Смысл названия драмы А. Островского Гроза: сочинение

Сочинение на тему: Смысл названия драмы Островского «Гроза»

Сочинение.
Смысл названия драмы А. Н. Островского «Гроза»

А.Н. Островский — крупнейший драматург второй половины 19 века. В его пьесах отражены практически все стороны русской жизни. Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму «Гроза», Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В ней главное место занимает описание быта и нравов купечества, но и роль пейзажа тоже немаловажна. Сама драма начинается с рассказа Кулигина о красоте природы в городе Калинове: «… Вот братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу». Но это великолепие нарушено жестокими нравами и какой-то духотой перед началом грозы. Кулигин говорит: » Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Порядки в Калинове устанавливают два главных и богатых человека, по словам Добролюбова, представители «темного царства»: Кабанова и Дикого. Кабанова — «ханже, нищих оделяет, а домашних заела совсем» — говорит Кулигин в разговоре с Борисом. И правда, при первом появлении Марфы Игнатьевны на сцене мы слышим властные интонации хозяйки дома, привыкшей к беспрекословному повиновению. Она донимает близких не столько бранью, сколько вечными упреками за непочтительность, непослушание. Кабанова гневается, так как чует ее сердце какое-то неблагополучие вокруг, какие-то веяния, ей глубоко враждебные. Даже в своей семье, где безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение новых чувств, новых отношений, несмотря на то, что ее сын Тихон говорит: «Да я маменька и не хочу своей волей жить.» Кабанова является самой влиятельной женщиной в городе, ей даже подчиняется сам Дикой — знатный купец Калинова. Они оба злые, жестокие люди, но Дикого отличает беспридельная жадность. Он прибрал к рукам деньги собственного племянника и говорит, чтобы тот подчительнее к нему относился, если хочет получить их обратно. Крестьянам, Савел Прокофьевич денег совсем не платит. Кулигин рассказывает о мужиках, которые пришли к городничему жаловаться, «что Дикой ни одного из них путем не разочтет». Также, как и Кабаниха, он получает удовольствие, унижая людей, подчиняя их своей воле. Нужно отметить, что Дикой боится Марфу Игнатьевну, Савел Прокофьевич позволяет себе повысить голос на Кабаниху и в ответ слышит: «Ну ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» В драме на путь борьбы с самодурством встает Катерина — невестка Кабановой, девушка из купеческой семьи, которая насильно была выдана замуж. Она с нежностью и грустью вспоминает о своих деньках, проведенных в родительском доме, о прошедшем беззаботном времени: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…» После замужества Катерина оказалась в неволе, ее светлая и чистая душа все время тянулась на свободу, она хотела вырваться из крепких тисков свекрови. И несмотря на все то, что ей приходилось терпеть, она говорила: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой». Тяжело Катерине в доме Кабановой, стремящейся привести к полной покорности домашних и прежде всего своеправную Катерину. Но чем больше унижают ее, тем сильнее пробуждается порыв к свободе, любви и счастью. Полюбить Тихона она не может, он не способен защитить свою жену от нападок своей матери, так как сам является орудием в ее руках. Поэтому в чувстве к Борису выражается и смертельная тоска от однообразной жизни, и горячие желание воли, простора. Полюбив всей душой, Катерина не хочет и не может притворяться да обманывать, то есть приспосабливаться к «темному царству». Она делает попытку найти помощь, поддержку у любимого человека: «Возьми меня с собой отсюда» — просит она Бориса и слышит в ответ: «Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: «дядя посылает». Таким образом для Катерины осталось два выхода: один — жить с мужем, покоренной и растоптанной, другой — уйти из жизни. Она выбрала последний — освобождение ценой смерти.
После того, как Катерина ушла из жизни, жители города Калинова увидели все, происходящее у них. Даже послушный и покорный сын Кабанихи Тихон прозрел, он осмеливается обвинить мать в смерти своей любимой жены, склоняясь над ее безжизненным телом: «Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы…» Жители города Калинова как бы сами создали эту трагическую ситуацию, не сумев, побоявшись вовремя выступить против самодурства и зла!

Сочинение : Какой смысл несет в себе заголовок пьесы Александра Островского «Гроза»?

Смысл названия пьесы Гроза — Островского

По названию читатель чаще всего уже может понять, о чем пойдёт речь в произведении. Что хотел сказать А.Н. Островский своей драмой? К чему нужно быть готовым, держа в руках книгу автора?

Гроза — яркое и опасное природное явление. Человек бессилен перед бушующей стихией. Но об этом ли думал А.Н. Островский, называя «Гроза» своё произведение? Все не так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы понять смысл названия, следует подробно рассмотреть образ драмы.

С помощью грозы автор попытался передать эмоции, чувства, мысли героев. Внутренние противоречия, социальная несправедливость, острые конфликты, которыми наполнено произведение отражаются в названии «Грозе».

В начале драмы все тихо и спокойно. Предгрозовое время. Но постепенно стихия наступает. И речь не только о природном явлении. Ситуация в обществе не стабильна. Люди делятся на открытых и честных и на лицемерных и лживых. Крайне непросто уживаться в таком обществе. Многие стремятся исключительно к обогащению. Деньги — их главная ценность. Но есть и те, которые уверены, что счастье не зависит от материальных благ.

Читайте также:
Дикой и Кабаниха: сочинение

Противоречия во взглядах нарастают. Осуждение, сплетни, слухи, пьянство, разгульный образ жизни, деньги, деньги, деньги. Когда же это закончится? Жить, существовать в лицемерном и фальшивом обществе невозможно. Да и стоит ли мириться с несправедливостью? Грядущая катастрофа, стихия неминуема. Чтобы изменить мировоззрения людей, прекратить череду противоречий, необходим толчок, встряска. Гроза, гром, молния — удары, которые жизненно важны всем вокруг.

Гроза — акцент, который А.Н. Островский делает, в момент прогулки по набережной. Сила природы восхищает, поражает, подчиняет себе. Гроза. Она приковывает к себе внимание, пугает и заставляется нервничать. Гроза усиливает действие надвигающейся катастрофы, разворачивающейся трагедии. Никто и ничто не в силах противостоять ей.

Катерина под действием этого природного явления решилась признаться мужу в неверности. С раскатом молнии героиня падает без сознания.

Гроза олицетворяет угрозу, которая нависла над обществом. Что будет дальше? «Нездоровая» атмосфера, которая царит во многих богатых семьях должна скоро выплеснуться наружу. Люди живут с внутренней грозой, не давая своим эмоциям свободы.

А.Н. Островский связал название не только с ярким природным явлением, но и с чувством неизбежности к переменам, которые уже дав ждёт общество. Гроза — символ решительности, стихии, действия. Противоречия между героями достигли своего апогея. Перемены необходимы всем.

Сочинение : Какой смысл несет в себе заголовок пьесы Александра Островского «Гроза»?

Самым знаменитым творением Александра Островского стала его пьеса «Гроза». Сам заголовок произведения уже о многом говорит читателям и зрителям, несет в себе особый смысловой оттенок, символический знак, подталкивает их к размышлению.

Найдем и рассмотрим смысл и основную мысль в пьесе Александра Островского «Гроза». Если разобраться, то в названии произведения заложено глубокое смысловое понятие. Писатели часто приводят в своих произведениях различные образы природных явлений, но у Островского природная стихия наделена особым смыслом и имеет свои функции. Гроза выступает не только фоном, на котором разворачиваются события, но и действующим лицом. Это опасное природное явление является роковым в пьесе для каждого персонажа.

Автор особо подчеркивает важность грозы в четвертом действии. Ей уделено особое внимание. Так, Кулигин, заметивший намечающийся дождь, восхищен мощью природы. В образе Кулигина Островский показал свою позицию в пьесе. Сам он, как и этот персонаж, является сторонником прогресса во всем. Данный герой пьесы отличается от других граждан, живущих в городе Калинове, тем, что он умен и образован. Он не боится природной стихии. Он знает, что она безопасна для него. Кулигин, являясь человеком образованным, убежден в том, что для горожан Калинова одной из самых полезных вещей будет громоотвод. Но с ним не согласен купец Дикой. Он является одним из самодуров города и ко всем людям обращается грубо и жестоко, даже к своим родственникам. Они не выдерживают его оскорбления.

Недаром Тихон в эпизоде прощания говорит о грозе. В этом случае под словом «гроза» имеется в виду абсолютная власть, длительная боязнь, долгожданное, желанное избавление от нее. Сам Тихон – человек нерешительный и слабый. Он не может противостоять вмешательству в их с Катериной жизнь властной и жесткой матери. Ему уже достаточно надоели материнские упреки. Тихон совершенно искренне жалеет и любит свою жену, но он не может защитить супругу от произвола Кабанихи. Ему не нравятся порядки собственной матери, однако он не считает нужным им противиться, так как это не имеет смысла. Тихону хочется уединиться, чтобы хоть на некоторое время почувствовать себя независимым и уверенным в себе. В этом случае явление грозы рассматривается как воплощение этих чувств, как избавление от материнской зависимости.

Поэтому перед поездкой Тихон Кабанов, говоря, что грозы 2 недели не будет, имеет в виду, что, наконец-то вдали от дома он сможет отдохнуть от притязаний и нравоучений матери. Мы догадываемся, что с грозой Тихон сравнивает ужасную атмосферу, царившую в их доме.

Купец Дикой считает, что грозу посылают в наказание людям, и что природной стихии нужно бояться, хотя сам он грозы не боится.

В произведении автор поднимает темы расплаты и покаяния за совершенные грехи. Все персонажи пьесы бояться понести заслуженное наказание, особенно Катерина Кабанова. Как и Кулигин, эта героиня очень интересна своими отличительными особенностями от других горожан. Еще в детстве она была решительной, храброй, самостоятельной девочкой. Катерина получила от родителей отличное воспитание, она любила свободно мыслить, говорить то, что думает. О решительности Катерины говорит тот факт в ее жизни, что когда ее в 6 лет кто-то обидел, она вечером прибежала на берег Волги, вскочила в лодку и оттолкнулась от берега. Нашли девочку только утром в десяти верстах.

До брака с Тихоном Кабановым девушка жила беззаботно и беспечно. В замужестве она сталкивается с непониманием, грубыми оскорблениями.

Катерина пробовала смириться с этим и полюбить мужа, но у нее не получилось. Она не могла пересилить себя. Стремясь найти выход из такой тупиковой ситуации, молодая женщина тайно встречается с Борисом. Но и лицемерить она не может, потому что не умеет и не хочет лгать, изворачиваться. Ведь главная героиня – совестливая, честная женщина, ее автор наделил особыми качествами, такими как чистота нравственная, свобода духа, решительность. Катерина уверена, что гроза – это наказание за совершенные грехи, и это природное явление ее очень пугает.

Читайте также:
Образы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»: сочинение

Главная героиня чувствует себя грешной, потому что предала мужа. Как и стихия в природе, в душе молодой женщины надвигается гроза. Сначала она пытается, сделав выбор, принять решение. Что лучше: жить с Борисом, будучи грешной и осуждаемой обществом, полагаясь на свои и его чувства, или с нелюбимым мужем и злобной властной свекровью, придерживаясь законов «темного царства» и не руководствуясь чувствами.

Екатерина отдает предпочтение Борису и полна решимости сделать этот шаг. Но Борис оказался не готов взять ответственность за свою любовь, за их отношения. И положение молодой женщины стало очень затруднительным.

Роман Бориса и Катерины тоже похож на грозу. Он стихийно начинается и заканчивается тоже стремительно, как стихия.

Исходя из наших наблюдений, можно сказать, что в знаменитой пьесе Александра Островского образ грозы – это символ наказания за совершенные грехи и знак силы рока.

После смерти Катерины жестокие устои «темного царства» начинают рушиться. Терпение и покорность покидает многих героев произведения. Например, Варвара убегает из дому со своим возлюбленным. Кулигин же в происшедшем винит горожан. Ну а Тихон решается пойти против матери.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

О чем книга «Гроза»

Маленький провинциальный городок Калинов. Люди живут своей привычной размеренной жизнью. Жестокая и деспотичная купчиха, богатый купец Дикой, его племянник Борис, вынужденный подстраиваться по своего дядю. Особое значение в «Грозе» автор придает фону жизни, обстановке. «Темное царство» самодуров основано исключительно на денежном расчете и чувстве страха.

Сын Кабанихи никогда не перечит своей властной матери, он привык ей угождать и выполнять все ее прихоти. Его жена, очаровательная Катерина, томится в семье нелюбимого мужа.

Началась гроза. Катерина в девичестве была счастливой и свободной. Сейчас же каждый ее шаг контролируется внимательной Кабанихой. Ее муж уезжает, Катерина просила, чтобы он взял ее с собой. Однако Тихон решил побыть наедине, подальше от суровой матери и жены.

Катерина испытывает нежные и искренние чувства к Борису. Девушка долго хранила в себе эту тайну. Однако Варвара — сестра Кабанова — настояла, чтобы Катерина доверилась своей любви и открылась Борису. Произошла встреча влюбленных. Катерина, не в силах скрывать измену, призналась во всем мужу. Тихон готов простить оступившуюся жену, однако, деспотичная Кабаниха не позволила.

Катерина таяла на глазах. Она ушла из дома. Борис случайно встретился на ее пути. Девушка готова была уехать с возлюбленным хоть на край света, но это оказалось невозможным. Борис отправился в Сибирь. Влюбленные попрощались. У Катерины пропал смысл дальнейшего существования. Люди искали пропавшую девушку по всему городу. Катерина умерла, бросившись с обрыва. Тихон тяжело пережил это горе.

Краткое содержание драмы «Гроза»

«Гроза» была написана в 1859 году, в дореформенный период творчества Островского. Действие происходит в небольшом провинциальном городке Калинове. История повествует о семействе, которое живет под предводительством авторитарной Кабанихи. Ее сын Тихон женился на Катерине, которая его не любит. Ее сердце принадлежит Борису, племяннику Дикого. Борису Дикой должен отдать наследство, однако Дикой отличается такими качествами, как агрессивность, жестокость и алчность. Варвара, дочь Кабанихи, устраивает Катерине свидание с Борисом. Та сначала боится, но женщина не в силах противиться любви. Она изменяет мужу Тихону, который находился в отъезде.

Тихон возвращается. Катерина не в силах держать все в себе, она признается в измене. Дикой ссылает Бориса в Сибирь. Катерина понимает, что ей придется остаться и жить по-прежнему терпя унижения Кабанихи. В результате она не выдерживает, прыгает с берега в воду и умирает.

Такая трагичная история любви! Так почему Островский назвал «Грозу» грозой? Потому что все действия сопровождаются грозой. Сначала она собирается, небо заволакивают тучи, а в кульминационный момент гроза обрушивается на Калинов. Если подумать, почему Островский назвал драму «Гроза», и никак иначе, то становится ясно, что гроза в произведении — это не просто природное явление. Она имеет глубокую символику и потаенный смысл.

Смысл произведения «Гроза»

Главный конфликт в произведении заключается в противостоянии морали самодуров, которая уже изжила себя, с новой моралью людей, обладающих чувством человеческого достоинства. А.Н. Островский показывает мир, полный жестокости и страха. Мир, в котором хозяевами являются Дикие и Кабановы. Их жизненная цель — накопить побольше денег. Они находятся в постоянной войне друг с другом, не уважая никого вокруг. В их мире нет места искренности и состраданию. Они негативно относятся к жизненным изменениям, стараясь всеми силами сохранить старые устои и обычаи. Их боятся, с ними не спорят и не конфликтуют.

Все персонажи «Грозы» — жертвы. Они вышли из «темного царства», которое исковеркало их судьбы, наложило тяжелый и непоправимый отпечаток на их души.

Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского «Гроза»? — презентация


Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского «Гроза»?

«Гроза» одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. И не случайно Островский избрал именно такое название для своей пьесы. В слове «гроза» заключен огромный смысл. Гроза это не только природное явление, но это и символ перемен в «темном царстве», в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.

В центре пьесы конфликт представителей «темного царства» с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня Катерина не выдерживает семейного гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются; надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.

Читайте также:
Проблема любви в драме А. Н. Островского Гроза: сочинение

Впервые слово «гроза» звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: «…Недели две никакой грозы надо мной не будет». Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из затхлой атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным, так сказать, «на весь год отгуляться». Под «грозой» он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. «Гроза нам в наказание посылается», говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может. Кабаниха…

Единственный, кто не стал бояться грозы, это механик- самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой. У вас все гроза. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь».

В природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка. Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым драматург выразил надежду на то, что обновление в обществе обязательно наступит.

Смысл финала

Необразованные, глупые люди не готовы к переменам. Ими движут жажда наживы, денег. Финал произведения обличает устаревшие устои и нравы «темного царства». Мира, где правят расчетливые, жестокие и деспотичные люди. Светлым, одухотворенным и искренним личностям, таким как Катерина, нет места в «темном царстве». Девушка не может простить себе своего греха, поэтому решается на отчаянный шаг.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сочинение: Островский а. н. – Смысл названия пьесы а. н. островского гроза

С появлением А. Н. Островского в русской литературе изменилось многое, а основные перемены произошли в драматургии: писатель открыл новый конфликт в русской жизни, новую среду – купечество, которая принесла своих героев и новый смысл пьес, следовательно, принципиально новые названия произведений. Эти изменения хорошо заметны в пьесе А. Н. Островского “Гроза”.
Почему автор именно так назвал свою драму? Ведь речь в ней идет вовсе не о природном явлении.
На этот вопрос можно ответить, рассмотрев саму пьесу, конфликт в ней. Главная героиня “Грозы”, Катерина, живет в городе Калинове, на берегу Волги, где царит патриархальный уклад, где всем правят купцы-самодуры: Дикой, Кабаниха и им подобные. Обитатели Калинова живут в особом состоянии мира – кризисном, катастрофическом. Рушится фундамент, поддерживающий старый порядок, и с ним устоявшийся быт.
Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Внешне все по-прежнему спокойно, но кризис еще впереди. Беззаботность людей лишь усиливает напряженность, царящую в природе и жизни. На Калинов движется гроза.
В начале пьесы мы знакомимся с некоторыми обитателями Калинова и с главной героиней, которая живет в семье Кабанихи и страдает от гнета, “неволи” патриархального мира, от унижения и давления со стороны матери семейства – купчихи. Гроза наступает не только на город, в душе Катерины тоже чувствуется ее приближение. Героиня находится в смятении, понимая, что любит не мужа, а другого человека, Бориса, и мучается: долг перед супругом заставляет ее страдать и разрываться в выборе. Она осознает, что совершит грех, если пойдет на встречу с Борисом, и наказание за этот грех придет рано или поздно. Но Катерина решается на свидание с возлюбленным, гуляет десять дней, не думая ни о чем, и приходит в себя из-за неожиданного приезда мужа. Она начинает раскаиваться в содеянном, ее одолевают страх грядущего наказания и муки совести. Героиня чувствует приближение грозы и чего-то ужасного: “Как. не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет. со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали. ”
Обстановка в пьесе накаляется из-за переживаний Катерины, из-за ощущения чего-то неизбежного. Тучи сгущаются все больше, уже слышны раскаты грома. Героиня не выдерживает напряжения и страданий, она не может больше жить во лжи и в разгар стихийного бедствия (грозы) прилюдно признается во всем Кабанихе и мужу. Негодование окружающих подобно грозе.
Катерина не может жить дальше, ей опостылели муж, мир, семья. Она лишняя здесь, потому что никто не понимает ее, в этом обществе нет места любви. Борис боится вырваться и увезти возлюбленную из “темного царства”, так как сам находится под его властью. Катерина решается покончить жизнь самоубийством: для нее в могиле лучше, чем дома.
Таким образом, общество (калиновцы) своим “благочестивым” и “праведным” судом обрекает героиню на смерть, потому что она нарушила привычные устои. Жители Калинова не хотят замечать приближающийся крах патриархального мира, его распад. Он обречен на разрушение, так как канули в прошлое реальные цели и ценности, составлявшие его основу.
А. Н. Островский вовремя заметил обреченность патриархального мира и решил показать это читателю в своей пьесе. Он изобразил постепенное разрушение старых, привычных устоев как грозу, медленно приближающуюся и разгорающуюся в полную силу. Она сметает все на своем пути. Гроза олицетворяет перемены в жизни и обществе, именно поэтому название произведения многозначно и символично. Слово “гроза” – ключевое для пьесы.

Читайте также:
Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины cильным русским характером?: сочинение

“Гроза” – одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. И не случайно Островский избрал именно такое название для своей пьесы.
В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза- это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.
В центре пьесы – конфликт представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня – Катерина – не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “. Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из затхлой атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным, так сказать, “на весь год отгуляться”. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, – говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.
Единственный, кто не стал бояться грозы, – так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой. У вас все гроза. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? В обществе тоже не все спокойно – назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель.
Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на душе – грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины.
Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина – замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем. Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. А любил ли Борис Катерину на самом деле? Скорее всего, нет. Очевидно, это было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертчо-вать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является плоть от плоти кали-новского мира, он взят этим городом в плен.
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе в середине и второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в лрироде после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе “Гроза” писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность “Домостроя”, пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения “старого”, угнетающего, и “молодого”, безгласного.
Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.
Название “Гроза” можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза – это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.
Итак, название “Гроза” подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.
Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в “темном царстве” появился “луч света” – Катерина – женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, з городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все “постыло”. Она- первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над “старым” миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.
Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то “темному царству” действительно осталось существовать недолго.
Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.
Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что “смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами. ” В конце концов, религиозность, боязнь возмез- • дня за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль – лишь бы все “шито д% крыто было”. Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все “постыло”, она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.
Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.
Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

Читайте также:
Кабаниха: сочинение

Сочинение: Смысл заглавия пьесы «Гроза» (А.Н. Островский)

Одной из самых знаменитых пьес Александра Николаевича Островского является произведение «Гроза». Автор вложил глубокий смысл в заглавие своей пьесы. Многие писатели в своих произведениях использовали образы природных стихий. Однако в пьесе Островского гроза выполняет определённую смысловую функцию. Образ грозы является не просто фоном, но и одним из главных действующих лиц произведения.

В четвёртом действии пьесы природной стихии автор уделяет особое значение. Кулигин замечает, что собирается дождь, и искренне восхищается силой природы. Кулигин выражает авторскую позицию в произведении. Ведь он — сторонник прогрессивности во всех сферах жизни. В отличие от других жителей города Калинова, Кулигин отличается своей образованностью и умом. Это единственный персонаж, который не боится грозы. Она не представляет для него никакой опасности:

«убивает не гроза!… убивает благодать!».

Кулигин, как образованный человек, считает, что громоотвод является самой полезной вещью для обитатей города Калинова. Однако с героем не соглашается Дикой. Это богатый купец и яркий представитель самодуров города Калинова. Ко всем он обращается жестоко, даже родственники убегают от его оскорблений.

Не зря слово «гроза» употребляется писателем в сцене прощания с Тихоном. Здесь под угрозой подразумеваются власть, боязнь, страх и долгожданное избавление от него. Ведь Тихон — слабый и беспомощный человек, которому надоели упрёки матери. Герой искренне любит свою супругу, однако ему не хватает сил и решимости, чтобы ее защитить от претензий Кабанихи. Тихон абсолютно не согласен с порядками своей матери, но идти против них он не видит смысла. Герою очень хочется побыть в одиночестве, и хотя бы ненадолго избавиться от зависимости и чувства страха. Гроза является воплощением этого избавления.

Гроза предстаёт в произведении роком, который нависает над каждым героем. Неудивительно, что перед своим отъездом Тихон произносит такие слова: «Грозы не будет две недели». Здесь под «грозой» персонаж понимает всю ужасающую атмосферу, присущую их семье. В особенности это касается поучений Кабанихи, которая хоть на две недели оставит его в покое.

Читайте также:
Полемика в русской демократической печати по поводу «Грозы» А. Н. Островского (Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев): сочинение

По мнению самодура Дикова, гроза посылается людям в наказание. Богатый купец уверен, что люди должны бояться природной стихии. Однако его самого гроза не пугает.

В произведении Островский остро поднял тему греховного покаяния. Страх быть наказанным за свои грехи распространяется практически на каждого персонажа произведения, но в основном, конечно же, на Катерину. Героиня отличается от всех остальных жителей города Калинова. Это молодая интеллигентная девушка, получившая прекрасное воспитание от родителей. Для нее особенно важны такие понятия, как свобода мысли и свобода слова. С самого детства героиня отличалась невероятной храбростью и решительностью:

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».

Катерина жила беспечно и беззаботно, но лишь до своего замужества. В браке героине пришлось столкнуться с грубостью, непониманием и оскорблениями. Она пыталась смирится с таким отношением к ней и полюбить Тихона, но у героини ничего не вышло. Ее свободолюбивая натура просто оказалась неспособной на это. Из-за безысходности героиня была вынуждена пойти на лицемерие и начать вести тайную жизнь. Однако и такой образ не выдержал её характер. Это в лишний раз доказывает, что Катерина отличается от всех героев пьесы своей прямотой, нравственной чистотой и свободой, а также честностью и совестью. Катерина очень боится грозы. Она считает, что гроза бывает неспроста. По ее мнению, она посылается людям в наказание за грехи.

Катерина ощущает себя великой грешницей, так как она предала супруга. Подобно природной стихии, в душе героини зарождается гроза. Катерине сложно сделать выбор: жить рядом с любимым Борисом, но во грехе и в атмосфере осуждения, или жить по законам «тёмного царства», завыв о своих чувствах. Героиня выбрала Бориса, но он не смог взять на себя ответственность за любимую женщину. Именно отношения Катерины и Бориса похожи на грозу. Они развиваются так же стихийно, как и природное явление. При этом и заканчиваются быстро, подобно стихии.

Таким образом, можно утверждать, что образ грозы в известном произведении Александра Николаевича Островского символизирует наказание и силу рока. Со смертью главной героини Катерины многие герои меняются, их терпение подходит к концу. Тихон решается на протест против матери. Кулигин во всем случившемся обвиняет жителей города Калинова. Варвара сбегает из дома с любимым. Смерть Катерины ознаменовала крушение жестоких законов «тёмного царства».

Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха”

Школьное сочинение

В заключительной части статьи “Луч света в темном царстве” критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, “Гроза” есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее”. Это “что-то”, по мнению критика, “фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства”, и “характер Катерины, рисующийся на этом фоне”, от которого веет “новой жизнью”, открывшейся “в самой ее гибели”.

Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего ” внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически”. Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: “Да ведь и у нас то же самое”. Но разницу сама героиня определила так: “Да здесь все как будто из-под неволи!” Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее “созидающий, любящий, идеальный”, поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в “золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. “

Читайте также:
Изображение мира московского купечества в комедии Свои люди сочтемся!: сочинение

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. “В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце”. В душе она строила свой идеальный мир, “посвященный добру и наслаждению”, но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый “период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец”, закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают “нечистые, развратные замыслы”. Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, “что сохранилось от ее воспоминаний”. Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: “ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле”. По мнению Добролюбова, все это должно было “заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. “. Но “Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы”.

Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.

Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: “. дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. “

После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать “беспрекословной угодницей” свекрови и “кроткою рабою” своего мужа. “Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи “. Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, “законно и свято”, “при свете белого дня”, “перед народом”, то и жизнь для нее не имеет смысла.

“Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то “Гроза” и производит на нас впечатление освежающее. “

Другой критик, Д. И. Писарев, в статье “Мотивы русской драмы” оспорил такую трактовку образа Катерины. “Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. ” “Светлым явлением. “, продолжает критик, должно считать “. только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. ” И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: “Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством” которое является совершенно неожиданным для нее самой”.

Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины” каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.

Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье “Мотивы русской драмы” он резко критикует “темное царство”, выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.

А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения”, которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: “Что домой, что в могилу — все равно!”, прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: “человеческое достоинство”, не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.

Читайте также:
Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад»: сочинение

В “темном царстве” российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл “самое решительное” произведение Островского “глотком свежего воздуха” и утверждал, что в нем “есть что-то освежающее и ободряющее”.

Сочинение миниатюра тема: «значение пейзажа в пьесе Островского»

В произведении Гроза, автор уделяет большое внимание окружающей его природе. Название произведения лишь подтверждает то, что автор хочет передать благодаря погодным явлениям, а именно те накалы страстей, которые происходили в произведении. Это природа, которая окружает человека, всегда имела большое значение для его жизни и играла бывало ключевую роль в жизни человека.

Главной особенностью рассказа является то, что автор выносит природу как главного персонажа произведения, у которого есть свои манеры поведения, и которые она действует так как, считает нужным, вне зависимости от желания людей. А действующие персонажи произведения, лишь вынуждены подчиняться всем явлениям и особенностям погодных условий и природе.

В произведении автор показывает противопоставление между природой и людьми. Это природа, которая окружает город под названием Калинов, который находится на реке Волге, показывает насколько округа данного города прекрасна, пейзажи, которые описывает автор являются красочными и греют душу персонажей. Но не все персонажи замечают окружающую красоту и прелесть природы, так как город является полной противоположностью такой красоты, которая была описана автором.

Прежде всего это город, который окутан мраком и там проживает очень злые и корыстные люди. Жадность является основной чертой, которой присутствует у большинства персонажей данного произведения. Главная идея автора заключается в том, чтобы показать насколько природа прекрасна и насколько она возвышается и имеет невероятную силу по сравнению с маленьким и холодным городом, под названием Калинов.

Островский пытается показать, что человек проживающий в окружающей среде может быть полностью взаимосвязан и даже в какой-то степени, зависим от той среды и той природы, в которой он проживает. Но природа показывает свое величие и доказывает каждому человеку, что она является независимой и всегда возвышается над человеческой жизнью.

Например, самым главным персонажем, который восхищается красотой и величием природы является Катерина. Эта девушка, которая все свое детство провела в садах родного дома. Её мама очень её любила и опекала, ну, а позже девушка вынуждена была в раннем возрасте, выйти замуж за нелюбимого человека. Она ушла жить в дом мужа, в котором проживала его мать, которая не давала ей спокойно жить и наслаждаться мужем.

Но, несмотря на всё что происходило, она является страстным любительницей природы и при каждом своём слове, старается упомянуть о том, насколько красиво то место, в котором она находится, она описывает деревья и реку Волгу, и не забывает прекрасные цветы. Те небеса, которые её окружают восхищают своей красотой.

Значение картины волжского пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

1. Жизнь в провинциальном городке. 2. Живой и непокорный характер главной героини. 3. Роль природы в пьесе.

А. Н. Островский в пьесе «Гроза» показывает, как в маленьком городке на берегу Волги, разворачиваются трагические события. С самых первых строк произведения мы узнаем о том, в какой атмосфере довелось жить героям пьесы. В произведении нет мелочей, любая, даже, казалось бы, незначительная деталь имеет важное значение. И в данном контексте нельзя забывать о том, что писатель не случайно указывает время года и место, где произошла трагедия. Город Калинов располагается на берегу великой русской реки Волги. Уже в самом начале первого действия об этом сказано устами Кулигина. Изобретатель-самоучка смотрит на Волгу, говорит о ее красоте. Эта деталь показывает, что умный и незаурядный человек понимает красоту окружающей природы, способен насладиться ею. Окружающие люди об этом не задумываются, что свидетельствует об их ограниченности, отсутствии тяги к прекрасному и, наконец, об эмоциональной глухоте.

Совершенно иной предстает главная героиня пьесы — Катерина Кабанова. Только она, в отличие от всех остальных людей, в состоянии понять, оценить, прочувствовать главное достоинство родного городка — красивую природу. Катя способна подолгу любоваться прекрасным пейзажем, она с детства любит природу. В мире людей молодая женщина чувствует себя крайне неуютно, люди вокруг грубы и жестоки. Катерине не хватает ярких, свежих впечатлений. Она задыхается в удушающей атмосфере лжи, тупости, ханжества. Катерина говорит: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей»… И дело здесь совсем не в том, что она тянется к развлечениям, забывая о повседневных делах. На самом деле молодой, эмоциональной женщине хочется, чтобы в жизни было что-то яркое, прекрасное. Но вокруг лишь мрачные лица, строгие порядки. Окружающие не способны оценить красоту природы вокруг, они озабочены только повседневными делами, скучными, как и вся их жизнь. У природы в пьесе собственная жизнь, коренным образом отличающаяся от жизни людей, прекрасная, свежая, свободная. Природу нельзя покорить. Катерина в этом очень похожа на нее.

Читайте также:
Второстепенные персонажи в драме Гроза: сочинение

Приближается гроза — яркое, заметное и сильное явление природы. И главная героиня словно предчувствует приближение грозы, настолько страдает она от тесного и узкого мира «темного царства». Катерина беззащитна и беспомощна перед злобой и ненавистью окружающих. Она впечатлительна, нежна, мечтательна. И ей, в сущности, нечего противопоставить таким, как Кабаниха, грубым, неразвитым людям. Катерина гармонично связана с природой. Она мечтает о полете: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…». Такие слова свидетельствуют о том, что Катерине не хватает свободы, чтобы вырваться из домостроевских порядков. В детстве Катя с радостью ухаживала за цветами. Она вспоминает именно об этом, а совсем не о людях, которые когда-то окружали ее. С людьми Катерине было неинтересно, хотя родители любили и баловали ее. Мир природы был для девочки более интересен, чем мир людей. Она подолгу любовалась садом, рекой. Свадьба стала для нее переломным моментом, после которого жизнь изменилась в худшую сторону. Эмоциональная глухота мужа, жестокость, тупость и ханжество свекрови делают девушку несчастной. От прежней жизни остаются лишь воспоминания, да красота окружающей природы, которая осталась такой же, как и раньше.

Катерина вспоминает, как в детстве, после сильной обиды, она убежала к Волге, села в лодку… Ее нашли лишь на следующий день далеко от того места. Девочка не случайно бежит к реке, а совсем не пытается найти утешение у людей, пусть даже у родных и близких. Гармоничная связь с природой показывает незаурядную натуру, пусть даже и непонятную для окружающих.

Нам трудно представить, что картиной волжского пейзажа могла любоваться Кабаниха, ведь она предстает совершенной противоположностью романтичной и чуткой Катерины. Таких, как Катя, в городке, практически, нет. Исключение составляет лишь Кулигин, который, как и Катя, не может наглядеться на красоту вокруг.

Для Катерины очень важна красота природы. Не случайно трагедия случилась летом, когда природа предстает перед человеком во всей красе. Именно летом Катерина особенно остро ощутила свое одиночество и свою несвободу, которая делала ее такой несчастной.

Красоту и величие природы Катерина воспринимает через призму своей мечтательной натуры. Она живет этой красотой, не может представить собственной жизни без нее. Окружающие настолько привыкли к волжскому пейзажу, что он кажется лишь фоном для обыденной повседневной жизни. Более того, окружающие боятся этой природы, чувствуют в ней скрытую опасность. Например, Дикой боится грозы, считает ее наказанием свыше. А Кулигин, наоборот, рад грозе, говорит, что радуется каждая травинка, а люди сами себя пугают. Но Дикой и ему подобные «пугают» себя совсем не случайно. На самом деле они боятся всего, что неподвластно их воле, в том числе, и природные явления.

Островский изображает встречи Бориса и Катерины на фоне летней ночи. На самом деле, любовь Катерины к Борису стала ярким событием ее безрадостной жизни. Катерине кажется, что она, наконец, нашла свое счастье. Отношения влюбленных на самом деле гармоничны, по крайней мере, именно такое впечатление создается у читателей. Но идиллия оказалась лишь иллюзией.

Вокруг Катерины говорят о том, что гроза предвещает несчастье — чью-то смерть или пожар. Женщина в панике, она думает, что небеса вознамерились наказать ее за совершенный грех. И гроза убьет только ее. Под влиянием таких мыслей Катерина признается в том, что изменила мужу. На фоне грозы ее признание приобретает особое значение. В природе разразилась гроза; и такой же «грозой» в социальном смысле стала измена робкой, покорной жены. Природа во время грозы становится непривычной, страшной. Это как нельзя лучше соответствует настроению Катерины. Она думает о том, что ей нет прощения, доходит до помешательства. Гроза в данном случае как бы олицетворяет страдания Катерины, которые привели ее к самоубийству. Жизнь становится ей не мила. Катерина уже ни о чем не думает. Идет дождь, как будто прекрасный мир вокруг льет свои слезы, сочувствуя несчастной женщине. От людей Катерина не видит жалости. Только свободная река Волга принимает в свои волны тело страдалицы.

Так в чем же значение картины волжского пейзажа в пьесе? Упоминание о нем мы встречаем очень часто. Без сомнения, сила, величие и красота природы противопоставляется автором «темному царству», где не посчастливилось жить главной героини. «Паршивый городишка», как называет Кулигин Калинов, несмотря ни на что, расположен в красивейшем месте. Однако это достоинство города не делает никого счастливым, напротив, только подчеркивает убогость жизни людей. Природа становится одним из главным действующих лиц в пьесе, она необходима для того, чтобы читатель осознал недостатки человеческих отношений, изображенных в произведении.

Роль пейзажа в Грозе Островского сочинение

В произведении Гроза, автор уделяет большое внимание окружающей его природе. Название произведения лишь подтверждает то, что автор хочет передать благодаря погодным явлениям, а именно те накалы страстей, которые происходили в произведении. Это природа, которая окружает человека, всегда имела большое значение для его жизни и играла бывало ключевую роль в жизни человека.

Читайте также:
Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций: сочинение

Главной особенностью рассказа является то, что автор выносит природу как главного персонажа произведения, у которого есть свои манеры поведения, и которые она действует так как, считает нужным, вне зависимости от желания людей. А действующие персонажи произведения, лишь вынуждены подчиняться всем явлениям и особенностям погодных условий и природе.

В произведении автор показывает противопоставление между природой и людьми. Это природа, которая окружает город под названием Калинов, который находится на реке Волге, показывает насколько округа данного города прекрасна, пейзажи, которые описывает автор являются красочными и греют душу персонажей. Но не все персонажи замечают окружающую красоту и прелесть природы, так как город является полной противоположностью такой красоты, которая была описана автором.

Прежде всего это город, который окутан мраком и там проживает очень злые и корыстные люди. Жадность является основной чертой, которой присутствует у большинства персонажей данного произведения. Главная идея автора заключается в том, чтобы показать насколько природа прекрасна и насколько она возвышается и имеет невероятную силу по сравнению с маленьким и холодным городом, под названием Калинов.

Островский пытается показать, что человек проживающий в окружающей среде может быть полностью взаимосвязан и даже в какой-то степени, зависим от той среды и той природы, в которой он проживает. Но природа показывает свое величие и доказывает каждому человеку, что она является независимой и всегда возвышается над человеческой жизнью.

Например, самым главным персонажем, который восхищается красотой и величием природы является Катерина. Эта девушка, которая все свое детство провела в садах родного дома. Её мама очень её любила и опекала, ну, а позже девушка вынуждена была в раннем возрасте, выйти замуж за нелюбимого человека. Она ушла жить в дом мужа, в котором проживала его мать, которая не давала ей спокойно жить и наслаждаться мужем.

Но, несмотря на всё что происходило, она является страстным любительницей природы и при каждом своём слове, старается упомянуть о том, насколько красиво то место, в котором она находится, она описывает деревья и реку Волгу, и не забывает прекрасные цветы. Те небеса, которые её окружают восхищают своей красотой.

2 вариант

Исходя из названия можно понять, что основная цель произведения произвести сильное впечатление от прочитанного произведения. В произведении Островского Гроза, автор уделил особое внимание описываемой природе. Он выделяет важность природы в жизни человека, насколько сильно, порой она имеет влияние на жизнь.

На протяжении всего рассказа, можно понять что природа занимает особенное место, она предстаёт отдельным персонажем, является точно таким же действующим лицом, как и другие персонажи.

В драме Гроза, идёт главное противопоставление, между природой и городской жизнью. Описываемая природа, светла, ярко выражена, красочно показана, в этот самый момент, город показывается со стороны, холодного, тёмного, жестокого места.

Произведение начинается с описания природы. Город в котором происходят все действия, называется Калинов, располагается он рядом с величайшей рекой Волгой. Автор, специально описывает природу так, чтобы человек понял насколько он является ничтожным, по сравнению с матушкой природой.

Сама природа не может существовать в зависимости от человека, но человек может быть зависимым от окружающей его среды, он может ощущать как свою ничтожность, так и свою силу.

Катерина, очень любит окружающую природу, эту любовь привила ей покойная, её любимая матушка. Самое Катерина рассказывает о том, как она любила гулять в саду, о том как много было у неё цветов и как она любила за ними ухаживать. Её матушка не чаяла в ней души. Автор на протяжении всего рассказа, пытается показать своим читателям, насколько образ Катерины сливается с окружающем её пейзажем и красотой. В каждом и её слове, можно услышать, насколько сильно она привязана к тем пейзажам которые её окружают.

Её детство было тесно связано с садами и рекой Волгой, которую она так любит и восхищается её красотой.

Однако не все персонажи драмы, точно так же как и она восхищаются природой. Кабаниха и Дикой, совершенно не интересуются окружающих их природой, на протяжении всего произведения, они ни разу, не показали, что окружающая их природа хоть как-то волнует. Кабаниха не проявляет своего интереса к природе, я так как считает что, раз природу нельзя заставить рабствовать, значит от неё нет толку.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль пейзажа в Грозе

Популярные сегодня темы

Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» — это не просто фантастическое произведение о пересадке органов от человека к собаке. Это метафорическое отображение эпохи начала XX века в России и событий, которые происходили в то время.

Всем известная русская детская сказка писателя Всеволода Михайловича Гаршина носит название

Безразличие, пожалуй, самая большая трагедия нашей современной эпохи. В мире проблема равнодушных людей приобретает характер пандемии. Кажется, что люди стали безразличны к самому безразличию.

Григорий Печорин – главный герой произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», который, как и любой другой персонаж, имеет свои достоинства и недостатки. Автор отобразил в нем качества всего поколения

Два русских писателя – Бунин и Куприн, относятся к первой половине 20 века. Их общей темой произведения была любовь. Их произведения заставляли, и до сих пор заставляют, полностью погрузиться в содержание

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: