Жестокие нравы города Калинова: сочинение

Сочинение: «Жестокие нравы города Калинова»

Александр Николаевич Островский изобразил реальную жизнь помещиков и их подчиненных в 19 веке. Он с особой реалистичностью сумел описать жестокие нравы города Калинова, используя при этом собирательный образ всего российского пространства. Здесь можно наблюдать как жестокость, зверские нравы помещиков и агрессию человека, так и покорность подчиненных, граничащую с раболепством. Именно поэтому в свое время пьеса произвела фурор на подмостках театров, так как до Островского на тему помещичьей жестокости не говорили столь откровенно.

  1. Знаменитая пьеса Островского
  2. История создания
  3. Образ города: быт и нравы
  4. Главные и второстепенные герои

Знаменитая пьеса Островского

Литература в 19 веке имела значительные отличия от той литературы, которую мы привыкли видеть сегодня. Она отличается своей шаблонностью и догматизмом. Но только не пьеса «Гроза». Автор произведения очень кратко, но точно отразил социальные проблемы, существовавшие в обществе, пороки человека и отрицательные качества помещика, о которых было не принято говорить. Тем самым Островский приоткрыл завесу счастливой жизни среднестатистического помещика и показал, что все далеко не так красиво, как выглядит внешне.

История создания

Пьеса начинает своё существование в далеком 1859 году, а через несколько месяцев после этого уже готовится к публикации. Известен интересный факт создания пьесы: перед написанием Островский недолгое время путешествовал по Волге, где и черпал вдохновение на создание шедевра.

Прототипами города Калинова были приволжские города, такие как Тверь, Торжок, многие другие деревни и села. Островский, тщательно исследуя быт и нравы приволжских людей, вел дневник, где записывал все свои наблюдения и достижения. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Долгое время предполагали, что сюжет пьесы был взят из реальной жизни, но это предположение ошибочно, потому что создатель пьесы руководствовался многими источниками при написании произведения и использовал собирательный прием.

По одной из версий, прототипом героини по имени Катерина могла послужить жившая в 19 веке возлюбленная драматурга — Косицкая Екатерина. Она и сыграла главную роль на премьере пьесы. Она поведала писателю о том, что сбежала из дома в подростковом возрасте в поисках лучшей жизни. По этой причине писатель решил включить образ-прототип в действие постановки.

В любом случае история создания пьесы уникальна и весьма интересна. Здесь сплелись и личная любовная история автора, и пласт информации, собранной самим автором. Премьера пьесы состоялась в 1859 году 16 ноября на сцене Малого театра.

Образ города: быт и нравы

Нравы города Калинова в пьесе Островского «Гроза» отличаются своей жестокостью. Кабаниха практикует консервативные помещичьи взгляды на жизнь, среди которых особо выступают:

  • Строгий надзор над домочадцами.
  • Ущемление прав домашних.
  • Использование физической расправы.
  • Моральное давление.
  • Вмешательство в личную жизнь домашних.

Калинов занимает одну из центральных ролей в пьесе, так как он сосредотачивает в себе все проявления жизни его жителей. Действие драмы происходит на берегу одной из самых крупных рек России — Волги. Впервые о жителях города читатель узнает от Кулигина — центрального персонажа пьесы. Именно он заявляет, что в городе царят жесточайшие домостроевские порядки; по словам Кулигина, человек узнает, каков Калинин на самом деле: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите».

Возглавляют лагерь купец Дикой с говорящим именем и его сестра Кабаниха.

Жители Калинова в подавляющем большинстве своем малограмотные и необразованные люди, они не знают элементарных определений науки, электричество называют «элестричеством». Население города — это мещане, крестьяне и помещики.

Влиятельные люди города неуважительно относятся к властям. Например, купец Дикой так обращается к городничему, не делая никаких рамок между дружеским и официальным общением: «Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»

Бедняки и середняки города работают день и ночь, спят по 3 часа в сутки. Богатые пытаются всеми силами разбогатеть за счет крестьян, не щадя их существования. Купцы же постоянно ссорятся между собой и судятся. Науки и искусства для жителей города чужды. Например, Кулигин, выучившись сочинять стихи, боится браться за дело, так как его могут «проглотить живым».

В целом жители города ведут однотонную, ничем не примечательную жизнь. Вместо того чтобы читать газеты и развиваться, жители предпочтут слушать последние новости от Феклуши.

Богатые жители Калинова пораньше запирают свои ворота и спускают собак в страхе, что их могут обворовать. Одно из любимых занятий жителей — это изводить своих домочадцев. Например, Кабаниха лишний раз старается поддеть Катерину, чтобы получить психологическую разрядку. При этом о ее злодеяниях никто не может и догадываться, потому что происходит все это за высоким забором, за который запрещено входить посторонним.

Главные и второстепенные герои

Герои представляют жителей города и разделены на два противоположных лагеря. Так, Кулигин и Катерина входят в лагерь, противостоящий обществу Кабанихи и Дикого, их семьи.

Среди основных героев известны:

  1. Кабаниха.
  2. Дикой.
  3. Катерина.
  4. Тихон.
  5. Варвара.
  6. Кулигин.

Кабаниха — это глупая женщина, не стремящаяся к просвещению и улучшению жизни, практикует стиль «Домостроя». В ее доме все живут по ее правилам, причем малейшее неповиновение строго карается. В самой завязке действия эта героиня возмущена тем, что не может уследить за молодым поколением, затрагивая при этом чувства Катерины, ее невестки, с которыми она никогда не считается.

Кабаниха недовольна всем: ей не по нраву то, как прощается Катерина с мужем «как с любовником», считая, что жена должна бояться мужа и кланяться ему, после отъезда Тихона свекровь заставляет рыдать Катерину на пороге, абсурдность чего девушка не принимает. Тихон, по указке матери, должен дать строгий наказ жене, чтобы та не гуляла. Все эти сцены показывают читателю жестокость Кабанихи, ее степень самодурства и безграничной власти над домашними.

Дикой — представитель богатой и влиятельной семьи, не отличается какой-либо грамотностью и образованностью. Он верит в то, что гроза дана свыше людям в качестве кары за распутную жизнь и за грехи человеческие. Вместе с тем он не принимает новшества в виде громоотводов, которые ему предлагает изобретатель Кулигин.

Читайте также:
Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского Гроза: сочинение

Он исправно ведет свое хозяйство, неплохо справляется с повседневными делами, прагматичный по характеру, но невежественный, что портит общую картину его заслуг. Он представляет собой обычного помещика, который мыслит слишком узко и не приемлет никаких новшеств, является собирательным образом всех русских купцов и помещиков того времени.

Кулигин — это один из жителей города. Ему порядка пятидесяти лет. Он мещанин, человек простых кровей, работает механиком и является часовщиком-самоучкой. Мечтает изобрести «вечный двигатель», но, похоже, не понимает, в каком обществе живет. Ему принадлежит реплика: «Вот, братец мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». Это подтверждает, что герой искренне ценит жизнь во всех ее проявлениях, любит природу, чем и отличается от местных жителей.

Он уважительно относится к другим людям, читает книги и всячески просвещается. По характеру — хороший и добросовестный человек, готовый трудится на пользу общества. Представитель новых взглядов на жизнь.

Его тип мышления далек от уединенной жизни местных жителей. Он как образ-антитеза обществу Кабанихи и Дикого, категорически не поддерживает установленные ими порядки. Неудивительно, почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими.

Варвара — член семьи Кабановых, сестра Тихона и дочь Кабанихи. Она также является приверженкой взглядов матери, хоть и представляет в пьесе молодое поколение. Втайне встречаясь с Кудряшом, совсем не стыдится этого. По натуре хитроумная и пронырливая. Она, как и все остальные домочадцы, терпит надзор своей матушки, но, в отличие от Катерины, умеет врать матери и пользуется этим. В конце повествования убегает из дома с Кудряшом.

Катерина Кабанова — молодая жена Тихона, девушка, открытая миру, добродушная и искренняя. Внутренний мир героини качественно отличается от темных душ представителей «темного царства». Она открыто высказывается о своих чувствах, считает, что только такое их проявление и имеет место быть. Любит природу и ценит жизнь, ей принадлежит крылатая фраза, когда она видит Волгу: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»

Выйдя замуж за Кабанова, часто вспоминает семью, где ее любили и уважали. В браке несчастна: выходит замуж не по любви, да еще и терпит вечные унижения со стороны свекрови. Муж Тихон не заступается за жену и нередко сам ее обижает.

Противостояние Катерины темному миру начинается с того момента, как она встречает Бориса — племянника Дикого. Она не умеет врать, в отличие от Варвары, и поэтому рассказывает об измене мужу.

Новый возлюбленный Катерины, Борис, не умеет преодолеть предрассудки общества и покидает город, оставляя женщину наедине с ее проблемами и несчастьями. Не выдержав страданий, Катерина решается на отчаянный шаг: броситься в Волгу и прекратить свое существование.

Эти аргументы можно использовать как для итогового сочинения, так и для написания сочинения-рассуждения.

Жестокие нравы города Калинова: сочинение

А. Н. Островский в очерке “Записки замоскворецкого жителя” “открыл” страну, “до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье”. Это земля, живущая традициями седой старины, – “темное царство”. Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает “темные” стороны купеческой жизни.

Общественный подъем 60-х годов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму “Гроза”, о которой Добролюбов сказал:

“Гроза” – без сомненья, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий”.

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу”, – восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нем мир “тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия”. Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угнетенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин:

“В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба”. А причина нищеты, по его мнению, в бессовестной эксплуатации бедных богатыми: “А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Странница же Феклуша восхваляет кали-новскую жизнь: “В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!” Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша – ярая защитница суеверий, воплощение невежества, пользуется покровительством властителей “темного царства”. Невежественные жители города Калииова слушают Феклушу и верят ее рассказам.

Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являются Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова – богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков. Жертву свою она “поедом ест”, “точит, как ржа железо”. Добролюбов говорит о ней:

“Грызет свою жертву долго и неотступно”. Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не “воет” на людях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем “грехе”, считает, что ее надо “живую в землю закопать, чтобы она казнилась”. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха – выразитель идей и принципов “темного царства”. (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят ва пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни – деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье – бесчеловечный деспот и тиран, но оделяет нипщх.

Читайте также:
Судьба бесприданницы (по пьесе Островского Бесприданница): сочинение

Тупая, невежественная, считающая паровоз “огненным змием”, она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умственные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомолок о странах, “где люди все с песьими головами”, где правят “султан Махнут турецкий” и “султан Махнут персидский”. Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели. Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: “Хорошо тебе. Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?” Так, желая сохранить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала.

Но если Кабаниха защищает идеи “темного царства”, то Дикой просто грубый самодур. (И Дикой, и Кабаниха относятся к “темному царству”. У них очень много общих черт.) Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. (Дикой считает, что гроза – божье предзнаменованье.) Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого – жадность. Смысл жизни Дикого – приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуются, что их обсчитывают. Дикой отвечает: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!”) Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.

В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему) – это самая зловещая фигура в городе. (Дикой стремится грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.)

Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и узнаем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая “с неба упала”. Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них “день и ночь работа”. Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. “Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних” – таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.

Бесчеловечным нравам “темного царства” все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины – вызов “темному царству”, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в “темном царстве” изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в “Грозе”, он распространил на всю царскую Россию: “Русская жизнь и русская сила вызваны художником в “Грозе” на решительное дело”.

“Гроза” – не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества, к таким произведениям относятся и “Бесприданница”, и “Бешеные деньги”, и “Доходное место”.

Теги: Жестокие нравы города Калинова Сочинение Литература

Жестокие нравы города Калинова в пьесе Островского «Гроза»

Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.
(В. Г. Белинский)

Литература XIX века качественно отличается от литературы предшествующего «золотого века». В 1955–1956 гг. свободолюбивые и свободореализующие тенденции в литературе начинают проявляться всё активнее. Художественное произведение наделяется особой функцией: оно должно поменять систему ориентиров, переформировать сознание. Социальность становится важным начальным этапом, а одной из главных проблем становится вопрос о том, как искажает человека социум. Разумеется, многие писатели в своих произведениях пытались решить поставленную проблему. Например, Достоевский пишет «Бедных людей», в которых показывает бедность и безысходность низших слоёв населения. Этот аспект был также и в сфере внимания драматургов. Н. А. Островский в «Грозе» жестокие нравы города Калинова показал достаточно ярко. Зрители должны были задуматься над социальными проблемами, которые были характерны для всей патриархальной России.

Обстановка в городе Калинове совершенно типична для всех провинциальных городов России второй половины XIX века. В Калинове можно узнать и Нижний Новгород, и города Поволжья, и даже Москву. Фраза «жестокие нравы, сударь» произносится в первом действии одним из главных героев пьесы и становится основным мотивом, который связан с темой города. Островский в «Грозе» монолог Кулигина о жестоких нравах делает достаточно интересным в контексте других фраз Кулигина в предыдущих явлениях.

Итак, пьеса начинается с диалога Кудряша и Кулигина. Мужчины говорят о красоте природы. Кудряш не считает пейзаж чем-то особенным, внешние декорации мало для него значат. Кулигин же, напротив, восхищается красотой Волги: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!

Кулигин также говорит и о Марфе Кабановой. Эта богатая вдова «под видом благочестия» творит жестокие вещи. Её манипуляции и обращение с семьёй может привести в ужас любого человека. Кулигин характеризует её так: «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Характеристика оказывается вполне точной. Кабаниха представляется гораздо ужаснее, чем Дикой. Её моральное насилие над близкими людьми не прекращается никогда. И ведь это — её дети. Своим воспитанием Кабаниха превратила Тихона во взрослого инфантильного пьяницу, который и рад бы сбежать от опеки матушки, но боится её гнева. Своими истериками и унижениями Кабаниха доводит Катерину до суицида. У Кабанихи сильный характер. Горькая ирония автора в том, что патриархальным миром руководит властная и жестокая женщина.

Читайте также:
Театр Островского: сочинение

Именно в первом действии наиболее явно изображены жестокие нравы тёмного царства в «Грозе». Устрашающие картины социальной жизни контрастно противопоставлены живописным пейзажам на Волге. Простору и свободе противопоставлены социальное болото и заборы. Заборы и засовы, за которыми жители отгородились от остального мира, закупорились в банке, и, верша самосуд, самовольно гниют от нехватки воздуха.

В «Грозе» жестокие нравы города Калинова показаны не только в паре персонажей Кабаниха — Дикой. Кроме этого, автор вводит ещё несколько значимых действующих лиц. Глаша, служанка Кабановых, и Феклуша, обозначенная Островским как странница, обсуждают жизнь города. Женщинам кажется, что только здесь всё ещё сохраняются старые домостроевские традиции, а дом Кабановых — последний рай на земле. Странница рассказывает об обычаях других стран, называя их неверными, ведь там нет христианской веры. Такие, как Феклуша с Глашей, заслуживают «скотского» обращения от купцов и мещан. Ведь эти люди беспросветно ограничены. Они отказываются понимать и принимать что-либо, если это расходится с привычным миром. Им хорошо в той «бла-а-адати», которую они себе построили. Дело не в том, что они отказываются видеть реальность, а в том, что реальность считается нормой.

Безусловно, жестокие нравы города Калинова в «Грозе», характерные для общества в целом, показаны несколько гротескно. Но благодаря такой гиперболизации и концентрации негатива автор хотел добиться реакции от публики: люди должны осознать, что перемены и реформы неизбежны. Нужно самим участвовать в изменениях, иначе эта трясина разрастётся до невероятных масштабов, когда изжившие себя порядки подчинят себе всё, окончательно убрав даже возможность развития.

Жестокие нравы темного царства в Грозе Островского сочинение

Кулигин говорит: «Жестокие нравы. в нашем городе», рассказывая о жизни людей города Калинова. В драме «Гроза» именно он выступает носителем мыслей автора, обличающих нравы жителей, живущих в «темном царстве». И среди причин таких нравов он господствующее положение зажиточных людей: «… у кого деньги… тот старается бедного закабалить, чтобы … еще больше денег наживать”. Люди в городе озлоблены и находят радость, когда удается сделать плохо ближнему: «а между собой-то…как живут! Торговлю… подрывают… Враждуют…».

Защитницей порядков, установленных в Калинове, выступает страница Феклуша, которая восхищенно восклицает: “В обетованной земле живете! И купечество… народ благочестивый!” Так, Н.А. Островский создает контраст мнений, когда показывает читателю две разных точки зрения на происходящее. Феклуша – настоящее воплощение косности, невежества и суеверий, которая вхожа в дома влиятельных людей города Калинова. Именно с помощью ее образа драматург подчеркивает насколько происходящее в Калинове противоречит ее оценке, когда она то и дело говорит: «Благолепие, милая, благолепие. »

Воплощением самодурства, скудоумия, невежества, и жестокости в пьесе выступают зажиточные купцы Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савел Прокофьевич. Кабаниха – глава семьи, которая считает себя правой во всем, она держит всех живущих в доме в кулаке, пристально следит за соблюдением во многом устаревших обычаев и порядков, основанных на Домострое и церковных предрассудках. Причем принципы Домостроя у нее искажены, она берет из него не мудрый уклад жизни, а предрассудки и суеверия.

Кабаниха — носитель принципов “темного царства”. Она достаточно умна, чтобы понимать, что только ее деньги не дадут ей реальной власти, и именно поэтому она жаждет от окружающих покорности. И по словам Н.А. Добролюбова она за отступление от заведенных ею правил она“грызет свою жертву… неотступно”. Больше всего достается Катерине, которая должна кланяться в ноги мужу и выть при отъезде. Она старательно скрывает свое самодурство и тиранию под маской благочестия, и сама же разрушает жизни людей вокруг себя: Тихона, Варвары, Катерины. Не зря сожалеет Тихон о том, что не умер вместе с Катериной: “Хорошо тебе. А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?”

Дикого в отличии от Кабанихи трудно назвать носителем идей «темного царства», он просто недалекий и грубый самодур. Он гордится своей невежественностью и отвергает все новое. Достижения науки, культуры совершенно ничего для него не значат. Он суеверен. Доминирующая черта Дикого –стремление к наживе и жадность, он посвящает свою жизнь накоплению и преумножению своего состояния, при этом не гнушаясь никакими методами.

При всей мрачной картине жестоких нравов, царящих в Калинове, драматург подводит нас к мысли о том, что гнет «темного царства» не вечен, потому что гибель Катерины послужила началом перемен, стала символом борьбы с самодурством. Не могут жить дальше в этом мире Кудряш и Варвара и потому сбегают в дальние края.

Подводя итог, можно сказать, что Н.А. Островский в своей драме обличил нравы жизни купечества и самодержавно-крепостнического строя современной ему России, которые он не хотел бы видеть в обществе: деспотизм, самодурство, жадность и невежество.

Сочинение Жестокие нравы города Калинов

Драма «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в середине девятнадцатого века, и в наши дни остаётся произведением актуальным и понятным каждому. Человеческие драмы, трудные жизненные выборы и неоднозначные взаимоотношения между, казалось бы, близкими людьми – вот основные вопросы, которые писатель затрагивает в своём произведении, ставшим поистине культовым для русской литературы.

Небольшой городок Калинов, расположенный на берегу речки Волги, поражает своими живописными местами и красивейшей природой. Однако человек, нога которого ступила на столь благодарную почву, ухитрился испортить абсолютно всё впечатление о городе. Калинов увяз в высочайших и крепчайших заборах, а все дома похожи друг на друга в своей безликости и серости. Можно сказать, что и обитатели города очень напоминают то место, где они живут, и на примере двух главных отрицательных персонажей пьесы, Марфы Кабановой и Савела Дикого, мне бы хотелось показать, почему именно.

Читайте также:
Изображение мира московского купечества в комедии Свои люди сочтемся!: сочинение

Кабанова, или Кабаниха, является очень обеспеченной купчихой города Калинова. Она деспотична по отношению к членам своей семьи, а в особенности к Катерине, невестке, однако посторонние люди знают её как человека исключительной порядочности и душевной доброты. Нетрудно догадаться, что эта добродетельность – не более чем маска, за которой скрывается по-настоящему жестокая и злая женщина, которая никого не боится, а поэтому ощущает свою полную безнаказанность.

Второй же отрицательный персонаж пьесы, Савел Дикой, предстаёт перед читателями человеком редкой невежественности и недалёкости. Он не стремится узнавать что-то новое, совершенствоваться и развиваться, вместо этого предпочитая лишний раз с кем-нибудь поругаться. Дикой полагает, что накопление денежных средств является важнейшей целью в жизни каждого разумного человека, к каким он себя относит, поэтому он всё время занят поиском лёгкой наживы.

На мой взгляд, в своём произведении «На дне» Островский показывает читателям, как страшно невежество, ограниченность и банальная человеческая глупость. Ведь именно нравы Калинина и погубили Катерину, которая просто не смогла жить в таком окружении и в такой моральной атмосфере. Самое страшное то, что таких людей, как Кабанова и Дикой, очень и очень много, они встречаются нам практически на каждом шагу, и очень важно уметь абстрагироваться от их пагубного и разрушающего влияния и, безусловно, осознавать, как важно оставаться светлым и добрым человеком.

Другие сочинения: ← Быт и нравы города Калинова↑ ОстровскийДушевная драма Катерины пьеса Гроза →

«Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза»»

Быт и нравы города Калинова в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

Пьеса « Гроза» А. Н.Островского создана в 1859 году. В своем произведении автор ярко показал множество обычаев и нравов, существующих в то время в России. На примере вымышленного города Калинова, мы видим угнетение слабых, корысть, зависть и множество других пороков, которые до Островского никто так подробно не описывал.

В самом начале пьесы мы видим трех жителей города Калинова: Кулигина, Шапкина и Кудряша. Из их разговора мы узнаем., что в городе живет самодур Дикой, богатый купец и значительное лицо в городе, который ни с кем не считается и делает все, что хочет, не только в отношении себя, но и других: «Ему везде место. Боится он, что ль, он кого.» «Уж такого – то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет». Из этого же разговора мы узнаем о богатой купчихе Кабанихе, которая ни чем не лучше Дикого, но отличается лишь тем, что тиранит у себя дома, а на людях этого не показывает: «Хороша тоже и Кабаниха.» «Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»

Позднее мы узнаем историю Бориса, племянника Дикого. Дикой обокрал его, сказав, что выплатит часть наследства, если Борис будет к нему почтителен. А Борис понимает, что наследства ему не видать никогда: «Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало».

В третьем явление первого действия Кулигин описывает нравы города Калинова: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь вы ничего кроме грубости да бедности нагольной не увидите…» Кулигин понимает, что честным трудом заработать деньги невозможно.

В третьем явление третьего действия Кулигин рассказывает об обычаях Калинова: «Вот какой, сударь, у нас городишко!» Из этого диалога мы можем понять обстановку в городе и в семьях горожан: «Бульвары сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам и то один вид делают, что гуляют, а если ходят туда наряды показывать.» Кулигин рассказывает о том, что бедным людям гулять некогда, потому что они работают день и ночь, чтобы хоть как то выжить; а богатые тиранят у себя дома: « Ограбить родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит пискнуть не смели.» «… до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да затворы, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное…»

Еще один обычай Калинова описывается в первом явлении третьего действия. Богатые купцы считали обязанностью принимать странников у себя дома, расспрашивать у них, что в мире делается. Так познание мира купцов – это всего лишь рассказы пришлых людей.

«Гроза» стала одним из известнейших произведений Островского. Многие знаменитые писатели восхищались этой пьесой. Одним из них был Н. А. Добролюбов, который дал точное название обществу города Калинова – «темное царство» .

Мне понравилась пьеса « Гроза». Поражают многие пороки, олицетворявшие в то время жестокие нравы и глупые обычаи.

Гроза — явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким «глотком свежего воздуха», новым взглядом на жизнь стала в литературе середины XIX века пьеса А. Н. Островского «Гроза». Великая русская река, самобытный народ, живущий на ней, дали автору богатый творческий материал. Драма прозвучала как трагический голос времени, как крик народной души, не желающей больше терпеть гнет и неволю. В «Грозе» Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта в купеческой среде. Но осознал он этот конфликт в его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра.Жизнь Калинова и подобных ему городов России того времени Добролюбов назвал «темным царством». Сонное, спокойное, размеренное существование. Большую часть времени калиновцы проводят дома, где за высокими стенами и крепкими замками неторопливо едят, занимаются какими-нибудь домашними делами, спят. «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам жители неторопливо, чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». У обывателей Калинова нет стремления к познанию культуры, науки, их не интересуют новые идеи и мысли. Люди суеверны, покорны, по их мнению, «и Литва с неба, упала». Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие». «По немощи своей» они далеко не ходили, но «слыхать — много слыхали».

Читайте также:
Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2: сочинение

Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. Автор подчеркивает, что из-за наживы купцы портят друг другу торговлю, постоянно ссорятся между собой, вредят своим вчерашним друзьям: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Борис не осмеливается защитить себя от оскорблений Дикого, так как по завещанию он может получить наследство только при условии, если будет почтителен к своему дяде.

Характер Дикого — это новое и значительное проявление внутренней инертности и косности русской буржуазии. Дикой — сила. Власть его денег в условиях маленького города достигает уже таких пределов, что он позволяет себе «потрепать по плечу самого городничего». В списке действующих лиц «Грозы» Савел Прокофьевич Дикой назван «значительным лицом в городе». Такова же и Марфа Игнатьевна Кабанова. Хозяева жизни, властители и владельцы. На их примере показана власть денег, достигшая невиданных размеров.

Однако Дикой — один из самых богатых людей Калинова — сам опускается до прямого жульничества: «Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, даже больше того — содержание жизни. Самодурство Дикого не знает границ. Он не дает спокойно жить своим домашним. Когда хозяин был не в духе, «все прятались по чердакам и чуланам». Однако в типично самодурской логике его есть один интересный момент: ярый ругатель бывает сам не рад своему характеру: «Друг ты мне, а приди ты у меня просить — обругаю». Не правда ли, мы ощущаем, что самодурство Дикого дает трещину?

Твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен Кабанова. В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у нее свои методы устрашения: она, «как ржа железо», точит своих близких, прикрываясь религиозными догмами и сожалениями о попранной старине. Она никогда не примирится с человеческими слабостями, никогда не пойдет на компромисс. Кабанова вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она — блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Кабановой надо, чтобы все казались, все выглядели соответственно ее правилам. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей страшно подумать, что ее правила давно изжили себя.

Любовь, сыновнее и материнское чувства не существуют в этом доме, они вытравлены, втоптаны в грязь произволом, ханжеством, злобой. Кабанихе покоя не дает то, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому.

Дикой и Кабанова губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства, делая их своими рабами. И в этом — главная их вина. Поэтому среди действующих лиц нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру.

Молодое поколение «Грозы» представляют Кудряш, Варвара, Борис, Тихон. В отличие от Катерины, все они стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его, каждый в меру своих характеров.

Варвара мелка в своих чувствах и запросах. Она — наиболее приспособившаяся из всех. При всей своей неразвитости нашла для себя удобный образ жизни; она обладает необходимым запасом энергии и силы воли, чтобы в своей любви к Кудряшу обходить прямолинейные запреты домостроевского мира.

Тихон — незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он по-своему любит Катерину, но совсем не так, как требуют нормы идеальной патриархальной морали.Варвара с Кудряшом ведут разгульную жизнь, Тихон добывает отдохновение лишним стаканом водки, но внешнее почтение перед старшими они соблюдают.

Из внешнего мира в пьесе только Борис. Он не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не похож на других жителей города обликом и манерами, но по тому, как он ведет себя, он вполне калиновский. По словам Добролюбова, Борис относится «более к обстановке», не нарушая замкнутости калиновского мира.

Но жизнь не стоит на месте, самодуры ощущают, что их власть ограничивается. Добролюбов о.

Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.

Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих пьесах. Именно оно и является тем «темным царством», которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов.

Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, «значительном лице» в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет». Тут же мы слышим и о Кабанихе и понимаем, что они с Диким «одного поля ягоды».

«Вид необычный! Красота! Душа радуется», – восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в «Грозе». Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы – вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности.

Читайте также:
Второстепенные персонажи в драме Гроза: сочинение

Островский показывает нам типичных представителей этого общества – Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, — власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и «умаслить» тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Бориса – своему дяде. Но если Кабаниха бранит «под видом благочестия», то Дикой ругается так, «как с цепи сорвался». Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: «Какое еще там електричество. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться».

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».

У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем «темным царством», которое представлено в пьесе.

Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.

«Становление русского национального театра и русской драматургии»

Драматургия – особый род искусства. Она существует «на слиянии» литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии.

История современной русской литературы начинает свой отсчет со второй половины XVIII века, с появления «Древней российской библиофи-лики», ознаменовавшей принципиально новое отношете читателя к отечественной литературе и литературы к самой себе как к самостоятеяьному и самодовлеющему явлению. Такой вывод сделал Д. С. Лихачев в работе «Поэтика древнерусской литературы»: «Древнерусская литература существует для читателя как единое целое, не разделенное по историческим периодам. Коща в сознании читателя авторы и их произведения выстраиваются в хронологической последовательности, это означает, что появилось сознание исторической изменяемости литературы, и это значит, что процесс развития литературы начал совершаться единым фронтом. С каких пор мы можем наблюдать появление этой литературной памяти, этого сознания изменяемости литературы? Его начинает собой грандиозная деятельность Новикова по собиранию и публикации древних памятников в издании, подчеркивающем это историческое сознание в самом его названии: «Древняя российская библиофилика». Но сознание исторической изменяемости стиля и языка появляется только в начале XIX в. Пушкин был первым, кто ощутил в полной мере различие стилей литературы по эпохам, странам и писателям. Он был увлечен своим открытием и пробовал свои силы в различных стилях – разных эпох, народов и писателей. Это означало, что скачок закончился и началось нормальное развитие литературы, осознающей свое развитие, свою историческую изменяемость. Появилось историко-литератур-ное самосознание литературы. «Итак, с труда А. Ф. Новикова, появление которого доказало, что русской литературе, чтобы свободно развиваться, необходимо всмот-реться в свою историю, осознать всю длину пройденного ею пути, со второй половины XVIII века, начинается новая русская литература. Примерно тогда же начинается и русский театр: его зарождение связано с именем Федора Волкова. Таким образом, лишь к середине XIX века русская литература стала абсолютно самостоятельным фактором мировой культуры, и русская сценическая школа достигла серьезных высот, сформировала важнейшие принципы и постулаты драматического искусства. Но что из себя представлял репертуар русских театров? Самобытные, яркие пьесы отечественных авторов были явлением крайне эпизодическим на их сценах. «Горе от ума» лишь в 1862 году впервые увидел зритель; из всех пьес Н. В. Гоголя в театрах шел только «Ревизор»; драматургия Пушкина и Лермонтова русскому театру была вообще неизвестна. Основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес и подражательных русских; излюбленным жанром стал водевиль, и значение театра воспринималось как развлекательное, увеселительное.

Итак, к середине XIX века русская сцена испытывала настоятельную потребность в принципиальном обновлении репертуара; она стремилась обратиться к национальным образам и отечественным проблемам. Тяга к драматургии явственна у всех выдающихся русских писателей начала прошлого века. Но пьесы Пушкина, Лермонтова, Гоголя не образуют собой взаимосвязанных явлений. Они воспринимаются органично лишь взятые в контексте творчества их автора; объединение их в некий самостоятельный ряд выглядит механическим. Однако эти блистательные сами по себе пьесы, если и не сделали «русского театра», были необходимы становлению русской драматургии. И к середине века русская литература уже была готова к встрече с театром. Надо особо отметить, что не только культурная, но и общественная жизнь страны требовала нового театра и новой драматургии. Конец 50-ых – начало 60-ых годов – это ожидание, подготовка и осуществление важнейщих реформ. В обновленной пореформенной России особую силу обретает общественное мнение: большинство впервые за много лет обрело свой голос и активно стремилось, чтобы этот голос прозвучал и был услышан. Особенности этого периода нашей истории комментирует А. Аникст: «Пограничной датой, обозначающей конец одного периода и начало другого, является 1855 год – год смерти Николая 1, тридцатилетнее царствование которого ознаменовалось мрачнейшей реакцией в общественной и духовной жизни страны.

Читайте также:
Екатерина в драме Гроза: сочинение

Отмена крепостного права в 1861 году и сопровождавшие его реформы являлись мерами половинчатыми, не решавшими всех противоречий. Тем не менее атмосфера в стране, по сравнению с временами Николая 1, несколько изменилась. Стало возможным более резко изображать зло предшествующего пери-ода. В соответствии с изменившимися условиями и в литературе появились новые веяния. Конец этого периода совпадает с убийством Александра II народовольцами в 1881 году. Время, подлежащее нашему рассмотрению, охватывает четверть века; это были годы весьма плодотворные для русской литературы и, в частности, для драмы. Именно в эти годы русская драма достигает полной зрелости и становится главной силой в театре. Теперь уже не единичные шедевры. а десятки пьес свидетельствуют о том, что появилась своеобразная русская национальная драма, обладающая большим богатством идей и отличающаяся самобытной художественной формой «^Все эти десятки пьес, если и не написаны самим Островским, то созданы в соавторстве с ним, под его руководством. Островский один сделал то, что в других странах делали поколения драматургов. Целенаправленно и последовательно создавал он русский национальный театр. Уникальность дарования его в удивительном гармоническом сочетании таланта литератора и театрального деятеля. Он не просто создал театральный репертуар. Он сформировал школу актерского мастерства. Разработал устойчивую и необходимую классическому театру систему амплуа. И самое главное – он сформировал нового актера и нового зрителя. Театр Островского – явление целостное. Он характеризуется особым отношением к тексту, культом текста. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все: и трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы, и даже оформление сцены. Режиссер в этом театре – лицо третьестепенное; от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Ведь основа любой классической пьесы – диалог. Все действие держится на разговорах персонажей, на монологах, обмене репликами. Герои – идеальные собеседники. Слово – уже само по себе действие. Жизнь – речь. Большинство пьес Островского отличается полной досказанностью: каждому персонажу для исчерпывающей его характеристики автор дает высказаться вполне.

Творчество зрителя в таком театре заключается в основном в сопереживании происходящему на сцене. Глубокого соразмышления от него еще не требуется. Но к 70-ым годам стремление персонажей Островского к полной откровенности со зрителем заменяется сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания уступают место наме-кам, иносказаниям, умолчанию. Свою роль в театре Островского начинает играть подтекст. В пьесах 70-80-ых годов возникают темы и образы, предвосхищающие принципиально новое явление русской драматургии – театр Чехова. Справедливо отмечает Л. М. Лотман: «Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте, как форме борения личности с порабощением человека «общим порядком бытия «, о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического – все эти особенности его произведений готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего к концу XIX – началу XX века.

Становление русского национального театра и русской драматургии

Драматургия – особый род искусства. Она существует “на слиянии” литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии. История современной русской литературы начинает свой отсчет со второй половины XVIII века, с появления “Древней российской библиофи-лики”, ознаменовавшей принципиально новое отношете читателя к отечественной литературе и литературы к самой себе как к самостоятеяьному и самодовлеющему явлению. Такой вывод сделал Д. С. Лихачев в работе “Поэтика древнерусской литературы”:

С каких пор мы можем наблюдать появление этой литературной памяти, этого сознания изменяемости литературы? Его начинает собой грандиозная деятельность Новикова по собиранию и публикации древних памятников в издании, подчеркивающем

Появилось историко-литератур-ное самосознание литературы. “Итак, с труда А. Ф. Новикова, появление которого доказало, что русской литературе, чтобы свободно развиваться, необходимо всмот-реться в свою историю, осознать всю длину пройденного ею пути, со второй половины XVIII века, начинается новая русская литература. Примерно тогда же начинается и русский театр: его зарождение связано с именем Федора Волкова. Таким образом, лишь к середине XIX века русская литература стала абсолютно самостоятельным фактором мировой культуры, и русская сценическая школа достигла серьезных высот, сформировала важнейшие принципы и постулаты драматического искусства. Но что из себя представлял репертуар русских театров? Самобытные, яркие пьесы отечественных авторов были явлением крайне эпизодическим на их сценах. “Горе от ума” лишь в 1862 году впервые увидел зритель; из всех пьес Н. В. Гоголя в театрах шел только “Ревизор”; драматургия Пушкина и Лермонтова русскому театру была вообще неизвестна.

Основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес и подражательных русских; излюбленным жанром стал водевиль, и значение театра воспринималось как развлекательное, увеселительное. Итак, к середине XIX века русская сцена испытывала настоятельную потребность в принципиальном обновлении репертуара; она стремилась обратиться к национальным образам и отечественным проблемам. Тяга к драматургии явственна у всех выдающихся русских писателей начала прошлого века. Но пьесы Пушкина, Лермонтова, Гоголя не образуют собой взаимосвязанных явлений. Они воспринимаются органично лишь взятые в контексте творчества их автора; объединение их в некий самостоятельный ряд выглядит механическим.

Однако эти блистательные сами по себе пьесы, если и не сделали “русского театра”, были необходимы становлению русской драматургии. И к середине века русская литература уже была готова к встрече с театром. Надо особо отметить, что не только культурная, но и общественная жизнь страны требовала нового театра и новой драматургии.

Конец 50-ых – начало 60-ых годов – это ожидание, подготовка и осуществление важнейщих реформ. В обновленной пореформенной России особую силу обретает общественное мнение: большинство впервые за много лет обрело свой голос и активно стремилось, чтобы этот голос прозвучал и был услышан. Особенности этого периода нашей истории комментирует А. Аникст: “Пограничной датой, обозначающей конец одного периода и начало другого, является 1855 год – год смерти Николая 1, тридцатилетнее царствование которого ознаменовалось мрачнейшей реакцией в общественной и духовной жизни страны.

Читайте также:
Сказка Островского Снегурочка: сочинение

Отмена крепостного права в 1861 году и сопровождавшие его реформы являлись мерами половинчатыми, не решавшими всех противоречий. Тем не менее атмосфера в стране, по сравнению с временами Николая 1, нескол

ько изменилась. Стало возможным более резко изображать зло предшествующего пери-ода. В соответствии с изменившимися условиями и в литературе появились новые веяния. Конец этого периода совпадает с убийством Александра II народовольцами в 1881 году.

Время, подлежащее нашему рассмотрению, охватывает четверть века; это были годы весьма плодотворные для русской литературы и, в частности, для драмы. Именно в эти годы русская драма достигает полной зрелости и становится главной силой в театре. Теперь уже не единичные шедевры. а десятки пьес свидетельствуют о том, что появилась своеобразная русская национальная драма, обладающая большим богатством идей и отличающаяся самобытной художественной формой “^Все эти десятки пьес, если и не написаны самим Островским, то созданы в соавторстве с ним, под его руководством.

Островский один сделал то, что в других странах делали поколения драматургов. Целенаправленно и последовательно создавал он русский национальный театр. Уникальность дарования его в удивительном гармоническом сочетании таланта литератора и театрального деятеля. Он не просто создал театральный репертуар. Он сформировал школу актерского мастерства.

Разработал устойчивую и необходимую классическому театру систему амплуа. И самое главное – он сформировал нового актера и нового зрителя. Театр Островского – явление целостное.

Он характеризуется особым отношением к тексту, культом текста. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все: и трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы, и даже оформление сцены. Режиссер в этом театре – лицо третьестепенное; от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Ведь основа любой классической пьесы – диалог.

Все действие держится на разговорах персонажей, на монологах, обмене репликами. Герои – идеальные собеседники. Слово – уже само по себе действие.

Жизнь – речь. Большинство пьес Островского отличается полной досказанностью: каждому персонажу для исчерпывающей его характеристики автор дает высказаться вполне. Творчество зрителя в таком театре заключается в основном в сопереживании происходящему на сцене.

Глубокого соразмышления от него еще не требуется. Но к 70-ым годам стремление персонажей Островского к полной откровенности со зрителем заменяется сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания уступают место наме-кам, иносказаниям, умолчанию. Свою роль в театре Островского начинает играть подтекст.

В пьесах 70-80-ых годов возникают темы и образы, предвосхищающие принципиально новое явление русской драматургии – театр Чехова. Справедливо отмечает Л. М. Лотман: “Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте, как форме борения личности с порабощением человека “общим порядком бытия “, о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического – все эти особенности его произведений готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего к концу XIX – началу XX века.”^

Похожие сочинения:

Становление русского исторического романа “Исторический роман, помимо того, что он должен быть исторически точен и увлекательно написан, прежде всего должен быть учителем героики, “правды и добродетели”,- сказано Василием Яном в статье “Проблема исторического романа”.

Черты русского национального характера в Обломове Роман “Обломов” явился вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова. Он был опубликован в 1859 году в журнале “Отечественные записки”. Произведение встретило единодушное признание у публики и у критиков. Л. Толстой писал.

Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова Едва ли не главным в творчестве Н. С. Лескова было создание им ярких национальных характеров, замечательных своей нравственной чистотой и всечеловеческим обаянием. Писатель умел находить яркие русские характеры, притаившиеся в.

Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи (по повести А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”) План I. Галерея образов истинных русских характеров. II. Иван Денисович в славной когорте лучших образов русской литературы. 1. Жители “архипелага ГУЛага”. 2. Цельность характера Ивана Денисовича. 3. Подневольный труд –.

Изображение русского национального характера в произведениях Николая Лескова Проблема русского национального характера была одной из главных для литературы 1880-х годов, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников. Уделял ей внимание и Лесков. Раскрытие сущности характера русского.

Особенности драматургии Чехова Весь творческий путь Чехова связан с театром. Первые его пьесы появились еще в Таганроге. Затем были написаны и поставлены “Иванов” (1887), “Леший” (1888), водевили “Медведь” 1889), “Свадьба” (1889) и др.

Неординарность русского национального характера Лесков с самого начала литературной деятельности сосредоточивает главное внимание на изучении народной жизни. Однако уже в ранних своих произведениях писатель не ограничивается изображением общего потока жизни народа, в котором теряется.

Проблема русского национального характера в прозе XIX века Федор Михайлович Достоевский – удивительно тонкий и вдумчивый писатель, сумевший разглядеть черты русского национального характера и верно, без лишней сентиментальности передать его черты в своем романе “Униженные и оскорбленные”. Можно.

Особенности изображения русского национального характера в баснях Крылова Мне кажется, что такой литературный жанр как басни находится в самой непосредственной близости к фольклору – устному народному творчеству. У истоков русского басенного жанра стоит Иван Андреевич Крылов, его произведения.

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь, К. С. Станиславский Драматургия.

Комедия “Недоросль” – опыт сатиры в русской драматургии Необходимость выразить в литературе лицемерные настроения в жизни российского общества восемнадцатого столетия назрела давно и все думающие прогрессивно граждане ждали появления такого произведения. И вот появляется комедия Фонвизина “Недоросль” –.

Талант Н. С. Лескова в изображении русского национального характера Творчество Н. С. Лескова одно из самых ярких и самобытных явлений в русской литературе XIX в. В произведениях он отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины.

Читайте также:
Кабаниха: сочинение

ИЗОБРАЖЕНИЕ РУССКОГО ЖЕНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В “ПОВЕСТЯХ БЕЛКИНА” В развитии русской художественной прозы значение А. С. Пушкина особенно велико: ведь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне, по сравнению с поэзией, находился литературный язык.

Изображение русского национального характера, тема народа Все творчество писателя так или иначе было связано с темой народа, стремлением раскрыть сущность характера и души русского человека. Н. С. Лескову удается представить широкий тематический спектр, в котором отразились.

Маша Миронова – воплощение русского национального характера Маша Миронова – воплощение русского национального характера Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова.

Значение комедии “Бригадир” в русской драматургии Настоящее признание драматургического таланта пришло к Д. И. Фонвизину с созданием комедии “Бригадир”. Она явилась итогом поисков русской самобытной комедии и в то же время несла в себе иные, глубоко.

Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века Пьесу мы чаще видим, чем читаем. Читают ее со вниманием режиссеры и актеры. И вот для них значение небольших ремарок весьма важно, как важно и для нас, если мы не.

Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии XIX века Наверное, называть какие-либо персонажи “Грозы” внесю-жетными, эпизодическими не вполне правильно. Да, они упоминаются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, являются, как тот же Борис, предметом обстановки.

Раскройте специфику русского национального характера в прозе Н. С. Лескова (на примере любого произведения) Раскройте специфику русского национального характера в прозе Н. С. Лескова (на примере любого произведения). При ответе на вопрос, поставленный в задании, отметьте доминирующий характер заявленной темы в творчестве писателя. Укажите.

Речевая характеристика героев в одном из произведений русской драматургии XX века Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, Горький отмечал, что, “сочиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Драматург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом…”. Действительно.

Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы” Национальный характер в произведения А. И. Солженицына. Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по А. И. Солженицыну.

Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы Русский национальный характер: Каков он? Что в нем особенного? В условиях труднейших исторических испытаний, выпавших на долю нашей страны, в характере человека появились мужество, стойкость, любовь к родине, воля и.

Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской драматургии “ В записных книжках Антона Павловича Чехова есть небольшая заметка “Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть..” Это определение, как всегда у Чехова краткое, вводит нас в.

Своеобразие сюжета драматургии А. П. Чехова Драматургия Чехова строилась с учетом достижений прежде всего русской литературы, в частности драматических произведений И. С. Тургенева и А. Н. Островского. Вместе с тем пьесы Чехова – шаг вперед в.

Краткое содержание Директор кукольного театра Г. Х. Андерсен Директор кукольного театра Когда директор кукольного театра давал представление на почтовой станции, среди публики был интересный господин: с виду студент, но по слухам – кандидат политических наук.

История театра Драматическая поэзия получила свое название от греческого слова “драма”, что значит действие, так как сущность драматической поэзии состоит в изображении событий, как бы совершающихся перед глазами зрителей. Драматические произведения пишутся.

Новаторство драматургии А. П. Чехова Возможно ли описать все очарование театра, Всю его магическую силу Над душою человеческою? В. Г. Белинский Пьесы А. П. Чехова занимают особое место в мировой драматургии. Казалось бы, после Шекспира.

“…я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа” “ Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое. А. Н. Толстой По собственному признанию А. Н. Толстого, в самом начале Февральской революции он обратился.

Рецензия на спектакль театра имени Моссовета по комедии О. Голдсмита “Ошибка одной ночи” Любовь – это средство, пользуясь которым, вы помогаете ближним добиваться успеха. Роберт Энтони Недавно я была на спектакле в театре имени Моссовета и вернулась домой полная ярких впечатлений. Перед началом.

“Особенности драматургии” Алексей Николаевич Толстой создал свыше сорока пьес – параллельно стихам и художественной прозе, статьям и очеркам. Для театра он работал всю жизнь. А. Н. Толстой дореволюционных и первых революционных лет.

Становление руского национального театра и русской драматургии
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
tema1.docx 22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Становление руского национального театра и русской драматургии»

Данный урок является вводным при изучении творчества А.Н.Островского и его роли в становлении русской драматургии. Урок предназначен для учащихся 10 класса.

Учитель: Ерофеева Ирина Алексеевна

Учебное заведение: МБОУ «СОШ №2 г.Суздаля»

Тема: Становление русского национального театра и русской драматургии.

  • Познакомить учащихся с историей становления русского нацинального театра.
  • Способстввать углублениюю знаний об обстановке, в которой происходит становление русского театра.
  • Обозначить основные особенности творчества А.Н.Островского, развитие драматургии на основе его произведений.
  • Актуализировать содержание литературоведческих терминов.

Вы один достороили здание, в основание которого

положили краегольные камни Фонвизин, Грибоедов,

Гоголь. Но только после Вас мы, мы русские можем с

гордостью сказать: «У нас есть свой русский

Национальный театр есть признак совершннолетия

нации, так же как академии, университеты, музеи.

I Организационный момент:

Взаимное преветствие. Настрой на работу по теме урока.

II Актуализация опорных знаний:

– Прежде чем вести разговор о становлении и развитии русского национального театра, давайте вспомним, что такое драматургия?

Драматургия – это особый род искусства, существующий на «слиянии» литературы и театра, т.е. в ней законы литературы и театра проявляются в неком взаимодействии.

III Изучение нового материала (с последующим конспектированием основынх моментов урока):

– Приблизительно со второй половины XVIII века «начинается» русский театр. Его зарождение связано с именем Федора Волкова . И лишь к середине XIX века русская сценическая школа достигла своих высот, сформировала важнейшие принципы драматического искусства.

Что представлял репертуар русских театров этого периода?

А репертуар русских театров напоминал пустыню. Это были самобытные пьесы Отечествнных авторов. Лишь в 1862 году впервые зритель увидель «Горе от ума», из пьес Гоголя Н.В. в театре шел только «Ревизор», а вот драматургия ни Пушкина А.С., ни Лермонтова М.Ю. русскому театру совсем была неизвестна. Это объяснятеся тем, что произведения многих авторов подвергались цензурным гонениям, поэтому появление их на сцене оттягивалось на неопределенное время.

Спасает положение русского театра то, что многие авторы обращают све внимание на западно – европейскую драматургию. В этот период времени произведения Шекспира и Мольера были практически неизвестны русской публике. Слудует учитывать и тот факт, что произведения этих авторов переводились на русский язык и этот перевод не всегда был удачным.

Преобладающую часть репертуара составляли малые жанры. Одним из таких жанров является водевиль:

Водевиль – это вид комедии, легкая, развлекательная пьеса бытового характера, основанная на занимательной интриге и сочетающая остроумный диалог с музыкой и танцами, веселыми песенками.

Значение театра воспринималось как:

  • Развлекательное
  • Увеселительное

Особое место отводится и мелодраме:

Мелодрама – это драма с перувеличенной слезливостью или нагромождением ужасов; действующие лица резко делятся на положительных и отрицательных героев.

В 1841 г. В.Г. Белинский высказался про репертуар русского театра: «Репертуар русской сцены необыкновенно беден»

Но! К середине XIX века возникла острая необходимость обновления репертуара и она обращается к образам и Отечественным проблемам. Возникла проблема драматурга. И этим драматургом в 60 – е гг. оказался Александр Николаевич Островский. Именно он в этот период задает тон, намечает основные пути развития драмы, которые впоследствии спутники Островского углубиляли и обрабатывали.

Т.о. русскому театру нужен был человек, который продолил бы традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя…

и внес бы неоценимый вклад в создание и становление русского национального театра. И этим драматургом стал – Островский. Он один сделал то, что в других странах делали целые поколения. Островский создал нового актера и нового зрителя.

Малый театр в Москве часто называют «Домом Островского» . Это название возникло еще при жизни автора. Он принимал участие буквально во всем: выбор костюма, распределение ролей. До постановки пьесы Островский по нескольку раз прочитывал произведение актерам, передавая нужный тон игры каждого актера.

Несмотря на то, что мы живем в веке современных технологий, хоется заметить, что пьесы именно Островского сегодня занимают ведущее место в репертуаре русской сцены. Наверно, не случайно Н.А. Добролюбов назвал его пьесы «пьесами жизни» (именно он принес на сцену русскую жизнь).

Обратите внимание на то, что в пьесах А.Н.Островского перед нами проходит жизнь:

  • Купечества: «Свои люди – сочтемся», «Гроза»
  • Чиновничества: «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты»
  • Быт и нравы помещиков: «Лес», «Волки и овцы»
  • Трагическая судьба женщины: «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»
  • Народная поэзия: «Снегурочка» (пьеса-сказка).

В творческом пути А.Н.Островского можно выделить несколько периодов:

  1. 1847-1860-е гг. – пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. (Свои люди – сочтемся», «Семейная картина»)
  2. 1860 – 1875 – е гг. – пьесы, отражающие жизнь пореформенной России.
  • О разорившихся дворянах («Бешеные деньги», «Лес»…)
  • Сильные характеры («Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»)
  • Весенняя сказка («Снегурочка»)
  1. 1875 – 1886 гг. – пьесы о трагической судьбе женщины, о тружениках, разночинцах…. («Богатые невесты», «Бесприданница»).

IV Решение проблемного вопроса

Что же дал русской драматургии А.Н.Островский?

  1. Он выступил в своих пьесах как художник – реалист. Зная русский быт купечества, Островский принес на сцену русскую жизнь во всей ее самобытности. Можно сказать, что он в своих пьесах создал целую энциклопедию быта и нравов эпохи.
  2. Огромное значение А.Н.Островский уделял заглавию пьес. Факт: автор до конца работы над пьесой никому не сообщал о ее названии, даже если уже сам знал его заведомо. Заглавие бычно вкладывалось в уста одному из действующих лиц пьесы. Обратите внимание на тот факт, что очень часто в качестве названия использовались пословицы и поговорки.
  3. Список действующих лиц: огромное количество действующих лиц. Это Островский считал совим композиционным недостатком.

Героям пьес Осровского присущи говорящие имена и фамилии:

Беркутов

– сильный, горный орел.

Коршунов

(«Бедность не порок»)

– хищник, способный схватить добычу поменьше

*многие фамилии образованы от названия зверей, рыб, выражая значение и характер конретного персонажа.

  1. Действие в пьесах Островского чаще всего разворачивается очень медленно, ровно, спокойно. Начало пьесы связано с событиями, которые происходили намного раньше, тем самым это дает нам стать свидетелем и застать в расплох продолжающую жизнь.
  2. Завязка может содержаться в экспозиции. А развязку можно предугадать по ходу произведения.

– Какова была тема нашего урока? Что изучали? Что новго узнали? Что было трудным? Что понравилсь – не понравилось? Что заинтересовала и к чему бы вы хотели вернуться в дальнейшем для более глубокого изучения?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

VI Домашнее задание:

  1. Выучиь записи о становление русского национального театра; роль Островского в развитии драматурии в России.
  2. Прочитать пьесу А.Н.Островского «Гроза» (Д.1, Д..2)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по ИКН, включает в себя материалы из истории марийского театра, материалы о первых актерах и режиссерах.

На примере комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль” рассказать о признаках классицизма в русской драматургии.

Для недели Театра, для предметной недели по литературе.

конспект урока МХК 9класс.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня.

ЦЕЛИ УРОКА: раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга; развивать навыки работы в группах, развивать речь учащихся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: