Быть знаменитым некрасиво (тема поэта и поэзии в творчестве Б. Л. Пастернака): сочинение

Пастернак Б. Л. «Быть знаменитым некрасиво» (тема поэта и поэзии в творчестве Б. Л. Пастернака)

Пастернак Б. Л.

Сочинение по произведению на тему: «Быть знаменитым некрасиво» (тема поэта и поэзии в творчестве Б. Л. Пастернака)

В стихотворении “Быть знаменитым некрасиво” Б. Пастернак сам ответил на вопрос, в чем заключается назначение поэзии:

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

“Самоотдача” — вот то слово, которое дает ключ к пониманию творчества Пастернака. Он писал не потому, что стремился к известности, славе, всенародному признанию, а потому, что поэзия — крик его души, способ самовыражения. Значимость художника определяется не количеством им написанного, а его честностью и силой отзвука в сердцах читателей. Пастернак умел добиться этого отзвука. Став лауреатом Нобелевской премии, он писал:

Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Для того чтобы заставить читателя плакать, нужно быть гением. Эти слова сказаны были о прозе, но их в равной мере можно отнести и к лирике Пастернака. Он не оставляет читателя равнодушным. В противовес всем обстоятельствам, созданным тоталитарным государством, обрекающим на молчание и творческую гибель не только Пастернака, но многих его современников, поэзия осталась жить. Творчество Пастернака оказалось выше запретов и гонений. Это может означать только одно — поэт верно понимал свое предназначение и делал то, что считал правильным.
Нет необходимости глубоко анализировать лирику Пастернака для того, чтобы понять отношение автора к своим произведениям. Дело в том, что во многих стихах он прямо высказывает это отношение. Достаточно вспомнить стихотворения “Так тчинают. Года в два.”, “Определение поэзии”, “Поэзия”. Особенно интересно и необычно второе из упомянутых стихотворений. В нем бросается в глаза мнимая произвольность определений поэзии: кажется, что подбор слов обусловлен не смысловой, а, скорее, звуковой близостью. Действительно, на первый взгляд, странный ряд: свист, щелканье льдинок, ночь, поединок соловьев, горох, слезы вселенной, Фигаро. Удивительно: наряду с традиционными атрибутами любовной лирики, так ши как ночь и соловьи, — слезы вселенной в лопатках и горох. Но на самом деле здесь звучит настоящая поэзия, впитавшая все богатства мира. Мир, раздробленный на такие несхожие составляющие, все же представляет собой необыкновенную цельность, единство всего сущего. Все предметы связаны между собой, превращаются один в другой. В этом романтическом стихотворении неожиданным оказывается финал — вселенная глуха к поэзии. Но главное не в этом, а в том, что поэзия — есть и она воплощение и единство всего, что только существует на свете. Близко к “Определению поэзии” и другое стихотворение — “Поэзия”. Даже названия их сходны. Во втором стихотворении тоже дается в некотором смысле определение: поэзия не есть нечто искусственное, надуманное, противостоящее жизни, но — часть жизни, составляющая человеческого бытия. Поэт умеет находить лирическое начало в самых обыденных вещах и мыслях, которые на деле оказываются не такими уж и обыденными. Для подтверждения этого можно вспомнить одно из ранних стихотворений Пастернака “Февраль. Достать чернил и плакать.” Оно построено на уподоблении природных явлений и поэтического вдохновения, начала творчества. Творчество становится прямым продолжением весенних процессов в природе, причем стихийность написания стихов так же естественна, как ливень и ветер:

И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Философичность лирики Пастернака заключается в том, что она решает одну из самых важных проблем современности — трагический разлад человека и мира, ставшего ему враждебным и кажущегося лишенным смысла. Природа видится современному человеку равнодушной, подчас — жестокой.
Все направлено против людей (в их собственном понимании): стихийные бедствия, эпидемии, космические катаклизмы обрушиваются непредсказуемо и несут гибель. Но Пастернак привык видеть природу в ином свете, его восприятие близко к пушкинскому, тютчевскому, фетовскому:

Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.

Стихотворение и анализ «Быть знаменитым некрасиво»

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Читайте также:
Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика).: сочинение

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Краткое содержание

Л. Пастернак. Муки творчества. 1892

Стихотворение имеет чёткую адресацию: Пастернак обращается к своим собратьям по литературному цеху. В произведении автор даёт определение такому важному понятию, как «кодекс чести». Он утверждает, что требованиям этого кодекса надлежит следовать не только стихотворцам, но и прозаикам.

Пастернак подвергает беспощадной критике тех литературных деятелей, что зациклены на желании оставить после себя потомкам архивы со своими рукописями. Автор уверен: при наличии истинного поэтического дарования, стихотворец останется в памяти и сердцах будущих читателей без каких – либо архивов. В случае, если у стихотворца отсутствует дар к сочинительству, его тут же забудут. Творчество бесталанных поэтов Пастернак сравнивает с дуновением лёгкого ветерка, не более того.

Читатели слышат громкий призыв автора, адресованным коллегам. Смысл этого призыва в следующем: отказаться от осознанной постановки цели стать знаменитыми, богатыми и авторитетными. Эти цели представляются Пастернаку низменными и весьма постыдными: они являются непреодолимым препятствием в признании таланта, так как истребляют его ключевые ценности.

Пастернак призывает своих собратьев по поэтическому цеху отказаться от открытого проявления таких чувств, как: любовь, ненависть, презрение и гордость в том случае, если эти чувства используются с практической целью угодить кому-либо. Автор уверен, лишь время способно объективно оценить каждого поэта, даровав ему бессмертие в сердцах читателей, или отказав в нём.

История создания

Произведение появилось на свет после череды важных событий, происшедших не только в жизни автора, но и всей страны в целом. К таким знаковым событиям можно отнести следующие: вхождение Пастернака в Союз писателей на правах официального члена и смерть «вождя народов».

В тот период поэт много времени уделял переводам зарубежной литературы и размышлениям о смысле творчества. Результатом этих размышлений стало создание в 1956 г. стихотворения, получившего говорящее название «Быть знаменитым некрасиво».

Произведение можно считать программным. Большинство специалистов считают, что Пастернак посредством этого стихотворения продемонстрировал несогласие с творческим выбором Владимира Маяковского, который в тот период воспринимался литературными критиками и читателями самым лучшим стихотворцем современности, личностью планетарного масштаба. Произведение вошло в поэтический сборник «Когда разгуляется», изданный лишь после смерти автора. Помимо данного стихотворения, в сборник вошли ещё 43 произведения.

Жанр, направление, размер

Перед нами стихотворные строки, посвящённые философской тематике. Произведение относится к жанру послания потомкам и поучения, где сам автор берёт на себя роль мудрого наставника. Пастернак указывает своим собратьям по перу ту поэтическую тропу, которую считает правильной. Тропа эта ведёт поэта не к известности и широкому признанию со стороны современников, а к истинному искусству вечных ценностей.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Пастернак использует пиррихии, виртуозно чередуя их с ямбической стопой. Подобное чередование даёт возможность свободно высказывать свои мысли, не ощущая скованности рамками формы. Рифмовка одинаковая на протяжении всего произведения – перекрёстная, рифмы женские/мужские.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение включает в себя семь четверостиший. Его можно разделить на три семантических сегмента:

  1. Первая часть включает в себя первых две строфы, в которых лирический герой вступает в конфликт со стихотворцами, пишущими свои произведения не из-за любви, а из-за надежды на будущую славу. Лирический герой пытается донести до них мысль о том, что «цель творчества – самоотдача», а вовсе «ни шумиха, ни успех».
  2. Вторая часть включает в себя три последующих четверостишия, каждое из которых начинается с союзов: «НО надо…», «И надо», «И окунуться». Посредством постановки союзов в начале предложений лирический герой передаёт степень своего воодушевления: он словно предаётся мечтам, перечисляя поэтический «функционал».
  3. Третья часть включает в себя два заключительных четверостишия. В рамках этой части лирический герой призывает своих коллег поэтов: «…пораженья от победы… отличать». По мнению лирического героя, поэт обязан высказывать свои мысли, не обращая никакого внимания на то, как он выглядит в глазах окружающих людей. Истинный стихотворец должен быть свободным от любого стороннего мнения.
Читайте также:
Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака: сочинение
Образы и символы

Пастернак сумел настолько виртуозно построить образную систему произведения, что позволил читателям наиболее полно прочувствовать основную идею, понять авторскую позицию и замысел. Особого внимания заслуживают следующие образы:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он предстаёт перед читателями человеком мыслящим, образованным и рассудительным. При этом герой не утратил природной непосредственности. Он вывел для себя ряд творческих и мировоззренческих принципов, которым следует сам, и которые стремится внедрить в умы своих собратьев по поэтическому цеху. Герой заслуживает искреннего к себе уважения: он не отрекается от собственных взглядов несмотря ни на что;
  • образ поэта приземлённого и образ поэта «настоящего» – в произведении представлено два противоположных образа. Мы видим поэта «приземлённого», который нацелен на завоевание славы и признания: он «трясётся над рукописями», пытаясь найти выгоду в своём творчестве. Такой поэт крайне неприятен лирическому герою. Также мы видим абсолютно другого поэта, герой называет его «настоящим» – это смелый, мыслящий, талантливый человек, способный услышать «будущего зов». Такой поэт вызывает восхищение лирического героя;
  • образ пространства – данный образ заслуживает особого внимания. Лирический герой считает, что необходимо проживать жизнь так, «чтобы … привлечь к себе любовь пространства». Пространством следует считать то место, которое может вместить в себя всё, что угодно: над ним не властно понятие времени. Можно сделать вывод, что лирический герой говорит об обязанности истинного поэта находиться вне времени, чтобы не терять своей актуальности для читателей;
  • образ тумана – данный образ является символом неизвестного, неопределённого. Помимо этого, туман символизирует собою некую «ширму», отделяющую реальное измерение от воображаемого. По мнению лирического героя, восприятие поэтического произведения соединяет в себе эти два измерения в единое целое;
  • образ шагов – данный образ несёт в себе особую смысловую нагрузку: шаги символизируют творческие открытия, эксперименты, искания лирического героя. Поэт протаптывает тропинку в вечность посредством своих шагов – стихов. По чётко отпечатанным в вечности шагам поэта проследуют десятки других его последователей.
Темы и настроение

В своём произведении Пастернак поднимает перед читателями важную тему – роль поэта, его путь и предназначение. Эту тему можно считать одной из вечных не только в русской, но и мировой поэзии. Как известно, данной темы касались многие поэты: все они стремились «расшифровать» себя, но при этом не попасть в сети собственных рассуждений. Все талантливые стихотворцы надеются открыть нечто важное и необходимое не только для себя, а для всего человечества. Поэтому творчество поэтов изначально устремлено «в вечность».

Стихотворение передаёт читателям настроение воодушевления и вдохновения. Пастернак работает со словом «живо», стремясь поведать читателям о том, что его задевает и волнует в области поэзии больше всего. Своими стихотворными строками он «воспламеняет» читателей, даря им универсальный ключ для открытия и понимания «настоящей» поэзии.

Основная идея

Основную идею произведения Пастернак выразил максимально лаконично и понятно внутри стихотворного текста. Ключевая мысль произведения заключена в следующих словах: «Цель творчества – самоотдача», «Но, надо жить без самозванства», «… привлечь к себе любовь пространства», «Но, быть живым … до конца».

В этих четырёх строчках сосредоточен весь смысл произведения. По сути, автор нарисовал перед читателями портрет «идеального» стихотворца, к которому обязаны стремиться все поэты во все времена.

Средства выразительности

Палитра выразительных средств, использованных Пастернаком в данном произведении, отличается особым многообразием. Все тропы работают на достижение одной цели – максимально полно раскрыть общую идею. Перед нами произведение, представляющее собой идеальное сочетание формы и смысла. Автор использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «жизни целой», «быть знаменитым некрасиво»;
  • метафоры – «ни единой долькой», «по живому следу», «окунуться в неизвестность»;
  • сравнение – «… и прятать … свои шаги, как прячется в тумане местность…»;
  • метонимия – «привлечь к себе любовь пространства»;
  • олицетворение – «прячется в тумане местность»;
  • антитеза – «поражения» и «победа»;
  • фразеологизмы – «… в ней не видать ни зги», «за пядью пядь»;
  • архаизмы – «… не видать ни зги»;
  • многосоюзие – присутствует в четвёртом и пятом четверостишиях;
  • лексический повтор – «но быть живым, живым и только, живым и только до конца».

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» Пастернака

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Читайте также:
Во всем мне хочется дойти до самой сути (По лирике Б. Л. Пастернака.): сочинение

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

История создания – написанное в 1956 году, оно вошло в поэтический цикл “Когда разгуляется” вместе с другими произведениями, созданными Пастернаком за три плодотворных года (1956–1959 гг.).
Тема стихотворения – сущность творчества и жизненное кредо поэта.

Композиция – произведение можно разделить на три тематических части. В первой поэт рассуждает о том, что творец не должен стремиться к признанию публики, это не является целью творчества. Вторая часть раскрывает мнение о том, как именно должен жить поэт, а в последней, завершающей части Пастернак говорит о том, что следование этому кодексу жизни в итоге приведёт творческого человека к литературному бессмертию.

Жанр – лирическое стихотворение. Оно относится к философской лирике.

Стихотворный размер – сложный, Борис Пастернак использует четырёхстопный ямб, используя пиррихии в каждой строке, но в разных местах.

Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе“, “быть притчей на устах у всех“, “окунаться в неизвестность“, “места и главы жизни“.

Эпитеты – “жизни целой“, “живому следу“, “единой долькой“.

Сравнения – “как прячется в тумане местность“.

Антитеза – “поражения – победа“.

В чем узнаваемость пастернаковской поэзии?

Кроме классических, традиционных средств выразительности, автор прибегает к легким литературным экспериментам. Глаголы позволяют автору передавать экспрессию, динамику, энергию, движение в поэзии. Произведение отличается обилием деепричастных оборотов.

Первый мотив, который читатель подмечает в произведении Бориса Пастернака “Февраль. Достать чернил и плакать”, связан с предощущением весны. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием.

Писатель гармонично подбирает тропы: этот выбор служит единой цели – раскрытию темы стиха. Пастернаковское творение демонстрирует идеальный баланс композиции и содержания, формы и сути. Особенность поэзии – отсутствие внешнего сюжета. Автор строит композицию исключительно на внутреннем сюжете. Мысль писателя движется от позиции отрицания славы и признания до утверждения силы творческого дарования.


В целом пастернаковское творчество отличается парадоксальностью мировосприятия. Автор любит каламбуры, наполняет строки философским содержанием. Даже абстрактные стихи включают мотивы любования окружающим миром, внимание к природным деталям. Писатель подчеркивает, что человек живет в огромном, целостном, одухотворенном универсуме. Люди и мир – единое целое, поэтому события истории и судьба отдельного человека неразрывно связаны.

Характеристика содержания произведения

Судьба распорядилась так, что пастернаковский стих оказался не менее знаменитым, чем сам автор. Название произведения (первая строка поэзии) давно превратилось в афоризм. Это доказывает, что начало литературного шедевра уже с первой строки должно захватить внимание читателя, заинтриговать, заставить читать дальше.

О ключевой антитезе стиха

В первом фрагменте программной поэзии автор сразу же представил свою позицию. Это художественная и личностная точка зрения. Борис Леонидович всегда отличался небанальными, нестандартными взглядами на творчество.

Издревле поэты, художники, музыканты стремились к любви и признанию публики. Слава и восторженное отношение помогают творческим людям осознавать смысл своей деятельности.

Но Пастернак различает понятие «шумихи» и «любви пространства». Последняя фраза для писателя означает «будущего зов». Именно в этом противопоставлении и кроется ключевая антитеза поэзии. Перекрестная рифма лишь интонационно подкрепляет эту антитезу.

История создания

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво…” было написано после целой череды событий в жизни поэта и страны: его признали, он стал членом Союза писателей, умер “вождь народов”. Пастернак много занимался переводами и размышлял о сути творчества, результатом этих размышлений и стала выстраданная истина, облечённая в поэтическую форму в 1956 году.

Существует относящаяся к истории создания гипотеза, что этим произведением, которое без преувеличения можно назвать программным, Борис Пастернак продемонстрировал неприятие творческого выбора Владимира Маяковского, который в то время считался лучшим поэтом современности и личностью чуть ли не неприкосновенной.

Стихотворение входит в книгу стихов “Когда разгуляется”, которая опубликована после смерти поэта и включает 44 стихотворения, написанные в период с 1956 по 1959 годы.

При каких условиях Пастернак написал «Быть знаменитым некрасиво»?

Анализируемый стих – плод позднего периода творчества Бориса Леонидовича. За несколько лет до написания произведения Пастернак – в романтическом порыве – прославлял «вождя советского народа». Однако Сталин мертв, а короткий период общественного принятия Пастернака подходит к концу. Писатель отдаляется от окололитературной шумихи, уходит в переводческую деятельность, изучает зарубежных литераторов. Борис Леонидович отдаляется от опальных товарищей, вроде Ахматовой и ее семьи. В этот период литератор активно переосмысляет события своего прошлого. Автор анализирует особенности пути творческих людей, размышляет над правильностью жизненного выбора. Пастернаковская поэзия – послание не только к современникам, но и обращение к себе. Автор напоминает себе же, что слава противостоит истинным ценностям. Пастернак приходит к выводу: желание славы и признания оказывается губительным для поэта.

Читайте также:
Стихотворение Б. Л. Пастернака Про эти стихи (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Почему это «программное стихотворение»?

Критики и литературоведы нередко называют анализируемый стих программным. Действительно, исследователи выдвигают гипотезу, согласно которой в строках своей поэзии Борис Леонидович показал отказ от литературного пути коллеги – Маяковского. В тот период в творческих кругах известного футуриста превозносили, считая фактически лучшим литератором современности. Пастернак же решил развенчать культ личности своего коллеги по литературному цеху.

Середина ХХ века в творчестве поэта

Это был настолько плодотворный период в творческой биографии Пастернака, что лучше сказать о нем несколько дополнительных слов. Литературный дебют писателя случился, когда Борису Леонидовичу исполнилось 23 (то есть в 1913-м году). В 1955-м Пастернак заканчивает работу над «Доктором Живаго» – романом, который через 3 года принесет литератору Нобелевскую премию. Этот момент – поворотный в жизни писателя. С середины ХХ века Пастернака травят, подвергают гонениям. Советская власть вынуждает автора отказаться от почетной Нобелевской награды. События собственной жизни и пережитых волнений Пастернак впоследствии вкладывает в произведения, написанные после 1955-го года.

Композиция

Стихотворение состоит из семи строф, по содержанию его можно разделить на три части. В первой части поэт говорит: стыдно быть знаменитым и стремиться к славе, если на самом деле ты ничего не значишь (две первые строфы) .

Вторая часть выражает жизненное кредо поэта: художник, творец направляет свой талант в вечность, в неизвестность, стремится к достижению идеала, истины. Поэт должен оставлять свою жизнь как будто за кадром, показывая только результат своего творчества, а не свою личность (3-я – 5-я строфы).

Две последние строфы призывают быть первопроходцем в искусстве, не обращать внимания на свои временные победы, быть требовательным к себе. По мнению Пастернака, для этого необходимо обязательно “быть живым, живым и только” до самого конца. При этом его наставления нельзя воспринимать как высокомерные нравоучения – поэт сам всегда следовал тем заповедям, которые изложены в стихотворении “Быть знаменитым некрасиво…”.

Основной мотив произведения – познание и поиск себя, смысла творчества.

Критика «культа личности»

Прежде всего, критика Пастернака направлялась на «культ личности», созданный вокруг Маяковского. Борис Леонидович придерживался позиции, что автор не способен оценить себя объективно. Поэтому творческий человек не должен создавать вокруг себя ореол славы. Призвание литератора – не прославление собственных дел. Писатель несет свет истины в народ, а не превозносит свои достижения. Эта мысль закрепляется в финале пастернаковского произведения. Правоту позиции Бориса Леонидовича доказало время. Лояльные к советским властям льстецы ушли на «свалку истории». Пастернак остался в мировой памяти как великая и значимая для культуры личность.

5 / 5 ( 2 голоса )

Автор: Богдана Носенок

Это лирическое стихотворение на философскую тему, послание Пастернака к современникам и потомкам, его поучение, где сам поэт выступает в роли наставника. Он показывает другим тот путь, который сам считает истинным – не к признанию современниками, но к истинному и вечному искусству. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, Пастернак использует пиррихии, чередуя их с ямбической стопой. Это позволяет ему достаточно свободно выражать свои мысли, не ощущая скованности формой. Рифмовка везде одинаковая – перекрестная, использованы мужские и женские рифмы.

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Быть знаменитым…» является сам автор. Его отличительной чертой является искренность, причём эта искренность направленна и к нему самому, он не придаёт своих принципов, даже если это может как-то негативно отразиться на его судьбе.

  • Лирический герой Пастернака рассудительный, размышляющий, но не потерявший своей непосредственности, простоты.
  • В начале произведения перед читателем вырисовывается образ поэта приземленного, «трясущегося над рукописями». Затем автор рисует образ «настоящего» поэта, смелого, который «слышит будущего зов».
  • Также в произведении присутствует ещё один интересный образ — образ пространства. Автор пишет, что нужно жить так, «чтобы в конце концов привлечь к себе любовь пространства».
  • Пространство – это место, которое способно вместить всё, что угодно, в любом количестве. Это понятие вне времени. Рассуждая данным образом, можно предположить, что автор хотел сказать об обязанности поэта, заключающейся в необходимости быть вне времени, быть всегда актуальным.
  • Туман в произведении – символ неизвестного, неопределенного. Также он является чем-то средним, между реальностью и воображаемым, что очень похоже на определение, восприятие поэзии, соединяющей в себе эти два измерения.
  • Шаги можно сравнить с творческими исканиями поэта, с его нововведениями, открытиями. Эти шаги, оставляющие следы, протопчут тропинку, путь, по которому пройдут последователи поэта.
Читайте также:
Фрагменты Бориса Пастернака: сочинение

Построенная поэтом система образов позволяет наиболее полно прочувствовать тему произведения, понять авторское виденье, его замысел.

Средства выразительности

Пастернак в основном использует глаголы, чтобы передать движение, стихотворение изобилует деепричастными оборотами – всё это делает его очень энергичным. В то же время поэт не отказывается от классических выразительных средств.

  • Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе“, “быть притчей на устах у всех“,”окунаться в неизвестность“, “места и главы жизни“.
  • Эпитеты – “жизни целой“, “живому следу“, “единой долькой“.
  • Сравнения – “как прячется в тумане местность“.
  • Антитеза – “поражения – победа“.

Все выразительные средства использованы максимально гармонично – они работают на раскрытие общей идеи. Пастернак создал произведение, которое представляет собой идеальное сочетание содержания и формы.

Творческая судьба автора

Творческую судьбу и жизнь Бориса Леонидовича не назовешь простой. Советская идеология не вырабатывала стандартов, подходящих для пастернаковских произведений. Разгромная критика, непонимание публики постоянно преследовали литератора. На определенном этапе на пастернаковское творчество наложили негласный запрет.

Большая часть произведений Пастернака издавалась за границей, на родине же выходили единичные тексты. И то: эти тексты при публикации проходили цензурные исправления и редакторские искажения.

Трудности не заставили автора отказаться от своих убеждений. Пастернак не желал подстраиваться под формальные требования, унижаться перед официозом. Писатель придерживался мнения, что обязанность истинного человека творчества – предельная искренность и правдивость перед читателем.

Литератор противился навязанным мыслям и насилию цензуры в литературной среде. Убеждения Бориса Леонидовича долгое время оставались непопулярными среди его коллег. Литераторы создавали бездарные, но лояльные к властям тексты.

Тематика стиха

Пастернак рассуждает о сущности творчества. Автор создает своеобразный кодекс жизни литератора. Борис Леонидович – разносторонняя личность: автор поэтических произведений и прозы, переводчик и критик. В центре поэзии стоит абстрактная тема – размышления о смысле литературы и пути талантливых людей. Автор пишет о предназначении писателя, о проблемах бытия, о фатуме. Поэт также поднимает тему целей творчества.

Жанр и композиционные детали поэзии

Далее проанализируем специфику жанра и композиции пастернаковского произведения. Критики называют Бориса Леонидовича новатором. С одной стороны, произведения русского автора напоминают футуризм, с другой – продолжают традицию.

Так, творчество Пастернака отличается сложным языком, неологизмами, многозначительностью (лексической и синтаксической). По стилистике пастернаковские стихи похожи на поэзии Маяковского. Это типичные черты футуризма. Однако автор никогда демонстративно не отказывался от традиции. В пастернаковской лирике просматриваются элементы творчества Пушкина, Блока, Лермонтова, Верлена, Рильке и т. д.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

В каком году написано стихотворение Б. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    
  • Владимир Павляускас

Основная идея

Главная мысль стихотворения состоит в том, что значимость творца зависит не от количества написанных им произведений, а от их качества и от того, насколько велика их ценность в истории человечества, и какой вклад он вносит в культуру. И только тем, кто создает что-то первобытное и неповторимое, в будущем будет дан статус гениев, поскольку на них равняется человечество.

Борис Леонидович призывает творить не ради славы и богатства, а для своего читателя и будущего человечества. Цель настоящего творца состоит в том, чтобы провести дорогу в неизвестность, и тогда люди последуют за ним. Но даже достигнув высот в своей сфере, человек должен оставаться скромным и спокойно относиться к своему успеху и любви публики. Этими явлениями не следует увлекаться, поскольку поэт — это прежде всего художник слова, а не эгоист, стремящийся прославиться и наживиться.

Для чего живет поэт?

Предназначение художника слова отличается от задач большинства людей. Всякая творческая личность обладает позволяющей ей чувствовать и воспринимать такие вещи, на которые простой обыватель просто не обратил бы своего внимания. Творец всегда чувствителен к происходящему, для него не существует ненужных мелочей. Поэт не должен постоянно заниматься чересчур обыденными вещами, иначе он потеряет самого себя. Ему требуется больше времени для того, чтобы находиться наедине со своей собственной бесконечной сущностью и осознавать значимость всего происходящего. В противном случае любой художник обречен на бесчисленные муки и страдания.

Читайте также:
Женские образы в романе Б. Пастернака Доктор Живаго: сочинение

Истина представляет для него высшую ценность. Ради правды он готов терпеть временные лишения, идти к своей цели. Свобода представляет собой путеводитель поэта. Без нее никак нельзя обойтись. Только оставаясь свободным, поэт может творить и двигаться вперед к новым достижениям. Анализ «Быть знаменитым некрасиво» показывает, насколько непрост и необычен творческой личности.

Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

В творчестве разных людей можно найти размышления о роли поэтов. Не стали исключением работы Пастернака. Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» позволяет выделить основную идею — кодекс жизни человека искусства. Текст был написан после череды разных событий и являлся отражением личной позиции Бориса Леонидовича.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Художественные приемы

История создания

Стихотворение было написано в 1956 году. Перед этим Пастернака признали как поэта, приняли в Союз писателей, скончался Сталин, но все это мало волновало Бориса Леонидовича. Он отдалился от литературной тусовки и больше погрузился в собственные мысли. Поэт много размышлял о своей роли в обществе и какие задачи ему предстоит решить.

Некоторые литературоведы уверены, что стихотворение Пастернак написал как своеобразный ответ Маяковскому. Владимир Владимирович считался личностью почти неприкосновенной и был очень популярным. Несмотря на то что он погиб в 1930 году, его работы считались лучшими среди современников.

Пастернак не мог принять этого и написал свое виденье роли поэта. Его работа вошла в сборник «Когда разгуляется». Если внимательно прочитать стихотворение и сделать анализ «Быть знаменитым некрасиво», можно увидеть личную позицию автора.

Пастернак выступал против подстраивания под идеологию. Для него было важнее служить собственным убеждениям.

Краткое содержание

В первых строчках стихотворения поэт называет знаменитых творцов некрасивыми. Они трясутся над рукописями, собирают архивы работ. По мнению автора, цель любого творчества — самоотдача. Если человек стремится к славе, он не может считаться творцом.

Далее поэт призывает жить честно, без преувеличения своих заслуг. Тогда удастся услышать зов будущего и пространства. По мнению Пастернака, оставлять пробелы и писать главы нужно в жизни, а не на бумаге. Именно поступки делают поэта значимым для общества. Творец должен окунаться в неизвестность, погружаться в нее и тогда его ждет вдохновение.

В последних строчках поэт рассказывает, что не стоит самому различать победу и поражение. Самое важное — это быть живым. Именно это позволяет стать настоящим творцом, который оставит свое имя в вечности.

В тексте нет нравоучительных ноток. Пастернак сам следует заповедям, которые изложил, поэтому его слова такие убедительные.

Художественные приемы

Первые строчки текста «Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь» позволяют сделать вывод — жанр стихотворения — философская лирика. В работе Пастернак размышляет о сути творчества, задачах поэта и его обязательствами перед обществом. Он выступает в роли наставника, но не поучает, а показывает лишь свой путь. У Пастернака целью творчества становится нечто вечное, нематериальное.

Поэт использовал несколько размеров — спондей, ямб, пиррихий. Такое сочетание позволило автору свободно выражать свои мысли, не сковываясь рамками. В тексте много глаголов и деепричастий — это позволяет придать работе движения, показать настрой Пастернака.

Поэт использовал следующие средства выразительности:

  • метафоры — у Пастернака судьба оставляет пробелы, а герой становится притчей на устах;
  • эпитеты — автор представляет жизнь целой, след живым, а долька единой;
  • антитеза — в тексте поражение противопоставляется победе;
  • сравнение — у автора герой прячется в неизвестности как местность в тумане.

Текст стихотворения можно условно разделить на 3 части. В первой автор рассказывает о поэтах, которые очень популярны, но они ничего не значат. Во второй размышляет над тем, кем же должен быть творец. По его мнению — это человек, который стремится остаться в вечности. В третьей части автор рассказывает, как добиться вечности. Для этого нужно не отдаваться другим делам, полностью заниматься творчеством и не преследовать корыстных целей.

В стихотворении поэт поднимает разные темы. Основная — поиск себя, познание своих способностей и важность следования собственному кодексу чести.

Многие работы Пастернака изучаются на уроках литературы в школе. Его лирика не только является классикой поэзии XX века, она позволяет ученикам познакомиться с философскими стихотворениями. В них они могут найти ответы на свои вопросы. Ведь если внимательно изучить текст «Быть знаменитым некрасиво», можно увидеть более широкую тему — поиск предназначения человека и его роль в обществе.

Читайте также:
Философские мотивы лирики Б.Пастернака: сочинение

Женские образы романа Доктор Живаго Пастернака

Пастернак всегда потрясал читателей своей лиричностью, необычными деталями в творчестве. Главным для автора всегда была любовь! И это прекрасное качество он перенес на страницы известного всем романа под названием «Доктор Живаго». Произведение содержит ряд женских образов, с которыми следует познакомиться поближе.

Тоня Громенко

Итак, первая героиня, на которую стоит обратить внимание – это первая жена Юрия Живаго. Ее имя – Тоня Громенко. Они с раннего возраста не отходили друг от друга, всегда бегали по улице вместе. Лишь через определенное количество времени Живаго сумел разглядеть в Тоне настоящую спутницу жизни. Для персонажа она стала родной девушкой, на которую можно положиться.

Помимо этих обстоятельств еще одна ситуация взяла верх. Причиной скорой свадьбы стал предсмертный завет умирающей матери Тони. Та жаждала, чтобы Живаго и Громенко обрели друг друга. Анна Павловна решительно смогла убедить молодых, что они необходимы друг другу. Однако в героине для Юрия притягательным являлось не духовное, а материальное составляющее. Её запахи, искренние чувства. Несмотря на этот факт, герои создали семью, спокойную и чистую. Однако для полноценной радости Живаго мешала любовь к иной героини.

Лариса Антипова

Следующей в жизни Живаго стала Лариса Антипова. Она является сестрой милосердия. На войне не раз спасала человеческие души. По своей сущности женщина ласкова и нежна. Она образована и скромна. Ее история жизни довольна необычна. У героини был муж, который из-за революции потерял напрочь собственный разум. После чего она осталась одна с дочерью во время страшных годов. Ей пришлось пройти через ужасные испытания судьбы.

Полюбил Живаго Лару именно духовно. Для души Юрия такая любовь считалась настоящим спасением от нависших трудностей. Но простой жизни с героиней не могло и быть. В стране шли сначала революционные действия, затем гражданская война, потом разлука с женой. Все это пыталось в сознании героя. Оттого не смогли Лара, и Юрий построить семью в гармонии и радости. А Антипова до последнего дня была для персонажа истинным идеалом красоты! Но, к сожалению, жизнь жестока. Порой она не дает никакой возможности на продолжение.

Марина

Есть в конечном итоге и третья девушка в судьбе Живаго. Это героиня по имени Марина. Особая прелестная внешность у героини, по характеру довольно молчаливая, скромная женщина. Ее покорность Юрию Живаго действительно потрясала самого действующее лицо. Она принимала персонажа таким, какой он есть на самом деле, со всеми изъянами и недостатками. Девушку не смущали странности мужа. Ко многим вещам героиня относилась с непоколебимым спокойствием. И с такой женщиной Юрию тоже было хорошо.

Таким образом, Борис Леонидович Пастернак создал в собственном произведении три совершенно различных образа, которые примечательны по-своему. Каждая из героинь обладает удивительными качествами, которые завораживали сердце или мозг Живаго. Однако общее между всеми представительницами женского пола – это то, что они все без исключения дали Юрию свою невероятную любовь!

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы романа Доктор Живаго

Популярные сегодня темы

Сочинения про Великих людей

Рассказ «Волки» относится к ранним произведениям Шукшина, ибо он написал его в 1966 году. Рассказ был мало замечен критиками и мало напечатан, но интерес читателей к нему не пропадает и поныне.

Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942) – известный русский художник, портретист, график и иконописец. О жизни Михаила Васильевича известно достаточно много из его мемуаров.

Много существует разных игр. Игры придумали еще древние люди. Игра – это отличный способ провести время, когда скучно или невозможно найти занятия по душе. Большое количество игр существует: интеллектуальные, спортивные и многие другие

Шеин – человек, уважаемый в местной губернии. Такое отношение он заслужил потому, что его родословная, была состоятельной. Став наследником богатого имения

Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак изобразил удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя – Юрия Андреевича Живаго.
Тема любви в произведении, безусловно, связана с женскими образами. Примечательно, что вначале «Доктор Живаго» назывался «Мальчики и девочки». Действительно, с первых же эпизодов, помимо мальчиков, здесь появляются девочки – Надя, Тоня. Вторая часть романа открывается главой «Девочка из другого круга» – появляется Лариса Гишар. В конце мы знакомимся с еще одним образом – третьей жены Живаго, Марины.
Тоня Громеко стала первой женой героя. Мы знаем, что они выросли вместе, дружили с детства. Но в один прекрасный момент Юрий вдруг обнаружил, что «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной».
Тоня была простой, трогательной, знакомой и родной. Она, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой. Мы помним, что перед смертью Анна Ивановна, мать Тони, благословила Юрия и свою дочь на брак: «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…»
Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев: «Платок издавал смешанный запах мандариновый кожуры и разгоряченной Тониной ладони, одинаково чарующий. Это было что-то новое в Юриной жизни, никогда не испытанное и остро пронизывающее сверху донизу».
Мы видим, что первое восприятие Тони было у Живаго скорее чувственным, чем эмоциональным. Я думаю, что именно таким отношение героя к своей жене и осталось на протяжении всей их совместной жизни.
Любовь Юрия к Тоне была тихой, чистой и, в какой-то степени, благодарной. Ведь эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Можно сказать, что его светлое чувство было омрачено одной тяжестью – виной за любовь к другой – Ларисе Гишар, Ларе.
«Лара была самым чистым существом на свете», – говорит об этой героине автор. Она воспитывалась в небогатой семье, поэтому была вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача Комаровского.
Долгое время Лариса и Живаго встречаются лишь мимолетно, вскользь, случайно, не замечая друг друга. Причем, каждая новая их встреча происходит на новом жизненном этапе героев.
Но проходит время. Уже повзрослев, герои вновь встречаются на званом вечере. Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. А свеча впоследствии станет символом их любви – знаком вечного духовного, спасительного огня, священной страсти двух душ.
Во время встречи с Ларой на балу Юра шокирован ее поступком: измученная девушка стреляет не только в ненавистного ей Комаровского, но и в ненавистное, навязанное извне, существование.
Судьба сводит героев во время страшных испытаний – революции и гражданской войны. Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он нежно любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира.
Лара дает герою свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад. Эта женщина появляется перед Юрием Андреевичем то в образе лебедя, то рябины, и, в конце концов, становится понятно, что для главного героя Лара – воплощение самой природы: «Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекая все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу…».
Для Живаго Лара – воплощение женственности, воплощение его идеала, символ России. Эта женщина хороша, по мнению героя, «той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом». Для главного героя романа Лариса Федоровна – «представительница самой жизни, самого существования».
Но внутри героини живет трагедия, надлом: «Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны».
Лариса не только любящая женщина. Она еще и заботливая мать. Когда героиня начинает чувствовать скорый арест, то, в первую очередь, думает о судьбе своей дочери: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать». Возможно, именно это заставляет женщину бежать на Дальний Восток с Комаровским.
Но, по моему мнению, Лара так и не простила себе этот поступок. Возможно именно поэтому, вернувшись из Иркутска и узнав о смерти Юрия Живаго, она вдруг говорит о своей страшной вине: «Нет душе покоя от жалости и муки. Но я ведь не говорю, не открываю главного. Назвать этого я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна».
Финал жизни этой героини страшен. Однажды уйдя из дому, Лариса больше не возвращается: «Видимо, ее арестовали на улице, и она умерла или пропала неизвестно где…в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».
Но в жизни Живаго была и еще одна женщина – его третья жена Марина. Любовь к ней – некий компромисс героя с жизнью: «Юрий Андреевич иногда в шутку говорил, что их сближение было романом в двадцати ведрах, как бывают романы в двадцати главах или двадцати письмах».
Марину отличала покорность и полное подчинение интересам Юрия Андреевича. Она прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека».
Чем-то эта героини напоминает Агафью Пшеницыну из романа Гончарова «Обломов». Пшеницына также поддержала Обломова в последние годы его жизни, дала ему уют и тепло, в котором Илья Ильич так нуждался. Конечно, это не была святая любовь, а всего лишь уютное существование. Но иногда оно бывает необходимее всего.
Таким образом, через весь роман «Доктор Живаго» проходят три женских образа, связанных с фигурой главного героя – Юрия Живаго. Тоня, Лара, Марина… Такие разные, но сумевшие, каждая по-своему, поддержать героя, подарить ему свою любовь, стать его спутницей на определенном этапе жизни.

Читайте также:
Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака Доктор Живаго: сочинение

Женские образы в романе Б. Пастернака Доктор Живаго: сочинение

В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак изобразил удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя – Юрия Андреевича Живаго.

Тема любви в произведении, безусловно, связана с женскими образами. Примечательно, что вначале «Доктор Живаго» назывался «Мальчики и девочки». Действительно, с первых же эпизодов, помимо мальчиков, здесь появляются девочки – Надя, Тоня. Вторая часть романа открывается главой «Девочка из другого круга» – появляется Лариса Гишар. В конце мы знакомимся с еще одним образом – третьей жены Живаго, Марины.

Тоня Громеко стала первой женой героя. Мы знаем, что они выросли вместе, дружили с детства. Но в один прекрасный момент Юрий вдруг обнаружил, что «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной».

Тоня была простой, трогательной, знакомой и родной. Она, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой. Мы помним, что перед смертью Анна Ивановна, мать Тони, благословила Юрия и свою дочь на брак: «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…»

Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев: «Платок издавал смешанный запах мандариновый кожуры и разгоряченной Тониной ладони, одинаково чарующий. Это было что-то новое в Юриной жизни, никогда не испытанное и остро пронизывающее сверху донизу».

Мы видим, что первое восприятие Тони было у Живаго скорее чувственным, чем эмоциональным. Я думаю, что именно таким отношение героя к своей жене и осталось на протяжении всей их совместной жизни.

Любовь Юрия к Тоне была тихой, чистой и, в какой-то степени, благодарной. Ведь эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Можно сказать, что его светлое чувство было омрачено одной тяжестью – виной за любовь к другой – Ларисе Гишар, Ларе.

Читайте также:
Основные мотивы лирики Б. Пастернака.: сочинение

«Лара была самым чистым существом на свете», – говорит об этой героине автор. Она воспитывалась в небогатой семье, поэтому была вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача Комаровского.

Долгое время Лариса и Живаго встречаются лишь мимолетно, вскользь, случайно, не замечая друг друга. Причем, каждая новая их встреча происходит на новом жизненном этапе героев.

Но проходит время. Уже повзрослев, герои вновь встречаются на званом вечере. Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. А свеча впоследствии станет символом их любви – знаком вечного духовного, спасительного огня, священной страсти двух душ.

Во время встречи с Ларой на балу Юра шокирован ее поступком: измученная девушка стреляет не только в ненавистного ей Комаровского, но и в ненавистное, навязанное извне, существование.

Судьба сводит героев во время страшных испытаний – революции и гражданской войны. Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он нежно любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира.

Лара дает герою свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад. Эта женщина появляется перед Юрием Андреевичем то в образе лебедя, то рябины, и, в конце концов, становится понятно, что для главного героя Лара – воплощение самой природы: «Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекая все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу…».

Для Живаго Лара – воплощение женственности, воплощение его идеала, символ России. Эта женщина хороша, по мнению героя, «той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом». Для главного героя романа Лариса Федоровна – «представительница самой жизни, самого существования».

Но внутри героини живет трагедия, надлом: «Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны».

Читайте также:
Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака: сочинение

Лариса не только любящая женщина. Она еще и заботливая мать. Когда героиня начинает чувствовать скорый арест, то, в первую очередь, думает о судьбе своей дочери: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать». Возможно, именно это заставляет женщину бежать на Дальний Восток с Комаровским.

Но, по моему мнению, Лара так и не простила себе этот поступок. Возможно именно поэтому, вернувшись из Иркутска и узнав о смерти Юрия Живаго, она вдруг говорит о своей страшной вине: «Нет душе покоя от жалости и муки. Но я ведь не говорю, не открываю главного. Назвать этого я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна».

Финал жизни этой героини страшен. Однажды уйдя из дому, Лариса больше не возвращается: «Видимо, ее арестовали на улице, и она умерла или пропала неизвестно где…в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».

Но в жизни Живаго была и еще одна женщина – его третья жена Марина. Любовь к ней – некий компромисс героя с жизнью: «Юрий Андреевич иногда в шутку говорил, что их сближение было романом в двадцати ведрах, как бывают романы в двадцати главах или двадцати письмах».

Марину отличала покорность и полное подчинение интересам Юрия Андреевича. Она прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека».

Чем-то эта героини напоминает Агафью Пшеницыну из романа Гончарова «Обломов». Пшеницына также поддержала Обломова в последние годы его жизни, дала ему уют и тепло, в котором Илья Ильич так нуждался. Конечно, это не была святая любовь, а всего лишь уютное существование. Но иногда оно бывает необходимее всего.

Таким образом, через весь роман «Доктор Живаго» проходят три женских образа, связанных с фигурой главного героя – Юрия Живаго. Тоня, Лара, Марина… Такие разные, но сумевшие, каждая по-своему, поддержать героя, подарить ему свою любовь, стать его спутницей на определенном этапе жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: