Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы Бесприданница): сочинение

Образ «жестокого мира» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Образ «жестокого мира» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Конфликт одной из самых известных пьес А.Н. Островского «Гроза» построен на трагическом противоборстве личности со средой, ее окружающей, — с миром патриархального купечества, «темным царством» города Калинова. Нужно заметить, что в центре всех пьес Островского, без сомнения, находится мир русского купечества. Однако в «Грозе» он изображен по-новому — впервые драматург резко критически оценивает неподвижность и косность «темного царства». Островский сравнивает мир города Калинова со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и правилам, неизвестно кем установленным, но неприкосновенным, практически священным. В «Грозе» нет действующих лиц, которые выходили бы за пределы калиновского миропонимания, даже Катерина Кабанова, рвущаяся к другой жизни, не может представить себе, какова жизнь за пределами «темного царства». Племянник Дикого Борис, возлюбленный Катерины, напоминает чужеземца, приехавшего в этот сонный «город-государство» из неведомой страны. Но «пришелец» тоже становится одним из подданных калиновского мира, в котором есть злодеи и жертвы. Для слабовольного Бориса не находится иной роли, кроме роли мыслящей, все понимающей, но бессильной жертвы: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе». Катерина похожа на героиню сказки о «спящей красавице», однако «пробуждение» вовсе не радует ее. Прекрасный сон — жизнь в родительском доме — был грубо прерван замужеством: «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». «Добрый молодец», Тихон, кажется околдованным злым чародейством калиновской «бабы Яги» — Кабанихи. Он слишком слабоволен, чтобы воспротивиться диктатуре своей матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Сам образ города Калинова — символический образ заколдованного, сонного царства, где ничего не меняется на протяжении веков. Калиновский мир изображен драматургом географически замкнутым и духовно самодостаточным. Недаром странница Феклуша, нахваливая «обетованный» Калинов, рассуждает о неведомых странах, где появились люди с песьими головами, а о Москве говорит так, словно это совсем другой материк, отделенный от Калинова океаном: «Еще у вас в городе рай и тишина… А в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит…» Подобно сказочным злодеям, калиновские самодуры предстают как олицетворение злых, темных сил, повелевающих жизнью города. Так, самодур Дикой творит произвол не только в своей семье («А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам»), но и держит в страхе весь город. А истинной хозяйке Калинова — Кабанихе – нет суда и управы нигде: ни на земле, ни на небе. Марфа Игнатьевна убеждена, что ее поведение и проповедуемые ею устои – единственно верные, потому что исконные: «Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Кабаниха — живой символ города Калинова, где все происходит по раз и навсегда установленному порядку. По ее мнению, нарушение правил и обычаев означало бы светопреставление, разрушение смысла существования: «Что будет, как старики перемрут, как будет стоять, уж и не знаю. Да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Эта героиня смотрит на жизнь как на обряд, не допускающий отклонений и вольностей. В пьесе нет непосредственных виновников гибели Катерины. Виновники происшедшего с героиней не отдельные персонажи, а весь «жестокий мир» Калинова. Катерина — жертва самого уклада жизни, возникшего еще в незапамятные времена. И сила этого уклада продолжает удерживать калиновцев в полном повиновении. В лучшем случае героиня находит в них молчаливое сочувствие (Кулигин) или получает советы, как обмануть бдительность Кабанихи (Варвара). Но всегда это приспособленчество, существование в рамках «темного царства». «Порядок» и «покорность» — вот к чему привыкли калиновцы: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть». Центральное звено в калиновском миропонимании — идея полного повиновения судьбе. Эта идея определяет жизнь всех персонажей, кроме Катерины. В различных ситуациях и по разным поводам персонажи пьесы утверждают мысль о неизбежности судьбы: «Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь». Перемен в своей жизни они всегда ожидают только «сверху», не допуская активного личного вмешательства. «Жестокие нравы в нашем городе», по их мнению, — перст судьбы, поэтому с ними нужно смириться. Таким образом, «жестокий мир» города Калинова, изображенный в пьесе Островского «Гроза», — это мир, населенный живыми мертвецами, воспринимающими свое существование как приготовление к «загробной» жизни. Каждый из калиновцев, в той или иной степени, недоволен своей жизнью, но и не помышляет о ее реальном изменении. Все герои пьесы живут под гнетом стародавних обычаев и привычек, принимая их за «высший закон», «слово Божие». Именно поэтому бунт Катерины воспринимается «жестоким миром» Калинова как некое святотатство и безумие, о котором нужно поскорее забыть и вернуться к привычному образу жизни.

klassreferat.ru

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. А. Н. Островский «Жестокий мир», быт и нравы которого А. Н. Островский изображал в своих пьесах, Н. А. Добролюбов впервые назвал «темным царством» в статье, посвященной произведениям драматурга. В «темном царстве» всегда царят невежество, деспотизм, самодурство и враждебное отношение к личности. Образы такого жестокого мира, столкновение человеческой личности с бесчеловечной моралью купеческо-мещанского общества А. Н. Островский показывает в своих драмах «Гроза» и-«Бесприданница». Автор здесь попностью на стороне отвергнутых и униженных этим обществом людей. И в «Бесприданнице», и в «Грозе» события складываются и развиваются на основе конфликта темного, жестокого мира и его жертв. В «Грозе» с первых явлений чувствуется обстановка напряженной борьбы между «темным» и «светлым», острые противоречия жизненных взглядов героев. В пьесе «Гроза» действие разворачивается в уездном городе Калинове. Жители его живут скучной и сонной жизнью. Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся Дикой и Кабаниха. Это наиболее значительные и влиятельные люди города. Кабаниха — властная и жестокая женщина. Она считает себя вправе командовать всеми в доме, и окружающие с готовностью повинуются ей. Кабаниха называет себя хранительницей и защитит старых порядков, и именно поэтому она сокрушается и говорит: «Так-то вот старина и выводится… 4 будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Она считает, что любые перемену несут за собой лишь беспорядок в делах да порчу. Она убеждена, что порядок в семье должен держаться на страхе. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» — говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с Катериной. В пьесе стремление Катерины к свободе и счастью сталкивается с законами, вернее беззаконие^ темного и грубого общества, а также с ее собственными представлениями о нравственности, воспитанными тем же «темным царством», против которого она восстала. Материальная зависимость — основа зависимости людей от жестокого мира. Воспитанные в эти» условиях, люди теряют чувство собственного достоинства, становятся рабами чужой вопи. Жестоки нравы общества требуют полного подчинения и даже угодливости. Человек же высоконравственным не желающий подчиняться и угождать, стремящийся жить по доброте душевной и законам совести будет немилосердно этим обществом раздавлен и растоптан. Пьеса «Бесприданница» была написана через девятнадцать пет после «Грозы». Многое изменилось с той поры. Появились новые лица: Кнуров, Паратов, Вожеватов. Но все эти новые, крупные предприниматели ничуть не лучше Дикого и Кабанихи. В этой пьесе А. Н. Островский раскрывает нравы нового капиталистического общества. Но нравы эти с течением времени не стали, как можно бью бы ожидать, более просвещенными и гуманными. Действие пьесы происходит в большом губернской городе. Здесь странным образом соседствуют цивилизация и дикость. Да, общество здесь более образованное, чем в Калинове, но вместе с тем еще и более жестокое, холодно-расчетливое и циничное. Это общество всячески унижает и отвергает Ларису, подводит ее к трагическому концу. Никто из «друзей» Ларисы не оценил тонкую душевную красоту этой девушки, никто не принял ее жизненные идеалы. Лариса для них просто вещь, игрушка. И в конце пьесы они разыгрывают ее в орлянку. Соперники, Кнуров и Вожеватов, даже не стараются прикрыть свою сделку и говорят о Ларисе как о предмете, который возможно купить или продать: «А ведь чай не дешевле «Ласточки» обошлась бы?» Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть… лишнего не передам». В этом эпизоде проявляется крайни цинизм отношения купеческого общества к человеку вообще и к Ларисе в частности. Не менее гнусную роль в трагедии Ларисы играет «большой барин» Сергей Сергеич Паратов. Именно из-за его предательства она потеряла веру в людей и желание жить. Для этого сильного, ловкого хищника на свете нет ничего святого. «Что такое «жаль», я не знаю, — говорит Паратов. — У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Он, не задумываясь, торгует всем: продает) не только пароход, совесть, любовь, но и себя самого. О продаже своей свободы он говорит на языке истинного купца: «…Хочу продать свою волюшку», которую оценивает в «полмиллиона-с». В итоге девушка поставлена перед выбором — стать вещью или умереть. Она пытается кинуться в Волгу, но у нее не хватает сил: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и сил нет! Вот какая я несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко»! И лишь выстрел Карандышева помогает ей расстаться с жизнью: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама… сама… Ах, какое благодеяние. » Трагизм положения Катерины и Ларисы заключается в невозможности жить в том обществе, в котором они оказались. Своими неоднозначными поступками Катерина и Лариса выражают протест. Это протест против стихийных и устарелых понятий общества, в котором живут героини. «…Протест, доведенный до конца, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу. Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!» Эти слова Добролюбова красноречиво доказывают, что в самоубийстве Катерины никак нельзя увидеть слабость души и трусость. Я считаю, что такие слова можно сказать И о Ларисе. Этот жестокий и несправедливый мир, в котором все продается и покупается, в котором отвергаются и уничтожаются душевная чуткость, тонкость и красота, называется «темным царством».

  • Паратов и Лариса в драме «Бесприданница»
  • Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева
  • Трагедия Ларисы. Островский «Бесприданница»
  • Лучшее произведение Островского – «Бесприданница»
  • Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцен из 2 го действия пьесы «Бесприданница»)
  • Драма «горячего сердца» в пьесе «Бесприданница» — сочинение
  • Сочинение на тему: Психологизм драмы А Н Островского «Бесприданница»
  • Характеристика образа Ларисы. Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница»
  • Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве». Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница»
  • Трагедия Ларисы. Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница»
Читайте также:
Две Катерины в русской литературе (по произведениям А. Н. Островского Гроза и Н. С. Лескова Леди Макбет Мценского уезда): сочинение

А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии ХIХ века. Пьеса «Гроза» представляет для читателей особый интерес, так как в ней не только описываются социальный и нравственный конфликты, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества второй половины ХIХ века. Для того чтобы понять жизнь общества, описанного в произведении, надо проанализировать характеры некоторых действующих лиц. Хозяева жизни в городе Калинове – богатые купцы – отстаивают свои взгляды в отношении семейных устоев и правил. Характеризуя жизнь в этом провинциальном городе, один из героев драмы Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – имея в виду, в первую очередь, главных лиц Калинова – Марфу Игнатьевну Кабанову и Савела Прокофьевича Дикого. Консервативные взгляды, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают «хорошей» жене, проводив мужа, выть, лежа на крыльце, мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, – это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин. Кабаниха является представительницей старшего поколения, более патриархального и почитающего традиции. Героиня не дает воли ни своему сыну Тихону, ни тем более своей невестке Катерине. На самом деле, образ ее намного глубже, чем кажется на первый взгляд. В строгости к сыну видна любовь, желание помочь ему встать на ноги в этой тяжелой жизни; в придирках к Катерине проявляются ревность и досада на то, что отняла сына; постоянное дурное настроение тоже можно понять – вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что скоро и конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю». Кабанова – непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у них к старшим «должного почтенья» нет. Главой другого семейства, представленного в драме, является Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя лишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится: всех ругает – соседей, работников, членов своей семьи, распускает руки, не платит крестьянам. Савел Прокофьевич – совершенно пустой человек, постоянно ищущий ссоры, самодур, который действует, не руководствуясь разумом. Показательны характеристики, которые дают Дикому другие герои пьесы (Шапкин, Кудряш, Кулигин): «ругатель», «пронзительный мужик», «воин». Отношение Савела Прокофьевича к его племяннику Борису доказывает, что в городе правит «самодурная сила»: завещанное бабушкой наследство Борис может получить, только если будет почтителен с дядюшкой, что в принципе невозможно. Не случайно Кулигин замечает, когда узнает об условии получения наследства: «Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда». Сам Дикой понимает, что живет, руководствуясь сердцем, а не умом, а сердце у него недоброе. И этот человек является «значительным лицом в городе». Такие люди, как Дикой и Кабаниха, представляют собой основу русского купечества. Молодое поколение, показанное в пьесе «Гроза», также является очень важной частью жизни общества. Удивляют пассивность молодых людей, их слабохарактерность и неспособность сделать что-то новое и смелое. Тихон и Варвара, с одной стороны, не согласны со сложившимся порядком вещей и не хотят следовать правилам, но, с другой стороны, они не решаются протестовать против навязываемых законов «темного царства», а лишь приспосабливаются к жизни в нем. Принцип жизни Варвары – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Ее любимый – Ваня Кудряш – казалось бы, не подчиняется власти Дикого, однако противопоставляет необузданной силе купца другую силу: «Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет». К этой группе персонажей можно отнести и Бориса. У него нет уважения к себе, нет чувства собственного достоинства. Борис и сам говорит, что он «загнан, забит». Можно сделать вывод, что и молодое поколение унаследовало «жестокие нравы». Таким образом, перед читателями предстает весь купеческий мир города Калинова. Но «темное царство» – это не только Кабанова и Дикой, не только молодые герои, но множество других, даже иногда не названных по именам персонажей. Это и старая сумасшедшая барыня, которая пугала Катерину «геенной огненной», и богомолка Феклуша, и прохожие на бульваре. Мы видим, что на примере произведения А. Н. Островского «Гроза» можно провести анализ купеческого общества того времени, увидеть противоречия, понять трагедию отдельных людей и целого поколения, благодаря чему глубже окунуться в жизнь всего российского общества середины ХIХ века. Еще одно произведение Островского – «Бесприданница» – описывает Россию уже более позднего времени – Россию зарождающихся капиталистических отношений. В обществе предпринимателей прежде всего обращают на себя внимание такие герои, как Кнуров и Вожеватов. Кнуров – представитель старшего поколения, он делец. Для него главным достоинством человека являются деньги, а все вокруг представляет собой товар. Вожеватов относится уже к новому поколению. Несмотря на то что Вожеватов еще молод, деньги определяют его отношение к миру. Для Кнурова и Вожеватова не существует нравственных ценностей, только материальные. Эти герои по-деловому обсуждают и покупку Ларисы Огудаловой. Когда дельцы играют в орлянку на Ларису, героев не смущает то, что она человек. Островский делает вывод из такой ситуации, что наступившее время лишено нравственных ценностей. Все вокруг было основано на деньгах. Главная героиня – единственное воплощение души в бездушном мире. Она открывается людям, но ее душа оказывается невостребованной. Даже мать Ларисы готова отдать ее за деньги. В пьесе возникает конфликт между деньгами и миром, где денег нет. Деньги порождают жестокость не только по отношению к Ларисе. Автор изображает, как общество относится к «маленькому человеку», который имеет право на собственную гордость, но его право не признано миром дельцов. Карандышев, со своим недалеким внутренним миром, с низменными ценностями, хочет занять место в кругу «хозяев жизни». Для этого он мечтает жениться на Ларисе, чтобы показать окружающим, что такая женщина будет именно с ним. Она нужна Карандышеву, чтобы самоутвердиться в обществе. Таким образом, главная героиня оказывается нужна каждому персонажу пьесы для какой-либо цели. Конфликт в произведении постепенно начинает приобретать оттенки нравственного. Лариса не может покончить жизнь самоубийством, как Катерина. Она провоцирует Карандышева на убийство. В последней сцене, когда она умирает, ее душа прощает всех. Общество, которое окружало героиню, жестоко и бездушно, но Лариса оказывается выше этого мира. В пьесе «Бесприданница», в отличие от драмы «Гроза», Островский показал основные ценности уже более позднего времени. Мы видим, что в обществе почти ничего не изменилось. Купцов стали называть дельцами, но и это ничего не поменяло. Главные представители того или иного времени остались все такими же пустыми людьми, боящимися всего нового, подчиняющимися каким-то своим ценностям или идеалам. Островский показал жестокость и бездушность мира по отношению к конкретному человеку с его ранимой душой.

Читайте также:
Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского Гроза: сочинение

Сочинение на тему: Образ жестокого мира в драматургии А. Н. Островского

Сочинение.
Образ жестокого мира в драматургии А. Н. Островского

Пьеса «бесприданница» была написана в 60-70-е г. Это был период расцвета творческих сил Островского. Никогда прежде не раскрывались так многогранно возможности дарования драматурга. В это время Островский преимущественно обращается к современности. Основной темой его пьес становится обличение буржуазии, которая сформировалась в ту эпоху, точнее, изображение моральной стороны представителей этого класса. В ряду пьес подобной тематики «Бесприданница», несомненно, является одной из лучших, т. к. именно в ней нравственная сторона жизни показана наиболее четко и выпукло. Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в буржуазно-капиталистическом обществе властвует бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможность проявить ее — таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и кристально чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой. Под внешним лоском европеизированных коммерческих дельцов скрывалось отвратительное хищничество. Для Кнуровых, Вожжеватовых и Паратовых не существует никаких сдерживающих моральных правил. Да и зачем они им, когда они могут купить и продать абсолютно все. И даже речи не идет о том, что такие понятия, как совесть, честь, достоинство не продаются. В этом жестоком мире и они имеют свою цену, надо лишь знать, сколько предложить. Такими принципами руководствуются эти люди. Для них эгоистический расчет, законы рынка стоят всегда на первом месте. Но что самое ужасное, они и не считают себя неправыми. «Что такое жаль, это я, — говорит Паратов Кнурову, — не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно», Слова Паратова могут послужить лейтмотивом ко всей пьесе. Действительно, для таких людей нет ничего заветного. Сам Паратов остается верным своему низменному кредо и продает себя богатой невесте. Он даже успевает дважды обмануть несчастную девушку. Зараза буржуазного образа мышления распространилась и на молодое поколение. Вожеватов заявляет, что в себе не замечает того, «что любовью-то называют», и находит в этом полную поддержку Кнурова: «Хорошим купцом будете». Жалкими на этом фоне выглядят попытки чиновника Карандышева вести себя подобно финансовым акулам. Он пыжится из всех сил, не понимая что ставит в глупое положение не только себя, но и свою невесту, не понимая, что эти люди просто издеваются над ним, смеются ему в лицо. Его разум затмевает желание во что бы то ни стало приблизиться к этому кругу, вступить в эту касту. Но пропуск в это общество — деньги, которых Карандышев не имеет. Все в этом мире измеряется деньгами. И будь ты даже отъявленным негодяем, непроходимым болваном, просто жалким человеком, общество Кнуровых и Вожеватовых спишет тебе любой недостаток. В этом ужасном мире людям чистым, светлым, натурам возвышенным практически не остается выбора. Путь Ларисы — либо замужество и жизнь с нелюбимым человеком, прозябание в деревенской глуши, либо роскошное, но позонное существование в качестве содержанки. И Лариса, как нравственно чистая натура, выбирает первое, хотя и понимает, что и это для нее не выход. Жизнь с Карандышевым рано или поздно убила бы ее, если не физически, то, по крайней мере, морально, что не менее страшно. А жизнь содержанки ее не привлекает, т.к. она придерживается высоких моральных принципов. Возможно, она бы выбрала и такой путь, предложи ей это любимый ею Паратов. Но, увы, он не принял ее любви. Ложное понятие о благородстве заставляет признаться ей, что он помолвлен, и тем самым он подписывает ей смертный приговор. Ибо, как я уже отмечала, какой бы путь не избрала Лариса, исходом его была бы смерть. Жестокость этого мира находит свое последнее выражение в циничных торгах, устроенных Кнуровым и Вожеватовым. Когда Лариса оказывается в безвыходном положении, зная, что ей некуда деваться, они просто разыгрывают ее в орлянку. Этот эпизод красноречиво показывает всю бессердечность, весь эгоизм людей-хищников, для которых деньги составляют главную часть этой жизни. Поэтому смерть Ларисы становится спасением для нее, и она вполне искренно благодарит Карандышева. Она слишком любит жизнь, чтобы покончить с собой, а жить дальше ей все же невыносимо. Но что же это за чудовищный мир, где для чистых, светлых людей смерть является спасением?
Островский показал драму возвышенной души, «горячего сердца» в жестоком мире дельцов-коммерсантов. И надо сказать, что показанная ситуация не менее актуальна и е наши дни. Не надо забывать об этом.

Читайте также:
Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина: сочинение

Сочинение: Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского (по пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)

А.Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии XIX века. Пьеса «Гроза» представляет для читателей особый интерес, так как в ней описываются не только социальный и нравственный кон­фликты, но и дается достаточно полная характеристика рус­ского купечества второй половины XIX века.

Для того чтобы понять жизнь общества, описанного в Произведении, надо проанализировать характеры некоторых действующих лиц. Хозяева жизни в городе Калинове — бога­тые купцы — отстаивают свои взгляды в отношении семей­ных устоев и правил. Характеризуя жизнь в этом провинци­альном городе, один из героев драмы, Кулигин, говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — имея в виду в первую очередь главных лиц Калинова — Мар­фу Игнатьевну Кабанову и Савела Прокофьевича Дикого.

Консервативные взгляды, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают «хорошей» жене, проводивши мужа, выть, лежа на крыльце, мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, — это старорусская семья, для которой характер­но полное бесправие молодого поколения, а особенно жен­щин.

Кабаниха является представительницей старшего поко­ления, более патриархального и почитающего традиции. Ге­роиня не дает воли ни своему сыну Тихону, ни тем более сво­ей невестке Катерине. На самом деле образ ее намного глубже, чем кажется на первый взгляд. В строгости к сыну видна любовь, желание помочь ему встать на ноги в этой тя­желой жизни; в придирках к Катерине проявляются рев­ность и досада на то, что отняла сына; постоянное дурное на­строение тоже можно понять — вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что скоро и конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю».
[sms]

Отношение Савела Прокофьевича к его племяннику Бо­рису доказывает, что в городе правит «самодурная сила»: за­вещанное бабушкой наследство Борис может получить, толь­ко если будет почтителен с дядюшкой, что в принципе невозможно. Не случайно Кулигин замечает, когда узнает об условии получения наследства: «Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда».

Читайте также:
Проблема любви в драме А. Н. Островского Гроза: сочинение

Сам Дикой понимает, что живет, руководствуясь серд­цем, а не умом, а сердце у него недоброе. И этот человек явля­ется «значительным лицом в городе». Такие люди, как Ди­кой и Кабаниха, представляют собой основу русского купечества.

Молодое поколение, показанное в пьесе «Гроза», также является очень важной частью жизни общества. Удивляют пассивность молодых людей, их слабохарактерность и неспо­собность сделать что-то новое и смелое. Тихон и Варвара, с одной стороны, не согласны со сложившимся порядком ве­щей и не хотят следовать правилам, но, с другой стороны, они не решаются протестовать против навязываемых зако­нов «темного царства», а лишь приспосабливаются к жизни в нем. Принцип жизни Варвары — «делай, что хочешь, толь­ко бы шито да крыто было». Ее любимый — Ваня Кудряш — казалось бы, не подчиняется власти Дикого, однако противо­поставляет необузданной силе купца другую силу: «Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет». К этой группе персонажей можно отнести и Бориса. У него нет уважения к себе, нет чувства собственного достоинства. Борис и сам говорит, что он «загнан, забит». Можно сделать вывод, что и молодое поколение унаследовало «жестокие нравы».

Таким образом, перед читателями предстает весь купече­ский мир города Калинова. Но «темное царство» — это не только Кабанова и Дикой, не только молодые герои, но мно­жество других, даже иногда не названных по именам персо­нажей. Это и старая сумасшедшая барыня, которая пугала Катерину «геенной огненной», и богомолка Феклуша, и про­хожие на бульваре. Мы видим, что на примере произведения А.Н. Островского «Гроза» можно провести анализ купече­ского общества того времени, увидеть противоречия, понять трагедию отдельных людей и целого поколения, благодаря чему глубже окунуться в жизнь всего российского общества середины XIX века.

Еще одно произведение Островского — «Бесприданни­ца» — описывает Россию уже более позднего времени — Рос­сию зарождающихся капиталистических отношений. В об­ществе предпринимателей прежде всего обращают на себя внимание такие герои, как Кнуров и Вожеватов. Кнуров — представитель старшего поколения, он делец. Для него глав­ным достоинством человека являются деньги, а все вокруг представляет собой товар. Вожеватов относится уже к ново­му поколению. Несмотря на то что Вожеватов еще молод, деньги определяют его отношение к миру. Для Кнурова и Во­жеватова не существует нравственных ценностей, только ма­териальные. Эти герои по-деловому обсуждают и покупку Ларисы Огудаловой. Когда дельцы играют в орлянку на Ла­рису, героев не смущает то, что она человек. Островский де­лает вывод из такой ситуации, что наступившее время лише­но нравственных ценностей. Все вокруг было основано на деньгах.

Главная героиня — единственное воплощение души в без­душном мире. Она открывается людям, но ее душа оказыва­ется невостребованной. Даже мать Ларисы готова отдать ее за деньги. В пьесе возникает конфликт между деньгами и ми­ром, где денег нет.

Деньги порождают жестокость не только по отношению к Ларисе. Автор изображает, как общество относится к «ма­ленькому человеку», который имеет право на собственную гордость, но его право не признано миром дельцов. Каранды-шев, со своим недалеким внутренним миром, с низменными ценностями, хочет занять место в кругу «хозяев жизни». Для этого он мечтает жениться на Ларисе, чтобы показать окружающим, что такая женщина будет именно с ним. Она нужна Карандышеву, чтобы самоутвердиться в обществе.

Таким образом, главная героиня оказывается нужна каж­дому персонажу пьесы для какой-либо цели. Конфликт в произведении постепенно начинает приобретать оттенки нравственного. Лариса не может покончить жизнь самоубий­ством, как Катерина. Она провоцирует Карандышева на убийство. В последней сцене, когда она умирает, ее душа прощает всех. Общество, которое окружало героиню, жесто­ко и бездушно, но Лариса оказывается выше этого мира.

В пьесе «Бесприданница», в отличие от драмы «Гроза», Островский показал основные ценности уже более позднего времени. Мы видим, что в обществе почти ничего не измени­лось. Купцов стали называть дельцами, но и это ничего не по­меняло. Главные представители того или иного времени ос­тались все такими же пустыми людьми, боящимися всего нового, подчиняющимися каким-то своим ценностям или идеалам. Островский показал жестокость и бездушность мира по отношению к конкретному человеку с его ранимой душой.[/sms]

klassreferat.ru

Меню сайта

  • Сочинения
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Анализ стихотворения
  • Полные произведения
  • Сочинения по картинам
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Сочинения ЕГЭ, ОГЭ
  • Краткие биографии
  • Исторические портреты
  • Справочник по русскому языку

Сочинение на тему

Образ жестокого мира (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие.
А. Н. Островский

«Жестокий мир», быт и нравы которого А. Н. Островский изображал в своих пьесах, Н. А. Добролюбов впервые назвал «темным царством» в статье, посвященной произведениям драматурга. В «темном царстве» всегда царят невежество, деспотизм, самодурство и враждебное отношение к личности.

Образы такого жестокого мира, столкновение человеческой личности с бесчеловечной моралью купеческо-мещанского общества А. Н. Островский показывает в своих драмах «Гроза» и-«Бесприданница». Автор здесь попностью на стороне отвергнутых и униженных этим обществом людей.

И в «Бесприданнице», и в «Грозе» события складываются и развиваются на основе конфликта темного, жестокого мира и его жертв. В «Грозе» с первых явлений чувствуется обстановка напряженной борьбы между «темным» и «светлым», острые противоречия жизненных взглядов героев.

В пьесе «Гроза» действие разворачивается в уездном городе Калинове. Жители его живут скучной и сонной жизнью. Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся Дикой и Кабаниха. Это наиболее значительные и влиятельные люди города.

Кабаниха — властная и жестокая женщина. Она считает себя вправе командовать всеми в доме, и окружающие с готовностью повинуются ей. Кабаниха называет себя хранительницей и защитит старых порядков, и именно поэтому она сокрушается и говорит: «Так-то вот старина и выводится. 4 будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Она считает, что любые перемену несут за собой лишь беспорядок в делах да порчу. Она убеждена, что порядок в семье должен держаться на страхе. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» — говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с Катериной.

Читайте также:
Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского: сочинение

В пьесе стремление Катерины к свободе и счастью сталкивается с законами, вернее беззаконие^ темного и грубого общества, а также с ее собственными представлениями о нравственности, воспитанными тем же «темным царством», против которого она восстала.

Материальная зависимость — основа зависимости людей от жестокого мира. Воспитанные в эти» условиях, люди теряют чувство собственного достоинства, становятся рабами чужой вопи. Жестоки нравы общества требуют полного подчинения и даже угодливости. Человек же высоконравственным не желающий подчиняться и угождать, стремящийся жить по доброте душевной и законам совести будет немилосердно этим обществом раздавлен и растоптан.

Пьеса «Бесприданница» была написана через девятнадцать пет после «Грозы». Многое изменилось с той поры. Появились новые лица: Кнуров, Паратов, Вожеватов. Но все эти новые, крупные предприниматели ничуть не лучше Дикого и Кабанихи. В этой пьесе А. Н. Островский раскрывает нравы нового капиталистического общества. Но нравы эти с течением времени не стали, как можно бью бы ожидать, более просвещенными и гуманными. Действие пьесы происходит в большом губернской городе. Здесь странным образом соседствуют цивилизация и дикость. Да, общество здесь более образованное, чем в Калинове, но вместе с тем еще и более жестокое, холодно-расчетливое и циничное. Это общество всячески унижает и отвергает Ларису, подводит ее к трагическому концу. Никто из «друзей» Ларисы не оценил тонкую душевную красоту этой девушки, никто не принял ее жизненные идеалы. Лариса для них просто вещь, игрушка. И в конце пьесы они разыгрывают ее в орлянку. Соперники, Кнуров и Вожеватов, даже не стараются прикрыть свою сделку и говорят о Ларисе как о предмете, который возможно купить или продать: «А ведь чай не дешевле «Ласточки» обошлась бы?» Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть. лишнего не передам». В этом эпизоде проявляется крайни цинизм отношения купеческого общества к человеку вообще и к Ларисе в частности.

Не менее гнусную роль в трагедии Ларисы играет «большой барин» Сергей Сергеич Паратов. Именно из-за его предательства она потеряла веру в людей и желание жить. Для этого сильного, ловкого хищника на свете нет ничего святого. «Что такое «жаль», я не знаю, — говорит Паратов. — У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Он, не задумываясь, торгует всем: продает) не только пароход, совесть, любовь, но и себя самого. О продаже своей свободы он говорит на языке истинного купца: «. Хочу продать свою волюшку», которую оценивает в «полмиллиона-с».

В итоге девушка поставлена перед выбором — стать вещью или умереть.
Она пытается кинуться в Волгу, но у нее не хватает сил: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и сил нет! Вот какая я несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко»! И лишь выстрел Карандышева помогает ей расстаться с жизнью: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама. сама. Ах, какое благодеяние. »

Трагизм положения Катерины и Ларисы заключается в невозможности жить в том обществе, в котором они оказались. Своими неоднозначными поступками Катерина и Лариса выражают протест. Это протест против стихийных и устарелых понятий общества, в котором живут героини.

«. Протест, доведенный до конца, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу. Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!» Эти слова Добролюбова красноречиво доказывают, что в самоубийстве Катерины никак нельзя увидеть слабость души и трусость. Я считаю, что такие слова можно сказать И о Ларисе. Этот жестокий и несправедливый мир, в котором все продается и покупается, в котором отвергаются и уничтожаются душевная чуткость, тонкость и красота, называется «темным царством».

Сочинение Женские образы в пьесе Островского Гроза

Во все времена, в жизни и в произведениях литературы, дома и не балах, с мужчиной или с подругами, женщины оставались и остаются разными. У каждой из них свой характер, свои идеалы, увлечения и стремления. Одна половина женской части человечества совершенно противоположна второй, и это нормально, это течение жизни, но порой бывает так, что эти самые антиподы враждуют между собой и выигрывает, конечно же, тот, кто сильнее и властнее. Так, например, в произведении Островского Александра Николаевича «Гроза» под одной крышей уместились два совершенно противоположных образа.

Первый женский образ – Катерина. Это очень честная и добрая девушка, которая любит и уважает всех, она никогда никого не оскорбляет, не строит и не поучает. Девушка выросла в очень хорошей семье, где её любили, и она была свободной всю свою девичью жизнь до того момента, пока не встретила Тихона и не вышла за него замуж. С самого детства Катерина была открыта всему новому, миру и людям, а ещё она искренне верила в бога и помогала своим родителям. Попав в дом Тихона, она попала и в руки его матери, и была поражена, насколько здесь всё по-другому. Девушке ничего не оставалось, как слушать Кабанову и мучиться-мучиться, пока смерть не придёт за ней, или, как получилось на деле – она не пойдёт навстречу к своей смерти.

Кабанова – властная и деспотичная женщина, которая с одной стороны считала, что мужчина в семье главный и его нужно слушаться, а с другой – командовала своим сыном и его женой. В доме Кабановой царствовали порядки «Домостроя», она требовала слушаться её, уважать и выполнять любую работу, которую она даёт. Катерину она постоянно унижала, обращалась с ней не как с личностью, давила на неё, а когда та, совершив грех, раскаялась, женщина обрадовалась, ведь это новый повод для того, чтобы мучить бедную девушку. Всем понятно, что это не могло продолжаться вечно. К сожалению, из этого не вышло ничего хорошего, и Катерина совершила самоубийство, а Кабаниха, которая пыталась всем навязать своё мнение, заставить подчиняться ей и жить по традициям и выполнять обычаи, в конце концов осталась одна, от неё отвернулся даже сын, на которого она возлагала огромные надежды. Но, как известно, добро всегда сильнее зла, оно побеждает его, а справедливость в итоге торжествует. Так и в этом произведении, Кабаниха получила по заслугам, пусть и такой ценой, как смерть несчастной молодой девушки.

Читайте также:
Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского (Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев): сочинение

К несчастью, Кабанова всё же сумела довести невестку до такого состояния, но и Катерина, будучи набожной и очень честной, не смогла жить с мыслью о том, что она совершила огромный грех, и не то что Кабанова – она сама не простит его себе никогда.

Конечно, в жизни не бывает только чёрного и белого. Так и в «Грозе», здесь присутствует ещё один образ – Варвара. Это дочь деспотичной Кабанихи, которая несмотря на нравы своей матери, продолжала гулять со своим возлюбленным. Она не была такой, как её брат, она была свободнее. Именно поэтому Варвара и помогала главной героине. Она устроила свидание с Борисом и всегда поддерживала её словами. Варвара бесспорно была доброй, но эта доброта перестаёт быть таковой, когда мы вспоминаем о том, кто её мать. Варвара – сломлена Кабанихой, поэтому априори не может быть положительным персонажем.

Вот так под одной крышей и на страницах одной книги уместились такие разные женщины.

Вариант 2

Женский образ занимает значительную часть в русской литературе. Именно женщины становятся примером настоящей жизни с переживаниями и трудностями в произведениях великих русских классиков.

Известный не только в 19 веке, но и в современном мире драматург Александр Островский так же уделил особое внимание женскому образу. Все героини в его произведениях разнообразны, с неидеальным характером, ярким поведением и своей индивидуальностью. Хорошо проследить многообразие образов можно в драматическом рассказе «Гроза».

«Гроза» была написана в 1859 году. Действия происходят в вымышленном городе на берегу реки Волги. Главными героями является семья Кабановых. Молодая девушка Катерина по наставлению родителей вышла замуж за пьяницу Тихона, потому что тот выходец из знатной семьи. В новом доме всем правит мать Тихона – Кабаниха. Хозяйка дома всячески унижает и притесняет свою невестку, заставляя ее делать глупые вещи. И только в Варваре, дочери Кабанихи, Катерина находит понимание и сочувствие. В центре произведения находятся социальный конфликт и яркие женские образы, которые противопоставлены между собой.

Первым женским образом является образ главной героини Катерины. Героиня представлена искренней, мечтательной и романтичной девушкой. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в совершенно другой дом, наполненный злобой и ненавистью. Утешение девушка находит в Варваре и новом возлюбленном Борисе. Но Катерина не может совладать со своими чувствами и выбирает путь самоубийства.

Следующим образом выступает Марфа Кабанова или Кабаниха. Этот женский образ Островский противопоставил Катерине. Кабаниха властная и жестокая купчиха, которая находит радость в унижении окружающих. Все живущие в ее доме должны поступать только по наставлениям хозяйки. Марфа Кабанова является символом жестокости, тирании и деспотизма.

Не менее ярким образом является Варвара, дочь Кабанихи. Живая, идущая против системы и правил своей матери, Варвара помогает Катерине и оказывает поддержку. Но в открытую героиня не действует, она предпочитает хитрость и ложь. В конце Варвара сбегает со своим возлюбленным Кудряшом, пренебрегая законами матери.

Каждая из героинь по-своему интересна, ведь каждая представляет эпоху того времени.

Женские образы в произведении Гроза

Несколько интересных сочинений

Лирические произведения Пушкина поражают своей разнообразностью. Это размышления, переживания поэта. В них прослеживается несколько направлений – свобода, дружба, любовь, природа, философия, поэт и поэзия, политика.

Роман показывает одновременно и процесс деградации российского дворянства после отмены крепостного права и, одновременно, говорит человеческой безнравственности, рисуя ряд персонажей, которые не вызывают никакой симпатии.

Не хотелось бы сравнивать всех, но большинству людей в наше время, присуща бестактность. И единицы из нас, умеют вести себя правильно и уместно в каждой из ситуаций. Согласна, конкретно, нас этому не учат

Первая часть романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» была напечатана в 1932 г.

Иван Игнатьевич – один из обитателей Белгородской крепости, он является старым офицером, поручиком. В этом образе Пушкин рассматривает фигуру простого русского человека, верного и преданного собственной службе

Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес»

Катерина Кабанова

Катерина Кабанова была главным женским образом в драме «Гроза». Писатель показал её читателю очень целеустремлённой. Помимо этого, девушка обладала и другими качествами, такими как:

  • прямота;
  • честность.

Катерина не стеснялась высказывать своё мнение, и когда слышала, что в её сторону идут косвенные нападки, тут же встревала в разговор для прояснения ситуации. Своё мнение она всегда высказывала прямо, но довольно доброжелательно, чтобы на месте разрешить конфликт.

Окружение героини

К сожалению, не все члены семьи Кабановых обладали такими же качествами.

Свекровь главной героини вовсе не нуждалась, чтобы с ней говорили открыто. Атмосфера недомолвок помогала ей занимать властное положение в доме. Именно скрытая вражда между домочадцами позволяла ей начинать новые конфликты. В доме Кабановых царило по-настоящему тёмное царство. Здесь никто не стремился жить в мире и согласии. Дети хозяйки дома не могли пойти против матушки и изменить заведённые порядки.

Трагичная судьба девушки

Катерина была замужем за сыном Кабанихи — Тихоном. Со свекровью она не могла ужиться, а муж даже не мог её защитить. Спустя время девушка встречает Бориса и заводит с ним роман, тем самым загоняя себя в ловушку. Эта любовь и привела девушку к трагичному концу. Даже если бы Катерина не обожглась предательством Бориса, вряд ли она смогла бы зажить счастливо. Её убивало текущее положение и рано или поздно это также привело бы героиню к самоубийству.

Двуличие — единственный выход

Катерина была воспитана так, что всегда противилась любому двоемыслию. У неё не было привычки что-то скрывать и обманывать близких людей. Полной её противоположностью была Варвара Кабанова — сестра её мужа. Девушка давно поняла, в каком доме она живёт и что честным людям здесь не выжить.

Читайте также:
Сказка Островского Снегурочка: сочинение

Главная героиня не умела и не хотела врать. При любой малейшей провинности её начинали мучить угрызения совести. Нет ничего удивительного, что девушка выбирает смерть, а не начинает жить двойной жизнью и прятаться от мужа со своим любовником.

В пьесе «Гроза» женский образ Катерины некоторые критики литературы сравнивают с Ильинской из очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Обе девушки были несчастны в любви и не могли с этим ничего поделать. Это ещё раз подтверждает, что в русском обществе того времени положение женщин было практически бесправным.

После прочтения анализа образа Катерины каждый человек может с лёгкостью написать сочинение или реферат о драматургии в жизни героини. Несмотря на это, рекомендуется прочесть произведение полностью. Островский был прекрасным драматургом и чтение его творчества подарит настоящее удовольствие.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Мой Пушкин (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
    Наверное, на этой земле нет такого человека, который бы не знал про одного известного и знаменитого писателя, как Пушкин. Кроме этого он написал огромное количество разных произведений и многие из них изучаются в школе.
  • Сочинение по картине Васнецова Песнь о вещем Олеге
    На картине художник запечатлел судьбоносную встречу князя Олега с провидцем, кудесником. Эти оба персонажа и изображены на переднем плане картины. Князь справа восседает на белом коне с роскошной гривой.
  • Сочинение по картине Айвазовского Берега Далмации (описание)
    Художник Айвазовский Иван Константинович был заядлым путешественником. Он не представлял жизни без покорения новых высот и визитов в другие края. За свою жизнь он сделал несметное количество визитов

Лариса и Харита Огудаловы

В произведении Островского «Бесприданница» было сразу 2 несчастные женщины. Это были мать и дочь Огудаловы:

  1. Лариса Огудалова была умной мечтательной девушкой. Она понимала, что мечте о свадьбе с Паратовым сложно сбыться, ведь у неё не было приданого. Огудалова находилась в унизительном положении и все решения за девушку принимала её матушка. Понимая, что никому не нужна, героиня согласилась стать женой Карандышева, хотя не испытывала к нему никаких чувств. Любила она лишь Паратова и в очередной раз оказалась им предана. После этого девушка решила стать любовницей Кнурова. Карандышев застрелил неверную жену. Перед смертью героиня даже поблагодарила убийцу и попросила отдать пистолет, чтобы в содеянном обвинили только её. Вот так грустно закончилась жизнь девушки, которая мечтала о взаимной любви.
  2. Харита Огудалова, мать Ларисы, небогатая вдова дворянского происхождения. Героиня была очень хитра и считала, что без этого качества невозможно прожить. Ради достижения своих целей Харита могла притворяться, лгать и даже унижаться. Когда пришло время выдавать замуж дочь, она устроила настоящий цирк. В этот момент Огудалова-старшая не думала, что Лариса хочет совсем другого. Девушка согласилась выйти замуж за Карандышова, чтобы поскорее уехать из дома матери. Поступкам Хариты можно найти оправдание, ведь жили они очень бедно, а дочерей нужно было на что-то содержать.

Женский образ в драме Островского «Гроза» был очень похож с судьбами героинь «Бесприданницы».

После анализа двух произведений можно сделать вывод, что автор рассказывал о жизни женщин, которые просто стали жертвами обстоятельств.

Сочинение на тему женские образы в пьесе островского бесприданница

Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы “Гроза”. Первый – это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй – это великая река Волга, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов – свобода. Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, по-своему, не из-под палки, и власти старших покорялась так же. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, – это воплощенная доброта и прощение. Катерина – истинно трагическая героиня. Ибо герой трагедии – всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и не думала протестовать против порядков и мира, в котором жила (и что безосновательно приписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись впервые посетившему ее чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность окружающего мира. Конфликта с этим миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт. Мир русской патриархальной жизни (а Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире) в Катерине взорвался сам, изнутри, потому что из него стала уходить свобода, то есть сама жизнь. В сорока оригинальных пьесах Островского, охвативших современную ему жизнь, практически нет героев-мужчин, то есть положительных персонажей, занимающих центральное место. Вместо них у Островского героини – любящие, страдающие души. Катерина Кабанова – лишь одна из них. Ее часто сравнивают с Ларисой Огудаловой из “Бесприданницы”. Основания для этого есть: любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, – цельности характера, способности на решительный, энергический, как говорил Н. А. Добролюбов, поступок. В этом смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир “Бесприданницы” иной, нежели тот, что описан в “Грозе”: в 1878 году, когда появилась пьеса, в России утвердился капитализм. В “Грозе” же купечество только становится буржуазией, традиционные патриархальные отношения отживают, мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить свои устремления к свободе, утрачиваются, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые не приемлет Катерина. Лариса – тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины. Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-прекрасную любовь, стремится к изящно-красивой жизни. Для этого, несомненно, ей нужно богатство. Конечно, ее жених Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже. Неопытность и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, подобно бабочке, летящей на пламя свечи. А сильным характером, цельностью натуры она не обладает. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить протест в отличие от Катерины. Но нет, она проявляет слабость во всех отношениях. Слабость не только в ее решении убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, но и в ее нежелании противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во втором акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом, Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холода, скрывающегося за эффектным внешним блеском. (No Ratings Yet) Loading…

Читайте также:
Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза»: сочинение

Похожие сочинения:

Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской… “Трагедия совести” (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела… ПРОТЕСТ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в… ГРОЗА НАД КАЛИНОВОМ (ПО ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”) В 1856 году Островский совершил путешествие до Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в “Грозе”, действие которой происходит в… ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ “ТЕМНОГО ЦАРСТВА” В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” Наивысшим художественным достижением А. Н. Островского в предреформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но… ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖА В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” И А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” Пьесы А. Н. Островского “Гроза” и А. П. Чехова “Вишневый сад” различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та… Суровые нравы города Калинова. По пьесе А. Н. Островского “Гроза” Русская литература 2-й половины XIX века Суровые нравы города Калинова. (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Тема добра и зла явно или скрыто, но присутствует в произведениях искусства. Литература раскрывает… ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” В трагедии Островского “Гроза” были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова автор показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и разгульность… Символичность и трагичность в драме Островского “Гроза” Мало кто знает, что в основу пьесы Островского “Гроза” легли эпизоды из его жизни и его судьбы. Если детально изучать биографию Александра Островского, никак нельзя упустить тот факт, что у… Женские образы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” (1863-1869 гг.). Это ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы… ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” (вариант 1) Нет ничего на свете прекраснее женщины… Ф. И. Тютчев Основа творчества писателя – вдохновение, ниспосланное свыше. И это вдохновение имеет женское начало. Не случайно муза – женщина, К женским ногам… Мольер – создатель философско-нравственных пьес Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.3. Мольер – создатель философско-нравственных пьес Комедия “Мизантроп” (1666) явилась одной из первых философско-нравственных пьес. Своей направленностью комедия больше… “Нравственная проблематика пьес В. Розова (по пьесам “В Добрый час”, “Гнездо глухаря”) Литература помогает открывать сердца и души человеческие для восприятия чужих проблем и бед. Писателей, ставивших в центр своего творчества нравственные проблемы человеческой личности, в нашей литературе очень много. Среди них… ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР А. Н. ОСТРОВСКОГО На той стороне Волги, прямо против города, два села; и особенно живописно одно, от которого вплоть до Волги тянет самая кудрявая рощица; солнце при закате забралось в нее как-то чудно,… Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы органчика и Угрюм-Бурчеева в повести “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство “государственной машины”, исследовал… Почему Катерина не видит для себя другого исхода, кроме смерти? Почему Катерина не видит для себя другого исхода, кроме смерти? Для построения рассуждения на предложенную тему обратитесь к различным трактовкам характера героини А. Н. Островского в критике и литературоведении. Так,… Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли… ОБРАЗЫ КОНТРРЕВОЛЮЦИОНЕРОВ В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА “ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА” Представители белого движения показаны автором в романе без упрощения характеров. Белые офицеры Половцев и Лятьевский, раскулаченный Тимофей Рваный – все они непримиримые враги Советской власти, люди сильные, мужественные, убежденные в… ОБРАЗЫ ДВОРЯН В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “ДУБРОВСКИЙ” Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие – менее Подробно (князь Верейский), о третьих – вспоминается вскользь (Анна Савишна… Сочинение 2 (по К. Г. Паустовскому) Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, русский язык) Текст (1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго… Образы-символы в пьесах А. П. Чехова “Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле”. А. П. Чехов А. П. Чеховым написано огромное количество бессмертных произведений: рассказов, фельетонов, повестей,… ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” (вариант 1) Замысел “Мертвых душ” возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: “Боже, как грустна наша Россия!”. В 1842 году поэма… ОБРАЗЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” (вариант 2) В романе “Война и мир” Толстой рисует много женских образов. Наташе Ростовой, одной из любимых героинь автора, Марье Болконской, к которой Толстой относится с такой же теплотой и симпатией, противопоставлены… Сказки Салтыкова-Щедрина: сюжетные линии и образы Сказки Салтыкова-Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию “Сказок” автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено,… ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БЕЖИН ЛУГ” ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БЕЖИН ЛУГ” 1 вариант В поэтическом рассказе “Бежин луг” появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает их развернутую эмоционально-психологическую характеристику. Эти ребята очень подвижны… ОБРАЗЫ ЖЕНЩИН-КАЗАЧЕК В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА “ТИХИЙ ДОН” Автор повествует о сложнейшем времени в истории России на переломе эпох. Множество страданий пришло на Донскую землю. Рушился привычный уклад жизни, ломались судьбы, гибли целые семьи в горниле гражданской войны…. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РАССКАЗЕ А. И. КУПРИНА “ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ” Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была свойственна громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь… Анализ стихотворения Тютчева “Весенняя гроза Поэт Федор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Свое детство и юношество провел он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря… Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Русская литература 2-й половины XIX века Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого… ТЕАТР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО ТЕАТР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же как академии, музеи, университеты. А. Н. Островский С самого раннего детства мы погружаемся в… ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ПЬЕС А. Н. ОСТРОВСКОГО (“Гроза”, “Бесприданница”)

Читайте также:
Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины cильным русским характером?: сочинение

Сочинение по произведению на тему: Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Лес»

Будучи во многом переломным для русского общества в целом, XIX век перенес множество кардинальных перемен во все области государственной жизни. Так как этот процесс не мог не быть весьма значительным для русского народа, то возникала необходимость привлечения к нему внимания общественности. Выполнение этой функции взяла на себя литература. Для поднятия наиболее острых вопросов современности создавалось множество ярких, красочных характеров. Следует отметить, что в произведениях традиционно доминировали мужские образы, отображающие наиболее социально активных представителей общества того времени. Однако, если обратить внимание на работы многих русских классиков, начиная с Фонвизина и Грибоедова, невозможно не заметить их интерес к изображению женских образов. Александр Николаевич Островский не являлся исключением. Напротив, он создал целый ряд очень выразительных женских характеров, способных, по словам Гончарова, “думать, говорить и поступать, как они думают, говорят и поступают сами”, каждый из которых глубоко типичен и в то же время индивидуален и самоценен.
Нетрудно отметить, что в целом в творчестве Островского преобладают семейно-бытовые конфликты, в которых доминирующую роль играет не мужчина, а именно женщина. Основополагающим мотивом здесь зачастую является противостояние старого и нового. Обычно оно выражено конфликтом между сильной, деспотичной женщиной старшего поколения и юной, социально беспомощной девушкой (своеобразный мотив взаимоотношений между “палачом и жертвой”). Такой расклад характерен как для комедии Островского “Лес”, так и для его драмы “Гроза”.
Следует акцентировать внимание на том, что в комедии “Лес” этот конфликт раскрывается в более упрощенном (по сравнению с “Грозой”) виде. Старшее поколение здесь представлено в лице Гурмыжской. Островский создает очень колоритный образ богатой помещицы, некогда блиставшей в свете, теперь живущей в провинции. В качестве одной из наиболее красноречивых характеристик автор приводит ее мнимую склонность к благотворительности. По ее словам, она только “конторщица у своих денег, а хозяин им всякий бедный, всякий несчастный”. Гурмыжская — характерный тип героини, представляющий собой дворянский вариант “самодурного” начала, так полно раскрытого Островским в “Грозе”. В комедии “Лес” этот мотив выражен не столь ярко. Гурмыжская живет знаниями своей прежней жизни и не желает с ними расставаться. Для этого она выписывает из Петербурга недоучившегося гимназиста Буланова. Островский очень четко рисует гротескно-комедийный образ карьериста и “приживальца”. Гурмыжская влюбляется в него, и ее “противницей” становится Аксюша, по словам Страхова, “честно и душевно сильная девушка”, но во многом уступающая Катерине из “Грозы”, несмотря на то что параллели в построении образа явно прослеживаются. К примеру, она так же живет под покровительством сильной, властной женщины, так же влюбляется в молодого человека, находящегося под начальством отца и целиком и полностью зависящего от него (трудно не вспомнить Бориса и Дикого из “Грозы”); наконец, она так же стремится к личной свободе, к независимому самоопределению. Однако, несмотря на отдельные глубокие по своей смысловой нагрузке психологические зарисовки (например, ее разговор с Петром, в котором она признается: “Слез у меня нет, и тоски большой нет, а вот, говорю я тебе, пусто тут у сердца”), образ гораздо более упрощенный, лишенный глубокого психологического анализа, свойственного Островскому в “Грозе”. Н. А. Добролюбов указывает на то, что “он не карает ни злодея, ни жертву”. Действительно, ни Гурмыжская с Булановым, ни Аксюша с Петром и прочие герои не получают жесткой оценки: Островский обращает внимание читателей не на конкретных героев, а на те социальные типы, которые они представляют.
Та же ситуация прослеживается и в “Грозе”, однако здесь очевидно гораздо более развернутое построение психологического портрета. Поместное дворянство уступает в этом случае место купечеству. Роль Гурмыжской играет Кабаниха, “типичный самодур русской жизни”.
Это очень колоритная фигура, символизирующая собой одну из наиболее значительных частей “темного царства” и говорящая от имени патриархальных принципов. Она являет собой безличное “мы”, старый порядок, обреченный на гибель даже в таком “захолустном” городе Калинове, где он все еще имеет достаточную силу. Новое время пугает Кабаниху, она ощущает перемены, замечает, что “не очень-то нынче старших уважают”, и пытается всеми способами поддержать Свой авторитет. Островский подчеркивает, что делает она это не со зла, что ее беда в том, что она искренне верит в то, что молодые “ничего-то не знают, никакого порядку” и что “хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы”. Так же как и у Гурмыжской, у Кабанихи сильно развит мотив мнимой благотворительности, она привечает “странниц, оказывает им милости”, прислушивается к их словам, одновременно держа в строгости и повиновении домашних.
В таких условиях оказывается главная героиня “Грозы” Катерина. Это несравненно более сложный (по сравнению с Аксюшей) образ, вызывающий массу споров в русской критике. Ввиду его глубокой внутренней противоречивости, современные критики склонны выделять “светлую и темную стороны души” Катерины. К “светлой стороне” относят ее поэтичность и романтизм, искреннюю религиозность, а также ее “полную противоположность всяким самодурным началам”. Островский рисует образец “женского энергичного характера”. Не отличаясь особой образованностью и стремлением к высоким идеалам, Катерина обладает сильным чувством внутренней свободы. Всякие попытки навязать ей какие-либо ограничения обращают всю ее силу и энергию в протест. И здесь открывается “темная сторона” ее души, указывающая на ее связь с “темным царством”. Хотя, по словам Добролюбова, “Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда недовольным, любящим разрушать во что бы то ни стало”, она становится-таки рабой своих эмоций. На передний план всплывают ее уязвленная гордость и оскорбленное самомнение, толкая ее на греховный путь прелюбодеяния. Следует отметить, что, несмотря на свою большую социальную зависимость, у Островского именно женщина играет ведущую роль в любовном треугольнике, причем возлюбленный не всегда соответствует глубокой внутренней порядочности героини. Эта ситуация наблюдается как в “Грозе”, так и в “Лесе”. Собственно, любовь Катерины к Борису является частью протеста против нарастающего гнета “темного царства”, кратковременным утешением для нее. Однако, окончательно запутавшись в сложившейся ситуации, она остро ощущает необходимость освобождения и, будучи в душе идеалисткой, видит его только в смерти. Островский ставит акцент на том, что это единственный выход в данном случае, подчеркивая это словами Бориса: “Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!”, и также краткой, но выразительной репликой Тихона, произнесенной над мертвой Катериной: “Хорошо тебе, Катя!”
Говоря об образе Катерины, нельзя не упомянуть о фигуре Варвары, выполняющей здесь функцию беззаботной, ветреной субретки. Островский сознательно подталкивает читателя к сопоставлению этих двух образов, еще сильнее акцентирует внимание на положительных чертах главной героини. “Ты какая-то мудреная, Бог с тобой!” — говорит Варвара, выгодно оттеняя эту “мудреность” своей легкомысленностью и хоть и практической, но поверхностной “хваткой”. Если обратиться к комедии “Лес”, то здесь роль субретки выполняет Улита, ключницаТурмыжской, однако она является отнюдь не антиподом, а, наоборот, двойником своей пылкой и влюбчивой хозяйки, ею также овладевают мечты (“Так иногда найдет вроде как облако”, — признается). Любовная связь Гурмыж-ской с Булановым подчеркивается влюбленностью Улиты в Счастливцева.
Немало женских образов носят у Островского сатирический, гротескный характер. В комедии “Лес”, согласно законам жанра, это распространяется на всех персонажей; что касается “Грозы”, то здесь именно сатирические женские образы явились одним из выражений комедийного начала. Сюда можно отнести странницу Феклушу и “девку” Глашу. Оба образа можно смело назвать гротескно-комедийными. Феклуша представляется сказительницей народных преданий и легенд, ублажающей окружающих своими рассказами о том, как “сал-таны землей правят” и “что ни судят они, все неправильно”, да о землях, “где все люди с песьими головами”. Глаша же является типичным отражением простых “калиновцев”, с благоговением слушающих таких Феклуш, уверенных в том, что “еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается, а то бы так дураками и померли”. И Феклуша, и Глаша принадлежат к “темному царству”, деля этот мир на “свой” и “чужой”, на патриархальную “добродетель”, где все “прохладно и благочинно”, и на внешнюю суету, от которой старые порядки и время начинают “в умаление приходить”. Этими персонажами Островский вводит проблему абсурдного невежества и непросвещенности старого консервативного уклада жизни, его несоответствия с современными тенденциями.
Таким образом, подводя черту подо всем вышесказанным, следует подчеркнуть, что, твердо осознавая все перемены и течения в обществе, Островский тем не менее был настроен против идей насильственных преобразований и видел свою просветительскую деятельность в достаточно традиционном аспекте: в нравственном перевоспитании, разоблачении порока, открытии добродетели простых и вечных жизненных ценностей. И немаловажную роль в раскрытии этой темы сыграли столь точно подобранные и “выписанные” им персонажи, в том числе и женского пола, как доминирующие во многих его пьесах, включая “Грозу” и “Лес”. Именно их присутствие сделало возможным такие сюжетные ходы, как конфликт между старым и новым поколением, противостояние или, напротив, союз сильной, глубокомысленной личности и беззаботного, но практичного персонала, введение комедийно-гротескных образов и многое другое, в конечном счете обеспечившее выполнение поставленной задачи и сделавшее Островского одним из наиболее выдающихся русских драматургов XIX века.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: