Жертвы темного царства в пьесе Гроза: сочинение

Жертвы «темного царства» по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

В пьесе А. Островского “Гроза” перед нами открывается жизнь в небольшом городке Калинове. С самого первого действия можно почувствовать напряженную атмосферу. Далее, мы понимаем, что виной всему влияние двух самодуров – Кабановой и Дикого. Они как старшие и умудренные жизнью люди держат в этом городе все под своим контролем.

Только весь этот контроль заключается в попытках влиять на судьбы молодого поколения и учить их жить по своим устаревшим правилам. Жизнь в этом городе находиться под влиянием “тёмного царства”, в котором невозможно жить свободно и легко.

Первыми жертвами такой жизни являются дети Кабанихи – Тихон и Варвара. С самого детства они находились под давлением этого общества. Влияние матери с одинаковой силой сказалось как на сына, так и на дочь, но повлияла она на них по-разному.

Что касается Тихона, то его портрет можно представить в виде жалкого, подавленного человека. У него нет собственно мнения, ему постоянно приходиться выполнять все, что ему приказала мать. Но несмотря на это постоянное давление, Тихону удалось сохранить живые чувства. Это можно увидеть в робком проявлении любви к своей жене. Но даже в этом случае он не способен понять душевную драму Катерины, и даже готов уехать подальше из города без жены, только чтобы вырваться из “тёмного царства”. Тихон настолько безвольный человек, что он не может помочь Катерине избежать постоянных упреков от свекрови и защитить ее. Но в самом конце пьесы Тихон сумел проявить свой характер и противостоять своей матери, когда умирает Катерина. Он даже проклинает ее в смерти жены: “Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы. ” Этим обвинением Тихон первый, кто рушит устои этого царства, и расшатывает власть Кабанихи.

Характер Варвары сформировался иначе, чем у брата. Ее нежелание быть под постоянным контролем матери и ее самодурства, она выбирает путь лжи и обмана. Варвара уже настолько привыкла совершать эти действия, что у нее это получается легко и весело, что никто и не заподозрит ее в обмане. Девушка уверена, что в доме Кабановых невозможно выжить, только без лжи и притворства. Она считает: “Когда мать на Варвару стала оказывать еще больше давления, девушка не смогла это стерпеть и было вынуждена сбежать из дому вместе со своим возлюбленным. Таким образом власть Кабанихи вновь пошатнулась.

Еще более слабым в отношении влияния “тёмного царства” оказался Борис. Если Тихон и Варвара хоть в малой степени смогли противостоять этому, то Борис нет. Автор представляет нам племянника дикого как доброго и образованного человека, который смог выделиться среди других героев. Но под властью дядюшки он не может проявить себя как смелого и решительного человека. Он не может спасти Катерину, увезя ее с собой, точно также как это сделал Кудряш. С одной стороны его можно понять, так как если бы он ослушался Дикого, то пострадал бы не только он сам, но и его сестра. Но с другой стороны Борис вызывает презрение у многих читателей из-за своей слабохарактерности. Он не способен выразить даже малейший протест против “тёмного царства” и вынужден подчиниться их правилам.

Но в пьесе не все так печально. Среди жителей города есть один человек, который проливает луч света в темноту. Этим человеком является Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, жаждущий изобрести машину времени. В его диалогах с другими героями мы видим его презрение к жестокому отношению к людям и равнодушное отношение ко всему прекрасному. Противостояние обществу можно проследить по его разговору с Диким. Кулигин пытается помочь всему обществу, например, повесить большие часы на стену или построить громоотвод. На все его просьбы Дикой дает отказ, просто не понимая зачем стараться на благо общества. Противостояние Кулигина не может быть открытым, ведь он бессилен, и все-равно не сможет ничего добиться. Именно поэтому ему приходиться вечно подчиниться и угождать другим. Но в самой последней реплике Кулигина мы наконец можем услышать явственный протест: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!” Своим высказыванием он одновременно и оправдывает смерть Катерины, и предъявляет обвинения “судьям”, которые погубили свою жертву.

Читайте также:
Смысл названия драмы А. Островского Гроза: сочинение

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сочинение на тему Жертвы тёмного царства по пьесе Островского Гроза

Приходилось ли вам находиться в подвале? Темнота, замкнутое пространство, спертый воздух пугают человека, не дают ему легко дышать… Читали ли вы пьесу Н. Островского «Гроза»? Не таким ли самым подвалом кажется город Калинов, где происходят главные события произведения?

Почему же Калинов – это «темное царство»? Потому, что Островский изображает в своей пьесе деспотизм, алчность, ограниченность купечества. Яркими представителями этого социального слоя являются помещик Дикой и купеческая вдова Кабаниха. Они издеваются над другими, заставляют жить по их жестким и несправедливым законам.

Катерина Кабанова – одна из главных жертв «темного царства». Эта девушка вышла замуж за сына Марфы Игнатьевны, Тихона. Но молодая семья не может жить так, как сама того хочет. За жизнью Катерины и Тихона строго следит Кабаниха. Она прививает своему сыну строгость в отношениях с Катериной. Никакой жалости со стороны мужа к жене быть не может. Катерине тяжело находиться в атмосфере бездушия, она чувствует себя словно в тюрьме. Ведь до замужества девушка жила «словно птичка на воле». И, тем не менее, Катерина – человек высокоморальный. Она с детства любит ходить в церковь, соблюдает заповеди. Возможно, причина ее измены Тихону кроется как раз в том, что она хотела вырваться из «темного царства» на волю. Этим и объясняется желание Кати расправить крылья и полететь. Девушка изо всех сил старается быть для Тихона хорошей женой. Когда ее муж уезжает на две недели, она просит взять ее с собой, чтобы не было соблазна встречаться с Борисом.

На «кривую дорожку» толкает главную героиню Варвара, дочь Кабанихи. Эта девушка – типичный представитель «темного царства». Да, она не столь деспотична, как ее мать. Но Варвара – человек, потерявший моральные принципы. Сама она по ночам гуляет с Кудряшом, не считая это чем-то зазорным. Заметив, что Катерина влюблена в Бориса, Варвара подтолкнула девушку к измене, дав ей ключи от калитки. Дочь Кабанихи совершенно не задумывается над тем, чем для главной героини могут закончиться подобные встречи. Посмотреть на страдания других – для нее просто забава.

Катерина заканчивает жизнь, потому что не видит выхода из сложившейся ситуации. Будучи глубоко верующим человеком, она признается мужу в измене. Тем самым Катерина навсегда утрачивает возможность быть рядом с любимым. А дальше жить в семье Кабановых она уже просто не может.

Читайте также:
Женские образы в пьесах А. Н. Островского Гроза и Лес: сочинение

Еще одной жертвой «темного царства» является сын Кабанихи Тихон. Он воспитан так, что не смеет ослушаться маменьку. Безусловно, мужчина страдает от постоянного давления Марфы Игнатьевны, этим и объясняется его пристрастие к алкоголю. Возможно, если бы у героя было достаточно решимости начать жить отдельно от матери со своей женой, не было бы смерти Катерины. Да и сам Тихон был бы намного счастливее.

В городе Калинове живет изобретатель-самоучка Кулигин. Это образ передового человека. В отличие от большинства обитателей Калинова, Кулигин интересуется наукой, ему интересно устройство Вселенной. Герой хочет изобрести вечный двигатель, построить солнечные часы на городском бульваре, установить на домах громоотводы. Но всем этим планам не суждено сбыться. Ведь Кулигину для реализации его проектов нужны деньги. За помощью герой обращается к купцу Дикому. Но тот только смеется над молодым ученым. Поэтому Кулигин – тоже жертва «темного царства». Он не может развиваться и приносить пользу обществу в удушающей атмосфере города Калинова.

Жертвой «темного царства» можно назвать и Бориса. Дикой должен отдать герою его наследство при условии, что тот будет уважительно себя вести. Савел Прокофьевич, человек жестокий и алчный, всячески издевается над парнем. Поэтому Борис – жертва, но лишь наполовину. Ведь нужно было противостоять Дикому, проявить мужской характер! Кроме того, вызывает осуждение отношение героя к Катерине. Борис, будучи человеком бесхарактерным и зная, что его возлюбленная замужем, не должен был тревожить сердца девушки и искать встреч с ней. В смерти главной героини, безусловно, есть и его вина.

В своей пьесе «Гроза» Н. Островский ярко изобразил удушливую атмосферу купеческих городов. Бесконтрольная жажда власти и обогащения, необразованность богачей превратили мир Калинова в «темное царство», где не было места любви и состраданию.

Жертвы тёмного царства

Популярные сочинения

Моя бабушка любит вспоминать времена своей молодости. Особенно интересно она рассказывает о школьных годах. Они пришлись в основном на 70-ые годы прошедшей эпохи

На большинстве произведениях Айвазовского изображены моря, а в особенности чаще всего Чёрное море. Одной из таких замечательных и ранних картин является “Георгиевский монастырь”. Эта работа была написана в 1846 году

Люди и животные неразрывно связаны между собой. Невозможно даже представить каким было бы существование человека без этих милых существ. Еще в древние времена люди смогли приручить зверей

Сочинение: Жертвы темного царства в драме Островского Гроза

В «Грозе» отразились впечатления от путешествия по Волге, которое предпринял Островский летом 1856 года в составе экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Но не какой-то определенный волжский город, не какие-то определенные лица изображены в пьесе. В драме Островского отражены типичные картины русской жизни того времени. В купеческих домах за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела; в душных купеческих хоромах царят невежество, разврат и пьянство, брань и побои, произвол самодуров.

В атмосфере «темного царства» под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если даже человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он вынужден лгать, хитрить, изворачиваться.

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары, и эта сила уродует их — каждого на свой лад. Тихон подавлен, жалок, безволен, во всем безоговорочно подчиняется своей маменьке — деспоту и самодуру. Но даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Где-то в глубине души теплится огонек — любовь к жене. Он не смеет проявить эту любовь, он не понимает сложной душевной жизни Катерины и рад уехать от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада. Но огонек в его душе не гаснет. Растерянный и подавленный, он проявляет любовь и жалости к изменившей ему жене, но воля его парализована, и он даже не смеет помочь своей несчастной Кате. Однако в последней сцене любовь к жене побеждает страх перед матерью, и в Тихоне пробуждается человек. Над трупом Катерины он впервые обращается к матери с обвинением: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…» Проклятьем звучит это многократная повторенное «вы», тем более грозным, что оно исходит от самого забитого, самого робкого и слабого человека. Значит, действительно рушатся устои «темного царства» и колеблется» власть Кабанихи, если даже Тихон заговорил так.

Читайте также:
Смысл названия драмы А.Н. Островского Гроза: сочинение

Иные черты характера выработались в атмосфере «темного царства» у Варвары. Не желая жить в неволе и терпенья власть самодурной силы, она обманывает, хитрит, изворачивается. Это наконец становится привычным, и делает она этой легко, весело, не ощущая угрызений совести. Варвара утверждает, что без обмана жить нельзя: «Весь дом у них на обмане держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Ее житейская философия проста: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Однако Варвара хитрила, пока было возможно; когда же ее пробуют запирать на замок, она убегает из дому. И опять рушатся старозаветные идеалы Кабанихи: дочь «опозорила» ее дом, вырвалась на свободу из-под ее власти.

Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: «Уж совсем убитый хожу… Загнан, забит…» Это добрый и культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. В несчастье он лишь мечется да плачет. И не в силах возразить ничего даже на брань. В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает презрение. Он не только боится убежать с любимой женщиной, как это сделал Кудряш, он опасается даже разговаривать с Катериной («Не застали бы нас здесь»). Покорно и трусливо звучат последние проклятия Бориса: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой… Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила. »

Нет у него этой силы. Однако в общем хоре протестующих голосов даже этот бессильный протест знаменателен.

Начиная с первого действия, Островский постепенно раскрывает основной конфликт драмы. Еще велика власть кабаних над окружающими, и губит их эта власть, калечит их жизнь. Но уже, как пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», самодуры русской жизни начинают ощущать какое-то недовольство и безотчетный страх: помимо их воли, не спросясь, вырастает другая жизнь с другими началами, и хотя она еще не видна хорошенько, но уже дает себя почувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров.

Жертвы темного царства по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

После прочтения произведения в школе ученикам нужно написать сочинение на тему «Жертвы темного царства» по пьесе «Гроза», чтобы понять, кто из персонажей был сломлен окружающей обстановкой.

Тихон и темное царство

В условиях «темного царства» под гнетом силы глупцов уничтожаются самые лучшие чувства человека. У него слабеет воля, разрушается разум. Люди, живущие в этом мире, приспосабливаются к обстоятельствам. И даже если они наделены умом и энергией, то начинают хитрить, изворачиваться и лгать. Темные силы ломают каждого человека по-своему.

Читайте также:
Главные действующие лица пьесы А.Н.Островского Свои люди — сочтемся!: сочинение

Их первыми жертвами стали:

  • Тихон;
  • Варвара.

Тихон — жалкий и подавленный человек. Но, несмотря на это, в нем теплятся светлые чувства. Одно из них — любовь к своей жене Катерине. Но мужчина не проявляет своих эмоций, ему чужда душа супруги. Под гнетом окружающих и Кабанихи он готов бросить все и оставить любимую.

В душе Тихона теплится огонек, который можно было разжечь ветром ответных чувств жены. Но этого не произошло, поэтому мужчина сломался. После измены супруги он подавлен и растерян, но все равно прощает ее.

Воля Тихона парализована настолько, что он даже боится помочь Катерине. Человек в нем пробуждается только в последней части пьесы, после смерти жены. Над ее трупом он впервые обвиняет мать и проклинает ее. Его слова звучат страшно не потому, что вырвались во время горя, а из-за того, что исходили от самого забитого и слабого персонажа.

В этот момент Катерине удалось вырваться из «темного царства», а его устои начали рушиться.

Варвара и Борис

Варвара воплотила в себе совершенно иные черты губительного мира. Она не хочет мириться с неволей и терпеть гнет самодуров. Девушка изворачивается, хитрит, врет. Варвара настолько привыкает к этому, что ложь становится ее второй натурой. Она уже не может без нее жить. Стратегия ее проста: можно делать все, но так, чтобы об этом никто не узнал.

Но хитрить и выкручиваться у девушки прекрасно получалось до определенного момента. Когда ее стали запирать на замок, она убежала из дому. В этот момент снова начинают рушиться устои и идеалы Кабанихи. Ее дочь сбежала из дома и опозорила семью. Она ушла из-под опеки матери и перестала подчиняться ее воле. Если задуматься, почему Варвара жертва «темного царства», то ответ будет всего один — она из чистой и скромной девушки превратилась в лгунью, готовую на все, лишь бы не терпеть придирки матери.

Но самым жалким в пьесе выступает племянник Дикого — Борис Григорьевич. Этот человек культурен и добр, он радикально отличается от всей купеческой среды. Но он слаб душой, не может защитить ни себя, ни любимую женщину. Мужчина способен только лить слезы и сетовать на судьбу. Относиться к жизни по-другому он не способен.

Наибольшее презрение Борис вызывает в последней сцене свидания с Катериной. Он боится бежать с любимой, как Кудряш. Страшится разговаривать с нею, чтобы его никто не заметил и не подслушал.

Здесь кратко показано толкование пословицы, что от трусости до подлости всего один шаг. Критики высказались однозначно — более трусливого и слабого героя в произведении нет.

Образ Катерины

Главная героиня пьесы — скромная и тихая девушка, выросшая в простой семье. Волей злой судьбы она должна выйти замуж за купеческого сына, которого никогда так и не смогла полюбить. Но девушка старается найти в супруге положительные качества, чтобы хоть как-то сохранить семью.

Больше всего Катерине достается от свекрови. Кабаниха унижает и оскорбляет девушку, стараясь сломить ее. Марфа Игнатьевна является ярой приверженкой старого устройства и порядков.

Рассматривая, кем на самом деле была Катерина, жертвой или победителем «темного царства», нельзя оставить без внимания ее жизнь в семье купцов. Здесь невозможно жить честно. Все отношения между людьми построены на вранье и изворотливости.

Бориса удивляет и даже повергает в шок желание девушки рассказать мужу всю правду об их отношениях. Это значило бы, что любовнику придётся быть честным с Тихоном и Кабанихой, раскрыть им свою любовь к Катерине, а этого он боялся больше всего на свете.

Читайте также:
Радость жизни Катерины в пьесе Гроза: сочинение

Если судить по тому, что девушка часто сравнивала себя с птицей и говорила, как ей хочется улететь, можно смело утверждать, что она была пленницей этого царства тьмы и пережитков. Покончив с жизнью, Катерина освободилась от мира, в котором ей было так тяжело.

На основе этого можно утверждать, что она все же смогла победить «темное царство», ведь даже Тихон смог указать матери на ее место. А это значит, что он вышел из-под контроля тирана.

Истинный луч света

Наиболее здравомыслящим персонажем в этой драме можно назвать Кулигина. Его автор изображает антиподом Кабанихи и Дикого. Молодой человек вышел из народа. Он обладает:

  • светлым умом;
  • широкой душой;
  • недюжинными талантами.

Кулигин не терпит собственнического отношения купеческого общества. Он осуждает мелочность, невежество и жестокое отношение к людям. Особенно выразительно показывается это противопоставление при общении с Диким, когда умелец просит у него денег на изготовление солнечных часов.

Молодой человек рассказывает, что эта поделка будет полезна обществу, а Дикий даже не понимает, о чем с ним разговаривают. Когда же Кулигин начинает цитировать своих любимых поэтов XVIII века, купец начинает требовать не хамить ему, ведь он даже не знает, о чем говорит молодой человек, ему чуждо все прекрасное, а о поэзии он не имеет ни малейшего представления.

Но Кулигин, как и все остальные персонажи, бессилен перед Кабанихой и ее мужем. Персонаж не может с ними бороться, потому что слаб и беспомощен в своем протесте. Он склоняет голову перед купчихой и ее самодурством. Характеристика этого героя показывает, что автор не считал его лучом света. Кулигин смог начать протестовать только после смерти Катерины, именно в этот момент в нем проснулся дух противоречия.

Истинным лучом света в этом «темном царстве» была Катерина — светлая, чистая, нежная. Все персонажи пьесы, описания которых ученики могут кратко изложить в сравнительной таблице, постарались сделать так, чтобы ее не стало. Но когда девушка умерла, дух воспрянул в большинстве из них.

Многие герои смогли вырваться из мрака и самодурства. Именно смерть помогла положить начало развалу старого строя, устоям Кабанихи и ее мужа.

Женские образы в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Все героини произведений Островского далеко не образцовые женщины, они настоящие, со своими недостатками как в жизни. Пьеса «Гроза» не исключение, она буквально пестрит реалистичными женскими образами.

Варвара Кабанова, яркая, немного взбалмошная, умная и хитрая барышня, дочь Марфы Кабанихи. Рьяная противница законов патриархата, навязываемых матерью. Но открыто не протестует, все делает втихую. Ее главный жизненный принцип: «Делай все, что тебе хочется, но так, чтобы никто не знал». Это она уговаривает сноху Катерину, пойти на встречу с Борисом. После того как мать запирает Варвару на замок, та сбегает из дому.

Марфа Кабанова (Кабаниха), очень яркий образ жестокой, властной, деспотичной женщины, привыкшей всем и всеми управлять. Она презирает и всячески унижает свою невестку Катерину, которая росла в более свободной семье и ей был чужд домострой. А когда Катерина признается в своей измене мужу, Марфа радуется, что теперь имеет вескую причину унижать невестку, за то, что та осрамила дом и семью. Всячески пресекает желание свободы у родной дочери., руководит жизнью сына. Насмехается над кумом Диким, считая его самодуром. Сама она не считает себя деспотом, так как ее принцип «Родители строги и бранят своих детей, только от любви к них». Марфа фанатично верит в свои принципы. По итогу, деспотичная купчиха Кабаниха остается одна, дочь убегает с возлюбленным Кудряшом, сын тоже отворачивается от родной матери.

Читайте также:
Образы действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза»: сочинение

Катерина Кабанова, ключевой персонаж пьесы. Романтичная, ранимая, глубоко религиозная и очень искренняя в своих чувствах девушка. После свадьбы с Тихоном, сыном Марфы, который находится под властью матери, она попадет в их семью, где даже воздух в доме пропитан злобой и жестокостью Кабанихи. Будучи натурой очень чувствительной, Катерина испытывает тяжкие душевные муки. Особенно, после встречи с Борисом, на которую ее подбила свояченица Варвара. Катерина влюбилась в Бориса, но будучи замужем за Тихоном не смогла справиться с мучившим ее чувством стыда. Она заканчивает свою жизнь, утопившись в реке, перед этим прилюдно признается в своей любви к Борису.

Образы различных героинь в литературе всегда имеют очень важный подтекст, именно они показывают всю реальную трудность жизни, закладывают в голову читателя конкретную идею, которая способна повлиять на общество.

Сочинение 10 класс

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» изобилует различными и неповторимыми женскими образами. Через женщин автор решил показать трагичность жизни, которую каждая из героинь воспринимает по-своему. Женщины в произведениях русской классики часто являются носителями определённой идеи, смысл которой открывается читателям по мере знакомства с книгой.

Катерина Кабанова — главная героиня пьесы «Гроза». Катерина вышла замуж не по любви и попала в дом свекрови, которая не упускает момента, чтобы задеть бедную девушку. Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Дикого. Несчастная любовь доводит девушку до смерти, и она добровольно погибает в водах Волги. Катерина добрая и искренняя героиня. Глубоко религиозная и честная она рассказала мужу об измене и нисколько не сомневалась в своём решении. Девушка вызывает сочувствие и жалость к её судьбе.

Одной из главных героинь является Марфа Кабанова, Кабаниха. Она вдова и глава в доме. Кабаниха имеет двух детей — Варвару и Тихона. Марфа Кабанова пример консервативной женщины той эпохи, ценящей строгую мораль. Это довольно жестокая женщина, что проявляется в отношении к её детям и Катерине. У читателя деспотизм в её поведении вызывает только отторжение, которое постепенно перестает в ненависть к персонажу. Именно Кабаниха доводит Катерину до самоубийства, хотя прекрасно понимает, что девушка, несмотря на свою измену, являет собой пример чистоты и честности.

Кроме того, одной из центральных героинь является Варвара, дочь Кабанихи. Варвара хитрая девушка, которая приспосабливается к жизни в нелюбви матери. В отличие от Катерины она научилась врать Кабанихе и смирилась со своим положением. Девушка сочувствует и помогает Катерине. Не выдержав, Варвара сбегает со своим возлюбленным из дома Кабанихи. Девушка является противоположностью Катерины, она считает, что добром в жизни ничего не добьёшься. Островский показал пример реакции на деспотизм с разных сторон.

Таким образом, «Гроза» открывает нам несколько различных типов героинь, которые совершенно по-разному реагируют на жизненные трудности. Островский воплотил в своих персонажах крайнюю степень и честности, и деспотизма, и равнодушия. Все героини пьесы заслуживают сочувствия читателя в той или иной мере, ведь поведение человека складывается с воздействием на него множества различных факторов.

Женские образы в пьесе Гроза Островского

Все героини произведений Островского далеко не образцовые женщины, они настоящие, со своими недостатками как в жизни. Пьеса «Гроза» не исключение, она буквально пестрит реалистичными женскими образами.

Читайте также:
Второстепенные персонажи в драме Гроза: сочинение

Варвара Кабанова, яркая, немного взбалмошная, умная и хитрая барышня, дочь Марфы Кабанихи. Рьяная противница законов патриархата, навязываемых матерью. Но открыто не протестует, все делает втихую. Ее главный жизненный принцип: «Делай все, что тебе хочется, но так, чтобы никто не знал». Это она уговаривает сноху Катерину, пойти на встречу с Борисом. После того как мать запирает Варвару на замок, та сбегает из дому.

Марфа Кабанова (Кабаниха), очень яркий образ жестокой, властной, деспотичной женщины, привыкшей всем и всеми управлять. Она презирает и всячески унижает свою невестку Катерину, которая росла в более свободной семье и ей был чужд домострой. А когда Катерина признается в своей измене мужу, Марфа радуется, что теперь имеет вескую причину унижать невестку, за то, что та осрамила дом и семью. Всячески пресекает желание свободы у родной дочери., руководит жизнью сына. Насмехается над кумом Диким, считая его самодуром. Сама она не считает себя деспотом, так как ее принцип «Родители строги и бранят своих детей, только от любви к них». Марфа фанатично верит в свои принципы. По итогу, деспотичная купчиха Кабаниха остается одна, дочь убегает с возлюбленным Кудряшом, сын тоже отворачивается от родной матери.

Катерина Кабанова, ключевой персонаж пьесы. Романтичная, ранимая, глубоко религиозная и очень искренняя в своих чувствах девушка. После свадьбы с Тихоном, сыном Марфы, который находится под властью матери, она попадет в их семью, где даже воздух в доме пропитан злобой и жестокостью Кабанихи. Будучи натурой очень чувствительной, Катерина испытывает тяжкие душевные муки. Особенно, после встречи с Борисом, на которую ее подбила свояченица Варвара. Катерина влюбилась в Бориса, но будучи замужем за Тихоном не смогла справиться с мучившим ее чувством стыда. Она заканчивает свою жизнь, утопившись в реке, перед этим прилюдно признается в своей любви к Борису.

Образы различных героинь в литературе всегда имеют очень важный подтекст, именно они показывают всю реальную трудность жизни, закладывают в голову читателя конкретную идею, которая способна повлиять на общество.

Сочинение 10 класс

Пьеса А. Н. Островского “Гроза” изобилует различными и неповторимыми женскими образами. Через женщин автор решил показать трагичность жизни, которую каждая из героинь воспринимает по-своему. Женщины в произведениях русской классики часто являются носителями определённой идеи, смысл которой открывается читателям по мере знакомства с книгой.

Катерина Кабанова — главная героиня пьесы “Гроза”. Катерина вышла замуж не по любви и попала в дом свекрови, которая не упускает момента, чтобы задеть бедную девушку. Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Дикого. Несчастная любовь доводит девушку до смерти, и она добровольно погибает в водах Волги. Катерина добрая и искренняя героиня. Глубоко религиозная и честная она рассказала мужу об измене и нисколько не сомневалась в своём решении. Девушка вызывает сочувствие и жалость к её судьбе.

Одной из главных героинь является Марфа Кабанова, Кабаниха. Она вдова и глава в доме. Кабаниха имеет двух детей — Варвару и Тихона. Марфа Кабанова пример консервативной женщины той эпохи, ценящей строгую мораль. Это довольно жестокая женщина, что проявляется в отношении к её детям и Катерине. У читателя деспотизм в её поведении вызывает только отторжение, которое постепенно перестает в ненависть к персонажу. Именно Кабаниха доводит Катерину до самоубийства, хотя прекрасно понимает, что девушка, несмотря на свою измену, являет собой пример чистоты и честности.

Читайте также:
Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского): сочинение

Кроме того, одной из центральных героинь является Варвара, дочь Кабанихи. Варвара хитрая девушка, которая приспосабливается к жизни в нелюбви матери. В отличие от Катерины она научилась врать Кабанихе и смирилась со своим положением. Девушка сочувствует и помогает Катерине. Не выдержав, Варвара сбегает со своим возлюбленным из дома Кабанихи. Девушка является противоположностью Катерины, она считает, что добром в жизни ничего не добьёшься. Островский показал пример реакции на деспотизм с разных сторон.

Таким образом, “Гроза” открывает нам несколько различных типов героинь, которые совершенно по-разному реагируют на жизненные трудности. Островский воплотил в своих персонажах крайнюю степень и честности, и деспотизма, и равнодушия. Все героини пьесы заслуживают сочувствия читателя в той или иной мере, ведь поведение человека складывается с воздействием на него множества различных факторов.

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Если говорить о том, что именно автор хотел вложить в данное произведение, то стоит отметить то, что глубокого смысла и философских значений в нем действительно хватает. Для этого достаточно вспомнить моменты

Александр I – второстепенный персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого Война и Мир. Пожалуй, он также является главным второстепенным персонажем.

Михаил Александрович Шолохов известен своими проникновенными произведениями и чувственными эпизодами. Одно из самых известных произведений, которое писалось в течение семи лет и позже было экранизировано, является роман Тихий Дон.

Русский композитор внес весомый вклад в музыку. Он сначала сочинял небольшие музыкальные произведения для фортепиано, но затем стали появляться и большие музыкальные формы

Произведение было написано в раннее советское время, в нем автор пародировал создание «нового человека» эпохи коммунизма. Однако роман Булгакова все же не утратил актуальности и сегодня.

Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха”

Школьное сочинение

В заключительной части статьи “Луч света в темном царстве” критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, “Гроза” есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее”. Это “что-то”, по мнению критика, “фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства”, и “характер Катерины, рисующийся на этом фоне”, от которого веет “новой жизнью”, открывшейся “в самой ее гибели”.

Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего ” внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически”. Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: “Да ведь и у нас то же самое”. Но разницу сама героиня определила так: “Да здесь все как будто из-под неволи!” Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее “созидающий, любящий, идеальный”, поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в “золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. “

Читайте также:
Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым: сочинение

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. “В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце”. В душе она строила свой идеальный мир, “посвященный добру и наслаждению”, но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый “период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец”, закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают “нечистые, развратные замыслы”. Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, “что сохранилось от ее воспоминаний”. Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: “ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле”. По мнению Добролюбова, все это должно было “заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. “. Но “Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы”.

Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.

Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: “. дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. “

После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать “беспрекословной угодницей” свекрови и “кроткою рабою” своего мужа. “Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи “. Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, “законно и свято”, “при свете белого дня”, “перед народом”, то и жизнь для нее не имеет смысла.

Читайте также:
Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского Бесприданница): сочинение

“Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то “Гроза” и производит на нас впечатление освежающее. “

Другой критик, Д. И. Писарев, в статье “Мотивы русской драмы” оспорил такую трактовку образа Катерины. “Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. ” “Светлым явлением. “, продолжает критик, должно считать “. только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. ” И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: “Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством” которое является совершенно неожиданным для нее самой”.

Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины” каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.

Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье “Мотивы русской драмы” он резко критикует “темное царство”, выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.

А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения”, которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: “Что домой, что в могилу — все равно!”, прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: “человеческое достоинство”, не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.

В “темном царстве” российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл “самое решительное” произведение Островского “глотком свежего воздуха” и утверждал, что в нем “есть что-то освежающее и ободряющее”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: