего действия чувствуется напряжение, гроза нависла над самодурами Калинова.

Многое указывает на то, что власти Кабанихи и Дикому угрожает опасность. Кудряш отказывается подчиняться им, а в конце исчезает вместе с Варварой, которая также только создаёт видимость подчинению Кабанихе, но на деле же занимается тем, что считает нужным.

И, конечно, слова Кулигина в конце пьесы утверждают в мысли о том, что недолговечна власть Диких и Кабановых, гроза надвигается на них. Кулигин напоминает им, что телом Катерина может принадлежать им, но душой она свободна.

Смысл названия этой пьесы очень многозначителен. Много раз она встречается как природное явление, находит отражение в образах и характерах персонажей и сама словно является действующим лицом. Вся атмосфера произведения отражена в названии замечательной и до сих пор популярной и любимой пьесы А.Н.Островского «Гроза».

Смысл заглавия, названия пьесы Островского Гроза

А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой. Автор в каждом своей книге показывает добрых, наивных героев, сталкивающихся с жестокой реальностью мира, которая приводит их к полнейшему разочарованию в жизни, убивает всё хорошее, что в них есть.

«Гроза» — вершина творческих исканий драматурга. Ведь эта пьеса положила начало такой монументальной теме, которую в последствии не раз как основную в своих произведениях использовали различные писатели современники и последующих веков. Что же так впечатляет читателей на протяжении трех веков?

Катерина в переводе с греческого значит «чистая», Островский повествует нам о том, как прогнившие до самых костей люди вокруг угнетают ее и загоняют в угол, потому что чувствуют в ней силу и понимают, она для них начало конца. Эту хрупкую, наивную девушку не назовешь волевой или сильной, она не совершила подвига, напротив, ее поступок можно воспринять, как слабость, но смерть героини стала протестом против существующего порядка, своим примером она развязала руки всем угнетенным. Ее образ — «лучик света», символ борьбы с жестокими, эгоистичными людьми, ломающими жизни всех вокруг, то есть с «темным царством».

В последние дни, недели своей жизни Катерина жутко боялась грома, считая, что на ее голову снисходит божье наказание за грехи, она была настолько непорочная, что не понимала, гроза пришла убить не ее, молнии и гром раскалывают на части мир тех, кто обижал ее, мраку пришел конец.

Катерина сыграла роль солдата, который бежит впереди всех с флагом, призывая бороться, роль солдата, который пробуждает силу и сопротивление в душах. Ведь после ее смерти запротестовали все молчавшие и терпевшие до этого. Кабанов наконец-то осознал и понял, в случившемся виновата его мать тиран, но и его совесть не спокойна, потому что он не смог предотвратить трагедии. Кудряш и Варвара решают бежать, оставить позади Дикого и Кабаниху, жизнь которых станет невыносимой, если им будет некого притеснять и не на кого будет вылить свою грязь.

Гроза, несущая смерть темному царству, прежним ужасным устоям — вот главный смысл и значение пьесы Островского.

У Александра Николаевича избитая и банальная тема борьбы добра со злом показана в совершенно уникальном свете и воспринимается достаточно остро. Я считаю это очень важное произведение, которое стоит прочесть каждому.

Другие сочинения: ← Душевная драма Катерины пьеса Гроза↑ ОстровскийОбраз и характеристика Катерины →

referat5vip.ru

“Гроза” — одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. И не случайно Островский избрал именно такое название для своей пьесы. В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза— это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни. В центре пьесы — конфликт представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий. Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из затхлой атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным, так сказать, “на весь год отгуляться”. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может. Единственный, кто не стал бояться грозы, — так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой. У вас все гроза. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”. Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? В обществе тоже не все спокойно — назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель. Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на душе — грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины. Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина — замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем. Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. А любил ли Борис Катерину на самом деле? Скорее всего, нет. Очевидно, это было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является плоть от плоти калиновского мира, он взят этим городом в плен. Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе в середине и второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

Читайте также:
Характеристика персонажа: Варвара Кабанова: сочинение
Похожие материалы:
  • Смысл названия драмы «Гроза» А.Н. Островского — .
  • Смысл названия пьесы «Гроза» А.Н. Островского — .
  • Смысл названия пьесы «Гроза» Островского — .
  • Смысл названия пьесы «Гроза» Островского А.Н. — .
  • Смысл названия пьесы А. Островского «Гроза» — .
  • Смысл названия пьесы Островского «Гроза» — .
  • Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза» — .
Более новые статьи:
  • Система персонажей в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — .
  • Смерть Катерины как выход из тупика (сочинение-миниатюра по драме А.Н. Островского «Гроза») — .
  • Смысл названия драмы «Гроза» — .
  • Смысл названия драмы «Гроза» А.Н. Островского — .
  • Смысл названия пьесы «Гроза» А.Н. Островского — .
  • Смысл названия и образная символика в драме «Гроза» — .
  • Смысл названия пьесы «Гроза» Островского — .
  • Смысл названия пьесы «Гроза» Островского А.Н. — .

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза» Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сосло­вия. В пьесе «Гроза» писатель охарактеризовал состояние провинциально­го общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность «Домостроя», пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, вза­имоотношения «старого», угнетающего, и «молодого», безгласного. Главная мысль «Грозы» заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют «жестокие нравы», где ца­рит «Домострой», где все основано на страхе, обмане и подчинении. Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций.

Гро­за — это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немало­важную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Ка­терины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию дей­ствия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию. Итак, название «Гроза» подчеркивает основную мысль пьесы: просыпа­ющееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.

Читайте также:
Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»: сочинение

Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в «темном царстве» появился «луч света» — Катерина — женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, в городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все «постыло». Она— первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над «старым» миром сгущались уже давно.

Домострой потерял свое изна­чальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем об­мана.

Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу. Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то «темному царству» действительно осталось существовать недолго. Гроза также является и символом обновления.

В природе после гро­зы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиня­ющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости. Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что «смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами… » В конце концов, религиозность, боязнь возмездия за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеян­ном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нрав­ственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мо­раль — лишь бы все «шито да крыто было». Однако признание не прино­сит Катерине облегчения.

Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все «постыло», она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью ос­вободилась от оков калиновского мира и религии. Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, перехо­дит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.

Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека воз­можности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

Сочинение: Смысл заглавия пьесы «Гроза» (А.Н. Островский)

Одной из самых знаменитых пьес Александра Николаевича Островского является произведение «Гроза». Автор вложил глубокий смысл в заглавие своей пьесы. Многие писатели в своих произведениях использовали образы природных стихий. Однако в пьесе Островского гроза выполняет определённую смысловую функцию. Образ грозы является не просто фоном, но и одним из главных действующих лиц произведения.

В четвёртом действии пьесы природной стихии автор уделяет особое значение. Кулигин замечает, что собирается дождь, и искренне восхищается силой природы. Кулигин выражает авторскую позицию в произведении. Ведь он — сторонник прогрессивности во всех сферах жизни. В отличие от других жителей города Калинова, Кулигин отличается своей образованностью и умом. Это единственный персонаж, который не боится грозы. Она не представляет для него никакой опасности:

«убивает не гроза!… убивает благодать!».

Кулигин, как образованный человек, считает, что громоотвод является самой полезной вещью для обитатей города Калинова. Однако с героем не соглашается Дикой. Это богатый купец и яркий представитель самодуров города Калинова. Ко всем он обращается жестоко, даже родственники убегают от его оскорблений.

Не зря слово «гроза» употребляется писателем в сцене прощания с Тихоном. Здесь под угрозой подразумеваются власть, боязнь, страх и долгожданное избавление от него. Ведь Тихон — слабый и беспомощный человек, которому надоели упрёки матери. Герой искренне любит свою супругу, однако ему не хватает сил и решимости, чтобы ее защитить от претензий Кабанихи. Тихон абсолютно не согласен с порядками своей матери, но идти против них он не видит смысла. Герою очень хочется побыть в одиночестве, и хотя бы ненадолго избавиться от зависимости и чувства страха. Гроза является воплощением этого избавления.

Гроза предстаёт в произведении роком, который нависает над каждым героем. Неудивительно, что перед своим отъездом Тихон произносит такие слова: «Грозы не будет две недели». Здесь под «грозой» персонаж понимает всю ужасающую атмосферу, присущую их семье. В особенности это касается поучений Кабанихи, которая хоть на две недели оставит его в покое.

По мнению самодура Дикова, гроза посылается людям в наказание. Богатый купец уверен, что люди должны бояться природной стихии. Однако его самого гроза не пугает.

Читайте также:
Второстепенные персонажи в драме Гроза: сочинение

В произведении Островский остро поднял тему греховного покаяния. Страх быть наказанным за свои грехи распространяется практически на каждого персонажа произведения, но в основном, конечно же, на Катерину. Героиня отличается от всех остальных жителей города Калинова. Это молодая интеллигентная девушка, получившая прекрасное воспитание от родителей. Для нее особенно важны такие понятия, как свобода мысли и свобода слова. С самого детства героиня отличалась невероятной храбростью и решительностью:

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».

Катерина жила беспечно и беззаботно, но лишь до своего замужества. В браке героине пришлось столкнуться с грубостью, непониманием и оскорблениями. Она пыталась смирится с таким отношением к ней и полюбить Тихона, но у героини ничего не вышло. Ее свободолюбивая натура просто оказалась неспособной на это. Из-за безысходности героиня была вынуждена пойти на лицемерие и начать вести тайную жизнь. Однако и такой образ не выдержал её характер. Это в лишний раз доказывает, что Катерина отличается от всех героев пьесы своей прямотой, нравственной чистотой и свободой, а также честностью и совестью. Катерина очень боится грозы. Она считает, что гроза бывает неспроста. По ее мнению, она посылается людям в наказание за грехи.

Катерина ощущает себя великой грешницей, так как она предала супруга. Подобно природной стихии, в душе героини зарождается гроза. Катерине сложно сделать выбор: жить рядом с любимым Борисом, но во грехе и в атмосфере осуждения, или жить по законам «тёмного царства», завыв о своих чувствах. Героиня выбрала Бориса, но он не смог взять на себя ответственность за любимую женщину. Именно отношения Катерины и Бориса похожи на грозу. Они развиваются так же стихийно, как и природное явление. При этом и заканчиваются быстро, подобно стихии.

Таким образом, можно утверждать, что образ грозы в известном произведении Александра Николаевича Островского символизирует наказание и силу рока. Со смертью главной героини Катерины многие герои меняются, их терпение подходит к концу. Тихон решается на протест против матери. Кулигин во всем случившемся обвиняет жителей города Калинова. Варвара сбегает из дома с любимым. Смерть Катерины ознаменовала крушение жестоких законов «тёмного царства».

Смысл пьесы Гроза Островского сочинение

Создание А.Н. Островским произведения «Гроза» совпало с коренными переменами в русском обществе 1859 года. Название пьесы было выбрано не случайно, оно наполнено огромным смыслом. В пьесе Островского гроза не просто явление природы. В привычном укладе жизни будто грянула гроза, подвергнув сомнениям устои, существовавшие веками.

Центральное место в пьесе занимают разногласия жертв «темного царства» и его сторонников. Гармония природы контрастирует с унижением и гнетом. Именно в таких условиях не в силах больше жить Катерина – ключевая героиня пьесы. Сама природа предвещает зловещие события – мрачнеет небо, близится гроза.

Первые упоминания о грозе звучат в сцене с Тихоном, которому не терпится хотя бы на короткое время сбежать от постоянной опеки Кабанихи – своей властной маменьки. Для него материнский гнев, ее власть, контроль и его собственные страхи, связанные с этими и есть воплощение «грозы». Страх возмездия характерен для всех героев пьесы, кроме Кулигина. Механиком – самоучкой даже был сооружен громоотвод, с помощью которого он пытался дать грозе отпор. Он не видел в ней опасности, он видел в ней лишь явление природы, проявление ее силы.

С началом грозы общество лишилось покоя, все чувствовали, что назревает конфликт и гроза выступала в роли некоего толчка к его разрешению. Даже появлению сумасшедшей, предсказавшей Катерине гибель, сопутствовали удары грома. Набожная Катерина сочла удары грома знаком свыше. Она больше не чувствовала в себе сил мириться с самодурством лицемерных сторонников «темного царства» и не могла жить в грехе запретной любви. Единственный выход, который видела Катерина – это броситься в Волгу.

Гроза также символизировала любовь Катерины к Борису. Эта любовь, как и гроза, никому из них не принесла радости. Катерина не смела изменять мужу, ведь она клялась ему в верности перед Богом. Но она так и не смогла полюбить человека, который никогда не вставал на ее защиту перед свекровью, которая всячески унижала невестку. Катерина нуждалась в любви и смогла обрести ее в лице Бориса. Получив образование в Москве, он отличался от жителей Калинова, но ему не хватало решимости помочь Катерине. Любви с его стороны, скорее всего не было, ведь предчувствуя гибель Катерины, он посоветовал, ей смириться с судьбой и оставил в городе одну. Он променял любовь на дядюшкино наследство, получить которое ему было не суждено.

Все действия пьесы происходят во время грозы, которая символизирует начало освобождения от оков «темного царства».

2 вариант

Над написанием пьесы «Гроза» Островский работал всего несколько месяцев, но, не смотря на это, она заняла вершину в творчестве писателя и вызвала огромный резонанс среди читателей из разных слоёв населения. Такое название пьесы также было выбрано неспроста, оно даёт нам понять, о чём будет написано произведение. Гроза, согласно словарю Владимира Ивановича Даля, это не только природное явление и стихия, это строгость, страх перед наказанием, кара небесная.

С помощью образа природы писатель передаёт чувства и эмоции главных героев, все события и переживания. В самом начале драмы обстановка достаточно спокойная и тихая, но понемногу гроза начинает наступать. Общество делится на людей, стремящихся к богатству и тех, кто уверен, что счастья можно достичь и без денег. Люди делятся на открытых и искренних, на лживых и лицемерных.

Читайте также:
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Ситуация сильно накаляется, напряжение растёт. Противоречие между людьми, пьянство, сплетни, слухи. Катастрофа неминуема. Обществу нужна встряска, сильный толчок. Гроза – это угроза, нависшая над застоялым обществом. Под влиянием грозы Катерина признаётся своему мужу в измене.

Главный конфликт в пьесе, это противостояние людей со старым укладом жизни, изжившими себя моралями и обычаями против людей, полных жизни, любви и веры. Происходит разногласие между представителями «Тёмного царства» и теми, кто стали их жертвами. В этих условиях не способна больше жить главная героиня пьесы Катерина. Тихону, её мужу, также не терпится избавиться от опеки своей матери, властной и жестокой Кабанихи. Для него её злость и контроль над всем происходящим в доме намного хуже грома и молний.

Гроза есть сильный толчок к решению назревших конфликтов. Сильные удары грома сопровождали предсказание гибель Катерины. Она сочла эти толчки неба знаком божьим. Она больше не могла мириться с обществом «Тёмного царства» и жить с грехом измены на своей душе. Единственный выход из сложившейся ситуации – это самоубийство.

Любовь Екатерины к Борису, также как и гроза, не принесла им никакого удовольствия и умиротворения. Она не смогла полюбить человека, с которым состояла в браке, которому обещала быть верной всю жизнь, клялась перед Богом. Катерина искала любви и защиты перед жестокой Кабанихой и нашла её в лице Бориса, который недавно приехал из Москвы и имел другой склад мировоззрения, но ему не хватило уверенности и решимости. Выбирая между любовью и наследством, он выбрал последнее.

Все действия проходят во время грозы, грома, молний. Это символизирует начало распада всего «Тёмного царства».

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл пьесы Гроза

Популярные сегодня темы

В качестве эпиграфа для своего романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкин взял пословицу «Береги честь смолоду». Таким образом, автор обозначил основную проблему произведения.

Евгений Онегин – любимый герой многих поклонников русской литературы. Онегин – образ человека, который не является приверженцем старых взглядов, он ратует за новые порядки и идеи, но в тоже время не делает для этого ничего

Ирония судьбы простого человека: ему были необходима была гайка. Он привык с ней рыбачить, использовать как груз. Слова судьи, пытавшемуся объяснить ему, что отсутствие на рельсах закрепляющих гаек могло

Повествователь ведет воображаемый диалог со своим племянником Женей. Когда ребенок вырастет, он, возможно, уже не вспомнит, каким был шалуном. В своих желаниях он не знал удержу, страстно

Пушкин в своем произведении «Барышня-крестьянка» описал жизнь помещиков и простых крестьян. Главными героями этого произведения являются два возлюбленных Елизавета Муромская и Алексей Берестов

Был ли иной путь у Катерины? – сочинение

Одной из самых впечатляющих книг А.Н. Островского стала пьеса «Гроза». Это произведение по праву может называться шедевром русской классической литературы. Любой ученик, читавший это произведение, знает, насколько оно печально. Но, несмотря на невероятно трагичный финал, пьесу относят к жанру драмы, а не трагедии. Этому есть объяснение. Необходимо заглянуть во внутренний мир главной героини пьесы и ответить на вопрос: «а был ли у нее иной путь, кроме самоубийства?»

Катерина – необычайно добрая и нежная девушка. Она росла в семье, где с детства героиню всячески окружали заботой и ласкою. Катерина росла в родительском доме, словно птичка на воле: делала, что и когда хотела, наделенная свободой и доверием со стороны родных. Героиня была по-настоящему счастлива, но все изменилось с ее замужеством. Попав в новый дом своего мужа Тихона, Катерине пришлось встретиться с жестокостью, алчностью и деспотичностью своей свекрови. Кабаниха была главой семейства, всех членов которого она держала в строгости и подчинении себе. Катерина, привыкшая к любви и атмосфере взаимопонимания, поникла и потеряла интерес к жизни.

Девушка изрядно нуждалась в любви, но от мужа Тихона ей не удавалось ее получить. Она жаждала защиты от злобной Кабанихи, но и тут Тихон ничем не мог помочь девушке, не имея сил и храбрости противостоять своей матери. Катерина, прибывающая в таких чуждых ей условиях, изо дня в день мечтала о воле, новой жизни. Ей хотелось стать птицей и улететь с этого дома, где нет места ни любви, ни заботе, ни счастью.

Улететь она, конечно, не могла. И тогда она встретила, как девушке тогда казалось, свое спасение в связи на стороне. Но и тут Катерину ждало глубокое разочарование, а вместе с ним и стыд, и упреки всего дома. И тогда девушка решилась наложить на себя руки. И нельзя сказать, что эта смерть была трагична для самой Катерины. Напротив, смерть стала лишь ее избавлением от зла и мрака, царившего в доме Кабанихи. Пожалуй, только так героиня смогла обрести желаемую ею свободу.

У Катерины не было иного выхода. Девушка была не способной потратить свою жизнь на пребывание в несчастье. Уйдя из жизни, Катерина получило то, что хотела. Потому эта пьеса может расцениваться не более, чем как драма. Катерина получила не трагичный, а, пожалуй, счастливый финал.

2 вариант

Островский написал много разных произведений. Но одним из ярких стало «Гроза». И одним из главных героев является девушка по имени Екатерина. У нее добрый, скромный и милый характер. Родители старались и делали для нее все что она пожелает. Кроме этого они старались воспитывать ее всегда в доброте и любви.

Читайте также:
Большов - характеристика литературного героя (персонажа): сочинение

И только когда девушка попала совсем в другую семью, то поняла, что здесь все по-другому. Теперь ей приходится жить вместе со своим мужем Тихоном и его семьей, которая ее терпеть не может. Если раньше она прекрасно знала, что нужно ей делать, то теперь все изменилось. И она теперь себе не принадлежит, а все, потому что все за нее решает муж и его мать. Она старалась сделать все для того чтобы новая семья ее приняла, но этого не произошло. И поэтому ей ничего не оставалось, как быть среди них темным пятном, которая всегда и во всем виновата. Немного погодя она влюбляется по-настоящему, вот только с этим человеком быть не может, потому что он также как и она женат. Постепенно она начинает испытывать отвращение не только к своему мужу, но и ко всему обману и лжи, что царит вокруг нее. Вот только и здесь Екатерина ошиблась и выбрала совсем не того парня, которого нужно было. А все потому что он обманул ее и не вовремя не заступился, когда ей нужна была его помощь. А ведь сначала он позвал ее с собой, а потом молчком уехал, а про свою любовь и забыл.

Конечно, она могла бы пойти совсем другой дорогой. Можно было пойти в монастырь. Вот только как только они узнали, что она жената, то сразу же распрощались с ней.

И женщине ничего не оставалось, как просто распрощаться со своей жизнью навсегда. И тут уже ничего сделать нельзя было. Муж бы мог заступиться за жену и тогда все бы пошло по-другому, но мужу проблем с матерью не нужно было, ему просто нужна была мать и жена, которые заботятся о нем и делают все для того чтобы ему было комфортно и удобно жить.

Больше всего на свете девушка хотела хотя бы немного изменить мир в лучшую сторону. И сделать так чтобы люди стали друг к другу немного добрее и помогали друг другу. Но ничего такого ей не удалось сделать.

Также читают:

Картинка к сочинению Был ли иной путь у Катерины?

Популярные сегодня темы

Сейчас двадцать первый век. Если лет так пятнадцать назад компьютер или телефон были недосягаемой мечтой даже для человека со средними доходами, то сегодня эти уникальные изобретения имеются почти у каждого.

Работа над пьесой началась в 1901 году, когда Антон Павлович сообщил своей супруге о том, что задумал новую идею для написания работы. По его словам, она будет совершенно необычной и отличной

В русском языке используется множество частей речи. Для более удачного описания рядом с существительным может располагаться наречие

Моему родному городу Курску много лет, находится он, как и положено древнерусскому городу, на берегу реки. Наша река называется Сейм.

Многие люди часто говорят о положительных качествах, но в действительности не каждый понимает суть таких качеств. К примеру, детей часто стараются приучить быть сострадательными, но, чем является сострадание, не особенно объясняют.

1573. Сочинение Был ли иной путь у Катерины? Русский язык

Сочинение — Был ли иной путь у Катерины?. Русский язык

«Гроза» — одна из самых известных пьес А. Н. Островского. Популярность произведения обусловлена тем, что автору удалось создать совершенно новый женский образ в русской литературе. Катерина – главная героиня «Грозы» отличается своей внутренней силой и глубиной. Девушка стала олицетворением протеста против патриархальной системы — «лучом света в темном царстве». Но ее «света» не хватило для победы над этим душным и затхлым миром, поэтому все заканчивается самоубийством Катерины. С момента написания пьесы прошло более 150 лет, но до сих пор открытым остается вопрос о том, был ли у Катерины иной путь?

На самом деле в «Грозе» могли быть представлены различные выходы из сложившейся ситуации. Но подходили ли они Катерине? Многие из современных людей не понимают, почему героиня не воспользовалась самым простым, по их мнению, выходом – разводом. Но в обществе того времени браки были церковными, и как считалось, заключались «на небесах», поэтому разводы были очень редки и допускались, в основном, только в дворянских семьях, представители остальных сословий должны были прожить друг с другом всю жизнь до самой смерти.

Катерина могла бы попробовать развестись, но ничего кроме унижений это, скорее всего, не принесло бы. Самый счастливый исход — побег девушки с Борисом. Но ее любимый оказался не принцем, а лишь слабохарактерным эгоистом, оставившим Катерину одну разбираться со всеми проблемами. Еще одним благополучным путем для героини мог стать монастырь. Она могла бы посвятить свою жизнь служению Богу, так как была очень религиозной, но замужних женщин в монастыри не брали, поэтому ее обязательно вернули бы к Тихону.

Самый вероятный вариант развития событий – продолжение жизни Катерины с мужем. Но этот вариант был бы настолько труден для девушки, что вскоре она все равно бы свела счеты с жизнью. Слабохарактерный муж, издевательства Кабанихи и соседей, узнавших об ее неверности, постепенно довели бы девушку до «грани», кроме того, Катерина не смогла бы жить с Тихоном, помня о своей измене и о своей потерянной любви.

Итак, смерть Катерины стала, на мой взгляд, единственным выходом из ситуации. Остальные варианты были не осуществимы или все равно бы привели к гибели героини. Самоубийство девушки стало закономерностью, она не смогла бы примириться с положением дел, принять свою измену, предательство возлюбленного. Катерина приняла решение, которое не требовало компромиссов с окружающим миром и совестью и показалось ей правильным.

Читайте также:
Образ Кулигина в пьесе А. Н. Островского Гроза: сочинение

Вариант 2

Катерина – одна из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Это молодая девушка, выросшая в любви и почитании Бога. Детство её было беззаботно и счастливо. Однако девушка была выдана за Тихона Кабанова, сына своенравной овдовевшей купеческой жены Кабанихи, которого она так и не смогла полюбить.

Катерина оказывается в городе Калинове. Хоть он и стоит на прекрасной реке Волге, почти никто не замечает её красоты. В городе царят «разврат и пьянство», люди делятся на несчастных бедных и корыстных богатых, у купеческих домов стоят высокие заборы, за которыми купцы «семью тиранят», стремятся «ограбить сирот».

Обстановка города Калинова с его «жестокими нравами», по словам жителя города – учёного Кулигина, уклад в семье Кабановых, при котором сын не смеет ни в чём перечить матери-тирану, – всё это чуждо свободолюбивой Катерине. И даже вера хоть сколько-нибудь не сможет объединить Катерину с новым окружением, потому что вера их совсем иная, не чистая, не светлая, но демонстративная и на страхе построенная.

Из безысходности Катерина решается на отчаянный шаг – она совершает самоубийство, зная при этом о греховности своего поступка.

Был ли шанс «лучу света в тёмном царстве», как назвал Катерину критик Н. А. Добролюбов, оставаться жить, оставаться светить и дальше?

Я считаю, что иного выбора у Катерины не было.

Катерина нуждалась в поддержке и опоре и, казалось бы, могла бы найти всё это в своей любви, в Борисе. Но он не смог ей помочь, как и все прочие жители города, включая подругу Варвару, любящего Тихона и сострадающего Кулигина. Город и его жители погрязли в безнравственности и безнадёжности. И тайные встречи с любимым Борисом, с последней надеждой противоречат морали, и тяжело даются самой Катерины, совсем не облегчая её участь.

Катерина кончает жизнь самоубийством: она бросается в Волгу. Я думаю, что при всех обстоятельствах, характере Катерины, этот поступок был для неё лучшим исходом, потому что она не смогла бы и дальше жить «из-под неволи», в грехе и при нелюбимом муже. Самоубийство – это самое последнее, что может совершить с собой человек, но Тихон после смерти жены говорит, что завидует ей. Этот факт ещё больше усугубляет и без того печальную картину, нарисованную Островским.

В драме раскрывается тема одного из самых страшных грехов – самоубийства. Однако читатель по прочтении пьесы может внутри себя оправдать героев, живущих в жёстких рамках всестороннего контроля.

Сочинение на тему: “Был ли иной путь у Катерины” по пьесе А.Н. Островского “Гроза”

Драматизм пьесы

«Гроза» написана драматургом в 1859 году. Это был период общественного подъема перед крестьянской реформой. Драма стала завершающей в цикле произведений «о темном царстве» и быстро заслужила популярность у зрителей. Это вовсе не удивительно, поскольку в произведении показан протест против старого уклада. Общественность задумывалась, был ли другой выход у Катерины, воспринимала пьесу как «росток новой жизни». Цензоры увидели в Кабанихе прообраз царя, из-за чего советовали автору убрать ее из числа действующих лиц.

Произведение Островского поразило современников драматизмом судьбы главной героини. Ее восприняли как обличение купеческой безнравственности и произвола, господствующих в России. Неосознанный протест главной героини против самодурства и общественного деспотизма привел к добровольному уходу из жизни. Гибель женщины — вызов обществу, в этом заключается драматизм пьесы.

Интересно, был ли иной выход у Катерины, ведь она слишком молода, чтобы расставаться с жизнью. Если рассмотреть пути разрешения конфликтной ситуации, можно прийти к выводу, что у молодой Кабановой была возможность остаться в живых.

Выбор Катерины

В девичестве героиня «Грозы» была счастлива. Она свободно гуляла, любовалась природой, видела улыбки и доброе отношение к себе и отвечала тем же. Беззаботная пора счастья прошла, когда ее выдали замуж за слабохарактерного человека, к которому у девушки не было любви. Супруг находился под влиянием мамы и нередко обижал Катерину. Свекровь, грубая Кабаниха, ела невестку поедом.

Вдруг случилось неожиданное — Катерина влюбилась в Бориса. Она это сделала от отчаяния или потому, что ее душа желала всплеска чувств, новых эмоций.

Любовь на стороне — это грех, молодая женщина призналась в нем супругу. Он был готов простить жену, но Кабанова понимала, что возвращение в семью свекрови не приведет ни к чему хорошему. Ей придется терпеть упреки и унижения еще в большей степени. От безысходности она нашла единственный выход, который видела в тот момент, — броситься в глубокие воды Волги.

Был ли у Катерины другой выход, можно проанализировать с учетом обстоятельств, в которых она оказалась. Любовь к Борису — результат прозябания в атмосфере тупости и ханжества, царящих в доме Кабанихи. Молодая женщина мечтала о яркой и полной событиями жизни, но видела только деспотизм. И все же из ее ситуации были выходы:

  1. Остаться с Борисом, уехать с ним в Сибирь, куда он направлялся по воле дядюшки. Об этом она просила его во время последнего свидания. Однако безвольный любовник не в состоянии взять такую ответственность. Он отказал Катерине, после чего ее надежды на свободу были разрушены.
  2. Получить развод. Очень тяжелый, но возможный путь. В то время юридическая волокита могла длиться долго. Нужно было пройти много унижений. Бракоразводный процесс — редкость даже у дворян (достаточно вспомнить произведение о чете Карениных). В купеческих семьях, где жила Екатерина, он был почти невозможен.
  3. Уйти в монастырь. Замужнюю женщину могли не принять, да и по складу характера Катерина не была монашкой. Кроме того, Кабаниха могла ее легко отыскать и вернуть.
  4. Убить мужа и свекровь. Однако молодая женщина не могла причинить боль людям и нарушить божественные заповеди.
  5. Продолжать искать любовь на стороне или вернуться в отчий дом. Принцип Варвары («Делай что хочешь, лишь бы было шито-крыто») чужд молодой женщине. Натура Катерины не терпит лжи и неискренности. Она могла вернуться домой, но тогда бесчестие легло бы на всю семью.
Читайте также:
Народные истоки характера Катерины: сочинение

Роковой поступок героини

Жизнь с Тихоном для молодой женщины была невыносимой. Он по-своему любил ее, однако не был мил, особенно после связи с Борисом, с которым она познала радость от близости с любимым мужчиной. Будучи цельной натурой, Катерина не терпела двуличия и уже не могла вернуться в дом Кабанихи: «Мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу. В могиле лучше… А о жизни и думать не хочется… И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны. Жить нельзя! Грех!».

Рассуждая о том, был ли иной путь у Катерины, в сочинении можно ответить положительно. Дорог было несколько, но единственным выходом для себя героиня видела самоубийство. Это решение не является слабостью ее характера, наоборот, подчеркивает ее решительность, силу духа.

Самоубийство в христианской религии — страшный грех. Однако и это не остановило Катерину: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…». Такая цельная личность, как она, видела свое спасение только в смерти. Оправдать поступок перед людьми ей было невозможно. Будущее не сулило ничего хорошего.

Героиня — «луч света в темном царстве». Он не гаснет после ее гибели. Наоборот, пробивает тучи невежества, закрывшие мир Кабаних. Это немой упрек Борису и Тихону — безвольным, слепо поддающимся обстоятельствам людям. Смерть Катерины побуждает встрепенуться апатичного, живущего словно во сне Тихона. Кратко обращаясь к матери, он восклицает: «Вы ее погубили! Вы! Вы!».

Творческое эссе для школьников

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» — одно из самых впечатляющих произведений в русской классической литературе. Несмотря на горький финал, ее относят к жанру драмы, а не трагедии. Этому есть объяснение. Чтобы найти его, стоит заглянуть во внутренний мир главной героини и понять, были ли у нее другие пути, кроме самоубийства.

В девичестве Екатерина не знала печали и обид. Родители воспитали ее свободной и гармоничной личностью. Замужество не по любви круто изменило жизнь девушки. Она попала в дом к Кабановым, где на нее оказывали влияние:

  1. Кабаниха. Зажиточная купчиха, вдова, полноправная хозяйка в доме. Больше всего ценит принятые порядки, живет по обычаям домостроя. Держит в страхе сына и дочь, обижает невестку. Приятельница и кума купца Дикого.
  2. Тихон. Супруг героини находится под влиянием матери и нередко обижает безответную молодую женщину.
  3. Варвара. Дочь Кабанихи считает, что выжить в материнском доме можно только путем обмана. Умная и хитрая девушка помогает Катерине устроить свидание с Тихоном — племянником купца Дикого.

Связь на стороне стала отдушиной для Екатерины.

Отчаянно ища защитника в лице мужа, она сталкивалась с его безвольностью и беспрекословным подчинением матери. Вот почему отношения с Борисом стали для нее уходом от серости, безысходности, однообразия будней. Однако слабовольный мужчина не хочет брать ответственность за судьбу героини, чем только подталкивает ее к пропасти.

После того как в доме узнали об измене, у Катерины осталось мало путей для отступления. Борис уехал из Калинова, не решившись взять девушку с собой. Наследство оказалось для него важнее чести и достоинства возлюбленной. К родителям вернуться она не могла, поскольку навлекла бы позор на семью. К тому же Кабановы имели полное право вернуть ее в свой дом. То же ждало и в монастыре — забвение или возврат в дом супруга. Развод было получить сложно. Тихон готов был простить жену, но только не Кабаниха.

От старой купчихи Катерине досталось бы сполна. Героиня не боялась этого, но не хотела жить по-прежнему. Она предпочла другой путь, бросив вызов «темному царству» и погибнув в пучине вод. Существование вместе с деспотичной свекровью стало невыносимым, и это привело к нервному срыву: «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя!». Находясь в полубезумном состоянии, Кабанова пришла к реке, в водах которой нашла успокоение.

Мог ли быть у главной героини другой выход? Если бы к моменту событий у нее были дети, она смогла бы найти силы и жить ради них. Предательство человека, которому она доверяла, а также безысходность привели к трагическому, но закономерному финалу. Смерть — единственный выход, который заставил встрепенуться даже ее безликого мужа. Однако таким, как Кабаниха, все равно. Вероятно, в доме появится новая невестка, которую грубая купчиха начнет неистово терроризировать.

В образе Катерины из пьесы «Гроза» автор передал новый тип цельной и самоотверженной молодой женщины. Муки совести и страх стать одной из «кабаних» привели ее к неминуемой гибели. Не мешало даже то, что самоубийство считается грехом. За это героиню называют «лучом света в темном царстве».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: