Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина: сочинение

«Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина»

Главная героиня драмы Островского «Гроза» существенно отличается от представителей той среды, в которой ей приходится жить. Катерина обладает чистой и живой душой, она не умеет приспосабливаться. Она беззащитна и слаба перед своей свекровью и всеми, кто придерживается взглядов Кабанихи и Дикого. Катерина не может защитить себя и не получает поддержки от своего слабого и безвольного мужа.

Конфликт, возникший у Катерины с «темным царством», очень серьезен. Сначала конфликт совершенно незаметен, молодая женщина молча страдает. И с каждым днем ей становится все тяжелее и тяжелее жить среди самодуров, ханжей и невежд. Конфликт заканчивается настоящей трагедией, которая повлекла за собой смерть героини.

О том, насколько тяжело Катерине, можно понять из ее же слов, когда она рассказывает о своем детстве. Юные годы прошли в атмосфере полнейшей свободы и искренней любви. Никто не обижал Катю, никто не заставлял ее работать. Она чувствовала любовь и заботу своей матери. Катерина очень романтична и религиозна. Она с детства слушала рассказы богомолок, ее интересовало все, что они говорили.

Катерина очень жизнерадостна, она любит жизнь во всех ее проявлениях и вызывает у читателя живейшую симпатию. Но вместе с тем приходится признать, что Катерина совершенно не приспособлена к жизни. С детства ее оберегала мать от всех жизненных тягот и забот, и девочка выросла в неведении, с чем ей придется столкнуться в будущем, во взрослой жизни. Но не следует забывать, что родилась и росла она также в купеческой среде. А значит, должна была понимать, что жизнь в доме мужа будет нелегкой.

Катерину выдают замуж против ее воли. Она не питает к своему мужу никаких теплых чувств, но и ненависти нет места в ее сердце. Действительно, Тихон — совершенно безвольный и слабохарактерный человек. Он во всем подчиняется своей матери, и ему даже в голову не приходит, что можно поступать иначе. Не случайно Тихон говорит своей матери, что он не желает жить своей волей. От своего мужа Катерина не чувствует поддержки, когда ее всячески угнетает и унижает свекровь. Катерине приходится молча терпеть. А такой эмоциональной натуре терпеть чужие придирки и незаслуженные оскорбления очень и очень трудно.

Катерина очень добра, В родительском доме она охотно помогает нищим. А в доме мужа ей никто не может не только помочь, но и даже оказать простое человеческое участие. Катерина по-особому относится к церкви. Церковь воспринимается ею как светлое и прекрасное место, в котором можно мечтать в свое удовольствие. Все эти качества выдают в Катерине мечтательную, совершенно оторванную от реальности, легкоранимую натуру, доверчивую и удивительно наивную. Таким людям особенно тяжело мириться с тем, что их не устраивает, а отсутствие возможности выплеснуть свои эмоции, рассказать о наболевшем для них губительно.

После замужества Катерина вынуждена жить в атмосфере обмана и жестокости. У девушки отняли все, что было ей дорого. И взамен она не получила ровным счетом ничего. В результате появляется разочарование, душевная пустота. Катерину уже не радует посещение церкви, она чувствует себя глубоко несчастной. Живое пылкое воображение работает, а видит перед собой девушка только мрачные, нерадостные, подавляющие картины. И у нее появляются грустные, тревожные мысли. Катерина перестает радоваться жизни, даже не способна более любоваться красотами природы.

Но первоначально Катерине и в голову не приходит роптать и конфликтовать. Она молча терпит унижения и издевательства. Привыкнуть к ним она не может, но постепенно начинает понимать, что везде одно и то же. Когда у человека ничего хорошего в жизни не остается, он неминуемо гибнет духовно. Но тем не менее каждый человек пытается найти для себя спасение.

Катерина обретает любовь в надежде, что это прекрасное и светлое чувство заполнит пустоту в ее

душе и позволит ей стать счастливой. Сначала Катерина пытается полюбить своего мужа. Она говорит: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Казалось бы, что плохого в искреннем проявлении своих чувств? Но в купеческой патриархальной среде, где царит домострой, проявления чувств всячески осуждаются. Именно поэтому свекровь говорит девушке: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Девушку оскорбили ни за что. И так каждый раз.

После отъезда мужа Катерина чувствует себя одинокой. Энергия ее живой и пылкой души требует выхода, поэтому не удивительно, что Катерина полюбила Бориса, человека столь не похожего на других, как, впрочем, и она. Любовь стала для нее настоящим спасением. Теперь Катерина уже не думает об удушающей атмосфере кабановского дома, она живет своими чувствами, надеждами, мечтами. Влюбленный человек начинает иначе смотреть на жизнь, перестает замечать невыносимые раньше мерзости. В человеке просыпается гордость, он начинает больше ценить себя. Влюбленность Катерины — это протест против ее бесправного положения, заставляющего мириться с судьбой.

Катерина предчувствует свою гибель. Она прекрасно понимает, что ее любовь к Борису по сути своей греховна. Но вместе с тем она не может противиться своему чувству, потому что привычная жизнь уже кажется ей полностью враждебной и неприемлемой. Катерина говорит своему любимому: «Ты меня загубил». Катерина очень религиозна и суеверна, не случайно она страшится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенный грех. Катерина начинает бояться грозы после того, как влюбляется в Бориса. Она считает, что любовь непременно будет наказана гневом Всевышнего. Грех, совершенный ею, тяготит героиню. Очевидно, именно поэтому она решается признаться в совершенном преступлении. Поступок Катерины вызывает живейшее удивление читателя, он кажется странным и совершенно нелогичным. Катерина очень откровенна, она простосердечно открывает все свои тайны мужу и свекрови.

Читайте также:
Дикой и Кабаниха: сочинение

Совершенный ею проступок камнем лег на ее душу. Она не может простить саму себя. Теперь Катерину мучат мысли о том, как она будет жить дальше, как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу.

Героине представляется, что ее смерть будет достойным выходом из сложившейся ситуации. Она говорит: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо». Катерина не может больше жить, теперь она понимает, что сама ее жизнь была и будет убогой и несчастливой.

В последнем поступке Катерины проявляется решительность и цельность характера Она жертвует собой, чтобы спастись от позора и постылой жизни. А жить опозоренной Катерина не может. Катерина живет в настоящем рабстве, и ее душа всячески протестует против этого. Любовь на время возвышает ее, а затем снова ввергает в пучину тоски и грусти, но еще большей, поскольку ее постигло сильное разочарование в любимом человеке. Раскаяние и разочарование оказываются настолько сильны, что Катерина решается на самоубийство.

Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?

Главная героиня драмы Островского » Гроза » существенно отличается от представителей той среды, в которой ей приходится жить. Катерина обладает чистой и живой душой, она не умеет приспосабливаться. Она беззащитна и слаба перед своей свекровью и всеми, кто придерживается взглядов Кабанихи и Дикого.

Катерина не может защитить себя и не получает поддержки от своего слабого и безвольного мужа. Конфликт, возникший у Катерины с «темным царством», очень серьезен. Сначала конфликт совершенно незаметен, молодая женщина молча страдает.

О том, насколько тяжело Катерине, можно понять из ее же слов, когда она рассказывает о своем детстве. Юные годы прошли в атмосфере полнейшей свободы и искренней любви. Никто не обижал Катю, никто не заставлял ее работать. Она чувствовала любовь и заботу своей матери.

Катерина очень романтична и религиозна. Она с детства слушала рассказы богомолок, ее интересовало все, что они говорили. Катерина очень жизнерадостна, она любит жизнь во всех

Но не следует забывать, что родилась и росла она также в купеческой среде. А значит, должна была понимать, что жизнь в доме мужа будет нелегкой. Катерину выдают замуж против ее воли. Она не питает к своему мужу никаких теплых чувств, но и ненависти нет места в ее сердце.

Действительно, Тихон — совершенно безвольный и слабохарактерный человек. Он во всем подчиняется своей матери, и ему даже в голову не приходит, что можно поступать иначе. Не случайно Тихон говорит своей матери, что он не желает жить своей волей. От своего мужа Катерина не чувствует поддержки, когда ее всячески угнетает и унижает свекровь.

Катерине приходится молча терпеть. А такой эмоциональной натуре терпеть чужие придирки и незаслуженные оскорбления очень и очень трудно. Катерина очень добра, В родительском доме она охотно помогает нищим.

А в доме мужа ей никто не может не только помочь, но и даже оказать простое человеческое участие. Катерина по-особому относится к церкви. Церковь воспринимается ею как светлое и прекрасное место, в котором можно мечтать в свое удовольствие.

Все эти качества выдают в Катерине мечтательную, совершенно оторванную от реальности, легкоранимую натуру, доверчивую и удивительно наивную. Таким людям особенно тяжело мириться с тем, что их не устраивает, а отсутствие возможности выплеснуть свои эмоции, рассказать о наболевшем для них губительно. После замужества Катерина вынуждена жить в атмосфере обмана и жестокости. У девушки отняли все, что было ей дорого. И взамен она не получила ровным счетом ничего.

В результате появляется разочарование, душевная пустота. Катерину уже не радует посещение церкви, она чувствует себя глубоко несчастной. Живое пылкое воображение работает, а видит перед собой девушка только мрачные, нерадостные, подавляющие картины.

И у нее появляются грустные, тревожные мысли. Катерина перестает радоваться жизни, даже не способна более любоваться красотами природы. Но первоначально Катерине и в голову не приходит роптать и конфликтовать.

Она молча терпит унижения и издевательства. Привыкнуть к ним она не может, но постепенно начинает понимать, что везде одно и то же. Когда у человека ничего хорошего в жизни не остается, он неминуемо гибнет духовно. Но тем не менее каждый человек пытается найти для себя спасение.

Читайте также:
СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО , И .: сочинение

Катерина обретает любовь в надежде, что это прекрасное и светлое чувство заполнит пустоту в ее душе и позволит ей стать счастливой. Сначала Катерина пытается полюбить своего мужа. Она говорит: «Я буду мужа любить.

Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Казалось бы, что плохого в искреннем проявлении своих чувств? Но в купеческой патриархальной среде, где царит домострой, проявления чувств всячески осуждаются.

Именно поэтому свекровь говорит девушке: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Девушку оскорбили ни за что. И так каждый раз.

После отъезда мужа Катерина чувствует себя одинокой. Энергия ее живой и пылкой души требует выхода, поэтому не удивительно, что Катерина полюбила Бориса, человека столь не похожего на других, как, впрочем, и она. Любовь стала для нее настоящим спасением.

Теперь Катерина уже не думает об удушающей атмосфере кабановского дома, она живет своими чувствами, надеждами, мечтами. Влюбленный человек начинает иначе смотреть на жизнь, перестает замечать невыносимые раньше мерзости. В человеке просыпается гордость, он начинает больше ценить себя. Влюбленность Катерины — это протест против ее бесправного положения, заставляющего мириться с судьбой. Катерина предчувствует свою гибель.

Она прекрасно понимает, что ее любовь к Борису по сути своей греховна. Но вместе с тем она не может противиться своему чувству, потому что привычная жизнь уже кажется ей полностью враждебной и неприемлемой. Катерина говорит своему любимому: «Ты меня загубил».

Катерина очень религиозна и суеверна, не случайно она страшится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенный грех. Катерина начинает бояться грозы после того, как влюбляется в Бориса. Она считает, что любовь непременно будет наказана гневом Всевышнего.

Грех, совершенный ею, тяготит героиню. Очевидно, именно поэтому она решается признаться в совершенном преступлении. Поступок Катерины вызывает живейшее удивление читателя, он кажется странным и совершенно нелогичным.

Катерина очень откровенна, она простосердечно открывает все свои тайны мужу и свекрови. Совершенный ею проступок камнем лег на ее душу. Она не может простить саму себя. Теперь Катерину мучат мысли о том, как она будет жить дальше, как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу.

Героине представляется, что ее смерть будет достойным выходом из сложившейся ситуации. Она говорит: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо».

Катерина не может больше жить, теперь она понимает, что сама ее жизнь была и будет убогой и несчастливой. В последнем поступке Катерины проявляется решительность и цельность характера Она жертвует собой, чтобы спастись от позора и постылой жизни. А жить опозоренной Катерина не может. Катерина живет в настоящем рабстве, и ее душа всячески протестует против этого.

Любовь на время возвышает ее, а затем снова ввергает в пучину тоски и грусти, но еще большей, поскольку ее постигло сильное разочарование в любимом человеке. Раскаяние и разочарование оказываются настолько сильны, что Катерина решается на самоубийство.

Жизнь Катерины в родительском доме (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Беззаботная жизнь с родителями

Жизнь Катерины в родительском доме описывается весьма кратко. Её можно охарактеризовать как наполненную радостными вдохновляющими событиями. Родители любили Катерину и к работе не принуждали. Она ходила с матерью в церковь и погружалась в мир иллюзий. Любила гулять в саду, рассматривая цветы, которые росли там.

У неё не было никаких причин, чтобы грустить. Если она не хотела ничего делать, могла просто расслабиться и отдыхать. Катерина жила в окружении добра и всеобщей любви. Доброта и впечатлительность впоследствии сыграли с ней злую шутку, но тогда неприятные события случались крайне редко.

Из рая в ад

После замужества жизнь резко изменилась. Глава семьи Кабаниха — тиран и диктатор. Ей присуще болезненное стремление навязать свои убеждения всем близким. Кабаниха всячески презирала Катерину, стремилась навязать ей давно устаревшие обычаи, согласно которым она должна теперь жить. Атмосфера в доме всегда была максимально напряжённой.

Кабаниху можно охарактеризовать тремя словами:

  1. Безумие.
  2. Ненависть.
  3. Злость.

По мнению Кабанихи, взаимоотношения в семье должны строиться по принципу беспрекословного подчинения младших старшим. Жена должна бояться мужа. Но как можно бояться столь ничтожного человека?

Тихон был бесхарактерным. Несмотря на полное понимание неадекватности поведения матери, он не мог защитить жену от её нападок — таким его воспитала Кабаниха. Тихон не понимал стремлений Катерины, по сути, он был для неё совершенно чужим человеком — послушным рабом своей матери, а Катерина стремилась к свободе. Описать это лучше всего можно с помощью цитат:

… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…

Жизнь Катерины в доме Кабановых была максимально ужасной. Не было ничего, что радовало бы её. Она с грустью вспоминала ушедшую в прошлое беззаботную жизнь с родителями.

… И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…

Тогда она была свободна, но потом начался ад.

Читайте также:
Проблема любви в драме А. Н. Островского Гроза: сочинение

Возможно, выход есть

Варвара, дочь Кабанихи, была единственным человеком в новой семье, кто понимал, уважал и искренне поддерживал Катерину. Она старалась научить её, как выжить под одной крышей с Кабанихой. Катерина ей призналась в неспособности врать и скрывать что-то. Говорила, что если ей надоест происходящее вокруг безумие, она выйдет в окно или утопится в реке.

Катерина очень грустила оттого, что у неё не было детей, это делало её жизнь пустой:

…Эко горе! Деток-то у меня нет: все я бы и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…

В итоге она стала глубоко несчастной, страдала от постоянных безосновательных придирок свекрови, несмотря на то, что на самом деле почитала её, относилась к ней, как к родной матери. Таким образом, были созданы все условия для разрушения её личности.

Вряд ли Кабаниха осознавала несостоятельность своих идей. Ей просто в молодости навязали идею о том, что в обществе должна соблюдаться определённая иерархия, какие-то глупые ритуалы и общественные порядки, созданные только лишь для того, чтобы унижать и заставлять унижаться других, лишить людей желания и необходимости думать и рассуждать. Иерархическое общество строится только на невежестве и глупости. Понятно, почему в глобальном обществе без иерархии никуда, но есть вещи, без которых нормальная жизнь невозможна:

  • Свобода.
  • Взаимное уважение.
  • Равенство.

Однажды Катерина рассказала Варваре о том, что влюблена в Бориса, племянника Дикого. Варвара пообещала ей устроить с ним свидание, когда Тихон уедет из дома по делам. Сказано — сделано. Катерина тайно встречалась с Борисом 10 раз. Когда Тихон вернулся, она сразу рассказала ему обо всем, а потом ещё публично призналась в этом. Катерина по натуре была очень честной, поэтому не смогла скрыть это. Сложившаяся обстановка угнетала ее. Даже если бы Катерина не рассказала об измене, это бы ей не помогло.

Старуха в момент признания пробормотала нечто вроде: «Вот до чего свобода доводит». Скорее, её отсутствие. Наверное, если бы люди не были бы столь злы по отношению к ней и друг к другу, у неё бы не было нужды встречаться с Борисом.

Бориса отправили в Сибирь. Катерина просила его забрать её с собой, понимая, что он не может этого сделать. Тихон говорил, что любит жену, но если бы это было на самом деле, он бы никогда не ударил ее по приказу своей мамаши, не стал бы унижать её при своём отъезде в другой город, смог бы найти в себе силы противостоять гнету Кабанихи.

Влияние жизни у Кабановых на Катерину было исключительно отрицательным. У неё не было никаких шансов сохранить свою личность в первозданном виде. После признания у молодой женщины не было другого выхода кроме самоубийства. Если бы она этого не сделала, её загнобили бы настолько, что она бы сошла с ума.

Это было своего рода протестом против несправедливости, который не дал ей ничего, кроме дополнительных страданий, поскольку она не могла отделаться от убеждения в том, что это грех. И пусть это были всего лишь убеждения, навязанные обществом, у неё не было никакой возможности переосмыслить это, потому что она была религиозна, а такие люди зачастую имеют ограниченный ум. В любом случае, это ни на что бы не повляло.

По христианству, самоубийцы попадают в ад. Если бы религиозные сказки были истиной, вряд ли бы кто-то в здравом уме согласился по своей воле обменять пусть и малоприятную земную жизнь на вечные муки в аду.

Объективно говоря, самоубийство пошло на пользу Катерине, избавив её от страданий. История жизни Катерины вышла достаточно удручающей. Она показывает разрушительную силу тоталитаризма, человеческой глупости и самодурства.

Причины гибели катерины. Сочинения Предвестия гибели катерины в пьесе гроза

Внутренний мир героини

Если обращаться к тому, каким показано мировоззрение героини, то читатель видит ее целостной личностью. Это живая, яркая, поэтическая натура. Склонность к мечтам и фантазиям подчеркивает ее экзальтированность, отдаленность от внешнего мира. Какова же она на самом деле?

  • Чистая душой.
  • Стремящаяся к свободе.
  • Бесконечно любящая жизнь.

Она единственная из всех героев пьесы руководствуется голосом сердца, а не старается слепо подстраиваться под негативные условия. Главным ее достоинством является искренность, желание действовать не в угоду, а вопреки обстоятельствам. Любит книги, зачитывается романами, много рассуждает о прекрасном и вечном.

«Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина»

Главная героиня драмы Островского «Гроза» существенно отличается от представителей той среды, в которой ей приходится жить. Катерина обладает чистой и живой душой, она не умеет приспосабливаться. Она беззащитна и слаба перед своей свекровью и всеми, кто придерживается взглядов Кабанихи и Дикого. Катерина не может защитить себя и не получает поддержки от своего слабого и безвольного мужа. Конфликт, возникший у Катерины с «темным царством», очень серьезен. Сначала конфликт совершенно незаметен, молодая женщина молча страдает. И с каждым днем ей становится все тяжелее и тяжелее жить среди самодуров, ханжей и невежд. Конфликт заканчивается настоящей трагедией, которая повлекла за собой смерть героини.

Читайте также:
Радость жизни Катерины в пьесе Гроза: сочинение

О том, насколько тяжело Катерине, можно понять из ее же слов, когда она рассказывает о своем детстве. Юные годы прошли в атмосфере полнейшей свободы и искренней любви. Никто не обижал Катю, никто не заставлял ее работать. Она чувствовала любовь и заботу своей матери. Катерина очень романтична и религиозна. Она с детства слушала рассказы богомолок, ее интересовало все, что они говорили.

Катерина очень жизнерадостна, она любит жизнь во всех ее проявлениях и вызывает у читателя живейшую симпатию. Но вместе с тем приходится признать, что Катерина совершенно не приспособлена к жизни. С детства ее оберегала мать от всех жизненных тягот и забот, и девочка выросла в неведении, с чем ей придется столкнуться в будущем, во взрослой жизни. Но не следует забывать, что родилась и росла она также в купеческой среде. А значит, должна была понимать, что жизнь в доме мужа будет нелегкой.

Катерину выдают замуж против ее воли. Она не питает к своему мужу никаких теплых чувств, но и ненависти нет места в ее сердце. Действительно, Тихон — совершенно безвольный и слабохарактерный человек. Он во всем подчиняется своей матери, и ему даже в голову не приходит, что можно поступать иначе. Не случайно Тихон говорит своей матери, что он не желает жить своей волей. От своего мужа Катерина не чувствует поддержки, когда ее всячески угнетает и унижает свекровь. Катерине приходится молча терпеть. А такой эмоциональной натуре терпеть чужие придирки и незаслуженные оскорбления очень и очень трудно.

Катерина очень добра, В родительском доме она охотно помогает нищим. А в доме мужа ей никто не может не только помочь, но и даже оказать простое человеческое участие. Катерина по-особому относится к церкви. Церковь воспринимается ею как светлое и прекрасное место, в котором можно мечтать в свое удовольствие. Все эти качества выдают в Катерине мечтательную, совершенно оторванную от реальности, легкоранимую натуру, доверчивую и удивительно наивную. Таким людям особенно тяжело мириться с тем, что их не устраивает, а отсутствие возможности выплеснуть свои эмоции, рассказать о наболевшем для них губительно.

После замужества Катерина вынуждена жить в атмосфере обмана и жестокости. У девушки отняли все, что было ей дорого. И взамен она не получила ровным счетом ничего. В результате появляется разочарование, душевная пустота. Катерину уже не радует посещение церкви, она чувствует себя глубоко несчастной. Живое пылкое воображение работает, а видит перед собой девушка только мрачные, нерадостные, подавляющие картины. И у нее появляются грустные, тревожные мысли. Катерина перестает радоваться жизни, даже не способна более любоваться красотами природы.

Но первоначально Катерине и в голову не приходит роптать и конфликтовать. Она молча терпит унижения и издевательства. Привыкнуть к ним она не может, но постепенно начинает понимать, что везде одно и то же. Когда у человека ничего хорошего в жизни не остается, он неминуемо гибнет духовно. Но тем не менее каждый человек пытается найти для себя спасение.

Катерина обретает любовь в надежде, что это прекрасное и светлое чувство заполнит пустоту в ее

душе и позволит ей стать счастливой. Сначала Катерина пытается полюбить своего мужа. Она говорит: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Казалось бы, что плохого в искреннем проявлении своих чувств? Но в купеческой патриархальной среде, где царит домострой, проявления чувств всячески осуждаются. Именно поэтому свекровь говорит девушке: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Девушку оскорбили ни за что. И так каждый раз.

После отъезда мужа Катерина чувствует себя одинокой. Энергия ее живой и пылкой души требует выхода, поэтому не удивительно, что Катерина полюбила Бориса, человека столь не похожего на других, как, впрочем, и она. Любовь стала для нее настоящим спасением. Теперь Катерина уже не думает об удушающей атмосфере кабановского дома, она живет своими чувствами, надеждами, мечтами. Влюбленный человек начинает иначе смотреть на жизнь, перестает замечать невыносимые раньше мерзости. В человеке просыпается гордость, он начинает больше ценить себя. Влюбленность Катерины — это протест против ее бесправного положения, заставляющего мириться с судьбой.

Катерина предчувствует свою гибель. Она прекрасно понимает, что ее любовь к Борису по сути своей греховна. Но вместе с тем она не может противиться своему чувству, потому что привычная жизнь уже кажется ей полностью враждебной и неприемлемой. Катерина говорит своему любимому: «Ты меня загубил». Катерина очень религиозна и суеверна, не случайно она страшится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенный грех. Катерина начинает бояться грозы после того, как влюбляется в Бориса. Она считает, что любовь непременно будет наказана гневом Всевышнего. Грех, совершенный ею, тяготит героиню. Очевидно, именно поэтому она решается признаться в совершенном преступлении. Поступок Катерины вызывает живейшее удивление читателя, он кажется странным и совершенно нелогичным. Катерина очень откровенна, она простосердечно открывает все свои тайны мужу и свекрови.

Читайте также:
Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского): сочинение

Совершенный ею проступок камнем лег на ее душу. Она не может простить саму себя. Теперь Катерину мучат мысли о том, как она будет жить дальше, как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу.

Героине представляется, что ее смерть будет достойным выходом из сложившейся ситуации. Она говорит: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо». Катерина не может больше жить, теперь она понимает, что сама ее жизнь была и будет убогой и несчастливой.

В последнем поступке Катерины проявляется решительность и цельность характера Она жертвует собой, чтобы спастись от позора и постылой жизни. А жить опозоренной Катерина не может. Катерина живет в настоящем рабстве, и ее душа всячески протестует против этого. Любовь на время возвышает ее, а затем снова ввергает в пучину тоски и грусти, но еще большей, поскольку ее постигло сильное разочарование в любимом человеке. Раскаяние и разочарование оказываются настолько сильны, что Катерина решается на самоубийство.

Замужество Катерины

В нужное время ее выдали замуж за Тихона Кабанова. Муж не отличался особенной твердостью характера, привык во всем повиноваться властной и деспотичной «маменьке». Задумываясь о том, почему Катерина завяла, попав в дом Кабановых, нужно обратить внимание на этот момент. Оказавшись в самом эпи, она начала ощущать сильное опустошение. Желание жить стало угасать.

Серая действительность повседневности никак не устраивала ее душу — свободную и мятежную, которая постоянно стремилась воспарить мыслью.

В доме свекрови Екатерина испытывает состояние зависимости и начинает потихоньку погибать. Все в ней противится суровым правилам Кабанихи, которая стала ее ненавидеть с самого начала, постоянно унижать если не словом, то косым взглядом.

Мнения критиков

Одним из тех, кто дал свою оценку работе, был А. Н. Добролюбов. Критик охарактеризовал «Грозу» Островского как самое решительное произведение, где самодурство довело до трагичных последствий. Анализируя образ Екатерины, Добролюбов писал, что для таких людей гибель лучше, чем жизнь при противных им началах. По его мнению, сила заключается в цельности и гармонии характера.

Врывающийся воздух и свет в келью Катерины вопреки всем предосторожностям заставляет стремиться к новой жизни, ей не страшна даже смерть в этом порыве. Что есть смерть в сравнении с жизнью в доме Кабановых, которую она считает прозябанием? По мнению Добролюбова, Катерина проявила силу своим поступком. Она действовала вовсе не импульсивно, потому как знала, что проживёт недолго. Катя — та порода людей, которые живут крайностями. Такой подход к жизни помогает сохранить себя, и единственный выход для неё — смерть.

На эту тему Добролюбов написал статью «Луч света в тёмном царстве». Он считал, что девушка не смогла терпеть выходки Кабанихи, так же как и врать во благо. Катя решила не оставлять душу на растерзание самодурам тёмного царства, поэтому жизнь для неё невозможна в любых смыслах. Решение о самоубийстве позволяет обрести свободу через смерть.

Другой русский критик Д. И. Писарев, напротив, расценивал самоубийство как бессмысленный поступок. Своё мнение он высказал в статье «Мотивы русской драмы». Стоило Борису только посмотреть, как Катя тут же влюбилась, на все ворчания Кабанихи героиня изнывает. Выходом из тупика девушка видит смерть, а могла бы облегчить страдания себе и другим.

Писарев видит Катю слабой девочкой, жертвой самой себя, потому как своим поступком она ничего не поменяла.

Любовь к Борису

Размышляя, почему Катерина бросилась в Волгу, нельзя не отметить глубину создавшейся трагической ситуации. Драма вовсе не случайная. Со стороны может показаться, что безумная страсть настолько вскружила ей голову, что заставила совершить вынужденный суицид. Но на самом деле ее одолевает множество противоречивых чувств:

  • Невозможность вырваться из опостылевшего дома.
  • Сильное чувство, которое толкает на решительный шаг.
  • Неуверенность в избраннике.

Борис тоже жертва обстоятельств, но не совершает решительных действий. Он зависим от настроения дядюшки-самодура и в целом личность довольно слабохарактерная.

На самом деле Катерина искала в Борисе поддержку, которую не получила. Этот человек не смог принять за нее ответственность, решиться на кардинальный шаг, не сумел предпочесть изменить свою жизнь.

Проявление силы в поступке

Человеку требуются веские причины, заставляющие покончить с жизнью. Чтобы разобраться в силе и слабости Катерины в пьесе «Гроза», нужно рассмотреть мотивы для суицида, их было несколько. Изначально у неё были сложные отношения с семьёй. У девушки непримиримый, решительный русский характер. В детстве, по её рассказам, мать ни к чему не принуждала дочку. Девочка гуляла, вышивала, молилась и воспитывалась в условиях старого быта.

Читайте также:
Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза»: сочинение

Очень рано Катю выдали замуж за купеческого сына — Тихона. Брак был без любви, в нём отсутствовало взаимное уважение. К тому же ежедневно девушка подвергалась нападкам и издевательствам свекрови Марфы Кабановой. Из-за воспитания девушка не могла дать достойный отпор женщине, да и муж не смел перечить матери.

Второй причиной, почему героиня решила свести счёты с жизнью, послужило чувство к Борису. Молодой человек приехал из Москвы. В силу неопытности и доверчивости девушка влюбляется в мужчину. Катя наделяет Бориса несвойственными ему благородными качествами. По её мнению, он смелый, преданный, высоконравственный и воспитанный. Она считала, что в браке с ним будет наравне и свободна.

Но чувства избранника на поверку оказываются не так прочны. В Калинов Борис приехал, чтобы попросить денег у дяди. Молодой человек не желает брать ответственность за свои чувства. В самый ответственный момент он предаёт девушку — оставляет наедине с озлобленными и безнравственными людьми. Вынести груз измены Кате не под силу.

Есть мнение, что решиться на суицид девушка могла из-за нестабильного психического состояния. Слишком разнилась окружающая действительность с христианскими ценностями, привитыми Кате. С детства Катю учили жить честно, соблюдая законы христианства. В её окружении жители городка прикрываются божьими законами и совершают ужасные поступки. Калинов представляется ей болотом, которое рано или поздно «утопит» душу каждого жителя городка. Ей невозможно выбраться из этого пространства, а другого мира не существует. Город превращается для неё в клетку.

Доказательством силы девушки являлось то, что она была верующей. Для людей этой категории совершить самоубийство значило толкнуть себя на страшный грех. Но Катя не побоялась переступить порог смерти, что доказывает силу её характера.

Сочинение: Роль второстепенных персонажей в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 05.06.2020 · Обновлено 05.06.2020

(621 слово) В пьесе А. Островского «Гроза» главные герои – это основа произведения. Они раскрывают остросоциальную проблему общества и взаимоотношения людей того времени. Характеры и поступки главных героев зависят от второстепенных персонажей. На них автор возложил определенные задачи.

Варвара – дочь Кабанихи. Она — антипод своему брату Тихону. Варвара, несмотря на жесткий контроль со стороны матери, остается смелой и свободной девушкой. Она ни во что не ставит Кабаниху и живет по своим правилам, лишь внешне сохраняя покорность. Роль Варвары проста – это единственный человек в семье, который искренне поддерживал Катерину. Она заметила печаль и тоску в глазах невестки и решила помочь Катерине устроить свидание с Борисом. Но ни один из влюбленных этого не просил. Варвара помогает честно и безвозмездно, так как видит мучения обоих. Читатель сам рисует в воображении образ девушки: яркая, беспринципная, смелая и самодостаточная. В отличие от Катерины, которая сбросилась со скалы, Варвара сбежала с Кудряшом, но не для того, чтобы насолить матери. Она может изменить все на своем пути и добиться той цели, которую захочет. Задача автора показать — двух разных девушек, которые выбрали свой путь перемен.

Кудряш – друг Варвары. Представляет собой хамоватого, дерзкого и недружелюбного молодого человека. Его цель – овладеть богатством и манипулировать людьми. Кудряша относят к «темному царству» в пьесе. Но он отличается своей амбициозностью и желанием изменить что-то в себе. Ваня — добрый и веселый, а главное, рассудительно смотрит на многие вещи. Роль Кудряша – сравнение его любви к Варваре и любви Бориса к Катерине. Кудряш не бросает свою возлюбленную, а убегает вместе с ней, рискуя всем. А Борис не стал бороться за свою любовь, ему было проще опустить руки и оставить все на произвол судьбы.

Кулигин – механик-самоучка. Один из положительных персонажей в пьесе. Он умелый и практичный человек, с проницательным умом. Он хочет поменять мир и образовавшиеся устои, которые мешают жить людям. Человек с открытым и чистым сердцем мечтает о всенародном благополучии. Но все эти мечты канули в лету. Кулигин – это резонер автора. Из его уст произносятся слова о насилии и разврате, о жестокости богатых людей в городе Калинов. Он разоблачает этот город и вскрывает все нарывы, о которых никто раньше не говорил. Герой имеет четкую позицию и демонстрирует авторское отношение к героям.

Дикой – купец. Он однозначно принадлежит «темному царству», так как ни в одной сцене он не проявляет положительных качеств. Богатый, влиятельный купец, но обладает грозным и жестоким характером. Дикой безграмотный, умственно отсталый человек, в образе показана ясная печальная ситуация в России 19 века. Роль такого персонажа ясна – показать все самодурство города в одном лице. Дикой — алчный и беспринципный делец, который ставит свои интересы выше всех. Он только и делает, что постоянно поглощает одну рюмку за другой.

Читайте также:
Образы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»: сочинение

Борис – племянник Дикого. В начале драмы создает впечатление успешного и сознательного молодого человека. Он восхищает свой уверенностью и справедливостью убеждений. Борис совершенно непохож на своего никчемного дядю. Но, узнав о герое больше, читатель видит вторую сторону его образа. Трусливый и лицемерный Борис, который сбегает от любящей Катерины, предстает перед нами более прогрессивной копией своего дяди. Он не желает брать ответственность за ее чувства и оставляет девушку одну в этом городе. Роль персонажа показать, что за приятной внешностью скрывается слабовольный характер.

Феклуша – нахлебница Кабанихи. Это человек, который с легкостью может обвести вокруг пальца. Благодаря своей лести и лицемерию, она обеспечивает себе достойное и мирное проживание. Она консервативна в своем отношении ко всему. Любые перемены вызывают страх и неодобрение. Старуха привыкла жить так, как было заведено несколько столетий назад. Феклуша — бескультурная, необразованная и невежественная, но поучает всех вокруг, как жить, выдумывая небылицы. Живет только ради собственной выгоды. Она не влияет на ход событий в драме, но раскрывает еще один типаж «темного царства».

Все персонажи являются частью повествования и играют свои роли: показывают быт и нравы Калинова или противостоят им. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени влияет на исход сюжета, но все выполняют свою функцию в полном объеме.

Сочинение на тему “Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского “Гроза”

Роль и значение второстепенных персонажей в драме «Гроза»

А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы». Фон же пьесы составляют второстепенные персонажи. Это постоянная спутница Катерины, главной героини пьесы, Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова Она — противоположность Катерины.
Главное ее правило: «Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме, хитрости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Ложь для нее — норма жизни. Оца прямо говорит Катерине, что без обмана нельзя: «У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Варвара приспособилась к «темному царству», изучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, готовность и даже желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает. Дружок Варвары, Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Ка-линове может дать отпор Дикому.

«Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», — говорит Кудряш. Ведет он себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, знанием «купеческого заведения».

Кудряш — второй Дикой, только еще молодой. В конце концов Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но их побег вовсе не означает, что они полностью освободились от старых традиций и законов и примут новые законы жизни и честные правила. Очутившись на свободе, они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни. В пьесе есть и истинные жертвы «темного царства». Это муж Катерины Кабановой, Тихон, — безвольное, бесхарактерное существо.

Он во всем слушает свою мать и подчиняется ей, не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует имени — Тихон (тихий).

Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять матери, потихоньку спивался, становясь еще более безвольным и тихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье», ведь по сути Борис мало чем отличается от Тихона.

Разве что чуть-чуть образованнее. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее любви. . В «темном царстве» большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире. Но не все в нем так мрачно: встречаются и живые, сочувствующие души. Это механик-самоучка Кули-гин, изобретающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, буквально одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей.

Читайте также:
Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, в ответ на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого:

«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться». Кулигин по сути является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение «темного царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…».

Какова роль второстепенных персонажей в комедии, пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизина: сочинение


Второстепенные и внесценические персонажи в произведении «Недоросль»
Ниже вы найдете сочинение по теме: «Какова роль второстепенных персонажей в комедии, пьесе «Недоросль» Д.И.Фонвизина».

Второстепенные герои играют в творении огромное значение. Как правило, это слуги и учителя Митрофанушки. Некоторые из них раскрывают тему безвольности. Крестьяне покорны перед помещиками, и, казалось бы, ничто не может изменить ситуацию. Допустим, Еремеевна во всем старается угодить своим хозяевам и безропотно принимает их решения. Педагоги, как правило, зарубежные (ведь это модно). Последние нужны для того, чтобы понять проблемы воспитания детей знати. Ведь присутствие родительских капиталов еще не означает тягу к учебе и смекалку.

Среди учителей есть как горе-учителя, так и те, кто мог бы образумить парня, если бы он хоть к чему-то тяготел. Что же касается Скотинина и Простакова, они нужны для того, чтобы показать грубость, невежество, деградацию помещиков, которые угнетают простой народ. Впрочем, последний еще и жертва собственной беспринципности. В целом, Фонвизин вводит подобных героев в творение, чтобы показать несовершенство общества, пороки, атмосферу в нем. Каждый человек символизирует определенную социальную проблему. Второстепенные герои дополняют главных.

Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза (Островский А. Н.)

«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих.

Больше всего из второстепенных персонажей мне запомнилась Феклуша — странница (человек, идущий на богомолье пешком.

У Островского явно в сниженном значении). Феклуша далеко не ходила, но много слыхала. В городе Калинове она является главным источником сведений. Феклуша убеждает, что Калинов — это земля обетованная, пропагандирует, что дальше Калинова — ад. В ее понимании паровоз — это огненный змей, рассказывает о землях, где живут люди с песьими голосами. Она убеждает что жизнь в Калинове самая прекрасная. Ее рассказы — это предмет торговли, за них ее почетают, угощают, снабжают нужным. Помимо этого

она помогает «самодурам» держать людей в постоянном страхе.

Нельзя не обратить внимания на Кулигина — часовщика-самоучку, который отыскивает вечный двигатель — как видно из первого действия пьесы, Кулигин хорошо образован, он читал Ломоносова, Державина.

Однако знания его архаичные, что подчеркивает его связь с Калиновым. Это персонаж из того мира, который уже ушел. Также Кулигин в пьесе выражает авторскую позицию. В его уста вложено осуждение «темного царства». Именно он говорит, что в Калинове жестокие нравы, что правит в городе тот, у кого есть деньги.

Другим немаловажным персонажем в «Грозе» является самодур Дикой — богатый купец, один из самых уважаемых людей города. Он осознает свою власть над людьми и полную безнадежность, а потому творит что захочет. Но нападает Дикой только на людей слабее себя, на тех, кто не может так отпор. Дикой и Кабаниха держатся вместе, ибо она единственная, кто может его понять.

Особенно хотелось бы выделить Варвару, сестру Тихона и постоянную спутницу Катерины. Ее главный жизненный принцип — делай что хочешь, лишь бы все шито крыто было. Она хочет попробовать все до того как выйдет замуж. Ложь для нее — это норма жизни. Она говорит, что сама не была обманщицей, но выучилась, когда нужно стало. Варвары приспособилась к «темному царству, к его законам и правилам.

Помимо этого, говоря о роли второстепенных героев в пьесе нельзя не сказать про Кудряша — конторщика Дикого. Этот персонаж говорит, что девкам гулять с парнями можно сколько хочешь, а бабам надо уж взаперти сидеть. Это убеждение в нем настолько сильно, что узнал о любви Бориса к Катерине он говорит, что это дела прекратить надо.

Второстепенные персонажи в Грозе Островского не только являются фоном на котором разворачивается трагедия Катерины, но и описывают быт, характеры того времени. Каждое действующее лицо в этой пьесе помогает автору передать как можно точнее обстановку «темного царства».

Какова роль второстепенных персонажей: живой фон, стереотипы, эксцентричность


Второстепенные персонажи: живой фон, стереотипы, эксцентричность
Герои второго плана также очень важны – они могут участвовать в полном раскрытии темы, влиять на повороты сюжета, создавать главному герою препятствия либо помогать. Даже если это эпизодическая, но важная помощь, то читатель также запомнит их. К слову, в некоторых произведениях отечественной и зарубежной литературы встречаются достаточно колоритные второстепенные герои, которые отличаются от основных лишь тем, что не участвуют в действии постоянно. Ниже вы найдете ответ на вопрос: какова роль второстепенных персонажей, которые служат живым фоном в произведении. Все они со своими стереотипами и эксцентричностью.

Читайте также:
Кулигин: сочинение

Как же отличить основных героев от второстепенных? Все просто:

  • Те, о ком повествует история – главные.
  • А второй план – это все остальные.
  • Их может связывать с главными героями дружба, родство, соседство, жизненные обстоятельства и т.д.
  • Но в некоторых случаях писатель поступает достаточно хитро – он говорит намеками, не показывая, какой персонаж основной, а какой – второстепенный. И читателю порой приходится подумать, чтобы определить кто есть кто.

Для чего же вводятся второстепенные персонажи в творение?

  • Во-первых, это живой фон.
  • С чего бы ни начиналась книга — главный герой сидит в кафе, идет по улице, разговаривает со старым другом, видит бандитов, которые хотят надругаться над девушкой в темной арке, не важно, они всегда будут.
  • Ведь, так или иначе, человек всегда находится в социуме. Это аксиома.

Именно поэтому в наших любимых рассказах и романах появляются:

  • Прохожие
  • Зеваки
  • Торговцы
  • Работники магазинов
  • Бармены
  • Официанты
  • Соседи по лестничной клетке
  • Дальние родственники, которые нагрянули внезапно
  • Бывшие жены
  • Собутыльники
  • Сослуживцы

Однако те персонажи, которые создают «живой фон», как правило, не связаны с главным героем. Это просто жизнь, что течет в городе, обычные его обитатели.

Но существуют и иные функции второстепенных героев. В некоторых случаях, они «оттеняют» основных персонажей. Если бы книга состояла только из харизматичных лидеров, было бы глупо. Должны быть и те, кем они управляют, должны быть их главные кровные враги и их «своеобразная» свита. Но очень важно, чтобы читатель видел грань между персонажами разного «ранга».

Стоит знать: Каким бы интересным не был второстепенный герой, он не должен «перевешивать» и «затмевать» главного. Именно поэтому многие писатели прибегают к хитростям – описывают второстепенных не так детально, дают им минимальное количество реплик в диалогах, не наделяют их примечательной внешностью.

Ведь что отличает героя от обывателя? Его выдающиеся способности и поступки. Но если есть один герой, значит должна быть и 1000 людей без каких-либо талантов. Все они будут второстепенными персонажами. Мало того, героизм всегда нужно кому-то «продемонстрировать». И вот они наготове, герои второго плана.

В некоторых случаях второстепенные персонажи играют и иную роль – они воплощают и демонстрируют общественные стереотипы. Что же касается главного героя, он действует в их понимании иррационально, и именно поэтому запоминается читателю. Но это вовсе не означает, что такие персонажи должны быть поголовно серыми. Среди них также могут быть весьма креативные образы. Важно, чтобы «креативничали» они не все сразу, а поодиночке.

  • Многие начинающие писатели думают, что если они ввели в рукопись невыразительного человека – это типичный герой второго плана.
  • Но можно добавить мелких, но ярких деталей – и тогда второстепенный персонаж станет интересным.
  • Кстати, во многих фильмах и книгах самый главный балагур с искрометным юмором – это не «идеальный», картинный главный герой, а второстепенный. Допустим, один из его давних приятелей.

Соответственно, иногда герои второго плана нужны и для эксцентричности. В таком случае, цель – кратковременное развлечение аудитории. Особенно это имеет место, когда роман очень серьезный и давящий психологически. Чтобы не вогнать читателя в депрессию, можно временами прибегать к перемене атмосферы на более непринужденную. Конечно же, шуточками не стоит изобиловать, но и забывать про этот прием не стоит.

Какова роль второстепенных персонажей в романе «Евгений Онегин»: мини-сочинение


Второстепенные и внесценические персонажи в произведении «Евгений Онегин»
В каждом литературном произведении есть основные и второстепенные персонажи. Вместе с главными героями мы проходим весь путь при прочтении рассказа. Второстепенный персонаж может появиться на недолго, но часто он оставляет более глубокий след в душе читателя. Вот мини-сочинение на тему «Какова роль второстепенных персонажей в романе «Евгений Онегин»:

Примечательно, что Пушкин изображает помещиков, а не крестьян. Основная причина – желание отобразить полную картину общества того времени. Конечно же, все образы уникальны и многогранны. Некоторые являются воплощением человеческих пороков, некоторые высмеивают человеческие качества, а некоторые контрастируют с Онегиным и интересны именно этим.

Например, Ленский — молодой дворянин, верит в человеческие идеалы. Это полная противоположность главному герою. Но он нужен этому произведению, чтобы показать характер Онегина. Благодаря дуэли с этим человеком, Евгений понимает истинные жизненные ценности.

Сочинение на тему «Роль второстепенных персонажей в драме Гроза»

Драма «Гроза» А.Н. Островского, помимо главных героев, включает и второстепенных, играющих в пьесе не менее важную роль.

Читайте также:
Радость жизни Катерины в пьесе Гроза: сочинение

Репликами второстепенных героев Островский рисует фон, который говорит о состоянии главных героев, рисует окружающую их действительность. Из их слов можно многое узнать о нравах Калинова, его прошлом и агрессивном неприятии всего нового, о требованиях, которые предъявляются к жителям Калинова, их быте, драмах и характерах.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В репликах, подводящих нас к образу Катерины и её монологу-характеристике, рисуется скромная молодая красивая женщина, о которой никто не может сказать ничего плохого. Лишь внимательная Варвара разглядела её реакцию на Бориса и подталкивает к измене, не видя в том ничего дурного и нисколько не мучась чувством вины по отношению к брату. Скорее всего, Катерина б никогда не решилась бы изменить, но невестка просто вручает ей ключ, зная, что та не сможет устоять. В лице Варвары мы имеем доказательство того, что любви в доме Кабанихи между близкими нет, и каждого интересует только его личная жизнь, его выгоды.

Её любовник, Иван Кудряш, тоже не испытывает любви. Он может изменить Варваре просто из желания напакостить Дикому, и сделал бы это, если б его дочери были постарше. Для Варвары и Кудряша их встречи – это возможность удовлетворить телесные нужды, к обоюдному удовольствию. Животная похоть – очевидная норма ночного Калинова. На примере их пары показана основная часть молодёжи Калинова, то самое поколение, которое не интересует ничего, кроме их личных нужд.

К молодому поколению относится также женатый Тихон и неженатый Борис, но они другие. Это, скорее, исключение из общего правила.

Тихон представляет собой ту часть молодёжи, что подавлена старшими и находится в полной зависимости от них. Вряд ли когда-либо вёл себя так, как его сестра, он более порядочен – и оттого несчастен. Он не может делать вид, что покорен, как его сестра – он действительно покорен, мать его сломила. Для него одно удовольствие – напиться вусмерть, когда нет постоянного контроля в лице матери.

Борис другой, потому что вырос не в Калинове, и его покойная мать – дворянка. Его отец покинул Калинов и был счастлив, пока не скончался, оставив детей сиротами. Борис видел другую жизнь. Однако, из-за младшей сестры, он готов на самопожертвование – находится в услужении у дяди, мечтая, что когда-нибудь Дикой отделит им часть наследства, оставленного бабушкой. В Калинове нет никаких развлечений, отдушин – и он влюбился. Это действительно влюблённость, не животная похоть. На его примере показаны бедные родственники Калинова, вынужденные жить у богатых купцов.

На примере Кулигина, механика-самоучки, пытающегося создать перпетуум мобиле, показаны изобретатели маленьких городков, вынужденные постоянно просить денег на разработку изобретений, и получать оскорбления и унизительные отказы, а то и ругань. Он пытается привнести прогресс в город, но он единственный, кто это делает. Остальных все устраивает, либо они смирились с судьбой. Это единственный положительный второстепенный герой пьесы, но и он смирился с судьбой. Бороться с Диким ему не по силам. Желание созидать и творить для народа – даже не оплачивается. Но именно с помощью его Островский осуждает «тёмное царство». Он видит красоту Волги, Калинова, природы, подступающей грозы – чего не видит, кроме него, никто. И именно он, отдавая труп Катерины, произносит слова порицания «тёмному царству».

В противовес ему, «профессиональная» странница Феклуша хорошо устроилась. Нового она не несёт, но она очень хорошо знает, что хотят слышать те, у которых она рассчитывает вкусно поесть. Перемены – от дьявола, который промышляет в больших городах, смущая людей. Все новые творения – тоже от дьявола – именно то, что полностью соответствует личному мнению Кабанихи. В Калинове, поддакивая Кабанихе, Феклуша всегда будет сыта, — а еда и комфорт – это единственное, к чему она не безразлична.

Не последнюю роль играет и полусумасшедшая барыня, о которой было известно, что она по молодости много грешила, и к старости зациклилась на этой теме. «Грех» и «красота» — это два нераздельных для нее понятия. Пропала красота – и пропал смысл жизни, это, само собой, становится божьим наказанием за грехи. На этой почве барыня и сходит с ума, и принимается тут же обличать, видя красивое личико. Но на впечатлительную Катерину она производит впечатление ангела возмездия, хотя большую часть страшной божьей кары за свой поступок придумала он сама.

Без второстепенных персонажей «Гроза» не смогла бы быть столько эмоционально и содержательно насыщенной. Продуманными репликами, как мазками, автор создаёт полную картину беспросветной жизни тёмного, патриархального Калинова, которая может привести к смерти любую душу, мечтающую о полете. Оттого люди и «не летают» там. Или летают, но считанные секунды, в свободном падении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: