Образы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»: сочинение

Сочинение Система образов в пьесе Гроза Островского

Система образов в «Грозе» достаточно необычная, нетривиальная. Как правило, каждый герой имеет свое предназначение, принадлежит к определенному социальному слою. Допустим, Дикой. Можно сказать, это «хозяин жизни». Все вокруг стремятся его не беспокоить, не сердить – дескать, в гневе он страшен. Конечно же, это не может быть плюсом. Сама по себе агрессивность и вспыльчивость человека – это минус, а не плюс.

Но есть и люди, которые Дикого не боятся. Допустим, Кудряш. Он открыто говорит, что прогибаться не будет — мало того, если что, и ответить может. Сам Дикой постоянно зол, потому, что ему все время не хватает собственных полномочий. Можно сказать, он жаждет большего, стремится все выше и выше вознести свой статус.

Дикой самодур. Но, лишь внешне. На самом деле, это неуверенный в себе, несчастный человек. Который считает, что сила и власть сделают его лучше других.

А вот Кабаниха – типичный образец домостроя, который уже давно отжил свое. Но такие люди, как она, не желают этого признавать, живут в соответствии со старым укладом. Она третирует молодых, по ее убеждениям, для их же блага. Но сама не понимает, что этим ничуть не помогает, а напротив, портит людям жизнь. Хотя, кто знает – возможно, ею движет типичное чувство немолодого человека, который верит, что пока к его наставлениям кто-то прислушивается, значит, он нужен детям, и ему есть место в этом мире.

Что же касается старых порядков, Кабанова уж слишком обеспокоена их беспрекословным выполнением. Более, чем на половину важных для нее вещей можно спокойно махнуть рукой – и никто не пострадает. Кабаниха давно смирилась с самодурством, а вот с тем, что не является истиной в последней инстанции – смириться не может.

Борис – это образ, находящийся в отдалении ото всех. Он двойственен. С одной стороны, образован и интеллигентен, с другой подл и двуличен. Возможно, он введен в творение потому, чтобы показать читателю, что идеальных людей не бывает, у каждого есть некая «слабина».

В двойственности с ним схож Тихон. С одной стороны, это глас маменьки. С другой, недалекий, беспомощный человек. Он очень любит Катерину, но не может ослушаться Кабаниху, боится ее. Так и живет, губимый своими комплексами и отсутствием силы воли. Тем не менее, в диалогах он жалуется, что маменька житься не дает супруге и что ему ее жалко.

Антипод Тихона — Варвара. Уж она-то за словом в карман не полезет! Тем не менее, жизнь с Кабанихой наложила свой отпечаток. У девушки неправильные ценности. Но также она умеет приспосабливаться. К жесткости матери, к ничтожеству брата, к собственным недостаткам. Однако у нее есть желание перемен и сила воли. Она чем-то схожа с Кудряшом, только он сильнее, настойчивее, проницательнее.

Что же касается Кулигина – это типичный «русский гений», светило, что остается не в полной мере признанным.

Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате… автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым “темным царством”. Название — ключ к пониманию произведения. Образ грозы прежде всего ассоциируется с общим состоянием мира. Старые устои общества уже изжили себя, и становится актуальной проблема нравственного и исторического обновления. Также гроза символизирует конфликт. Центральным в произведении становится социальный внешний конфликт, который реализуется с помощью образов жителей города. Калинов представлен самодурами (угнетающими) и угнетенными. Рассмотрим образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Она живет по законам Домостроя и патриархального мира. Для нее важно соблюдение обрядовости жизни, только это может сохранить порядок в доме. (Но так как “Гроза” — произведение критического реализма, для него характерна социальная и психологическая типизация. Следовательно, дом олицетворяет город Калинов, а значит, и Россию в целом.) На страхе разрушения устоев, порядков основана и жестокость Кабанихи, зачастую доходящая до античеловечности. Например, Марфа Игнатьевна настаивает на том, чтобы Тихон бил Катерину (чтобы знала, кого уважать), и торжествует по поводу ее смерти, обвиняя в разрушении порядка. Также яркими чертами Кабанихи становятся деспотизм и властолюбие. “Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то?” Под влиянием свекрови, общества, жизнь которого основана на страхе и лжи (ведь сама Варвара говорит, что на лжи “…весь дом держится…”), Катерина должна была стать типичным его представителем. Но Катерина становится достойным противником Кабанихи. Катерина тоже сильная личность. Она так же, как и Марфа Игнатьевна, считает, что нет ничего, что могло бы искупить грех. Но от уродливой жизненной логики Кабанихи Катерину спасает способность видеть красоту и искренняя вера в Бога. Ей чужды ценности “темного царства”. Это частично становится основой внешнего конфликта, который представлен в произведении с помощью психологических пар. Его главная особенность в том, что мировоззрение людей разрушает жизнь друг друга. Например, так произошло в семье Кабановых. Кабаниха предстает сложной личностью. Несмотря на свою внешнюю жесткость по отношению к близким, она искренне любит своих детей и не понимает, что ломает их жизнь. Варвара, дочь Марфы Игнатьевны, постоянно изворачивается, лжет, даже перед Богом (например, когда ворует ключ, который мать держала за образом). Для нее практически не существует ничего святого, потому она уходит из семьи. Тихон — загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам “темного царства”. Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении. Прежде всего, рассмотрим образ Катерины. Желание истинной чистой любви выше доводов разума. Но Катерина осознает греховность желания, и это становится тяжким гнетом для ее души. Согрешив, Катерина более не обращается за помощью к Богу, но и жить с мыслью о грехе не может, и, соответственно, счастья с Борисом никогда не достигнет. Из-за излишней впечатлительности Катерине видятся недобрые предзнаменования и в изображении геенны огненной, и в словах полусумасшедшей старухи: “…красота… в омут ведет…” и “…все в аду гореть будем…” В результате на вопрос “куда теперь?” Катерине видится только один ответ: “В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо… Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех!” Но, кроме Катерины, внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Он говорит: “…я ее вытащу, а то так и сам… что мне без нее!” Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: “Вы ее погубили!” Так как пьеса “Гроза” произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.

Читайте также:
Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского Гроза: сочинение

«Система персонажей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»»

Действие пьесы «Гроза» А. Н. Островского открывается образом Кулигина, фамилия прозрачно намекает на реально существовавшего человека — Кулибина, механика- самоучку.

Кулигин — натура поэтическая, мечтательная. Неслучайно он появляется, распевая народную песню «Среди долина ровныя». Из всех персонажей «Грозы» только он и Катерина способны видеть и чувствовать красоту природы. Кулигин говорит Кудряшу: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день на Волгу гляжу и все наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

Кулигин осознает, насколько жестокие порядки царят в Калинове, дает меткие характеристики «хозяевам» Калинова, с осуждением говорит об их непорядочности, жадности: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба».

Этот человек располагает к себе, он начитанный, наблюдательный.

Кулигин — единственный, кто понимает Катерину, способен оценить ее духовную красоту: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Настоящими хозяевами города являются купцы Дикой и Кабаниха.

Дикой — грубый и страшный человек. Он держит в страхе всех: домочадцы прячутся от его гнева на чердаке, тетка умоляет с утра домочадцев «не рассердить» грозного хозяина. С мужиками, которые на него работают, Дикой обращается, как со скотом, без малейшего смущения заявляет: «Захочу- помилую, захочу -раздавлю».Никто из мужиков, считает Дикой, не смеет даже заикнуться о жалованье. Смысл жизни Дикого — приобретение денег. Я думаю, ради них он бы пошел на убийство человека…

Под стать Дикому Кабанова. Купчиха полностью подчинила себе сына Тихона. Живет Кабаниха, согласуясь с теми нравами, обычаями, которые давно устарели. По мнению этой женщины, отношения в семье должны строиться на чувстве страха. Младшие члены семьи обязаны подчиняться старшим, пусть даже они не правы. Жена, полагает Кабаниха, есть рабыня своего супруга, его собственность. Какой смысл вкладывает купчиха в понятие «уважать»? Уважать — значит подчиняться, трепетать… Когда Катерина провожает мужа в поездку, свекровь заставляет ее выть. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил жену.

У Кабанихи двое детей. Дочь зовут Варвара. Она еще не замужем. Варвара, не желая подчиняться матери, жить в тюрьме с красивым названием «родной очаг», убегает из дома. Благодаря матери, Варвара выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «Можно делать все, что угодно, лишь бы все шито- крыто было».

Тихон, сын Кабанихи, — слабое, безвольное существо. Слабохарактерным его сделала мать. Он подчиняется ей во всем, всегда. «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг», — робко говорит он матери. Тихон никогда не ропщет, не протестует. И все-таки он жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» В этих словах — боль за свое унизительное положение и в то же время — осознание неспособности как-то изменить свою жизнь, выйти из материнского подчинения… Он так и будет «мучиться»…

Борис, племянник Дикого, жертва темного царства. Он вынужден подчиняться своему дяде, так как материально от него зависит. Ради денег он терпит унижения, оскорбления.

Конечно, самый яркий, запоминающийся образ пьесы — Катерина. В родительском доме она жила «как птичка», ее холили, лелеяли, Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, где брань, грубость — обычные явления. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью… Ее сожаления по поводу того, что человек не летает так, как птицы, объясняются тем, что ей тяжело в этом доме-тюрьме…

Катерина — нравственно чистая женщина. Именно поэтому пробудившееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для неё, замужней женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Она всей душой хочет быть чистой, безупречной. Мне кажется, в том, что её потянуло к Борису, в какой-то степени виновата свекровь. Если бы ей было хорошо в доме мужа, если бы она ощущала поддержку мужа, доброе отношение свекрови, она бы не совершила этот грех.

Я считаю, что Катерина погибает, потому что не может примирить свою совесть с любовью не к мужу, а к другому человеку. Кроме того, она не может и не хочет жить в «тюрьме». Остаться жить для Катерины — отказаться от человеческого достоинства.

Читайте также:
Дикой и Кабаниха: сочинение

Система персонажей в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Действие пьесы «Гроза» А.Н.Островского открывается образом Кулигина, фамилия прозрачно намекает на реально существовавшего человека – Кулибина, механика- самоучку.

Кулигин – натура поэтическая, мечтательная. Неслучайно он появляется, распевая народную песню «Среди долина ровныя». Из всех персонажей «Грозы» только он и Катерина способны видеть и чувствовать красоту природы. Кулигин говорит Кудряшу: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день на Волгу гляжу и все наглядеться не могу!…Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

Кулигин осознает, насколько жестокие порядки царят в Калинове, дает меткие характеристики «хозяевам» Калинова, с осуждением говорит об их непорядочности, жадности: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба».

Этот человек располагает к себе, он начитанный, наблюдательный.

Кулигин – единственный, кто понимает Катерину, способен оценить ее духовную красоту: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Настоящими хозяевами города являются купцы Дикой и Кабаниха.

Дикой – грубый и страшный человек. Он держит в страхе всех: домочадцы прячутся от его гнева на чердаке, тетка умоляет с утра домочадцев «не рассердить» грозного хозяина. С мужиками, которые на него работают, Дикой обращается, как со скотом, без малейшего смущения заявляет: «Захочу- помилую, захочу –раздавлю».Никто из мужиков, считает Дикой, не смеет даже заикнуться о жалованье. Смысл жизни Дикого – приобретение денег. Я думаю, ради них он бы пошел на убийство человека…

Под стать Дикому Кабанова. Купчиха полностью подчинила себе сына Тихона. Живет Кабаниха, согласуясь с теми нравами, обычаями, которые давно устарели. По мнению этой женщины, отношения в семье должны строиться на чувстве страха. Младшие члены семьи обязаны подчиняться старшим, пусть даже они не правы. Жена, полагает Кабаниха, есть рабыня своего супруга, его собственность. Какой смысл вкладывает купчиха в понятие «уважать»? Уважать – значит подчиняться, трепетать… Когда Катерина провожает мужа в поездку, свекровь заставляет ее выть. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил жену.

У Кабанихи двое детей. Дочь зовут Варвара. Она еще не замужем. Варвара, не желая подчиняться матери, жить в тюрьме с красивым названием «родной очаг», убегает из дома. Благодаря матери, Варвара выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «Можно делать все, что угодно, лишь бы все шито- крыто было».

Тихон, сын Кабанихи, — слабое, безвольное существо. Слабохарактерным его сделала мать. Он подчиняется ей во всем, всегда. «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»,- робко говорит он матери. Тихон никогда не ропщет, не протестует. И все- таки он жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» В этих словах – боль за свое унизительное положение и в то же время — осознание неспособности как-то изменить свою жизнь, выйти из материнского подчинения…Он так и будет «мучиться»…

Борис, племянник Дикого, жертва темного царства. Он вынужден подчиняться своему дяде, так как материально от него зависит. Ради денег он терпит унижения, оскорбления.

Конечно, самый яркий, запоминающийся образ пьесы — Катерина. В родительском доме она жила «как птичка», ее холили, лелеяли, Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, где брань, грубость – обычные явления. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью… Ее сожаления по поводу того, что человек не летает так, как птицы, объясняются тем, что ей тяжело в этом доме-тюрьме…

Катерина – нравственно чистая женщина. Именно поэтому пробудившееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для неё, замужней женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Она всей душой хочет быть чистой, безупречной. Мне кажется, в том, что её потянуло к Борису, в какой-то степени виновата свекровь. Если бы ей было хорошо в доме мужа, если бы она ощущала поддержку мужа, доброе отношение свекрови, она бы не совершила этот грех.

Я считаю, что Катерина погибает, потому что не может примирить свою совесть с любовью не к мужу, а к другому человеку. Кроме того, она не может и не хочет жить в «тюрьме». Остаться жить для Катерины – отказаться от человеческого достоинства.

Кто главные герои пьесы Гроза Островского

Пьеса Островского была написана в преддверии социальных реформ в Российской империи. На главных героев «Грозы» автором была возложена непростая задача – открыть миру правду об истинных моральных ценностях купеческого сословия того времени. Это остросоциальная драма, в которой характеры центральных и второстепенных действующих лиц были подобраны писателем невероятно точно.

  1. Краткая характеристика персонажей Грозы
  2. Подробная характеристика героев «Гроза»
  3. Самые запоминающиеся персонажи пьесы Островского

Краткая характеристика персонажей Грозы

  • Катерина – молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.
  • Борис – молодой человек, «порядочно образованный», приехал к своему дяде, Савелу Прокофьевичу Дикому. Влюблён в Катерину.
  • Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова) – богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.
  • Тихон Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.
  • Варвара – дочь Кабанихи. Своевольная девушка, которая поступает по-своему, лишь бы шито-крыто было.
  • Кудряш – возлюбленный Варвары.
  • Дикой Савел Прокофьевич – купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек, самодур.
  • Кулигин – мещанин, одержимый идеями прогресса.
  • Барыня – полусумасшедшая.
  • Феклуша – странница.
  • Глаша – служанка Кабановых.

Подробная характеристика героев «Гроза»

Главные герои:

  1. Кабаниха. Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует все семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно придерживается их списка. По ее глубокому убеждению весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на тирании. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – своих подчиненных. Это типичный образчик закостеневшего патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве.
  2. Тихон Кабанов. Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под полным влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то, что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство. В обществе этих людей разврат, чревоугодие и пьянство являются своеобразными привилегиями.
  3. Катерина. Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын окажется под ее влиянием. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, о чем впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством.
Читайте также:
Путешествие по России Островского: сочинение

Второстепенные персонажи:

  1. Варвара. Дочь Кабанихи и полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, она все же остается смелым и свободным человеком. Кабаниха не является для нее авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печется о нравственности, и не переживает по поводу рассказов и сплетен окружающих.
  2. Кудряш. Дружок Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, развязностью, хамством. Это честолюбивый молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. Повесть его незамысловатой жизни мало чем отличается от большинства жителей провинциального городка.
  3. Кулигин. Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чье имя вызывает лишь положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться.
  4. Савел Прокофьевич Дикой. Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей.
  5. Борис. Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создает впечатление справедливого и честного юноши, однако на поверку оказывается насквозь прогнившим пошлым лицемером. Не оправдав надежд влюбленной в него Катерины не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве.
  6. Феклуша. Приживалка Кабанихи, способная с завидной легкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу ее привычному обывательскому мирку, в котором нет места культуре, образованию, вежливости.
  7. Глаша. Девка в доме Кабанихи, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Ей гораздо проще жить в своем ограниченном мире, где автомобиль называют «огненным змием», нежели впитывать в себя новые знания.

В «Грозе» герои представлены таким образом, чтобы наиболее ярко показать противостояние патриархальных устоев и прогресса. Приведенную таблицу с кратким описанием характеристик героев можно использовать при написании сочинений или детальном анализе произведения.

Самые запоминающиеся персонажи пьесы Островского

Александр Николаевич Островский – основоположник русского национального театра. В 1855–1860м годах писатель сближается с революционно-демократическим лагерем. Именно в этот период, в 1859 году, вдохновленный путешествием по Волге, Островский пишет пьесу-драму «Гроза».

В своем произведении автор затрагивает проблему отношений разных поколений, поднимает тему семейных ценностей и традиций. Весь текст построен на контрасте: от описания характеров действующих лиц до обрисовки окружающей обстановки и природы.

Действие произведения происходит в купеческом городе Калинов. Всех героев «Грозы» можно разделить на «жертв» и «господ». К первым относятся Катерина, Борис Григорьевич, Тихон Кабанов и Глаша. Ко второму типу граждан принадлежали Кабанова, Шапкин, Дикой, Феклуша, Варвара, Кудряш, Кулигин. Главные роли в произведении отводятся Катерине, Борису, Кабанихе и Тихону Кабанову.

Образ Катерины поражает читателя необыкновенной своеобразностью характера. Это становится ясно из простодушного рассказа девушки о собственном поступке. Она, замужняя женщина, с покладистым нравом, ничего, кроме жалости, не испытывает к своему супругу – Тихону.

Но Катерина вовсе не принадлежит к буйным и активным личностям. Напротив, ее характер любящий, по преимуществу созидающий, а порой и идеальный. Это непосредственная, живая героиня, все действия совершает по впечатлению натуры, без отчетливого сознания.

Борис Григорьевич – это человек, который, по воле случая, стал жертвой Калинова – «темного царства». Его юность была наполнена прекрасными событиями, но один случай изменил всю его дальнейшую судьбу. В прошлом он ни в чем не нуждался. Да, первое время он жалел о том, что больше не узнает радости и счастья в этих «провинциальных трущобах».

Все меняет неожиданная любовь. Чувства к Катерине стали взаимными. Но Борис перекладывает всю ответственность свиданий на девушку, тем самым показывая свою трусость. Некоторые его поступки нельзя счесть мужскими. Возможно, именно этого человека, можно винить в трагическом окончании произведения.

Тихон же, муж Катерины, был мягким и безвольным. Он находился под сильным влиянием матери Кабанихи. Его слабый характер стал причиной разлада в семье. Ведь он не мог дать отпор своей волевой и своенравной матери. Его мучило ухудшение отношений с женой, но, к сожалению, он нашел всего лишь одно решение проблемы – пьянство. Именно из-за Кабанихи брак Катерины и Тихона дал трещину.

Читайте также:
Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии Островского: сочинение

Вывод:

Самым сильным персонажем можно считать Катерину. Да, она устала от постоянных упреков и слежки своей свекрови – Кабанихи. Она не могла куда-то уехать, уйти от мужа – это не соответствовало ее представлениям о семье.

Девушка посчитала, что лучше будет умереть, чем жить так: не имея свободы и личного мнения. Из всех образов, Катерина является самым положительным героем произведения.

Читайте также: Бестактность – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.

Пьеса Островского имеет остросоциальный характер. Автор стремился показать купеческое сословие того времени во все его «красе». Каждый персонаж пьесы имеет свое предназначение и несет определенную мысль.

«Гроза» (А. Н. Островский) — характеристики героев

Драма «Гроза» была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году. В ней рассказывается о трагедии молодой женщины, открывшей для себя романтическое представление о любви и не желающей лгать мужу.

Главная героиня

Катерина

Катерина — молодая женщина, чувствительная, мечтательная. В своей родной семье она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». А в семье мужа Катерина чувствует себя, как в клетке. Она вышла замуж не по любви, так как тогда ещё не понимала этого чувства. Когда в ней проснулось желание найти родственную душу, она убеждала себя, что любит мужа. Тихон, хотя и любил Катерину, но он — забитый человек, покорный матери даже в своих отношениях к жене.

Полюбив Бориса, Катерина встречалась с ним, когда муж был в отъезде. А после возвращения Тихона, Катерина признаётся ему и свекрови в том, что грешна перед Богом и перед ними. Автор показал в своей пьесе трагедию чувствительной, правдивой женщины, потерявшей возможность общаться с любимым и не желающей жить с нелюбимым мужем и ворчливой свекровью.

Подробная характеристика Катерины здесь.

Другие персонажи

Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха)

Кабаниха — вдова, богатая купчиха. Эта властная, ворчливая женщина — приверженка старых семейных традиций. По её мнению, у мужчины должен быть крутой нрав, он должен относиться к жене не всегда ласково. Она считает, что на жену нужно иногда прикрикнуть, пригрозить, а то и побить, а та должна терпеливо это сносить и бояться мужа. Интересно, что у самой Кабанихи сын и дочь совсем не такие: Тихон — тихий, безропотный, а Варвара — своевольная, непокорная.

Подробная характеристика Кабанихи здесь.

Тихон Кабанов

Тихон Кабанов — сын богатой купчихи Марфы Игнатьевны (Кабанихи). Это тихий, мягкотелый, спокойный молодой человек. На своё положение под началом властной матери смотрит как на унизительное. Он слишком забит и не пытается даже убедить мать, что он самостоятельный мужчина, не нуждающийся в постоянных замечаниях.

Тихон говорит, что любит жену, но, когда Кабаниха придирается к ней напрасно, он за Катерину не заступается да ещё упрекает, что мать его «поедом ест, проходу не даёт — всё за тебя».

Подробная характеристика Тихона Кабанова здесь.

Варвара

Варвара — дочь Кабанихи, сестра Тихона. Она является полной противоположностью своего бесхарактерного брата. Его Варвара не уважает, Катерину жалеет, когда ту понапрасну ругает Кабаниха. Варваре не нравится постоянное ворчание матери. Она поняла, что у них в доме всё держится на обмане и приспособилась к этому. По её мнению, «делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

Подробная характеристика Варвары здесь.

Дикой Савёл Прокофьевич

Дикой Савёл Прокофьевич — очень богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. Это типичный представитель «тёмного царства». Он ни дня не живёт без ругани, притесняет своих домашних, жена и дочери его запуганы. Работникам Дикой старается как можно дольше не платить и так ругает их, что некоторые уже и не настаивают на оплате. Савёл Проковьевич — настоящий самодур, грубый, эгоистичный, любящий издеваться над слабыми людьми.

Подробная характеристика Савёла Прокофьевича Дикого здесь.

Борис Григорьевич

Борис Григорьевич — племянник купца Дикого. Этот молодой человек недавно приехал из Москвы и сейчас работает у своего дяди. Его бабушка оставила завещание, в котором указывалось, что дядя, когда Борис и его сестра станут совершеннолетние, должен выплатить им часть средств, с условием — если они будут почтительны к нему. Борис понимает, что Дикой не даст им ничего из бабушкиного наследства, но всё равно живёт у него и терпит его ругань.

Борис — слабый, бесхарактерный человек, такой же, как Тихон, только более образованный и более чувствительный. Борис подчиняется дяде, посылающего его на три года в Сибирь к знакомому купцу. Катерину он с собой не берёт, хоть она просила его забрать её отсюда.

Подробная характеристика Бориса Григорьевича здесь.

Кулигин

Кулигин — часовщик, механик-самоучка. Он простой человек, мещанин. Кулигин чувствителен, он замечает красоту природы, Волги, пишет стихи. Жестокие нравы мещанства и купечества города Калинова Кулигин осуждает. Он мечтает найти вечный двигатель, получить за него от англичан миллион и на эти деньги дать мещанству работу. Кулигин любит поговорить, старается делиться своими знаниями и суждениями с людьми.

Подробная характеристика Кулигина здесь.

Ваня Кудряш

Ваня Кудряш — конторщик богатого купца Дикого, возлюбленный Варвары Кабановой. Этот самоуверенный, дерзкий парень не пасует перед своим хозяином-самодуром. «Нет, уж я перед ним рабствовать не стану», — говорит он и на грубость Дикого отвечает грубостью. Разъярённый купец как-то погрозил его отдать в солдаты, но не отдал. «Стало быть, я ему нужен», — говорит Кудряш и добавляет: «…я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

Феклуша

Феклуша — странница. В Калинове она остановилась в доме купчихи Кабановой, которая, по словам Кулигина, «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Феклуша очень довольна: и Кабаниха, и другие жители Калинова её почитают и угощают. А она их развлекает: рассказывает небылицы, которым необразованные обитатели «тёмного царства» безоговорочно верят. Довольная Феклуша нахваливает купечество за щедрость и подаяния.

Подробная характеристика Феклуши здесь.

Читайте также:
Изображение мира московского купечества в комедии Свои люди сочтемся!: сочинение

Глаша

Глаша — горничная («девка») в доме Кабановых. Она доверчиво слушает россказни странницы Феклуши, которая «далеко не ходила, а слышать — много слыхала». Жизнь Глаши так однообразна, что она рада услышать что-нибудь новое, интересное. После рассказа Феклуши о дальних странах, в которых законы неправедные и где живут люди с пёсьими головами, девушка говорит: «Ещё хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается».

Шапкин

Шапкин — житель города Калинова, мещанин. Он, очевидно, приятель Кудряша, они вместе прогуливаются в общественном саду. Беседуя с Кудряшом, Шапкин осуждает Дикого и Кабаниху, называет Дикого ругателем и сожалеет, что его некому унять. Шапкин осторожен, предусмотрителен: когда увидел в саду этого вздорного купца, отошёл в сторонку.

Барыня

Барыня — старая женщина, полусумасшедшая. Она ходит в сопровождении двух лакеев и грозит всем: «Все гореть в огне будете». Ходят слухи, что она смолоду много грешила, боится попасть после смерти в ад, поэтому и других пугает адским огнём.

Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев.

Система образов в «Грозе» достаточно необычная, нетривиальная. Как правило, каждый герой имеет свое предназначение, принадлежит к определенному социальному слою. Допустим, Дикой. Можно сказать, это «хозяин жизни». Все вокруг стремятся его не беспокоить, не сердить – дескать, в гневе он страшен. Конечно же, это не может быть плюсом. Сама по себе агрессивность и вспыльчивость человека – это минус, а не плюс.

Но есть и люди, которые Дикого не боятся. Допустим, Кудряш. Он открыто говорит, что прогибаться не будет — мало того, если что, и ответить может. Сам Дикой постоянно зол, потому, что ему все время не хватает собственных полномочий. Можно сказать, он жаждет большего, стремится все выше и выше вознести свой статус.

Дикой самодур. Но, лишь внешне. На самом деле, это неуверенный в себе, несчастный человек. Который считает, что сила и власть сделают его лучше других.

А вот Кабаниха – типичный образец домостроя, который уже давно отжил свое. Но такие люди, как она, не желают этого признавать, живут в соответствии со старым укладом. Она третирует молодых, по ее убеждениям, для их же блага. Но сама не понимает, что этим ничуть не помогает, а напротив, портит людям жизнь. Хотя, кто знает – возможно, ею движет типичное чувство немолодого человека, который верит, что пока к его наставлениям кто-то прислушивается, значит, он нужен детям, и ему есть место в этом мире.

Что же касается старых порядков, Кабанова уж слишком обеспокоена их беспрекословным выполнением. Более, чем на половину важных для нее вещей можно спокойно махнуть рукой – и никто не пострадает. Кабаниха давно смирилась с самодурством, а вот с тем, что не является истиной в последней инстанции – смириться не может.

Борис – это образ, находящийся в отдалении ото всех. Он двойственен. С одной стороны, образован и интеллигентен, с другой подл и двуличен. Возможно, он введен в творение потому, чтобы показать читателю, что идеальных людей не бывает, у каждого есть некая «слабина».

В двойственности с ним схож Тихон. С одной стороны, это глас маменьки. С другой, недалекий, беспомощный человек. Он очень любит Катерину, но не может ослушаться Кабаниху, боится ее. Так и живет, губимый своими комплексами и отсутствием силы воли. Тем не менее, в диалогах он жалуется, что маменька житься не дает супруге и что ему ее жалко.

Антипод Тихона — Варвара. Уж она-то за словом в карман не полезет! Тем не менее, жизнь с Кабанихой наложила свой отпечаток. У девушки неправильные ценности. Но также она умеет приспосабливаться. К жесткости матери, к ничтожеству брата, к собственным недостаткам. Однако у нее есть желание перемен и сила воли. Она чем-то схожа с Кудряшом, только он сильнее, настойчивее, проницательнее.

Что же касается Кулигина – это типичный «русский гений», светило, что остается не в полной мере признанным.

«Система персонажей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»»

Действие пьесы «Гроза» А. Н. Островского открывается образом Кулигина, фамилия прозрачно намекает на реально существовавшего человека — Кулибина, механика- самоучку.

Кулигин — натура поэтическая, мечтательная. Неслучайно он появляется, распевая народную песню «Среди долина ровныя». Из всех персонажей «Грозы» только он и Катерина способны видеть и чувствовать красоту природы. Кулигин говорит Кудряшу: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день на Волгу гляжу и все наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

Кулигин осознает, насколько жестокие порядки царят в Калинове, дает меткие характеристики «хозяевам» Калинова, с осуждением говорит об их непорядочности, жадности: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба».

Этот человек располагает к себе, он начитанный, наблюдательный.

Кулигин — единственный, кто понимает Катерину, способен оценить ее духовную красоту: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Настоящими хозяевами города являются купцы Дикой и Кабаниха.

Дикой — грубый и страшный человек. Он держит в страхе всех: домочадцы прячутся от его гнева на чердаке, тетка умоляет с утра домочадцев «не рассердить» грозного хозяина. С мужиками, которые на него работают, Дикой обращается, как со скотом, без малейшего смущения заявляет: «Захочу- помилую, захочу -раздавлю».Никто из мужиков, считает Дикой, не смеет даже заикнуться о жалованье. Смысл жизни Дикого — приобретение денег. Я думаю, ради них он бы пошел на убийство человека…

Под стать Дикому Кабанова. Купчиха полностью подчинила себе сына Тихона. Живет Кабаниха, согласуясь с теми нравами, обычаями, которые давно устарели. По мнению этой женщины, отношения в семье должны строиться на чувстве страха. Младшие члены семьи обязаны подчиняться старшим, пусть даже они не правы. Жена, полагает Кабаниха, есть рабыня своего супруга, его собственность. Какой смысл вкладывает купчиха в понятие «уважать»? Уважать — значит подчиняться, трепетать… Когда Катерина провожает мужа в поездку, свекровь заставляет ее выть. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил жену.

Читайте также:
Народные истоки характера Катерины: сочинение

У Кабанихи двое детей. Дочь зовут Варвара. Она еще не замужем. Варвара, не желая подчиняться матери, жить в тюрьме с красивым названием «родной очаг», убегает из дома. Благодаря матери, Варвара выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «Можно делать все, что угодно, лишь бы все шито- крыто было».

Тихон, сын Кабанихи, — слабое, безвольное существо. Слабохарактерным его сделала мать. Он подчиняется ей во всем, всегда. «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг», — робко говорит он матери. Тихон никогда не ропщет, не протестует. И все-таки он жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» В этих словах — боль за свое унизительное положение и в то же время — осознание неспособности как-то изменить свою жизнь, выйти из материнского подчинения… Он так и будет «мучиться»…

Борис, племянник Дикого, жертва темного царства. Он вынужден подчиняться своему дяде, так как материально от него зависит. Ради денег он терпит унижения, оскорбления.

Конечно, самый яркий, запоминающийся образ пьесы — Катерина. В родительском доме она жила «как птичка», ее холили, лелеяли, Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, где брань, грубость — обычные явления. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью… Ее сожаления по поводу того, что человек не летает так, как птицы, объясняются тем, что ей тяжело в этом доме-тюрьме…

Катерина — нравственно чистая женщина. Именно поэтому пробудившееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для неё, замужней женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Она всей душой хочет быть чистой, безупречной. Мне кажется, в том, что её потянуло к Борису, в какой-то степени виновата свекровь. Если бы ей было хорошо в доме мужа, если бы она ощущала поддержку мужа, доброе отношение свекрови, она бы не совершила этот грех.

Я считаю, что Катерина погибает, потому что не может примирить свою совесть с любовью не к мужу, а к другому человеку. Кроме того, она не может и не хочет жить в «тюрьме». Остаться жить для Катерины — отказаться от человеческого достоинства.

Система действующих лиц комедии

В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты. Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.

А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва». Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским. Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого. Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.

Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.

Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства. Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.

Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Своеобразие пьесы

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Читайте также:
Город Калинов и его обитатели: сочинение

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Понятие системы персонажей

Определение 1
Система персонажей – это соотнесенность действующих лиц художественного произведения друг с другом.

Система персонажей является важнейшим аспектом композиции. Она является компонентом содержательной формы и выполняет две функции – содержательную и конструктивную. Система – это такая общность элементов, где целое больше суммы всех частей. Персонажная сфера, как и любая другая система, характеризуется через составные элементы (персонажей) и структуру.

Персонаж или литературный герой – это действующее лицо художественного произведения.

Система персонажей, как правило, рассматривается с двух точек зрения:

  • Система персонажей как средство характеристики действующих лиц, как выражение принципа композиции – то есть, как авторскую позицию;
  • Система персонажей как система взаимоотношений действующих лиц (столкновения, борьба и т.д.). В данном случае система персонажей рассматривается с точки зрения содержания произведения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Определение понятия система персонажей 450 руб.
  • Реферат Определение понятия система персонажей 260 руб.
  • Контрольная работа Определение понятия система персонажей 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сочинение: Героини пьес Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»

Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека — грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, — вопло­щенная доброта и прощение.

Катерина — истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Пусть неволь­ный, поступок его оказывается нарушением. За это его постига­ет кара некоей силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и мысли не имела протесто­вать против мира и порядков, в которых она жила. Но свободно отдавшись впервые посетившему ее чувству, она нарушила па­триархальный покой и неподвижность. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внут­ренний конфликт. Мир русской патриархальной жизни в Кате­рине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, то есть сама жизнь.
[sms]

В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нет героев-мужчин. Героев — в смыс­ле положительных персонажей, занимающих центральное мес­то в пьесе. Вместо них у Островского героини — любящие, страдающие души. Катерина Кабанова — лишь одна из их множества. Ее характер можно сравнить с характером Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». Те же любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только.

По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, — цельности характера, способности на решительный, энергический, как го­ворил Добролюбов, поступок. В этом смысле Лариса, безуслов­но, часть мира, в котором она живет. Но мир «Бесприданницы» иной, нежели в «Грозе»: в 1878 году, когда написана пьеса, в России утвердился капитализм. В «Грозе» лишь начало его. Купцы только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отжива­ют, мертвеют, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине. Лариса — тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценнос­ти, немыслимые для Катерины.

Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспи­тание и образование. Она ищет возвышенной любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге’, ей нужно богат­ство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но ее кумир — барин Паратов, еще хуже. Неопытность и жаж­да любви влекут Ларису к нему, как бабочку на пламя свечи. А силы характера, цельности натуры нет. Казалось бы, образо­ванная и культурная Лариса должна была выразить хоть ка­кой-то протест, в отличие от Катерины. Но нет, она слабая во всех отношениях натура.

Она не сможет ни убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, ни хоть как-то противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная душою и телом Лариса сама оказывается выражением обманности ок­ружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающего­ся за эффектным внешним блеском.

Весенняя сказка «Снегурочка» (1873) из-за своих фольклор­ных корней далека от социальной реальности российского об­щества времен и Катерины, и Ларисы. Но именно она многое рассказывает нам о природе женских характеров Островского, их чувств, о их любви. В «Снегурочке» две героини, и обе любят, но по-разному, потому что Снегурочка и Купава воплоща­ют разные типы женских характеров. Купава во многом похожа на Катерину, роднит их «горячее сердце». Главное для них — любовь, единственно в которой могут проявить они свою сво­бодную волю. Ради такой любви они готовы на все. Но избран­ник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже весьма волевая и незаурядная, изменяет ей, и только с пастуш­ком Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.

Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы Весны не знает любви, «девически чиста ее душа», ей странно, что «передрались все парни за нее». Когда Купава упрекает ее в том, что Снегурочка разлучила ее с женихом — Мизгирем, Снегурочка произносит ключевую для понимания ее характера фразу: «Снегурочка чужая, вам». Она чужая не толь­ко любвеобильной подружке и ее изменчивому избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь — главная ценность, смысл и цель жизни.

Читайте также:
Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60—80-х гг. XIX века): сочинение

Конечно, в сказке все это получает фантастическую окраску. И столь же сказочно, от матери, повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю, который раньше пугал ее силой своей страс­ти. Но недолго ее девичье счастье, в дело опять вмешиваются мифические силы, и под палящими лучами Солнца-Ярилы, дав­него соперника Мороза, в стремлении обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает.

Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы, способность любить двойственна: Кунаве она дарует полноту жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.[/sms]

Катерина Кабанова и Лариса Огудалова — сравнительная характеристика героинь драм А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Черты различия главных героинь драм «Гроза» и «Бесприданница»

Происхождение, воспитание и семейное положение

Главная героиня драмы «Гроза» Катерина родилась в семье, где царили патриархальные нравы. Отец её, вероятно, был купцом, в своих воспоминаниях о жизни в родной семье Катерина упоминает только мать, которая в своей дочке души не чаяла. Катерина занималась тем, к чему у неё лежала душа: увлекалась цветоводством, слушала рассказы богомолок и странниц о житиях святых и святых местах, часто ходила в церковь. Девушка выросла доброй и набожной. О её образовании автор не сообщает, вероятно, её научили только грамоте. Катерину выдали замуж очень рано. Муж её, Тихон Кабанов, был слабоволен, подчинялся безоговорочно своей матери. Такого человека трудно было полюбить, и Катерина просто испытывала к нему жалость.

Лариса Огудалова родилась в очень небогатой семье. Скорее всего, родители её были обедневшими дворянами, поэтому она была бесприданницей. Лариса — девушка хорошо воспитанная и образованная, музицирует и прекрасно поёт. Отец её умер, две старшие сестры замужем, живёт она вдвоём с матерью.

Образ жизни

После замужества Катерина вела жизнь такую же, как другие купеческие жёны: сидела дома, ходила вместе с семьёй в церковь и изредка — гулять по общественному саду. Свекровь следовала за молодыми супругами неотступно, следила, правильно ли они, по её мнению, общаются друг с другом. Кабаниха (так прозвали её жители города Калинова) поучала невестку, как нужно соблюдать старые обычаи, относилась к ней деспотично.

Лариса ведёт более свободный образ жизни, чем Катерина, но её угнетает то, что мать её, Харита Игнатьевна, держит свой дом открытым для местных холостяков и заставляет дочь улыбаться им, петь, музицировать, даже когда у неё нет настроения, когда ей грустно. Мать старалась найти для Ларисы зажиточного жениха, но это ей не удавалось, ведь дочь была бесприданницей. В конце концов, Лариса уже совсем устала лицемерно вести себя с гостями по приказанию матери, согласилась выйти замуж за небогатого чиновника Карандышева и уехать с ним в его маленькое поместье.

Черты сходства Катерины и Ларисы

Черты характера

Главные героини пьес «Гроза» и «Бесприданница», несмотря на различие в происхождении и воспитании, обладают сходными чертами характера. Обе девушки — искренние натуры, но деспотичная свекровь Катерины и не менее деспотичная мать Ларисы заставляют их сдерживать проявления эмоций. Например, Кабаниха осуждает невестку за то, что она при расставании кинулась мужу на шею и заставляет кланяться ему в ноги по старинному обычаю. А Харита Игнатьевна заставляет дочь развлекать пением и музицированием потенциальных женихов даже когда ей грустно.

Катерина и Лариса терпеливы, подчиняются свекрови и матери, подавляя свой свободолюбивый нрав, хотя им хочется жить без этого давления на себя старших.

У Ларисы и Катерины чувствительная натура, они мечтают о романтической любви. Им свойственна и решительность. После отъезда мужа в Москву Катерина, не сразу, но решилась пойти на свидание с Борисом. Лариса бросила жениха и поехала за Волгу с Паратовым.

Имя Лариса в переводе с латыни означает «чайка». Душа героини, как эта птица, парящая над морем, хочет простора свободы. Интересно, что свободолюбивая Катерина, вспоминая родной дом, сравнивает себя с птицей: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле» (действие 1, явление 7). Варваре она говорит: «…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица» (там же). И для Катерины, и для Ларисы свобода означает жизнь в согласии со своей натурой, со своим сердцем.

Несчастная любовь

Рано вышедшая замуж Катерина не испытывала к мужу любви, выдали её за Тихона по сговору, как и полагалось в патриархальных семьях. Она открыла для себя романтическое представление о любви, влюбившись в Бориса. У неё был горячий нрав, и она, не очень долго посомневавшись, стала изменять мужу с любимым, когда Тихон был в поездке.

У Ларисы тоже горячее сердце, страстно желавшее романтической любви. Паратова она любит так, что не видит его отрицательных качеств, он кажется ей идеалом мужчины. Когда он предложил ей поехать на пикник за Волгу, она, забыв, что этот человек уже однажды предал её (уехав из города, не попрощавшись с ней, и не писал ей писем), сразу согласилась. Лариса, как и Катерина, поступила эгоистично. Она не думала о том, что принесёт горе своему жениху Карандышеву, так же, как Катерина не думала о муже, когда шла на свидание к Борису. В этом случае они проявляют эгоизм из-за своего страстного желания взаимной романтической любви. Но те, кого они полюбили, по-настоящему не любили этих героинь и предали их (Паратов — уже во второй раз). Любимый Катерины был очень слабовольный человек, похожий этим качеством на её мужа, а любимый Ларисы — был жестоким и очень эгоистичным.

Несмотря на то, что между героинями есть сходство в том, что им довелось полюбить недостойных людей, у них есть различие в отношении к любимым. Безропотная, скромная Катерина Бориса ни в чём не обвиняет: ни в том, что он сделал её несчастной, воспользовавшись её необдуманным страстным порывом, ни в том, что он отказался взять её с собой в Сибирь. А гордая и самолюбивая Лариса после пикника говорит Паратову, чтобы он сказал, жена она теперь ему или нет. То, что Паратов обручён с другой, оказалось для девушки ужасным ударом: «Что ж вы молчали? Безбожно, безбожно!» (действие 4, явление 7). После этого в своём монологе Лариса говорит, что ей ничто стало не мило, что ей жить незачем, но броситься в Волгу у неё не хватило решимости. После выстрела Карандышева она попросила его положить пистолет на стол рядом с ней и, умирая, сказала: «Это я сама… сама» (действие 4, явление 11)

Читайте также:
Жертвы темного царства в пьесе Гроза: сочинение

У Катерины более цельный, решительный характер. Потеряв любимого, уехавшего в Сибирь и не желая постоянно слышать упрёки свекрови, она бросилась в Волгу и погибла.

Причины трагедии героинь

Главная причина трагической гибели Катерины и Ларисы состоит в том, что они страстно хотели быть счастливыми, любить и быть любимыми, но обманулись в своих избранниках, предавших их. Мечтательные, бесхитростные, доверчивые девушки полюбили недостойных их мужчин и не смогли перенести постигшего их разочарования в жизни.

Кроме того, трагедия героинь произошла из-за отсутствия в них нравственного стержня, из-за пагубной атмосферы в доме, а в пьесе «Бесприданница» ещё и из-за власти денег в жизни общества.

Сравнительная характеристика Ларисы и Катерины (таблица)

Сравнительные параметры Лариса Катерина
Место и время действия драмы Город Бряхимов, расположенный на берегу Волги; 1870-е годы. Город Калинов, стоящий на волжском берегу; 1850-е годы.
Общественное положение, образование Из обедневших дворян (в 1-ом действии Кнуров говорит: «Огудаловы всё-таки фамилия порядочная»). Хорошо образованна, умеет держать себя в обществе. Жена молодого купца Тихона Кабанова. Не очень образованна.
Образ жизни Жизнь в доме Огудаловых похожа на жизнь в цыганском таборе. В нём постоянно гости, в основном, холостяки, с которыми мать заставляет Ларису любезничать, развлекать пением и музицированием. Жизнь проходит в доме властной свекрови Кабанихи, которой Катерине приходится во всём подчиняться.
Различные черты характера Гордость, самолюбие. Безропотность, скромность.
Сходные черты характера Чувствительность, ранимость, терпеливость, доверчивость, свободолюбие, искренность.
Спутники жизни Жених Ларисы Карандышев и муж Катерины Тихон недостойны любви своих избранниц, так как являются жалкими, ничтожными личностями.
Трагедия несчастной любви Блестящий барин Паратов, которого Лариса считала идеалом мужчины, после двух месяцев ухаживаний за ней исчез из города. Когда через год он приехал, Лариса снова поверила, что он её любит, и рассталась из-за него с женихом. Узнав, что у Паратова есть невеста, Лариса хочет покончить жизнь самоубийством, но не решается. Смертельно ранившего её Карандышева она благодарит. Умирая, говорит всем, что выстрелила в себя сама. Мужа Катерина жалеет, но не любит. За него её выдали очень рано, со временем она ощутила стремление к романтической любви и полюбила Бориса, такого же безвольного, как Тихон, только, в отличие от него, хорошо образованного.

Вывод

Героини драм А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» живут в разное время, но в них обеих сильно стремление к свободному выбору, к верности своему внутреннему миру. Автор показал, что судьба женщины во многом зависит от социального статуса женщины и от её окружения. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы выявляет, что причина их трагедии состоит в том, что эти гордые, страстные героини с чувствительными душами не могли более мириться с жизнью среди грубых, бездушных людей. Они стремились к счастью, к свободному выбору своего жизненного пути и избранника, но окружающие их люди оказались недостойными их любви.

Сравнительная характеристика Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха”

Школьное сочинение

В заключительной части статьи “Луч света в темном царстве” критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, “Гроза” есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее”. Это “что-то”, по мнению критика, “фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства”, и “характер Катерины, рисующийся на этом фоне”, от которого веет “новой жизнью”, открывшейся “в самой ее гибели”.

Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего ” внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически”. Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: “Да ведь и у нас то же самое”. Но разницу сама героиня определила так: “Да здесь все как будто из-под неволи!” Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее “созидающий, любящий, идеальный”, поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в “золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. “

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. “В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце”. В душе она строила свой идеальный мир, “посвященный добру и наслаждению”, но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый “период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец”, закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают “нечистые, развратные замыслы”. Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, “что сохранилось от ее воспоминаний”. Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: “ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле”. По мнению Добролюбова, все это должно было “заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. “. Но “Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы”.

Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.

Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: “. дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. “

После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать “беспрекословной угодницей” свекрови и “кроткою рабою” своего мужа. “Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи “. Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, “законно и свято”, “при свете белого дня”, “перед народом”, то и жизнь для нее не имеет смысла.

“Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то “Гроза” и производит на нас впечатление освежающее. “

Другой критик, Д. И. Писарев, в статье “Мотивы русской драмы” оспорил такую трактовку образа Катерины. “Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. ” “Светлым явлением. “, продолжает критик, должно считать “. только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. ” И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: “Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством” которое является совершенно неожиданным для нее самой”.

Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины” каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.

Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье “Мотивы русской драмы” он резко критикует “темное царство”, выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.

А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения”, которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: “Что домой, что в могилу — все равно!”, прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: “человеческое достоинство”, не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.

В “темном царстве” российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл “самое решительное” произведение Островского “глотком свежего воздуха” и утверждал, что в нем “есть что-то освежающее и ободряющее”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: