Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

Трагедия Ларисы Огудаловой в романе Бесприданница Островского сочинение

Главным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом. У нее чистая и открытая душа, она верит в бескорыстие и справедливость. Единственным ее недостатком является то, что Лариса – бесприданница, не имеющая достаточных средств к существованию. Конечно, это не личный недостаток девушки, а порок того времени, и того общества, в котором живет героиня.

Мать Ларисы сама считает свою дочь товаром, который можно выгодно продать, и улучшить свое материальное благополучие. Расчетливая и хладнокровная женщина старается подать свою дочь потенциальным женихам в самом выгодном свете, она заставляет ее прислуживать им и унижаться. Но Лариса, чистая, доверчивая душа, противится матери. Она ждет чистой и возвышенной любви. Их дом часто посещает богатый и импозантный судовладелец Сергей Сергеевич Паратов. Со всей пылкостью юного сердца, Лариса влюбляется в красивого и умного мужчину. Она надеется на взаимные чувства, она пока еще не знает, что миром правят деньги. Но Паратов уже не слишком молод, и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда не женится на девушке, у которой за душой ни гроша. Паратов не прочь поразвлечься с молодой девушкой, которая красива и образованна, ее можно пригласить в компанию, где она будет играть роль дорогой изящной вещи.

Разочаровавшись в любви, Лариса собирается стать женой Карандышева, мелкого чиновника. Тщеславный Юлий Капитонович ничем не лучше богатого судовладельца, ему льстит сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему.

Пригласив гостей, Карандышев делает потуги сравниться со своими богатыми соперниками, не понимая, как глупо и жалко он выглядит даже для Ларисы. В конце концов, счастливый жених напивается, а Паратов, пользуясь чувствами девушки, увлекает ее на пароход. На пароходе собралось высшее общество, а Ларисе опять отводится незавидная роль куклы, нужной для развлечения публики.

Воспользовавшись невинностью девушки, Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов признается ей, что женится на другой девушке, и отправляет Ларису домой. Несчастная девушка раздавлена, она ищет сочувствия у своих давних друзей, Кнурова и Вожеватова, не подозревая о том, что они уже кинули жребий, кто будет владеть ей в дальнейшем.

Карандышев стреляет в невесту, и эта смерть становится избавлением Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества.

2 вариант

“Бесприданница” – знаменитый роман Островского. В нем автором описывается тяжёлая участь небогатых девушек того времени, порочность и продажность общества.

Лариса – главная героиня произведения – молодая девушка, прекрасно образованная, умная, красивая, правда, пожалуй слишком наивная для своего времени. Один недостаток, который и портит героине жизнь – это бедность её семьи. Быть может, с этим ещё можно было и справиться, если бы не мать Ларисы – Харита Игнатьевна. Она, женщина алчная и беспринципная, для меня является самым негативным персонажем в романе. Харита Игнатьевна не злой человек по-своему она даже желает дочери счастья. Ведь для неё оно заключается в размере кошелька. Даже удивительно, как у такой расчетливой матери могла вырасти такая милая и наивная дочь.

Лариса мечтает о любви, чистой и светлой, мать же ищет дочери жениха побогаче. Потенциальные претенденты на руку девушки смотрят на неё как на вещь, предмет интерьера, прекрасное дополнение к своему состоянию. Никто не видит в ней душу, человека. Роль будущей содержанки противна героине, и она всем сердцем старается избежать такой участи.

Идеал мужчины она находит в Сергее Паратове. Он, один из всех, кажется ей благородным и искренним. Однако, это лишь маска, под которой прячется лицемерный и подлый мужчина. Все его положительные качества были лишь показухой и имитацией. Сергей Сергеевич использует Ларису, чтобы самоутвердиться в собственных глазах.

Она, полагая что нашла родственную душу, доверяет ему абсолютно. Забыв обо всем, Лариса отдаёт Сергею свою невинность, что в то время было огромным позором для любой девушки. После сообщения Паратова о помолвке с другой, героиня чувствует себя совсем подавленной и растоптанной.

Смерть от шальной пули не кажется случайностью, скорее закономерным завершением истории её жизни. Ей не было места в этом жестоком мире. Умирая, она впервые за долгое время ощущает себя спокойно и счастливо.

Я думаю, трагедия “Бесприданницы” в том, что она родилась не в том месте, и не в то время. Лариса слишком хороша для общества, частью которого невольно являлась. Будь она дочерью богатых родителей, ее судьба сложилась бы счастливо. Будь она похожей на свою мать, то не страдала бы от участи стать женой богатого мужчины.

Роман Островского был актуален для того времени. Он изобличал людей, которые не видели в человеке никаких достоинств, кроме денег и положения в обществе. Родителей, которые использовали собственных детей как товар. Книга учит, что любовь, искренность и честность – самое дорогое, что есть у человека. И этого не купить, даже за все богатства мира.

Читая “Бесприданницу” мы, современные читатели, ужасаемся пошлости и испорченности нравов общества того времени. Важно помнить об этих трагедиях, рушащих жизни, дабы в будущем не повторить их.

Также читают:

Картинка к сочинению Трагедия Ларисы в романе Бесприданница

Популярные сегодня темы

В великолепном произведении, написанным замечательным писателем Лесковым под названием «Левша», рассказывается о жизни главного персонажа, который представляет собирательный образ всего русского народа.

К.Г.Паустовский написал очень много поучительных рассказов, но один из них наиболее интересный и запоминающийся который называется телеграмма, он четко дает понять, как мы относимся к своим родственникам

Мне нравится заниматься домашними делами. Особенно я люблю помогать бабушке готовить большой пирог. Он называется «курник», хотя никакой курицы в нем нет.

«Возвращение» – рассказ, написанный Андреем Платоновым, в котором отражены проблемы советских семей в послевоенный период.

Главный герой одного из самых известных произведений Антона Чехова, рассказа Человек в футляре, – учитель греческого языка Беликов. Его неизменный атрибут – плащ, застегнутый на все пуговицы, в котором он ходит даже летом

Читайте также:
ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА.: сочинение

Признание: дети Валентины Легкоступовой виноваты в ее смерти?

Кто виноват в трагической смерти Ларисы в произведении «Бесприданница­ «?

Несколько раз задавала этот вопрос своим дочерям, так как они очень любят фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятый на мотив произведения А. Н. Островского «Бесприданница» и читали саму пьесу. Ответы на свой вопрос получала разные:

  • Карандышев (самый популярный ответ)
  • Паратов
  • сама Лариса

И только младшая ответила правильно, на мой субъективный взгляд:

  • виновата мама Ларисы, которая плавно подвела к гибели всех своих дочерей, приучая их жить по воле мужчин и не дав им возможности честно трудиться, забыв о праздности.

Соглашусь с этим ответом и добавлю от себя — Огудалова Харита Игнатьевна (мама Ларисы) развратила своих дочерей, устроив в своем доме «ярмарку невест», где пыталась задорого сбыть их, что и привело к гибели сначала старших дочек, а затем и самую младшую, а выстрел Карандышева лишь поставил жирную точку, потому что погибла Лариса уже до этого, потеряв веру и назвав себя «дорогой вещью».

На самом деле, так сложились обстоятельства и отчасти виновата сама Лариса. Да и общество, тоже хорошо, его устои и породили таких вот Паратовых и карандашевых. Они ей всю жизнь и поломали. Да и мать ее тоже хороша, именно она сформировала у своей дочери неправильные жизненные установки, которые изрядно подпортили ей жизнь.

Поэма «Бесприданница» очень глубокое, трагичное произведение, в котором безумно жаль героиню Ларису Огудалову.

Лариса чистая, невинная, романтичная девушка, живущая сердцем.

Виновников гибели Ларисы много, так как все по-сути воспринимают её, как вещь, которой можно воспользоваться, продать.

Она влюбилась в Паратоваи несмотря на то, что он пользуется ею, верит ему, доверяя и отдавая ему всю себя.

После того, как он предает её и собирается жениться для улучшения своего благосостояния, мир у неё рушится, она не видит цели в жизни.

Виновата мать, которая не смогла уберечь дочь, ведь она так же, как и другие видела в ней вещь, которую можно удачно продать.

Да и общество в целом, с его устоями, власть богачей над неимущими. Именно такое положение благоприятствует развитию отношений купли-продажи.

Помню, что произведение А.Н. Островского «Бесприданница» проходили в школе, после этого еще смотрел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс».

В этой ситуации нет одного виновника, что Лариса погибла, здесь виновны многие.

Среди виновных можно выделить следующих действующих лиц:

С одной стороны виновата мать, которая хотела выдать дочь за богатого и достойного человека и не заметила, как Лариса стала «вещью».

Виноват Карандышев, не только что убил Ларису, но и то, что во все это ввязался.

Виноват Паратов Сергей Сергеевич своей безответственностью.

И конечно же виновата сама Лариса, которая позволила так с собой обращаться.

Лариса Огудалова переживает жестокость окружающих, а также любовную драму, в результате которой она гибнет. Она умна и образованна, но бесприданница. Её мать торгует красотой и молодостью её и её сестёр, ищет любовь, а потом, вследствие своей неопытности, попадает в ловушку Сергея Сергеевича Паратова, считая его идеалом мужчины.

Девушка сама себя погубила, так как видела в этом духовное спасение, спасаясь от тяжелого выбора, который она хотела бы сделать, чтобы не попасть в водоворот, называемый развратом.

У каждого может быть своё мнение на предмет того, из-за чего и из-за кого погибла Лариса в Бесприданнице. В принципе, на то и великое произведение великого автора, чтобы давать почву для размышлений на несколько поколений вперёд.

Лично я вижу несколько причин и укажу их, но никоим образом не претендую на то, что моё мнение является единственно верным, просто напишу о своих впечатлениях.

  • Бесправное положение женщины в царской России. В этом плане явно можно провести аналогию с Анной Карениной, героиней Толстого.
  • Эгоизм и себялюбие многих мужчин, в частности, Ларису окружающих. Жениться не хотят и не могут, но пользоваться её молодостью, красотой и свежестью- пожалуйста.Или напротив- жаждут жениться, зная, что любви нет. Хотят взять себе то, что фактически им не может принадлежать.
  • Безволие и бесхарактерность самой Ларисы. Получается- что она как-бы раба любви. И эта вот любовь её и губит.
  • Естесвенно, мать Ларисы, которая постоянно вмешивалась в жизнь дочери и толкала её на не всегда допустимые вещи.
  • Неуравновешенность в психологическом плане Карандашова. Его стремление казаться не тем, кто он есть на самом деле.

«Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?»

Урок литературы в 10-м классе

по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

«Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?»

: создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”.

Задачи урока

  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;
  • эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста, на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;
  • развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать его.

Слово учителя.

– Здравствуйте! Зависит ли что-либо в нашей жизни от таких простых на первый взгляд слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

Беседа по вопросам:

Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”, с какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания…Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно… Да, в ее голосе звучат нотки тревоги…)

-Какие люди окружают главную героиню? В чём их интересы в жизни?

Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?

— Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни?

(Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

Читайте также:
Радость жизни Катерины в пьесе Гроза: сочинение

— “Я на распутье…” Что означают эти слова героини?

Составление схемы на доске.

-Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

Что для Ларисы означает слово “дом”?

— Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни?

— Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

— Можно ли считать случайностью смерть героини?

(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

— Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).

  • “В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба” (Ю.В. Лебедев).
  • “Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…” (Н.А. Добролюбов).
  • “В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…” (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся.

— За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

Видеофрагмент («Жестокий романс»)

Домашнее задание.

Представьте, что пистолет Карандышева дал осечку. Как бы дальше сложилась жизнь Ларисы Огудаловой?

«Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница»»

Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса — мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить всё, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

«Бесприданница» А. Н. Островского, прежде всего, драма о любви. Именно любовь стала основой сюжета этого произведения и источником внутренних противоречий главной героини — Ларисы Огудаловой. На мой взгляд, любовь в «Бесприданнице» — символическое, многозначное понятие. «Я любви искала и не нашла» — такой горький вывод делает Лариса в финале пьесы. Я думаю, она имеет в виду любовь-сочувствие, любовь-понимание, любовь-жалость. В жизни Ларисы такую, настоящую, любовь вытеснила «любовь», выставленная на продажу, любовь-товар. Важно, что торг в пьесе идет именно из-за Огудаловой. Купить такую «любовь» может только тот, у кого больше денег. Для «европеизированных» купцов Кнурова и Вожеватова любовь Ларисы — предмет роскоши, который покупается для того, чтобы с «европейским» шиком обставить свою жизнь. Мелочность и расчетливость этих «просвещенных» людей проявляется не в самозабвенной ругани из-за копейки, а именно в безобразном любовном торге. «Облезлый барин» Сергей Сергеевич Паратов, самый экстравагантный и бесшабашный герой, — фигура пародийная. Это «купеческий Печорин», сердцеед со склонностью к мелодраматическим эффектам. Свои отношения с Ларисой Огудаловой он считает любовным экспериментом. «Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц», — откровенничает Паратов. Любовь, по его мнению, годится только «для домашнего обихода». Собственная паратовская «езда в остров любви» с бесприданницей Ларисой была недолгой. Ее сменили шумные кутежи с цыганами и женитьба на богатой невесте, точнее, на ее приданом — золотых приисках. «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно», — таков жизненный принцип Паратова, нового «героя нашего времени». Жених Ларисы, жалкий «чудак» Карандышев, ставший ее убийцей, — личность комичная и в то же время зловещая. В нем перемешаны, казалось бы, несовместимые черты. Это и окарикатуренный Отелло, пародийный «благородный» разбойник (на костюмированном вечере «оделся разбойником, взял топор в руки и бросал на всех зверские взгляды, особенно на Сергея Сергеича») и одновременно «мещанин во дворянстве». Его идеал — «экипаж с музыкой», роскошная квартира и обеды. Это амбициозный чиновник, попавший на разгульный купеческий пир, где ему достался незаслуженный приз — красавица Лариса. Любовь Карандышева, «запасного» жениха, — это любовь-тщеславие, любовь-покровительство. Для него Лариса тоже «вещь», которой он кичится, предъявляя всему городу. Сама героиня пьесы воспринимает любовь Карандышева как унижение, оскорбление: «Как вы мне противны, кабы вы знали!… Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше покровительство; ни от кого никаких других оскорблений мне не было». Главная черта, проступающая в облике и поведении Карандышева, вполне «чеховская». Это пошлость. Именно она придает фигуре чиновника мрачный, зловещий колорит, несмотря на его заурядность по сравнению с другими участниками любовного торга. Ларису убивает не провинциальный «Отелло», жалкий комедиант, а воплощенная в нем пошлость, которая стала для героини единственной альтернативой любви. А какова же сама Огудалова? На мой взгляд, ни одна психологическая черта в ней не достигла завершенности. Ее душа наполнена темными, смутными, не до конца понятными ей самой порывами и страстями. Лариса не способна сделать выбор, принять или проклясть тот мир, в котором живет. Думая о самоубийстве, Огудалова так и не смогла броситься в Волгу, как Катерина. Однако и жить так, как она жила, героиня больше не могла. Именно поэтому она благодарит презираемого ею Карандышева за то, что тот совершил: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!… Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние…» Кажется, что только теперь, как это ни парадоксально и ни ужасно, Лариса почувствовала к Юлию Капитонычу какую-то нежность. Героиня осознала себя свободной от того мира пошлости и бездушности, избавиться от которого у нее не было сил и смелости. Интересно, что именно пошлость, убившая Ларису, сделала ее в последние мгновения жизни героиней трагической, возвысившейся над всеми персонажами. Ее никто не полюбил так, как ей хотелось бы, она же умирает со словами прощения и любви тем людям, которые чуть было не заставили ее отречься от самого главного в ее жизни — от любви: «Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех… люблю». Таким образом, Лариса, тонкая ранимая душа, волею судеб попавшая в губящий ее мир пошлости и обыденности, умирает. Она погибает от рук своего жениха и благодарит его за это — за избавление от той жизни, перенести которую она была не в состоянии.

Читайте также:
Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины cильным русским характером?: сочинение

Явился ли выстрел Карандышева неожиданностью для Ларисы Огудаловой

Лариса Огудалова – бедная невеста, без приданого. Она осознаёт это, хотя уже и успела привыкнуть к внешнему блеску, к радостям лёгкой жизни. Натура противоречивая, лишённая цельности характера, героиня окружена людьми пошлыми, циничными. На первый взгляд кажется, что героиня не чувствует своего окружения, но это не так. Мне кажется, что Лариса Огудалова просто не хочет замечать ничего вокруг, ей так удобно, она стремится жить мечтами, иллюзиями. Ведь так намного проще. Однако долго находиться в мнимом неведении она не может, отказавшись от

стиля жизни, проповедуемого матерью, она не может отказаться от пошлых воздыхателей. Вожеватов, Кнуров, Карандышев, Паратов… Кто поможет героине? Может, Паратов, которого она полюбила самозабвенно, словно принося жертву?

Лариса, узнав об обмане Паратова, тяжело переживает надругательство над своими чистыми чувствами. Она оказалась игрушкой, ничтожной вещью, которой можно пользоваться в своё удовольствие, а затем, выбросить за ненадобностью. Как хочется выбирать, но в данных условиях выбирает не она, выбирают, рассматривают, определяют пригодность вещи те, кто может заплатить. Иногда

вещь переходит в руки другого, иногда её выбрасывают, перемещают, как фигуру на шахматной доске, тасуют, как карты в колоде. Жизнь – игра… Как же поступить?

Героиня приходит к пониманию того, что уход из жизни может решить все её проблемы. Но трудно оторваться от того, о чём мечтаешь, что грезится тебе во сне. Поэтому Ларисе трудно лишить себя жизни, вот она у обрыва, смотрит вниз. Может, сейчас чайка взмахнёт крыльями и ощутит таинственность полёта? Но нет, не хватает решимости молодой женщине, держит её тоненькая ниточка любви. Однако автор готовит читателя к трагическому финалу. Ещё в начале произведения Лариса слышит выстрел с пристани, он её пугает. Затем перед нами предстаёт Карандышев с топором в руке. Позже Лариса Дмитриевна вспоминает о «равнодушном выстреле» Паратова в монету, находящуюся в руках любимой женщины. Лариса Огудалова говорит: «Здесь на каждом сучке удавиться можно», а в Волге «везде утопиться легко». Далее звучит предположение Робинзона о возможном убийстве. Да и сама героиня откровенно мечтает :»Кабы теперь меня убил кто-нибудь?»

Я считаю, что выстрел Карандышева не был неожиданностью для героини. Этот выстрел подготовлен самой жизнью. Карандышев убивает Ларису, находясь в состоянии, близком к безумию, но он и сам не представлял, какое благодеяние совершает он во имя героини. Ведь это её выбор. Лариса – чайка, крылья её расправлены для полёта, душа открыта свободе, счастью. Ведь человек приходит в жизнь любить, творить добро, дарить радость. А дом, в котором родилась и воспитывалась Лариса, подобен жалкой клетке. Приторный запах лжи, разврата, грязных денег преследует героиню и не даёт покоя её душе. Говорят, что золото блестит и не теряет своей цены, даже оказавшись в перегное. Но золото – это металл, а человек (особенно женщина, имеющая тонкую душевную организацию) не способен противостоять обстоятельствам. Ведь рядом нет ни одного человека, который смог бы поддержать, разделить любовь, которой переполнено и томится сердце Ларисы.

Героиня оказалась перед выбором: предать свои чувства или уйти из жизни в надежде обрести себя в ином мире. Ведь этот мир не для женщины-чайки; мечты разбиваются, Лариса понимает, что больше не сможет жить в клетке, даже в золотой. И поэтому – слава Карандышеву! Мне кажется, что героиня не смогла бы жить с Карандышевым, потому что именно он является в этой пьесе её двойником, только душонка у него мелкая, да и сам он вызывает у читателя лишь лёгкую жалость. Этот человек дал себя растоптать, открыл своё сердце для плевков и, видимо, привык жить с этой грязью. Именно он, Карандышев, человек, доведённый до края, погрязший в суете, не имеющий возможности завоевать Ларису, но желающий обладать ею, должен был подарить ей освобождение. Я думаю, финал этой пьесы и не мог быть другим. Ведь это пьеса о трагедии бесприданницы с горячим сердцем.

В чём состоит драма Ларисы Огудаловой? (по пьесе Островского «Бесприданница»)

Главным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом. У нее чистая и открытая душа, она верит в бескорыстие и справедливость. Единственным ее недостатком является то, что Лариса – бесприданница, не имеющая достаточных средств к существованию. Конечно, это не личный недостаток девушки, а порок того времени, и того общества, в котором живет героиня.

Мать Ларисы сама считает свою дочь товаром, который можно выгодно продать, и улучшить свое материальное благополучие. Расчетливая и хладнокровная женщина старается подать свою дочь потенциальным женихам в самом выгодном свете, она заставляет ее прислуживать им и унижаться. Но Лариса, чистая, доверчивая душа, противится матери. Она ждет чистой и возвышенной любви. Их дом часто посещает богатый и импозантный судовладелец Сергей Сергеевич Паратов. Со всей пылкостью юного сердца, Лариса влюбляется в красивого и умного мужчину. Она надеется на взаимные чувства, она пока еще не знает, что миром правят деньги. Но Паратов уже не слишком молод, и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда не женится на девушке, у которой за душой ни гроша. Паратов не прочь поразвлечься с молодой девушкой, которая красива и образованна, ее можно пригласить в компанию, где она будет играть роль дорогой изящной вещи.

Читайте также:
Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»: сочинение

Разочаровавшись в любви, Лариса собирается стать женой Карандышева, мелкого чиновника. Тщеславный Юлий Капитонович ничем не лучше богатого судовладельца, ему льстит сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему.

Пригласив гостей, Карандышев делает потуги сравниться со своими богатыми соперниками, не понимая, как глупо и жалко он выглядит даже для Ларисы. В конце концов, счастливый жених напивается, а Паратов, пользуясь чувствами девушки, увлекает ее на пароход. На пароходе собралось высшее общество, а Ларисе опять отводится незавидная роль куклы, нужной для развлечения публики.

Воспользовавшись невинностью девушки, Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов признается ей, что женится на другой девушке, и отправляет Ларису домой. Несчастная девушка раздавлена, она ищет сочувствия у своих давних друзей, Кнурова и Вожеватова, не подозревая о том, что они уже кинули жребий, кто будет владеть ей в дальнейшем.

Карандышев стреляет в невесту, и эта смерть становится избавлением Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества.

«Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница»»

Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса — мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить всё, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса верит, что ее возлюбленный — человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все… Сергей Сергеич… это идеал мужчины». Здесь любовь застила глаза Ларисе. Критически взглянуть на Паратова она уже не в состоянии. Между тем Сергей Сергеич — вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в монету, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. И бедным помогает Паратов не по зову души, а из стремления сработать на публику, продемонстрировать той же Ларисе бескорыстие и широту натуры. В финале героиня прозревает, что и приводит ее к трагедии.

Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично унижает ее жениха. Лариса окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Однако разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит девушку, но уже давно не волен в своих поступках. Сначала он пытается уверить Ларису, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, но потом признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради богатого наследства:

«Паратов. …Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?

Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет.

Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны. Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты? Паратов. Нет.

Л ар и с а. А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя. Паратов. Я обручен. Лариса. Ах! Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь. Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)

Паратов. Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало».

На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него — только красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Паратов решил показать Юлию Капитонычу, кто в доме хозяин, и отбил у него невесту. В последнем же разговоре с Ларисой Сергей Сергеич выступает в роли не пылкого влюбленного, а вполне рассудительного человека. Он даже не соизволил, дабы не компрометировать себя, проводить потрясенную девушку домой, спокойно передоверив эту миссию пьянице и бездельнику Робинзону. А ведь проводи ее Паратов до дому, Лариса избежала бы гибели от пули Карандышева. Нет, не любит ее тот, за кем Лариса была готова безоглядно идти и в огонь и в воду. Для Паратова она — действительно, только мимолетное увлечение. И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все знакомые мужчины рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить или заполучить за деньги либо каким-то иным образом.

Читайте также:
Кабаниха: сочинение

Она произносит знаменитое: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Когда Лариса предупреждает Паратова: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, заставить его принять наконец решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее. Но когда Кнуров предлагает ей роль своей содержанки, со значением подчеркивая: «Для меня невозможного мало», мысли о смерти становятся реальными.

Лариса размышляет: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет… Не Кнуров… Роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… (Вздрогнув.) Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть… Ах, как дурно, как кружится голова». А тут Карандышев рассказывает невесте, как Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь, вынести унижения Лариса уже не в состоянии. Покровительство Юлия Капитоныча для нее оскорбительно. Зато этот человек, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить сокровенное желание: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь…» Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав душу и тело развратом, не сделав собственную красоту товаром. Это, а не несчастная любовь к Паратову, заставляет Ларису искать смерти.

И в минуту кончины она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда. Лариса убеждает столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова — главных действующих лиц драмы и истинных виновников своей гибели: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама». Паратова, наконец, прорывает. Сохранив остатки былого чувства к Ларисе, он исступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать! Велите замолчать!» Но умирающая Паратову и остальным нисколько уже не верит. У нее еще хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем. Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди…» И заканчивает глубоко искренним признанием: «Я вас всех… всех, люблю», посылает последний поцелуй. А веселье продолжается, и венчает пьесу «громкий хор цыган». Ларисе на этом празднике жизни места так и не нашлось.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня «Грозы». Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова — обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже «пристроены» благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

Лариса Огудалова влюбляется в «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».

Она сама соглашается с этим: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…». Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

«Источник драмы Ларисы Огудаловой»

Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно поет и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «… кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.

Читайте также:
Путешествие по России Островского: сочинение

Но Лариса — натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя. Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.

Она понимает, в конце концов, что за человек Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.

Главная героиня приходит к решению покончить жизнь самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», — говорит она, стоя у решетки.

Когда к ней приходит прозрение о том, что представляют собой окружающие ее люди, что она значит для них, Лариса признает правдивость слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, Лариса начинает чувствовать себя «вещью», ее душой овладевает апатия, она становится равнодушной к себе и другим. Главная героиня говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». С этими словами она идет на содержание к Кнурову, т.к. каждая вещь должна иметь хозяина. Но выстрел Карандышева мешает ей совершить это и в то же время лишает жизни. Лариса благодарна ему: «…смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно». Она умирает со словами: «Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Этот выстрел возвращает Ларису к самой себе, она, умирая, прощает всех.

Юлий Капитоныч Карандышев — образ и характеристика героя пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

В пьесе дана точная психологическая характеристика образа Карандышева и остальных персонажей. А совершаемое Карандышевым убийство является не возмездием за поруганную честь невесты, а лишь последней попыткой восторжествовать над соперниками, которые превосходили его во всём.

Побудительными причинами поступков героев пьесы можно назвать многие мотивы, но только нет в них жалости и сострадания. Ни у кого.

Личность Карандышева

Молодые люди знакомы уже 3 года. Он никогда не считался достойным женихом, но его не гнали из дома Огудаловых, а придерживали на случай, когда рядом никого более подходящего не было.

Став женихом Ларисы, Карандышев счастлив и не скрывает этого: старается почаще появляться с ней на бульваре, ходит, высоко подняв голову, едва кланяется знакомым и везде выставляет своё «я».

Сам он своё поведение объясняет тем, что это его реакция на многолетнее унижение от окружающих, а теперь ему можно «погордиться и повеличаться».

На самом деле, во все времена общество состояло и теперь состоит из людей разного социального положения и разного достатка. И это нормально. Но сами люди по-разному относятся к своему положению. Карандышев же был человеком самолюбивым и завистливым, он изо всех сил старался казаться тем, кем не мог быть априори. Он старался доказать, что стоит на одном уровне с сильными мира сего, и именно этим унижал себя в их глазах. По вполне определённым причинам он не мог жить и вести себя в том же стиле, что и Паратов, например. Он не подвергался бы насмешкам, если бы был самим собой, но чужую роль сыграть не смог и стал пародийным двойником Паратова.

Характер

Когда Карандышев официально был объявлен женихом Ларисы, его характер проявился в самых неприглядных поступках. Раньше он был спокойным, кротким человеком, но, едва став женихом, стал показывать свою власть над ней, обвинять её в фамильярности по отношению к Вожеватову, упрекать в том, что в своём доме они живут как в цыганском таборе, пытался запретить ей петь и так далее.

Стремясь сравняться со своими насмешниками, он становился ещё смешнее: с претензией обставил свой кабинет — получилось безвкусно; завёл себе лошадь и кучера — получилось смешно.

Лариса не считала Карандышева глупым, она называла его честным, хорошим человеком, глупым делало его болезненное самолюбие. Но она перестает его уважать после неудачного званого обеда за то, что он терпит насмешки, не может постоять за себя: «Я мужа своего, если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» Карандышев теперь кажется ей ничтожеством, он становится ей противен, о чём она ему и говорит прямо в глаза.

Читайте также:
Проблема народного характера в драме Гроза Островского: сочинение

Лариса отказывается выходить за него замуж, и тогда Карандышев убивает ее со словами: «Так не доставайся ж ты никому!» Она же ведёт себя так, чтобы все подумали, что она выстрелила в себя сама.

Была ли любовь?

Со стороны Ларисы любви, конечно не было. Почему же она согласилась на брак с нелюбимым человеком?

Возможно, вместо несостоявшегося счастья с Паратовым она надеялась создать достойную и нравственную жизнь с Карандышевым, поэтому выбирает путь брака.

Но был ли Карандышев искренен в своём чувстве к ней?

Скорее всего, по-своему он любил ее. Но это чувство было у него в неразрывной связи с его амбициями, желанием «повеличаться», стать на одну ногу со своими соперниками. И эти амбиции обесценили всю его любовь.

Званый обед

Затевая званый обед, Карандышев имел тайное желание посмеяться над богатыми соперниками и отомстить им. Но у него ничего не получилось: он произносит тост за свою невесту, а получается похвальное слово самому себе; он чувствует своё равенство с ними, а гости видят только его позор и издеваются над ним.

У Паратова была определённая цель: он пришёл на этот обед, чтобы унизить жениха Ларисы в её глазах, и этой цели добился — в борьбе амбиций всегда побеждают сильные и преуспевающие. Теперь Лариса свободна от всех обязательств перед женихом.

Но, морально уничтожив Карандышева, Паратов не задумывается над душевным состоянием Ларисы, а Лариса, в свою очередь, не задумывается над душевным состоянием своего жениха и соглашается ехать за Волгу с человеком, который однажды уже обманул её. Ведь для Карандышева бегство гостей и невесты — это страшный удар по его самолюбию. Он говорит: «Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого».

Истина

Истина Ларисе всё-таки открывается: женитьба на бесприданнице для Паратова невозможна. Она видит уже настоящего Паратова, для которого выгода и расчет превыше всего. Отношения с ней пробудили в нём азарт игрока. А затем Ларису разыгрывают в орлянку Кнуров и Вожеватов. Но для неё разочарование в любимом равносильно потере смысла жизни.

В довершение ко всему Карандышев произносит по отношению к ней страшное слово «вещь». Он и сам относится к ней, как к вещи: «Я беру вас, я ваш хозяин».

Выстрел Карандышева для Ларисы является благодеянием, потому что она находится на грани нравственного падения, согласившись фактически быть содержанкой Кнурова. Только смерть позволила сохранить ей цельность личности и высоту положения.

Вывод

Образ Карандышева в драме А. Н. Островского «Бесприданница» психологически точен. Это тип «маленького человека», не лишённого чувства собственного достоинства. Но это чувство у него гипертрофировано и берёт верх над чувством любви. Стать мужем Ларисы для него важно, в том числе, и для того, чтобы восторжествовать над Паратовым, который ещё чувствует ценность вещи по имени Лариса. Карандышев берёт в жёны бесприданницу, к тому же ещё и скомпрометированную отношениями с Паратовым, и чувствует себя благодетелем. Но ему не дают забыть, что это случилось лишь в силу неудачно сложившихся обстоятельств. Он по-прежнему остаётся в доме Огудаловых «запасным вариантом», хоть и в роли официального жениха. Карандышев это чувствует, и это его унижает.

Величие и блеск Паратова не дают спокойно жить ни Ларисе, ни её жениху, ни всем остальным в городе Бряхимове. И никто не понимает, что это величие иллюзорное. Карандышев хочет выглядеть в глазах других счастливым соперником Паратова, и это желание оказывается выше любви. Лариса стремится поскорее уехать в глушь, изменить свою жизнь, но он ставит условие: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватает­ся утопающий».

В финале пьесы Лариса благодарит Карандышева за его смертельный выстрел. Но он не жертва того жестокого мира, который изображён в пьесе, а часть его. Он стремится к Ларисе не только из-за любви, в нём горит желание отомстить своим обидчикам, продемонстрировать им своё моральное превосходство.

Характеристика образа Карандышева может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинение Самодуры в пьесе Гроза Островского

Очень значимым произведением для страны начала 60-х годов 19 века оказалось произведение «Гроза» Островского. Произведение было написано об обновлении как души человека, так и природы. Островский показал, как природное явление как гроза может разрушить устои темного царства России. Главное темой создания самодуров купцов произведении было для того чтобы осудить их жестокое поведение по отношению к окружающим. Деспоты, жесткие и надменные люди , по мнению Островского господствовали в то время в России. В вымышленном городе под названием Калинов, автор отобразил все эти жестокости.

По началу перед читателями открывается прекрасный город, расположенный на берегу реки Волги. Красотой пейзажа поначалу прикрывается истинная жизнь людей. Но не все так красиво и гладко как кажется на первый взгляд. Мы видим, что единственным человеком, который имеет ум, является механик Кулигин. Он и называл нравы города жестокими и деспотичными. Особое внимание он уделяет неравенству, которое разделяло бедных и богатых. Так же понятно, что жажда денег и наживы, приводит к разладу и в жизни самих купцов. Каждый из них стремится попортить жизнь другому, наговаривая на своих конкурентов, пытаясь испортить им торговлю.

Практически сразу становится понятно, что для богатых купцов самодуров, не ни какой управы. Им ни кто не указ, а деньги дают им право управлять городом Калинова. И ни кто не посмеет им перечить, потому что деньги здесь решали все.

Даже семейные отношения строились из жестокости самодуров. Самодур – в данным произведении имеет обозначение самоуверенных хамов, которые вели произвол и оставались безнаказанны. Один из влиятельных людей города был Дикой, он знал, что ни кто ему не окажет сопротивление. Он с легкостью распоряжался жизнью своего племянника, так как тот зависел от него. Автор описывает его как хама, невежу и жадного человека, он олицетворял черты характера самодуров. Он ни когда не был чем-то доволен, с людьми разговаривать он не умел абсолютно. Бросался на всех как дикая собака. Дикой очень любил деньги, и расставался с ними с большим трудом, это вызывало в нем еще больше злобы.

Читайте также:
Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.): сочинение

Именно по этой причине он постоянно гноил Бориса, которому должен был отдать все по завещанию. Если ему становилось что то непонятно, он вымещал свою злость на тех кто находился рядом с ним. Он набрасывается на Кулигина, по причине своего непонимания, что тот хочет донести ему. По причине своего самодурства и невеликого ума, как многие граждане города Калинова, он утверждает, что Гроза эта ни что другое как послание свыше. Чтобы наказать людей за их грехи и пакости.

Вариант 2

В пьесе Островского «Гроза» показано самодурство отдельных лиц, которые живут ради своей наживы на других, которые держат своих подчиненных в постоянном страхе перед собой. Кабаниха и Дикой олицетворяют беспощадную власть над народом и бессмысленную задачу всегда придерживаться старых традиций. Жители города не знают ничего нового, они закрыты под пеленой старых принципов жизни и традиций.

Кабаниха властная женщина, имеющая сосредоточенно большое хозяйство. Ее политика имеет единоличный характер. Только она одна знает как, правильно поступать. Так же у нее имеется религиозный характер, хотя она и не верит в Бога, но склонна только к исполнению традиций. В ее доме имеется множество икон. Показывая свою святость и правоту перед другими. В ее доме поселились богомолки и странницы, которые восхваляют хозяйку. Хотя ей и говорят лестные слова ради того, чтобы их не лишили заработка. У Марфы Кабановой есть сын Тихон, которого учит, как правильно жить. И сын не смеет даже ей перечить. Только единственная сноха Кабанихи, Катерина имеет протест против ее нравственности. Кулигин соглашаясь с протестом, всегда хочет внедрить что-то новое в их мир, в этих людей, которые просто потеряны в этом городе.

Еще один герой интересного сюжета, богатый купец Дикой, жаден как ни кто другой. В роле, упрямого старика. Который, всячески не дает жить своему племяннику Борису и своим родственникам. Савел Прокофьевич возомнил, что имеет власть над городом, в отличии от Кабанихи, нагло вмешивается в жизни людей. Угрожая своему племяннику Борису, лишить его наследственности, старается этим самым манипулировать его. Его права стоят на том, что он имеет большое имение и деньги, которые в свою очередь решают все. Дикой как и остальные богатые купцы, которые утопают в роскоши, всегда тянули Россию на дно. Он вечно угрюм и озлоблен на весь мир. Его никогда не видели улыбающимся. Так же он не образован. За всю жизнь Савел прочел ни одной книги. Не любит все новое. Он наслаждается в комфорте своей жизни. Для него скорее всего сложно понимать что-то новое. Даже прекрасно осознавая, что мешает другим жить и совершает плохие поступки. И поэтому зарывается с головой в песок в старые обычаи. Несмотря на всю его угрюмость, свирепство он труслив, даже обычная гроза способна его напугать.

Островский дает понять, что сила в новом времени, умертвив старое, принесет новые изменения в жизни людей этого города.

Также читают:

Картинка к сочинению Самодуры в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

На это раз художник создал превосходную картину, которая одним взглядом ошеломляет своего зрителя

Картина Птичьи враги была написана в 1887 году. Художник, родившийся в семье крестьян, изобразил трех крестьянских мальчиков ранним утром. Как только солнце встало над горизонтом

Александр I. Царь, разумный и любопытный, расчетливый и эмоциональный. Сильно подвержен воздействию разных направлений, восхищается открытиями британцев, надеется на их исключительность перед всеми людьми

Я очень люблю на летних каникулах ездить на отдых в деревню. В ней проживает моя бабушка и тётя. У них двухэтажный дом. Вокруг высокий металлический забор бордового цвета.

Кто такая Оля Мещерская? Каков её образ в произведении Бунина “Лёгкое дыхания”. Автор произведения хочет показать её раскованность и необычайную красоту. Также он концентрирует внимание на том, как Ольга относится к мнению других людей.

«Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»»

В пьесе «Гроза» Островский создаёт действительность, свойственную для его времени. А.Н.Добролюбов назвал данное произведение самым смелым для того времени. Здесь «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены…до трагических последствий…». Всё общество в маленьком городе Калинове построено на принципе подчинения слабых сильным, богатых бедным. Но основная проблема заключается в том, что всем правят самодуры, не знающие границ между справедливостью и бесправием. Патриархальность общества города делает людей недалекими и бесхарактерными. Таков Тихон Кабанов – муж Катерины, который смирился с таким положением дел. Он во всём подчиняется своей матери, которую можно назвать «самодуром в юбке». Марфа Игнатьевна Кабанова (а попросту – Кабаниха) не знает границ дозволенного, того, чего нельзя делать относительно других людей. Она смело пользуется своей безграничной властью хозяйки. Таков и богатый купец Дикой.

Как представители века прошлого, самодуры не могут принять новой жизни и всеми силами пытаются удержать уходящее время. Для них всё новое является порочным, нарушающим веками сложившиеся патриархальные отношения.

Несмотря на «окаменелость» калиновского общества, Островский видит в нём и изменения. И самым первым вестником изменений является главная героиня пьесы – Катерина. Она нашла в себе силы противостоять самодурству и провозгласить новые идеалы настоящей жизни. Для этой героини существование в «тёмном царстве» хуже смерти.

Островский считает, что пришло новое время для истинных чувств, а фальшивый аскетизм должен уйти в прошлое. Символичен образ Феклуши, роль которой в пьесе мала, но, тем не менее, глубока и объемна. Хотя она и представительница общества патриархального, но всё же именно Феклуша предчувствует скорую гибель «тёмного царства». Она говорит Кабанихе: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние».

Образ Кулигина так же неслучаен в пьесе, поскольку этот человек не может принять законов города Калинова, он почти единственный, кто понимает Катерину и видит истинную причину ее самоубийства. Неслучайно именно Кулигин произносит обвинительные слова, держа на руках тело мёртвой Катерины. Но, по мысли Добролюбова, Кулигин не способен на откровенный протест, на какой была способна Катерина. Главная героиня – «сильный русский характер», ибо она смогла пойти в своём протесте до конца.

Читайте также:
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Таким образом, Островский ставит в своей пьесе проблему кризиса патриархального сознания, на смену которого приходит совсем иное восприятие действительности.

«Гроза» была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Впечатления от этой поездки отразились в пьесе – в передаче быта, нравов, общей атмосферы провинциального города Калинова, в воссоздании ярких характеров.

Конфликт пьесы воспринимается в начале как столкновение противоположных сил внутри «темного царства»: конфликт между безответным персонажем – Катериной и своевольными, деспотичными людьми, как Кабаниха. Внешне вся пьеса показывает нам эти столкновения. Однако очень скоро конфликт между ними перерастает в конфликт между чувством и долгом в душе главной героини пьесы.

На первый план в произведении выведены переживания героини, связанные с тем, что она чувствует себя греховной и желает освободиться от своего греха. Такая причина конфликта позволила талантливому критику Добролюбову истолковать смерть Катерины только как протест против кабановских понятий о нравственности, что главная героиня избирает смерть как средство в борьбе против окружающей действительности. Но притягательная сила, бессмертная значимость «Грозы» состоит еще и в том, как драматург изображает внутреннюю борьбу девушки со своей греховностью.

Катерина – женщина гордая, волевая, отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества, жестоких законов, полюбила несамостоятельного Бориса. Полюбив его, молодая женщина, воспитанная в строгих правилах, сразу же посчитала это чувство невероятным грехом: ведь она была замужем. Любовь к Борису для нее большая беда, она считает себя виноватой: «Грех, что я другого люблю. Я от тоски что-нибудь сделаю над собой».

Из этого нарастающего ощущения своей беды случилось все остальное. Доводы рассудка оказались бессильными перед напором страсти. Все время, пока муж был в отъезде, Катерина провела с Борисом. После возвращения Тихона героиня с его стороны не испытывала никаких притеснений, в ней просто заговорила совесть – глубокое осознание своей личной вины. Удар грома заставляет Катерину упасть на колени и признаться: «Не могу я больше терпеть. Матушка, Тихон, грешна я перед вами и перед Богом…». Не выдержав сознания собственного греха и давления со стороны «темного царства», Катерина бросается с обрыва. Для нее лучше встать сразу пред Богом, и он все сам рассудит. Последние слова в пьесе, слова Кулигина, это подтверждают: «Вот вам Катерина, делайте с ней, что хотите. Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Как бы мы не осуждали этот поступок Катерины, но мы проявляем к ней большое сочувствие, так как она есть жертва черствости, косности и жестокости «темного царства».

Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Ответ на поставленной вопрос можно найти как в содержании самой пьесы, так и в статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Мир, изображенный в пьесе Островского, А. Н. Добролюбов назвал «темным царством». Критик подчеркивает уродливость обще­ственных отношений. В этом «темном царстве» всем распоряжаются богатые самодуры, в нем царит беззаконие и произвол, грубая сила. Противостоит деспотизму «темного царства», по мнению Добролю­бова, Катерина. Ее самоубийство он рассматривает как вызов деспотическому укладу жизни, как протест личности против какого бы то ни было насилия, начиная с семейного.

Поступок Катерины автор статьи объясняет тем, что настала пора пробуждения личности, угнетаемой в семье. Самоубийство Катерины наставило других героев пьесы по-новому взглянуть на происходящее вокруг. Неслучайно в конце драмы мы слышим упрек Кабанихе от героя, который не мог противоречить ей ни в чем в начале действия пьесы – от Тихона. Добролюбов дает такую оценку Тихону: в нем «есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя». И только гибель жены заставляет его стать честным. Высказанное им обвинение матери на какое-то время делает его непокорным и показывает, что пошатнулась власть Кабанихи и подчинение ей уже не столь беспрекословно. Она потеряла покорность и . послушание сына.

Другой персонаж, который тоже показывает, что власти самоду­ров приходит конец, – это Варвара, которая уходит с Кудряшом, пе­решагнув через страх перед матерью.

Особое место в пьесе занимает Кулигин. Именно ему автор дает право изобличать нравы горда Калинова. Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы «темного царства» и сочувствие талантливым людям из народа. Кроме того, Кулигин является носителем’ всего нового, просвещения и гуманного взгляда на жизнь.

Таким образом, Катерина и Кулигин, каждый по-своему, освещают тяжелый мрак, сгустившийся над мертвым «темным царством», и этот свет показывает, что конец «темного царства» близок.

произведение русского, могучего,

вполне овладевшего собой таланта.

Осень 1859 года. Премьера в Московском Малом театре. Великие актеры играют пьесу великого драматурга. Об этом произведении будут написаны трактаты, в полемике о нем сойдутся Н. Добролюбов и А. Григорьев. Эта пьеса пройдет по многим сценам мира, но все это будет позже, а пока Малый театр впервые ставит новую пьесу А. Н. Островского “Гроза”.

За поднявшимся занавесом – панорама Волги, на первом плане – деревья и скамьи. Действие происходит в городе Калинове, утопающем в зелени садов. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!” – эти слова Кулигина являются своеобразным прологом пьесы.

Кажется, на фоне такой красоты люди должны жить красиво и счастливо. Однако это не так. В Калинове царит атмосфера “тупой ноющей боли. тюремного гробового безмолвия”.

“Темное царство” – такую характеристику дает многим жителям города Кулигин. Он критикует “жестокие нравы” Калинова, грубость и лживость его обитателей.

Действительно, создается такое впечатление, что в Калинове все поставлено с ног на голову, все потеряло свой смысл. Доброта здесь стала прикрытием злобы и жестокости. Вспомним, как характеризует Кабаниху тот же Кулигин: “Ханжа! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”.

Читайте также:
Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии Островского: сочинение

Любовь в этом городе – преступление. Любое проявление искреннего чувства расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!”. Любовь и замужество не могут здесь ужиться вместе. В семье Кабановых царят грубость, обман, но только не любовь. О любви Марфа Игнатьевна вспоминает лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: “Ведь от любви родители и строги к вам бывают. Ну, а это нынче не нравится”. Даже смерть Катерины не заставит сжаться холодное сердце Кабанихи: “Об ней и плакать-то грех!”.

Я думаю, что Кабаниха умна. Невежественная, считающая паровоз “огненным змием”, увлеченная рассказами странствующих богомолок о странах, где правят “салтаны”, а люди все “с песьими головами”, она все же способна оценить происходящее. Кабаниха понимает, что деньги еще не дают полной власти, ей необходимо закабалить людей, осквернив в них все лучшее, что есть в каждом порядочном человеке: любовь, верность, чувство прекрасного, веру, наконец. Основное же средство для достижения полного владычества над людьми – жестокость, прикрытая ханжеством. Но ведь жестокость Кабанихи дает горькие плоды: Катерина гибнет, Варвара убегает из дома, Тихон впервые бросает упрек матери, обвиняя ее в смерти жены. Такой вывод легко делают зритель или читатель, но он недоступен самой купчихе, потому что выходит за пределы правил, царящих в “темном царстве”.

Кабаниха, на мой взгляд, самая последовательная защитница этого царства, потому что она предчувствует его гибель: “Старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. хорошо, что не увижу ничего”.

Думаю, этим ощущением конца того образа жизни, который был характерен для русского купечества середины XIX века, Марфа Игнатьевна отличается от Дикого, самого богатого человека в Калинове (примечательно, что он назван первым в перечне действующих лиц).

Этот “пронзительный мужик” свято верит в то, что деньги развязали ему руки в общении с людьми. Если Кабаниха действует “под видом благочестия”, то этот самодур дня не может прожить без ругани. Человек для него – червяк: “Захочу – помилую, захочу – раздавлю”. Стоит ли удивляться тому, что Дикой сознательно совершает преступление, разоряя наемных рабочих. “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”, – говорит он городничему, который относится к откровениям Дикого вполне спокойно, потому что сам зависит от него. Вот кто стоит во главе Калинова!

Косность и грубость Дикого проявляются в его разговоре с Кулигиным. Савел Прокофьевич не желает знать ни о научных открытиях, ни о Державине. Таким образом, в “темном царстве” гибнут не только высокие чувства, но и любые проявления творческой мысли.

Однако Дикой воюет лишь с теми, кто зависит от него. Когда на переправе его обругал гусар, этот воинствующий самодур не посмел противостоять офицеру, а всю злобу выместил на домашних. “Воюешь-то ты всю жизнь с бабами”, – бросает ему упрек Кабаниха. А Кулигин так характеризует смысл жизни “темного царства”: “Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних”. Как же страшны люди, избравшие жестокость основным делом своей жизни!

Во многом похожи Дикой и Кабаниха: задушить, истребить благородство, чувства, не похожие на безмолвное повиновение, поиздеваться над людьми, покорными их власти – это для них если и не смысл жизни, то уж удовольствие немаленькое. Но Кабаниха пришла к этому через свою “каторгу”. Ее так же точно ломали, над ней издевались в доме мужа. Прекратилось все это для нее только после того, как именно она стала в доме полновластной хозяйкой. А произойти это могло только после смерти предыдущих хозяев. Значит, таков порядок в жизни: терпи, пока над тобой стоит хозяин, наслаждайся безнаказанностью, коль сама стала хозяйкой. Ей даже в голову не приходит, что можно изменить такой порядок, что относиться к сыну с невесткой, дочери можно по-другому, с любовью и нежностью. Нет в ее душе таких понятий. Она терпела – пусть и другие терпят. Но Кабаниха, не только сильная характером, но и беспринципная и равнодушная, не понимает другого: человека можно не только сломить, как Тихона, озлобить, как Варвару, но можно и просто погубить физически, если прямоту нрава, нежность души не удается побороть. Это и случилось с Катериной.

Дикой гораздо проще. Он делает то, что делали всю жизнь и отец, и дед, и сосед. Разница в том, что денег больше, а разума все меньше и меньше. Ведь Дикой живет даже не по принципу: деньги все купят. Он не желает ничего покупать. Да и зачем, когда можно использовать силу денег как таран, как капкан, просто как силу.

По-своему оттеняет характеры Кабанихи и Дикого “благочестивая странница” Феклуша. Она не просто приносит в Калинов сведения о большом мире. Она оправдывает жизненные принципы “темного царства”, причем характеристики города и его обитателей в ее устах не менее нелепы, чем рассказы о заморских “салтанах”. Калинов у нее становится “землей обетованной”, а жестокая Кабаниха – образцом благочестия. Это еще одно подтверждение бессмысленности и бесперспективности “темного царства”.

“Гроза” – лучшая, но не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы сильных мира сего. Вспомним “Бесприданницу”, “Доходное место”, “Бешеные деньги” и другие пьесы.

В 1886 году Островский, осуществив свою последнюю поездку на Волгу, по словам современников, “заболел душой”: ничего не изменилось в России. Великий драматург решил начать писать новую пьесу для своего любимого Малого театра. Однако смерть перечеркнула этот замысел.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: