Второстепенные персонажи в драме Гроза: сочинение

Сочинение: Роль второстепенных персонажей в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 05.06.2020 · Обновлено 05.06.2020

(621 слово) В пьесе А. Островского «Гроза» главные герои – это основа произведения. Они раскрывают остросоциальную проблему общества и взаимоотношения людей того времени. Характеры и поступки главных героев зависят от второстепенных персонажей. На них автор возложил определенные задачи.

Варвара – дочь Кабанихи. Она — антипод своему брату Тихону. Варвара, несмотря на жесткий контроль со стороны матери, остается смелой и свободной девушкой. Она ни во что не ставит Кабаниху и живет по своим правилам, лишь внешне сохраняя покорность. Роль Варвары проста – это единственный человек в семье, который искренне поддерживал Катерину. Она заметила печаль и тоску в глазах невестки и решила помочь Катерине устроить свидание с Борисом. Но ни один из влюбленных этого не просил. Варвара помогает честно и безвозмездно, так как видит мучения обоих. Читатель сам рисует в воображении образ девушки: яркая, беспринципная, смелая и самодостаточная. В отличие от Катерины, которая сбросилась со скалы, Варвара сбежала с Кудряшом, но не для того, чтобы насолить матери. Она может изменить все на своем пути и добиться той цели, которую захочет. Задача автора показать — двух разных девушек, которые выбрали свой путь перемен.

Кудряш – друг Варвары. Представляет собой хамоватого, дерзкого и недружелюбного молодого человека. Его цель – овладеть богатством и манипулировать людьми. Кудряша относят к «темному царству» в пьесе. Но он отличается своей амбициозностью и желанием изменить что-то в себе. Ваня — добрый и веселый, а главное, рассудительно смотрит на многие вещи. Роль Кудряша – сравнение его любви к Варваре и любви Бориса к Катерине. Кудряш не бросает свою возлюбленную, а убегает вместе с ней, рискуя всем. А Борис не стал бороться за свою любовь, ему было проще опустить руки и оставить все на произвол судьбы.

Кулигин – механик-самоучка. Один из положительных персонажей в пьесе. Он умелый и практичный человек, с проницательным умом. Он хочет поменять мир и образовавшиеся устои, которые мешают жить людям. Человек с открытым и чистым сердцем мечтает о всенародном благополучии. Но все эти мечты канули в лету. Кулигин – это резонер автора. Из его уст произносятся слова о насилии и разврате, о жестокости богатых людей в городе Калинов. Он разоблачает этот город и вскрывает все нарывы, о которых никто раньше не говорил. Герой имеет четкую позицию и демонстрирует авторское отношение к героям.

Дикой – купец. Он однозначно принадлежит «темному царству», так как ни в одной сцене он не проявляет положительных качеств. Богатый, влиятельный купец, но обладает грозным и жестоким характером. Дикой безграмотный, умственно отсталый человек, в образе показана ясная печальная ситуация в России 19 века. Роль такого персонажа ясна – показать все самодурство города в одном лице. Дикой — алчный и беспринципный делец, который ставит свои интересы выше всех. Он только и делает, что постоянно поглощает одну рюмку за другой.

Борис – племянник Дикого. В начале драмы создает впечатление успешного и сознательного молодого человека. Он восхищает свой уверенностью и справедливостью убеждений. Борис совершенно непохож на своего никчемного дядю. Но, узнав о герое больше, читатель видит вторую сторону его образа. Трусливый и лицемерный Борис, который сбегает от любящей Катерины, предстает перед нами более прогрессивной копией своего дяди. Он не желает брать ответственность за ее чувства и оставляет девушку одну в этом городе. Роль персонажа показать, что за приятной внешностью скрывается слабовольный характер.

Феклуша – нахлебница Кабанихи. Это человек, который с легкостью может обвести вокруг пальца. Благодаря своей лести и лицемерию, она обеспечивает себе достойное и мирное проживание. Она консервативна в своем отношении ко всему. Любые перемены вызывают страх и неодобрение. Старуха привыкла жить так, как было заведено несколько столетий назад. Феклуша — бескультурная, необразованная и невежественная, но поучает всех вокруг, как жить, выдумывая небылицы. Живет только ради собственной выгоды. Она не влияет на ход событий в драме, но раскрывает еще один типаж «темного царства».

Все персонажи являются частью повествования и играют свои роли: показывают быт и нравы Калинова или противостоят им. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени влияет на исход сюжета, но все выполняют свою функцию в полном объеме.

Сочинение: Роль второстепенных персонажей в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

Сочинение: Роль второстепенных персонажей в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

(621 слово) В пьесе А. Островского «Гроза» главные герои – это основа произведения. Они раскрывают остросоциальную проблему общества и взаимоотношения людей того времени. Характеры и поступки главных героев зависят от второстепенных персонажей. На них автор возложил определенные задачи.

Варвара – дочь Кабанихи. Она — антипод своему брату Тихону. Варвара, несмотря на жесткий контроль со стороны матери, остается смелой и свободной девушкой. Она ни во что не ставит Кабаниху и живет по своим правилам, лишь внешне сохраняя покорность. Роль Варвары проста – это единственный человек в семье, который искренне поддерживал Катерину. Она заметила печаль и тоску в глазах невестки и решила помочь Катерине устроить свидание с Борисом. Но ни один из влюбленных этого не просил. Варвара помогает честно и безвозмездно, так как видит мучения обоих. Читатель сам рисует в воображении образ девушки: яркая, беспринципная, смелая и самодостаточная. В отличие от Катерины, которая сбросилась со скалы, Варвара сбежала с Кудряшом, но не для того, чтобы насолить матери. Она может изменить все на своем пути и добиться той цели, которую захочет. Задача автора показать — двух разных девушек, которые выбрали свой путь перемен.

Кудряш – друг Варвары. Представляет собой хамоватого, дерзкого и недружелюбного молодого человека. Его цель – овладеть богатством и манипулировать людьми. Кудряша относят к «темному царству» в пьесе. Но он отличается своей амбициозностью и желанием изменить что-то в себе. Ваня — добрый и веселый, а главное, рассудительно смотрит на многие вещи. Роль Кудряша – сравнение его любви к Варваре и любви Бориса к Катерине. Кудряш не бросает свою возлюбленную, а убегает вместе с ней, рискуя всем. А Борис не стал бороться за свою любовь, ему было проще опустить руки и оставить все на произвол судьбы.

Читайте также:
Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере Бесприданницы: сочинение

Кулигин – механик-самоучка. Один из положительных персонажей в пьесе. Он умелый и практичный человек, с проницательным умом. Он хочет поменять мир и образовавшиеся устои, которые мешают жить людям. Человек с открытым и чистым сердцем мечтает о всенародном благополучии. Но все эти мечты канули в лету. Кулигин – это резонер автора. Из его уст произносятся слова о насилии и разврате, о жестокости богатых людей в городе Калинов. Он разоблачает этот город и вскрывает все нарывы, о которых никто раньше не говорил. Герой имеет четкую позицию и демонстрирует авторское отношение к героям.

Дикой – купец. Он однозначно принадлежит «темному царству», так как ни в одной сцене он не проявляет положительных качеств. Богатый, влиятельный купец, но обладает грозным и жестоким характером. Дикой безграмотный, умственно отсталый человек, в образе показана ясная печальная ситуация в России 19 века. Роль такого персонажа ясна – показать все самодурство города в одном лице. Дикой — алчный и беспринципный делец, который ставит свои интересы выше всех. Он только и делает, что постоянно поглощает одну рюмку за другой.

Борис – племянник Дикого. В начале драмы создает впечатление успешного и сознательного молодого человека. Он восхищает свой уверенностью и справедливостью убеждений. Борис совершенно непохож на своего никчемного дядю. Но, узнав о герое больше, читатель видит вторую сторону его образа. Трусливый и лицемерный Борис, который сбегает от любящей Катерины, предстает перед нами более прогрессивной копией своего дяди. Он не желает брать ответственность за ее чувства и оставляет девушку одну в этом городе. Роль персонажа показать, что за приятной внешностью скрывается слабовольный характер.

Феклуша – нахлебница Кабанихи. Это человек, который с легкостью может обвести вокруг пальца. Благодаря своей лести и лицемерию, она обеспечивает себе достойное и мирное проживание. Она консервативна в своем отношении ко всему. Любые перемены вызывают страх и неодобрение. Старуха привыкла жить так, как было заведено несколько столетий назад. Феклуша — бескультурная, необразованная и невежественная, но поучает всех вокруг, как жить, выдумывая небылицы. Живет только ради собственной выгоды. Она не влияет на ход событий в драме, но раскрывает еще один типаж «темного царства».

Все персонажи являются частью повествования и играют свои роли: показывают быт и нравы Калинова или противостоят им. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени влияет на исход сюжета, но все выполняют свою функцию в полном объеме.

Автор: Полина Цимкина

Значение второстепенных персонажей в драме А. Островского «Гроза»

А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, из которых наиболее известны “Бесприданница”, “Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди — сочтемся”, “Гроза” и многие другие.

А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы”. Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи.

Так, постоянной спутницей Катерины — главной героини пьесы — является Варвара, сестра мужа Катерины Тихона Кабанова. Она — оппонент Катерины. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, так как она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Ложь для нее — норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом:

“Катерина. Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу.

Варвара. Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.

Варвара приспособилась к “темному царству”, выучила его законы и правила. В ней чувствуются властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.

Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. “Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…”, — говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием “купеческого заведения”. Кудряш — второй Дикой, только он еще пока молод.

В конце концов Варвара и Кудряш покидают “темное царство”, но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Очутившись на свободе, они скорее всего будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

Давайте теперь обратимся к истинным жертвам “темного царства”. Так, муж Катерины Кабановой Тихон — безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим.

Читайте также:
Не главные персонажи в пьесе Островского «Гроза»: сочинение

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова, “на безлюдье”, ведь, по сути своей, Борис мало чем отличается от Тихона, разве что чуть-чуть пообразованнее его. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.

В “темном царстве” большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире.

Но не все так мрачно, встречаются в “темном царстве” и живые, тонко чувствующие души. Это механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. Однако все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: “Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться”.

Кулигин является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение “темного царства”: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…”

Но Кулигин, так же как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, приспособился к “темному царству”, смирился с такой жизнью, он всего лишь один из обитателей “темного царства”.

Второстепенные персонажи, как уже было сказано, — это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое лицо в пьесе, каждый образ был ступенькой лестницы, которая привела Катерину на берег Волги, к трагической смерти.

Большой Бейсуг

А.Н.Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница»,»Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди сочтемся», «Гроза» и многие другие.

А.Н.Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы». Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи.

Так, постоянной спутницей Катерины — главной героини пьесы является Варвара, сестра мужа Тихона Кабанова. Она — оппонент Катерины. Главное ее правило: «Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Ложь для нее — норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом:

Катерина — Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу. Варвара — Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.

Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.

Дружок Варвары, Кудряш Иван, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», — говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Кудряш — второй Дикой, только он еще пока молод.

В конце концов Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Теперь, очутившись на свободе, они скорее всего будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

Давайте теперь обратимся к истинным жертвам «темного царства». Так, муж Катерины Кабановой Тихон — безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относится к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и, тем самым, становился еще более безвольным и тихим.

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина по меткому выражению Добролюбова «на безлюдье», ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что, чуть-чуть пообразованнее Тихона. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства ( а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.

В темном царстве большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире.

Но не все так мрачно, встречаются в «темном царстве» и живые, сочувствующие души. Это механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы, он получает яростный отпор Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться».

Читайте также:
Сравнение сюжета пьес Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад»: сочинение

Кулигин является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение «темного царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…»

Но Кулигин так же как и Тихон, Борис, Варвара, Кудряш приспособился к «темному царству», смирился с такой жизнью, он всего лишь прижившееся тело в «темном царстве».

Второстепенные персонажи, как уже было сказано, — это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшийся женщины. Каждое лицо в пьесе, каждый образ был ступенькой в той лестнице, которая привела Катерину на берег Волги, к собственной смерти.

Кто главные герои пьесы Гроза Островского

Пьеса Островского была написана в преддверии социальных реформ в Российской империи. На главных героев «Грозы» автором была возложена непростая задача – открыть миру правду об истинных моральных ценностях купеческого сословия того времени. Это остросоциальная драма, в которой характеры центральных и второстепенных действующих лиц были подобраны писателем невероятно точно.

  1. Краткая характеристика персонажей Грозы
  2. Подробная характеристика героев «Гроза»
  3. Самые запоминающиеся персонажи пьесы Островского

Краткая характеристика персонажей Грозы

  • Катерина – молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.
  • Борис – молодой человек, «порядочно образованный», приехал к своему дяде, Савелу Прокофьевичу Дикому. Влюблён в Катерину.
  • Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова) – богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.
  • Тихон Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.
  • Варвара – дочь Кабанихи. Своевольная девушка, которая поступает по-своему, лишь бы шито-крыто было.
  • Кудряш – возлюбленный Варвары.
  • Дикой Савел Прокофьевич – купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек, самодур.
  • Кулигин – мещанин, одержимый идеями прогресса.
  • Барыня – полусумасшедшая.
  • Феклуша – странница.
  • Глаша – служанка Кабановых.

Подробная характеристика героев «Гроза»

Главные герои:

  1. Кабаниха. Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует все семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно придерживается их списка. По ее глубокому убеждению весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на тирании. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – своих подчиненных. Это типичный образчик закостеневшего патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве.
  2. Тихон Кабанов. Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под полным влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то, что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство. В обществе этих людей разврат, чревоугодие и пьянство являются своеобразными привилегиями.
  3. Катерина. Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын окажется под ее влиянием. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, о чем впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством.

Второстепенные персонажи:

  1. Варвара. Дочь Кабанихи и полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, она все же остается смелым и свободным человеком. Кабаниха не является для нее авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печется о нравственности, и не переживает по поводу рассказов и сплетен окружающих.
  2. Кудряш. Дружок Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, развязностью, хамством. Это честолюбивый молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. Повесть его незамысловатой жизни мало чем отличается от большинства жителей провинциального городка.
  3. Кулигин. Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чье имя вызывает лишь положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться.
  4. Савел Прокофьевич Дикой. Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей.
  5. Борис. Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создает впечатление справедливого и честного юноши, однако на поверку оказывается насквозь прогнившим пошлым лицемером. Не оправдав надежд влюбленной в него Катерины не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве.
  6. Феклуша. Приживалка Кабанихи, способная с завидной легкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу ее привычному обывательскому мирку, в котором нет места культуре, образованию, вежливости.
  7. Глаша. Девка в доме Кабанихи, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Ей гораздо проще жить в своем ограниченном мире, где автомобиль называют «огненным змием», нежели впитывать в себя новые знания.

В «Грозе» герои представлены таким образом, чтобы наиболее ярко показать противостояние патриархальных устоев и прогресса. Приведенную таблицу с кратким описанием характеристик героев можно использовать при написании сочинений или детальном анализе произведения.

Самые запоминающиеся персонажи пьесы Островского

Александр Николаевич Островский – основоположник русского национального театра. В 1855–1860м годах писатель сближается с революционно-демократическим лагерем. Именно в этот период, в 1859 году, вдохновленный путешествием по Волге, Островский пишет пьесу-драму «Гроза».

Читайте также:
Что же дал русской драматургии Островский: сочинение

В своем произведении автор затрагивает проблему отношений разных поколений, поднимает тему семейных ценностей и традиций. Весь текст построен на контрасте: от описания характеров действующих лиц до обрисовки окружающей обстановки и природы.

Действие произведения происходит в купеческом городе Калинов. Всех героев «Грозы» можно разделить на «жертв» и «господ». К первым относятся Катерина, Борис Григорьевич, Тихон Кабанов и Глаша. Ко второму типу граждан принадлежали Кабанова, Шапкин, Дикой, Феклуша, Варвара, Кудряш, Кулигин. Главные роли в произведении отводятся Катерине, Борису, Кабанихе и Тихону Кабанову.

Образ Катерины поражает читателя необыкновенной своеобразностью характера. Это становится ясно из простодушного рассказа девушки о собственном поступке. Она, замужняя женщина, с покладистым нравом, ничего, кроме жалости, не испытывает к своему супругу – Тихону.

Но Катерина вовсе не принадлежит к буйным и активным личностям. Напротив, ее характер любящий, по преимуществу созидающий, а порой и идеальный. Это непосредственная, живая героиня, все действия совершает по впечатлению натуры, без отчетливого сознания.

Борис Григорьевич – это человек, который, по воле случая, стал жертвой Калинова – «темного царства». Его юность была наполнена прекрасными событиями, но один случай изменил всю его дальнейшую судьбу. В прошлом он ни в чем не нуждался. Да, первое время он жалел о том, что больше не узнает радости и счастья в этих «провинциальных трущобах».

Все меняет неожиданная любовь. Чувства к Катерине стали взаимными. Но Борис перекладывает всю ответственность свиданий на девушку, тем самым показывая свою трусость. Некоторые его поступки нельзя счесть мужскими. Возможно, именно этого человека, можно винить в трагическом окончании произведения.

Тихон же, муж Катерины, был мягким и безвольным. Он находился под сильным влиянием матери Кабанихи. Его слабый характер стал причиной разлада в семье. Ведь он не мог дать отпор своей волевой и своенравной матери. Его мучило ухудшение отношений с женой, но, к сожалению, он нашел всего лишь одно решение проблемы – пьянство. Именно из-за Кабанихи брак Катерины и Тихона дал трещину.

Вывод:

Самым сильным персонажем можно считать Катерину. Да, она устала от постоянных упреков и слежки своей свекрови – Кабанихи. Она не могла куда-то уехать, уйти от мужа – это не соответствовало ее представлениям о семье.

Девушка посчитала, что лучше будет умереть, чем жить так: не имея свободы и личного мнения. Из всех образов, Катерина является самым положительным героем произведения.

Читайте также: Бестактность – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.

Пьеса Островского имеет остросоциальный характер. Автор стремился показать купеческое сословие того времени во все его «красе». Каждый персонаж пьесы имеет свое предназначение и несет определенную мысль.

Роль второстепенных героев в пьесе гроза. Сочинение на тему «Роль второстепенных персонажей в драме Гроза

Роль и значение второстепенных персонажей в драме «Гроза»

А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы». Фон же пьесы составляют второстепенные персонажи. Это постоянная спутница Катерины, главной героини пьесы, Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова Она — противоположность Катерины.
Главное ее правило: «Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме, хитрости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Ложь для нее — норма жизни. Оца прямо говорит Катерине, что без обмана нельзя: «У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Варвара приспособилась к «темному царству», изучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, готовность и даже желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает. Дружок Варвары, Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Ка-линове может дать отпор Дикому.

«Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», — говорит Кудряш. Ведет он себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, знанием «купеческого заведения».

Кудряш — второй Дикой, только еще молодой. В конце концов Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но их побег вовсе не означает, что они полностью освободились от старых традиций и законов и примут новые законы жизни и честные правила. Очутившись на свободе, они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни. В пьесе есть и истинные жертвы «темного царства». Это муж Катерины Кабановой, Тихон, — безвольное, бесхарактерное существо.

Он во всем слушает свою мать и подчиняется ей, не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует имени — Тихон (тихий).

Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять матери, потихоньку спивался, становясь еще более безвольным и тихим. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье», ведь по сути Борис мало чем отличается от Тихона.

Разве что чуть-чуть образованнее. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее любви. . В «темном царстве» большим почтением и уважением пользуется странница Феклуша. Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются как неопровержимые сведения о мире. Но не все в нем так мрачно: встречаются и живые, сочувствующие души. Это механик-самоучка Кули-гин, изобретающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, буквально одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей.

Читайте также:
Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, в ответ на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого:

«Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться». Кулигин по сути является в пьесе резонером, в его уста вложено осуждение «темного царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…».

Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»

Сочинения по литературе: Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди — сочтемся» и, конечно, «Гроза». Пьеса «Гроза» была названа А.

Н. Добролюбовым самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…». Действительно, пьеса переносит нас в маленький волжский городок Калинов, который не был бы ничем примечателен, если бы в глубине его патриархальности не возникли бы проблемы, которые можно отнести к ряду проблем общечеловеческих. Духота — вот главное, что определяет атмосферу города.

И драматург очень точно передает нам состояние души людей, вынужденных провести свою жизнь в этой атмосфере. Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета «самодуров». Дикой и Кабанова — люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их «самодурами», так как главный закон для всех — их воля.

Не случайно они относятся друг к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха — в своей семье. Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: «Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной «грозой».

Ложь для нее — норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: «Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила.

В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает. Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…

» — говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Он тоже приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой. В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

Пару составляют и двое мужчин, с которыми была связана судьба Катерины. Их можно с уверенностью назвать истинными жертвами «темного царства». Так муж Катерины Тихон — безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери.

Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на время мог вырваться из-под гнета матери. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению А. Н. Добролюбова, «на безлюдье», ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове.

Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь. Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его — разве что в отсутствии жены. Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но здесь уже уместно говорить об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать «идеологом» «темного царства».

Читайте также:
Город Калинов и его обитатели: сочинение

Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает «самодурам» держать людей в постоянном страхе. Калинов же для нее — благословенная Богом земля. Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, — полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение «темного царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие…

У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…» Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться». Кулигин, пожалуй, единственный, кто понимает главную героиню, не случайно именно он произносит обвинительные слова в финале пьесы, держа на руках тело мертвой Катерины. Но и он не способен на борьбу, так как тоже приспособился к «темному царству», смирился с такой жизнью. И наконец, последний персонаж — полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине.

Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя — грех больший, чем самоубийство. Второстепенные персонажи, как уже было сказано, — это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое действующее лицо в пьесе, каждый образ — деталь, позволяющая автору как можно точнее передать обстановку «темного царства» и неготовность большинства людей к борьбе.

Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза (Островский А. Н.)

«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих.

Больше всего из второстепенных персонажей мне запомнилась Феклуша — странница (человек, идущий на богомолье пешком.

У Островского явно в сниженном значении). Феклуша далеко не ходила, но много слыхала. В городе Калинове она является главным источником сведений. Феклуша убеждает, что Калинов — это земля обетованная, пропагандирует, что дальше Калинова — ад. В ее понимании паровоз — это огненный змей, рассказывает о землях, где живут люди с песьими голосами. Она убеждает что жизнь в Калинове самая прекрасная. Ее рассказы — это предмет торговли, за них ее почетают, угощают, снабжают нужным. Помимо этого

она помогает «самодурам» держать людей в постоянном страхе.

Нельзя не обратить внимания на Кулигина — часовщика-самоучку, который отыскивает вечный двигатель — как видно из первого действия пьесы, Кулигин хорошо образован, он читал Ломоносова, Державина.

Однако знания его архаичные, что подчеркивает его связь с Калиновым. Это персонаж из того мира, который уже ушел. Также Кулигин в пьесе выражает авторскую позицию. В его уста вложено осуждение «темного царства». Именно он говорит, что в Калинове жестокие нравы, что правит в городе тот, у кого есть деньги.

Другим немаловажным персонажем в «Грозе» является самодур Дикой — богатый купец, один из самых уважаемых людей города. Он осознает свою власть над людьми и полную безнадежность, а потому творит что захочет. Но нападает Дикой только на людей слабее себя, на тех, кто не может так отпор. Дикой и Кабаниха держатся вместе, ибо она единственная, кто может его понять.

Особенно хотелось бы выделить Варвару, сестру Тихона и постоянную спутницу Катерины. Ее главный жизненный принцип — делай что хочешь, лишь бы все шито крыто было. Она хочет попробовать все до того как выйдет замуж. Ложь для нее — это норма жизни. Она говорит, что сама не была обманщицей, но выучилась, когда нужно стало. Варвары приспособилась к «темному царству, к его законам и правилам.

Помимо этого, говоря о роли второстепенных героев в пьесе нельзя не сказать про Кудряша — конторщика Дикого. Этот персонаж говорит, что девкам гулять с парнями можно сколько хочешь, а бабам надо уж взаперти сидеть. Это убеждение в нем настолько сильно, что узнал о любви Бориса к Катерине он говорит, что это дела прекратить надо.

Второстепенные персонажи в Грозе Островского не только являются фоном на котором разворачивается трагедия Катерины, но и описывают быт, характеры того времени. Каждое действующее лицо в этой пьесе помогает автору передать как можно точнее обстановку «темного царства».

Сочинение Трагедия Катерины в драме Гроза Островского

С какого же момента началась трагедия Катерины? С того самого, как она оказалась в доме Кабановых. С того самого, как стала жить по их законам. Хотя обычаи в их доме и были такие же, как в ее родном, вот только здесь они выполнялись будто бы по принуждения.

В родных краях девушка жила вольно и свободно. Могла весь день беззаботно слушать рассказы да пение странниц. Никогда не выполняла тяжелую работу. Но как только девушка перебралась в дом мужа, ей стало казаться, будто она уже не может дышать полной грудью, негде стало ей разгуляться.

Причиной стали натянутые отношения между свекровью и невесткой. Кабаниха, любящая жесткие правила и порядок, постоянно цеплялась к Катерине, доводила ее. Причина была в том, что она слишком ревновала своего любимого сына к другой женщине. Ведь после свадьбы любовь Тихона стала доставаться не только ей, а еще и Катерине.

Но насколько была сильна любовь мужа? Хватало ли ее свободолюбивой героине? Казалось бы, можно найти утешения у родного и любимого мужа, можно попросить у него защиты от его жесткой матери. Но не тут-то было. Тихон оказался бесхарактерным мужчиной, неспособным перечить матери. Нельзя чувствовать себя за ним, как за каменной стеной.

Читайте также:
Кулигин: сочинение

Ну и что взять с такого мужа? Ей хотелось острых ощущений и сильных чувств. Был ли он любим Катериной на самом деле, если взгляд девушки пал на Бориса, который показался ей особенным в этом мире? Но и с ним бедной не повезло. Эгоистичный Борис не думал ни о ком, кроме себя. Беспокоился лишь об общественном мнении, которое могло сложиться, заведи он интрижку с замужней женщиной.

Получила ли поддержку Катерина от Бориса? Нельзя так сказать. Парень отказался брать ее с собой, когда отправлялся в Сибирь. Он лишь пожелал скорейшей смерти девушке, чтобы она долго не мучилась.

Измученная угрызениями совести героиня решается признаться в измене Тихону и Кабанихе. Через время Тихон говорит девушке, что прощает ее, потому что видит, как она страдает от этого.

Но Катерина понимает, что остальные осудят ее, что не будет ей спокойного житья. Она не хочет возвращаться в дом, где все стало ей противно, где так ущемляют ее свободу, где сердце ее не чувствует спокойствия и умиротворения. Героиня не хочет жить в мире, где никто не может понять ее чувств, поэтому решает освободить свою душу, бросившись в реку.

Трагедия Катерины заключается в том, что близкие люди не хотели ее понять, поддержать, что они только лишь ущемляли свободу ее действий и души.

Вариант 2

«Гроза» Островского, произведение показывающее конфликт Катерины с деспотами, дураками и невеждами. Катерина является основным героем драмы. Эта героиня имеет свои взгляды на жизнь. Читатель должен это увидеть, после этого только становится ясен возникший конфликт и печальный финал драмы. Катерина рассказывает нам о своем детстве, а также о местах, где родилась и жила.

Жизнь героини была довольно свободно и раскованной. Каждый день у нее был ранний подъем. Далее вместе с мамой они ходили в церковь, после этого Катерина занималась работой. При такой жизни, в принципе не может возникнуть никакого конфликта и ненависти к близким людям. Героиня живет в такой час, когда патриархальная семья держится только на насилии и злости. Героиня поняла это только в доме Кабановых.

Девушка вышла замуж рано, возможно она и понимала, что это спешное действие, но ничего сделать не могла. Это было решение ее семьи, к которому героиня отнеслась спокойно, как будто, так и должно быть. В семью Кабановых Катерина приходит со своим представлением семейной жизни, со своими надеждами и ожиданиями. Катерина ждала, чтоб муж будет ею властвовать, но и в то же время защищать. Но, этого не происходит. Тихон никак не подходит к этой роли. С этого момента, старая жизнь закончилась. Теперь героиня находится в окружении лживых и лицемерных людей.

Героиня теперь посещает церковь, но не испытывает никакого облегчения и чувств. Религия начинает наступать на Катерину, когда внутри ее беспокойство. Героиня теперь не может произносить молитвы, ведь образ ее жизни теперь полностью противоречит заповедям. Катерине страшно за себя, девушка хочет свободы. Многие дела, которыми она любила заниматься ранее, теперь стали чужды. В ее голове каждую минуту присутствуют негативные мысли, которые мешают ей воспринимать красоту природы. Теперь героине только и остается, что мечтать и терпеть. Но, все это становится напрасным, ведь реальность всегда победит мечты.

Катерина теперь живет в мире, который провоцирует и подталкивает девушку врать и обманывать. Героиня по своей природе другой человек. Борис притягивает ее не только тем, что он другой человек, нежели те, кто окружает героиню. Просто Катерина не нашла ответной любви в муже, ей хочется внимания и любви, но его нет. Ей нужно было обманывать и проявлять хитрость, но это не для нее. Героиня устала, и она решается рассказать свекрови и мужу о своем грехе.

Других вариантов, кроме признания ей не остается. Все, что ей можно сделать в этой ситуации, так это смирится и стать покорной женой и рабыней свекрухи. Но, снова героиня показывает, что она другой человек, у нее другой характер. Катерина нашла выход, она умрет. В последние дни она никого не винит, она просто устала и уже не может жить на этом свете. Все решено, и уже бесповоротно. Катерина больше не намерена жить такой ничтожной жизнью. Свекровь для нее стала злой и бесчеловечной женщиной, а муж как был слаб, таким же и остался. Спасение только одно от всего этого – смерть.

Трагедия Катерины в пьесе Островского Гроза

Действия пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются на берегу Волги, в городе Калинов. Название вымышленное, эти события могли произойти в любом городе России, как в приволжском, так и нет. Но все же мощь и красота великой русской реки играет определенную роль в истории. Ведь именно Волге доверяет себя главная героиня повести.

Жестокие нравы в городе, об этом нам повествует мещанин и механик Кулигин. Бедному человеку не заработать больше куска хлеба, сколько бы он не трудился. Простые жители города спят не больше трех часов в сутки. А богатые их трудами «даровыми» еще больше наживаются. Россия конца 19 века – это мир самодуров, тиранов, деспотов, богатеющего купечества. В таком суровом мире, названным критиком Николаем Добролюбовым «темном царством», приходится выживать героям произведения.

Каждый здесь приспосабливается как может. Кто-то приживается и становится частью темного царства, кто-то мучается и страдает. Дикой и Кабанова заправляют Калиновым. Один богатеет, вторая – благодетельная напоказ, но совсем «заела своих домашних». Кулигина греет мысль о находке вечного двигателя и о премии, которую сможет потратить на изменение жизни в городе. Конторщик Ваня Кудряш весел, «зубаст», не дает спуску Дикому в словесной перепалке и легко на все реагирует. Борис Григорьевич терпит нападки и издевательства родного дядя, надеясь получить часть бабушкиного наследства. Тихон – сын Кабанихи страдает от суровой матери, но выполняет все ее требования беспрекословно. Поэтому периодически уходит в загул, много пьет, вырвавшись из-под жесткого контроля любимой «маменьки». Варвара адаптировалась к условиям семьи и характеру мамаши, научилась приспосабливаться.

Читайте также:
Как бы я поступила на месте Катерины?: сочинение

Каждый при своем. И только Катерина – жена Тихона не может отыскать здесь свое место. Она скромная, добрая девушка, благодетельная, но с горячим нравом. Когда была не замужем, мама, души в ней не чаяла, одевала «как куклу», не заставляла работать, все разрешала, да ей и трудно было что-то запретить. Как-то Катя, будучи еще ребенком, обиделась на родителей за что-то. Так выбежала в ночь на реку, залезла в лодку и оттолкнулась от берега. Нашли ее только к утру. Вот такой у нее пылкий, свободолюбивый нрав. Она совсем не терпит несправедливости и неволи. А ведь в доме Кабановых, при внешнем сходстве с обычаями родной семьи, все как раз «из-под неволи».

Катя мечтает стать птицей и улететь, лишь бы не сносить больше упреков, несправедливых обид, тьмы свекрови и ее дома. Она не любит мужа, но жалеет. И был бы он самостоятельным мужчиной, а не безвольным сыночком при маменьке, стала бы ему хорошей и верной супругой. Тихон по-своему любит жену. Но никогда слова поперек матери не скажет. Марфе Игнатьевне просто нравится тиранить сына и невестку особенно. Прикрывает она этот порок великой благодетелью. Ведь глупые молодые не смогут без нее прожить своим умом, ошибок понаделают, да пропадут.

И нет в трагедии Катерины вины кого-то одного. Виноваты все, кто-то больше, кто-то меньше. Чья-то тирания, чье-то безмолвствие и равнодушие. Ведь она всей душой хотела быть чистой, безупречной, хорошей женой, мечтала о детях. Вина Бориса в трагедии тоже есть. Он никак не попытался изменить ситуацию, спасти возлюбленную и уезжая только и молится о ее скорой смерти как избавлении от мук. Этот путь и выбирает Катя. Она не видит другого способа избавиться от гнета и неволи темного царства. Хоть и поступок ее противоречив. Н. Добролюбов в своей критической статье отметил, что самоубийством героини: «дан страшный вызов самодурной силе». А саму девушку он назвал лучом сета в темном царстве.

Трагедия Катерины в драме Гроза

Несколько интересных сочинений

На мой взгляд, чистота – это первое и самое главное, что должно быть в каждом доме/квартире. Некоторые из нас дома проводят большую часть времени, они занимаются личными делами, принимают пищу

Произведение Шолохова «Смертный враг» происходит во времена, когда стали появляться и образовываться колхозы. Секретарем данного колхоза является один солдат по имени Ефим

С самого детства на нас влияет наше окружение. Сначала это семья, потом друзья, класс… В итоге, личность каждого человека формируется под влиянием общества, но оно не должно ограничивать собственный потенциал

Передо мной интересная задача – рассмотреть картину «Водитель Валя». Конечно, легко обмануться – подумать, что Валя – мужчина, раз водитель.

В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.

Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение

Центральным лицом драмы А.Н. Островского «Гроза» – является Катерина. Именно на ее противостоянии «темному царству» и построено само произведение. В этом и есть основная трагедия Катерины

Чтобы читатель понял, почему возник конфликт между главной героиней и царством невежд и деспотов, нужно внимательно проанализировать представления героини о жизни. Катерина рассказывает о своих юных годах, о своей жизни. Она не знала проблем, ей нравилась ее жизнь, все было в гармонии, она жила в идеальном мире патриархальных отношений.

Катерина не задумывалась о том, чтобы противопоставить себя обществу, так как она не отделяла себя от этой общности. Катерина жила в своей маленьком мире, где царил безусловный нравственный идеал. Но, выйдя замуж за Тихона, Катерина переходит в другой мир, основанный на насилии, принуждении, мир, в котором царит обман и жестокость.

Героиня готова всем сердцем любить свою свекровь, верит, что муж станет для нее защитником и опорой. Однако, Тихон совсем не подходит на роль главы семейства, он не готов оказывать хоть какую-либо поддержку своей жене.

Даже посещение церкви уже не может спасти героиню, она уже не чувствует того восторга, который испытывала ранее. По мере развития сюжета, религиозное настроение героини только усиливается. Катерина не может молиться как раньше, ей мешает огромное несоответствие между требованиями религии и ее внутренним греховным состоянием.

Катерина ощущает страх перед своим стремлением к воле, ее мучают противоречия, жить по правилам она не может, а нарушить их также не хочет.

Жизнь героини стала тягостной, она полна тревожных мыслей. Катерина терпит и пытается найти утешение в своих мечтах, но жесткая реальность постоянно возвращает ее в мир страданий и насилия.

Катерина живет в такой обстановке, которая вынуждает ее врать и обманывать. Но героиня не может так жить. Именно то, что Борис не похож на остальных окружающих людей, и влечет ее к нему. Грех тяготит Катерину, именно поэтому она так боится грозу, ей кажется, что скоро придет расплата. И чтобы хоть как-то избавиться от этого, она выбирает покаяться за содеянное. Что остается героине? Только смириться, стать кроткой, быть рабыней, во всем соглашаться и так доживать свои дни. Но характер Катерины не таков. Для нее лучше смерть, нежели такая жизнь. Именно через смерть и освобождается Катерина от всей домашней тирании, от свекрови и мужа и от такого общества. И похоже жизнь и была трагедией Катерины, а смерть избавлением.

Читайте также:
Становление русского национального театра и русской драматургии: сочинение

Вариант 2

Катерина является основной героиней драмы «Гроза». Она была супругой Тихона и невесткой Кабановой. Главная идея поэмы – это конфликт Катерины с представителями «темного царства». Причину конфликта автор указал в конце трагичной поэмы посредством жизненных представлений Катерины.

Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.

Героиня вышла замуж по воле родителей. Замужество девушка приняла как должное. Девушка была готова любить и почитать мужа, свекровь и других членов семьи. Свекровь она воспринимала как родную мать, а супруга господином. Но Тихон не был главой семьи. Жизнь девушки резко изменилась. Из радостного дома она попала в жестокую и лживую семью. Катерина не радовалась посещению церкви как раньше. Ее внутреннее греховное состояние мешало ей полноценно молиться. Она боялась себя и стремления к свободе. Девушка не могла любоваться красотой природы как прежде. Катя терпела и мечтала о лучшей жизни. Хотя ее мысли, и жестокая действительность мешали ей мечтать.

В имении Кабановых Катерине пришлось обманывать и притворяться. Девушку влекло к Борису, который был совсем другим. Однообразная жизнь, безразличие со стороны супруга, оскорбления толкали девушку на измену. Катя не хотела и не умела хитрить и лицемерничать. Прегрешение стало для нее тяжелым камнем на сердце. Девушка побаивалась грядущей грозы и посчитала свою жизнь тяжким возмездием за совершенные проступки. Катя не хочет жить с грехом на душе. Она решает покаяться в грехах. Девушка призналась Тихону и свекрови.

Кате остается покориться воле семьи и постоянно угождать Кабановой и стать рабыней супруга. Девушка была гордой и не хотела для себя такой жизни. Она приняла решение умереть, зная, что совершит грех. В своей участи Катерина никого не винила, но и не хотела так жить. В последние моменты жизни перед ее глазами промелькнули все домашние кошмары. Катерина не хочет больше быть жертвой жестокой свекрови и бездушного супруга. Она не желает жить взаперти ото всех. Единственным решением для нее стала смерть.

Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.

Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.

Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.

В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.

Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.

Отличительная черта Катерины – честность. Не умея лицемерить и изворачиваться, она призналась в совершённом грехе. Ей, выросшей в свободе и любви, тяжело находиться в царстве лжи и лицемерия. В обществе, где вместо любви и уважения взамен предлагают бесконечные унижения, ей не нашлось места. Сделав выбор в пользу свободы, Катерина идёт на берег реки. Ей не страшна смерть. Она видит в ней своё полное освобождение от всего ненавистного.

Также читают:

Картинка к сочинению Трагедия Катерины в драме Гроза

Популярные сегодня темы

В одном болоте жила себе лягушка. Ничем она не отличалась от других. Ловила мух, жуков, пауков и бабочек, а также умела громко квакать.

Произведение является составной частью авторского прозаического цикла под названием «Человеческая комедия», основной темой которого представляется изображение искренней отцовской любви, не нашедшей

Зачем нужно читать книги? В современном мире, где все с легкостью можно найти в интернете, этот вопрос задают себе все меньше людей. Особенно это касается детей и подростков.

Что же это такое? Экология- это наука, которая изучает отношения между человечеством и природой. В нашей жизни природа занимает крайне важное место. В процессе развития, человечество создавало для удобства различные фабрики, заводы, предприятия

Читайте также:
Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии XIX века (А.Н.Островский Гроза): сочинение

Горский создавал немалое количество картин на тему войны – феномен, который возможно изображать совершенно разными способами. Художник может изобразить поле сражение или какой-то элемент героического подвига

Сочинение Трагедия Катерины в пьесе Гроза Островского

Катерина — главная героиня драмы Островского «Гроза» — имеет трагическую судьбу. Почему же жизнь девушки окончилась так печально?

В девичестве Катерина жила очень свободно и спокойно. Матушка не заставляла ее работать, поэтому Катерина жила очень беззаботно и радостно. Девушка ходила на ключ, умывалась, слушала пение птиц. Кроме этого, мать любила наряжать свою дочь. Катерина жила в атмосфере счастья, спокойствия, добра и любви. Ей было чуждо, чтобы кто-то ограничивал ее свободу. Однако, не всегда жизнь девушки была такой веселой.

Когда Катерина вышла замуж за Тихона, она оказалась в новой для нее обстановке. Девушка была лишена привычной для нее свободы. Теперь вся ее жизнь находилась в распоряжении деспотичной свекрови, Кабанихи. Женщина привыкла, чтобы все было так, как ей хочется. Она придерживалась древних традиций. Кабаниха не учитывала мнение остальных домочадцев при принятии решений. Она сразу невзлюбила невестку, ведь за ней не дали обещанного приданого. Кабаниха часто срывалась на нее, делала замечания и ревновала к сыну.

Бедная Катерина не могла найти защиту от деспотизма и тирании Кабанихи. Даже Тихон, ее муж, не мог защитить свою супругу, ведь он был подавлен своей матерью, был нерешительным и несмелым человеком. Он делал лишь то, чего хочет его мать.

Только Варвара пыталась помочь девушке, но Катерине была чужда ложь и неприятно притворство, которым ее планировала научить Варвара.

Именно потому, что Катерина не могла найти поддержку в семье, она стала искать кого-то извне, кто мог ей помочь. Им оказался Борис Григорьевич, но молодой человек тоже не оправдал надежд Катерины. Они приятно проводили время, но девушка не могла жить с Тихоном после того, как изменила супругу, несмотря на то что он был готов простить девушку, ведь видел, как она страдала.

Трагедия Катерины состоит в том, что она оказалась в такой обстановке, которая была ей чужда. Девушке было очень тяжело в таком окружении, которое относилось к ней с презрением и жестокостью. Катерина была одна в этом городе, и совершенно ни один человек не мог поддержать ее. А жить после перенесенного позора, чтобы все ее упрекали, она не могла. Поэтому она не нашла ничего лучше, как завершить жизнь.

С помощью трагедии Катерины автор показывает бесправное положение женщины в обществе, когда она сама не могла решить свои проблемы, а находилась в зависимости от своего супруга или семьи.

Сочинение 2

Островский Александр Николаевич – гений драматургии. Из-под его пера вышло множество пьес, он создал возможность образам людей из неблагополучных семей, из не самых лучших сословий выйти на свет, на сцену театра. Одна из самых интересных и известных его драм – это, конечно, «Гроза». Многие люди, даже те, кто не читал данное произведение знают примерный сюжет и его автора. Главная героиня пьесы – девушка, которая после своего беззаботного детства попала в дом к свекрови-тирану. В чём же заключается трагедия Катерины? Что вынудило её совершить то, что она совершила – самоубийство?

Всё время, пока Катерина жила в доме Кабановой, хозяйка делала всё, чтобы жизнь её невестке не показалась сладкой. Помимо постоянных оскорблений, Кабанова ещё и науськивала сына, чтоб он держал свою жену в ежовых рукавицах, потому что она была за старые порядки, за Домострой. Через некоторое время, после того, когда Катерине удаётся встретиться с её возлюбленным Борисом, она начинает задумываться о том. Что совершила страшный грех, а именно изменила своему мужу. Будучи набожной, девушка просто не может забыть этот поступок, она постоянно корит себя за него и в конце концов сознаётся во всём Тихону. Он был готов простить её, но его мать на это пойти не согласилась, она ещё больше возненавидела Катерину и начала ещё изощрённей её унижать. Вот и получилось: с одной стороны, Катерина «ест» себя за греховный поступок, а с другой – её ест Кабанова за то же самое. Кроме этого, даже Борис не был готов постоять за свою Катерину, он не взял её с собой, оставив один на один с этим ужасным миром. Не справившись с такой «травлей», девушка совершает самоубийство.

Трагедия этой героини Островского в том, что она являлась по сути дела никому ненужной. Она неправильно выбирала мужчин, хотя хороший мужчина мог бы помочь ей. Девушка пытается найти то, что полюбит всем сердцем, она не хочет подчиняться порядкам этого так называемого «тёмного царства», она бунтует, но, к сожалению, этот бунт ни на что не влияет. Катерина – не сильная личность, она не может изменить своего положения, в этом и заключается её беда. Единственный выход для Катерины был – смерть, и она это поняла. Катерина очень добрая и светлая натура, которая не делает никому зла и не пытается извлечь из всего выгоду. Этот тёмный мир её просто-напросто загубил, как и многих других девушек в те времена. К сожалению, это реальность.

Трагедия Катерины в пьесе Гроза

Популярные сочинения

В басне «Слон и Моська» И.А. Крылов описывает, как по улицам напоказ водили Слона. Было много зевак, наблюдавших за животным, но особенно шумно вела себя Моська.

Этот сон рассказывает нам о человеке который живёт в уюте и чувствует себя защищенным от мира. Ничто не трогает сознание человека, ибо здесь царит гармония.

Одна из самых важных частей в литературном произведении являет его заголовок или же название. Эта часть является самой важной потому как именно название даёт читателю ясное понимание того

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: