Анализ стихотворения Б. Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать! (1912): сочинение

Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернака

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 46.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 46.

Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” – это яркий образец ранней лирики Пастернака. Поэт возвращался к нему на протяжении всей жизни, не раз переписывал и переделывал, так что оно само стало воплощением идеи о сиюминутности жизни. Краткий анализ “Февраль. Достать чернил и плакать!” по плану можно использовать на уроке литературы в 11 классе как дополнительный материал.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его ещё по крайней мере трижды, возвращаясь к поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни.

Тема стихотворения – изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в преддверии весны.

Композиция – кольцевая, закольцовывается выразительным словом “навзрыд”.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – классический четырёхстопный ямб.

Эпитеты – “сухая грусть”, “чёрная весна”, “грохочущая слякоть”.

Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.

Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

История создания

Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.

Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана ещё два раза – в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность.

Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своё отражение в данном произведении. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней – такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки.

Композиция

Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая ещё в феврале готовится к весне. С помощью неопределённой формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придаётся побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению природы.

Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это ещё зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.

Концовка произведения имеет ещё один мотив – это творчество. Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд” , которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стих и становится последним словом в нём, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.

Это лирическое стихотворение, которое воплощает в себе одновременно черты философской и пейзажной лирики. Оно имеет два плана: внешний, рассказывающий о природе и человеке, и внутренний, раскрывающий тайны пробуждения поэзии. Связующим мотивом служит также внутренняя рифма в перекрестной рифмовке. Автор использовал для создания произведения классический четырёхстопный ямб.

Средства выразительности

Для того чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует самые разные художественные средства, такие, как:

  • Эпитеты – “ сухая грусть”, “чёрная весна”, “грохочущая слякоть”.
  • Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.
  • Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.
Читайте также:
Стихотворение Б. Л. Пастернака Про эти стихи (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

В нём также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. В то же время Пастернак как будто перекидывает мостики между окружающим миром и человеком, используя для этого однокоренные слова – весна у него “чёрная” и в то же время в мире человека также есть кое-что чёрное – это “чернила” .

Анализ стихотворения «Февраль» (Б. Л. Пастернак)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.08.2020 · Обновлено 01.08.2020

Борис Леонидович Пастернак является известным поэтом начала 20 века. «Больше всего на свете я любил музыку… Но у меня не было абсолютного слуха…» — сказал как-то Борис Леонидович, а потом, некоторое время спустя, серьёзно увлёкся философией. Может быть поэтому его произведения такие мелодичные, такие наполненные смыслом и «приятные». Поэтическое наследство поэта насчитывает около 500 стихотворений. Одно из низ Многомудрый Литрекон проанализировал и предлагает Вашему вниманию анализ стихотворения «Февраль» по плану.

История создания

Стихотворение «Февраль» считается одним из самых любимых произведений поэта. Оно было написано в 1912 году, но после этого Борис Леонидович его несколько раз редактировал.

  • В 1913-м году вышел сборник стихов «Лирика», куда было включено «свеженаписанное» стихотворение «Февраль».
  • В 1928 году стихотворение претерпело первые изменения. Автор внёс поправки в текст, начиная с 7-й строки.
  • В 1945 году Борис Леонидович вновь возвратился к совершенствованию «Февраля», включив новый его вариант в сборник «Избранное». Но спустя 10 лет поэт решил остановиться на первоначальном варианте стихотворения 1912 года.

Следует отметить, что на момент написания поэтом данного стихотворения действовал ещё календарь «старого стиля», то есть отстававший на 13 дней от нового календаря, следовательно, первые тринадцать дней «нового» марта были ещё февралём по старому стилю. Данное уточнение необходимо для более полного осознания написанного. Автор упоминает грачей, которые сидели на ветках как «обуглившиеся груши», но грачи прилетают во второй половине марта по новому стилю, следовательно, в начале весны по старому стилю. Из вышенаписанного можно сделать вывод, что «ранние» грачи – это авторское допущение.

Жанр, направление, размер

На всём протяжении творческой жизни Пастернак красочно, любовно описывает пейзажи вдохновляющей его природы. Но отнести именно стихотворение «Февраль» к пейзажной лирике нельзя, оно более соответствует жанру философской лирики. В данном случае природные панорамы автор «показывает» для точной передачи своих мыслей, которые заполнены раздумьями на тему творческих исканий, на тему исканий стимуляторов вдохновения.

Ранний период творчества Бориса Леонидовича полон произведениями, в которых симбиотично сосуществуют символизм и футуризм. Но «Февраль» — это произведение символистской направленности. Стихотворение наполнено различными объемными образами, имеющими символистическое значение.

К группировке «Центрифуга» Пастернак присоединится лишь в 1914 году, а до этого, вместе с единомышленниками, поэт создаёт группу «Лирика», участники которой считались футуристами, но не кардинальными, как в «Гилеи», а умеренными, для которых не чужд был символизм.

Размер стихотворения «Февраль» – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. Пастернак очень тонко использует неточные рифмы, которые создают эффект «обычной» речи.

Композиция

«Февраль» состоит из 4 катренов. Композиция стихотворения кольцевая, четырёхчастная, причем каждая новая строфа «зацеплена» с предыдущей словом, смыслом.

  1. Первая строфа сообщает о факте наступления последнего месяца зимы, а также о чувствах, пробужденных в душе автора, о его порывах. Причем поэт будто боится не успеть уловить «романтику» этого периода, употребляя слово «пока» в 3-й строке: «Февраль. Достать чернил и плакать!». Вторая строфа – это погружение в мечты, предвкушение процесса создания произведения, а точнее предвкушение более «поэтической» атмосферы. «Перенестись туда, где ливень еще шумней чернил и слез.».
  2. Третья строфа продолжает вторую, но в ней автор зацикливает внимание на детали, бросающейся в глаза своей особой «тоскливостью». Отлетающих грачей поэт сравнивает с «обугленными грушами», что придаёт особую пикантность стихотворению, глубину и объем.
  3. Четвёртая строфа сообщает о том, что «сухая грусть», о которой поэт писал выше, помогает в создании стихотворения, причем, «чем случайней», тем лучше, то есть чем неожиданней придёт к творцу это сжимающее чувство тоски, «тем вернее слагаются стихи навзрыд».
Читайте также:
Мир природы и ее роль в жизни человека (по лирике Б. Пастернака): сочинение

Композиционное кольцо обозначено: «писать о феврале навзрыд» и «слагаются стихи навзрыд». Можно предположить, что замена «писать» на «слагается» указывает на значимость атмосферы, на значимость вдохновения для поэта.

Образы и символы

Лирическим героем является поэт, вдохновлённый природной сменой сезона, вдохновленный тем, чем вдохновляются очень немногие: слякотью, ливнем, «сухой грустью», «почерневшими проталинами», «кричащим ветром». Лирическим героем является сам Борис Леонидович, каждое стихотворение которого имеет оттенки пейзажной лирики.

Стихотворение «Февраль» наполнено множеством интересных образов. Объемлющий образ февраля является главным в произведении. Остальные образы – составляющие этого ключевого образа, раскрывающие его в более полной мере.

«Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.»

В данных строках представлены два необычных, метафоричных образа. Многие произведения Бориса Леонидовича наполнены звуками, и данное стихотворение не исключение: «грохочущая слякоть», «благовест», «клик колёс», «шумней чернил и слёз», «ветер криками изрыт».

Вторая строфа интересна тем, что в ней нет конкретного образа, но присутствует ощущение движения, причём поэт описывает не «проплывающие» пейзажи, а «едет» лирический герой сквозь звуки колокола, стук колёс, едет туда, «где ливень еще шумней чернил и слез», то есть тоже в «звук».

Третья строфа изобилует образами: «обугленные груши», «сухая грусть», «дно очей». Данные метафоры кратко и точно описывают восприятие поэтом окружающего.

Черные грачи для автора схожи с плодами груши, хоть и не являются золотыми, они обугленные, то есть обгорелые от «черной весны», упомянутой в первой строфе («Весною черною горит.»).

Грачи являются весенними птицами, являются символом марта, признаком весны! Также они символизируют проницательность, мудрость. В стихотворении они «срываются» с деревьев и «обрушивают» «сухую грусть на дно очей». Почему же грусть сухая? Возможно, потому, что она без слёз, она приятная для поэта, вдохновляющая.

В стихотворении «Февраль» поэт часто упоминает черный цвет. Но с традиционным символическим значением пастернаковский черный никак не связан. У автора черный – это противоположность белому, то есть зиме, а это значит, что черный – это тепло, это перемены, это символ возрождения природы.

Чернила, как ещё одно проявление «черноты» в стихотворении, тоже заслуживают особого внимания. Они являются символом вдохновения, символом потенциальных возможностей. Плач, который упоминает автор в начале стихотворения и в конце – это сам процесс создания стихотворения, соответственно, «достать чернил и плакать» можно перевести так: вдохновиться и создать произведение.

Для Бориса Леонидовича особенной является стихия воды. В «Феврале» слово «вода» не употреблено ни разу, но поэт пишет о «слякоти», о «ливне», о «слезах», о «лужах».

Вода – это символ чистоты, источник жизни, а дождь – символ очищения, плодородия. Объединив данные значения и перенеся их на стихотворение Пастернака, можно предположить, что поэт «замаскировал» в произведении освобождение от оков зимы, прозрение. Слёзы можно рассмотреть как «внутричеловеческий» дождь, то есть освобождающий от душевных оков, позволяющий обрести гармонию.

«Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.»

В данных строках автор как бы сопоставляет ливень и слёзы, что является доказательством вышенаписанного.

Читайте также:
Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака: сочинение

«Стихи слагаются навзрыд», то есть поэт изливает душу на лист бумаги, делится своими мыслями, переживаниями с читателем, от чего ему становиться легче, лучше, свободней.

Темы, проблемы, настроение

«Творчество» является основной темой «Февраля». Творчество – это одна из трёх составляющих пастернаковской тематики «Любовь, творчество, природа».

В данном стихотворении поэт пишет о невероятной способности природы вдохновлять на свершения, о неразлучности, единстве природы и человека, о зависимости одного от другой. Эту связь можно считать поднятой автором проблемой. Человек зависит от природы! Поэт связан с природой. По ходу стихотворения можно проследить некую градацию.

«Февраль. Достать чернил и плакать!»

«И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.»

Можно предположить, что изначально поэт был готов к труду, к работе над произведением, но это был именно труд, то есть не исключается какое-то напряжение, а в последней строфе автор пишет о том, что стихи сами льются на бумагу, «слагаются навзрыд», то есть природа сподвигла поэта на данное свершение, природа руководила пером автора, она помогла ему.

Настроение стихотворения «Февраль» спокойное, вдохновляющее.

Разобрав его, «окунувшись» в расшифрованные пастернаковские символы, «Февраль» можно назвать стихотворением–откровением, стихотворением-мгновением, ведь вдохновение приходит неожиданно, внезапно, необъяснимо, в один миг. Борису Леонидовичу удалось отобразить «это непостижимое» с помощью пейзажей, природных явлений.

Основная идея

Отношение автора к поднятой теме можно определить как восхищение, преклонение пред природой. Автор признаёт её влияние и свою зависимость от неё. Это и есть смысл стихотворения «Февраль».

Конец февраля, начало марта – это переходящая пора, пора освобождения, обновления, переосмысления всего. Именно на это хотел обратить внимание читателя поэт, именно поэтому он использовал в стихотворении «водные» символы, усиливающие данный посыл. Такова главная мысль стихотворения «Февраль».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Февраль» перечислены в списке:

  1. Метафоры: «грохочущая слякоть горит», «черная весна», «ливень шумней чернил и слез», «сорвутся в лужи», «обрушат сухую грусть», «дно очей», «ветер криками изрыт», «слагаются стихи навзрыд».
  2. Сравнения: «как обугленные груши».
  3. Олицетворения: «слагаются стихи».
  4. Гипербола: «с деревьев тысяча грачей».
  5. Для построения стихотворения автор использует инверсию.
  6. Риторическое восклицание: «Достать чернил и плакать!»
  7. Анафора (звуковое единоначатие):

«Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть…»

«С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.»

«И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее…»

Сочинение: Стихотворение Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать ..

Стихотворение Б.Л.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. » посвящено природе.

М.Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вздохнул, втянул ее всю… и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает ее, но никогда не выдохнет».

В этом стихотворении поэт передает ту тонкую грань, когда зимний месяц февраль начинает уступать место весне. Но лирический герой, видимо, больше любит зиму, от того и получились строки;

Февраль. Достать чернил и плакать.

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Но все же первое весеннее чувство, которое просыпается еще в феврале берет верх и потому хочется:

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака: сочинение

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

В этом стихотворении все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого движения, и мы сами, того не подозревая, становимся участниками, свидетелями этого сказочного действия.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени (сорвутся, обрушат).

Это стихотворение очень эмоционально, последние его строки – это уже гимн весне:

Под ней проталины чернеют

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Весна – символ обновления, поэтому весной и стихи «слагаются навзрыд».

В стихотворении используются интересные метафоры, эпитеты и сравнения: «грохочущая слякоть», «как обугленные груши», «ливень еще шумней чернил и слез», «обрушат сухую грусть на дно очей», что, несомненно, придает стихотворению яркую индивидуальность.

Эмоциональность, чувства лирического героя отражает также и звуковая организация стиха.

В стихах Б.Л. Пастернака всегда завораживает его особое отношение к миру, его умение во всякой картине увидеть красоту и передать это неуследимое чувство любования жизнью. Ахматова замечала, что Пастернак описывает мир до шестого дня творения, когда в нем еще нет человека, а есть только природа. Цветаева также писала поэту: «Вы не человек… а явление природы… Бог по ошибке создал Вас человеком…». Глубокие человеческие переживания Пастернак передавал через проникновенные пейзажные зарисовки, восхищаясь чудом мирозданья и ощущая себя его частью. Поэтому каждое из стихотворений мастера мы воспринимаем как развитие одной общей темы – темы красоты мира, «сгущение некоей «энергии», развертываемой в любой точке времени и пространства» (Л. Аннинский).

Пастернак часто в стихах приурочивал пейзаж к определенному моменту –времени года или времени суток, будто обозначая реальность происходящего. Так и в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…» лирический герой словно останавливает для себя мгновения исхода зимы, он остро чувствует перемену сезона, надлом, происходящий в природе. Все это пронзительно отзывается в душе поэта и стихи его слагаются «навзрыд». Определение «навзрыд» повторяется дважды – в первой и последней строфах, определяя общую тональность произведения. Однако четкие временные рамки подчеркивают конечность любого явления. Анализируемое стихотворение перекликается со стихотворением «Зимняя ночь», где последняя строфа («Мело весь месяц в феврале, / И то и дело / Свеча горела на столе, / Свеча горела») повторяет первую, но в нее вводится упоминание месяца, как будто ориентируя читателя на то, что зимняя буря не бесконечна, ей на смену придет иное состояние природы.

Поэт буквально упивается предметностью мира, поэтическая реальность собирается у него из мелких и конкретных деталей: «достать пролетку», «шесть гривен» извозчику. Образные ряды Пастернака помогают впустить в природу будничность и простоту из повседневной жизни. Но с конкретностью парадоксально соседствует хаотичность бытия, где все неуследимо: «…Пока грохочущая слякоть / Весною черною горит». Стихия воспринимается лирическим героем не как что-то таинственное и вечное в своей неизбежности (это было свойственно поэзии Блока), а, скорее, как игра, забава:

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Молниеносная смена впечатлений рождает у поэта совершенно неожиданные ассоциации и образы:

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Читайте также:
Фрагменты Бориса Пастернака: сочинение

Сухую грусть на дно очей.

Сравнение грачей с обугленными грушами вносит своеобразный хаос в описание февральского ненастья, придает стихотворению эмоциональную непосредственность. Мы удивляемся свежести восприятия поэтом пейзажа. Природа у него не просто одушевлена, в ней узнаются живые черты то озорницы и проказницы, то человека с «сухой грустью» в душе. Интересно, что Пастернак почти никогда не придает неодушевленным предметам облик живых существ, но в его поэзии очеловечены действия, «повадки» природы (например, «ветер криками изрыт»). В словосочетании «грохочущая слякоть» эпитет, присвоенный заурядному природному явлению, выражает хлещущую через край энергию, которую поэт умел почувствовать в окружающей жизни.

Действительность в глазах Пастернака полна беспорядка, и описание внешнего мира помогает разобраться в душевной сумятице. Шум за окном, где «грохочущая слякоть / Весною черною горит», где «с деревьев тысячи грачей / Сорвутся в лужи и обрушат…», где «ветер криками изрыт», перекликается с рыданиями души лирического героя. Аллитерация [р] сближает голос природы с голосом поэта, слагающего «стихи навзрыд». Но рядом с плачем звучит благовест, «клик колес», «ливень еще шумней чернил и слез». И звук [л] рождает в нас ощущение благости, умиротворения.

Такая противоречивость мировосприятия вообще была свойственна Пастернаку. Отсюда неслучайность в его поэзии приема антитезы. Например, образ «сухой грусти», обрушивающейся «на дно очей», предполагает рождение у нас ассоциации с глазами, влажными от слез. В строках «И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» противопоставляются на понятийном уровне случайность и уверенность, плавность и надрывность, а на звуковом – резкий, грубый [р] с мягким, плавным [л]. Синтез зрительных, слуховых, обонятельных и осязательных ощущений сближает творчество Пастернака с поэзией А.А. Фета, они придают стихотворению страстность, неистовость, трепетность.

Кроме предметного и звукового параллелизма, мы видим, как соотносятся цветовые образы черной весны, обугленных груш, чернеющихся проталин и образ чернил, которыми выплаканы строки стихов. Здесь, вместо противопоставления, поэт ищет гармонию между велениями своего сердца и настроениями природы. Мифологический мотив дождя, традиционный в лирике Пастернака, а в этом стихотворении сочетающийся с мотивом плача, призван ознаменовать соединение земли и неба, тела и души. Опорой для поэта всегда являются стихи, и последняя строфа стихотворения становится итоговой в развитии мысли о месте человека в мире природы, его чувств, переживаний, которые с наибольшей полнотой могут быть выражены только в творчестве. Излюбленная метафора Пастернака: стих – губка: реальность впитывается, а потом выжимается на бумагу. И читатель вслед за поэтом учится смотреть на мир широко распахнутыми глазами, пленяясь его разнообразием и дивясь его богатству.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)

Б.Л. Пастернак – крупнейший русский поэт XX века, художник глубокого интеллектуального и художественного напряжения. Им написано множество удивительных, великих произведений. Язык его поэзии настолько современный, что никогда не будет подвержен коррозии лет. Он создал в своих книгах мир со всеми обыденными реалиями и высоким небом, с его радостями и печалями, он запечатлел на века саму жизнь.
Поэзия Б. Пастернака аналитична и музыкальна. Своеобразие большинства его произведений определяется решением необычных философских проблем, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни поэта.
Б. Пастернак сумел глубоко пережить дух своего удивительного времени, затем передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников. Его лирические работы по преимуществу стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.
В стихотворении лирический герой передает свое предощущение весны как всемирной жажды обновления жизни. В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира («слякоть», «клик колес» пролетки, «деревья») с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне (пасхальном «благовесте», «ливне», «лужах», «тысячах грачей»), а также с приметами его эмоционального состояния («плакать», «навзрыд», слезы», «грусть», «крики»). Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Между ними возникают «случайные» сближения, рождающие образы, основанные не на сходстве или противоположности, а на смежности, – не метафоры, а метонимии. Каждый из уровней воспринимается в неразрывной связи с другими, а весь мир – нерасторжимым целым.
В образе, заканчивающем первую строфу («Пока грохочущая слякоть Весною черною горит»), автор находит неожиданное сочетание звука (грохот колес пролетки), зрительного впечатления (черная слякоть), лирического ощущения (щемящего ожидания прихода весны – «весною. горит»). «Черная» весна воспринимается не как эмоциональная оценка, заключающаяся в метафоре, а как метонимия двух уровней восприятия времени года – реального представления о цвете освобождающейся от снега земли и силы воображения, позволяющего в первой оттепели почувствовать побуждение природы.
В образе, начинающем вторую строфу («достать пролетку. перенестись туда, где ливень. »), сополагаются реальность движения «пролетки» в пространстве и метафора полета воображения. В четвертой строфе «проталины чернеют» в самой глубине сознания («на дне очей»), а весенний «ветер» «изрыт» внутренним наплывом чувств, «криками» души. Границы явлений размываются, их качества переносятся друг на друга. Однако художественная цель стихотворения не ограничивается изображением этой необычной картины.
В первой же строфе, наряду с другими, появляется еще один уровень реальности: творческое стремление поэта «достать чернил и плакать», «писать о феврале навзрыд». Внутреннее напряжение передается обилием глаголов («достать чернил», «плакать», «писать», «достать пролетку», «перенестись туда. »). Все они стоят в неопределенной форме, что помогает выйти за рамки лирического ощущения, придать ему обобщенный характер.
Благодаря метонимическому строению образов, творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы. Поэт творит новые звуки и краски, сравнимые с вечными явлениями внешнего и внутреннего мира («. ливень еще шумней чернил и слез»). В то же время жизнь составляет главное содержание произведения искусства. Она не просто отражается в нем, а врывается в художественную ткань «тысячами» «случайных» впечатлений. Интенсивность процесса творческого отображения действительности передает образ, созданный в третьей строфе.
Мечта о весне уносит лирического героя в мир, похожий на обыденность (грачи отражаются в лужах). Но каждая художественная деталь придает ему необыкновенную экспрессивность: грачей «тысячи», они, похожие на «обугленные груши», срываются с деревьев, поднимая, как при падении, фонтан брызг – ощущений. Антитезы подчеркивают игру между образами двух уровней – природным и психологическим (взлетевшие грачи «обрушат грусть на дно очей», «сорвутся в лужи», вызывая «сухую грусть»). Воображение поэта, пишущего «о феврале», создает новую реальность. Но строится она не по субъективному произволу автора, а по законам самой жизни, при этом не заслоняя ее, а вступая с ней во взаимодействие («И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи. »). В стремлении «верно» отразить внутреннюю и внешнюю действительность поэт схватывает впечатления на лету, пытаясь успеть за движением жизни, на ходу выкрикивая свои открытия («и ветер криками изрыт. »), «плача» от напряжения. Такие стихи «навзрыд» и предстают в стихотворении истинным искусством.
Классический размер стихотворения (четырехстопный ямб) сочетается с нарушением традиции в самых разных областях. Сдвиг присутствует и в изломанном синтаксисе, и в неточных рифмах («гривен» – «ливень»), и в надрывной, восходящей интонации исповеди, обрывающейся неожиданным выводом. Фоническое свое6разие стихотворения связано с внутренними рифмами (благодаря им перекликаются строчки разных строф, например, последняя с двумя первыми, между которыми существуют смысловые пересечения), ассонансами («сорвутся в лужи и обрушат. » и др.), звуковыми повторами с сонорными («чрез благовест, чрез клик колес. » и др.). В богатой и разнообразной инструментовке стихотворения не прослеживается закономерности. Как и в содержании, в каждом стилистическом уровне содержится мысль о «случайности» найденных слов и образов, позволивших создать «верный» слепок текучей жизни.

Читайте также:
Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака: сочинение

Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака

Б.Л. Пастернак (1890 – 1960) – «талант исключительного своеобразия», как однажды сказал о нем М. Горький. Пастернак оставил глубокий след во всей русской поэзии. Высокое мастерство, необычайной силы лирический талант поэта, своеобразие, непохожесть его стихов ни на чьи другие выдвинули Пастернака на одно из первых мест в поэтическом движении 1910 – 1920 годов.

Очень многообразна тематика поэзии Пастернака. Одной из основных вопросов его творчества является тема поэта и поэзии. Особенно часто Пастернак обращается к этой теме в своих ранних произведениях.

Стихотворения «Близнец в тучах» и «Поверх барьеров» относятся именно к раннему периоду творчества поэта. Поэтому эти произведения еще недоработаны, во многом наивны, но тем сильнее и ярче пробивается в них основная поэтическая мысль, выраженная в строчках:

Очам и снам моим просторней
Сновать в туманах без меня.

Мы видим, что Пастернак как бы отдает стихам всю свободу, всю жизнь во всем ее многообразии. Получается, что поэт здесь взят жизнью «напрокат» как средство выражения, «уст безвестных разговор». То есть, мы видим, что произведениям поэт особо не нужен. Он существует лишь для того, чтобы читать свои стихи. Эта мысль Пастернака, выраженная в одном стихотворении, станет впоследствии одной из главных в его поэзии.

Отношение поэзии, искусства к реальному миру, к миру людей и вещей раскрывается у молодого Пастернака через органы чувств: осязание, звучание, ритмику. Внутренняя тема стихотворения осмысливается поэтом, но она никогда не задается, не подсказывается им.
Как уже было сказано, стихотворение живет своей собственной жизнью. Оно рисует человека, картины природы и т.д. Мы чувствуем отношение в стихотворении ко всему этому, к миру вещей, к реальному миру. Так Пастернак раскрывает нам проблему поэзии и действительности.

Вообще, у поэта с миром вещей свои, особенные, связи. У него все вещи, близкие человеку, тоже несут какие-то чувства, будто они живые. Возможно, что это происходит из-за того, что вещи постоянно сопровождают человека в жизни, беря от него частичку и становясь частично «живыми»:

Читайте также:
Основные мотивы лирики Б. Пастернака.: сочинение

Сегодня мы исполним грусть его –
Так верно встречи обо мне сказали,
Таков был лавок сумрак, таково
Окно с мечтой смятенною азалий.
О, город мой, весь день, весь день сегодня
Не сходит с уст твоих печаль моя!

Как видим, у Пастернака такие понятия, как «встречи», очеловечены: «встречи … сказали», «об окне с мечтой», «о городе в печали». Именно таким, живым, представляется поэту неживой мир природы, реальный мир.

Мы понимаем, что поэт может «вставить» себя в мир вещей в стихотворении, показать себя миру:

Взглянув в окно, даю проспекту
Моей походкою играть…

Но и тут он всего лишь «ненареченный некто». Поэт обезличен, его не видно в толпе таких же безликих людей.

В «Поверх барьеров» Пастернак выразил одно из лучших своих определений поэзии:

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Земной садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.

Так рождался и складывался образ поэзии в лирике Пастернака. В стихотворениях Пастернака, где поэзия является темой, ее образ предстает в различных образах, взятых из жизни людей и из мира природы.
В ранних сборниках Пастернака этот, своеобразный, образ поэзии пробивал себе дорогу среди других, которые были созданы до этого. Есть здесь и райская лира («Эдем»), и поэтические застолья («Пиршество»), и «нищенское ханство» поэтов-изгоев («Посвященье»).
Итак, мы видим, что тема поэта и поэзии является одним из главных тем в творчестве Пастернака. Эта проблема глубоко рассматривается поэтом на протяжении всего его творческого пути, развиваясь и получая новые оттенки, смыслы.

В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л.Пастернака?

Тип работы: Сочинение
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Читайте также:
Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе: сочинение

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Борис Пастернак полностью посвятил себя литературе, полностью посвятив себя искусству. Он, как и его отец, художник, смог в это время запечатлеть картины настоящего, навсегда остановив ход времени. От этого его стихи полны живости, как будто вечность живет в каждой строке. В своих стихах он изобразил реальность как нереальную, а выдумку – очень реалистичную, чтобы показать, насколько простой может быть жизнь в нашем мире.

Тема поэзии и поэзии является одной из ведущих в творчестве Б. Пастернака. Поэт неоднократно возвращается к ней на протяжении всей своей жизни, потому что его мучают вопросы о том, что такое поэзия и кто такой поэт.

В стихотворении «Во всем, куда я хочу пойти . » мы видим настоящего Пастернака, для которого поэзия очень много значит, а поэзия – смысл жизни. Поэт в этом стихотворении говорит, что написание хороших стихов – это великая мука. Характер поэта не совсем прост: ему важно понять истину, понять, и это не легкая работа для него. Возможно, есть даже некоторые заметки отчаяния: «О, если бы я только мог . ». Для Б. Пастернака сад, который он пытается разбить, – трудная работа, потому что для создания сада нужно приложить немало усилий: «Достигнутое достижение / Игра и мука – / Натянутая тетива / Плотный лук».

В стихотворении «Определение поэзии» мы понимаем, как много это значит для поэта. Поэзия для Б. Пастернака – «дуэль двух соловьев». Я думаю, что эта строка говорит даже больше, чем вы можете сказать. Б. Пастернак понимает, что на творческом пути всегда будут присутствовать трудности, и поэт с этим уже не спорит, но и с этим не мирится. Вообще в своей жизни Б. Пастернак редко смиряется и подчиняется обстоятельствам. И это показывает его выбор, его определение жизни и творчества. Поэт говорит, что «вселенная – это глухое место», понимая, что общество не всегда будет склонно к его созданию.

Читайте также:
Основные мотивы лирики Б. Пастернака.: сочинение

В другом стихотворении «Гамлет» Б. Пастернак уже размышляет о своей судьбе, о выборе, который стоит перед поэтом. Недаром Б. Пастернак называет свое стихотворение именем шекспировского героя, что приводит читателя к мысли, что Гамлет вовсе не бесхитростен, напротив, его драма – это драма долга и чести. Гамлет – посланник воли высших сил; его внутренняя борьба – это борьба за свою судьбу. И в конце концов, в результате огромной человеческой драмы, вывод: «Жить жизнью – это не поле, которое нужно преодолеть».

Темы поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака – это единое целое, потому что одно неотделимо от другого, одно является продолжением другого. Поэзия и поэзия по Б. Пастернаку – сложная работа, требующая полного погружения и посвящения.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака: сочинение

Принадлежавший к поколению «преодолевших символизм», Борис Пастернак на его фоне выглядел слишком своеобразно, и потому был одиноким. Его стихи вызывали у поэтов-современников оторопь, непонимание.

То огромное духовное содержание, которое чувствовал в себе Пастернак, не сразу нашло адекватное поэтическое выражение. Безусловным поэтическим успехом оказалась третья книга его стихов «Сестра моя – жизнь». С этой книги начался зрелый Пастернак. Открытые в этом сборнике горизонты оказались шире любви к конкретной женщине, шире любых других поводов, вызывавших рождение тех или иных стихотворений.

Пастернак вернулся к зрелищному пониманию жизни поэта на основе последовательно христианского мировоззрения. Неслучайно хрущевская оттепель с ее полумерами и полуправдами так злобно отреагировала на «гениального дачника» Пастернака, который уже одним фактом своего существования придал ей для нее самой нежелательное освещение. Он знал, какой мощный огонь зла вызывает на себя, но и знал, какой любовью откликается на этот мир.

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» (1956) имеет программный смысл, как бы продолжая пушкинское обращение к «Поэту» (1830). У Б. Пастернака не повторяется сонетная форма, но использован наиболее пушкинский размер – четырехстопный ямб. Лирический герой, продолжая мысль великого поэта о независимости художника от любви народной, вносит в свое суждение нравственную оценку: «Быть знаменитым некрасиво», даже «позорно».

Лирический герой стихотворения «Ночь» – художник, которому «не спится» на «старинном чердаке» Парижа или в «неведомых вселенных, потому что «ночь» пробуждает его воображение, жажду творчества. Он ощущает себя и на земле, и «в прекрасном далеке».

Характеристика времени конкретна: это XX в., когда на мир «ложится тень «крыла» созданного человеком самолета. С новым мироощущением связана и развернутая метафора, на которой построена образная система стихотворения. Душа художника сравнивается не только со звездой, но и с «летчиком» парящим «над спящим миром».

Читайте также:
Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака: сочинение

Своеобразие метафоры позволяет передать не только возвышенность мечты художника (как «летчик», его душа в облаках, в небе, «в пространствах беспредельных»), но и динамику внутренней жизни, отражающую вечное движение вселенной (ночь «идет», «тает», планеты «блуждают», а «летчик» «уходит в облака», тонет в тумане, исчезает из глаз, «став крестиком на ткани»).

Все в мире «не спит», движется, меняется. Время идет «без проволочек», а в пространстве постоянно возникают и ломаются связи: тень крыла ложится всем корпусом на тучу», Млечный Путь поворачивается к другим галактикам «страшным, страшным креном», сквозь «туман» «спящего мира» слышно движение людей в «чужих городах», шум «вокзалов», гудки «поездов», огонь глобальных катастроф отражается «в подвалах и котельных», где его поддерживают бессонные «истопники» «Вeнepa или Марс» «из-под крыши» вглядываются в новую парижскую афишу.

В образе, созданном Пастернаком, на первый план выходит призыв, обращенный к художнику: выполнить свою миссию, совершив невозможное – преодолев в себе временное, человеческое. Настойчиво звучащий возглас похож на удары колокола. Впечатление создается инструментовкой двух последних строф (ассонансные сочетания «е», «и», «а» и «о», звуковые повторы, внутренние рифмы в первых строчках обеих строф):

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

В сердце героя Б. Пастернака идет непрерывная борьба. Сознавая себя пленником времени, он пытается взлететь над ним, «как летчик», и, «как звезда», взглянуть на него из вечности. В отличие от стихотворения «Быть знаменитым некрасиво», в котором «колокол» призывал помнить о неповторимости «живого следа» в творчестве, лирический герой «Ночи» – «кто-нибудь», «художник» в обобщенном смысле. Каждый из тех, кто когда-либо приобщался к творческому «труду», становился «заложником» своего предназначения, перед которым вставала проблема нравственного выбора.

Редко кому из русских поэтов выпадало на долю дожить до «могучего, позднего возраста» (А.С. Пушкин. «. Вновь я посетил…», 1835), когда философское осознание жизни могло быть обогащено опытом прожитых «многих зим». Лирический герой поздней лирики Б. Пастернака вглядывается в «жизнь, действительность и быль», стремясь «еще всесильней» смыть «со всех вещей» шелуху, «грязь и пыль» случайности, чтобы «из его красильни» они вышли в первозданной «красе» и «свежести». В этом видится ему нравственная миссия художника, который независимо от своего «бедственного места» в современности играет главную роль в истории, являясь носителем «духа добра».

Восстанавливая в памяти жизненные события, лирический герой стихотворения «Единственные дни» думает не об этапах своей судьбы, а о «днях», мгновениях. Ему вспоминается декабрьское ощущение нескончаемой зимы, остановки времени, которое «каждый» раз сменяется «теплом» весны. В этих «днях солнцеворота» сходятся крайности, они знаменуют высшую полноту и напряженность переживаний.

Земная жизнь сравнима с музыкальным произведением, в котором «каждая» мелодия «длится», прерывается, сменяется другой, «повторяется вновь без счета». Все они составляют полифоническое целое, отражающее мировое единство и гармонию. Так завершились философские искания поэта, на всем протяжении своего творческого пути стремившегося «Во всем… дойти До самой сути».

В основе философской лирики Пастернака образ «художника», способного увидеть Божий промысел в явлениях жизни, найти взаимосвязи между ними. Современный земной мир, пронизанный отсветами «небесных тел», эхом прошлых веков, для него «плен», но одновременно и «единственная», неповторимая возможность исполнить высшее творческое предназначение – утвердить могущество «духа добра».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: