Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины cильным русским характером?: сочинение

Почему Добролюбов назвал характер Катерины “русским сильным характером”?

Пьеса А. Н. Островского “Гроза” является одним из лучших его произведений. Борцом против “темного царства” выступает главная героиня пьесы – Катерина. В образе Катерины Островский показал решительный и цельный русский характер.

Характер Катерины своеобразный. Добролюбов сказал об этом так: “Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его, всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически”. Катерина никогда не каприз ничает, не кокетничает, она не хочет выделяться и хвастаться.

Но зато признавая и уважая других, она требует того же уважения и к себе. Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала.

В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, – образ птицы. Птица – символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, – вспоминает Катерина о том, как ей жилось до свадьбы. “Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре.

Но мы отмечаем, что характер Катерины не таков, и это подтверждают слова: “Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бы этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой.

В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”

Развязка всей пьесы происходит тогда, когда Катерина признается своему мужу в измене. Делает она это потому, что не хочет и не умеет врать. К мужу у нее не было любви, а была только жалость.

А изменила она ему с человеком, которого любила. Она поставлена в тупик, потому что видит ненависть и подозрение “темного царства”. И выход из этого тупика она нашла в решении уйти из жизни.

Но в эти последние минуты она никого не винит, ни на кого не жалуется; напротив, она думает, что сама перед всеми виновата.

Добролюбов сказал так: “Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера!”

Действительно, у человека, который не побоялся признаться в измене, не побоялся бросить вызов “темному царству” и даже не побоялся смерти, сильный характер.

Похожие сочинения:

Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину “сильным русским характером”? В драме Островского показан сложный трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь сказывается и живучесть морали “темного царства”, и шаткость этой морали. Глубоко.

Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину, героиню драмы А. Н. Островского, “сильным русским характером”? В драме А. Н. Островского “Гроза” показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, ярко изображается и живучесть морали “темного царства”, и ее.

Почему Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”? Определение образа героини драмы А. Н. Островского “Гроза” Катерины Кабановой как “луча света в темном царстве” принадлежит Н. А. Добролюбову и дано им в критической статье, посвященной анализу драмы. Почему.

Характер Катерины в пьесе “Гроза” А. Н. Островский в каждой своей пьесе создал и показал многогранных персонажей, за жизнью которых интересно смотреть. В одном из произведений драматурга рассказывается о девушке, которая покончила жизнь самоубийством, не.

“Решительный, цельный, русский характер” Катерины Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза” Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать.

“РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР” КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения – конфликт героини с “темным царством”, царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так.

РУССКИЙ ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Драма Островского “Гроза” выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается “живой” положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а.

Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с “Темным царством” в драме А. Н. Островского “Гроза”. Образ Катерины в оценке Н. А. Добролююбова Драма “Гроза” была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге , но написана в 1859 году.”Гроза”, – как писал Добролюбов, – без сомнения, самое решительное произведение Островского”. Эта оценка.

Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини Драма “Гроза” – одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу “темного царства” с людьми “горячего сердца”, среди которых и глазная героиня драмы – Катерина.

А. Н. Островский. Путь греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой О русском купечестве писали многие писатели конца девятнадцатого века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мценского.

Почему И. С. Тургенев назвал Базарова “лицом трагическим”? Если базаровщина болезнь, то она – болезнь нашего времени и ее надо выстрадать. Д. И. Писарев “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная.

Читайте также:
Народные истоки характера Катерины: сочинение

Почему свой рассказ Чехов назвал “Хамелеон 1 вариант Удивительное это животное – хамелеон. Прячась от врагов и стараясь незаметно подобраться к насекомым – своим жертвам, эта ящерица быстро и легко может поменять цвет, сливаясь с окружающей.

Почему Н. А. Добролюбов писал о пьесе “Гроза”, что ее “конец… кажется нам отрадным”? Почему Н. А. Добролюбов писал о пьесе “Гроза”, что ее “конец… кажется нам отрадным”? В качестве аргументов, подтверждающих мнение критика, приведите следующие: в пьесе происходит столкновение новых веяний и старого.

Почему В. Г. Белинский назвал повесть “Шинель” “одним из глубочайших созданий Гоголя”? Почему В. Г. Белинский назвал повесть “Шинель” “одним из глубочайших созданий Гоголя”? Покажите в своих размышлениях, что в повести “Шинель” представлено не просто развитие темы “маленького человека” (его бедность, униженность).

Преступление и наказание Катерины Кабановой и Катерины Измайловой Но многих, захлебнувшихся любовью, Не докричишься, сколько ни зови. Им счет ведут молва и пустословье. Но этот счет замешен на крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших от невиданной.

Сочинение на тему: “Почему необходимо владеть русским языком и методикой русского языка” Русский язык – это великий, могучий, богатый и разнообразный язык. Он является основным языком нашей многонациональной страны. Он включает в себя огромное количество слов, разделов и правил. Знать русский язык.

Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза” Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза”. С большим интересом я прочитал драму А. Н. Островского “Гроза”. После ее про-чтения я хочу поделиться своими впечатлениями.

Почему Гоголь назвал свою поэму “Мертвые души” Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось.

Пути греха Катерины Кабановой и Катерины Измайловой О русском купечестве говорили многие писатели конца XIX века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мцен-ского.

Почему Николай Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой? Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. По этим чертам становится ясна основная мысль произведения, и мы.

Кто виноват в гибели Катерины героини драмы Островского “Гроза” Смерть Катерины – это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова.

Сочинение на тему: “Самоубийство Катерины в драме А. Н. Островского “Гроза” , показывает нам ее слабость или силу?” Героиня драмы Катерина романтичная и нежная натура, представляет собой русский сильный характер. Она самостоятельная, решительная натура, с правильно ложившимися нравами и убеждениями. В произведении происходит столкновение этой нежной натуры Катерины.

Разговор Катерины с Варварой Драма А. Н. Островского “Гроза” – выдающееся произведение русской литературы, которое остается современным и по сей день, так как ставит множество проблем, в первую очередь нравственных. Любовь и долг, правда.

. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение;.

НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского “Гроза”) НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского “Гроза”) “Гроза” А. Н. Островского – не только вершина его драматургии, это крупнейшее литературно-общественное событие русской жизни накануне реформы 1861 года.

Что означает самоубийство Катерины – ее победу или поражение Действие драмы А. Н. Островского “Гроза” заканчивается самоубийством главной героини – Катерины. Но был ли ее поступок проявлением протеста и “страшным вызовом самодурной силе”, как считает Н. А. Добролюбов? Или.

Образ Катерины в “Грозе” Островского Я открываю драму и сразу же на первой странице после небольшого списка действующих лиц читаю: “Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом”. Именно в этом маленьком живописном городке.

Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского “Гроза” Тьмы горьких истин нам дороже Нас возвышающий обман. А. С. Пушкин Глядя на одно и то же, мы все видим разное. По этому поводу есть анекдот: -Чем отличается оптимист от.

Самоубийство Катерины – поражение или победа? По мнению Н. А. Добролюбова, “Гроза” – “самое решительное произведение Островского”. В этой пьесе автор изображает трагедию свободолюбивой, непокорной души в атмосфере безгласия и самодурства. Тем самым драматург выражает свое.

Трагедия Катерины Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”, жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот.

Катерина сильная или слабая. Сильный или слабый характер катерины урок-практикум катерина отчего

Cочинение «Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина»

Драма «Гроза», по словам Добролюбова, «есть самое решительное произведение Островского», в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, «темного царства».
В драме происходит столкновение главной героини «русского сильного характера» с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни. Катерина — главная героиня драмы. Это натура поэтическая, мечтательная, нежная.

Читайте также:
Женские образы в пьесах А. Н. Островского Гроза и Лес: сочинение

Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования, и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.

Главная черта в характере Катерины — «образ птицы». В народной поэзии птица— символ воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества. «… Отчего же люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».

Катерина хочет любить и мужа, и свекровь, но она не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Но Катерина терпит до поры до времени. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорит она, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…» Кабаниха— эта ярая защитница старых порядков, понимая, что старому царству самодуров приходит конец, ненавидит все новое, точит всех, добиваясь своих порядков. В доме Кабанихи царят ложь и притворство.

Катерина — самостоятельная, решительная натура. Как тяжело ей, когда она выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Именно здесь она начинает понимать весь ужас своего положения.

Катерина — человек решительный, смелый. Единственная любовь и радость Катерины — Борис. Она не смирится с окружающей ее действительностью. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая даже те понятия о грехе, которые для нее священны. Она любит по-настоящему. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» — говорит она Борису. Она ждет от жизни настоящей, счастливой любви.

Катерина одинока. Она не находит защиты ни у своего мужа, ни у своего возлюбленного Бориса Гри горьевича. Ни муж, ни Борис не могут бороться за свое счастье, отстоять свои права, любовь.

Как искренне и глубоко она любит Бориса! Катерина не боится смерти, но Борис слишком слаб, чтобы помочь Катерине.

Путь к свободе отрезан, а жить среди Кабановых она не может. И Катерина решается на самоубийство.

Самоубийство героини — это протест самодурству, темным силам, царству домостроя. Так впервые в «темном царстве» блеснул «светлый луч».

Пьесы А. Н. Островского — это пьесы подлинной правды, истинной жизни. Драма «Гроза» имела особо важное значение.

Катерина — это сильная личность. Она сумела пробудить в своем муже чувство любви, жалости, правдивости. Кабанов говорит матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщины в творчестве Островского, во всей русской литературе.

В драме А. Н. Островского «Гроза» ярко раскрывается картина ложных отношений, их последствия. В «Грозе» показаны жизнь и живая русская натура.

Главным героем в драме «Гроза», написанной А. Н. Островским, является Катерина. Образ Катерины наиболее сложный из всех образов драмы. Катерина живет в доме матери мужа. Живется ей очень плохо. Выходя замуж за Тихона Кабанова, Катерина его не любила, она еще не понимала этого чувства. Она вышла за Тихона ке по собственному желанию. Показали ей Тихона, сказав, что каждой девушке надо замуж выходить, она и вышла. В рассказе Катерины о своём детстве и о жизни мы видим, что в доме ее матери она была любимой дочерью: Катерина с матерью ходила в церковь, слушала странниц, гуляла по саду, молилась. Варвара, слушая рассказ Катерины, говорит, что у них то же самое. Катерина видит разницу: «Да здесь все как будто из-под неволи!»

По натуре Катерина не похожа на других. Она не умеет выставиться и похвалиться, но готова всему подчиняться.

Сочинение на тему «Поступок Катерины – сила или слабость?» (по пьесе Н. А. Островского «Гроза»)

Люди, которые прочитали произведение Островского «Гроза», задумываются над смыслом жизни и о поступке Катерины. После прочтения пьесы человек сразу начинает рассуждать о действии и решении девушки, слабость ли это или проявление силы. Есть те люди, которые считают, что данный поступок является силой. Она убила себя, а ведь не каждый человек сможет пойти на столь отчаянный шаг. Кому-то становится страшно, а кому-то жалко себя, своих родителей, близких и знакомых людей. К тому же, стоит обратить внимание, что Катерина на самом деле очень сильная девушка. Она смогла при людях признаться в своей измене мужу. Девушка не побоялась насмешек других людей, ей было все равно на то, что о ней скажут и подумают. Собственной смертью Катерина прекратила издевательства свекрови, разговоры о себе и заставила Тихона изменить свое мнение. Хоть и на несколько минут, но ей это удалось сделать.

Читайте также:
Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Еще одно доказательство силы девушки заключается в том, что она была верующим человеком. А для таких людей совершить самоубийство – это один из самых страшных грехов. Но и это ее не остановило. Она все равно сделала то, что задумала. Все эти факты указывают на то, что самоубийство Катерины является силой характера.

Но есть и другое мнение по этому поводу. Некоторые люди утверждают, что это слабость и Катерина просто полоумная девушка. Да и способ уйти из жизни она очень глупый выбрала. Всем известно, что самоубийству нет прощения и оправданий. Девушка просто не выдержала того, что с ней происходило, что на нее обрушилось. В этом и заключается ее слабость.

Рассуждать на эту тему можно бесконечно. Всегда найдутся те, кто считает Катерину сильной, но и будут такие, которые ее не понимают и считают слабым человеком. Мнения до сих пор разделены на два лагеря. А ведь неудивительно. Сколько людей, столько и мнений. Но все зависит от человека и его характера. Может, есть такие, которые поступили бы точно также, как эта девушка. А часть людей, возможно, вообще бы не понимала такого выхода из ситуации. Все потому, что для них это неприемлемо. Очень многое зависит от внутреннего мира читателя.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Поступок Катерины – сила или слабость?» (по пьесе Н. А. Островского «Гроза»)» читают:

Сочинение «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»

Сочинение на тему «Любовь в жизни Обломова»

Сочинение по литературе на тему «Мой Пушкин», 10 класс
Поделиться:
(оценок: 1, в среднем: 5,00 из 5)

Предварительный просмотр:

Урок 35. Тема: СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ.

Цели: углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского;

раскрыть силу и слабость характера Катерины;

развивать умение анализировать образы-персонажи;

совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения;

определить, в чем смысл заглавия пьесы.

I. Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?
  2. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.)
  3. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
  4. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В семье Кабановых

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Катерины главное — жить согласно своей душе

Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему

( Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)

  1. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису — это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.)
  2. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.
  3. Докажите, что смерть Катерины — это протест. Далее решается проблема выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет? Думаю, у нее было 3 пути:

— Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”

Сочинение 2

В пьесе «Гроза» Катерине, жене Тихона Кабанова отводится отнюдь не только роль супруги, живущей в тени своего мужа. Совсем наоборот, Катерина очень сильный духом человек. Её оказалось не так просто сломить. Живя с таким маменькиным сынком, как Тихон, который заглядывает маменьке в рот, она отказывается играть по их правилам, несмотря на уговоры мужа потерпеть.

Со свекровью Катерина общается на равных, намекая на то, что не признает иерархии в семье. Говорит всю правду в глаза и подчеркивает, что на людях она такая же, как и дома, в отличии от Кабанихи, которая при посторонних выставляет себя прямо ангелом во плоти, а в тесном кругу семьи превращается в сущего дьявола и тирана. Несмотря на сопротивление Кати установленным порядкам в доме, свекровь всё равно не сдается и всячески пытается её унизить, хотя бы опустив девушку на колени перед мужем.

Читайте также:
Радость жизни Катерины в пьесе Гроза: сочинение

Катерина нередко возвращается в мыслях к своей жизни до брака с Тихоном. Походы с матушкой в церковь, пение, прогулки… Беззаботная юность, она занималась тем, чем хотела. Девушка часто сравнивает себя с птицей, которая раньше летала, была свободной, а сейчас заперта в клетке с крепкими прутьями и нет из неё выхода.

Катерине, свободолюбивой натуре, просто нечем дышать в этом царстве, где хозяйничают лицемерие и ханжество. Казалось бы все как раньше: те же совместные посещения церкви, песни тоже такие же, но всё это наигранно, как в каком-то театральном спектакле, а они в этом театре марионетки, управляемые властной рукой Кабанихи.

Поддавшись своим чувствам к Борису, она только лишний раз доказала свою смелость. Катерина решила сама отвечать за свою жизнь и поступки. То, что она покаялась перед Тихоном, ещё раз показывает, что несмотря на такой грех, как измена, девушка хотела быть честной до конца, а не уподобиться тем лгунам, среди которых она существовала.

Создаётся впечатление, что Катя чувствовала свой близкий конец. С момента её объяснения с мужем прошло достаточно времени, чтобы всё для себя решить. Достаточно только представить, что ей пришлось выслушивать от свекрови, сколько грязи и оскорблений. Немудрено, что она приняла решение покончить с жизнью, чем терпеть это рабство своей чистой и свободной души.

Другие темы: ← Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза↑ ОстровскийОбраз Кабанихи в пьесе Гроза →

Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины cильным русским характером?: сочинение

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
      • Абрамов Ф.А.
      • Андерсен Г.Х.
      • Айтматов Ч.Т.
      • Андреев Л.Н.
      • Астафьев В.П.
      • Ахматова А.А.
      • Бабель И.Э
      • Бальмонт К.
      • Блок А.А.
      • Булгаков М.А.
      • Достоевский Ф.М.
      • Бунин И.А.
      • Гоголь Н.В.
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Куприн А.И.
      • Лермонтов М.Ю.
      • Островский А.Н.
        • Бесприданница
        • Гроза
        • Лес
      • Пушкин А.С.
      • Солженицын А.И.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Толстой Л.Н.
      • Шолохов М.А.
      • Некрасов Н. А.
      • Тютчев Ф. И.
      • Фет А. А.
      • Маяковский В. В.
      • Есенин С.
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Карамзин Н. М.
      • Твардовский А. Т.
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку

Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?

Пьеса А.Н. Островского “Гроза” является одним из лучших его произведений. Борцом против “темного царства” выступает главная героиня пьесы — Катерина. В образе Катерины Островский показал решительный и цельный русский характер.
Характер Катерины своеобразный. Добролюбов сказал об этом так: “Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его, всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически”.

Катерина никогда не капризничает, не кокетничает, она не хочет выделяться и хвастаться. Напротив, она живет очень мирно и готова всему подчиняться, если только это не противно ее натуре. Но зато признавая и уважая других, она требует того же уважения и к себе. Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала.
В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, — образ птицы. Птица — символ воли. Отсюда постоянный эпитет “вольная птица”. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до свадьбы. “Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Но вольная птица Катерина попала в железную клетку. Свекровь недолюбливает Катерину и все время ее упрекает во всяких мелочах. Но мы отмечаем, что характер Катерины не таков, и это подтверждают слова: “Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бы этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”
Развязка всей пьесы происходит тогда, когда Катерина признается своему мужу в измене. Делает она это потому, что не хочет и не умеет врать. К мужу у нее не было любви, а была только жалость. А изменила она ему с человеком, которого любила. Она поставлена в тупик, потому что видит ненависть и подозрение “темного царства”. И выход из этого тупика она нашла в решении уйти из жизни. Но в эти последние минуты она никого не винит, ни на кого не жалуется; напротив, она думает, что сама перед всеми виновата.
Добролюбов сказал так: “Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера!”
Действительно, у человека, который не побоялся признаться в измене, не побоялся бросить вызов “темному царству” и даже не побоялся смерти, сильный характер.

Читайте также:
Что же дал русской драматургии Островский: сочинение

Сочинение Почему Н. Добролюбов назвал Катерину, героиню драмы Н. Островского, «сильным русским характером

Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину, героиню драмы А. Н. Островского, “сильным русским характером»? В драме А. Н. Островского “Гроза» показан сложный, тра­гический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, ярко изображается и живучесть морали “темного царства», и ее уязвимость. Все те герои пьесы, которых условно можно на­звать жертвами “темного царства», отчетливо осознают, что порядок жизни в городе или в их семье порочен. Но способны ли они на протест? Нет, они находят в себе силы лишь приспо­собиться к жизни: Варвара врет, потому что знает, что можно делать все, лишь бы только было “шито да крыто»; Тихон, со­чувствуя жене, предпочитает исполнять волю матушки да пить горькую; Кулигин не спорит с Диким, а только рассужда­ет о возможных преобразованиях.

И лишь одна Катерина не только понимает, что жизнь в городе протекает не по нормаль­ным человеческим законам, но и не намерена с этим мириться. Одиночество Катерины среди героев пьесы подчеркнуто ком­позицией произведения. Она — единственный герой, не имею­щий пары (сравним с такими парами, как Кабанова — Дикой, Тихон — Борис, Варвара — Кудряш, Кулигин — Феклуша). Монологи Катерины преобладают над ее диалогами с другими персонажами. Катерина даже по своему происхождению чужой в Калинове человек.

А. Н. Островский изображает ее как самобытный русский характер. Она народная героиня, образ которой, несомненно, был навеян автору образами рус­ской поэзии. Вспомним, что рассказывает она о своем детстве: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Именно неволя становится причиной того, что в душе Катерины начи­нает назревать протест. “. Мне так душно, так душно дома, что бежала бы», — говорит она Варваре.

Но воспитана Катери­на на религиозных представлениях о морали и долге. А потому ей достаточно лишь только осознать, что она любит другого, чтобы начать испытывать чувство вины. И в пьесе появляется тема греха, который тоже понимается всеми героями пьесы по-разному. Глубоко трагична первая встреча Катерины с лю­бимым.

Здесь звучит мотив народной песни — мотив неминуе­мой гибели (” Ты убей, загуби меня со полуночи. »): ” Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой?»; “Зачем ты моей погибели хочешь?»; “Ты меня загубил!» Каким же сильным должно быть ее чувство, если она во имя него идет на верную гибель! “Не жалей, губи меня!

» — восклицает она, отдавшись этому чувству. И постепенно Катерина приходит к выводу: “Уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». Красота характера Катерины не только в ее поэтичности, но и в удивительном свободолюбии. Но ее воспитание, типичное для патриархаль­ной Руси, приводит к тому, что в ее душе назревает конфликт с самой собой, ибо, с одной стороны, свои мечты о счастье она считает греховными, а с другой — потребность любви и свобо­ды становится единственным, что занимает все ее мысли. В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную жертву, челове­ка со сломанной волей и растоптанной душой. “Маменька ее поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная.

Только плачет да тает как воск», — говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым серд­цем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не по­боявшись кары за этот поступок.

Она не только не прячется, не таится, но “громко, во весь голос» зовет любимого: “Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Нет, она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что все потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: “Для чего мне теперь жить, ну для чего? » Борис гово­рит о себе: “Что обо мне-то толковать! Я вольная птица».

В сцене свидания Катерина ему завидует: “Ты вольный казак». Но, по сути дела, кто из них двоих более свободен? Остановим­ся на репликах Бориса в сцене прощания: “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает. Не застали бы здесь!

». Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует ее внутреннюю победу над силами “темного царства». “Опять жить? Нет, нет, не надо. нехорошо!

» Характерно здесь слово “нехорошо»: жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катери­ны, безнравственно. “А поймают меня, да воротят домой на­сильно. » Как страшно звучит здесь это слово — поймают, словно не о человеке идет речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина восклицает: “Ах, скорей, ско­рей! » Жажда освобождения торжествует и над темными рели­гиозными представлениями. Катерина проникается убежде­нием в своем праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. “Все равно, что смерть придет, что сама. а жить нельзя!

Читайте также:
Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина: сочинение

» — размышляет она о самоубийстве, ко­торое, с точки зрения церкви, является одним из самых страш­ных грехов. И далее она подвергает сомнению это представле­ние: “Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молить­ся. » Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к Богу и выражают не раскаяние в совершенных грехах — они обращены к любимому: “Друг мой! Радость моя! Прощай!

» Как гроза в жаркий летний день приносит людям облег­чение, так и после смерти Катерины, пусть даже ненадолго, в жертвах “темного царства» появляется стремление вы­рваться из-под власти самодуров. Варвара и Кудряш бегут из Калинова. Кулигин обращается к собравшимся на берегу людям с горьким упреком. Даже вечно покорный Тихон бро­сает матери в лицо обвинение: “Вы ее погубили! Вы! Вы!» Но способен ли кто-нибудь из них отстоять свою свободу ценой жизни? Островский уверен, что нет, потому что сильно еще в людях покорство. И в смерти Катерина так же одинока, как и в жизни. Вот, наверное, почему проницательный русский критик Н. А. Добролюбов назвал Катерину “сильным рус­ским характером».

Женщина, идущая в своем протесте до конца, должна быть исполнена, по словам критика, поистине героического самоотвержения.

Смысл названия в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

В сочинении на тему «Смысл названия в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)» команда Литероведа ответит на вопрос, почему известная драма А.Н. Островского носит такое название, в чем заключается его смысл.

А.Н. Островский – один из самых выдающихся драматургов 19 века, которого называли Колумбом Замоскворечья. Он открыл перед читателями и зрителями непростой мир купечества и мещанства, такой знакомый самому драматургу с самого детства. Его произведения рассказывают о доброте и милосердии, об их вечной борьбе со злом и черствостью, о подлости и алчности, щедрости и жадности. Драма «Гроза» — одно из самых известных произведений мастера. Пьеса была написана в эпоху коренных изменений в жизни общества, поэтому такое название пьесы неслучайно.

Грозу в произведении следует понимать не только как явление природы, о котором говорят все герои пьесы, но и как своеобразный образ-символ, действующее лицо, которое играет свою роль в развитии сюжета и конфликта драмы. Гроза символизирует перемены в «темном царстве», в том укладе жизни, который складывался в течение многих веков.

Произведение начинается с описания бескрайних волжских просторов, которые радуют глаз, очаровывают своей необыкновенной красотой. Кулигин, глядя на Волгу, признается, что за пятьдесят лет жизни никак не может наглядеться, до такой степени душа радуется всей этой живописной картине. Воздух сгущается, видно, что собирается гроза, о которой говорят герои пьесы и которую многие из персонажей боятся. Дикой считает, что гроза – это вовсе не электричество, как утверждает мастер-самоучка Кулигин, а Божья кара, которая посылается людям за их грехи. Савел Прокофьевич понимает, что он грешен: часто кричит на домочадцев и на работников, грубит им, не додает им заработанные копейки, из которых у купца складываются рубли. Однако Дикой не готов признать, что грубость, жестокость, жадность толкают его на эти грехи. Наоборот, он считает, что виноваты в этом люди, которые его окружают.

Катерину тоже пугает гроза. Она, как и купец Дикой, относится к этому явлению природы как к наказанию свыше. В ее религиозном сознании гроза связана с гневом Божьим, а Катерина боится греха. Во время прогулки по набережной, когда начинается гроза, героиня признается Варваре в своих страхах. Она не боится умереть, однако не желает предстать перед Богом со всеми своими грехами и лукавыми мыслями. Этот страх в ее душе увеличивался с тех пор, как она стала думать о племяннике Дикого Борисе. Для ее чистой души даже одна мысль о любви к другому мужчине, не мужу, была греховна.

И только Варвара и Кулигин не боятся грозы. Для Кулигина гроза – это величественное и прекрасное зрелище, и ее разрушительную силу можно унять при помощи громоотвода, пользу которого механик-самоучка много раз пытается доказать купцу Дикому. Кулигин искренне не понимает, как люди могут видеть в грозе что-то пугающее, страшное, когда каждая травинка, каждый цветочек радуются такой погоде. Варвара же лишена моральных принципов: выросшая в среде «темного царства», девушка научилась лгать, когда это нужно, скрывать свои истинные чувства, искать и использовать выгодные прежде всего для себя обстоятельства. Гроза не представляется для нее страшным, отталкивающим явлением, так как она не чувствует себя грешницей.

Однако гроза – это не только явление природы, которое одних пугает, а других искренне восхищает, но и, как считал и сам автор, и многие критики, это образ-символ.

В основе конфликта произведения лежит столкновение Катерины — главной героини пьесы – с «темным царством». На фоне прекрасной волжской природы, завораживающей своей красотой глаз, рисуются картины невыносимой жизни простых людей. Власть в городе Калинове принадлежит таким, как Дикой и Кабаниха, которые держат в страхе не только своих родных, близких, но и всех горожан. Они тиранят свои семьи, угнетают домочадцев. Кабаниха делает это под видом заботы, благочестия, за закрытыми ставнями и высокими заборами. Дикой же не прячется ни за какими стенами, может позволить себе оскорбить любого человека в открытую. Представители «темного царства» живут по давно заведенным, вековым «домостроевским» порядкам, не желая открыться чему-то новому, прогрессивному. Черствые, эгоистичные, бездушные, они чувствуют свою власть и силу и упиваются этим. Ни Дикой, ни Кабаниха не привыкли считаться с мнением и чувствами людей, которые живут рядом с ними. Их волнуют только свои собственные проблемы и переживания, поэтому неудивительно, что даже их близкие люди стремятся убежать из дома, чтобы хоть на короткое время почувствовать сладкий вкус свободы и настоящей жизни.

Читайте также:
События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза»: сочинение

Катерина – молодая замужняя женщина. Она росла в тихой, спокойной обстановке, в любви и ласке. Родители не чаяли в ней души, наряжали, словно любимую куклу, работать не заставляли. Героиня ухаживала за цветами, ходила в церковь, вышивала и слушала рассказы странниц и богомолок. Ей даже снились яркие, сказочные сны. Никто не ущемлял ее свободу, ее волю. Ее жизнь была полна гармонии и красоты. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попала в другую атмосферу и потеряла эту гармонию. Она, словно прекрасный цветок в пустыне, чахла в душной, тесной обстановке.

Не умея лгать, изворачиваться, приспосабливаться, как Варвара, к тем условиям, в которых она живет, Катерина решила свести счеты с жизнью, бросившись с обрыва в Волгу. Это был своеобразный протест против «темного царства», которое толкает человека на подлость, ложь, лицемерие, губит в нем все самые светлые чувства. Ее поступок был похож на грозу среди ясного неба и, словно камень, брошенный в воду, всколыхнул застоявшееся «темное царство». Возвращая безжизненное тело Катерины, Кулигин говорит, что теперь над героиней никто, кроме Творца, не властен, она обрела долгожданную свободу. Тихон же, оплакивая жену, впервые осмеливается бросить в лицо матери обвинения в том, что это именно она довела Катерину до самоубийства. Это были первые вестники того, что устои «темного царства» пошатнулись и скоро они рухнут, уступая место новым порядкам и традициям.

Закрывая последнюю страницу, читатель остается убежденным в том, что название произведения многозначно. Используя грозу в качестве названия пьесы, А.Н. Островский действительно имел в виду не только прекрасное явление природы, которое обрамляет пьесу. Автор ассоциирует грозу с теми изменениями и преобразованиями в обществе, которые уже неизбежны.

Смысл названия пьесы «Гроза»

Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо даёт читателю хоть немного понять, о чём будет идти речь. Это не касается текстов конца XX и начала XXI века, но зато это положение в полной мере можно применить к текстам эпохи реализма. Например, в «Бедных людях» Ф. Достоевского действительно рассказывается о бедных людях, а в «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого показаны именно эти этапы жизни человека. То же самое можно сказать и по отношению к пьесам. Одна из драм Островского, о которой пойдёт речь, была написана в 1859 году, во время острых социальных противоречий. Смысл названия пьесы «Гроза» не сводится лишь к характеристике природного явления.

Для того чтобы наиболее точно ответить на вопрос, почему Островский назвал драму «Гроза», нужно детальнее рассмотреть этот образ.

Как известно, сентименталисты ввели в литературу образ природы, передавая с помощью пейзажа чувства и эмоции героев. Гром и молния в пьесе Островского выполняют те же функции. Изначально автор описывает предгрозовое время. Это касается не только погоды (некоторые персонажи замечают, что вскоре может начаться дождь), но и общественной ситуации. Перед грозой обычно бывает очень душно – точно так же и в городе Калинове. Людям, которым не нравятся ложь и лицемерие, невозможно дышать в такой среде. Разговоры о деньгах, пьянство и осуждение концентрируются до такой степени, что катастрофа становится неизбежной. Чтобы такое положение дел изменилось, нужен был толчок, удар, катализатор, которым и выступает в тексте пьесы гром с грозой.

Гроза является одним из основных действующих лиц в четвёртом действии, а именно в сцене прогулки по набережной. Кулигин обращает внимание на собирающийся дождь, восхищаясь силой природы. Он думает о том, что громоотвод был бы полезен всем жителям города, но его идеи не разделяет Дикой. В действии №4 неоднократно повторяются авторские ремарки о том, что слышен удар грома. Эти звуки становятся аудиальным оформлением кульминационной сцены, увеличивая смысловую нагрузку и усиливая остроту разворачивающейся трагедии. Именно гроза пугает Катерину, делает её нервной и слабой. Девушка, слыша раскаты грома, признаётся в измене своему мужу и Кабанихе, а уже со следующим ударом молнии падает без чувств.

Как уже было обозначено ранее, смыслов заглавия пьесы «Гроза» несколько. Есть ещё один аспект, который нужно рассмотреть более подробно. Гроза предстаёт перед читателем не только как проявление стихии, а и как отдельный персонаж. Гроза представляется роком, которой навис над всеми героями. Неслучайно Тихон перед отъездом говорит, что над ним «грозы не будет две недели». Под словом «гроза» Кабанов подразумевает всю ту нездоровую атмосферу, которая царит в их семье. В основном это касается нравоучений Марфы Игнатьевны, ведь целых две недели мать не будет лезть в жизнь сына.
Кулигин, например, не боится грозы. Наоборот, он призывает жителей опомниться от беспричинного беспокойства: «убивает не гроза!… убивает благодать!». Пожалуй, Кулигин единственный персонаж, у которого нет внутреннего ощущения грозы. Нет предчувствия надвигающегося несчастья. Дикой считает, будто «гроза посылается в наказание».

Читайте также:
Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза»: сочинение

Ещё одним из смыслов названия драмы «Гроза» можно назвать сюжетообразующий фактор. Гроза становится толчком к развязке конфликта. Как внутреннего противоречия главной героини, так и конфликта между представителями «тёмного царства» и образованными людьми XIX века. Катерина испугалась слов полоумной Барыни о красоте, которая непременно ведёт в омут, но только после раздавшегося удара грома Катерина признаётся в измене.

Отношения между Борисом и Катей также можно сравнить с грозой. В них много решительного, страстного, стихийного. Но, как и гроза, эти отношения не продлились бы долго.
Итак, какой же заложен смысл в название пьесы «Гроза» Островского? Гроза предстаёт как природное явление, обрамляя произведение аудиальной рамкой; как отдельный образ; как символ рока и наказания; как некое обобщённое отображение той общественной катастрофы, которая нависла над Россией XIX века.

Сочинение : Какой смысл несет в себе заголовок пьесы Александра Островского «Гроза»?

Смысл названия пьесы Гроза — Островского

По названию читатель чаще всего уже может понять, о чем пойдёт речь в произведении. Что хотел сказать А.Н. Островский своей драмой? К чему нужно быть готовым, держа в руках книгу автора?

Гроза — яркое и опасное природное явление. Человек бессилен перед бушующей стихией. Но об этом ли думал А.Н. Островский, называя «Гроза» своё произведение? Все не так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы понять смысл названия, следует подробно рассмотреть образ драмы.

С помощью грозы автор попытался передать эмоции, чувства, мысли героев. Внутренние противоречия, социальная несправедливость, острые конфликты, которыми наполнено произведение отражаются в названии «Грозе».

В начале драмы все тихо и спокойно. Предгрозовое время. Но постепенно стихия наступает. И речь не только о природном явлении. Ситуация в обществе не стабильна. Люди делятся на открытых и честных и на лицемерных и лживых. Крайне непросто уживаться в таком обществе. Многие стремятся исключительно к обогащению. Деньги — их главная ценность. Но есть и те, которые уверены, что счастье не зависит от материальных благ.

Противоречия во взглядах нарастают. Осуждение, сплетни, слухи, пьянство, разгульный образ жизни, деньги, деньги, деньги. Когда же это закончится? Жить, существовать в лицемерном и фальшивом обществе невозможно. Да и стоит ли мириться с несправедливостью? Грядущая катастрофа, стихия неминуема. Чтобы изменить мировоззрения людей, прекратить череду противоречий, необходим толчок, встряска. Гроза, гром, молния — удары, которые жизненно важны всем вокруг.

Гроза — акцент, который А.Н. Островский делает, в момент прогулки по набережной. Сила природы восхищает, поражает, подчиняет себе. Гроза. Она приковывает к себе внимание, пугает и заставляется нервничать. Гроза усиливает действие надвигающейся катастрофы, разворачивающейся трагедии. Никто и ничто не в силах противостоять ей.

Катерина под действием этого природного явления решилась признаться мужу в неверности. С раскатом молнии героиня падает без сознания.

Гроза олицетворяет угрозу, которая нависла над обществом. Что будет дальше? «Нездоровая» атмосфера, которая царит во многих богатых семьях должна скоро выплеснуться наружу. Люди живут с внутренней грозой, не давая своим эмоциям свободы.

А.Н. Островский связал название не только с ярким природным явлением, но и с чувством неизбежности к переменам, которые уже дав ждёт общество. Гроза — символ решительности, стихии, действия. Противоречия между героями достигли своего апогея. Перемены необходимы всем.

Сочинение : Какой смысл несет в себе заголовок пьесы Александра Островского «Гроза»?

Самым знаменитым творением Александра Островского стала его пьеса «Гроза». Сам заголовок произведения уже о многом говорит читателям и зрителям, несет в себе особый смысловой оттенок, символический знак, подталкивает их к размышлению.

Найдем и рассмотрим смысл и основную мысль в пьесе Александра Островского «Гроза». Если разобраться, то в названии произведения заложено глубокое смысловое понятие. Писатели часто приводят в своих произведениях различные образы природных явлений, но у Островского природная стихия наделена особым смыслом и имеет свои функции. Гроза выступает не только фоном, на котором разворачиваются события, но и действующим лицом. Это опасное природное явление является роковым в пьесе для каждого персонажа.

Автор особо подчеркивает важность грозы в четвертом действии. Ей уделено особое внимание. Так, Кулигин, заметивший намечающийся дождь, восхищен мощью природы. В образе Кулигина Островский показал свою позицию в пьесе. Сам он, как и этот персонаж, является сторонником прогресса во всем. Данный герой пьесы отличается от других граждан, живущих в городе Калинове, тем, что он умен и образован. Он не боится природной стихии. Он знает, что она безопасна для него. Кулигин, являясь человеком образованным, убежден в том, что для горожан Калинова одной из самых полезных вещей будет громоотвод. Но с ним не согласен купец Дикой. Он является одним из самодуров города и ко всем людям обращается грубо и жестоко, даже к своим родственникам. Они не выдерживают его оскорбления.

Читайте также:
Путешествие по России Островского: сочинение

Недаром Тихон в эпизоде прощания говорит о грозе. В этом случае под словом «гроза» имеется в виду абсолютная власть, длительная боязнь, долгожданное, желанное избавление от нее. Сам Тихон – человек нерешительный и слабый. Он не может противостоять вмешательству в их с Катериной жизнь властной и жесткой матери. Ему уже достаточно надоели материнские упреки. Тихон совершенно искренне жалеет и любит свою жену, но он не может защитить супругу от произвола Кабанихи. Ему не нравятся порядки собственной матери, однако он не считает нужным им противиться, так как это не имеет смысла. Тихону хочется уединиться, чтобы хоть на некоторое время почувствовать себя независимым и уверенным в себе. В этом случае явление грозы рассматривается как воплощение этих чувств, как избавление от материнской зависимости.

Поэтому перед поездкой Тихон Кабанов, говоря, что грозы 2 недели не будет, имеет в виду, что, наконец-то вдали от дома он сможет отдохнуть от притязаний и нравоучений матери. Мы догадываемся, что с грозой Тихон сравнивает ужасную атмосферу, царившую в их доме.

Купец Дикой считает, что грозу посылают в наказание людям, и что природной стихии нужно бояться, хотя сам он грозы не боится.

В произведении автор поднимает темы расплаты и покаяния за совершенные грехи. Все персонажи пьесы бояться понести заслуженное наказание, особенно Катерина Кабанова. Как и Кулигин, эта героиня очень интересна своими отличительными особенностями от других горожан. Еще в детстве она была решительной, храброй, самостоятельной девочкой. Катерина получила от родителей отличное воспитание, она любила свободно мыслить, говорить то, что думает. О решительности Катерины говорит тот факт в ее жизни, что когда ее в 6 лет кто-то обидел, она вечером прибежала на берег Волги, вскочила в лодку и оттолкнулась от берега. Нашли девочку только утром в десяти верстах.

До брака с Тихоном Кабановым девушка жила беззаботно и беспечно. В замужестве она сталкивается с непониманием, грубыми оскорблениями.

Катерина пробовала смириться с этим и полюбить мужа, но у нее не получилось. Она не могла пересилить себя. Стремясь найти выход из такой тупиковой ситуации, молодая женщина тайно встречается с Борисом. Но и лицемерить она не может, потому что не умеет и не хочет лгать, изворачиваться. Ведь главная героиня – совестливая, честная женщина, ее автор наделил особыми качествами, такими как чистота нравственная, свобода духа, решительность. Катерина уверена, что гроза – это наказание за совершенные грехи, и это природное явление ее очень пугает.

Главная героиня чувствует себя грешной, потому что предала мужа. Как и стихия в природе, в душе молодой женщины надвигается гроза. Сначала она пытается, сделав выбор, принять решение. Что лучше: жить с Борисом, будучи грешной и осуждаемой обществом, полагаясь на свои и его чувства, или с нелюбимым мужем и злобной властной свекровью, придерживаясь законов «темного царства» и не руководствуясь чувствами.

Екатерина отдает предпочтение Борису и полна решимости сделать этот шаг. Но Борис оказался не готов взять ответственность за свою любовь, за их отношения. И положение молодой женщины стало очень затруднительным.

Роман Бориса и Катерины тоже похож на грозу. Он стихийно начинается и заканчивается тоже стремительно, как стихия.

Исходя из наших наблюдений, можно сказать, что в знаменитой пьесе Александра Островского образ грозы – это символ наказания за совершенные грехи и знак силы рока.

После смерти Катерины жестокие устои «темного царства» начинают рушиться. Терпение и покорность покидает многих героев произведения. Например, Варвара убегает из дому со своим возлюбленным. Кулигин же в происшедшем винит горожан. Ну а Тихон решается пойти против матери.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

О чем книга «Гроза»

Маленький провинциальный городок Калинов. Люди живут своей привычной размеренной жизнью. Жестокая и деспотичная купчиха, богатый купец Дикой, его племянник Борис, вынужденный подстраиваться по своего дядю. Особое значение в «Грозе» автор придает фону жизни, обстановке. «Темное царство» самодуров основано исключительно на денежном расчете и чувстве страха.

Сын Кабанихи никогда не перечит своей властной матери, он привык ей угождать и выполнять все ее прихоти. Его жена, очаровательная Катерина, томится в семье нелюбимого мужа.

Началась гроза. Катерина в девичестве была счастливой и свободной. Сейчас же каждый ее шаг контролируется внимательной Кабанихой. Ее муж уезжает, Катерина просила, чтобы он взял ее с собой. Однако Тихон решил побыть наедине, подальше от суровой матери и жены.

Катерина испытывает нежные и искренние чувства к Борису. Девушка долго хранила в себе эту тайну. Однако Варвара — сестра Кабанова — настояла, чтобы Катерина доверилась своей любви и открылась Борису. Произошла встреча влюбленных. Катерина, не в силах скрывать измену, призналась во всем мужу. Тихон готов простить оступившуюся жену, однако, деспотичная Кабаниха не позволила.

Катерина таяла на глазах. Она ушла из дома. Борис случайно встретился на ее пути. Девушка готова была уехать с возлюбленным хоть на край света, но это оказалось невозможным. Борис отправился в Сибирь. Влюбленные попрощались. У Катерины пропал смысл дальнейшего существования. Люди искали пропавшую девушку по всему городу. Катерина умерла, бросившись с обрыва. Тихон тяжело пережил это горе.

Читайте также:
Жертвы темного царства в пьесе Гроза: сочинение

Краткое содержание драмы «Гроза»

«Гроза» была написана в 1859 году, в дореформенный период творчества Островского. Действие происходит в небольшом провинциальном городке Калинове. История повествует о семействе, которое живет под предводительством авторитарной Кабанихи. Ее сын Тихон женился на Катерине, которая его не любит. Ее сердце принадлежит Борису, племяннику Дикого. Борису Дикой должен отдать наследство, однако Дикой отличается такими качествами, как агрессивность, жестокость и алчность. Варвара, дочь Кабанихи, устраивает Катерине свидание с Борисом. Та сначала боится, но женщина не в силах противиться любви. Она изменяет мужу Тихону, который находился в отъезде.

Тихон возвращается. Катерина не в силах держать все в себе, она признается в измене. Дикой ссылает Бориса в Сибирь. Катерина понимает, что ей придется остаться и жить по-прежнему терпя унижения Кабанихи. В результате она не выдерживает, прыгает с берега в воду и умирает.

Такая трагичная история любви! Так почему Островский назвал «Грозу» грозой? Потому что все действия сопровождаются грозой. Сначала она собирается, небо заволакивают тучи, а в кульминационный момент гроза обрушивается на Калинов. Если подумать, почему Островский назвал драму «Гроза», и никак иначе, то становится ясно, что гроза в произведении — это не просто природное явление. Она имеет глубокую символику и потаенный смысл.

Смысл произведения «Гроза»

Главный конфликт в произведении заключается в противостоянии морали самодуров, которая уже изжила себя, с новой моралью людей, обладающих чувством человеческого достоинства. А.Н. Островский показывает мир, полный жестокости и страха. Мир, в котором хозяевами являются Дикие и Кабановы. Их жизненная цель — накопить побольше денег. Они находятся в постоянной войне друг с другом, не уважая никого вокруг. В их мире нет места искренности и состраданию. Они негативно относятся к жизненным изменениям, стараясь всеми силами сохранить старые устои и обычаи. Их боятся, с ними не спорят и не конфликтуют.

Все персонажи «Грозы» — жертвы. Они вышли из «темного царства», которое исковеркало их судьбы, наложило тяжелый и непоправимый отпечаток на их души.

Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского «Гроза»? — презентация


Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского «Гроза»?

«Гроза» одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. И не случайно Островский избрал именно такое название для своей пьесы. В слове «гроза» заключен огромный смысл. Гроза это не только природное явление, но это и символ перемен в «темном царстве», в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.

В центре пьесы конфликт представителей «темного царства» с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня Катерина не выдерживает семейного гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются; надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.

Впервые слово «гроза» звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: «…Недели две никакой грозы надо мной не будет». Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из затхлой атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным, так сказать, «на весь год отгуляться». Под «грозой» он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. «Гроза нам в наказание посылается», говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может. Кабаниха…

Единственный, кто не стал бояться грозы, это механик- самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой. У вас все гроза. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь».

В природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка. Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым драматург выразил надежду на то, что обновление в обществе обязательно наступит.

Смысл финала

Необразованные, глупые люди не готовы к переменам. Ими движут жажда наживы, денег. Финал произведения обличает устаревшие устои и нравы «темного царства». Мира, где правят расчетливые, жестокие и деспотичные люди. Светлым, одухотворенным и искренним личностям, таким как Катерина, нет места в «темном царстве». Девушка не может простить себе своего греха, поэтому решается на отчаянный шаг.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: