Варвара: сочинение

Варвара – характеристика героини из пьесы А.Н. Островского “Гроза”

История создания

Действие происходит в вымышленном городе Калинова, являющегося прототипом многих маленьких городков, расположенных на Волге. Они похожи друг на друга и в то же время по-своему уникальны. Писатель заносил в дневник все наблюдения о жизни и быте русской провинции, характере жителей, их нравах и обычаях. Персонажи были созданы на основе этих записей и наблюдений.

Другая гипотеза создания — позаимствованный сюжет и образ из реальной жизни. События развивались как раз в год написания. Девушка утром вышла из дома и пропала. Спустя некоторое время её тело нашли в реке Волга. Пострадавшей оказалась Александра Клыкова. Следствие выяснило, что причиной суицида стала напряжённая обстановка в семье. Над женщиной постоянно издевалась свекровь. Муж, в силу его бесхарактерности и нежелания хоть как-то повлиять на ситуацию, ничего не предпринимал. Последней точкой в этой истории стали любовные отношения Александры и почтового служащего.

За основу взята и личная трагедия Александра Николаевича. В рукописях вместе с известным обращением Катерины «А какие сны мне снились, Варенька, прекрасные сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса…» находится пометка автора: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это инициалы Косицкой Любови Павловны, которую он любил. Но женщина состояла в браке. Автор также был несвободен.

Она и была прототипом героини Катерины в драме, а также первой исполнительницей этой роли. Мужем актрисы был И. М. Никулин, артист Малого театра. А автор больше 20 лет сожительствовал с Агафьей Ивановной.

Сюжет и проблемы

Действие происходит в середине XIX века. Главная героиня — молодая женщина Екатерина Кабанова, которая вышла замуж за нелюбимого человека. Катя несчастлива в новой семье. Главой там является злая и алчная мать её мужа Тихона, который беспрекословно во всём ей подчиняется. Девушка влюбляется в молодого человека Бориса, который приехал к своему дяде.

Единственным человеком, сочувствующим героине, была сестра её мужа. Она даже помогает Екатерине встречаться с любимым, организует свидание, когда Кабанов уезжает из города. Влюблённая пара тайно встречается 10 дней, но такая любовь принесла только страдание. После возвращения мужа Катя всё рассказала Тихону и свекрови. Муж готов простить измену, но только не его мать. Она стала ещё хуже относиться к невестке. Жизнь героини превратилась в ад. Любимый человек её покидает. Выход она видит только в самоубийстве. Катя бросается в реку на глазах у Тихона и его матери и тонет.

Все проблемы, затронутые в пьесе, актуальны и в современном обществе:

  • Проблема отцов и детей — здесь идёт речь о непонимании, патриархальном порядке, постоянном тотальном контроле со стороны Кабанихи. Женщина взяла на себя все мужские функции, стала главой семьи.
  • Проблема самореализации показана на примере Кулагина, изобретателя-самоучки, мечтающего построить громоотвод или изобрести электричество. Но среди местных жителей он встречает только издевательства, насмешки и непонимание.
  • Власть. Она принадлежит тому, у кого больше денег. Без них в таком городе прожить достаточно трудно.
  • Любовь. Показана жизнь без любви к своему супругу, когда, кроме жалости к мужу, героиня ничего больше не испытывает. Показана и настоящая любовь, вспыхнувшая мгновенно.
  • Конфликт двух поколений, старого и нового. Драма создана во время действующего рабства крепостных, когда противоречия социального плана достигали своей вершины. Показано отсутствие решительных действий и реформ, а также то, к чему это может привести. Проблема заключается в патриархальном укладе и сопротивлении такой жизни нового поколения, предпочитающего равенство и свободу.

Образ Варвары

Каждый персонаж пьесы достойный внимания. Автор сделал каждого интересным и значимым, имеющим свой уникальный характер. Он показал все типажи, живущие в так называемом обществе «тёмного царства»: самодуры, наивные личности, отчаянные вруны, женщины с характером, алкоголики. С этой позиции любопытно познакомиться с прообразом и характером Варвары. Героиня — сестра Тихона Кабанова и дочка Марфы.

Молодая женщина похожа на кошку, гуляющую саму по себе. Но другие думают, что имеют над ней власть. Она пользуется свободой, как хочет, как только это возможно. Девушка любит жизнь, пение, даже умудряется сбегать от злой и деспотичной мамы. В образе Вари реализуется установка: «делай что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал».

Девушка в отношениях с Кудряшом, поэтому поддерживает Катерину и не осуждает её поведение, даже отговаривает признаваться в измене. В этом она чем-то похожа на Бориса: он тоже не хочет, чтобы кто-то узнал об их встречах. С тем только отличием, что Борис этого желает для своей выгоды, а Варя делает это ради Катерины.

Из всей семьи только она поддерживает главную героиню, умеет её выслушать, дать дельный совет. Ей жалко, что такой лучистой и хорошей Катеньке попался муж безвольный и выпивающий, поэтому старается всячески облегчить жизнь жены своего брата в царстве деспотичной матери.

Единственным правильным решением является враньё: «И не обманщица я была да выучилась, когда нужно стало». Варя даже грубо высказывается по поводу сцен, устраиваемых матерью. Ум и проницательный характер дают осознать неправильность и непригодность всех действующих порядков. Смотря на поведение Кати, она понимает, что та тоскует по мужчине.

Читайте также:
Новая проблематика (о творчестве А. Н. Островского в 60—80-х гг. XIX века): сочинение

Отличие от брата

С первых страниц понятно, чем Варвара отличается от своего брата Тихона. Они две противоположности. Варвара бойкая, реально смотрит на вещи, Тихон безынициативный и инфантильный. Хотя ни брата, ни сестру порядки и законы, которым они вынуждены подчиняться, не устраивают. Он ищет выход в постоянном пьянстве. Она просто научилась приспосабливаться к ситуации. Варя, единственная из героев в пьесе, которая приспособилась, но никак не смирилась с ситуацией. Она умеет врать, игнорировать, лицемерить, быть изворотливой.

На фоне сестры Тихон смотрится ручным птенцом. Его волю полностью подавила матушка. Он ей полностью подчиняется. Только она указывает, как ему жить и что делать. Форма протеста — алкоголь. Сестра же предпочитает не спорить с матерью, но делать всё по-своему. Из того, как Варвара уживается с матерью, можно понять, какой она мудрый не по годам человек, чего не скажешь о её брате. Взаимоотношение Варвары с братом также нельзя назвать идеальными. У них даже не складывается разговор.

Характер сестры намного сильнее характера брата, но открыто свой протест против патриархального устоя она не выражает, предпочитает спокойное поведение. Она не видит самоубийство единственным выходом, чтобы доказать после этого всем глубину того дна, на которую люди опустили сами себя. К тому же героиня очень любит жить, хочет найти своё счастье. Сестра хочет жить собственным умом, а брат нет. У неё есть смысл жизни.

Узнав, в каких словах выражен девиз жизни Варвары, можно понять: девушка она отчаянная. Её принцип жизни: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

Положительные качества

Варя обладала многими положительными качествами. Это отличало её от остальных персонажей:

  • доброта;
  • справедливость;
  • ум;
  • смекалка.

Цитаты о героине

Чтобы узнать побольше о Варваре, следует рассмотреть некоторые выдержки из текста произведения. Вот несколько цитат о дочери Кабанихи:

  • Дочка старой купчихи. Мать её «точит» и обижает: «Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова — взяла и ушла».
  • Лживая. Протестует про себя по поводу поведения матери: «Не уважишь тебя, как же!»
  • Возраст и внешность. Девушка красавица: «Что красавицы? Красота-то ваша вас радует?»
  • Речь выражена кратко и немногословно: «Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне».
  • Греховодница, встречается по ночам с Кудряшом: «Показываются Кудряш и Варвара. Целуются».
  • Семейное положение. Варя не замужем, но испорченная более Кати: «Говори, я хуже тебя!»
  • Хитрая. Описание представлено как девушки, вынужденной обманывать, чтобы выжить в такой семье: «У нас весь дом на том держится, не обманывала раньше я».
  • Жалеет и любит Катерину: «За что ж мне не любить тебя».

В конце произведения Варя убегает с Кудряшом из дома. Куда — неизвестно. Непонятно также, свяжет ли она свою дальнейшую жизнь с ним. Таким поступком она выражает протест и нежелание мириться с проделками и жестокостью Марфы Игнатьевны. Побег — не импульсивное решение, а новый жизненный этап.

Интересно, как сложиться жизнь героини дальше, но кажется, что всё с ней будет в порядке. Несмотря на молодой возраст, она достаточно хорошо знает жизнь, умеет разбираться в людях, может с лёгкостью принять правильное решение и выйти из любого положения.

Сложно даже представить, что в будущем она могла бы стать копией матери. Несмотря на то что иногда она лжёт, хитрит, нравственный акцент делает её порядочной и справедливой. Она слишком ценит свободу, никогда себя не загоняет в рамки ханжества и самодурства. Всё сочинение трудно представить без этой героини.

Проблемы произведения актуальны и в настоящее время. В первую очередь это вопрос о человеческом бытии и предназначении, волнующий людей во все времена. Пьеса поистине является творением на все времена.

Характеристика Варвары

Одним из женских персонажей пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Варвара Кабанова — младшая сестра Тихона и дочь Кабанихи. Несмотря на свою второстепенность, героиня отличается ярким, самобытным характером, который привлекает к ней внимание. Характеристика Варвары наглядно демонстрирует возможность противостояния «тёмному царству». Нравственно искалеченная, но не сломленная, Варвара отчаянно борется за личную свободу и в итоге находит в себе силы, чтобы навсегда покинуть ненавистный отчий дом.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Варвара Кабанова.

Возраст — не указан, юная девушка до 20 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Читайте также:
Проблема любви в драме А. Н. Островского Гроза: сочинение

Семья — мать Марфа Игнатьевна Кабанова, старший брат Тихон.

Социальное положение — купеческая дочь.

Происхождение — родом из богатой купеческой семьи.

Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.

Образование — посредственное, малограмотная девушка.

Внешность — юная привлекательная девушка.

Характер — смелая, решительная, хитрая, изворотливая, практичная, свободолюбивая, жизнерадостная, с чувством собственного достоинства.

Положительные черты — добрая, жалостливая, верная подруга, рассудительная, практичная.

Отрицательные черты — хитрая, аморальная.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Варвары с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Варвара — дочь богатой купчихи марфы Кабановой, сестра Тихона.

«Варвара, сестра Тихона»

Источник: Действующие лица

Внешность

Варвара — юная красивая девушка.

«Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров. Красота-то ваша вас радует?»

Источник: Барыня Варваре и Катерине, Действие первое, явление 8

Черты характера и поступки

Варваре свойственна жалость. Она — живой человек, способный и любить, и проявлять чувство милосердия по отношению к другому.

«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то».

Источник: Действие первое, явление 7

Изначально Варвара была честной, нравственной девушкой, однако жизнь в доме с деспотичной, грубой матерью вынуждает её постоянно врать и изворачиваться.

«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…»

Источник: Действие первое, явление 2

Варваре свойственен здоровый эгоизм. Она искренне не понимает, зачем себя добровольно мучить, если эта жертва никому не принесет пользы.

«А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

Источник: Действие первое, явление 7

Всю жизнь живя среди обмана и лицемерия, Варвара считает, что можно позволить себе делать, что хочешь, главное — соблюсти внешние приличия.

«А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Источник: Действие первое, явление 2

Варвара — девушка на выданье, но она считает себя «испорченной», так как тайком от матери встречается с Кудряшом.

«Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.

Варвара (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя».

Источник: Действие первое, явление 7

«Да что ты затеяла-то, греховодница!»

Источник: Действие второе, явление 9

«У меня свои грехи есть».

Источник: Действие первое, явление 7

«Показываются Кудряш и Варвара. Целуются».

Источник: Действие третье, явление 3

Варвара тайком встречается с Кудряшом по ночам, украв у матери ключ от калитки.

«Я теперь гулять пойду… В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила».

Источник: Действие второе, явление 9

Варвара по-женски понимает Катерину и не упрекает её в том, что та полюбила другого. Она всячески пытается помочь Катерине, морально поддерживает её.

«Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!

Варвара. Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет».

Источник: Действие первое, явление 7

«На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке».

Источник: Действие второе, явление 9

Варвара — человек дела, она не любит много разговаривать.

«Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне. Мне гулять пора…»

Варвара не привыкла осуждать других людей, поскольку сама понимает, что далеко не идеальна.

«Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть».

Источник: Действие первое, явление 7

Варвара, не выдержав тяжёлой атмосферы в доме, сбегает от деспотичной матери вместе со своим возлюбленным Кудряшом.

«Кабанов …Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, — взяла да и ушла.

Кулигин. Куда ушла?

Кабанов. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».

Источник: Действие пятое, явление 1

Характеристика Варвары другими героями

Катерина

Варвара становится для Катерины единственным человеком, который искренне её жалеет. Катерина считает её милой девушкой.

«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то.

Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти».

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина, узнав о связи Варвары с Кудряшом, считает девушку греховодницей.

«Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!»

Источник: Действие второе, явление 9

Кабанов

Тихон, как никто другой знает, как сильно способна Кабаниха замучить собственных детей бесконечными упреками и нравоучениями. Он не осуждает Варвару, которая, не выдержав материнской деспотии, сбежала из дома со своим возлюбленным Кудряшом.

Читайте также:
Мотивы русской драмы: сочинение

«Кабанов …Так, братец Кулигин, все наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, — взяла да и ушла.

Кулигин. Куда ушла?

Кабанов. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».

Источник: Действие пятое, явление 1

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Варвары вместе!

Биография

Варвара Кабанова — молодая красивая девушка, купеческая дочь. После смерти отца она вместе со старшим братом Тихоном воспитывалась властной, тираничной матерью Марфой Кабановой.

Втайне от матери Варвара встречается с Ваней Кудряшом, конторщиком купца Дикого. Похитив у матери ключ от калитки, она каждую ночь проводит со своим возлюбленным. Подобные ночные свидания могут серьёзно испортить репутацию любой незамужней девушки, однако Варвара привыкла делать то, что хочет.

Варвара искренне жалеет Катерину и поддерживает её в стремлении встретиться с Борисом. Она содействует их роману, так как понимает, что её брат Тихон недостоин Катерины.

В итоге Варвара, устав от бесконечных скандалов с матерью, сбегает из отчего дома вместе со своим возлюбленным Кудряшом.

Образ Варвары

Варвара — смелая, решительная, жизнелюбивая девушка со стойким характером. Воспитываясь в равных условиях со своим братом Тихоном, она не поддаётся влиянию матери. Не в силах противостоять ей открыто, она учится обманывать и изворачиваться, чтобы таким образом подстроиться под правила, установленные Кабанихой.

Жизнь с грубой, невежественной, деспотичной матерью нравственно уродует Варвару. У неё стирается представление о морали, однако она по-прежнему остается доброй, милосердной, способной искренне пожалеть другого человека.

Варвара — не из тех, кто будет страдать и убиваться. Она любит и ценит жизнь, готова до последнего бороться за своё право быть свободной и счастливой. Варвара умеет наслаждаться каждым моментом жизни и не собирается приносить себя в жертву чьим-то прихотям.

Будучи рассудительной, трезвомыслящей девушкой, Варвара на всё имеет собственную точку зрения и способна отстаивать её. Она никогда не будет пресмыкаться перед мужчиной, перед старшими. Свободная от предрассудков, Варвара готова строить жизнь по собственному усмотрению и именно поэтому сбегает из родительского дома.

Характеристика Варвары из пьесы Гроза кратко, образ с цитатами героини для сочинения в таблице

Одним из женских персонажей пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Варвара Кабанова — младшая сестра Тихона и дочь Кабанихи. Несмотря на свою второстепенность, героиня отличается ярким, самобытным характером, который привлекает к ней внимание. Характеристика Варвары наглядно демонстрирует возможность противостояния «тёмному царству». Нравственно искалеченная, но не сломленная, Варвара отчаянно борется за личную свободу и в итоге находит в себе силы, чтобы навсегда покинуть ненавистный отчий дом.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Варвара Кабанова.

Возраст — не указан, юная девушка до 20 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — мать Марфа Игнатьевна Кабанова, старший брат Тихон.

Социальное положение — купеческая дочь.

Происхождение — родом из богатой купеческой семьи.

Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.

Образование — посредственное, малограмотная девушка.

Внешность — юная привлекательная девушка.

Характер — смелая, решительная, хитрая, изворотливая, практичная, свободолюбивая, жизнерадостная, с чувством собственного достоинства.

Положительные черты — добрая, жалостливая, верная подруга, рассудительная, практичная.

Отрицательные черты — хитрая, аморальная.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Варвары с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Варвара — дочь богатой купчихи марфы Кабановой, сестра Тихона.

«Варвара, сестра Тихона»

Источник: Действующие лица

Внешность

Варвара — юная красивая девушка.

«Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров. Красота-то ваша вас радует?»

Источник: Барыня Варваре и Катерине, Действие первое, явление 8

Черты характера и поступки

Варваре свойственна жалость. Она — живой человек, способный и любить, и проявлять чувство милосердия по отношению к другому.

«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то».

Источник: Действие первое, явление 7

Изначально Варвара была честной, нравственной девушкой, однако жизнь в доме с деспотичной, грубой матерью вынуждает её постоянно врать и изворачиваться.

«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…»

Источник: Действие первое, явление 2

Читайте также:
Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Варваре свойственен здоровый эгоизм. Она искренне не понимает, зачем себя добровольно мучить, если эта жертва никому не принесет пользы.

«А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

Источник: Действие первое, явление 7

Всю жизнь живя среди обмана и лицемерия, Варвара считает, что можно позволить себе делать, что хочешь, главное — соблюсти внешние приличия.

«А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Источник: Действие первое, явление 2

Варвара — девушка на выданье, но она считает себя «испорченной», так как тайком от матери встречается с Кудряшом.

«Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.

Варвара (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя».

Источник: Действие первое, явление 7

«Да что ты затеяла-то, греховодница!»

Источник: Действие второе, явление 9

«У меня свои грехи есть».

Источник: Действие первое, явление 7

«Показываются Кудряш и Варвара. Целуются».

Источник: Действие третье, явление 3

Варвара тайком встречается с Кудряшом по ночам, украв у матери ключ от калитки.

«Я теперь гулять пойду… В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила».

Источник: Действие второе, явление 9

Варвара по-женски понимает Катерину и не упрекает её в том, что та полюбила другого. Она всячески пытается помочь Катерине, морально поддерживает её.

«Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!

Варвара. Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет».

Источник: Действие первое, явление 7

«На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке».

Источник: Действие второе, явление 9

Варвара — человек дела, она не любит много разговаривать.

«Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне. Мне гулять пора…»

Источник: Действие второе, явление 9

Варвара не привыкла осуждать других людей, поскольку сама понимает, что далеко не идеальна.

«Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть».

Источник: Действие первое, явление 7

Варвара, не выдержав тяжёлой атмосферы в доме, сбегает от деспотичной матери вместе со своим возлюбленным Кудряшом.

«Кабанов …Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, — взяла да и ушла.

Кулигин. Куда ушла?

Кабанов. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».

Источник: Действие пятое, явление 1

Характеристика Варвары другими героями

Катерина

Варвара становится для Катерины единственным человеком, который искренне её жалеет. Катерина считает её милой девушкой.

«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то.

Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти».

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина, узнав о связи Варвары с Кудряшом, считает девушку греховодницей.

«Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!»

Источник: Действие второе, явление 9

Подробная характеристика Катерины.

Кабанов

Тихон, как никто другой знает, как сильно способна Кабаниха замучить собственных детей бесконечными упреками и нравоучениями. Он не осуждает Варвару, которая, не выдержав материнской деспотии, сбежала из дома со своим возлюбленным Кудряшом.

«Кабанов …Так, братец Кулигин, все наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, — взяла да и ушла.

Кулигин. Куда ушла?

Кабанов. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».

Источник: Действие пятое, явление 1

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Варвары вместе!

Биография

Варвара Кабанова — молодая красивая девушка, купеческая дочь. После смерти отца она вместе со старшим братом Тихоном воспитывалась властной, тираничной матерью Марфой Кабановой.

Втайне от матери Варвара встречается с Ваней Кудряшом, конторщиком купца Дикого. Похитив у матери ключ от калитки, она каждую ночь проводит со своим возлюбленным. Подобные ночные свидания могут серьёзно испортить репутацию любой незамужней девушки, однако Варвара привыкла делать то, что хочет.

Варвара искренне жалеет Катерину и поддерживает её в стремлении встретиться с Борисом. Она содействует их роману, так как понимает, что её брат Тихон недостоин Катерины.

В итоге Варвара, устав от бесконечных скандалов с матерью, сбегает из отчего дома вместе со своим возлюбленным Кудряшом.

Читайте также:
Становление русского национального театра и русской драматургии: сочинение

Образ Варвары

Варвара — смелая, решительная, жизнелюбивая девушка со стойким характером. Воспитываясь в равных условиях со своим братом Тихоном, она не поддаётся влиянию матери. Не в силах противостоять ей открыто, она учится обманывать и изворачиваться, чтобы таким образом подстроиться под правила, установленные Кабанихой.

Жизнь с грубой, невежественной, деспотичной матерью нравственно уродует Варвару. У неё стирается представление о морали, однако она по-прежнему остается доброй, милосердной, способной искренне пожалеть другого человека.

Варвара — не из тех, кто будет страдать и убиваться. Она любит и ценит жизнь, готова до последнего бороться за своё право быть свободной и счастливой. Варвара умеет наслаждаться каждым моментом жизни и не собирается приносить себя в жертву чьим-то прихотям.

Будучи рассудительной, трезвомыслящей девушкой, Варвара на всё имеет собственную точку зрения и способна отстаивать её. Она никогда не будет пресмыкаться перед мужчиной, перед старшими. Свободная от предрассудков, Варвара готова строить жизнь по собственному усмотрению и именно поэтому сбегает из родительского дома.

Вывод

Варвара Кабанова — одна из ярких второстепенных героинь драмы А. Н. Островского «Гроза». Смелая, решительная, жизнелюбивая, она является символом нового поколения, способного противостоять патриархальным устоям «тёмного царства». Ее отношение к собственной жизни как к единственной ценности вызывает уважение.

Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать слабые стороны «тёмного царства» и возможность противостояния ему, несмотря ни на что. Цитатная характеристика Варвары позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, кратко описать персонажа в докладе или написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Катерина и Варвара в драме А. Н. Островского «Гроза».

Ученическое сочинение. Катерина и Варвара в драме А. Н. Островского «Гроза».

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Вывод.

Вступление.

В бытовой комедии «Гроза» Островский использовал такой художественный приём, как антитеза. С помощью её драматург 19 века не только раскрывает конфликт в пьесе, но и показывает характер персонажей в виде сравнения их с другими героями. Примером такого против сопоставления считаются Катерина и Варвара, которые с помощью взаимодействия друг с другом дают возможность читателю увидеть черты их личности. И для этого стоит рассмотреть сходства и различия двух данных лиц.

Основная часть.

Обе девушки в произведении Островского имеют одинаковый возраст. Казалось бы, из-за равного количества прожитых лет они должны были иметь один и тот же опыт, однако героини находились в разных условиях и семьях. Катерина не работала по принуждению, жила, ни о чём не думала; маменка в ней «души не чаяла,, наряжала, как куклу». Она была свободна в собственных действиях, её детство было спокойным.

«Встану я, бывало, рано, коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы дома полью… Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы, -у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо песни поют… Тут старухи уснут, лягут, а я по саду гуляю… А сны мне снились…».

Варвара же жила в семье Кабановых и воспитывалась Марфой Игнатьевной. Мать её была строга, любила руководить и приказывать своим детям. Варя, в отличие от Тихона (её брат), приспособились к такому отношению. Она научилась хитрить и врать:

«Я нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало», «А по-моему, делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

Понимая то, как несладко придется дочери Кабанихи в замужестве, она снисходительно относится к поступкам девушки, а Варваре это только на руку. Привыкнув к этой жизни, героиня не видит никаких проблем, чтобы помогать жене своего брата в этом доме. Она хорошо относится к Кате: «За что же мне тебя не любить-то! «; но одновременно и не разбирает точки зрения подруги:»Я не понимаю, что ты говоришь».

Варя даёт ключ от калитки для встречи ночью с Борисом, советуя ничего не рассказывать: «Ты сама-то, смотри, не проговорись как-нибудь». Однако Катерина отказывается: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». В отличие от дочери Кабановой, девушка не умеет лгать и всегда искренне признается в своих чувствах. К Марфе Игнатьевне она относится так, словно считает Кабаниху равной себе:

«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит…Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю».

Читайте также:
Смысл названия драмы А. Островского Гроза: сочинение

Обращаясь к Кабановой на «ты», Катя хочет говорить с ней как с родным человеком. Правда, девушка не получает желаемое, выслушивая отрицание от маменьки. Но, как и сама Варвара, Катерина является сильным человеком. Она находит в себе силы признаться в грехе мужу и матери; героиня не видит лучшего выхода, чем совершить самоубийство. А это поступок, на который решится не всякий. Варя же, осмелившаяся обманывать мать и сбегать с Кудряшом, также в какой-то степени считается решительной личностью. Они имеют собственное мнение и решение проблем, хоть и поступки девушек крайне разные.

Жена Тихона верна и добросовестна, а его сестра хитра и привыкла лгать. Если бы не Варвара, то Катя не решилась бы на встречу с Борисом, вместо этого некоторое время продолжая терпеть свою семью. Её подруга только ускорила процесс решения проблемы, сыграв немаловажную роль в пьесе и жизни главной героини.

Вывод.

Таким образом, Островский с помощью сравнения двух персонажей пьесы «Гроза» сильнее раскрыл их характер. Он показал, к чему может привести взаимодействие двух разных героев, противопоставляя их друг другу. Катерина отличается от Варвары, и эта разница крайне сильно влияет на ситуацию.

Сочинение на тему “Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского “Гроза”

Роль и значение второстепенных персонажей в драме «Гроза»

А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы». Фон же пьесы составляют второстепенные персонажи. Это постоянная спутница Катерины, главной героини пьесы, Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова Она — противоположность Катерины.
Главное ее правило: «Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме, хитрости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Ложь для нее — норма жизни. Оца прямо говорит Катерине, что без обмана нельзя: «У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Варвара приспособилась к «темному царству», изучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, готовность и даже желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает. Дружок Варвары, Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Ка-линове может дать отпор Дикому.

«Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», — говорит Кудряш. Ведет он себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, знанием «купеческого заведения».

Кудряш — второй Дикой, только еще молодой. В конце концов Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но их побег вовсе не означает, что они полностью освободились от старых традиций и законов и примут новые законы жизни и честные правила. Очутившись на свободе, они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни. В пьесе есть и истинные жертвы «темного царства». Это муж Катерины Кабановой, Тихон, — безвольное, бесхарактерное существо.

Он во всем слушает свою мать и подчиняется ей, не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует имени — Тихон (тихий).

Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять матери, потихоньку спивался, становясь еще более безвольным и тихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье», ведь по сути Борис мало чем отличается от Тихона.

Разве что чуть-чуть образованнее. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее любви. . В «темном царстве» большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире. Но не все в нем так мрачно: встречаются и живые, сочувствующие души. Это механик-самоучка Кули-гин, изобретающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, буквально одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей.

Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, в ответ на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого:

Читайте также:
Второстепенные персонажи в драме Гроза: сочинение

«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться». Кулигин по сути является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение «темного царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…».

Какова роль второстепенных персонажей в комедии, пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизина: сочинение


Второстепенные и внесценические персонажи в произведении «Недоросль»
Ниже вы найдете сочинение по теме: «Какова роль второстепенных персонажей в комедии, пьесе «Недоросль» Д.И.Фонвизина».

Второстепенные герои играют в творении огромное значение. Как правило, это слуги и учителя Митрофанушки. Некоторые из них раскрывают тему безвольности. Крестьяне покорны перед помещиками, и, казалось бы, ничто не может изменить ситуацию. Допустим, Еремеевна во всем старается угодить своим хозяевам и безропотно принимает их решения. Педагоги, как правило, зарубежные (ведь это модно). Последние нужны для того, чтобы понять проблемы воспитания детей знати. Ведь присутствие родительских капиталов еще не означает тягу к учебе и смекалку.

Среди учителей есть как горе-учителя, так и те, кто мог бы образумить парня, если бы он хоть к чему-то тяготел. Что же касается Скотинина и Простакова, они нужны для того, чтобы показать грубость, невежество, деградацию помещиков, которые угнетают простой народ. Впрочем, последний еще и жертва собственной беспринципности. В целом, Фонвизин вводит подобных героев в творение, чтобы показать несовершенство общества, пороки, атмосферу в нем. Каждый человек символизирует определенную социальную проблему. Второстепенные герои дополняют главных.

Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза (Островский А. Н.)

«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих.

Больше всего из второстепенных персонажей мне запомнилась Феклуша — странница (человек, идущий на богомолье пешком.

У Островского явно в сниженном значении). Феклуша далеко не ходила, но много слыхала. В городе Калинове она является главным источником сведений. Феклуша убеждает, что Калинов — это земля обетованная, пропагандирует, что дальше Калинова — ад. В ее понимании паровоз — это огненный змей, рассказывает о землях, где живут люди с песьими голосами. Она убеждает что жизнь в Калинове самая прекрасная. Ее рассказы — это предмет торговли, за них ее почетают, угощают, снабжают нужным. Помимо этого

она помогает «самодурам» держать людей в постоянном страхе.

Нельзя не обратить внимания на Кулигина — часовщика-самоучку, который отыскивает вечный двигатель — как видно из первого действия пьесы, Кулигин хорошо образован, он читал Ломоносова, Державина.

Однако знания его архаичные, что подчеркивает его связь с Калиновым. Это персонаж из того мира, который уже ушел. Также Кулигин в пьесе выражает авторскую позицию. В его уста вложено осуждение «темного царства». Именно он говорит, что в Калинове жестокие нравы, что правит в городе тот, у кого есть деньги.

Другим немаловажным персонажем в «Грозе» является самодур Дикой — богатый купец, один из самых уважаемых людей города. Он осознает свою власть над людьми и полную безнадежность, а потому творит что захочет. Но нападает Дикой только на людей слабее себя, на тех, кто не может так отпор. Дикой и Кабаниха держатся вместе, ибо она единственная, кто может его понять.

Особенно хотелось бы выделить Варвару, сестру Тихона и постоянную спутницу Катерины. Ее главный жизненный принцип — делай что хочешь, лишь бы все шито крыто было. Она хочет попробовать все до того как выйдет замуж. Ложь для нее — это норма жизни. Она говорит, что сама не была обманщицей, но выучилась, когда нужно стало. Варвары приспособилась к «темному царству, к его законам и правилам.

Помимо этого, говоря о роли второстепенных героев в пьесе нельзя не сказать про Кудряша — конторщика Дикого. Этот персонаж говорит, что девкам гулять с парнями можно сколько хочешь, а бабам надо уж взаперти сидеть. Это убеждение в нем настолько сильно, что узнал о любви Бориса к Катерине он говорит, что это дела прекратить надо.

Второстепенные персонажи в Грозе Островского не только являются фоном на котором разворачивается трагедия Катерины, но и описывают быт, характеры того времени. Каждое действующее лицо в этой пьесе помогает автору передать как можно точнее обстановку «темного царства».

Какова роль второстепенных персонажей: живой фон, стереотипы, эксцентричность


Второстепенные персонажи: живой фон, стереотипы, эксцентричность
Герои второго плана также очень важны – они могут участвовать в полном раскрытии темы, влиять на повороты сюжета, создавать главному герою препятствия либо помогать. Даже если это эпизодическая, но важная помощь, то читатель также запомнит их. К слову, в некоторых произведениях отечественной и зарубежной литературы встречаются достаточно колоритные второстепенные герои, которые отличаются от основных лишь тем, что не участвуют в действии постоянно. Ниже вы найдете ответ на вопрос: какова роль второстепенных персонажей, которые служат живым фоном в произведении. Все они со своими стереотипами и эксцентричностью.

Читайте также:
События и характеры в образах персонажей драмы «Гроза»: сочинение

Как же отличить основных героев от второстепенных? Все просто:

  • Те, о ком повествует история – главные.
  • А второй план – это все остальные.
  • Их может связывать с главными героями дружба, родство, соседство, жизненные обстоятельства и т.д.
  • Но в некоторых случаях писатель поступает достаточно хитро – он говорит намеками, не показывая, какой персонаж основной, а какой – второстепенный. И читателю порой приходится подумать, чтобы определить кто есть кто.

Для чего же вводятся второстепенные персонажи в творение?

  • Во-первых, это живой фон.
  • С чего бы ни начиналась книга — главный герой сидит в кафе, идет по улице, разговаривает со старым другом, видит бандитов, которые хотят надругаться над девушкой в темной арке, не важно, они всегда будут.
  • Ведь, так или иначе, человек всегда находится в социуме. Это аксиома.

Именно поэтому в наших любимых рассказах и романах появляются:

  • Прохожие
  • Зеваки
  • Торговцы
  • Работники магазинов
  • Бармены
  • Официанты
  • Соседи по лестничной клетке
  • Дальние родственники, которые нагрянули внезапно
  • Бывшие жены
  • Собутыльники
  • Сослуживцы

Однако те персонажи, которые создают «живой фон», как правило, не связаны с главным героем. Это просто жизнь, что течет в городе, обычные его обитатели.

Но существуют и иные функции второстепенных героев. В некоторых случаях, они «оттеняют» основных персонажей. Если бы книга состояла только из харизматичных лидеров, было бы глупо. Должны быть и те, кем они управляют, должны быть их главные кровные враги и их «своеобразная» свита. Но очень важно, чтобы читатель видел грань между персонажами разного «ранга».

Стоит знать: Каким бы интересным не был второстепенный герой, он не должен «перевешивать» и «затмевать» главного. Именно поэтому многие писатели прибегают к хитростям – описывают второстепенных не так детально, дают им минимальное количество реплик в диалогах, не наделяют их примечательной внешностью.

Ведь что отличает героя от обывателя? Его выдающиеся способности и поступки. Но если есть один герой, значит должна быть и 1000 людей без каких-либо талантов. Все они будут второстепенными персонажами. Мало того, героизм всегда нужно кому-то «продемонстрировать». И вот они наготове, герои второго плана.

В некоторых случаях второстепенные персонажи играют и иную роль – они воплощают и демонстрируют общественные стереотипы. Что же касается главного героя, он действует в их понимании иррационально, и именно поэтому запоминается читателю. Но это вовсе не означает, что такие персонажи должны быть поголовно серыми. Среди них также могут быть весьма креативные образы. Важно, чтобы «креативничали» они не все сразу, а поодиночке.

  • Многие начинающие писатели думают, что если они ввели в рукопись невыразительного человека – это типичный герой второго плана.
  • Но можно добавить мелких, но ярких деталей – и тогда второстепенный персонаж станет интересным.
  • Кстати, во многих фильмах и книгах самый главный балагур с искрометным юмором – это не «идеальный», картинный главный герой, а второстепенный. Допустим, один из его давних приятелей.

Соответственно, иногда герои второго плана нужны и для эксцентричности. В таком случае, цель – кратковременное развлечение аудитории. Особенно это имеет место, когда роман очень серьезный и давящий психологически. Чтобы не вогнать читателя в депрессию, можно временами прибегать к перемене атмосферы на более непринужденную. Конечно же, шуточками не стоит изобиловать, но и забывать про этот прием не стоит.

Какова роль второстепенных персонажей в романе «Евгений Онегин»: мини-сочинение


Второстепенные и внесценические персонажи в произведении «Евгений Онегин»
В каждом литературном произведении есть основные и второстепенные персонажи. Вместе с главными героями мы проходим весь путь при прочтении рассказа. Второстепенный персонаж может появиться на недолго, но часто он оставляет более глубокий след в душе читателя. Вот мини-сочинение на тему «Какова роль второстепенных персонажей в романе «Евгений Онегин»:

Примечательно, что Пушкин изображает помещиков, а не крестьян. Основная причина – желание отобразить полную картину общества того времени. Конечно же, все образы уникальны и многогранны. Некоторые являются воплощением человеческих пороков, некоторые высмеивают человеческие качества, а некоторые контрастируют с Онегиным и интересны именно этим.

Например, Ленский — молодой дворянин, верит в человеческие идеалы. Это полная противоположность главному герою. Но он нужен этому произведению, чтобы показать характер Онегина. Благодаря дуэли с этим человеком, Евгений понимает истинные жизненные ценности.

Сочинение на тему «Роль второстепенных персонажей в драме Гроза»

Драма «Гроза» А.Н. Островского, помимо главных героев, включает и второстепенных, играющих в пьесе не менее важную роль.

Читайте также:
Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций: сочинение

Репликами второстепенных героев Островский рисует фон, который говорит о состоянии главных героев, рисует окружающую их действительность. Из их слов можно многое узнать о нравах Калинова, его прошлом и агрессивном неприятии всего нового, о требованиях, которые предъявляются к жителям Калинова, их быте, драмах и характерах.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В репликах, подводящих нас к образу Катерины и её монологу-характеристике, рисуется скромная молодая красивая женщина, о которой никто не может сказать ничего плохого. Лишь внимательная Варвара разглядела её реакцию на Бориса и подталкивает к измене, не видя в том ничего дурного и нисколько не мучась чувством вины по отношению к брату. Скорее всего, Катерина б никогда не решилась бы изменить, но невестка просто вручает ей ключ, зная, что та не сможет устоять. В лице Варвары мы имеем доказательство того, что любви в доме Кабанихи между близкими нет, и каждого интересует только его личная жизнь, его выгоды.

Её любовник, Иван Кудряш, тоже не испытывает любви. Он может изменить Варваре просто из желания напакостить Дикому, и сделал бы это, если б его дочери были постарше. Для Варвары и Кудряша их встречи – это возможность удовлетворить телесные нужды, к обоюдному удовольствию. Животная похоть – очевидная норма ночного Калинова. На примере их пары показана основная часть молодёжи Калинова, то самое поколение, которое не интересует ничего, кроме их личных нужд.

К молодому поколению относится также женатый Тихон и неженатый Борис, но они другие. Это, скорее, исключение из общего правила.

Тихон представляет собой ту часть молодёжи, что подавлена старшими и находится в полной зависимости от них. Вряд ли когда-либо вёл себя так, как его сестра, он более порядочен – и оттого несчастен. Он не может делать вид, что покорен, как его сестра – он действительно покорен, мать его сломила. Для него одно удовольствие – напиться вусмерть, когда нет постоянного контроля в лице матери.

Борис другой, потому что вырос не в Калинове, и его покойная мать – дворянка. Его отец покинул Калинов и был счастлив, пока не скончался, оставив детей сиротами. Борис видел другую жизнь. Однако, из-за младшей сестры, он готов на самопожертвование – находится в услужении у дяди, мечтая, что когда-нибудь Дикой отделит им часть наследства, оставленного бабушкой. В Калинове нет никаких развлечений, отдушин – и он влюбился. Это действительно влюблённость, не животная похоть. На его примере показаны бедные родственники Калинова, вынужденные жить у богатых купцов.

На примере Кулигина, механика-самоучки, пытающегося создать перпетуум мобиле, показаны изобретатели маленьких городков, вынужденные постоянно просить денег на разработку изобретений, и получать оскорбления и унизительные отказы, а то и ругань. Он пытается привнести прогресс в город, но он единственный, кто это делает. Остальных все устраивает, либо они смирились с судьбой. Это единственный положительный второстепенный герой пьесы, но и он смирился с судьбой. Бороться с Диким ему не по силам. Желание созидать и творить для народа – даже не оплачивается. Но именно с помощью его Островский осуждает «тёмное царство». Он видит красоту Волги, Калинова, природы, подступающей грозы – чего не видит, кроме него, никто. И именно он, отдавая труп Катерины, произносит слова порицания «тёмному царству».

В противовес ему, «профессиональная» странница Феклуша хорошо устроилась. Нового она не несёт, но она очень хорошо знает, что хотят слышать те, у которых она рассчитывает вкусно поесть. Перемены – от дьявола, который промышляет в больших городах, смущая людей. Все новые творения – тоже от дьявола – именно то, что полностью соответствует личному мнению Кабанихи. В Калинове, поддакивая Кабанихе, Феклуша всегда будет сыта, — а еда и комфорт – это единственное, к чему она не безразлична.

Не последнюю роль играет и полусумасшедшая барыня, о которой было известно, что она по молодости много грешила, и к старости зациклилась на этой теме. «Грех» и «красота» — это два нераздельных для нее понятия. Пропала красота – и пропал смысл жизни, это, само собой, становится божьим наказанием за грехи. На этой почве барыня и сходит с ума, и принимается тут же обличать, видя красивое личико. Но на впечатлительную Катерину она производит впечатление ангела возмездия, хотя большую часть страшной божьей кары за свой поступок придумала он сама.

Без второстепенных персонажей «Гроза» не смогла бы быть столько эмоционально и содержательно насыщенной. Продуманными репликами, как мазками, автор создаёт полную картину беспросветной жизни тёмного, патриархального Калинова, которая может привести к смерти любую душу, мечтающую о полете. Оттого люди и «не летают» там. Или летают, но считанные секунды, в свободном падении.

Читайте также:
Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Сочинение: Второстепенные персонажи в драме Гроза

Второстепенные персонажи в драме «Гроза»

А.Н.Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, по праву считают “певцом купеческого быта” и отцом русского национального театра. Он создал около 60 пьес, самыми известными из которых являются- “Бесприданница”, “Лес”, “Свои люди -сочтемся”, “Гроза” и многие другие.

Самым ярким и решительным, по словам А. Н. Добролюбова, стала пьеса “Гроза”. В ней “взаимные отношения самодурства и боегласности доведены до трагических последствий. В “Грозе” есть что-то освежающее и ободряющее. Зто что-то и есть, по-нашему мнению, фон пьесы”. Фон или второй план пьесы и составляют второстепенные персонажи.

Самым ярким из них является дочь хозяйки дома Кабановых – “Варвара. Она – наперстница и постоянная спутница Катерины -главной героини пьесы. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать, потому что знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят.”. Приспосабливаясь к “Темному царству”, Варвара выучила его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Ложь для нее – норма жизни: “У нас • весь дом на этом держится”, без обмана нельзя. Не видя ничего крамольного в своем образе жизни, Варвара стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина на может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия.

А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем “темного царства”. Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием “купеческого заведения”. Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми: “Я грубиян считаюсь; за что же меня держат? Стало быть я ему нужен. Ну значит, я его и не боюсь, пущай же он меня боится. ” Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают “темное царство”, но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же “темном царстве”, но уже хозяевами в нем.

Истинной жертвой царивших в городе Калинове нравов, является муж Катерины Тихон Кабанов. Это безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени – Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей матери беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Тихон ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и, тем самым, становился еще более безвольным и тихим.

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Каткрина, по меткому выражению Добролюбова “на безлюдье”, ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что, чуть необразованнее его. Раболепие Бориса перед дядей, желание получить свою часть наследства оказались сильнее, чем любовь.

Незначительные персонажи странниц и богомолок так же помогают создать нужный фон пьесе. Своими фантастическими небылицами они подчеркивают невежество и дремучесть обитателей “темного царства”. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются ими как непреложные факты о мироздании. .

Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Так на попытку поставить на дома громоотводы он получает яростный отпор Дикого: “Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”. Кулигин дает яркую и верную характеристику “темному царству”: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие. У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить. “

Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился и приспособился к ней.

Все второстепенные персонажи пьесы создали тот фон, на котором разворачивается трагедия Катерины. Каждое лицо, каждый образ в пьесе был ступенькой в той лестнице, которая привела героиню к собственной смерти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: