Роль природы в переживаниях действующих лиц: сочинение

Роль природы в переживаниях действующих лиц в драме Островского «Гроза»

В произведении Гроза, автор уделяет большое внимание окружающей его природе. Название произведения лишь подтверждает то, что автор хочет передать благодаря погодным явлениям, а именно те накалы страстей, которые происходили в произведении. Это природа, которая окружает человека, всегда имела большое значение для его жизни и играла бывало ключевую роль в жизни человека.

Главной особенностью рассказа является то, что автор выносит природу как главного персонажа произведения, у которого есть свои манеры поведения, и которые она действует так как, считает нужным, вне зависимости от желания людей. А действующие персонажи произведения, лишь вынуждены подчиняться всем явлениям и особенностям погодных условий и природе.

В произведении автор показывает противопоставление между природой и людьми. Это природа, которая окружает город под названием Калинов, который находится на реке Волге, показывает насколько округа данного города прекрасна, пейзажи, которые описывает автор являются красочными и греют душу персонажей. Но не все персонажи замечают окружающую красоту и прелесть природы, так как город является полной противоположностью такой красоты, которая была описана автором.

Прежде всего это город, который окутан мраком и там проживает очень злые и корыстные люди. Жадность является основной чертой, которой присутствует у большинства персонажей данного произведения. Главная идея автора заключается в том, чтобы показать насколько природа прекрасна и насколько она возвышается и имеет невероятную силу по сравнению с маленьким и холодным городом, под названием Калинов.

Островский пытается показать, что человек проживающий в окружающей среде может быть полностью взаимосвязан и даже в какой-то степени, зависим от той среды и той природы, в которой он проживает. Но природа показывает свое величие и доказывает каждому человеку, что она является независимой и всегда возвышается над человеческой жизнью.

Например, самым главным персонажем, который восхищается красотой и величием природы является Катерина. Эта девушка, которая все свое детство провела в садах родного дома. Её мама очень её любила и опекала, ну, а позже девушка вынуждена была в раннем возрасте, выйти замуж за нелюбимого человека. Она ушла жить в дом мужа, в котором проживала его мать, которая не давала ей спокойно жить и наслаждаться мужем.

Но, несмотря на всё что происходило, она является страстным любительницей природы и при каждом своём слове, старается упомянуть о том, насколько красиво то место, в котором она находится, она описывает деревья и реку Волгу, и не забывает прекрасные цветы. Те небеса, которые её окружают восхищают своей красотой.

Волга в драме «Гроза»

Вид на Волгу. Декорации первого и пятого действий должны, согласно авторской ремарке, изображать следующее: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов». Пейзаж Волги — одновременно и граница сценического пространства, и символическая перспектива: как бы окно, ведущее из города Калинова в другой мир. Эта перспектива, с одной стороны, оптимистическая (поскольку живописный пейзаж противопоставлен безрадостной атмосфере города Калинова), с другой стороны — зловещая, поскольку тема Волги с самого начала увязана с темой смерти (реплика Катерины: «…В окно выброшусь, в Волгу кинусь»; пророчества «полусумасшедшей барыни»), и эта связь окончательно реализуется в трагической развязке (Катерина сначала мечтает о том, чтобы ее бросили в Волгу, а потом сама бросается туда).

Значение картины волжского пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

1. Жизнь в провинциальном городке. 2. Живой и непокорный характер главной героини. 3. Роль природы в пьесе.

А. Н. Островский в пьесе «Гроза» показывает, как в маленьком городке на берегу Волги, разворачиваются трагические события. С самых первых строк произведения мы узнаем о том, в какой атмосфере довелось жить героям пьесы. В произведении нет мелочей, любая, даже, казалось бы, незначительная деталь имеет важное значение. И в данном контексте нельзя забывать о том, что писатель не случайно указывает время года и место, где произошла трагедия. Город Калинов располагается на берегу великой русской реки Волги. Уже в самом начале первого действия об этом сказано устами Кулигина. Изобретатель-самоучка смотрит на Волгу, говорит о ее красоте. Эта деталь показывает, что умный и незаурядный человек понимает красоту окружающей природы, способен насладиться ею. Окружающие люди об этом не задумываются, что свидетельствует об их ограниченности, отсутствии тяги к прекрасному и, наконец, об эмоциональной глухоте.

  • Образ и характеристика Кулигина в пьесе «Гроза» Островского с цитатами

Совершенно иной предстает главная героиня пьесы — Катерина Кабанова. Только она, в отличие от всех остальных людей, в состоянии понять, оценить, прочувствовать главное достоинство родного городка — красивую природу. Катя способна подолгу любоваться прекрасным пейзажем, она с детства любит природу. В мире людей молодая женщина чувствует себя крайне неуютно, люди вокруг грубы и жестоки. Катерине не хватает ярких, свежих впечатлений. Она задыхается в удушающей атмосфере лжи, тупости, ханжества. Катерина говорит: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей»… И дело здесь совсем не в том, что она тянется к развлечениям, забывая о повседневных делах. На самом деле молодой, эмоциональной женщине хочется, чтобы в жизни было что-то яркое, прекрасное. Но вокруг лишь мрачные лица, строгие порядки. Окружающие не способны оценить красоту природы вокруг, они озабочены только повседневными делами, скучными, как и вся их жизнь. У природы в пьесе собственная жизнь, коренным образом отличающаяся от жизни людей, прекрасная, свежая, свободная. Природу нельзя покорить. Катерина в этом очень похожа на нее.

Приближается гроза — яркое, заметное и сильное явление природы. И главная героиня словно предчувствует приближение грозы, настолько страдает она от тесного и узкого мира «темного царства». Катерина беззащитна и беспомощна перед злобой и ненавистью окружающих. Она впечатлительна, нежна, мечтательна. И ей, в сущности, нечего противопоставить таким, как Кабаниха, грубым, неразвитым людям. Катерина гармонично связана с природой. Она мечтает о полете: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…». Такие слова свидетельствуют о том, что Катерине не хватает свободы, чтобы вырваться из домостроевских порядков. В детстве Катя с радостью ухаживала за цветами. Она вспоминает именно об этом, а совсем не о людях, которые когда-то окружали ее. С людьми Катерине было неинтересно, хотя родители любили и баловали ее. Мир природы был для девочки более интересен, чем мир людей. Она подолгу любовалась садом, рекой. Свадьба стала для нее переломным моментом, после которого жизнь изменилась в худшую сторону. Эмоциональная глухота мужа, жестокость, тупость и ханжество свекрови делают девушку несчастной. От прежней жизни остаются лишь воспоминания, да красота окружающей природы, которая осталась такой же, как и раньше.

Читайте также:
Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»: сочинение

Катерина вспоминает, как в детстве, после сильной обиды, она убежала к Волге, села в лодку… Ее нашли лишь на следующий день далеко от того места. Девочка не случайно бежит к реке, а совсем не пытается найти утешение у людей, пусть даже у родных и близких. Гармоничная связь с природой показывает незаурядную натуру, пусть даже и непонятную для окружающих.

Нам трудно представить, что картиной волжского пейзажа могла любоваться Кабаниха, ведь она предстает совершенной противоположностью романтичной и чуткой Катерины. Таких, как Катя, в городке, практически, нет. Исключение составляет лишь Кулигин, который, как и Катя, не может наглядеться на красоту вокруг.

Для Катерины очень важна красота природы. Не случайно трагедия случилась летом, когда природа предстает перед человеком во всей красе. Именно летом Катерина особенно остро ощутила свое одиночество и свою несвободу, которая делала ее такой несчастной.

Красоту и величие природы Катерина воспринимает через призму своей мечтательной натуры. Она живет этой красотой, не может представить собственной жизни без нее. Окружающие настолько привыкли к волжскому пейзажу, что он кажется лишь фоном для обыденной повседневной жизни. Более того, окружающие боятся этой природы, чувствуют в ней скрытую опасность. Например, Дикой боится грозы, считает ее наказанием свыше. А Кулигин, наоборот, рад грозе, говорит, что радуется каждая травинка, а люди сами себя пугают. Но Дикой и ему подобные «пугают» себя совсем не случайно. На самом деле они боятся всего, что неподвластно их воле, в том числе, и природные явления.

Островский изображает встречи Бориса и Катерины на фоне летней ночи. На самом деле, любовь Катерины к Борису стала ярким событием ее безрадостной жизни. Катерине кажется, что она, наконец, нашла свое счастье. Отношения влюбленных на самом деле гармоничны, по крайней мере, именно такое впечатление создается у читателей. Но идиллия оказалась лишь иллюзией.

Вокруг Катерины говорят о том, что гроза предвещает несчастье — чью-то смерть или пожар. Женщина в панике, она думает, что небеса вознамерились наказать ее за совершенный грех. И гроза убьет только ее. Под влиянием таких мыслей Катерина признается в том, что изменила мужу. На фоне грозы ее признание приобретает особое значение. В природе разразилась гроза; и такой же «грозой» в социальном смысле стала измена робкой, покорной жены. Природа во время грозы становится непривычной, страшной. Это как нельзя лучше соответствует настроению Катерины. Она думает о том, что ей нет прощения, доходит до помешательства. Гроза в данном случае как бы олицетворяет страдания Катерины, которые привели ее к самоубийству. Жизнь становится ей не мила. Катерина уже ни о чем не думает. Идет дождь, как будто прекрасный мир вокруг льет свои слезы, сочувствуя несчастной женщине. От людей Катерина не видит жалости. Только свободная река Волга принимает в свои волны тело страдалицы.

Так в чем же значение картины волжского пейзажа в пьесе? Упоминание о нем мы встречаем очень часто. Без сомнения, сила, величие и красота природы противопоставляется автором «темному царству», где не посчастливилось жить главной героини. «Паршивый городишка», как называет Кулигин Калинов, несмотря ни на что, расположен в красивейшем месте. Однако это достоинство города не делает никого счастливым, напротив, только подчеркивает убогость жизни людей. Природа становится одним из главным действующих лиц в пьесе, она необходима для того, чтобы читатель осознал недостатки человеческих отношений, изображенных в произведении.

  • Образ Кулигина и его значение для понимания идейного смысла «Грозы».

Монолог Кулигина о грозе

Кулигин, чтобы передать толпе свое ощущение красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоносова, т. е. апеллирует к поэзии классицизма: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой. Северное сияние загорится — любоваться бы надо да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря» а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. Комета ли идет — не отвел бы глаз! красота…» (действие 4, явление 4).Таким образом, Катерина и Кулигин — единственные два персонажа драмы, способные эстетически воспринимать природу, причем особенности восприятия у каждого свои: Кулигин мыслит и говорит о природе языком классицизма, Катерина — языком романтизма.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мое отношение к Печорину (9 класс из Героя нашего времени)
    В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывает нам об одном из главных героев, Печорине. Михаил Юрьевич, показывает его с различных сторон
  • Сочинения для 5 класса
  • Сочинение про Подснежник для 4 класса
    В обществе принято восхищаться подснежниками, и это восхищение не надуманное, а искреннее. Зарождение новой жизни в безжизненной снежной пустыне – разве это не чудо!
Читайте также:
Проблема народного характера в драме Гроза Островского: сочинение

Пейзаж вокруг Аксиньи

Чувства женщины легко понимаются с помощью картин природы. Вокруг Аксиньи, гуляющей в весеннем лесу, свежесть и грусть. Аксинья в восприятии автора – ландыш. Женщина увидела в нем всю свою судьбу. Чистый родник помог представить, как красиво и быстро проскочила в ее жизни молодость. Ландыш нежным звоном успокаивал и дарил надежду.

Любовь к героине задевает за душу читателя. Аксинья после болезни выходит на крыльцо и пьянеет от свежего весеннего воздуха. Опять весна! Пейзаж «Тихого Дона» у образа Аксиньи связан с весной. Время пробуждения и оживания, это время вечно ждущей счастья души женщины. Ее блестящие глаза эмоциональны и внимательны. Она замечает вокруг себя все: туманная даль, затопленные деревья, мокрая изгородь, промытые колеи. Даже грязная дорога в глазах женщины густо цветет красками. Все красиво сияет на солнце, автор подбирает удивительное слово – «осиянное».

Символ обновления

После окончания стихии в природе воздух становится свежим и чистым. Удушливая атмосфера разряжается грозой, которая символизирует перемены. В пьесе после произошедших событий также появляется надежда, что произойдет обновление в этом замкнутом и невежественном душном обществе.

Первым начинает «просыпаться» слабохарактерный и инфантильный Тихон Кабанов. После самоубийства Катерины он идет против собственной родительницы и считает ее виновной в смерти супруги: «Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы…» В его обличающей финальной реплике «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете, да мучиться!» читатель видит протест против домостроевских порядков Калинова, насилия над свободой и волей человека.

Тихон через эти слова заявляет о невозможности существования в таком аморальном и безнадежно устаревшем обществе.

Конечно, одной грозы недостаточно, но и это прозрение является глотком свежего воздуха для жителей города. Смерть Катерины заставляет общество переоценить свои устои и обличает все его пороки.

Природа и Наталья

Напряжение судьбы несчастной Натальи сложно передать без пейзажных картин. Обиженная на мужа женщина трудится в степи. Она надломлена изменами, предательством мужа. Наталья шлет проклятия Григорию. Природа бунтует вместе с героиней. Но страшно вызывать гнев стихий. Гроза начинается с нелепой тучки, но за мгновение надвигается буря. Женщина рыдает, стонет, но нет слез, зато природа грохочет и поливает землю. На фоне тучи, закрывшей полнеба, черной и грозной, красивая Наталья становится «незнакомой и страшной». Сцена грозы предвещает гибель, но чью? Самой героини. В этом метафоричность авторской позиции и силы мыслей.

Гроза как социальное явление

Чувства в душе главной героини перерастают в стихию во всем калиновском обществе. На фоне этого явления разворачивается все действие пьесы. Причиной духоты в воздухе является не только летний зной. Людей душит злоба и власть тех, кто имеет деньги. Раскаты грома предвещают назревающий конфликт.

Порядки в городе устанавливают ограниченные, завистливые и жадные люди, которые являются «цветом» общества. Среди ярких представителей «темного царства» особенно выделяются:

  • Помещик Дикой — грубиян и самодур, чувствующий свое превосходство над людьми. Он пользуется покорностью народа и всевластием денег.
  • Купчиха Кабаниха — приверженица старых порядков. Она отрицает все новое и живое, основой брака и прочных семейных отношений считает страх.
  • Странница Феклуша — сплетница, поддерживающая и поощряющая невежество горожан.

Властью и авторитетом они угнетают жителей города. Ими были установлены свои порядки. Жизнь в Калинове подчиняется следующим законам:

  • властью обладают те, у кого есть деньги;
  • человек может подвергаться унижениям и оскорблениям;
  • запрещены любые проявления живых человеческих чувств;
  • для того чтобы не подвергаться гонению со стороны власти, следует врать и приспосабливаться;
  • процветают ханжество, самодурство и консерватизм.

А. Н. Островский через образ грозы демонстрирует, что обществу, не дающему человеку возможности проявлять свои лучшие качества и высокие чувства, грозит разрушение.

Таким образом, это природное явление носит характер социального и вызвано оно накалившейся взрывоопасной обстановкой.

Люди и реки

Сравнение автора уводит читателя далеко от сюжета романа. Реки можно сопоставить с историей семьи. Вот начало реки: широкое русло бежит шумно и многолюдно. Затем, «выметываясь из русла», вода разбивается на «множество рукавов». Это новые семьи, дети, внуки и правнуки. Каждый рукав выбирает свое направление. Одни плавно текут рядом с рекой, другие уходят в сторону, третьи поворачивают резко противоположно. Ход рукавов и реки хитер, лукав и, по мнению автора, вероломен. В чем такое поведение реки?

Интересно, как Шолохов описывает судьбы детей: одни мельчают настолько, «что видно поганенькую россыпь». Другие пробивают свое русло, бегут бурно, красиво и звонко. Человека волнует, по какому руслу плыть, где найти свое место в жизни. Странно переплетаются реки в гражданской войне, смутное время перемешивает водные потоки, Дон разливается и поглощает их, затягивает, не давая жить по-своему. Этим автор подчеркивает тяжесть войн. От них не спрятаться, придется выбрать свое место и тех, за кого готов будешь отдать жизнь.

Сочинение Роль природы в переживаниях действующих лиц

В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь.
Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях.
В пьесе “Гроза” перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на великой русской реке Волге. Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой!
Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости.
Катерина — натура мечтательная. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “много-много”. Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад — это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении сам образ Катерины тесно связан с окружающей природой.
Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни. Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг.
Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне окружающей природы и Дикой, и Кабаниха выглядят особенно жалкими. Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане.
Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и радуется, и кажется, что ей нет никакого дела до людской жизни.
Катерина признается в совершенном преступлении, то есть в своей любви, тогда, когда разразилась гроза. Стихийное природное явление удивительным образом гармонирует с чувствами поруганной и униженной женщины. Во время признания Катерина находится в полуразрушенной церкви. Из всех фресок уцелела лишь картина ада.
Катерина чувствует себя глубоко несчастной, совершившей преступление грешницей, она уже ненавидит себя и свой поступок. В это время пошел дождь, который словно старается смыть всю грязь с человеческих отношений, чтобы они предстали в своей первозданной чистоте.
Катерина решает свести счеты с жизнью. В этом ей помогает любимая с детства река Волга. Девушка бросается в волны реки, чтобы навсегда избавиться от людской жестокости, ненависти и лицемерия. Она не может жить среди людей, но природа остается на ее стороне.

Читайте также:
Путешествие по России Островского: сочинение

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Влияние природы на человека — аргументы из литературы

Тезисы

  • Природа – это удивительная вещь. Многие поэты и писатели не только вдохновлялись и восхищались ею, и описывали ее в художественных целях, чтобы показать степень влияния окружающего мира на личность.
  • Природа сильно влияет на человека: она закаляет или расслабляет характер, определяет менталитет народов, создает или разрушает условия для жизни.
  • Природа всегда вдохновляет человека, дарит ему ощущение красоты и гармонии с миром.
  • Красивый пейзаж мотивирует личность к новым достижениям и победам, поэтому люди так любят выезжать к морю и любоваться горными вершинами.
  • Созерцание природы успокаивает нервы и позволяет найти утешение в красоте окружающего мира.
  • Природа родного края навсегда остается в сердце человека, ведь он отождествляет себя с нею.
  • Природа влияет на человека, ведь создает его настроение: в солнечный день нам хочется веселиться и гулять, а в дождливую погоду — мечтать и думать о наболевшем.
  • Оставшись наедине с природой, человек может понять себя и найти ответы на все интересующие вопросы. В этом и заключается ее влияние.
  • «Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи.
  • «В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинён ей» Георг Гегель.
  • «Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему; она то удобное, то неудобное поприще для его деятельности» Николай Чернышевский.
  • «Природа приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный» Мишель Монтень.
  • На ранних этапах развития любого государства (во времена язычества), природу анимировали, сопоставляли ее явления с различными богами. Например, в греческой мифологии была Эос — богиня утренней зари. Хлоридой называли богиню цветов и садов, Немезидой – богиню радуги. А самой древней была богиня земли – Гея. Считалось, что природа полностью контролирует жизнь человека, ведь от ее милости зависело его существование.

Аргументы

«Отцы и дети», И.С. Тургенев. Окружающий мир отражается на эмоциональном состоянии человека. Это доказывает пример из романа «Отцы и дети». В третьей главе Аркадий возвращается домой после длительного отсутствия. Скудная и неприглядная природа родного края привела его в уныние. Всюду он видел жиденькие леса, неровные поля, крошечные пруды с худыми плотинами, обрытые берега речек, серость и морось. «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными» — резюмирует автор. Смотря на это, Аркадий впал в хандру. Он не знал, как привести все это в порядок, что делать с этими бедными и некрасивыми пейзажами, где не было месту той романтике, которую воображает всякий горожанин перед поездкой в деревню. Однако весна немного преобразила этот печальный вид, и постепенно Аркадий оживал, глядя на признаки скорого пробуждения края. Как мы видим, настроение героя определяет пейзаж, его окружающий. Таково влияние природы на человека.

Читайте также:
Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2: сочинение

«Степь», А.П. Чехов. Природа во многом определяет менталитет людей, живущих наедине с ней. Так, в рассказе «Степь» читатель видит широкие и необъятные степи, которые раскинулись на сотни километров. Пейзажи в этих местах не радуют разнообразием и пестротой, но они величественны и по-своему красивы. Так и характеры героев, местных жителей, поражают монументальностью и «размахом души». Тот же Христофор едет сбывать шерсть, но не для себя, а для того чтобы помочь зятю. Старик бросил все дела, направился в трудное путешествие, чтобы устроить дела молодой семьи и решить проблему. Его душа широка, непрактична и щедра, как степь. Христофор все готов сделать для других, игнорируя подчас свои нужды и интересы. Вот так природа отражается на ментальности человека.

«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Многие отечественные авторы утверждали, что люди, которые живут на лоне природы, ближе к истинным ценностям и духовным богатствам, чем те, кто предпочитает городскую среду. Так, Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» демонстрирует эту взаимосвязь на примере сравнения Татьяны и Евгения. Татьяна выросла в деревне и часто гуляла среди первозданной красоты полей и лесов. Поэтому она вела себя естественно и прямо, не старалась претворяться кем-то другим и кому-либо подражать. Она стала цельной натурой. А Евгений рос в городе, на природе бывал мало, поэтому впитал искусственность и показную пышность столицы. Он все время ровнялся на других и притворялся даже наедине с собой. Поэтому он, в отличие от Татьяны, не понял, в чем заключается его счастье, и потерял свой шанс. А Татьяна даже в городе не разучилась говорить правду и жить по естественным законам. Она живет в гармонии с собой. Таково влияние природы на личность и ее жизненные установки.

«Бедная Лиза», Н.М. Карамзин. Многие писатели доказывали, что природа оказывает на человека благотворное воздействие: учит его быть естественным, непорочным и разумным, как и весь окружающий мир. Она воспитывает в личности стремление к честному труду и созиданию. Например, главная героиня повести «Бедная Лиза» всю жизнь прожила в деревне. Каждый день она находилась на лоне природы, в окружении лесов и лугов. Благодаря влиянию окружающего мира девушка была сама собой, не играла чувствами и не претворялась той, кем не является. У Лизы сформировались правильные жизненные ценности. Превыше всего она ставила любовь, верность и семью. Щедрая природа давала ей возможности зарабатывать деньги честно и жить в гармонии с собой. А вот городской повеса Эраст был испорчен цивилизацией и отказом от мудрости природы. Он не умел себя обеспечить, был лжив и зависим от материальных благ, которые не мог создать сам. Поэтому он обманул и отверг Лизу, а сам остался несчастным на всю оставшуюся жизнь из-за ложных ценностей и приоритетов. Как мы видим, влияние природы сказывается на человеке: она возвышает личность и дает ей правильное моральное развитие.

«Олеся», А.И. Куприн. Природа учит человека мудрости и нравственности, ведь показывает пример системы, где все упорядочено и справедливо. Мы убеждаемся в этом, читая повесть «Олеся». Главная героиня живет в окружении лесов и болот и вдали от цивилизации. Казалось бы, она должна быть неразвитой и даже отсталой, ведь не имеет образования и взаимодействия с обществом. Но Олеся по своему уму превосходила деревенских девушек и даже многих городских. Знания она черпала из естественной среды. Она стала первооткрывателем многих трав и снадобий, пока многие другие барышни жили чужим умом и ничего не создавали. Находясь наедине с экосистемой, где жили в мире и гармонии тысячи живых существ, Олеся познала основы морали, искаженную версию которой людям навязывали проповедники. Так, героиня выступала против бессмысленного насилия на охоте, где человек убивал ради забавы. Она же не одобряла брак, который обязывает людей быть вместе, даже если их чувства остыли. Все эти нравственные правила она усвоила, глядя на законы природы в действии. Ее пример позволяет убедиться в том, что окружающий мир, несомненно, влияет на личность положительно.

«Слово о полку Игореве». Наши предки полагали, что природа влияет на все, что делает человек. На Руси были различные боги, обозначающие силы природы. Возглавлял пантеон Перун – бог-громовержец. Были также и Даждьбог (солнечное божество), Стрибог (бог ветра) и т.д. Многие боги упоминаются в древнейшем памятнике литературы – в «Слове о полку Игореве». Ко многим из них обращается Ярославна, жена князи Игоря, в традиционном плаче. Например, она упоминает в своей речи Солнце, Днепр и Ветер. Во времена этого похода на половцев (1185 г.) Русь давно крестилась, возможно, именно поэтому Ярославна не называет силы природы именами богов. Героиня просит природу помочь Игорю бежать из плена, и, что удивительно, благодаря ее мольбам силы природы помогают Игорю. Стоит так же отметить, что природа предупреждала князя о том, что поход его сложится неудачно: тучи, солнечное затмение, кровяные зори – все это должно было насторожить Игоря. Но, к сожалению, человек отделился от природы, которая всегда была ему помощником. Этот пример позволяет сделать вывод, что даже наши предки, не зная всех научных фактов о природе, понимали ее значимость в жизни людей и ощущали на себе ее влияние.

«Не то, что мните вы, природа…», Ф.И. Тютчев. В XVIII-XIX веках природе не уделялось столько много внимания, она не имела такого значения, как для древнего человека. Но необходимо вспомнить о таком литературном движении, как «чистое искусство», главной целью которого было искусство ради искусства: описание природы, ее явлений, восхищение всем окружающим. Главными представителями этого движения были А.А. Фет и Ф.И. Тютчев. Вспомним стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». В нем автор утверждает, что умение воспринимать и ценить природу неразрывно связано с чуткостью и отзывчивостью человека. Если личность глуха и слепа по отношению к окружающему миру, то она равнодушна даже к «голосу матери родной». Значит, именно природа учит нас любви и эмпатии, делая нас более чувствительными и участливыми.

Читайте также:
ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА.: сочинение

«Война и мир», Л.Н. Толстой. Природу писатели часто использовали в качестве средства отображения внутреннего мира героев, что говорит о духовном родстве людей и окружающего мира. Значит, именно природа сделала человека таким, каков он есть, и в этом выражается ее влияние. Для того чтобы проиллюстрировать данный тезис, обратимся к роману Л.Н. Толстого «Война и мир», а точнее к эпизоду «Болконский и дуб». Когда Андрей Болконский, разочаровавшийся в войне, Наполеоне и даже в самом себе, ехал по делам, он увидел огромный старый дуб с корявыми и неуклюже несимметричными ветками. Дерево стояло на краю дороги, в одиночестве. В данном случае дуб ассоциируется с самим героем: оба они отстранены от всего мира, оба потерянные, разочарованные, со своими «болячками». Несмотря на то, что весна украшала все вокруг, дуб стоял обособленно, «хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно». Он, как и Болконский, не хотел подчиняться окружающему миру, не хотел видеть всю его красоту. Князь Андрей был уверен, что жизнь его уже кончена, и он «должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но Толстой все-таки показал, что Болконский был не прав своих убеждениях, что надо продолжать жить, несмотря на все трудности. Князь Андрей проникается новой любовью, он внутренне преображается, наполняется. Состояние души героя Толстой иллюстрирует на этом же дереве: при второй встрече дуб был «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени».

«Гроза», А.Н. Островский. Не стоит забывать и о драме Островского с «природным» названием «Гроза». В данном произведении природа сопутствует кульминации произведения. По ходу развития действия и отношений между героями собирались тучи, слышался гром. Такое нагнетание подводит читателя к кульминации, заставляет его переживать и подогревает интерес. В тот момент, когда Катерина кинулась с обрыва, разразилась гроза. Именно это природное явление сигнализирует читателю о важности события, о его высочайшей эмоциональной точке. Как гром и дождь освежают воздух, очищают все вокруг, так и поступок Катерины сбросил маски с окружающих и разрядил накопленное напряжение. Эта параллель природного явления с человеческим и общественным заставляет нас задуматься о том, что именно законы окружающего мира управляют нашей личной жизнью, задают ей тон. Все, что мы делаем, обусловлено естественными закономерностями мира, где мы живем.

«Гой ты, Русь, моя родная», С.А. Есенин. Картинами русской природы богаты произведения С. Есенина. Именно в его стихотворениях полностью раскрывается красивый и многогранный русский пейзаж. В произведении «Гой ты, Русь, моя родная» Есенин описывает родину со всей душой, со всей любовью. Только в России есть безбрежные, золотые поля, везде пахнет молоком и медом, и «на лугах гудит веселых пляс». Не хотел бы герой жить и в раю: «Дайте родину мою», — заявляет он. Удивительно, насколько точно Есенин передает русский колорит благодаря природе. В творчестве поэта с темой природы тесно связана и тема бренности жизни, ее скоротечности. Есенин не раз отмечает, что каждый в этом мире, мире всемогущей, прекрасной природы, странник, гость. Человек, как и природа, расцветает, но все-таки он не вечен, и в конце его ждет смерть. Этим он подчеркивает влияние окружающего мира на личность и ее путь: как часть природы, человек подчиняется ее законам, переживает все естественные процессы, которые вложены в него с самого рождения.

Читать сочинение по всему другому: “Островский а. н. – Роль природы в переживаниях действующих лиц” Страница 1

В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь.Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как бы предстает живым действующим лицом, наравне с остальными персонажами участвующим в совершающихся событиях.В пьесе “Гроза” перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на великой русской реке Волге. Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой!Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и радости.Катерина – натура мечтательная. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой. Когда девушка говорит о своем детстве, она в первую очередь вспоминает любимую мать, души в ней не чаявшей, и уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “много-много”. Также Катерина очень любила прогулки по саду. Сад – это живая природа в миниатюре. Катерина вспоминает о своем детстве, глядя на прекрасный пейзаж. Естественная красота окружающего мира гармонично переплетается с самой речью девушки, с речью живой, образной, эмоциональной. В произведении сам образ Катерины тесно связан с окружающей природой.Но далеко не все герои Островского обращают внимание на эту красоту. Например, Кулигин говорит, что не может наглядеться на нее в течение всей своей жизни. Также с большим удовольствием любуется красотой природы Катерина. Она выросла на Волге и с детства любит все, что связано с этой рекой и природой вокруг.Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна Например, Кабаниха и Дикой на протяжении всей драмы ни разу не выразили восхищения красотой окружающего мира. На фоне окружающей природы и Дикой, и Кабаниха выглядят особенно жалкими. Не случайно они боятся природы и ее проявлений, например воспринимают грозу как наказание свыше. На самом деле гроза является благом для маленького города, погрязшего в пошлости, раболепстве и жестокости. Гроза как природное и как социальное явление смывает пелену ханжества и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане.Чувство любви неразрывно связано с красотой трепетной природы вокруг. Очень часто встреча влюбленных происходит на фоне красивого пейзажа. Встреча Катерины и ее возлюбленного происходит чудесной летней ночью. Природа вокруг живет и

Читайте также:
Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

“РефератКо” – электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60-80-х гг. XIX века)

В драматургии Островского 60-80-х гг. охват русской действительности становился более широким, а социальный состав действующих лиц более разнообразным. Начало этого нового периода положено двумя пьесами – “На всякого мудреца довольно простоты” (1868) и “Горячее сердце” (1869).

Разоблачение “подлого времени” продолжается и в других пьесах драматурга – “Бешеные деньги” (1870), “Волки и овцы” (1875), “Последняя жертва” (1878). На смену прежним самодурам с их невежеством и тупостью приходят новые хозяева жизни – более образованные, внешне культурные, ведущие дела с Лондоном и Парижем. Когда-то купцы в гоголевском “Ревизоре” должны были подобострастно угождать любым желаниям городничего.

Теперь времена изменились, и в “Горячем сердце” миллионер Хлынов снисходительно объясняет городничему, что он, благодаря своему богатству, с самим губернатором “на дружеской ноге” и с губернаторшей “чай и кофе пил, и довольно равнодушно”. Изменилось также положение дворянства, вынужденного идти на выучку к представителям новой буржуазии, к “волкам”, перед которыми недавние “хозяева жизни” становились лишь “овцами” (“Волки и овцы”).

В драматургии Островского последнего периода выделяются пьесы об актерах (“Лес”, “Таланты и поклонники”, “Без вины виноватые”).

Драматург хорошо знал актерскую среду, ценил подвижнический труд артистов, изображал их в большинстве случаев как честных, бескорыстных тружеников, несущих зрителям высокие идеи гуманизма.

Но как же тяжело жить человеку с “горячим сердцем” в мире, где господствует холодный расчет, где все заранее расчислено, определено, регламентировано. Мысль об этом привела драматурга к созданию сказки “Снегурочка” (1873) и драмы “Бесприданница” (1878).

Твір на тему: Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60-80-х гг. XIX века)

Related posts:

О творчестве А. Н. Островского Творческий путь А. Островского охватывает период 40-80-х гг., который совпал со сломом двух эпох, сопровождавшимся обострением противоречий общественной жизни, столкновением разных мировоззренческих систем, болезненным отмиранием старых порядков и стремительным распространением.

Проблематика пьесы Островского “Гроза” “Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий… В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. А.

Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере “Бесприданницы” Великолепной пьесой позднего периода творчества А. Островского является драма “Бесприданница”. Задуманная в 1874 году, она была завершена в 1878-м и в том же году поставлена в Москве и Петербурге. Лучшие.

Творческий путь А. Н. Островского Описание событий в романах и других произведениях А. Н. Островского продолжало традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Он создал национальную драматургию, открыв новых героев и новые конфликты, отражавшие коллизии современной российской действительности.

Поэт и новая действительность в творчестве С. Есенина Вот так страна/ Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? С. Есенин. Поэту для жизни и творчества определено судьбой некое время, эпоха. Иногда они текут.

Поэзия и драматургия конца XIX века То усиление романтического начала, которое мы уже отмечали в прозе, проявилось и в поэзии. Не случайно в поэтическом наследии этого периода ведущим оставалось гражданское направление, опирающееся на традиции вольнолюбивой лирики.

Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского) Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы “Волки и овцы”. Драматург не проявляет к.

Тема Гражданской войны в творчестве Фадеева и Островского Для нас имена А. Фадеева и Н. Островского звучат так же объемно, как слова: Россия, народ, Родина… Читая их произведения, испытываешь гордость за землю и эпоху, взрастившую этих великих художников.

Нравственная проблематика произведений 20 века (по 1-2 произведениям русской и родной литературы) Повесть “Собачье сердце” написана М. Булгаковым в 1925 году, ее сюжет основан на принципах научной фантастики. Первоначальное название ее было “Собачье счастье. Чудовищная история”. Впервые автор прочел свое произведение на.

Читайте также:
Героиня пьес А. Островского Гроза, Бесприданница, Снегурочка: сочинение

Театр Островского В связи с 35-летием деятельности Островского Гончаров писал ему: “Вы один построили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с.

Тема России в творчестве поэтов Серебряного века Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. – периода, обозначенного в истории русской литературы “серебряным веком”.Этот период отмечен именами таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин.

Новые тенденции в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина (о сатирических циклах 70-х гг. XIX века) Новые тенденции, проявившиеся в пореформенной жизни, нашли всестороннее раскрытие в очерках Щедрина, объединенных названием “Дневник провинциала в Петербурге”. Повествование ведется от имени некоего провинциала, который, приехав в Петербург, предполагал найти.

Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века Есть что-то жестокое и единственно правильное в стремлении человека бороться. И счастье, когда эта борьба идет не за кусок хлеба, не за право жить и выживать, а за свою душу.

Россия в творчестве поэтов Серебряного века (Блок, Есенин, Маяковский) Такие поэты, как Блок, Есенин и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революцияи 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции.

Драматический конфликт в пьесах А. Н. Островского Только после Вас мы, русские, Можем с гордостью сказать: “У нас есть свой… национальный театр”. И. А. Гончаров А. Н. Островского справедливо называют отцом русской драматургии. “Вы один достроили здание.

Отзыв по пьесе А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” Пьеса “Свои люди – сочтемся”, над которой А. Н. Островский работал с 1846 по 1849 год, стала дебютом молодого драматурга. Первоначальное название произведения – “Банкрут” – дает представление о сюжете.

Традиции русской поэзии xix века в творчестве И. А. Бунина В поэзии Бунина прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета. Сам Бунин признавался в том, что его поэзия является результатом его увлечения именно русской.

Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80-90-х гг. XIX века) В начале 80-х гг. происходит решительный перелом во взглядах Толстого на жизнь, на ее нравственные основы, на общественные отношения. “Со мной сделался переворот, – признавался писатель, – который давно готовился.

Тема родины в творчестве поэтов 19 века Есть удивительная страна, имя которой – Поэзия. Нигде нет таких широких и ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному, ароматному. Стоит закрыть глаза – и ты почувствуешь “ласку рассвета”.

“Вечные темы” в творчестве русских писателей 19 века Я думаю, что настоящая литература призвана раскрывать человеку глаза на мир, на окружающую действительность, на самого себя. Только привнеся в мироосознание что-то новое, писатель может заслужить себе место на литературном.

Тест к пьесе “Гроза” А. Н. Островского 1. Где происходит действие пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва 2. Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского “Гроза”? А.

Психологизм драмы А. Н. Островского “Бесприданница” Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается “Бесприданница”. Ее нередко сопоставляют с “Грозой”, и в известной мере это справедливо. “Гроза” – главное произведение дореформенной драматургии Островского, “Бесприданница” же.

Музей-заповедник А. Н. Островского “Щелыково” Мое знакомство с творчеством Александра Николаевича Островского, как, наверное, и у большинства российских подростков, началось с изучения пьесы “Гроза”. В пору юношества я была очень далека от понимания проблем “светлого.

Мотив дороги в творчестве русских писателей XIX века В качестве тем экзаменационного Сочинения по литературе в одиннадцатом классе могут быть предложены так называемые сквозные темы, обозначившиеся в ряде художественных произведений того или иного временного периода. Так, одной из.

Проблематика, основной конфликт и система образов (по пьесе А. В. Вампилова “Утиная охота”) Александр Вампилов известен в русской драматургии как автор четырех больших пьес и трех одноактных. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Новаторские пьесы Вампилова произвели революцию в русской драматургии и.

В чем трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”) Лариса Огудалова – главная героиня пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”, которая впервые была напечатана в “Отечественных записках” в 1879 году. В драматургии Островского 70-80-х годов основной становится тема власти денег.

Судьбы дворянства в комедии А. Н. Островского “Лес” А. Н. Островский вошел в литературу как писатель непривилегированных слоев общества, герои из дворянской среды появлялись в его произведениях лишь эпизодически. В 60-е годы попытка освоения образа дворянского героя завершилась.

Поиски своей дороги в жизни (о жизни А. Н. Островского) А. Н. Островский родился в Москве, в Замоскворечье, которое сегодня является одним из центральных районов города, а в XIX в. считалось чуть ли не окраиной. В небольших одно – или.

Начало творческого пути А. Н. Островского. “Свои люди – сочтемся!” (1849) С конца 40-х гг. Островский полностью посвящает себя драматургии. Можно сказать, что какой – то отдельной, частной биографии у него не было. Для театра работал, жил театром, его интересами, болями.

О комедии А. Н. Островского “Горячее сердце” В комедии “Горячее сердце” Островский обратился к быту купечества и мещанства. Один из центральных персонажей комедии – богатый подрядчик Тарас Тарасыч Хлыпов выступает как продукт уже новых времен и рядом.

Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60-80-х гг. XIX века)

Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60-80-х гг. XIX века)

В драматургии Островского 60-80-х гг. охват русской действи­тельности становился более ши­роким, а социальный состав действующих лиц более разнообразным. Начало этого нового периода поло­жено двумя пьесами — «На всякого мудреца доволь­но простоты» (1868) и «Горячее сердце» (1869).
Разоблачение «подлого времени» продолжается и в других пьесах драматурга — «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), «Последняя жертва» (1878). На смену прежним самодурам с их неве­жеством и тупостью приходят новые хозяева жиз­ни — более

Читайте также:
Второстепенные персонажи в драме Гроза: сочинение

Катерина в кругу героев пьесы «Гроза» А. Н. Островский в пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одни — угнетатели «темного царства», другие — забитые ими люди. Начну с угнетателей. Они тоже очень разные люди и.

Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии «Лес» В «Лесе» Островского, как и во многих других произведениях, отражается авторский взгляд на окружающий его мир. Значительную роль для подобного обращения между автором и читателем играют ремарки. Многие великие произведения.

Жестокие нравы города Калинова А. Н. Островский в очерке страну, . Это земля, живущая традициями седой старины, — . Современники за открытие этой стра-ны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих.

Разговор Дикого и Кабанихи А. Н. Островский являлся преемником и продолжателем реалистических традиций в русской литературе. В своих произведениях драматург отразил современную ему действительность, характерные для того времени типы, образы, показал существовавшие порядки, их.

Речевой строй пьесы «Свои люди сочтемся» В еще большей мере интерес драматурга к комической характерности изображаемой жизни выражается в речевом строе его пьесы. Продолжая традицию Фонвизина и Гоголя, Островский сделал новый шаг в организации комедийного диалога.

«Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия? Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби» изображает драматург, воплощая его события и характеры в образах персонажей драмы «Гроза», и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определение произведения. «.

Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского «Гроза» Гроза — явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким «глотком свежего.

Александр Николаевич Островский Семье чиновника, заслужившего дворянство. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже.

«Луч света в темном царстве» Драма А. Н. Островского «Гроза» была опубликована в 1960 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то.

Идейная кульминация пьесы «Гроза» Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир «темного царства», нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не.

Борис и Тихон в пьесе Островского «Гроза» В драме Катерины, главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» — Тихон.

Трагическая сторона конфликта Катерины с «темным царством» Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда в обществе наиболее отчетливо обозначился главный конфликт эпохи — конфликт между личностью, отстаивающей свое право на свободу, и обществом.

ГОРОД КАЛИНОВ. КЛИМАТ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОБЫЧАИ.(по драме А. Н. Островского «Гроза») В классической драматургии, несомненным представителем которой является А. Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий, а именно: времени, места и действия. Что касается времени — оно занимает.

Паратов и Карандышев Действие драмы А. Н.Островского «Бесприданница» происходит в 70-е годы XIX века в большом городе Бряхимове, на Волге. Писатель показывает, как в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия молодой девушки, живущей по законам.

Система образов в пьесе «Бесприданница» Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Вспомним Дикого из «Гро­зы». Очень трудно представить его с газетой в руках. Кнуров.

Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина Главная героиня драмы Островского «Гроза» существенно отличается от представителей той среды, в которой ей приходится жить. Катерина обладает чистой и живой душой, она не умеет приспосабливаться. Она беззащитна и слаба.

Нравы дома Кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза» Вражда между близкими Бывает особенно Непримирима П. Тацит Нет страшнее возмездия За безумства и заблуждения, Чем видеть, как собственные Дети страдают из-за них У. Самнер Пьеса А. Н. Островского «Гроза».

Рецензия на пьесу «Свои люди — сочтемся!» А. Н. Островского В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества. Богатый купец Самсон Силыч Большов занял у других купцов крупную сумму денег и, не желая возвращать.

Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза» В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка.

«Луч света» и «темное царство» в пьесе «Гроза» Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 г. В это время русское общество задавалось вопросом о дальнейшем пути развития России. Славянофилы и западники ожесточенно спорили о том, что.

Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Есть в русской литературе женские образы, ставшие воплощением страстных и неординарных натур. Таковы Татьяна Ларина и Катерина Кабанова. Есть некрасовские монументальные образы: «коня на скаку остановит, в горящую избу Войдет.».

Что указывает на недолговечность власти «самодуров» в пьесе Островского «Гроза» В пьесе «Гроза» Островский создает действительность, свойственную для его времени. А. Н.Добролюбов назвал данное произведение самым смелым для того времени. Здесь «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены.до трагических последствий.». Все.

Читайте также:
Роль Феклуши в системе образов пьесы Гроза: сочинение

Тема греха возмездия и покаяния в пьесе Островского «Гроза» Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А.

Проблема покаяния в пьесе А. Островского «Гроза» В пьесе Островского «Гроза» были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и разгульность.

Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») В «Бесприданнице» затронута проблематика произведений Островского предшествующих лет: изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы; в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все.

«Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Основным конфликтом в пьесе Островского -» Гроза» является столкновение Катерины, главной героини, с «темным царством» жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний.

Героини А. Н. Островского Всех героев и героинь А. Н. Островского можно подразделить на имеющих власть над другими и бесправных. В поздних пьесах Островского первые приобретают черты «самодурства», а вторые становятся жертвами этих «самодуров».

Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н Все особенно­сти «Грозы» показывают, насколько новаторским было это произве­дение. Это касается и других художественных средств, использо­ванных автором. Пьесы Островского не укладываются ни в одну из классических форм. Они чужды сценической.

Художественный метод в драме «Гроза» Островского «Художественность, например, хоть бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как.

Дикой и Кабаниха Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального — мира высочайшим забором и живет какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самой важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального.

Подхалюзин — характеристика литературного героя ПОДХАЛЮЗИН — центральный персонаж комедии А. Н.Островского «Свои люди — сочтемся» (1849). В наименовании героя Островский играет мягкими «л» и скользящими «з» (Лазарь Елизарыч Подхалюзин), намекая на зерно образа пройдохи-приказчика.

Мир и личность Кризис патриархального мира и патриархального сознания оста- Ется в центре авторского внимания и в «Грозе». Но в этой драме Остро- Вский придает проблеме совершенно иное звучание, рассматривает ее Под принципиально.

Большов — характеристика литературного героя (персонажа) БОЛЬШОВ — герой комедии А. Н.Островского «Свои люди — сочтемся» (1849, первонач. назв. «Банкрот»). Б.- первый в череде созданных Островским образов купцов-самодуров. Гордей Торцов, Брусков, Дикой, Хрюков, Ахов, Воронцов, Курослепов.

Образ Кулигина А. Н.Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства.

Тема «горячего сердца» в произведениях Островского В творчестве Островского 70-80-х годов важное место занимает тема «горячего сердца». Неустанно разоблачая «темное царство» даже в новом облике европеизированных буржуа, драматург утверждал в своих произведениях высокие нравственные принципы, искал.

Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесе «Гроза») В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений — драму «Гроза», в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени­ем «жестокого мира». В.

Тема утраченных иллюзий в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» «Бесприданница»- драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к.

Судьба женщины в драматргии А. Н. Островского Творчество Александра Николаевича Островского — это целый этап русской литературы. Написанные в 40-60-е годы XIX столетия, его пьесы, в общем-то, стали первыми русскими драмами, так как в первой половине века.

Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы») Калинов. Городок на Волге. Может быть, это Самара или Кострома? Может быть, Тверь или Торжок? Да это и не так важно. Главное — это тот купеческий мир, который так талантливо.

Сейчас вы читаете: Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60-80-х гг. XIX века)

Проблематика и художественное своеобразие драматургии А.Н. Островского 1870 – 1880-х гг.

+ Синтезируются и обновляются жанры «физиологического очерка», «сцен», «картин». В основном пьесы Островского печатаются в «Современнике».

+ Жанр психологической драмы: акцент на судьбы женщин, наиболее ранимых в борьбе с обстоятельствами, в конфликтах с людьми, не знающих нравственных законов. В этом жанре близка связь Островского с традициями психологической прозы.

+ Центр – маленький человек в условиях переломного времени: каждодневная борьба за кусок хлеба, скромное семейное счастье и т.д.

+ Идея национального единства

Сатирические комедии: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Это антидворянская театрология.

«На всякого мудреца довольно простоты»: центральный образ пьесы – бедный дворянин Егор Глумов – живет словно в двух реальностях: бытовой и литературной. В быту он – богач, глупец, вольнодумец, льстец.

«Лес» – мотив актерства в жизни. Область высокого искусства облагораживает «маленького человека», делает его выше и чище.

«Снегурочка» – появляется образ идиллии, далекий от современности.

Читайте также:
Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского Гроза: сочинение

15. Жанр психологической драмы в творчестве А.Н. Островского (“Бесприданница” или другая пьеса – по выбору)

Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается «Бесприданница». «Бесприданница» — драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику. Если суть человеческая Катерины в «Грозе» вырастает из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова — человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато одаренной натуры, приподнято поднимает героиню над окружающими.

Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой отбор. И Паратов самый изуверский и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел».

Сложность характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского. Паратов для всех окружающих — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с прочий стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо.

Средством психологических характеристик оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно высказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В тот самый момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.

Финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле «сильного драматизма» и при этом с безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всех прощает. Безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, освободивший ее от унизительной жизни содержанки.

Редкий художественный результат этой сцены А. Н. Островский строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острее суд зрителя.

Драма «Бесприданница» стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком художественном единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой пьесе, раскрывающей по-новому сложные и психологически многозвучные человеческие характеры, предвосхищена неизбежность появления в РФ нового театра.

В «Бесприданнице» все существенные черты буржуазного жизненного хищничества выступают наружу, несмотря на внешнее благоприличие его героев.

Бесприданница Лариса Огудалова наделена тем «горячим сердцем», которое может или победить окружающую гнусную действительность или же трагически погибнуть в столкновении с ее звериными обычаями. Она любила Паратова таким, каким видела его в своем восхищенном воображении — смелым, благородным, великодушным. драма Ларисы, конец которой определяется не столько ее жестоким разочарованием в Паратове, сколько провоцируется моралью – Безнадежная перспектива жизни, крах веры в благородство и великодушие Паратова, циничные домогательства богача Кнурова соединяются для того, чтобы Лариса почувствовала себя счастливой только в тот миг, когда выстрел пистолета оскорбленного и озлобленного Карандышева приносит ей разрешающую все конфликты и сомнения смерть.

Драматическая вина Ларисы заключается в отчаянной попытке бежать от предустановленной необходимости быть чьей-то вещью, предметом купли-продажи, не человеком. Паратов отказывается от этой вещи потому, что находит для себя более выгодным приобрести нужные для его предприятий деньги в виде приданого богатой невесты. Кнуров после постыдного торга и розыгрыша живого человека в орлянку со своим конкурентом Вожеватовым предлагает Ларисе купить ее за любую сумму, которую она только сможет назначить. Карандышев предъявляет на нее права безраздельного и законного собственника. «Вещь. да, вещь. — соглашается с его укорами измученная Лариса, — я вещь. Я любви искала и не нашла. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. ее нет на свете. нечего и искать». В этом убеждении, внушенном ей циничной моралью окружающей жизни, Лариса решает идти к Кнурову. Именно в этот момент ее настигает мстительный выстрел Карандышева.

Рабское и подчиненное существование воспитало в Карандышеве, как и в других мелких героях драматургии Островского, пошлый индивидуализм, трусливую алчность, трагическое стремление выйти в люди и затаенную злобу к тем, в ком они видят своих врагов.

Карандышев — драматизированный и по-своему зловещий образ мещанина, упорное стремление к видимому житейскому благополучию, к утверждению своего ничтожного «я» в условиях «жестоких нравов» ,к ложному блеску светского обихода.

Для Островского город Бряхимов 70-х годов оказался тем же, чем был для него в 50-е годы патриархальный Калинов, — обобщенным образом гнусной действительности, где место Диких заняли дельцы новой формации — Кнуровы, место Кабаних — торгующие своими дочерьми Хариты Игнатьевны Огудаловы, место безвольных Борисов — якобы благородные, но подчинившие свою волю закону стяжательства Паратовы.

В мировой драматической литературе конца прошлого века она почти не имеет соперников по силе и глубокой страстности действия, по жизненной правде ситуаций и подлинности психологического содержания ее образов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: