Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60—80-х гг. XIX века): сочинение

курсы учителей / материал к сочинениям / 5 / Гроза

А.Н. Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. В то время у критиков был неоднозначный взгляд на это творение автора. Для кого-то она была надеждой на другую жизнь, для других – протест существующей власти, а некоторые вовсе не приняли пьесу. Но несмотря на все разногласия критиков, произведение А.Н. Островского отражает огромный спектр проблем того времени. Одни из главных – это проблемы нравственности.

В пьесе поднимается проблема внутренней и внешней свободы человека. Главная героиня Катерина не по своей воле становится в городке Калинове «белой вороной» в глазах общества. В начале произведения девушка пытается доказать, что она сильная личность, которая может дать отпор, а не слабая и бесхарактерная девушка. Героине хотелось стать свободной, как птица, чтобы не находиться в этом городе, отравленном ложью и лицемерием. Она мечтала сбежать из своей клетки. Возможность на свободу Катерина увидела в лице Бориса. Молодой человек оказался таким же как и жители городка. Ложь, лицемерие, выгода в делах – для важнее всего. Главной героине не удалось сбежать из своей клетки. Она погибла, бросившись со скалы в реку.

Так же в произведении четко прослеживается проблема конфликта поколений. Старшие навязывают патриархальный уклад жизни молодому поколению. Последние, со своей стороны, готовы жить по новым порядкам, где на одном уровне стоит равенство и свобода. Для старшего поколения, в лице Марфы Игнатьевны, для которой власть и деньги на первом месте, не понятна как это дети хотят «на волю». Она не хочет, чтобы это случилось, ведь тогда все перестанут её бояться и патриархат рухнет.

Сильнее всего это проблема затрагивает Катерину – главную представительницу молодого поколения. Девушка не понимает, как люди могут жить в городке, где правят деньги и ложь, а не настоящая власть. Главная героиня чиста душой и не может жить в такой атмосфере. Девушка искренняя по отношению к своему мужу. Но Кабаниха быстро и резко пресекала все попытки искренности и любви в сторону Тихона, который не мог перечить матери. Катерина не смогла вынести этого, видела для себя только один выход – смерть.

Нравственные проблемы поднимаемые автором в пьесе «Гроза» всегда будут актуальны. А.Н. Островский в своём произведении хотел показать, что творят с обществом деньги, власть, ложи и лицемерие. Каждый человек должен понимать, как это жить в таком «темном царстве» и надо искать выход, но порой, его просто нет.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Существует три драматургических трагедия и драма. Из них самый древний — затем следует комедия, а вот драма как жанр появляется лишь в 19 веке. Основателем ее в России стал А.Н. Островский. Пьеса «Гроза» полностью соответствует его канонам. В центре изображения — обычные люди, не исторические деятели, не Это люди со своими недостатками и достоинствами, в душах которых развиваются чувства, привязанности, симпатии и антипатии. Ситуация также обыденная. Однако в ней присутствует острый жизненный конфликт, чаще всего неразрешимый. Катерина (главная героиня драмы) попадает в такую жизненную ситуацию, из которой нет выхода. Смысл названия пьесы «Гроза» многопланов (речь об этом пойдет ниже), один из вариантов толкования — неизбежность чего-либо, предопределенность и трагичность ситуации.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Образ Катерины

Героиня совершает самойбийство, и из-за этого ее образ получается очень противоречивым. Она набожна, боится «геены огненной», но при этом идет на такой тяжкий грех. Почему? Видимо, моральное страдание, нравственные муки сильнее, чем ее мысли об аде. Скорее всего, она просто перестала думать о самоубийстве, как о грехе, видя в нем наказание за свой грех (измену мужу). Некоторые из критиков видят в ней исключительно сильную личность, бросившую вызов обществу, «темному царству» (Добролюбов). Другие же считают, что добровольная смерть — это не вызов, а, напротив, признак слабости.

Читайте также:
Кулигин: сочинение

Как расценивать этот поступок героини, одназначно сказать нельзя. Смысл названия пьесы «Гроза» подчеркивает, что в обществе, которое сложилось в Калинове, такие случаи не удивительны, ведь это закостенелый город, отсталый, в нем правят самодуры, такие как Дикой и Кабаниха. В итоге натуры чувствительные (Катерина) страдают, не ощущая поддержки ни с чьей стороны.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза сочинение

  • Сочинения
  • Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза
  • Произведение Островского «Гроза», без сомнения, скрывает в себе множество проблем, которые должны заставить читателя задуматься о своей жизни, о жизни своих родных и о жизни общества, в котором живет личность. Среди проблем писатель выделает следующие.

    Во-первых, в произведение поднимается проблема свободы человека, как внутренней, так и внешней. Эта проблема является в пьесе одной из главных. Лишь главной героине произведения, Катерине, суждено быть «белой вороной» среди общества этого городка. С самого начала она проявляет смелость, показывает всем, что является сильной личностью, а не робкой девушкой. Катерина заявляет: «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем». При помощи этой фразы героиня показывает, что она хочет свободы, ей не хочется быть в полном управлении.

    Во-вторых, по моему мнению, основной проблемной произведения является проблема выбора, проблема трудности выбора. Конкуренция душевных ощущений и обязанностей уничтожила душевное равновесие главной героини, при которой жила Катерина. Главная героиня произведения приходит с следующему: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Катерина не может продолжать существовать такой жизнью, ибо для нее такая жизнь является лишь существованием. Поэтому и решается покинуть этот мир.

    В-третьих, с помощью Катерины Островский поднимает следующую проблему – возможность человека свободно любить другого человека. С Катериной случается порыв к тому, чего нет в доме Кабанихи. Порыв к счастью. Этот порыв связан с существованием Бориса. В чувствах главной героини было нечто независимое, но и трагичное. Ведь, не просто так, её рассказ о чувствах начинается словами, что она скоро умрет. Варваре главная героиня упоминает следующее: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Возможно, Катерина предчувствует, что скоро будет вынуждена покинуть этот мир.

    В заключение хочу сказать, что Островский стремиться показать читателю всю суть произвола и то, как тяжело некоторым при этом произволе жить, ведь жизнь перестает быть жизнью, а превращается в существование. Островский пытается показать, что человек без прав и свобод перестает быть личность, становится рабом своего существования. Человеку нужна свобода, без нее он перестает развиваться.

    Другие: ← Жанр пьесы Вишнёвый сад Чехова↑ По литературеЖанр поэмы Кому на Руси жить хорошо →

    Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза
    Сейчас читают:

    • Сочинение Сила характера 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение У каждого из нас свой, индивидуальный, характер. Характер – это такая черта человека, которая может передаваться по наследству. Но. Характер способен меняться на протяжении всей жизни. И если о характере еще что-то можно сказать,
    • Сочинение на тему Воскресная прогулка 5 класс
      В прошлое воскресенья мы всей семьей отправились на прогулку в большой парк. Прогулка получилось очень интересной и веселой. На память об этом дне у меня осталось много фотографий и впечатлений.
    • Сочинение Кострома — мой город
      Сколько бы не спорили учёные по поводу того, что было раньше название реки или имя одного из персонажей пантеона славянских богов, Кострома всё стоит себе на берегу великой реки, которая и сама по себе уже божественно прекрасна.
    • Сочинение Моя будущая семья какой я ее вижу
      Семья – это самое ценное, что есть в жизни. Наступает время, когда каждый человек задумывается о том, какой же она будет. Каждый из нас еще в детстве, играя в дочки-матери, рисует эту модель. Я хочу рассказать о том, какой я вижу свою будущую семью.
    • Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение
      Молодой крестьянин Ермил Гирин ­— один из персонажей поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ Ермила Гирина показывает человека, который ценился среди русского народа. О Ермиле Гирине читатель узнает из уст крестьян.
    • Сочинение Нижнекамск — мой город
      Его нередко называют городом заводов. Трижды присваивали звание » Культурно-спортивной столицы» Республики Татарстан. Мой город — моя гордость.

    Конфликт старого и нового

    Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

    Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв — обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

    Читайте также:
    Характеристика персонажа: Варвара Кабанова: сочинение

    Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

    Тест по произведению

    История создания

    А.Н. Островский был отправлен с особой миссией по центральной России. Здесь писатель смог увидеть провинциальную жизнь во всей красе. Как и любой другой литератор, в первую очередь Островский обращал внимание на жизнь и быт русского купечества, мещан, знатных людей провинции. Он искал характеры и сюжеты. По итогам путешествия была написана пьеса «Гроза». И немного времени спустя в одном из произошел подобный случай. Островский смог предугать события, произошедшие в будущем. Характеристика пьесы «Гроза» как целостного произведения показывает, что автор — не просто проницательный человек, но и талантливый писатель-драматург.

    Критика о творчестве Н. А. Островского, отзывы современников

    Портрет А. Н. Островского.
    Художник В. Г. Перов

    Александр Николаевич Островский является одним из самых известных русских драматургов XIX века.

    В этой статье представлена критика о творчестве Н. А. Островского, отзывы современников о роли драматурга в истории русской культуры.

    Смотрите:
    Все материалы по творчеству Островского

    Критика о творчестве Н. А. Островского, отзывы современников

    Д. В. Аверкиев:

    “Чаще всего по поводу пьес Островского приходится читать о самодурстве русского человека, о его грубости и невежестве. Непонимание русского быта становится все более и более повальной болезнью нашей словесности.

    Да, много значит любовь к быту! Она часто выкупает художественную недоделанность. Две-три верные черты, выхваченные из жизни, много значат. И значат тем более, — что редко это встречается в нашей литературе; у нас всякий борзописатель хочет стать выше быта; любить его — низким почитает. ”
    (Д. В. Аверкиев, критический очерк, “Эпоха”, 1864 г., №9)

    Н. Н. Страхов:

    “. Всегда, как только г. Островский коснется знакомых ему сторон быта, выходит яркая и прекрасная общая картина, колорит которой поражает метким подбором красок.
    . Он мастер составлять и освещать группы, но в этих группах отдельные лица только набросаны; г. Островский ограничивается либо простым очерком, абрисом данного лица, либо выставляет одни крупные, выдающиеся черты, за которыми трудно распознаются особенности личной душевной физиономии. Другими словами, у г. Островского вы не найдете личных характеров, а только более или менее общие психические типы.

    У нашего драматурга полная гармония между задачей писателя бытового и писателя-психолога. Как бытовые, так и психические типы эти целиком взяты из жизни.

    Развитие характеров может быть у г. Островского настолько, насколько это возможно при общих типах. Островский есть писатель бытовой, в этом его сила. Там, где Островский выходит из знакомого ему быта, лица становятся бледны и поражают психическою непоследовательностью. Как изобразитель общих типов г. Островский во многом родственен с Мольером. ”
    (Н. Н. Страхов, “Заря”, 1871, №2)

    И. А. Гончаров:

    “Островского обыкновенно называют писателем быта, нравов, но ведь это не исключает психической стороны: при неверностях психической стороны не могли бы быть верны быт и нравы.

    У Островского, конечно, не сложен психический процесс — он отвечает степени развития его героев. Но у него нет ни одной пьесы, где бы не был затронут тот или другой чисто человеческий интерес, чувство, жизненная правда. Рядом с самодурством, в такой же грубой форме, сквозит человечность (например, в Любиме Торцове).

    Сочинение действия — не его задача: да после вышесказанного о русской жизни она и не задача этой жизни. Ему как будто не хочется прибегать к фабуле — эта искусственность ниже его, он должен жертвовать ей частью правдивости, целостью характеров, драгоценными штрихами нравов, деталями быта — и он охотнее удлиняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе. ”
    (И. А. Гончаров, “Материалы, заготовляемые для критической статьи об Островском”, 1873-1874 гг.)

    Рецензия в газете “Биржевые ведомости”:

    “Если у старых писателей сюжеты являются бедны и однообразны, то у молодых замечается, по большей части, полное отсутствие сюжетов; большинство их дальше очерков не идет. При этом замечается какая-то странная боязнь мало-мальски широкого обобщения.

    . Один ли Островский смотрит в угол и отличается низменным полетом художественного творчества и сжатостью мысли ? Не замечаете ли вы, что у каждого русского писателя есть свой маленький уголочек, в котором он топчется весь свой век?”
    (анонимный автор, рецензия в газете “Биржевые ведомости”, 1875 г., №70)

    П. Д. Боборыкин:

    “. Руководящею критикой последних пятнадцати лет был совершенно игнорирован вопрос о драме, как самостоятельной форме творчества.

    Строгого различия между миром комедии и драмы в новейшем творчестве нельзя почти провести. В истории нашего театра, быть может, только комедии Гоголя представляют собой обособление чисто комических эффектов, без всякой примеси так называемых положительных элементов. У Островского же жизнь вступила в гораздо большие права и сделала то, что театр этого драматурга представляет собою не только в разных своих полосах, но и в отдельных произведениях смешение двух родов, смешение, доходящее иногда до того, что пьесы, называемые комедиями, в сущности, чистые драмы, если не трагедии. Поэтому мне кажется, что делить театр Островского на две резкие половины невозможно, не прибегая к большим натяжкам.

    Комедиями нравов окажутся все пьесы Островского с чисто комическим или полукомическим оттенком. Главное, преобладающее содержание его театра и заключается в нравах, в изображении среды, и таком изображении, которое, по богатству подробностей, по характеристикам целых полос быта, представляет нечто небывалое в европейской литературе, нечто беспрестанно уклоняющееся в область описательной и повествовательной беллетристики. Нельзя назвать ни одной комедии, ни одних сцен Островского, не подходящих более или менее к этой первой рубрике.

    Люди из темного царства: купцы, чиновники, приказные, всякого рода разночинцы, говорят прекрасным своеобразным языком, проникнутым всеми особенностями настоящей бытовой речи. ”
    (П. Д. Бобрыкин, статья “Островский и его сверстники”, “Слово”, 1878, №№ 7 и 8)

    Н. К. Михайловский:

    “. В последнее время талант Островского как бы несколько поблек. Действительно, язык Островского до конца дней его оставался образцовым русским языком, сильным, метким, образным, и едва ли кто-нибудь из самых крупных наших писателей может с ним в этом отношении померяться. Но я не думаю, чтобы талант Островского под конец жизни в самом деле ослабел.

    Восстанавливая в своей памяти длинный-длинный ряд героев и героинь Островского, невольно представляешь их себе снабженными либо волчьим ртом, либо лисьим хвостом, либо тем и другим. Психология насилия и обмана в их бытовой русской форме — этим и исчерпывается содержание чуть не всех произведений Островского и, во всяком случае, тех, которые еще долго будут нам напоминать его, которые для него наиболее характерны и в то же время составляют поистине драгоценный вклад в русскую литературу и сценическое искусство.

    Читайте также:
    Сказка Островского Снегурочка: сочинение

    Но ему не чужда была и глубоко трагическая струя. В числе его героев и героинь есть немало таких, которые изнемогают от плаванья в безбрежном море наглого издевательства и подлой лжи, изнемогают и — тонут. ”
    (Н. К. Михайловский, некролог, “Отечественные записки”, июнь 1886 г.)

    Е. Гаршин:

    “. Необыкновенная поэтичность и колоритность, глубина затронутых. душевных конфликтов, живость драматического движения, богатое разнообразие и пластичность изображенных. характеров, и высота лежащих в основе их нравственных понятий.

    . Купечество — это то же серое крестьянство, только разжиревшее и разбогатевшее. Цивилизация коснулась этого общественного элемента лишь настолько, насколько она дала ему, в виде денежной силы, возможность проявлять свою дикость во всю ширь.

    В жизни общества есть периоды, отличающиеся отсутствием какой бы то ни было определенности характеров. Мы переживаем именно такой межеумочный период. Перед художником мелькают какие-то «образы без лиц, без протяжений и границ». И напрасно обвинять художника, что он опустился в последние годы своей творческой деятельности. Нет, не он опустился, а общество перестало питать его воображение. В области умственных и нравственных воззрений, в сфере циркулирующих в обществе мнений по текущим вопросам видишь только общее шатание мысли из стороны в сторону. ”
    (Е. Гаршин, статья “Драмы Островского как основа народного репертуара”, 1886 г.)

    Д. Коропчевский:

    “Он [Островский] показал нам не более не менее, как постепенный рост денежной силы в нашем обществе. Его дикие купцы, величавшиеся только в «городе» и в своих семьях, постепенно выступили на первый план и потеснили дворянский, грибоедовский класс не только в Москве, но и во всей России. Явления «наживы» и «хищения» только в последнее десятилетие уже настолько бросаются в глаза, что ими начала усердно заниматься и драматургия и беллетристика. А Островский угадал их значение ещё сорок лет тому назад и дал нам обширный ряд произведений, в которых можно проследить генезис этих явлений от их зачаточных форм до современных. Понимаемая в таком смысле задача Островского едва ли нуждается в доказательстве ее крупного общественного значения.

    Подавляющая и развращающая сила денег — вот главная тема почти всех бытовых пьес Островского. В обширной перспективе, какую они представляют, начиная от тридцатых и кончая восьмидесятыми годами, получается грандиозная и жестокая картина.

    Денежное рабство у бедных, денежный деспотизм у богатых и общее поклонение деньгам одинаково проникают и комедии Островского, посвященные миру чиновников и культурных людей.

    У драматурга. . только два орудия — живость действия и характерность языка. Тем и другим Островский обладал в высшей степени. Так называемая экспозиция так искусно скрыта у него, что она почти нигде не замечается; через короткое время его лица уже нам знакомы, и мы имеем уже характеристику каждого из них. Еще выше должен быть поставлен язык его пьес.

    Уходя, Островский оставил нам «театр» в западноевропейском смысле этого слова, превосходящий, как произведение одного человека, «театры» всех современных драматургов. Значение его как изобразителя целой обширной сферы нашего общества и как творца народной драмы не преходящее, не временное. Оно должно будет расти. ”
    (Д. Коропчевский, очерк “Бытописатель денежной силы”, журнал “Дело”, 1886 г.)

    А. М. Скабичевский:

    “Островский был реалист в истинном и полном смысле этого слова. Ни одного характера, ни одного типа не найдете вы в его пьесах безусловно идеального, который служил бы полным воплощением всего, что только представлял писатель в своем воображении лучшего в жизни, да чтобы еще и это лучшее было во сто крат преувеличено силой творческого увлечения. Чуждался он, в свою очередь, и столь широких обобщений, чтобы иметь дело с какими-либо основными качествами человеческой природы, с игрой страстей, с проявлением тех или других добродетелей или пороков в их общечеловеческой, психологической сущности, что мы видим, например, у Шекспира. Островский выводил живых людей во всей сложности социальных и индивидуально-психических элементов, в какой мы встречаем их в самой жизни.

    В начале семидесятых годов ко всем невзгодам присоединился ропот критиков на то, что он исписался, повторяется, что новые комедии его далеко не имеют прежней силы. Но если в этом и была доля правды, и Островскому не суждено уже было написать ни одной столь сильной пьесы, как «Свои люди» и «Гроза», все-таки сетования рецензентов были преувеличены.

    До конца дней Островский чутко присматривался ко всему, что его окружало, и представил ряд ужасающих картин того растления нравов, которое обусловливалось помещичьим разорением и жаждой легкой наживы.

    Направления и веяния времени, которым подчинялся Островский, отражались в пьесах его лишь до некоторой степени, и ни одному не отдавался он всецело, а шел своей самостоятельной дорогой, оставаясь непреклонно верен самому себе и повинуясь лишь призывам своего творчества.

    . Как истинно реальный писатель, никогда не упускавший из вида жизни во всей ее сложности и относительности, Островский не спешил воплощать свои идеалы в бесплотные образы просвещеннейших демократов, обладающих всеми совершенствами. Напротив того, очень часто, под радужною личиною высоких чувств и громких фраз, он разоблачал весьма неказистые качества героев, рисовавшихся передовыми светилами прогресса. В то же время он не упускал из вида светлых проблесков своих идеалов, откуда бы они ни исходили, из-под зипуна ли на первый взгляд грубого и неотесанного купчины, или из-под рубища бездомного бродяги-пропойцы.

    До такой универсальности не доходил еще ни один из наших писателей, кроме разве Пушкина и графа Л. Толстого.

    Пьесы Островского словно не оканчиваются, а прерываются, и автор старается внушить вам, что в жизни нет ни начала, ни конца, и не найдете вы в ней ни одного момента, после которого смело можно было бы поставить точку, так как далее следовала бы полная пустота. ”
    (А. М. Скабичевский, статья “Женщины в пьесах Островского”, 1887 г.)

    О. Миллер:

    “. Островский выступил на дорогу, независимую от его великого учителя и сближавшую его с таким, также вполне самостоятельным, преемником Гоголя, как Достоевский.

    . некоторые из комедий Островского навсегда останутся в истории русской литературы наряду с знаменитыми комедиями Фонвизина, Грибоедова и Гоголя, а его исторические драмы, при всех своих именно драматических недостатках, все же будут занимать первые места после пушкинского «Бориса Годунова». ”
    (Орест Миллер, “Русские писатели после Гоголя”, ч.3, СПб., 1888 г.)

    А. Незеленов:

    “. Островский посмотрел на жизнь спокойно, беспристрастно, благодушно, взглядом здоровым, без увлечения бурными страстями, без идеализирования приподнятых или болезненных чувств, без крайнего отрицания, и в то же время с юмором трезвого ума, здравого русского смысла.

    Читайте также:
    Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

    Верным изобразителем нашей скорбной эпохи, глубоким сердцеведом является Островский в последнем периоде своей деятельности. В его комедиях, как в зеркале, отразилось наше бесцветное холодное прозябание, при котором такой простор всяким бессердечным дельцам, хищникам, алчущим наживы, и всяким развратникам. ”
    (А. Незеленов, монография “Островский в его произведениях”, 1888 г.)


    С. З. Бураковский:

    “Достоинство Островского, как писателя, заключается не в одном только уменьи рисовать бытовые картины русской жизни. Помимо этого Островский отличается еще и тем, что превосходно знает натуру человека, умеет верно схватить черты развития того или другого чувства, подметить душевную борьбу, которая остается часто незаметною для простых смертных. У него есть пьесы, отличающиеся анализом чисто психологической задачи.

    Относительно изображения характеров у Островского надо вообще заметить следующее: у него нет людей, которые обладали бы сильными страстями, как это мы видими, например, у Шекспира; но все характеры у нашего драматурга правдиво жизненны, у него нет лиц ходульных, напротив, все его герои и героини обладают такими качествами, которые каждый из нас может наблюдать и видеть в самой действительности, и не заключают в себе ничего карикатурного.

    Наконец, особенность произведений Островского заключается в их народности. В применении к произведениям Островского слово “народный” надо понимать в смысле “национальный”. Особенность творчества Островского заключается в создании народных русских типов и в отношении к ним самого автора. В своих типах Островский умеет подметить коренные основы русского быта, черты его особенного понимания правды жизни, а также и уклонения от них. Кроме того, главнейшее свойство народности Островского выразилось в его благодушном, гуманном отношении к явлениям жизни. Изображая в своих пьесах мир пороков и слабостей, обрисовывая людей, отступающих от законов нравственности, Островский, как поэт, никогда не впадает в мрачный тон и подобно Пушкину находит утешение в красоте и гармонии Божьего мира. . Жизнерадостностью, рядом со всеми ужасами и пошлостями людской жизни, проникнуты все произведения нашего драматурга.

    . Раскрытие коренных основ народной русской жизни, создание типов, превосходно обрисовывающих склад нашего общества в различных его слоях, яркое и правдивое нравственное их освещение, наконец выразительный и живой язык, передающий самые тонкие оттенки народной русской речи, – вот те главнейшие заслуги Островского, благодаря которым имя этого самобытного художника должно занимать в истории отечественной словестности такое же видное место, какое занимают в ней имена Грибоедова и Гоголя.”
    (С. З. Бураковский, книга “А. Н. Островский”, СПб, 1904 г.)

    Проблемы пьесы «Гроза» Островского

    Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» — эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

    Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза».

    Проблема отцов и детей

    Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

    Проблема самореализации

    При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

    Проблема власти

    В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

    Читайте также:
    Что же дал русской драматургии Островский: сочинение

    Проблема любви

    В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

    Конфликт старого и нового

    Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

    Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв — обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

    Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

    Александр Островский: биография, творчество, значение в литературе. “Гроза” и другие произведения Островского

    Александр Николаевич Островский — писатель, автор пьес «Гроза», «Бесприданница» и других, вошедших в историю становления русского театрального искусства.

    Биография Островского

    Александр Николаевич Островский появился на свет 31 марта 1823 года в Москве в семье чиновника по судебной части и дочери пономаря. Литература манила будущего писателя еще в юности, когда он познакомился с домашней библиотекой, находившейся в отцовском кабинете замоскворецкого дома. Но родитель хотел, чтобы сын пошел по его стопам.

    После окончания Московской губернской гимназии №1 в 1840 году был определен на юридический факультет современного МГУ. Через три года после неудачной сдачи экзамена А. Н. Островский забрал документы из университета.

    Отец нашел для него должность канцеляриста в одном из местных судов, где он и работал до 1850 года. Отделение коммерческого суда, где служил будущий автор «Доходного места», дало юному Островскому много сюжетов для создания пьес. Он подмечал характеры, ситуации и разговоры, которые потом стали звучать из уст героев его постановок.

    Пьесы Островского: первые шаги

    Из воспоминаний о быте и нравах своего дома, жителей Замоскворечья (того района старой Москвы, где жил А. Н. Островский), из реплик и сюжетов, подслушанных на рабочем месте, у писателя складывается замысел его первой комедии «Свои люди — сочтемся». Она увидела свет в 1850 году на страницах журнала «Москвитянин» и сразу же привлекла к себе внимание русского литературного общества.

    Однако первый успех обернулся для Островского арестом: столичные купцы были возмущены изображением своего сословия в оскорбительном, с их точки зрения, виде и пожаловались на автора императору.

    Сценическим дебютом через три года после этих событий стало другое произведение — «Не в свои сани не садись». Пьеса была поставлена в московском Малом театре, который по праву можно было назвать впоследствии театром Александра Николаевича Островского.

    С 1853 года именно здесь и на подмостках Александровского театра каждый сезон ставилась новая пьеса драматурга. Каждая из них отличалась, по признанию критиков, тщательной проработкой характеров, натуралистичностью воспроизведения социально-бытовых зарисовок, тонким юмором.

    В большей части пьес содержалось не просто обличение самодурства купечества, взяточничества мелких и крупных чиновников, но и подчеркнутая патриархальность, иногда — идеализация старины. Против грубости и ханжества встает новый, ищущий смысла в жизни народа герой — Катерина («Гроза»), Любим Торцов и др.

    «Гроза», появившаяся в печати в 1860 году, принесла Островскому не только известность благодаря хвалебной статье литературного критика Н. А. Добролюбова, но и Уваровскую премию Академии наук и статус ее корреспондента.

    Активная драматургическая деятельность писателя продолжилась курированием работы Общества русских драматических писателей (1874) и деятельностью в составе государственной комиссии театрального управления, где он выступал за преобразования и льготы для артистов. Впоследствии Островского ждет карьера главы Московского театрального училища (1885) и заведующего репертуаром столичных театров. Все это время он продолжает печататься в альманахе «Современник».

    Вклад Островского в драматургию

    А. Н. Островский впервые создал целостную концепцию постановки действия в русском театральном искусстве:

    изображение на сцене натуралистических черт нравственности общества;

    сохранение 4 основных условностей сценического действия (место, время, действие, стена — задник для актеров);

    переключение внимания зрителей на игру всех актеров, а не только одного персонажа;

    введение речевой характеристики как ключевого признака для определения героя.

    С 1846 по 1884 год Александр Николаевич написал 56 пьес, многие из которых до сих пор входят в репертуар современных театров: «Красавец мужчина», «Таланты и поклонники», «Лес» и другие. По мотивам его произведений сняты фильмы «Женитьба Бальзаминова» (1964), «На бойком месте» (существует несколько экранизаций этой пьесы, самая ранняя снята в 1916-м), «После дождичка в четверг» (детский фильм-сказка, 1986).

    Читайте также:
    Трагедия Катерины (по пьесе Островского Гроза): сочинение

    Конец жизни Островского

    К 1883 году А. Н. Островский уже имел известность и государственную пенсию, но слабое здоровье давало о себе знать.

    Драматург скончался через три года, в июне 1886 года, так и не закончив перевод пьесы У. Шекспира «Антоний и Клеопатра», и был похоронен в Костромской области, в селении Николо-Бережки.

    Можно ли считать Кулигина положительным персонажем? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

    Премьера «Грозы» Островского состоялась в 1859 году в Петербурге. Эта пьеса, по словам А.А. Григорьева, произвела на современников впечатление «сильное, глубокое». Вокруг нее разгорелись нешуточные споры. В центре их внимания были многие проблемы, затронутые в произведении. Особые дискуссии вызвал образ главной героини «Грозы» – Катерины Кабановой.
    Но и другие персонажи произведения совершенно не однозначны. Так, например, образ ученого-самоучки Кулигина долгое время рассматривался как сугубо положительный. Он считался одним из немногих, кто противостоял «темному царству» Калинова. Всеми мыслями и поступками этот герой хотел улучшить жизнь своих сограждан, но кабанихи и дикие оказались сильнее.
    Так ли это на самом деле? Кто такой Кулигин – еще один «луч света в темном царстве», жертва калиновского мира или обыкновенный обыватель? Этот герой появляется уже в самом начале пьесы. Он довольно хорошо образован (по сравнению с «темными» калиновцами), обладает тонкой и восприимчивой душой. Кулигин чувствует прекрасное, умеет восхищаться красотой, замечать в обыденных вещах необычное. Он говорит Кудряшу, глядя на Волгу: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».
    Кудряш называет Кулигина «антик, химик». Это, по-моему, обозначает отношение калиновцев к герою. Его не понимают и не принимают, считают чудаком, немного сумасшедшим. Сам Кулигин называет себя механиком-самоучкой.
    Этот герой видит, что происходит вокруг, за стенами купеческих домов. По своим убеждениям это добрый, гуманный человек, не принимающий и осуждающий патриархальный деспотизм Калинова. Видя ссору Дикого с племянником, он замечает: «Нашел место!» Но эта фраза настораживает. Получается, что главное для героя – чтобы люди чего не подумали. То есть, по мнению Кулигина, на людях должно быть все шито-крыто, а дома, за стенами – может твориться все, что угодно. Но ведь это логика Кабанихи и ей подобных. Значит, во многом Кулигин – продукт калиновского общества, он мыслит так же, как и они.
    Это подтверждает и поведение героя. Он считает, что «лучше уж стерпеть», чем открыто ответить на хамство Дикого, почтительно снимает перед этим купцом шапку, советует Борису «стараться угождать как-нибудь» дяде-самодуру.
    Далее выясняется, что Кулигин дико боится «отцов города», боится косых взглядов, неприятия. Он видит все недостатки Калинова, губящие человеческие души. Характеристики Кулигина довольно точны и метки. Про Кабаниху, например, он говорит, что она «ханжа», замучила всех домашних. Но этот герой даже думать боится бороться, исправлять нравы Калинова: «Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать!»
    Цель жизни Кулигина – изобрести вечный двигатель. Эта мечта, как ни странно, раскрывает все его отрицательные стороны. Во-первых, необразованность, такую же, как у калиновцев. Те знания, которыми он обладает, во многом поверхностны и неточны. Кулигин знать не знает, что идея вечного двигателя противоречит всем законам физики, а значит, изобрести его невозможно. Мечта этого героя утопична, несбыточна, она бесполезна, как и он сам.
    Кроме того, любопытно, для чего герой хочет изобрести перепетуум-мобиле. Не для того, чтобы облагодетельстововать все человечество. Кулигину не хватает смелости для такого масштаба его мыслей. Идеи героя намного приземленнее. Он слышал, что англичане дают за это изобретение «миллион»: «я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего».
    Но, на мой взгляд, и эти «малые дела» героя – утопия. При его раболепском отношении к диким и кабанихам, при его трусости ничего не выйдет. Деньги будут использованы так, как того захотят «отцы» Калинова. И пример тому – эпизод с громоотводом, который Кулигин хотел установить в городе. Дело полезное и хорошее, но у героя не хватило смелости, настойчивости, твердости, хитрости, чтобы переубедить Дикого. В итоге победа осталась, конечно же, за купцом. А Кулигин решил: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю».
    Этот миллион стал для героя неким прикрытием, стеной, защитой. На самом деле, он и не хочет получить его. Ведь тогда придется что-то делать, разговаривать с «сильными мира сего», а на это Кулигин не способен.
    И все же этот герой не такой уж плохой. Он, вместе с другими, вынес тело Катерины из воды, он всей душой жалел эту женщину. Его последние слова – это крик души героя: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
    Так положительный или отрицательный герой Кулигин? В нем есть положительные и отрицательные качества, как впрочем, и в любом человеке. Кулигин слабохарактерен, подчинен «темному царству». В его душе заложено много хорошего, светлого, творческого, но все это погребено Калиновым. Скорее всего, на мой взгляд, этого героя можно назвать жертвой «темного царства». У меня он вызывает прежде всего жалость и сочувствие, как слабый, но светлый человек.

    Сочинение Кулигин в пьесе Гроза Островского (образ и характеристика)

    Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин. По своей натуре он мечтатель и смог даже освоить профессию механика. Правда не сильно углубляясь в детали. Говорить что-либо про его внешность не получиться. Автор полностью скрывает даже черты лица или общий образ этого человека.

    Хоть находится он в возрасте, проявление инициативы от него явление частое. Деятельность в основном направляет на благо общества, но это мало кто ценит. В начале пьесы он сидя на скамейке смотрит на реку Волга. Когда к нему подходят Шапкин с Кудряшом первые слова, вылетевшие из него, были: «Восторг». Он очень любит природу и находит в ней успокоение. Житейские проблемы, касающиеся этих двоих, беспокоят и его, но он умеет отвлекаться и отдыхать.

    Когда начинается крайне бессмысленный разговор, поддерживать он его не собирается. Тем более, что тема «Темного Царства» крайне неинтересна. А когда он еще негативно отзывается о ругательствах, можно сказать несколько основных вещей. А именно:

    1. Кулигин человек образованный, воспитанный.
    2. Он имеет очень острый ум. Это подтверждается по ходу пьесы неоднократно.
    3. Но больше всего он не любит несправедливости, а свободу ценит превыше всего. Это утверждение можно сделать на основе разговора с Борисом Григорьевичем. Тот, являясь родственником Дикого, постоянно подчиняется ему и старается угодить во всем.

    Персонаж отлично понимает время и государственные устои. Город Калинов не является островком или Оазисом для чего-либо. А умение проводить анализ позволяет оценить полностью обстановку и не давать управлять собой. Но, возраст тоже берет свою и Кулигин не хочет менять свою жизнь. Тем более, что возраст уже не позволительный!

    Читайте также:
    Смысл названия драмы А. Островского Гроза: сочинение

    Умение находить общий язык не в угоду личным интересам позволяет разговаривать абсолютно со всеми и на разные темы. Причем иногда даже с властью он может позволить себе вольности, но делает это очень аккуратно! А его мудрость является для многих тем самым камнем преткновения, который так ищут многие. Вообще человек он честный и даже надежный. Но поскольку это никому уже не нужно и не цениться, Кулигин выпадает из общества автоматически.

    2 вариант

    Кулигин — один из второстепенных героев пьесы Островского «Гроза». Он живет в городе Калинов уже пятьдесят лет. Он принадлежит к мещанству.

    Кулигин — техник-самоучка. Он любит создавать новые механизмы, которые могут принести пользу обществу и его городу. В его голове создано много планов по улучшению жизни калиновцев. Например, он мечтает создать громоотвод и установить солнечные часы.

    Кулигин очень добрый, отзывчивый и справедливый человек. Есть в его душе некая возвышенность и романтичность. Это находит отражение в его поступках и поведении. Он мечтает создать вечный двигатель, который является неосуществимой задумкой из-за законов физики. Он — мечтатель. Это и выделяет его от других жителей Калинова, которые являются злыми, завистливыми, подлыми, жестокими людьми. В городе царят лицемерие и ханжество. Однако, Кулигин не поддерживает городские тенденции и ярко выделяется на фоне всех жителей.

    Все остальное население относится к Кулигину снисходительно. Они считают его эдаким городским сумасшедшим из-за отличия его от остальных жителей.

    Кулигин отличается также и страстностью своей натуры. Под этой страстностью воспринимается всецелое увлечение какой-либо идее, цели, задаче. В случае Кулигина — это желание помогать людям, быть полезным, прожить свою жизнь не зря. Он хочет сделать что-то очень важное, значимое, что будет реально нужно потомкам.

    Позиция Кулигина не находит поддержки среди местных жителей. Однако, они и не ополчаются против него, не выживают. С чем это связано? Все просто! Кулигин сохраняет в себе толерантность, чуткость, учтивость, тактичность. Он ведет себя мудро, поэтому понимает, что не может судить всех по себе. Люди разные. Каждый со своими целями и желаниями, слабостями и силами. По этой причине люди не могут быть одинаковыми, поэтому Кулигин не навязывает свою точку зрения, не считает ее самой главной и важной, дает возможность сосуществования нескольких разных точек зрений.

    Кулигин, несмотря на то, что является второстепенным персонажем, заключает в себе огромный смысл и авторский посыл. Он, единственный, является белым пятном в этом темном городе. Кулигин стремится сделать город лучше, чище, светлее, удобнее. Техник делает всё для улучшения условий жизни, для общества. При этом, он считает это самим разумеющимся, поэтому не навязывает свою точку зрения и ведет себя тактично.

    Образ и характеристика Кулигина

    Одним из многочисленных второстепенных персонажей произведения является Кулигин, представленный писателем в образе местного жителя провинциального российского городка Калиново.

    Герой описывается в пьесе в качестве мужчины пятидесяти лет, имеющего мещанского происхождения, работающего простым механиком и часовщиком-самоучкой.

    Отличительными особенностями Кулигина драматург изображает его высокую эрудированность, любовь к чтению, восхищение известными учеными, особенно Ломоносовым, дословное знание цитат известных людей.

    Давая характеристику Кулигину, автор подчеркивает его романтичную, мечтательную натуру, а также трепетное отношение к окружающей природе, вызывающей в душе героя трепетное благоговение своей очаровательной неповторимостью и прелестью, тем самым подчеркивая собственную поэтическую душу и внутреннюю красоту неисправимого мечтателя.

    Кулигин является честным человеком, не признающим лжи и предпочитающим излагать собственное мнение о людях и их поступках исключительно правдиво и прямо в глаза. Кроме того, Кулигину свойственна и человеческая смелость, поскольку в отличие от других людей не страшится ни природных явлений, ни иных людских поступков. При этом Кулигин отличается излишней разговорчивостью, которую и сам признает излишней болтовней, но не может отказаться от удовольствия лишний раз поболтать с встретившимися горожанами.

    Жители города характеризуют Кулигина как доброго, хорошего, скромного человека, не позволяющего высказываться в адрес окружающих людей плохими словами и выражениями.

    Ключевой характерной чертой героя является его искреннее желание стать полезным для родного города, улучшив жизнь калиновцев путем осуществления новаторских идей в виде установки солнечных часов, громоотвода, а также мечты о создании вечного двигателя. При этом Кулигин не стремится к собственному обогащению, выражая стремление трудиться на общую пользу без вознаграждения, честно исполняя свое земное предназначение в форме служения людям. Однако со стороны городского общества изобретатель не находит понимания и поддержки, поскольку местные жители не нуждаются в усовершенствовании своей размеренной жизни путем внедрения странных научных идей, непонятных им.

    В образе Кулигина писатель представляет благородного представителя провинциальной интеллигенции, мечтающего внести собственную лепту в общественные улучшения, понимающего необходимость назревших перемен в темном царстве, но не имеющего среди окружения единомышленников и неспособного в одиночку противостоять старому миру.

    Сочинение 4

    Одним из второстепенных персонажей пьесы А.Н. Островского Гроза является Кулигин, механик-самоучка. Его фамилия созвучна с фамилией известного механика-изобретателя Кулибина, который был талантливым человеком: помимо своих изобретений он писал стихи. Кулигин тоже пишет стихи.

    В начале пьесы мы видим Кулигина, любующегося видом Волги. Он восхищается красотой природы и напевает песню. В разговоре с Кудряшом он признается, что уже пятьдесят лет каждый день любуется этим пейзажем и все не может наглядеться. Кулигин – поэтичная и мечтательная натура, восторженно относится к природе. Но он одинок в этом городе с таким отношением к природе. Дикие и Кабановы равнодушны к прекрасному. В этом городе бедных и богатых все решает власть денег

    Кулигин мечтает об изобретении вечного двигателя. При этом он думает о благоустройстве родного города, а не о личной выгоде. За вечный двигатель он получил бы миллион и употребил бы на нужды жителей города. Кулигин заботится о безопасности и пытается поставить в городе громоотвод. В городском парке хочет сделать солнечные часы. Но простые люди невежественны и не понимают Кулигина, а богатые не воспринимают и считают его «разбойником», да им и жаль расстаться со своими деньгами. Он просит денег у Дикого, но получает отказ.

    Ученый-самоучка как будто застрял в прошлом. В поэзии он предпочитает «старинных поэтов» Ломоносова и Державина, сам пишет стихи, подражая им, будто не было еще ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Грибоедова… Его язык старомоден, в нем чувствуется влияние книжных, старославянских оборотов. Вечный двигатель изобрести невозможно (это уже было доказано), громоотвод давно изобретен. Идеи Кулигина утопичны. А в городе Калинове его идеи кажутся новшествами. Им нет места в патриархальном мире, что представляет собой Калинов.

    Читайте также:
    Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии Островского: сочинение

    В своих монологах Кулигин дает меткие характеристики другим героям пьесы, высказывает смелые мысли о жестоких нравах, царящих в городе, выступает в защиту бедняков, но он не вступает с ними в борьбу, действует больше обличениями. Он, к сожалению, не может изменить жизнь в городе, потому что сила не на его стороне. По складу своего характера Кулигин не борец, а прекраснодушный мечтатель.

    Кулигин в пьесе противопоставлен автором жителям Калинова. Он разоблачает жестокие нравы, царящие в городе, и является носителем авторской позиции в отношении социальных и общественных проблем того времени.

    5 вариант

    Произведение Островского “Гроза” рассказывает историю жизни богатых помещиков, которые переходят все границы. Таких людей здесь прозвали общество “темного царства”. Жители небольшого городка Калиново не одобряют всю происходящую ситуацию и всячески пытаются все изменить, но мало у кого выходит с этим бороться.

    В самом начале рассказа автор знакомит нас с Кулигиным. Он не главный герой, но о нем мы часто будем слышать. Парень очень любит романтику и мечтать, сам обучается механике. Первый раз автор нам описывает героя, сидящего возле реки Волга. И он восторгается природой. Какая она красивая! Какой пейзаж и краски! И своим друзьям делится радостью, но они совсем не понимают, от чего такая радость, ведь вокруг так много проблем. Кудряш и Шапкин заняты совсем другими делами и им обоим совсем не до радости.

    Во всей этой темной атмосфере города автор описал Кулигина, как хорошего человека. Но ему не нравится то, что происходит внутри города и самое главное, что не молчит, а говорит все это в открытую.

    Но с другой стороны писатель пытается раскрыть его как романтика и мечтателя. Он красиво описывает природу, умеет захватывающее читать стихи, он мастер своего дела. В его мечтах создать что-то невероятное и дорогое. Получить за это вознаграждение. А после дать работу всем нуждающимся. Но это только мечты и в реальности парень ничем не может помочь обществу.

    В его голове давно есть план, в котором он решает построить солнечные часы в местном парке. Но для этого ему нужно не меньше десяти рублей. Он решает попросить эти деньги у Дикого, но и здесь все пошло не так как он думал. Только Кулигин думает о благосостоянии города. В его голове достаточно много идей, которые пригодились бы всему городу. Но к сожалению никто помогать ему не хочет. Да и идеи его считают ненормальными.

    Кулигин смог высказать все, что думает всем плохим участникам из “темного царства”. В этом рассказе писатель сделал Кулигина добрым, мечтательным и романтичным. Этот герой с первых страниц нравится нам, потому что он отвечает за свои слова и то что он делает после них. Он также смог продолжить протест против “темного царства ” после смерти Катерины.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Кулигин в пьесе Гроза

    Популярные сегодня темы

    Главный герой произведения является отражением человека, который действительно существовал. Этот человек герой, летчик, имя которого Алексей Маресьев. Эта история описывает невероятные возможности

    Роман Александра Пушкина «Евгений Онегин» сталкивает вместе двух совершенно разных личностей. Евгений Онегин и Владимир Ленский полные противоположности друг друга, как огонь и лед. Но, невзирая на разные взгляды на мир, они дружат долгие годы.

    В произведении «Слово о полку Игореве», написанном примерно в двенадцатом веке, отображаются события тех времен. Поэма рассказывает о сражении войска князей Игоря и Всеволода с армией половцев.

    Отец Васи — второстепенный герой произведения Короленко «В дурном обществе». Образ героя интересен и необычен. Его можно назвать грубым и жестоким, но в глубине души он добрый.

    В детстве мальчики поголовно мечтали стать космонавтами, а девочки принцессами. Но к сожалению, мы растём и проблемы растут. Этот вопрос у многих до сих пор открыт. Какая она – профессия твоей мечты?

    Можно ли считать Кулигина положительным персонажем?

    Можно ли считать Кулигина положительным персонажем? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

    Премьера «Грозы» Островского состоялась в 1859 году в Петербурге. Эта пьеса, по словам А.А. Григорьева, произвела на современников впечатление «сильное, глубокое». Вокруг нее разгорелись нешуточные споры. В центре их внимания были многие проблемы, затронутые в произведении. Особые дискуссии вызвал образ главной героини «Грозы» — Катерины Кабановой. Но и другие персонажи произведения совершенно не однозначны. Так, например, образ ученого-самоучки Кулигина долгое время рассматривался как сугубо положительный. Он считался одним из немногих, кто противостоял «темному царству» Калинова. Всеми мыслями и поступками этот герой хотел улучшить жизнь своих сограждан, но кабанихи и дикие оказались сильнее. Так ли это на самом деле? Кто такой Кулигин – еще один «луч света в темном царстве», жертва калиновского мира или обыкновенный обыватель? Этот герой появляется уже в самом начале пьесы. Он довольно хорошо образован (по сравнению с «темными» калиновцами), обладает тонкой и восприимчивой душой. Кулигин чувствует прекрасное, умеет восхищаться красотой, замечать в обыденных вещах необычное. Он говорит Кудряшу, глядя на Волгу: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Кудряш называет Кулигина «антик, химик». Это, по-моему, обозначает отношение калиновцев к герою. Его не понимают и не принимают, считают чудаком, немного сумасшедшим. Сам Кулигин называет себя механиком-самоучкой. Этот герой видит, что происходит вокруг, за стенами купеческих домов. По своим убеждениям это добрый, гуманный человек, не принимающий и осуждающий патриархальный деспотизм Калинова. Видя ссору Дикого с племянником, он замечает: «Нашел место!» Но эта фраза настораживает. Получается, что главное для героя – чтобы люди чего не подумали. То есть, по мнению Кулигина, на людях должно быть все шито-крыто, а дома, за стенами – может твориться все, что угодно. Но ведь это логика Кабанихи и ей подобных. Значит, во многом Кулигин – продукт калиновского общества, он мыслит так же, как и они. Это подтверждает и поведение героя. Он считает, что «лучше уж стерпеть», чем открыто ответить на хамство Дикого, почтительно снимает перед этим купцом шапку, советует Борису «стараться угождать как-нибудь» дяде-самодуру. Далее выясняется, что Кулигин дико боится «отцов города», боится косых взглядов, неприятия. Он видит все недостатки Калинова, губящие человеческие души. Характеристики Кулигина довольно точны и метки. Про Кабаниху, например, он говорит, что она «ханжа», замучила всех домашних. Но этот герой даже думать боится бороться, исправлять нравы Калинова: «Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать!» Цель жизни Кулигина – изобрести вечный двигатель. Эта мечта, как ни странно, раскрывает все его отрицательные стороны. Во-первых, необразованность, такую же, как у калиновцев. Те знания, которыми он обладает, во многом поверхностны и неточны. Кулигин знать не знает, что идея вечного двигателя противоречит всем законам физики, а значит, изобрести его невозможно. Мечта этого героя утопична, несбыточна, она бесполезна, как и он сам. Кроме того, любопытно, для чего герой хочет изобрести перепетуум-мобиле. Не для того, чтобы облагодетельстововать все человечество. Кулигину не хватает смелости для такого масштаба его мыслей. Идеи героя намного приземленнее. Он слышал, что англичане дают за это изобретение «миллион»: «я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего». Но, на мой взгляд, и эти «малые дела» героя – утопия. При его раболепском отношении к диким и кабанихам, при его трусости ничего не выйдет. Деньги будут использованы так, как того захотят «отцы» Калинова. И пример тому – эпизод с громоотводом, который Кулигин хотел установить в городе. Дело полезное и хорошее, но у героя не хватило смелости, настойчивости, твердости, хитрости, чтобы переубедить Дикого. В итоге победа осталась, конечно же, за купцом. А Кулигин решил: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Этот миллион стал для героя неким прикрытием, стеной, защитой. На самом деле, он и не хочет получить его. Ведь тогда придется что-то делать, разговаривать с «сильными мира сего», а на это Кулигин не способен. И все же этот герой не такой уж плохой. Он, вместе с другими, вынес тело Катерины из воды, он всей душой жалел эту женщину. Его последние слова – это крик души героя: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Так положительный или отрицательный герой Кулигин? В нем есть положительные и отрицательные качества, как впрочем, и в любом человеке. Кулигин слабохарактерен, подчинен «темному царству». В его душе заложено много хорошего, светлого, творческого, но все это погребено Калиновым. Скорее всего, на мой взгляд, этого героя можно назвать жертвой «темного царства». У меня он вызывает прежде всего жалость и сочувствие, как слабый, но светлый человек.

    Читайте также:
    Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»: сочинение



    referat5vip.ru

    Премьера «Грозы» Островского состоялась в 1859 году в Петербурге. Эта пьеса, по словам А.А. Григорьева, произвела на современников впечатление «сильное, глубокое». Вокруг нее разгорелись нешуточные споры. В центре их внимания были многие проблемы, затронутые в произведении. Особые дискуссии вызвал образ главной героини «Грозы» — Катерины Кабановой. Но и другие персонажи произведения совершенно не однозначны. Так, например, образ ученого-самоучки Кулигина долгое время рассматривался как сугубо положительный. Он считался одним из немногих, кто противостоял «темному царству» Калинова. Всеми мыслями и поступками этот герой хотел улучшить жизнь своих сограждан, но кабанихи и дикие оказались сильнее. Так ли это на самом деле? Кто такой Кулигин – еще один «луч света в темном царстве», жертва калиновского мира или обыкновенный обыватель? Этот герой появляется уже в самом начале пьесы. Он довольно хорошо образован (по сравнению с «темными» калиновцами), обладает тонкой и восприимчивой душой. Кулигин чувствует прекрасное, умеет восхищаться красотой, замечать в обыденных вещах необычное. Он говорит Кудряшу, глядя на Волгу: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Кудряш называет Кулигина «антик, химик». Это, по-моему, обозначает отношение калиновцев к герою. Его не понимают и не принимают, считают чудаком, немного сумасшедшим. Сам Кулигин называет себя механиком-самоучкой. Этот герой видит, что происходит вокруг, за стенами купеческих домов. По своим убеждениям это добрый, гуманный человек, не принимающий и осуждающий патриархальный деспотизм Калинова. Видя ссору Дикого с племянником, он замечает: «Нашел место!» Но эта фраза настораживает. Получается, что главное для героя – чтобы люди чего не подумали. То есть, по мнению Кулигина, на людях должно быть все шито-крыто, а дома, за стенами – может твориться все, что угодно. Но ведь это логика Кабанихи и ей подобных. Значит, во многом Кулигин – продукт калиновского общества, он мыслит так же, как и они. Это подтверждает и поведение героя. Он считает, что «лучше уж стерпеть», чем открыто ответить на хамство Дикого, почтительно снимает перед этим купцом шапку, советует Борису «стараться угождать как-нибудь» дяде-самодуру. Далее выясняется, что Кулигин дико боится «отцов города», боится косых взглядов, неприятия. Он видит все недостатки Калинова, губящие человеческие души. Характеристики Кулигина довольно точны и метки. Про Кабаниху, например, он говорит, что она «ханжа», замучила всех домашних. Но этот герой даже думать боится бороться, исправлять нравы Калинова: «Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать!» Цель жизни Кулигина – изобрести вечный двигатель. Эта мечта, как ни странно, раскрывает все его отрицательные стороны. Во-первых, необразованность, такую же, как у калиновцев. Те знания, которыми он обладает, во многом поверхностны и неточны. Кулигин знать не знает, что идея вечного двигателя противоречит всем законам физики, а значит, изобрести его невозможно. Мечта этого героя утопична, несбыточна, она бесполезна, как и он сам. Кроме того, любопытно, для чего герой хочет изобрести перепетуум-мобиле. Не для того, чтобы облагодетельстововать все человечество. Кулигину не хватает смелости для такого масштаба его мыслей. Идеи героя намного приземленнее. Он слышал, что англичане дают за это изобретение «миллион»: «я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего». Но, на мой взгляд, и эти «малые дела» героя – утопия. При его раболепском отношении к диким и кабанихам, при его трусости ничего не выйдет. Деньги будут использованы так, как того захотят «отцы» Калинова. И пример тому – эпизод с громоотводом, который Кулигин хотел установить в городе. Дело полезное и хорошее, но у героя не хватило смелости, настойчивости, твердости, хитрости, чтобы переубедить Дикого. В итоге победа осталась, конечно же, за купцом. А Кулигин решил: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Этот миллион стал для героя неким прикрытием, стеной, защитой. На самом деле, он и не хочет получить его. Ведь тогда придется что-то делать, разговаривать с «сильными мира сего», а на это Кулигин не способен. И все же этот герой не такой уж плохой. Он, вместе с другими, вынес тело Катерины из воды, он всей душой жалел эту женщину. Его последние слова – это крик души героя: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Так положительный или отрицательный герой Кулигин? В нем есть положительные и отрицательные качества, как впрочем, и в любом человеке. Кулигин слабохарактерен, подчинен «темному царству». В его душе заложено много хорошего, светлого, творческого, но все это погребено Калиновым. Скорее всего, на мой взгляд, этого героя можно назвать жертвой «темного царства». У меня он вызывает прежде всего жалость и сочувствие, как слабый, но светлый человек.

    Читайте также:
    Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы Гроза А.Н.Островского) по статье Н. А. Добролюбова Луч света в темном царстве: сочинение
    Более новые статьи:
    • Комическое и ужасное в драме А.Н. Островского «Гроза» — .
    • Красота души Катерины (По пьесе А. Н. Островского «Гроза») — .
    • Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина? — .
    • Кто Катерина – «решительный русский характер» или слабовольная женщина? — .
    • Кто такая Катерина — «решительный русский характер» или слабовольная женщина? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») — .
    • Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») — .
    • Мини-сочинение «В городе Калинове» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») — .
    • Мир города Калинова и Обломовка — .

    Премьера “Грозы” Островского состоялась в 1859 году в Петербурге. Эта пьеса, по словам А. А. Григорьева, произвела на современников впечатление “сильное, глубокое”. Вокруг нее разгорелись нешуточные споры. В центре их внимания были многие проблемы, затронутые в произведении. Особые дискуссии вызвал образ главной героини “Грозы” – Катерины Кабановой. Но и другие персонажи произведения совершенно не однозначны. Так, например, образ ученого-самоучки Кулигина долгое время рассматривался как сугубо положительный. Он считался одним из немногих, кто противостоял “темному царству” Калинова. Всеми мыслями и поступками этот герой хотел улучшить жизнь своих сограждан, но кабанихи и дикие оказались сильнее.

    Так ли это на самом деле? Кто такой Кулигин – еще один “луч света в темном царстве”, жертва калиновского мира или обыкновенный обыватель? Этот герой появляется уже в самом начале пьесы. Он довольно хорошо образован (по сравнению с “темными” калиновцами), обладает тонкой и восприимчивой душой. Кулигин чувствует прекрасное, умеет восхищаться красотой, замечать в обыденных вещах необычное. Он говорит Кудряшу, глядя на Волгу: “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”. Кудряш называет Кулигина “антик, химик”. Это, по-моему, обозначает отношение калиновцев к герою. Его не понимают и не принимают, считают чудаком, немного сумасшедшим. Сам Кулигин называет себя механиком-самоучкой. Этот герой видит, что происходит вокруг, за стенами купеческих домов. По своим убеждениям это добрый, гуманный человек, не принимающий и осуждающий патриархальный деспотизм Калинова. Видя ссору Дикого с племянником, он замечает: “Нашел место!” Но эта фраза настораживает. Получается, что главное для героя – чтобы люди чего не подумали. То есть, по мнению Кулигина, на людях должно быть все шито-крыто, а дома, за стенами – может твориться все, что угодно. Но ведь это логика Кабанихи и ей подобных. Значит, во многом Кулигин – продукт калиновского общества, он мыслит так же, как и они. Это подтверждает и поведение героя. Он считает, что “лучше уж стерпеть”, чем открыто ответить на хамство Дикого, почтительно снимает перед этим купцом шапку, советует Борису “стараться угождать как-нибудь” дяде-самодуру. Далее выясняется, что Кулигин дико боится “отцов города”, боится косых взглядов, неприятия. Он видит все недостатки Калинова, губящие человеческие души. Характеристики Кулигина довольно точны и метки. Про Кабаниху, например, он говорит, что она “ханжа”, замучила всех домашних. Но этот герой даже думать боится бороться, исправлять нравы Калинова: “Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать!” Цель жизни Кулигина – изобрести вечный двигатель. Эта мечта, как ни странно, раскрывает все его отрицательные стороны. Во-первых, необразованность, такую же, как у калиновцев. Те знания, которыми он обладает, во многом поверхностны и неточны. Кулигин знать не знает, что идея вечного двигателя противоречит всем законам физики, а значит, изобрести его невозможно. Мечта этого героя утопична, несбыточна, она бесполезна, как и он сам. Кроме того, любопытно, для чего герой хочет изобрести перепетуум-мобиле. Не для того, чтобы облагодетельстововать все человечество. Кулигину не хватает смелости для такого масштаба его мыслей. Идеи героя намного приземленнее. Он слышал, что англичане дают за это изобретение “миллион”: “я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего”. Но, на мой взгляд, и эти “малые дела” героя – утопия. При его раболепском отношении к диким и кабанихам, при его трусости ничего не выйдет. Деньги будут использованы так, как того захотят “отцы” Калинова. И пример тому – эпизод с громоотводом, который Кулигин хотел установить в городе. Дело полезное и хорошее, но у героя не хватило смелости, настойчивости, твердости, хитрости, чтобы переубедить Дикого. В итоге победа осталась, конечно же, за купцом. А Кулигин решил: “Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю”. Этот миллион стал для героя неким прикрытием, стеной, защитой. На самом деле, он и не хочет получить его. Ведь тогда придется что-то делать, разговаривать с “сильными мира сего”, а на это Кулигин не способен. И все же этот герой не такой уж плохой. Он, вместе с другими, вынес тело Катерины из воды, он всей душой жалел эту женщину. Его последние слова – это крик души героя: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!” Так положительный или отрицательный герой Кулигин? В нем есть положительные и отрицательные качества, как впрочем, и в любом человеке. Кулигин слабохарактерен, подчинен “темному царству”. В его душе заложено много хорошего, светлого, творческого, но все это погребено Калиновым. Скорее всего, на мой взгляд, этого героя можно назвать жертвой “темного царства”. У меня он вызывает прежде всего жалость и сочувствие, как слабый, но светлый человек.

    Характеристика Кулигина

    Кулигин – человек 50-и лет, весьма умный мужчина, который свою жизнь посвятил изучению разных механизмов. Он проживает в Калинове и является там одним из самых начитанных людей.

    Несмотря на то, что сам герой считает себя «маленьким человеком», ему присуща смелость и умение отвечать за свои поступки. он обладает широтой души, всегда хорошо относится к окружающим, пытается понять их проблемы.

    Этот герой является представителем прогрессивных взглядов. Он постоянно что-то изобретает и мечтает создать вечный двигатель, ведь за его изобретение можно получить целый миллион от англичан. В своих мечтах Кулигин собирается потратить эти деньги не на себя, а на благо родного города. Этот факт еще раз подтверждает, что он человек щедрый и преданный своему делу.

    Интересен также тот факт, что Островский дает ему фамилию Кулигин, которая является созвучной фамилии Кулибин, а Кулибин, как известно, это великий изобретатель.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: