Мир природы и ее роль в жизни человека (по лирике Б. Пастернака): сочинение

Мир природы и ее роль в жизни человека (по лирике Б. Пастернака): сочинение

Время все отчетливее выявляет масштабы художественного мира Б. Пастернака. Высшей мерой проявления жизни, носительницей её смысла была для поэта природа. Жизнь, пьянящая радость ощущения единения во всем живом – в цикле стихотворений «Весна». Поэт восторженно удивляется новому расцвету природы.

Книга «Сестра моя – жизнь», вышедшая в 1922 году, парадоксально совмещает поэтику футуризма с романтической традицией. «Сестра моя – жизнь» – своеобразный любовный роман, роман в стихах, состоящий из одних лирических отступлений. О поступках людей почти ничего не говорится, повествовательное начало сведено к минимуму.

Природа же в стихах Пастернака одухотворена, наделена свойствами субъекта. Она становится действующим лицом наравне с человеком. Человек лишь выражает словами действия, поступки природы.

Композиторское умение Пастернака в звуке передавать и внешний, и внутренний мир приводит у него к тому, что подчас звучание, а не привычное значение слов определяет у поэта отбор этих образов:

Отростки ливня грязнут в гроздьях

И долго, долго, до зари

Кропают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Шум дождя и звук падающих капель в этих строчках чувствуешь, можно сказать, губами и кончиком языка, и, не ощущая этого, трудно объяснить, почему у ливня появились «отростки», которые «грязнут в гроздьях» садовых растений.

Философичность стихов Пастернака заключается в том, что они разрешают самую важную проблему XX века – проблему трагического разлада человека и мира, ставшего для человека враждебным и лишенным смысла. Действительно, прекрасная и могучая природа современному человеку, не находящему более поддержки в вере, видится равнодушной, даже жестокой: стихийные бедствия, эпидемии, космические катаклизмы, кажется, в любой момент готовы стереть людей с лица земли. Природа равнодушна к человеку – но не у Пастернака.

Окружающий мир пронизан человеческой эмоцией, и уже поэтому не может быть чужд человеку. Поэтическое сравнение и метафора оказываются превосходным средством сближать человеческое и природное, одухотворять внешний мир и растворять в природе – внутренний.

Если для акмеистов многовековая культура служила спасительным убежищем от небытия и вселенского хаоса, источником смысла в этом мире, то Пастернак живет чувством своей причастности всему миру, в том числе и не «окультуренному» человеческой жизнедеятельностью:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной

В слезах от счастья отстою.

(«Когда разгуляется», 1956).

Мотив дождя, являющийся центральным в книге «Сестра моя – жизнь», неоднократно встречающийся в ряде стихотворений, подчас с определением «весенний», символизирует оживление, возрождение, любовь. Пастернаковский «весенний дождь» пробуждает аналогии с библейским образом живой воды.

Вот стихотворение из цикла «Развлечения любимой», помещенного в книге «Сестра моя – жизнь». Оно переполнено счастливой любовью и является ее своеобразной формулой.

Название цикла, название стихотворения, первая строфа позволяют представить себе следующее: герой вдвоем со своей любимой, в лодке, отдыхает, вокруг летнее цветение природы. То ли сердце колотится от волнения, то ли лодка покачивается на волнах, но все существо героя переполнено ощущением счастья, любви и главное – нешуточности, серьезности и торжественности этой любви. О последнем говорит обращенное то ли к спутнице, то ли к читателю восклицание-предупреждение:

Это ведь может со всяким случиться!

Счастливый полдень любви по своей значимости для человека не уступает тайне звездного неба, всей мощи истории и культуры («Гераклу громадному»), наконец, всей бездне прошедшего и будущего времени (на щелканье славок – небольших певчих птичек, вроде воробьев, – можно промотать целые века, лишь бы «она» была рядом).

Четырехстопный дактиль с дактилическими же окончаниями (во второй и третьей строфах) хорошо передает «заклинательные» интонации предельно взволнованной речи. Напор внутреннего волнения такой, что пятикратный повтор конструкций с ключевым словом «это» («это ведь значит…» и др.) не оставляет впечатления поэтического приема, а кажется вполне понятным нежеланием произносить вслух слово «любовь», так много значащее для героя. Обратим внимание также на знаменитые пастернаковские метафоры, соединенные с метонимией: «лодка колотится», да еще не где-то, а в «сонной груди»; «ивы целуют» не только героя (и героиню), но и лодку (уключины) – поистине «все во мне – и я во всем» (Ф. Тютчев).

Читайте также:
Особенности любви Юрия Живаго к Ларе: сочинение

Стихотворение на редкость музыкально. Первые три строчки построены на звуках «л», «д», и «и» – так и слышится сонное колыхание воды. Начало второй строфы пронизывает поющее «э»:

Этим вЕдь в пЕснЕ тЕшатся всЕ.

Это вЕдь значит – пЕпЕл сирЕнЕвый…

Нарядное слово «роскошь» как бы продолжается своими звуками в последующем: словосочетании «кРоШеной РомаШКи в Росе». В последней же строфе «л» и «р» напоминают о щелканье славок.

В лирике Пастернака предстает мир, утративший устойчивость. Одна из важнейших тем в творчестве этого времени – место человека в истории, которая представлена хаосом:

Неразрывная связь жизни человечества и природы в поэзии Б. Л. Пастернака

Школьное сочинение

Мы крепко связаны разладом,

Столетья нас не развели.

Я волхв, ты волк, мы где-то рядом

В текучем словаре земли.

Поэзия Бориса Пастернака во многом сложна и неоднозначна. В ней нет легких и простых мыслей, нет прозрачных образов, привычных тем. Так, например, в стихотворения о любви он нередко включает философские размышления о жизни, о человеческом предназначении. Или рисуя историю, прослеживая судьбу отдельного героя, связывает его жизнь с огромным миром, с жизнью всей планеты. Связь поколений и миров, часто присутствующая в произведениях Пастернака, оправдывает восприятие времени как единого для Вселенной вообще. Равенство всех предметов и существ мира в ней наиболее очевидно представляется после знакомства со стихотворением “Сестра моя— жизнь”:

Что в мае, когда поездов расписанъе

Камышинской веткой читаешь в купе.

Оно грандиозней Святого писанъя

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение — концентрация мироощущения лирического героя: равенство человека и жизни, человека и мира, жизни и мира выводит на восприятие солнца, которое, “садясь, соболезнует мне”. Равенство предметов мира идет из взгляда на все сотворенное кем бы то ни было, как имеющее одинаковые права на существование. Вещь сотворена, и, следовательно, вместе со своим возникновением она вошла в историю и стала равна ей.

Естественно, в неразрывной связи с окружающим миром выступает и природа, составляющая одну из главных тем поэзии Б. Пастернака. У поэта мы не встретим определенно пейзажных стихотворений.

Говоря о творчестве Б. Пастернака, В. Альфонсов отмечал, что “стихи о природе у него много шире и емче по содержанию. Природа, в сущности, — один из образов, даже синонимов жизни”. Так, природа, как реальное проявление жизни мира, встречается в стихотворении “Плачущий сад”. Здесь виден очень интересный переход от описания сада к душевному миру самого лирического героя:

Ужасный! — капнет и вслушивается,

Все он ли один на свете.

Мнет ветку в окне как кружевце,

Если есть свидетель,

К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете.

Жизнь в природе — единственная форма существования, в ко торой лирический герой ощущает себя способным к действию, при рода становится средством приобщения к истории. То же смещение образного восприятия лирического героя заметно и в стихотворениях “Зеркало”, “Девочка”:

Дорожкою в сад, е бурелом и хаос

К качелям бежит трюмо.

Огромный сад тормошится в зале

В трюмо — и не бьет стекла.

Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни:

Из сада с качелей.

Вбегает ветка в трюмо!

Родные, громадные, с сад,

А характером — сестра!

Пастернак прекрасно осознавал сложность собственной поэзии. Поэтому он часто давал своим стихотворениям “разъясняющие” заглавия— “Март”, “Август”, “Бабье лето”, “Зимняя ночь”, “Февраль. Достать чернил и плакать. ” и многие другие. Поэт наделяет природу человеческими чертами, утверждая мысль о том, что человек является всего лишь частью Вселенной, частью природы. М. Эпштейн писал: “Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты”. И действительно, картины природы у поэта не просто одушевлены, они предстают как неотъемлемая часть человеческой жизни. В ней, как и в самой жизни, преобладают сумятица, непостоянство, хаос. В ней — точно так же покой, тишина и красота сменяются шумом, порывом ветра, дисгармонией. А потом снова — умиротворение и благодать:

Читайте также:
Философские мотивы лирики Б.Пастернака: сочинение

За окнами давка, толпится листва,

И палое небо с дорог не подобрано.

Все стихло. Но что это было сперва!

Теперь разговор уж не тот и по-доброму.

Сначала все опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развенчивать,

И попранным парком из ливня — под град,

Потом от сараев — к террасе бревенчатой.

Теперь не надышишься крепью густой.

А то, что у тополя жилы полопались,—

Так воздух садовый, как соды настой,

Шипучкой играет от горечи тополя.

Природа и человек постоянно, почти во всех произведениях поэта, идут рядом, перевоплощаются друг в друга, отражают общую душу мироздания. Но особенно ярко слияние образа природы с миром человеческой души прослеживается в стихотворении “Март”. В первый месяц весны вся природа пробуждается ото сна. Просыпается и полной грудью вдыхает новые силы и человек.

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг,

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Весна сравнивается здесь с “дюжей скотницей” неслучайно. Этот образ является неким символом силы, здоровья, трудолюбия. В то же время скотница — это реальный человек, простая труженица, всю жизнь свою проводящая рядом с природой, в ее непосредственном окружении. Таким образом, автор вплотную приближает человека к природе, а природу — к человеку. И жизнь, которой подчинено все вокруг, проникает в каждый уголок этого мира. Цветением жизни, весной охвачены и природные явления, и атрибуты человеческого быта:

Настежь все, конюшня и коровник,

Голуби в снегу клюют овес,

И всего живитель и виновник, —

Пахнет свежим воздухом навоз.

Будучи единым целым с окружающим миром, человек только в природе ощущает родственную душу, чувства которой созвучны его собственным настроениям. Радость, надежда, вдохновение или боль, тоска, одиночество — все эти чувства одинаково присущи как миру природы, так и человеческой душе. Так, в стихотворении “Бабье лето” мы видим постепенное угасание летнего тепла, летних ярких красок. Вместе с гибелью лета человек также впадает в уныние и грусть. Неминуемый приход мертвой зимы соотносится с душевным состоянием человека, лишенного счастья жизни, измученного, обреченного на безрадостное существование. Его жизнь, как проселочная дорога, “спускается в балку”:

Что глазами бессмысленно хлопать,

Когда все пред тобой сожжено,

И осенняя белая копоть

Паутиною тянет в окно.

Б. Пастернак обладал уникальной способностью “подсмотреть” в природе те состояния, которые сопутствуют любым переменам в мире. Ведь всякий рост, любое развитие всегда связаны с усилием, иногда — болезненным, после которого все предстает в совершенно другом обличье. После болезни человек возрождается, становится сильнее. Так же после долгой зимней спячки, после длительного забытья начинает гореть новыми красками и природа:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимоподчиненность всех составляющих мироздания отражается не только в простых и естественных, “бытовых”, повседневных отношениях природы и человека. Через образы природы Пастернак дает и определение поэзии: “Это — ночь, леденящая лист, это — двух соловьев поединок. “

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену, —

призывает поэт в стихотворении “Ночь”. Творчество и природа сливаются воедино, потому что и то и другая по сути являются средствами постижения мира, постижения человеческой жизни. Именно поэтому Пастернак заявляет, что он стихи разбил бы, как сад, внес бы в них “дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты”. “Божьим миром” называл Борис Пастернак мир природы, окружающий мир, кипящий настоящими страстями, живущий настоящими чувствами, изменчивый и непостоянный, как душа человека. И человек — Божье творение — тоже является частью этого мира. Но он также несет этот мир в себе, в своем сердце. Поэтому провести грань между природой и человеком невозможно. Как невозможно провести грань между человеком и самой жизнью. И даже само мироздание — “лишь страсти разряды, человеческим сердцем накоплено”.

Читайте также:
Женские образы в романе Б. Пастернака Доктор Живаго: сочинение

«Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака»

Тема природы в лирике Б. Пастернака

Творчество Бориса Пастернака многообразно и самобытно. У этого поэта имеется своя точка зрения, своя трактовка всех основных жизненных явлений. Поэтому нам так интересно читать произведения этого художника, соглашаясь или не соглашаясь с ним. В любом случае, это обогащает нас опытом, делает богаче и мудрее. Тема природы занимает одно из главных мест в творчестве Б. Пастернака. Поэт своеобразно изображает мир природы и взаимоотношения человека с ней. Этот мир необычен, сложен и многообразен. Вспомним хотя бы такие произведения Пастернака, как «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Ландыши» и другие. В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» лирический герой передает свое предоощущение весны как всемирной жажды обновления жизни. В этой прелестной лирической миниатюре окружающий мир представлен звучащим на многие лады. Здесь и плавность, и шуршание, и грохот природы (клик колес, грохочущая слякоть, шум ливня, «ветер криками изрыт» и т. д.) Все это звуки приближающейся весны. Здесь поэт очень удачно, на мой взгляд, использует прием звукописи: пролетка — ливень — слезы; колеса — клик — слякоть — слагаются — лужи. В данном стихотворении большое место занимают черные (темные) оттенки цвета («весною черною горит», «обугленные груши», «чернеют проталины»). Но они не кажутся мрачными, так как передают динамику прихода весны. Поэтому здесь черный цвет ассоциируется с цветом показавшейся из-под снега земли. Получается, что черные краски в этом стихотворении являются символом обновления жизни. Стихотворение начинается с назывного предложения: «Февраль». Это слово ассоциируется с вьюгой, поземкой, холодом, морозом, ветром, а также с февральской лазурью. То есть оно связано с ощущением скорой весны и таянием снега. Таким образом, уже первое предложение в стихотворении заявляет о приближении самой молодой поры года. В композиции этого произведения, на мой взгляд, можно выделить внутренний и внешний планы. Внешний — это образ приближающейся, во всем чувствующейся весны. Внутренний план повествует о процессе пробуждения поэзии. Лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся жизни, обретает способность «слагать стихи», «писать о феврале навзрыд». При этом в произведении усиливаются и нарастают чувства, ощущения, переживания. Природа и поэзия уравниваются. Поэзию творит включение поэта в мир живой природы. В1927 году Б. Пастернак пишет стихотворение «Ландыши», вошедшее в его сборник «Поверх барьеров». При произнесении названия этого произведения возникают ассоциации: ландыш серебристый, душистый, «светлого мая привет». В мыслях рисуется хрупкость, чистота, стройность, изящество этого весеннего цветка. Однако, перечитывая текст Пастернака, убеждаешься, что таких ассоциаций у поэта нет. Стихотворение начинается с неполного предложения: «С утра жара». Образ жары усиливается в последующих строках первой строфы: «грузный полдень», «потное плечо», «жары нещадная резня». Образ жары создается с помощью эпитетов, метафор, а также звукописи. Как эхо, повторяются звуки слова «жара» и сходные с ними: грузный полдень, жары нещадная резня. Поэт гиперболизирует этот образ, усиливает его, используя в первой и второй строфах такие глаголы и глагольные формы, как «хряснет», «обламываясь», «рухнет». В третьей и четвертой строфах стихотворения мы наблюдаем метафору «жары нещадная резня» и сравнение «Весна здесь сказочна, как Углич». Эти тропы связаны между собой ассоциативно: вид березок напоминает красавиц Древней Руси, а также древнерусскую архитектуру с ее белоснежными свечками соборов под золотыми и зелеными куполами. Совсем, как в Угличе. В четвертой строфе уже чувствуется присутствие лирического героя. Он способен всмотреться и насладиться миром, укрывшим его от жары. Природа позволяет всматриваться в себя бесконечно: И вот ты входишь в березняк, Вы всматриваетесь друг в дружку. Более того, внимательному наблюдателю природа открывает свои тайны. В этом состоит ее удивительное чудо: Но ты уже предупрежден. Вас кто-то наблюдает снизу: Сырой овраг сухим дождем Росистых ландышей унизан. Такое олицетворение помогает автору подчеркнуть, что природа тоже ждет встречи с человеком, прислушивается и присматривается к нему. Таким образом, в стихотворении показан путь человека к природе. Осмысление лирики Пастернака, посвященного природе, позволяет нам увидеть, что все его стихотворения глубоко философичны. Они не просто раскрывают красоту русской природы, ее тайны. Эти произведения показывают взаимоотношения и взаимопроникновения природы и человека друг в друга, результатом которого является творчество. Природа для лирического героя — мастерская, где «производится чудо».

Читайте также:
Тема творчества и значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б. Пастернака Доктор Живаго: сочинение

Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака

Замечательному русскому поэту Борису Пастернаку довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии».

Рожденный в семье художника и пианистки, он с детства был наполнен прекрасным искусством. В 1914 году выходит в свет его первый сборник стихотворений «Близнец в тучах», в 1917 году – книжка «Поверх барьеров», а в 1922 году – «Сестра моя – жизнь». Так поэзия навсегда стала делом его жизни.

Поэт был уверен, что искусство – это и есть реальность, а поэзия – это «высота, которая валяется в траве под ногами». Истина и добро составляют суть творчества настоящего художника, а философская тема человека и природы становится одной из главных в творчестве Пастернака.

В ранней лирике ощущается зыбкость взгляда молодого поэта на мир, на события, происходящие в стране. Не только юному поэту, но и людям искушенным было сложно разобраться в вихре политических потрясений того времени. Поэт уловил главное: мир стремительно менялся, но где же место человеку в нем? Собственный поэтический мир был для него убежищем, источником, в котором он черпал силы. В цикле стихотворений «Темп и вариации» он говорит о необходимости противостоять разрушительным силам истории. В поэме «Девятьсот пятый год» лирический герой проходит период становления именно в годы революций. Грандиозность событий восхищает его, но вместе с тем проскальзывает мысль об «обличительных крайностях» насаждения новой власти. Поэт не может вписаться в жестокую прозу революции.

Разделяя тезис о том, что «революция пожирает своих детей», Пастернак в поэме «Лейтенант Шмидт» утверждает, что герои революции одновременно ее жертвы. Поэт, все больше вникая в окружающую жизнь, убеждается, что поэзия выше людской суеты, что только в ней – высший смысл:

Поэзия, не поступайся ширью,

Храни живую точность:

Не занимайся точками

И зерен в мире хлеба не считай.

Искусство для Пастернака не зависит от катаклизмов эпохи. В своих высказываниях поэт всегда сохранял мудрую сдержанность культурного человека. Он не собирался конфликтовать или настаивать в отличие от современных ему поэтов, с их лозунгами, агрессией, протестами. У Пастернака тихая лирика, но от этого значение ее не уменьшается, а возрастает. В известном стихотворении «Стансы» поэт говорит о духовной свободе художника, о многом, чего он не мог принять в советской действительности, с ее декретами и постановлениями:

Мы в будущем, твержу я им, как все, кто

Жил в эти дни. А если из калек,

То все равно: телегою проекта

Нас переехал новый век.

Мудрость и покой природы возвращали поэту веру в жизнь. Лирический герой поэзии Пастернака всегда вписан в окружающий пейзаж. Чувства человека, движения его души перекликаются с изменениями в природе. В стихотворении «Душная ночь» поэт рисует картину, которая мгновенно воспроизводится в душе читателя:

Меж мокрых веток с ветром бледным

Шел спор. Я замер. Про меня!

Восприятие природы у Пастернака тоже особое. Он меняет местами субъект и объект. Получается, что лирический герой оказывается не главным в стихотворении. Главная героиня – природа, весь необъятный мир. Деревья видят рядом с собой человека, а не наоборот.

Читайте также:
Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака: сочинение

…облака замечали: с воды похудели

Заборы – заметно, кресты – слегка…

У поэта все одушевлено: деревья, ветер, река, времена года. С ними можно поговорить, они всегда вокруг. Например, зима: «Она шептала мне: “Спеши!” губами, белыми от стужи…». Мир и природа живут и мыслят по законам поэзии. Только у Пастернака «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод» или «предгрозье играет бровями кустарника». Большой поэтический дар и масштаб личности позволяли поэту по-иному воспринимать время: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» Он понимал, что жизнь бесконечна, природа – вечна, а человек – ее мыслящее зерно.

И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья…

Мгновенье длится этот миг,

Но он и вечность бы затмил…

При такой глобальности мышления поэт смело сочетал в своих произведениях бытовые, житейские мелочи и «вечные» философские вопросы. Его стихи не о мире, они – сам мир, живой, дышащий, сохраняющий человека.

Сочинение на тему: Мир природы и мир человеческой души в лирике Б.Л. Пастернака

Сочинение.
Мир природы и мир человеческой души в лирике Б.Л. Пастернака

Про название книги Бориса Пастернака «Сестра моя — жизнь» Марина Цветаева, одчеркивая исключительность Пастернака, сказала, что так не говорят, так к жизни не обращаются. Так обращался к жизни — к брату солнцу, сестрам птицам, брату собственному телу — средневековый монах Франциск Ассизский. Пастернак знал об этом.
И в наше время мироощущение Пастернака имеет определенные аналогии. Весь облик Пастернака — живое воплощение поэзии как удесятеренной восприимчивости, азряженной в ответном чувстве (в стихах). «Милый Пастернак, — писала ему Цветаева, -Вы — явление природы.Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком, и в Вас ударяют все молнии (есть — такие дубы!)…»
Художник, поэт — живой орган, живой центр восприятий. Итак, на первом месте — высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не ревращение жизни в жизнь поэта. По убеждению Пастернака, подлинному искусству следует всегда «быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней».
В понимании Пастернака искусство — явление нравственной жизни. Достигнув высшей художественной зрелости, Пастернак объявляет единственной задачей искусства правду.
Многосторонняя восприимчивость Пастернака (оберегая его от эстетства) обострила в нем внимание к фактам искусства. Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языков, не разными языками, а единым языком искусства, в котором все слова равно ему доступны и равно понятны. Когда Пастернаку понадобилось дать «определение поэзии», он не нашел ничего другого как единым взглядом, и слухом, и осязанием — невыборочно, подряд — охватить окружающее:
Это — круто налившийся свист,Это — щелканье сдавленных льдинок,Это — ночь, леденящая лист,Это — двух соловьев поединок.Это — сладкий заглохший горох,Это — слезы вселенной в лопатках,Это — с пультов и флейт — ФигароНизвергается градом на грядку… («Определение поэзии») Уже в самом начале своего поэтического творчества, при всей тяге к «оригинальности поневоле», Пастернак, сочиняя стихи, составившие книгу «Близнец в тучах», искал в поэзии прежде всего одержательности. В автобиографии он в полушутливой, почти озорной форме сам ыразил особенность своей поэтической работы того времени: «Я ничего не выражал, не отражал, не отображал, не изображал».
Человек познает мир через собственную личность, страсть. Человек познает себя через неприложность общего хода вещей. Врачующая неприложность мира — сколько раз писал о ней Пастернак:
На свете нет тоски такой, Которой снег бы не вылечивал. («Январь 1919 года»)
Открытие мира у Пастернака всегда есть восстановление единства мира. В «Охранной грамоте», вспоминая свои ранние годы, Пастернак подробно описал, как рождается поэзия из перебоев жизненных рядов, из взаимодействия одних явлений и чувств — тех, которые забегают вперед, — с другими, которые отстают. В самом начале поэтического пути, в 1912 году, он нашел для выражения своей эстетической позиции очень емкие слова:
И, как в неслыханную веру,Я в эту ночь перехожу,Где тополь обветшало-серыйЗавесил лунную межу,Где пруд как явленная тайна,Где шепчет яблони прибой,Где сад висит постройкой свайнойИ держит небо пред собой.(«Как бронзовой золой жаровень…»).Поэт в зрелые годы напишет:Я понял жизни цель и чтуТу цель, как цель, и эта цель -Признать, что мне невмоготуМириться с тем, что есть апрель,Что дни — кузнечные мехиИ что растекся полосойОт ели у ели, от ольхиК ольхе, железный и косой,И жидкий, и в снега дорог,Как уголь в пальцы кузнеца,С шипеньем впившийся потокЗари без края и конца.Что в берковец церковный зык,Что взят звонарь в весовщики,Что от капели, от слезыИ от поста болят виски.
Идея безусловного приятия мира, основополагающая у Пастернака, — не отвлеченно-умозрительного свойства. Богатство мира
вполне предметно, «подробно» и постигается шаг за шагом.
Есть в «Сестре» стихотворение «Уроки английского», с той же внутренней композицией, открытой настежь — миру, природе.
Используя мотивы шекспировских трагедий, Пастернак запечатлел в нем трагический и торжественный момент, когда от
человека уходит суетность желаний, включая вчера еще самое важное — любовь, когда душа открывается целому творению и
проникается вечностью.
Когда случилось Дездемоне, —
А жить так мало оставалось, —
Не по любви, своей звезде, она —
По иве, иве разрыдалась…
…Когда случилось петь Офелии —
А горечь слез осточертела —
С какими канула трофеями?
С охапкой верб и чистотела.
Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,
Входили, с сердца замираньем,
В бассейн вселенной, стан свой любящий
Обдать и оглушить мирами.
Пастернак почти не писал стихов, которые можно конкретно и уверенно назвать пейзажными. В «Сестре» основные «темы» —
природа, любовь, искусство, — как правило, ен существуют раздельно, дается сложное соединение, сплав из этих «тем».
Природа служит наглядным эталоном естественности и полноты — такой момент в «Сестре» присутствует, но он не подчеркнут;
природа, в сущности, — один из образов, даже синонимов жизни; разветвленная, многослойная метафора «жизнь — сад»
участвует равно в структурной и философско-лирической концепции книги. Восприятие природы у Пастернака неразительно по
точности и проникновению, но природа, будучи самым близким и полным синонимом жизни, не является в этом отношении чем-то
исключительным и единственным. Открытое лирическое чувство (любовь) или мир вещей (вплоть до интерьера) выполняют ту же
роль. Жизнь шире почти каждого из этих образно-тематических рядов, и каждый из них, становясь непосредственным «предметом»
стихотворения, как бы стремится представить и выразить всю жизнь, поэтому они практически взаимозаменяемы и тем более
полно являют жизнь в своей совокупности, взаимопроникновении.
И второе. Тема природы (осознанная именно как тема) почти неотвратимо порождает у поэтов натурфилософские вопросы: о
саморазвитии природы, о начале и конце человека в ней, о стихии и разуме. Между тем самосознание человека — «мыслящего
тростника» — чувство причастности природе и одновременно отделимости от нее — не характерно для Пастернака, точнее — он
не дает этому чувству простора, воли, так или иначе трансформирует его.
Поэтическое восприятие Пастернака позволило «во всем … дойти до самой сути», раскрыть сложные «вечные» темы.
.

Читайте также:
Своеобразие поэтического восприятия Б. Л. Пастернака: сочинение

Анализ стихотворения «Во всём мне хочется дойти…» (Б. Л. Пастернак)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.07.2020 · Обновлено 17.07.2020

Бориса Леонидовича Пастернака многие считают «банальным» поэтом, чьё творчество удивительным образом дошло до наших дней. Но с этим можно поспорить! Его творческое наследие является достоянием русской литературы 20 века. Его произведения читают и перечитывают, но не по указке учителя, а просто так, для себя. Его стихи глубоки, хотя на первый взгляд они просты и незатейливы. Многомудрый Литрекон проанализировал стихотворение Бориса Леонидовича «Во всём мне хочется дойти…» по плану и представляет Вам его разбор.

История создания

Стихотворение «Во всём мне хочется дойти…» было написано в 1956 году. Оно вошло в сборник «Когда разгуляется», который вышел уже после смерти автора, в 1961 году.

После окончания войны начались непростые времена для Пастернака как для писателя. Его творчество называли аполитичным, безыдейным. Сборник стихов «Избранное», который был недавно напечатан, уничтожили, не дав ему увидеть свет. Это действо было связанно с кампанией против космополитизма, начавшейся в 1948 году.

Хрущёвская оттепель 1956 года никакого положительного влияния на сложившуюся ситуацию не оказала. Пастернаковский роман не допускали к печати. Только в стихах поэт мог выразить истинные чувства и мысли, мнение. Цикл стихов «Когда разгуляется» — это поэтические размышления автора о сущности бытия.

«Думаю, дар огромен, ибо сущность, огромная, доходит целиком. Дар, очевидно, в уровень сущности, редчайший случай, чудо…» (М. И. Цветаева о Б. Л. Пастернаке)

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Во всём мне хочется дойти…» однозначно относится к философской лирике. Всё произведение – это цепочка рассуждений автора о творчестве, о жизни. Творчество Пастернака можно охарактеризовать как особо философичное, глубокое.

Борису Леонидовичу выпало пережить две страшные войны, революции, терроры, угнетения со стороны правительства, но даже после этих тягот, ужасов поэт не перестал тонко, чутко реагировать на красоты, дивности мира.

Данное стихотворение некоторые литературоведы относят к такому направлению как соцреализм. По мнению И. В. Сталина, «писатель – инженер человеческих душ», то есть своими произведениями он должен влиять на общество, на его восприятие жизни. «Во всём мне хочется дойти до самой сути» чётко, конкретно выражает главную идею правительства того времени насчет народа! Каждая отдельная личность должна «дойти до самой сути в работе, в поисках пути…», чтобы поднять страну, чтобы улучшить жизнь.

Читайте также:
Быть знаменитым некрасиво (тема поэта и поэзии в творчестве Б. Л. Пастернака): сочинение

Сам же Борис Леонидович, его творчество, стоит на границе между символизмом и футуризмом. Символистских черт в стихотворении не наблюдается, хотя в нём можно обнаружить некоторые символы, которые были употреблены поэтом специально или же случайным образом, что мало вероятно. К футуризму произведение тоже не отнести, так как одной из главных его черт является антиэстетизм, то есть отрицание искусства, как чего-то прекрасного, чего мы не наблюдаем в данном случае.

Размер стихотворения «Во всём мне хочется дойти…» – чередование четырёхстопного и двустопного ямбов. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Во всём мне хочется дойти…» состоит из 10 строф. Композиция его последовательная. Всё произведение можно разделить на 4 смысловые части.

  1. 1 часть – это первые 3-и строфы. Эта часть является концентратом основной идеи произведения. Она состоит из лаконичных, ёмких фраз, указывающих на стремление поэта.
  2. 2-я часть – следующие 3-и строфы. Данная часть начинается с междометия «О», что передает особые, возвышенные чувства автора, его настрой. В этой части поэт будто мечтает, думает о том, что бы он совершил, будь у него способность, навык «во всём доходить до самой сути».
  3. 3-я часть – последующие 3-и строфы. В этих четверостишиях поэт пишет о творчестве, о поэзии как о некоем чудесном саде, который он бы развивал, заботился о нём, будь у него это чудесное насаждение. Дальше автор пишет о стихах, которым бы он подарил «дыханье роз, дыханье мяты…», то есть поэзия здесь – это что-то невидимое, но очень ощутимое, некая атмосфера, обволакивающая читателя.
  4. 4-я часть – последняя строфа. Она является заключением, выводом из всего вышенаписанного.

Образы и символы

Лирическим героем произведения «Во всём мне хочется дойти…» является страстный человек, жизнелюбец, философ. Он – это сам автор, от лица которого ведётся повествование, рассуждение.

Первые три строфы отличаются чёткостью и конкретностью. После их прочтения как такового образа в воображении не складывается, но фразы «до самой сути», «до сущности», «до причин», «до оснований», «до корней», «до сердцевины», «всё время схватывая нить» рисуют в подсознании прообраз истины, подталкивают читателя к пониманию и осознанию всего написанного.

Далее поэт пишет:

«Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.»

Почему именно восемь строк? Цифра 8 – это перевёрнутый знак бесконечности, это символ счастья, возобновления, символ гармонии. Для поэта 8 – это идеальное количество строк, в которые можно вместить суждения о страсти, любви, написать «о беззакониях, о грехах, бегах, погонях, нечаянностях впопыхах, локтях, ладонях…»

Читайте также:
Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика).: сочинение

3-ю часть произведения можно назвать самой поэтичной. Автором создан образ цветущего, благоухающего сада. Сад – это образ идеального мира, а также символ души. Поэт пишет, что он бы «разбивал стихи, как сад», то есть создал бы идеальный мир в своих стихах, своими стихами, «в стихи б я внёс дыханье роз, дыханье мяты», то есть стихи в данной строфе становятся уже более чем организованной художественной речью, они становятся обладателями притягательной силы, аромата, манящего, не отпускающего. В следующей строфе поэт сравнивает своё деяние с деянием Шопена, который, по словам Пастернака, «вложил живое чудо…в свои этюды».

Последняя строфа построена на сравнении всего этого «торжества игры и муки» с «натянутой тетивой тугого лука». Лук со стрелами является символов силы, символом мироздания, ограниченного от хаоса. То есть можно предположить, что способность во всём доходить до самой сути – это спасение от войн, различных разногласий, возможность жить полной, богатой жизнью, не опасаясь гонений и терроров.

Темы, проблемы, настроение

Творчество, любовь, природа – три кита, на которых стоит всё творчество Бориса Леонидовича. Данное стихотворение – это обращение к трилогии данных тем со стороны размышлений о творчестве, о том, какой должна быть «идеальная» поэзия. Основная тема стихотворения «Во всём мне хочется дойти…» — тема поэта и поэзии. Но в то же время все идеалы, изложенные поэтом, можно применить к любой другой деятельности. Он говорит даже не о конкретном деле, а о мировоззрении человека в целом.

Пастернак – это поэт-философ, который никогда не отступал от размышлений на вечные темы, которые на протяжении многих времён успели окаменеть, стать проблемами, к которым с разных сторон часто подходили и подходят различные люди искусства, учёные. Эти проблемы многие пытаются объяснить, разъяснить, разгадать, «разбить». В данном стихотворении мы видим проблему умеренности, экономии своих сил. Автор отрицает принцип золотой середины, утверждая превосходства крайности, порыва, страсти. Своему призванию нужно отдаваться целиком.

Настроение стихотворения «Во всём мне хочется дойти…» можно назвать как возбуждённо-спокойное. Эти два абсолютно противоположных определения очень точно передают колорит произведения.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Во всём мне хочется дойти…» — убеждение автора в том, что поиск истины, стремление к «сердцевине» – это ключевой ингредиент любого удачного дела, это разгадка идеального построения стихотворения, это формула мирной прекрасной жизни.

Первая и последняя строфы являются золотой осью стихотворения.

«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.»

Данное четверостишие является теоремой.

«Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.»

Это четверостишие-равенство, которое является выводом, сделанным из развёрнутого доказательства, описанного в предыдущих строфах. В этом выражается смысл стихотворения «Во всём мне хочется дойти…».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Во всём мне хочется дойти…» перечислены в списке:

  1. Сравнения: «я б разбивал стихи, как сад».
  2. Метафоры: «сердечная смута», «протёкшие дни», «дойти до сути», «до сущности», «до оснований», «до костей», «до сердцевины», «нить судеб, событий», «цвели гуськом, в затылок», «дыханье роз, дыханье мяты», «живое чудо».
  3. Гипербола: «всей дрожью жилок цвели бы липы в них подряд».
  4. Анафора:

«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.»

Во всем мне хочется дойти до самой сути (По лирике Б. Л. Пастернака.): сочинение

Евгений Евтушенко писал: “Пастернак всегда знал себе цену как мастеру, но его больше интересовало само мастерство, чем массовые аплодисменты мастерству. Нобелевский комитет соизволил заметить Пастернака только в момент разгоравшегося политического скандала, а ведь Пастернак заслуживал самой высокой премии за поэзию еще в тридцатых годах. “Доктор Живаго” — вовсе не лучшее из того, что было написано Пастернаком, хотя роман и представляет собой этапное явление для истории русской и мировой литературы”.

Действительно, на весах искусства стихи, написанные доктором Живаго (в смысле — Пастернаком), перевешивают весь роман, настолько они прекрасны.

Читайте также:
Стихотворение Б. Л. Пастернака Про эти стихи (восприятие, истолкование, оценка): сочинение

Никого не будет в доме,

Зимний день в сквозном проеме

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк моховой,

Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого.

Б.Л.Пастернак в своем творчестве отразил многие события. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, вероятно, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, может быть, даже бегством от окружавшей его советской действительности. Он подчеркивал необходимость непрерывной напряженной работы сердца и ума для каждого художника.

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты -т времени заложник,

У верности в плену.

Борис Пастернак родился в семье художника Леонида Пастернака, личности, близкой к таким крупнейшим фигурам русской интеллигенции, как Толстой, Рахманинов, Менделеев. Интеллигентность здесь была не заемной, а являлась самим воздухом семьи. Пастернак в ранней молодости выбирал между музыкой и поэзией. Он выбрал, к счастью для нас всех, второе, несмотря на то что его идол — Скрябин, прослушав музыкальные сочинения юноши, “поддержал, окрылил, благословил”. Может быть, Пастернаку не хватило противодействия.

Начав с бунта формы против классицистов и доходя в кон-центрированности метафор иногда до почти полной непонятности, он постепенно пришел к хрустально-чистому, профильтрованному стиху. И это была подлинная классика, которая всегда выше реминисцентного классицизма. Позднее стихи Пастернака потеряли в плотности, но зато выиграли в чистоте, в отсутствии лишнего. У стиха Пастернака поразительное слияние двух начал — физиологического и духовного. Философия его поэзии не умственно выработанная, а “выбормотанная”. Но, конечно, за этим кажущимся импровизационным полубредом стояла огромная человеческая культура. Бред высочайше образованного, тончайше чувствующего, человека всегда совсем другой, чем бред диктатора или бюрократа.

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

Это стихотворение написано после того, как гениального поэта шайка трусов исключила из продажного Союза писателей. Распорядок собрания был продуман партийными функционерами, мужество проявили те немногие, кто во время голосования воздержался. Против не проголосовал никто. Фарисеи остались фарисеями.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти. Пастернак дошел до “самой сути. до сущности прошедших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины”. Ему повезло, он не был брошен в ГУЛАГ.

“До чего ж мы гордимся, сволочи, что он умер в своей постели”, — писал А.Галич.

Лишенный возможности публиковаться, поэт продолжал творить и встречаться с людьми. Несмотря на все выпавшие на его долю несправедливые испытания и гонения, он оставался самим собой до самого конца. Вот что пишет о встрече с поэтом молодой Е.Евтушенко: “. несмотря на полную, обескуражившую меня обыкновенность в одежде, которой я по неразумию не мог предположить у настоящего, живого гения, Пастернак был поистине необыкновенен в каждом своем движении, когда он, входя, грациозно целовал кому-то ручку, кланялся с какой-то только ему принадлежащей несколько игривой учтивостью. От этой безыскусственной врожденной легкости движений, незнакомых мне прежде в моем грубоватом невоспитанном детстве, веяло воздухом совсем другой эпохи, чудом сохранившейся среди социальных потрясений и войн”.

Пастернак дошел до высшей сути. Он “написал восемь строк // О свойствах страсти”, “О беззаконьях, о грехах, // Бегах, погонях, // Нечаянностях впопыхах, // Локтях, ладонях”. Так некогда Шопен вложил “Живое чудо // Фольварков, парков, рощ, могил // В свои этюды”.

Анализ стихотворения «Во всём мне хочется дойти» Пастернака

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 38.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 38.

Стихотворение “Во всём мне хочется дойти” – одно из тех, которые автор посвятил глубоко волновавшей его теме: роли поэта в обществе. Краткий анализ “Во всём мне хочется дойти” по плану поможет ученикам 7 класса разобраться в сути идеи, вложенной Пастернаком в это произведение. Разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала на уроке литературы.

Читайте также:
Цель творчества - самоотдача (по поэзии Бориса Пастернака): сочинение

Краткий анализ

История создания – произведение написано Пастернаком в 1956 году, всего за четыре года до его смерти. Издано оно уже после его кончины в посмертном сборнике “Когда разгуляется” (1961 год).

Тема стихотворения – формула творчества, возможность достичь совершенства в выбранном занятии и отсутствие пределов для этого совершенства.

Композиция – трёхчастная. Первые три строфы посвящены душевным переживаниями поэта. Следующие три рассказывают о том, какую роль в его творчестве сыграла страсть, и последние четыре – это метафора о возделывании сада и вывод.

Жанр – лирическое стихотворение (вид лирики – философская).

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“сердечная смута”, “протекшие дни”, “живое чудо”.

Метафоры“сущность дней”, “схватывая нить судеб”, “разбивать стихи всей дрожью жилок”, “дыханье роз”, “достигнутого торжества игра и мука – натянутая тетива тугого лука”.

Сравнение“стихи как сад”.

История создания

Стихотворение “Во всём мне хочется дойти” написано в сложный для Пастернака период, когда все литераторы ополчились на него, стали оппонентами. И вот в 1956 году поэт пишет стихотворение-размышление о судьбе творчества. Это произведение было создано именно из раздумий о своей судьбе и сути своего творчества.

При жизни Пастернака оно так и не было опубликовано, впервые появившись перед читателем только в 1961 году в посмертном сборнике его стихов “Когда разгуляется”.

Пастернак всегда много размышлял о творчестве, пытаясь вывести его формулу. И вот в этом произведении он рассматривает составляющие своего творчества, говорит о том, что он стремится к совершенству. И всё же поэт пока не видит себя как по-настоящему талантливого литератора, считает, что ему есть к чему стремиться. И продолжает работать над собой.

Композиция

Состоящее из десяти строф стихотворение разделяется на три части.

Первая – это три строфы, открывающие душу поэта. В них он рассказывает о себе, о том, как именно от живёт и особенно – как творит.

Вторая часть – следующие три строфы – посвящена страсти, которая разгорается между людьми. Эта тема всегда была одной из важных в его творчестве, так что Пастернак отводит ей большое место в этом программном произведении. Его лирический герой – это философ, размышляющий о природе страсти и выделяющий тему любви как одну из главных в литературе.

Третья часть – это завершающие строфы. Проводя сравнение между творчеством и возделыванием сада, поэт, по сути, описывает свои принципы создания стихов. В последней строфе он подводит итог, говоря, что рождённое стихотворение – это и достижение, и тетива, с которой готовы сорваться новые поэтические строки.
Для раскрытия этой идеи поэт использовал свои любимый размер – ямб, в котором в правильной последовательности чередуются двух- и четырёхстопные стихи. Чередуется и рифма – мужская с женской. Благодаря созданному таким образом впечатлению воздушности, кажется, что это произведение – просто мысли вслух.

Пастернак вообще отдавал предпочтение такому виду лирики, как философская, и это произведение философское, написанное в жанре лирического стихотворения. Мы видим мысли и чувства лирического героя, размышляющего о природе творчества, его сути и проблемах.

Средства выразительности

Поэзия Пастернака всегда была метафоричной, не отказался он от использования любимого тропа и на этот раз. Но в стихотворении есть и другие художественные средства:

    Эпитеты – “сердечная смута”, “протекшие дни”, “живое чудо” .

Все они работают на то, чтобы выразить самую суть идей поэта, наиболее ярко и в то же время просто донести до читателя свою душевную смуту и показать степень искренности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: