Образ Кулигина в пьесе А. Н. Островского Гроза: сочинение

Образ Кулигина в пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского

Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин. По своей натуре он мечтатель и смог даже освоить профессию механика. Правда не сильно углубляясь в детали. Говорить что-либо про его внешность не получиться. Автор полностью скрывает даже черты лица или общий образ этого человека.

Хоть находится он в возрасте, проявление инициативы от него явление частое. Деятельность в основном направляет на благо общества, но это мало кто ценит. В начале пьесы он сидя на скамейке смотрит на реку Волга. Когда к нему подходят Шапкин с Кудряшом первые слова, вылетевшие из него, были: «Восторг». Он очень любит природу и находит в ней успокоение. Житейские проблемы, касающиеся этих двоих, беспокоят и его, но он умеет отвлекаться и отдыхать.

Когда начинается крайне бессмысленный разговор, поддерживать он его не собирается. Тем более, что тема «Темного Царства» крайне неинтересна. А когда он еще негативно отзывается о ругательствах, можно сказать несколько основных вещей. А именно:

  1. Кулигин человек образованный, воспитанный.
  2. Он имеет очень острый ум. Это подтверждается по ходу пьесы неоднократно.
  3. Но больше всего он не любит несправедливости, а свободу ценит превыше всего. Это утверждение можно сделать на основе разговора с Борисом Григорьевичем. Тот, являясь родственником Дикого, постоянно подчиняется ему и старается угодить во всем.

Персонаж отлично понимает время и государственные устои. Город Калинов не является островком или Оазисом для чего-либо. А умение проводить анализ позволяет оценить полностью обстановку и не давать управлять собой. Но, возраст тоже берет свою и Кулигин не хочет менять свою жизнь. Тем более, что возраст уже не позволительный!

Умение находить общий язык не в угоду личным интересам позволяет разговаривать абсолютно со всеми и на разные темы. Причем иногда даже с властью он может позволить себе вольности, но делает это очень аккуратно! А его мудрость является для многих тем самым камнем преткновения, который так ищут многие. Вообще человек он честный и даже надежный. Но поскольку это никому уже не нужно и не цениться, Кулигин выпадает из общества автоматически.

Образ и характеристика Кулигина

Одним из многочисленных второстепенных персонажей произведения является Кулигин, представленный писателем в образе местного жителя провинциального российского городка Калиново.

Герой описывается в пьесе в качестве мужчины пятидесяти лет, имеющего мещанского происхождения, работающего простым механиком и часовщиком-самоучкой.

Отличительными особенностями Кулигина драматург изображает его высокую эрудированность, любовь к чтению, восхищение известными учеными, особенно Ломоносовым, дословное знание цитат известных людей.

Давая характеристику Кулигину, автор подчеркивает его романтичную, мечтательную натуру, а также трепетное отношение к окружающей природе, вызывающей в душе героя трепетное благоговение своей очаровательной неповторимостью и прелестью, тем самым подчеркивая собственную поэтическую душу и внутреннюю красоту неисправимого мечтателя.

Кулигин является честным человеком, не признающим лжи и предпочитающим излагать собственное мнение о людях и их поступках исключительно правдиво и прямо в глаза. Кроме того, Кулигину свойственна и человеческая смелость, поскольку в отличие от других людей не страшится ни природных явлений, ни иных людских поступков. При этом Кулигин отличается излишней разговорчивостью, которую и сам признает излишней болтовней, но не может отказаться от удовольствия лишний раз поболтать с встретившимися горожанами.

Жители города характеризуют Кулигина как доброго, хорошего, скромного человека, не позволяющего высказываться в адрес окружающих людей плохими словами и выражениями.

Ключевой характерной чертой героя является его искреннее желание стать полезным для родного города, улучшив жизнь калиновцев путем осуществления новаторских идей в виде установки солнечных часов, громоотвода, а также мечты о создании вечного двигателя. При этом Кулигин не стремится к собственному обогащению, выражая стремление трудиться на общую пользу без вознаграждения, честно исполняя свое земное предназначение в форме служения людям. Однако со стороны городского общества изобретатель не находит понимания и поддержки, поскольку местные жители не нуждаются в усовершенствовании своей размеренной жизни путем внедрения странных научных идей, непонятных им.

В образе Кулигина писатель представляет благородного представителя провинциальной интеллигенции, мечтающего внести собственную лепту в общественные улучшения, понимающего необходимость назревших перемен в темном царстве, но не имеющего среди окружения единомышленников и неспособного в одиночку противостоять старому миру.

Популярные сочинения

  • Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)
    Герои Онегина и Печорина жили в разные промежутки времени. Для Онегина выпали годы мятежей, вольности, в России царила эпоха декабризма, а Печорин – дитя безвременья. Произведения Пушкина и Лермонтова
  • Сочинение Кнуров в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)
    Мокий Парменыч Кнуров — это третий жених Ларисы Огудаловой, героини пьесы Островского «Бесприданница».
  • Сочинение по картине Васнецова Крещение Князя Владимира (описание)
    Как известно из общеобразовательного курса истории, князь Владимир был тем правителем, что решил личным примером обратить народ в христианскую веру. Крещение высокопоставленной особы прошло в Херсонесе

Сочинение 4

Одним из второстепенных персонажей пьесы А.Н. Островского Гроза является Кулигин, механик-самоучка. Его фамилия созвучна с фамилией известного механика-изобретателя Кулибина, который был талантливым человеком: помимо своих изобретений он писал стихи. Кулигин тоже пишет стихи.

В начале пьесы мы видим Кулигина, любующегося видом Волги. Он восхищается красотой природы и напевает песню. В разговоре с Кудряшом он признается, что уже пятьдесят лет каждый день любуется этим пейзажем и все не может наглядеться. Кулигин – поэтичная и мечтательная натура, восторженно относится к природе. Но он одинок в этом городе с таким отношением к природе. Дикие и Кабановы равнодушны к прекрасному. В этом городе бедных и богатых все решает власть денег

Читайте также:
Смысл названия драмы А. Островского Гроза: сочинение

Кулигин мечтает об изобретении вечного двигателя. При этом он думает о благоустройстве родного города, а не о личной выгоде. За вечный двигатель он получил бы миллион и употребил бы на нужды жителей города. Кулигин заботится о безопасности и пытается поставить в городе громоотвод. В городском парке хочет сделать солнечные часы. Но простые люди невежественны и не понимают Кулигина, а богатые не воспринимают и считают его «разбойником», да им и жаль расстаться со своими деньгами. Он просит денег у Дикого, но получает отказ.

Ученый-самоучка как будто застрял в прошлом. В поэзии он предпочитает «старинных поэтов» Ломоносова и Державина, сам пишет стихи, подражая им, будто не было еще ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Грибоедова… Его язык старомоден, в нем чувствуется влияние книжных, старославянских оборотов. Вечный двигатель изобрести невозможно (это уже было доказано), громоотвод давно изобретен. Идеи Кулигина утопичны. А в городе Калинове его идеи кажутся новшествами. Им нет места в патриархальном мире, что представляет собой Калинов.

В своих монологах Кулигин дает меткие характеристики другим героям пьесы, высказывает смелые мысли о жестоких нравах, царящих в городе, выступает в защиту бедняков, но он не вступает с ними в борьбу, действует больше обличениями. Он, к сожалению, не может изменить жизнь в городе, потому что сила не на его стороне. По складу своего характера Кулигин не борец, а прекраснодушный мечтатель.

Кулигин в пьесе противопоставлен автором жителям Калинова. Он разоблачает жестокие нравы, царящие в городе, и является носителем авторской позиции в отношении социальных и общественных проблем того времени.

Неоднозначный образ мастера-самоучки

Не только зрители и читатели спорили об образе Кулигина в пьесе «Гроза». То же самое делали и критики, вплоть до самых уважаемых. Это напрямую говорит о том, что образ сам по себе является неоднозначным. Каждый видел в нем что-то новое, что-то свое. Поэтому и неудивительно, что мнения специалистов могли серьезно отличаться друг от друга.

Нужно знать:

  1. Самоучка-механик, которому уже около 50 лет, стремится к пополнению своих знаний, проверке их на практике. Он все понимает в часовых механизмах, но стремится к большему, пусть и неосуществимому. Мечта его — построить вечный двигатель. Это, конечно, недостижимо, чем и подчеркивается безграничность фантазий персонажа.
  2. Вряд ли случайно Островский дал герою фамилию Кулигин. Это почти что Кулибин, являвшийся известным изобретателем. Автор как бы и «приземляет», и возвышает механика. Подразумевается, что самоучка может не только мечтать, но и достичь реального результата.
  3. Мещанин начитан. В своих рассуждениях он может блеснуть знанием Ломоносова, Державина. То есть, помимо технических и научных работ, он знаком и с русской поэзией. Об этом он готов и поговорить с окружающими. Более того, любит это делать, даже не всегда к месту. Слова часовщика, его поучения воспринимаются людьми неоднозначно.
  4. «Маленький» человек является поэтом в душе. Он неравнодушен к красоте природы, умеет ценить прекрасное, готов воспеть это в стихах.
  5. Кулигин, по выражению Бориса, «хороший человек». Механик отличается честностью. Он готов и без оплаты поработать на общество, попытаться сделать городишко более цивилизованным. Поддержать его в начинаниях, впрочем, некому. В этом и заключается беда самоучки. Здесь, в Калинове, его не готовы понять и принять в качестве двигателя прогресса. Здесь его всегда «недолго обидеть», что он сам и признает.

Критик Мельников-Печерский считал, что в более ранних пьесах Островского темное царство выглядело совершенно неприкосновенным и безысходным, таким, которому не видно конца и края. По его мнению, именно в «Грозе» впервые послышался народный протест. И громче всех он был выражен именно Кулигиным.

Он отразил значительный факт — просвещение, образование народа остановить нельзя, они начинают проникать и в темноту быта домостроя.

Сочинение-рассуждение Какую роль играет Кулигин в пьесе «Гроза»?

Кулигин играет одну из ключевых ролей в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Это небогатый мещанин, часовщик-самоучка, ищущий перпетуум-мобиле и проживающий в городе Калинове около пятидесяти лет. Чем же этот второстепенный персонаж отличается от других?

Не случайно первым, кого мы встречаем в пьесе, оказывается Кулигин, который любуется природой и восхваляет вид на Волгу. «… Какая красота в природе разлита», — говорит он Кудряшу. Герой считает, что местные жители не способны видеть ничего, кроме своих мелких житейских проблем. Эти слова раскрывают его, как умного, философски-мыслящего и возвышенного человека. Кулигину, в отличие от подавляющего большинства калиновцев, не чужды чувства поддержки и сострадания.

Он охотно заводит диалог с Борисом и советует ему попробовать ужиться с дядей-тираном Диким. Это говорит о том, что мещанин не только умён, но и дипломатичен. «Жестокие нравы в нашем городе», — рассуждает герой. Племянник Дикого искренне считает механика хорошим человеком: «Мечтает себе и счастлив». Но герой не только мечтателен, но и целеустремлен. Он хочет выйти за пределы и порядки, которые установлены в Калинове. Кулигин стремится найти перпетуум-мобиле — вечный двигатель, противоречащий всем законам физики. Герой искренне верит в науку и в силу человеческого разума. Но его увлечения не ограничиваются точными науками. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Читайте также:
Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы Бесприданница): сочинение

Кулигин с удовольствием пишет стихи, читает Лермонтова и Державина. Это единственный персонаж пьесы, который мыслит здраво и хочет изменить жизнь Калинова к лучшему посредствам новейших изобретений.

Александр Николаевич Островский намеренно дал герою фамилию, созвучную фамилии великого русского механика-самоучки Кулибина. Так же, как и герой пьесы, его прототип хотел помочь обществу своими открытиями. Кулигина, как и Катерину — главную героиню «Грозы, не устраивает положение людей в городе, атмосфера обмана и подавления личности. Но если Катерина, стремясь сохранить свою индивидуальность и свободу, кончает жизнь самоубийством, то Кулигин ведет себя более рассудительно и тихо. «Мне уж и так, сударь, за мою болтливость достается», — говорит он Борису. С другой стороны, он способен проявить инициативу и готов столкнуться с влиятельными люди: он высмеивает порядки в доме Кабанихи, старается внушить Дикому мысли о пользе солнечных часов и громоотвода.

Кулигин появляется в ключевых моментах пьесы. В его монологи Островский вкладывает свои мысли и убеждения. В конце пьесы именно он вытаскивает Катерину из омута и несет ее тело в сопровождении местных жителей. Этим поступком автор дает понять, что люди, которые нехотя признавали его правоту в прошлом, сейчас полностью поддерживают механика-самоучку. Последними словами героя является «вердикт» Кабанихе: «Тело её здесь, … а душа теперь не ваша, она теперь перед судьей, который милосерднее вас!».

Несомненно, Кулигин, хоть и является второстепенным персонажем, играет большую роль в пьесе «Гроза». Он становится нравственным судьей всех жителей Калинова. Кулигин — один из немногих положительных персонажей, выражающих открытый протест самодурству «темного царства».

Полезный материал по теме:

  1. Какую роль играет образ Кулигина в пьесе «Гроза»?
  2. Какую роль в драме «гроза »играет фраза кабанихи «эка важна птица »
  3. Какую роль в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» играет пейзаж?
  4. Какую роль в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» играет пейзаж?
  5. Какую роль журнал Печорина играет в раскрытии его характера?

Кулигин — образ и характеристика героя драмы А. Н. Островского «Гроза»

Главное в персонаже

Фамилия героя явно намекает на известного механика-изобретателя Кулибина. Это сопоставление легко объясняется: Кулигин увлечён созданием механизмов и приспособлений, помогающих в быту, старается держаться в курсе технических новинок и научных тенденций. Механик не ограничивается практическими, насущными задачами, вроде ремонта часов, которым он зарабатывает на жизнь. Скромный часовщик мечтает о создании вечного двигателя в расчёте на огромную награду. Здесь нет материального интереса: деньги должны быть употреблены «для общества», чтобы «дать работу мещанству». От безделья, считает Кулигин, в городе расцветают пьянство, сутяжничество, склоки.

Кулигин — натура творческая. Пьеса начинается с эпизода, где он, сидя на высоком берегу Волги, напевает популярную народную песню «Среди долины ровныя» От переизбытка чувств он делится со случайными собеседниками впечатлениями от красоты Волги: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». «Восторг. какая красота в природе разлита». Шапкин и Кудряш не разделяют его восхищения. Сентиментальный мещанин кажется им чудаковатым. Но тот независим в своих пристрастиях и убеждениях, не боится выделиться из общей массы. Рассказывает Борису о любви к Ломоносову, Державину, о собственных попытках стихотворчества. В речи персонажа множество эмоционально окрашенной лексики, много устаревших слов, она украшена поэтическими цитатами. Круг его чтения составляют книги, устаревшие к тому времени. (Действие происходит во II половинеXIX века). Старославянизмы придают его высказываниям торжественность, значительность и не делают персонажа смешным.

Значительный кругозор, начитанность, развитость позволяют ему глубже понимать происходящее, точнее судить о людях и мотивах их поступков. В диалоге с Борисом скромный мещанин удивляется, почему свободный, здоровый, молодой человек терпит ежедневные унижения ради обещанного наследства. Ведь получить что-то от Дикого нет никакой надежды. Кулигин советует Тихону «жить своим умом», старается утихомирить Дикого, горожан упрекает за дремучее невежество. В отличие от других обывателей, он не равнодушен к тому, что происходит вокруг.

Общение

Хорошо осознавая самодурную силу Диких и Кабаних в обществе, «маленький человек» часовщик-самоучка не пытается вступать с «тёмным царством» в открытый конфликт. Его поведение диктуется разумностью, возможной пользой. Так герой пытается договориться с Диким об установке на бульваре солнечных часов. Вряд ли беседа с самодуром доставляет Кулигину удовольствие, но ради общественной пользы энтузиаст просвещения готов терпеть грубость наглого купца.

Провинциальный мещанин умеет сдерживать чувства, избегать конфликтов, игнорировать обидные слова, понимая, что речами привычку к своеволию не искоренишь. Души, глухие к прекрасному, не воспринимают ни отвлечённых понятий (красота, нравственность, добродетель), ни слов, из которых не извлечь выгоды. Но Кулигин вовсе не приспособленец: не изменяет своим убеждениям и готов отстаивать их, вопреки нападкам и даже угрозам местных богачей. Характерен и комичен эпизод, где в ответ на цитату из Державина Дикой грозит отправить любителя поэзии к городничему. Но читатель понимает, что такая реакция не заставит Кулигина перестать уснащать свою речь поэтическими строками.

Читайте также:
Героиня пьес А. Островского Гроза, Бесприданница, Снегурочка: сочинение

Кулигин очень корректен, деликатен в общении. Собеседника называет на «вы» и по имени-отчеству, вопросы ставит осторожно, чтобы не задеть ничьих чувств. Однако и тут есть свои пределы. Он горячится, не увидев в равнодушных, чёрствых людях отклика на окружающую красоту. Суеверный страх горожан во время грозы провоцирует страстный монолог героя. Ведь именно суеверный ужас перед неизвестным не даёт человеку любоваться такими вдохновляющими явлениями, как гроза, северное сияние, звёзды.

Катерина и Кулигин

В драме А. Н. Островского «Гроза» образ Кулигина, как и образ Катерины, доказательство того, что в «тёмном царстве» ещё не всё мертво и обезличено. Эти тихие, на первый взгляд, покорные судьбе люди — залог непременной победы добра над злом, каким бы оно ни казалось непобедимым.

Характеристика образа Кулигина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Роль образа Кулигина в пьесе А. Островского «Гроза»

В любом художественном тексте особое значение играет литературный герой: как главный, так и второстепенный. Нередко через один образ могут быть показаны основные качества и идеи целого поколения или сословия. Говоря о творчестве Александра Николаевича Островского, важно понять роль образа Кулигина в пьесе «Гроза».

  1. Краткое содержание
  2. Характеристика мастера-самоучки
  3. Поведение и поступки мещанина

Краткое содержание

Сюжет произведения Островского разворачивается вокруг центрального персонажа — молодой Екатерины. Роль Кулигина в пьесе «Гроза» раскрывается постепенно. Чтобы дать исчерпывающую характеристику мещанина, необходимо обратиться к содержанию текста.

События происходят в небольшом тихом городке Калинове. Местное население настолько привыкло к размеренному течению жизни, что любая мысль о возможных переменах пугает их.

Однако, как и везде, здесь присутствуют люди, испытывающие внутренний протест и страстно желающие изменить привычный жизненный уклад. Среди них — Катерина, несчастная девушка, состоящая в браке без любви.

Новых красок в жизни героине всё же довелось увидеть, сильное одурманивающее чувство молодого мужчины, приехавшего из Москвы, буквально ослепило её. Влюблённые регулярно видятся, их взаимоотношения крепнут, но пара страдает от невозможности узаконить свои отношения.

Жить во лжи становится для Екатерины невыносимым, и она решается на серьёзный разговор с мужем и во всём ему признаётся. Тем временем её избранник Борис по приказу дяди отправляется в Сибирь, что разрушает их союз. Не выдержав душевных мук, Катерина накладывает на себя руки, а Кулигин достаёт тело утопленницы из воды.

Конечные умозаключения относительно пьесы зависят от того, как оценить это произведение. На первый взгляд, текст представляет собой не более, чем обычную семейную драму. Однако стоит добавить сюда немного сатиры, и содержание принимает совершенно другой смысл. Именно здесь читатель понимает, какова жизненная позиция Кулигина, который всё видит и подмечает.

Характеристика мастера-самоучки

Образ Кулигина в пьесе является крайне неоднозначным, и вызывал множество споров среди читателей и литературных критиков. Впечатления о нём обычно кардинально противоположные, однако, чтобы сформировать собственное мнение, необходимо знать главное:

  1. Кулигин — пятидесятилетний механик-самоучка, жаден до знаний и постоянно стремится к самосовершенствованию. Мыслит глобально и безгранично, и поэтому мечтает изобрести вечный двигатель.
  2. Отдельного внимания заслуживает фамилия персонажа. Скорее всего, Островский делает отсылку к известному изобретателю Кулибину.
  3. Мастер не только отличается профессионализмом, но и с лёгкостью может блеснуть своими знаниями в литературе. Более того, Кулигин вовсе не стесняется это делать, независимо от того, уместны ли его рассуждения. Он цитирует стихи Ломоносова и мастерски вставляет в разговоре фрагменты из творчества Державина, что ещё раз подчёркивает его начитанность.
  4. Мещанин является весьма поэтичной натурой: природа восхищает его, Кулигин умеет ценить прекрасное и воспевать это в стихах.
  5. Этот персонаж отличается искренностью и честностью. В душевном порыве он готов трудиться на общество совершенно безвозмездно, чтобы сделать городок более цивилизованным. К сожалению, искать поддержки ему не у кого, в чём и заключается основная проблема Кулигина. Размеренное течение жизни в Калинове не подходит такому деятельному двигателю прогресса.

Одним из ключевых моментов при анализе драмы А. Н. Островского является тот факт, почему «Гроза» открывается песней Кулигина. Здесь важно то, что этот персонаж очень хорошо чувствует красоту природы и умеет говорить о своих эмоциях:

Среди долины ровныя, На гладкой высоте Цветёт, растёт высокий дуб В могучей красоте.

Песня выбрана Островским неслучайно: основные темы произведения звучат на её фоне гораздо ярче. Текст стихотворения подчёркивает проблемы маленького человека, несчастной любви, подмены нравственных ценностей. Именно по этой причине пьеса «Гроза» может использоваться в качестве аргумента при работе над выпускным школьным сочинением.

Поведение и поступки мещанина

Противоречивая личность Кулигина не даёт однозначно сделать выводы о его жизненной позиции. Будучи одиноким в своих намерениях идти против системы, он с ошеломительной скоростью генерирует новые идеи, что является его сильной стороной, недоступной остальному населению. Однако конкретных действий этому герою явно не хватает, что позволяет считать его отношение к жизни весьма пассивным:

Читайте также:
Характеристика персонажа: Варвара Кабанова: сочинение

  1. Кулигин убеждён, что в городке не найдётся людей, которые бы отзывались о нём плохо. Но достаточно лишь вспомнить высказывания Дикого в адрес самоучки-мастера. Знатный помещик ни во что не ставит механика и готов его морально уничтожить.
  2. Персонаж не стесняется раздавать советы окружающим даже тогда, когда об этом его не просят. В таких случаях он высказывается легко и непринуждённо, подчёркивая, что его слова — это скорее пожелания, а не призыв к действию. Рекомендации его обычно банальны, поэтому на искренние благодарности мастеру рассчитывать не приходится.
  3. Весь образ Кулигина пропитан ироничностью и сарказмом. К социальному неравенству он относится весьма спокойно, знатных лиц именует сударями, в чём прослеживается тонкая насмешка.
  4. Работая над громоотводом и солнечными часами, механик совершенно не нуждается в благодарности, его интересует только факт, что его труд принесёт пользу обществу. Ему хватает смелости спорить с Диким, защищая свои идеи. Даже угроза оказаться в полиции не заставляет его изменить своим жизненным принципам.
  5. Этот диалог описывает всю реальность общества тех времён: порядочный интеллигент незнатного происхождения не может в полной мере противостоять типичному купцу, занимающему высокое положение в обществе.

Примечательно, что именно от самоучки звучит оценка нравов, которые витают в городке, да и не только, наверное, в нём. Нравы эти названы жестокими.

Трудно не заметить сходства Кулигина с главной героиней произведения: их объединяет одухотворённое отношение к жизни, а также желание противостоять «мёртвому» пассивному обществу.

Стоит отметить, какую оценку личности Кулигина даёт критик С. З. Бураковский, чьё мнение высоко ценится в литературе: Если искать в драме протеста против злых элементов «тёмного царства», то его скорее мы найдём в личности Кулигина, который хотя и является одним воином в поле, тем не менее представляет собою силу, ибо этот человек руководится не одной лишь натурою, а всецело отдаётся идее, поглощающей в нём всё личное.

Образ Кулигина в пьесе Островского «Гроза»

Город Калинов в пьесе Островского «Гроза» — это город, отрицающий вмешательство в его жизнь нововведений, прогресса, любого, что противно размеренному неспешному течению времени в нем. Там все по-старому: младшее поколение боится старшего, жены покорны мужьям, главные развлечения — походы в церковь и на рынок с кем-то из сопровождающих старших. Здесь никогда не было машин, все или ругаются, либо боятся, здесь поют только ночами, потому что старшие этот признак воли не одобрят. И уж тем более, здесь никогда не захотят помочь человеку, который хочет изменить это.

Перемены неприемлемы, они вмешиваются в жизнь, которую дал благословенному городу Калинову сам Господь Бог. Большие города уже давно держит под контролем нечистый, ввергая в грех и предлагая свои дьявольские новшества. Именно такое отношение у всех жителей Калинова к науке и технике. Все, что непонятно — от дьявола, все, что бросает вызов спокойному существованию — нужно уничтожить или просто не дать ходу.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Кулигину не повезло родиться здесь. Он даровитый изобретатель, как говорят, «от Бога», причём не корыстен, готов работать задаром, лишь бы людям было хорошо, лишь бы показать, что можно жить лучше. Недаром его фамилия созвучна фамилии знаменитого русского механика — Кулибина, кстати, который тоже до конца не был понят, и многие его проекты так и не оказались реализованными, опередив время. Кулибин, по большей части, был вынужден создавать то, что тогда востребовано: автоматы, игрушки с секретом, фейерверки для больших приёмов. Кстати, Кулибин писал стихи, как и его литературный двойник.

Кулигин так же опередил время, что никак не сдвинется с места в этом маленьком волжском городке. Его желание помочь калиновцам натыкается на препятствие — он беден и вынужден просить на свои проекты финансовой помощи у богатых купцов, но к кому ни обратится — все прогоняют его. Зачем кому-то облегчать жизнь, платить за всеобщее благо? Дикой жалеет даже десяти рублей на громотводы, хотя он эти же десять рублей просто кому-то обманом не доплатил.

Кулигин хочет найти перпетуум мобиле, вечный двигатель, и продать изобретение за десять миллионов, чтобы стать независимым и помогать родному городу. Он желает быть нужным, желает помочь, изменить жизнь калиновцев к лучшему, но его творения не нужны, как и сам он. Кто такие калиновцы в своей основной массе? Верующие, живущие по домостроевским правилам люди, жизнь которых состоит из обмана в торговле, третирования домашних, походов в церковь и на рынок. Никто не изъявляет желания изменить существующий порядок вещей.

Кулигин, учёный-самоучка — единственный человек в городе Калинове, который хочет перемен. Он все видит и все понимает. Каким-то образом он не вписывается в общее течение жизни Калинова — он поёт песни днём, глядя на любимую Волгу, и его душа полностью осознает красоту природы, живописного места, в котором он живёт. Но, однако, его судьба в том, чтобы бороться с хорошо отлаженным механизмом купеческой калиновской жизни — и постоянно быть осмеянным и отвергнутым. Он давно смирился с упрёками и руганью, но изо дня в день, встретив возможного мецената, терпеливо объясняет ценность предлагаемых новшеств.

Читайте также:
События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза»: сочинение

Он — вечный проситель, и его терпение — это своего рода протест против нынешней жизни. Видимо, он придерживается мнения, что «капля камень долбит», и изо дня в день, не разочаровываясь от очередной неудачи, обращается к купцам, опять и опять объясняя достоинства нового изобретения.

Он оптимист, и верит, что когда-нибудь наступит час; Дикой, может быть, встанет с той самой ноги, его первое изобретение увидит свет, и все пойдёт, как по накатанной.

Он очень умён, все замечает и все понимает. Возможно, он один, кто полностью понял и оправдал поступок Катерины. Он уверен, что судить её может только Бог, никак не Кабаниха, Дикой и прочие. Кулигин советовал Тихону простить Катерину, но Катерина решила все сама — и покончила с собой.

Катерина не знает, его хочет, поиски этого привели её к Борису, а потом и толкнули с обрыва. Кулигин, в отличие от нее, знает, что выхода нет. Только одно редкостное терпение, везение и удача. Однако, он патриот. Он мог бы найти благодетеля в большом городе, и там бы точно был востребован — и понимает это. Но он не уезжает. Отдушиной для него является любование родными местами, он дышит свежим воздухом с Волги и ждёт перемен, которые чувствует с приближением грозы.

Может быть, на его веку в Калинове и произойдут перемены. Он ждёт. И он единственный имеет моральное право осудить тех, кто порицает Катерину. Эта драма — не одна лишь драма изменницы, порешившей себя со стыда. Это драма всех думающих людей того времени, желание которых изменить мир вокруг себя привело их к печальным последствиям.

Может быть, Кулигин и дождётся своего счастливого дня и сумеет изменить жизнь калиновцев к лучшему. Но пьеса заканчивается смертью Катерины, попытавшейся изменить свою жизнь. Возможно, Островский даёт понять, что нужно много терпения — прогресс придёт даже в Калинов. И тогда Кулигин победит. Он слишком долгое время безуспешно сражался с невежеством и жадностью, чтобы упустить свой шанс. Но Островский даёт только намёк на это. И нам остаётся только предполагать.

Автор нам показывает: самоубийство — выход только для Катерины. А он для каждого должен быть свой. И для Кулигина выход — терпеть и ждать.

Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций

Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе «Гроза» писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность «Домостроя», пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения «старого», угнетающего, и «молодого», безгласного.

Главная мысль «Грозы» заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют «жестокие нравы», где царит «Домострой», где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза – это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.

Итак, название «Гроза» подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.

Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в «темном царстве» появился «луч света» — Катерина – женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, з городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все «постыло». Она— первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над «старым» миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.

Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то «темному царству» действительно осталось существовать недолго.

Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.

Читайте также:
Проблема народного характера в драме Гроза Островского: сочинение

Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что «смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами. » В конце концов, религиозность, боязнь возмез – • дня за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль – лишь бы все «шито д% крыто было». Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все «постыло», она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.

Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.

Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

В основу пьесы А. Н. Островского «Гроза» положен конфликт «темного царства» и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза — это символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.

В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых и «старших». «Темное царство» — это зловещая среда бессердечности и тупого, рабского преклонения перед старыми порядками. Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, представленные Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая, пусть и бессознательно, искренностью и цельностью своей натуры этому миру враждебна.

Детство и юность Катерины прошли в купеческой среде, но дома ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Как она сама говорит, «. жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле».

Отданная замуж за Тихона, она очутилась в зловещей среде бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых, давно прогнивших порядков, за которые так жадно хватаются «самодуры русской жизни». Кабанова тщетно пытается внушить Катерине свои деспотические законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнител

Кабанова и из Катерины намеревалась слепить нечто подобное тому, во что превратила она свое чадо. Но мы видим, что для молодой женщины, очутившейся в доме свекрови, такая участь исключается. Диалоги с Кабанихой

Показывают, что «натура Катерины не примет низменных чувств». В доме мужа ее окружает атмосфера жестокости, унижения, подозрительности. Она пытается отстаивать свое право на уважение, не хочет никому угождать, хочет любить и быть любимой. Катерина одинока, ей не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности распознать внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется единственным, кто решится увезти ее из «темного царства» в сказочный мир.

Катерина религиозна, но ее искренность в вере отличается от религиозности свекрови, для которой вера лишь орудие, позволяющее ей держать в страхе и повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, христианское песнопение как встречу с чем-то таинственным, прекрасным, уносящим ее далеко от мрачного мира Кабановых. Катерина, как человек верующий, старается не обращать особого внимания на поучения Кабановой. Но это до поры до времени. Терпению даже самого терпеливого человека всегда приходит конец. Катерина же «терпит до тех пор. пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». Для героини этим «требованием ее натуры» стало стремление к личной свободе. Жить, не прислушиваясь к глупым советам со стороны всяких кабановых и прочих, думать так, как думается, разбираться во всем самостоятельно, без всяких посторонних и никчемных увещеваний, — вот то, что для Катерины имеет наибольшую важность. Вот то, что она никому не позволит топтать. Ее личная свобода — это самая дорогая ценность. Даже жизнь Катерина ценит гораздо меньше.

Героиня поначалу смирилась, надеясь обнаружить хоть какое-то сочувствие, понимание со стороны окружающих. Но это оказалось невозможным. Даже сны Катерине стали сниться какие-то «грешные»; будто мчится она тройке резвых лошадей, упоенная счастьем, рядом с любимым человеком. Катерина протестует против соблазнительных видений, но человеческая природа отстояла свои права. В героине проснулась женщина. Желание любить и быть любимой нарастает с неумолимой силой. И это вполне естественное стремление. Ведь Катерине всего 16 лет — самый расцвет молодых, искренних чувств. Но она сомневается, размышляет, и все мысли ее таят в себе панический страх. Героиня ищет объяснение своим чувствам, в душе желает оправдаться перед мужем, пытается отторгнуть от себя смутные желания. Но действительность, реальное положение вещей вернули Катерину самой себе: «Перед кем я притворяюсь-то. »

Читайте также:
Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

Самая важная черта характера Катерины — честность перед собой, мужем и другими людьми; нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена, когда Катерина признается мужу в измене.Ее самая большая ценность — свобода души. Катерина, привыкшая жить, по ее признанию в разговоре с Варварой, «точно птичка на воле», тяготится тем, что в доме Кабановой все исходит «будто из-под неволи!». А раньше было иначе. День начинался и кончался молитвой, а остальное время занимали прогулки по саду. Ее молодость овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, золотые храмы, райские сады — может ли все это сниться обыкновенному земному грешнику? А Катерине снились именно такие загадочные сны. Это свидетельствует о незаурядности натуры героини. Нежелание принять мораль «темного царства», способность сохранить чистоту своей души — свидетельство силы и цельности характера героини. Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

С таким характером не могла Катерина после измены Тихону оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и нравоучения Кабанихи, потерять свободу. Ей трудно находиться там, где ее не понимают и унижают. Перед смертью она говорит: «Что домой, что в могилу — все равно. В могиле лучше. » Она действует по первому зову сердца, по первому душевному порыву. И в этом, выходит, ее беда. Такие люди не приспособлены к жизненным реалиям, и все время чувствуют, что они лишние. Их духовная и моральная сила, которая способна противостоять и бороться, никогда не иссякнет. Добролюбов справедливо отметил, что «самый сильный протест бывает тот, который поднимается. из груди самых слабых и терпеливых».

И Катерина, сама того не сознавая, бросила вызов самодурной силе: правда, он привел ее к трагическим последствиям. Героиня погибает, отстаивая независимость своего мира. Она не хочет становиться обманщицей и притворщицей. Любовь к Борису лишает характер Катерины цельности. Она изменяет не мужу, а себе самой, поэтому ее суд над собой так жесток. Но, умирая, героиня спасает свою душу и обретает желанную свободу.

Смерть Катерины в финале пьесы закономерна — для нее нет иного выхода. Она не может присоединиться к тем, кто исповедует принципы «темного царства», стать одним из его представителей, так как это означало бы уничтожить в себе, в собственной душе все самое светлое и чистое; не может смириться с положением зависимой, примкнуть к «жертвам» «темного царства» — жить по принципу «лишь бы все шито да крыто было». С такой жизнью Катерина решает расстаться. «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!» — говорит Кулигин Кабановой после трагической гибели героини, подчеркивая, что Катерина обрела желанную, выстраданную свободу.

Таким образом А. Н. Островский показал протест ханжеству, лжи, пошлости и лицемерию окружающего мира. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом.

Сочинение: Островский а. н. – Смысл названия пьесы а. н. островского гроза

С появлением А. Н. Островского в русской литературе изменилось многое, а основные перемены произошли в драматургии: писатель открыл новый конфликт в русской жизни, новую среду – купечество, которая принесла своих героев и новый смысл пьес, следовательно, принципиально новые названия произведений. Эти изменения хорошо заметны в пьесе А. Н. Островского “Гроза”.
Почему автор именно так назвал свою драму? Ведь речь в ней идет вовсе не о природном явлении.
На этот вопрос можно ответить, рассмотрев саму пьесу, конфликт в ней. Главная героиня “Грозы”, Катерина, живет в городе Калинове, на берегу Волги, где царит патриархальный уклад, где всем правят купцы-самодуры: Дикой, Кабаниха и им подобные. Обитатели Калинова живут в особом состоянии мира – кризисном, катастрофическом. Рушится фундамент, поддерживающий старый порядок, и с ним устоявшийся быт.
Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Внешне все по-прежнему спокойно, но кризис еще впереди. Беззаботность людей лишь усиливает напряженность, царящую в природе и жизни. На Калинов движется гроза.
В начале пьесы мы знакомимся с некоторыми обитателями Калинова и с главной героиней, которая живет в семье Кабанихи и страдает от гнета, “неволи” патриархального мира, от унижения и давления со стороны матери семейства – купчихи. Гроза наступает не только на город, в душе Катерины тоже чувствуется ее приближение. Героиня находится в смятении, понимая, что любит не мужа, а другого человека, Бориса, и мучается: долг перед супругом заставляет ее страдать и разрываться в выборе. Она осознает, что совершит грех, если пойдет на встречу с Борисом, и наказание за этот грех придет рано или поздно. Но Катерина решается на свидание с возлюбленным, гуляет десять дней, не думая ни о чем, и приходит в себя из-за неожиданного приезда мужа. Она начинает раскаиваться в содеянном, ее одолевают страх грядущего наказания и муки совести. Героиня чувствует приближение грозы и чего-то ужасного: “Как. не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет. со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали. ”
Обстановка в пьесе накаляется из-за переживаний Катерины, из-за ощущения чего-то неизбежного. Тучи сгущаются все больше, уже слышны раскаты грома. Героиня не выдерживает напряжения и страданий, она не может больше жить во лжи и в разгар стихийного бедствия (грозы) прилюдно признается во всем Кабанихе и мужу. Негодование окружающих подобно грозе.
Катерина не может жить дальше, ей опостылели муж, мир, семья. Она лишняя здесь, потому что никто не понимает ее, в этом обществе нет места любви. Борис боится вырваться и увезти возлюбленную из “темного царства”, так как сам находится под его властью. Катерина решается покончить жизнь самоубийством: для нее в могиле лучше, чем дома.
Таким образом, общество (калиновцы) своим “благочестивым” и “праведным” судом обрекает героиню на смерть, потому что она нарушила привычные устои. Жители Калинова не хотят замечать приближающийся крах патриархального мира, его распад. Он обречен на разрушение, так как канули в прошлое реальные цели и ценности, составлявшие его основу.
А. Н. Островский вовремя заметил обреченность патриархального мира и решил показать это читателю в своей пьесе. Он изобразил постепенное разрушение старых, привычных устоев как грозу, медленно приближающуюся и разгорающуюся в полную силу. Она сметает все на своем пути. Гроза олицетворяет перемены в жизни и обществе, именно поэтому название произведения многозначно и символично. Слово “гроза” – ключевое для пьесы.

Читайте также:
Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства: сочинение

“Гроза” – одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. И не случайно Островский избрал именно такое название для своей пьесы.
В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза- это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.
В центре пьесы – конфликт представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня – Катерина – не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “. Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из затхлой атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным, так сказать, “на весь год отгуляться”. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, – говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.
Единственный, кто не стал бояться грозы, – так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой. У вас все гроза. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? В обществе тоже не все спокойно – назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель.
Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на душе – грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины.
Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина – замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем. Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. А любил ли Борис Катерину на самом деле? Скорее всего, нет. Очевидно, это было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертчо-вать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является плоть от плоти кали-новского мира, он взят этим городом в плен.
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе в середине и второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в лрироде после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

Читайте также:
Сказка Островского Снегурочка: сочинение

Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе “Гроза” писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность “Домостроя”, пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения “старого”, угнетающего, и “молодого”, безгласного.
Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.
Название “Гроза” можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза – это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.
Итак, название “Гроза” подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.
Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в “темном царстве” появился “луч света” – Катерина – женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, з городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все “постыло”. Она- первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над “старым” миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.
Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то “темному царству” действительно осталось существовать недолго.
Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.
Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что “смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами. ” В конце концов, религиозность, боязнь возмез- • дня за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль – лишь бы все “шито д% крыто было”. Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все “постыло”, она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.
Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.
Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

Читайте также:
Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым: сочинение

Смысл названия пьесы «Гроза»

Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо даёт читателю хоть немного понять, о чём будет идти речь. Это не касается текстов конца XX и начала XXI века, но зато это положение в полной мере можно применить к текстам эпохи реализма. Например, в «Бедных людях» Ф. Достоевского действительно рассказывается о бедных людях, а в «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого показаны именно эти этапы жизни человека. То же самое можно сказать и по отношению к пьесам. Одна из драм Островского, о которой пойдёт речь, была написана в 1859 году, во время острых социальных противоречий. Смысл названия пьесы «Гроза» не сводится лишь к характеристике природного явления.

Для того чтобы наиболее точно ответить на вопрос, почему Островский назвал драму «Гроза», нужно детальнее рассмотреть этот образ.

Как известно, сентименталисты ввели в литературу образ природы, передавая с помощью пейзажа чувства и эмоции героев. Гром и молния в пьесе Островского выполняют те же функции. Изначально автор описывает предгрозовое время. Это касается не только погоды (некоторые персонажи замечают, что вскоре может начаться дождь), но и общественной ситуации. Перед грозой обычно бывает очень душно – точно так же и в городе Калинове. Людям, которым не нравятся ложь и лицемерие, невозможно дышать в такой среде. Разговоры о деньгах, пьянство и осуждение концентрируются до такой степени, что катастрофа становится неизбежной. Чтобы такое положение дел изменилось, нужен был толчок, удар, катализатор, которым и выступает в тексте пьесы гром с грозой.

Гроза является одним из основных действующих лиц в четвёртом действии, а именно в сцене прогулки по набережной. Кулигин обращает внимание на собирающийся дождь, восхищаясь силой природы. Он думает о том, что громоотвод был бы полезен всем жителям города, но его идеи не разделяет Дикой. В действии №4 неоднократно повторяются авторские ремарки о том, что слышен удар грома. Эти звуки становятся аудиальным оформлением кульминационной сцены, увеличивая смысловую нагрузку и усиливая остроту разворачивающейся трагедии. Именно гроза пугает Катерину, делает её нервной и слабой. Девушка, слыша раскаты грома, признаётся в измене своему мужу и Кабанихе, а уже со следующим ударом молнии падает без чувств.

Как уже было обозначено ранее, смыслов заглавия пьесы «Гроза» несколько. Есть ещё один аспект, который нужно рассмотреть более подробно. Гроза предстаёт перед читателем не только как проявление стихии, а и как отдельный персонаж. Гроза представляется роком, которой навис над всеми героями. Неслучайно Тихон перед отъездом говорит, что над ним «грозы не будет две недели». Под словом «гроза» Кабанов подразумевает всю ту нездоровую атмосферу, которая царит в их семье. В основном это касается нравоучений Марфы Игнатьевны, ведь целых две недели мать не будет лезть в жизнь сына.
Кулигин, например, не боится грозы. Наоборот, он призывает жителей опомниться от беспричинного беспокойства: «убивает не гроза!… убивает благодать!». Пожалуй, Кулигин единственный персонаж, у которого нет внутреннего ощущения грозы. Нет предчувствия надвигающегося несчастья. Дикой считает, будто «гроза посылается в наказание».

Ещё одним из смыслов названия драмы «Гроза» можно назвать сюжетообразующий фактор. Гроза становится толчком к развязке конфликта. Как внутреннего противоречия главной героини, так и конфликта между представителями «тёмного царства» и образованными людьми XIX века. Катерина испугалась слов полоумной Барыни о красоте, которая непременно ведёт в омут, но только после раздавшегося удара грома Катерина признаётся в измене.

Отношения между Борисом и Катей также можно сравнить с грозой. В них много решительного, страстного, стихийного. Но, как и гроза, эти отношения не продлились бы долго.
Итак, какой же заложен смысл в название пьесы «Гроза» Островского? Гроза предстаёт как природное явление, обрамляя произведение аудиальной рамкой; как отдельный образ; как символ рока и наказания; как некое обобщённое отображение той общественной катастрофы, которая нависла над Россией XIX века.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: