Женские образы в пьесах А. Н. Островского Гроза и Лес: сочинение

Сочинение Женские образы в пьесе Островского Гроза

Во все времена, в жизни и в произведениях литературы, дома и не балах, с мужчиной или с подругами, женщины оставались и остаются разными. У каждой из них свой характер, свои идеалы, увлечения и стремления. Одна половина женской части человечества совершенно противоположна второй, и это нормально, это течение жизни, но порой бывает так, что эти самые антиподы враждуют между собой и выигрывает, конечно же, тот, кто сильнее и властнее. Так, например, в произведении Островского Александра Николаевича «Гроза» под одной крышей уместились два совершенно противоположных образа.

Первый женский образ – Катерина. Это очень честная и добрая девушка, которая любит и уважает всех, она никогда никого не оскорбляет, не строит и не поучает. Девушка выросла в очень хорошей семье, где её любили, и она была свободной всю свою девичью жизнь до того момента, пока не встретила Тихона и не вышла за него замуж. С самого детства Катерина была открыта всему новому, миру и людям, а ещё она искренне верила в бога и помогала своим родителям. Попав в дом Тихона, она попала и в руки его матери, и была поражена, насколько здесь всё по-другому. Девушке ничего не оставалось, как слушать Кабанову и мучиться-мучиться, пока смерть не придёт за ней, или, как получилось на деле – она не пойдёт навстречу к своей смерти.

Кабанова – властная и деспотичная женщина, которая с одной стороны считала, что мужчина в семье главный и его нужно слушаться, а с другой – командовала своим сыном и его женой. В доме Кабановой царствовали порядки «Домостроя», она требовала слушаться её, уважать и выполнять любую работу, которую она даёт. Катерину она постоянно унижала, обращалась с ней не как с личностью, давила на неё, а когда та, совершив грех, раскаялась, женщина обрадовалась, ведь это новый повод для того, чтобы мучить бедную девушку. Всем понятно, что это не могло продолжаться вечно. К сожалению, из этого не вышло ничего хорошего, и Катерина совершила самоубийство, а Кабаниха, которая пыталась всем навязать своё мнение, заставить подчиняться ей и жить по традициям и выполнять обычаи, в конце концов осталась одна, от неё отвернулся даже сын, на которого она возлагала огромные надежды. Но, как известно, добро всегда сильнее зла, оно побеждает его, а справедливость в итоге торжествует. Так и в этом произведении, Кабаниха получила по заслугам, пусть и такой ценой, как смерть несчастной молодой девушки.

К несчастью, Кабанова всё же сумела довести невестку до такого состояния, но и Катерина, будучи набожной и очень честной, не смогла жить с мыслью о том, что она совершила огромный грех, и не то что Кабанова – она сама не простит его себе никогда.

Конечно, в жизни не бывает только чёрного и белого. Так и в «Грозе», здесь присутствует ещё один образ – Варвара. Это дочь деспотичной Кабанихи, которая несмотря на нравы своей матери, продолжала гулять со своим возлюбленным. Она не была такой, как её брат, она была свободнее. Именно поэтому Варвара и помогала главной героине. Она устроила свидание с Борисом и всегда поддерживала её словами. Варвара бесспорно была доброй, но эта доброта перестаёт быть таковой, когда мы вспоминаем о том, кто её мать. Варвара – сломлена Кабанихой, поэтому априори не может быть положительным персонажем.

Вот так под одной крышей и на страницах одной книги уместились такие разные женщины.

Вариант 2

Женский образ занимает значительную часть в русской литературе. Именно женщины становятся примером настоящей жизни с переживаниями и трудностями в произведениях великих русских классиков.

Известный не только в 19 веке, но и в современном мире драматург Александр Островский так же уделил особое внимание женскому образу. Все героини в его произведениях разнообразны, с неидеальным характером, ярким поведением и своей индивидуальностью. Хорошо проследить многообразие образов можно в драматическом рассказе «Гроза».

«Гроза» была написана в 1859 году. Действия происходят в вымышленном городе на берегу реки Волги. Главными героями является семья Кабановых. Молодая девушка Катерина по наставлению родителей вышла замуж за пьяницу Тихона, потому что тот выходец из знатной семьи. В новом доме всем правит мать Тихона — Кабаниха. Хозяйка дома всячески унижает и притесняет свою невестку, заставляя ее делать глупые вещи. И только в Варваре, дочери Кабанихи, Катерина находит понимание и сочувствие. В центре произведения находятся социальный конфликт и яркие женские образы, которые противопоставлены между собой.

Первым женским образом является образ главной героини Катерины. Героиня представлена искренней, мечтательной и романтичной девушкой. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в совершенно другой дом, наполненный злобой и ненавистью. Утешение девушка находит в Варваре и новом возлюбленном Борисе. Но Катерина не может совладать со своими чувствами и выбирает путь самоубийства.

Следующим образом выступает Марфа Кабанова или Кабаниха. Этот женский образ Островский противопоставил Катерине. Кабаниха властная и жестокая купчиха, которая находит радость в унижении окружающих. Все живущие в ее доме должны поступать только по наставлениям хозяйки. Марфа Кабанова является символом жестокости, тирании и деспотизма.

Не менее ярким образом является Варвара, дочь Кабанихи. Живая, идущая против системы и правил своей матери, Варвара помогает Катерине и оказывает поддержку. Но в открытую героиня не действует, она предпочитает хитрость и ложь. В конце Варвара сбегает со своим возлюбленным Кудряшом, пренебрегая законами матери.

Каждая из героинь по-своему интересна, ведь каждая представляет эпоху того времени.

Другие сочинения: ← Отзыв о произведении Гроза↑ ОстровскийПейзаж в пьесе Гроза →

Популярные сочинения

  • Недоросль — проблематика произведения
    Произведение поднимает тему воспитания и нравственного упадка. Автор знакомит читателя с нездоровой семьёй, в которой главой является женщина. Мужчина не проявляет силу и власть
  • Сочинения по картинам Яблонской
    Описание картин Яблонской
  • Сочинение по картинам Юона
    Юон Константин Фёдорович – художник, ещё одна замечательная страница русской живописи, повторить которую иностранцу очень сложно, если не невозможно. Русский характер всегда сказывался и на творчестве россиян
Читайте также:
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза»: сочинение

Женские образы в пьесах А. Н. Островского«Гроза» и «Лес»

Будучи во многом переломным для русского общества в целом, XIX век перенес множество кардинальных перемен во все области государственной жизни. Так как этот процесс не мог не быть весьма значительным для русского народа, то возникала необходимость привлечения к нему внимания общественности. Выполнение этой функции взяла на себя литература. Для поднятия наиболее острых вопросов современности создавалось множество ярких, красочных характеров. Следует отметить, что в произведениях традиционно доминировали мужские образы, отображающие наиболее социально активных представителей общества того времени. Однако, если обратить внимание на работы многих русских классиков, начиная с Фонвизина и Грибоедова, невозможно не заметить их интерес к изображению женских образов. Александр Николаевич Островский не являлся исключением. Напротив, он создал целый ряд очень выразительных женских характеров, способных, по словам Гончарова, “думать, говорить и поступать, как они думают, говорят и поступают сами”, каждый из которых глубоко типичен и в то же время индивидуален и самоценен. Нетрудно отметить, что в целом в творчестве Островского преобладают семейно-бытовые конфликты, в которых доминирующую роль играет не мужчина, а именно женщина. Основополагающим мотивом здесь зачастую является противостояние старого и нового. Обычно оно выражено конфликтом между сильной, деспотичной женщиной старшего поколения и юной, социально беспомощной девушкой (своеобразный мотив взаимоотношений между “палачом и жертвой”). Такой расклад характерен как для комедии Островского “Лес”, так и для его драмы “Гроза”. Следует акцентировать внимание на том, что в комедии “Лес” этот конфликт раскрывается в более упрощенном (по сравнению с “Грозой”) виде. Старшее поколение здесь представлено в лице Гурмыжской. Островский создает очень колоритный образ богатой помещицы, некогда блиставшей в свете, теперь живущей в провинции. В качестве одной из наиболее красноречивых характеристик автор приводит ее мнимую склонность к благотворительности. По ее словам, она только “конторщица у своих денег, а хозяин им всякий бедный, всякий несчастный”. Гурмыжская — характерный тип героини, представляющий собой дворянский вариант “самодурного” начала, так полно раскрытого Островским в “Грозе”. В комедии “Лес” этот мотив выражен не столь ярко. Гурмыжская живет знаниями своей прежней жизни и не желает с ними расставаться. Для этого она выписывает из Петербурга недоучившегося гимназиста Буланова. Островский очень четко рисует гротескно-комедийный образ карьериста и “приживальца”. Гурмыжская влюбляется в него, и ее “противницей” становится Аксюша, по словам Страхова, “честно и душевно сильная девушка”, но во многом уступающая Катерине из “Грозы”, несмотря на то что параллели в построении образа явно прослеживаются. К примеру, она так же живет под покровительством сильной, властной женщины, так же влюбляется в молодого человека, находящегося под начальством отца и целиком и полностью зависящего от него (трудно не вспомнить Бориса и Дикого из “Грозы”) наконец, она так же стремится к личной свободе, к независимому самоопределению. Однако, несмотря на отдельные глубокие по своей смысловой нагрузке психологические зарисовки (например, ее разговор с Петром, в котором она признается: “Слез у меня нет, и тоски большой нет, а вот, говорю я тебе, пусто тут у сердца”), образ гораздо более упрощенный, лишенный глубокого психологического анализа, свойственного Островскому в “Грозе”. Н. А. Добролюбов указывает на то, что “он не карает ни злодея, ни жертву”. Действительно, ни Гурмыжская с Булановым, ни Аксюша с Петром и прочие герои не получают жесткой оценки: Островский обращает внимание читателей не на конкретных героев, а на те социальные типы, которые они представляют. Та же ситуация прослеживается и в “Грозе”, однако здесь очевидно гораздо более развернутое построение психологического портрета. Поместное дворянство уступает в этом случае место купечеству. Роль Гурмыжской играет Кабаниха, “типичный самодур русской жизни”. Это очень колоритная фигура, символизирующая собой одну из наиболее значительных частей “темного царства” и говорящая от имени патриархальных принципов. Она являет собой безличное “мы”, старый порядок, обреченный на гибель даже в таком “захолустном” городе Калинове, где он все еще имеет достаточную силу. Новое время пугает Кабаниху, она ощущает перемены, замечает, что “не очень-то нынче старших уважают”, и пытается всеми способами поддержать Свой авторитет. Островский подчеркивает, что делает она это не со зла, что ее беда в том, что она искренне верит в то, что молодые “ничего-то не знают, никакого порядку” и что “хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы”. Так же как и у Гурмыжской, у Кабанихи сильно развит мотив мнимой благотворительности, она привечает “странниц, оказывает им милости”, прислушивается к их словам, одновременно держа в строгости и повиновении домашних. В таких условиях оказывается главная героиня “Грозы” Катерина. Это несравненно более сложный (по сравнению с Аксюшей) образ, вызывающий массу споров в русской критике. Ввиду его глубокой внутренней противоречивости, современные критики склонны выделять “светлую и темную стороны души” Катерины. К “светлой стороне” относят ее поэтичность и романтизм, искреннюю религиозность, а также ее “полную противоположность всяким самодурным началам”. Островский рисует образец “женского энергичного характера”. Не отличаясь особой образованностью и стремлением к высоким идеалам, Катерина обладает сильным чувством внутренней свободы. Всякие попытки навязать ей какие-либо ограничения обращают всю ее силу и энергию в протест. И здесь открывается “темная сторона” ее души, указывающая на ее связь с “темным царством”. Хотя, по словам Добролюбова, “Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда недовольным, любящим разрушать во что бы то ни стало”, она становится-таки рабой своих эмоций. На передний план всплывают ее уязвленная гордость и оскорбленное самомнение, толкая ее на греховный путь прелюбодеяния. Следует отметить, что, несмотря на свою большую социальную зависимость, у Островского именно женщина играет ведущую роль в любовном треугольнике, причем возлюбленный не всегда соответствует глубокой внутренней порядочности героини. Эта ситуация наблюдается как в “Грозе”, так и в “Лесе”. Собственно, любовь Катерины к Борису является частью протеста против нарастающего гнета “темного царства”, кратковременным утешением для нее. Однако, окончательно запутавшись в сложившейся ситуации, она остро ощущает необходимость освобождения и, будучи в душе идеалисткой, видит его только в смерти. Островский ставит акцент на том, что это единственный выход в данном случае, подчеркивая это словами Бориса: “Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!”, и также краткой, но выразительной репликой Тихона, произнесенной над мертвой Катериной: “Хорошо тебе, Катя!” Говоря об образе Катерины, нельзя не упомянуть о фигуре Варвары, выполняющей здесь функцию беззаботной, ветреной субретки. Островский сознательно подталкивает читателя к сопоставлению этих двух образов, еще сильнее акцентирует внимание на положительных чертах главной героини. “Ты какая-то мудреная, Бог с тобой!” — говорит Варвара, выгодно оттеняя эту “мудреность” своей легкомысленностью и хоть и практической, но поверхностной “хваткой”. Если обратиться к комедии “Лес”, то здесь роль субретки выполняет Улита, ключница Турмыжской, однако она является отнюдь не антиподом, а, наоборот, двойником своей пылкой и влюбчивой хозяйки, ею также овладевают мечты (“Так иногда найдет вроде как облако”, — признается). Любовная связь Гурмыжской с Булановым подчеркивается влюбленностью Улиты в Счастливцева. Немало женских образов носят у Островского сатирический, гротескный характер. В комедии “Лес”, согласно законам жанра, это распространяется на всех персонажей; что касается “Грозы”, то здесь именно сатирические женские образы явились одним из выражений комедийного начала. Сюда можно отнести странницу Феклушу и “девку” Глашу. Оба образа можно смело назвать гротескно-комедийными. Феклуша представляется сказительницей народных преданий и легенд, ублажающей окружающих своими рассказами о том, как “сал-таны землей правят” и “что ни судят они, все неправильно”, да о землях, “где все люди с песьими головами”. Глаша же является типичным отражением простых “калиновцев”, с благоговением слушающих таких Феклуш, уверенных в том, что “еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается, а то бы так дураками и померли”. И Феклуша, и Глаша принадлежат к “темному царству”, деля этот мир на “свой” и “чужой”, на патриархальную “добродетель”, где все “прохладно и благочинно”, и на внешнюю суету, от которой старые порядки и время начинают “в умаление приходить”. Этими персонажами Островский вводит проблему абсурдного невежества и непросвещенности старого консервативного уклада жизни, его несоответствия с современными тенденциями. Таким образом, подводя черту подо всем вышесказанным, следует подчеркнуть, что, твердо осознавая все перемены и течения в обществе, Островский тем не менее был настроен против идей насильственных преобразований и видел свою просветительскую деятельность в достаточно традиционном аспекте: в нравственном перевоспитании, разоблачении порока, открытии добродетели простых и вечных жизненных ценностей. И немаловажную роль в раскрытии этой темы сыграли столь точно подобранные и “выписанные” им персонажи, в том числе и женского пола, как доминирующие во многих его пьесах, включая “Грозу” и “Лес”. Именно их присутствие сделало возможным такие сюжетные ходы, как конфликт между старым и новым поколением, противостояние или, напротив, союз сильной, глубокомысленной личности и беззаботного, но практичного персонала, введение комедийно-гротескных образов и многое другое, в конечном счете обеспечившее выполнение поставленной задачи и сделавшее Островского одним из наиболее выдающихся русских драматургов XIX века.

Читайте также:
Дикой и Кабаниха: сочинение
Похожие статьи:

Островский А.Н. → Новаторство А.Н. Островского

Островский А.Н. → Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского)

Островский А.Н. → О комедии А. Н. Островского «Горячее сердце»

Островский А.Н. → Мир героев Островского

Островский А.Н. → Такие разные женские лица (по пьесам «Свои люди — сочтемся!», «Гроза»)

Женские образы в пьесах А. Н. Островского«Гроза» и «Лес»

Будучи во многом переломным для русского общества в целом, XIX век перенес множество кардинальных перемен во все области государственной жизни. Так как этот процесс не мог не быть весьма значительным для русского народа, то возникала необходимость привлечения к нему внимания общественности. Выполнение этой функции взяла на себя литература. Для поднятия наиболее острых вопросов современности создавалось множество ярких, красочных характеров. Следует отметить, что в произведениях традиционно доминировали мужские образы, отображающие наиболее социально активных представителей общества того времени. Однако, если обратить внимание на работы многих русских классиков, начиная с Фонвизина и Грибоедова, невозможно не заметить их интерес к изображению женских образов. Александр Николаевич Островский не являлся исключением. Напротив, он создал целый ряд очень выразительных женских характеров, способных, по словам Гончарова, “думать, говорить и поступать, как они думают, говорят и поступают сами”, каждый из которых глубоко типичен и в то же время индивидуален и самоценен.
Нетрудно отметить, что в целом в творчестве Островского преобладают семейно-бытовые конфликты, в которых доминирующую роль играет не мужчина, а именно женщина. Основополагающим мотивом здесь зачастую является противостояние старого и нового. Обычно оно выражено конфликтом между сильной, деспотичной женщиной старшего поколения и юной, социально беспомощной девушкой (своеобразный мотив взаимоотношений между “палачом и жертвой”). Такой расклад характерен как для комедии Островского “Лес”, так и для его драмы “Гроза”.
Следует акцентировать внимание на том, что в комедии “Лес” этот конфликт раскрывается в более упрощенном (по сравнению с “Грозой”) виде. Старшее поколение здесь представлено в лице Гурмыжской. Островский создает очень колоритный образ богатой помещицы, некогда блиставшей в свете, теперь живущей в провинции. В качестве одной из наиболее красноречивых характеристик автор приводит ее мнимую склонность к благотворительности. По ее словам, она только “конторщица у своих денег, а хозяин им всякий бедный, всякий несчастный”. Гурмыжская — характерный тип героини, представляющий собой дворянский вариант “самодурного” начала, так полно раскрытого Островским в “Грозе”. В комедии “Лес” этот мотив выражен не столь ярко. Гурмыжская живет знаниями своей прежней жизни и не желает с ними расставаться. Для этого она выписывает из Петербурга недоучившегося гимназиста Буланова. Островский очень четко рисует гротескно-комедийный образ карьериста и “приживальца”. Гурмыжская влюбляется в него, и ее “противницей” становится Аксюша, по словам Страхова, “честно и душевно сильная девушка”, но во многом уступающая Катерине из “Грозы”, несмотря на то что параллели в построении образа явно прослеживаются. К примеру, она так же живет под покровительством сильной, властной женщины, так же влюбляется в молодого человека, находящегося под начальством отца и целиком и полностью зависящего от него (трудно не вспомнить Бориса и Дикого из “Грозы”) наконец, она так же стремится к личной свободе, к независимому самоопределению. Однако, несмотря на отдельные глубокие по своей смысловой нагрузке психологические зарисовки (например, ее разговор с Петром, в котором она признается: “Слез у меня нет, и тоски большой нет, а вот, говорю я тебе, пусто тут у сердца”), образ гораздо более упрощенный, лишенный глубокого психологического анализа, свойственного Островскому в “Грозе”. Н. А. Добролюбов указывает на то, что “он не карает ни злодея, ни жертву”. Действительно, ни Гурмыжская с Булановым, ни Аксюша с Петром и прочие герои не получают жесткой оценки: Островский обращает внимание читателей не на конкретных героев, а на те социальные типы, которые они представляют.
Та же ситуация прослеживается и в “Грозе”, однако здесь очевидно гораздо более развернутое построение психологического портрета. Поместное дворянство уступает в этом случае место купечеству. Роль Гурмыжской играет Кабаниха, “типичный самодур русской жизни”.
Это очень колоритная фигура, символизирующая собой одну из наиболее значительных частей “темного царства” и говорящая от имени патриархальных принципов. Она являет собой безличное “мы”, старый порядок, обреченный на гибель даже в таком “захолустном” городе Калинове, где он все еще имеет достаточную силу. Новое время пугает Кабаниху, она ощущает перемены, замечает, что “не очень-то нынче старших уважают”, и пытается всеми способами поддержать Свой авторитет. Островский подчеркивает, что делает она это не со зла, что ее беда в том, что она искренне верит в то, что молодые “ничего-то не знают, никакого порядку” и что “хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы”. Так же как и у Гурмыжской, у Кабанихи сильно развит мотив мнимой благотворительности, она привечает “странниц, оказывает им милости”, прислушивается к их словам, одновременно держа в строгости и повиновении домашних.
В таких условиях оказывается главная героиня “Грозы” Катерина. Это несравненно более сложный (по сравнению с Аксюшей) образ, вызывающий массу споров в русской критике. Ввиду его глубокой внутренней противоречивости, современные критики склонны выделять “светлую и темную стороны души” Катерины. К “светлой стороне” относят ее поэтичность и романтизм, искреннюю религиозность, а также ее “полную противоположность всяким самодурным началам”. Островский рисует образец “женского энергичного характера”. Не отличаясь особой образованностью и стремлением к высоким идеалам, Катерина обладает сильным чувством внутренней свободы. Всякие попытки навязать ей какие-либо ограничения обращают всю ее силу и энергию в протест. И здесь открывается “темная сторона” ее души, указывающая на ее связь с “темным царством”. Хотя, по словам Добролюбова, “Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда недовольным, любящим разрушать во что бы то ни стало”, она становится-таки рабой своих эмоций. На передний план всплывают ее уязвленная гордость и оскорбленное самомнение, толкая ее на греховный путь прелюбодеяния. Следует отметить, что, несмотря на свою большую социальную зависимость, у Островского именно женщина играет ведущую роль в любовном треугольнике, причем возлюбленный не всегда соответствует глубокой внутренней порядочности героини. Эта ситуация наблюдается как в “Грозе”, так и в “Лесе”. Собственно, любовь Катерины к Борису является частью протеста против нарастающего гнета “темного царства”, кратковременным утешением для нее. Однако, окончательно запутавшись в сложившейся ситуации, она остро ощущает необходимость освобождения и, будучи в душе идеалисткой, видит его только в смерти. Островский ставит акцент на том, что это единственный выход в данном случае, подчеркивая это словами Бориса: “Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!”, и также краткой, но выразительной репликой Тихона, произнесенной над мертвой Катериной: “Хорошо тебе, Катя!”
Говоря об образе Катерины, нельзя не упомянуть о фигуре Варвары, выполняющей здесь функцию беззаботной, ветреной субретки. Островский сознательно подталкивает читателя к сопоставлению этих двух образов, еще сильнее акцентирует внимание на положительных чертах главной героини. “Ты какая-то мудреная, Бог с тобой!” — говорит Варвара, выгодно оттеняя эту “мудреность” своей легкомысленностью и хоть и практической, но поверхностной “хваткой”. Если обратиться к комедии “Лес”, то здесь роль субретки выполняет Улита, ключница Турмыжской, однако она является отнюдь не антиподом, а, наоборот, двойником своей пылкой и влюбчивой хозяйки, ею также овладевают мечты (“Так иногда найдет вроде как облако”, — признается). Любовная связь Гурмыжской с Булановым подчеркивается влюбленностью Улиты в Счастливцева.
Немало женских образов носят у Островского сатирический, гротескный характер. В комедии “Лес”, согласно законам жанра, это распространяется на всех персонажей; что касается “Грозы”, то здесь именно сатирические женские образы явились одним из выражений комедийного начала. Сюда можно отнести странницу Феклушу и “девку” Глашу. Оба образа можно смело назвать гротескно-комедийными. Феклуша представляется сказительницей народных преданий и легенд, ублажающей окружающих своими рассказами о том, как “сал-таны землей правят” и “что ни судят они, все неправильно”, да о землях, “где все люди с песьими головами”. Глаша же является типичным отражением простых “калиновцев”, с благоговением слушающих таких Феклуш, уверенных в том, что “еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается, а то бы так дураками и померли”. И Феклуша, и Глаша принадлежат к “темному царству”, деля этот мир на “свой” и “чужой”, на патриархальную “добродетель”, где все “прохладно и благочинно”, и на внешнюю суету, от которой старые порядки и время начинают “в умаление приходить”. Этими персонажами Островский вводит проблему абсурдного невежества и непросвещенности старого консервативного уклада жизни, его несоответствия с современными тенденциями.
Таким образом, подводя черту подо всем вышесказанным, следует подчеркнуть, что, твердо осознавая все перемены и течения в обществе, Островский тем не менее был настроен против идей насильственных преобразований и видел свою просветительскую деятельность в достаточно традиционном аспекте: в нравственном перевоспитании, разоблачении порока, открытии добродетели простых и вечных жизненных ценностей. И немаловажную роль в раскрытии этой темы сыграли столь точно подобранные и “выписанные” им персонажи, в том числе и женского пола, как доминирующие во многих его пьесах, включая “Грозу” и “Лес”. Именно их присутствие сделало возможным такие сюжетные ходы, как конфликт между старым и новым поколением, противостояние или, напротив, союз сильной, глубокомысленной личности и беззаботного, но практичного персонала, введение комедийно-гротескных образов и многое другое, в конечном счете обеспечившее выполнение поставленной задачи и сделавшее Островского одним из наиболее выдающихся русских драматургов XIX века.

Читайте также:
Проблема народного характера в драме Гроза Островского: сочинение

Сочиненине Женские образы в пьесе Гроза 10 класс (Островского)

Все героини произведений Островского далеко не образцовые женщины, они настоящие, со своими недостатками как в жизни. Пьеса «Гроза» не исключение, она буквально пестрит реалистичными женскими образами.

Варвара Кабанова, яркая, немного взбалмошная, умная и хитрая барышня, дочь Марфы Кабанихи. Рьяная противница законов патриархата, навязываемых матерью. Но открыто не протестует, все делает втихую. Ее главный жизненный принцип: «Делай все, что тебе хочется, но так, чтобы никто не знал». Это она уговаривает сноху Катерину, пойти на встречу с Борисом. После того как мать запирает Варвару на замок, та сбегает из дому.

Марфа Кабанова (Кабаниха), очень яркий образ жестокой, властной, деспотичной женщины, привыкшей всем и всеми управлять. Она презирает и всячески унижает свою невестку Катерину, которая росла в более свободной семье и ей был чужд домострой. А когда Катерина признается в своей измене мужу, Марфа радуется, что теперь имеет вескую причину унижать невестку, за то, что та осрамила дом и семью. Всячески пресекает желание свободы у родной дочери., руководит жизнью сына. Насмехается над кумом Диким, считая его самодуром. Сама она не считает себя деспотом, так как ее принцип «Родители строги и бранят своих детей, только от любви к них». Марфа фанатично верит в свои принципы. По итогу, деспотичная купчиха Кабаниха остается одна, дочь убегает с возлюбленным Кудряшом, сын тоже отворачивается от родной матери.

Катерина Кабанова, ключевой персонаж пьесы. Романтичная, ранимая, глубоко религиозная и очень искренняя в своих чувствах девушка. После свадьбы с Тихоном, сыном Марфы, который находится под властью матери, она попадет в их семью, где даже воздух в доме пропитан злобой и жестокостью Кабанихи. Будучи натурой очень чувствительной, Катерина испытывает тяжкие душевные муки. Особенно, после встречи с Борисом, на которую ее подбила свояченица Варвара. Катерина влюбилась в Бориса, но будучи замужем за Тихоном не смогла справиться с мучившим ее чувством стыда. Она заканчивает свою жизнь, утопившись в реке, перед этим прилюдно признается в своей любви к Борису.

Читайте также:
Варвара: сочинение

Образы различных героинь в литературе всегда имеют очень важный подтекст, именно они показывают всю реальную трудность жизни, закладывают в голову читателя конкретную идею, которая способна повлиять на общество.

Сочинение 10 класс

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» изобилует различными и неповторимыми женскими образами. Через женщин автор решил показать трагичность жизни, которую каждая из героинь воспринимает по-своему. Женщины в произведениях русской классики часто являются носителями определённой идеи, смысл которой открывается читателям по мере знакомства с книгой.

Катерина Кабанова — главная героиня пьесы «Гроза». Катерина вышла замуж не по любви и попала в дом свекрови, которая не упускает момента, чтобы задеть бедную девушку. Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Дикого. Несчастная любовь доводит девушку до смерти, и она добровольно погибает в водах Волги. Катерина добрая и искренняя героиня. Глубоко религиозная и честная она рассказала мужу об измене и нисколько не сомневалась в своём решении. Девушка вызывает сочувствие и жалость к её судьбе.

Одной из главных героинь является Марфа Кабанова, Кабаниха. Она вдова и глава в доме. Кабаниха имеет двух детей — Варвару и Тихона. Марфа Кабанова пример консервативной женщины той эпохи, ценящей строгую мораль. Это довольно жестокая женщина, что проявляется в отношении к её детям и Катерине. У читателя деспотизм в её поведении вызывает только отторжение, которое постепенно перестает в ненависть к персонажу. Именно Кабаниха доводит Катерину до самоубийства, хотя прекрасно понимает, что девушка, несмотря на свою измену, являет собой пример чистоты и честности.

Кроме того, одной из центральных героинь является Варвара, дочь Кабанихи. Варвара хитрая девушка, которая приспосабливается к жизни в нелюбви матери. В отличие от Катерины она научилась врать Кабанихе и смирилась со своим положением. Девушка сочувствует и помогает Катерине. Не выдержав, Варвара сбегает со своим возлюбленным из дома Кабанихи. Девушка является противоположностью Катерины, она считает, что добром в жизни ничего не добьёшься. Островский показал пример реакции на деспотизм с разных сторон.

Таким образом, «Гроза» открывает нам несколько различных типов героинь, которые совершенно по-разному реагируют на жизненные трудности. Островский воплотил в своих персонажах крайнюю степень и честности, и деспотизма, и равнодушия. Все героини пьесы заслуживают сочувствия читателя в той или иной мере, ведь поведение человека складывается с воздействием на него множества различных факторов.

Читайте также:
Путешествие по России Островского: сочинение

Популярные сочинения

  • Сочинение Фенечка в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)
    Автор подробно описывает внешность Фенечки. Это молодая женщина примерно 23 лет.
  • Сочинение про Солнце рассуждение
    От солнца зависит очень многое. Как только вы открываете глаза, то в глаза вам светит яркое и красивое солнце. Солнце не может скрыть даже тучки, которые появляются на небе
  • Сочинение описание Моя любимая игрушка (4, 5, 6 класс)
    Сочинения для мальчиков и девочек описание любимой игрушки. У меня много игрушек. Но любимая только одна. Это большой заяц. Подарили его мне давно. Я была совсем маленькой. Как сказала мама, на первую годовщину

«Женские образы в пьесах А. Н. Островского»Гроза» и «Лес»»

Будучи во многом переломным для русского общества в целом, XIX век перенес множество кардинальных перемен во все области государственной жизни. Так как этот процесс не мог не быть весьма значительным для русского народа, то возникала необходимость привлечения к нему внимания общественности. Выполнение этой функции взяла на себя литература. Для поднятия наиболее острых вопросов современности создавалось множество ярких, красочных характеров. Следует отметить, что в произведениях традиционно доминировали мужские образы, отображающие наиболее социально активных представителей общества того времени. Однако, если обратить внимание на работы многих русских классиков, начиная с Фонвизина и Грибоедова, невозможно не заметить их интерес к изображению женских образов. Александр Николаевич Островский не являлся исключением. Напротив, он создал целый ряд очень выразительных женских характеров, способных, по словам Гончарова, «думать, говорить и поступать, как они думают, говорят и поступают сами», каждый из которых глубоко типичен и в то же время индивидуален и самоценен. Нетрудно отметить, что в целом в творчестве Островского преобладают семейно-бытовые конфликты, в которых доминирующую роль играет не мужчина, а именно женщина. Основополагающим мотивом здесь зачастую является противостояние старого и нового. Обычно оно выражено конфликтом между сильной, деспотичной женщиной старшего поколения и юной, социально беспомощной девушкой (своеобразный мотив взаимоотношений между «палачом и жертвой»). Такой расклад характерен как для комедии Островского «Лес», так и для его драмы «Гроза». Следует акцентировать внимание на том, что в комедии «Лес» этот конфликт раскрывается в более упрощенном (по сравнению с «Грозой») виде. Старшее поколение здесь представлено в лице Гурмыжской. Островский создает очень колоритный образ богатой помещицы, некогда блиставшей в свете, теперь живущей в провинции. В качестве одной из наиболее красноречивых характеристик автор приводит ее мнимую склонность к благотворительности. По ее словам, она только «конторщица у своих денег, а хозяин им всякий бедный, всякий несчастный». Гурмыжская — характерный тип героини, представляющий собой дворянский вариант «самодурного» начала, так полно раскрытого Островским в «Грозе». В комедии «Лес» этот мотив выражен не столь ярко. Гурмыжская живет знаниями своей прежней жизни и не желает с ними расставаться. Для этого она выписывает из Петербурга недоучившегося гимназиста Буланова. Островский очень четко рисует гротескно-комедийный образ карьериста и «приживальца». Гурмыжская влюбляется в него, и ее «противницей» становится Аксюша, по словам Страхова, «честно и душевно сильная девушка», но во многом уступающая Катерине из «Грозы», несмотря на то что параллели в построении образа явно прослеживаются. К примеру, она так же живет под покровительством сильной, властной женщины, так же влюбляется в молодого человека, находящегося под начальством отца и целиком и полностью зависящего от него (трудно не вспомнить Бориса и Дикого из «Грозы») наконец, она так же стремится к личной свободе, к независимому самоопределению. Однако, несмотря на отдельные глубокие по своей смысловой нагрузке психологические зарисовки (например, ее разговор с Петром, в котором она признается: «Слез у меня нет, и тоски большой нет, а вот, говорю я тебе, пусто тут у сердца»), образ гораздо более упрощенный, лишенный глубокого психологического анализа, свойственного Островскому в «Грозе». Н. А. Добролюбов указывает на то, что «он не карает ни злодея, ни жертву». Действительно, ни Гурмыжская с Булановым, ни Аксюша с Петром и прочие герои не получают жесткой оценки: Островский обращает внимание читателей не на конкретных героев, а на те социальные типы, которые они представляют. Та же ситуация прослеживается и в «Грозе», однако здесь очевидно гораздо более развернутое построение психологического портрета. Поместное дворянство уступает в этом случае место купечеству. Роль Гурмыжской играет Кабаниха, «типичный самодур русской жизни». Это очень колоритная фигура, символизирующая собой одну из наиболее значительных частей «темного царства» и говорящая от имени патриархальных принципов. Она являет собой безличное «мы», старый порядок, обреченный на гибель даже в таком «захолустном» городе Калинове, где он все еще имеет достаточную силу. Новое время пугает Кабаниху, она ощущает перемены, замечает, что «не очень-то нынче старших уважают», и пытается всеми способами поддержать Свой авторитет. Островский подчеркивает, что делает она это не со зла, что ее беда в том, что она искренне верит в то, что молодые «ничего-то не знают, никакого порядку» и что «хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы». Так же как и у Гурмыжской, у Кабанихи сильно развит мотив мнимой благотворительности, она привечает «странниц, оказывает им милости», прислушивается к их словам, одновременно держа в строгости и повиновении домашних. В таких условиях оказывается главная героиня «Грозы» Катерина. Это несравненно более сложный (по сравнению с Аксюшей) образ, вызывающий массу споров в русской критике. Ввиду его глубокой внутренней противоречивости, современные критики склонны выделять «светлую и темную стороны души» Катерины. К «светлой стороне» относят ее поэтичность и романтизм, искреннюю религиозность, а также ее «полную противоположность всяким самодурным началам». Островский рисует образец «женского энергичного характера». Не отличаясь особой образованностью и стремлением к высоким идеалам, Катерина обладает сильным чувством внутренней свободы. Всякие попытки навязать ей какие-либо ограничения обращают всю ее силу и энергию в протест. И здесь открывается «темная сторона» ее души, указывающая на ее связь с «темным царством». Хотя, по словам Добролюбова, «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда недовольным, любящим разрушать во что бы то ни стало», она становится-таки рабой своих эмоций. На передний план всплывают ее уязвленная гордость и оскорбленное самомнение, толкая ее на греховный путь прелюбодеяния. Следует отметить, что, несмотря на свою большую социальную зависимость, у Островского именно женщина играет ведущую роль в любовном треугольнике, причем возлюбленный не всегда соответствует глубокой внутренней порядочности героини. Эта ситуация наблюдается как в «Грозе», так и в «Лесе». Собственно, любовь Катерины к Борису является частью протеста против нарастающего гнета «темного царства», кратковременным утешением для нее. Однако, окончательно запутавшись в сложившейся ситуации, она остро ощущает необходимость освобождения и, будучи в душе идеалисткой, видит его только в смерти. Островский ставит акцент на том, что это единственный выход в данном случае, подчеркивая это словами Бориса: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!», и также краткой, но выразительной репликой Тихона, произнесенной над мертвой Катериной: «Хорошо тебе, Катя!» Говоря об образе Катерины, нельзя не упомянуть о фигуре Варвары, выполняющей здесь функцию беззаботной, ветреной субретки. Островский сознательно подталкивает читателя к сопоставлению этих двух образов, еще сильнее акцентирует внимание на положительных чертах главной героини. «Ты какая-то мудреная, Бог с тобой!» — говорит Варвара, выгодно оттеняя эту «мудреность» своей легкомысленностью и хоть и практической, но поверхностной «хваткой». Если обратиться к комедии «Лес», то здесь роль субретки выполняет Улита, ключница Турмыжской, однако она является отнюдь не антиподом, а, наоборот, двойником своей пылкой и влюбчивой хозяйки, ею также овладевают мечты («Так иногда найдет вроде как облако», — признается). Любовная связь Гурмыжской с Булановым подчеркивается влюбленностью Улиты в Счастливцева. Немало женских образов носят у Островского сатирический, гротескный характер. В комедии «Лес», согласно законам жанра, это распространяется на всех персонажей; что касается «Грозы», то здесь именно сатирические женские образы явились одним из выражений комедийного начала. Сюда можно отнести странницу Феклушу и «девку» Глашу. Оба образа можно смело назвать гротескно-комедийными. Феклуша представляется сказительницей народных преданий и легенд, ублажающей окружающих своими рассказами о том, как «сал-таны землей правят» и «что ни судят они, все неправильно», да о землях, «где все люди с песьими головами». Глаша же является типичным отражением простых «калиновцев», с благоговением слушающих таких Феклуш, уверенных в том, что «еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается, а то бы так дураками и померли». И Феклуша, и Глаша принадлежат к «темному царству», деля этот мир на «свой» и «чужой», на патриархальную «добродетель», где все «прохладно и благочинно», и на внешнюю суету, от которой старые порядки и время начинают «в умаление приходить». Этими персонажами Островский вводит проблему абсурдного невежества и непросвещенности старого консервативного уклада жизни, его несоответствия с современными тенденциями. Таким образом, подводя черту подо всем вышесказанным, следует подчеркнуть, что, твердо осознавая все перемены и течения в обществе, Островский тем не менее был настроен против идей насильственных преобразований и видел свою просветительскую деятельность в достаточно традиционном аспекте: в нравственном перевоспитании, разоблачении порока, открытии добродетели простых и вечных жизненных ценностей. И немаловажную роль в раскрытии этой темы сыграли столь точно подобранные и «выписанные» им персонажи, в том числе и женского пола, как доминирующие во многих его пьесах, включая «Грозу» и «Лес». Именно их присутствие сделало возможным такие сюжетные ходы, как конфликт между старым и новым поколением, противостояние или, напротив, союз сильной, глубокомысленной личности и беззаботного, но практичного персонала, введение комедийно-гротескных образов и многое другое, в конечном счете обеспечившее выполнение поставленной задачи и сделавшее Островского одним из наиболее выдающихся русских драматургов XIX века.

Читайте также:
Кабаниха безнравственный человек, и я могу это доказать (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Вариант 2

Женский образ занимает значительную часть в русской литературе. Именно женщины становятся примером настоящей жизни с переживаниями и трудностями в произведениях великих русских классиков.

Известный не только в 19 веке, но и в современном мире драматург Александр Островский так же уделил особое внимание женскому образу. Все героини в его произведениях разнообразны, с неидеальным характером, ярким поведением и своей индивидуальностью. Хорошо проследить многообразие образов можно в драматическом рассказе «Гроза».

«Гроза» была написана в 1859 году. Действия происходят в вымышленном городе на берегу реки Волги. Главными героями является семья Кабановых. Молодая девушка Катерина по наставлению родителей вышла замуж за пьяницу Тихона, потому что тот выходец из знатной семьи. В новом доме всем правит мать Тихона — Кабаниха. Хозяйка дома всячески унижает и притесняет свою невестку, заставляя ее делать глупые вещи. И только в Варваре, дочери Кабанихи, Катерина находит понимание и сочувствие. В центре произведения находятся социальный конфликт и яркие женские образы, которые противопоставлены между собой.

Первым женским образом является образ главной героини Катерины. Героиня представлена искренней, мечтательной и романтичной девушкой. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в совершенно другой дом, наполненный злобой и ненавистью. Утешение девушка находит в Варваре и новом возлюбленном Борисе. Но Катерина не может совладать со своими чувствами и выбирает путь самоубийства.

Следующим образом выступает Марфа Кабанова или Кабаниха. Этот женский образ Островский противопоставил Катерине. Кабаниха властная и жестокая купчиха, которая находит радость в унижении окружающих. Все живущие в ее доме должны поступать только по наставлениям хозяйки. Марфа Кабанова является символом жестокости, тирании и деспотизма.

Не менее ярким образом является Варвара, дочь Кабанихи. Живая, идущая против системы и правил своей матери, Варвара помогает Катерине и оказывает поддержку. Но в открытую героиня не действует, она предпочитает хитрость и ложь. В конце Варвара сбегает со своим возлюбленным Кудряшом, пренебрегая законами матери.

Каждая из героинь по-своему интересна, ведь каждая представляет эпоху того времени.

Читайте также:
Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского Гроза): сочинение

Другие сочинения: ← Отзыв о произведении Гроза↑ ОстровскийПейзаж в пьесе Гроза →

Женские образы в пьесе “Гроза” Островского: материалы для сочинения по драме

Катерина признается в измене.
Художник С. В. Герасимов

Женские образы в пьесе “Гроза” Островского

“Относительно разнообразия женщин Островский далеко оставляет за собой всех прочих писателей его времени. К него не найдете вы, правда, таких безусловно идеальных героинь, каковы Елена в “Накануне” или Ольга в “Обломове”. ни такие всеобъемлющие по своей широте типы, как Татьяна Пушкина. Островский был реалист в истинном и полном смысле этого слова. Ни одного характера, ни одного типа не найдете вы в его пьесах, безусловно идеального.

. типы его в высшей степени конкретны и относительны. Нет никакой возможности отрывать их из той среды, к которой они принадлежат, от их семьи. И вот перед нами проходит самая пестра и разнохарактерная вереница женщин.

Что касается до Островского, то он, со своей стороны, не делает ни малейших предпочтений одной из своих героинь перед другой. Объективность его в этом отношении можно уподобить солнцу, которое с одинаковой любовью льет свой свет на маленькую былиночку, равно как и на роскошный дуб, словно внушает нам, чтобы любуясь какою-нибудь victoria regia*, . мы не упускали из вида и незабудочки. ” (* victoria regia – самая большая кувшинка в мире)

Образ Катерины Кабановой

“. к категории женщин, колеблющихся, нерешительных, боящихся всяких кар . принадлежит и Катерина в “Грозе”. . она . обладает от природы художественной натурой и ультрарелигиозным воспитанием.

Крайне впечатлительная, нервная, вечно экзальтированная, со своими чисто горячечными грезами и чуть не галлюцинациями, Катерина . до последней степени пуглива и вечно . под гнетом какого-нибудь ужаса, вероятно, под влиянием тех суеверных рассказов странниц. Пройдет по улице сумасшедшая барыня, грозя всем палкой и гееной огненной, и Катерины вся уже дрожит, и сердце у нее упало; послышится гром вдалеке – и новые страхи.

. в случае обиды или какого-нибудь притеснения, Катерина . подвержена . той же отчаянности, и тогда куда страх девается.

Парни поглядывали на нее, но она никого не любила, а только смеялась над ними. Не любя, вышла она и замуж за Тихона; ее, вероятно, просто выдали за него, а она не сопротивлялась, потому что он был ей не противен, и она его жалела.

Но потом, под гнетом тяжкого семейного деспотизма и вечных попреков свекрови, она ожесточилась; муж, оказавшийся тряпкой, не способный защитить ее, сделался ей противен, и она влюбилась в Бориса, который . казался Катерине героем, резко выделяющимся из всего ее окружающего, человеком иного, волшебного мира.

И вот начались . колебания. резкие . вследствие впечатлительности Катерины и ее религиозной экзальтации. . Катерина смотрите на свою страсть к Борису, как на бесовское наваждение, порчу, от которой она и рада бы избавиться, да не может.

Не будь Кабановой с ее неумолимым и безжалостным тиранством. Борис уехал бы, муж простил бы свою преступную жену. Но Кабанова, усугубив свое преследование невестки, скоро доводит ее до . отчаянности.

Правда, перед своим падением в Волгу, Катерина, прощаясь с Борисом, как будто отваживается на шаг еще более решительный и не столь малодушный, как самоубийство: она просит Бориса взять ее с собой. Но, по-видимому, это были одни жалкие слова, которым и сама Катерина не придавала большого значения, отлично зная, что Борису невозможно взять ее с собой; она не стала даже и настаивать на своей просьбе.”

Образ Варвары Кабановой

“Вот другое дело – Варвара. . Островский едва ли не сознательно вывел ее в контраст Катерине, и контраст этот провел по всей драме.

Здесь мы видим полное уже отрешение от всех родовых заветов домостроевской старины и широкое развитие индивидуальности.

Женщины этой категории не вешают головы при первой неудаче в жизни, не отдаются пассивно определению судьбы или воле старших; они стремятся самостоятельно и независимо устроить свою судьбу и при своем уме, ловкости и находчивости всегда успевают в этом, выходя замуж непременно за того, кого сами избирают; в девичестве это огневые и бедовые девушки, с которыми родители никак не могут совладать; в замужестве – энергические и неусыпные хозяйки, держащие обыкновенно в ежовых рукавицах весь дом, не исключая своего благоверного. Старуха Кабанова в молодости своей, наверное, принадлежала к этому типу, и Варвара родилась вся в нее.

Варвара – прежде всего натура глубоко реальная, чем она и отличается радикально от Катерины; никаких не знает она . страхов: ни сумасшедшая старуха со своими угрозами, ни громы небесные нисколько ее не смущают. Они и говорит-то в пьесе мало, . высказываться – не в ее натуре; она больше действует, и посмотрите, как энергичнее: помогает Катерине видеться с ее любезным, не забывая при этом и себя.

Ее обвиняли в рабской лживости и притворстве и ставили ей в пример Катерину, как образец прямо и честной натуры. Но лживость и притворство вовсе не представляют природных свойств Варвары; ведь не лжет же она и не притворяется ни перед Катериной, ни перед Кудряшом. Это . лишь система действий по отношений к одной Кабановой.

. у подобных девушек не хватает еще мужества открыто заявлять свою волю, да и трудно это было бы перед Кабановой, но это не мешает им устраивать свою жизнь самостоятельно и по-своему.

. сама удалая, она полюбила и парня еще более удалого, который не робел и не молчал перед Диким.

Читайте также:
ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ГОРОДА КАЛИНОВА.: сочинение

И вот в то время, когда разунылый Борис был услан свирепым дядюшкой в Сибирь, а разочарованная Катерина пошла искать правды и утешения в волнах Волги, одна Варвара устроилась благополучно и завоевала то самое счастье, которого добивалась: она убежала с Кудряшом.”

Две Катерины в русской литературе (по произведениям А.Н. Островского «Гроза» и Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

А.Н. Островский и Н.С. Лесков – писатели, которые «ввели» в русскую литературу героев из купеческой среды. До них на страницах произведений существовали лишь дворяне. Читатели наблюдали за их жизнью, проблемами, идейными метаниями, сочувствовали им и переживали за них.
Островский же, а вслед за ним и Лесков, показали, что внимания, сочувствия, рассмотрения достойны и люди из других, «низших», слоев общества. Они погрузили читателя в купеческую среду, образ жизни и мысли, купеческую традицию. Больше того, эти писатели вывели на сцену не просто людей купеческого сословия. Они поставили вопрос женской доли, женской участи именно в купеческой среде.
Важно, что раньше никто не обращал на это внимания, внутренним миром женщин, их судьбой мало кто интересовался. А тут целые произведения посвящены именно этому вопросу! Островский и Лесков показали, что и купеческие женщины способны к переживаниям, глубоким чувствам, страстям, что и в их судьбах происходят драмы и даже трагедии. И что, самое главное, им можно помочь, стоит лишь обратить на этих женщин внимание.
Итак, героинями драмы А.Н. островского «Гроза» и повести Н.С. Лескова «Леди Макбет…» являются женщины, две Катерины – Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. У этих героинь очень много общего. Обе они из купеческих патриархальных семей. Обе молоды, полны жизненных сил, энергии. Обе были выданы замуж за нелюбимых мужей – по купеческой традиции.
Муж Кабановой молод, но полностью находится под каблуком у матери, которая заправляет всеми делами не только у себя дома, но и во всем городе. Тихон не может защитить Катерину, которую Кабаниха постоянно изводит упреками и несправедливыми обвинениями. А все оттого, что невестка кардинально отличается от традиционных представлений о купеческой жене. Катерина хочет жить по любви и совести, а не на показ, лживо и лицемерно, исполняя непонятные ей обряды (вытье при проводах мужа, например).-
Катерине Измайловой тоже очень трудно переносить жизнь в доме мужа, главным образом оттого, что жизнь женщины в купеческом доме скучна. Чем заняться жене богатого купца? Катерина слоняется из угла в угол в своем большом доме, спит и мается от безделья.
Героиню так же, как и Катерину Кабанову, мучают несправедливые обвинения. Молчаливым укором героине становится то, что она не имеет детей от своего престарелого мужа, хотя семейство Измайловых очень ждет наследников. Стоит заметить, что и у Катерины Кабановой нет детей, и это также тяготит героиню.
Писатели подчеркивают, что замужняя жизнь за запертыми дверями «душит» героинь, уничтожает их потенциал, все хорошее, что есть в них. И Измайлова, и Кабанова с сожалением рассказывают, какие они были в девичестве – веселые, полные радости жизни, энергии, счастья. И как невыносимо им жить в замужестве.
Еще одной перекличкой в судьбе героинь стал их «грех» – измена мужу. Но если Катерина Кабанова идет на это, мучаясь угрызениями совести, зная, что совершает грех, то Катерина Измайлова даже не задумывается об этом. Вся она полностью поглощена чувством к приказчику Сергею и готова ради него на что угодно. Эта страстная натура полностью отдалась своему чувству, которое не знает никаких границ: ни физических, ни нравственных, ни моральных.
И в этом коренное отличие Катерины Измайловой от Катерины Кабановой. Та тоже натура страстная, жаждущая любви, готовая ради любимого человека на многое. Но внутри героини «Грозы» есть прочные нравственные устои, стержень, который и позволяет ей четко различать, где Добро, а где Зло. Поэтому, отдавшись счастливому «греху», Катерина уже точно знает, что за этим последует – наказание. И, прежде всего, наказание внутреннее, ее собственное. Мы помним, что, не выдержав мук совести и давления окружения, героиня заканчивает жизнь самоубийством – она бросается в Волгу.
Катерина Измайлова же умирает по-другому – пытаясь утопить свою более счастливую соперницу: «Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточивался и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту – и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома».
Героиня понимает, что погибнет вместе с другой девушкой, но это ее не останавливает: зачем ей жить, если Сергей больше не любит ее?
В своей животной, безбожной любви Измайлова доходит до предела: на ее совести кровь трех невинных людей, в том числе, и ребенка. Эта любовь и все преступления опустошают героиню: «…для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила». Не любила Измайлова и своего собственного ребенка от обожаемого мужчины – она отдала его, совершенно не беспокоясь о его участи, дальнейшей судьбе.
Судьба героинь обоих произведений похожи и еще в одном – обе они оказались преданными своими любимыми. Борис Григорьевич, испугавшись Дикого, уезжает, бросив Катерину Кабанову на произвол судьбы. Он оказывается просто слабым человеком. Сергей же подло издевается над Катериной, поняв, что ничего больше не может получить от нее.
Две Катерины… Две судьбы… Две загубленные жизни. Эти героини во многом похожи, но суть их все же, на мой взгляд, различна. Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти. Катерина Кабанова же думала о своей душе, у нее была прочная нравственная основа. И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели гораздо мне ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика.

Читайте также:
Судьба бесприданницы (по пьесе Островского Бесприданница): сочинение

«Две Катерины в русской литературе (по произведениям «Гроза» и «Леди Макбет Мценского уезда»)»

и — писатели, которые «ввели» в русскую литературу героев из купеческой среды. До них на страницах произведений существовали лишь дворяне. Читатели наблюдали за их жизнью, проблемами, идейными метаниями, сочувствовали им и переживали за них.

Островский же, а вслед за ним и Лесков, показали, что внимания, сочувствия, рассмотрения достойны и люди из других, «низших», слоев общества. Они погрузили читателя в купеческую среду, образ жизни и мысли, купеческую традицию. Больше того, эти писатели вывели на сцену не просто людей купеческого сословия. Они поставили вопрос женской доли, женской участи именно в купеческой среде.

Важно, что раньше никто не обращал на это внимания, внутренним миром женщин, их судьбой мало кто интересовался. А тут целые произведения посвящены именно этому вопросу! Островский и Лесков показали, что и купеческие женщины способны к переживаниям, глубоким чувствам, страстям, что и в их судьбах происходят драмы и даже трагедии. И что, самое главное, им можно помочь, стоит лишь обратить на этих женщин внимание.

Итак, героинями драмы А.Н. островского «Гроза» и повести «Леди Макбет…» являются женщины, две Катерины — Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. У этих героинь очень много общего. Обе они из купеческих патриархальных семей. Обе молоды, полны жизненных сил, энергии. Обе были выданы замуж за нелюбимых мужей — по купеческой традиции.

Муж Кабановой молод, но полностью находится под каблуком у матери, которая заправляет всеми делами не только у себя дома, но и во всем городе. Тихон не может защитить Катерину, которую Кабаниха постоянно изводит упреками и несправедливыми обвинениями. А все оттого, что невестка кардинально отличается от традиционных представлений о купеческой жене. Катерина хочет жить по любви и совести, а не на показ, лживо и лицемерно, исполняя непонятные ей обряды (вытье при проводах мужа, например).-

Катерине Измайловой тоже очень трудно переносить жизнь в доме мужа, главным образом оттого, что жизнь женщины в купеческом доме скучна. Чем заняться жене богатого купца? Катерина слоняется из угла в угол в своем большом доме, спит и мается от безделья.

Героиню так же, как и Катерину Кабанову, мучают несправедливые обвинения. Молчаливым укором героине становится то, что она не имеет детей от своего престарелого мужа, хотя семейство Измайловых очень ждет наследников. Стоит заметить, что и у Катерины Кабановой нет детей, и это также тяготит героиню.

Писатели подчеркивают, что замужняя жизнь за запертыми дверями «душит» героинь, уничтожает их потенциал, все хорошее, что есть в них. И Измайлова, и Кабанова с сожалением рассказывают, какие они были в девичестве — веселые, полные радости жизни, энергии, счастья. И как невыносимо им жить в замужестве.

Еще одной перекличкой в судьбе героинь стал их «грех» — измена мужу. Но если Катерина Кабанова идет на это, мучаясь угрызениями совести, зная, что совершает грех, то Катерина Измайлова даже не задумывается об этом. Вся она полностью поглощена чувством к приказчику Сергею и готова ради него на что угодно. Эта страстная натура полностью отдалась своему чувству, которое не знает никаких границ: ни физических, ни нравственных, ни моральных.

И в этом коренное отличие Катерины Измайловой от Катерины Кабановой. Та тоже натура страстная, жаждущая любви, готовая ради любимого человека на многое. Но внутри героини «Грозы» есть прочные нравственные устои, стержень, который и позволяет ей четко различать, где Добро, а где Зло. Поэтому, отдавшись счастливому «греху», Катерина уже точно знает, что за этим последует — наказание. И, прежде всего, наказание внутреннее, ее собственное. Мы помним, что, не выдержав мук совести и давления окружения, героиня заканчивает жизнь самоубийством — она бросается в Волгу.

Катерина Измайлова же умирает по-другому — пытаясь утопить свою более счастливую соперницу: «Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточивался и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту — и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома».

Героиня понимает, что погибнет вместе с другой девушкой, но это ее не останавливает: зачем ей жить, если Сергей больше не любит ее?

В своей животной, безбожной любви Измайлова доходит до предела: на ее совести кровь трех невинных людей, в том числе, и ребенка. Эта любовь и все преступления опустошают героиню: «…для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила». Не любила Измайлова и своего собственного ребенка от обожаемого мужчины — она отдала его, совершенно не беспокоясь о его участи, дальнейшей судьбе.

Судьба героинь обоих произведений похожи и еще в одном — обе они оказались преданными своими любимыми. Борис Григорьевич, испугавшись Дикого, уезжает, бросив Катерину Кабанову на произвол судьбы. Он оказывается просто слабым человеком. Сергей же подло издевается над Катериной, поняв, что ничего больше не может получить от нее.

Две Катерины… Две судьбы… Две загубленные жизни… Эти героини во многом похожи, но суть их все же, на мой взгляд, различна. Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти. Катерина Кабанова же думала о своей душе, у нее была прочная нравственная основа. И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели гораздо мне ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика.

Две Катерины в русской литературе (по произведениям А.Н. Островского «Гроза» и Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

А.Н. Островский и Н.С. Лесков – писатели, которые «ввели» в русскую литературу героев из купеческой среды. До них на страницах произведений существовали лишь дворяне. Читатели наблюдали за их жизнью, проблемами, идейными метаниями, сочувствовали им и переживали за них.
Островский же, а вслед за ним и Лесков, показали, что внимания, сочувствия, рассмотрения достойны и люди из других, «низших», слоев общества. Они погрузили читателя в купеческую среду, образ жизни и мысли, купеческую традицию. Больше того, эти писатели вывели на сцену не просто людей купеческого сословия. Они поставили вопрос женской доли, женской участи именно в купеческой среде.
Важно, что раньше никто не обращал на это внимания, внутренним миром женщин, их судьбой мало кто интересовался. А тут целые произведения посвящены именно этому вопросу! Островский и Лесков показали, что и купеческие женщины способны к переживаниям, глубоким чувствам, страстям, что и в их судьбах происходят драмы и даже трагедии. И что, самое главное, им можно помочь, стоит лишь обратить на этих женщин внимание.
Итак, героинями драмы А.Н. островского «Гроза» и повести Н.С. Лескова «Леди Макбет…» являются женщины, две Катерины – Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. У этих героинь очень много общего. Обе они из купеческих патриархальных семей. Обе молоды, полны жизненных сил, энергии. Обе были выданы замуж за нелюбимых мужей – по купеческой традиции.
Муж Кабановой молод, но полностью находится под каблуком у матери, которая заправляет всеми делами не только у себя дома, но и во всем городе. Тихон не может защитить Катерину, которую Кабаниха постоянно изводит упреками и несправедливыми обвинениями. А все оттого, что невестка кардинально отличается от традиционных представлений о купеческой жене. Катерина хочет жить по любви и совести, а не на показ, лживо и лицемерно, исполняя непонятные ей обряды (вытье при проводах мужа, например).-
Катерине Измайловой тоже очень трудно переносить жизнь в доме мужа, главным образом оттого, что жизнь женщины в купеческом доме скучна. Чем заняться жене богатого купца? Катерина слоняется из угла в угол в своем большом доме, спит и мается от безделья.
Героиню так же, как и Катерину Кабанову, мучают несправедливые обвинения. Молчаливым укором героине становится то, что она не имеет детей от своего престарелого мужа, хотя семейство Измайловых очень ждет наследников. Стоит заметить, что и у Катерины Кабановой нет детей, и это также тяготит героиню.
Писатели подчеркивают, что замужняя жизнь за запертыми дверями «душит» героинь, уничтожает их потенциал, все хорошее, что есть в них. И Измайлова, и Кабанова с сожалением рассказывают, какие они были в девичестве – веселые, полные радости жизни, энергии, счастья. И как невыносимо им жить в замужестве.
Еще одной перекличкой в судьбе героинь стал их «грех» — измена мужу. Но если Катерина Кабанова идет на это, мучаясь угрызениями совести, зная, что совершает грех, то Катерина Измайлова даже не задумывается об этом. Вся она полностью поглощена чувством к приказчику Сергею и готова ради него на что угодно. Эта страстная натура полностью отдалась своему чувству, которое не знает никаких границ: ни физических, ни нравственных, ни моральных.
И в этом коренное отличие Катерины Измайловой от Катерины Кабановой. Та тоже натура страстная, жаждущая любви, готовая ради любимого человека на многое. Но внутри героини «Грозы» есть прочные нравственные устои, стержень, который и позволяет ей четко различать, где Добро, а где Зло. Поэтому, отдавшись счастливому «греху», Катерина уже точно знает, что за этим последует – наказание. И, прежде всего, наказание внутреннее, ее собственное. Мы помним, что, не выдержав мук совести и давления окружения, героиня заканчивает жизнь самоубийством – она бросается в Волгу.
Катерина Измайлова же умирает по-другому – пытаясь утопить свою более счастливую соперницу: «Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточивался и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту — и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома».
Героиня понимает, что погибнет вместе с другой девушкой, но это ее не останавливает: зачем ей жить, если Сергей больше не любит ее?
В своей животной, безбожной любви Измайлова доходит до предела: на ее совести кровь трех невинных людей, в том числе, и ребенка. Эта любовь и все преступления опустошают героиню: «…для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила». Не любила Измайлова и своего собственного ребенка от обожаемого мужчины – она отдала его, совершенно не беспокоясь о его участи, дальнейшей судьбе.
Судьба героинь обоих произведений похожи и еще в одном – обе они оказались преданными своими любимыми. Борис Григорьевич, испугавшись Дикого, уезжает, бросив Катерину Кабанову на произвол судьбы. Он оказывается просто слабым человеком. Сергей же подло издевается над Катериной, поняв, что ничего больше не может получить от нее.
Две Катерины… Две судьбы… Две загубленные жизни… Эти героини во многом похожи, но суть их все же, на мой взгляд, различна. Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти. Катерина Кабанова же думала о своей душе, у нее была прочная нравственная основа. И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели гораздо мне ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: