Театр Островского: сочинение

Русская литература. 10 класс

А. Н. Островский

Александр Николаевич

ОСТРОВСКИЙ

(1823—1886)

Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но толь ко после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье в семье судебного чиновника.

Островские были родом из Костромы, выходцами из духовного сословия. Дед писателя перебрался в Москву, стал монахом Донского монастыря. Отец, Николай Фёдорович, окончил духовную семинарию, а позже и академию, однако стал судебным чиновником. Он был человеком строгих правил и принципов, честным и порядочным.

Александр был в семье наследником, старшим сыном. В девять лет он испытал первое большое потрясение в своей жизни — смерть матери. Отец много работал ради того, чтобы обеспечить большую семью, был человеком образованным. Именно поэтому в доме была хорошая библиотека, выписывались «толстые» литературные журналы. При этом большое внимание уделялось домашнему образованию: с детьми занимались учителя.

Можно сказать, что дома Александр, любивший чтение, получал больше знаний из прочитанных книг, чем в гимназии, в которую его отдали в сентябре 1835 года. Островский был самым обыкновенным учеником, особыми способностями не выделялся, но учился старательно. Он получил аттестат с хорошими оценками и «отлично» за поведение, что давало ему право поступать в университет без экзаменов.

В 1840 году у Островского произошёл первый конфликт с отцом. Александр хотел поступать на факультет словесности, но отец настоял на более основательном, по его мнению, образовании. Будущий драматург подчинился воле отца и отправился на юридический факультет Московского университета. К этому времени в доме был достаток: отец выкупил право на дворянство, мог позволить себе заниматься частной практикой.

Первоначально учёба в университете Александру нравилась. Однако неожиданно он увлёкся театром, став заядлым московским театралом.

Литография начала XIX века.
Большой (Петровский) и Малый театры

Москва была одной из театральных столиц. Здесь располагались Большой (Петровский) и Малый театры (второй позже будут называть «Домом Островского»), где служили известные в то время актёры.

О театре писали в газетах («Московские ведомости» и др.) и специальных журналах («Музыкальный и театральный вестник», «Русская сцена», «Музыка и театр» и др.). Интерес к театру был огромен.

Увлечение театром было настолько сильным, что Островский оставил университет. Отец решил преподать урок и отправил Александра служить писцом в Московский совестный суд, а затем канцелярским чиновником в Московский коммерческий суд. Это был ценный опыт для начинающего драматурга: он открыл для себя новую, чиновничью, среду («мир судей» с их нравами и порядками). Островскому оставалось только наблюдать и запоминать.

В 1847 году А. Н. Островский пишет свои первые произведения — очерк «Записки замоскворецкого жителя» и пьесу «Картина семейной жизни». Первое принесло похвалы критиков за точность наблюдений (сам автор навсегда получил прозвище «Колумб Замоскворечья»). Но главное — Островский окончательно убедился, что его призвание — это не карьера чиновника или юриста.

В 1849 году выходит комедия А. Н. Островского «Свои люди — сочтёмся» (её он писал дольше всего — целых три года). Сюжет пьесы предельно прост и «подсмотрен» у самой жизни: задолжавший купец решается на судебную аферу.

С пьесы «Свои люди — сочтёмся» начинается «театр Островского». Она содержит черты, которые создают неповторимый стиль Островского-драматурга:

• яркие характеры героев, словно зашедших прямо с улицы;

• использование «говорящих» фамилий;

• отражение народной нравственности;

• конфликт отцов и детей на повседневном, бытовом уровне;

• смешение трагического и комического (как в самой жизни);

Пьесу к постановке запретили, за Островским был установлен негласный надзор, целый год его нигде не печатали. Только в марте 1850 года пьеса «Свои люди — сочтёмся» была опубликована в журнале «Москвитянин».

На чтении пьесы «Свои люди — сочтёмся» (первоначальное название — «Банкрот») 3 декабря 1849 года в доме М. П. Погодина, профессора Московского университета, редактора журнала «Москвитянин», присутствовал Н. В. Гоголь. Современники отмечали, что он внимательно слушал пьесу, а позже Островскому передали записку, в которой Гоголь тепло приветствовал его талант.

Писатель В. Ф. Одоевский, оценивая значение этой пьесы, сказал: «Я считаю, на Руси три трагедии: “Недоросль”, “Горе от ума”, “Ревизор”. На “Банкроте” я ставлю номер четвёртый».

Следующая пьеса «Бедная невеста» также не была разрешена к постановке на сцене. Однако постепенно, шаг за шагом Островский создаёт русский национальный театр.

В. Я. Лакшин, исследователь творчества драматурга, автор его биографии, отмечает: «14 января 1853 года — день обручения Островского со сценой».

В этот день в Малом театре состоялась премьера пьесы «Не в свои сани не садись». Москва праздновала успех и открытие нового драматурга. Дальше было главное испытание — премьера в Александринском театре в Петербурге, на которой присутствовал сам Николай I. Неожиданно пьеса императору понравилась, и он произнёс знаменитую фразу: «Это даже не пьеса, это — урок».

Цензурные запреты были сняты. Успех следующей пьесы «Бедность не порок» превзошёл все ожидания.

А. Н. Островский едет в Петербург. Драматург начинает сотрудничать с журналом «Современник».

Зимой 1856 года в редакции журнала «Современник» состоялся «генеральный обед» в честь Островского, после чего Александр Николаевич стал считаться официальным сотрудником журнала.

Музей-усадьба
А. Н. Островского
в Щелыкове

В 1862 году А. Н. Островский совершил путешествие по Европе — Венеция, Флоренция, Париж, Лондон. Но больше всего он любил своё имение Щелыко́во в Костромской губернии, которое досталось ему по наследству. Барина или помещика из него не получилось. Он пахал и косил вместе с мужиками, писал пьесы в уединённом флигеле. Во многом природа в Щелыко́ве повлияла на написание пьесы-сказки «Снегурочка».

Двадцать последних лет жизни — это изнуряющая работа, долги и одновременно почёт и уважение. Так, в 1886 году Островского назначили управляющим московскими театрами. В конце жизни давали знать о себе и многочисленные болезни. 2 (14) июня 1886 года А. Н. Островский скончался в своём имении и был похоронен на обычном сельском кладбище.

Мир Островского на сцене и на экране

Вы будете перенаправлены на Автор24

Читайте также:
Народные истоки характера Катерины: сочинение

Драматургия — это теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения.

«Русская трагедия» и «русская комедия» А. Н. Островского на экране

Произведения А. Н. Островского на экран переносятся избирательно, несмотря на то, что внимание к ним со стороны театра не иссякает. Из произведений, написанных в 1840-1860 годы, наиболее заметными в разное время были экранизации «Женитьбы Бальзаминова» и «Грозы». Фильм по пьесе «Гроза» был снят в 1934 году Владимиром Петровым, а «Женитьба Бальзаминова» была экранизирована Константином Воиновым в 1965 году.

Мир Островского – это изначально «дикий» купеческий капитализм, который возник из крестьянства. Сам писатель, происходивший из семьи священнослужителя, начинал службу в московском совестном суде, который занимался домашними спорами. Островский в суде ведет записи дел и таким образом проходит школу познания драм жизни купечества. Затем он переходит на службу в коммерческий суд, здесь клиентами становятся крестьяне, промышлявшие торговлей, купцы, городские мещане, мелкое дворянство. Широкое признание драматург получил благодаря своей комедии «Свои люди – сочтемся!» («Банкрут»), написанной в 1850-х годах и впитавшей весь служебный опыт писателя. Эта пьеса открывает первый период творчества Островского, а «Гроза» закрывает его. В этих пьесах, отражающих дореформенный период жизни страны, А.Н. Островский выступает в роли продолжателя гоголевской традиции с точки зрения ее обличительной стороны.

В начале первого периода в пьесах Островского отсутствует положительное начало, их отличает спокойная, беспристрастная манера.

Особенности реализма Островского определяются следующими чертами:

  • Бытовая точность при изображении социальной среды;
  • Детальная разработка характеров;
  • Спокойная манера повествования.

После выхода в 1851 году пьесы «Бедная невеста» в творчестве драматурга происходит резкий поворот. Он считает, что пусть лучше русский человек, видя себя на сцене, радуется, чем тоскует. Так в творчестве Островского появились положительные «маленькие люди», а затем – резко конфликтная ситуация между «маленькими людьми» и «темным царством». Высшей точкой развития этой тенденции стала драма «Гроза».

Пьеса «Женитьба Бальзаминова» – это произведение второго периода творчества А. Н. Островского. В этот период в его творчестве отражается пореформенная эпоха жизни России. В то же время основу большинства пьес Островского составляет постоянный конфликт между обладателями власти и людьми подневольными. В 1875 году появилась пьеса «Волки и овцы». Эта тема продолжает остаться ключевой.

Готовые работы на аналогичную тему

Пьесы А.Н. Островского – это «картины» или «сцены» из московской жизни», в некоторых случаях – из «жизни захолустья».

В этих пьесах драматург рассказывает о существовании мелких людей, живших на тогдашних московских окраинах: учителей, занимающихся домашними уроками, маленьких чиновников, стряпчих, ходатаев, обедневших купеческих вдов с дочерями на выданье и т.д. К серии произведений о «маленьких людях» относится и трилогия о Бальзаминове:

  • «Праздничный сон-до обеда»;
  • «Свои собаки грызутся, чужая не приставай»;
  • «За чем пойдешь, то и найдешь».

А. Н. Островский. Человек, изменивший театр

Истории А. Н. Островского вот уже третье десятилетие не сходят с экрана и со сцены. Он написал более 50 пьес и стал не только самым плодовитым русским драматургом, но и человеком, который коренным образом изменил театр. Именно идеи Островского, позже развитые А. П. Чеховым и К. С. Станиславским, создали драматическое искусство, с которым мы знакомы сегодня.

Островский с самого начала отказывается от использования эффектных сценических приемов, от исключительных обстоятельств. Герои его пьес – не дворяне и исторические деятели, как в высоких трагедиях. Также в пьесах островского нет и традиционных героев комедий того времени – глуповатых крестьян и находчивых слуг.

Он первым в отечественной драматургии вывел на передний план негероический быт купечества. Оно считалось социальной прослойкой, которое всего лишь должно обеспечивать наполнение товарами магазинов и лавок. Купцы до Островского появлялись на сцене или как эпизодические персонажи, или как комические. Деловой мир считался недостойным сцены ввиду его приземленности.

Выведенные А.Н. Островским новые герои – это простые люди с такими же простыми проблемами и страстями, о которых в приличном обществе говорит не очень принято. Он первым рассмотрел и показал другим, что и люди низкого звания могут страдать, любить, совершать смелые поступки.

Основу пьес драматурга составляет повседневная жизнь, которая складывается из непримечательных, незаметных фактов и событий. Позже этот принцип разовьет А. П. Чехов, который принципиально исключает из пьес все внешне значительное и эффектное. Как и в жизни, в пьесах А.Н. Островского трагическое и комическое идут рядом, нарушая сложившиеся к тому времени театральные традиции. Герои Островского не хорошие и не плохие, они живые. Эти персонажи такие же, как и в жизни – не идеальны, но обаятельны.

Поэтому существует такое количество трактовок образов Островского. Например, образы Катерины и Кабанихи выписаны так, что Кабаниху можно сыграть и как стоящую на страже интересов своей семьи крепкую хозяйку, и как давящий все живое анахронизм. Так и Катерину можно преподнести не только как «луч света в темном царстве», привычный со школьной семьи, но и как провинциальную дурочку, бесящуюся от безделья. И это все с одним и тем же текстом.

Ключевой характеристикой своих героев Островский провозгласил их язык. Именно он выражает их настроение, характер, образование, происхождение и многое другое. При этом драматург активно боролся со старой театральной школой. В частности, он упразднил такой принцип постановки, когда ставка делается на одного актера. В пьесах Островского действует целый ансамбль. И именно Островский выстроил так называемую «четвертую стену» на сцене. По Островскому, зритель является случайным свидетелем событий, отделенный от сцены невидимой стеной, а не заплативший за билет и ожидающий зрелища узаконенный наблюдатель. Теперь монологи героев были адресованы самим себе или лицам воображаемым, а не зрителю.

А.Н. Островский и театр

Разделы: Литература

«Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого своя задача есть. Моя задача – служить русскому драматическому театру». Это сказал Александр Николаевич Островский. Из 64 лет жизни (родился в 1823 году, умер в 1886 году) 41 год отдан драматургии. Из них 35 – театру. 48 пьес. Практически он создал репертуар русского театра.

Островский говорил: «Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же, как академия, университеты, музеи.

Читайте также:
Образ Кулигина в пьесе А. Н. Островского Гроза: сочинение

Театр до Островского переживал тяжелое время. Не ставились хорошие, настоящие пьесы. Публику развлекали самым дешевым и простым способом. Нужен был драмтург, который помог бы вернуть театру нравственное содержание, ведь именно драматургия – основа театра.

14 февраля 1847 года в доме профессора Шевырева собралась группа московских литераторов, и никому не известный 23-летний чиновник Коммерческого суда Александр Островский, прочитал собравшимся первую пьесу: «Семейная картина». Островский вспоминал: «Самый памятный для меня день в моей жизни – 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».

Драматург открыл страну, никому до сего времени в подробностях не известную и никем из путешественников не описанную. Называлась эта страна Замоскворечье, московский купеческий район.

Как же развивается тема купечества, главная тема творчества драматурга на протяжении всей его жизни?

Обратимся к пьесе «Гроза». Она подробно изучается на уроках, поэтому отметим лишь то, как рисует Островский город Калинов, купеческий город. Основные герои его купцы, есть только несколько персонажей из других сословий: Кулигин, Шапкин, сумасшедшая барыня. Оставим пока в стороне Катерину. Кто выделяется из купеческой среды? Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха, как зовут её в городе.. Представим себе на минуту, что они стали бедными. Останутся ли такими же их характеры, манера вести себя? Что касается Дикого, то совершенно ясно, что сила его в деньгах. Уйдут деньги – уйдет и власть… А Марфа Игнатьевна Кабанова – идеолог этого мира. Не следует её воспринимать как злобную женщину или плохую свекровь. Она – носитель сверхличного зла. Сама она не испытывает зла к Катерине, вдова Кабанова просто хочет, чтобы всё было, как полагается: при прощании жена должна выть и кланяться мужу в пояс; гостей нужно встречать так, а благодарить – этак. Её власть крепче и неотвратимее, недаром её боится сам ругатель Дикой. В Марфе Игнатьевне есть даже трагизм, потому что уходит её мир, она сама это чувствует, уходит её время, в буквальном смысле уходит. Феклуша: Дни-то и часы всё те же остались: и время-то за наши грехи всё короче и короче делается…

Кабанова: И хуже того, милая, будет.

Феклуша: Нам-то бы только не дожить до этого.

Кабанова: Может, и доживем.

И то, что разваливается её мир, даёт трещину – очевидно. Затхлый, душный, непросвещённый, дикий мир, боящийся всего, а больше всего – свежего воздуха, ветра, полета. Недаром Кулигин скажет гневно: «Гроза! Да у вас все – гроза!» Мельников-Печерский обратил внимание на то, что всего сильнее «протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта».

А что изменится, как повлияет просвещение на купечество?

На этот вопрос отвечает пьеса «Бешеные деньги» (1870, она отделена от «Грозы» одиннадцатью годами). В ней мы встречаемся с Васильковым, новым героем Островского, который вызвал недоумение у критики и читателей. Да и персонажи пьесы, московские баре Телятев, князинька Кучумов, Глумов, пытаются разгадать этого человека. Кто он, этот провинциал, разговаривающий, «как матрос с волжского парохода», и так пожимающий руку, что его собеседник готов вскрикнуть? Кто этот человек, записывающий все расходы в книжечку, а в то же время, по-видимому, не скупой и носящий в кармане толстый бумажник с пол-аршина, который приводит разорившихся дворянчиков в благовейный трепет? Этот мужичок – кержачок грубоват и неловок, даже неотесан, его простое имя Савва смешит Глумова… Но тут же оказывается, что Васильков образован, как филолог – понимает и по-гречески, и по-английски, знает татарский. Родом откуда-то из глухой провинции, а между тем объездил весь свет: в Крым приехал из Лондона, через Суэц, где его заинтересовали «инженерные сооружения».

Васильков так деловит и рационалистичен, что даже жену выбирает себе, сообразуясь, как он думает, исключительно с доводами рассудка. Он постоянно уверяет, что, как бы он ни увлекся, а «из бюджета не выйдет». Но по сравнению с Диким, с Кит Китычами он много выигрывает. Его деловитость – деловитость честного предпринимателя, в нем нет азиатской распущенности, обмана, лжи, грязного надувательства. Правда, Васильков честен потому, что «ложь – экономически не выгодна», он прямо так и говорит: «В практический век честным быть не только лучше, но и выгоднее». Его деньги – умные деньги. Он знает им цену, но они для него не всё. Недаром Островский подчеркивает благородство его натуры, заставляет даже с нотками сентиментальности говорить о своей «младенческой душе» и оскорбленном Лидией «добром сердце». И, как правильно замечает исследователь творчества Островского Владимир Лакшин, «Васильков забывает все свои методические счеты и расчёты и в порыве ревности, как заправский романтический герой, вызывает Телятева к барьеру: «Ах, я рассказать тебе не могу, что делается в моей груди… Видишь, я плачу… Вот пистолеты!» И может ли не сочувствовать ему автор, когда после насмешки Лидии над его добрым порывом вкладывает ему в уста такую лирическую, такую «островскую» фразу: «Душа моя убита»

Кое-что от Василькова мы увидим потом в Вожеватове и Кнурове («Бесприданница»). В этой пьесе сошлись две главные темы Островского – купечество и тема «горячего сердца». Лидия Чебоксарова и Глафира из пьесы «Волки и овцы» – редкость для Островского. Обычно его молодая героиня – главная женская роль в пьесе – благородная, страстная, смелая и беззащитная женщина с горячим сердцем. Одна из пьес Островского так и называется – «Горячее сердце».

Катерина – первая из этой галереи прекрасных женских образов. Она характер скорее трагический, нежели драматический. Как полагается трагической героине, Катерина преступает запрет, в пьесе даже есть «сцена выбора», необходимая принадлежность каждой трагедии. Катерина многого хочет – она жаждет любви и расплачивается за это.

Но Лариса, героиня «Бесприданницы», пьесы, написанной через двадцать лет после «Грозы», уже не мечтает о любви. Она знает, что ей, бесприданнице, о браке по любви мечтать нечего. Она хочет только одного – уехать в деревню, за Волгу, с нелюбимым мужем Карандышевым, но только чтобы её оставили в покое. И даже в этой малости общество ей отказывает. Лариса – по-гречески значит «чайка», стремительная белая птица среди зверей: Кнурова (кнур-хряк), Вожеватого, молодого хищника, Паратова (паратай – дерзкий, ловкий, быстрый). Не только у Паратова, но и у них у всех «нет ничего заветного». Традиций нет, совести нет, бога нет, нет и прежде стеснявшего авторитета «старших». А что есть? Деньги и товар. «Всякому товару есть цена», – говорит Вожеватов, и это совершенно правильно, только страшно, когда товаром оказывается человек. О Ларисе все говорят, ею восхищаются, на её внимание претендуют, решают за неё её будущее, а сама она всё время как бы в стороне: её желания, её чувства никого всерьёз не занимают. Лариса должна будет признать правоту оскорбительных, как пощечина, слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь».

Читайте также:
Мотивы русской драмы: сочинение

Но в этом мире – все вещи. У Кнурова с его европейским размахом, у Вожеватова с его единственным нравственным принципом – «честное купеческое слово», которое он ни при каких обстоятельствах не может нарушить, – нет того, что есть у Василькова. У них нет души. Их души съели деньги. Они потому и тянутся к Ларисе, что душа есть у неё. И талант. Но талант не может пробудить в них чувства добрые, потому что их нет. И божественное пение Ларисы вызывает у них совсем другие чувства, темные, тяжелые… В Ларисе нет цельности Катерины, нет отчаянной решимости героини «Горячего сердца»; ей приходит мысль о самоубийстве, но что-то вопреки её отчаянию не пускает, держит её в жизни.

«Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная»… – говорит Лариса, стоя над обрывом у решетки.

Островский писал актрисе Савиной, что все лучшие пьесы его «писаны для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта». «Грозу» он посвятил когда-то Косицкой, актрисе безоглядной искренности, обладавшей даром нести в зал переживания цельной, открытой души, – в Катерине запечатлены отчасти эти черты. Лариса предназначалась им для молодой Савиной – актрисе умной, высокоталантливой, славившейся не столько обаянием открытости, сколько современным «нервом», завораживающими переходами от душевного холода к жаркой страсти. Но лучшей Ларисой стала Вера Фёдоровна Комиссаржевская. Актриса играла вечную женскую душу, для которой в этом мире не нашлось верных и крепких мужских рук, могущих принять, удержать, уберечь эту красоту. Но Лариса Комиссаржевской –поэтический, мучительный, привлекательный, не благостный характер. Вот как описывает современница сцену у решётки:

«Лариса – Комиссаржевская подходит к обрыву и заглядывает вниз, в губительную и спасительную бездну. Она хочет разом покончить со всем, ведь сумела же Катерина в гибели своей сохранить себя. И здесь выход – не стать вещью, уйти из этой страшной, грязной жизни… Но руки так жадно вцепились в прутья решетки, но тело, молодое, живое, так сопротивляется смерти – и Лариса отходит от пропасти уничтоженная и презирающая себя».

«Бесприданница» была последней созданной Островским драмой.

Два года спустя после смерти Островского Чехов напишет пьесу «Иванов», а вскоре появится и «Чайка». И в этом самом Александринском театре та же самая актриса, которая сыграла белую птицу Ларису в «Бесприданнице», Вера Фёдоровна Комиссаржевская сыграет «чайку» Нину Заречную в чеховской пьесе. И начнется новый этап в истории русского театра, этап, которого не было бы, если бы великий русский драматург Александр Николаевич Островский не отдал бы русскому театру всю свою жизнь.

Островский на сцене. Драматургия
вне времени

Драматургия является одной из важнейших частей нашей культуры. Сегодня мы расскажем о великом русском писателе, который буквально прожил всю свою жизнь на сцене – об Александре Николаевиче Островском.

Именно его называют основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков.

Именно с Александра Николаевича начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию постановки. В его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Новаторство в драматургии

Новаторство Островского сказалось не только в том, что он круто повернул драматургию и театр к жизни к её актуальным социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои пьесы во имя народа и для народа. Демократизируя тематику, автор не только ввел в свои произведения людей труда и нужды, более или менее тесно связанных с народом, но и поставил их в центр пьес как положительных героев. Жертвы произвола и насилия изображались и предшествующими драматургами, но именно в пьесах Островского эти жертвы выражают недовольство существующими общественными отношениями, стихийно протестуют против них, защищают свое человеческое достоинство. Народностью, человечностью идей и принципов его драматургия сохраняет актуальность и в наши дни. Она драгоценна для нас как демонстрация добра, справедливости, гуманности.

Трудно переоценить влияние Островского на отечественную драму и сцену. У него учились драматическому искусству Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Максим Горький. Его теоретические положения о театральном деле продолжаются и осуществляются в традициях современного театра, в частности в системе Станиславского.

Пьеса «Бесприданница»

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственной трагичностью: она первая умница и красавица города, но не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она – бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения.

У героини есть чувство собственного достоинства, и она верит в то, что отсутствие приданного не поставит на нее клеймо. Конфликт кроется в противоречии между ожиданиями девушки и суровой реальностью. Когда Лариса сталкивается с ней лицом к лицу, она мечется, пытаясь сохранить чувство собственного достоинства, гордость. «Все себя любят. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до гибели. », — говорит она своему жениху Карандышеву. Лариса никак не может изменить свою судьбу — все наперед решают её собственную судьбу.

• Лариса Огудалова – молодая бедная дворянка, красивая и образованная девушка. У нее много поклонников, но мало кто предлагает ей выйти замуж. Лариса влюблена в Паратова, но тот не собирается на ней жениться. В отчаянии она соглашается выйти замуж за господина Карандышева.
• Сергей Паратов – дворянин в возрасте за 30 лет. Паратов – жестокий, расчетливый, бессердечный человек. Паратов пользуется доверчивостью Ларисы, проводит с ней ночь на пароходе, а затем бросает.
• Юрий Капитоныч Карандышев – небогатый дворянин, жених Ларисы Огудаловой. Самолюбивый и глуповатый человек.
• Харита Игнатьевна Огудалова – мать главной героини, вдова средних лет. Это бойкая, ловкая, хитрая и неглупая женщина. Она ищет для дочери Ларисы достойного, богатого жениха.
• Мокий Парменыч Кнуров – пожилой, очень богатый человек. Кнурову нравится Лариса Огудалова. Но, будучи женат, он надеется, что Лариса станет его любовницей и содержанкой. Подлый и бессердечный человек, преследующий только свои интересы.

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга.

Читайте также:
Сказка Островского Снегурочка: сочинение

Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку читателей.

Произведения Островского на сцене

Малый театр. Островский и Малый театр неотделимы друг от друга. Драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Сегодня, как и всегда, основную часть репертуара театра составляют пьесы Александра Николаевича: «Бесприданница» «Бедность не порок», «Свои люди — сочтемся!», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Бешеные деньги», «День на день не приходится».

Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны для бенефисов, по просьбе того или иного актера театра.

МХТ. Ещё в самые первые годы своей жизни МХТ ставит «Снегурочку» А. Н. Островского (в 1900 году). Художественный театр увлекали идейная значительность классических пьес и предельная завершённость их формы, позволявшие вести актёров к новым вершинам мастерства.

МХАТ. Одним из творческих обновлений театра являлась постановка К. С. Станиславским в 1926 году и поныне сохранившейся в репертуаре МХАТ комедии «Горячее сердце». Этот спектакль был своего рода ответом великого режиссёра на попытки осовременить Островского, предпринимавшиеся в ту пору отдельными представителями, искажавшими произведения отечественной классики в футуристическом духе. Спектакль Художественного театра не перекраивал пьесы по прихоти и произволу режиссёра. Он утверждал живую силу его драматургии, не нарушая её внутренней логики, не навязывая поверхностной злободневности. Но в то же время театр увидел в этом спектакле Островского по-новому, и это новое восприятие было продиктовано живым и острым чувством современности.

Экранизации

Разумеется, сюжеты знаменитых пьес Островского легли в основу множества кинофильмов. Рассмотрим историю перехода «Бесприданницы» на экраны.

• «Бесприданница» немого кино, 1912 год. Первая экранизация произведения увидела свет всего через 26 лет после смерти ее автора. В 1886 году скончался Александр Островский, а в 1912 году российский режиссер Кай Ганзен снял одноименный фильм, главную роль в котором сыграла актриса театра и кино Вера Пашенная.
• Первая «Бесприданница» СССР, 1936 год. Следующей Ларисой Огудаловой была Нина Алисова, для которой эта роль стала дебютной. А вот режиссером был знаменитый Яков Протазанов, к этому времени снявший уже более сотни картин.
• «Жестокий романс»: классическая «Бесприданница», 1984 год. Фильм знаменитого Эльдара Рязанова. В главных ролях: Никита Михалков (Сергей Паратов), Андрей Мягков(Карандышев), Лариса Гузеева(Лариса Огудалова). После выхода фильма на экраны на Эльдара Рязанова обрушился шквал критики: режиссера обвиняли в отходе от авторской трактовки пьесы и неверной расстановке акцентов. А вот зрители были иного мнения – по опросам журнала «Советский экран» «Жестокий романс» стал лучшим фильмом года.

Памятные места

Дом-музей на Малой Ордынке. И хотя на Малой Ордынке будущий драматург прожил только первые три года своей жизни, здесь работает мемориальный музей А.Н. Островского (филиал Государственного Центрального Театрального Музея им. А.А. Бахрушина). А в 1953 году перед зданием на месте стоявшей здесь церкви Покрова Пресвятой Богородицы, где крестили Александра, установили бюст писателю.

Кострома – малая родина писателя. Жизнь и творчество великого русского драматурга неразрывно связаны с костромским краем. В летние месяцы он все чаще стал приезжать из Москвы в Щелыково, проезжая через Кострому. О великом драматурге в Костроме напоминает многое. Любимым местом костромичей давно стала беседка Островского, построенная в 1956 году на насыпи, сохранившейся от деревоземляных укреплений древнего Костромского кремля, на берегу реки Волги, откуда открывается завораживающий вид.

Считается, что Островский очень любил подниматься сюда и смотреть вдаль на прекрасную природу, на восхитительные пейзажи. Нельзя не упомянуть о гордости областного центра – красивейшем драматическом театре. В 1948 году в связи с 125-летием великого русского драматурга А.Н. Островского в его честь была названа улица, ведущая от центра к Ипатьевскому монастыря.

Авторы проекта: Изольда Смирнова, Елизавета Арзуманян и Даниил Галицкий

Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха”

Школьное сочинение

В заключительной части статьи “Луч света в темном царстве” критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, “Гроза” есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее”. Это “что-то”, по мнению критика, “фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства”, и “характер Катерины, рисующийся на этом фоне”, от которого веет “новой жизнью”, открывшейся “в самой ее гибели”.

Читайте также:
Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего ” внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически”. Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: “Да ведь и у нас то же самое”. Но разницу сама героиня определила так: “Да здесь все как будто из-под неволи!” Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее “созидающий, любящий, идеальный”, поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в “золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. “

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. “В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце”. В душе она строила свой идеальный мир, “посвященный добру и наслаждению”, но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый “период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец”, закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают “нечистые, развратные замыслы”. Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, “что сохранилось от ее воспоминаний”. Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: “ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле”. По мнению Добролюбова, все это должно было “заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. “. Но “Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы”.

Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.

Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: “. дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. “

После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать “беспрекословной угодницей” свекрови и “кроткою рабою” своего мужа. “Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи “. Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, “законно и свято”, “при свете белого дня”, “перед народом”, то и жизнь для нее не имеет смысла.

“Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то “Гроза” и производит на нас впечатление освежающее. “

Другой критик, Д. И. Писарев, в статье “Мотивы русской драмы” оспорил такую трактовку образа Катерины. “Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. ” “Светлым явлением. “, продолжает критик, должно считать “. только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. ” И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: “Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством” которое является совершенно неожиданным для нее самой”.

Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины” каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.

Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье “Мотивы русской драмы” он резко критикует “темное царство”, выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.

Читайте также:
Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения”, которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: “Что домой, что в могилу — все равно!”, прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: “человеческое достоинство”, не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.

В “темном царстве” российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл “самое решительное” произведение Островского “глотком свежего воздуха” и утверждал, что в нем “есть что-то освежающее и ободряющее”.

Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?

Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?

Главная героиня драмы Островского “Гроза» су­щественно отличается от представителей той среды, в которой ей приходится жить. Катерина обладает чистой и живой душой, она не умеет приспосабли­ваться. Она беззащитна и слаба перед своей свекро­вью и всеми, кто придерживается взглядов Кабанихи и Дикого. Катерина не может защитить себя и не получает поддержки от своего слабого и безвольного мужа.

Конфликт, возникший у Катерины с “темным царством», очень серьезен. Сначала конфликт совер­шенно незаметен, молодая женщина молча страдает. И с каждым днем ей становится все тяжелее и тяже­лее жить среди самодуров, ханжей и невежд. Конф­ликт заканчивается настоящей трагедией, которая повлекла за собой смерть героини.

О том, насколько тяжело Катерине, можно по­нять из ее же слов, когда она рассказывает о своем детстве. Юные годы прошли в атмосфере полнейшей свободы и искренней любви. Никто не обижал Катю,

Никто не заставлял ее работать. Она чувствовала лю­бовь и заботу своей матери. Катерина очень роман­тична и религиозна. Она с детства слушала рассказы богомолок, ее интересовало все, что они говорили.

Катерина очень жизнерадостна, она любит жизнь во всех ее проявлениях и вызывает у читателя живей­шую симпатию. Но вместе с тем приходится признать, что Катерина совершенно не приспособлена к жизни. С детства ее оберегала мать от всех жизненных тягот и забот, и девочка выросла в неведении, с чем ей при­дется столкнуться в будущем, во взрослой жизни. Но не следует забывать, что родилась и росла она также в купеческой среде. А значит, должна была понимать, что жизнь в доме мужа будет нелегкой.

Катерину выдают замуж против ее воли. Она не питает к своему мужу никаких теплых чувств, но и ненависти нет места в ее сердце. Действительно, Ти­хон — совершенно безвольный и слабохарактерный человек. Он во всем подчиняется своей матери, и ему даже в голову не приходит, что можно поступать ина­че. Не случайно Тихон говорит своей матери, что он не желает жить своей волей. От своего мужа Катери­на не чувствует поддержки, когда ее всячески угнета­ет и унижает свекровь. Катерине приходится молча терпеть. А такой эмоциональной натуре терпеть чу­жие придирки и незаслуженные оскорбления очень и очень трудно.

Катерина очень добра, В родительском доме она охотно помогает нищим. А в доме мужа ей никто не может не только помочь, но и даже оказать простое человеческое участие. Катерина по-особому относится к церкви. Цер­ковь воспринимается ею как светлое и прекрасное место, в котором можно мечтать в свое удовольствие. Все эти качества выдают в Катерине мечтательную, совершенно оторванную от реальности, легкоранимую натуру, доверчивую и удивительно наивную. Таким людям особенно тяжело мириться с тем, что их не устраивает, а отсутствие возможности выплеснуть свои эмоции, рассказать о наболевшем для них губительно.

После замужества Катерина вынуждена жить в атмосфере обмана и жестокости. У девушки отня­ли все, что было ей дорого. И взамен она не получила ровным счетом ничего. В результате появляется разо­чарование, душевная пустота. Катерину уже не раду­ет посещение церкви, она чувствует себя глубоко не­счастной. Живое пылкое воображение работает, а видит перед собой девушка только мрачные, нера­достные, подавляющие картины. И у нее появляются грустные, тревожные мысли. Катерина перестает ра­доваться жизни, даже не способна более любоваться красотами природы.

Но первоначально Катерине и в голову не при­ходит роптать и конфликтовать. Она молча терпит унижения и издевательства. Привыкнуть к ним она не может, но постепенно начинает понимать, что вез­де одно и то же. Когда у человека ничего хорошего в жизни не остается, он неминуемо гибнет духовно. Но тем не менее каждый человек пытается найти для себя спасение.

Катерина обретает любовь в надежде, что это прекрасное и светлое чувство заполнит пустоту в ее

Душе и позволит ей стать счастливой. Сначала Кате­рина пытается полюбить своего мужа. Она говорит: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Казалось бы, что плохого в ис­креннем проявлении своих чувств? Но в купеческой патриархальной среде, где царит домострой, прояв­ления чувств всячески осуждаются. Именно поэтому свекровь говорит девушке: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Де­вушку оскорбили ни за что. И так каждый раз.

После отъезда мужа Катерина чувствует себя оди­нокой. Энергия ее живой и пылкой души требует выхода, поэтому не удивительно, что Катерина полю­била Бориса, человека столь не похожего на других, как, впрочем, и она. Любовь стала для нее настоящим спасением. Теперь Катерина уже не думает об уду­шающей атмосфере кабановского дома, она живет своими чувствами, надеждами, мечтами. Влюбленный человек начинает иначе смотреть на жизнь, переста­ет замечать невыносимые раньше мерзости. В чело­веке просыпается гордость, он начинает больше це­нить себя. Влюбленность Катерины — это протест против ее бесправного положения, заставляющего мириться с судьбой.

Читайте также:
Героиня пьес А. Островского Гроза, Бесприданница, Снегурочка: сочинение

Катерина предчувствует свою гибель. Она пре­красно понимает, что ее любовь к Борису по сути сво­ей греховна. Но вместе с тем она не может проти­виться своему чувству, потому что привычная жизнь уже кажется ей полностью враждебной и неприем­лемой. Катерина говорит своему любимому: “Ты меня загубил». Катерина очень религиозна и суеверна, не случай­но она страшится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенный грех. Катерина начина­ет бояться грозы после того, как влюбляется в Бориса. Она считает, что любовь непременно будет наказана гневом Всевышнего. Грех, совершенный ею, тяготит героиню. Очевидно, именно поэтому она решается признаться в совершенном преступлении. Поступок Катерины вызывает живейшее удивление читателя, он кажется странным и совершенно нелогичным. Катерина очень откровенна, она простосердечно от­крывает все свои тайны мужу и свекрови.

Совершенный ею проступок камнем лег на ее душу. Она не может простить саму себя. Теперь Кате­рину мучат мысли о том, как она будет жить дальше, как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу.

Героине представляется, что ее смерть будет до­стойным выходом из сложившейся ситуации. Она говорит: “Нет, мне что домой, что в могилу — все рав­но… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо». Катерина не может больше жить, теперь она понимает, что сама ее жизнь была и будет убогой и несчастливой.

В последнем поступке Катерины проявляется решительность и цельность характера Она жертвует собой, чтобы спастись от позора и постылой жизни. А жить опозоренной Катерина не может. Катерина живет в настоящем рабстве, и ее душа всячески про­тестует против этого. Любовь на время возвышает ее, а затем снова ввергает в пучину тоски и грусти, но еще большей, поскольку ее постигло сильное разочарование в любимом человеке. Раскаяние и разочарование оказываются настолько сильны, что Катерина реша­ется на самоубийство.

Трагедия Катерины в пьесе Островского Гроза

Действия пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются на берегу Волги, в городе Калинов. Название вымышленное, эти события могли произойти в любом городе России, как в приволжском, так и нет. Но все же мощь и красота великой русской реки играет определенную роль в истории. Ведь именно Волге доверяет себя главная героиня повести.

Жестокие нравы в городе, об этом нам повествует мещанин и механик Кулигин. Бедному человеку не заработать больше куска хлеба, сколько бы он не трудился. Простые жители города спят не больше трех часов в сутки. А богатые их трудами «даровыми» еще больше наживаются. Россия конца 19 века – это мир самодуров, тиранов, деспотов, богатеющего купечества. В таком суровом мире, названным критиком Николаем Добролюбовым «темном царством», приходится выживать героям произведения.

Школьное сочинение

В заключительной части статьи «Луч света в темном царстве» критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, «Гроза» есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее». Это «что-то», по мнению критика, «фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства», и «характер Катерины, рисующийся на этом фоне», от которого веет «новой жизнью», открывшейся «в самой ее гибели».

Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего » внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически». Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: «Да ведь и у нас то же самое». Но разницу сама героиня определила так: «Да здесь все как будто из-под неволи!» Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее «созидающий, любящий, идеальный», поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в «золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. «

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. «В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце». В душе она строила свой идеальный мир, «посвященный добру и наслаждению», но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый «период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец», закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают «нечистые, развратные замыслы». Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, «что сохранилось от ее воспоминаний». Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: «ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле». По мнению Добролюбова, все это должно было «заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. «. Но «Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Читайте также:
Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60—80-х гг. XIX века): сочинение

Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.

Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.

Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.

В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.

Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.

Отличительная черта Катерины – честность. Не умея лицемерить и изворачиваться, она призналась в совершённом грехе. Ей, выросшей в свободе и любви, тяжело находиться в царстве лжи и лицемерия. В обществе, где вместо любви и уважения взамен предлагают бесконечные унижения, ей не нашлось места. Сделав выбор в пользу свободы, Катерина идёт на берег реки. Ей не страшна смерть. Она видит в ней своё полное освобождение от всего ненавистного.

Сочинение Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?

Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?

Главная героиня драмы Островского «Гроза» существенно отличается от представителей той среды, в которой ей приходится жить. Катерина обладает чистой и живой душой, она не умеет приспосабливаться. Конфликт, возникший у Катерины с «темным царством», очень серьезен. Сначала он незаметен, молодая женщина молча страдает. Но с каждым днем ей становится тяжелее жить среди самодуров, ханжей и невежд.

О том, насколько тяжело Катерине, можно понять из ее рассказов о своем детстве. Юные годы прошли в атмосфере свободы и искренней любви. Катерина очень романтична и религиозна. Катерину выдают замуж против воли. Она не питает к своему мужу никаких чувств, но и ненависти нет места в ее сердце. Действительно, Тихон – безвольный и слабохарактерный человек. Он во всем подчиняется своей матери и говорит ей, что не желает жить своей волей. От мужа Катерина не получает поддержки, когда ее угнетают и унижают. Катерина добра. В родительском доме она охотно помогает нищим. А в доме мужа ей никто не может не только помочь, но и даже оказать простое человеческое участие.

Катерина по‑особому относится к церкви. Церковь воспринимается ею как светлое и прекрасное место, в котором можно мечтать в свое удовольствие. Все эти качества выдают в Катерине оторванную от реальности, легкоранимую натуру, доверчивую и удивительно наивную. После замужества Катерина вынуждена жить в атмосфере обмана и жестокости. У девушки отняли все, что было ей дорого. И взамен она не получила ровным счетом ничего. В результате появляются разочарование, душевная пустота. Но первоначально Катерине и в голову не приходит роптать. Она молча терпит унижения и издевательства. Привыкнуть к ним она не может, но постепенно начинает понимать, что везде одно и то же.

Катерина обретает любовь в надежде, что это прекрасное и светлое чувство заполнит пустоту в ее душе. Сначала Катерина пытается полюбить своего мужа. Она говорит: «Я буду мужа любить.

Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но в купеческой патриархальной среде, где царит домострой, проявления чувств всячески осуждаются. Именно поэтому свекровь говорит девушке: «Что на шею‑то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». После отъезда мужа Катерина чувствует себя одинокой. Энергия ее живой и пылкой души требует выхода, поэтому не удивительно, что Катерина полюбила Бориса, человека столь не похожего на других. Любовь стала для нее настоящим спасением. Теперь Катерина живет своими чувствами, надеждами, мечтами. Влюбленность Катерины – это протест против ее бесправного положения.

Катерина предчувствует свою гибель. Она понимает, что ее любовь греховна. Но она не может противиться своему чувству, потому что привычная жизнь уже кажется ей враждебной. Катерина говорит своему любимому: «Ты меня загубил».

Читайте также:
Характеристика персонажа: Варвара Кабанова: сочинение

Катерина суеверна, она страшится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенный грех. Поэтому она решается признаться в совершенном преступлении. Поступок Катерины вызывает живейшее удивление читателя, он кажется странным и совершенно нелогичным. Катерина откровенна, она простосердечно открывает свои тайны мужу и свекрови.

Совершенный ею проступок камнем лег на ее душу. Теперь Катерину мучат мысли о том, как она будет жить дальше, как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу.

Героине представляется, что ее смерть будет достойным выходом из сложившейся ситуации. Она говорит: «Нет, мне что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо».

В поступке Катерины проявляется решительность и цельность характера. Катерина живет в настоящем рабстве, и ее душа всячески протестует против этого. Любовь на время возвышает ее, а затем снова ввергает в пучину тоски и грусти, поскольку ее постигло разочарование в любимом человеке. Раскаяние и разочарование оказываются настолько сильны, что Катерина решается на самоубийство.

Каким представляла Катерина Бориса, и каким он оказался?

Любовь Катерины к Борису на время увеличивает границы тесного мирка, в котором до сих пор жила девушка. Любовь освещает ее быт, она начинает ощущать радость жизни. Катерина была выдана замуж за нелюбимого человека. Жизнь в доме мужа, постоянные придирки и унижения со стороны свекрови убивают саму возможность возникновения любви к слабохарактерному и безвольному Тихону.

Катерина пытается приспособиться к укладу жизни в семье Кабановых. Но не выдерживает. Ее любовь к Борису – это своеобразный протест против угнетения, унижения и рабства. Каким видит Катерина Бориса? Она идеализирует своего любимого, он представляется ей более сильным, благородным и возвышенным, чем есть на самом деле.

Родители дали Борису завидное воспитание. Разве могли они подумать, что сын их вынужден будет общаться с родней, известной своей тупостью, ханжеством и злобой.

Дядей Бориса оказался тот самый помещик Дикой, о котором ходят легенды, одна другой страшнее. Он всячески издевается над своим племянником. А тот ничем не может ему ответить. В этом и кроется трагедия молодого человека: у него недостает твердости характера, чтобы бороться со сложными обстоятельствами, в которых он оказался.

Однако молодой человек выгодно отличается от основной массы персонажей Островского. Он культурен, воспитан. Но при этом Борис слаб, а потому бездействует и плывет по течению с самого начала Борис знал, что любовь к замужней женщине – преступление. Когда у Бориса заходит разговор с Кудряшом о любви, тот говорит ему о местных нравах: «У нас насчет этого свободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». И тут‑то Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш уговаривает его бросить эту затею, потому что такая любовь должна быть под запретом. «Ведь это значит, – говорит Кудряш, – вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич!»

Почему Кудряш так уверен, что любовь к замужней женщине означает для нее гибель? Потому, что он знает о существующих в Калинове порядках. Женщина, которая решилась на измену, уже никогда не будет спокойно жить. Поэтому Кудряш пытается объяснить Борису: «…А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят».

Но Борис не придает словам Кудряша должного значения. На первом месте для него стоит его каприз.

И он решает во что бы то ни стало добиться встречи с любимой женщиной.

Борис не может понять бесхитростную и простую Катерину. Она говорит ему: «Знаешь, что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!» Она понимает, что жизнь в том виде, какой была раньше, кончилась. Но Борис отвечает ей слишком просто и банально: «Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?» Именно сейчас он счастлив, он уверен в себе, ему нравится, что рядом находится любимая женщина. Героиня раскрывает свою душу, не думая о последствиях, она говорит любимому: «Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; ты иди хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы».

Примечательно, что на такое искреннее, волнующее до глубины души признание Катерина слышит вполне рациональный, прагматичный вопрос: «Надолго ль муж‑то уехал?» Беда Катерины в том, что Борис оказался недостоин ее любви. Любовь Катерины для него – это всего лишь развлечение, хотя он и пытается доказать ей, что действует, исключительно поддавшись силе страсти.

Когда возвращается Тихон, Варвара прежде всего обращается к Борису. Она рассказывает ему о преждевременном возвращении брата и спрашивает совета. Измена мужу оказалась для Катерины слишком сильным эмоциональным потрясением. Варвара искренне переживает за Катерину, которая стала ей близкой подругой.

Борис почти равнодушно отвечает: «Да, может быть, пройдет это у нее!» Слова Бориса кажутся чудовищными: «Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!» И эти слова сказаны о любимой женщине! Он даже не пытается хотя бы утешить ее. Борис просто желает ей смерти. И такова расплата Катерины за счастье, длившееся всего лишь десять дней!

Сочинение по литературе. Почему страдала в семье кабановых впечатлительная и пылкая катерина

Главная героиня драмы Островского “Гроза” существенно отличается от представителей той среды, в которой ей приходится жить. Катерина обладает чистой и живой душой, она не умеет приспосабливаться. Она беззащитна и слаба перед своей свекровью и всеми, кто придерживается взглядов Кабанихи и Дикого. Катерина не может защитить себя и не получает поддержки от своего слабого и безвольного мужа.

Конфликт, возникший у Катерины с “темным царством”, очень серьезен. Сначала конфликт совершенно незаметен, молодая женщина молча страдает. И с каждым днем ей становится все тяжелее и тяжелее жить среди самодуров, ханжей и невежд. Конфликт заканчивается настоящей трагедией, которая повлекла за собой смерть героини.

О том, насколько тяжело Катерине, можно понять из ее же слов, когда она рассказывает о своем детстве. Юные годы прошли в атмосфере полнейшей свободы и искренней любви. Никто не обижал Катю, никто не заставлял ее работать. Она чувствовала любовь и заботу своей матери. Катерина очень романтична и религиозна. Она с детства слушала рассказы богомолок, ее интересовало все, что они говорили.

Читайте также:
Русский характер Катерины (Гроза): сочинение

Катерина очень жизнерадостна, она любит жизнь во всех ее проявлениях и вызывает у читателя живейшую симпатию. Но вместе с тем приходится признать, что Катерина совершенно не приспособлена к жизни. С детства ее оберегала мать от всех жизненных тягот и забот, и девочка выросла в неведении, с чем ей придется столкнуться в будущем, во взрослой жизни. Но не следует забывать, что родилась и росла она также в купеческой среде. А значит, должна была понимать, что жизнь в доме мужа будет нелегкой.

Катерину выдают замуж против ее воли. Она не питает к своему мужу никаких теплых чувств, но и ненависти нет места в ее сердце. Действительно, Тихон — совершенно безвольный и слабохарактерный человек. Он во всем подчиняется своей матери, и ему даже в голову не приходит, что можно поступать иначе. Не случайно Тихон говорит своей матери, что он не желает жить своей волей. От своего мужа Катерина не чувствует поддержки, когда ее всячески угнетает и унижает свекровь. Катерине приходится молча терпеть. А такой эмоциональной натуре терпеть чужие придирки и незаслуженные оскорбления очень и очень трудно.

Катерина очень добра, В родительском доме она охотно помогает нищим. А в доме мужа ей никто не может не только помочь, но и даже оказать простое человеческое участие. Катерина по-особому относится к церкви. Церковь воспринимается ею как светлое и прекрасное место, в котором можно мечтать в свое удовольствие. Все эти качества выдают в Катерине мечтательную, совершенно оторванную от реальности, легкоранимую натуру, доверчивую и удивительно наивную. Таким людям особенно тяжело мириться с тем, что их не устраивает, а отсутствие возможности выплеснуть свои эмоции, рассказать о наболевшем для них губительно.

После замужества Катерина вынуждена жить в атмосфере обмана и жестокости. У девушки отняли все, что было ей дорого. И взамен она не получила ровным счетом ничего. В результате появляется разочарование, душевная пустота. Катерину уже не радует посещение церкви, она чувствует себя глубоко несчастной. Живое пылкое воображение работает, а видит перед собой девушка только мрачные, нерадостные, подавляющие картины. И у нее появляются грустные, тревожные мысли. Катерина перестает радоваться жизни, даже не способна более любоваться красотами природы.

Но первоначально Катерине и в голову не приходит роптать и конфликтовать. Она молча терпит унижения и издевательства. Привыкнуть к ним она не может, но постепенно начинает понимать, что везде одно и то же. Когда у человека ничего хорошего в жизни не остается, он неминуемо гибнет духовно. Но тем не менее каждый человек пытается найти для себя спасение.

Катерина обретает любовь в надежде, что это прекрасное и светлое чувство заполнит пустоту в ее

душе и позволит ей стать счастливой. Сначала Катерина пытается полюбить своего мужа. Она говорит: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Казалось бы, что плохого в искреннем проявлении своих чувств? Но в купеческой патриархальной среде, где царит домострой, проявления чувств всячески осуждаются. Именно поэтому свекровь говорит девушке: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. Девушку оскорбили ни за что. И так каждый раз.

После отъезда мужа Катерина чувствует себя одинокой. Энергия ее живой и пылкой души требует выхода, поэтому не удивительно, что Катерина полюбила Бориса, человека столь не похожего на других, как, впрочем, и она. Любовь стала для нее настоящим спасением. Теперь Катерина уже не думает об удушающей атмосфере кабановского дома, она живет своими чувствами, надеждами, мечтами. Влюбленный человек начинает иначе смотреть на жизнь, перестает замечать невыносимые раньше мерзости. В человеке просыпается гордость, он начинает больше ценить себя. Влюбленность Катерины — это протест против ее бесправного положения, заставляющего мириться с судьбой.

Катерина предчувствует свою гибель. Она прекрасно понимает, что ее любовь к Борису по сути своей греховна. Но вместе с тем она не может противиться своему чувству, потому что привычная жизнь уже кажется ей полностью враждебной и неприемлемой. Катерина говорит своему любимому: “Ты меня загубил”. Катерина очень религиозна и суеверна, не случайно она страшится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенный грех. Катерина начинает бояться грозы после того, как влюбляется в Бориса. Она считает, что любовь непременно будет наказана гневом Всевышнего. Грех, совершенный ею, тяготит героиню. Очевидно, именно поэтому она решается признаться в совершенном преступлении. Поступок Катерины вызывает живейшее удивление читателя, он кажется странным и совершенно нелогичным. Катерина очень откровенна, она простосердечно открывает все свои тайны мужу и свекрови.

Совершенный ею проступок камнем лег на ее душу. Она не может простить саму себя. Теперь Катерину мучат мысли о том, как она будет жить дальше, как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу.

Героине представляется, что ее смерть будет достойным выходом из сложившейся ситуации. Она говорит: “Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо”. Катерина не может больше жить, теперь она понимает, что сама ее жизнь была и будет убогой и несчастливой.

В последнем поступке Катерины проявляется решительность и цельность характера Она жертвует собой, чтобы спастись от позора и постылой жизни. А жить опозоренной Катерина не может. Катерина живет в настоящем рабстве, и ее душа всячески протестует против этого. Любовь на время возвышает ее, а затем снова ввергает в пучину тоски и грусти, но еще большей, поскольку ее постигло сильное разочарование в любимом человеке. Раскаяние и разочарование оказываются настолько сильны, что Катерина решается на самоубийство.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: