Философская насыщенность лирики Б. Пастернака: сочинение

Сочинение Пастернак Б.Л. – Разное

Тема: – Философская насыщенность лирики Б. Пастернака

Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.

Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он — поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака — «живая жизнь». Она — мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение:

Казалось альфой и омегой, —

Мы с жизнью на один покрой:

И круглый год, в снегу, без снега,

Она жила, как аНет е§о,

И я назвал ее сестрой.

Поэтому природа в изображении Б. Пастернака — не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме. », «Зимняя ночь».

Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

Во многих произведениях Б. Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание «докопаться до сути». Поэтому, говоря о каких-либо вещах он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу.

Мой друг, ты спросишь, кто велит,

Чтоб жглась юродивого речь?

В природе лип, в природе плит,

В природе лета было жечь.

Это типичный ход мысли Б. Пастернака: не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь», то есть такова сущность лета. И поэт постоянно вглядывается в каждый предмет, пытается проникнуть вглубь. Часто Б. Пастернак строит стихотворение как определение, передавая не только впечатление от предмета, но и его понятие, идею. Отдельные его стихи так и называются: «Определение души», «Определение поэзии» и т. д. И во многих его стихах возникают такие определяющие конструкции, воспроизводящие чуть ли не стиль учебника или толкового словаря:

Поэзия, я буду клясться

Тобой, и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласца,

Ты— лето с местом в третьем классе,

Ты — пригород, а не припев.

Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет:

Мы были в Грузии. Помножим

Нужду на нежность, ад на рай,

Теплицу льдам возьмем подножьем,

И мы получим этот край.

В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:

Твой поход изменит местность.

Под чугун твоих подков,

Хлынут волны языков.

Крыши городов дорогой,

Каждой хижины крыльцо,

Каждый тополь у порога

Будут знать тебя в лицо.

Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно — что жилы отворить». Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры.

Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Задумина Надежда Анатольевна

Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли . Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии с Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни. Поэзия Б. Пастернака это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения, о будущем, о природе искусства. Она переполнена светлой любовью к людям, светом. Основная философская проблема проблема бытия . Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное. Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном это всеобщая связь всех явлений и вещей. Вся поэзия Пастернака своего рода гимн деталям , подробностям. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Философия Пастернака жизнеутверждающая и оптимистичная . Библиогр. 3.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Задумина Надежда Анатольевна

The poetry of B. Pasternak is not easy to understand. The matter is that it is not only difficult for perception but it is deep and dynamic. The main characteristic of his poems are defined by solving global philosophical problems . His concept of life represents the connection of a man and nature, a man and the Universe. His poetry is full of thoughts about mystery of love, about life and death, about the miracle of human community and future. We find the same intensity of his feelings when he speaks about the nature of art. The problem of existence is the fundamental philosophical problem. It is reflected and confirmed by all Pasternak’s poetry. The existence of the world is confirmed by all his poetic work. His poetry is the reflection of astonishment and awe of the miracle of love. His poetry is increasingly absorbed by this motive. The Pasternak’s main hero takes the existence as it is. He has no doubt in the perfection and advisability of the existence. The awe of life spreads to all its forms. There is no division into internal and ordinary things in his poetry. Thinking about the ground of the human existence Pasternak gives the first place to love. According to him love is not only the simple human feeling but it is the main principle of life. He was keener to represent love as its fundamental principle. He finds the same principal in nature it is the universal connection of all phenomena and things. All his poetry is the sort of the hymn to details and particularities. He has his own understanding of the world and he has his own dynamic, expressive and metaphorical way of his expression. Pasternak’s philosophy is life-asserting and optimistic .

Читайте также:
Во всем мне хочется дойти до самой сути (По лирике Б. Л. Пастернака.): сочинение

Текст научной работы на тему «Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака»

ББК 83.3(2 Рос=Рус)6-8

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭЗИИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

Б. Л. Пастернак – один из крупнейших русский поэтов и писателей ХХ столетия, художник глубокого духовного напряжения, живущий большими культурными интересами. Он впустил в свои книги мир со всеми его обыденными реалиями, с его радостями и печалями, впустил и запечатлел на веки саму жизнь. Вслушаемся в его разговор с нами:

Я под Москвою эту зиму,

Но в стужу, снег и буревал Всегда, когда необходимо,

По делу в городе бывал.

Я выходил в такое время,

Когда на улице ни зги,

И рассыпал лесною темью Свои скрипучие шаги.

Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты.1

(«На ранних поездах»)

Еще на заре поэтической деятельности Б. Пастернака замечательную и верную оценку его поэзии дал О. Э. Мандельштам: «Стихи Пастернака почитать – горло прочистить, дыхание укрепить. У нас сейчас нет более здоровой поэзии» [1, с. 556].

Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия – листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.

Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии со Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни. «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой – она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его», – справедливо отметит Анна Ахматова о слитности поэта с миром в своих размышлениях о поэтах современниках [2].

Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать – одаренной пианисткой; гостями дома были Валентин Серов, Михаил Врубель, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историкофилологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге (Германия). И хотя окончательный выбор его пал на поэзию, поэт на всю жизнь остается «привязан» к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.

Поэзия Б. Пастернака – это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения, о будущем, о природе искусства. Она переполнена светлой любовью к людям, светом.

Читайте также:
Особенности любви Юрия Живаго к Ларе: сочинение

В биографическом очерке «Люди и положения» (1956, 1957) Б. Пастернак пишет: «Моя постоянная забота обращена была на содержание, моей постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину. Чтобы всеми своими особенностями оно было вгравировано внутрь книги и говорило с ее страниц всем своим молчанием и всеми красками своей черной, бескрасочной печати» [3].

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, -в том, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно «конечный вывод мудрости земной», ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы «за кадром».

Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.

Основная философская проблема – проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует – и все. Без всяких «почему» и «зачем»:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно Мареной и лимоном Обрызнута листва.1

(«Давай ронять слова»)

Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она – неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.1

(«Январь 1919 года»)

Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. «Сестра моя – жизнь», – говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ней на «ты», меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:

Со мной, с моей свечою вровень Миры расцветшие висят.1

(«Как бронзовой золой жаровень. »)

Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудростями, созданными искусственно:

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь.

Все это – не большая хитрость.1

(«Любить иных – тяжелый крест. »)

Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное:

О Господи, как совершенны Дела твои, – думал больной, -Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной.1

Как правило, в произведениях Пастернака тема смерти почти отсутствует в чистом виде. Смерть не нарушает законов и течения жизни, она тоже есть часть бытия. Смерть – это, скорее, переход к иному этапу существования. Герой не испытывает страха перед небытием, ибо небытия не существует. Об этом – стихотворение «Уроки английского». Название кажется странным: в самом стихотворении нет ничего английского (разве что подразумеваемое имя Шекспира), а что касается уроков, то кем и кому они даются, да и какие это уроки? Дездемона, умирая, рыдает по иве; Офелия уходит из жизни «с охапкой верб и чистотела». О чем заключительные строки стихотворения, которым надлежит раскрыть его суть? Вот они:

Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,

Входили, с сердца замираньем,

В бассейн вселенной, стан свой любящий Обдать и оглушить мирами.1

Героини, отвергнув «горечь грез», открывают себя навстречу миру, природе, вечности. Перед нами – не трагический конец жизни, а ее новое открытие, озарение, освобождение от бремени «страстей человеческих».

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь -не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном – это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений поэт проводит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей возлюбленной, как море к берегу. В стихотворении «Давай ронять слова.» на вопрос о том, кто управляет миром, «кто велит», дается ответ: «Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг». Эти имена выбраны не случайно – некогда именно брак, сочетание польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло дало начало новому государству.

Чувство любви роднит человека и мир:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями Мирозданье – лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.1

(«Давай ронять слова. »)

Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора – это полное принятие всех обликов жизни.

Поражает удивительное отношение Пастернака к женщине. Тема эта проходит красной нитью во многих его стихотворениях. Женский образ у поэта лишен крайностей других авторов. Это не «гений чистой красоты», не воплощенное коварство и изменчивость, не страдающая жертва мужского превосходства, не символ Вечной Женственности. Ощутимо какое-то неуловимое благоговение «пред чудом женских рук», наделение женщины каким-то чудесным качеством. Это – изначальная близость ее к природе, ее естественность, убедительность и утвердительность, достойные того, чтобы быть воспетым:

Красавица моя, вся стать,

Вся суть твоя мне по сердцу,

Читайте также:
Быть знаменитым некрасиво (тема поэта и поэзии в творчестве Б. Л. Пастернака): сочинение

Все рвется музыкою стать,

И все на рифмы просится.2

(«Красавица моя, вся стать. »)

1 Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. – Т. 2. – М.: Худож. лит., 1989.

2 Цит. по: Пастернак Б. Л. Избранное.: в 2 т. – Т. 1. – М.: Худож. лит., 1985.

Описывая чудесные мгновения жизни, поэт обыкновенно не устает их детализировать. Вся его поэзия – своего рода гимн деталям, подробностям. Поэтическая декларация этого подхода к миру и творчеству – стихотворение «Давай ронять слова. ». Настоящему творцу «ничто не мелко»: он

Погружен в отделку Кленового листа.

(«Февраль. Достать чернил и плакать!»)

Жизнь существует в подробностях, в деталях – в этом разгадка ее тайны. Описать – значит, показать связи между предметами, их «взаимоотношения», в каком-то смысле их любовь. Так, в одном из первых стихов Пастернака весна – «черная». Весна? Пора любви, надежд, и вдруг. Однако поэт хотел показать другое: после снежной, белой зимы обнажается черная почва, которая предшествует и питает зелень лета. Гимн деталям – порою необычным – становится гимном самой жизни.

Свое определение смысла человеческой жизни поэт сформулировал в стихотворении, которое можно назвать программным для его творчества – «Во всем мне хочется дойти.». Человек должен жить, постигая законы этого мира – законы любви всего ко всему. В соответствии с ними должна строиться и его жизнь:

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.1

(«Быть знаменитым некрасиво»)

Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве «занятий», о том, что «праздность – проклятье».

Цикл «Занятье философией» книги «Сестра моя – жизнь» состоит из медиативных стихотворений с однотипными заголовками: «Определение поэзии», «Определение души», «Определение творчества». В контексте этих стихотворений, искусство – вечно, оно отражает жизнь с ее многоголосьем, с ее вековечными моральными ценностями:

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.2

В цикле выражена вся боль поэта за несовершенство жизни («нашу родину буря сожгла»; «вселенная – место глухое»). Мотивы «бури», «хаоса», «болезни», разрабатываемые в книге, включают ее в контекст художественного мира Пастернака. В романе «Доктор Живаго» образ родины, сожженной бурей, перерастает в развернутую метафору: «С России сорвало крышу». Мотив «болезни земли», соотнесенный с мотивом «высокой болезни» в одноименной поэме, говорит о муках, страданиях земли в периоды социальных катаклизмов:

Вот и ливень. Блеск водобоязни,

Вихрь, обрывки бешеной слюны.

Но откуда? С тучи, с поля, с Клязьмы Или с сардонической сосны?2

Вопрос о времени соотносится поэтом с собственными взглядами на мир, с представлениями о жизни, смерти и бессмертии. Художник, по Пастернаку, тесно связан со своим временем, но он – и представитель вечности, поскольку через творчество достигает бессмертия.

1 Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. – Т. 2. – М.: Худож. лит., 1989.

2 Цит. по: Пастернак Б. Л. Избранное.: в 2 т. – Т. 1. – М.: Худож. лит., 1985.

В стихотворении «Ночь» (1956), отражающем идеи французского писателя Ангуана де Сент-Экзюпери об ответственности человека за все происходящее на «планете людей», Пастернак говорит о преодолении времени и смерти как задаче художника. Поэт уподобляется в стихотворении летчику, поднявшемуся над землей, как звезда, обозревающему небосвод и чувствующему ответственность за мировую жизнь.

Он смотрит на планету,

Как будто небосвод Относится к предмету Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.1

Пастернак внес в стихи свое видение мира: «луга, осоку, сенокос, грозы раскаты» в их неповторимость и жизнетворящей силе. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Сущность своего метода, как и право на него, поэт определил в своих заметках так: «Гений есть кровно осязаемое право мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, доступности всего живого».

Философия Пастернака – жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни. Мир несовершенен, но он существует, и это прекрасно.

1. Мандельштам О. Э. Заметки о поэзии // Собр. соч.: в 4 т. – М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. – Т. 2. – С. 556.

2. Ахматова А. А. Путь Пастернака // Встречи с прошлым. – М.: Сов. Россия, 1978. Вып. 3.

3. Пастернак Б. Л. Люди и положения: Повести. Статьи. Драматические произведения. – М.: Эксмо, 2008. – 634 с.

Статья поступила в редакцию 29.06.2010

PHILOSOPHICAL CONCEPTION OF BORIS PASTERNAK’S POETRY

The poetry of B. Pasternak is not easy to understand. The matter is that it is not only difficult for perception but it is deep and dynamic. The main characteristic of his poems are defined by solving global philosophical problems. His concept of life represents the connection of a man and nature, a man and the Universe. His poetry is full of thoughts about mystery of love, about life and death, about the miracle of human community and future. We find the same intensity of his feelings when he speaks about the nature of art. The problem of existence is the fundamental philosophical problem. It is reflected and confirmed by all Pasternak’s poetry. The existence of the world is confirmed by all his poetic work. His poetry is the reflection of astonishment and awe of the miracle of love. His poetry is increasingly absorbed by this motive. The Pasternak’s main hero takes the existence as it is. He has no doubt in the perfection and advisability of the existence. The awe of life spreads to all its forms. There is no division into internal and ordinary things in his poetry. Thinking about the ground of the human existence Pasternak gives the first place to love. According to him love is not only the simple human feeling but it is the main principle of life. He was keener to represent love as its fundamental principle. He finds the same principal in nature – it is the universal connection of all phenomena and things. All his poetry is the sort of the hymn to details and particularities. He has his own understanding of the world and he has his own dynamic, expressive and metaphorical way of his expression. Pasternak’s philosophy is life-asserting and optimistic.

Читайте также:
Тема истории в поэзии Пастернака: сочинение

Key words: philosophical problems, depth and dynamics of thought, the problem of existence, awe of life, love is the fundamental principle of life, hymn to details, his own vision of the world, life-asserting and optimistic.

Философская насыщенность лирики Б. Пастернака

Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.

Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он — поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака — «живая жизнь». Она — мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение:

Казалось альфой и омегой, —

Мы с жизнью на один покрой:

И круглый год, в снегу, без снега,

Она жила, как аНет е§о,

И я назвал ее сестрой.

Поэтому природа в изображении Б. Пастернака — не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме. », «Зимняя ночь».

Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

Во многих произведениях Б. Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание «докопаться до сути». Поэтому, говоря о каких-либо вещах он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу.

Мой друг, ты спросишь, кто велит,

Чтоб жглась юродивого речь?

В природе лип, в природе плит,

В природе лета было жечь.

Это типичный ход мысли Б. Пастернака: не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь», то есть такова сущность лета. И поэт постоянно вглядывается в каждый предмет, пытается проникнуть вглубь. Часто Б. Пастернак строит стихотворение как определение, передавая не только впечатление от предмета, но и его понятие, идею. Отдельные его стихи так и называются: «Определение души», «Определение поэзии» и т. д. И во многих его стихах возникают такие определяющие конструкции, воспроизводящие чуть ли не стиль учебника или толкового словаря:

Поэзия, я буду клясться

Тобой, и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласца,

Ты— лето с местом в третьем классе,

Ты — пригород, а не припев.

Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет:

Мы были в Грузии. Помножим

Нужду на нежность, ад на рай,

Теплицу льдам возьмем подножьем,

И мы получим этот край.

В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:

Твой поход изменит местность.

Под чугун твоих подков,

Хлынут волны языков.

Крыши городов дорогой,

Каждой хижины крыльцо,

Каждый тополь у порога

Будут знать тебя в лицо.

Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно — что жилы отворить». Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры.

Читайте также:
Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе: сочинение

Поэзия Бориса Пастернака не легка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия — листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.

Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать — одаренной пианисткой; гостями дома были Серов, Врубель, Скрябин, Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историко-филологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге. И хотя окончательный выбор его пал на поэзию (чему, на мой взгляд, следует только радоваться), поэт на всю жизнь остается «привязан» к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, — то, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Что ж, значит, такой читатель стихам не нужен. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно «конечный вывод мудрости земной», ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы «за кадром».

Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.

Основная философская проблема — проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует — и все. Без всяких «почему» и «зачем»:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она — неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. «Сестра моя — жизнь», — говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ней на «ты», меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:

Со мной, с моей свечею вровень

Миры расцветшие висят.

Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудростями, созданными искусственно:

Легко проснуться и прозреть,

Словесной сор из сердца вытрястъ

И жить, не засоряясь впредь.

Все это — не большая хитрость.

Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное:

«О Господи, как совершенны

Дела твои, — думал больной, —

Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной. »

Как правило, в произведениях Пастернака тема смерти почти отсутствует в чистом виде. Смерть не нарушает законов и течения жизни, она тоже есть часть бытия. Смерть — это скорее переход к иному этапу существования. Герой не испытывает страха перед небытием, ибо небытия не существует. Об этом — стихотворение «Уроки английского». Обращаясь к героиням Шекспира, поэт повествует о том, как их смерть становится открытием новых миров, не концом, а началом жизни во вселенной.

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь — не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном — это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений

Поэт проводит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей возлюбленной, как море к берегу. В стихотворении «Давай ронять слова. » на вопрос о том, кто управляет миром, «кто велит», дается ответ: «Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг». Эти имена выбраны не случайно — некогда именно брак, сочетание польской королевы Ядвиги к литовского князя Ягайло дало начало новому государству.

Чувство любви роднит человека и мир:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье — лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора — это полное принятие всех обликов жизни.

Читайте также:
Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака: сочинение

Свое определение смысла человеческой жизни поэт сформулировал в стихотворении, которое можно назвать программным для его творчества — «Во всем мне хочется дойти. » Человек должен жить, постигая законы этого мира — законы любви всего ко всему. В соответствии с ними должна строиться и его жизнь:

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве «занятий», о том, что «праздность — проклятье». Таков для Пастернака «конечный вывод мудрости земной».

Философия Пастернака — жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни, служат своего рода очищающим душу катарсисом. Нельзя сказать — «Мир прекрасен», но нужно — «Мир существует, и это прекрасно».

Им правит закон любви. Все это должен принять человек, принять и трудиться.

Лирика Пастернака, основные темы и мотивы

В русской литературе немало поэтических произведений, в которых затрагивается философская тема, присутствуют любовные мотивы, описания природы. Правда, особого внимания заслуживает лирика Пастернака. На разных этапах творческого пути поэт поднимал различные темы, пользовался разными способами выражения. Поэтому его произведения стоит рассмотреть более подробно. Информация о лирике Пастернака пригодится ученикам 9 класса.

Особенности и своеобразие лирики Пастернака

Лирика Бориса Пастернака – огромный вклад поэта в мировую и русскую литературу. Она одновременно проста и сложна, сдержана и эмоциональна, понятна и изыскана. Поэзия восхищает многообразием ассоциаций и звуков.

Автору удается представить знакомые всем явления и предметы в новом обличье. Своеобразие лирики Пастернака заключается в яркости и неординарности. Поэтому произведения никого не оставляют равнодушным. Основные мотивы лирики Пастернака – отражение его личности. Будущий поэт рос в семье знаменитого художника и уже с первых попыток в его стихах просматривается особый стиль, нестандартное построение художественных приемов и средств.

Публиковаться автор начал в 1913 году. Правда, к ранним своим произведениям он относился весьма критично. Поэтому спустя время часть из них кардинально переделал. Здесь наблюдается нарушение логических связей, возможны пропуски несущественных для автора деталей. Нередко Пастернак вовсе не называет тот предмет, о котором идет речь, но дает ему многочисленные определения.

Стихи Пастернака отличаются тем, что в них зачастую используются редкие выражения и слова. Автор старался их употреблять не часто. Чтобы понять его лирику, нужно знать значение данных слов. Поэт подбирал их с особой тщательностью. Он стремился не использовать штампов, которые отталкивали его. Именно поэтому он называет четкие имена своих персонажей, подбирает малоизвестные географические названия, использует уже устаревшие выражения.

Особенность лирики Пастернака – необычный синтаксис. Автор прибегает к нарушению привычных канонов. Обычные слова он располагает в строфе неординарно. За счет этого текст становится экспрессивным, ярким, приобретает особый ритм.

Темы и мотивы лирики Пастернака

Отдельно стоит рассмотреть, какие темы и мотивы присутствуют в лирике Пастернака. Поэт не останавливается на описании только одной определенной проблемы. Его произведения многогранны и глубоки. Основные темы при этом – любовь, философия и природа.

Ранняя лирика Пастернака

От более поздних работ ранняя лирика Пастернака кардинально отличается. Например, в 1917 году вышел его сборник стихов под названием «Сестра моя жизнь». Все произведения в нем посвящены его возлюбленной Елене. Здесь присутствуют размышления лирического героя, сравнение его возлюбленной с литературными и мифологическими персонажами. Стихотворения чем-то схожи с мифами.

Автор нередко обращался к книжным образам. Таким образом ему удавалось создать определенную ассоциативную связь. В сборнике образы связаны воедино, символизируют любовь, силу и чистоту. Своих героинь он представляет не неприступными и холодными, а эмоциональными, живыми, объединяет их с природой.

Ранние произведения автора динамичны, схожи с картинами, написанными в ярких тонах. Эти стихи музыкальны и ритмичны. Мир поэт представляет предметным. С помощью любви преображается не только человек в лирике Пастернака, но и все, что его окружает. Возлюбленная помогает сделать жизнь прекрасной.

В сборнике «Сестра моя жизнь» автор представляет жизнь во всем своем многообразии, с неудачами и радостями. Возлюбленную при этом он видит царицей, помогающей герою раскрыться и очистить окружающий мир. Анализ этих произведений осуществляется с учетом чувств и ощущений. Символы здесь многозначны и каждый читатель их понимает по-своему.

Внимания заслуживает еще один сборник, который относится к раннему периоду творчества. Речь идет о «Темы и вариации». Эта книга была опубликована в 1923 году. Здесь уже отмечается больше драмы и напряжения, описываются противоречивые ситуации, которые отпадают от нормы. Этот сборник можно смело назвать самым экспрессивным среди всех книг поэта. В лирике Бориса Пастернака запечатлен глубокий психологизм. Любовная тематика приобретает совершенно новый поворот. Писатель ассоциирует любовь с болью и болезнью. Этому есть вполне логичное объяснения – разрыв отношений с возлюбленной.

Автор неоднократно обращается в своих стихах к Елене, признается в любви. В этой серии произведений отчетливо заметно напряжение, боль. Лишь в конце цикла персонажу удается добиться смирения и отпустить любимую.

Философская лирика

Отдельного внимания заслуживает философская глубина лирики Пастернака. В своих произведениях поэт раскрывает проблемы мировоззрения и всего человечества в целом. Он пытается найти ответы на важные философские вопросы, ищет смысл жизни и правду. Человек в лирике Пастернака представляется нравственным, духовным. В его произведениях присутствуют размышления об искусстве и его природе, предназначении творчества, жизни и смерти, течение времени. Нередко мироздание в стихах выступает отражением человеческой души.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака: сочинение

Для героев характерно жизнелюбие. В душе человек осознает, насколько хрупкой является жизнь, понимает, что не хватает сострадания. По сути, именно такими качествами и определяются философские мотивы. Только чуткие и умные люди способны познать смысл бытия.

Пастернак понимал, что осознать все тонкости мира в его огромном многообразии попросту не удастся. Человеку дано лишь открывать его, но этому нужно учиться. Следует наблюдать за всеми жизненными проявлениями и постоянно стремиться к познанию. Автор принимал мир во всей его простоте и красоте, не пытался идеализировать и возвысить. Поэтому для него он был понятен и прост. Его герой радуется и удивляется всему, что его окружает. Поэт считает, что прекрасное нужно уметь видеть даже в мелочах. Например, в порхании бабочки, каплях росы. Тем не менее он указывает на то, что в мире множество загадок и их нужно разгадывать.

Человеческая жизнь, по мнению поэта, не бренная. Он относится к ней к как дару. Поэтому его произведения наполнены счастьем и детством. Пастернак убежден, что лишь Творец может определять участь людей. Эта мысль отчетливо просматривается в его поздних произведениях. По сути, могущество Бога присутствует на всех этапах его творчества, и эта идея была неизменной до самого конца.

Природа в лирике Пастернака

Природе в лирике Пастернака уделено особое внимание. Поэт молчаливо и восторженно наблюдал за всем, что его окружает. Автор буквально сливался с природой, растворялся в ней. Считал, что беглым, поверхностным взглядом невозможно уловить все ее оттенки.

Литератор восторгался миром природы и стремился передать эти чувства читателю. Особо ярко это заметно в произведениях про природу. Он уделяет внимание безграничным просторам, временам года, закатам и восходам. Автор удивительным образом чувствовал жизненную глубину в окружающем мире, считал, что именно в природе точно отображены душевные переживания людей.

Поэт даже человека не представляет самостоятельным персонажем. Он растворяется в природе, сливается в ней. Сама же природа при этом живет, чувствует, дышит и даже размышляет. Например, автор сравнивает грозу со злой женщиной, а дождь, с метчиком и землемером.

В природных образах поэт отображает реальность, переживания людей. С помощью пейзажей ему удается передать настроение, определенный смысл.

Любовная лирика поэта

Любовь в лирике Пастернака присутствует повсеместно. Эта тема просматривается как в ранних, так и поздних произведениях. Особого же внимания заслуживает книга «Второе вторжение». По сути, сборник можно назвать автобиографичным. В период его написания семья Пастернака разрушилась, вскоре он нашел себе новую спутницу жизни.

В сборнике автор обращается к своей бывшей супруге. Просит не печалиться по поводу развода, но делает это весьма неуверенно. Он посвящает ей стих, говорит, что та навсегда останется для него опорой и товарищем. Их же любовь оказалась обманом.

За счет наличия сразу двух женщин, цикл получился весьма драматичным. Тем не менее прослеживается доверительный тон. Герой в произведении восторжен, воодушевлен любовью. Благодаря новому, только зародившемуся чувству, у него появляется желание жить и творить. Он восхищается своей возлюбленной и всячески подчеркивает это в стихах.

Любимая для героя – целая жизнь. Все, что не касается нее и любви как таковой, для него не имеет никакого значения. Когда в его жизни появляется возлюбленная, он перестает испытывать вину, тоску и одиночество. Благодаря любви герой будто оживает. Свое будущее он связывает исключительно с любимой.

Автор представляет эту даму чистым и светлым ангелом. Правда, в этом цикле книжные образы присутствуют лишь изредка. Применяется понятная для всех лексика, нет размытых, сложных фраз. За счет этого образ удается сделать реальным, земным. С помощью любимой герой перерождается и начинает жить уже по-новому.

После выпуска этой книги у автора наблюдается длительный творческий кризис. Обусловлено это влиянием идеологии. Возможно поэтому на определенный период любовь в произведениях автора практически не просматривается. Что именно привело к таким кардинальным переменам, достоверно не известно. Не исключено, что автор попросту не хотел освящать интимные детали своей жизни. Также есть предположение, что на это повлиял переломный момент в его душе или положение государства.

Лирика Пастернака, основные темы и мотивы

В русской литературе немало поэтических произведений, в которых затрагивается философская тема, присутствуют любовные мотивы, описания природы. Правда, особого внимания заслуживает лирика Пастернака. На разных этапах творческого пути поэт поднимал различные темы, пользовался разными способами выражения. Поэтому его произведения стоит рассмотреть более подробно. Информация о лирике Пастернака пригодится ученикам 9 класса.

Особенности и своеобразие лирики Пастернака

Лирика Бориса Пастернака – огромный вклад поэта в мировую и русскую литературу. Она одновременно проста и сложна, сдержана и эмоциональна, понятна и изыскана. Поэзия восхищает многообразием ассоциаций и звуков.

Автору удается представить знакомые всем явления и предметы в новом обличье. Своеобразие лирики Пастернака заключается в яркости и неординарности. Поэтому произведения никого не оставляют равнодушным. Основные мотивы лирики Пастернака – отражение его личности. Будущий поэт рос в семье знаменитого художника и уже с первых попыток в его стихах просматривается особый стиль, нестандартное построение художественных приемов и средств.

Публиковаться автор начал в 1913 году. Правда, к ранним своим произведениям он относился весьма критично. Поэтому спустя время часть из них кардинально переделал. Здесь наблюдается нарушение логических связей, возможны пропуски несущественных для автора деталей. Нередко Пастернак вовсе не называет тот предмет, о котором идет речь, но дает ему многочисленные определения.

Читайте также:
Стихотворение Б. Л. Пастернака Про эти стихи (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Стихи Пастернака отличаются тем, что в них зачастую используются редкие выражения и слова. Автор старался их употреблять не часто. Чтобы понять его лирику, нужно знать значение данных слов. Поэт подбирал их с особой тщательностью. Он стремился не использовать штампов, которые отталкивали его. Именно поэтому он называет четкие имена своих персонажей, подбирает малоизвестные географические названия, использует уже устаревшие выражения.

Особенность лирики Пастернака – необычный синтаксис. Автор прибегает к нарушению привычных канонов. Обычные слова он располагает в строфе неординарно. За счет этого текст становится экспрессивным, ярким, приобретает особый ритм.

Темы и мотивы лирики Пастернака

Отдельно стоит рассмотреть, какие темы и мотивы присутствуют в лирике Пастернака. Поэт не останавливается на описании только одной определенной проблемы. Его произведения многогранны и глубоки. Основные темы при этом – любовь, философия и природа.

Ранняя лирика Пастернака

От более поздних работ ранняя лирика Пастернака кардинально отличается. Например, в 1917 году вышел его сборник стихов под названием «Сестра моя жизнь». Все произведения в нем посвящены его возлюбленной Елене. Здесь присутствуют размышления лирического героя, сравнение его возлюбленной с литературными и мифологическими персонажами. Стихотворения чем-то схожи с мифами.

Автор нередко обращался к книжным образам. Таким образом ему удавалось создать определенную ассоциативную связь. В сборнике образы связаны воедино, символизируют любовь, силу и чистоту. Своих героинь он представляет не неприступными и холодными, а эмоциональными, живыми, объединяет их с природой.

Ранние произведения автора динамичны, схожи с картинами, написанными в ярких тонах. Эти стихи музыкальны и ритмичны. Мир поэт представляет предметным. С помощью любви преображается не только человек в лирике Пастернака, но и все, что его окружает. Возлюбленная помогает сделать жизнь прекрасной.

В сборнике «Сестра моя жизнь» автор представляет жизнь во всем своем многообразии, с неудачами и радостями. Возлюбленную при этом он видит царицей, помогающей герою раскрыться и очистить окружающий мир. Анализ этих произведений осуществляется с учетом чувств и ощущений. Символы здесь многозначны и каждый читатель их понимает по-своему.

Внимания заслуживает еще один сборник, который относится к раннему периоду творчества. Речь идет о «Темы и вариации». Эта книга была опубликована в 1923 году. Здесь уже отмечается больше драмы и напряжения, описываются противоречивые ситуации, которые отпадают от нормы. Этот сборник можно смело назвать самым экспрессивным среди всех книг поэта. В лирике Бориса Пастернака запечатлен глубокий психологизм. Любовная тематика приобретает совершенно новый поворот. Писатель ассоциирует любовь с болью и болезнью. Этому есть вполне логичное объяснения – разрыв отношений с возлюбленной.

Автор неоднократно обращается в своих стихах к Елене, признается в любви. В этой серии произведений отчетливо заметно напряжение, боль. Лишь в конце цикла персонажу удается добиться смирения и отпустить любимую.

Философская лирика

Отдельного внимания заслуживает философская глубина лирики Пастернака. В своих произведениях поэт раскрывает проблемы мировоззрения и всего человечества в целом. Он пытается найти ответы на важные философские вопросы, ищет смысл жизни и правду. Человек в лирике Пастернака представляется нравственным, духовным. В его произведениях присутствуют размышления об искусстве и его природе, предназначении творчества, жизни и смерти, течение времени. Нередко мироздание в стихах выступает отражением человеческой души.

Для героев характерно жизнелюбие. В душе человек осознает, насколько хрупкой является жизнь, понимает, что не хватает сострадания. По сути, именно такими качествами и определяются философские мотивы. Только чуткие и умные люди способны познать смысл бытия.

Пастернак понимал, что осознать все тонкости мира в его огромном многообразии попросту не удастся. Человеку дано лишь открывать его, но этому нужно учиться. Следует наблюдать за всеми жизненными проявлениями и постоянно стремиться к познанию. Автор принимал мир во всей его простоте и красоте, не пытался идеализировать и возвысить. Поэтому для него он был понятен и прост. Его герой радуется и удивляется всему, что его окружает. Поэт считает, что прекрасное нужно уметь видеть даже в мелочах. Например, в порхании бабочки, каплях росы. Тем не менее он указывает на то, что в мире множество загадок и их нужно разгадывать.

Человеческая жизнь, по мнению поэта, не бренная. Он относится к ней к как дару. Поэтому его произведения наполнены счастьем и детством. Пастернак убежден, что лишь Творец может определять участь людей. Эта мысль отчетливо просматривается в его поздних произведениях. По сути, могущество Бога присутствует на всех этапах его творчества, и эта идея была неизменной до самого конца.

Природа в лирике Пастернака

Природе в лирике Пастернака уделено особое внимание. Поэт молчаливо и восторженно наблюдал за всем, что его окружает. Автор буквально сливался с природой, растворялся в ней. Считал, что беглым, поверхностным взглядом невозможно уловить все ее оттенки.

Литератор восторгался миром природы и стремился передать эти чувства читателю. Особо ярко это заметно в произведениях про природу. Он уделяет внимание безграничным просторам, временам года, закатам и восходам. Автор удивительным образом чувствовал жизненную глубину в окружающем мире, считал, что именно в природе точно отображены душевные переживания людей.

Поэт даже человека не представляет самостоятельным персонажем. Он растворяется в природе, сливается в ней. Сама же природа при этом живет, чувствует, дышит и даже размышляет. Например, автор сравнивает грозу со злой женщиной, а дождь, с метчиком и землемером.

Читайте также:
Своеобразие лирики Б. Пастернака: сочинение

В природных образах поэт отображает реальность, переживания людей. С помощью пейзажей ему удается передать настроение, определенный смысл.

Любовная лирика поэта

Любовь в лирике Пастернака присутствует повсеместно. Эта тема просматривается как в ранних, так и поздних произведениях. Особого же внимания заслуживает книга «Второе вторжение». По сути, сборник можно назвать автобиографичным. В период его написания семья Пастернака разрушилась, вскоре он нашел себе новую спутницу жизни.

В сборнике автор обращается к своей бывшей супруге. Просит не печалиться по поводу развода, но делает это весьма неуверенно. Он посвящает ей стих, говорит, что та навсегда останется для него опорой и товарищем. Их же любовь оказалась обманом.

За счет наличия сразу двух женщин, цикл получился весьма драматичным. Тем не менее прослеживается доверительный тон. Герой в произведении восторжен, воодушевлен любовью. Благодаря новому, только зародившемуся чувству, у него появляется желание жить и творить. Он восхищается своей возлюбленной и всячески подчеркивает это в стихах.

Любимая для героя – целая жизнь. Все, что не касается нее и любви как таковой, для него не имеет никакого значения. Когда в его жизни появляется возлюбленная, он перестает испытывать вину, тоску и одиночество. Благодаря любви герой будто оживает. Свое будущее он связывает исключительно с любимой.

Автор представляет эту даму чистым и светлым ангелом. Правда, в этом цикле книжные образы присутствуют лишь изредка. Применяется понятная для всех лексика, нет размытых, сложных фраз. За счет этого образ удается сделать реальным, земным. С помощью любимой герой перерождается и начинает жить уже по-новому.

После выпуска этой книги у автора наблюдается длительный творческий кризис. Обусловлено это влиянием идеологии. Возможно поэтому на определенный период любовь в произведениях автора практически не просматривается. Что именно привело к таким кардинальным переменам, достоверно не известно. Не исключено, что автор попросту не хотел освящать интимные детали своей жизни. Также есть предположение, что на это повлиял переломный момент в его душе или положение государства.

Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака

Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака

С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах, иногда не заботясь о том, чтобы они были поняты. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств. Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех, Но люди в брелоках высоко брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе, Книга стихов “Сестра моя — жизнь” создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Рушились и устои литературного стиля, поэтому творчество раннего Б. Пастернака близко к новым течениям в поэзии. Для Б. Пастернака главным является правда жизни, те ее мгновения, которые он запечатлевает. В конце жизни, в опыте автобиографии “Люди и положения”, он написал: “.

Моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало: чтобы оно содержало новую мысль или новую картину. Мне ничего не нужно было от себя, от читателей, от теории искусства. Мне нужно было, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, а в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал”. Но простое воспроизведение действительности для него немыслимо, так как эта действительность и язык, предназначенный для ее описания, — явления принципиально различные. Поэтому нужно было найти компромисс, в котором язык и реальность, не утратив своего своеобразия, максимально точно соответствовали бы друг другу. Этим вызвано непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастернака. Первые два сборника стихов посвящены созданию атмосферы, которая позволила бы воспроизвести мир, где все связано между собой, но эта атмосфера важна не сама по себе, а как средство для выражения представлений поэта о нравственных основах мира. В третьей книге стихов “Сестра моя — жизнь” мы видим, что природа и человек воспринимаются поэтом как части одного целого, включающего все богатство и разнообразие человеческой жизни, пронизанной и революционными событиями, и интимными переживаниями. В стихотворениях этого сборника фотокарточка является заместительницей женщины, деревья спорят о человеке с ветром, Демон обещает вернуться лавиной, сад бьется в зеркале и т.

. Поэтому кажущиеся чисто пейзажными стихотворения приобретают характер глобальный, как стихотворение “Степь”: “Как были те выходы в степь хороши!/ Безбрежная степь, как марина. / Вздыхает ковыль, шуршат мураши, / И плавает плач комариный. /. Не стог ли в тумане?/ Кто поймет!/ Не наш ли омет? Доходим. — Он. / — Нашли! Он самый и есть. — Омет. /Туман и степь с четырех сторон”, И далее: “.

И через дорогу за тын перейти/Нельзя, не топча мирозданья”. В этих строках — ощущение целостности всего сущего, неразрывной связи жизни человечества и природы. Природа, мир, тайник вселенной. Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою! Творчество зрелого Пастернака перестало быть необузданным, оно подчиняется его творческой воле. Стихи становятся лаконичными и стройными, в них ощущаются сила и яркость. В 50-е годы лейтмотивом нового цикла стихов становятся самоотверженность, самоотдача. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. В стихотворении “Свадьба” он пишет: Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье. Эти стихи перекликаются с ранним циклом поэта “На ранних поездах”, когда он очутился в вагоне, переполненном “простыми людьми”. Свое чувство к народу Пастернак назвал обожанием. Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты. Стиль позднего Пастернака — просветленный. Но просветление не значит успокоение. В нем осталась прежняя ненасытность души, жажда понять и осмыслить непостижимые радости, противоречия и трагедии жизни. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины, До основанья, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. Пастернак стремился донести до читателя не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность; чувствовал громадную ответственность писателя за точную передачу смысла изображаемой им жизни, заботился о сохранении в сегодняшней действительности извечных моральных ценностей человечества. И если в ранней поэзии и прозе это скорее чувствовалось, чем прочитывалось впрямую, то позже, в последних циклах стихов он добился максимальной отчетливости, проясненности своих принципов. Убеждение в том, что “поэзия сохраняет в себе личность художника в том случае, если он верно определяет и выражает своим творчеством “безвременное значение””, Пастернак пронес от самых ранних произведений до стихов книги “Когда разгуляется” и романа “Доктор Живаго”.

Читайте также:
Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика).: сочинение

«Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака»

С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах, изредка незаботясь о том, чтобы они были поняты. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый экстаз жизни. Его ошеломляет хаос: запахов, красок, звуков и чувств.

Сестра моя — жизнь и сегодня

Расшиблась весенним дождем обо всех,

Но люди в брелоках приподнято

И вежливо жалят, как змеи в овсе.

Книга стихов «Сестра моя — жизнь» создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Рушились и устои литературного стиля, поэтому творчество раннего Б. Пастернака близко к новым течениям в поэзии.

Для Б. Пастернака главным является правда жизни, те ее мгновения, которые он запечатлевает. В конце жизни, в опыте автобиографии «Люди и положения», он написал: «…моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало: чтобы оно содержало новую мысль или новую картину… Мне ничего не надобно было от себя, от читателей, от теории искусства. Мне надобно было, чтобы одно стихотворение содержало городишко Венецию, а в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал». Но простое воспроизведение реальности для него немыслимо, так как эта реальность и язык, предназначенный для ее описания, — явления принципиально различные. Поэтому надобно было найти компромисс, в котором язык и реальность, не утратив своего своеобразия, максимально точно соответствовали бы товарищ другу. Этим вызвано непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастернака.

Первые два сборника стихов посвящены созданию атмосферы, которая позволила бы воспроизвести мир, где все связано между собой, но эта атмосфера важна не сама по себе, а как средство для выражения представлений поэта о нравственных основах мира.

В третьей книге стихов «Сестра моя — жизнь» мы видим, что природа и человек воспринимаются поэтом как части одного целого, включающего все богатство и разнообразие человеческой жизни, пронизанной и революционными событиями, и интимными переживаниями. В стихотворениях этого сборника фотокарточка является заместительницей женщины, деревья спорят о человеке с ветром, Демон обещает вернуться лавиной, сад бьется в зеркале и т.д. Поэтому кажущиеся чисто пейзажными стихотворения приобретают характер глобальный, как стихотворение «Степь»: «Как были те.выходы в степь хороши!/ Безбрежная степь, как марина./ Вздыхает ковыль, шуршат мураши,/ И плавает плач комариный./… Не стог ли в тумане?/ Кто поймет!/ Не наш ли омет? Доходим. — Он./ — Нашли! Он самый и есть. — Омет./Туман и степь с четырех сторон». И далее: «…И через дорогу за тын перейти/Нельзя, не топча мирозданья». В этих строках — ощущение целостности всего сущего, неразрывной связи жизни человечества и природы.

Природа, мир, тайник вселенной.

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою!

Творчество зрелого Пастернака перестало быть необузданным, оно подчиняется его творческой воле. Стихи становятся лаконичными и стройными, в них ощущаются сила и яркость.

В 50-е годы лейтмотивом нового цикла стихов становятся самоотверженность, самоотдача.

Цель творчества.— самоотдача,

А не шумиха, не успех.

В стихотворении «Свадьба» он пишет:

Жизнь ведь тоже только миг,

Нас самих во всех других,

Как бы им в даренье.

Эти стихи перекликаются с ранним циклом поэта «На ранних поездах», когда он очутился в вагоне, переполненном «простыми людьми». Свое чувство к народу Пастернак назвал обожанием.

Сквозь прошлого перипетии

И годы войн и нищеты

Я молча узнавал России

Стиль позднего Пастернака — просветленный. Но просветление не значит успокоение. В нем осталась прежняя ненасытность души, охота понять и осмыслить непостижимые радости, противоречия и трагедии жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: