Философские мотивы лирики Б.Пастернака: сочинение

Философские мотивы лирики Б.Пастернака: сочинение

Учеба – это усилия
  • Главная
  • Цены
  • Заказать
  • Статьи
  • О проекте
  • Главная
  • Сочинение
  • Литература
  • Философские мотивы лирики Б.Пастернака

Философские мотивы лирики Б.Пастернака

Философские мотивы лирики Б.Пастернака

Борис Леонидович Пастернак – поэт для думающего читателя. Я бы сказал – для читателя с думающим сердцем. Он, как известно, во всем стремился «дойти до самой сути» и, конечно, с самого начала был не просто поэтом, но и философом. Да если бы Пастернак не был философом, мы бы не узнали столько глубоких поэтических откровений. А его проза – это тоже плод философских раздумий о смысле бытия.

Один из циклов стихов Пастернака так и называется – «Занятия философией». Даже в названии чувствуется особенность поэта. Он не назвал свой цикл просто «Философские стихи», а именно «занятия», то есть, понять мир во всем многообразии, конечно, невозможно. Человеку дано лишь учиться открывать его для себя. Одному это удается в большей степени, другому в меньшей. Пастернаку, как говорится, с Божьей помощью удалось за свою жизнь сделать очень много прекрасных, грустных и порой ошеломляющих открытий.

Итак, поэт был склонен к определениям, а не к доказательствам:

Нашу родину буря сожгла. Узнаешь ли гнездо свое, птенчик. О, не бойся, приросшая песнь! И куда прорываться еще нам? Ах, наречье смертельное «здесь» — Невдомек содроганью сращенному.

Это из стихотворения «Определение души». Мне близка и понятна опаленная бурями времени душа человека, которая не утратила способность тонко реагировать на природу. Душа знает, что природа зависит от ее состояния так же, как она зависит от состояния природы. Поэтому у Пастернака природа роднится с человеческой душой, и нет ни страха, ни сомненья, что гармония выльется в стихи.

А вот философское определение поэзии:

Это – сладкий заглохший горох, Это – слезы вселенной в лопатках, Это – с пультов и флейт – Фигаро Низвергается градом на грядку.

Сочетание низкого и высокого рождает поэзию – вот основная философская мысль поэта. Но свести в единое целое так далеко отстающие друг от друга смысловые понятия – дело гения. И, как мы видим, «Фигаро» и «сладкий заглохший горох» оказываются в центре поэтической вселенной и прекрасно соседствуют.

У многих поэтов есть пристрастие к определению своего творчества. Это в основном рождает массу неинтересных читателю стихов о стихах. У Пастернака и эта тема «играет», способна заворожить, как любовная лирика. Вот пастернаковское «Определение творчества»:

Разметав отвороты рубашки, Волосато, как торс у Бетховена, Накрывает ладонью, как шашки. Сок и совесть, и ночь, и любовь оно.

И последняя строфа:

И сады, и пруды, и ограды, И кипящее белыми воплями Мирозданье – лишь страсти разряды, Человеческим сердцем накопленной.

Великолепна мысль Пастернака о материализации человеческого сознания. Возможно, мироздание действительно в какой-то степени есть отражение нашей духовной жизни. Недаром же у Пастернака природа часто поступает, как человек:

Гроза, как жрец, сожгла сирень И дымом жертвенным застлала Глаза и тучи. Расправляй Губами вывих муравья.

Так очеловеченная природа даст возможность ярко проявиться душе – доброй и злой, нежной и безразличной. Душа лирического героя Пастернака феноменальна в своем сострадании ко всему живому и вообще – в жизнелюбии. Его душа осязает хрупкость жизни на земле и катастрофическую нехватку чувства сострадания.

Эти качества души лирического героя Пастернака и определяют, по-моему, его философскую лирику.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основные мотивы лирики Б. Пастернака

Сочинения

В русской литературе немало поэтических произведений, в которых затрагивается философская тема, присутствуют любовные мотивы, описания природы. Правда, особого внимания заслуживает лирика Пастернака. На разных этапах творческого пути поэт поднимал различные темы, пользовался разными способами выражения. Поэтому его произведения стоит рассмотреть более подробно. Информация о лирике Пастернака пригодится ученикам 9 класса.

Особенности и своеобразие лирики Пастернака

Лирика Бориса Пастернака – огромный вклад поэта в мировую и русскую литературу. Она одновременно проста и сложна, сдержана и эмоциональна, понятна и изыскана. Поэзия восхищает многообразием ассоциаций и звуков.

Автору удается представить знакомые всем явления и предметы в новом обличье. Своеобразие лирики Пастернака заключается в яркости и неординарности. Поэтому произведения никого не оставляют равнодушным. Основные мотивы лирики Пастернака – отражение его личности. Будущий поэт рос в семье знаменитого художника и уже с первых попыток в его стихах просматривается особый стиль, нестандартное построение художественных приемов и средств.

Публиковаться автор начал в 1913 году. Правда, к ранним своим произведениям он относился весьма критично. Поэтому спустя время часть из них кардинально переделал. Здесь наблюдается нарушение логических связей, возможны пропуски несущественных для автора деталей. Нередко Пастернак вовсе не называет тот предмет, о котором идет речь, но дает ему многочисленные определения.

Стихи Пастернака отличаются тем, что в них зачастую используются редкие выражения и слова. Автор старался их употреблять не часто. Чтобы понять его лирику, нужно знать значение данных слов. Поэт подбирал их с особой тщательностью. Он стремился не использовать штампов, которые отталкивали его. Именно поэтому он называет четкие имена своих персонажей, подбирает малоизвестные географические названия, использует уже устаревшие выражения.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака: сочинение

Особенность лирики Пастернака – необычный синтаксис. Автор прибегает к нарушению привычных канонов. Обычные слова он располагает в строфе неординарно. За счет этого текст становится экспрессивным, ярким, приобретает особый ритм.

Темы и мотивы лирики Пастернака

Отдельно стоит рассмотреть, какие темы и мотивы присутствуют в лирике Пастернака. Поэт не останавливается на описании только одной определенной проблемы. Его произведения многогранны и глубоки. Основные темы при этом – любовь, философия и природа.

Ранняя лирика Пастернака

От более поздних работ ранняя лирика Пастернака кардинально отличается. Например, в 1917 году вышел его сборник стихов под названием «Сестра моя жизнь». Все произведения в нем посвящены его возлюбленной Елене. Здесь присутствуют размышления лирического героя, сравнение его возлюбленной с литературными и мифологическими персонажами. Стихотворения чем-то схожи с мифами.

Автор нередко обращался к книжным образам. Таким образом ему удавалось создать определенную ассоциативную связь. В сборнике образы связаны воедино, символизируют любовь, силу и чистоту. Своих героинь он представляет не неприступными и холодными, а эмоциональными, живыми, объединяет их с природой.

Ранние произведения автора динамичны, схожи с картинами, написанными в ярких тонах. Эти стихи музыкальны и ритмичны. Мир поэт представляет предметным. С помощью любви преображается не только человек в лирике Пастернака, но и все, что его окружает. Возлюбленная помогает сделать жизнь прекрасной.

В сборнике «Сестра моя жизнь» автор представляет жизнь во всем своем многообразии, с неудачами и радостями. Возлюбленную при этом он видит царицей, помогающей герою раскрыться и очистить окружающий мир. Анализ этих произведений осуществляется с учетом чувств и ощущений. Символы здесь многозначны и каждый читатель их понимает по-своему.

Внимания заслуживает еще один сборник, который относится к раннему периоду творчества. Речь идет о «Темы и вариации». Эта книга была опубликована в 1923 году. Здесь уже отмечается больше драмы и напряжения, описываются противоречивые ситуации, которые отпадают от нормы. Этот сборник можно смело назвать самым экспрессивным среди всех книг поэта. В лирике Бориса Пастернака запечатлен глубокий психологизм. Любовная тематика приобретает совершенно новый поворот. Писатель ассоциирует любовь с болью и болезнью. Этому есть вполне логичное объяснения – разрыв отношений с возлюбленной.

Автор неоднократно обращается в своих стихах к Елене, признается в любви. В этой серии произведений отчетливо заметно напряжение, боль. Лишь в конце цикла персонажу удается добиться смирения и отпустить любимую.

Философская лирика

Отдельного внимания заслуживает философская глубина лирики Пастернака. В своих произведениях поэт раскрывает проблемы мировоззрения и всего человечества в целом. Он пытается найти ответы на важные философские вопросы, ищет смысл жизни и правду. Человек в лирике Пастернака представляется нравственным, духовным. В его произведениях присутствуют размышления об искусстве и его природе, предназначении творчества, жизни и смерти, течение времени. Нередко мироздание в стихах выступает отражением человеческой души.

Для героев характерно жизнелюбие. В душе человек осознает, насколько хрупкой является жизнь, понимает, что не хватает сострадания. По сути, именно такими качествами и определяются философские мотивы. Только чуткие и умные люди способны познать смысл бытия.

Пастернак понимал, что осознать все тонкости мира в его огромном многообразии попросту не удастся. Человеку дано лишь открывать его, но этому нужно учиться. Следует наблюдать за всеми жизненными проявлениями и постоянно стремиться к познанию. Автор принимал мир во всей его простоте и красоте, не пытался идеализировать и возвысить. Поэтому для него он был понятен и прост. Его герой радуется и удивляется всему, что его окружает. Поэт считает, что прекрасное нужно уметь видеть даже в мелочах. Например, в порхании бабочки, каплях росы. Тем не менее он указывает на то, что в мире множество загадок и их нужно разгадывать.

Человеческая жизнь, по мнению поэта, не бренная. Он относится к ней к как дару. Поэтому его произведения наполнены счастьем и детством. Пастернак убежден, что лишь Творец может определять участь людей. Эта мысль отчетливо просматривается в его поздних произведениях. По сути, могущество Бога присутствует на всех этапах его творчества, и эта идея была неизменной до самого конца.

Природа в лирике Пастернака

Природе в лирике Пастернака уделено особое внимание. Поэт молчаливо и восторженно наблюдал за всем, что его окружает. Автор буквально сливался с природой, растворялся в ней. Считал, что беглым, поверхностным взглядом невозможно уловить все ее оттенки.

Литератор восторгался миром природы и стремился передать эти чувства читателю. Особо ярко это заметно в произведениях про природу. Он уделяет внимание безграничным просторам, временам года, закатам и восходам. Автор удивительным образом чувствовал жизненную глубину в окружающем мире, считал, что именно в природе точно отображены душевные переживания людей.

Поэт даже человека не представляет самостоятельным персонажем. Он растворяется в природе, сливается в ней. Сама же природа при этом живет, чувствует, дышит и даже размышляет. Например, автор сравнивает грозу со злой женщиной, а дождь, с метчиком и землемером.

В природных образах поэт отображает реальность, переживания людей. С помощью пейзажей ему удается передать настроение, определенный смысл.

Читайте также:
Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе: сочинение

Любовная лирика поэта

Любовь в лирике Пастернака присутствует повсеместно. Эта тема просматривается как в ранних, так и поздних произведениях. Особого же внимания заслуживает книга «Второе вторжение». По сути, сборник можно назвать автобиографичным. В период его написания семья Пастернака разрушилась, вскоре он нашел себе новую спутницу жизни.

В сборнике автор обращается к своей бывшей супруге. Просит не печалиться по поводу развода, но делает это весьма неуверенно. Он посвящает ей стих, говорит, что та навсегда останется для него опорой и товарищем. Их же любовь оказалась обманом.

За счет наличия сразу двух женщин, цикл получился весьма драматичным. Тем не менее прослеживается доверительный тон. Герой в произведении восторжен, воодушевлен любовью. Благодаря новому, только зародившемуся чувству, у него появляется желание жить и творить. Он восхищается своей возлюбленной и всячески подчеркивает это в стихах.

Любимая для героя – целая жизнь. Все, что не касается нее и любви как таковой, для него не имеет никакого значения. Когда в его жизни появляется возлюбленная, он перестает испытывать вину, тоску и одиночество. Благодаря любви герой будто оживает. Свое будущее он связывает исключительно с любимой.

Автор представляет эту даму чистым и светлым ангелом. Правда, в этом цикле книжные образы присутствуют лишь изредка. Применяется понятная для всех лексика, нет размытых, сложных фраз. За счет этого образ удается сделать реальным, земным. С помощью любимой герой перерождается и начинает жить уже по-новому.

После выпуска этой книги у автора наблюдается длительный творческий кризис. Обусловлено это влиянием идеологии. Возможно поэтому на определенный период любовь в произведениях автора практически не просматривается. Что именно привело к таким кардинальным переменам, достоверно не известно. Не исключено, что автор попросту не хотел освящать интимные детали своей жизни. Также есть предположение, что на это повлиял переломный момент в его душе или положение государства.

Темы и мотивы поэзии Б. Пастернака

(по стихотворениям «Февраль. Достать чернил и плакать…», «На ранних поездах», «Лето в городе», «Гамлет», «Зимняя ночь»)

Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель — уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.

Прежде чем приступать к анализу тем и мотивов, характерных для поэзии Пастернака, следует сказать несколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения, наложила значительный отпечаток на все его творчество. Достаточно сказать о том, что его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от заслуженной Нобелевской премии, присужденной за замечательный роман “Доктор Живаго”. Травля поэта была вызвана в основном его нежеланием писать о существующей власти для нее и по ее заказу. Для него человек и его судьба выше истории, выше революции и революционных идей. Буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию (имеется в виду судьба поэтов-современников Пастернака).

Многие стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской безвыходности и досадой на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении “Февраль” (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник “Начальная пора”, поэт выражает свое настроение — грустное, унылое, разочарованное, гнетущее:

Достать чернил и плакать!

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное ; состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

В этом же стихотворении звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Поэт уточняет, что “чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд”. И этот мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота

Другое стихотворение, относящееся к более позднему периоду творчества (началу Великой Отечественной войны), — “На ранних поездах” (Передел- кино, 1941 г.) — поэт снова начинает с описания времени года, погоды: “зима”, “январь”, “снег”, “стужа”, “на улице ни зги”…

Само название указывает на то, что в этом стихотворении будет повторен знакомый по многим произведениям Пастернака мотив железной дороги, мотив пути. В поезде, глядя в вагонное окно, поэт “сквозь прошлого перипетии и годы войн и нищеты” узнает “России неповторимые черты”. Стук колес навевает ему далекие воспоминания детства. С чувством “обожания” и “боготворения” он наблюдает за теми, кто ему встречается на пути: “здесь были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря”, — и с тихой радостью и гордостью восхищается выносливостью простых русских людей:

Читайте также:
Художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»: сочинение

В них не было следов холопства,

Которые кладет нужда,

И новости, и неудобства

Они несли как господа.

Тут наблюдается другая тема, тема России — измученной родины — и русского народа. Буквально в нескольких строках поэт сумел изобразить Россию в тяжелый период и выразил искренне и нежно всю свою любовь к стране и народу. И здесь поэт снова затрагивает тему творчества, судьбы языка и литературы, делясь с читателями своими наблюдениями за “взасос” читающими детьми и подростками.

Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении “Гамлет” (1946 г.), которое вошло в сборник стихов Юрия Живаго, героя известного романа Пастернака “Доктор Живаго”. Уже в первых строках писатель строчкой “я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку” определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: “неотвратим конец пути”. Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): “На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси”, — и молит о том, чтобы его избежала участь многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание).

В этом же, 1946 г. Пастернак пишет другое восхитительное стихотворение — “Зимняя ночь”, также вошедшее в сборник Юрия Живаго. Снова зима, февраль, снег, метель: “Мело, мело по всей земле…”. Образ метели символичен: метель — революция, гражданская война. Мело людей, словно снегом, круговорот истории заметал в неизвестность людские жизни и судьбы (“судьбы скрещенья”). Стихотворение является одним из самых гениальных, на мой взгляд, произведений Пастернака.

Буквально в каждой строчке — образы, символы. Так, например, свеча — библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. “Озаренный потолок” — небо, Бог. “Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья”, “крест”, “ангел” — связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение. Стихотворение насквозь пронизано христианскими мотивами и верой в божественное, справедливое торжество, в возрождение мира и добра на земле, а особенно в России. Таким образом, в поэзии Пастернака можно выделить несколько значительных тем: тему поэзии и трагической судьбы поэта в советском государстве, тему России и русского народа, тему Бога и тему природы.

Философская насыщенность лирики Б. Пастернака

Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.

Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он — поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака — «живая жизнь». Она — мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение:

Казалось альфой и омегой, —

Мы с жизнью на один покрой:

И круглый год, в снегу, без снега,

Она жила, как аНет е§о,

И я назвал ее сестрой.

Поэтому природа в изображении Б. Пастернака — не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме. », «Зимняя ночь».

Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

Во многих произведениях Б. Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание «докопаться до сути». Поэтому, говоря о каких-либо вещах он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу.

Мой друг, ты спросишь, кто велит,

Чтоб жглась юродивого речь?

В природе лип, в природе плит,

В природе лета было жечь.

Это типичный ход мысли Б. Пастернака: не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь», то есть такова сущность лета. И поэт постоянно вглядывается в каждый предмет, пытается проникнуть вглубь. Часто Б. Пастернак строит стихотворение как определение, передавая не только впечатление от предмета, но и его понятие, идею. Отдельные его стихи так и называются: «Определение души», «Определение поэзии» и т. д. И во многих его стихах возникают такие определяющие конструкции, воспроизводящие чуть ли не стиль учебника или толкового словаря:

Поэзия, я буду клясться

Тобой, и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласца,

Ты— лето с местом в третьем классе,

Ты — пригород, а не припев.

Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет:

Читайте также:
Анализ стихотворения Б. Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать! (1912): сочинение

Мы были в Грузии. Помножим

Нужду на нежность, ад на рай,

Теплицу льдам возьмем подножьем,

И мы получим этот край.

В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:

Твой поход изменит местность.

Под чугун твоих подков,

Хлынут волны языков.

Крыши городов дорогой,

Каждой хижины крыльцо,

Каждый тополь у порога

Будут знать тебя в лицо.

Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно — что жилы отворить». Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры.

Поэзия Бориса Пастернака не легка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия — листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.

Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать — одаренной пианисткой; гостями дома были Серов, Врубель, Скрябин, Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историко-филологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге. И хотя окончательный выбор его пал на поэзию (чему, на мой взгляд, следует только радоваться), поэт на всю жизнь остается «привязан» к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, — то, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Что ж, значит, такой читатель стихам не нужен. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно «конечный вывод мудрости земной», ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы «за кадром».

Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.

Основная философская проблема — проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует — и все. Без всяких «почему» и «зачем»:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она — неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. «Сестра моя — жизнь», — говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ней на «ты», меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:

Со мной, с моей свечею вровень

Миры расцветшие висят.

Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудростями, созданными искусственно:

Легко проснуться и прозреть,

Словесной сор из сердца вытрястъ

И жить, не засоряясь впредь.

Все это — не большая хитрость.

Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное:

«О Господи, как совершенны

Дела твои, — думал больной, —

Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной. »

Как правило, в произведениях Пастернака тема смерти почти отсутствует в чистом виде. Смерть не нарушает законов и течения жизни, она тоже есть часть бытия. Смерть — это скорее переход к иному этапу существования. Герой не испытывает страха перед небытием, ибо небытия не существует. Об этом — стихотворение «Уроки английского». Обращаясь к героиням Шекспира, поэт повествует о том, как их смерть становится открытием новых миров, не концом, а началом жизни во вселенной.

Читайте также:
Быть знаменитым некрасиво (тема поэта и поэзии в творчестве Б. Л. Пастернака): сочинение

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь — не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном — это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений

Поэт проводит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей возлюбленной, как море к берегу. В стихотворении «Давай ронять слова. » на вопрос о том, кто управляет миром, «кто велит», дается ответ: «Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг». Эти имена выбраны не случайно — некогда именно брак, сочетание польской королевы Ядвиги к литовского князя Ягайло дало начало новому государству.

Чувство любви роднит человека и мир:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье — лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора — это полное принятие всех обликов жизни.

Свое определение смысла человеческой жизни поэт сформулировал в стихотворении, которое можно назвать программным для его творчества — «Во всем мне хочется дойти. » Человек должен жить, постигая законы этого мира — законы любви всего ко всему. В соответствии с ними должна строиться и его жизнь:

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве «занятий», о том, что «праздность — проклятье». Таков для Пастернака «конечный вывод мудрости земной».

Философия Пастернака — жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни, служат своего рода очищающим душу катарсисом. Нельзя сказать — «Мир прекрасен», но нужно — «Мир существует, и это прекрасно».

Им правит закон любви. Все это должен принять человек, принять и трудиться.

Философские мотивы лирики Б.Пастернака: сочинение

  • Главная
  • Биографии
  • ЕГЭ по русскому языку
    • Задание 26: Средства выразительности
    • Задание 27 (сочинение на ЕГЭ)
      • Аргументы к сочинению
      • Примеры сочинений ЕГЭ
      • Рекомендации по заданию 27
    • Задания 16-20: Пунктуация
      • Задание 16: Пунктуация при ССП и однородных
      • Задание 17: Обособленные члены
      • Задание 18: Пунктуация при вводных словах и обращениях
      • Задание 19: Запятые при СПП
      • Задание 20: Запятые в сложном предложении
    • Задания 22-26: Анализ текста
      • Задание 22: Анализ содержания текста
      • Задание 23: Типы текстов
      • Задание 24: Лексические нормы
      • Задание 25: Средства связи в тексте
    • Задания 4-8: Языковые нормы
      • Морфологические нормы: задание 7
      • Орфоэпия: задание 4
      • Паронимы: задание 5
      • Синтаксические нормы: задание 8
    • Задания 9-15: Орфография
      • Задание 10: Правописание приставок
      • Задание 11: Правописание суффиксов
      • Задание 12: Правописание глаголов и причастий
      • Задание 13: НЕ с частями речи
      • Задание 14: Слитное и раздельное написание
      • Задание 15: Правописание Н и НН
      • Задание 9: Правописание корней
    • Тесты в формате ЕГЭ по русскому языку
  • Литература
    • Анализы стихотворений
      • Блок А.А.
      • Лермонтов (лирика)
    • Биографии писателей
      • И.А.Гончаров
    • Видеотека
    • ЕГЭ по литературе
      • Задание 17: Сочинение (развернутый ответ)
      • Задания 8-16: анализ текста
    • Итоговое сочинение
      • Доброта и жестокость
      • Искусство и ремесло
      • Итоговое сочинение Архив
      • Месть и великодушие
      • Мечты и реальность
      • Отцы и дети
    • Краткие содержания
      • “Слово о полку Игореве”
      • Булгаков М.А.
      • Бунин И.А.
      • Гоголь Н.В.
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Достоевский Ф.М.
      • Жуковский В.А.
      • Лермонтов М. Ю.
      • Некрасов Н.А.
      • Островский А.Н.
      • Пастернак Б.Л.
      • Платонов А.П.
      • Пушкин А.С.
      • Салтыков-Щедрин М.Е.
      • Солженицын А.И.
      • Твардовский А.Т.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Чехов А.П.
      • Шолохов М.А.
    • ОГЭ по литературе
    • Полные тексты произведений
    • Произведения для аргументации в сочинении
    • Разборы произведений
      • А.Н.Островский “Гроза”
      • Гоголь Н.В.
      • Грибоедов А.С.
      • Лермонтов М.Ю.
      • Лирика А.А.Блока
      • Пушкин А.С.
      • Слово о полку Игореве (анализ)
      • Толстой Л.Н “Война и мир”
      • Фонвизин Д.И.
    • Сочинения по литературе
    • Теория литературы
    • Экранизации (школьная программа)
  • О Санкт-Петербурге
  • Русский язык
    • Контрольные работы 1-11 классы
    • Начальная школа
    • Новости образования
    • ОГЭ по русскому языку
      • Задание 15: Сочинение по выбору
      • Задание 3: Средства выразительности
      • Задание 7: Синонимичные словосочетания
      • Задания 4-6
      • Задания 8-14: Анализ предложения
      • Изложение на ОГЭ
      • Тесты ОГЭ по русскому языку

Какие философские мотивы характерны для лирики Б.А.Пастернака? [Пример выполнения задания 17.3 на ЕГЭ по литературе]

Стихи бывают разные. Иные прочтешь и забудешь. А есть такие, к которым тянет вернуться и прочесть еще и еще раз, заучить наизусть. К таким произведениям, мне кажется, относятся и стихи Бориса Пастернака. Они заставляют задуматься о жизни, о взаимоотношениях между людьми, о собственном понимании и восприятии мира. Философский подход свойственен всему творчеству этого русского поэта серебряного века. Критики справедливо называют его поэтом-мыслителем. Главная тема философской поэзии Пастернака – «живая жизнь», которая объединяет людей и их окружение:

Казалось альфой и омегой-
Мы с жизнью на один покрой;
И круглый год, в снегу, без снега,
И я назвал ее сестрой.

(«Все наклоненья и залоги…»)

Говоря в своих стихах о природе, поэт не довольствуется просто описанием, изображает ее как живую личность. Он встречает рассветы, гуляет по аллеям и лесным тропам, а окружающие его деревья, дожди живут в его душе. Состояние поэта сливается воедино с природой, как, например, в стихотворениях « Зимняя ночь» или «Июльская гроза».

Читайте также:
Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика).: сочинение

Философская направленность лирических произведений Пастернака определена его постоянными мыслительными усилиями, которые направлены на поиск основ, целей:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Желание «докопаться до самой сути» характерно для многих произведений поэта, написанных в разные годы. Поэтому он хочет показать читателю не только внешнее, но и проникнуть в самую суть каких-то обычных вещей, явлений. Например: «Мой друг, ты спросишь, кто велит, Чтоб жглась юродивого речь? В природе лип, в природе плит, В природе лета было жечь»,- это узнаваемая мысль Пастернака. Главное «не лето было жарким», а именно «в природе лета…», то есть сущность летнего времени. Иногда поэт строит стихотворение таким образом, что раскрывается не только визуальное восприятие предмета, но и его понятие, идея, как к примеру стихи «Определение души», «Определение поэзии».

Для позднего периода творчества Бориса Пастернака характерно философское осмысление судьбы и взаимоотношений человека и истории. Он стремится донести до понимания, что человек с высокими нравственными идеалами, может быть незаметен в общей массе, но способен совершить подвиг ,утверждая силу жизни, торжество бытия:

Твой поход изменит местность.
Под чугун твоих подков,
Размывая бессловесность,
Хлынут волны языков.
Крыши городов дорогой,
Каждой хижины крыльцо,
Каждый тополь у порога
Будут знать тебя в лицо.

Пастернак поднимает в своем творчестве основную философскую проблему — бытия. В некотором смысле для него ее не существует. Просто есть жизнь – и все. Без лишних вопросов: « Не надо толковать, Зачем так церемонно Мареной и лимоном Обрызнута листва». Утверждение существующего мира и есть главное содержание всей поэзии Пастернака. Она – отражение удивления и преклонения перед торжеством жизни.

Иначе и не может быть. Жизнь – это чудо, дарованное свыше, способное исцелить любую боль: «На свете нет тоски такой, Которой снег бы не излечивал».

Пастернак пережил тяжелые времена: мировые войны, революции, сталинские репрессии, послевоенную разруху. Обо всей его жизни можно сказать словами из его стихов: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно — что жилы отворить».

Читать стихи Пастернака нелегко. И не потому, что сложна поэтика. Скорее, тяжело читать произведения наполненные глубиной и динамичностью мысли. Когда он сказал, что философия это листва поэзии и читая произведения мастера, убеждаешься в его правоте. Отличной чертой философской лирики Пастернака является то, что в каждую строку надо вчитаться и задуматься. И, тем не менее, философские произведения Бориса Пастернака полны жизнеутверждающей силы и оптимизма. Да в мире много драматического, несчастий, но через трагедии и горести человек идет к новому пониманию жизни. Миром правит любовь. Люди должны это понять и принять.

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

«Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе»

Время года обозначено четко — «февраль», однако на описание прихода весны это стихотворение совсем не похоже. И не только потому, что грачей, бросающихся в лужи, представить себе невозможно. Такое впечатление, что поэт говорит главным образом не о природе, но одновременно и о состоянии человека, и о творческом процессе. Ощущение этого единства и создает такие оригинальные образы.

Интересно в поэзии Б. Пастернака еще и то, что природа здесь — не объект изображения, а главный герой. Природа у Б. Пастернака в самом прямом смысле этого слова живет своей жизнью, она чувствует и мыслит. Природа — самобытная неповторимая личность, со всеми присущими человеку чертами:

И вот ты входишь в березняк,

Вы всматриваетесь друг в дружку.

И лес шелушится, и каплями

Роняет струящийся пот.

Мир природы — многолюдное и многоликое сборище. Свойственное и другим поэтам уподобление природы человеку достигает у Б. Пастернака такого предела, что пейзаж выступает в роли наставника и нравственного образца, спасения и утешения («На свете нет тоски такой, которой снег бы не вылечивал»).

Природа и человек у Б. Пастернака едины как проявления стихии жизни, не знающей границ и перегородок. Отсюда следует совершенно уникальный ход поэтической мысли. «Роняет лес багряный свой убор», — такова классическая формула осени и в то же время классический пример олицетворения, когда человек сравнивается с природой. У Б. Пастернака все совершенно иначе: «Ты так же сбрасываешь платье, как роща сбрасывает листья. », «Твой смысл, как воздух, бескорыстен. ». Здесь человек определяется через природу, в сравнении с нею обретает свое место в мире.

Такой взгляд на взаимоотношения человека и природы создает в поэзии Б. Пастернака совершенно неповторимый метафорический строй. Метафора у Б. Пастернака воплощает связь явлений. Ведь когда все явления существуют по отдельности, на своих местах, — это неправда и отсутствие жизни. Творческий принцип поэта таков:

Читайте также:
Особенности любви Юрия Живаго к Ларе: сочинение

Пройду насквозь, пройду, как свет,

Пройду, как образ входит в образ

И как предмет сечет предмет.

Только смешение границ, порыв, движение — подлинная жизнь. Поэтому Б. Пастернак уверен, что два предмета, расположенные рядом, тесно взаимодействуют, проникают друг в друга, и потому он связывает их. Но связывает их не по сходству, а по смежности, по близости в пространстве:

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы.

Последняя строка позволяет понять, почему «даль пугается» и «дом упасть боится»: они тоже только что «выписались из больницы», как человек, от узелка которого засинел воздух.

Прибегая к таким метафорам, Б. Пастернак стремится прежде всего взглянуть на мир по-новому, освободить его от шелухи литературных штампов. В поисках новых слов, способных вернуть миру первозданную свежесть, поэт активно обращается к живой разговорной речи, к языку повседневности. О самом возвышенном он говорит простыми словами, как-то очень по-домашнему. Вот как передает поэт, например, величие Кавказских гор: «Кавказ был весь, как на ладони, и весь, как смятая постель». И даже о поэзии он говорит подчеркнуто прозаично и нелитературно:

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная — место глухое.

За полвека литературной работы в творчестве Б. Пастернака многое менялось. Но были принципы, которым поэт оставался верен всю жизнь. Одно из таких глубоких убеждений заключалось в том, что истинное искусство всегда больше самого себя, потому что говорит о величии жизни и человека в ней. Этим убеждением и определяется своеобразие лирики Б. Пастернака.

Сочинение Пастернак Б. Л. – Разное

Тема: – Художественный анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену.

Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях.

Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство художника. Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» написано признанным мастером в период его «последних песен». Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли и сути на земле.

Быть знаменитым некрасиво.

Не это поднимает ввысь.

Не надо заводить архива.

Над рукописями трястись.

Действительно, людская любовь мимолетна, несправедлива, подвержена моде. Но поэт выше толпы. Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Выть притчей на устах у всех.

Пастернак относится к славе, как к мирской суете, его искусство сродни небожителям, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Он испытывает радость от самого творчества. Оно его стихия и способ существования. Поэт не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.

Истинный художник — всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут, но им будет легче, и это главное.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь.

Но пораженъя от победы

Ты сам не должен отличать.

Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям. Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Если художник начинает себя беречь, экономить силы, кончается творчество, а оставшаяся мастеровитость не принесет новых плодов.

В этом стихотворении Борис Пастернак употребляет фразеологизмы: «Быть притчей на устах у всех» и «Не видать ни зги». Они придают особую выразительность речи при малом объеме слов. Повторение в последнем четверостишье слова «живым» указывает на большое значение, которым наделяет автор этот эпитет.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Всего в несколько четверостиший стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака заставляет по-новому взглянуть на творчество. Это не способ добывания денег, не работа — это образ жизни поэта, от которого он не может отказаться, пока жив.

Борис Пастернак сказал: «Книга — это кубический кусок дымящейся совести». Слова эти могут стать и эпиграфом, и эпилогом всей жизни и творчества поэта. Есть творцы, для которых музыка, поэзия, литература — занятие, но не жизнь. Пастернак относится к тем поэтам, для которых творчество и есть жизнь. Он воплощение, материализация самого духа и сути поэзии, которую не отделял от жизни и не привносил в жизнь. Он просто жил так, как творил, а творил так, как дышал, если вспомнить слова Булата Окуджавы. Пастернак знал, что «поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы увидеть ее и подобрать с земли». Он не искал поэзию в жизни, он знал, что нет ничего, что нельзя было бы увидеть по-новому, осмыслить эстетически, образно, раскрывая и раскрепощая тем самым суть.

Читайте также:
Женские образы в романе Б. Пастернака Доктор Живаго: сочинение

Пастернак странным образом похож на бессловесные порождения Земли, его стихи как будто не написаны, а выросли, кристаллизовались по законам не искусства, а природы. Он сам чувствовал себя каким-то продолжением природы, ее жизнью, только переплавленной в слово:

Я жизнь земли, ее зенит,

Что сам бросаю тень.

Я жизнь земли, ее зенит,

Ее начальный день.

Захлебывающееся, нервное звучание стихов Пастернака напоминает звуки, которыми выражает себя природа. И поэзию он определяет не через литературность, а через самые пронзительные проявления жизни:

Это круто налившийся свист,

Это щелканье сдавленных льдинок,

Это ночь, леденящая лист,

Это двух соловьев поединок.

Ничего «жеманно-поэтического» нет в ощущении поэта. Он знает, что поэзия — не приправа к жизни, а сама жизнь во всей ее простоте и величии:

Поэзия, я буду клясться

Тобой, и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласца,

Ты лето с местом в третьем классе,

Ты пригород, а не припев.

Подлинная поэзия, которой живешь, а не «занимаешься» — страшна. Она требует в жертву все: всю жизнь и еще немного:

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью — убивают,

Нахлынут горлом — и убьют!

Иначе не бывает, потому что поэзия требует полной гибели всерьез. Умирать и воскресать с каждой строкой, каждым стихом — удел подлинного поэта. Пастернак находит очень сильный образ, в котором ощущение поэта близко к величию древних мастеров, творивших не для времени, а для богов:

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба.

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

Мы привыкли к тому, что слово «искусство» значит для нас что-то высокое, подлинное. Но Пастернак парадоксально высвечивает другое: сближение «искусства» и «искусственности» и находит нечто более высокое, подлинное — это «почва и судьба».

У Пастернака есть строки, за которые его часто упрекали: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе». В них увидели равнодушие и высокомерное отрицание настоящего. Но это не так. Пастернак, как великий художник, живет в своем времени, но отсчет ведет с точки зрения вечности.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну:

Ты вечности заложник

У времени в плену, —Говорит он. Пастернак не был обойден славой, успехом, но строго взыскуя с себя, писал:

Быть знаменитым некрасиво,

Не это поднимает ввысь.

Он знал, что «цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех». Все преходяще, и только родник поэзии неисчерпаем. Поэт спешит, не останавливается, чтобы полюбоваться собой, он всю жизнь нацелен в будущее:

За поворотом, в глубине

Готово будущее мне

Его уже не втянешь в спор

Оно распахнуто, как бор,

Все вширь и настежь.

Но, стремясь в будущее и принимая все, что ему уготовано, Пастернак не скользит легко по поверхности.

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Его стихи — это поиски сути, его понимание поэзии, — это поиск «оснований, корней, сердцевины». Жить и писать нужно так, чтобы

Все время схватывая суть

Поэзия Пастернака имеет удивительное свойство: она молода. Все стихи написаны на пределе изумленного открытия мира, поэт видит все, как видят только дети. Читая и постигая его поэзию, понимаешь: стихи — такая же непреложная и естественная часть природы, как дерево, цветок, вода и солнечный свет.

Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака

Борис Леонидович Пастернак является замечательным поэтом и прозаиком 20 века. Его можно в полной мере назвать писателем-эстетом, тонко и глубоко чувствующим прекрасное. Он всегда являлся ценителем вечной красоты природы, что, безусловно, отразилось в его творчестве.

Жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака:

Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех…

Поэт наделяет природу философским смыслом, через описание тех или иных явлений он передает внутреннее состояние лирического героя. Кстати, необходимо заметить, что у Пастернака нет разделения на живую и неживую природу, все едино. Автор наделяет весь окружающий его мир свойствами, равноправными с поэтом, он перестает быть пассивным объектом описания.
До Пастернака окружающая среда давалась через человека. У Пастернака она – без человека, самобытна. И вот уже не мы смотрим в зимнее окно, а само окно глядит на нас со своими «крышами и снегом»:

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, – никого.

Хотелось бы отметить, что одной из отличительных черт поэзии Пастернака является и особая метафоричность его стихотворений. Метафора у него и сама по себе необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие его вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. И ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств, а путем сопоставления его с природой с помощью метафор. Возможно, таким образом поэт хотел бы показать единство мира, собрать разрозненные детали и показать взаимопроникновение. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Читайте также:
Цель творчества - самоотдача (по поэзии Бориса Пастернака): сочинение

В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира («слякоть», «клик колес» пролетки, «деревья») с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне (пасхальном «благовесте», «ливне», «лужах», «тысячах грачей»), а также с приметами его эмоционального состояния («плакать», «навзрыд», «слезы», «грусть», «крики»). Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Это помогает Пастернаку создать наиболее полную картину своих ощущений.
Также природные явления помогают автору передать свои философские размышления по поводу глобальных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Повторы, четкая и отрывистая ритмика стихотворения сперва настраивают нас на несерьезность, легковесность. И первая картина, которую мы наблюдаем, это картина зимы, снега, падающего за окном.
Надо сказать, что тема зимы и снегопада достаточно часта в творчестве Пастернака. Замысел автора раскрывается постепенно. Сперва нам кажется, что речь идет о вещах обыденных – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но, читая дальше, мы начинаем задумываться, так ли проста задумка поэта?

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Невольно создается возвышенно-трагическое настроение. Что же на самом деле хотел сказать нам автор, описывая эту картину? Следующие строки дают нам ключ к пониманию:

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься, и – святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

С годами человеческой жизни автор сравнивает падающий снег, и напоминает о мимолетности нашего существования. Далее следует удивительная по силе образа и новизне метафора:

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или стой же быстротой,
Может быть, проходит время?

В этих строках ясно ощущается фатализм поэта. Он уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи…

Так же, как и снежинки, мы неотвратимо падаем вниз, к старению и умиранию, и не в силах изменить или замедлить свой полет. Жизнь наша подобна черной лестнице, и никто не знает, что ждет его на следующей ступени, за поворотом перекрестка. Жизнь наша – смесь простого и великого, нелепого и почти божественного.

И вот уже «убеленный (годами ли, снегом ли) пешеход» приближается к повороту перекрестка. Что дальше? Кто знает. И глядят на нас «удивленные растения».
Природа – великий и молчаливый наблюдатель в творчестве Пастернака. Ей отведено огромное по значимости место в произведениях поэта. Как мы могли убедиться, именно через нее Пастернак пытается показать единение живого и неживого, всего мироздания. Окружающая среда в творчестве поэта самобытна, живет своей жизнью, тем самым помогая в полной мере передать переживания лирического героя.

Неразрывная связь жизни человечества и природы в поэзии Б. Л. Пастернака

Школьное сочинение

Мы крепко связаны разладом,

Столетья нас не развели.

Я волхв, ты волк, мы где-то рядом

В текучем словаре земли.

Поэзия Бориса Пастернака во многом сложна и неоднозначна. В ней нет легких и простых мыслей, нет прозрачных образов, привычных тем. Так, например, в стихотворения о любви он нередко включает философские размышления о жизни, о человеческом предназначении. Или рисуя историю, прослеживая судьбу отдельного героя, связывает его жизнь с огромным миром, с жизнью всей планеты. Связь поколений и миров, часто присутствующая в произведениях Пастернака, оправдывает восприятие времени как единого для Вселенной вообще. Равенство всех предметов и существ мира в ней наиболее очевидно представляется после знакомства со стихотворением “Сестра моя— жизнь”:

Что в мае, когда поездов расписанъе

Камышинской веткой читаешь в купе.

Оно грандиозней Святого писанъя

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение — концентрация мироощущения лирического героя: равенство человека и жизни, человека и мира, жизни и мира выводит на восприятие солнца, которое, “садясь, соболезнует мне”. Равенство предметов мира идет из взгляда на все сотворенное кем бы то ни было, как имеющее одинаковые права на существование. Вещь сотворена, и, следовательно, вместе со своим возникновением она вошла в историю и стала равна ей.

Естественно, в неразрывной связи с окружающим миром выступает и природа, составляющая одну из главных тем поэзии Б. Пастернака. У поэта мы не встретим определенно пейзажных стихотворений.

Говоря о творчестве Б. Пастернака, В. Альфонсов отмечал, что “стихи о природе у него много шире и емче по содержанию. Природа, в сущности, — один из образов, даже синонимов жизни”. Так, природа, как реальное проявление жизни мира, встречается в стихотворении “Плачущий сад”. Здесь виден очень интересный переход от описания сада к душевному миру самого лирического героя:

Ужасный! — капнет и вслушивается,

Все он ли один на свете.

Мнет ветку в окне как кружевце,

Если есть свидетель,

К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете.

Жизнь в природе — единственная форма существования, в ко торой лирический герой ощущает себя способным к действию, при рода становится средством приобщения к истории. То же смещение образного восприятия лирического героя заметно и в стихотворениях “Зеркало”, “Девочка”:

Дорожкою в сад, е бурелом и хаос

К качелям бежит трюмо.

Читайте также:
Основные мотивы лирики Б. Пастернака.: сочинение

Огромный сад тормошится в зале

В трюмо — и не бьет стекла.

Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни:

Из сада с качелей.

Вбегает ветка в трюмо!

Родные, громадные, с сад,

А характером — сестра!

Пастернак прекрасно осознавал сложность собственной поэзии. Поэтому он часто давал своим стихотворениям “разъясняющие” заглавия— “Март”, “Август”, “Бабье лето”, “Зимняя ночь”, “Февраль. Достать чернил и плакать. ” и многие другие. Поэт наделяет природу человеческими чертами, утверждая мысль о том, что человек является всего лишь частью Вселенной, частью природы. М. Эпштейн писал: “Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты”. И действительно, картины природы у поэта не просто одушевлены, они предстают как неотъемлемая часть человеческой жизни. В ней, как и в самой жизни, преобладают сумятица, непостоянство, хаос. В ней — точно так же покой, тишина и красота сменяются шумом, порывом ветра, дисгармонией. А потом снова — умиротворение и благодать:

За окнами давка, толпится листва,

И палое небо с дорог не подобрано.

Все стихло. Но что это было сперва!

Теперь разговор уж не тот и по-доброму.

Сначала все опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развенчивать,

И попранным парком из ливня — под град,

Потом от сараев — к террасе бревенчатой.

Теперь не надышишься крепью густой.

А то, что у тополя жилы полопались,—

Так воздух садовый, как соды настой,

Шипучкой играет от горечи тополя.

Природа и человек постоянно, почти во всех произведениях поэта, идут рядом, перевоплощаются друг в друга, отражают общую душу мироздания. Но особенно ярко слияние образа природы с миром человеческой души прослеживается в стихотворении “Март”. В первый месяц весны вся природа пробуждается ото сна. Просыпается и полной грудью вдыхает новые силы и человек.

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг,

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Весна сравнивается здесь с “дюжей скотницей” неслучайно. Этот образ является неким символом силы, здоровья, трудолюбия. В то же время скотница — это реальный человек, простая труженица, всю жизнь свою проводящая рядом с природой, в ее непосредственном окружении. Таким образом, автор вплотную приближает человека к природе, а природу — к человеку. И жизнь, которой подчинено все вокруг, проникает в каждый уголок этого мира. Цветением жизни, весной охвачены и природные явления, и атрибуты человеческого быта:

Настежь все, конюшня и коровник,

Голуби в снегу клюют овес,

И всего живитель и виновник, —

Пахнет свежим воздухом навоз.

Будучи единым целым с окружающим миром, человек только в природе ощущает родственную душу, чувства которой созвучны его собственным настроениям. Радость, надежда, вдохновение или боль, тоска, одиночество — все эти чувства одинаково присущи как миру природы, так и человеческой душе. Так, в стихотворении “Бабье лето” мы видим постепенное угасание летнего тепла, летних ярких красок. Вместе с гибелью лета человек также впадает в уныние и грусть. Неминуемый приход мертвой зимы соотносится с душевным состоянием человека, лишенного счастья жизни, измученного, обреченного на безрадостное существование. Его жизнь, как проселочная дорога, “спускается в балку”:

Что глазами бессмысленно хлопать,

Когда все пред тобой сожжено,

И осенняя белая копоть

Паутиною тянет в окно.

Б. Пастернак обладал уникальной способностью “подсмотреть” в природе те состояния, которые сопутствуют любым переменам в мире. Ведь всякий рост, любое развитие всегда связаны с усилием, иногда — болезненным, после которого все предстает в совершенно другом обличье. После болезни человек возрождается, становится сильнее. Так же после долгой зимней спячки, после длительного забытья начинает гореть новыми красками и природа:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимоподчиненность всех составляющих мироздания отражается не только в простых и естественных, “бытовых”, повседневных отношениях природы и человека. Через образы природы Пастернак дает и определение поэзии: “Это — ночь, леденящая лист, это — двух соловьев поединок. “

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену, —

призывает поэт в стихотворении “Ночь”. Творчество и природа сливаются воедино, потому что и то и другая по сути являются средствами постижения мира, постижения человеческой жизни. Именно поэтому Пастернак заявляет, что он стихи разбил бы, как сад, внес бы в них “дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты”. “Божьим миром” называл Борис Пастернак мир природы, окружающий мир, кипящий настоящими страстями, живущий настоящими чувствами, изменчивый и непостоянный, как душа человека. И человек — Божье творение — тоже является частью этого мира. Но он также несет этот мир в себе, в своем сердце. Поэтому провести грань между природой и человеком невозможно. Как невозможно провести грань между человеком и самой жизнью. И даже само мироздание — “лишь страсти разряды, человеческим сердцем накоплено”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: