Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»: сочинение

В чём состоит драма Ларисы Огудаловой? (по пьесе Островского «Бесприданница»)

Главным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом. У нее чистая и открытая душа, она верит в бескорыстие и справедливость. Единственным ее недостатком является то, что Лариса – бесприданница, не имеющая достаточных средств к существованию. Конечно, это не личный недостаток девушки, а порок того времени, и того общества, в котором живет героиня.

Мать Ларисы сама считает свою дочь товаром, который можно выгодно продать, и улучшить свое материальное благополучие. Расчетливая и хладнокровная женщина старается подать свою дочь потенциальным женихам в самом выгодном свете, она заставляет ее прислуживать им и унижаться. Но Лариса, чистая, доверчивая душа, противится матери. Она ждет чистой и возвышенной любви. Их дом часто посещает богатый и импозантный судовладелец Сергей Сергеевич Паратов. Со всей пылкостью юного сердца, Лариса влюбляется в красивого и умного мужчину. Она надеется на взаимные чувства, она пока еще не знает, что миром правят деньги. Но Паратов уже не слишком молод, и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда не женится на девушке, у которой за душой ни гроша. Паратов не прочь поразвлечься с молодой девушкой, которая красива и образованна, ее можно пригласить в компанию, где она будет играть роль дорогой изящной вещи.

Разочаровавшись в любви, Лариса собирается стать женой Карандышева, мелкого чиновника. Тщеславный Юлий Капитонович ничем не лучше богатого судовладельца, ему льстит сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему.

Пригласив гостей, Карандышев делает потуги сравниться со своими богатыми соперниками, не понимая, как глупо и жалко он выглядит даже для Ларисы. В конце концов, счастливый жених напивается, а Паратов, пользуясь чувствами девушки, увлекает ее на пароход. На пароходе собралось высшее общество, а Ларисе опять отводится незавидная роль куклы, нужной для развлечения публики.

Воспользовавшись невинностью девушки, Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов признается ей, что женится на другой девушке, и отправляет Ларису домой. Несчастная девушка раздавлена, она ищет сочувствия у своих давних друзей, Кнурова и Вожеватова, не подозревая о том, что они уже кинули жребий, кто будет владеть ей в дальнейшем.

Карандышев стреляет в невесту, и эта смерть становится избавлением Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества.

«Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница»»

Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса — мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить всё, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса верит, что ее возлюбленный — человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все… Сергей Сергеич… это идеал мужчины». Здесь любовь застила глаза Ларисе. Критически взглянуть на Паратова она уже не в состоянии. Между тем Сергей Сергеич — вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в монету, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. И бедным помогает Паратов не по зову души, а из стремления сработать на публику, продемонстрировать той же Ларисе бескорыстие и широту натуры. В финале героиня прозревает, что и приводит ее к трагедии.

Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично унижает ее жениха. Лариса окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Однако разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит девушку, но уже давно не волен в своих поступках. Сначала он пытается уверить Ларису, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, но потом признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради богатого наследства:

«Паратов. …Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?

Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет.

Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны. Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты? Паратов. Нет.

Л ар и с а. А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя. Паратов. Я обручен. Лариса. Ах! Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь. Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)

Паратов. Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало».

На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него — только красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Паратов решил показать Юлию Капитонычу, кто в доме хозяин, и отбил у него невесту. В последнем же разговоре с Ларисой Сергей Сергеич выступает в роли не пылкого влюбленного, а вполне рассудительного человека. Он даже не соизволил, дабы не компрометировать себя, проводить потрясенную девушку домой, спокойно передоверив эту миссию пьянице и бездельнику Робинзону. А ведь проводи ее Паратов до дому, Лариса избежала бы гибели от пули Карандышева. Нет, не любит ее тот, за кем Лариса была готова безоглядно идти и в огонь и в воду. Для Паратова она — действительно, только мимолетное увлечение. И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все знакомые мужчины рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить или заполучить за деньги либо каким-то иным образом.

Читайте также:
Роль Островского в истории развития русской драматургии: сочинение

Она произносит знаменитое: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Когда Лариса предупреждает Паратова: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, заставить его принять наконец решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее. Но когда Кнуров предлагает ей роль своей содержанки, со значением подчеркивая: «Для меня невозможного мало», мысли о смерти становятся реальными.

Лариса размышляет: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет… Не Кнуров… Роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… (Вздрогнув.) Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть… Ах, как дурно, как кружится голова». А тут Карандышев рассказывает невесте, как Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь, вынести унижения Лариса уже не в состоянии. Покровительство Юлия Капитоныча для нее оскорбительно. Зато этот человек, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить сокровенное желание: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь…» Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав душу и тело развратом, не сделав собственную красоту товаром. Это, а не несчастная любовь к Паратову, заставляет Ларису искать смерти.

И в минуту кончины она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда. Лариса убеждает столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова — главных действующих лиц драмы и истинных виновников своей гибели: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама». Паратова, наконец, прорывает. Сохранив остатки былого чувства к Ларисе, он исступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать! Велите замолчать!» Но умирающая Паратову и остальным нисколько уже не верит. У нее еще хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем. Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди…» И заканчивает глубоко искренним признанием: «Я вас всех… всех, люблю», посылает последний поцелуй. А веселье продолжается, и венчает пьесу «громкий хор цыган». Ларисе на этом празднике жизни места так и не нашлось.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня «Грозы». Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова — обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже «пристроены» благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

Лариса Огудалова влюбляется в «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».

Она сама соглашается с этим: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…». Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

«Источник драмы Ларисы Огудаловой»

Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно поет и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «… кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.

Но Лариса — натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя. Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.

Читайте также:
Тема «горячего сердца» в произведениях Островского: сочинение

Она понимает, в конце концов, что за человек Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.

Главная героиня приходит к решению покончить жизнь самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», — говорит она, стоя у решетки.

Когда к ней приходит прозрение о том, что представляют собой окружающие ее люди, что она значит для них, Лариса признает правдивость слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, Лариса начинает чувствовать себя «вещью», ее душой овладевает апатия, она становится равнодушной к себе и другим. Главная героиня говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». С этими словами она идет на содержание к Кнурову, т.к. каждая вещь должна иметь хозяина. Но выстрел Карандышева мешает ей совершить это и в то же время лишает жизни. Лариса благодарна ему: «…смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно». Она умирает со словами: «Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Этот выстрел возвращает Ларису к самой себе, она, умирая, прощает всех.

Сочинение на тему кто виноват в гибели ларисы

Главным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом. У нее чистая и открытая душа, она верит в бескорыстие и справедливость. Единственным ее недостатком является то, что Лариса – бесприданница, не имеющая достаточных средств к существованию. Конечно, это не личный недостаток девушки, а порок того времени, и того общества, в котором живет героиня.

Мать Ларисы сама считает свою дочь товаром, который можно выгодно продать, и улучшить свое материальное благополучие. Расчетливая и хладнокровная женщина старается подать свою дочь потенциальным женихам в самом выгодном свете, она заставляет ее прислуживать им и унижаться. Но Лариса, чистая, доверчивая душа, противится матери. Она ждет чистой и возвышенной любви. Их дом часто посещает богатый и импозантный судовладелец Сергей Сергеевич Паратов. Со всей пылкостью юного сердца, Лариса влюбляется в красивого и умного мужчину. Она надеется на взаимные чувства, она пока еще не знает, что миром правят деньги. Но Паратов уже не слишком молод, и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда не женится на девушке, у которой за душой ни гроша. Паратов не прочь поразвлечься с молодой девушкой, которая красива и образованна, ее можно пригласить в компанию, где она будет играть роль дорогой изящной вещи.

Разочаровавшись в любви, Лариса собирается стать женой Карандышева, мелкого чиновника. Тщеславный Юлий Капитонович ничем не лучше богатого судовладельца, ему льстит сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему.

Пригласив гостей, Карандышев делает потуги сравниться со своими богатыми соперниками, не понимая, как глупо и жалко он выглядит даже для Ларисы. В конце концов, счастливый жених напивается, а Паратов, пользуясь чувствами девушки, увлекает ее на пароход. На пароходе собралось высшее общество, а Ларисе опять отводится незавидная роль куклы, нужной для развлечения публики.

Воспользовавшись невинностью девушки, Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов признается ей, что женится на другой девушке, и отправляет Ларису домой. Несчастная девушка раздавлена, она ищет сочувствия у своих давних друзей, Кнурова и Вожеватова, не подозревая о том, что они уже кинули жребий, кто будет владеть ей в дальнейшем.

Карандышев стреляет в невесту, и эта смерть становится избавлением Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества.

В чем трагедия Ларисы Огудаловой? (по драме А. Н. Островского «Бесприданница»)

Жизнь дорога каждому; но благородному человеку честь дороже и самой жизни.

Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам — прекрасной половине человечества. В русской литературе с боль­шой теплотой рисовался образ женщины, воспевались ее лучшие черты: верность, искренность, красота, ум, благородство, нежность и бескорыстная любовь.

Невозможно не восхищаться образами Татьяны Лариной, Ната­ши Ростовой, Маши Мироновой, Ларисы Огудаловой.

Лариса — необычайно интересный и привлекательный персо­наж в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».

Смыслом жизни главной героини является любовь. Лариса кра­сивая, умная, нежная, разносторонне одаренная девушка с чистой душой. Она живет в провинциальном городке, в семье без доста­точных средств к существованию. Но девушка не гонится за удач­ной партией, она ждет и надеется, что к ней придет настоящая любовь.

Харита Игнатьевна пытается устроить судьбу своей доче­ри, поэтому занята поисками лучшего жениха, но главное условие — деньги. Мать девушки не интересуют образован­ность и порядочность жениха, лишь бы повыгоднее выдать дочь замуж.

Читайте также:
«Гроза» – это отражение жизни русской провинции: сочинение

В доме устраиваются частые приемы на деньги Кнурова и Вожеватова. Публика собирается самая разнообразная: богатые купцы и скромный Карандышев, чиновники и блистательный Дворянин Сергей Сергеевич Паратов. Лариса полюбила Сергея Сергеевича всей душой. Он красив, обаятелен, умен, обходителен и расчетлив. Но девушка не замечает его недостатков, прощает ему любой грех, обрекает себя на позор для его удовольствия и готова идти за ним на край света.

Промотав свое состояние, Паратов вынужден жениться на богатой невесте. Лариса обманута, опозорена и брошена. Отчаяв­шись, она готова выйти замуж за Карандышева, надеясь найти с ним покой. Друг детства Вася Вожеватов разыгрывает ее в орлянку 0 Пожилым и серьезным купцом Кнуровым. Как человек, Лариса икого из них не интересует. Для них она — «вещь», дорогая и Расивая. Потеряв все, девушка готова стать «вещью». Выстрел арандышева приносит ей избавление: она умирает свободной, к и не став ничьей. Смерть Лариса воспринимает как избавле­ние от мук: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого не видела я сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова».

Искренней и гордой Ларисе были чужды хитрость и ложь, она женщина с «горячим сердцем». Такие люди не способны к компро­миссу. Они могут или победить, или погибнуть. Загублена красота и молодость, но Лариса умирает свободной.

Трагедия Ларисы Огудаловой в романе Бесприданница Островского сочинение

Главным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом. У нее чистая и открытая душа, она верит в бескорыстие и справедливость. Единственным ее недостатком является то, что Лариса – бесприданница, не имеющая достаточных средств к существованию. Конечно, это не личный недостаток девушки, а порок того времени, и того общества, в котором живет героиня.

Мать Ларисы сама считает свою дочь товаром, который можно выгодно продать, и улучшить свое материальное благополучие. Расчетливая и хладнокровная женщина старается подать свою дочь потенциальным женихам в самом выгодном свете, она заставляет ее прислуживать им и унижаться. Но Лариса, чистая, доверчивая душа, противится матери. Она ждет чистой и возвышенной любви. Их дом часто посещает богатый и импозантный судовладелец Сергей Сергеевич Паратов. Со всей пылкостью юного сердца, Лариса влюбляется в красивого и умного мужчину. Она надеется на взаимные чувства, она пока еще не знает, что миром правят деньги. Но Паратов уже не слишком молод, и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда не женится на девушке, у которой за душой ни гроша. Паратов не прочь поразвлечься с молодой девушкой, которая красива и образованна, ее можно пригласить в компанию, где она будет играть роль дорогой изящной вещи.

Разочаровавшись в любви, Лариса собирается стать женой Карандышева, мелкого чиновника. Тщеславный Юлий Капитонович ничем не лучше богатого судовладельца, ему льстит сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему.

Пригласив гостей, Карандышев делает потуги сравниться со своими богатыми соперниками, не понимая, как глупо и жалко он выглядит даже для Ларисы. В конце концов, счастливый жених напивается, а Паратов, пользуясь чувствами девушки, увлекает ее на пароход. На пароходе собралось высшее общество, а Ларисе опять отводится незавидная роль куклы, нужной для развлечения публики.

Воспользовавшись невинностью девушки, Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов признается ей, что женится на другой девушке, и отправляет Ларису домой. Несчастная девушка раздавлена, она ищет сочувствия у своих давних друзей, Кнурова и Вожеватова, не подозревая о том, что они уже кинули жребий, кто будет владеть ей в дальнейшем.

Карандышев стреляет в невесту, и эта смерть становится избавлением Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества.

Лариса Огудалова в театре и фильмах

Первые постановки пьесы прошли в театрах Москвы и Петербурга в скором времени, после написания произведения. Однако публике и театральным критикам не понравились спектакли. Признание зрителей пришло позднее, уже после смерти драматурга, в конце 1890-х годов. Тогда в роли Ларисы на сцене появилась талантливая актриса Вера Комиссаржевская. В течение последующих десятилетий пьеса Александра Николаевича ставилась во многих российских театрах.

A post shared by stih.i.ya . (@stih.i.ya) on Nov 11, 2021 at 8:08am PST

Лариса Гузеева и Никита Михалков в фильме «Жестокий романс»
В ХХ столетии пьеса неоднократно экранизировалась. Первую киноверсию предложил режиссер Каен Ганзен в 1912 году. На роль Огудаловой пригласили Веру Пашенную. Популярность получила и экранизация Якова Протазанова, появившаяся на экранах в 1936 году. В 1984 Эльдар Рязанов представил зрителям свое видение пьесы русского классика в фильме «Жестокий романс». В роли Огудаловой выступила Лариса Гузеева.

Советуем почитать

  • Плела рубашки из крапивы
  • Лювак: животное, которое приносит владельцам тысячи долларов
  • Наполеон II: биография и интересные факты
  • Наполеон II: биография и интересные факты

Примеры похожих учебных работ

Анализ пьесы островского бесприданница

… смысл, тема и идея произведения. Смотрите: Все материалы по пьесе «Бесприданница» (фрагмент из «Полного собрания сочинений Островского в 12 томах», Том 5, 1975 г., комментарий к …

Анализ и история создания пьесы Островского «Бесприданница»

… Критики и просто ценители сочинений Островского сильно разочаровались пьесой — они не понимали ее, потому сочли заурядной и скучной, при этом с тривиальным сюжетом. Анализ «Бесприданница» Островский Настоящим шедевром отечественной …

В чем трагедия Ларисы Огудаловой? (по драме А. Н. Островского «Бесприданница»)

… сочинения «Маленький человек» в пьесе Островского «Бесприданница» Особенный герой в мире Островского, … Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. … Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза» Катерина – главный персонаж драмы Островского …

Нравственная проблематика пьесы Островского «Бесприданница»

… потому должными быть для нее релевантными. Автор: Иван Шарков Сочинение на тему : «Любовь — обманная страна?» по пьесе Островского «Бесприданница» А. Н. Островский — мастер русской драмы 19 века. …

Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница»

… людей с их вневременным эгоизмом, амбициями и разочарованиями. Сочинение 3 Пьеса «Бесприданница» является одним из лучших произведений А.Н. … написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге …

Читайте также:
Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Душа и характер главной героини

Автор уделяет особое внимание талантам своей героини, подчёркивая её душевную красоту, тонкую, возвышенную, поэтичную натуру. Песни Ларисы – её главная характеристика, в них раскрывается внутренний мир героини, они – эмоциональный портрет девушки. Широкая душа тяготится тем, что любовь, о которой она мечтала, оказалась сказкой, чем-то несуществующим, придуманным. Она не встретила близкого человека, равного ей по духу, любящего и понимающего.

Обман Паратова, его открытое предательство – это приговор для девушки, которую подвела доверчивость и наивность. Лариса понимает, что жизнь не имеет смысла для неё, так как тот, кто должен был «спасти», – оставляет её «тонуть», ни капли не сожалея о случившемся. Возлюбленный сообщает Ларисе Дмитриевне, что он собирается жениться на богатой наследнице. Девушка думает о самоубийстве, но у неё не хватает решительности совершить этот шаг. Трагизм её положения обостряется ещё и тем, что все события, происходящие в городе – объект всеобщего обсуждения.

Цитаты

Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты и не пропустите их!

…со мной говорите осторожнее. Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно? Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна.

Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите.

Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.

А.Н. Островского

, созданная на закате творчества, – это

высокая мелодрама «Бесприданница»

  • Ключевой в ней является любимая тема драматурга, раскрытая ещё в «Бешеных деньгах» и «Волках и овцах», – деньги, власть в современном обществе людей капитала. Сквозная символика «Бесприданницы» связана с идеей о том, что

условиях всеобщего торга

не только женщина, но и сама любовь становится товаром. В функции «вещи» выступает «героиня горячего сердца» – Лариса Огудалова, незаурядная натура. Проявления мотива торга многообразны: провинциальный актёр Робинзон как вещь-игрушка в руках окружающих; продажа Паратовым Вожеватову парохода «Ласточка»; золотые прииски невесты Паратова – «кандалы»; игра богатейшего купца Кнурова и «европейца по костюму» Вожеватова в «орлянку» за право везти Ларису в Париж в качестве содержанки; красота Ларисы, которой торгует мать Харита ‑­

Игнатьевна. Но основной конфликт разворачивается не между Ларисой и её окружением, а в сознании и душе героини: «белая чайка» (Лариса в переводе с греческого и означает «белая чайка») чувствует себя вещью в доме матери и пытается бороться с общественным стереотипом «бесприданницы». Но вырваться из замкнутого круга в сферу любви-свободы «птице» не суждено. Вот почему психологический рисунок поведения героини так сложен, так тесно связан с музыкой.

В «Бесприданнице» Островский вносит значительный вклад в разработку психологии «маленького человека», открывая в униженном герое массу комплексов, желание отомстить всему миру. К этой теме в русской литературе причастны Пушкин (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» и чиновник Евгений в «Медном всаднике»), Гоголь (Акакий Акакиевич Башмачкин в «Шинели»), Достоевский (Макар Девушкин в «Бедных людях»); линию сочувствия «маленькому человеку» закрывает Чехов в уничтожающем рассказе «Смерть чиновника». Мелкий чиновник Юлий Капитонович Карандышев у Островского мелок не только по социальному положению Не случайно его исторического имя Юлий диссонирует с фамилией: по словарю В.И. Даля она происходит от существительного «карандыш», то есть недомерок. Мелкий чиновник мечтает возвыситься за счёт Ларисы и не вызывает сочувствия.Трагедия Ларисы заключается в том, что ей либо нужно смириться с отношением, навязанным обществом, либо умереть . Островский показывает, как мечется она, борясь с обстоятельствами, как в один момент уже готова смириться с ними. Маятник её поведения колеблется от смирения до отчаянного протеста. Причём развитие внутреннего конфликта проходит у Островского через несколько стадий. Сначала Ларисой торгует мать Харита Игнатьевна, и дочери невыносимо стыдно и больно оттого, что она – «вещь»; Лариса мечтает о тихой сем ейной жизни, но её дом напоминает цыганский табор; затем Лариса делает выбор в пользу Карандышева, желая в его любви найти спасение; но в результате в его отношении к ней она видит всё то же, что и у других участников «торга»: Карандышев относится к ней как к средству для самоутверждения.

Лариса бежит из дома, отчаянно бросая жизнь под ноги Паратову. Он любит бесприданницу, но ключом к характеру этого героя является фраза: «Для меня ведь ничего заветного нет». Нет, когда речь идёт о выгоде. В финале Лариса признаёт, что наконец-то слово для неё найдено: «вещь», но тогда уж дорогая. Смерть Ларисы от пули Карандышева – это её освобождение. В этот момент наступает последний психологический перелом: выдыхая слова благодарности Карандышеву, Лариса теперь видит в нём глубоко несчастного человека, именно человека, её избавителя от мук. Последняя фраза Ларисы «Я вас всех люблю» свидетельствует о том, что для героини стало очевидным: все люди, торгующие чувствами, красотой, и к самим себе относятся как к вещам, а посему не могут быть счастливыми. Недаром имя Лариса означает «белая чайка». Это не просто говорящее, а именно символичное имя – между этими терминами есть большая разница. Вспомним, что Чехов одну из своих вершинных пьес назвал «Чайкой». Сознательно избирая жанр мелодрамы, Островский отчасти следует её законам; как мелодический фон пьесы звучат романсы о любви, исполняемые Ларисой и «заражающие» действие; и заканчивается «Бесприданница» неслучайной репликой ‑­

14 стр., 6857 слов

Анализ пьесы островского бесприданница

… Все материалы по пьесе «Бесприданница» (фрагмент из «Полного собрания сочинений Островского в 12 томах», Том 5, … бытовых (Огудалова), комических (Робинзон), трагикомических (Карандышев), лирических (Лариса), пока не поднимается вместе с героиней до … с горечью восклицает: «Они правы, я вещь, а не человек». Но в не … Трагедия Ларисы в том, что она «любви искала и не нашла». Кнуров замечает, что Лариса « …

Смерть ларисы огудаловой в пьесе бесприданница. В чём трагедия Ларисы Огудаловой по пьесе А.Н. Островского Бесприданница. Встреча с Климовым

Главным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом. У нее чистая и открытая душа, она верит в бескорыстие и справедливость. Единственным ее недостатком является то, что Лариса – бесприданница, не имеющая достаточных средств к существованию. Конечно, это не личный недостаток девушки, а порок того времени, и того общества, в котором живет героиня.

Читайте также:
Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии XIX века (А.Н.Островский Гроза): сочинение

Мать Ларисы сама считает свою дочь товаром, который можно выгодно продать, и улучшить свое материальное благополучие. Расчетливая и хладнокровная женщина старается подать свою дочь потенциальным женихам в самом выгодном свете, она заставляет ее прислуживать им и унижаться. Но Лариса, чистая, доверчивая душа, противится матери. Она ждет чистой и возвышенной любви. Их дом часто посещает богатый и импозантный судовладелец Сергей Сергеевич Паратов. Со всей пылкостью юного сердца, Лариса влюбляется в красивого и умного мужчину. Она надеется на взаимные чувства, она пока еще не знает, что миром правят деньги. Но Паратов уже не слишком молод, и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда не женится на девушке, у которой за душой ни гроша. Паратов не прочь поразвлечься с молодой девушкой, которая красива и образованна, ее можно пригласить в компанию, где она будет играть роль дорогой изящной вещи.

Разочаровавшись в любви, Лариса собирается стать женой Карандышева, мелкого чиновника. Тщеславный Юлий Капитонович ничем не лучше богатого судовладельца, ему льстит сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему.

Пригласив гостей, Карандышев делает потуги сравниться со своими богатыми соперниками, не понимая, как глупо и жалко он выглядит даже для Ларисы. В конце концов, счастливый жених напивается, а Паратов, пользуясь чувствами девушки, увлекает ее на пароход. На пароходе собралось высшее общество, а Ларисе опять отводится незавидная роль куклы, нужной для развлечения публики.

Воспользовавшись невинностью девушки, Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов признается ей, что женится на другой девушке, и отправляет Ларису домой. Несчастная девушка раздавлена, она ищет сочувствия у своих давних друзей, Кнурова и Вожеватова, не подозревая о том, что они уже кинули жребий, кто будет владеть ей в дальнейшем.

Карандышев стреляет в невесту, и эта смерть становится избавлением Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества.

Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница»

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе Бесприданница.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня Грозы. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование.

Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей.

Старшие сестры Ларисы уже пристроены благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

Лариса Огудалова влюбляется в блестящего барина Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя.

Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны.

Карандышев говорит Ларисе: Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь.

Она сама соглашается с этим: Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек….

Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взаменДля своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Сюжет романа Зегерс «Транзит»

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Драма А. Н. Островского «Гроза» была опубликована в 1960 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года.

Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в «Грозе».

Все свои наблюдения над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни.

Жанр драмы характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В «Грозе» эта личность – Катерина Кабанова.

Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она «не убила в себе человеческую природу».

Катерина – русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет.

В речи Катерины, связанной с простым на родом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Читатель чувствует музыкальность и напевность, говор Кати напоминает народные песни.

Для языка островской героини характерны повторы («на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»), обилие ласкательных и уменьшительных слов («солнышко», «водица», «могилушка»), сравнение («ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует»).

Тоскуя по Борису, в момент наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии, восклицая: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

«Я вещь…». Трагедия Ларисы (По драме А. Н. Островского «Бесприданница»)

«Я вещь…». Трагедия Ларисы(По драме А. Н. Островского «Бесприданница»)

1. Мечтательная натура Ларисы Огудаловой.

2. Жених и возлюбленный.

3. Трагедия Ларисы, как влюбленной женщины.

Главная героиня одной из самых известных пьес А. Н. Островского «Бесприданница» — Лариса Дмитриевна Огудалова, молодая девушка, живущая в обычном волжском городе Бряхимове вместе со своей матерью, овдовевшей небогатой дворянкой.

Лариса от природы одарена чувством прекрасного, у нее мягкий, спокойный характер. Ей чужды меркантильные планы ее матери — выдать дочь замуж за порядочного, обеспеченного человека.

Читайте также:
Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым: сочинение

Лариса ждет искреннего, возвышенного чувства — и оно приходит, но только объектом ее любви оказывается типичный «барин», бывший помещик, судовладелец Сергей Сергеевич Паратов.

Наивная девушка не может осознать, что в «светском» окружении ее матери наибольшую ценность имеют деньги, о чувствах там говорить не принято. И она искренне верит в то, что ее любовь к Паратову взаимна — между тем, купец даже не допускает мысли о том, чтобы жениться на бедной пюряночке без приданого. Единственным капиталом Лари-| ы является ее неяркая, но безупречная красота.

Несмотря на то что Сергей Сергеевич не предпринимает попыток предложить Ларисе руку и сердце, она верит в то, что это событие непременно произойдет. Тем временем Паратов говорит своим друзьям Вожеватову и Кнурову: «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Влюбленная девушка безоговорочно оправды-иает своего «кумира», идеализирует его, находит объяснения даже самым неблаговидным его поступкам. Например, н сцепе, где Паратов стреляет в монету, Лариса считает его настоящим героем, но на самом деле это эпизод свидетельствует о пустом бахвальстве и легкомыслии ее избранника.

А его помощь бедным — не от истинной потребности, зова сердца, а от стремления покрасоваться перед окружающими, наглядно показать свою щедрость.

Лишь в финале пьесы мы видим, как Лариса постепенно начинает понимать, что же представляет из себя ее возлюбленный.

Уже решив выйти замуж за неприметного, глуповатого мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, она вновь встречается с Паратовым, и ее безумная любовь вспыхивает с новой силой.

Когда Сергей Сергеич на приеме, устроенном в доме Карандышева, начинает издеваться над быстро опьяневшим женихом, Лариса вместо того, чтобы прийти на помощь своему будущему супругу, окончательно в нем разочаровывается, в итоге признавшись Паратову: «У меня один жених: это вы…».

Возможно, при других обстоятельствах тронутый этой искренностью Сергей Сергеич и задумался бы о будущем Ларисы Огудаловой, но к тому времени судовладелец уже не был богатым и свободным.

Воспользовавшись неопытностью и наивностью молодой девушки, он соблазняет ее, умолчав о том, что давно уже обручен с богатой дамой из «высшего общества».

Вначале попытавшись деликатно отделаться от Ларисы, он все же открылся неред ней, но от крылся неискренне, сыграв роль несчастного, жестоко обиженного судьбой мужчины:

Паратов. Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?

Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет.

Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны.

Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты?

Лариса. А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя.

Паратов. Я обручен… (Показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь. Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)

Паратов. Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало.

Разумеется, на самом деле избранник Ларисы прекрасно все понимал и вполне отдавал отчет своим действиям. Милая, далекая от реальной жизни девушка стала для него очередной игрушкой, красивой вещью, а потребность в обладании ею была усилена тем, что права на Ларису предъявлял «какой-то» Карандышев.

И после тяжелого, мучительного для Ларисы объяснения ее терзания не закончились. Паратов очень спокойно и рассудительно объяснил девушке, что никаких прав она на него предъявить не может и лучше всего ей отправиться домой. Чувства Ларисы, ее переживания не имеют никакого значения для купца-самодура, в очередной раз добившегося поставленной перед собой цели.

Но Трагедия Ларисы Огудаловой заключается не в этом эпизоде, по воле случая ставшем для нее роковым. Ее губит не жестокое разочарование в любимом человеке, а ужасное осознание, что для мужчин она не объект искренних чувств, а всего лишь красивая вещь, безделушка, которую многим хочется приобрести и держать дома, похваляться ею перед друзьями, хвастаться своим успехом.

Внезапно возникшая мысль становится слышимой: Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину…». Она пока еще не думает об уходе из жизни — ее дальнейшие размышления о самоубийстве являются лишь жалкой попыткой привлечь внимание Паратова.

Но дальнейший ход событий окончательно ломает хрупкую душу девушки. Нашедший ее Юлий Капитоныч рассказывает, как Вожеватов с Кнуровым играли в орлянку, чтобы решить, кому из них достанется честь оказать покровительство Ларисе. Участие, снисхождение Карандышева становится для несчастной обманутой девушки последним ударом.

Именно поэтому она произносит вслух: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь…». Лариса не представляет себе жизнь в мире роскоши и светских развлечений, ей непонятна страсть к наживе, ее не влечет разврат. Ситуация, в которой она не по своей вине очутилась, требует скорейшей развязки, и эта развязка наступает.

Паратов и Карандышев (по пьесе А. Островского «Бесприданница»)

В центре пьесы А. Н. Островского «Бесприданни­ца» интересный, многосложный характер и судьба главной героини Ларисы Огудаловой. Ее образ во мно­гом раскрывается во взаимоотношениях с Паратовым и Карандышевым.

Сергей Сергеевич Паратов, блестящий барин, осве­щающий своим приездом серую и будничную бряхимовскую жизнь, некогда отбил всех женихов Ларисы, два месяца ездив к Огудаловым. Паратов давно не по­являлся в городке. Лариса все так же любит его, но в ее душе уже нет надежды. Она устала от жизни в «цы­ганском таборе». Ее мать, ловкая, проворная, хитрая женщина, умеющая приспособиться к жизни, окру­жила Ларису толпой поклонников, которые счастли­вы проводить время в обществе Ларисы, умной, обра­зованной, талантливой. Однако ни один из них не це­нит Ларису как человека, не готов жениться на ней, потому что она бесприданница. Сложившаяся ситуа­ция для героини унизительна, поэтому она клянется пойти за первого, кто предложит ей руку и сердце. Этим первым оказывается Карандышев, небогатый бряхимовский чиновник.

Паратов и Карандышев — абсолютно разные люди. Паратов живет с шиком, он по-мужски обаятелен, уважаем всеми. Карандышев беден. Но это не мешает ему искать общества самых именитых бряхимовских купцов, искать их расположения и дружбы, пытаться встать на одну ногу с тем же Паратовым. При весьма скромных достоинствах у Карандышева большие ам­биции, он тщеславен и требует к себе повышенного внимания. Его поведение вызывает насмешку у та­ких, как Кнуров и Вожеватов. Они считают его жал­ким, никчемным человеком, неудачником и глупцом. Лариса, дав Карандышеву согласие на брак, надеется только лишь избавиться от прошлого, уехать от ста­рой жизни подальше, забыть обо всем. Но Каранды­шев не слышит ее и даже не пытается услышать. Ему хочется блеснуть новым положением, блеснуть Лари­сой. Он возгордился и не хочет замечать собственного ничтожества, которое он только подчеркивает своим поведением. Его выходки — всего лишь жалкая паро­дия на красивую жизнь.

Читайте также:
Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2: сочинение

В тот самый момент, когда Лариса понимает весь ужас своего положения, и появляется Сергей Сергеич. Его визит дарит героине надежду на лучшее, она еще не знает, что Паратов променял ее на «золотые прииски». Паратов в глазах Ларисы — идеал мужчи­ны. Она восторгается его благородством, щедростью, добротой. Ослепленная любовью, Лариса не видит не­достатков Паратова, его истинного отношения к ней. Конечно, он умеет быть более обходительным, чем Ка­рандышев, умеет очаровать даму, любоваться не со­бою, как Юлий Капитоныч, а ею. Он умеет пустить пыль в глаза, поразить широтой своей натуры, поко­рить смелостью. С таким, как он, Лариса готова идти хоть на край света, готова забыть саму себя, что она и делает, отправившись с ним кататься по Волге и пол­ностью ему доверившись.

Лариса прозревает слишком поздно. Паратов сове­тует ей не компрометировать себя, а отправиться к жениху. Сергей Сергеич совершенно спокойно гово­рит Ларисе о Карандышеве: «будет радехонек, если вы опять его приласкаете». Вот в этом-то непонимании героини Паратов и близок Карандышеву. Он не хочет осознать, что Лариса, не умеющая притворять­ся, лгать, приспосабливаться, не сможет теперь вер­нуться к Карандышеву и смотреть ему в глаза, жить с ним. Она любит всем сердцем, один раз, навеки, лю­бит страстно и глубоко. Для Паратова связь с Лари­сой — только лишь «угар страстного увлечения», бы­стро проходящий и не оставляющий следа, заменяе­мый «здравым рассудком». «Золотые прииски» для его — цепи, а любовь Ларисы — временное удовольствие, не дающее героине право быть такой «требова­тельной» к нему.

Разговор с Паратовым рождает в голове у Ларисы мысли о самоубийстве. Но погибает она от руки Карандышева, ослепленного чувством собственника. «Я беру вас, я ваш хозяин»,— кричит он ей, не осозна­вая, что «слишком мелок, слишком ничтожен» для нее.

Жизнь героини заканчивается трагично. Она не понята ни Карандышевым, ни Паратовым. Во многом эта вина ее самой, не захотевшей вовремя увидеть ис­тинное лицо Паратова, давшей согласие Карандыше­ву, изначально не подходящему ей. Драма Ларисы и в том, что она живет в мире дельцов, где все продается и покупается, где таким, как она, уготовано слишком незначительное место и где она просто не могла быть счастлива.

Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым

Драма “Бесприданница”, на мой взгляд, принадлежит к шедеврам русской драматургии. Островский показал здесь себя как непревзойденный художник, мастерски выписал характеры, каждый из которых типологичен и в то же время наделен индивидуальностью.
Сюжет в принципе незамысловат. Его даже можно охарактеризовать как классический любовный треугольник, вершинами которого являются Лариса и два претендента на ее сердце – Паратов и Карандышев. Но заслуга Островского-драматурга в том, что в этот избитый сюжет он вложил совершенно новый, необычный смысл.
Как правило, в таком любовном треугольнике один из кандидатов на роль возлюбленного во многом превосходит своего соперника. Но в данной пьесе такого яркого противопоставления мы не наблюдаем.
Конечно, чисто внешне наши симпатии на стороне Паратова, тем более, что сама Лариса отдает ему предпочтении. А в том, что у Ларисы, девушки воспитанной и хорошо образованной, есть вкус и чувство прекрасного, сомневаться не приходиться Ну, и к тому же Паратов выгодно отличается от своего неудачливого соперника характером.
Видимо, это-то и привлекло к нему Ларису, а не только внешняя красота. В этом человеке чувствуется неподдельная сила, чувствуется, что он способен на поступок, на действие. От этого человека веет надежностью. Но, как оказалось, это ощущение надежности было обманчивым. Ведь поведение Паратова обусловлено средой, его окружающей, законы рынка влияют на человеческую душу, извращая и уродуя ее. Может быть, он и остался бы честным человеком, но обстоятельства сложились так, что он поступает в интересах своего Я, не думая о других, прежде всего, о Ларисе.
Некоторым может показаться странным, что такая умная, тонко чувствующая и понимающая людей девушка, как Лариса, могла так жестоко обмануться, ошибиться в человеке. Но и этому есть объяснение.
Лариса – натура чрезвычайно одаренная, это удивительной красоты человек, красоты как внешней, так и внутренней, духовной. И, разумеется, она не могла не видеть той чудовищной атмосферы, а которой ей приходилось существовать. Поэтому неудивительно, что среди всех пошлых лиц, ее окружающих, Паратов показался ей действительно человеком прекрасным, благородным, достойным. И она не задумываясь, вручила ему свою любовь и сердце. Она полюбила его, как умела. – крепко и навсегда, очертя голову бросившись вслед за ним. Но, увы, ее рыцарь в сверкающих доспехах оказался вовсе не так хорош, как ей представлялось. Возможно, тогда впервые Лариса задумалась над истинной сущность Паратова. Она начала понимать, что Паратову чужды ее нравственные принципы, т. к. сам он их не имеет, а все остальное – не более, чем маска, надетая ради ожидаемого интереса и эксплуатации чувств бедной девушки.
Но обо всем этом мы можем только догадываться. Островский, как истинный психолог, не показывает нам всего, заставляет нас задуматься. И тогда все случайные реплики обретают новый, глубинный смысл.
Пьеса начинается с другого момента жизни, главным героем здесь является Карандышев, противник Паратова в борьбе за руку Ларисы.
Разумеется, мы ни минуты не сомневаемся, что Лариса выбрала его только потому, что у нее не было выбора. Действительно, разве может привлечь девичье сердце мелочный, недалекий и слабохарактерный человек, вроде Карандышева? К тому же Лариса любила и любит Паратова, а такие натуры, как Лариса, не так просто меняют свои убеждения. Ее любовь – чистая, верная – отражает ее душу, возвышенную и тонкую.
Мы понимаем, что даже если бы Лариса и вышла замуж за этого человека, счастлива она бы с ним не была. Во-первых, Карандышев постоянно попрекал бы ее ошибками молодости, что совершил благородный поступок, женившись на ней и оградив ее от позора. А согласитесь, постоянное унижение и попреки убьет не только любовь, но и остатки уважения, которое питала к нему Лариса как к своему спасителю.
Ну, и во-вторых, сама она будет постоянно сравнивать его с Паратовым, с ее возлюбленным, и это сравнение будет явно не в пользу Карандышева.
Но все же не стоит думать о Карандышеве как о совершенно испорченном человеке. В конце пьесы, когда унижения, которым он подвергался со стороны сильных мира сего, переходят все мыслимые границы, в Карандышеве просыпается забытое чувство собственного достоинства. Но надолго ли это? Кроме того, он действительно любит Ларису, и эта любовь многое может искупить. Хотя, как человек слабый, он не в силах научиться доверять любимому человеку. Ведь поступок Карандышева, его выстрел можно расценить только как приступ мучительной ревности, а ревность никогда не была благородным чувством. Она мелочна и низка, как сам Карандышев. Но для Ларисы его поступок был благодеянием. В самом деле, у нее не было иного выхода, а Карандышев таким образом освободит ее от тяжелых цепей этого мира.
Все же я не рискнула бы однозначно характеризовать Паратова и Карандышева как положительных типов. Точно так же не хотела бы характеризовать их только с отрицательной стороны Да и в жизни не бывает абсолютных негодяев, как не бывает и абсолютно святых. В каждом из них сочетаются разные черты характера.
Но все же ни один из них не вызывает во мне сочувствия, ибо они загубили прекрасную девушку, достойную счастья, которая никому в жизни не сделал зла. Она просто жила, любила, страдала. А Паратов и Карандышев явились двумя ее демонами, которые и привели ее к гибели.

Читайте также:
ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА.: сочинение

Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»?

Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»?

Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» — одна из самых известных пьес драматурга. Написанная в 1878 году, она раскрывает мир пореформенной России, когда на смену родовому дворянству стали приходить люди «новой формации» — богатые купцы, капиталисты. Эти выходцы из низших слоев общества, бойкие, хваткие, целеустремленные, стали истинными хозяевами жизни.

На фоне этой «новой» жизни разворачиваются личные трагедии, крушение иллюзий героев произведения. Главная героиня пьесы Лариса Огудалова молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует героиня — девушка умная и гордая. Она решилась выйти замуж за Карандышева, мелкого чиновника и нелепого человечка, всеми способами пытающегося доказать свою значимость.

Лариса безумно влюблена в «шикарного барина» Паратова. Она не понимает, что любит Сергея Сергеича не за его личные качества, а за мечту о другой жизни, которую он способен ей дать. С Паратовым в мысли Ларисы вошло представление о легком и поэтичном мире, недоступном для нее, который она знает только по любимым ею стихам и романсам. За Паратовым героиня готова пойти на край света.

В душе девушки происходит борьба между стремлением смириться с участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Лариса пытается сама решить свою судьбу. Она едет с Паратовым кататься на пароходе. Эта поездка открывает глаза героине на ее истинное положение – красивой вещи, которую мужчины оспаривают между собой: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том…»

В финале пьесы Лариса погибает от руки Карандышева. Перед смертью героиня благодарит его за то, что он помог ей уйти из страшного мира, где не существует ничего святого и человек является предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия…нечего и искать».

Мне кажется, мечта Ларисы иллюзорна, она гонится за призраком в лице Паратова. Ее попытка одним безрассудным поступком завоевать любовь и счастье – бегство от своей судьбы. Поэтому трагическое разочарование героини неизбежно.

Крушение иллюзий испытывает и жених Ларисы, Юлий Капитоныч Карандышев. Отличительная черта его характера – самолюбие. Поэтому и Лариса для него не столько любимая девушка, сколько красивая вещь, возможность одержать верх над Паратовым.

Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу. Он отказывается заслужить любовь Ларисы кротостью и преданностью («поддержите меня,…отнеситесь ко мне нежно, с лаской!» – просит его Лариса). Раздраженное самолюбие героя берет верх над любовью. Поведением Карандышева руководит желание взять реванш над Паратовым. На просьбы Ларисы уехать подальше от города он отвечает: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что …я не жених вам, не пара…»

Мне кажется, что из-за своего самолюбия Карандышев живет в выдуманном, иллюзорном мире. Поэтому он отказывается от истинных жизненных ценностей, от любви и счастья.

Это особенно ярко выражено в финальной сцене пьесы. Когда Карандышев понимает, что своей любовью он уже не увлечет Ларису, он убивает героиню. «Не доставайся же ты никому!» — произносит он, решая судьбу женщины, которая ему «не пара». Карандышев не может обладать живой Ларисой и утверждает свою власть над нею мертвой.

Совершенное им убийство – последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими его во всем: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». В этой сцене Карандышев особенно смешон и жалок.

Постепенно рушатся иллюзии и другого персонажа пьесы – Сергея Сергеича Паратова. Он все еще мнит себя хозяином мира, «шикарным барином». Однако истинная власть уже давно перешла в руки богатых дельцов наподобие Кнурова и Вожеватова. Паратов вынужден приспосабливаться, продавать свое имущество, искать выгодную партию среди купеческих дочерей.

В какой-то степени, на мой взгляд, разрушаются и иллюзии купцов — Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Они считают, что все в этом мире можно продать и купить, были бы деньги. Однако Лариса своим поведением и своей гибелью опровергает это мнение. Героиня последовала за своими чувствами, пусть иллюзорными, предпочтя любовь деньгам.

Можно сказать, что и мать Ларисы, Харита Игнатьевна Огудалова, испытывает крушение своих иллюзий. Она была уверена в том, что выгодно выдала замуж своих старших дочерей. Но из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что судьба их оказалась несчастлива: одну из них якобы зарезал ревнивый муж, а супруг другой и вовсе оказался шулером. Уже в начале пьесы появляется мотив несчастливой женской судьбы, разочарования в любви, который разовьется в образе Ларисы.

Читайте также:
Кабаниха: сочинение

Таким образом, все герои «Бесприданницы» испытывают крушение своих иллюзий. Это происходит, по-моему, оттого, что они гонятся за мечтами, которые не сделают их счастливыми. В результате герои отказываются от истинных жизненных ценностей, от любви и счастья. И жизнь жестоко наказывает их за это.

Похожие статьи:

Островский А.Н. → Психологизм драмы А. Н. Островского «Бесприданница»

Островский А.Н. → Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

Островский А.Н. → Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» )

Островский А.Н. → Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Островский А.Н. → Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым

Тема утраченных иллюзий в драмах А.Н.Островского

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Код 231598
Дата создания 23 июня 2016
Страниц 4
Мы сможем обработать ваш заказ 10 марта в 10:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Работа представляет собой сочинение со сложным планом. I. Мир «Грозы». 1. Образ Катерины. Столкновение «тёмного царства» и желания «летать, как птицы». Крах иллюзий Катерины о возможности жить по велению сердца. II. Образ Ларисы в «Бесприданнице» III. Две женщины – одна судьба.

Композиционно в центре пьесы – лишь два человека, две полных противоположности – Катерина и Кабаниха, образы которых, очевидно, соотнесены. Обе женщины – максималистки, они не умеют мириться с человеческими слабостями и соглашаться на компромисс.

Пьесы «Гроза» и «Бесприданница» занимают значительное место в драматургии Островского. «Гроза» (1859 г.) считается вершиной предреформенного периода творчества драматурга, «Бесприданница» (1878 г.) – шедевр позднего Островского.

Удивительно здесь то, что Катерина, столь отличная от обитателей Калинова, руководствуется теми же домостроевскими понятиями, которые, правда, для нее – не вывеска, за которой прячется настоящая жизнь (как для Варвары, например), а правила, исполненные первозданного смысла и значения.

Катерина всем сердцем желает быть безупречной и чистой, она изо всех сил стремится противостоять любви к Борису, но в этой борьбе не находит опоры. Всё, на что она хотела бы опереться, оказывается лишь пустой оболочкой. А для Катерины важна именно человеческая суть отношений, а не их форма и ритуал.

Она не сомневается в верности своих нравственных представлений, но видит, что никому из окружающих нет дела до подлинной сути этой морали. Сталкиваясь с фальшью окружающих, Катерина начинает понимать, что те настоящие чувства и устремления, о которых она мечтала, невозможны в патриархальном мирке Калинова.Утрата иллюзий связана и с семейной жизнью Катерины.

Она была выдана замуж молодой, её судьбу решила семья, но это у неё не вызвало протеста, Катерина воспринимает это как вполне обычное, естественное дело. Она приходит в дом Кабановых, готовая любить и почитать свекровь, заранее ожидая, что муж будет не только её господином, но и защитой и опорой.

Но Тихон – человек хоть и не злобивый, но слабый, он мечется между женой и матерью, не решаясь вполне оказать Катерине поддержку.Любовь к Борису – ещё одна иллюзия Катерины. Совесть оказывается в ней сильнее любви, да и Борис вовсе не «герой романа».

Короткое свидание не приносит ей утешение любовью, а только вынуждает прилюдно покаяться, что калиновцам не может быть понятно: по их логике, делать можно всё, что захочешь, главное, чтобы всё было «шито-крыто».Финал драмы оказывается трагичен не только для Катерины, но и для её главного антипода – Кабанихи.

Для неё страшным ударом становится публичное признание Катерины, к которому вскоре присоединяется и бунт её собственного сына – вдобавок, тоже открытый.II. Образ Ларисы в «Бесприданнице»«Бесприданница» – драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство напрямую влияет на жанр и проблематику произведения.

Героиня и среда уже не в той мере противостоят друг другу, как в «Грозе», однако сама жизненная драма Ларисы Огудаловой связана с тем, что её чистые и немного наивные представления о жизни и людях ошибочны, а зачастую и вовсе нереальны. Само имя героини значимо. Лариса – чайка, символ красоты и чисоты.

Это тонко чувствующая девушка, красивая не только внешне, но и внутренне, которая стремится к нравственной чистоте, правдивости – и всё это, безусловно, поднимает её над окружающими. Девушка погружена в мир музыки, она прекрасно исполняет романсы и живет в соответствии с романтическими идеалами.

Лариса – бедная невеста, бесприданница, её мать озабочена тем, как бы получше пристроить дочь без состояния, однако сама Лариса не способна на корыстную любовь.Через всю пьесу проходит мотив купли-продажи, который концентрируется на главном сюжетном событии – своеобразном торге за Ларису, который ведётся среди четырёх мужчин, каждый из которых по-своему негодяй.

По мере развития сюжета всё более очевидным становится несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и совершенно прозаичными людьми, которые её окружают. В доме Ларисы постоянно бывают поклонники, которые окружают ее вниманием, делают подарки и клянутся в любви. Лариса – искренняя натура, поэтому она верит в чистосердечие окружающих.

Вожеватова, который рос вместе с ней, она считает другом и очень ему доверяет. Её мать как-то говорит: «Да ведь шут он, у него не разберешь, нарочно он или вправду». И действительно, Вожеватов – расчетливый и бездушный человек, который всегда помнит о том, что за Ларису приданое не дадут, а потому и не собирается на ней жениться.

Конечно, видеть Ларису, слушать её пение, любоваться её красотой – всё это доставляет Вожеватову удовольствие, однако он не из тех людей, что способны потерять голову, и все свои чувства он подчиняет трезвому расчёту. Идеализирует Лариса и Карандышева: «Я в нем ничего не замечаю дурного». Она искренне полагает, что Юлий Капитоныч – человек с доброй душой, бедный и непонятый окружающими. Героиня не замечает уязвленного самолюбия, зависти в душе Карандышева. Она хочет полюбить его и уехать с ним в деревню, чтобы забыть Паратова, забыть унижения в родном доме. Она ищет тишины, уединения. «Меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем», – объясняет она Карандышеву свое состояние. Подлинную реальность Лариса заменяет выдуманной действительностью. Девушка думает, что в деревне ее ждет рай.

Работа написана самостоятельно

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Читайте также:
Проблема народного характера в драме Гроза Островского: сочинение

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Утраченные иллюзии (по пьесе А. Н. Островского

“Бесприданиица” — это одна из самых горьких драм Островского. Она охватывает широкий круг вопросов социальных, нравственных, психологических. И в том числе рассказывает об утраченных иллюзиях.

В пьесе автор показывает, как разбиваются мечты не одной лишь героини, но также двух мужчин в ее жизни — Паратова и Карандышева.

В пьесе присутствует любовный треугольник: Лариса — Паратов — Карандышев.

Лариса любит Паратова, Карандышев — Ларису, а сам Паратов любит, пожалуй, лишь деньги и положение в обществе. Каждый из этих трех героев имеет свои надежды и чаяния, свои ожидания от судьбы, которые не сбываются.

Кто же и что именно теряет в драме Островского? Какие иллюзии утрачиваются? Каждый из главных героев сталкивается с крушением надежд. Но трагичнее всего история Ларисы, ведь самые сладкие надежды питала она и самые сильные страдания от разбитых мечтаний претерпела тоже она.

Лариса изиачальио предстает перед нами девушкой мечтательной, романтичной. Живя среди обычных людей, мыслями она пребывает далеко. Отзвуками ее воображаемого мира являются те стихи, которые она читает, романсы, которые исполняет.

Неудивительно, что молодой, блестящий, красивый Паратов увлек мечтательное сердце девушки. Она не обладает внутренним стержнем, умением разбираться в людях, поэтому увлеклась внешним блеском.

Но само чувство ее серьезно и отнюдь не поверхностно.

В отсутствие Паратова его образ трансформируется в сознании Ларисы. Теперь это не просто любимый человек, которого она знала год назад, а идеал, далекий, видимый лишь сквозь дымку романтических воспоминаний. К тому же Паратов представляет собой контраст с окружающей Ларису обыденностью.

Наряду с образом Паратова и неотделимо от него, в душе Ларисы живут мысли об ином, светлом, сказочном мире. Паратов для нее — олицетворение этого мира. Возможно, тяга к роскоши и богатству играют не последнюю роль в увлечении героини. Но нельзя только этим ограничивать ее характер. Для нее гораздо важнее мечта.

Когда мы слышим о Паратове от Ларисы (в начале пьесы), нам предс тавляется весьма приятный молодой человек. Правда, уже настораживают в его поведении некоторые “мелочи”.

Например, то, что Паратов без всякого страха стреляет в любимую девушку, чтобы выбить у нее из рук монету, тем самым стремясь показать свою меткость и хладнокровие.

Так ли уж он ценит ее, если может целиться в нее равнодушно, с улыбкой на лице?

Возможность объективно оценить Паратова мы получаем, когда он сам непосредственно появляется на сцене. Оказывается, что, вопреки представлениям Ларисы, это человек в высшей степени недостойный, эгоистичный, циничный.

Он прекрасно знает о чувствах Ларисы к нему и ее положении, но, тем не менее, увозит ее за Волгу, предварительно посмеявшись над ее женихом. Он играет с ней, а затем унижает, признавшись в несерьезности своих намерений.

В эту ночь рушатся иллюзии Ларисы. Притом не один лишь Паратов унижает ее. Кнуров и Вожеватов играют в орлянку, чтобы узнать, кому она достанется. Карандышев довершает сцену унижения, рассказав об игре Ларисе. Она полностью раздавлена; она осознает себя в качестве вещи, предмета купли-продажи.

Крушение всех планов и надежд буквально в одночасье не может не сломать такую слабую натуру, как Лариса. Карандышев оказывает ей услугу, застрелив ее. Но даже когда несчастная девушка умирает, за сценой продолжает раздаваться цыганский хор. Никого не потрясла эта смерть.

Поздно спохватившийся Паратов велит цыганам замолчать, но хор продолжает звучать.

Ни при жизни, ни даже после смерти к Ларисе не отнеслись по-человечески, как к личности.

Карандышев, выстрелив в Ларису, убивает и себя. Он тоже несчастен, его иллюзии также были разбиты. Карандышев — типичный “маленький человек” в русской литературе. Он смешон и нелеп. Нелепыми выглядят его попытки играть в светского человека, когда он приглашает всех к себе на обед.

Нелепа и его требовательность к Ларисе, попытка показать себя будущим мужем, главой семьи. Но, с другой стороны, почему он не вправе рассчитывать на семейное счастье? Конечно, Лариса стойт гораздо выше его, но любит-то он именно ее, сердцу не прикажешь.

Кто же дал Паратову право унижать этого жалкого человека? Он увозит Ларису, хотя прекрасно знает, что вернет ее Карандышеву. А ведь и маленький человек может испытывать великие страдания. Его монолог о себе вызывает жалость к нему и негодование по отношению к Паратову.

Он признает, что стоит того, чтобы над ним смеялись в собственном доме (хотя никто этого не стоит). И он невыносимо страдает от того, что ему “растоптали” сердце. Никто не имеет морального права так шутить, а для богатых господ это была именно шутка. Они сами не сознавали, какие страдания доставляют Карандышеву.

Только растоптанное сердце заставило его, этого смиреннейшего человека, взяться за оружие, заговорить о мести и, наконец, убить любимую женщину. Так были разрушены мечты и ожидания Карандышева.

Паратов тоже прощается со своими мечтами. Он ведь сам признается, что в его душе еще живут благородные чувства. Но он отказывается от Ларисы, жертвуя тем лучшим, что у него было. Побеждают дух торгашества и жажда наживы.

Будет ли Паратов счастлив? Пожалуй, да. Вряд ли он через какое-то время вспомнит Ларису и будет жалеть о ней. Он получит то, что желает, осуществит все свои планы. А как же романтические мечты? Бывает, что люди живут и без них.

Так же будет жить Паратов.

В мире, где все продается и покупается, нет места чистой мечте, невозможны искренние отношения. Пьеса “Бесприданница” рассказывает нам о том, как рушатся иллюзии, разбиваясь о стену реальной жизни. Островский показал нам, читателям, трагизм человеческой судьбы, враждебность холодного мира живому сердцу, жаждущему любви и сострадания. Похожие сочинения:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: