Проблема любви в драме А. Н. Островского Гроза: сочинение

Сочинение: Тема любви в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Автор: Guru · Опубликовано 20.05.2020 · Обновлено 21.05.2020

Любовь — важная часть жизни для каждого человека — будь то богач или бедняк, трудяга или лентяй, неуч или ученый. В разное время и в разных писатели воспевали это чувство. Мы можем найти великое множество его интерпретаций и выражений. Например, в элегиях Василия Жуковского описывается трепетное чувство лирического героя, воспевающее красоту природы. Фёдор Достоевский в “Преступлении и наказании” учит нас тому, что любовь может спасти, даже если эта любовь блудницы к убийце. В “Отцах и детях” у Ивана Тургенева мы видим любовь отца к сыну и это очень ценное для них чувство, его берегут и гордятся им. Но есть и обратные примеры — у Горького в “Легенде о Ларре” любовь губительна и опасна. В “Бедной Лизе” у Николая Карамзина, описывается трагическая и несчастная любовь крестьянки к дворянину. У драматурга Александра Николаевича Островского тоже раскрыта тема любви, и он довольно разностороннее и глубоко делает это в пьесе “Гроза”.

В произведении мы видим две параллельные любовные истории. Первая пара — это Катерина и Борис, отношения которых становятся сюжетообразующей нитью в пьесе. Этот союз длится недолго и в итоге приносит только горе и разочарование обоим героям, однако в этой истории есть много вещей, о которых стоит задуматься. А началось всё по нескольким причинам. Островский описывает нам Катерину как честную, открытую и свободолюбивую девушку, которая способна на настоящие высокие чувства. Вот несколько цитат, описывающих характер героини: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой»; «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Её возлюбленный, Борис, начинает эти отношения потому, что чувствует себя изгоем на новом месте и ищет для себя утешения и понимания. Он неуверен в себе, мы видим это по таким цитатам: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак»; «Обычаев я здешних не знаю».

Роман замужней Катерины и приезжего Бориса общество воспринимает враждебно, даже ближайшие родственники обходятся с ними жестоко и холодно. Их короткие встречи происходят исключительно тайно, по ночам. Обоих героев преследуют за это муки совести и болезненные метания. Невозможность их союза обусловлена консервативным, угнетающим, мрачным городом Калинов, в котором происходит действие. Это место, где презирают истинные чувства. Однако, с другой стороны мы видим и то, как боится Борис взять на себя ответственность за свои чувства и предпринять хоть какие-то шаги по поиску способов остаться вместе с Катериной. Это ещё усугубляет их положение и создает впечатление, что в “Грозе” ни у кого нет настоящих чувств.

Второй парой, у которых возникает любовь являются Варвара и Кудряш. Их смелость позволяет им сохранить свои чувства и отношения, но для счастья им нужно сбежать из Калинова.

Читая “Грозу”, мы неприятно удивлены системой ценностей Кабанихи. Любовь в её сознании всегда сопряжена со страхом. Она груба и жестока. Власть над людьми доставляет ей удовольствие, она требует от детей беспрекословного повиновения. Её слепая ревность разрушает брак сына и невестки. Собственный сын, взрослый мужчина, не любит её, а скорее боится, заливая свой страх алкоголем. Варвара, её дочь, также ненавидит мать, обманывает и не боится в этом признаться: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Кабаниха чтит традиции, которые удобны и выгодны только ей. Призывает к любви и преклонению перед старшим поколением, то есть перед собой. По её поступкам и монологам видим настолько это бессовестный, безжалостный и бесчувственный человек. Она думает лишь о престиже семьи в глазах общества, внутреннее состояние близких людей не волнует.

Ещё один герой, озабоченный лишь состоянием собственного кошелька — Дикий. Местный умелец Кулигин просит его, как богатого человека, сделать что-то на благо общества: например, оплатить установку уличных часов, но тот грубо отказывает сделать это. Кулигин — часовщик, который искренне мечтает помочь городу Калинову и сделать жизнь людей лучше: «Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки». Но он беден и без помощи филантропов не может исполнять всё желаемое. Часовщик-самоучка выражает искренние чувства к красотам местного ландшафта, его вдохновляет широта и простор реки Волги, он любуется грозой.

В мире, который описал нам Островский, очень трудно построить светлую, искреннюю любовь. Мы видим примеры самодурства, жадности, трусости, тирании, лицемерия и ханжества. И это ещё не весь перечень недостатков жителей Калинова. Понятие “любви” искажено и в их головах до неузнаваемости, да и вряд-ли это можно назвать любовью. Катерина любила свободу, но эта любовь принесла ей только гибель. А любовь к обществу у Кулигина обречена остаться только мечтами о светлом будущем.

Читайте также:
Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии Островского: сочинение

Сочинение: Любовь в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

Краткое сочинение на тему «Любовь в пьесе А. Н. Островского «Гроза» обнажает проблемы семьи и общества в целом, любовный конфликт разрешается так, что оказывает влияние на общественные нравы.

Пьеса «Гроза» написана Островским в 1859 году после поездки по Волге. Драматург показывает быт и нравы небольшого города Калинова на примере жизни двух богатых семей. Он касается в произведении разных тем. Тема любви проходит через всю пьесу, определяя важные стороны человеческой жизни и личности.

Главная героиня Катерина Кабанова – молодая замужняя женщина. Она вместе с мужем Тихоном живет в доме свекрови. С первых сцен становится понятно, что она несчастна в замужестве. Мужа ей выбрали родители, и она так и не смогла его полюбить. Тихон находится под властью матери и не уделяет жене внимания, как она того хотела. Он любит Катерину, но стремится убежать из дома на свободу, где мать не будет контролировать каждый его шаг. Когда свекровь отчитывает Катерину, он не считает нужным вступиться за нее. Женщину удручает такое отношение мужа.

Катерина случайно встречает на улице Бориса, племянника Дикого. Между ними появляется взаимная симпатия, которая перерастает в любовь со стороны Катерины. Борис выделяется среди калиновских жителей манерами, благородством, внешностью. Катерина не говорила с ним, не знала его душевных качеств, она полюбила образ, который создала сама. Влюбившись, она испытывает душевный подъем. «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица», — говорит она Варваре. Домашняя атмосфера кажется ей душной, она мечтает убежать.

Складывается любовный треугольник. Тихон любит Катерину, но она испытывает к нему только чувство жалости. Она влюблена в Бориса, любовь которого к ней слишком скоротечна. Отрицательное отношение к Борису появляется уже из-за того, что его не заботит судьба Катерины. Ему просто скучно, он решил поразвлечься с красивой женщиной, которая влюблена в него. Он очень хорошо понимает, чем обернется для нее эта связь, если станет известно. Об этом его предупреждает Кудряш, хорошо знающий нравы родного города.

Катерина ради него нарушает клятву, данную мужу в церкви. Она верующая женщина, поэтому все, что касается церковных ритуалов, для нее очень серьезно. Она делится с Варварой, сестрой Тихона, своими воспоминаниями о том, как она ходила в церковь до замужества. Она настолько проникалась религиозной атмосферой, что видела ангелов в храме. Да и грозы она боится не потому, что ее может убить молнией. Ей страшно предстать перед богом, не покаявшись в грехах. Именно поэтому она и признается мужу в измене во время грозы.

Только очень сильное чувство могло заставить ее изменить клятве. Она и сама понимает свой грех и готова расплачиваться за него до конца жизни. Изменив мужу, Катерина совершает еще один поступок, который с точки зрения христианской религии считается большим грехом. Она сводит счеты с жизнью, бросившись в Волгу. Она отказывается от прохождения жизненных испытаний, которые помогли бы ей очистить душу от греха, искупить вину. Она слишком легко расстается с великим божьим даром, жизнью. Даже Борис считает, что смерть для нее сейчас лучший выход. Словно услышав его слова, Катерина уходит из жизни.

Только в конце пьесы становится понятно, насколько сильно Тихон любит жену. Он простил ей измену и не попрекает ее. Ему даже жаль Катерину, потому что свекровь ее теперь со свету сживает. Он видит, как жена страдает, но сделать ничего не может, слишком слаб он для протеста и самостоятельной жизни.

У Катерины решительный характер, она может и хочет бороться за свою любовь. Женщина приходит к Борису и предлагает ему вместе уехать от Кабановых и Диких, стать свободными и счастливыми. Она устала от попреков и нравоучений Марфы Игнатьевны, да и Борис изнывает под гнетом дядюшки. Катерина не учла одного: Борис ничем не лучше Тихона. Он такой же безвольный, изнеженный, ни на что не способный человек. На мой взгляд, Тихон даже лучше, чем Борис, в нем больше чувства и жизни. Отношения с Катериной не изменили Бориса, любовь не окрылила его. Он остается меркантильным и вялым.

Читайте также:
Народные истоки характера Катерины: сочинение

Борис не хочет рисковать своим призрачным благополучием, боится, что дядя воспользуется случаем и лишит его наследства. Вслух он говорит Катерине, что уезжает в командировку, не может взять ее с собой, а в душе желает ей смерти, считая это лучшим выходом для нее. На самом деле, я считаю, это лучший выход для него. Он освобождается, таким образом, от всех моральных обязательств по отношению к Катерине. И она оправдывает его надежды.

Трагическая любовь Катерины к Борису становится вызовом нравам Калинова, где люди привыкли скрывать свои чувства и поступки. Об этом Катерине говорит золовка: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Об этом рассказывает Кулигин: «Ивсе шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог!» Катерине не повезло дважды. Она не любила мужа и не нашла в нем смелого, сильного спутника жизни. Любовник и вовсе предал ее.

В пьесе есть еще одна любовная история. Сестра Тихона Варвара тайком от матери встречается с Ваней Кудряшом, конторщиком Дикого. Кудряш решительный и сильный молодой человек. Он сам зарабатывает на жизнь, ни от кого не зависит. Говоря о Диком, он сожалеет, что «мало у нас парней-то на мою стать», а то бы они его хорошенько поучили. Кудряш не боится Дикого, он «свою голову дешево» не продаст. Дикой понимает это и не позволяет себе обращаться с ним так же вольно, как с другими. Варвара такая же отчаянная, как и ее избранник.

После того, как открылась измена Катерины, Кабаниха стала строже следить за дочерью. Варвара, понимая, что мать не разрешит ей выйти замуж за Кудряша, сама решает свою судьбу и сбегает с ним. Они проявляют решительность и доказывают, что ради любви готовы на все.

Островский на их примере показывает, как могли бы поступить Тихон или Борис с Катериной. Ни тот ни другой не пожелали взять ответственность за свою жизнь и судьбу на себя. Они всю жизнь будут оглядываться на тех, кто им дает денег, потому что сами не хотят зарабатывать.

Несмотря на то, что в центре изображения любовная история, произведение имеет глубокий общественный смысл. Поступок Катерины всколыхнул жизнь в Калинове. Автор говорит о том, что яркая личность, имеющая достоинство, способная на протест, в состоянии пошатнуть устои, на которых держится «темное царство». Не случайно Н. А. Добролюбов называет Катерину «лучом света». Бегство Варвары с Кудряшом говорит о том, что жизнь в Калинове уже не будет прежней. Грядут большие перемены.

Тема: «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»

В пьесе Константина Островского под названием «Гроза» рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества. Проблемы семьи, любви, взаимоотношений между мужем и женой, между женой и семьёй супруга — эти вопросы всегда будут подниматься, пока будет существовать семья.

В пьесе Островского «Гроза» ярко выражен конфликт любви. Главная героиня — это замужняя женщина, которая страдает от нападок свекрови и слабо характерности мужа, который не может защитить её. Катерина из-за недостатка внимания и любви со стороны мужа кидается во все тяжкие, когда тот уезжает в командировку, и изменяет ему с Борисом. В лице Бориса она видит истинную и настоящую любовь, поддержку, заботу, нежность и ласку. Мужчина, который приехал в деревню лишь до получения наследства тоже сначала так думал, но потом после того, как получил то, что нужно, уехал, оставив свою пассию в одиночестве. Борис просто использовал одинокую женщину и тем самым обрек её на осуждение общественности и семьи мужа.

Любовь, влюбленность, симпатия — что это? Данные слова очень похожи, но имеют колоссальные различия в своих значениях. Любовь — это чистое, неиспачканное эгоизмом и самолюбием чувство, которое толкает людей на самопожертвования. Катерина, по крайней мере изначально, любила своего мужа Тихона, потому и готова была сносить унижения в свой адрес со стороны его матери Кабанихи. Но можно предположить, что причина, по которой Катерина сносила унижения с её стороны, это принятие её, бедной, бесприданницы в этот дом. Главная героиня временами вспоминает свою юность. Она была счастлива, пусть происходила из не сильно богатой дворянской семьи. Но там её любили, заботились. Она бы и рада позаботиться о других, но своих детей у них с Тихоном нет.

Читайте также:
Образ Кулигина в пьесе А. Н. Островского Гроза: сочинение

Влюбленность и симпатия — это мимолетное чувства, в основе которых лежат какие-то иногда эгоистические и личные побуждения. Человек может путать её с любовью на подсознательном уровне. Когда личность находится в состоянии влюбленности, то его интересует больше оболочка объекта, а не его внутренняя Вселенная. Для Бориса Катерина была мимолетной влюбленностью, симпатией. А для женщины этот мужчина был тем, ради кого она принесла в жертву свою верность мужу. Она, вероятно, когда встретила Бориса, разлюбила Тихона. Иначе как объяснить, что любя, одного, можно предать другого.

Все несчастья в нашей жизни исходят от недостатка любви и только из-за этого. Недолюбленный в детстве человек на вряд ли сможет обеспечить любовью свою семью, что вполне закономерно. Тихон не мог любить Катерину настолько, чтобы она была счастлива из-за того, что он был недолюблен Кабанихой. Все были несчастливы из-за отсутствия настоящей любви.

Проблема любви раскрыта в этой пьесе Константина Островского максимально ярко, как и во многих других произведениях данного драматурга.

Проблема любви в драме А. Н. Островскою ‘Гроза»

Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, «характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе» . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема
отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие. Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма «Гроза». Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: «Нет, смеялась только». Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду.» Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов. Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало. Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность «темному царству» самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: «Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь». И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья. Говоря о проблеме любви в драме «Гроза», можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет «темного царства», его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы «темного царства». Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова. Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета «темного царства». Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

Читайте также:
Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.): сочинение

Популярные сочинения

  • Что такое настоящее искусство? сочинение
    Искусство, является неотъемлемой частью нашего мира, без него наша жизнь станет тусклой, серой и безрадостной. Ведь кино, телевидение, литература, а так же театр, есть наше беспредельное, всемирное наследие
  • Сочинение по картине Селедка Петрова-Водкина
    Картины Петрова – Водкина никогда не отличались разнообразием деталей. Однако, несмотря на это, они достаточно выразительны и способны притягивать взгляд с самого первого мимолетного просмотра.
  • Сочинение Образы животных в баснях Крылова
    И.А. Крылов был русским баснописцем и мастером своего дела. Баснями называют короткие рассказы, отражающие жизненные ситуации и высмеивающие различные человеческие пороки.

Проблема любви в пьесе Гроза Островского сочинение

В пьесе Константина Островского под названием “Гроза” рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества. Проблемы семьи, любви, взаимоотношений между мужем и женой, между женой и семьёй супруга – эти вопросы всегда будут подниматься, пока будет существовать семья.
В пьесе Островского “Гроза” ярко выражен конфликт любви. Главная героиня – это замужняя женщина, которая страдает от нападок свекрови и слабо характерности мужа, который не может защитить её. Катерина из-за недостатка внимания и любви со стороны мужа кидается во все тяжкие, когда тот уезжает в командировку, и изменяет ему с Борисом. В лице Бориса она видит истинную и настоящую любовь, поддержку, заботу, нежность и ласку. Мужчина, который приехал в деревню лишь до получения наследства тоже сначала так думал, но потом после того, как получил то, что нужно, уехал, оставив свою пассию в одиночестве. Борис просто использовал одинокую женщину и тем самым обрек её на осуждение общественности и семьи мужа.

Любовь, влюбленность, симпатия – что это? Данные слова очень похожи, но имеют колоссальные различия в своих значениях. Любовь – это чистое, неиспачканное эгоизмом и самолюбием чувство, которое толкает людей на самопожертвования. Катерина, по крайней мере изначально, любила своего мужа Тихона, потому и готова была сносить унижения в свой адрес со стороны его матери Кабанихи. Но можно предположить, что причина, по которой Катерина сносила унижения с её стороны, это принятие её, бедной, бесприданницы в этот дом. Главная героиня временами вспоминает свою юность. Она была счастлива, пусть происходила из не сильно богатой дворянской семьи. Но там её любили, заботились. Она бы и рада позаботиться о других, но своих детей у них с Тихоном нет.

Читайте также:
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Влюбленность и симпатия – это мимолетное чувства, в основе которых лежат какие-то иногда эгоистические и личные побуждения. Человек может путать её с любовью на подсознательном уровне. Когда личность находится в состоянии влюбленности, то его интересует больше оболочка объекта, а не его внутренняя Вселенная. Для Бориса Катерина была мимолетной влюбленностью, симпатией. А для женщины этот мужчина был тем, ради кого она принесла в жертву свою верность мужу. Она, вероятно, когда встретила Бориса, разлюбила Тихона. Иначе как объяснить, что любя, одного, можно предать другого.

Все несчастья в нашей жизни исходят от недостатка любви и только из-за этого. Недолюбленный в детстве человек на вряд ли сможет обеспечить любовью свою семью, что вполне закономерно. Тихон не мог любить Катерину настолько, чтобы она была счастлива из-за того, что он был недолюблен Кабанихой. Все были несчастливы из-за отсутствия настоящей любви.

Проблема любви раскрыта в этой пьесе Константина Островского максимально ярко, как и во многих других произведениях данного драматурга.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема любви в пьесе Гроза Островского

Популярные сегодня темы

Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах.

Мотив «обломовщины» начал появляться в творчестве писателя несколько раньше самого творения. Все началось с юмористической повести «Лихая болесть», в которой автор указал читателю на типичные «вирусы»

Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

Лекарь Харитон – один из крепостных барыни, однако он на несколько позиций выше них, так как барыня заметили в нём потенциал хорошего доктора, и с тех пор он лечит её, назначая ей самые причудливые лекарства и настои.

В своё оправдание могу сказать, что я всегда стараюсь держать слово… Просто иногда я забываю, мне говорят – записывай, я записываю и тогда точно забываю. Всегда так неудобно, если я нарушаю слово.

Сочинение: Островский а. н. – Проблема любви в драме а. н. островскою гроза

Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.
Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду. ” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.
Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.
Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”. Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.
Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

Читайте также:
Как бы я поступила на месте Катерины?: сочинение

Люди с горячими сердцами в пьесах Островского Гроза и Бесприданница

Две пьесы, венчающие творчество величайшего русского драматурга А.Н. Островского, – «Бесприданницу» и «Грозу», – можно сопоставить между собой и обнаружить множество композиционных и идейных сходств. Например, единство образов и мыслей главных действующих лиц этих произведений.

Ключевыми персонажами данных пьес выступают молодые девушки, Катерина (в «Грозе») и Лариса (в «Бесприданнице»), обладающие чуткой и нежной душевной конституцией. Но волею судьбы им суждено противостоять людям иного мира, где правят эгоизм, деньги, корысть и подхалимство. Горячие сердца этих несчастных девушек медленно сгорают в чуждой им обстановке и в конце концов происходит трагедия.

Тема женского типа «горячих сердец» открывается А.Н. Островским мастерски и многогранно.

Его героини считают главными аспектами в жизни любовь к другому человеку и любовь в самом человеке. Их сердца жаждут этой любви. Но, к их несчастью, с ними происходит обратное. Катерину против воли выдают замуж за нелюбимого человека, который значительно старше нее. Ларису же собираются выдать, унижая её открытыми поисками жениха побогаче и «посолиднее», но стечение обстоятельств приводит к помолвке со служащим Карандышевым.

Важно отметить, что обе девушки действительно искренне пытаются полюбить выбранных им супругов, но это их к счастью не приводит. В обеих пьесах разворачивается драма «горячего сердца».

И Катерина, и Лариса отдаются бушующим в их сердцах и мыслях страстям, толкая себя на погибель.

В финальной сцене пьесы «Бесприданница» юная Огудалова в отчаянии изливает свою догорающую душу Карандышеву:«Я любви искала и не нашла. Ни от кого я не видела сочувствия, не услышала теплого, сердечного слова. » Это последний крик её «горячего сердца».

В пьесе “Гроза” Катерина всей своей душой искала понимания и любви, но в обществе свекрови это было невозможно. И героиня решается на самоубийство. Лариса Огудалова из «Бесприданницы», оскорблённая всеми: Паратовым, Кнуровым, Карандышевым и другими представителями своего окружения, также не видит смысла в прежнем существовании и с отчаяния готова броситься в омут пошлой жизни с Кнуровым за деньги. Но Островский не хочет видеть свою героиню опустившейся женщиной и убивает её пулей ревнивца.

Читайте также:
Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина: сочинение

Поднятая драматургом драма «горячего сердца» по-прежнему актуальна и сегодня. Люди с искренним и открытым устройством души будут всегда.

Краткое сочинение

В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать. Все те персонажи, которых автор наделил самыми мужественными и решительными чертами характера как бы мотивируют читателя на такой образ жизни. Эти персонажи, с горячими сердцами и невиданной смелостью, описаны во многих произведениях Островского, однако наиболее точным примером послужат произведения “Гроза” и “Бесприданница”.

В этих произведениях автор описывает судьбы людей, которые не по своей воле попали в ту или иную обстановку, которая зачастую им не нравится, и описывает их борьбу с ней, описывает то, что они чувствуют, находясь там. Так, например, Катерина, персонаж произведения “Гроза” с самых первых страниц привлекает читателя, и автор специально заостряет внимание на её характере и образе. Катерина – довольно милая, добрая девушка, которой присущи самые хорошие черты человеческой личности. Она имеет устоявшиеся понятия о чести и достоинстве, и потому ведёт себя по чести. Однако по ходу повествования она попадает в достаточно неприятное ей место. В нём отсутствуют какие-либо понятия о чести и достоинстве, там скорее превозносится корысть и алчность. Однако Катерина совсем не собирается мириться с данным положением вещей. Она начинает активно бороться за своё право остаться при своих идеалах, с жаром отстаивая свои убеждения.

Следующим прекрасным примером горячего сердца и пыла послужит Лариса Огудалова, главный персонаж произведения “Бесприданница”. В произведении автор представляет Ларису образом почти как у Катерины, но с одним отличием. Если Катерина борется с людским бесчестием и злобой по отношению к другим людям, то Лариса противостоит материальной составляющей человеческой жизни, противостоит людям, которые вместо личного духовного счастья выбрали материальное положение. Она попадает в общество, где на первом месте стоят не человеческие добродетели, а количество монет в твоём кошельке, и неважно как они были заработаны. Поэтому Лариса начинает неравный бой, который она ведет, смело и самоотверженно, ведь она также как и Катерина не собирается мириться с этой ситуацией. Потому их двоих и можно назвать горячими сердцами, которых так ясно описал Островский в своих пьесах.

Люди с горячими сердцами в пьесах Островского Гроза и Бесприданница

Популярные сочинения

В нашем мире существует большая разница между доходами разных людей. Чем же богатые отличаются от бедных? Иногда можно подумать, что богатство открывает практически безграничные возможности.

Тема человека и природы в литературе очень важна и является одной из главных. Лермонтов в своём творчестве также раскрывает эту тему, но по-своему. То, что можно понять сразу – это любовь поэта к окружающему миру.

Весь август я пребывала в каком-то непонятном волнении – даже аппетит немного снизился. А все потому, что приближался сентябрь. В этом году мне исполнилось семь лет, и, я уже должна идти в первый класс.

Сочинение: Островский а. н. – Темы горячего сердца и темного царства в драме а. н. островского гроза

В творчестве А. Н. Островского тема «горячего сердца» занимает очень важное место. Постоянно разоблачая «темное царство», писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа – добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью. И самым значительным из произведений великого драматурга, в котором, по словам Добролюбова, «русская жизнь и русская сила вызваны. на решительное дело. », является пьеса «Гроза». Сатирическое обличение представителей «темного царства» естественным образом слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, решительно поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Этот яркий протест против удушливого господства произвола, насилия, вседозволенности автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой, которую Н. А. Добролюбов назвал «светлым лучом в

Читайте также:
Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского (Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев): сочинение

темном царстве». В образе своей героини Островский изобразил новый тип – умной, самоотверженной девушки, рискнувшей восстать против ненавистного ей света. В окружающем «мертвом царстве» Катерина живая. Ей необходима вся полнота человеческих чувств, она сознает свое право на любовь и счастье. Любовь для нее – мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Именно любовь пробуждает в ее душе новые чувства и мысли: «Точно я снова жить начинаю», – говорит девушка. Сердце Катерины рвется к свету, к людям; она не желает покоряться, для нее неприемлемы компромиссы. Ее вольнолюбивая натура не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Ей, ни на минуту не забывающей о моральном долге, чужды принципы и советы других персонажей пьесы. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», – убеждает Катерину Варвара. Тихон советует не обращать внимания на слова Кабанихи: «Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Борису также, как и Кате, противны господствующие устои общества, но он лишь в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» Катерина же покоряться не может, скрывать ничего не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления мимо ушей не согласна. У нее есть сила, потому она может вырваться из темного царства, стать лучом света.

В пьесе Катерина противопоставлена прежде всего Кабанихе и Дикому как типичным представителям «темного царства». Благодаря богатству они держат в своих руках всю власть. И делают все, что им заблагорассудится. Островский ярко показал, какой грозной и губительной становится власть таких людей. Хитрая и злая Кабанова, блюстительница патриархальных устоев, старинных домостроевских порядков, – непререкаемый авторитет для своей семьи, соседей, да и для всего города. Деспот и самодур Дикой держит в страхе и своих близких, и своих знакомых. В этом мире «все как будто из-под неволи». И темным, запуганным обывателям приходится покоряться. Да и может ли быть иначе в мире, где газет и журналов не читают, в городе, где даже часов нет, и где верят, что Литва «на нас с неба упала»? Движение, которое происходит вокруг, «шум, беготня, езда непрестанная» противно таким как Кабанова, Дикой и все их окружение. И потому все, что не похоже на калиновский быт, объявляется ими неверным, греховным. Хотя на самом деле, именно этот быт, это отсутствие действий, мысли, движения вперед и является ненормальным, противоестественным, противостоящим всем живым человеческим потребностям. Этот мир успел наложить свой отпечаток и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный человек, он настолько порабощен мыслью о завещанных деньгах, что никогда не задумывался о реальной возможности жить своим трудом, самому зарабатывать на свое существование. И хотя в нем иногда прослеживаются проблески чувства, способность к глубоким переживаниям, но он не в состоянии устоять перед испытаниями. Он сидит в тесной клетке, из которой ему никогда не вырваться. Не вырваться из нее и Кулигину, несмотря на все его просветительские идеи и мечты. Столкнувшись с грубостью и угрозами, он отступает перед «количеством старой силы»: «Нечего делать, надо покориться!»

«Темное царство» замкнуто в самом себе, оно застыло в неподвижности, существует вне времени и пространства. Однако все это означает не жизнь, а смерть, потому этот мир диких и кабановых обречен. И это осознают сами его представители. Забеспокоилась Кабаниха, испуганная предчувствием наступления новых времен, которые, по ее мнению, необходимо во что бы то ни стало задержать. И Феклуша уверена, что «по всем приметам» приходят последние времена. Каким бы крепким и прочным ни выглядел этот мир, основанный на, казалось бы, незыблемых старорежимных устоях, гроза собирается над ним. Эта гроза была необходима, чтобы все могло ожить и распрямиться, чтобы дышать стало легче. И эта гроза разразилась – ею стал решительный протест Катерины и ее трагическая гибель.

Читайте также:
Театр Островского: сочинение

По словам русского критика Н. А. Добролюбова, «. характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Протест, вырывающийся из груди «самых слабых и терпеливых», был для критика прямым доказательством обреченности «темного царства».

Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха”

Школьное сочинение

В заключительной части статьи “Луч света в темном царстве” критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, “Гроза” есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее”. Это “что-то”, по мнению критика, “фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства”, и “характер Катерины, рисующийся на этом фоне”, от которого веет “новой жизнью”, открывшейся “в самой ее гибели”.

Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего ” внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически”. Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: “Да ведь и у нас то же самое”. Но разницу сама героиня определила так: “Да здесь все как будто из-под неволи!” Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее “созидающий, любящий, идеальный”, поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в “золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. “

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. “В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце”. В душе она строила свой идеальный мир, “посвященный добру и наслаждению”, но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый “период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец”, закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают “нечистые, развратные замыслы”. Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, “что сохранилось от ее воспоминаний”. Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: “ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле”. По мнению Добролюбова, все это должно было “заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. “. Но “Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы”.

Читайте также:
Дикой и Кабаниха — основные черты самодурства: сочинение

Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.

Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: “. дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. “

После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать “беспрекословной угодницей” свекрови и “кроткою рабою” своего мужа. “Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи “. Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, “законно и свято”, “при свете белого дня”, “перед народом”, то и жизнь для нее не имеет смысла.

“Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то “Гроза” и производит на нас впечатление освежающее. “

Другой критик, Д. И. Писарев, в статье “Мотивы русской драмы” оспорил такую трактовку образа Катерины. “Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. ” “Светлым явлением. “, продолжает критик, должно считать “. только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. ” И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: “Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством” которое является совершенно неожиданным для нее самой”.

Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины” каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.

Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье “Мотивы русской драмы” он резко критикует “темное царство”, выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.

А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения”, которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: “Что домой, что в могилу — все равно!”, прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: “человеческое достоинство”, не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.

В “темном царстве” российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл “самое решительное” произведение Островского “глотком свежего воздуха” и утверждал, что в нем “есть что-то освежающее и ободряющее”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: