Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2: сочинение

Сочинение для 10 класса по драме Островского «Бесприданница»

Наряду с «Грозой», драма «Бесприданница» — одна из самых известных пьес А. Н. Островского. Она занимает особое место в его творчестве и в русской драматургии. Писатель ставит перед собой задачу показать современную ему жизнь во всей ее полноте. Бытописательство сочетается с тонким лиризмом, комизмом, трагизмом. Вот почему во многих театрах включена в репертуар «Бесприданница» Островского. Сочинение в 10 классе по пьесе является обязательным в школьной программе.

  1. Новые хозяева жизни
  2. Девальвация фамильных ценностей
  3. Удел бесприданницы
  4. Описание Карандышева
  5. Отношение к героине
  6. Конец драмы

Новые хозяева жизни

Время, когда Островский работал над «Бесприданницей», ознаменовалось мощным экономическим подъемом. Совершенствовались старые и создавались новые отрасли промышленности, складывалась банковская система, развивался транспорт. Одним из результатов этого процесса стало появление богатых и сверхбогатых людей, зачастую недворянского происхождения, которые начали играть ключевые роли в обществе, оттесняя аристократов.

Так, в вымышленном городе Бряхимове, где происходит действие «Бесприданницы», тон общественной жизни задает богач Мокий Парменыч Кнуров. Судя по имени, он далеко не голубых кровей, а его фамилию — от диалектного слова «кнур», что означает «боров», — не назовешь благозвучной. Тем не менее именно он определяет, кто достоин быть членом местной элиты, а кто так, «сброд всякий».

Более того, огромное состояние Кнурова позволяет ему подчинить себе общественное мнение. «Стыда не бойтесь, осуждений не будет, — говорит он в последнем акте драмы Ларисе, предлагая стать его любовницей. — Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать…».

Девальвация фамильных ценностей

В обществе, где сила человека стала определяться исключительно весом его кошелька, изменилось и отношение к одному из главных его институтов — семье. То, что тема брака в пьесе является главной, определено самим названием произведения. Ведь вопрос о приданом или его отсутствии возникает, только когда речь идет о семейном союзе.

«Прежде женихов-то много было, так и на бесприданниц хватало; а теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает». Так рассуждает в беседе с Кнуровым его приятель Василий Данилович Вожеватов, весьма состоятельный молодой человек.

Спрашивается, куда же делись женихи? Численность мужского населения уменьшилась, что ли? Нет, просто девушка без приданого перестала рассматриваться как невеста. Молодые люди не спешат связывать с ней свою судьбу, ожидая более выгодного варианта.

Если в большинстве ранних пьес Островского крепкая семья, как правило, существующая на домостроевских принципах, является одной из главных ценностей, то ни у одного из персонажей «Бесприданницы» нет настоящего союза или перспективы его создать:

  1. Кнуров упоминает о своей супруге только тогда, когда нужно объяснить, почему он не может жениться на Ларисе. Вне этой ситуации она как бы не существует. Так бывает, когда вторая половина не играет никакой роли в жизни человека.
  2. Паратов собирается жениться на дочери владельца золотых приисков, но этот брак, даже сулящий богатство, он воспринимает как тягостную обязанность. О какой крепкой семье тут может идти речь?
  3. Вожеватов занят исключительно подсчетом барышей, озабочен тем, чтобы «лишнего не передать». Создание семьи в его планы не входит.

Вот почему и не за кого замуж выходить. Особенно если за душой ничего нет.

Удел бесприданницы

Главная героиня пьесы Лариса необычайно привлекательна в глазах мужчин. В ней есть много хороших качеств. Таких, например, как:

  • красота;
  • музыкальность;
  • артистичность;
  • скромность;
  • она лишена расчетливости и корысти.

Девушка совершенно равнодушна к богатству, ее не прельщают дорогие украшения, которые дарят ей обожатели. Комплименты и восхищенные взгляды поклонников не вскружили ей голову, более того, это ей в тягость.

Лариса — единственный персонаж пьесы, который мечтает о любви и семье. По ее собственному признанию, такая жизнь ей «кажется каким-то раем». Но он для нее почти недостижим, потому что она бесприданница.

В начале пьесы читатель узнает, что Лариса стала несчастной из-за одного персонажа: Паратов, которого она полюбила всей душой, очаровал ее эффектным ухаживанием и экстравагантными поступками, а потом уехал, даже не попрощавшись. Претерпев крушение в любви, она ухватилась за мечту создать семью, пусть даже с человеком, к которому не будет испытывать трепетных чувств.

Вот почему она принимает предложение самого жалкого и нелепого из своих обожателей — Юлия Капитоновича Карандышева. Ведь с ним ее мечта о семейном рае стала обретать конкретные очертания.

Карандышев же, предлагая Ларисе руку, думает не столько о будущей совместной жизни, сколько о возможности самоутвердиться, взять реванш за обиды и унижения, которые он получал от представителей местного высшего общества.

Описание Карандышева

Трудно представить более негармоничную пару: предмет воздыханий и вожделений, красавица Лариса и ходячая карикатура Карандышев. Уже само его имя заключает в себе комический эффект. Фамилия происходит от диалектного слова «карандыш» — коротышка. А у тех, кому это слово незнакомо, возникает ассоциация с карандашом, рабочей принадлежностью мелкого чиновника, кем персонаж и является. Имя Юлий напоминает о великом завоевателе Цезаре (как же, завоевал такую красавицу), а имя его отца переводится как большеголовый. Чем не шарж?

Смешны и нелепы притязания Карандышева на шик и роскошь: и коллекция оружия, которую он развесил на дешевом ковре, и экипаж-развалюха, запряженная «клячей разношерстной», и очки на носу для пущей важности. Тем не менее своей цели он добивается: входит в круг избранных. Даже чопорный Кнуров, очень разборчивый в знакомствах, с большой неохотой признает это.

Стремясь утвердить свою власть над Ларисой, Карандышев то и дело попрекает ее прошлым, называя родительский дом «цыганским табором», выговаривает за недопустимую, с его точки зрения, фамильярность по отношению к другу детства, требует, чтобы она хотя бы делала вид, что любит своего жениха. На вопрос невесты, зачем ему это нужно, Карандышев отвечает: «Разве вы уж совсем не допускаете в человеке самолюбия?» «Самолюбие! — с горечью восклицает Лариса. — Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?» Ответ на свой вопрос она получит лишь в финале.

Читайте также:
Две Катерины в русской литературе (по произведениям А. Н. Островского Гроза и Н. С. Лескова Леди Макбет Мценского уезда): сочинение

Отношение к героине

Внимательный читатель должен обратить внимание на тот факт, что на протяжении почти всей пьесы никто, даже родная мать, не сказал Ларисе, что любит ее. Комплиментов, слов восхищения — сколько угодно, а признаний — ни одного. А дело в том, что по-настоящему к ней никто и не испытывал таких чувств.

В финале ей пришлось убедиться, что для окружающих она была всего лишь вещь:

  1. Для Паратова — занятная игрушка, которую, наигравшись, можно выбросить.
  2. Кнуров и Вожеватов считали ее предметом роскоши, который можно купить или выиграть в орлянку.
  3. Для Карандышева — собственность, права на которую еще не подтверждены, и средство самоутвердитбся в обществе.
  4. Мать относилась к ней, как к товару, который надо выгодно продать.

Таким образом, начав с констатации факта, что общественный вес индивида зависит от тяжести его кошелька, можно прийти к выводу, что в таком обществе утверждается принцип: человек — вещь.

Конец драмы

Финал рассказа опровергает этот печальный вывод. В конце драмы Карандышев находит Ларису. Перед этим он узнает, что Паратов ее бросил, а Кнуров и Вожеватов разыграли в орлянку. Но ему неизвестно, что незадолго до его появления Лариса думала о самоубийстве. «Кабы теперь меня убил кто-нибудь…» — вот о чем молила она судьбу, не будучи в силах сама покончить счеты с жизнью.

Карандышев стал умолять Ларису вернуться к нему. В ответ она потребовала позвать Кнурова, бросив жениху в лицо, что, мол, уж если быть вещью, так очень дорогой. Карандышев упал на колени и произнес: «Я люблю вас, люблю».

Вот оно, первое и единственное во всем произведении признание, те слова, что ждала Лариса. Но теперь она находилась в том состоянии, что не могла их адекватно воспринять. «Лжете. Я любви искала и не нашла, — заявила она. — Я не нашла любви, так буду искать золота». Тут раздалось хрестоматийное: «Так не доставайся же ты никому!» — и не менее известный выстрел.

Эту сцену можно трактовать по-разному. Думается, имеет право на существование и такое ее понимание: Лариса вовсе не собиралась идти к Кнурову, она просто хотела спровоцировать Карандышева на неординарный поступок, пусть даже на тот, что он и совершил. Иначе как можно объяснить то, что последовало за выстрелом?

Смертельно раненная Лариса благодарит Карандышева за выстрел, называет это благодеянием. Более того, она из последних сил старается отвести от него подозрение в убийстве: поднимает пистолет и кладет на стол со словами: «Это я сама… Никто не виноват, никто…». А когда к умирающей девушке приближаются те, кто причинили ей столько зла, она произносит: «Вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю». Не это ли победа человечности над оскотиниванием, любви над ее отсутствием?

Прошло более 130 лет с первой постановки «Бесприданницы». Как уже говорилось, пьеса вошла в репертуар многих отечественных театров, неоднократно экранизировалась.

Из всех киноверсий шедевра Островского наиболее известен «Жестокий романс», который по праву вошел в число любимых отечественных фильмов.

Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»?

Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»?

Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» — одна из самых известных пьес драматурга. Написанная в 1878 году, она раскрывает мир пореформенной России, когда на смену родовому дворянству стали приходить люди «новой формации» — богатые купцы, капиталисты. Эти выходцы из низших слоев общества, бойкие, хваткие, целеустремленные, стали истинными хозяевами жизни.

На фоне этой «новой» жизни разворачиваются личные трагедии, крушение иллюзий героев произведения. Главная героиня пьесы Лариса Огудалова молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует героиня — девушка умная и гордая. Она решилась выйти замуж за Карандышева, мелкого чиновника и нелепого человечка, всеми способами пытающегося доказать свою значимость.

Лариса безумно влюблена в «шикарного барина» Паратова. Она не понимает, что любит Сергея Сергеича не за его личные качества, а за мечту о другой жизни, которую он способен ей дать. С Паратовым в мысли Ларисы вошло представление о легком и поэтичном мире, недоступном для нее, который она знает только по любимым ею стихам и романсам. За Паратовым героиня готова пойти на край света.

В душе девушки происходит борьба между стремлением смириться с участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Лариса пытается сама решить свою судьбу. Она едет с Паратовым кататься на пароходе. Эта поездка открывает глаза героине на ее истинное положение – красивой вещи, которую мужчины оспаривают между собой: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том…»

В финале пьесы Лариса погибает от руки Карандышева. Перед смертью героиня благодарит его за то, что он помог ей уйти из страшного мира, где не существует ничего святого и человек является предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия…нечего и искать».

Мне кажется, мечта Ларисы иллюзорна, она гонится за призраком в лице Паратова. Ее попытка одним безрассудным поступком завоевать любовь и счастье – бегство от своей судьбы. Поэтому трагическое разочарование героини неизбежно.

Крушение иллюзий испытывает и жених Ларисы, Юлий Капитоныч Карандышев. Отличительная черта его характера – самолюбие. Поэтому и Лариса для него не столько любимая девушка, сколько красивая вещь, возможность одержать верх над Паратовым.

Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу. Он отказывается заслужить любовь Ларисы кротостью и преданностью («поддержите меня,…отнеситесь ко мне нежно, с лаской!» – просит его Лариса). Раздраженное самолюбие героя берет верх над любовью. Поведением Карандышева руководит желание взять реванш над Паратовым. На просьбы Ларисы уехать подальше от города он отвечает: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что …я не жених вам, не пара…»

Читайте также:
Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза»: сочинение

Мне кажется, что из-за своего самолюбия Карандышев живет в выдуманном, иллюзорном мире. Поэтому он отказывается от истинных жизненных ценностей, от любви и счастья.

Это особенно ярко выражено в финальной сцене пьесы. Когда Карандышев понимает, что своей любовью он уже не увлечет Ларису, он убивает героиню. «Не доставайся же ты никому!» — произносит он, решая судьбу женщины, которая ему «не пара». Карандышев не может обладать живой Ларисой и утверждает свою власть над нею мертвой.

Совершенное им убийство – последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими его во всем: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». В этой сцене Карандышев особенно смешон и жалок.

Постепенно рушатся иллюзии и другого персонажа пьесы – Сергея Сергеича Паратова. Он все еще мнит себя хозяином мира, «шикарным барином». Однако истинная власть уже давно перешла в руки богатых дельцов наподобие Кнурова и Вожеватова. Паратов вынужден приспосабливаться, продавать свое имущество, искать выгодную партию среди купеческих дочерей.

В какой-то степени, на мой взгляд, разрушаются и иллюзии купцов — Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Они считают, что все в этом мире можно продать и купить, были бы деньги. Однако Лариса своим поведением и своей гибелью опровергает это мнение. Героиня последовала за своими чувствами, пусть иллюзорными, предпочтя любовь деньгам.

Можно сказать, что и мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова, испытывает крушение своих иллюзий. Она была уверена в том, что выгодно выдала замуж своих старших дочерей. Но из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что судьба их оказалась несчастлива: одну из них якобы зарезал ревнивый муж, а супруг другой и вовсе оказался шулером. Уже в начале пьесы появляется мотив несчастливой женской судьбы, разочарования в любви, который разовьется в образе Ларисы.

Таким образом, все герои «Бесприданницы» испытывают крушение своих иллюзий. Это происходит, по-моему, оттого, что они гонятся за мечтами, которые не сделают их счастливыми. В результате герои отказываются от истинных жизненных ценностей, от любви и счастья. И жизнь жестоко наказывает их за это.

Похожие статьи:

Островский А.Н. → Психологизм драмы А. Н. Островского «Бесприданница»

Островский А.Н. → Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

Островский А.Н. → Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» )

Островский А.Н. → Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Островский А.Н. → Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым

Тема утраченных иллюзий в драмах А.Н.Островского

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Код 231598
Дата создания 23 июня 2016
Страниц 4
Мы сможем обработать ваш заказ 10 марта в 10:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Работа представляет собой сочинение со сложным планом. I. Мир «Грозы». 1. Образ Катерины. Столкновение «тёмного царства» и желания «летать, как птицы». Крах иллюзий Катерины о возможности жить по велению сердца. II. Образ Ларисы в «Бесприданнице» III. Две женщины – одна судьба.

Композиционно в центре пьесы – лишь два человека, две полных противоположности – Катерина и Кабаниха, образы которых, очевидно, соотнесены. Обе женщины – максималистки, они не умеют мириться с человеческими слабостями и соглашаться на компромисс.

Пьесы «Гроза» и «Бесприданница» занимают значительное место в драматургии Островского. «Гроза» (1859 г.) считается вершиной предреформенного периода творчества драматурга, «Бесприданница» (1878 г.) – шедевр позднего Островского.

Удивительно здесь то, что Катерина, столь отличная от обитателей Калинова, руководствуется теми же домостроевскими понятиями, которые, правда, для нее – не вывеска, за которой прячется настоящая жизнь (как для Варвары, например), а правила, исполненные первозданного смысла и значения.

Катерина всем сердцем желает быть безупречной и чистой, она изо всех сил стремится противостоять любви к Борису, но в этой борьбе не находит опоры. Всё, на что она хотела бы опереться, оказывается лишь пустой оболочкой. А для Катерины важна именно человеческая суть отношений, а не их форма и ритуал.

Она не сомневается в верности своих нравственных представлений, но видит, что никому из окружающих нет дела до подлинной сути этой морали. Сталкиваясь с фальшью окружающих, Катерина начинает понимать, что те настоящие чувства и устремления, о которых она мечтала, невозможны в патриархальном мирке Калинова.Утрата иллюзий связана и с семейной жизнью Катерины.

Она была выдана замуж молодой, её судьбу решила семья, но это у неё не вызвало протеста, Катерина воспринимает это как вполне обычное, естественное дело. Она приходит в дом Кабановых, готовая любить и почитать свекровь, заранее ожидая, что муж будет не только её господином, но и защитой и опорой.

Но Тихон – человек хоть и не злобивый, но слабый, он мечется между женой и матерью, не решаясь вполне оказать Катерине поддержку.Любовь к Борису – ещё одна иллюзия Катерины. Совесть оказывается в ней сильнее любви, да и Борис вовсе не «герой романа».

Короткое свидание не приносит ей утешение любовью, а только вынуждает прилюдно покаяться, что калиновцам не может быть понятно: по их логике, делать можно всё, что захочешь, главное, чтобы всё было «шито-крыто».Финал драмы оказывается трагичен не только для Катерины, но и для её главного антипода – Кабанихи.

Для неё страшным ударом становится публичное признание Катерины, к которому вскоре присоединяется и бунт её собственного сына – вдобавок, тоже открытый.II. Образ Ларисы в «Бесприданнице»«Бесприданница» – драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство напрямую влияет на жанр и проблематику произведения.

Героиня и среда уже не в той мере противостоят друг другу, как в «Грозе», однако сама жизненная драма Ларисы Огудаловой связана с тем, что её чистые и немного наивные представления о жизни и людях ошибочны, а зачастую и вовсе нереальны. Само имя героини значимо. Лариса – чайка, символ красоты и чисоты.

Читайте также:
Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

Это тонко чувствующая девушка, красивая не только внешне, но и внутренне, которая стремится к нравственной чистоте, правдивости – и всё это, безусловно, поднимает её над окружающими. Девушка погружена в мир музыки, она прекрасно исполняет романсы и живет в соответствии с романтическими идеалами.

Лариса – бедная невеста, бесприданница, её мать озабочена тем, как бы получше пристроить дочь без состояния, однако сама Лариса не способна на корыстную любовь.Через всю пьесу проходит мотив купли-продажи, который концентрируется на главном сюжетном событии – своеобразном торге за Ларису, который ведётся среди четырёх мужчин, каждый из которых по-своему негодяй.

По мере развития сюжета всё более очевидным становится несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и совершенно прозаичными людьми, которые её окружают. В доме Ларисы постоянно бывают поклонники, которые окружают ее вниманием, делают подарки и клянутся в любви. Лариса – искренняя натура, поэтому она верит в чистосердечие окружающих.

Вожеватова, который рос вместе с ней, она считает другом и очень ему доверяет. Её мать как-то говорит: «Да ведь шут он, у него не разберешь, нарочно он или вправду». И действительно, Вожеватов – расчетливый и бездушный человек, который всегда помнит о том, что за Ларису приданое не дадут, а потому и не собирается на ней жениться.

Конечно, видеть Ларису, слушать её пение, любоваться её красотой – всё это доставляет Вожеватову удовольствие, однако он не из тех людей, что способны потерять голову, и все свои чувства он подчиняет трезвому расчёту. Идеализирует Лариса и Карандышева: «Я в нем ничего не замечаю дурного». Она искренне полагает, что Юлий Капитоныч – человек с доброй душой, бедный и непонятый окружающими. Героиня не замечает уязвленного самолюбия, зависти в душе Карандышева. Она хочет полюбить его и уехать с ним в деревню, чтобы забыть Паратова, забыть унижения в родном доме. Она ищет тишины, уединения. «Меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем», – объясняет она Карандышеву свое состояние. Подлинную реальность Лариса заменяет выдуманной действительностью. Девушка думает, что в деревне ее ждет рай.

Работа написана самостоятельно

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Утраченные иллюзии (по пьесе А. Н. Островского

“Бесприданиица” — это одна из самых горьких драм Островского. Она охватывает широкий круг вопросов социальных, нравственных, психологических. И в том числе рассказывает об утраченных иллюзиях.

В пьесе автор показывает, как разбиваются мечты не одной лишь героини, но также двух мужчин в ее жизни — Паратова и Карандышева.

В пьесе присутствует любовный треугольник: Лариса — Паратов — Карандышев.

Лариса любит Паратова, Карандышев — Ларису, а сам Паратов любит, пожалуй, лишь деньги и положение в обществе. Каждый из этих трех героев имеет свои надежды и чаяния, свои ожидания от судьбы, которые не сбываются.

Кто же и что именно теряет в драме Островского? Какие иллюзии утрачиваются? Каждый из главных героев сталкивается с крушением надежд. Но трагичнее всего история Ларисы, ведь самые сладкие надежды питала она и самые сильные страдания от разбитых мечтаний претерпела тоже она.

Лариса изиачальио предстает перед нами девушкой мечтательной, романтичной. Живя среди обычных людей, мыслями она пребывает далеко. Отзвуками ее воображаемого мира являются те стихи, которые она читает, романсы, которые исполняет.

Неудивительно, что молодой, блестящий, красивый Паратов увлек мечтательное сердце девушки. Она не обладает внутренним стержнем, умением разбираться в людях, поэтому увлеклась внешним блеском.

Но само чувство ее серьезно и отнюдь не поверхностно.

В отсутствие Паратова его образ трансформируется в сознании Ларисы. Теперь это не просто любимый человек, которого она знала год назад, а идеал, далекий, видимый лишь сквозь дымку романтических воспоминаний. К тому же Паратов представляет собой контраст с окружающей Ларису обыденностью.

Наряду с образом Паратова и неотделимо от него, в душе Ларисы живут мысли об ином, светлом, сказочном мире. Паратов для нее — олицетворение этого мира. Возможно, тяга к роскоши и богатству играют не последнюю роль в увлечении героини. Но нельзя только этим ограничивать ее характер. Для нее гораздо важнее мечта.

Когда мы слышим о Паратове от Ларисы (в начале пьесы), нам предс тавляется весьма приятный молодой человек. Правда, уже настораживают в его поведении некоторые “мелочи”.

Например, то, что Паратов без всякого страха стреляет в любимую девушку, чтобы выбить у нее из рук монету, тем самым стремясь показать свою меткость и хладнокровие.

Так ли уж он ценит ее, если может целиться в нее равнодушно, с улыбкой на лице?

Возможность объективно оценить Паратова мы получаем, когда он сам непосредственно появляется на сцене. Оказывается, что, вопреки представлениям Ларисы, это человек в высшей степени недостойный, эгоистичный, циничный.

Он прекрасно знает о чувствах Ларисы к нему и ее положении, но, тем не менее, увозит ее за Волгу, предварительно посмеявшись над ее женихом. Он играет с ней, а затем унижает, признавшись в несерьезности своих намерений.

В эту ночь рушатся иллюзии Ларисы. Притом не один лишь Паратов унижает ее. Кнуров и Вожеватов играют в орлянку, чтобы узнать, кому она достанется. Карандышев довершает сцену унижения, рассказав об игре Ларисе. Она полностью раздавлена; она осознает себя в качестве вещи, предмета купли-продажи.

Крушение всех планов и надежд буквально в одночасье не может не сломать такую слабую натуру, как Лариса. Карандышев оказывает ей услугу, застрелив ее. Но даже когда несчастная девушка умирает, за сценой продолжает раздаваться цыганский хор. Никого не потрясла эта смерть.

Читайте также:
Радость жизни Катерины в пьесе Гроза: сочинение

Поздно спохватившийся Паратов велит цыганам замолчать, но хор продолжает звучать.

Ни при жизни, ни даже после смерти к Ларисе не отнеслись по-человечески, как к личности.

Карандышев, выстрелив в Ларису, убивает и себя. Он тоже несчастен, его иллюзии также были разбиты. Карандышев — типичный “маленький человек” в русской литературе. Он смешон и нелеп. Нелепыми выглядят его попытки играть в светского человека, когда он приглашает всех к себе на обед.

Нелепа и его требовательность к Ларисе, попытка показать себя будущим мужем, главой семьи. Но, с другой стороны, почему он не вправе рассчитывать на семейное счастье? Конечно, Лариса стойт гораздо выше его, но любит-то он именно ее, сердцу не прикажешь.

Кто же дал Паратову право унижать этого жалкого человека? Он увозит Ларису, хотя прекрасно знает, что вернет ее Карандышеву. А ведь и маленький человек может испытывать великие страдания. Его монолог о себе вызывает жалость к нему и негодование по отношению к Паратову.

Он признает, что стоит того, чтобы над ним смеялись в собственном доме (хотя никто этого не стоит). И он невыносимо страдает от того, что ему “растоптали” сердце. Никто не имеет морального права так шутить, а для богатых господ это была именно шутка. Они сами не сознавали, какие страдания доставляют Карандышеву.

Только растоптанное сердце заставило его, этого смиреннейшего человека, взяться за оружие, заговорить о мести и, наконец, убить любимую женщину. Так были разрушены мечты и ожидания Карандышева.

Паратов тоже прощается со своими мечтами. Он ведь сам признается, что в его душе еще живут благородные чувства. Но он отказывается от Ларисы, жертвуя тем лучшим, что у него было. Побеждают дух торгашества и жажда наживы.

Будет ли Паратов счастлив? Пожалуй, да. Вряд ли он через какое-то время вспомнит Ларису и будет жалеть о ней. Он получит то, что желает, осуществит все свои планы. А как же романтические мечты? Бывает, что люди живут и без них.

Так же будет жить Паратов.

В мире, где все продается и покупается, нет места чистой мечте, невозможны искренние отношения. Пьеса “Бесприданница” рассказывает нам о том, как рушатся иллюзии, разбиваясь о стену реальной жизни. Островский показал нам, читателям, трагизм человеческой судьбы, враждебность холодного мира живому сердцу, жаждущему любви и сострадания. Похожие сочинения:

Сочинение: Образ Ларисы в пьесе «Бесприданница» (А.Н. Островский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 11.05.2020 · Обновлено 11.05.2020

(573 слова) Островский уделяет особое внимание явлению женского несчастья внутри патриархальной системы, сложившейся в современной ему России. Особенно остро данная проблема отражена и в бесприданнице — трагедии о женщине, социальный статус которой вынуждает ее быть комедийным персонажем на тщеславном маскараде светского общества.

Лариса Дмитриевна Огудалова — главная красавица светского (по своей сути, псевдосветского) общества Волжского города Бряхимов. Казалось бы, судьба такой очаровательной девушки, как она, имеющей, к тому же способности к музыке и выдающийся по нежности голос, должна устраиваться сама собой: самые привлекательные руки и сердца, самые роскошные ткани и кисеи, из которых шьются многочисленные наряды. Так, на самом деле, и было. Но Лариса пребывала в ужасном для своего времени положении — не имела за душой приданного, что было сродни клейму для дворянки, желающей счастливого брака с достойным человеком. Статус “бесприданницы” обрекал Ларису быть марионеткой в руках множества кавалеров, бравирующих между собой статусами, званием и, конечно же, состоянием. Мужчин, желающих связаться с “бесприданницами”, было отнюдь не мало: все понимали, что бедные девушки, не имеющие средств, чтобы быть самодостаточными, не так строптивы и своенравны и вынуждены терпеть любые невзгоды в отношениях, ведь одиночество для такой девушки означало нищету, потерю лоска и роскоши, от которых легко стать зависимой, пребывая долгое время в кутерьме балов и богатых женихов.

Так и Лариса своим блеском привлекала в дом Огудаловых множество богатых женихов, для которых главным препятствием на пути к её сердцу были вовсе не девичьи нравы и сердечные расположенности, а капиталы конкурентов, так же желающих брака с завидной красавицей. Так, пока велись алчные и пошлые торги за сердце Ларисы, она и ее мать — Харита Игнатьевна, могли не беспокоиться о своем материальном положении, однако чем дольше лот по имени Лариса Огудалова не сходил с аукциона, насквозь пропитанного мужланством и хищничеством, тем больше он воспринимался как реальный лот, потенциально антикварное украшение чьего-то безразмерного дома, купленного на состояние, нежели живая женщина, имеющая чувства и желания о соответствии не чьей-то хозяйской воле, а собственному представлению о девичьем благоденствии.

Нам не может быть не жаль нашу героиню. Так, в финале трагедии сочувствие зрителя к Ларисе достигает своего апофеоза: она, окончательно униженная и обесцененная, умирает и благодарит убийцу. Теперь уже она торжествует над крахом амбиций окружающих: они суетятся, сожалеют, плачут, а она смеется в лицо их чувствам, абсолютно ничего не стоящим в момент, когда ничего уже нельзя исправить, и отрицает то, что всем вдруг стало ясным как день — ее несчастье. Несчастье, от которого она так внезапно и так сладостно для себя избавилась.

Лариса всегда жила в окружении людей, не умеющих быть счастливыми: они разбрасывались деньгами, лгали, подхалимствовали — не хотели сберечь в себе человека. Всю свою жизнь она видела, как глупые мужчины пребывают в перманентной погоне за лучшим, жертвуют последним, чтобы получить излишнее; эта модель поведения была единственной известной ей. Именно по этой причине она так легко и отреклась от всего того, что могла иметь с Карандышевым, променяв его и материнское спокойствие на неоднозначные перспективы с Паратовым — беспринципным донжуаном, человеком с большими усами и маленьким сердцем. И именно по этой причине она обречена на безучастное наблюдение за своей жизнью, которую алчные люди будут стараться украсить или подпортить, что будет ей, правда, абсолютно безразлично. Получая пулю в грудь, Лариса, как-то не парадоксально, исцеляется от боли, которой она была подвержена всю жизнь: наконец-то что-то сложилось именно так, как она хотела.

Читайте также:
Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад»: сочинение

Таким образом, судьба Ларисы служит подтверждением того, что женское несчастье начинается там, где заканчивается мужская честь. Та честь, которая понимает чужое “нет” и не доверяется слепо и спешно неуверенному “да”. Та честь, которая допускает возможность быть бедным, лишь бы не быть дешёвым.

Сочинение для 10 класса по драме Островского «Бесприданница»

Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.

Островский показывает крушение прежнего, устоявшегося веками, жизненного уклада. Вместе с бытом уходят в прошлое и идеалы прежней жизни. Происходит рождение нового делового мира, не сдерживаемого уздой традиций.

С целью более ярко показать рождающееся общество и его новые идеалы, основа которых деньги и успех, он делает главной героиней бедную женщину, которая не смирилась со своим прозябанием на обочине жизни. На корень всех бед в новом мире намекает название пьесы – «Бесприданница».

Драматург показывает две противоположные натуры, стремящиеся добиться успеха в жизни. Карандышев лишь стремится подражать сильным и богатым, поэтому он производит жалкое впечатление и является объектом насмешек для всех. Однако Островский показывает, что не только Лариса является вещью в этом мире. Самый сильный из героев произведения – Паратов тоже оказывается в положении, близком к тому, что предлагал Кнуров Ларисе. Он вынужден жениться ради денег и его новые родственники не дадут ему больше прежней воли. Вожеватов тоже уступает Ларису более богатому Кнурову, а тот же не смеет мешать Паратову поиграть с ней в последний раз.

Напротив, Лариса Огудалова не стремиться жить по правилам, хотя она тоже не относится к сильных мира сего, как и Карандышев. Проиграв, поставив на Паратова, она гордо отбрасывает мещанское счастье и сохранение репутации в браке с человеком, которого она презирает. Смертельно раненая своим несостоявшимся мужем, Лариса чувствует себя освобожденной и счастливой. Ее душа просит праздника, цыганской песни.

Согласие главной героини стать содержанкой Вожеватова и кровь в конце пьесы показывает силу нового мира и его грядущую победу. Лариса признает, что она вещь. Гибель Ларисы позволяет Островскому показать контраст двух мировоззрений. Драматурга, несомненно, ближе образ главной героини, которую он наделил живым восприятием реальности, артистичной натурой (для контраста поставив рядом ее прагматичную мать).

Смерть Ларисы, давшая ей свободу, знаменует торжество новой жизни, которая больше похожа на бездушный механизм, равнодушно перемалывающий винтики с их чувствами и стремлениями. Однако в этом произведении Островский не только хотел отразить социальные моменты и трагедию «маленького человека», он показывает не опереточных героев, а образы живых людей с их вневременным эгоизмом, амбициями и разочарованиями.

Сочинение 3

Пьеса «Бесприданница» является одним из лучших произведений А.Н. Островского. В нем он описывает буржуазное время с модой на искусство, театры и выставки. Однако если заглянуть в глубь самой человеческой личности того времени, то там можно увидеть присутствие все той же подлости и жадности, описанных и в других произведениях автора. За мнимым спокойствием скрываются корыстные денежные расчеты и небывалый цинизм. Люди готовы покупать то, что не имеет цены. Они сами являются распространителями продажности и лжи.

Основной сюжет пьесы закручен на трагедии человеческой души. Главной героиней произведения «Бесприданница» является Лариса Огудалова – девушка ранимая и добрая. Она талантлива и умна, но главная ее проблема в том, что она – бесприданница. Бесприданницами называли девушек, не имеющих денег и приданного. У таких девушек есть только одна возможность добиться успеха в жизни – это выйти замуж за богатого ухажера. Лариса с самого рождения была малообеспеченной девушкой. И ее женихи просто использовали ее чистую душу.

Ларисе не комфортно в этом мире продажных людей, готовых променять настоящие жизненные ценности на материальные блага. Мать девушки заботиться лишь о том, как бы выгоднее отдать замуж дочерей. Но Лариса не хочет себе такой судьбы. Будучи наивной и искренней девушкой, она верит во взаимность Сергея Паратова, уважаемого и богатого человека в городе. Однако все его чувство было наполнено ложью и корыстными расчетами.

А.Н. Островский в «Бесприданнице» подробно описывает обесценивание человеческой души и то время, когда за деньги можно купить практически все. Перед читателем разворачивается настоящая драма, оканчивающаяся гибелью человека. Лариса Огудалова сама идет на эту гибель от безысходности, от постоянного ощущения того, что она просто марионетка в руках общества. Девушка погибает, не найдя понимания и искренности.

В своем произведении «Бесприданница» автор пытается донести убеждение в том, что за деньги можно купить многое, в том числе любовь и друзей, но это все будет не искренним и настоящим. И если сделать хоть один неверный шаг, то эти самые друзья, любовь, власть, купленные за деньги перейдут к тому, у кого полнее кошелек.

Популярные сочинения

  • Любовная лирика Лермонтова — сочинение
    Наверное, любовь занимала у художников, музыкантов, а также и писателей самое большое место в жизни и им нравилось про это не только писать, но и сочинять различные стихотворения и песни
  • Сочинение Братья наши меньшие
    Разве можно себе представить жизнь, без братьев наших меньших? Я думаю, что нет. Настолько близки они нам. Кажется? будто животные всегда были рядом с человеком. Однако, так было не всегда.
  • Наступила весна — сочинение
    Уже под конец марта наконец-то начали появляться первые признаки появления весны. Радостное щебетание птиц, слышное даже в центре города, еде доносится из-под крон ещё лысых деревьев.

Сочинение на тему «Что стоит за бесприданницей Ларисой?»

Вечная тема – любовь и деньги. В пьесе Островского «Бесприданница» она раскрыта по-особенному, и это чувствует читатель. Хотя действие происходит в позапрошлом веке, и сегодня немало таких Ларис, Паратовых, Кнуровых и Карандышевых.

Лариса – утонченная романтическая натура, в отличие от своей матери, одержимой сделать счастье дочери с помощью богатого мужа. Она нашла свою любовь в лице купца Паратова Сергея Сергеевича, владельца парохода «Ласточка». Но ее ожидания жестоко обмануты – он уехал после того, как Лариса призналась ему в своих чувствах и потенциальные женихи ушли на второй план. Оставшись одна, девушка осознает свое положение – в маленьком провинциальном городке не так уж много охотников на руку бесприданницы. И потому она принимает предложение выйти замуж за Карандышева. Мать Ларисы недовольна выбором дочери – не так виделась ей семейная жизнь Ларисы. Но Паратов вышел победителем из игры – вызвав в девушке чувство, он уехал, не попрощавшись. А Карандышеву приходится «зализывать» душевные раны невесты. Но едва боль Ларисы стала утихать, и она стала строить планы о тихом домашнем очаге в сельской глуши, как вновь все нарушает Паратов.

Читайте также:
Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей

Связаться с нами:

Он является в дом к Огудаловым, наносит оскорбление жениху Ларисы и вновь беззастенчиво врывается в зыбкую трясину, которая засасывала девушку. Сергей Сергеич опять выпрашивает у Ларисы признание в любви. Видимо, таким образом эта личность самоутверждается. Более того, на званом обеде у Карандышева, который тот дает в честь своей невесты, он подбивает всех гостей поглумиться над простаком. А затем вообще, якобы в пылу страсти, увозит Ларису на пароход. Но наступает момент страшной правды – Паратов не собирается жениться на Огудаловой, в его планы входит невеста с полумиллионным приданым. А Ларисой он просто увлекся!

Сергей Сергеич не просто растоптал чувства девушки, он уничтожил ее и без того истерзанную сомнениями душу. Он убил в ней веру – в настоящую любовь, в искренность чувств и слов. Свою ложку дегтя добавляет и постоянный завсегдатай дома Огудаловых – купец Кнуров. Он влюблен в девушку, но женат. А этот случай испортил репутацию Ларисы, и Кнуров прямо предлагает ей стать его любовницей, «с пожизненным содержанием». Девушка потрясена, морально уничтожена, ее репутация погублена, вера во все чистое исчезла. Лариса не верит даже призыву Карандышева, которого презирает за его слабость и серость.

Самая последняя сцена отражает эти эмоции Ларисы. Не в силах выдержать всю эту мещанскую грязь, она просит себя застрелить. И вот тут Карандышев проявляет себя как человек, чью личность унизили и оскорбили. Он воспринимает как вызов слова Ларисы и стреляет в нее. Лариса уходит со словами любви ко всем, но что крылось за ними – остается неизвестным.

Лариса умерла с благодарностью за то, что ей дали выход из щекотливого положения, неприемлемого для светской девушки из приличной семьи, но душа-то так и осталась больной.

Удел бесприданницы

Главная героиня пьесы Лариса необычайно привлекательна в глазах мужчин. В ней есть много хороших качеств. Таких, например, как:

  • красота;
  • музыкальность;
  • артистичность;
  • скромность;
  • она лишена расчетливости и корысти.

Девушка совершенно равнодушна к богатству, ее не прельщают дорогие украшения, которые дарят ей обожатели. Комплименты и восхищенные взгляды поклонников не вскружили ей голову, более того, это ей в тягость.

Лариса — единственный персонаж пьесы, который мечтает о любви и семье. По ее собственному признанию, такая жизнь ей «кажется каким-то раем». Но он для нее почти недостижим, потому что она бесприданница.

В начале пьесы читатель узнает, что Лариса стала несчастной из-за одного персонажа: Паратов, которого она полюбила всей душой, очаровал ее эффектным ухаживанием и экстравагантными поступками, а потом уехал, даже не попрощавшись. Претерпев крушение в любви, она ухватилась за мечту создать семью, пусть даже с человеком, к которому не будет испытывать трепетных чувств.

Вот почему она принимает предложение самого жалкого и нелепого из своих обожателей — Юлия Капитоновича Карандышева. Ведь с ним ее мечта о семейном рае стала обретать конкретные очертания.

Карандышев же, предлагая Ларисе руку, думает не столько о будущей совместной жизни, сколько о возможности самоутвердиться, взять реванш за обиды и унижения, которые он получал от представителей местного высшего общества.

Описание Карандышева

Трудно представить более негармоничную пару: предмет воздыханий и вожделений, красавица Лариса и ходячая карикатура Карандышев. Уже само его имя заключает в себе комический эффект. Фамилия происходит от диалектного слова «карандыш» — коротышка. А у тех, кому это слово незнакомо, возникает ассоциация с карандашом, рабочей принадлежностью мелкого чиновника, кем персонаж и является. Имя Юлий напоминает о великом завоевателе Цезаре (как же, завоевал такую красавицу), а имя его отца переводится как большеголовый. Чем не шарж?

Смешны и нелепы притязания Карандышева на шик и роскошь: и коллекция оружия, которую он развесил на дешевом ковре, и экипаж-развалюха, запряженная «клячей разношерстной», и очки на носу для пущей важности. Тем не менее своей цели он добивается: входит в круг избранных. Даже чопорный Кнуров, очень разборчивый в знакомствах, с большой неохотой признает это.

Стремясь утвердить свою власть над Ларисой, Карандышев то и дело попрекает ее прошлым, называя родительский дом «цыганским табором», выговаривает за недопустимую, с его точки зрения, фамильярность по отношению к другу детства, требует, чтобы она хотя бы делала вид, что любит своего жениха. На вопрос невесты, зачем ему это нужно, Карандышев отвечает: «Разве вы уж совсем не допускаете в человеке самолюбия?» «Самолюбие! — с горечью восклицает Лариса. — Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?» Ответ на свой вопрос она получит лишь в финале.

Отношение к героине

Внимательный читатель должен обратить внимание на тот факт, что на протяжении почти всей пьесы никто, даже родная мать, не сказал Ларисе, что любит ее. Комплиментов, слов восхищения — сколько угодно, а признаний — ни одного. А дело в том, что по-настоящему к ней никто и не испытывал таких чувств.

В финале ей пришлось убедиться, что для окружающих она была всего лишь вещь:

  1. Для Паратова — занятная игрушка, которую, наигравшись, можно выбросить.
  2. Кнуров и Вожеватов считали ее предметом роскоши, который можно купить или выиграть в орлянку.
  3. Для Карандышева — собственность, права на которую еще не подтверждены, и средство самоутвердитбся в обществе.
  4. Мать относилась к ней, как к товару, который надо выгодно продать.

Таким образом, начав с констатации факта, что общественный вес индивида зависит от тяжести его кошелька, можно прийти к выводу, что в таком обществе утверждается принцип: человек — вещь.

Девальвация фамильных ценностей

В обществе, где сила человека стала определяться исключительно весом его кошелька, изменилось и отношение к одному из главных его институтов — семье. То, что тема брака в пьесе является главной, определено самим названием произведения. Ведь вопрос о приданом или его отсутствии возникает, только когда речь идет о семейном союзе.

Читайте также:
Жестокие нравы города Калинова: сочинение

«Прежде женихов-то много было, так и на бесприданниц хватало; а теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает». Так рассуждает в беседе с Кнуровым его приятель Василий Данилович Вожеватов, весьма состоятельный молодой человек.

Спрашивается, куда же делись женихи? Численность мужского населения уменьшилась, что ли? Нет, просто девушка без приданого перестала рассматриваться как невеста. Молодые люди не спешат связывать с ней свою судьбу, ожидая более выгодного варианта.

Если в большинстве ранних пьес Островского крепкая семья, как правило, существующая на домостроевских принципах, является одной из главных ценностей, то ни у одного из персонажей «Бесприданницы» нет настоящего союза или перспективы его создать:

  1. Кнуров упоминает о своей супруге только тогда, когда нужно объяснить, почему он не может жениться на Ларисе. Вне этой ситуации она как бы не существует. Так бывает, когда вторая половина не играет никакой роли в жизни человека.
  2. Паратов собирается жениться на дочери владельца золотых приисков, но этот брак, даже сулящий богатство, он воспринимает как тягостную обязанность. О какой крепкой семье тут может идти речь?
  3. Вожеватов занят исключительно подсчетом барышей, озабочен тем, чтобы «лишнего не передать». Создание семьи в его планы не входит.

Вот почему и не за кого замуж выходить. Особенно если за душой ничего нет.

Герои пьесы Свои люди – сочтемся! Островского

Написанная А. Н. Островским в 1849 году пьеса «Свои люди – сочтемся!» сатирически показывает жизнь купеческой среды того времени со стремлениями и желаниями её представителей и до сих пор вызывает интерес среди читателей. Каждый из героев произведения имеет до мельчайших деталей прописанный автором характер и заслуживает внимания.

Самсон Силыч Большов – глава семьи, крестьянин по происхождению, купец и владелец значительного состояния. Главной его ценностью являются деньги, и в один момент он принимает решение провернуть аферу, в результате которой ему бы не пришлось платить долги кредиторам. Он против желания своей дочери выдает её замуж за работавшего на него десятки лет приказчика Подхалюзина, на которого переписывает все свое состояние. Но купец сам остается обманутым и заканчивает свою жизнь в долговой яме. Большов сочетает в себе такие черты характера, как хитрость, подлость, грубость и алчность.

Аграфена Кондратьевна Большова – купеческая жена. Не имеет никакого образования, живёт в атмосфере самодурства мужа, думая только о бытовых проблемах. Аграфена Кондратьевна является очень терпеливой и кроткой женщиной, которая терпит лишенное уважения отношение со стороны мужа и дочери, однако сохраняет в своей душе любовь к ним.

Олимпиада Самсоновна Большова – дочь Самсона Силыча и Аграфены Кондратьевны. Глупая, недалекая, эгоистичная, плохо воспитанная и необразованная восемнадцатилетняя девушка, которая надеется найти себе благородного жениха. Но несмотря на своё первоначальное желание, поддается на уговоры Лазаря стать его женой, соблазненная перспективами ходить в шелковых и бархатных платьях по роскошно обставленному дому. Получив обещанную жизнь и вырвавшись из-под власти отца, Липочка остается полностью довольной и испытывает абсолютное равнодушие к подлости мужа по отношению к её родителям и их несчастьям и положению.

Лазарь Подхалюзин – приказчик купца, проработавший на него двадцать лет. Мошенничеством он получает от Самсона Большова огромное состояние и единственную дочь в жены, обещая ему обеспечивать его с Аграфеной Кондратьевной и платить кредиторам. Однако бесчестность, алчность, подлость и эгоизм не дают ему выполнить обещанного, и Лазарь, забыв, кому он обязан своей новой жизнью и потеряв человечность и всякое уважение к Большову, отправляет бывшего купца в долговую яму. Единственным выполненным обещанием Подхалюзина становится жизнь, которую он пообещал своей жене и воплотил в реальность.

Сысой Псоич Рисположенский – стряпчий, пьяница и знакомый Самсона Большова. Так же, как и остальные герои пьесы, в характере героя присутствуют хитрость и нечестность. Именно он подает купцу идею о денежной афере и помогает ему с Лазарем в её воплощении в жизнь, но его услуги оказываются неоплаченными.

Устинья Наумовна – сваха, помогающая подобрать жениха для Липочки Большовой. Найдя подходящего человека для девушки, она отменяет сватовство из-за обещаний Лазаря купить ей соболиную шубу и дать большую сумму денег. Но выполнив свою часть сделки, она также не получает обещанного Лазарем вознаграждения.

Эпизодическими персонажами пьесы являются ключница Фоминишна и слуга Тишка, который в будущем скорее всего станет следующим Подхалюзиным.

Все персонажи произведения изображены автором с долей сатиры. В лице Большого, Подхалюзина и Тишки писатель с юмором показывает три поколения того типа людей, который являлся характерным среди купечества в то время. В пьесе «Свои люди – сочтемся!» А. Н. Островский рисует мир бездушных и подлых людей, которые живут, руководствуюсь лишь своим эгоизмом.

Герои пьесы Свои люди – сочтемся

Несколько интересных сочинений

Пьеса А. Островского «Бедность не порок» была написана в 1853 году. На ее создание у писателя ушло полгода. Изначально автор планировал назвать это произведение

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» включает в себя пять новелл-глав. Они представляют повествование трёх лиц. Центральной фигурой сюжета является офицер царской армии Печорин.

В школьной программе много интересных предметов. Каждый учащийся может выбрать близкий и интересный для себя. Но все они, кроме иностранного языка, в нашей стране преподаются на родном русском языке.

Читайте также:
Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым: сочинение

Сначала комедия считается простым повседневным произведением – главная мысль линейна и централизована на замужестве Софьи. Она еще ребенком осталась без родителей и живет в помещичьей семье Простаковых.

У каждого времени года свои особенности. Но наиболее колоритным их явления становятся в определенные времена суток.

Герои пьесы Островского Свои люди – сочтемся!

Пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» рассказывает о жизни купеческой среды. Каждый образ раскрывается с помощью мельчайших деталей.

Самсон Силыч Большов – крестьянин по происхождению. Это подлый и хитрый купец, владеющий тремя торговыми лавками, в который ложь и мошенничество – обычное дело. Главной жизненной ценностью Большова являются деньги. Желание обогатиться нечестным путем приводит купца к большим долгам.

В семейных отношениях он не лучше: к собственной дочери герой относится с презрением, он не считается с ее мнением.

Аграфена Кондратьевна Большова – жена купца Большова. Она далеко не глупая, но в этой атмосфере самодурства начинает говорить. Героиня терпелива, но очень забита. Она подвергается неуважительному отношению от своего мужа и дочери. Находясь в атмосфере самодурства мужа, она не перестает любить свою семью. Жена Большова не насмехалась над неудачей мужа, а сохранила теплоту и любовь.

На Большова уже 20 лет работает Лазарь Елизарыч Подхалюзин. Он тоже хитёр и живёт нечестно, ставя свои корыстные цели на первый план. Умея поддакивать и потакать, плут с говорящей фамилией добивается того, что Большов переводит имущество на него. Когда же его начальник и уже родственник попадает в долговую яму, он отказывается помогать ему, так как уже получил все, что хотел. Подхалюзин – бесчувственный человек, который думает только о себе и своем материальном положении.

Если сравнивать образы Большова и Подхалюзина, то можно заметить разницу.

Большов идёт на аферу не потому, что он закоренелый плут, он говорит, что так делают все. После содеянного его начинает мучить совесть. Подхалюзин же никак не задумывается над своим поступком. Нет ни сострадания к человеку, попавшего в тяжёлую ситуацию, ни раскаяние за содеянное. Герой по природе своей – эгоист.

Сложившаяся ситуация исправляет Большова. Он начинает думать о тех истинах, про которые раньше не думал. Отношения с женой улучшаются.

А Подхалюзин не только получает имущество Большова, но и женится на его дочери. Липочка – единственная дочь Большова. Она необразованная девушка, однако считает себя очень образованной. Здесь Островский высмеивает современное тому времени щегольство. Мечтой героини становится брак с дворянином. Но она не против и выйти замуж за Подхалюзина, который не является дворянином. Вместе со своим мужем дочь не хочет помогать отцу, оставшемуся в тяжёлом положении. Она отличная пара своему мужу. Липочка даже суровее Подхалюзина относится к Большову.

Сысой Псоич Рисположенский – друг Большова. Из-за своего пьянства он не имеет работы. Поэтому решается заниматься документацией. В этой сфере он проявляет себя как нечестный человек. В частности именно он предлагает Большову провести аферу и помогает ему с этим.

Устинья Наумовна – такая же подлая женщина, помогающая Липовка найти жениха. Ради своих корыстных целей она способна на обманывать.

Эпизодическую, но важную роль играет Тишка, мальчик на посылках. Он с рождения видит только воровство и подхолимство. Вот из таких детей и получаются Большовы и Подхалюзины. Так, автор показал три поколения купечества и выразил основную мысль: не вырастут честные дети от бесчестных родителей. Нужно обладать высокими нравственными качествами, тогда и следующее поколение будет таким же.

Все персонажи комедии изображены саркастично. В пьесе «Свои люди – сочтемся!» А. Н. Островский показан мир подлых эгоистов, которые не имеют чувства.

Таким образом, в своей пьесе А. Н. Островский показывает купеческий мир, в котором правят подлые и лицемерные люди.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои пьесы Островского Свои люди – сочтемся!

Популярные сегодня темы

Несмотря на то, что произведение Пушкина названо в честь главного героя, Евгения Онегина, образ Татьяны Лариной также занимает в нем центральное место.

«Люблю грозу в начале мая…» Именно эти строки, помогают вспомнить великого русского писателя Фёдора Ивановича Тютчева. Такого великого человека, понимали все. Его работы, заставляли вдуматься читателей в произведение, и окунуться в мир поэзии

На художественном полотне русского живописца Б.В.Щербакова «Русь Подмосковная» изображена удивительно красивая природа средней полосы нашей страны. Картина написана художником в 1977 году

Автор в своем романе делает антитезы сопоставляет такие моменты, например как война и мир, добро и зло, Семью Болконских и Курагиных.

Хутор Татарский описывается Шолоховым в романе «Тихий Дон», он является местом, где происходят центральные события. Автор описывает хутор в трех состояниях: во времена спокойные, во время Первой Мировой войны и разразившегося Гражданского противостояния.

Анализ пьесы «Свои люди – сочтёмся» (А. Н. Островский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.12.2019 · Обновлено 29.12.2019

Середина девятнадцатого века стала одним из самых плодотворных периодов русской литературы в целом и русской драматургии в частности. Одним из известнейших представителей «золотого века» отечественной драматургии стал Александр Николаевич Островский (вот его биография), который в своих произведениях освещал жизнь российского дворянства, купечества и мещанства. «Свои люди – сочтёмся» является одной из самых знаменитых пьес Островского наравне с «Бесприданницей», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и многими другими не менее выдающимися пьесами.

История создания

Идею для пьесы «Свои люди – сочтёмся» писатель взял из самой жизни. Он родился в семье московского чиновника и всё детство провёл в Москве, сам занимался юридической деятельностью, а потому имел возможность наблюдать за жизнью простых горожан со всех возможных сторон. Полученного в результате этих наблюдений материала Островскому хватило на всю жизнь и множество произведений.

Работа над этой пьесой началась во второй половине сороковых годов девятнадцатого века и была завершена в 1849 году. Однако, приобретя скандальную репутацию из-за своего обличительного характера, пьеса «Свои люди – сочтёмся» не имела возможности увидеть свет, а потому была поставлена на театральной сцене только в 1895 году. Цензура увидела в ней злобный поклеп на социальную действительность в Российской Империи, где, конечно, не могло случиться ничего подобного.

Читайте также:
Трагедия Катерины (по пьесе Островского Гроза): сочинение

Жанр и направление

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» относится к реалистическому направлению в литературе. В этом произведении писатель стремится максимально достоверно изобразить окружающую действительность. Созданные им образы, мысли героев, их слова и действия очень натуральны. Читатель может легко поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле. Особенно интересен язык произведения: в нем читатель найдет живую и неприкрытую лестью речь купцов и купчих.

Почему же эта пьеса — комедия? «Свои люди – сочтёмся» предназначены для постановки на театральной сцене. Автор использует юмористичный подход для изобличения людских и общественных пороков. Повествование насыщено огромным количеством комических ситуаций и элементов. Например, юрист в самых важных моментах беседы всегда просит выпить, сваха меняет свое мнение каждые 5 минут, а Липа хвалится своими манерами при полном отсутствии оных.

Смысл названия

Название этой комедии «Свои люди – сочтёмся» напрямую произносится в самой пьесе и кратко характеризует общественную ситуацию с царящими в обществе кумовством, коррупцией и клановостью, что и было показано в пьесе.

Однако в сочетании с сюжетом пьесы название приобретает ещё и ироничное значение, ведь итог пьесы прямо противоречит названию. Свои люди на деле оказались более жестокими и жадными, чем чужие. Родная дочь готова была сгноить отца в долговой тюрьме, а зять жалел его же денег на выплату долга. Счеты со старым купцом оказались не в его пользу: в ответ на опеку и щедрые дары дочь и зять обманули и обокрали его.

Композиция и конфликт

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» имеет классическую композицию и состоит из четырёх действий.

  1. Первое действие сочетает в себе экспозицию, в которой нам представляют основных действующих лиц и предысторию, а также завязку, в которой намечается и приходит в движение основной конфликт.
  2. Второе действие знаменуется кульминацией, в которой конфликт достигает наивысшей точки напряжения.
  3. Третье действие отведено под развязку, в которой конфликт логично разрешается.
  4. В четвёртом действии происходит финал, который приводит все сюжетные линии к логичному завершению и подводит общие итоги всего повествования.

В основе повествования лежит конфликт порочного человека с обществом и самой судьбой, его борьба заведомо обречена на поражение. Ещё одной особенностью представленного конфликта является его моральная серость и неоднозначность, мы не можем точно определить положительных и отрицательных героев, они обладают как достоинствами, так и недостатками.

Суть: о чём?

Богатый московский купец Самсон Большов решается на аферу, чтобы избавить себя от многочисленных долгов – объявить себя банкротом, временно передав всё своё состояние доверенному человеку.

В сообщники Большов выбирает своего приказчика и давнего друга семьи Большовых Лазаря Подхалюзина и посвящает его в свой план. Подхалюзин демонстрирует полную лояльность, но на деле решает обмануть своего благодетеля и присвоить себе всё его богатство. Подхалюзин начинает плести интриги, переманивая на свою сторону стряпчего Рисположенского, который тоже помогает Большову в его афере, а также сваху Наумовну, чтобы та расстроила помолвку дочери Большова – Олимпиады, в которую влюблён Лазарь.

План Лазаря приходит в движение. Помолвка Олимпиады с дворянином расстраивается, и Большов объявляет Подхалюзина её новым женихом. Олимпиада устраивает скандал, но Лазарь рассказывает ей о том, что весь бизнес её отца уже принадлежит ему. Он соблазняет девушку, суля ей большой дом и роскошные платья, и та соглашается на свадьбу.

Проходит некоторое время, Лазарь и Олимпиада поженились, они живут в роскошном особняке. Подхалюзин на вершине своего успеха, Самсон Большов отправлен в долговую тюрьму, а Рисположенский и Наумовна обмануты и выгнаны вон. Внезапно появляется сам Большов, который просит Лазаря и Олимпиаду помочь ему расплатиться с долгами. Ни Лазарь, который был обязан Большову всем, ни родная дочь не проявляют к Самсону Силычу ни капли сочувствия и гонят его прочь. Подхалюзин, однако же, оказывается не совсем гнилым человеком и всё-таки едет договариваться с кредиторами, не забыв одеть свой самый негодный сюртук, чтобы сбить цену.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев в пьесе «Свои люди – сочтёмся» обозначены в таблице от Многомудрого Литрекона. Образы героев интересны своей неоднозначностью: каждый из них имеет свои плохие и хорошие стороны.

Самсон Силыч Большов состоятельный московский купец. Грубый, пьющий и жадный человек, который готов любыми средствами увеличивать своё состояние. Держит в железном кулаке всех окружающих, равнодушен к жене и дочери. Делит людей на «чужих», которых готов цинично обманывать и эксплуатировать, и «своих», которым безгранично доверяет. Это доверие и приводит его к полному краху, когда среди «своих» оказывается предатель Подхалюзин.
Лазарь Елизарыч Подхалюзин молодой приказчик на службе у Большова. Двуличный и подлый аферист. Перед теми, кто сильнее его, ведёт себя смиренно и почтительно, а перед теми, кто слабее, — высокомерно и нагло. В отличие от Самсона Силыча, всех людей относит к «чужим», а потому готов без зазрения совести обманывать и давить всех подряд. Однако в конце пьесы демонстрирует некую человечность, отправляясь торговаться за Большова с кредиторами.
Олимпиада Самсоновна Большова дочь Самсона Силыча. Капризная, легкомысленная, худо образованная и недалёкая барышня. С презрением относится к своим купеческим корням, желая выйти замуж за дворянина и навсегда покинуть отчий дом родителей-тиранов. Однако поддаётся на увещевания Подхалюзина и выходит за него из-за денег. В финале оказывается ещё хуже Подхалюзина, демонстрируя полное равнодушие к страданиям отца и матери.
Аграфена Кондратьевна Большова жена Самсона Силыча. Необразованная и грубая женщина, которая, однако, безумно любит дочь и всячески ей потакает. В финале теряет всё и оказывается в полной зависимости от Лазаря и своей жестокосердной дочери.

Тематика пьесы «Свои люди – сочтёмся» может быть описана подробнее и детальнее, если Вы нуждаетесь в этом материале. Для дополнения статьи напишите о необходимых изменениях в комментариях Многомудрому Литрекону.

  1. Семья – семейные отношения в среде купечества, показанные в пьесе, производят самое отрицательное впечатление. Каждый член семьи думает исключительно о своём благополучии, а к остальным относится в лучшем случае с равнодушием, а в худшем — с враждебностью.
  2. Любовь – на примере отношений Олимпиады и Лазаря Островский показывает, что настоящей любви нет места в обществе, где господствуют меркантильные эгоистичные интересы. В браке же ей давно нет места: люди сходятся только ради удовлетворения амбиций.
  3. Быт и нравы купечества – писатель ярко вырисовывает невежество, грубость, цинизм и жестокость, царящие в купеческих семьях. По мнению Островского, такие порядки не могут не вызывать отвращения у любого порядочного человека.
  4. Честь — купец предпочитает позор честному выполнению своих обязательств, что тоже характеризует этот социальный класс.
Читайте также:
Трагедия Катерины (по пьесе Островского Гроза): сочинение

Проблемы

Проблематика пьесы «Свои люди – сочтёмся» не менее обильна в развернутом виде, так что если в ее дополнении созрела необходимость, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

  1. Алчность – именно жадность Островский считает самым главным пороком купеческого сословия. Если бы Большов умерил свои амбиции и не стремился к увеличению своего богатства любыми средствами, он не пришёл бы к такому печальному финалу.
  2. Нравственные проблемы – купеческая семья представлена в пьесе сосредоточием самых ужасных пороков: двуличие, гордыня, лицемерие, невежество, ханжество и многое другое – нет числа мерзостям, которые скрываются за богатыми фасадами купеческих особняков.
  3. Равнодушие – эгоизм и равнодушие, которые демонстрирует чета Подхалюзиных к Самсону Силычу – самому близкому для них человеку, становится низшей точкой их нравственного падения.

Основная идея

Островский показал нам эпизод из жизни купеческой семьи. Через него мы погружаемся в жизнь людей, живших в Российской империи девятнадцатого века, наблюдаем их быт и нравы, царящие среди представителей купечества. Пьеса Островского исполняет обличительную роль, однозначно настраивая зрителя против показанного в ней порядка вещей. В этом и состоит смысл пьесы «Свои люди – сочтёмся»: автор осуждает пороки купеческого мира, где деньги ценятся выше всего на свете. Алчность торговцев разрушает их семьи и отнимает самое дорогое.

Главная мысль пьесы «Свои люди – сочтёмся» состоит в том, что действия «своих людей» отчасти закономерны в том обществе, где они живут и формируются. Большов своей грубостью сам настроил против себя молодых. Не считаясь с дочерью и не обращая на нее никакого внимания, он решает ее судьбу, лишь бы сохранить свои деньги. Их он всегда ценил выше семьи, поэтому отступничество Липы выглядит закономерно. Подхалюзина же он ни раз и не два ловил на воровстве, но не выгонял, а покровительствовал ему в темных делах. Мог ли он теперь винить их в чем-либо?

Чему учит?

Комедия «Свои люди – сочтёмся» заставляет задуматься о том, до чего может довести человека жадность. На примере Большова Островский показывает, что всё зло, которое совершает человек, обязательно возвращается к нему под видом кары, и что каким бы хитрым не был мошенник, всегда найдётся кто-нибудь более коварный.

Островский осуждает эгоизм и цинизм, призывает людей больше уделять времени семье, думать о высоком, относиться с любовью и добротой к окружающим, особенно к своей собственной семье. Такова мораль произведения «Свои люди – сочтёмся». Этот вывод писатель сделал, опираясь на собственный опыт жизни в купеческой среде, так что его нравственные уроки подкреплены вескими основаниями. Поучительность пьесы «Свои люди – сочтёмся» бесспорна.

Критика

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» была зачитана Островским в узкому кругу других писателей и увлечённых литературой людей. Все присутствующие, среди которых был сам Николай Гоголь, встретили её с неприкрытым восторгом. В.А. Соллогуб писал:

«…ходил, как помешанный, на другой день после прочтения комедии Островского «Свои люди — сочтемся», прокричал об этой комедии во всех салонах и устроил у себя вечер для чтения ее…» (И. И. Панаев, воспоминания о Соллогубе, «Литературные воспоминания», 1861 г.)

Не менее восторженное мнение выразил С.В. Максимов. Характеристика пьесы «Свои люди – сочтёмся» из его уст выглядит так:

«Не только в среде университетских студентов всех четырех факультетов новая комедия произвела сильное впечатление, но вся Москва заговорила о пей, начиная с высших слоев до захолустного Замоскворечья. Не только в город ских трактирах нельзя было дождаться очереди, чтобы получить книжку «Москвитянина» рано утром и поздно Вечером, но и в отдаленном трактире Грабостова мы получили книжку довольно измызганною…»(этнограф, фольклорист С. В. Максимов, 1889 г.)

Особенности пьесы «Свои люди – сочтёмся» отметил знаменитый поэт Тарас Шевченко:

«Мне кажется, что для нашего времени и для нашего среднего полуграмотного сословия необходима сатира, только сатира умная, благородная. Такая, например, как «Жених» Федотова или «Свои люди — сочтемся» Островского и «Ревизор» Гоголя… Мне здесь года два тому назад говорил Н. Данилевский… что будто бы комедия Островского «Свои люди — сочтемся» запрещена на сцене по просьбе московского купечества. Если это правда, то сатира как нельзя более, достигла своей цели…»(дневник Т. Г. Шевченко, 26 июня 1857 г.)

Актуальность пьесы и ее место в русской литературе выразила современница писателя, Е.П. Ростопчина:

«Это наш русский «Тартюф», и он не уступит своему старшему брату в достоинстве правды, силы и энергии. Ура! у нас рождается своя театральная литература, и нынешний год был для нее благодатно плодовит».(писательница Е. П. Ростопчина — М. П. Погодину, 1849 г.)

Однако у императора Николая I было иное мнение. Лично ознакомившись с произведением, он запретил его постановку на сцене, а за Островским был установлен полицейский надзор.

Но даже спустя много лет даже такой великий русский писатель, как Л. Н. Толстой, отмечал гениальность пьесы и её создателя.

…слышится этот сильный протест против современного быта… Вся комедия — чудо… Островский не шутя гениальный драматический писатель…»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: