Сочинение по драме Гроза или Темное царство в драме Гроза: сочинение

Тёмное царство в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

«Тёмным царством» в пьесе Александра Островского «Гроза» назван вымышленный город Калинов, где происходят все события. Это место назвал так один из авторитетных литературных критиков Добролюбов. Почему же Калинов – это «тёмное царство»?

В пьесе показано времена, когда понятия «бедный» и «богатый» разделялись не только на словах и по финансовому положению, но и по делам и в отношениях. Калинов – город, которого не существует ни на одной карте мира. Этим названием можно означить любой город России тех времен. Здесь все становится с ног на голову. Все настоящие человеческие качества оказываются не нужными и утесненными. Во главе стоят деспотичность и деньги. В Калинове держат власть богатые купцы. Они никому не дают жизни и навязывают свои порядки, да так что весь город пляшет под их дудку.

Одним из таких значительных лиц в городе является старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. Эта женщина – вдова, которая имеет двух детей: сына Тихона и дочь Варвару. Кабаниха (как её называют между собой жители города) пытается жить за старыми порядками и правилами. На самом деле, она просто прикрывается ними, чтобы удовлетворить себя и запугать окружающих. Марфа Игнатьевна на людях пытается быть милосердной и не теряет возможности поделиться с бедными лишней копейкой. Это лицемерие выходит боком её родным. Им достается больше всех.

Тихон беспрекословно слушает во всём мать и соглашается с ней. У него есть молодая жена Катерина, но их брак неполноценный из-за вмешательства старой Кабанихи. Тихон Кабанов не имеет в себе крепкого мужского начала, ведь он привык с детства, что за него все решает мать. Как бы она ни решила, все это будет правильным и он должен с этим жить. Их отношения с Катериной сложно назвать идеальными. Они пытаются быть друг для друга близкими людьми, но Марфа Игнатьевна все время ругает их за неправильное поведение. Я думаю, что изначально их брак был провальным. Во-первых, из-за воспитания Тихона, во-вторых, из-за Кабанихи, которая всегда унижала своего сына перед женой, отчитывая его, как мальчишку. Катерине доставалось не менее, даже более, нежели Тихону.

В конце концов, даже родной сын не выдерживает натиска матушки и уезжает из города. Для него эта поездка как глоток свежего воздуха. Интересной является сцена прощания Тихона с Катериной, где Кабаниха не отходит от сына ни на шаг и поучает его, что он должен приказать жене на прощание. Естественно, она должна слушаться матери. А как только молодые остаются вдвоем, Катерина проявляет искренние чувства и бросается на шею мужу. Это не остается незамеченным Кабанихой, и она тут же ругает Катерину за незнание старинных правил, согласно которым жена имеет право только поклониться мужу в ноги.

Дочь Кабанихи Варвара также находится под деспотичной рукой матери. Но она находит иной выход – ложь. Варвара молча слушала причитания матери, иногда соглашаясь со сказанным. Но в то же время она всегда делала по-своему. За спиной матери девушка встречалась с молодым человеком Ваней Кудряшовым. Она убегала к нему каждый вечер, а ночью возвращалась, чтобы утром проснуться и снова сыграть роль хорошей дочери. То есть девушка жила не только в созданной матерью деспотичной атмосфере, но и в своей собственной лжи.

Больше всех доставалось Катерине. Невестка искренне называла свекровь «матерью», но и это не нравилось Кабанихе в девушке. Старая купчиха видела в ней соперницу, которая пытается забрать у нее сына и его пристальное внимание. Марфа Игнатьевна буквально съедала эту единственную чистую и светлую душу в Калинове. Впоследствии девушка не выдержала и пошла на самоубийство. Держа на руках ее тело, Тихон обвиняет именно Кабаниху в смерти жены. Это был первый раз, когда сын осмелился сказать что-то против матери. Каждый из этой семьи почувствовал на себе темную атмосферу, созданную старой купчихой. Детям пришлось адаптироваться к ней. Другой выход – смерть, им воспользовалась Катерина.

Еще один представитель купечества – Савел Прокофьич Дикой. По моему мнению, Кабаниха была более умной и знала, как правильно воспользоваться старыми порядками, чтобы прислонить к себе людей. Дикой же просто глупый самодур. Он действует в открытую. О нем говорят все на улицах города, кому не лень. Это жестокий человек, прославлен своими вечными криками. Если он не в настроении, то попадает всем, кто находится рядом. Как и в случае с Кабанихой, больше всех перепадало его семье. Они очень просили людей, чтобы те не расстраивали Савла Прокофьича. Ведь тот приходил домой и возмещал весь гнев на родных.

Дикой очень любил деньги. Ему было сложно давать зарплату своим работникам. Расстаться с любимыми бумажками – это было выше его сил. Он все считал, как же он может выплатить меньше, нежели надлежит. Савел Прокофьич радовался, как ребенок, если ему вдруг удавалось сэкономить на ком-то. Купец не крылся со своими чувствами. Он так прямо и говорил, что любит собирать деньги и их остатки с работников.

Читайте также:
Главные действующие лица пьесы А.Н.Островского Свои люди — сочтемся!: сочинение

Интересной и знаковой является ситуация с племянником Дикого Борисом Григорьичем. Как оказалось, Савел Прокофьич присвоил себе всё наследство, даже ту часть, которая должна была достаться Борису и его сестре. Теперь он поставил племяннику условие: купец вернет им завещанное, если Борис будет выражать к нему почтение. Интересно, что самого Дикого это ни к чему не обязывает. Он может спокойно сказать, что Борис был не почтительным и оставить деньги у себя. Естественно, он не хочет ничего отдавать, почувствовав вкус этих бумажек.

Этому купцу чужды моральные нормы, он не знает, что это. Он привык к тому, что может покричать на людей и все будет, как прежде: его деньги останутся с ним. Это страшный человек. Дикой специально разъярялся, чтобы потом возместить гнев на работниках. А как только они заводили разговор о деньгах, ему не нужно было и стараться себя разозлить. Он вспыхивал, как спичка.

«Тёмное царство» в пьесе «Гроза» создают такие глупые, самовлюбленные невежды, как Дикой и Кабаниха. Они считают, что их богатство позволяет им проявлять власть над другими людьми. Из-за них все зависли в этом «тёмном царстве» и ходят по кругу. «Тёмное царство» – это не только вымышленный Калинов, а любой другой город Российской империи. Но название пьесы свидетельствует об оптимистическом настрое автора. Он верит, что грядут перемены. Гроза – это предупреждение. Катерина воспринимает ее как наказание за грехи. В первую очередь наказаны будут эти эгоистические купцы, которые буквально умертвили все светлое в этом укромном городе. Гроза – это вера в то, что «темному царству» настанет конец.

Готовые сочинения по литературе. 10 класс

Дорогие друзья! Школьная программа 10-го класса по русской литературе предполагает изучение большого количества произведений, обширных по объёму и сложных по содержанию. Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы, познакомиться с величайшими произведениями реалистического направления. К ним относятся рассказы и романы И. С. Тургенева, пьесы А. Н. Островского и А. П. Чехова, романы И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, стихотворения Ф. И. Тютчева и поэмы Н. А. Некрасова. После разбора и обсуждения каждого литературного произведения в классе учитель обычно просит написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этой задачей. Пользуясь планом, который прилагается к каждому сочинению, вы сможете создать свой текст, дополнить его собственными мыслями и примерами из литературных произведений. Помните, что каждое сочинение – это индивидуальная творческая работа, в которой отражены ваши личные суждения и впечатления. При этом не забывайте, что ваше мнение должно опираться на содержание произведения и на теоретические знания, полученные на уроках литературы. Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно формулировать свои мысли, давать личную оценку героям, фактам и событиям. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи. Желаем успехов!

Оглавление

  • «Тёмное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
  • Образ народа в цикле «Записки охотника» И. С. Тургенева
  • Смысл заглавия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Из серии: Средняя школа (Литера)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 10 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Дорогие друзья!

Школьная программа 10-го класса по русской литературе предполагает изучение большого количества произведений, обширных по объёму и сложных по содержанию.

Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы, познакомиться с величайшими произведениями реалистического направления. К ним относятся рассказы и романы И. С. Тургенева, пьесы А. Н. Островского и А. П. Чехова, романы И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, стихотворения Ф. И. Тютчева и поэмы Н. А. Некрасова.

После разбора и обсуждения каждого литературного произведения в классе учитель обычно просит написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в нашей книге готовые сочинения помогут вам справиться с этой задачей. Пользуясь планом, который прилагается к каждому сочинению, вы сможете создать свой текст, дополнить его собственными мыслями и примерами из литературных произведений.

Помните, что каждое сочинение — это индивидуальная творческая работа, в которой отражены ваши личные суждения и впечатления. При этом не забывайте, что ваше мнение должно опираться на содержание произведения и на теоретические знания, полученные на уроках литературы.

Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно формулировать свои мысли, давать личную оценку героям, фактам и событиям. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи.

Желаем успехов!

Читайте также:
Жестокие нравы города Калинова: сочинение

«Тёмное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Да здесь всё как будто из-под неволи.

«Луч света в тёмном царстве».

II. Основная часть.

Мир города Калинова.

1. Образ природы.

2. Обитатели Калинова:

а) Дикой и Кабаниха;

б) Тихон, Борис и Варвара.

3. Крушение старого мира.

Перелом в народном сознании.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза», вышедшая в свет в 1859 году, была восторженно встречена передовой критикой благодаря, в первую очередь, образу главной героини — Катерины Кабановой. Однако этот прекрасный женский образ, «луч света в тёмном царстве» (по выражению Н. А. Добролюбова), сформировался именно в атмосфере патриархальных купеческих отношений, гнетущей и убивающей всё новое.

Действие пьесы открывается спокойной, неторопливой экспозицией. Островский изображает идиллический мир, в котором живут герои. Это провинциальный город Калинов, который описан очень подробно. Действие разворачивается на фоне прекрасной природы средней полосы России. Кулигин, прогуливаясь по берегу реки, восклицает: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу». Прекрасная природа контрастирует с жестокими нравами города, с нищетой и бесправием его жителей, с их необразованностью и ограниченностью. Герои словно замкнуты в этом мире; они не хотят знать ничего нового и не видят других земель и стран.

Купец Дикой и Марфа Кабанова, прозванная Кабанихой, — истинные представители «тёмного царства». Это личности с твёрдым характером, обладающие властью над другими героями и манипулирующие своими родственниками с помощью денежных средств. Они придерживаются старых, патриархальных порядков, которые их полностью устраивают. Кабанова тиранит всех членов своей семьи, постоянно придираясь к сыну и невестке, поучает и критикует их. Однако и у неё уже нет абсолютной уверенности в нерушимости патриархальных устоев, поэтому она из последних сил защищает свой мир.

Тихон, Борис и Варвара — представители молодого поколения. Но и они оказались под влиянием старого мира и его порядков. Тихон, полностью подчинённый власти матери, постепенно спивается. И только смерть жены заставляет его выкрикнуть: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…»

Борис тоже находится под гнётом своего дяди Дикого. Он надеется получить бабушкино наследство, поэтому терпит издевательства дяди на людях. По требованию Дикого он оставляет Катерину, подтолкнув её этим поступком к самоубийству.

Варвара, дочь Кабанихи, — яркая и сильная личность. Создавая видимую покорность и послушание матери, она живёт по-своему. Встречаясь с Кудряшом, Варвара нисколько не беспокоится о моральной стороне своего поведения. Для неё на первом месте оказывается соблюдение внешних приличий, которые заглушают голос совести.

Однако патриархальный мир, столь сильный и могущественный, погубивший главную героиню пьесы, умирает. Это чувствуют все герои. Публичное признание Катерины в любви к Борису стало страшным ударом для Кабанихи, знаком того, что старое уходит безвозвратно.

Через любовно-бытовой конфликт Островский показал перелом, происходящий в сознании людей. Новое отношение к миру, индивидуальное восприятие действительности сменяют патриархальный, общинный уклад. В пьесе «Гроза» эти процессы изображены особенно ярко и реалистично.

«Сочинение по драме “Гроза” или Темное царство в драме “Гроза”»

Драма “Гроза” была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году после путешествия по Волге. Считалось, что прообразом Катерины послужила некая Александра Клыкова. Её история во многом схожа с историей героини, но Островский закончил работу над пьесой за месяц до самоубийства Клыковой. Однако сам факт такого совпадения говорит о том, что автор прозорливо уловил и достоверно описал нараставший в купеческой жизни конфликт между старшим и младшим поколениями. Появление “Грозы” дало возможность Добролюбову назвать главную героиню пьесы – Катерину – “лучом света в тёмном царстве”. “Тёмным царством” Добролюбов называет не только купеческий быт, но и всю русскую действительность, показанную Островским в своих пьесах. Власть тьмы в драме “Гроза” сосредоточена в руках двух человек: Савла Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой. Дикой – богатый купец и влиятельное лицо в городе, поэтому он считает, что ему всё дозволено: Кулигин: “За что сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?” Дикой: “Отчёт, что ли я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчёта не даю…”.

(Действие четвёртое, явление второе.) По словам Островского, причиной самодурства Дикого является его “горячее, своевольное сердце”. Он не может, а, по-моему, даже и не пытается, совладать со своим буйным нравом, поэтому чинит беззаконие. Тётка Бориса, оставляя завещание, поставила главным условием получения наследства почтительность к дядюшке. Но Дикой не признаёт никаких моральных норм и действует согласно пословице: “Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло”. Кулигин считает, что надо как-то угождать Дикому, но что Кудряш резонно замечает: Кудряш: “… Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь на ругательстве
построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани
не обходится…”

(Действие первое, явление третье.) Или когда Борис рассказывает об условии завещания Кудряшу и Кулигину, Кудряш говорит: Кудряш: “Опять же, если бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему
запретит сказать-то, что вы непочтительны?”

Читайте также:
СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО , И .: сочинение

(Действие первое, явление третье.) Но деньги не дают Дикому духовной силы и полной убежденности в своей правоте. Он иногда пасует перед тем, кто сильнее его в законах, потому что в нём ещё теплится маленькая искра нравственности: Дикой: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. … Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня!…Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся…при всех кланялся”.

(Действие третье, сцена первая, явление второе.) Но всё-таки эта “самокритика” Дикого сродни его самовольным причудам. Это не покаяние Катерины, вызванное угрызениями совести. Дикому тяжело расплачиваться, потому что он желает, чтобы ему было хорошо, а всё окружающее его убеждает, что это хорошее достаётся деньгами. Он хочет только получать деньги, но не отдавать их. Отдачу денег, по мнению Добролюбова, он принимает как “несчастие, наказание, вроде пожара, наводнения, штрафа, – а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие”. Даже когда он и знает, что уж непременно надо отступить, и уступит потом, а всё-таки прежде постарается напакостить: Дикой: “Я отдать – отдам, а обругаю!”

(Действие третье, сцена первая, явление второе.) И всё же Дикой творит свои беззакония с тайным сознанием неправильности своих действий. Но это самодурство можно прекратить только временно. Например, Кабановой это легко удаётся, так как она прекрасно знает в чём слабость своеволия Дикого: Кабанова: “А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что”.

(Действие третье, сцена первая, явление второе.) Кабанова – защитница старой морали, точнее худших её сторон. Кабаниха, как её называют некоторые герои пьесы, соблюдает только те правила “Домостроя”, которые ей выгодны. Полностью она даже формально не соблюдает этот старинный закон: “… согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах, позаботься, прежде всего, о них …”, – гласит “Домострой”. А Марфа Игнатьевна осуждает Катерину даже за то, что та неправильно попрощалась с мужем, уезжающим на 2 недели в Москву: Кабанова: “Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником
прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги
кланяйся!”

(Действие второе, явление пятое.) Кабанова признаёт не всё старое: из “Домостроя” берутся только самые жёсткие формулы, которые могут оправдать деспотизм. Но всё-таки Марфа Игнатьевна далеко не бесчувственна, как мать. Перед отъездом Тихона Варвара говорит: Варвара: “… С маменькой сидят запершись. Точит она его теперь как ржа железо”. Катерина: “За что же?” Варвара: “Ни за что, так, уму разуму учит. … У неё сердце всё изноет, что он на своей воле гуляет…”

(Действие второе, явление второе.) Интересно свидетельство современника о том, как играла Кабанову известная актриса: в начале пьесы она выходила на сцену сильная, властная, грозно произносила свои наставления сыну и невестке, потом, оставшись на сцене одна, вдруг менялась и становилась добродушной. Было ясно, что грозный вид нужен только для того, чтобы “поддержать порядок в доме”. Марфа Игнатьевна сама знает, что будущее не за ней: Кабанова: “… Ну да уж хоть то хорошо, что ничего не увижу”.

(Действие второе, явление пятое.) В трагическом финале Островский бросает вызов самодурной силе, он говорит, что нельзя дальше жить с её насильственными, мертвящими началами. Смерть Катерины является протестом против кабановских понятий о нравственности, становится её избавлением от “власти тьмы”. Пьеса заканчивается восклицанием Тихона на трупе жены: Тихон: “Хорошо, тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”

(Действие пятое, явление седьмое.) Слова Тихона говорят нам, что жить в “тёмном царстве” хуже смерти, они заставляют нас подумать уже не о любовной интриге, а обо всей той жизни, где живые завидуют умершим, да ещё каким – самоубийцам! Смерть главной героини свидетельствует о том, что “власть тьмы” не вечна и “тёмное царство” обречено, потому что нормальные люди жить в нём не могут.

Сочинение Темное царство в пьесе Гроза Островского

Действие пьесы Н.И. Островского разворачивается в приволжском городе Калинове. Название вымышленное, но это не значит, что такой город не существует. Это образ собирательный, усредненный. На месте авторского Калинова мог быть любой русский город.

В произведении описана российская действительность начала и середины 19 века. Тяжелая, угнетающая социальная атмосфера того времени. Поэтому место не имеет значения. В городе, как и в стране, правят богачи, самодуры, лжецы, невежды, озлобленные скукой, наживающиеся на тяжелейшем труде простых людей. Островский продолжает драматургию Гоголя, Фонвизина и Грибоедова. Со времен которых, мало что изменилось. Пустые и жестокие люди все богатеют, а простому народу не вырваться из кабалы. Все это современник автора и литературный критик Добролюбов окрестил «темным царством». Это определение оказалось настолько точным, что до сих пор не теряет своей актуальности и используется в литературе.

Читайте также:
«Гроза» – это отражение жизни русской провинции: сочинение

В широком смысле «темное царство» в пьесе Островского «Гроза» – образная характеристика социально-политического состояния России в конце 18го и до середины 19го века. Вдумчивый читатель, знающий историю родного государства, хорошо понимает, о каком времени идет речь, какой была российская реальность в это время. Время, когда доминируют зажиточные купцы и властные помещики. Страна истощена морально и физически крепостным правом и, пожалуй, не оправится от него ещё несколько столетий.

Мещанин Кулигин сообщает, что в городе жестокие нравы. И ничего кроме грубости и беспросветной бедноты здесь не встретить. И, как понятно читателю, речь идет не только об одном городе. И никогда из этой паутины не вырваться. Честным трудом простому человеку не заработать больше куска «хлеба насущного». Беднота, которая беспрекословно подчиняется богатым самодурам, позволяет им унижать себя, использовать, принимая это как должное, тоже неотъемлемая часть темного царства.

И мещане, и даже простые мужики понимают, что «у кого деньги, тот старается бедного закабалить», чтобы его адским трудом, который почти не оплачивается, нажить себе еще больше денег, приумножить состояние. Ведь такие как Савелий Прокофьевич это даже не скрывают. Барин открыто говорит городничему, что из недоплаченных работникам денег у него тысячи складываются и ему от этого хорошо. Дикой полностью оправдывает свою фамилию. Он не просто пользуется тяжелым и дармовым трудом мужиков, но еще и издевается над ними. «Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно», а все равно ничего не заплатит. Еще и сделает их в этом виноватыми. Или кинет копейку и заставляет радоваться и благодарить, ведь мог и этого не давать.

Не менее важным элементом темного царства является Кабаниха и душная, неприятная атмосфера в ее доме. Марфа Игнатьевна на показ добрая и щедрая, подает нищим, а те за нее молятся. А своих «домашних заела совсем». Ей нравится измываться над собственным сыном и его молодой супругой Катериной. Ей приятно, чтобы невестка боялась ее. Катерина же искренне любит мужа и даже свекровь, называет ее маменькой. Она не умеет притворяться и не стремится к этому, что совершенно не может понять свекровь. Эта черта в невестке вызывает злость и раздражение у хозяйки дома. Очень точно назвал Добролюбов Катерину лучом света в темном царстве. Но один луч не может осветить большие просторы и он гибнет, задавленный тьмой.

Доюролюбов в своей критической статье пишет, что невозможна «свобода личности, вера в любовь и счастье, святыня честного труда там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство». Не снимает он также ответственности и с тех, кто позволяет себя топтать. Критик верит, что темный мир, описанный Островским близок к краху. Что в пьесе представлены «шаткость и близкий конец самодурства». Ведь появляются уже редкие лучики, такие как Катерина, а значит над этим царством в скором времени взойдет солнце.

Вариант 2

Произведение “Гроза” А. Н. Островского была написана накануне отмены крепостного права в 1859 году. И стала первым знаком изменения эпохи. В “Грозе” освещена купеческая среда, которая и олицетворяет в произведении “темное царство”. Островский поселили в городе Калинове целый спектр отрицательных образов. На примере их читателю раскрываются такие характеристики необразованность, невежество и приверженность к старым устоям. Можно обозначить, все горожане заточены в кандалы старинного “домостроя”. Самые яркие представители “темного царства” – Кабанова и Дикой, в них читатель может ясно увидеть господствующий класс того времени.

Подробнее рассмотрим описанные образы Марфы Кабановой и Дикого.

Дикой и Кабанова самые зажиточные купцы в Калинове, они – “верховная” власть, при помощи нее они считают, что могут давить и крепостных, но и тем более своих родственников, решая что они правы.

Островский открывает читателю мир купечества, со всеми его пороками, реалиями и правдивыми событиями и множеством ярких, показательных образов. Показывая, что там нет ничего человеческого, духовного, доброго. Нет веры в новое, лучшее будущее, любви и свободный труд.

Такие качества как самодурство, невежество, грубость, жестокость и жадность в этих образах присутствуют всегда. Не искоренить все это, так как воспитание и обстановка наложила свой отпечаток на личности Дикого и Кабановой. Такие образы притягиваются к друг другу, и не могут быть без друг друга, где появился один невежа, там и другой появится. Очень удобно скрывать свою глупость, и невежество под маской прогрессивных мыслей и образованности, такие образы найдутся везде. Считая себя “рукой власти” они угнетают окружающих, не переживая понести ответственность о содеянном. Кабанов и Дикой – это мир денег, зависти, жестокости и злобы. Они дичатся нововведения и прогрессивных мыслей.

Кабанова Марфа Игнатьевна очень деспотична и лицемерна, по ее мнение семейные взаимоотношения должны подчиняться страху. Она окончательно заела своих домовых и не очень крепко укоренила старинные устои и в доме и в свое голове.

Читайте также:
Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»: сочинение

Образ Дикого очень не однозначен и сложный. Он переживает свой внутренний протест, Дикой осознает как черства его натура и сердце, но ничего поделать с этим не может. Сначала бранит, на чем свет стоит, а потом прощения просит и каяться.

Главной идее пьесы “Гроза” Островского в разоблачении “темного царства”, купеческой скупой среды, при помощи образов Дикого и Кабановой. Но они единственные символичные образы, они доносят до читателя мысли и рассуждения автора. Он указывал на пороки богатых людей, обличая их без духовность, подлость, жестокость. В финале пьесы очень ярко проходит мысль, что жизнь невыносима и ужасна в “темном царстве”. К сожалению, мир самодуров, угнетает прогрессивного и нового человека, который мог бы побороть невежество, фальшь и подлость. В России того времени города и села были полны такими образами, как произведении “Гроза”.

Темное царство в пьесе Островского Гроза

Пьеса «Гроза» вышла в свет за два года до введения Александром II своей великой реформы. В обществе нарастала жажда перемен, но рос и страх перед ними. В природе гроза страшна на вид и бьющейся в ней силой, но благотворна по своим последствиям. А.Н. Островский писал в атмосфере ожидаемых многими перемен, вытаскивая на свет «язвы общества».

Он вводит нас в гнетущую атмосферу купеческой среды, настоящего «домостроя». Показанное им «темное царство» находится в предгрозовой стадии, когда все затихает. Кажется, что даже воздуха для дыхания не хватает. Так угнетает эта атмосфера. Близкий конец своей власти над умами окружающих Кабаниха и Дикой еще не чувствуют. Пока они полновластные управители. Властная Марфа Кабанова изводит всех своей дотошностью, попреками и подозрительностью. Ее идеал – старинные порядки и обычаи. Дикой – самодур, пьяница и невежественный человек. Он гораздо примитивнее Кабановой, но сила денег и старинных обычаев ввела его в круг «отцов» города. Они подчинили себе практически всех. Сын Кабанихи Тихон ни в чем не перечит матери. Смирился с «духовным» рабством и племянник Дикого Борис. Живет как считает нужным только сестра Тихона. Но для этого Варвара имитирует подчинение, всех обманывает и ловчит. И так почти все. Кто-то боится власти денег, кто-то напора и наглости, кто-то напускного благолепия, а кто-то боится просто по привычке.

Но не все смирились. Деспотизму Дикого и Кабанихи противостоят Катерина и Кулигин. Катерина – чистая и светлая душа. Не выдержав неравной борьбы, она совершает самый страшный в христианской вере грех – самоубийство. Но этот протест против гнетущей атмосферы жизни в городе, если не рассеял тучи полностью, то дал возможность пробиться через них маленькому лучику света и надежды. Поднимается ропот и могут взойти ростки сопротивления «темному царству». И лидер сопротивления есть. Кулигин пока действует убеждением, пытается всем показать ужас происходящего. Откровенно скажем, что получается у него не очень удачно. Но он не сломался и продолжает борьбу за умы, пытаясь переломить настроение в обществе.

Мне очень нравится пьеса «Гроза» дотошностью перечисления пороков современного автору общества. Он специально сгущает краски и не допускает комических ситуаций, на описание которых он мастер. Думаю, что и пути решения проблемы он также не указывает нарочно. Как опытный человек, «инженер человеческих душ», как в следующем веке будут в нашей стране называть писателей, знает, что логические построения в реальной жизни не работают. Главное – показать проблему во всей ее «красе» и донести до людей, что отсутствие ее решения приведет к постепенной деградации общества. Я считаю, что этой цели А.Н. Островский добился, написав пьесу «Гроза».

Темное царство в пьесе Гроза

Несколько интересных сочинений

Это логичная и сатиричная сказка состоит из трёх частей. В каждой из них главный герой – медведь, который живёт в «басенном», то есть очеловеченном обществе зверей. Он служит, пытается выслужиться

Творчество советского детского писателя Н. Н. Носова проникнуто искренней любовью к детям. Рассказ “Живая шляпа” написан в 1938 году, когда только начиналась карьера писателя.

Невозможно не восхититься картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Изображенный на ней сюжет завораживает. Здесь царит какая-то таинственная, загадочная и даже мистическая атмосфера.

Печорин – настоящий представитель своей эпохи, поэтому автор назвал так творение «Герой нашего времени». Ведь на фоне происходящих событий того времени отражены качества героя. Лермонтов отмечает, что стремился

Знаменитая и уникальная пьеса «Гроза» Островского была издана накануне великого события, отмены крепостного права. Это событие произошло в 1861 году.

Сочинение по пьесе Гроза Островского (10 класс рассуждение)

Пьесу Александар Николаевча Островского «Гроза» можно считать не только литературным, но и историческим произведением. Пьеса несет в себе нотки революционных настроений, о чем говорит и символичное название. Она отражает быт и нравы городских жителей имперской России во второй половине позапрошлого века.

Читайте также:
Роль Островского в истории развития русской драматургии: сочинение

Главная идея произведения — возникший и разразившийся между двумя поколениями конфликт. Кабаниха и ее семья — типичный собирательный образ купечества, которое консервативно, оно старается придерживаться старых нравов и традиций, не желая понимать интересы и порывы молодежи. Гроза бушует не только в окружающей природе, но и душе каждого из героев пьесы.

Социальные противоречия, описываемые Александром Николаевичем Островским, остаются актуальными и в наши дни. Например, родители и сейчас не всегда прислушиваются мнения детей в вопросах, где должны учитываться интересы каждого члена семьи.

Островский невероятно точно смог показать читателям человеческие образы той эпохи. Кабаниха — весьма харизматичная и злая женщина, главным пороком которой является лицемерие. На людях она весьма набожна, готова протянуть руку помощи, а в бытовых условиях Кабаниха предстает настоящим тираном. Она эмоционально уничтожает своего сына Тихона, показывая его беспомощным, жалким героем.

С другой стороны, роль Екатерины тоже незавидна. Добрая, сентиментальная женщина, воспитанная, отнюдь, не в духе традиций города Калинова. Она оказывается в печальной и незавидной ситуации. Автор противопоставляет ее обществу и традициям, которые устоялись здесь за долгие десятилетия. У Екатерины не самый лучший супруг. Между ними нет любви.

Пьеса Островского показала обострившийся кризис общества, сквозь который начинают пробиваться побеги просвещенного сознания. Старые принципы и нравы все еще царствуют над описываемым автором обществом, однако, век их скоротечен и недолог.

«Гроза» является символом безудержной стихии, которая смоет весь негатив прошлой эпохи. Мир изменится, но, к сожалению, Екатерине этого не увидеть. Ее душа не вынесла проявившихся противоречий, заставивших бедную женщину совершить страшный грех.

2 вариант

Пьеса “Гроза” была написана Островским в 1859 году. Перед её написанием Островский путешествовал по Волге, с целью узнать быт и нравы местных жителей. Интересно, что уже в 1861 году крепостное право было отменено. Очевидно, писатель видел жалкое положение крестьян, а конфликт между ними и барином был показан, как борьба застоя общества и свободы.

Для выражения свободных идей Островскому нужен был сильный персонаж, отличающийся от остальных. В его пьесе им становится Катерина. Она как бы несёт свет, стараясь следовать не обязанностям, раболепного поклонения перед старшими, а рассуждает здраво, по -христиански. Она религиозна, что видно из её монологов, когда она восхищается куполом церкви и говорит о том, что видит ангелов. Она хочет помогать бедным и растить детей.

Для Марфы Игнатьевны Катерина, это не просто, невестка, это угроза. Она боится, что та может повлиять на её сына и вывезти его из состояния подчинения матери. Она говорит своему сыну Тихону, что женившись, он перестал любить её (свою мать), но что она, и только она, знает, как должна вести себя молодая жена.

Поэтому она требует от Кати, встать на колени, когда Тихон уезжает, и укоряет её, когда та не льёт слёзы от разлуки с мужем.

Казалось бы, Катерина должны была покориться такому авторитету и остаться безропотным существом, но всё происходит иначе. Она указывает Тихону, на то, что мать его неправа, но делает это мягко и деликатно. Так может разговаривать только действительно сильный и ответственный человек.

Весь сюжет пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове. Автор как бы намекает, что такие события могут произойти в любом русском городе, а такие персонажи, как Дикой и Марфа Игнатьевна, весьма типичны. О порядках этого города мы узнаём в самом начале пьесы. Кулигин заводит о природе и ему хочется петь, в тоже время, его друга ничего не радует, он словно отгородился от остального мира забором. Далее Кулигин, с друзьями, рассуждает о купечестве, о его ярких представителях Диком и Марфе Кабанове.

Дикой предстаёт перед нами в образе самодура, который груб и невоспитан, да, к тому же, нажил свой капитал обманным путём. Марфа Кабанова так же груба и невежественна. Она привыкла унижать всех кто её окружает, полагаясь в этом только на своё богатство. Даже её сын, рад уехать из — под её гнёта.

Таким предстаёт перед нами город Калинов в пьесе “Гроза”.

Вариант 3

Пьеса под названием «Гроза» написана Константином Островским. Его считают основателем театральной жизни в России. В своем произведении «Гроза» Константин Островский поднимает насущные проблемы, которые актуальны и сегодня. Это касается вопросов семейной жизни, любовных отношений, крепостного права и других моральных и этических отношений.

Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.

Самой главной героиней является Катерина. Она замужем за слабохарактерным Тихоном, которого вдобавок можно назвать «маменькиным сынком». Он не может постоять за свою жену перед матерью, которая травит ее постоянно. Она унижает ее женское достоинство, напускает клевету и вообще считает пустым местом. Потому главная героиня – это несчастная женщина, которая страдает от извечной нехватки любви и угнетений. Неудивительно, что такая при любой возможности ответит взаимности каждому встречному, с кем почувствует себя счастливой.

Читайте также:
Трагедия Катерины (по пьесе Островского Гроза): сочинение

Скоро муж Тихон уезжает в какую-то рабочую командировку и Катерина, если можно тау выразиться, бросается «во все тяжкие». она, являясь достаточно набожной и религиозной женщиной, она начинает ходить на свидания с Борисом. Борис – это приехавший в деревню наследник умирающего дяди. Тут он начинает встречаться с бедной несчастной женщиной Катериной. С подачки Варвары, которая поощряет эти встречи и живет по принципу: «если никто не узнает, то будет хорошо».

Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.

Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.

Сочинение рассуждение по драме Гроза

В 1859 году А.Н. Островский создал пьесу «Гроза» в 5-ти действиях. Островского ещё при жизни начали называть «Колумб Замоскворечья». Он описывал своё окружение, что видел и как жил. Одной из главных заслуг стало создание Национального театра. Он создал 47 пьес, был режиссёром постановок в Александрийском и Малом театрах, расширил их репертуар. Автор открыл для читателя завесу патриархального мира купечества со своими обычаями и устоями, нравственными нормами и моралью. Большинство произведений драматурга посвящены этой теме. Одной из таких пьес была «Гроза».

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. «Тёмным царством» являются Кабановы, Кулигин, Дикой. Катерина же является «лучиком света в тёмном царстве» по определению Добролюбова. Она является жертвой царства самодуров и не может ему противостоять. Внутренний конфликт старых нравов и желанием изменить мир в Катерине также мешает ей действовать. Ей чужда жизнь и брак ради выгоды, она хочет дарить любовь и быть любимой. Но в то же время она требует власти над собой, чтоб муж взял с неё клятву перед поездкой. В этом они с Кабановой похожи, обе верят в Домострой. Катерина не может жить в мире, где её окружают лицемеры и самодуры. Она видит выход только в самоубийстве.

Ещё одной проблемой произведения является жестокость патриархального мира. Брак зачастую был не по любви, счастливых семей было мало. Общение главы семейства с супругой напоминало дрессировку, при непослушании позволялось даже поднять на неё руку. Во всём произведении женщина играет роль прислуги, которая может только любить и пресмыкаться. Кабанова, как представительница этого самого царства считает, что во всём нужно слушаться мужчину: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?»

Сам город Калинов — забытый, с жестокими нравами. Отношения между людьми больше похожи на вражду: люди строят кляузы на ближних, судятся без конца, завидуют. Помещики недоплачивают рабочим, наживаются на этом. Все отношения держатся на корысти. Внутри семей обыденны побои, унижение, угнетение женщин и детей. Жители города привыкли верить сочинённым рассказам странников, это единственный источник новостей.

Из-за этого жители города воспринимают грозу по-разному: Тихон называет «грозой» властную мать, Дикой считает, что это кара божья за все грехи, Кулигин же, как единственный образованный человек, понимает, что гроза — обычное явление природы и бояться нечего.

Таким образом, можно сделать вывод, что пьеса Островского «Гроза» раскрывает важные проблемы 60-х годов.

««Гроза» – это отражение жизни русской провинции»

Островского по праву считают одним из самых ярких выразителей национального своеобразия, а его драмы называют пьесами жизни. Можно сказать, что Островский родоначальник русского театра, мастер реалистической прозы. Он написал более

Семидесяти пьес. Среди его пьес практически нет слабых, незапоминающихся вещей. Но «Гроза» стоит особняком даже среди лучших творений художника. Написанная в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году драма отражала к этому времени начинающиеся в России процессы.

«Гроза» – это отражение жизни русской провинции, где еще сильны патриархальные условия. Важно заметить, что Островский написал свое произведение после путешествия по Волге. Вымышленный город Калинов вобрал в себе черты российской глубинки. Экспозиция пьесы протекает на широком волжском просторе. Но горожане не замечают природы, их души не чувствительны к красоте. Важно отметить то, что пьеса строится на

Антитезе. Автор противопоставляет красоту природы обывателям города. Они заботятся лишь только о своем благе. Для этих людей такое понятие, как общественная польза ничего не значит. Например, Кулигин уговаривает Дикого дать деньги на громоотвод, но наталкивается на презрительный отказ. Дикой – типичный представитель этого общества. Он пустой человек, ищущий ссоры с первым встречным. Главная цель его жизни – унизить и растоптать тех, кто ниже чином. Савел Прокофьевич богат, но нажил свое состояние обманным путем. Он обирает своих рабочих, не доплачивая каждому по копеечке. Родные Дикого живут в постоянном страхе, стараясь угодить ему.

Читайте также:
Женские образы в пьесах А. Н. Островского Гроза и Лес: сочинение

Власть в городе принадлежит не только ему, но и Марфе Игнатьевне Кабановой. Она ярая представительница «темного царства», довольно-таки богатая женщина, вдова. После смерти мужа Кабаниха взяла власть в доме в свои руки. И с тех пор никто не смеет ей перечить не только в семье, но и во всем городе. Она не дает воли ни Тихону, своему сыну, ни своей невестке. Марфа Игнатьевна не боится Дикого, возражает ему и даже имеет некую власть над ним. «Ну, ты не очень горло то распускай! Найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шел… воюешь-то ты всю жизнь с бабами». В пьесе она охарактеризована не только своими речами, но и обсуждается другими персонажами. Кулигин говорит так: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабанова лицемерная, невежественная, патриархальная русская купчиха. Дорог для нее лишь сын, она истинно любит его, желает помочь ему в жизни. Кабаниха ревнует Тихона к Катерине, постоянно придирается к ней, не дает ей спокойно

Жить. Ни Савел Прокофьевич, ни Марфа Игнатьевна не желают признавать ничего нового, а хотят жить в соответствии с домостроевскими порядками. Такие Дикие и Кабанихи представляют основу русского купечества. Кажется, что в городе до сих пор царит средневековье: горожане не знают о новостях науки и техники, подчиняют жизнь

Нелепым суевериям, которые разносит странница Феклуша. Для калиновцев гроза – это божья кара.

Они религиозны, но их вера не имеет ничего общего со светлым чувством Катерины. Ведь не зря Добролюбов назвал ее – «лучик света в темном царстве».

Для жителей города Калинова бог – жестокий судья, попасть к которому они боятся. Нравы здесь охарактеризовал умелый и наблюдательный Кулигин: «Жестокие нравы у нас, сударь». Сильные и богатые наживаются за счет слабых и зависимых. А Дикой

Даже не скрывает своего презрения к «маленьким» людям. Тяжелее приходится женщинам, которые с замужеством лишаются свободы. Отношение в семье диктуются «Домостроем», которые в девятнадцатом веке превратились в нелепые, забытые и никому

Не нужные обряды. Например, Катерине нельзя гулять, поскольку она замужняя женщина. А пока муж в отъезде даже нельзя подходить к окну. Строгая мораль тем не!

Менее не мешает калиновцем грешить. сущность этих отношений выражена в репликах Варвары: «По мне делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Несмотря на запрет матери, Варвара гуляет с Кудряшем. Катерина возбуждает общественное

Негодование не потому, что она изменила мужу, а так как покаялась публично. Согрешившая жена может быть даже убита мужем, этим Островский обличает социальное неравенство и говорит о зависимости женщины. Также упоминается о том, что

Мужская неверность даже не наказывается.

Островский показывает, что «темное царство» еще очень сильно. А поединок с ним Катерины заканчивается ее гибелью. Но социальные процессы уже нельзя остановить, молодежь требует права строить свою жизнь по собственному желанию. Протест

Катерины самое яркое доказательство, но Варвара тоже сбегает из дома с Кудряшом. И даже слабый покорный Тихон над телом жены обвиняет мать: «Это, вы маменька, ее убили». В нем родилось страшное понимание, что в жизнь в «темном царстве» хуже

Смерти, бросаясь на труп жены, он кричит: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете, да мучится.». Этим самым Островский показывает, как рушатся законы Калинова.

В пьесе намечен острый социальный конфликт. Ведь времена «темного царства» давно миновали, а драма почему-то не устарела. Следовательно, проблемы пьесы не только социальные, но и философские. Право человека на собственный выбор,

Бунт против общепринятой морали – эти проблемы относят к разряду вечных.

Пьесы Островского не были выдуманы. Эти произведения были рождены самой жизнью, а автор лишь привел их и облик в форму печатного слова.

Каким же было это время, порождавшее столь чудовищные события? Вспомним историю.

Конец пятидесятых годов прошлого века — переломный момент в судьбе России. Еще живо крепостное право, но это уже агония. Уже зародились разночинцы; уже проник на Русь гуманизм. Но уже набрали силу «новые люди старого времени» — купцы старой закалки. Уже власть в руках этих купцов, но ветер грядущих перемен грозит вырвать эту власть из грязных рук. И дует этот ветер не со сторон эксплуатируемых. Этот ветер рожден в самом логове купечества. Этот ветер — идеалы их детей.

Читайте также:
Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2: сочинение

Как же проявляется это время, эта борьба старого и нового, борьба отцов и детей в драме Островского «Гроза»?

Уже с первых строк перед нами начинают раскрываться характеры героев и их взаимоотношения. И далеко не случайно первым человеком, проявляющим хоть сколько-то свою натуру в пьесе, является механик-самоучка и поэт Кулигин. В лицах о нем сказсшо: «отыскивающий перпетуум мобиле, за который англичане миллион дают». Но миллион тот нужен Кули-гину не для собственного блага, а чтоб «работу мещан ству дать». Кулигин — это как бы нравственный эталон, с которым невольно сравниваешь всех остальных героев драмы.

И тут же, в самом начале, появляется и Дикой — «ругатель», «которого поискать надо», который, «как с цепи сорвался» и «ни за что человека оборвет». Этот тип ругает всех и вся (кого не боится, разумеется) он находится со своими домашними в постоянном состоянии войны, а его жена по утрам слезно умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчик, не рассердите!» Да как его не рассердить? Он ведь просто не желает платить кому бы то ни было, за что бы то ни было, хотя сам сознает всю нелепость подобного действия.

Мало того, что он скуп и эгоцентрист, он еще и трус. Довольно вспомнить, как он ведет себя с людьми, стоящими выше него, (скажем, с гусаром на перевозе или с собственным приказчиком).

Если Кулигин — эталон нравственной чистоты, то Дикой — это тоже эталон, но эталон низости и грязи.

Не без умысла создал Островский эти два типа. Дикой — типичный купчишка, и его круг общения — Кабаниха. Кулигин же ходит все с молодыми — с Кудряшом и Борисом. Уже только это с самого начала показывает, на чьей стороне автор.

И тот эпизод, когда Кулигин просит у Дикого всего-навсего десять рублей «на пользу обществу», а тот ему отказывает, обозвав попутно вором и разбойником, отнюдь не случаен. Это — извечное противоречие благородства и глупости, ума и подлости.

Это противоречие очень важно для понимания «Грозы». Но не оно основную сюжетную линию драмы, а глубокий конфликт между Кабанихой и Катериной.

Кабаниха— вот главный антигерой «грозы», это «ханжа», которая «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это— чудовище, стоящее на страже «порядка». Тип женщины-самодура, по замечанию Добролюбова, куда опаснее самодура-мужчины. Посмотрите, ведь Дикой не может быть страшен — ибо весь его ужасающий облик заключен в рамки. Кабаниха же куда страшнее — ведь она выработала себе целый свод каких-то правил и требует от окружающих безоговорочного подчинения им. Но мир рушится на ее глазах. Уж и сын ее Тихон не понимает, зачем жена должна его бояться, и не умеет проститься по обычаю. Уж и Катерина не желает выть после отъезда мужа. Рушится старый порядок, и Кабановой становится страшно. Но она — сильная и деспотичная личность, и она не желает смириться. Она борется — и за это достойна уважения и. ненависти.

Кто же ей противостоит? Катерина! Жутко религиозная и жутко правдивая, но решительная и гордая. О, эта личность не слабее Кабановой! Но она — отражение нового ветра, ветра перемен. Она еще зависима от мужа и его матери, но она уже свободна душой.

Конфликт между этими двумя особами неизбежен: Катерина не умеет терпеть, а Кабанова — прощать.

Как может Катерина любить Тихона, достойного лишь жалости? Как она может не искать какого-то смысла в своей жизни? Как душа ее может не стремиться к любви?

И тут появляется Борис, оказавшийся, в конечном счете, пустым местом. Но на безрыбье — и рак рыба. И Катерина влюбляется в Бориса.

После этого она обречена. Лгать она не может, правды же ей не простят.

Но смерть Катерины — это еще не самая кульминация. Идейная кульминация пьесы — это ее конец.«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судьей, который милосерднее вас!» — это взорвался негодованием непротивленец Кулигин. И Тихон, безответный Тихон вторит ему: «Маменька, это Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Видимо, совсем плохи дела старого порядка, коль самые забитые, самые безответные поднялись против него. И это дело рук нового поколения. Это дует ветер перемен. Это — «луч света в темном царстве»!

Сочинение по произведению на тему: «Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха

Островского по праву считают одним из самых ярких выразителей национального своеобразия, а его драмы называют пьесами жизни. Можно сказать, что Островский родоначальник русского театра, мастер реалистической прозы. Он написал более
семидесяти пьес. Среди его пьес практически нет слабых, незапоминающихся вещей. Но «Гроза» стоит особняком даже среди лучших творений художника. Написанная в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году драма отражала к этому времени начинающиеся в России процессы.
«Гроза» – это отражение жизни русской провинции, где еще сильны патриархальные условия. Важно заметить, что Островский написал свое произведение после путешествия по Волге. Вымышленный город Калинов вобрал в себе черты российской глубинки. Экспозиция пьесы протекает на широком волжском просторе. Но горожане не замечают природы, их души не чувствительны к красоте. Важно отметить то, что пьеса строится на
антитезе. Автор противопоставляет красоту природы обывателям города. Они заботятся лишь только о своем благе. Для этих людей такое понятие, как общественная польза ничего не значит. Например, Кулигин уговаривает Дикого дать деньги на громоотвод, но наталкивается на презрительный отказ. Дикой – типичный представитель этого общества. Он пустой человек, ищущий ссоры с первым встречным. Главная цель его жизни – унизить и растоптать тех, кто ниже чином. Савел Прокофьевич богат, но нажил свое состояние обманным путем. Он обирает своих рабочих, не доплачивая каждому по копеечке. Родные Дикого живут в постоянном страхе, стараясь угодить ему.
Власть в городе принадлежит не только ему, но и Марфе Игнатьевне Кабановой. Она ярая представительница «темного царства», довольно-таки богатая женщина, вдова. После смерти мужа Кабаниха взяла власть в доме в свои руки. И с тех пор никто не смеет ей перечить не только в семье, но и во всем городе. Она не дает воли ни Тихону, своему сыну, ни своей невестке. Марфа Игнатьевна не боится Дикого, возражает ему и даже имеет некую власть над ним. «Ну, ты не очень горло то распускай! Найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шел… воюешь-то ты всю жизнь с бабами». В пьесе она охарактеризована не только своими речами, но и обсуждается другими персонажами. Кулигин говорит так: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабанова лицемерная, невежественная, патриархальная русская купчиха. Дорог для нее лишь сын, она истинно любит его, желает помочь ему в жизни. Кабаниха ревнует Тихона к Катерине, постоянно придирается к ней, не дает ей спокойно
жить. Ни Савел Прокофьевич, ни Марфа Игнатьевна не желают признавать ничего нового, а хотят жить в соответствии с домостроевскими порядками. Такие Дикие и Кабанихи представляют основу русского купечества. Кажется, что в городе до сих пор царит средневековье: горожане не знают о новостях науки и техники, подчиняют жизнь
нелепым суевериям, которые разносит странница Феклуша. Для калиновцев гроза – это божья кара. Они религиозны, но их вера не имеет ничего общего со светлым чувством Катерины. Ведь не зря Добролюбов назвал ее – «лучик света в темном царстве».
Для жителей города Калинова бог – жестокий судья, попасть к которому они боятся. Нравы здесь охарактеризовал умелый и наблюдательный Кулигин: «Жестокие нравы у нас, сударь». Сильные и богатые наживаются за счет слабых и зависимых. А Дикой
даже не скрывает своего презрения к «маленьким» людям. Тяжелее приходится женщинам, которые с замужеством лишаются свободы. Отношение в семье диктуются «Домостроем», которые в девятнадцатом веке превратились в нелепые, забытые и никому
не нужные обряды. Например, Катерине нельзя гулять, поскольку она замужняя женщина. А пока муж в отъезде даже нельзя подходить к окну. Строгая мораль тем не !
менее не мешает калиновцем грешить. сущность этих отношений выражена в репликах Варвары: «По мне делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Несмотря на запрет матери, Варвара гуляет с Кудряшем. Катерина возбуждает общественное
негодование не потому, что она изменила мужу, а так как покаялась публично. Согрешившая жена может быть даже убита мужем, этим Островский обличает социальное неравенство и говорит о зависимости женщины. Также упоминается о том, что
мужская неверность даже не наказывается.
Островский показывает, что «темное царство» еще очень сильно. А поединок с ним Катерины заканчивается ее гибелью. Но социальные процессы уже нельзя остановить, молодежь требует права строить свою жизнь по собственному желанию. Протест
Катерины самое яркое доказательство, но Варвара тоже сбегает из дома с Кудряшом. И даже слабый покорный Тихон над телом жены обвиняет мать: «Это, вы маменька, ее убили». В нем родилось страшное понимание, что в жизнь в «темном царстве» хуже
смерти, бросаясь на труп жены, он кричит: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете, да мучится.». Этим самым Островский показывает, как рушатся законы Калинова.
В пьесе намечен острый социальный конфликт. Ведь времена «темного царства» давно миновали, а драма почему-то не устарела. Следовательно, проблемы пьесы не только социальные, но и философские. Право человека на собственный выбор,
бунт против общепринятой морали – эти проблемы относят к разряду вечных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: