Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

Трагедия Ларисы Огудаловой в романе Бесприданница Островского сочинение

Главным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом. У нее чистая и открытая душа, она верит в бескорыстие и справедливость. Единственным ее недостатком является то, что Лариса – бесприданница, не имеющая достаточных средств к существованию. Конечно, это не личный недостаток девушки, а порок того времени, и того общества, в котором живет героиня.

Мать Ларисы сама считает свою дочь товаром, который можно выгодно продать, и улучшить свое материальное благополучие. Расчетливая и хладнокровная женщина старается подать свою дочь потенциальным женихам в самом выгодном свете, она заставляет ее прислуживать им и унижаться. Но Лариса, чистая, доверчивая душа, противится матери. Она ждет чистой и возвышенной любви. Их дом часто посещает богатый и импозантный судовладелец Сергей Сергеевич Паратов. Со всей пылкостью юного сердца, Лариса влюбляется в красивого и умного мужчину. Она надеется на взаимные чувства, она пока еще не знает, что миром правят деньги. Но Паратов уже не слишком молод, и ему известны все нюансы жизни. Кредо Паратова: «Всякому товару цена есть». Он никогда не женится на девушке, у которой за душой ни гроша. Паратов не прочь поразвлечься с молодой девушкой, которая красива и образованна, ее можно пригласить в компанию, где она будет играть роль дорогой изящной вещи.

Разочаровавшись в любви, Лариса собирается стать женой Карандышева, мелкого чиновника. Тщеславный Юлий Капитонович ничем не лучше богатого судовладельца, ему льстит сама мысль, что эта красивая игрушка, Лариса Огудалова достанется ему.

Пригласив гостей, Карандышев делает потуги сравниться со своими богатыми соперниками, не понимая, как глупо и жалко он выглядит даже для Ларисы. В конце концов, счастливый жених напивается, а Паратов, пользуясь чувствами девушки, увлекает ее на пароход. На пароходе собралось высшее общество, а Ларисе опять отводится незавидная роль куклы, нужной для развлечения публики.

Воспользовавшись невинностью девушки, Паратов проводит с Ларисой ночь. Утром Лариса ждет дальнейших действий, но Паратов признается ей, что женится на другой девушке, и отправляет Ларису домой. Несчастная девушка раздавлена, она ищет сочувствия у своих давних друзей, Кнурова и Вожеватова, не подозревая о том, что они уже кинули жребий, кто будет владеть ей в дальнейшем.

Карандышев стреляет в невесту, и эта смерть становится избавлением Ларисы не только от собственных мук, но и от трагедии продажного общества.

2 вариант

“Бесприданница” – знаменитый роман Островского. В нем автором описывается тяжёлая участь небогатых девушек того времени, порочность и продажность общества.

Лариса – главная героиня произведения – молодая девушка, прекрасно образованная, умная, красивая, правда, пожалуй слишком наивная для своего времени. Один недостаток, который и портит героине жизнь – это бедность её семьи. Быть может, с этим ещё можно было и справиться, если бы не мать Ларисы – Харита Игнатьевна. Она, женщина алчная и беспринципная, для меня является самым негативным персонажем в романе. Харита Игнатьевна не злой человек по-своему она даже желает дочери счастья. Ведь для неё оно заключается в размере кошелька. Даже удивительно, как у такой расчетливой матери могла вырасти такая милая и наивная дочь.

Лариса мечтает о любви, чистой и светлой, мать же ищет дочери жениха побогаче. Потенциальные претенденты на руку девушки смотрят на неё как на вещь, предмет интерьера, прекрасное дополнение к своему состоянию. Никто не видит в ней душу, человека. Роль будущей содержанки противна героине, и она всем сердцем старается избежать такой участи.

Идеал мужчины она находит в Сергее Паратове. Он, один из всех, кажется ей благородным и искренним. Однако, это лишь маска, под которой прячется лицемерный и подлый мужчина. Все его положительные качества были лишь показухой и имитацией. Сергей Сергеевич использует Ларису, чтобы самоутвердиться в собственных глазах.

Она, полагая что нашла родственную душу, доверяет ему абсолютно. Забыв обо всем, Лариса отдаёт Сергею свою невинность, что в то время было огромным позором для любой девушки. После сообщения Паратова о помолвке с другой, героиня чувствует себя совсем подавленной и растоптанной.

Смерть от шальной пули не кажется случайностью, скорее закономерным завершением истории её жизни. Ей не было места в этом жестоком мире. Умирая, она впервые за долгое время ощущает себя спокойно и счастливо.

Я думаю, трагедия “Бесприданницы” в том, что она родилась не в том месте, и не в то время. Лариса слишком хороша для общества, частью которого невольно являлась. Будь она дочерью богатых родителей, ее судьба сложилась бы счастливо. Будь она похожей на свою мать, то не страдала бы от участи стать женой богатого мужчины.

Роман Островского был актуален для того времени. Он изобличал людей, которые не видели в человеке никаких достоинств, кроме денег и положения в обществе. Родителей, которые использовали собственных детей как товар. Книга учит, что любовь, искренность и честность – самое дорогое, что есть у человека. И этого не купить, даже за все богатства мира.

Читая “Бесприданницу” мы, современные читатели, ужасаемся пошлости и испорченности нравов общества того времени. Важно помнить об этих трагедиях, рушащих жизни, дабы в будущем не повторить их.

Также читают:

Картинка к сочинению Трагедия Ларисы в романе Бесприданница

Популярные сегодня темы

В великолепном произведении, написанным замечательным писателем Лесковым под названием «Левша», рассказывается о жизни главного персонажа, который представляет собирательный образ всего русского народа.

К.Г.Паустовский написал очень много поучительных рассказов, но один из них наиболее интересный и запоминающийся который называется телеграмма, он четко дает понять, как мы относимся к своим родственникам

Мне нравится заниматься домашними делами. Особенно я люблю помогать бабушке готовить большой пирог. Он называется «курник», хотя никакой курицы в нем нет.

«Возвращение» – рассказ, написанный Андреем Платоновым, в котором отражены проблемы советских семей в послевоенный период.

Главный герой одного из самых известных произведений Антона Чехова, рассказа Человек в футляре, – учитель греческого языка Беликов. Его неизменный атрибут – плащ, застегнутый на все пуговицы, в котором он ходит даже летом

В чем трагедия Ларисы Огудаловой? (по драме А. Н. Островского «Бесприданница»)

Трагедия Ларисы Огудаловой в романе А.Н. Островского «Бесприданница»

Многие поэты и писатели посвящали свои творения женской любви. Одним из таких писателей является Александр Николаевич Островский, где в пьесе «Бесприданница» он показал не только нравы, приоритеты, традиции дельцов, бояр, мелких чиновников, но и личную драму влюбленной женщины. И эта женщина — Лариса Огудалова.

Читайте также:
Героиня пьес А. Островского Гроза, Бесприданница, Снегурочка: сочинение

Лариса обладает поэтичной душой, стремящейся к любви и счастью. Она хорошо воспитана, одаренна красотой и умом. Ее характер противостоит устоям «нового времени». Огудалова живет в мире дельцов, где главной ценностью являются деньги, где все продается и покупается, где «всякому товару есть цена».

Лариса и есть главный товар пьесы. «Я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите», — говорит она. Ею торгуют и мать, и друг детства Вожеватов, и Кнуров, и Паратов, и даже Карандышев. Так, Карандышев организуя обед в честь Ларисы, решил просто похвастаться приобретенной «игрушкой», показать свое превосходство над другими: «Я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Вожеватов и Кнуров бросают монетку, кому же достанется такое украшение. Но Ларисе нет дела до них. Все ее мысли, чувства связаны с Паратовым, но Паратова волнует лишь его состояние. Как только у него проблемы, он тут же отъезжает, забыв попрощаться с Ларисой. Она ему это прощает. И как только он возвращается, Лариса уже чувствует шаткость своего положения: «Топите вы меня, толкаете в пропасть». Она просит уехать подальше, в деревню, как Катерина героиня пьесы «Гроза», просила взять клятву у Тихона.

Лариса хочет обезопасить себя от поступка, к которому стремится сердце. Но Карандышев не поддерживает Ларису, как Тихон не поддержал Екатерину. Карандышева заботит только самолюбие. Так Лариса остается наедине со своими страхами.

По приезду Паратов и не вспоминает о Ларисе, пока Вожеватов не сообщает ему, что Лариса выходит замуж. Женится и Паратов, точнее снова происходит процесс купли-продажи: в обмен на свою свободу он приобретает золотые прииски. Паратов хочет поиграть на последок, и Лариса — отличная игрушка. Он дает ей самое страшное — веру в счастье. «Мечтаю об одном блаженстве: быть рабом вашим; я потерял больше, чем состояние, я потерял вас», — говорит Паратов. Он обманывает, говорит о любви, когда в нем нет даже доли жалости. Лариса верит ему и бросается в омут с головой.

Цель Паратова достигнута: Лариса, обезумев от своей любви, с верой и надеждой в их совместное будущее соглашается быть его всецело. Однако, на утро, когда Лариса спрашивает, может ли она считать себя его женой, Паратов «вспоминает», что он связан цепями, которые не может разорвать. Ларису и это не останавливает: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя», пока Паратов не признается, что он обручен. Лариса растоптана, на ее любовь наплевали, ее чувства втоптали в грязь, ей посмеялись в лицо. И вновь судьба с ней играет, Кнуров предлагает купить ее. Ей противен, ей тошен этот мир.

Она пытается умереть, но ей не это не удается: «Что меня держит над этой пропастью, что мешает? Ах, нет, нет… не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею». В развязке Лариса падает в борьбе и принимает положение, которое с самого начала ей присвоило общество: «Да, вещь,… я вещь, а не человек;… Каждой вещи своя цена… Я слишком дорога для вас». Но трагедия Ларисы в другом, ее слова звучат как гром в «Грозе»: « Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву… Я искала любви и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса лжет, ей не нужно золото, ей не нужно ничего. Именно поэтому, когда Карандышев стреляет в Ларису, она благодарит его.

В ее жизни было несколько вариантов исхода событий. До последних минут Лариса любила Паратова, и если бы она осталась жива, она смогла бы простить его который раз, и если бы он случайно опять вернулся в город, она бы вновь поверила ему, и вновь оказалась обманутой. Лариса могла стать роскошью Кнурова, но для нее это ровно смерти. Женой Карандышева не стала бы никогда, покровительство Карандышева — тяжкое оскорбление. Как бы то ни было, счастья Лариса бы не нашла, нет для нее в этом мире любви, потому что в те времена, любовь испытывали только к деньгам, а не к людям.

«Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница»»

Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса — мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить всё, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса верит, что ее возлюбленный — человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все… Сергей Сергеич… это идеал мужчины». Здесь любовь застила глаза Ларисе. Критически взглянуть на Паратова она уже не в состоянии. Между тем Сергей Сергеич — вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в монету, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. И бедным помогает Паратов не по зову души, а из стремления сработать на публику, продемонстрировать той же Ларисе бескорыстие и широту натуры. В финале героиня прозревает, что и приводит ее к трагедии.

Читайте также:
Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского: сочинение

Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично унижает ее жениха. Лариса окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Однако разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит девушку, но уже давно не волен в своих поступках. Сначала он пытается уверить Ларису, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, но потом признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради богатого наследства:

«Паратов. …Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?

Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет.

Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны. Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты? Паратов. Нет.

Л ар и с а. А всякие другие цепи — не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя. Паратов. Я обручен. Лариса. Ах! Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь. Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)

Паратов. Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало».

На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него — только красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Паратов решил показать Юлию Капитонычу, кто в доме хозяин, и отбил у него невесту. В последнем же разговоре с Ларисой Сергей Сергеич выступает в роли не пылкого влюбленного, а вполне рассудительного человека. Он даже не соизволил, дабы не компрометировать себя, проводить потрясенную девушку домой, спокойно передоверив эту миссию пьянице и бездельнику Робинзону. А ведь проводи ее Паратов до дому, Лариса избежала бы гибели от пули Карандышева. Нет, не любит ее тот, за кем Лариса была готова безоглядно идти и в огонь и в воду. Для Паратова она — действительно, только мимолетное увлечение. И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все знакомые мужчины рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить или заполучить за деньги либо каким-то иным образом.

Она произносит знаменитое: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Когда Лариса предупреждает Паратова: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, заставить его принять наконец решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее. Но когда Кнуров предлагает ей роль своей содержанки, со значением подчеркивая: «Для меня невозможного мало», мысли о смерти становятся реальными.

Лариса размышляет: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? (Задумывается.) Ах, нет, нет… Не Кнуров… Роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… (Вздрогнув.) Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть… Ах, как дурно, как кружится голова». А тут Карандышев рассказывает невесте, как Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь, вынести унижения Лариса уже не в состоянии. Покровительство Юлия Капитоныча для нее оскорбительно. Зато этот человек, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить сокровенное желание: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь…» Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав душу и тело развратом, не сделав собственную красоту товаром. Это, а не несчастная любовь к Паратову, заставляет Ларису искать смерти.

И в минуту кончины она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда. Лариса убеждает столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова — главных действующих лиц драмы и истинных виновников своей гибели: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама». Паратова, наконец, прорывает. Сохранив остатки былого чувства к Ларисе, он исступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать! Велите замолчать!» Но умирающая Паратову и остальным нисколько уже не верит. У нее еще хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем. Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди…» И заканчивает глубоко искренним признанием: «Я вас всех… всех, люблю», посылает последний поцелуй. А веселье продолжается, и венчает пьесу «громкий хор цыган». Ларисе на этом празднике жизни места так и не нашлось.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня «Грозы». Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова — обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже «пристроены» благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

Читайте также:
Оценка характера Катерины Кабановой (героини пьесы Гроза А.Н.Островского) по статье Н. А. Добролюбова Луч света в темном царстве: сочинение

Лариса Огудалова влюбляется в «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».

Она сама соглашается с этим: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…». Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

«Моя любимая героиня — Лариса Огудалова»

Драма «Бесприданница» — одно из самых сильных и самых интересных произведений А. Н. Островского. Над этой пьесой драматург работал четыре года. Дело в том, что Островского стали обвинять в оторванности его произведений от жизни даже друзья. И вот появляется пьеса «Бесприданница». В ней автор изображает людей нового времени: богатых купцов, владельцев торговых фирм и пароходных компаний. В этом мире эгоизма, алчности и равнодушия остается один чуткий и любящий человек — Лариса Огудалова, которая гибнет в конце пьесы. Лариса единственная, пожалуй, не стремится обогатиться, не терпит лжи и лицемерия, тяготится своим положением «невесты без приданого» и своим домом: «Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому, и даже из города?» Но она сдерживается. И лишь раз ее чувства прорываются наружу: во время разговора с С. С. Паратовым.

Лариса умна, талантлива, искренна, играет на разных инструментах, поет, но «хитрости нет, не в матушку… ни с того ни с сего и скажет что не надо… То есть правду». Лариса ищет в людях откровенности и честности, ищет любви и возвышенных чувств. «В Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — говорят о ней.

Однако Лариса не привыкла жить в бедности, поэтому принимает подарки от Вожеватова, Кнурова, Паратова. Понятно сразу, что «в нищенской обстановке… она или погибнет, или опошлится».Лариса влюбилась в «блистательного барина» Паратова. Она боготворила его, он был ее идеалом, ее кумиром. Паратов умел обворожить, умел произвести впечатление, но не умел любить. «У меня ничего заветного нет. Найду выгоду — все продам», — признается он. Продает и «Ласточку», и честь. И совесть, и любовь. Когда Паратов уезжает из города, не предупредив Ларису, она решает выйти замуж за тихого и скромного Карандышева. Девушка уверена, что во всяком случае ее жених обладает неоспоримым достоинством — любит ее. Но что-то не похоже, чтобы Юлий Капитонович любил Ларису. По-моему, он хотел лишь «повенчаться», «отомстить» Кнурову, Вожеватову за их пренебрежительное отношение к нему. Выходит, и здесь Лариса обманулась! Где теперь искать ей помощи? Конечно, у матери. Но у Хариты Игнатьевны другие планы: ей надо выдать замуж младшую дочь. Тогда Лариса обращается к другу детства — Васе Вожеватову. Но Вожеватов дал честное купеческое слово, и судьбой Ларисы теперь распоряжается Кнуров.

Не найдя любви и поддержки ни у матери, ни у друзей, ни у любимого человека, Лариса должна была умереть: «Хорошо умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем».

Лариса искала человека душевного, честного, чувствующего, искреннего, любящего. Но никто из героев не попытался ее понять, каждый искал лишь какую-то выгоду для себя. Лариса была чайкой в клетке, которую разбил Карандышев.

«Так жить холодно!» — скажет она. И все же признается в последние минуты жизни: «Я вас всех люблю».

Сочинение: Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского (по пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)

А.Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии XIX века. Пьеса «Гроза» представляет для читателей особый интерес, так как в ней описываются не только социальный и нравственный кон­фликты, но и дается достаточно полная характеристика рус­ского купечества второй половины XIX века.

Для того чтобы понять жизнь общества, описанного в Произведении, надо проанализировать характеры некоторых действующих лиц. Хозяева жизни в городе Калинове — бога­тые купцы — отстаивают свои взгляды в отношении семей­ных устоев и правил. Характеризуя жизнь в этом провинци­альном городе, один из героев драмы, Кулигин, говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — имея в виду в первую очередь главных лиц Калинова — Мар­фу Игнатьевну Кабанову и Савела Прокофьевича Дикого.

Консервативные взгляды, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают «хорошей» жене, проводивши мужа, выть, лежа на крыльце, мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, — это старорусская семья, для которой характер­но полное бесправие молодого поколения, а особенно жен­щин.

Кабаниха является представительницей старшего поко­ления, более патриархального и почитающего традиции. Ге­роиня не дает воли ни своему сыну Тихону, ни тем более сво­ей невестке Катерине. На самом деле образ ее намного глубже, чем кажется на первый взгляд. В строгости к сыну видна любовь, желание помочь ему встать на ноги в этой тя­желой жизни; в придирках к Катерине проявляются рев­ность и досада на то, что отняла сына; постоянное дурное на­строение тоже можно понять — вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что скоро и конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю».
[sms]

Отношение Савела Прокофьевича к его племяннику Бо­рису доказывает, что в городе правит «самодурная сила»: за­вещанное бабушкой наследство Борис может получить, толь­ко если будет почтителен с дядюшкой, что в принципе невозможно. Не случайно Кулигин замечает, когда узнает об условии получения наследства: «Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда».

Читайте также:
Театр Островского: сочинение

Сам Дикой понимает, что живет, руководствуясь серд­цем, а не умом, а сердце у него недоброе. И этот человек явля­ется «значительным лицом в городе». Такие люди, как Ди­кой и Кабаниха, представляют собой основу русского купечества.

Молодое поколение, показанное в пьесе «Гроза», также является очень важной частью жизни общества. Удивляют пассивность молодых людей, их слабохарактерность и неспо­собность сделать что-то новое и смелое. Тихон и Варвара, с одной стороны, не согласны со сложившимся порядком ве­щей и не хотят следовать правилам, но, с другой стороны, они не решаются протестовать против навязываемых зако­нов «темного царства», а лишь приспосабливаются к жизни в нем. Принцип жизни Варвары — «делай, что хочешь, толь­ко бы шито да крыто было». Ее любимый — Ваня Кудряш — казалось бы, не подчиняется власти Дикого, однако противо­поставляет необузданной силе купца другую силу: «Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет». К этой группе персонажей можно отнести и Бориса. У него нет уважения к себе, нет чувства собственного достоинства. Борис и сам говорит, что он «загнан, забит». Можно сделать вывод, что и молодое поколение унаследовало «жестокие нравы».

Таким образом, перед читателями предстает весь купече­ский мир города Калинова. Но «темное царство» — это не только Кабанова и Дикой, не только молодые герои, но мно­жество других, даже иногда не названных по именам персо­нажей. Это и старая сумасшедшая барыня, которая пугала Катерину «геенной огненной», и богомолка Феклуша, и про­хожие на бульваре. Мы видим, что на примере произведения А.Н. Островского «Гроза» можно провести анализ купече­ского общества того времени, увидеть противоречия, понять трагедию отдельных людей и целого поколения, благодаря чему глубже окунуться в жизнь всего российского общества середины XIX века.

Еще одно произведение Островского — «Бесприданни­ца» — описывает Россию уже более позднего времени — Рос­сию зарождающихся капиталистических отношений. В об­ществе предпринимателей прежде всего обращают на себя внимание такие герои, как Кнуров и Вожеватов. Кнуров — представитель старшего поколения, он делец. Для него глав­ным достоинством человека являются деньги, а все вокруг представляет собой товар. Вожеватов относится уже к ново­му поколению. Несмотря на то что Вожеватов еще молод, деньги определяют его отношение к миру. Для Кнурова и Во­жеватова не существует нравственных ценностей, только ма­териальные. Эти герои по-деловому обсуждают и покупку Ларисы Огудаловой. Когда дельцы играют в орлянку на Ла­рису, героев не смущает то, что она человек. Островский де­лает вывод из такой ситуации, что наступившее время лише­но нравственных ценностей. Все вокруг было основано на деньгах.

Главная героиня — единственное воплощение души в без­душном мире. Она открывается людям, но ее душа оказыва­ется невостребованной. Даже мать Ларисы готова отдать ее за деньги. В пьесе возникает конфликт между деньгами и ми­ром, где денег нет.

Деньги порождают жестокость не только по отношению к Ларисе. Автор изображает, как общество относится к «ма­ленькому человеку», который имеет право на собственную гордость, но его право не признано миром дельцов. Каранды-шев, со своим недалеким внутренним миром, с низменными ценностями, хочет занять место в кругу «хозяев жизни». Для этого он мечтает жениться на Ларисе, чтобы показать окружающим, что такая женщина будет именно с ним. Она нужна Карандышеву, чтобы самоутвердиться в обществе.

Таким образом, главная героиня оказывается нужна каж­дому персонажу пьесы для какой-либо цели. Конфликт в произведении постепенно начинает приобретать оттенки нравственного. Лариса не может покончить жизнь самоубий­ством, как Катерина. Она провоцирует Карандышева на убийство. В последней сцене, когда она умирает, ее душа прощает всех. Общество, которое окружало героиню, жесто­ко и бездушно, но Лариса оказывается выше этого мира.

В пьесе «Бесприданница», в отличие от драмы «Гроза», Островский показал основные ценности уже более позднего времени. Мы видим, что в обществе почти ничего не измени­лось. Купцов стали называть дельцами, но и это ничего не по­меняло. Главные представители того или иного времени ос­тались все такими же пустыми людьми, боящимися всего нового, подчиняющимися каким-то своим ценностям или идеалам. Островский показал жестокость и бездушность мира по отношению к конкретному человеку с его ранимой душой.[/sms]

Трагедия Ларисы Огудаловой в романе А.Н. Островского «Бесприданница»

Трагедия Ларисы Огудаловой в романе А.Н. Островского «Бесприданница»

Многие поэты и писатели посвящали свои творения женской любви. Одним из таких писателей является Александр Николаевич Островский, где в пьесе «Бесприданница» он показал не только нравы, приоритеты, традиции дельцов, бояр, мелких чиновников, но и личную драму влюбленной женщины. И эта женщина — Лариса Огудалова.

Лариса обладает поэтичной душой, стремящейся к любви и счастью. Она хорошо воспитана, одаренна красотой и умом. Ее характер противостоит устоям «нового времени». Огудалова живет в мире дельцов, где главной ценностью являются деньги, где все продается и покупается, где «всякому товару есть цена».

Лариса и есть главный товар пьесы. «Я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите», — говорит она. Ею торгуют и мать, и друг детства Вожеватов, и Кнуров, и Паратов, и даже Карандышев. Так, Карандышев организуя обед в честь Ларисы, решил просто похвастаться приобретенной «игрушкой», показать свое превосходство над другими: «Я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Вожеватов и Кнуров бросают монетку, кому же достанется такое украшение. Но Ларисе нет дела до них. Все ее мысли, чувства связаны с Паратовым, но Паратова волнует лишь его состояние. Как только у него проблемы, он тут же отъезжает, забыв попрощаться с Ларисой. Она ему это прощает. И как только он возвращается, Лариса уже чувствует шаткость своего положения: «Топите вы меня, толкаете в пропасть». Она просит уехать подальше, в деревню, как Катерина героиня пьесы «Гроза», просила взять клятву у Тихона.

Лариса хочет обезопасить себя от поступка, к которому стремится сердце. Но Карандышев не поддерживает Ларису, как Тихон не поддержал Екатерину. Карандышева заботит только самолюбие. Так Лариса остается наедине со своими страхами.

Читайте также:
Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60—80-х гг. XIX века): сочинение

По приезду Паратов и не вспоминает о Ларисе, пока Вожеватов не сообщает ему, что Лариса выходит замуж. Женится и Паратов, точнее снова происходит процесс купли-продажи: в обмен на свою свободу он приобретает золотые прииски. Паратов хочет поиграть на последок, и Лариса — отличная игрушка. Он дает ей самое страшное — веру в счастье. «Мечтаю об одном блаженстве: быть рабом вашим; я потерял больше, чем состояние, я потерял вас», — говорит Паратов. Он обманывает, говорит о любви, когда в нем нет даже доли жалости. Лариса верит ему и бросается в омут с головой.

Цель Паратова достигнута: Лариса, обезумев от своей любви, с верой и надеждой в их совместное будущее соглашается быть его всецело. Однако, на утро, когда Лариса спрашивает, может ли она считать себя его женой, Паратов «вспоминает», что он связан цепями, которые не может разорвать. Ларису и это не останавливает: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя», пока Паратов не признается, что он обручен. Лариса растоптана, на ее любовь наплевали, ее чувства втоптали в грязь, ей посмеялись в лицо. И вновь судьба с ней играет, Кнуров предлагает купить ее. Ей противен, ей тошен этот мир.

Она пытается умереть, но ей не это не удается: «Что меня держит над этой пропастью, что мешает? Ах, нет, нет… не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею». В развязке Лариса падает в борьбе и принимает положение, которое с самого начала ей присвоило общество: «Да, вещь,… я вещь, а не человек;… Каждой вещи своя цена… Я слишком дорога для вас». Но трагедия Ларисы в другом, ее слова звучат как гром в «Грозе»: « Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву… Я искала любви и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса лжет, ей не нужно золото, ей не нужно ничего. Именно поэтому, когда Карандышев стреляет в Ларису, она благодарит его.

В ее жизни было несколько вариантов исхода событий. До последних минут Лариса любила Паратова, и если бы она осталась жива, она смогла бы простить его который раз, и если бы он случайно опять вернулся в город, она бы вновь поверила ему, и вновь оказалась обманутой. Лариса могла стать роскошью Кнурова, но для нее это ровно смерти. Женой Карандышева не стала бы никогда, покровительство Карандышева — тяжкое оскорбление. Как бы то ни было, счастья Лариса бы не нашла, нет для нее в этом мире любви, потому что в те времена, любовь испытывали только к деньгам, а не к людям.

Происхождение Ларисы Огудаловой

Лариса Дмитриевна Огудалова происходит из порядочной, но обедневшей семьи. Её отец умер. Она живёт с матерью Харитой Игнатьевной, которой уже удалось выдать замуж двух старших сестёр Ларисы, однако их брак нельзя назвать удачным. Из-за бедности каждая из них столкнулась с несчастьем: одна вышла замуж за иностранца, который на самом деле оказался шулером, вторую увёз какой-то горец, который, возможно, даже не довёз её до Кавказа, зарезав по дороге от ревности.

Лариса не хочет для себя такой же трагической судьбы. Она мечтает о настоящей любви, но пока она вынуждена участвовать в частых приёмах, которые в их доме проводит её мать ради счастья дочери. Их посещают потенциальные женихи, которых девушка должна развлекать своими романсами, любезностями, улыбками, шутками и танцами. Однако Ларису крайне тяготит общество людей, которые видят в ней только красивую игрушку и развлечение. Никто не задерживается в их доме с серьёзными намерениями.

В произведениях Островского многие имена, фамилии и отчества персонажей являются говорящими. Много таких имён и в «Бесприданнице»:

  • Имя Ларисы с греческого — «чайка».
  • Значение фамилии Огудалова связано со словом «огудать» — обмануть, обольстить, надуть. Сама Лариса жестоко обманывается в своих мечтах и надеждах.
  • Имя и отчество матери Ларисы связано с цыганским колоритом: Харитами в давние времена называли красивых изящных цыганок из хора, а Игнатами именовали в Москве каждого цыгана. Дом Огудаловых в пьесе как раз сравнивают с цыганским табором за счёт того, что там постоянно устраиваются приёмы с большим количеством людей.

Лариса и Паратов

Для бесприданницы Паратов стал идеальным мужчиной. Он сумел покорить ее сердце, девушка прощает ему побег. Когда-то он уже пропал из ее жизни, разогнав всех женихов. Очарование строится на внешних поступках мужчины. Это показывает наивность девушки и ее сильную веру в честность человека. Любовь ослепляет Ларису, но автор подчеркивает, что вряд ли любая другая женщина смогла бы устоять против его чар. Отдавшись всецело чувству, Лариса остается полностью опустошенной. Слова любимого больно бьют девушку:

«В любви приходится иногда и плакать».

Паратов говорит красиво:

«Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать…».

Верить лживому купцу сложно, но оценка Ларисе дана правильная. Она богатство, которое могло бы принести счастье. В руках безнравственного развратника становится вещью, которую разыгрывают в жеребьевке.

Душа и характер главной героини

Автор уделяет особое внимание талантам своей героини, подчёркивая её душевную красоту, тонкую, возвышенную, поэтичную натуру. Песни Ларисы – её главная характеристика, в них раскрывается внутренний мир героини, они – эмоциональный портрет девушки. Широкая душа тяготится тем, что любовь, о которой она мечтала, оказалась сказкой, чем-то несуществующим, придуманным. Она не встретила близкого человека, равного ей по духу, любящего и понимающего.

Обман Паратова, его открытое предательство – это приговор для девушки, которую подвела доверчивость и наивность. Лариса понимает, что жизнь не имеет смысла для неё, так как тот, кто должен был «спасти», – оставляет её «тонуть», ни капли не сожалея о случившемся. Возлюбленный сообщает Ларисе Дмитриевне, что он собирается жениться на богатой наследнице. Девушка думает о самоубийстве, но у неё не хватает решительности совершить этот шаг. Трагизм её положения обостряется ещё и тем, что все события, происходящие в городе – объект всеобщего обсуждения.

Лариса и Вожеватов

Вожеватов знаком с Ларисой с детства. Он посылает ей подарки, оказывает тайные знаки. Лариса считает его другом, но обманывается в чувствах. Василий холоден, практичен и хитер. Молодой купец ведет себя несколько пошло:

Читайте также:
Проблема народного характера в драме Гроза Островского: сочинение

«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают».

Лариса доверяет Василию, юношеская привязанность разбивается о камень черствости и безнравственности. Вожеватов предлагает сыграть в орел – решку и определить, кому достанется Лариса после ночи с Паратовым.

Лариса и Карандышев

Лариса решается на выход замуж за того, кто предложит ей руку и сердце, когда жить в доме матери становится совсем невыносимо. Выбор падает на Карандышева. Девушка противоречит сама себе. Ей хочется верить, что юноша любит ее. Это единственное достоинство, которое она выделяет, когда ее спрашивает Паратов. В тоже время, Лариса видит, что она кукла в руках завистливого, кичливого гордеца:

«Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».
Карандышев выгуливает Огудалову по бульвару, гордиться тем, что стал ее женихом. Красавица терпеливо выносит его попреки и ревность. Для Ларисы ревность – это пошлость. Дом матери – цыганский табор, но не Лариса в нем хозяйка. Она помеха, от которой нужно побыстрее избавиться. Матери хочется отдать дочь в другую семью и жить для себя. Постоянные упреки Юлия обидны и жестоки.

Отношения Ларисы с другими персонажами

За свою жизнь юная Лариса столкнулась с жестокими людьми, каждый из которых не видел в ней настоящую личность и желал использовать её в своих интересах. Это в итоге и привело к трагедии. В таблице можно выделить персонажей, так или иначе повлиявших на жизнь девушки, и кратко рассказать о них:

Сергей Сергеич Паратов Привлекательный делец из судохозяев, который около двух месяцев посещает приёмы в их доме. Он кажется Ларисе настоящим идеалом мужчины, способным изменить её жизнь к лучшему. В нём она видит образ лирического героя из романтических сочинений, которыми она так очарована.
Юлий Капитоныч Карандышев Небогатый чиновник с уязвлённым самолюбием, стремящийся за счёт брака с Огудаловой самоутвердиться и укрепить своё положение в обществе состоятельных и расчётливых дельцов. Имеет к Ларисе чувства, но она не принимает их. Он мелочен и смешон в своих попытках примкнуть к кругу тех, кем он никогда не сможет стать. Он становится ещё более ничтожным в глазах девушки, когда пытается сравняться с Паратовым.
Мокий Пармёныч Кнуров Пожилой человек с очень большим состоянием, также часто посещающий дом Огудаловых. Он женат, но надеется, что Лариса Дмитриевна, забыв о чести, может стать его любовницей и содержанкой. Он подлый и бессердечный человек, думающий только о собственных интересах.
Василий Данилыч Вожеватов Молодой человек из представителей богатой торговой фирмы, купец. С Ларисой знаком с раннего детства, они ещё маленькие вместе играли, поэтому она считает его родным и слепо доверяет ему, чем он и пользуется. Он хитрый, подлый и безнравственный, думающий лишь о личной выгоде и равнодушный к бедам подруги детства. При этом ему нравится бывать дома у Огудаловых, но жениться он не намерен.

Лариса и семья

Лариса – красивая умная девушка, в возрасте «на выданье». Фамилия семьи Огудаловы говорит о хорошем положении в обществе:

«Огудаловы все-таки фамилия порядочная…».

Семья бедная, порядочность заставляет унижаться, искать покровительства богатых и состоятельных. У Ларисы две сестры. Их судьбы пугают читателя. Что ждет Ларису? Одна из сестер стала женой горца, кавказского князя, который не довез девушку до дома, зарезал от ревности. Вторая вышла замуж за иностранца, оказавшегося шулером. Судьба Ларисы тоже плачевна. Над ней сначала посмеялись, обманули, затем выбросили и предложили стать содержанкой богатого купца. Смерть от руки ревнивого жениха Карандышева стала избавлением от мук, хотя девушка очень хочет жить.

Лариса и Кнуров

Богатый делец имеет огромное состояние, жену, наверное, и детей. Чего не хватает купцу? Красивой содержанки. Лариса – цель, которая, то удаляется от него, то приближается. Почтенный возраст купца – основная причина, по которой он не пытается действовать открыто. Лариса ведет себя по отношению к другу семьи уважительно, с чувством почтения. Она строго выполняет поручения матери, шепчет на ушко слова благодарности за помощь. Девушка – хороший собеседник. Если с другими Кнуров молчит, то про Ларису он говорит нежно:

«Приятно с ней одной почаще видеться – без помехи».

А.Н. Островский «Гроза» символика имен, любовный треугольник

А.Н. Островский «Гроза».

Символика имен.

Имя «Катерина» с греческого переводится как «чистая». По моему мнению, Островский А.Н. не зря выбрал именно такое имя для главной героини пьесы «Гроза». Ведь в ней о Катерине создается впечатление честной девушки, неспособной совершить какой-либо грех. Однако она все же его совершает, когда Катерина в отсутствии мужа Тихона встречается с Борисом и влюбляется в него. Героиня винит себя в содеянном и решает кончить жизнь самоубийством, т.к. просто не может жить с таким тяжким грузом на душе.

Имя «Борис» переводится со старославянского языка как «борец». В пьесе Борис решает бороться за свою любовь Катерину. Его не останавливает даже то, что она уже замужняя. Они проводят какое-то время вместе, но вскоре их тайна раскрывается, что приводит к печальным последствиям. Бориса отсылают в Сибирь, а Катерина погибает.

Имя «Тихон» происходит от прилагательного «тихий». В пьесе Тихон представляет собой спокойного, мягкого человека, который подчиняется воле своей матери Кабанихи. В пример можно привести момент отъезда Тихона, где Кабаниха велит и ему, и Катерине прощаться по установленному обычаю. Тихон этого не желал, за него все решила мать. При разговоре с Кулигиным в конце пьесы Тихон говорит, что своего ума нет, поэтому остается жить только чужим умом.

Имя «Варвара» с латинского языка означает «грубая, жесткая». В отличие от своего брата Тихона Варвара не подчиняется Кабанихе. Чтобы помочь Катерине Варвара отдает той ключ от калитки сада, где впоследствии встречались Катерина и Борис. В конце пьесы Варвара решается на побег из родительского дома вместе с Кудряшом, тем самым освобождаясь от контроля Кабанихи.

Любовный треугольник Бориса, Тихона и Катерины.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» формируется любовный треугольник в лицах Тихона, Бориса и Катерины.

Кабаниха была главою в своем доме. Ее сын — Тихон — не смел ей перечить. Он по-своему любил Катерину, и старался научить ее жить по-своему, чтобы она также беспрекословно подчинялась воле Кабанихи.

В попытке обрести свободу Катерина влюбляется в Бориса. Ее любовь к нему является уходом от серости и однообразия повседневной жизни. Однако когда Катерина умоляет Бориса забрать ее с собой в Сибирь, тот отказывается это делать. Борис не задумывался, куда может привести их любовь, когда он тайно встречался с Катериной. Он также не обращал внимания на упреки Кудряша, когда тот говорил, что Борис загубит девушку. В итоге, за свой необдуманный поступок Бориса заставляют переехать в Сибирь, а Катерина сбрасывается со скалы. Тихон же, узнав о произошедшем, во всем винит свою мать, т.к. именно из-за ее жесткого контроля Катерина и решила изменить Тихону с Борисом.

Читайте также:
Смысл названия драмы А. Островского Гроза: сочинение

Нравственные проблемы

1) Проблема любви. Описана выше

2) Проблема науки и образования. Эта проблема раскрыта в образе Кулигина. Добрый механик хочет принести пользу городу, соорудив громоотвод. Однако Дикой запрещает Кулигину что-либо мастерить, т.к. никто на его проект денег ему никто не даст.

3) Проблема власти. В Калинове власть принадлежит не правительству, а богатым купцам. В пример можно привести диалог купца Дикого и городничего. Городничий сообщает купцу о том, что Дикого жалуются рабочие. Однако Дикой не скрывает того, что обманывает простых людей.

4) Проблема отцов и детей. Как было сказано ранее, во главе семьи Кабановых стоит Марфа Игнатьевна. Кабаниха приказывает детям поступать так, как хочет она сама, считая, что делает это на их благо. Это приводит к печальным явлениям. Тихон вырастает слабым и бесхребетным человеком. Тихон не имеет право сказать слово или принять собственное решение. В одной из сцен он признается, что и вовсе не имеет собственного мнения. Однако Варвара — дочь Кабанихи — подстроилась под характер своей матери и научилась той врать. Она тайно ходит к Кудряшу без веления матери, а также помогает Катерине устроить свидание с Борисом. И если Тихон не способен противиться воле матери, то Варвара, в конце концов, покидает родное гнездо.

5) Конфликт старой и новой эпох. В пьесе происходит борьба патриархального уклада жизни с новым временем, предоставляющим свободу и равенство. В лице старых порядков выступают жители Калинова, в особенности Кабаниха, имеющая полную власть в своем доме. В лице же свободы выступает Катерина. Девушка мечтала о свободной жизни, что описывается в диалоге Катерины с Варварой. Однако Кабаниха не давала ей этой возможности. Не выдержав такого образа жизни, Катерина решает броситься в Волгу.

Роль имен собственных в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 19.04.2019 2019-04-19

Статья просмотрена: 2357 раз

Библиографическое описание:

Калашникова, А. П. Роль имен собственных в пьесе А. Н. Островского «Гроза» / А. П. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 309-310. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58162/ (дата обращения: 19.10.2021).

Собственные имена в художественных произведениях уже давно являются объектом внимания не только лингвистов, но и литературоведов и историков. Кроме того, уже прочно закрепился тезис относительно того, что в любом художественном произведении имена собственные имеют существенное значение, гораздо большее, чем просто имя или название. Для литературной ономастики крайне важна эстетическая функция имен, потенциал которой, как правильно, обязательно раскрывается в ходе развития сюжета.

Актуальность данного исследования заключается в том, что исследование онимов в художественном тексте помогает выявить мировосприятие отдельного писателя, установить особенности его словотворчества и идеостиля.

В качестве объекта исследования были выбраны имена собственные в пьесе А. Н. Островского «Гроза». В первую очередь А. Н. Островский обращал внимание на семантику имени и в особенности фамилий героев, при этом в его пьесах зачастую выстраивается система так называемых «говорящих» имен, которая дает читателю возможность более глубокого восприятия пьесы.

Пьесы Островского характеризуются также тем, что автор всегда учитывал социально-знаковую функцию имени. Имена практически всех его персонажей не просто зафиксированы в святцах, но и были в широком употреблении во второй половине XIX в. Фамилии, которые также имеют определенную смысловую нагрузку, в свою очередь, тоже были реальные или потенциально возможны в реальной действительности [3, с. 16].

Островский тщательно продумывал каждое имя, иногда дополняя его или даже изменяя. Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать — «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр — «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было, и драматург дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий — «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.

Александр Николаевич Островский обладал способностью находить как раз такие имена, отчества и фамилии для персонажей своих произведений, которые для них настолько органичны и естественны, что представляются единственно возможными и наиболее точно отражали их личность. Имя становится единым целым с человеком, которому оно дано. Этого единства драматург достигал, путем тщательного отбора социально значимых наименований, известных ему из жизни.

К примеру, для убежденной защитницы устоев «темного царства» Марфы Игнатьевны была выбрана весьма широко распространенная в 1840-х годах в Москве, Ржеве, Костроме купеческая фамилия Кабанова. Данным же принципом социальной дифференциации руководствовался А. Н. Островский и при выборе других фамилий для своих героев. Например, фамилия Дикой говорит сама за себя. И имя Савел напоминает имя евангельского персонажа Савла, гонителя христиан, под именем Павла, ставшего усердным проповедником их вероучения. Но с героем «Грозы» подобного превращения, увы, не происходит. Прокофий значит «преуспевающий» [2, с. 213].

Но не только личные имена героев имеют смысл, а также название городов. Пример тому — город Калинов.

В фольклоре растение калина является олицетворением девичьей красы, белые цветы являются — это подвенечных платьев. Красные ягоды калины в форме сердечка напрямую связывались с любовью.

Таким образом, ономастическое пространство пьес Островского проходит через контекст народной культуры, к примеру, в пьесе «Гроза» об этом свидетельствуют ключевые вехи сюжета (характерологическая функция выражается менее ярко в сравнении с другими пьесами Островского), а также предвещает трагический конец.

Трагический финал по большей части является результатом того, что по факту ни один персонаж не реализует интенцию, изначально заложенную в его имени, более того, как правило, поступает полностью противоположным образом, что можно объяснить невозможностью и нежеланием преодоления родового начала.

Особенно нагляден пример Бориса (Имя Борис образовано от старославянского имени Борислав и имеет значение «славный в борьбе», «борец». Также этому имени присваивают значение «лесной, боровой», «крепкий».), испытавшего сильнейшее влияние матери, получил образование, но, несмотря на это, стал на путь даже не столько отца (про которого практически не было что-либо известно), сколько дяди Дикого, в доме которого он жил. Борис не защищает Катерину, а, скорее, губит ее, Тихон не утешает, не поддерживает, а лишь концентрируется на собственных страданиях, Варвара подталкивает к греху, в результате которого Катерина свела счеты с жизнью, то есть умерла без покаяния [1, с. 142].

Читайте также:
Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина: сочинение

В отличие от других персонажей Катерина в целом реализует интенцию собственного имени, но до момента вступления в брак. С этого момента ее окружение существенно поменялось: вокруг нее появились духовно слабые люди, и, по всей видимости, поддавшись их влиянию, она уже не смогла быть на той же высоте, на которой была до этого момента.

Катерина хотела бы изменить ситуацию, но в патриархальном мире, пусть и уже доживающем свой век, это было невозможно осуществить. Но если для героев пьесы «Гроза» нереализованность потенциала имени было нормой, то для Катерины это не нормально, что в конечном итоге и делает ее смерть неизбежной. Если персонажи могут либо реализовать, либо не реализовать интенцию, заложенную в их имени, то пространство, город, неизбежно ее воплощает, по этой причине в городе Калинове в любом случае должна была произойти любовная трагедия.

Таким образом, имена собственные пьесе Н. Островского «Гроза» играют сюжетообразующую роль и дают возможность ее прочтения фактически как народную мифологему, что, по всей видимости, стало причиной большого успеха пьес в провинциальных театрах.

Имена персонажей интересуют как лингвистов, так и литературоведов, поскольку через понимание роли имени в художественном тексте можно проникнуть в замысел произведения, его идеи и одновременно эмоционально воздействовать на читателя.

  1. Островский А. Н. «Гроза». «Бесприданница»: пьесы. — М.: Дет. лит-ра, 1975, с. 312.
  2. Островский А. Н. ПСС. — М.: Гослитиздат, 1953, с. 356.
  3. Масленников С. В. Ономастическое пространство в исторических произведениях А. Н. Островского // Вестник КГУ. 2017. № 3, с. 16–17

Ономастическое пространство в исторических произведениях А. Н. Островского Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Масленников Семён Владимирович

В статье рассматриваются имена собственные в исторических произведениях А.Н. Островского. Антропонимы включаются в широкую систему художественных номинаций, которые раскрывают характер героя. Топонимы позволяют уточнить место развёртывания событий, развить сюжетную линию. Ономастическое пространство художественного произведения выполняет не только важную структурно-организующую функцию, но и создаёт общую текстовую семантику, эксплицирует концептуальное содержание пьесы.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Масленников Семён Владимирович

Onomastical space in historical pieces written by Alexander Ostrovsky

Proper names of in historical pieces written by Alexander Ostrovsky are considered in article. Anthroponyms join in the broad system of the art nominations which disclose character of the hero. Toponyms allow specifying setting place, developing subject line. Onomastical space of the work of art performs not only important structural and organising function, but also creates the general text semantics, explicate conceptual contents of the play.

Текст научной работы на тему «Ономастическое пространство в исторических произведениях А. Н. Островского»

Масленников Семён Владимирович

Костромской государственный университет saimon1409@mail.ru

ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.Н. ОСТРОВСКОГО

В статье рассматриваются имена собственные в исторических произведениях А.Н. Островского. Антропонимы включаются в широкую систему художественных номинаций, которые раскрывают характер героя. Топонимы позволяют уточнить место развёртывания событий, развить сюжетную линию. Ономастическое пространство художественного произведения выполняет не только важную структурно-организующую функцию, но и создаёт общую текстовую семантику, эксплицирует концептуальное содержание пьесы.

Ключевые слова: исторические хроники, ономастическое пространство, оним, топоним, антропоним.

Имена собственные являются неотъемлемой частью языка и органично связаны с его основной функцией – функцией общения. В комплексе со всей словесно-образной системой авторов они приобретают глубокий обобщающий смысл, раскрывают глубокое подтекстовое содержание, образуют ономастическое пространство текста, анализ которого позволяет выявить связи и отношения, существующие между разными персонажами произведения в их динамике, раскрыть особенности его художественного мира [8, с. 196]. В исторической трилогии А.Н. Островского ономастическое пространство включает в себя 84 антропонима и 113 топонимов. В процентном соотношении антропонимы составляют 43 %, а топонимы – 57 % от их общего количества.

Собственные имена – это антропонимы (личные имена людей, а также их клички, прозвища), топонимы (географические названия), зоонимы (клички животных), теонимы (названия мифических существ, божеств) и др. Антропоним в драматическом произведении изначально задаёт установку восприятия героя читателем, поскольку приведён в списке действующих лиц. Часто имена персонажей оказываются одним из способов их характеристики, в том числе являются «говорящими». Антропонимы в творчестве Островского неоднократно становились предметом исследования в работах П.А. Маркова, А.И. Ревякина, В.Г. Сах-новского, Н.С. Тугариной, Е.Г. Холодова и др. Как отмечает И.Н. Исакова, также занимавшаяся изучением имен собственных в пьесах А.Н. Островского, «собственные имена в художественном произведении выполняют разные функции. Во-первых, назывную: обозначают персонажа, место действия, создают исторический или местный колорит. Собственные имена делятся на стилистически нейтральные и экспрессивно-оценочные, которые обычно выполняют характерологическую функцию» [5, с. 211].

К историческим хроникам А.Н. Островского относятся «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» (1866), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Тушино» (1866). Отметим, что в названиях трёх пьес встречаются два антропонима и один топоним. Первая пьеса названа по имени

главного героя, нижегородского мясника Козьмы (Кузьмы) Минина. Антропоним Кузьма греческого происхождения, имеет значение ‘устроитель мира’. В истории этот человек остался народным героем, сумевшим в XVII веке организовать сбор средств на ополчение, которое в дальнейшем освободило Москву от польских интервентов. Герой полностью оправдывает значение своего имени. Нижегородский староста является идейным вдохновителем народа, его голосом. Ораторские данные и дар убеждения Минина помогают преодолеть сомнение в мыслях многих людей, ломают негативное настроение народа. Отметим также, что Минин – выходец из народа, а у Островского простые люди всегда играют ключевые роли в произведениях (Калачник, Басманов, юродивый и др.).

В названии хроники «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» использованы имена двух реально существовавших исторических деятелей. В заголовке пьесы выражено противопоставление: борьба двух политиков. Построив хронику на столкновении неординарных и сильных личностей, А.Н. Островский стремился передать сложность характеров исторических героев. В облике Лжедмитрия черты авантюрности (вспыльчивость, легкомыслие) отодвинуты на второй план. Лжедмитрий представлен читателю как обычный, рядовой человек, попавший в сети интриг. А Шуйский прежде всего – расчетливый, трезвый политик. Но и тот и другой пытаются манипулировать мнением народа, понимая, что без его поддержки им своих намерений не осуществить. Интересно, что имя Василий имеет значение ‘царственный, царский’. Этот герой одерживает победу над своим соперником Дмитрием, имя которого означает ‘землевладеле-дец’. Отметим, что в семантике имён присутствует явление энантиосемии, видно, что между этими героями много различий, но есть и общие черты (семы ‘владеющий’, ‘властный’). Например, Дмитрий и Василий – сильные личности, которые готовы идти к своей цели. Оба хитрые и коварные, способные ради своей мечты нарушить нравственные законы. В именах собственных отражается основная тема исторической хроники – борьба за власть.

Читайте также:
Русский характер Катерины (Гроза): сочинение

В названии пьесы «Тушино» употребляется географическое название местности и историче-

© Масленников С.В., 2017

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

ского района на северо-западе Москвы. Топоним Тушино обозначает лагерь Дмитрия Самозванца, где царят хаос и беззаконие. Сторонники Дмитрия Самозванца насилуют женщин, играют в кости на людей, убивают стариков и детей ради развлечения. Людей Самозванца в произведении именуют тушинцами, тушинскими разбойниками. Тушино в пьесе – это не просто место стоянки Самозванца, это символ наказания, которое постигло Россию.

Все антропонимы в исторических произведениях можно разделить на следующие группы: 1) фамилии, имена и отчества (Козьма Захарьич Минин, Третьяк Федорович Сеитов, Иван Иванович Биркин и др.); 2) фамилии и имена (Роман Пахомов, Ян Бучинский, Василий Скурыгин, Демен-тий Редриков и др.); 3) имена и отчества (Марфа Борисовна, Дмитрий Иванович, Василий Михайлович и др.); 4) фамилии (Конев, Власьев, Валуев и др.); 5) имена (Нефед, Домна, Куцька, Ивашка и др.); 6) прозвища (Чика, Беспута, Корела, Асан-Ураз и др.); 7) библеизмы (Гедеон, Самсон, Никола и др.). Все имена героев, их прозвища в исторических пьесах реальные. А.Н. Островский при написании пьес тщательно изучал исторические материалы. «История государства российского» Н.М. Карамзина, труды И.Е. Забелина, С.М. Соловьева, А.П. Щапова, «Летопись о многих мятежах», «Акты археографической экспедиции», «Акты исторические», «Акты, относящиеся до юридического быта древней России», «Иное сказание о самозванцах», «Никоновская летопись», «Собрание государственных грамот и договоров» – вот далеко не полный перечень того, с чем внимательно знакомился драматург [11].

Все топонимы распределены нами по следующим категориям: 1) названия стран (Швеция, Литва, Польша и др.); 2) урбанонимы (Москва, Рим, Нижний Новгород, Углич, Тула, Кострома и др.); 3) названия сёл, деревень (Тушино, Балах-на, Решма, Тайнинское и др.); 4) названия монастырей (Троицкий, Воскресенский, Архангельский и др.); 5) названия улиц (Чертольская, Арбат, Яузские ворота, Китай-город, Красная слобода и др.); 6) гидронимы (Волга, Яик, Пресня и др.). Как и имена героев, все топонимы реальные, отображающие конкретные исторические места и географические объекты.

Отметим, что при первом появлении антропонима в тексте он предстаёт наиболее полным, часто включает в себя наименование титула, рода занятий персонажа. Например, в хронике «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» главные герои в начале представлены так: князь Василий Иванович Шуйский и Дмитрий Иванович, самозванец. Апеллятивы в исторических хрониках частотны и указывают на род деятельности персонажей (Скопин-Шуйский, великий мечник; Юрий Мнишек, воевода Сендомирский; Епифанец, атаман дон-

ской и др.). Существительные, сопровождающие имена собственные, обычно находятся справа от антропонима. Слово князь имеет нейтральную коннотацию, а самозванец – негативную. Первый апеллятив дает информацию о социальном положении Шуйского, а второй раскрывает авторское отношение к Дмитрию. В произведении этот персонаж захватил власть силой, что является незаконным. Василий Шуйский имеет титул князя, но не царя, что тоже важно для смысла пьесы. В конце хроники именно Шуйский садится на престол, но он является лишь князем, а не истинным царем. Следовательно, оба героя не имеют права быть русскими правителями. В следующих действиях антропонимы употребляются уже без апеллятивов (Дмитрий, Василий Шуйский).

В хронике «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» интересна трансформация имени главного героя. В начале произведения он назван так: Козьма Захарьич Минин, Сухорук, земский староста Нижнего посада. Персонаж имеет фамилию, имя и отчество, что говорит об уважительном авторском отношении к нему, упоминание титула указывает на должность, которую занимал Козьма. В дальнейшем снова происходит сокращение имени собственного, что характерно для всех исторических пьес А.Н. Островского (Козьма Минин). Но в конце произведения антропоним звучит так: Минин, Выборный от всей Земли Русской. Принимая должность выборного, Минин теряет свою индивидуальность (имя и отчество), у него остаётся лишь фамилия, он как бы сливается с народом, становится его голосом. Это единственный герой, чьё имя собственное претерпевает подобную трансформацию. Вероятно, это связано с тем, что для драматурга образ простого человека, сумевшего повлиять на историю, был очень притягателен и интересен. Вследствие этого А.Н. Островский сделал его ключевым героем хроники.

В произведениях А.Н. Островского имена собственные могут также сопровождаться выразительными перифразами. Например, Дмитрий -тушинский вор, Нижний – ключ всей Волги. Используя перифраз тушинский вор, автор выражает свое отношение к субъекту номинации. Слово вор имеет негативную коннотацию, обозначает человека, который занимается воровством, связан с преступным миром. Прилагательное тушинский образовано от географического пространства, а именно места, где Дмитрий является настоящим правителем – это лагерь преступников и дезертиров. Перифраз ключ всей Волги раскрывает значимость города Нижнего Новгорода как ключевого пункта в борьбе с польскими интервентами. Вероятно, драматург использует перифразы в речи героев для создания возвышенной, торжественной речи, которая способна пробудить патриотические чувства у людей.

При изучении ономастического пространства в исторических произведениях А.Н. Островского было выявлено, что самыми частотными топонимами в хронике «Тушино» являются следующие: Москва, Ростов, Тушино; в «Дмитрии Самозванце и Василии Шуйском»: Тушино, Москва, Польша; в «Козьме Захарьиче Минине, Сухоруке»: Москва, Нижний Новгород. Во всех хрониках встречаются топонимы Русь, Россия, Московия. Частотность упоминаний топонимов зависит от места действия хроник. Если место действия «Тушино» ограничено лишь центральной Россией, то в «Дмитрии Самозванце и Василии Шуйском» оно включает в себя не только Россию, но и страны Европы.

Обратимся к монологу Дмитрия из хроники «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»: Я здесь чужой! Сюда без страха входят Отшельники святые только или Московские законные цари. Гляжу и жду, что с низенького трона Сухой старик, с орлиными глазами, Поднимется и взглянет грозно. грозно! И зазвучит под сводами глухими Презрительно-насмешливая речь: «Зачем ты здесь? Столетними трудами И бранями потомство Мономаха Среди лесов Сарматии холодной Поставило и утвердило трон, Блистающий нетленными венцами Святых князей, замученных в Орде, Окутанных одеждой херувимской Святителей и чудотворцев русских, -Гремящий трон! Кругом его подножья Толпы князей, склоненные, трепещут В молчании. Бродяга безбородый! Легко тебе, взлелеянному смутой, Внесенному бурливыми волнами Бунтующей Украйны в сердце Руси, Подъятому преступными руками Бояр крамольных, взлезть на опустелый Московский трон с казацкого седла: Вскочить легко, но усидеть попробуй! [12, с. 94] Ключевым в монологе является образ Ивана Грозного, который возникает в мыслях Дмитрия Самозванца. Персонаж ощущает себя чужим в царских палатах: «Яздесь чужой!» Предыдущий царь ведёт с ним диалог, рисуя огромную Россию. В реплике много топонимов (Сарматия, Орда, Украй-на, Русь), обозначающих страны. Сарматия – это древнее название восточной части Польши и южной России. Жители её в глубокой древности назывались сарматами [6]. Орда – это государственный союз кочевых тюркских племен (истор.). Золотая Орда – татарская военная деспотия, державшая в подчинении большую часть русских феодальных княжеств до XIV-XV вв. [18]. Украина (Украйна) -это государство в Восточной Европе, бывшее в то время частью Руси. Украиной иногда называлась окраина, область рядом с границей. Русь – это первоначальное именование государственного образования восточных славян IX в., до начала XII в.

Читайте также:
Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций: сочинение

название территории Древнерусского государства. В ХП-ХШ вв. Русь – обозначение древнерусских земель и княжеств [4]. Образ Ивана Грозного как последнего царя из Рюриковичей введён драматургом для смыслового контраста с Дмитрием Самозванцем. Могущественный правитель из древней династии и авантюрист, захвативший трон с помощью хитрости, противопоставлены друг другу. Перед Дмитрием рисуются огромные территории русской земли, простирающиеся с запада на восток, и он понимает, что у него нет права и силы управлять ими. В монологе мы узнаем и о нецарственном происхождении героя (с казацкого седла). Большое количество топонимов служит для описания обширных пространств России.

Топонимы встречаются в реплике Марфы Борисовны в хронике «Козьма Захарьич Минин, Сухорук»:

По храмам Божьим на помин души, И нищей братье по рукам, в раздачу, Убогим, и слепым, и прокаженным, Сиротам и в убогие дома, Колодникам и в тюрьмах заключенным, В обители: и в Киев, и в Ростов, В Москву и Углич, в Суздаль и Владимир, На Бело-озеро, и в Галич, и в Поморье, И в Грецию, и на святую Гору, И не могла раздать. Все прибавлялось [12, с. 48].

Марфа Борисовна произносит эту реплику, когда отдаёт огромную сумму на нужды ополчения. Люди интересуются, откуда у вдовы столько богатств. Она же отвечает, используя топонимы, называющие святые места, которые посетила. Героиня в своих паломнических исканиях прошла всю центральную Россию (Киев, Ростов, Москва, Углич, Суздаль, Владимир), побывала в северных областях (Бело-озеро, Поморье), достигла Афона (Греция, святая Гора), молясь за погибшего супруга и всех православных. В её речи представлены святыни, которые мечтает посетить любой христианин. Обойдя их все, Марфа Борисовна становится человеком, для которого важно не личное благосостояние, а общественное. Поэтому она активно помогает Козьме Минину, жертвует богатство для ополчения и в конце хроники удаляется в монастырь, выполнив своё предназначение.

Таким образом, в исторических произведениях А.Н. Островского каждое имя персонажа является уникальным, так как герой должен запоминаться зрителю. Писатель подбирает личные имена и соотносит их определённым образом с характером персонажей. Ономастическое пространство художественного произведения выполняет не только важную структурно-организующую функцию, но и создаёт общую текстовую семантику, эксплицирует концептуальное содержание пьесы. Центром ономастического пространства исторических пьес А.Н. Островского являются антропонимы. Хроники «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», «Дмитрий

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино» насыщены большим количеством персонажей – как главных, так и второстепенных. Из явления в явление читатель знакомится с новыми персонажами, которые динамично сменяют друг друга. Рядом с антропонимами расположены топонимы. Список географических мест, где развиваются события, описываемые в исторических хрониках, обширен. Здесь и названия европейских стран, крупнейших городов и поселков, маленьких деревенек, и названия рек и монастырей. Топонимы в пьесах являются названиями реальных географических объектов, которые формируют пространство России в исторических произведениях. Роль имён собственных в исторических хрониках А.Н. Островского велика. Они используются в образной, оценочной, характерологической функциях. Ономастическое пространство характеризует авторскую индивидуальность, отражает своеобразие идиостиля, транслирует яркие черты языковой личности.

1. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

2. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М.: Гослитиздат, 1959. – 656 с.

3. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. – М.: Наука, 2001. – 240 с.

4. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Аутопан, 1998.

5. Исакова И.Н. Антропонимы и другие виды номинаций персонажей в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» // Учёные записки Забайкальского государственного университета. – 2009. – № 3. -С. 211-215.

6. Краткий словарь мифологии и древностей. -М.; СПб.: Издание А.С. Суворина, 1894.

7. Лобанов М.П. Александр Островский. – М.: Мол. Гвардия, 1979. -382 с.- (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; вып. 1 (587)).

8. Николина НА. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

9. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. – М.: Мысль, 1966. – 510 с.

10. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. -М.: Школа-пресс, 1993. – 224 с.

11. Овчинина И.А. Национальный характер в исторических пьесах драматурга // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв.: сб. ст. в память об А.И. Ревякине. – М., 2003.

12. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: в 12 т. – М.: Искусство, 1973.

13. Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. – М.: Просвещение, 1974. – 334 с.

14. Сахновский В.Г. Влияние театра Островского на русское сценическое искусство. – М., 1969. – С. 229.

15. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. – М.: Наука, 1973. – 366 с.

16. Тугарина Н.С. Имена собственные в сатирических комедиях А.Н. Островского // А.Н. Островский в новом тысячелетии: мат-лы науч.-практ. конф. – Кострома, 2003. – С. 132-137.

17. Тугарина Н.С. Имя герой – образ // Щелы-ковские чтения. Проблемы эстетики и поэтики творчества А.Н. Островского. – Кострома, 2002. -С. 194-205.

18. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка.- М.: Альта-Принт, 2008. – 512 с.

19. Холодов Е.Г. Мастерство А.Н. Островского. – М.: Искусство, 1967.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: