Становление русского национального театра и русской драматургии: сочинение

Формирование русского театрального искусства Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Агафонова А. С.

Текст научной работы на тему «Формирование русского театрального искусства»

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

А.С. АГАФОНОВА, ст. преподаватель кафедры Мировой и отечественной культуры

Театральное искусство с момента своего возникновения заняло важное место в обществе. Во все времена театр имел силу воздействия на общество, находился с ним в диалоге. Вокруг театра постоянно формировалась наша художественная духовная интеллигенция. Молодёжь получала образование в университете и театре. Студент университета не мог вполне считаться студентом, если он не изучил балет и не принял участия в борьбе каких-нибудь театральных партий. Какое-то время театры восполняли то, что заслонял тоталитарный бюрократический режим. Театральная культура напоминала, что есть и другая, одухотворённая, глубокая, с иными мыслями и ценностями жизнь. И в настоящее время театр старается воздействовать на зрение, слух и чувства, вызывая сопереживания, сострадания, чтобы мысль получила отклик у зрителя. Но прежде, чем театральное искусство стало таким, каким мы его знаем, оно прошло многовековые процессы своего становления.

Происхождение театра у всех народов связано с некоторыми традициями, а именно: с обрядовой, праздничной культурой, магическими действиями и священными ритуалами. Европейский театр имеет более длинную историю, чем отечественный. Тогда, как в Риме и Греции, всем были известны трагедии Эсхила и Софокла, русским эти имена ничего не говорили, а слово трагедия вообще было непонятно. Театральные действия называли комедией, позорищем* или потехой. Позорище означало прилюд-

Слово «позор» не имело отрицательного значения, за основу брался корень – зор-, а слово соответствовало значениям «смотреть», «видеть». Например, в произведении М.Ю. Лермонтова есть такие строчки: «Как на площади народ собирается, заунывный гудит-воет колокол. И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорною. » [1]. Речь идёт о казни при большом стечении народа, то есть о позорной казни, что являлось знаком уважения к осуждённому.

ный просмотр действия, а потеха- доставление удовольствия. Именно от слова «потеха» первых актёров звали потешниками, театральные здания – «потешными палатами» и первое войско Петра I- «Потешное», так как оно было создано для забавы.

Отечественное театральное искусство начинается с народного театра, к которому относятся праздничные представления, сценки ряженых, выступления с «учёным» медведем, игрища. В нашей культуре (IX-XI вв.) ещё не было такого символичного животного, как лев. Поэтому в то время его заменял медведь, считающийся магическим животным. Этим часто пользовались хозяева зверя, например, они охотно с помощью медведя «лечили» больных, пророчили здоровье тому, кто прикоснётся к медведю или пустит к себе ночевать хозяина с медведем. Народные игрища нельзя назвать профессиональным театральным искусством, в игрище нет деления на актёра и зрителя, в нём участвуют все. Но здесь присутствует элемент театра- ряженье, переодевание, костюм ряженых, который назывался «рожа», «харя». Характерным было ряжение медведем, козой, конём, журавлём и покойником. Из народного театра вышли колядки, колядование, смысл которого магическое гадание, обеспечивающее богатый урожай. Очень точно этот обряд описан в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»: «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, Которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остаётся дома колбасу или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Поют часто про рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому» [2].

В недрах народного театра зародилось скоморошество – странствующие актёры, комедианты, музыканты, танцоры, фокусники и дрессировщики – популярное в XI – XVII вв. Впервые о них упоминается в летописи в 1068 г. Название «скоморох», скорее всего, происходит от слова «морочить», Скомороший промысел ассоциировался с магией, колдовством. Считалось, что они поддерживают дружественные отношения с чёртом. Подтверждением тому служит русская пословица: «Бог сотворил попа, а чёрт – скомороха» [3]. Церковнослужители выступали против их искусства, потому что в момент их представления церкви пустовали. Преследования церкви также связаны с римской традицией. В Риме в 1У-У вв. осуждалось актёрское мастерство, считалось, что актёры являются прислужниками сатаны, а сам театр – пристанище демонов. Поэтому в Риме актёрским искусством занимались только рабы или вольноотпущенные, а римлянин, уличённый в актёрском деле, лишался права называться римским гражданином. Такое отношение было перенято византийскими церковниками, а затем и священнослужителями Руси. Скоморохов можно назвать первыми профессиональными актёрами, которые своим ремеслом зарабатывали себе на жизнь. Скоморошество очень многожанровое явление: выступающие разыгрывали сценки, пели, играли на гуслях и гудке, обучали животных. Искусство скоморохов дожило до наших дней, отразившись в праздничных увеселениях.

Сменил скоморошество такой вид театрального искусства, как кукольный театр, известный в нашей стране с 70-х годов XVII века. В эти годы распространён кукольный театр «Вертеп». Название имеет библейский смысл и связано со словом «вертоп» – пещерой, где родился Христос. С помощью кукол разыгрывался рассказ о рождении Иисуса Христа. Постепенно религиозный сюжет отошёл на второй план, вытесненный бытовыми сценками. В первой половине XVIII в. становится популярным театр Петрушки, название которого связано с именем известного шута царицы Анны Иоановны Пьетро

Миро, он же Петруха, Петрушка. Особенность этого театра заключалась в том, что Петрушка мог говорить всё что угодно. Внешне Петрушку всегда можно было отличить от других кукол: огромный нос, горб, выступающий подбородок, колпак на голове, как правило, красная рубаха. К тому же, у этой куклы был высокий, писклявый, дребезжащий голос, который достигался с помощью специального инструмента- пищика. Помимо этого, Петрушка был самой драчливой куклой, что заметил H.A. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: «Комедия не мудрая, однако, и не глупая, Хожалому, квартальному не в бровь, а прямо в глаз!» [4] Почти в каждой сценке с Петрушкой, присутствует насилие с его стороны: «Ты зачем дерёшься?» – спрашивает его солдат в рассказе «Петрушка и солдат», или «Дам тебе по-питерски раз», – говорит Петрушка, избивая немца в представлении «Петрушка и немец» [5].

Читайте также:
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Наряду с кукольным театром в конце

XVII в. открываются театры, в которых играют люди. Первый придворный театр «Комедийная храмина» был создан в 70-е годы под руководством Иогана Грегори. Здесь, в спектаклях, были задействованы немецкие актёры. Надо упомянуть, что женщин-актрис в то время ни в Европе, ни в России не было. Если бы женщина появилась на сцене, её могло ждать серьёзное наказание. Ещё один театр открывается на Красной площади, опять же под немецким руководством, театр Иогана Кунста и Отто Фюрста. Вместе с тем, по всей стране успехом пользуются театры «охочих комедиантов», возникновение которых связано с всплеском театрального любительства. Такие театры за короткий срок становятся массовым явлением, и именно они сформировали «сословие» театральных зрителей. У «охочих комедиантов» не было специальных помещений, поэтому актёры играли в любом, пригодном для этого, месте. Помимо рассмотренных театров зрителей в

XVIII в. привлекают всевозможные театрализованные и карнавальные развлечения, например «Ледяной дом». Это зрелище, связанное со свадьбой калмычки-шутихи Бужени-

новой и шута Голицына, устроила императрица Анна Иоановна 17 февраля 1740 г. Для новобрачных и гостей академик Крафт выстроил ледяной дворец, размером 10 метров в ширину и 6 метров в высоту, в котором, весь интерьер был изо льда, были даже ледяной сад, ледяная баня и ледяные пушки, палящие ледяными ядрами. Свадьба не исчерпывалась этим ледяным великолепием, также состоялся большой этнографический маскарад с участием представителей различных народностей, приезжающих на оленях, ослах, свиньях и других животных. Всевозможные карнавальные зрелища, маскарады и театры «охочих комедиантов» подготовили почву для создания профессионального театра.

XVIII в. стал важным рубежом в театральной культуре, потому что 30 августа 1756 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об открытии первого национального, публичного театра. Эта дата считается началом истории русского профессионального театра. Возглавили этот театр актёр Фёдор Григорьевич Волков и драматург Александр Петрович Сумароков. Уже в 1763 г. театр лишился своих руководителей, но он не закрылся, как произошло бы ранее, а смог существовать независимо от них, то есть был достаточно жизнеспособным. Театр начал занимать значимое место в общественно-культурной жизни, театральный репертуар становился предметом обсуждения в печати, где высказывались пожелания создавать национальную драматургию, которая отражала бы русскую жизнь и историю. Параллельно с профессиональным театром развиваются театры, сыгравшие не последнюю роль в формировании отечественного театрального искусства – это крепостные театры.

Крепостные театры создавались дворянами, которые устраивали спектакли в родовых усадьбах, а в качестве актёров привлекали своих крепостных крестьян. В начале XVIII в. дворяне начали получать хорошее образование, в последней трети века смогли познакомиться с европейским Просвещением, в начале XIX в. эстетические взгляды дворянства складывались под воздействием учения русских просветителей, идеи которых

широко распространялись через литературу. Дворяне, верящие в прогресс, разум, науку, просвещение, ставили своей целью пропагандировать и развивать самостоятельное национальное искусство, выдвигали вопросы народности и самобытности искусства, сами стремились освоить фольклор и народное творчество. Образованность в сочетании со свободой передвижений привели дворянство к созданию уникальной усадебной культуры. А в лоне усадебной культуры и родился крепостной театр, превосходивший часто по постановкам профессиональную сцену. Дворяне, по разным причинам: выделиться, самореализоваться, не быть хуже других, получить прибыль или по словам Ю.М. Лотмана «любительские и домашние театры, как и приобщение к профессиональному театру, воспринимались как уход из мира условной и неискренней жизни «света» в мир подлинных чувств и непосредственности» [6], отстраивают в своих поместьях театры, готовят крепостных, находят репертуар и приглашают зрителей. Владельцы усадеб воспринимали театр как некое ритуальное действо. Театр создавался практически в каждом имении, как пишет исследователь усадебной жизни Е.Э. Спрингис: «Не следует забывать, что хозяева почти ежегодно проводили в любимом имении около полугода – все тёплые месяцы, с особым тщанием обустраивая свою летнюю резиденцию. Большой удобный дом, разбитый в новом пейзажном стиле парк, украшенный всевозможными постройками и, наконец, непременные, в соответствии со стилем усадебной жизни конца XVIII века, театр и оркестр, состоявшие из крепостных людей»[7]. На профессиональном уровне развивалось театральное искусство в усадьбах графов Шереметевых, Останкино и Кусково, куда специально приезжали смотреть на игру Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой, танец Татьяны Шлыковой-Гранатовой и слушать музыку Степана Дегтярёва, в усадьбе Архангельское князя Н.Б. Юсупова, куда стремились попасть на спектакли с участием певицы Анны Боруновой и балерины Анны Рабутовской, в усадьбе Люблино, принадлежащей помещику H.A. Дурасову, крепостных

актёров которого пригласили выступать на императорскую сцену и во многих других имениях. Крепостные театры дрекратили своё существование с отменой крепостного права, но внесли определённый вклад в становление национального театра.

Таким образом, отечественное театральное искусство формировалось на протяжении многих столетий, постепенно подготавливая почву для профессионального театра. Начиная со второй половины XVIII в., театр стал трибуной, с которой выступали знаменитые актёры, и которая продолжает привлекать к себе новые поколения, новые генерации с новым мироощущением.

Читайте также:
Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

1. Лермонтов М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. -М.: Худож. лит., 1964. – С.20.

2. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. -М.: Худож. лит., 1982. – С.90.

3. Русские пословицы и поговорки. – М.: Худож.

4. Некрасов H.A. Кому на Руси жить хорошо. – М.: Правда, 1954.-С.32.

5. Русский фольклор. – М.: Олимп, 1999. – С.347, 349.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -СПБ.: Искусство, 1996.-С.190.

7. Спрингис Е.Э. К вопросу о взаимоотношениях господ и крестьян / В сборнике Русская усадьба. – М.: АИРО-ХХ, 1996. – С.250.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭСХАТОЛОГИИ АПОКРИФОВ

М.В. ФИЛАТОВ, ст. преподаватель кафедры Мировой и отечественной культуры

Рассматривая различные аспекты эсхатологии, хотелось бы обратить внимание на такой довольно мало изученный аспект, как эсхатология апокрифов. Мы традиционно изучаем тексты Св. Писания, абсолютно забывая о таком явлении, как апокрифы. Эти тексты не менее чем Библия оказали влияние на формирование христианской эсхатологии. Что же представляют собой эти источники?

Сам термин «апокриф» происходит от греческого слова «арокгурЬоБ» – «тайный или скрытый». Под этим термином понимались книги религиозного характера, но отличающиеся от официальной церковной доктрины. В своей «Патрологии» архимандрит Киприан дает следующую классификацию апокрифической литературы: 1. Апокрифические Евангелия (эта группа достаточно многочисленна). Тексты апокрифических Евангелий часто значительно отличаются от канонических, а также полны дополнительными фактами из жизни Иисуса Христа и его семейства. Вот названия некоторых наиболее известных апокрифических Евангелий: Евангелие Евреев, Евангелие Двенадцати, Египетское Евангелие, Евангелие Петра,

Евангелие Иакова, Евангелие Фомы, Евангелие Детства Иисуса, Евангелие Варфоломея, Евангелие Никодима.)

2. Апокрифические Деяния. К этому разделу будут относиться книги, освещающие жизнь и деятельность святых апостолов. Наиболее известные среди них: Деяния Павла, Деяния Петра и Проповедь Петра, Деяния Андрея, ряд документов, посвященных апостолу Иоанну, История Фомы, История Фаддея.

3. Апокрифические послания. Здесь выделяются: апокрифические послания апостола Павла: Послание к Лаодикийцам, Послание к Александрийцам, Третье послание к Коринфянам, Переписка Павла и Сенеки. Послания апостолов или Беседы Воскресшего Господа с учениками.

4. Апокрифические Апокалипсисы. (Этот раздел наиболее интересен в контексте данной работы.) Наиболее известными Апокрифическими апокалипсисами являются: Апокалипсис Петра, Апокалипсис Фомы, Апокалипсис Стефана (не сохранился до нашего времени), а также Пастырь Ерма [1].

5. Особо надо сказать об апокрифической литературе, известной по русским

Становление русского национального театра и русской драматургии

Драматургия – особый род искусства. Она существует “на слия­нии” литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии.

История современной русской литературы начинает свой отсчет со второй половины XVIII века, с появления “Древней российской библиофи-лики”, ознаменовавшей принципиально новое отношете читателя к отече­ственной литературе и литературы к самой себе как к самостоятеяьному и самодовлеющему явлению. Такой вывод сделал Д.С. Лихачев в работе “По­этика древнерусской литературы”: “Древнерусская литература существует для читателя как единое целое, не разделенное по историческим периодам. Коща в сознании читателя авторы и их произведения выстраиваются в хронологической последовательности, это означает, что появилось сознание исторической изменяемости литературы, и это значит, что процесс развития литературы начал совершаться единым фронтом.

С каких пор мы можем наблюдать появление этой литературной памяти, этого сознания изменяемости литературы? Его начинает собой грандиозная деятельность Новикова по собиранию и публикации древних памятников в издании, подчеркивающем это историческое со­знание в самом его названии: “Древняя российская библиофилика”. Но сознание исторической изменяемости стиля и языка появляется только в начале XIX в. Пушкин был первым, кто ощутил в полной мере разли­чие стилей литературы по эпохам, странам и писателям. Он был увле­чен своим открытием и пробовал свои силы в различных стилях – разных эпох, народов и писателей. Это означало, что скачок закончился и началось нормальное развитие литературы, осознающей свое развитие, свою историческую изменяемость. Появилось историко-литературное самосознание литературы“.

Итак, с труда А.Ф. Новикова, появление которого доказало, что русской литературе, чтобы свободно развиваться, необходимо всмотреться в свою историю, осознать всю длину пройденного ею пути, со второй половины XVIII века, начинается новая русская литература.

Примерно тогда же начинается и русский театр: его зарождение связано с именем Федора Волкова.

Таким образом, лишь к середине XIX века русская литература стала абсолютно самостоятельным фактором мировой культуры, и рус­ская сценическая школа достигла серьезных высот, сформировала важ­нейшие принципы и постулаты драматического искусства. Но что из себя представлял репертуар русских театров? Самобытные, яркие пьесы отечественных авторов были явлением крайне эпизодическим на их сценах. “Горе от ума” лишь в 1862 году впервые увидел зритель; из всех пьес Н.В. Гоголя в театрах шел только “Ревизор”; драматургия Пушки­на и Лермонтова русскому театру была вообще неизвестна. Основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес и подражательных русских; излюбленным жанром стал водевиль, и значение театра воспринималось как развлекательное, увеселительное.

Итак, к середине XIX века русская сцена испытывала настоятель­ную потребность в принципиальном обновлении репертуара; она стреми­лась обратиться к национальным образам и отечественным проблемам.

Тяга к драматургии явственна у всех выдающихся русских писате­лей начала прошлого века. Но пьесы Пушкина, Лермонтова, Гоголя не образуют собой взаимосвязанных явлений. Они воспринимаются орга­нично лишь взятые в контексте творчества их автора; объединение их в некий самостоятельный ряд выглядит механическим. Однако эти бли­стательные сами по себе пьесы, если и не сделали “русского театра”, были необходимы становлению русской драматургии. И к середине века русская литература уже была готова к встрече с театром.

Читайте также:
Главные действующие лица пьесы А.Н.Островского Свои люди — сочтемся!: сочинение

Надо особо отметить, что не только культурная, но и общественная жизнь страны требовала нового театра и новой драматургии. Конец 50-ых – начало 60-ых годов – это ожидание, подготовка и осуществление важнейших реформ. В обновленной пореформенной России особую си­лу обретает общественное мнение: большинство впервые за много лет обрело свой голос и активно стремилось, чтобы этот голос прозвучал и был услышан. Особенности этого периода нашей истории комментирует А.Аникст: “Пограничной датой, обозначающей конец одного периода и начало другого, является 1855 год – год смерти Николая 1, тридцатилет­нее царствование которого ознаменовалось мрачнейшей реакцией в общественной и духовной жизни страны. Отмена крепостного пра­ва в 1861 году и сопровождавшие его реформы являлись мерами поло­винчатыми, не решавшими всех противоречий. Тем не менее атмосфера в стране, по сравнению с временами Николая 1, несколько изменилась. Стало возможным более резко изображать зло предшествующего периода. В соответствии с изменившимися условиями и в литературе появи­лись новые веяния.

Конец этого периода совпадает с убийством Александра II народо­вольцами в 1881 году. Время, подлежащее нашему рассмотрению, ох­ватывает четверть века; это были годы весьма плодотворные для рус­ской литературы и, в частности, для драмы. Именно в эти годы русская драма достигает полной зрелости и становится главной силой в театре. Теперь уже не единичные шедевры. а десятки пьес свидетельствуют о том, что появилась своеобразная русская национальная драма, облада­ющая большим богатством идей и отличающаяся самобытной художе­ственной формой “^

Все эти десятки пьес, если и не написаны самим Островским, то созданы в соавторстве с ним, под его руководством. Островский один сделал то, что в других странах делали поколения драматургов. Целе­направленно и последовательно создавал он русский национальный театр. Уникальность дарования его в удивительном гармоническом со­четании таланта литератора и театрального деятеля. Он не просто со­здал театральный репертуар. Он сформировал школу актерского мас­терства. Разработал устойчивую и необходимую классическому театру систему амплуа. И самое главное – он сформировал нового актера и нового зрителя.

Театр Островского – явление целостное. Он характеризуется осо­бым отношением к тексту, культом текста. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все: и трактовка каждой роли, и необходи­мые режиссерские приемы, и даже оформление сцены. Режиссер в этом театре – лицо третьестепенное; от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Ведь основа любой клас­сической пьесы – диалог. Все действие держится на разговорах персона­жей, на монологах, обмене репликами. Герои – идеальные собеседники. Слово – уже само по себе действие. Жизнь – речь. Большинство пьес Островского отличается полной досказанностью: каждому персонажу для исчерпывающей его характеристики автор дает высказаться вполне.

Творчество зрителя в таком театре заключается в основном в со­переживании происходящему на сцене. Глубокого соразмышления от него еще не требуется. Но к 70-ым годам стремление персонажей Ост­ровского к полной откровенности со зрителем заменяется сдержанно­стью, замкнутостью. Откровенные признания уступают место наме-кам, иносказаниям, умолчанию. Свою роль в театре Островского начи­нает играть подтекст. В пьесах 70-80-ых годов возникают темы и обра­зы, предвосхищающие принципиально новое явление русской драма­тургии – театр Чехова.

Справедливо отмечает Л.М. Лотман: “Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматиче­ском конфликте, как форме борения личности с порабощением челове­ка “общим порядком бытия “, о речи персонажа как важнейшем элемен­те драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического – все эти особенности его произведений готовили воз­можность революционного переосмысления законов драматургии и те­атра, происшедшего к концу XIX – началу XX века.”^

Становление русского национального театра и русской драматургии: сочинение

2. Появление театра в России.

3. Театральные представления в царский период времени.

4. Театр в России XIX – начало XX века.

6. Список литературы.

1. Введение.

История русского театра – это особенный путь, отличающийся от аналогичных процессов в Европе. Уникальный исторический путь наложил отпечаток и на эволюцию отечественного театра, также как и национальное мышление, и особенности развития религии, экономики, культуры. Здесь решающим фактором явилась борьба церкви с язычеством, а началом театра на Руси, как известно, были обрядовые и ритуальные формы, распространённые среди народа с давних времён.

Люди прибегали к мистериальным действиям, ставя для этого вполне определённые цели: получить помощь у высших сил. Это были групповые действия, связанные, в основном, с этапами земледельческого цикла. Они положили начало магическим действам с игровой основой.

Выступления представителей церкви против театра привело к торможению развития театрального искусства, к более позднему возникновению театра, нежели в европейских странах. Однако, как это было и с другими культурными явлениями, русский театр в определённый период совершил мощный и динамический скачок вперёд, в результате которого появился культурный феномен, обладающий уникальными и неповторимыми чертами. Сегодня русский театр – повод для национальной гордости, явление мирового масштаба.

2. Появление театра в России.

Истоки русского театра кроются в ритуалах, связанных с земледельческими работами или семейно-бытовыми вопросами, когда люди, совершая некие театрализованные действия, пытались задобрить языческие божества, чтобы получить желаемое. Так начали формироваться мистерии, включающие в себя обряды, которые проводили авторитетные лица – волхвы, кудесники, жрецы. Они же проложили пути для развития скоморошества.

Первые формы театра на Руси – фольклорные. Это, в первую очередь, скоморохи, театр кукольный, главным лицом которого являлся любимец народа Петрушка, а также вертепы, балаганы и раёк.

Скоморохи считаются первыми профессионалами в этом плане. Они давали уличные представления в разных жанрах. Формировалось настоящее самобытное искусство, чьи традиции в какой-то мере смешивались с традициями европейских странствующих актёров и певцов, доходивших и до Руси. Постепенно складывался образ жизни скоморохов, которые могли выступать как сольно, так и «труппой». Они выступали на праздниках, занимали должности придворных шутов. О популярности скоморошества говорит и тот факт, что порой на весёлых пирах даже царь Иоанн Грозный переодевался шутом и развлекался таким образом.

Читайте также:
Проблема любви в драме А. Н. Островского Гроза: сочинение

Представления с Петрушкой – старейшие развлечения русского народа, появившиеся в XVII веке. Герой отличался яркой внешностью – яркая одежда, выдающийся красный нос и столь же впечатляющий красный колпак. Петрушка не только развлекал публику, но и клеймил существующие пороки, в связи, с чем его выступления не поощрялись властями и церковью, как, впрочем, и остальные виды театральных выступлений.

Вертеп, пожалуй, был единственной театральной формой, которая не подлежала осуждению, т.к. была связана с христианскими традициями. Это была своеобразная инсталляция на тему Рождества Христова с соответствующими действующими лицами: Девой Марией, Её мужем Иосифом, ангелами, волхвами, животными из яслей и, конечно, младенцем Иисусом.

Вертепы представляли собой ящички-дома из дерева, состоящие из двух или трёх этажей, в которых и разворачивалось представление, основанное на сценах из Священного Писания. Вертепы со временем приобрели огромную популярность, и расцвет этого жанра продолжался вплоть до революции, пока не исчезли в связи с религиозными запретами.

С принятием христианства, напротив, скоморошество, имеющее довольно высокий социальный статус и покровителей, подверглось гонениям. Скомороший театр обрёл славу «позорища» (хотя этот термин не означал сначала «позор» в том смысле, который известен сейчас, но именно соотнесение этого слова со скоморошьими представлениями способствовало приобретению негативной окраски). Связанное с лексемой «зрети», впоследствии «позорище» преобразовалось в зрелище.

Примечательно, что в XIV веке церковь сама обращается к театру. Происходит это с открытием первых учебных заведений. Мощный воспитательный потенциал театра, его воздействие на душу и эмоциональную сферу способствуют открытию школьных театров, повлиявших на дальнейшее формирование театрального искусства в России.

Школьный театр – XVI – XVII веков – это особая страница в истории русского театра. В условиях школьного театра, несмотря на его схематичность и некоторую тематическую ограниченность, и педагогическую направленность, произошло отделение артистов от зрителей, формирование стройной системы, начали использоваться декорации, были заложены основы актёрской игры.

3. Театральные представления в царский период времени.

В царствование Алексея Михайловича начался новый этап в развитии русского театра. Взяв курс на Европу, Алексей Михайлович, среди других нововведений, даёт распоряжение о создании придворного театра – первого в России. Для этой цели были приглашены специалисты из-за границы. Под руководством немецкого комедианта набранные в новую труппу дети разучили первую пьесу для представления на двух языках. Была построена специальная сцена, созданы декорации. Любовь царя к театральным представлениям ускоряла развитие этого искусства.

Так, в 1673 году был поставлен балет – на греческий сюжет об Орфее, но с русскими актёрами. Далее стали открываться театральные школы, но в них обучались, как и выступали на сцене, только мужчины. Появился и первый драматург – Симеон Полоцкий. Благодаря его деятельности в России родились образцы первых литературных пьес, в которых в той или иной степени отражалась действительность; делались намётки образов; выстраивались диалоги.

Однако настоящий придворный театр появился лишь при правлении Петра I. Император рассматривал театр как способ пропаганды своих новаторских идей. Грандиозность его замысла в отношении искусства Мельпомены состояла в том, чтобы создать театр, доступный для всех слоёв общества. Основу нового театра составила немецкая труппа Кунста (был назван «комедийная храмина), но она не обладала потенциалом, необходимым для распространения идей Петра. К тому же представления труппы давались только на немецком языке, в связи, с чем ограничивался круг публики. Этот недостаток вскоре был преодолён, и труппа Кунста расширила свой диапазон во всех смыслах, в том числе, и языковом. И всё же этот опыт оказался не очень удачным: «комедийная храмина» просуществовала всего четыре года (1702 – 1706). И хотя театр, в лучшие времена вмещавший в себя до пятисот человек, разобрали, в эпоху правления Анны Иоанновны здесь появился новый театр.

А Пётр Великий, тем временем, берётся за открытие нового театра, который планируется открыть в Санкт-Петербурге. На этот раз он приглашает труппу из Праги. Однако история повторилась. Вновь пальму первенства перехватили немцы, и вновь спектакли начали идти на немецком языке. Император, любивший посещать театр, не был доволен и этим вариантом. Как и в московском театре, его не устраивал репертуар. Он требовал такую пьесу, чтобы в ней не было ни шутовства, ни любви; чтобы она не веселила особенно, но и не погружала в грусть. Написать такую пьесу никто не оказался в состоянии. Да и сама труппа была не на высоте: как актёры, они не блистали, а репертуар оставлял желать лучшего.

Этот театр не являлся не единственным в России на тот период. В Москве на тот момент действовала труппа при госпитале, руководил которым доктор Бидло. Он постоянно пополнял свою труппу, в том числе, и благодаря притоку из Славяно-греко-латинской академии – той самой, где зародилась традиция школьного театра. Таким образом, театр доктора Бидло постоянно обогащался. И хотя театр располагался в сарае, он был очень посещаемым местом, отличался интересным репертуаром и хорошей игрой. Пётр I также бывал на спектаклях, представляемых этой труппой и, очевидно, видел разницу между своим петербургским театром и этим. Видимо, это было одной из причин, почему и второй театр императора просуществовал недолго.

Читайте также:
Радость жизни Катерины в пьесе Гроза: сочинение

В период царствования Петра Великого возникают театры и в Сибири. Пионером этого дела оказался Филофей (Лещинский) – митрополит Сибирский и Тобольский. Он любил театр, пышные представления, а потому приложил усилия к тому, чтобы театральное дело развивалось. Он открыл первый в России театр, названный Духовным, в котором ставились не только пьесы соответствующего содержания, но и комедии. Позже его дело было продолжено другими энтузиастами из церковной среды.

Когда Пётр I умер, замерло и развитие театрального искусства. Придворный театр возродился лишь при Анне Иоанновне. Даже её коронация ознаменовалась приездом итальянских гастролёров, что, собственно, и послужило толчком её интереса к театру. В скором времени, в 1737 году, были построены сцена и театральный зал в Зимнем дворце.

Любившая роскошные развлечения, императрица тратила на них очень большие суммы. Она активизировала процесс праздников, возродила шутовские и скоморошьи развлечения, часто принимавшие жестокий характер.

Со времён коронации Анна Иоанновна возлюбила итальянский театр и возжелала иметь его у себя. Представления в Зимнем дворце шли регулярно (дважды в неделю), далее диапазон расширился посредством оперных и балетных спектаклей. Не знавшая итальянского языка, императрица получала переводы от В.К. Тредиаковского и следила по ним за ходом действия. Итальянцы также познакомили русскую публику с такими жанрами, как комедия dell’arte и opera-seria.

В 1741 году новой правительницей России стала Елизавета Петровна. Она также продолжила европейскую линию развития театра, приглашая для выступления различные труппы, за которыми наблюдал, в том числе, и Фёдор Волков – будущий зачинатель русского театра, справедливо названный его «отцом» (по выражению В.Г. Белинского).

Свой путь Ф.Я. Волков начинал в Ярославле, и его труппа имела там настоящий успех. Уже в Ярославле было очевидно, что Фёдор Волков идёт по собственному пути развития, вкладывая в своё творчество иные художественные принципы, а именно – естественность и простоту. Это было началом начал великого реалистического театра России.

Ф.Я. Волков умер очень рано, не дожив и до тридцати пяти лет. Но начатое им дело продолжилось. На сцену вышел ряд прогрессивных актёров и драматургов, благодаря которым русский театр сделал резкий скачок вперёд.

В первую очередь, благодаря творчеству Д.И. Фонвизина и его пьесам «Бригадир» и «Недоросль». Последняя имеет непосредственную связь с деятельностью актёра И.А. Дмитриевского, который сумел не только стать лучшим артистом придворного театра, но и занять в нём место лидера. Он при этом уделял внимание и другому театру – «маленькому деревянному», и в скором времени полностью переключился на него. Именно там происходило формирование нового русского театра, избавляющегося от классицизма и переходящего к основам реализма; там получали путёвку в жизнь фонвизинские пьесы.

В XVIII веке большое распространение получают крепостные театры. Как это следует из названия, труппа таких театров формировалась из крепостных. Чаще всего детей обучали премудростям актёрского мастерства, музыке, хореографии ещё с детства. Крепостные театры были устроены также как и все остальные, имели все необходимые приспособления. Часто в недрах крепостных театров рождались настоящие звёзды (например, Прасковья Жемчугова). Наиболее известными были театры графа Н.П. Шереметева (женившегося на своей крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой), И.Д. Шепелева и других. Как крепостные, начинали свой путь такие титаны, как М.С. Щепкин, Е.С. Семёнова, С.Ф. Мочалов и другие. Таланты, открытые в таких театрах, ещё более подчёркивали чудовищность существовавшего тогда крепостного права.

Таким образом, в XVIII веке произошёл большой рывок в развитии русского театра, обретшего свою национальную неповторимость.

4. Театр в России XIX – начало XX века.

В XIX веке эти настроения только усилились. В 1812 году театр, как и всё искусство России, начинает своё активное движение по патриотической линии, что влияет как на репертуарную политику, так и на актёрские и режиссёрские тенденции.

Огромным событием для русской культуры стало появление Малого театра в Москве в 1824 году, снискавшего славу «второго Московского университета». На сцене Малого театра блистали выдающиеся актёры-реформаторы – М.С. Щепкин и П.С. Мочалов. Поддерживающие принципы реалистического воплощения жизни и образов на сцене, они подходили к нему с разных сторон. В щепкинской концепции главным было изучение и передача характера, в то время как П.С. Мочалова влекла к себе стихия романтики. В результате, один сделал неоценимый вклад в развитие комедии, а другой – трагедии.

Реализм в русском театре всё более утверждался в своих правах. Ярким примером отхода от классицизма и романтизма явилась гениальная комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», которая была поставлена на сцене в 1831 году в Малом театре. В ней с потрясающей яркостью была запечатлена разница между двумя эпохами, их конфликт был выражен через сложные характеры героев. «Горе от ума» – настоящий прорыв в искусстве комедии, т.к. автор в качестве одного из важнейших художественных средств использовал многогранность характера, в то время как ранее в этом жанре для образов обозначалась одна ведущая черта. Эти характеры великолепно были сыграны П.С. Мочаловым (Чацкий) и М.С. Щепкиным (Фамусов).

Следующая важнейшая веха в эволюции русского театра – творчество Н.В. Гоголя, который в своих пьесах, не уступавших по гениальности А.С. Грибоедову, остро критиковал положение дел в России. Эти произведения для театра – «Женитьба» и «Ревизор» – до сих присутствуют в современном репертуаре.

Творчество Н.В. Гоголя подготовило почву для деятельности другой ключевой фигуры отечественного театра А.Н. Островского. Триумфальное шествие его многочисленных пьес началось с 1848 года – но только лишь по салонам и гостиным. Поначалу его произведения браковались цензурой и не допускались на сцену. За время запретов автор создал пять пьес, и все они были восторженно приняты интеллигенцией.

Читайте также:
Героиня пьес А. Островского Гроза, Бесприданница, Снегурочка: сочинение

В 1853 году широкий зритель, наконец, получил возможность увидеть творение замоскворецкого Шекспира на сцене. Это была комедия «Не в свои сани не садись». С тех пор пьесы А.Н. Островского широким потоком полились на сцену. Их достоинства определялись не только высочайшим литературным мастерством. «Певцу Замосковоречья» удалось завершить процесс создания нового национального театра, в котором главенствовала психологическая школа игры.

Интересной чертой театральной жизни начала XX века оказывается организация любительских и частных театров, которые развивались гораздо интенсивнее, нежели императорские труппы. Последние из представленных выше оказали решающее влияние на русский театр. Среди подобных коллективов следует назвать театры С.И. Мамонотова, Н.И. Соловцова, Ф.А. Корша, А.Я. Таирова, а также К.С. Станиславского и Н.И. Немировича-Данченко. Все эти имена красноречивы сами по себе.

Так, система актёрской игры К.С. Станиславского стала мировым достоянием. Созданный вместе с В.И. Немировичем-Данченко МХАТ стал великолепным образцом психологического театра, в котором новаторская игра и режиссура совмещались с не менее новаторской драматургией (А.П. Чехов). МХАТ и драматургия А.П. Чехова – это новая, совершенно иная страница в истории русского театра, выражение принципиально новой театральной эстетики, где в будничном и повседневном бытие крылся весь драматизм и одновременно с тем радость жизни. Необычность и новизна чеховских пьес требовала иных принципов постановки и игры, что и смог осуществить именно МХАТ.

В.Э. Мейерхольд развивал систему биомеханики, основу которой составляли физические данные актёров, его физическая подготовка, которая, по его мнению, становилась решающим фактором для реализации актёрской задачи.

А.Я. Таиров создал т.н. синтетический театр, в котором властвовал универсальный актёр, виртуозно владевший как внешней, так и внутренней техникой.

С приходом революции все театры стали собственностью государства. Новые условия поставили многих деятелей культуры в невозможные условия для творчества, в связи, с чем страну покинуло огромное число интеллигенции, в том числе, актёры, режиссёры, драматурги. Оставшиеся были вынуждены приспосабливаться.

Однако возникают и новые тенденции. Так, условия НЭПа оказываются благоприятными для возникновения кабаре, рождается новаторская драматургия В.В. Маяковского, расцветает театр Е.Б. Вахтангова, появляется оригинальное движение «Синяя блуза».

Таким образом, в конце XIX – начале ХХ века произошло завершение формирования уникальности и универсальности русского театра, и даже социальные катаклизмы не смогли воспрепятствовать этому процессу, хотя и затормозили его. В ХХ веке русское театральное искусство поднялось на новую высоту.

5. Заключение.

Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать ряд выводов. Театр в России начинался в мистериальных формах, в обрядовых действиях, руководил которыми жрец. Уже тогда зародился прообраз современного театра с режиссёром и актёрским составом, который мы видим сейчас.

Далее театр постепенно развивался через такие примечательные явления, как скоморошество, балаганные и вертепные представления. При царе Алексее Михайловиче в страну начали проникать европейские театральные веяния, и до XVIII века русский театр шёл по пути подражания и заимствования. Хотя нельзя не отметить, что возникали своеобразные явления, например, школьные театры, сыгравшие большую роль в формировании искусства театра. И здесь, как ни парадоксально это звучит, именно церковь, до сих пор протестовавшая против театра, способствовала его продвижению.

Далее русский актёр Ф.Я. Волков сделал коренной поворот в эволюции театра, направив его на путь национального искусства. И потом уже при усилии целой плеяды великих актёров, режиссёров, драматургов на свет рождается русский реалистический психологический театр, неповторимый по своей сути, глубине и значимости.

6. Список литературы.

1. Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра: Любительский театр. Театральная цензура. К биографиям писателей и артистов. Мелочи театральной старины. Народный театр. – М.: URSS. 2015. – 320 с.

2. Терешина М. История русского театра. – М.: Эксмо, 2019. – 480 с.

3. Царёв М.М. Неповторимые мгновенья. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 176 с.

Становление русского национального театра и русской драматургии: сочинение

Главная » СОЧИНЕНИЯ по литературе для школьников » Сочинения по авторам » » Сочинение на тему Становление русского национального театра и русской драматургии. Прочее.

Становление русского национального театра и русской драматургии

Становление русского национального театра и русской драматургии Драматургия – особый род искусства. Она существует “на слиянии” литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляюҭся в своем взаимодействии.История современной русской литературы начинает свой отсчет со второй половины XVIII века, с появления “Древней российской библиофи-лики”, ознаменовавшей принципиально новое отношете читателя к отечественной литературе и литературы к самой себе как к самостоятеяьному и самодовлеющему явлению. Такой вывод сделал Д.С. Лихачев в работе “Поэҭика древнерусской литературы”: “Древнерусская литература существует для читателя как единое целое, не разделенное по историческим периодам. Коща в сознании читателя авторы и их произведения выстраиваюҭся в хронологической последовательности, это означает, что появилось сознание исторической изменяемости литературы, и это значиҭ, что процесс развиҭия литературы начал совершаться единым фронтом.С каких пор мы можем наблюдать появление этой литературной памяти, этого сознания изменяемости литературы? Его начинает собой грандиозная деятельность Новикова по собиранию и публикации древних памятников в издании, подчеркивающем это историческое сознание в самом его названии: “Древняя российская библиофилика”. Но сознание исторической изменяемости стиля и языка появляется только в начале XIX в. Пушкин был первым, кто ощуҭил в полной мере различие стилей литературы по эпохам, странам и писателям. Он был увлечен своим открыҭием и пробовал свои силы в различных стилях – разных эпох, народов и писателей. Это означало, что скачок закончился и началось нормальное развиҭие литературы, осознающей свое развиҭие, свою историческую изменяемость. Появилось историко-литератур-ное самосознание литературы. “Итак, с труда А.Ф. Новикова, появление которого доказало, что русской литературе, чтобы свободно развиваться, необходимо всмот-реться в свою историю, осознать всю длину пройденного ею пуҭи, со второй половины XVIII века, начинается новая русская литература. Примерно тогда же начинается и русский театр: его зарождение связано с именем Федора Волкова.Таким образом, лишь к середине XIX века русская литература стала абсолюҭно самостоятельным фактором мировой кульҭуры, и русская сценическая школа достигла серьезных высот, сформировала важнейшие принципы и постулаты драматического искусства. Но что из себя представлял реперҭуар русских театров? Самобыҭные, яркие пьесы отечественных авторов были явлением крайне эпизодическим на их сценах. “Горе от ума” лишь в 1862 году впервые увидел зритель; из всех пьес Н.В. Гоголя в театрах шел только “Ревизор”; драматургия Пушкина и Лермонтова русскому театру была вообще неизвестна. Основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес и подражательных русских; излюбленным жанром стал водевиль, и значение театра воспринималось как развлекательное, увеселительное.Итак, к середине XIX века русская сцена испыҭывала настоятельную потребность в принципиальном обновлении реперҭуара; она стремилась обратиться к национальным образам и отечественным проблемам.Тяга к драматургии явственна у всех выдающихся русских писателей начала прошлого века. Но пьесы Пушкина, Лермонтова, Гоголя не образуюҭ собой взаимосвязанных явлений. Они воспринимаюҭся органично лишь взятые в контексте ҭворчества их автора; объединение их в некий самостоятельный ряд выглядиҭ механическим. Однако эҭи блистательные сами по себе пьесы, если и не сделали “русского театра”, были необходимы становлению русской драматургии. И к середине века русская литература уже была готова к встрече с театром.Надо особо отметить, что не только кульҭурная, но и общественная жизнь страны требовала нового театра и новой драматургии. Конец 50-ых – начало 60-ых годов – это ожидание, подготовка и осуществление важнейщих реформ. В обновленной пореформенной России особую силу обретает общественное мнение: большинство впервые за много лет обрело свой голос и активно стремилось, чтобы этот голос прозвучал и был услышан. Особенности этого периода нашей истории комменҭирует А.Аникст: “Пограничной датой, обозначающей конец одного периода и начало другого, является 1855 год – год смерҭи Николая 1, тридцатилетнее царствование которого ознаменовалось мрачнейшей реакцией в общественной и духовной жизни страны. Оҭмена крепостного права в 1861 году и сопровождавшие его реформы являлись мерами половинчатыми, не решавшими всех противоречий. Тем не менее атмосфера в стране, по сравнению с временами Николая 1, несколько изменилась. Стало возможным более резко изображать зло предшествующего пери-ода. В соответствии с изменившимися условиями и в литературе появились новые веяния.Конец этого периода совпадает с убийством Александра II народовольцами в 1881 году. Время, подлежащее нашему рассмотрению, охватывает четверть века; это были годы весьма плодотворные для русской литературы и, в частности, для драмы. Именно в эҭи годы русская драма достигает полной зрелости и становиҭся главной силой в театре. Теперь уже не единичные шедевры. а десятки пьес свидетельствуюҭ о том, что появилась своеобразная русская национальная драма, обладающая большим богатством идей и отличающаяся самобыҭной художественной формой “^Все эҭи десятки пьес, если и не написаны самим Островским, то созданы в соавторстве с ним, под его руководством. Островский один сделал то, что в других странах делали поколения драматургов. Целенаправленно и последовательно создавал он русский национальный театр. Уникальность дарования его в удивительном гармоническом сочетании таланта литератора и театрального деятеля. Он не просто создал театральный реперҭуар. Он сформировал школу актерского мастерства. Разработал устойчивую и необходимую классическому театру систему амплуа. И самое главное – он сформировал нового актера и нового зрителя.Театр Островского – явление целостное. Он характеризуется особым отношением к тексту, культом текста. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все: и трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы, и даже оформление сцены. Режиссер в этом театре – лицо третьестепенное; от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Ведь основа любой классической пьесы – диалог. Все действие держиҭся на разговорах персонажей, на монологах, обмене репликами. Герои – идеальные собеседники. Слово – уже само по себе действие. Жизнь – речь. Большинство пьес Островского отличается полной досказанностью: каждому персонажу для исчерпывающей его характеристики автор дает высказаться вполне.Творчество зрителя в таком театре заключается в основном в сопереживании происходящему на сцене. Глубокого соразмышления от него еще не требуется. Но к 70-ым годам стремление персонажей Островского к полной откровенности со зрителем заменяется сдержанностью, замкнутостью. Оҭкровенные признания уступаюҭ место наме-кам, иносказаниям, умолчанию. Свою роль в театре Островского начинает играть подтекст. В пьесах 70-80-ых годов возникаюҭ темы и образы, предвосхищающие принципиально новое явление русской драматургии – театр Чехова.Справедливо отмечает Л.М. Лотман: “Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте, как форме борения личности с порабощением человека “общим порядком быҭия “, о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического – все эҭи особенности его произведений готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего к концу XIX – началу XX века.”^

Читайте также:
Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»: сочинение

Права на сочинение “Становление русского национального театра и русской драматургии” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Сочинение по сказке Островского Снегурочка

Я думаю, что это произведение Островского, прежде всего, о любви. Тут много взаимоотношений, ревности, мечтаний… Но это всё о любви, которой учится Снегурочка.

Уже интересно, какое сильное чувство должно было связать её родителей, ведь слишком они разные. Мороз и Весна! И не просто по своей природе они разные, а ещё по взглядам на то же воспитание ребенка. Сама Снегурочка, как будто сказочная русалка, смотрела из своего мира – леса на жизнь людей. Её нравились их песни, хороводы. И она выбрала, когда родители спросили её, с кем она хочет жить (с мамой или папой), ответила, что ей больше понравилось бы с людьми.

И всю сказку Снегурочка учится любви. Сама по себе она ведь такая холодная… Ей что-то может нравиться, она даже плачет от ревности и обиды, может играть даже, но не чувствует тепла в сердце. И только в итоге мама Весна передаёт ей это умение – любить.

Лель, который нравится Снегурочке, предпочитает ей другую – более живую, яркую. Хотя многие влюбились в холодную красоту Снегурочки. Получается, что они «покупались» на её совершенную красоту, а чувства её их не волновали… Хотя, я думаю, что они сначала впечатлялись внешностью, но если б стали больше общаться со Снегурочкой, то им бы тоже не понравилась её холодность. Вот так у нас иногда влюбляются в артистов или певцов, но ведь это только «фантик», мы ведь не знаем, что это за человек, какой у него характер. Так что зря парни в сказке ссорились со своими девушками из-за Снегурочки.

Той даже немного стыдно было, но она, в основном, не понимала, как на нее реагируют люди. Можно было б сказать, что главная героиня, научившись любить, стала человеком… Но нет, ведь и её мама Весна тоже умела любить. И Снегурочка, как и Русалочка, пропала из этого мира. Тут важно, что любящий может отдать свою жизнь ради любимого, ведь он любит его больше себя. Это самое сложное, ведь рубашка своя ближе всегда. Мы чувствует себя, почти понимаем, чаще всего прощаем… А тут нужно отвлечься от своих ощущений и забот. Поставить себя на место другого! Это любить одного человека… А есть те, кто любят всё человечество, помогают людям, терпят всё… Но такие люди очень редки. Зато, про них и пишут разные произведения…

Читайте также:
Народные истоки характера Катерины: сочинение

Может быть, была такая конкретная девушка с трудностями общения когда-то. И сейчас встречаются. Такой типаж, возможно. Внешне красивая, но чувства любви не испытывает. Я в это, скорее, поверю, чем в очеловеченную Весну и (деда) Мороза.

Вариант 2

История создания. У произведения богатая творческая предыстория.В начале 1873 года работники Малого театра на время переехали в Большой театр. Они решили сыграть постановку, в которой совмещены были драма, опера и балет. Драму написал Островский, в основу которой легла русская народная сказка. Обширная работа предстояла весной 1873 года. Автор трудился с юным Чайковским. Работа была окончена в марте 1873 года на день рождения автора. В мае произведение увидело свет.

Жанр. Пьеса-сказка.

Тема. Социальная тематика занимает не основное место в произведении. В центре повествования находится личная драма. В основе пьесы лежит любовь. Писатель указывает на важность этого чувства и ставит его выше земного существования. Основным мотивом сказки мысль о бессмысленности существования без любви. Также в пьесе раскрывается взаимосвязь противоположностей. Объединяются холод и свет, зима и лето. Социальная проблематика описывается в виде государственного устройства, нравов и обычаев царства.

Сюжет. В центре повествования девушка-Снегурочка, дочь Мороза и Весны-Красны. Девушка обитает в вымышленном Берендеевом царстве. Она покинула дом отца Мороза, который слишком оберегал ее. Теперь Снегурочка жила в доме Бобыля и Бобылихи. Девушка хочет любить, но у нее не получается. Ее влечет к Лелю, но только потому, что пастух мил и обходителен со всеми девушками, а Снегурочке хотелось, чтобы он уделял внимание лишь ей. У названых родителей не было чувств к девушке. Они только хотели выгодно выдать ее замуж и жить припеваючи. Снегурочке не интересны местные мужчины, хотя ради нее они меняют свой образ жизни, отвергают невест и нарушают правила. От нее веет холодом, чем и привлекает она мужчин. Однажды случается несчастье. Она застает пастуха, перед этим отказавшего ей, рядом с другой девушкой. Не в силах выдержать этого, Снегурочка мчится к матери и просит разрешить любить или предоставить смерть. Весна дает позволение полюбить, несмотря на плохое предчувствие. Весна оказалась права. Девушка растаяла от первых лучей теплого солнца, а ее возлюбленному пришлось расстаться с жизнью, утопившись в пруду. Он хотел слиться с водой, в которую превратилась Снегурочка.

Главные герои. Снегурочка – главная героиня. Очень красивая, желала полюбить, но имела холодное сердце. Наивная девушка готова была отдать жизнь за то, чтобы познать любовь.

Мороз – папа Снегурочки. Суровый и строгий, он стремился оградить дочь от всех невзгод.

Весна-Красна – мама Снегурочки. Невзирая не нехорошее предчувствие, ей не хватило решительности отказать дочери в возможности любить.

Лель – легкомысленный пастух, которому удалось пробудить непонятные ощущения в Снегурочке.

Мизгирь – торговец, который полюбил Снегурочку так сильно, что готов был отдать за нее все, что имел. Он даже бросил свою невесту Купаву, чем нарушил все порядки государства.

Композиция. Пьеса написана в четырех действиях. Произведение расширено авторским прологом. Сказка написана не рифмованными строками, но ритмична и мелодична.

По произведению Снегурочка

Несколько интересных сочинений

Когда писатель создает собственный труд, он опирается на нынешнюю ситуацию или прежний опыт, а также может простирать свой взор в грядущее. В общем, довольно банальная фраза, однако, этот факт нужно отметить.

Читайте также:
Жестокие нравы города Калинова: сочинение

Юрий Олеша написал свое произведение под названием «Три толстяка» в виде романа – сказки с захватывающим сюжетом, полным приключений, опасностей и сказочных элементов

Основным персонажем произведения является обыкновенный деревенский мужик по имени Егор Иваныч Глотов, мечтающий долгое время о приобретении собственной лошади, необходимой для ведения его нехитрого крестьянского хозяйства.

В произведении Куприн повествует нам историю о маленьком осиротевшем мальчике Серёже, его опекуном Мартыном Лодыжкиным, их псом Арто, и помещиками с их избалованным сыном Трилли.

Эпизод дуэли Печорина с Грушницким находится в части «Княжна Мери», в которой описан больший промежуток жизни молодого офицера.

Сочинение по сказке Снегурочка Островского

События в данном произведении разворачиваются в древние времена, в сказочной стране берендеев. В один сюжет собраны различные персонажи, взятые и из мифологии, и из обычной жизни. Автор описывает старинный быт, используя исторический и фольклорный материалы, такой как поэма «Слово о полку Игореве».

За основу сюжета произведения берется жизнь главной героини, Снегурочки, дочери Мороза и Весны-Красны, судьба которой складывается весьма печально, не смотря на предостережения своих родителей. Девушка живет в придуманном мире Островским в царстве берендеев, но не с родными родителями, которые ее оберегали от разных бед, а в семье Бобыля и Бобылихи, для которых она лишь предоставляет возможность нажиться за счет красоты Снегурочки, скорее выдав ее замуж. Но сердце девушки остается холодным, она хочет почувствовать огонь любви, но не может, иначе она растает.

Снегурочка безразлично смотрит на парней-берендеев, которые ради неё меняют свои жизни, отвергают своих невест и нарушают общественные устои; внутри у нее холод, она отличается от жителей берендеев – и поэтому очень влечет их.

Все-таки и девушку увлек парень пастушок Лель, но он отверг ее и стал благосклонен к другой. От обиды снегурочка бросается к своей родной матери, Весне-Красне, просит разрешить ей полюбить – или умереть.

Этот момент показывает главную мысль произведения: нет смысла жить, не испытав чувство любви.

Мать позволяет своей дочери ощутить это прекрасное чувство любви, не смотря на то, что знает, чем ей это обернется.

Встретив свою любовь, Снегурочка погибает под лучами жаркого и ясного Ярила, но ее мир успел наполниться смыслом. Ее возлюбленный не стал мириться с утратой и тоже расстается с жизнью, чтобы воссоединиться со своей Снегурочкой.

Так заканчивается сказка А.Н.Островского «Снегурочка».

2 вариант

«Снегурочка» – очень интересная сказка, хотя она больше похожа на телесериал. Тут столько интриг, отношений!

С самого начала немного неравный брак Мороза и Весны. У них вроде как большая разница в возрасте, но ещё больше она в их отношении ко всему, в стиле жизни. У них дочь уже родилась, но нет понимания, как её воспитывать. Например, где ей жить – с мамой или папой? В смысле, среди людей при весне или в лесу, где ещё может прятаться зима? Редко, но в самой чаще остается снег даже летом… Так вот, они хотя бы догадались спросить саму Снегурочку. А она, как и русалочка из другой сказки, хочет сменить привычную среду обитания… Она слушает песни девушек, смотрит на хороводы, а ещё ей нравится Лель, который в дальнейшем окажется таким ветреным… Ему Снегурочка подарит цветок в знак своей симпатии, а он его бросит, побежит к другим девушкам. Но так будет до тех пор, пока он не встретит Купаву, которую бросил жених, который влюбился в её подругу – Снегурочку. Вот так поворот! И ещё из-за Снегурочки многие девушки поссорились со своими парнями, так как те с восхищением смотрели на холодную красавицу. На самом деле по этому произведению можно снять сериал, только немного осовременить и растянуть по времени.

В общем, тут столько любви, но у неё важное значение – только она может растопить лёд. Только тогда природа (и природа самого человека) оживёт, будет жить, а не сохраняться, в замороженном состоянии.

Мне ещё понравилось, что в сказке показана жизнь наших предков – славян, которые ещё поклоняются разным языческим богам. У них там есть и Ярило – для Солнца, а в лесу всякие лешие… Собственно, сезоны тоже одушевленные. Показан и быт простых людей, жизнь князя, купцов. Тут есть и Елена Прекрасная, появляется «призрак» Снегурочки, которым в лес манят влюбленного в неё… Столько всего!

В общем, прекрасная, яркая и даже современная сказка. Снегурочка учится любить, её сердце тает постепенно. Она плачет, когда Лель выбирает Купаву, но не от любви, а от ревности, злости… Но постепенно девушка понимает, что такое любовь. Важно, что тогда возлюбленный становится важней для тебя, чем ты сам. В сказке Весна передаёт дочке умение любить!

Также читают:

Картинка к сочинению По сказке Снегурочка

Популярные сегодня темы

Аня Раневская – одна из второстепенных героинь пьесы Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Приходится младшей дочерью обанкротившейся помещицы Любови Раневской. Ане 17 лет, и до этого возраста сохранила детскую непосредственность

Роман «Отцы и дети» принято считать прежде всего социальным. На его станицах разворачивается череда самых разнообразных конфликтов: молодости и старости, аристократии и разночинцев

Музыка-такая уникальная и прекрасная вещь. Я большой поклонник музыки, Вы не можете не быть очарованы всеми этими мелодиями и звуками, Мы, кажется, те, кто играет музыку, а не люди, которые ее играют

Читайте также:
Образы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»: сочинение

Многие люди интерпретируют личное счастье по-разному. Для кого-то счастьем может стать изобилие денег в кошельке, для кого-то наличие близкого по душе человека рядом, а для кого-то исполнение цели всей жизни

Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в произведении «Преступление и наказание» отразил не только эпоху, но и поднял нравственные проблемы, законы человечности, добра.

Сочинение по сказке Снегурочка

Снегурочка, сказка-пьеса, которую написал Островский опираясь на предания и соединяя в своем произведении легенды, знакомые из детства сказки и поверья. Его работа не такая, как другие произведения, где автор выступает критиком устоявшихся нравов, создавая картины жизни в условиях темного царства. Здесь созданы удивительные картины красот природы, где царит любовь и молодость. Сам сюжет немного фантастичен, однако среди необычного просматриваются характеры, присущие человечеству.

Сказка А.Н. Островского Снегурочка

Сейчас нам предстоит написать сочинение по русскому языку за 3 класс, в котором мы раскроем сюжет работы Островского. Сразу в своем сочинении по теме Снегурочка хочется отметить стремление писателя создать идеальный мир. Эта пьеса, как воплощенная мечта Островского о будущем, где люди свободны от власти, насилия и произвола. Где действуют законы совести и чести.

Действие сюжета происходит в неком царстве Берендея. Там люди живут так, чтобы не гневить богов. В этом царстве ценят красоту мира, красоту девичьего стана, цветов, природы, песен. Берендеевцы счастливы и не знают войн. Царь здесь — слуга народа, неторопливо он похаживает среди людей и гордится их достоинствами. Его не волнуют деньги, он заботится о душах подданных.

Далее, хотелось бы обратиться к главной героине. Она является олицетворением сердечной стужи. Это дитя Весны и Мороза. Но не только холодное сердце получила в наследие девушка, которое досталось ей от отца. Снегурочка похожа и на добрую мать, поэтому ей надоело жить в глуши леса, ей противно одиночество. Хочется ей к людям, хочет стать она частью человеческой жизни, принимать участие в забавах людей. Она хочет наслаждаться песнями Леля. Девушку манит незнакомый ей мир и хоть ее сердце пока не знает теплого чувства любви, она хочет найти свое счастье.

Красота Снегурочки была неописуемой. Всех сразила Снегурочка своим видом, а ее холодность еще больше привлекала к себе внимание. Ведь это делало ее особенной. Сердце героини, не знающее любви, не может откликнуться взаимностью, поэтому она лишь отстранено наблюдает за той страстью, что испытывает к ней Мизгирь. Но постепенно девушка начинает испытывать непонятные для себя чувства и ее лед начинает таять. Героиня испытывает к Лелю некие чувства. Но отвергает Снегурочку пастух. Вот и захотелось девушке, чтобы мать ей подарила такую любовь, что сжигает сердца. Да. В итоге это чувство будет губительным для героини, но без него она не могла и не хотела жить.

Влюбленная Снегурочка предстает перед нами трогательной. Теперь перед ней совершенно иной мир, ей стали понятны окружающие ее люди с их чувствами. Девушка соглашается стать женой Мизгиря, вот только парень ставит превыше всего свои намерения показать Снегурочку берендеям, хотя героиня предупреждала его, что это приведет ее к смерти.

Несмотря на предупреждения, Мизгирь представил свою жену и первые лучи солнца сделали свое дело. Они убивают Снегурочку, а Мизгирь, не смирившись с потерей, бросается со скалы в озеро.

Сочинение по картине Снегурочка Васнецова

Теперь же давайте обратим свое внимание на картину, которую написал Васнецов, и продолжим наше сочинение уже по картине Снегурочка.

Идею создания картины Снегурочка, Васнецову навеяли сказки и пьеса Островского. Эта картина и была написана, как декорация к пьесе. Работа художника не оставляет нас равнодушными и сразу притягивает к себе таинственностью и выразительностью. Впечатляет своей искренностью и добротой. Несмотря на то, что на полотне изображен зимний пейзаж, картина притягивает своей теплотой. Давайте же познакомимся поближе с картиной Васнецова, которую он создал еще в 1899 году.

Описание картины Васнецова Снегурочка

Сейчас передо мной репродукция картины. Я вижу зимнюю морозную ночь. Ночь спокойная и безветренная. На небе мерцают звезды, чье мерцание серебрит опушку леса. На первом плане автор изображает молодые елочки, слева дремучий лес, немного в стороне стоит одинокая береза.

Прямо в центре полотна мы видим главную героиню многих сказок и пьес. Это прекрасная девушка, а имя ей Снегурочка. Она одета в красивый наряд. Меховая шапка, шубка, теплые варежки согревают девушку. Снегурочка вышла из леса, и возможно она идет к людям, в тот неизвестный и опасный для нее мир. Вот поэтому она слегка напугана и растеряна. Однако ее это не останавливает, ее манят виднеющиеся вдали огоньки, которые светятся из окон домов. Что ее там ждет? Девушке пока неизвестно, но стремление избежать одиночества огромное и ради обретения счастья, Снегурочка готова пойти в другой мир, в мир людей. Она идет по заснеженному покрывалу, которое опустилось на землю. По нему еще никто не ступал, не пробегали и лесные звери. Это как будто говорит о чистоте и невинности души нашей героини, о ее холодном сердце, не знающем ни тревог, ни волнений.

Вся картина залита лунным сиянием, отчего работа автора кажется волшебной и сказочной. Мне картина очень понравилась и она полностью соответствует моему представлению о том, как должна выглядеть Снегурочка в пьесе Островского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: